Меню Рубрики

Школа здоровья для пациентов с анемией доклад

Определение понятия и роль школы здоровья для пациентов с артериальной гипертонией для профилактики осложнений и повышения качества жизни. Этиология, патогенез, источники, симптоматика и стадии артериальной гипертонии. Лечение стресса и ожирения.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Школа для пациентов — это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни.

Школа Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией — является организационной формой профилактического группового консультирования, является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранения.

Медицинская профилактическая услуга — это мероприятия или комплекс мероприятий, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость и направленных на профилактику заболевания, своевременное лечение, оздоровление.[1]

Цель школы артериальный гипертония здоровье ожирение

Школы организуются в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения, поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, кардиологических диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, курортах, санаториях, оздоровительных центрах,

Цель организации Школ — оптимизация, совершенствование и повышение охвата, доступности и качества медицинской профилактической помощи населению, в частности пациентам с артериальным давлением:

повышение информированности пациентов с артериальной гипертонией о заболевании и его факторах риска ;

повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;

формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;

формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов;

формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих ФР (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек);

формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

Основные знания, умения и навыки пациентов после обучения в Школе;

После окончания обучения в школе пациенты должны знать:

причины, симптомы повышения артериального давления и обострений заболеваний (кризов, преходящих нарушений мозгового кровообращения, стенокардии, инфаркта миокарда)

факторы, определяющие риск развития осложнений заболеваний

основы самоконтроля артериального давления

средства доврачебной самопомощи при повышении артериального давления

основы здорового питания, питания при АГ

принципы диеты при ожирении

влияние поведенческих факторов риска на здоровье

основные группы гипотензивных препаратов, показания и основные побочные действия лекарств, понижающих артериальное давление

После окончания обучения в школе пациенты должны уметь:

применять полученные знания для самоконтроля за состоянием здоровья,

проводить самооценку и контроль за уровнем артериального давления т и факторами, влияющими на течение заболевания

следовать назначениям врача, не заниматься самолечением

применять средства доврачебной помощи и самопомощи

контролировать основные факторы риска осложнений

(для курящих) принимать решение бросить курить, уменьшить вред курения на собственное здоровье и здоровье окружающих

контролировать уровень стресса, стрессовое поведение и отношение к нему

использовать все возможное и зависящее от самого пациента для повышения приверженности к лечению, соблюдению рекомендаций врача, оздоровлению.

Гипертоническая болезнь составляет до 90 % всех случаев хронического повышения артериального давления. В экономически развитых странах 18-20 % взрослых людей страдают гипертонической болезнью.

Гипертоническая болезнь возникает обычно в возрасте 30-60 лет, протекает хронически с периодами ухудшения и улучшения.

Стадия I (легкая) характеризуется подъемами АД в пределах 160-180/95-105 мм. рт. ст. Этот уровень неустойчив, во время отдыха постепенно нормализуется. Беспокоят боль и шум в голове, плохой сон, снижение умственной работоспособности. Изредка — головокружение, кровотечения из носа.

Стадия II (средняя) — более высокий и устойчивый уровень АД (180-200/105-115 мм. рт. ст. в покое). Нарастают головные боли и в области сердца, головокружения. Возможны гипертонические кризы (внезапные и значительные подъемы АД). Появляются признаки поражения сердца, центральной нервной системы (преходящие нарушения мозгового кровообращения, инсульты), изменения на глазном дне, снижение кровотока в почках.

Стадия III (тяжелая) — более частые возникновения сосудистых катастроф (инсульты, инфаркты). АД достигает 200-230/115-130 мм. рт. ст., самостоятельной нормализации его не бывает. Такая нагрузка на сосуды вызывает необратимые изменения в деятельности сердца (стенокардия, инфаркт миокарда, сердечная недостаточность, аритмии), мозга (инсульты, энцефалопатии), глазного дна (поражение сосудов сетчатки — ретинопатии), почек (понижение кровотока в почках, снижение клубочковой фильтрации, хроническая почечная недостаточность).(см. таблицу 2)

Главными причинами возникновения гипертонии являются излишняя эмоциональность, душевные переживания, нервные срывы. Именно нервный механизм чаще всего приводит к стабильному высокому артериальному давлению. Причем у человека, заболевшего гипертонической болезнью, артериальное давление резко повышается и сохраняется дольше, даже при незначительных эмоциональных нагрузках, чем у здорового. Постепенно, при последующих повторах повышения давления, длящихся на протяжении многих месяцев и лет, аппарат, регулирующий артериальное давление, привыкает к данной нагрузке, и артериальное давление медленно закрепляется на определенном уровне.

Следующей причиной развития гипертонической болезни служат различные заболевания почек. Практически всегда они вызывают более длительные сдвиги в регуляции артериального давления. При этом в организме задерживается процесс выведения почками поваренной соли (хлорида натрия), и ее избыток ведет к очередному повышению артериального давления.

Избыточная усиленная работа сердца, когда большой объем крови участвует в кровообращении, также приводит к повышению артериального давления и развитию данного заболевания.

Особенно коварно это заболевание в хронической стадии. В этот период устанавливается стабильное высокое артериальное давление (гипертензия), организм привыкает к данной нагрузке, и создается иллюзия благополучия, то есть человек практически перестает испытывать боли и неприятные ощущения и, как следствие, пренебрежительно относится к лечению.

Зная основные механизмы развития гипертонической болезни, можно держать ее в узде. Прежде всего необходимо неукоснительно выполнять врачебные советы, соблюдать упорядоченный режим труда и отдыха, снизить интенсивность эмоционально-нервного напряжения на организм. Этому будет способствовать разумная по темпам и продолжительности физическая нагрузка, особенно после очередного эмоционального напряжения: доступные виды труда и спорта, пешие прогулки. Отдых, требующий больших умственных нагрузок (просмотр телевизора, работа с книгой, настольные игры и тому подобное), не может служить разрядкой для напряженной центральной нервной системы. Нам только кажется, что при просмотре телевизора или чтении мы отдыхаем, но на самом деле это далеко не так, ведь наш мозг продолжает напрягаться, анализируя получаемую информацию.

Программа обучения пациентов.

