Меню Рубрики

Большое значение в профилактики утомления имеет

Под утомлением понимают особое физиологическое состояние организма, возникающее после проделанной работы и выражающееся во временном понижении работоспособности.

Профилактика утомления. Мероприятия по профилактике утомления:

— физиологическая рационализация трудового процесса по экономии и ограничению движений при работе;

— равномерное распределение нагрузки между различными мышечными группами;

— соответствие производственных движений привычным движениям человека;

— рационализация рабочей позы;

— освобождение от излишних подсобных операций.

Важное значение имеют автоматизация и механизация производства, устраняющие необходимость чрезмерных мышечных усилий при работе и пребывания работающих в неблагоприятных условиях

Важной мерой профилактики является обоснование и внедрение в производственную деятельность наиболее целесообразного режима труда и отдыха, т.е. рациональной системы чередования периодов работы и перерывов между ними.

Большое значение в профилактике утомления имеет активный отдых (феномен, открытый И.М. Сеченовым), в частности физические упражнения, поскольку утомленные мышцы быстрее восстанавливают свою работоспособность не при полном покое, а при работе других мышечных групп.

Достаточно эффективно используют функциональную музыку, а также кабинеты релаксации или комнаты психологической разгрузки.

Необходимым фактором для профилактики утомления, бесспорно, является санитарное благоустройство производственных помещений (кубатура, микроклиматические условия, вентиляция, освещенность, эстетическое оформление).

ЧЕЛОВЕК КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК-СРЕДА».

За миллионы лет в ходе эволюционного и социального развития у человека выработалась естественная система за­щиты от опасностей. Эта система отличается совершенством, но имеет определенные пределы.

Человек осуществляет непосредственную связь с окружа­ющей средой при помощи своих анализаторов, которые на­зывают иногда чувствующими приборами. Характеристики анализаторов человека необходимо учитывать при создании безопасных систем. Любой анализатор состоит из рецептора, проводящих нервных путей и мозгового конца. Рецептор пре­вращает энергию раздражителя в нервный процесс. Прово­дящие пути передают нервные импульсы в кору головного мозга; Мозговой конец анализатора состоит из ядра и рас­сеянных по коре головного мозга элементов. Рассеянные эле­менты обеспечивают нервные связи между различными ана­лизаторами. Между рецепторами и мозговым концом суще­ствует двусторонняя связь, которая обеспечивает саморегу­ляцию анализатора. Особенностью анализаторов человека является парность анализаторов, обеспечивает высокую на­дежность их работы за счет частичного дублирования сигна­лов и динамичной неоднозначной функциональной асиммет­рии.

Основной характеристикой анализатора является чувстви­тельность. Не всякий раздражитель, воздействующий на ана­лизатор, вызывает ощущение. Чтобы оно возникало, интен­сивность раздражителя должна достичь некоторой определен­ной величины. С увеличением интенсивности раздражителя наступает момент, когда анализатор перестает работать аде­кватно. Всякое воздействие, превышающее по интенсивности некоторый предел, вызывает боль и нарушает деятельность анализатора. Интервал от минимальной до максимальной адекватно ощущаемой величины определяет диапазон чув­ствительности анализатора. Минимальную величину принято называть нижним абсолютным порогом чувствительности, а максимальную—верхним. Абсолютные пороги чувствитель­ности измеряют в абсолютных величинах раздражителя. В том случае, когда помехой являются внешние раздражи­тели, говорят о дифференциальном или разностном пороге. Минимальная разность между интенсивностями двух раздра­жителей, которая вызывает едва заметное различие ощуще­ний, называется дифференциальным порогом, или порогом различения. Психофизическими опытами установлено, что ве­личина ощущений изменяется медленнее, чем сила раздра­жителя. Основной психофизический закон Вебера—Фехнера, имеющий приближенное значение, выражается формулой

где E — интенсивность ощущений; J- интенсивность раздра­жителя; К и С—константы.

Величины порогов не являются стабильными. Они зави­сят от многих факторов, зачастую трудно учитываемых. По­этому порог рассматривается как статистическое понятие — область на кривой психометрической функции.

Время, проходящее от начала воздействия раздражителя до появления ощущений, называют латентным периодом.

Рассмотрим некоторые характеристики анализаторов, ко­торые могут тем или иным способом влиять на условия без­опасности.

источник

Любой вид трудовой деятельности представляет собой слож­ный комплекс физиологических процессов, в который вовле­каются все органы и системы человеческого тела. Огромную роль в этой деятельности играет центральная нервная систе­ма, обеспечивающая координацию функциональных измене­ний, развивающихся в организме при выполнении работы. Трудовая деятельность осуществляется благодаря затра­там энергии мускулов, нервов, человеческого мозга.В результате сложных химико-биологических процессов энергия, получаемая в результате расщепления углеводов, используется для выполнения механической работы. При этом количество кислорода, расходуемое на окислительные про­цессы в мышцах, может отчасти служить показателем ин­тенсивности выполняемой физической работы. Вместе с тем существует кислородная задолженность, которая свидетельствует об отставании потребления кисло­рода во время выполнения работы от потребности в нем орга­низма, и величина ее определяет время восстановительного периода, когда физиологические функции организма посте­пенно возвращаются к дорабочему уровню.

В процессе физической деятельностиизменяются не толь­ко мышцы, но и другие органы и системы организма. Напри­мер, увеличивается объем легочной вентиляции, обусловли­ваемый как учащением, так и углублением дыхания, причем у тренированных лиц преобладает углубленное дыхание. Происходят изменения и сердечно-сосудистой системы, где фи­зическая нагрузка вызывает возрастание минутного объема вследствие учащения сокращений и увеличения ударного объема сердца. Кроме того, мышечная работа вызывает, как правило, известное повышение максимального артериального давления; минимальное же обычно возрастает лишь при срав­нительно больших физических усилиях. Из биохимических изменений крови обращает на себя внимание динамика сахарной кривой. При работах средней тяжести уровень сахара в крови несколько повышается, при­чем повышенное его содержание сохраняется некоторое время и в течение восстановительного периода. При значительных энергетических затратах возможны симптомы, свидетельствующие о начинающемся истощении углеводных резервов организма или о недостаточной их мо­билизации.

Длительные физические усилия умеренной мощности вызывают первоначальное повышение содержания молоч­ной кислоты в крови, которое резко увеличивается при тя­желых работах. В результате увеличения рН среды ускоря­ется переход кислорода из гемоглобина крови в ткани, из-за чего при физических нагрузках значительно повышается ко­эффициент утилизации кислорода, особенно у тренирован­ных лиц. Могут наблюдаться определенные изменения водно-со­левого обмена при работе в горячих цехах или при выполне­нии тяжелой физической работы. При этом значительное по­вышение деятельности потовых желез может снижать выде­лительную функцию почек.

При тяжелой физической нагрузке возможно торможе­ние секреции и моторной функции желудка, а также замед­ление переваривания и всасываемости пищи. Мышечная работа различной интенсивности может вы­зывать сдвиги разных отделов центральной нервной систе­мы, в том числе и коры головного мозга. Тяжелая физичес­кая нагрузка нередко обусловливает понижение корковой возбудимости, нарушение условно-рефлекторной деятельно­сти, а также повышение порога чувствительности зритель­ного, слухового и тактильного анализаторов. Напротив, умеренная работа улучшает условно-рефлек­торную деятельность и снижает порог восприятия для ука­занных анализаторов.

Некоторые особенности физиологических изменений в организме имеют место при выполнении умственной работы с преимущественным участием высшей нервной деятельнос­ти. Отмечено, что при интенсивной умственной деятельности (в отличие от физической работы) газообмен или совсем не изменяется, или изменяется незначительно. Умственный труд обычно вызывает замедление пульса, и лишь иногда значительные умственные напряжения уча­щают его. При умственной работе повышается кровяное дав­ление, учащается дыхание, увеличивается кровенаполнение сосудов мозга, но уменьшается кровенаполнение сосудов ко­нечностей и брюшной полости.