Программа обучения состоит из цикла структурированных занятий, продолжительностью по 90 минут каждое. Всего в цикл входит 7 занятий. Численность пациентов в группе не более 8-10 человек. Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов. Все занятия хронометрированы, имеют четкие инструкции по ведению.

Пациенты, обучающиеся в Школе, обеспечиваются Дневником пациента, который является неотъемлемой частью процесса обучения и содержит справочный материал, необходимый для пациентов в процессе обучения и в дальнейшем.

Что надо знать об артериальной гипертонии?

1.Информирование пациентов о заболевании и факторах, влияющих на развитие заболевания, осложнения и прогноз;

2.Обучение пациентов самоанализу индивидуальных ФР и составлению плана оздоровления;

3.Обучение пациентов методике измерения артериального давления (АД) и самоконтролю.

Что такое артериальное и какой его уровень принято считать нормальным.

При сокращении сердца кровь выталкивается в сосуды, по которым продвигается к тканям организма, чтобы снабдить их питательными веществами и кислородом.

Артериальное давление — это сила, с которой поток крови давит на сосуды. Величина артериального давления зависит от многочисленных факторов: силы, с которой сердце выбрасывает кровь в сосуды, количества крови, выталкиваемой в сосуды, эластичности сосудов, определяющей сопротивление потоку крови, регуляции тонуса сосудов со стороны центральной и периферической нервной системы, содержания и концентрации различных компонентов, гормонов и пр.

Артериальное давление есть у каждого человека, так как, без него кровь не могла бы циркулировать по Вашему телу и доставлять кислород и питательные вещества, необходимые для работы внутренних органов и поддержания жизнедеятельности организма.

Во время сокращения сердца (систолы) развивается максимальное давление в артериях — систолическое, во время расслабления сердца (диастолы) давление уменьшается, что соответствует диастолическому давлению.

Артериальное давление подвержено колебаниям даже в норме у здорового человека. Оно снижается в покое, во время сна, резко повышается в утренние часы, а также повышается при волнении, физических и других нагрузках, при курении.У здорового человека эти факторы приводят только к незначительным колебаниям артериального давления, которое быстро возвращается к исходному уровню. У больных артериальной гипертонией наблюдаются резкие колебания артериального давления. Давление должно быть ниже 140 мм рт. ст., а нижнее (диастолическое) АД — ниже 90 мм рт. ст. независимо от возраста и пола.

Что такое артериальная гипертензия?

Артериамльная гипертемнзия — стойкое повышение артериального давления от 140/90 мм рт.ст. и выше.

Наиболее частые жалобы больных при повышении артериального давления.

Головные боли, часто пульсирующего характера в затылочной области, головокружение, мелькание «мушек» перед глазами, плохой сон, раздражительность, нарушения зрения, боли в области сердца. Головные боли — самая распространенная жалоба пациентов. Однако причина их возникновения может быть различной и не обязательно связана с повышением артериального давления.

«Органы-мишени» при артериальной гипертонии

Гипертрофия левого желудочка ,хроническая сердечная недостаточность ,поражение сосудов ,поражение головного ,поражение почек.

Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?

* информирование пациентов об основных принципах здорового питания

* информирование пациентов об особенностях питания при АГ

* обучение пациентов методике расчета энергетической сбалансированности пищевого рациона

* обучение пациентов самоанализу собственных ФР, связанных с привычками и характером повседневного питания и рациональному составлению индивидуального плана оздоровления

Каким должно быть питание здорового человека?

Рациональное питание — это своевременное и правильно организованное обеспечение организма оптимальным количеством пищи, включающей энергию и пищевые вещества в необходимом количестве и в правильном соотношении.

Понятие «правильное питание» начали использовать в 90-е годы. Суть его заключается в том, что питание должно удовлетворять потребности организма в энергии и пищевых веществах, способствовать профилактике хронических заболеваний человека, сохранению здоровья и долголетия. Понятие «здоровое питание» включает в себя рациональное питание, но дополняет его, рассматривая пищу как серьезный фактор профилактики или риска сердечно-сосудистых, онкологических, гипертонии, остепороза, сахарного диабета и других заболеваний современного человека. Принципиальных различий между понятиями «рациональное» и «здоровое» питание не существует.

Питание и артериальное давление.

2.Содержать достаточное количество белка

3.Содержать мало жира, при оптимальном соотношение животных и растительных

4.Содержать мало простых и достаточно сложных углеводов

5.Содержать достаточное количество овощей и фруктов

6. Содержать мало поваренной соли

Ожирение и артериальная гипертония.

* информирование пациентов о критериях оценки избыточной массы тела и ожирения;

* информирование пациентов об основных принципах питания для профилактики избыточной массы тела и ожирения;

* информирование пациентов об основных принципах питания для профилактики избыточной массы тела и ожирения;

* информирование пациентов об особенностях питания при АГ и ожирении;

* обучение пациентов принципам сохранения энергетической сбалансированности пищевого рациона, включая повышение повседневной физической активности

Ожирение — это болезнь обмена веществ.

Это — расстройство энергетического обмена,

когда энергетическая ценность рациона питания превышает энерготраты человека. Оно связано главным образом с особенностями питания и малоподвижным образом жизни современного человека, но могут иметь значение и обмен веществ человека, состояние его нервной и эндокринной систем.В развитии ожирения принимают участие ряд факторов внешнего и внутреннего характера, которые вызывают существенные изменения в регулировании инстинкта пищевого поведения.

Почему нарушается характер питания при ожирении?

Дело в том, что чувство голода (аппетит) досталось человечеству от его предков в виде одного из основных биологических инстинктов. В процессе борьбы за существование определенное преимущество получали те люди, которые имели повышенный аппетит. Таким образом, в процессе эволюционного развития это качество передавалось по наследству и за-

креплялось в потомстве. Теперь же «повышенный аппетит» потерял свой биологический смысл, а в связи с ростом производства рафинированных продуктов потребления он стал врагом человека, «виновником» его систематического или несистематического переедания.

Регулируя свой режим питания и лимитируя свой рацион только лишь аппетитом, современный человек нарушает принципы разумного питания и подвержен не только ожирению, но и многим другим болезням «обмена веществ»: атеросклерозу, подагре, диабету, желчекаменной, мочекаменной болезни и др.

Занятие № 4. Физическая активность и здоровье.

* Формирование у пациентов с АГ и членов их семей мотивации к повышению физической активности через, повышение информированности пациентов о роли и значении физической активности (ФА) для здоровья человека, для функционирования сердечно-сосудистой системы и обучение методам повышения физической активности и контроля интенсивности физических нагрузок

Читайте также:  Железный привкус во рту при анемии

Что такое физическая активность?

Физическая активность — это совокупность различных моделей поведения человека,«движение тела при помощи мышечной силы, сопровождающееся расходом энергии», измеряется степенью превышения расхода энергии над основным обменом веществ .

Бурное развитие современных технологий в последнее столетие резко снизило уровень физических нагрузок современных людей. В связи с развитием интенсивной механизации,компьютеризацией большинства отраслей, малоподвижный образ жизни стал обычным явлением современной жизни. В то же время результаты научных исследований убедительно доказали, что низкая физическая активность наряду с курением, избыточной массой тела, повышенным содержанием холестерина в крови способствует повышению артериального давления и развитию других заболеваний, таких, как ишемическая болезнь сердца и инсульт, сахарный диабет и остеопороз. Таким образом, физическая активность, реализуемая в режиме оздоровления может снизить как общую смертность, так и, главным образом, смертностьот сердечно-сосудистых заболеваний, а также повысить качество жизни занимающихся.

Повысить повседневной физической активности

Многие недомогания и заболевания, в том числе и артериальная гипертония, связаны с недостаточным уровнем тренирующей двигательной активности. С другой стороны, многимлюдям, в силу разных причин, трудно сразу приступить к тренирующим занятиям оздоровительной физкультурой. Чтобы выработать положительную мотивацию и хотя бы встать на путь дальнейшего оздоровления, следует увеличить повседневный уровень двигательной активности.Это понятие с точки зрения профилактики заболеваний и укрепления здоровья включает в себя привычку заниматься систематическими тренировками и увеличивать повседневную физическую активность за счет выполнения физических нагрузок бытового характера. С целью достижения оптимальной повседневной физической активности рекомендуется:

а )отказаться по возможности от общественного наземного транспорта и частично — лифта, ходить пешком

б )заниматься утренней гигиенической гимнастикой и гимнасткой в тренирующем режиме

в )начать регулярные занятия каким-либо видом оздоровительной физкультуры (ходьба, плавание, велосипед, лыжи, медленный бег и т.д.)

г ) заниматься физическим трудом (работа на приусадебном участке и пр.)

д ) играть в подвижные игры (волейбол, бадминтон, теннис и т.д.).

Начинать нужно осторожно, поэтапно и постепенно. Например, ежедневно выполнять комплекс, который хоть и не обладает тренирующим эффектом, но отвечает гигиеническим целям. 15 минут упражнений утром повысят настроение, более плавно переведут организм из состояния сна в состояние дневного бодрствования, снимут сонливость. С утренней гигиенической гимнастикой день начнется совершенно с другим самочувствием.

Далее, идя по пути увеличения повседневной физической активности, можно заменить подъем на лифте ходьбой по лестнице, сначала до появления одышки; далее — постепенно увеличивая нагрузку. Поездку в душном автобусе заменить ходьбой. И Вы увидите, что ваше давление нормализуется, а настроение и сон улучшаются. Дома во время приготовления ужина или во время другой домашней работы полезно включить музыку и подвигаться, имитируя танцевальные движения, и не прекращая основного занятия. И тогда, может быть, через какое-то время вам захочется серьезно и эффективно заняться физкультурой.

Занятие № 5. Курение и здоровье (занятие для курящих)

Формирование у пациентов с АГ и членов их семей мотивации к оздоровлению и отказу от курения через осознанное, индивидуально ориентированное информирование (о влиянии курения табака на здоровье человека, влияние отдельных компонентов табачного дыма на различные органы и системы, в частности на сердечно-сосудистую систему; об особенностях «активного» и «пассивного» курения) и обучение (самоанализу причин и факторов курения, «почему человек курит?»; самооценке типа курительного поведения, степени табачной зависимости, стадии курения, готовности к отказу от курения; выбору способа и метода отказа от курения).

«Курительное поведение» — комплексная характеристика индивидуальных особенностей поведения курящего, причины курения, характера курения и т. д., позволяющая наряду с другими характеристиками (возраст, пол, стаж и интенсивность курения, стадия курения, микросоциальная среда, психологическая готовность к отказу от курения) выбрать наиболее приемлемый подход к лечению табакокурения в каждом конкретном случае.

Влияние курения на индивидуальное здоровье

Известно, что всасываемость большинства веществ со слизистой полости рта может быть по своей скорости попадания в кровь сопоставима с внутривенным введением. Табачный дым содержит компоненты, которые, всасываясь уже со слизистой полости рта, значительно уменьшают насыщение крови кислородом.

При преобладании поражений периферических сосудов развивается сосудистая недостаточность кровоснабжения сосудов ног, что на фоне постоянной потребности в выполнении нагрузок (ходьба, бег) приводит к возникновению перемежающейся хромоты — заболевания, значительно ограничивающего трудоспособность человека и очень часто на своей финальной стадии развития приводящего к гангрене конечностей. Нередко в таких случаях требуется ампутация для спасения жизни больного.

В первую очередь мозговая ткань и вся нервная система страдают от хронического кислородного голодания — это головные боли, головокружение, снижение работоспособности, утомляемость, ухудшение усвоения нового, что особенно свойственно подрастающему организму.

Поражение верхних дыхательных путей, трахеи, гортани, бронхов и легких связано со всем многообразием негативного влияния табакокурения: прямое и непрямое токсическое и канцерогенное, контактное канцерогенное и органоспецифическое канцерогенное действие, высокая температура табачного дыма и др.

* повышение знаний пациентов с АГ о природе стресса, стрессорах, управляемых и неуправляемых факторах стресса.

* информирование пациентов о эмоционально- и проблемно ориентированных методах преодоления стресса.

* обучение пациентов методам самооценки уровня стресса и управления стрессом.

* обучение методам преодоления стресса, связанного с поведенческими привычками, влияющими на здоровье.