Продолжительная умственная работа приводит к паде­нию условных сосудистых рефлексов и образованию парадок­сальных реакций. При напряженной умственной работе про­исходят изменения функций дыхательной системы. Напряженный умственный труд вызывает отклонения от нормы тонуса гладких мышц внутренних органов, кровенос­ных сосудов, в особенности сосудов мозга и сердца. С другой стороны, огромное количество импульсов, идущих от пери­ферии и внутренних органов, влияет на ход умственной ра­боты. Установлено, что умственная работа тесно связана с ра­ботой органов чувств, в первую очередь зрения и слуха, и она более плодотворно протекает в условиях тишины.

Легкая мышечная работа стимулирует умственную дея­тельность, а тяжелая, изнурительная работа, наоборот, по­нижает ее, снижает качество. Имеются данные о том, что для многих представителей творческой умственной деятельности ходьба являлась необходимым условием успешного выполнения работы. Интенсивная работа, как физическая, так и умственная, может привести к утомлению и переутомлению.

Под утомлением понимают особое физиологическое состояние организма, возникающее после проделанной работы и выражающееся во временном понижении работоспособности. Один из объективных признаков утомления — это сни­жение производительности труда, субъективно же оно обыч­но выражается в ощущении усталости, т. е. нежелании или даже невозможности дальнейшего продолжения работы. Утом­ление может возникать при любом виде деятельности. Это связано с изменениями физиологического состояния всего организма, причем определенное значение имеют наруше­ния, возникающие в центральной нервной системе.

При длительном воздействии на организм вредных фак­торов производственной среды может развиться переутомле­ние, называемое иногда хроническим утомлением, когда ноч­ной отдых полностью не восстанавливает снизившуюся за день работоспособность. Основой для возникновения переутомления служит несо­ответствие продолжительности и тяжести работы и времени отдыха. Кроме того, развитию переутомления могут способ­ствовать неудовлетворительная обстановка труда, неблагоп­риятные бытовые условия, плохое питание.

Симптомы переутомления — различные нарушения со стороны нервно-психической сферы, например ослабление внимания и памяти. Наряду с этим у переутомленных людей наблюдаются головные боли, расстройство сна (бессонница), ухудшение аппетита и повышенная раздражительность. Кроме того, хроническое переутомление обычно вызы­вает ослабление организма, снижение его сопротивляемости внешним воздействиям, что выражается в повышении забо­леваемости и травматизма. Довольно часто это состояние предрасполагает к развитию неврастении и истерии. Например, статистические данные свидетельствуют о том, что резкое повышение заболеваемости нервными бо­лезнями среди рабочих на производстве вызвано неудовлет­ворительными гигиеническими условиями трудовой деятель­ности.

Важной мерой профилак­тики утомления является обоснование и внедрение в произ­водственную деятельность наиболее целесообразного режи­ма труда и отдыха. Это необходимо в производственных про­цессах, которые сопровождаются большими затратами энер­гии или постоянным напряжением внимания. Следует учиты­вать также, что длительность перерывов при выполнении одинаковой работы должна соответствовать возрастным осо­бенностям организма. При разрешении проблемы утомления следует иметь в виду, что в период отдыха происходит не только ликвида­ция утомления, но и потеря положительных свойств, при­обретаемых во время выполнения работы, т. е. состояния «врабатываемости» или «рабочей установки», имеющих по­следствием повышение количества и качества выполняемой работы. Таким образом, длительность и чередование перерывов должны не только восстанавливать основные физиологичес­кие функции, но и сохранять положительные факторы, спо­собствующие повышению производительности труда.

Большое значение в профилактике утомления имеет ак­тивный отдых, в частности физические упражнения, про­водимые во время коротких производственных перерывов. Физкультура на предприятиях повышает производитель­ность труда от 3 до 14% и улучшает некоторые показатели физиологического состояния организма работающих. В последнее время для снятия нервно-психического на­пряжения, борьбы с утомлением, восстановления работос­пособности довольно успешно используют функциональную музыку, а также кабинеты релаксации или комнаты психологической разгрузки. В основе благоприятного действия музыки лежит вызываемый ею положительный эмоциональ­ный настрой, необходимый для любого вида работы. Вмес­те с тем музыка не только улучшает настроение работаю­щих, но и повышает работоспособность и производитель­ность труда.

Одним из элементов психологической разгрузки являет­ся аутогенная тренировка, основанная на комплексе взаи­мосвязанных приемов психической саморегуляции и неслож­ных физических упражнений со словесным самовнушением. Главное внимание уделяется приобретению и закреплению навыков мышечного расслабления, позволяющих нормализо­вать психическую деятельность, эмоциональную сферу и ве­гетативные функции.

Большую роль в организации производственного процес­са играет ритм работы, который тесно, связан с механизмом образования динамического стереотипа. Факторы, нарушаю­щие ритмичность труда, не только снижают его производи­тельность, но и способствуют быстрому утомлению. Напри­мер, ритмичность и относительная несложность работы на конвейере доводят рабочие движения до автоматизма, де­лая их более легкими и требующими меньшего напряжения нервной деятельности. Однако излишний автоматизм рабочих движений, пере­ходящий в монотонность, может привести к преждевремен­ной усталости и сонливости. Последнее объясняется тем, что однообразные и слабые раздражения могут привести к раз­витию разлитого торможения в коре головного мозга. Так как работоспособность человека колеблется в течение дня, необ­ходим переменный ритм движения конвейера с постепенным ускорением в начале рабочего дня и замедлением к концу смены.

Мероприятия по профилактике утомления: физиологи­ческая рационализация трудового процесса по экономии и ограничению движений при работе; равномерное распределение нагрузки между различными мышечными группами; соответствие производственных движений привычным дви­жениям человека; рационализация рабочей позы; освобожде­ние от излишних подсобных операций и т. п. Важность этих мероприятий определяется тем обстоятель­ством, что чем больше мышечных групп участвует в рабочих движениях, тем больше импульсов устремляется в нервную систему, способствуя более быстрому развитию утомления. Физиологическая рационализация трудовых процессов тре­бует в ряде случаев определенной реконструкции станков, оборудования и рабочего инструмента, а также изменений устройства производственной мебели.

Важное значение для борьбы с утомлением имеют ме­ханизация и автоматизация производства, устраняющие необходимость чрезмерных мышечных усилий при работе и пребывания работающих в неблагоприятных условиях. Одна­ко степень механизации и автоматизации процессов в ряде отраслей промышленности до сих пор остается недостаточ­ной и требует более активного их внедрения. Необходимым фактором для профилактики утомления бесспорно является санитарное благоустройство производ­ственных помещений (объем помещений, микроклиматичес­кие условия, вентиляция, освещенность, эстетическое офор­мление).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Профилактика утомления и меры повышения продуктивности труда аналогичны мерам, применяемым при умственном труде. [1]

В профилактике утомления в последние десятилетня возникло новое направление, получившее название эргономики ( от греч. Эта комплексная дисциплина основана на использовании данных ряда наук для приспособления работы к человеку с целью повышения производительности труда, сохранения здоровья, обеспечения безопасности и комфорта при работе. Одним из основных направлений эргономики является соблюдение физиологических и психологических требований при конструировании машин и другого оборудования, организации и планировке рабочих мест. [2]

В профилактике утомления большую роль играют рациональная рабочая поза и правильно устроенное рабочее место. [3]

В профилактике утомления в последние десятилетия возникло новое направление — эргономика. Эта комплексная дисциплина основана на использовании данных ряда наук для приспособления работы к человеку с целью повышения производительности труда, сохранения здоровья, обеспечения безопасности и комфорта при работе. Одним из основных направлений эргономики является соблюдение физиологических и психологических требований человека при конструировании машин и другого оборудования, организации и планировки рабочих мест. [4]

Важнейшим средством профилактики утомления является сокращение продолжительности рабочего дня и недели. С 1967 г. введена 5-дневная рабочая неделя при двух выходных днях и 8-часовой продолжительности смены. [5]

Психофизиологическим направлением профилактики утомления является внедрение производственной эстетики: рациональной окраски и освещения помещений, музыки, оформления интерьера. Большинство производственных помещений рационально окрашивать в зеленые тона, поскольку этот цвет относится к нейтральным, не возбуждая и не приводя к торможению центральной нервной системы. В синий цвет и голубые тона, оказывающие на нее тормозящее действие, целесообразно окрашивать помещения и оборудование со значительным выделением тепла или образованием шума. Красный и желтый цвета влияют возбуждающе, поэтому их использование должно быть ограничено производственными помещениями, где рабочие могут находиться лишь кратковременно, например для выполнения ремонтно-наладочных работ. [6]