Что такое «стресс». Природа стресса

СТРЕСС — это обычное и часто встречающееся явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Проблему для здоровья создает чрезмерный стресс. Стресс является естественной частью человеческого существования, однако необходимо научиться различать допустимую и безвредную для здоровья степень стресса. Нулевого стресса не бывает.Стресс характеризуется психологическим и физиологическим напряжением.К психологическим (психическим) реакциям и признакам стресса относится широкий спектр реакций как ярко эмоционально окрашенных, так и «немых», замкнутых, депрессивных реакций , снижения интереса к межличностному общению, сексу, «уход в себя» К физиологическим признакам стресса могут быть отнесены также множественные соматические и физиологические проявления — мигрень, язвы, дерматиты, гипертония, боли в спине, суставах, одышка («астма»), боли в сердце, боли различной локализации.

Стресс может быть вызван самыми разнообразными факторами окружения, быта, работы, а также личными факторами, с которыми мы встречаемся постоянно в различных жизненных ситуациях. Специальные исследования показывают, что положительные жизненные ситуации могутвызвать такой же или даже больший стресс, как и отрицательные. Очень важно, как человек их для себя оценивает и как он на них реагирует. Важна правильность постановки проблемы — не избавление от стресса, а обучение адекватному преодолению стресса, управлению стрессовой реакцией.

Занятие 7. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии. Как повысить приверженность к лечению?

Цель: повышение знаний пациентов с АГ об основах медикаментозного лечения, формирование активного осознанного их отношения к приему медикаментов для повышения приверженности к лечению.

Принципы лекарственной терапии

1.Применять низкие дозы антигипертензивных средств на начальном этапе лечения, начиная с наименьшей дозировки препарата с целью уменьшить неблагоприятные побочные эффекты. Если имеется хорошая реакция на низкую дозу данного препарата, но АД все еще неадекватно, целесообразно увеличить дозировку этого препарата при условии его хорошей переносимости.

2.Использовать эффективные комбинации низких и средних доз антигипертензивных препаратов с целью максимального снижения АД при хорошей переносимости. При недостаточной эффективности первого препарата предпочтительнее добавление малой дозы второго препарата, чем повышение дозировки исходного. Перспективно использование фиксированных комбинаций препаратов в низких дозировках.

3.Проводить полную замену одного класса препарата на другой при низком эффекте или плохой переносимости без увеличения его дозировки или добавления другого лекарства.

4. Применять препараты длительного действия, обеспечивающие эффективное снижение АД в течение 24 часов при однократном ежедневном приеме. Это снижает вариабельность АД в течение суток за счет более мягкого и продолжительного эффекта, а также улучшает приверженность больного к лечению.

5. Комбинировать антигипертензивные препараты с препаратами, корригирующими другие факторы риска, прежде всего с дезагрегантами, гиполипидемическими и гипогликемическими препаратами .

При любом виде профессиональной деятельности важна оценка проводимой работы (оказания помощи и пр.) по комплексу параметров. Наиболее простая оценка — введение статистических форм регистрации и отчетности, которая как правило, дает характеристику количественной стороне деятельности.

В отношении профилактической работы такой оценки недостаточно. Сложности самой сути оказания населению профилактической помощи, особенно в условиях новых форм финансирования (бюджетное, страховое, частное), сочетанного финансирования очень важно формировать подходя к оценке качества оказания профилактической помощи.

Школы здоровья как одна из медицинских профилактических услуг может стать моделью к развитию нового направления в практике профилактической медицинской помощи — оценке качества медицинской профилактической помощи.

В данном организационно-методическом письме на примере Школ Здоровья впервые предлагаются новые подходы к оценке качества профилактической помощи населению, основанные на принципах реформирования здравоохранения:

1.Ориентация на первичную помощь — Школы Здоровья предлагается развивать прежде всего в первичном звене здравоохранения

2.Ориентация на потребность населения и удовлетворение этой потребности — Школы Здоровья направлены на формирование (через информирование) у пациентов и лиц с факторами риска артериальной гипертонии осознанного отношения и мотивации к сохранению здоровья (формирование осознанной потребности), умений самопомощи и повышения приверженности к лечению

3.Партнерство между медицинскими работниками и пациентами в совместной профилактической направленности действий — программа Школ Здоровья ориентирована на интерактивный процесс обучения, что способствует повышению медицинской активности пациентов, являющейся основой партнерских отношений «медицинский работник -пациент»

4.Оказание профилактической помощи населению на основе принципов медицины, основанной на доказательствах — программа обучения в Школе Здоровья содержит информацию и формы обучения, рекомендуемые руководствами и рекомендациями, вытекающими из доказательных научных программ, передового отечественного и зарубежного опыта.

В соответствии с целями организации и обучения в Школе (см. выше) оценку Школ Здоровья рекомендуется проводить на разных уровнях:

2.На уровне медицинской сестры, проводящей обучение

3.На уровне учреждения здравоохранения

4.На уровне территории (регион)

Оценка объема, полноты и качества профилактической медицинской помощи на примере Школ Здоровья оценивается по данным

* официальной медицинской статистики,

Оценка объема и полноты профилактической помощи в Школах Здоровья

Показатели объема и полноты:

1 )оцениваются в течение первого года введения новой формы профилактической помощи (Школ Здоровья)

А) количество пациентов с артериальной гипертонией, обученных в Школе (на территориальном, цеховом и пр. участке, в учреждении, на территории)

Б) % обученных пациентов из числа зарегистрированных (на территориальном, цеховом и пр. участке, в учреждении, на территории)

В) % обученных пациентов из числа впервые выявленных в данном году (на территориальном, цеховом и пр. участке, в учреждении, на территории)

Г) % пациентов, прошедших полный цикл обучения (на территориальном, цеховом и пр. участке, в учреждении, на территории)

2) оцениваются, начиная со 2-3 года

А)динамика охвата пациентов обучением из числа зарегистрированных (на территориальном, цеховом и пр. участке, в учреждении, на территории

Б) динамика охвата пациентов обучение из числа впервые выявленных (на территориальном, цеховом и пр. участке, в учреждении, на территории)

В)динамика охвата пациентов полным курсом обучения(на территориальном, цеховом и пр. участке, в учреждении, на территории)

Критерии оценки объема и полноты.

Оценка объема и полноты оказания профилактической медицинской помощи проводится на уровне медицинского работника (участка), учреждения и территории (региона).В настоящее время критерии оценки объемов и полноты оказания профилактической помощи пациентам с артериальной гипертонией в Школах Здоровья находятся в стадии разработки. Нет стандартов и эталонов этих показателей. Поэтому, основываясь на современном взгляде на проблему и степень ее разработки, можно рекомендовать в качестве критерием оценки объема и полноты проводить самоконтроль: оценивать перечисленные выше показатели в динамике и формировать местные (региональные) характеристики достигаемых уровней показателей объема и полноты.

Информация о работе Школ Здоровья в учреждениях включена в отчетные формы, как указано выше. Эти данные необходимо собирать и анализировать помимо отделов медицинской статистики и в территориальных центрах медицинской профилактики, координирующих профилактическую деятельность на территории. Сравнение этих показателей в динамике, сопоставление результатов по отдельным учреждениям региона позволит иметь представление о распространении и полноте охвата населения такой формой профилактической работы как Школы Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией.

Оценка качества профилактической медицинской помощи в Школах Здоровья.

Качество профилактической медицинской помощи пациентам с АГ — это выполнение профессиональных медицинских стандартов, национальных рекомендаций и соответствие оказанной профилактической помощи индикаторам оценки качества.

Оценка качества обучения в Школах является в настоящее время наименее разработанным, но наиболее важным аспектом оценка Школ.

Исходя из этих положений индикаторами качества профилактической помощи (Школ Здоровья) должны стать те, которые в современных условиях предлагаются в качестве индикаторов качества медицинской помощи в целом.

Индикаторы качества профилактической медицинской помощи, в том числе в Школах Здоровья — это совокупность характеристик, подтверждающих соответствие целей обучения имеющимся потребностям пациентам, его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологий.

Читайте также:  Анализ крови при анемии у женщин после 50 лет

Основными индикаторами качества профилактической медицинской помощи в Школе Здоровья являются :

1.Адекватность — соответствие программы обучения пациентов, форм и методов обучения достижению поставленных целей.

2.Действенность — сила воздействия обучающей программы в Школе и степень достижения поставленной цели обучения.

3.Эффективность — величина, при которой программа обучения достигает цели улучшения состояния здоровья (медицинская, социальная и экономическая эффективность)

4.Результативность — достижение изменений в состоянии здоровья пациентов и их поведения в результате обучения.

5.Оптимальность — соответствие программы обучения в Школе современным основам доказательной профилактической кардиологии и стандартам.

6.Преемственность и непрерывность — реализация программ обучения в Школах и обеспечение взаимодействия между медицинскими специалистами различного профиля.

7.Удовлетворенность — соответствие программы обучения в Школе, психологических и организационных основ процесса обучения ожиданиям (пациента и врача)

8.Законность — соблюдение Конституционных прав, Законодательных основ РФ об охране здоровья, международных актов

9.Доступность — возможность получения пациентом с АГ обучения в Школе Здоровья в удовлетворяющих его условиях (временных, территориальных, экономических и пр.).

Артериальная гипертония — одно из самых распространенных сердечно-сосудистых заболеваний. Около половины случаев инфаркта миокарда и около 80% случаев инсульта связаны с повышенным АД.

По данным эпидемиологических исследований, около 40% россиян имеют повышенное АД, однако только каждый третий больной знает о своем заболевании, что ведет к недостаточной адекватности лечения и повышенному риску осложнений. Известно, что артериальная гипертония долгие годы протекает бессимптомно и одним из первых проявлений заболевания, к сожалению, может быть опасное для жизни осложнение (инфаркт, инсульт). Особенностью артериальной гипертонии является то, что большинство больных имеют небольшое повышение АД, и порой интенсивного медикаментозного лечения не требуются. Однако у таких больных эффективными методами лечения и успешного контроля повышенного АД являются немедикаментозные меры коррекции основных факторов риска, негативно влияющих на прогноз. Таких факторов множество, однако наибольшее значение с позиции профилактики имеют факторы риска, методы контроля которых хорошо научно обоснованы, апробированы и показали свою эффективность. Анализируя отечественный и зарубежный опыт, в настоящее время можно твердо говорить о факторах риска поведенческого характера, которые управляемы и зависят от воли и усилий самого пациента.

Какова медицинская эффективность обучения пациентов в Школе здоровья?

Внедрение школ для пациентов с артериальной гипертонией в реальную практику позволяет уже в течение одного года получить значительную медицинскую и социально-экономическую эффективность этой новой организационно-функциональной модели профилактической деятельности. Есть данные, что в результате обучения пациентов и формирования партнерства между врачом и пациентом в лечебном процессе вдвое увеличилась частота достижения целевого уровня АД у пациентов (с 21% до 48%). Достоверно уменьшилось число пациентов с ожирением (на 5,4%), с умеренной и выраженной гиперхолестеринемией (на 39%), снизилось число курящих (на 52%).Достоверно сократилось число больных, злоупотребляющих жирами, углеводами и солью. Уменьшилась доля пациентов с ипохондрическими и депрессивными проявлениями, с высоким уровнем стресса. Существенно изменились установки пациентов и отношение к здоровью: улучшилась мотивация больных на выполнение профилактических рекомендаций; снизилось число больных, считающих действия медицинского персонала неэффективными; экономический фактор перестал считаться главным препятствием для выполнения рекомендаций врача по оздоровлению.

Распространенность артериальной гипертонии. Концепция лечения на основе определения уровня давления, курсового лечения и рабочего давления. Цели лечения артериальной гипертонии. Медикаментозное и не медикаментозное лечение пациентов. Целевые уровни АД.

презентация [1,3 M], добавлен 20.02.2011

Организация сестринского ухода в кардиологическом отделении, принцип работы школы здоровья для больных с артериальной гипертонией. Организация лечебно-профилактической помощи в кардиологическом отделении стационара, отношение пациентов к своему здоровью.

курсовая работа [1,4 M], добавлен 22.09.2011

Разработка тактики ведения пациентов с повышенным артериальным давлением. Роль избыточного употребления поваренной соли, перманентного психоэмоционального стресса и ожирения в развитии артериальной гипертензии. Рекомендации по изменению образа жизни.

статья [38,4 K], добавлен 14.08.2014

Изучение суточного ритма артериальной гипертензии у пациентов. Сочетание артериальной гипертензии и сахарного диабета как основная причина смертности пациентов от сердечно-сосудистых осложнений. Характер суточного мониторирования артериального давления.