С целью профилактики утомления , нарушения осанки, зрения учащихся на уроках должны проводиться физкультминутки и гимнастика для глаз. [7]

Важной мерой профилактики утомления является обоснование и внедрение в производственную деятельность наиболее целесообразного режима труда и отдыха. Это необходимо в производственных процессах, которые сопровождаются большими затратами энергии или постоянным напряжением внимания. Следует учитывать также, что длительность перерывов при выполнении одинаковой работы должна соответствовать возрастным особенностям организма. [8]

Важную роль в профилактике утомления и повышения работоспособности играют рациональная организация рабочего места, конструкция оборудования и рабочего инструмента. Эти вопросы следует решать комплексно, создавать удобные условия для работы, не допускать ненужных движений, напряжений, сократить1 до минимума время выполнения отдельных операций, за счет чего увеличить микропаузы. Все инструменты, рычаги и другие приборы управления, заготовки в прочие материалы, применяемые во время работы, а также измерительные приборы, сигнализаторы необходимо удобно расположить перед рабочим, чтобы он мог их взять не поворачивая головы. Рабочий инструмент должен иметь приспособления для удобного и надежного захвата ( рукоятки, ручки); тот, который берется правой рукой, кладется справа, а левой — слева. Для каждого инструмента или прибора рекомендуется иметь специальное гнездо или постоянное место. Рычаги и приборы управления механизмами целесообразно располагать в той последовательности, в которой ими пользуются. Рабочее место должно быть хорошо освещено в соответствии с характером выполняемой работы и действующими нормами естественного и искусственного освещения и всегда содержаться в чистоте. [9]

Большое значение в профилактике утомления имеет активный отдых, в частности физические упражнения, проводимые во время коротких производственных перерывов. Физкультура на предприятиях повышает производительность труда от 3 до 14 % и улучшает некоторые показатели физиологического состояния организма работающих. [10]

Читайте также:  Состояние внимания и утомление

Известный русский физиолог Н. Е. Введенский, много занимавшийся вопросами профилактики преждевременного утомления , писал: Не оттого ли у нас так сильно и утомляются люди, что они. Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают. [11]

Основными задачами рациональной организации труда и отдыха являются обеспечение стабильного уровня работоспособности, профилактика утомления и переутомления, сохранение здоровья человека. [12]

Выдающийся русский физиолог Николай Евгеньевич Введенский ( 1852 — 1922) интересовался методами профилактики преждевременного утомления . По биографиям ряда деятелей науки Н. Е. Введенский изучал стиль их работы и пришел к следующему выводу: Множество данных говорит нам за то, что при умелом ряоппеделе-нии умственного труда можно не только развить громадную по своей вродуктивности раиот, ни притом сохранить на долгие годы, быть может на всю жизнь, умственную работоспособность и общий тонус своей жизнедеятельности. [13]

В заключение следует остановиться на вопросах тренировки и упражнений, играющих важную роль в повышении работоспособности и профилактике утомления . Подготовка к трудовой деятельности должна начинаться с раннего детского возраста. Тренировки следует продолжать на протяжении всей жизни человека, если не имеется противопоказаний по состоянию здоровья. [14]

Внедрение научно обоснованных режимов труда и отдыха по существу является завершающим этапом в комплексе мероприятий по обеспечению благоприятных условий труда и профилактике утомления . [15]

источник

Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Нередко как синоним утомления употребляется термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость – субъективное переживание, чувство обычно отражающее утомление, хотя иногда чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т.е. без реального утомления. Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений. Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.).

Сроки возникновения усталости зависят от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении усталости играет также отношение человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального объема длительное время не возникает признаков утомления и чувства усталости. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон.

Переутомление — это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе. В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Это позволяет считать патогенез переутомления аналогичным патогенезу неврозов. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. При действии сильного раздражителя (стрессора) в организме развивается адаптационный синдром, или стресс, в процессе которого усиливается деятельность передней доли гипофиза и коры надпочечников. Эти изменения в эндокринной системе во многом определяют развитие адаптационных реакций в организме к интенсивной физической или психологической деятельности. Однако хроническое перенапряжение может привести к истощению коры надпочечников и тем самым к нарушению в организме выработанных ранее адаптационных реакций. Следует подчеркнуть, что в процессе развития переутомляемости центральная нервная система включает и регулирует стрессорные реакции. В основе же патогенеза переутомляемости лежит нарушение процессов корковой нейродинамики аналогично тому, как это имеет место при неврозах. В состоянии переутомления у человека повышается основной обмен и часто нарушается углеводный обмен. Нарушение углеводного обмена проявляется в ухудшении всасывания и утилизации глюкозы. Количество сахара в крови в покое уменьшается. Нарушается также течение окислительных процессов в организме. На это может указывать резкое понижение в тканях содержания аскорбиновой кислоты.

Существует два вида утомления: одно возникает при умственной деятельности, другое – при мышечной работе. Однако сегодня, когда на производстве происходит сближение умственного и физического труда, стало практически сложно выделить в чистом виде умственное утомление или мышечное. При любой трудовой деятельности присутствуют компоненты, свойственные и умственному и физическому труду.

Профилактика усталости, утомление и переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.

При выполнении определенных физических упражнений в процессе работы достигается три основных результата: ускорение процесса врабатывания; повышение эффективности кратковременного отдыха в процессе труда; поддержание здоровья трудящихся. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.

Проблема восстановления нормального функционирования организма и его работоспособности после проделанной работы (борьба с утомлением и быстрейшая ликвидация его последствий) ‘имеет большое значение в спорте. Дело в том что, но мере роста уровня подготовленности спортсмену нужна все большая сила раздражителя (большие физические нагрузки) для обеспечения непрерывного функционального совершенствования организма и достижения нового, более высокого уровня его деятельности. Повышение нагрузки обеспечивает структурное и функциональное совершенствование кровообращения и усиление трофических функций нервной системы, создание достаточного запаса энергии, увеличение капилляризации скелетной и сердечной мускулатуры. Все это обусловливает повышение потенциальных возможностей организма, увеличение его функционального резерва, адекватное приспособление к физическим нагрузкам, ускорение восстановления. Чем быстрее восстановление, тем больше у организма возможностей к выполнению последующей работы, а, следовательно, тем выше его функциональные возможности и работоспособность. Отсюда ясно, что восстановление неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем непосредственные тренирующие воздействия на спортсмена.

Неизбежным следствием мышечной деятельности является та или иная степень утомления. Утомление физиологический, предохранительный механизм, защищающий организм от перенапряжения, и, вместе с тем как следовое явление проделанной работы, способствующее развитию адаптации, стимулирует дальнейшее повышение работоспособности и тренированность организма. Без утомления нет тренировки. Важно лишь, чтобы степень утомления соответствовала проделанной работе. Степень утомления, как и быстрота восстановления, обусловлена сложным взаимодействием многих факторов, среди которых основное значение имеют: характер проделанной работы, ее направленность, объем и интенсивность, состояние здоровья, уровень подготовленности, возраст и индивидуальные особенности тренирующегося, предшествовавший режим, уровень технической подготовки, умение расслабляться и пр. Если это соревнования, то существенную роль играет степень их напряженности и ответственности, соотношение сил, тактический план их проведения. Экспериментально доказано избирательное действие различных тренировочных нагрузок и режимов работы на двигательный аппарат и вегетативное его обеспечение при утомлении и восстановлении.

Существенное влияние на течение восстановительных процессов оказывает и кумуляция утомления при определенных режимах тренировки. Продолжительность восстановления различна от нескольких минут до многих часов и суток в зависимости от выраженности перечисленных факторов. Чем быстрее восстановление, тем лучше адаптация организма к следующей нагрузке, тем большую работу с более высокой результативностью он может при этом выполнить а, следовательно, тем в большей степени растут его функциональные возможности и выше эффективность тренировки.

При повторных больших физических (напряжениях в организме могут развиваться два противоположных состояния: а) нарастание тренированности и повышение работоспособности, если процессы восстановления обеспечивают восполнение и накопление энергетических ресурсов; б) хроническое истощение и переутомление, если восстановления систематически не наступает.