отчет по практике [54,9 K], добавлен 02.10.2014

Немедикаментозное лечение артериальной гипертензии: нормализация сна, рациональное питание, отказ от курения, предотвращение стрессов. Вторичная профилактика гипертонии у пациентов, у которых артериальная гипертензия установлена как диагноз, ее цели.

презентация [324,3 K], добавлен 04.05.2014

Определение и международная классификация артериальной гипертензии. Скрининг по выявлению факторов риска развития артериальной гипертензии у детей школьного возраста, а также среди взрослого населения. Информационная профилактика болезней кровообращения.

курсовая работа [309,7 K], добавлен 19.02.2015

Этиология и патогенез гипертонической болезни, клиническая картина артериальной гипертонии. Основные принципы лечения больных: диета, нетрадиционные методы, физические упражнения. Физическая реабилитация пациентов на стационарном и поликлиническом этапе.

курсовая работа [88,2 K], добавлен 05.03.2012

Артериальная гипертония и холестерин. Обмен холестерина в организме. Влияние режима питания на его синтез. Роль употребления поваренной соли в развитии артериальной гипертонии. Правила измерения артериального давления. Методы диагностики гипертонии.

реферат [53,7 K], добавлен 28.04.2016

Сущность и главные причины артериальной гипертонии. Субъективные проявления заболевания. Течение и опасные осложнения артериальной гипертонии. Принципы профилактики и лечения заболевания. Связь артериального давления с психическим состоянием человека.

реферат [25,7 K], добавлен 16.01.2011

Анализ динамики патологического процесса у больного артериальной гипертонией. Развитие внутриклубочковой гипертензии. Соотношение распространенности артериальной гипертонии в популяции и ее эффективного контроля. Влияние бисопролола на липидный обмен.

презентация [10,1 M], добавлен 21.09.2013

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Роль медицинской сестры в реализации программ Школ здоровья

В амбулаторно-поликлинических учреждениях

Исполнитель: Иконникова Анастасия

Руководитель: Пархоменко Татьяна Борисовна

главная медицинская сестра МБУ «ЕКДЦ»

Глава 1. О Школе здоровья

1.1 Положение, структура, организация Школ здоровья

1.2 Методика проведения занятий в Школе здоровья

1.3 Местоположение Школ Здоровья город Екатеринбург

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Список литературы

Актуальность: наиболее из перспективных направлений в профилактике и лечении неинфекционных заболеваний для достижения контроля над основными проявлениями заболеваний и предупреждения осложнений является обучение пациентов в форме Школ здоровья.

Показатели здоровья и уровня знаний населения, в целом, находятся на неудовлетворительном уровне. Среди причин, негативно отражающихся на состоянии здоровья населения, большое влияние оказывает снижение качества жизни большей части населения (низкий уровень заработной платы, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания и т.д. ), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.

Учитывая, что здоровье человека в большей частности определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, одним из приоритетных направлений деятельности в охране здоровья является формирование у людей навыков здорового образа жизни, и полезных навыков для в жизни в целом, увеличение уровня санитарно-гигиенической культуры.

Хорошо спланированные и организованные мероприятия по формированию здорового образа жизни среди населения в Школах Здоровья способствует снижению заболеваемости и смертности. Сохраняется высокая потребность в обучении пациентов с артериальной гипертонией, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, пациентов, желающих отказаться от курения, а также будущих родителей.

Цель: оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.

— обучение пациентов по типовым программам;

— контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у обученных в Школе здоровья;

— оценка организации и качества обучения в Школе здоровья;

Объект: роль медицинской сестры в амбулаторно-поликлинических учреждениях

Предмет: реализация программ Школ здоровья

Глава 1. О Школе здоровья

1.1 Положение, структура, организация Школ здоровья

Школа здоровья – организационная форма группового консультирования, гигиенического обучения и воспитания, являющаяся комплексной медицинской профилактической услугой.

Школа здоровья создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе кабинета (отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория-профилактория, санатория.

Школа организуется приказом главного врача учреждения здравоохранения для каждого вида Школ в рамках штатного расписания. В приказе утверждается руководитель Школы, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе, график проведения Школы на год.

Занятия в Школе имеют право проводить медицинские работники, в т.ч. врач, фельдшер, инструктор по гигиеническому воспитанию, медицинская сестра, имеющие документ о прохождении цикла тематического усовершенствования, дающего право на обучение пациентов. Периодичность обучения на цикле тематического усовершенствования – не реже 1 раза в 5 лет. Ответственность за подготовку специалистов для проведения Школ несет руководитель ЛПУ.

В Школу для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями направляются пациенты с неосложненным течением:

— бронхиальной астмой вне выраженного обострения;

— сахарным диабетом 2 типа без инсулинопотребности и в отсутствие декомпенсации заболевания.

А так же: — для психологической подготовки семьи к рождению ребенка направляются женщины во 2–3 триместре беременности.

— курящие пациенты направляются желающие бросить курить.

Рекомендуемая численность пациентов в группе – 10–12 человек. Пациенты направляются на занятия в Школе лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля. Обучение по групповой методике не проводится больным со значительной потерей зрения, слуха, с интеллектуально-мнестическими и эмоционально-психическими расстройствами.

Цикл обучения в Школе для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и в Школе психологической подготовки семьи к рождению ребенка включает в себя 5 занятий по 90 минут. В амбулаторно-поликлиническом учреждениях, рекомендуемая частота занятий – 1–2 раза в неделю.

Цикл обучения в Школе для желающих бросить курить составляет 2 занятия по 145 минут с периодичностью – 1–2 занятия в неделю и телефонное консультирование (160 минут).

Организационные модели Школы здоровья могут включать две схемы:

– обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист;

–обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации. В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог.

Анализ деятельности и контроль качества обучения пациентов в Школе осуществляется руководителем Школы. Отчет о работе Школы ежегодно предоставляется в период сдачи годового статистического отчета ЛПУ в форме № 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении» и в форме «Сведения о деятельности ЛПУ по медицинской профилактике», утвержденной приказом Министерства здравоохранения Свердловской области № 856-п от 17.09.2007 г.

Обязательное оборудование Школы:

— помещение для занятий площадью 4 м2 на 1 место, не менее 24 м2 ;

— столы и стулья в количестве 15 штук;

— доска, мелки, бумага, фломастеры, ручки, карандаши;

— информационные материалы для пациентов (дневники, памятки, буклеты, плакаты и др.).

Дополнительное (желательное) оборудование Школы:

— проектор (мультимедиа), компьютер, экран;

— принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;

— аудио- и видеоаппаратура и аудио- и видеоматериалы;

Обязательное оснащение в зависимости от профиля Школы:

— Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией – тонометры – не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; препараты для лечения гипертонического криза (каптоприл, клонидин) и приступа стенокардии (нитроглицерин).

— Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой – пикфлоуметры – не менее 5, мундштуки (загубники) картонные одноразовые; различные формы доставки лекарственных препаратов – дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер.

— Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом 2 типа – визуальные тест-полоски для определения сахара в крови и/или глюкометр с тест-полосками, скарификаторы (ланцеты) автоматические одноразовые стерильные, салфетки спиртовые для инъекций одноразовые, ватные шарики; тонометры – не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; продукты (или упаковки от продуктов), содержащие легкоусвояемые углеводы (кусочки сахара, сладкие напитки, фруктовые соки), препарат, содержащий глюкагон.

— Школа психологической подготовки семьи к рождению ребенка – кукла, набор пеленок.

— Школа для желающих бросить курить – газоанализатор окиси углерода в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина или смокелайзер, загубники картонные одноразовые.

1.2 Методика проведения занятий в Школах здоровья

1. Для пациентов с артериальной гипертонией:

Обучение пациентов с артериальной гипертонией (АГ) в Школе здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» — 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.015.01:

Читайте также:  Мегалобластическая анемия при недостатке витамина

04 – медицинские услуги по профилактике;

01 – Школа для больных с АГ.

Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля АГ.

Занятие 1. Что надо знать об артериальной гипертонии?

Занятие 2. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?

Занятие 3. Физическая активность и здоровье.

Занятие 4. Стресс и здоровье.

Занятие 5. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии.

2. Для пациентов с бронхиальной астмой:

Обучение пациентов с бронхиальной астмой (БА) в Школе здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» — 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.037.03:

04 – медицинские услуги по профилактике;

03 – Школа для больных бронхиальной астмой

Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля бронхиальной астмы.

Занятие 1. Что такое бронхиальная астма?

Занятие 2. Причины развития бронхиальной астмы. Пикфлоуметрия.

Занятие 3. Лечение бронхиальной астмы.

Занятие 4. Обострение бронхиальной астмы. Как контролировать болезнь?

Занятие 5. Контроль полученных знаний, навыков и умений.

3. Для пациентов с сахарным диабетом 2 типа:

Обучение пациентов с сахарным диабетом 2 типа (СД) в Школе здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» — 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.012.01:

04 – медицинские услуги по профилактике;

01 – Школа для больных с сахарным диабетом.

Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля сахарного диабета 2 типа.

Занятие 1. Что надо знать о сахарном диабете 2 типа?

Занятие 2. Самоконтроль при сахарном диабете 2 типа.

Занятие 3. Питание при сахарном диабете 2 типа.

Занятие 4. Физическая активность при сахарном диабете. Медикаментозная терапия при сахарном диабете 2 типа.

Занятие 5. Осложнения сахарного диабета.

4. Для психологической подготовки семьи к рождению ребенка:

Обучение беременных женщин и их семей в «Школах здоровья» является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» — 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.001.03:

04 – медицинские услуги по профилактике;

001 – акушерство и гинекология;

Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященным основным наиболее важным вопросам периода беременности и родов.

Занятие 1. Изменения в организме женщины, связанные с беременностью.

Занятие 2. Психологические особенности женщины в период беременности и родов. Послеродовые психологические кризисы.

Занятие 3. Роды. Возникновение и подавление боли в родах.

Занятие 4. Грудное вскармливание. Питание женщины во время беременности и кормления грудью.

Занятие 5. Ребенок первого года жизни.

5. Для желающих бросить курить:

Полный цикл включает 2 занятия по 145 минут, телефонное и индивидуальное консультирование (160 минут).

Занятие 1. Курение и здоровье.

Занятие 2. Как отказаться от табачной зависимости.

1.3 Местоположение Школ Здоровья город Екатеринбург

Здоровье человека — одна из первостепенных тем человечества. К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим пациента, беречь и укреплять свое здоровье, если мы не будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то мы не вправе надеяться, что будущее будет более здорово и развито.

Школы здоровья – это реальный шанс научиться приносить пользу своему здоровью. Здесь подробно расскажут о факторах риска неинфекционных заболеваний, а также научат практической профилактике, с радостью ответят на любые вопросы, касающиеся здоровья, причем не только физического, но и психологического. Здесь можно не только получить исключительно полезные знания о своем здоровье, даются индивидуальные заключения и рекомендации. но и пообщаться с новыми интересными людьми. Образование в школе здоровья — процесс и результат усвоения пациентом систематизированных навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения, познавательных процессов, основанных на ценности здоровья.

С помощью определения цели, задач и тематик школы здоровья, работа должна быть организована таким образом, чтобы все пациенты имели возможность проходить в ней обучение. С этой целью необходимо учитывать ряд показателей. В частности, показатель охвата обучением, показатель способности к самоконтролю. Из данной проделанной работы следует, что нужна реальная, продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме здоровья. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.

Список литературы

1. Приказ МЗ Свердловской области 250-п от 19 марта 2012г «Об организации школ здоровья в ЛПУ Свердловской области»

2. Приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»

3. Приказ МЗ РФ № 455 от 23.09.2003г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в РФ»

4. ФЗ -323 от 21.11.2011г. «Об охране здоровья граждан в РФ»

источник

Основные цели и задачи деятельности школ здоровья.