Приведенное положение, конечно, не означает, что тренировка квалифицированных спортсменов должна всегда проводиться на фоне полного восстановления либо сверхвосстановления. За последнее десятилетие спортивная практика убедительно доказала не только возможность, но и целесообразность в определенные периоды микро — и макроциклов тренировки на уровне недовосстановления, что служит стимулом для дальнейшего повышения уровня деятельности организма и его работоспособности. Врачебные исследования показали при этом отсутствие (конечно, при соблюдении всех необходимых условий) каких-либо неблагоприятных изменений в организме спортсмена. Однако на определенных этапах тренировки на фоне недовосстановления периодически необходима компенсация, обеспечивающая прочное восстановление.

Следовательно, ускорение восстановления направленное действие на восстановительные процессы один из действенных рычагов управления тренировочным процессом. Ускорения восстановления можно добиться как естественным путем (восстановительные процессы тренируемы и не случайно быстрота восстановления один из диагностических критериев тренированности), так и направленным воздействием на течение процессов восстановления с целью их стимулирования.

Использование вспомогательных средств может дать соответствующий эффект только в сочетании с естественным путем ускорения восстановления, обусловленным нарастанием тренированности. В противном случае сдвиги восстановления во времени не будут в должной мере обеспечены ресурсами организма, что может не только затормозить естественное ускорение восстановления, но и неблагоприятно отразиться на функциональном резерве организма. Управление процессами восстановления важно не только для квалифицированных спортсменов, тренирующихся с большими нагрузками, но и для всех других контингентов, занимающихся физической культурой и массовым спортом, поскольку способствует наиболее благоприятному восприятию нагрузок организмом, а тем самым и оздоровительному эффекту занятий. К настоящему времени разработан и внедрен в практику немалый арсенал восстановительных средств, которые можно классифицировать по разным признакам: по направленности и механизму действия, времени использования, условиям применения и т. п. Наибольшее распространение получило разделение восстановительных средств на три большие группы педагогические, психологические и медико-биологические, комплексное использование которых в зависимости от направленности тренировочного процесса, задач и этапа подготовки, возраста, состояния и уровня подготовленности тренирующегося, предшествовавшего режима и составляет систему восстановления.

Педагогические средства обеспечивают эффективность восстановления за счет соответствующего построения тренировки и режима. Эта группа средств должна рассматриваться как основная, ибо какие бы специальные средства ни применялись для ускорения восстановления, они окажут должное действие только при правильной тренировке и режиме. К педагогическим средствам относятся: рациональное сочетание средств общей и специальной подготовки, правильное сочетание нагрузки и отдыха в микро-, макро- и многолетних циклах подготовки, введение специальных восстановительных циклов и профилактических разгрузок, варьирование нагрузок, условий тренировок, интервалов отдыха между занятиями и упражнениями, широкое использование переключении с одного вида упражнений на другой, с одного режима, работы на другой, полноценная разминка, использование в ходе занятий упражнений для расслабления мышц, дыхательных упражнений, приемов самомассажа и пр., полноценная заключительная часть занятия, а также большая индивидуализация тренировки, рациональный режим (особенно пред — и постсоревновательного периода), достаточная эмоциональность занятий и др.

Психологические средства направлены на быстрейшую нормализацию нервно-психического статуса спортсмена после напряженных тренировок и особенно соревнований, что создает необходимый фон для восстановления функций физиологических систем и работоспособности. Сюда можно отнести как психопедагогические средства (такие, например, как оптимальный моральный климат, положительные эмоции, комфортные условия быта и тренировки, интересный разнообразный отдых, щажение психики спортсмена, особенно в предсоревновательном периоде и непосредственно после соревнований, при комплектовании команд, расселении спортсменов на сборах и т.п., индивидуальный подход), так и психогигиенические средства регуляции и саморегуляции психических состояний: удлинение сна, внушенный сонотдых, психорегулирующая, аутогенная тренировка, цветовые и музыкальные воздействия, специальные приемы мышечной релаксации, управления тонусом произвольной мускулатуры, использование некоторых медикаментозных средств для уравновешивания нервных процессов и пр.

Основные медико-биологические средства восстановления это рациональное питание (включая использование дополнительных его факторов и витаминов), физические факторы (гидро-, бальнео-, электро-, свето- и теплопроцедуры, массаж, аэроионизация), некоторые естественные растительные и фармакологические средства, рациональный суточный режим, климатические факторы.Механизм воздействия этих средств можно представить себе как сочетание неспецифических (действие на эащитно-приспособительные силы организма) и специфических влияний, непосредственно направленных на быстрейшую ликвидацию проявлений общего и локального утомления, вызванного проделанной работой. Через нейрогуморальные механизмы регуляции эти средства воздействуют на измененные вследствие физической нагрузки метаболизм, температуру и кровоснабжение тканей, способствуют восполнению затраченных энергетических и пластических ресурсов, быстрейшему выведению из организма продуктов распада, восстанавливают нормальное соотношение нервных процессов, способствуя тем самым восстановлению функций регулирующих механизмов и эффекторных органов, ликвидации чувства усталости. Это позволяет ускорить естественное течение восстановительных процессов, повысить адаптацию организма к последующей мышечной деятельности и его работоспособность.

Использование вспомогательных средств для управления физиологическими процессами, измененными под влиянием проделанной работы, в целях ускорения его восстановления и предупреждения перенапряжения при последующих нагрузках физиологически оправдано и не имеет ничего общего с искусственным стимулированием организма для повышения его работоспособности. Использование восстановительных средств должно носить системный характер, предусматривающий комплексное применение средств разного действия в тесной увязке с конкретным режимом и методикой тренировки, то есть рациональное сочетание отдельных средств в соответствии с видом спорта, задачами и периодом тренировки, характером работы, степенью утомления, состоянием спортсмена.

Восстановительные процессы характеризуются неравномерностью, фазностью (фаза пониженной, исходной и повышенной работоспособности последняя регистрируется не после каждой работы, а на более длительных этапах тренировки), гетерохронизмом. Гетерохронизм в восстановлении вегетативной и двигательной сферы организма, а также отдельных вегетативных звеньев наиболее выражен в позднем восстановительном периоде после нагрузок, а также у менее тренированных лиц. Поэтому при выборе восстановительных средств ‘следует предусмотреть возможность одновременного влияния на разные функциональные званья организма, обеспечивающие его работоспособность психическую и соматическую сферы, двигательный аппарат, центральную нервную и вегетативную системы с тем, чтобы одновременно снять как нервный, так и физический компоненты утомления.

источник

Жизнь современной женщины протекает часто в бешеном ритме. Мы работаем, учимся, ведем домашнее хозяйство, воспитываем детей, занимаемся спортом, и делаем еще много-много разных дел, часто – одновременно! Вполне естественно, что постоянным нашим спутником является утомление. Мириться с этим нельзя, с этой неприятностью можно и нужно бороться. О том, как это правильно делать, мы расскажем ниже.

Всего докторами выделено два основных вида утомления – это физическое и умственное. Ниже мы рассмотрим их, а также причины возникновения, как у взрослых, так и у детей.

Развиваться оно способно постепенно и незаметно, в этом – его главное коварство. Сначала человек может почувствовать небольшую усталость и слабую боль в мышечной ткани. Обычно на первые признаки мало кто обращает внимание. Женщины живут в обычном темпе, продолжают заниматься спортом и вести крайне активную жизнь. Вследствие этого как раз и наступает физическое утомление.

В этом случае возможны следующие его симптомы:

  • усталость чувствуется всегда, и ее не помогает снять ни сон, ни другие расслабляющие процедуры, такие как массаж, ванная и т.д.;
  • боль в мышцах чувствуется всё сильнее и сильнее;
  • сон становится нестабильным и неспокойным, человек может несколько раз за ночь проснуться без причины, а быстро заснуть не получится;
  • заметно нарушение эмоционального состояния — пострадавший будет то ленивым, раздражительным и невнимательным, то слишком веселым и шутливым;
  • может появляться боль или подозрительные ощущения в сердце, возможны повышенное давление, тахикардия;
  • аппетит у тех, кто страдает от утомления, обычно на нуле;
  • на языке может появиться белый налет, иногда язык даже начинает дрожать;
  • происходит быстрое снижение веса, что приводит к ослаблению иммунитета;
  • появляются проблемы с менструациями, исчезает регулярность.

Чаще всего этот тип переутомления принимается за обычную усталость. Многие представительницы прекрасного пола просто отдыхают, выбираются на природу или просто долго спят в уютной постели. Но доктора говорят, что одного такого отдыха совершенно недостаточно, может потребоваться самый настоящий курс лечения.

Читайте также:  Стресс и утомление в труде

Симптомы утомления психического следующие:

  • без очевидных причин появляются частые головные боли;
  • спутницей жизни является сильная усталость, которая не покидает даже после полноценного сна;
  • под глазами буквально «прописываются» мешки и темные круги, а кожа приобретает бледные, сероватые оттенки;
  • артериальное давление то поднимается, то падает;
  • глаза заметно краснеют;
  • девушкам, имеющим умственное утомление, становится трудно заснуть.

Самой распространённой и основной причиной является непропорциональное соотношение отдыха и работы. Вы работаете намного больше времени, чем отдыхаете, забывая о выходных и отпусках, не поднимая головы занимаетесь требующими затраты сил делами, Тогда и появляются все вышеперечисленные симптомы.

К утомлению еще приводят плохие условия работы или быта. Сюда можно отнести неудобное рабочее место, постоянный шум за окном или в самом помещении. Некоторые люди склонны ненавидеть свою работу, быть хронически недовольными собственной жизнью. Всё это незаметно, но уверенно порождает утомление.

Также можно выделить еще несколько основных причин утомления:

  • постоянная депрессия;
  • слабый иммунитет;
  • беременность;
  • ПМС, климакс;
  • неподходящие условия – нестабильная температура воздуха, жара или, наоборот, холод.

При первых проявлениях симптомов обдумайте сложившуюся ситуацию и выделите определенное время для отдыха и расслабления.

Вот основные методы борьбы с переутомлением:

1. Сон — один из основных способов восстановления сил и здоровья. На ранней стадии утомления полноценного ночного сна будет достаточно. На выходных выделите дополнительных полчаса на дневной сон, подремите в тишине. Также полезно будет добавить в рацион молочные продукты с приличным содержание мелатонина – это вещество делает процесс засыпания легким и быстрым.

2. Неуравновешенная физическая активность. Это происходит, если в первую половину дня вы сидите за рабочим столом, а вечером, для очищения совести, бежите в спортзал и тратите уйму энергии и сил, выполняя физические упражнения. После такого графика у вас не остается времени на легкие прогулки на свежем воздухе. Чтобы не причинять вред своему организму, выполняйте физические упражнения по мере собственных возможностей или вообще заменяйте иногда поход в зал обычной прогулкой.

3. Если вы работаете уже который месяц без нормального отдыха, напомните себе (а заодно и своему начальнику) о своем заслуженном отпуске. Это еще одна отличная возможность восстановить свои силы. И главное, не терзайте себя, принимая отдых за отлынивание от работы. Помните, что это жизненная необходимость и, если не отдохнуть сейчас, то потом вам может понадобиться не отдых, а больничный.

4. Вы можете обратиться к неврологу, психотерапевту или психологу, когда утомление дошло до критической черты. Специалисты откорректируют ваше дневное расписание, дадут много полезных советов, пропишут подходящие лекарства и пищевые добавки.

5. Массаж — это еще один эффективный метод для борьбы с утомлением. Он поможет мышцам расслабиться, а мысли приведет в долгожданный порядок.

Профилактика тоже очень важна, чтобы ее провести, от вас потребуется знания, а также соблюдение элементарных правил здорового образа жизни. И это не значит, что нужно искать новую, более легкую, не требующую много времени и сил, работу, либо кардинально менять образ жизни.

  • по выходным не нагружайте себя никакими дополнительными заданиями, не берите работу на дом;
  • если ваша работа требует физических нагрузок, то дома постарайтесь поменять деятельность, например, почитайте книгу, решите логическую задачу или головоломку и т.д.;
  • если наоборот, ваша робота умственная, то вечером сходите на прогулку, покатайтесь на велосипеде или отправьтесь в бассейн, спортзал (но не сильно нагружайте свои мышцы, всё по мере возможности, как говорилось выше);
  • иногда разрешите себе полное расслабление — это может быть сауна, массаж или ароматерапия в пенной ванной;
  • не употребляйте алкоголь при появлениях симптомов утомления;
  • перед тем, как ложиться спать, не смотрите слишком тяжёлые и высокоэмоциональные фильмы;
  • жесткая диета тоже может привести к утомлению, и даже к депрессии – не мучьте себя голодом, просто правильно питайтесь, балуясь иногда вкусняшками;
  • найдите себе хобби или увлечение — специалисты утверждают, что такого рода деятельность служит дополнительным мотиватором и способом борьбы с утомлением.

И самое главное – научитесь просто радоваться жизни, не «париться» по пустякам и не трепать зря нервы, себе и окружающим! И тогда вы точно навсегда забудете о столь неприятном явлении, как утомление.

источник

Физиологические изменения, происходящие в организме во время работы.Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в ко­торый вовлекаются все органы и системы человеческого тела. Огромную роль в этой деятельности играет центральная нерв­ная система, обеспечивающая координацию функциональных изменений, развивающихся в организме при выполнении ра­боты.

В основе любого трудового действия лежит целевая уста­новка, на базе которой в центральной нервной системе созда­ется определенная программа действий, реализующаяся в сис­темно организованном поведенческом акте. Такие запрограмми­рованные действия носят название «динамического стереотипа». Сущность динамического стереотипа заключается в том, что в ЦНС формируются длительно текущие нервные процессы, со­ответствующие пространственным, временным и порядковым особенностям воздействия на организм внешних и внутренних раздражителей. При этом обеспечивается точность и своевре­менность реакции организма на привычные раздражители, что особенно важно в формировании различных трудовых навы-

2.2. Физиологические основы труда и профилактика утомления 31

ков. Наличие динамического стереотипа исключает излишние действия в процессе выполнения работы, экономит энергию и отдаляет наступление утомления. Кроме того, динамический стереотип обеспечивает приспособление организма к меняю­щимся условиям трудовой деятельности.

В процессе трудового действия в ЦНС поступает инфор­мация о ходе выполнения программы, на основании которой возможны текущие поправки к действиям. Точность програм­мирования и успешность выполнения программы зависят от опыта и количества предшествующих повторений этого дейст­вия, т.е. автоматизма или навыков.

В ходе трудового процесса активизируются различные фи­зиологические системы. Если преобладают физические усло­вия, то прежде всего приходит в состояние активности мы­шечная система и система так называемого «вегетативного» обеспечения мышечной деятельности (кровообращение, ды­хание); при интенсивной физической работе возрастает уро­вень обменных процессов, а также количество потребляемого в минуту кислорода, минутный объем и частота дыхания, число сердечных сокращений и т.д.

В процессе умственной деятельности наиболее напряжен­но работают различные отделы коры головного мозга, в кото­ром возрастает кровоток и потребление кислорода. При увели­чении степени умственного или эмоционального напряжения наблюдается учащение пульса, повышение артериального дав­ления, возрастает интенсивность обменных процессов.

В физиологии труда важнейшими являются понятия рабо­тоспособности и утомления.

Под работоспособностью понимают потенциальную воз­можность человека выполнять на протяжении заданного вре­мени и с достаточной эффективностью работу определенного объема и качества. Под влиянием множества факторов работо­способность изменяется во времени и условно подразделяется на следующие фазы:

1-я — фаза врабатываемости, в этот период повышается активность центральной нервной системы, возрастает уровень обменных процессов, усиливается деятельность сердечно-сосу­дистой системы, что приводит к нарастанию работоспособности;

2-я — фаза относительно устойчивой работоспособности, в этот период отмечается оптимальный уровень функциониро­вания ЦНС, эффективность труда максимальная;

3 – я фаза снижения работоспособности связанная с

Продолжительность каждой из этих фаз зависит как

от индивидуальных особенностей ЦНС, так и от условий,

в ко­торых совершается работа, от вида и характера

деятельности, от эмоционального и физического состояния

организма. По­нимание процессов изменения работоспособности позволяет предупредить или отдалить наступление утомления.