Основные цели и задачи деятельности школ здоровья. Условия, необходимые для организации школ здоровья. Организация школ здоровья для пациентов и их окружения с болезнями органов кровообращения (артериальной гипертонией, ишемической болезнью сердца, сердечной недостаточностью), хроническими обструктивными заболеваниями легких, прежде всего бронхиальной астмой и хроническим обструктивным бронхитом, ревматическими заболеваниями, сахарным диабетом, нарушениями роста эндокринной этиологии, гемофилией, ВИЧ-инфекцией, для пациентов, находящихся на хроническом диализе. Взаимодействие школы со всеми структурными подразделениями, на базе которых она работает. Взаимодействие с аналогичными школами других медицинских учреждений, обмен опытом работы с целью ее совершенствования.

Школы (клубы) для пациентов и лиц с факторами риска (син. Школы здоровья) (School of health, school of patients) — организационная форма обучения целевых групп населения по приоритетным для данной группы проблемам укрепления и сохранения здоровья.

Примечание. Школы здоровья для различных целевых групп (больные и членыих семей, лица с факторами риска и др.) организуются иногда в форме постоянно действующего интерактивного общения, например: — «коронарные клубы», «школы больных с сахарным диабетом», «школы больных с астмой», «школы

гипертоников» и пр. Школы пациентов (здоровья) предполагают наличие унифицированных программ подготовки преподавателей и обучаемых, наличие соответствующего информационного обеспечения.

Организация Школ Здоровья

Школа здоровья для пациентов включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»).

Организация Школ Здоровья для пациентов в первичном звене здравоохранения

Школа Здоровья– это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранению здоровья.

Школа Здоровья для пациентов, лиц с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания – по МКБ-10 в классе XXI, Z70-76), является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения.

Школа здоровья для пациентов включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»).

Актуальность проблемы.

Показатели здоровья населения, в целом, находятся на неудовлетворительном уровне. Сложные социально-экономические условия в нашей стране проявились, в частности, в крайне высоких показателях заболеваемости и смертности населения. Особенно высоки показатели смертности от болезней системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений, травм и онкологических заболеваний. Значительно сократилась средняя продолжительность жизни, особенно мужчин.

Серьезной проблемой для общества являются алкоголизм, табакокурение, наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, инфекции, передающиеся половым путем.

Среди причин, негативно отражающихся на состоянии здоровья населения, большое влияние оказывает снижение качества жизни большей части населения (низкий уровень заработной платы, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания и так далее), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.

Учитывая, что здоровье человека на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, одним из приоритетных направлений деятельности в охране здоровья является формирование у людей навыков здорового образа жизни, увеличение уровня санитарно-гигиенической культуры.

Хорошо спланированные и организованные мероприятия по формированию здорового образа жизни среди населения в Школах Здоровья способствует снижению заболеваемости и смертности, так как хронические неинфекционные заболевания имеют общие факторы риска поведенческого характера, то и подходы к их профилактике не являются ресурсоемкими, но могут дать ощутимый социально-экономический эффект.

1. Увеличение охвата, повышение доступности и качества медицинской профилактической помощи населению.

2. Первичная и вторичная профилактика хронических неинфекционных заболеваний.

3. Достижение максимальной эффективности лечения и реабилитации больных.

4. Повышение качества жизни пациента и его семьи.

1. В доступной популярной форме информировать население о причинах и механизмах развития заболеваний.

2. Ознакомить с различными факторами риска (неуправляемыми, частично управляемыми, управляемыми) и их ролью в формировании заболеваний.

3. Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению.

4. Повышение ответственности человека за сохранение здоровья.

5. Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи.

6. Формирование у населения навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.).

7. Добиться взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний.

8. Ориентировать население на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.

1. Школы Здоровья могут быть организованы в поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, профильных диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, курортах, санаториях, оздоровительных центрах и должны быть утверждены приказом руководителя учреждения.

2. План работы Школ Здоровья составляется на текущий год в соответствии со спецификой учреждения.

3. В лечебно-профилактическом учреждении организатором и руководителем Школы Здоровья может быть врач кабинета (отделения) медицинской профилактики, заведующий отделением, узкий специалист; проводить занятия в школе здоровья может врач, либо средний медицинский работник (медицинская сестра, фельдшер), имеющий необходимую специализацию, в том числе по гигиеническому обучению и воспитанию населения.

4. Учет работы и отчетность по работе Школ Здоровья проводятся в соответствии с формами отчетности (приложение № 5 приказа МЗ РФ № 455 от 23.09.2003г.).

Школа Здоровья организуется приказом руководителя медицинского учреждения. В приказе утверждаются:

· ответственные лица за выполнение этого вида медицинских услуг;

· инструкции, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе;

· статистические формы регистрации и учета;

· закрепление помещения для проведения занятий, перечень оборудования.

Желательно, чтобы занятия проходили в отдельном помещении. Занятия проводились с небольшими группами пациентов (максимально 8-10 человек). Продолжительность занятий не должна превышать 1-2 академических часов (45-90 минут).

Методологической основой занятий в Школе Здоровья является популярная лекция, учитывающая различный уровень подготовки слушателей. В Школе Здоровья должен использоваться цикловой метод обучения, а занятия строиться по принципу «от простого к сложному». В ходе проведения занятий должен быть открытый диалог по проблемам хронических неинфекционных заболеваний, методам профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни. Предпочтительно обучение пациентов совместно с их членами семьи, имеющих возможность определять образ жизни пациента.

Для повышения эффективности образовательного процесса Школа Здоровья должна быть оснащена техническими средствами, иметь большой выбор методической продукции по изучаемой проблеме и демонстрационного материала (наличие тематических проспектов, памяток, видеофильмов, слайдов, популярной литературы). Вся наглядная продукция, используемая в Школе должна быть красочной, демонстративной, запоминающейся, понятной, заинтересовывающей, доступной

Необходимо поддерживать обратную связь со слушателями Школы Здоровья через анкетирование, книгу отзывов и пр.

Критерии эффективности Школ Здоровья:

1. Увеличение информированности населения о мерах профилактики заболеваний, по сохранению здоровья.

2. Повышение интереса населения к формированию мотивации здорового образа жизни.

1. Уменьшение распространенности хронических неинфекционных заболеваний, социально обусловленных заболеваний, а также основных факторов риска.

2. Улучшение качества жизни, увеличение средней продолжительности жизни, уменьшение показателей первичной инвалидизации населения.

3. Уменьшение распространения вредных привычек.

4. Экономический эффект от снижения:

· временной нетрудоспособности по заболеваниям и осложнениям заболеваний;

источник