Напри­мер, у студентов первых курсов высших учебных заведений в соответствии с биологическими ритмами «пик» работоспособ­ности приходится на 11 часов утра; фаза относительно устой­чивой работоспособности наблюдается приблизительно до 16 часов, а затем начинается третья фаза — снижение работоспо­собности. В соответствии с этим основной задачей является продление второй фазы. Оно может быть достигнуто исполь­зованием целого комплекса мероприятий, среди которых наи­более эффективными являются смена видов деятельности, производственная гимнастика, перерывы в работе и так далее, т.е. все мероприятия, направленные на предупреждение утом­ления.

Утомление — это снижение работоспособности, наступаю­щее в процессе работы. Если в работе преобладает умственное напряжение, то снижается внимание, падает продуктивность умственного труда, увеличивается количество допускаемых ошибок, наблюдается утомление анализаторов. Если в работе пре­обладают физические усилия, — утомление проявляется в сни­жении мышечной силы. Утомление может накапливаться изо дня в день и перерасти в переутомление.

Переутомление — это патологическое состояние, болезнь, которая не исчезает после обычного отдыха и требует специ­ального лечения. Симптомы переутомления — различные на­рушения со стороны нервно-психической сферы (например, ослабление внимания и памяти, головные боли, расстройство сна, ухудшение аппетита, повышенная раздражительность).

Хроническое переутомление обычно вызывает ослабление организма, снижение его сопротивляемости внешним воздей­ствиям, что ведет к повышению заболеваемости и росту случа­ев травматизма. Довольно часто это состояние предрасполага­ет к развитию неврастении и истерии.

2.2. Физиологические основы труда и профилактика утомления

Профилактика утомления. Важной мерой профилактики утомления является обоснование и внедрение в производствен­ную деятельность наиболее целесообразного режима труда и отдыха, т.е. рациональной системы чередования периодов ра-, боты и перерывов между ними; Это необходимо в производст­венных процессах, которые сопровождаются большими затра­тами энергии или постоянным напряжением внимания.

Большое значение в профилактике утомления имеет ак­тивный отдых, в частности физические упражнения, проводимые во время коротких производственных перерывов. Физ­культура на предприятиях повышает производительности труда от З до 14% и улучшает некоторые показатели физиологическо­го состояния организма работающих.

Для снятия нервно-психического напряжения, борьбы с утомлением, восстановления работоспособности довольно, успешно используют функциональную музыку, комнаты психо­логической разгрузки. В, основе благоприятного действия на организм музыки лежит вызываемый ею положительный эмо­циональный настрой, необходимый для любого вида работы.

Одним из элементов психологической разгрузки является аутогенная тренировка, основанная на комплексе взаимосвя­занных приемов психической саморегуляции и несложных физических упражнении со словесным самовнушением., Главное внимание при этом уделяется приобретению и закреплению навыков мышечного расслабления, позволяющих нормализо­вать психическую деятельность, эмоциональную сферу и веге­тативные функции.

Мероприятия по профилактике утомления: физиологичес­кая рационализация трудового процесса по экономии и огра­ничению движений при работе; равномерное распределение нагрузки между различными мышечными группами; приведе­ние в соответствие производственных движений привычным движениям человека; рационализация рабочей позы; освобож­дение от излишних подсобных операций и т.п.

Большое значение для борьбы с утомлением имеют меха­низация и автоматизация производства, значительно снижаю­щие чрезмерные мышечные усилия при работе и устраняю­щие необходимость пребывания работающих в неблагоприят­ных условиях.

Важным фактором для профилактики утомления, бес­спорно, является санитарное благоустройство производствен-

ных помещений (кубатура, микроклиматические условия, вентиляция, освещенность, эстетическое оформление) [2].

Значительное место в вопросах физиологии труда занима­ют понятия тяжести и напряженности труда.

Понятие «тяжесть» чаще всего связывают с работами, при выполнении которых преобладают мышечные усилия. Критериями тяжести труда при динамической нагрузке явля­ются: мощность внешней механической работы, максималь­ная величина поднимаемого вручную груза, величина ручного грузооборота за смену, частота шагов в одну минуту, наклоны туловища свыше 50° в 1 минуту при работе стоя; при статиче­ской нагрузке тяжесть труда оценивают по величине статической нагрузки в кг/с при удержании усилия одной рукой, двумя руками, с участием мышц корпуса и ног, времени пре­бывания в вынужденной позе.

Понятие «напряженность труда» чаще относят к работам с преобладанием нервно-эмоционального напряжения. Крите­риями напряженности труда являются: напряжение внимания (число производственно-важных объектов наблюдения, дли­тельность сосредоточенного наблюдения — в процентах от обще­го времени смены, плотность сигналов или сообщений в сред­нем в 1 час), эмоциональное напряжение и интеллектуальное напряжение анализаторов, объем оперативной памяти, моно­тонность работы.

Существует способ оценки тяжести работы по потребле­нию кислорода и энерготратам (см. табл.1). Уровень энерго­затрат определяют методом непрямой калориметрии, т.е. ме­тодом полного газового анализа (учитывается объем потребле­ния кислорода и выделенного углекислого газа).

Напряженность труда в каждом конкретном случае зависит от его тяжести (будь то умственный или физический труд) и от индивидуальных особенностей работающего. Труд одинако-

2.2. Физиологические основы труда и профилактика утомления 35

вой тяжести может вызвать у разных людей разную степень напряженности [25].

Энергия, необходимая человеку для жизнедеятельности, выделяется в его организме в процессе окислительно-восста­новительного распада углеводов, белков, жиров и других ор­ганических соединений, содержащихся в продуктах питания. Окислительно-восстановительные реакции в живых организ­мах могут протекать как с участием кислорода (аэробное окис­ление), так и без него (анаэробное окисление). Анаэробное окисление характеризуется меньшим количеством высвобож­даемой энергии и имеет ограниченное значение у высших ор­ганизмов.

Совокупность химических реакций в организме человека на­зывается обменом веществ.Для характеристики суммарного энергетического обмена веществ используют понятия основ­ного обмена и обмена при различных видах деятельности.

Основной обмен характеризуется величиной энергетических затрат в состоянии полного мышечного покоя в стандартных условиях (при комфортной температуре окружающей среды, спустя’ 12—16 часов после приема пищи в положении лежа). Энергозатраты на процессы жизнедеятельности в этих услови­ях для человека массой 75 кг составляют 87,5 Вт.

Изменение позы, интенсивности мышечной деятельности, информационной насыщенности труда, степени эмоциональ­ного напряжения и других факторов приводит к дополнительным затратам энергии. Так, в положении сидя за счет работы мышц туловища затраты энергии превышают уровень общего обмена на 5—10%, в положении стоя — на 10—15, при вы­нужденной неудобной позе — на 40—50%.

При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15—20% основного обмена (масса мозга составляет 2% массы тела). Повышение суммарных энер­гетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48%, при выступлении с публичной лекцией — на 94%, у операторов вычисли­тельных машин — на 60—100%. Повышение обмена веществ и расхода энергии приводит к повышению теплообразования. При тяжелой физической работе температура тела может по­вышаться на 1—1,5° С [3].

36 Гл. 2. Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности

При физической работе важное значение имеет правиль­ная организация рабочих движений, чередование статических и динамических усилий. Статические мышечные усилия ха­рактеризуются преобладанием напряжения над расслаблени­ем. При этом работа мышц осуществляется в анаэробных, т.е. в бескислородных, условиях. Клетки и ткани мышц получают энергию в результате диссимиляции, расщепления сложных органических веществ до углекислого газа и воды. Примером может служить гликолиз — расщепление глюкозы, которое протекает в два основных этапа — бескислородный и кисло­родный (см. схему):

С 6 Н 12 О 63 Н 6 О3 С О 2 + Н 2 О

На бескислородном этапе молекулы глюкозы расщепляют­ся до молочной кислоты, причем при этом выделяется неболь­шое количество энергии и образуется всего две молекулы аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ). АТФ — основное энер­гетическое вещество клетки, единица измерения энергии в клетке, источник химической энергии, превращающейся в механическую работу мышц. Все процессы превращающейся энергии сопровождаются синтезом или распадом АТФ. При статических усилиях, когда мышцы сжаты, кровеносные сосуды сдавлены, кислород в клетки не поступает, гликолиз останавливается на бескислородном этапе, энергия не образу­ется, в клетках накапливается молочная кислота (С3Н6О3), по­является чувство утомления, боль в мышцах. При чередовании напряжения мышц и расслабления гликолиз идет в два этапа, молочная кислота расщепляется до углекислого газа (СО2) и воды (Н2О) и клетка получает в 18 раз больше энергии — 36

Таким образом, при правильном чередовании статических и динамических усилий можно добиться преобладания кисло-

родного расщепления над бескислородным, что способствует более длительному сохранению работоспособности. В этой связи исключительно важной является физиологическая раци­онализация, основными направлениями которой являются: рациональная организация трудового процесса, создание ус­ловий для быстрого овладения трудовыми навыками, рацио­нальная организация режимов труда и отдыха [25].

Решению этих задач служит эргономика — научная дис­циплина, изучающая трудовые процессы с целью оптимиза­ции орудий и условий труда, повышения эффективности тру­довой деятельности и сохранения здоровья работающих.

Основным объектом эргономики является сложная систе­ма «человек—машина», в которой ведущая роль принадлежит человеку. Эргономика тесно связана с инженерной психоло­гией. Инженерная психология рассматривает требования,предъявляемые к психическим особенностям человека, прояв­ляемым при его взаимодействии с техническими средствами. Эргономика осуществляет системный подход к трудовым про­цессам и оперирует эргономическими показателями: гигиени­ческими, антропометриче- скими, физиологическими, психо­физиологическими, эстетическими [11].

Читайте также:  Причинами утомления нашего организма являются

Эргономическая биомеханика на основе антропометриче­ских признаков (размера тела, конечностей, головы, кистей, стопы, угла вращения в суставах, досягаемости руки) дает рекомендации по организации рабочего места, конструирова­нию инструмента и оснастки.

Требования технической эстетики реализуются с помощью дизайна (художественного конструирования оборудования), его цветового оформления, оформления графических средств информации, конструирования спецодежды и обуви. При этом создаются условия для оптимальных зрительных нагру­зок, гармонии в эмоциональном содержании трудовых процессов, обеспечивается наименьшая травмоопасность и мини­мальные вредные психологические воздействия на человека трудового процесса.

Для современного этапа технического развития характерна незавершенность автоматизации и механизации труда, в связи с чем имеют место неблагоприятные условия труда и профес­сиональные заболевания. Например, установлено, что операторы клавишных ЭВМ работают в неудобной позе, которая характеризуется сильным наклоном головы вперед (59° от вер-

2. Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности

тикали) и положением рук на весу с отведением от корпуса под углом 87°; за 60 минут работы это приводит к перенапря­жению мышц шеи, плечевого пояса, предплечья, кистей рук. Неудобная поза ускоряет наступление утомления и ведет к снижению качества труда.

Общие принципы гигиенического нормирования произ­водственных факторов распространяются на всех работающих. Вместе с тем необходимо учитывать биологические, анатомо-физиологические, биохимические и другие особенности жен­ского организма и организма подростков. Так, женщины в сравнении с мужчинами в среднем имеют меньший рост (на 10—15 см) и массу тела (на 10—12 кг), меньшие размеры и массу сердца (на 25—30%), ударный объем сердца и минутный объем крови (на 20—30%), меньшую жизненную емкость лег­ких, массу мышечной ткани, ее сократительную способность и способность к тренировке.

Анатомо-физиологические особенности женского орга­низма в некоторых случаях при неудовлетворительной произ­водственной обстановке могут способствовать возникновению гинекологических заболеваний и повлиять на репродуктивную функцию женщин. Неблагоприятное влияние на состояние здоровья женщин оказывают повышенная трудоемкость, нерв­ная напряженность и монотонность труда. Для работающих женщин регламентируют предельные величины переноски и перемещения грузов; вводят более благоприятные режимы труда и отдыха; ограничивают использование труда в ночное время; устанавливают режим работы с неполным рабочим днем или с неполной рабочей неделей.

Максимальная масса поднимаемого и перемещаемого женщинами груза при условии чередования этого процесса с другими видами работ (до двух раз в час) согласно Сан П и Н 2.2.0.555-96 составляет 10 кг, при подъеме и перемещении тя­жестей постоянно в течение рабочей смены — 7 кг. Величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены, не должна превышать; с рабочей поверхности — 1750, с пола 875 кгм (в массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки). При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг.

Поскольку организм женщины особенно уязвим в период беременности, запрещается применение труда беременных жен-

2.3. Микроклимат и комфортные условия жизнедеятельности 39

щин на работах, которые могут нанести вред здоровью жен­щины или ее потомства. Беременные женщины в соответст­вии с медицинским заключением должны быть переведены на более легкую работу или работу, исключающую воздействие вредных и опасных производственных факторов, с сохранение ем среднего заработка по прежней работе.

Не допускается привлечение беременных женщин и жен­щин, имеющих детей в возрасте до трех лет, к работам в ноч­ное время, к сверхурочным работам, к работам в выходные дни, а также их направление в командировки [3].

Большое значение для сохранения и стабилизации трудо­вых резервов общества имеет правильная организация труда подростков. Основными особенностями подросткового воз­раста являются резкий подъем всех жизненных функций, энер­гичный рост и физическое развитие тела. В этом возрасте наблю­даются ускоренный рост костей скелета и мускулатуры, особенно конечностей, слабость связочного аппарата, более быстрая утомляемость мышц, нередки отклонения в развитии органов дыхания, кровообращения и желудочно-кишечного тракта.

Для лиц в возрасте 16—18 лет установлена сокращенная рабочая неделя — 36 часов, а для лиц в возрасте 15 лет — 24 часа. Подростков запрещено привлекать к ночным и сверх­урочным работам в выходные дни. Ограничено применение их труда по переноске тяжестей, если же работа связана с пере­ноской тяжестей, то масса груза не должна превышать 4,1 кг. Все лица моложе 18 лет при поступлении на работу обязатель­но проходят профилактические медицинские осмотры [3].

2.3. Микроклимат и комфортные условия жизнедеятельности

Говоря о биосфере в целом, необходимо отметить, что человек обитает в самом нижнем, прилегающем к Земле слое атмосферы, который называется тропосферой. Атмосфера является непосредственно окружающей человека средой, и этим определяется ее первостепенное значение для осуществления процессов жизнедеятельности.

Тесно соприкасаясь с воздушной средой, организм чело­века подвергается воздействию ее физических и химических факторов: состава воздуха, температуры, влажности, скорости

движения воздуха, барометрического давления и др. Одним из необходимых условий нормальной жизнедеятельности чело­века является обеспечение оптимальных метеорологических условий в помещениях, оказывающих существенное влияние на тепловое самочувствие человека. Метеорологические усло­вия, или микроклимат, зависят от теплофизических особен­ностей технологического процесса, климата, сезона года, ус­ловий отопления и вентиляции. Микроклимат, оказывая непо­средственное воздействие на один из важнейших физиологи­ческих процессов — терморегуляцию, имеет огромное значе­ние для поддержания комфортного состояния организма.

Терморегуляция — это совокупность в организме процес­сов, обеспечивающих равновесие между теплопродукцией и теплоотдачей, благодаря которому температура человека оста­ется постоянной.

Теплопродукция организма (производимое тепло) в состо­
янии покоя составляет для «стандартного» человека (масса
70 кг, рост 170 см, поверхность тела 1,8 м 2 ) до 283 кДж/ч,
при легкой физической работе — более 283 кДж/ч, при работе средней тяжести — до 1,256 кДж/ч и при тяжелой — 1256′ и более кДж/ч. Метаболическое, лишнее тепло должно удалять­ся из организма.

Нормальная жизнедеятельность осуществляется в том слу­чае, если тепловое равновесие, т.е. соответствие между теп­лопродукцией вместе с теплотой, получаемой из окружающей среды, и теплоотдачей, достигается без напряжения процес­сов теплорегуляции. Отдача тепла организмом зависит от ус­ловий микроклимата, который определяется комплексом фак­торов, влияющих на теплообмен: температурой, влажностью, скоростью движения, воздуха и радиационной температурой окружающих человека предметов.

Чтобы понять влияние того или иного показателя микро­климата на теплообмен, нужно знать основные пути отдачи тепла организмом. При нормальных условиях организм чело­века теряет примерно 85% тепла через кожу и 15% тепла расхо­дуется на нагревание пищи, вдыхаемого воздуха и испарение воды из легких. 85% тепла, отдаваемого через кожу, распре­деляется следующим образом: 45% приходится на излучение, 30 — на проведение и 10% — на испарение. Эти соотношения Могут изменяться в зависимости от условий микроклимата [25].

2.3. Микроклимат и комфортные условия жизнедеятельности 41

Потеря тепла телом человека путем излучения может ори­
ентировочно оцениваться по закону Стефана—Больцмана и
рассчитывается по формуле:

Е= К (Т 4 1 — Т 4 2) где Е- энергия электромагнитного излучения с единицы по­верхности тела в единицу времени; К— коэффициент; Т1 — абсолютная температура кожи человека; Т2 — абсолютная тем­пература окружающих поверхностей.

Из уравнения следует, что при Т1 > Т2радиационный ба­ланс отрицательный; человек теряет тепла больше, чем полу­
чает; при Т1 Холодный и переход- ный Лёгкая средней т. тяжёлая 20-25 15-24 13-19 75 75 75 0,2 0,4 0,5 тёплый Лёгкая средней т. тяжёлая 21-28 16-27 15-26 55-60 65-70 75 0,2 0,3 0,4

При комфортном микроклимате физиологические процессы. терморегуляции не напряжены, теплощущение хорошее, функциональное состояние нервной системы оптимальное, физическая и умственная работоспособность высокая, орга­низм устойчив к воздействию негативных факторов среды [25]. Дискомфортный микроклимат вызывает напряжение про­цессов терморегуляции, имеет место плохое теплоощущение, ухудшается условно-рефлекторная деятельность и качество труда, снижается устойчивость организма к воздействию не­благоприятных факторов.

Дискомфортный микроклимат может быть перегреваю­щим (гипертермия) и охлаждающим (гипотермия). При дис­комфортном микроклимате наблюдается напряжение процес­сов терморегуляции. Верхняя граница терморегуляции челове­ка в состоянии покоя составляет: температура воздуха 30—51С при относительной влажности 85% или температура воздуха 40°С, при относительной влажности 50%.

При изменениях микроклимата, выходящих за границы приспособительных физиологических колебаний, дискомфорт проявляется в виде изменения самочувствия. У человека появ­ляется апатия, шум в ушах, мерцание перед глазами, тошно­та, помрачение сознания, повышение температуры тела, су­дороги и другие симптомы.

Рекомендуемые нормами параметры микроклимата долж­ны обеспечить в процессе терморегуляции такое соотношение физиологических и физико-химических процессов, при кото­ром поддерживалось бы устойчивое тепловое состояние в тече-

44 Гл. 2. Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности

ние длительного времени, без снижения работоспособности

Существенное влияние на организм человека оказывают изменения атмосферного давления в сторону его повышения или понижения. Влияние повышенного давления связано с механическим (компрессионным) и физико-химическим дей­ствием газовой среды. Оптимальная диффузия кислорода в кровь из газовой смеси в легких осуществляется при атмосферном давле­нии около 760 мм рт. ст. Проникающий эффект при повы­шенном атмосферном давлении может привести к токсическому действию кислорода и индифферентных газов, повышение со­держания которых в крови может вызвать наркотическую реакцию. При увеличении парциального давления кислорода в легких более чем на 0,8—1,0 атм. проявляется его токсическое дейст­вие — поражение легочной ткани, судороги, коллапс.

Понижение давления оказывает на организм еще более выраженное действие. Значительное уменьшение парциально­го давления кислорода во вдыхаемом воздухе, а затем в альве­олярном воздухе, крови и тканях через несколько секунд при­водит к потере сознания, а через 4—5 минут — к гибели. По­степенное нарастание дефицита кислорода вызывает расстрой­ство функций жизненно важных органов, затем необратимые структурные изменения и гибель организма. Понижение дав­ления на значительных высотах, не связанное с недостатком кислорода — «высотная болезнь», вызывает в организме серьез­ные нарушения, так называемые «декомпрессионные рас­стройства», к которым относятся: высотный метеоризм (рас­ширение газов в желудочно-кишечном тракте), высотная де-компрессионная болезнь (выход газов и жидкостей из тканей, в которых они были растворены, и образование пузырьков газа в организме, например азота), высотная тканевая эмфи­зема («закипание» тканевой и межклеточной жидкости вслед­ствие появления в них пузырей водяного пара).

Пузырьки газов вызывают эмболию, т.е. закупорку крове­носных сосудов. Декомпрессия может быть плавной и взрыв­ной. При постепенном снижении давления, применении ска­фандров, кислородных масок, герметизации кабин летатель­ных аппаратов можно преодолеть или снизить воздействие де­компрессии на организм [25].

Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности

3,1. Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека

Жизнедеятельность человека сопровождается непрерыв­ным выделением теплоты в окружающую среду. Ее количество зависит от степени физического напряжения в определенных климатических условиях и составляет от 85 Вт (в состоянии покоя) до 500 Вт (при тяжёлой работе). Для того чтобы фи­зиологические процессы в организме протекали нормально, выделяемая организмом теплота должна полностью отводиться в окружающую среду. Нарушение теплового баланса может привести к перегреву либо переохлаждению организма и как следствие — к потере трудоспособности, быстрой утомляемос­ти, потере сознания и тепловой смерти.

Одним из важных показателей теплового состояния орга­низма является средняя температура тела (внутренних орга­нов) порядка 36,5°С. Она зависит от степени нарушения теп­лового баланса и уровня энергозатрат при выполнении физи­ческой работы. При высокой температуре воздуха в период выполнения работы средней тяжести и тяжелой температура тела может повышаться от нескольких десятых градуса до 1—2° С. Наивысшая температура внутренних органов, которую выдер­живает человек, составляет +43°С, минимальная +25С. Тем­пературный режим кожи играет основную роль в теплоотдаче. Ее температура меняется в довольно значительных пределах, и при нормальных условиях средняя температура кожи под одеждой составляет 30—34°С. При неблагоприятных метеоро­логических условиях на отдельных участках тела она может по­нижаться до 20° С, а иногда и больше [3].

Нормальное тепловое самочувствие бывает тогда, когда тепловыделение Qтп человека полностью воспринимается окру­жающей средой Qто, т.е. когда имеет место тепловой баланс Qтп =Qто при таких условиях температура внутренних, органов

Гл. 3. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности

остается постоянной. Если теплопродукция организма не может быть полностью передана окружающей среде тп> Qто), то происходит рост температуры внутренних органов, такое теп­ловое самочувствие характеризуется понятием «жарко». Теп­лоизоляция человека, находящегося в состоянии покоя (отдых сидя или лежа) от окружающей среды, приведет к повыше­нию температуры внутренних органов уже через 1 час на 1,2°С. Теплоизоляция человека, производящего работу сред­ней тяжести, вызовет повышение температуры на 5°С и вплот­ную приблизится к максимально допустимой. В случае когда окружающая среда воспринимает больше теплоты, чем ее вос­производит человек (QтпО С.

Переносимость человеком температуры, как и его теплоо-щущение, в значительной мере зависит от влажности и ско­рости окружающего воздуха. Особенно неблагоприятное воз­действие на тепловое самочувствие человека оказывает высо­кая влажность при tос > 30° С, так как при этом почти вся выде­ляемая теплота отдается в окружающую среду при испарении пота. При повышении влажности пот не испаряется, а стекает каплями с поверхности кожного покрова. Возникает так назы-

3.1. Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека 47

ваемое «проливное» течение пота, изнуряющее организм и не обеспечивающее необходимой теплоотдачи.

Недостаточная влажность воздуха также может оказаться неблагоприятной для человека вследствие интенсивного испа­рения влаги со слизистых оболочек, их пересыхания и рас­трескивания, а затем и загрязнения болезнетворными микро­организмами. Поэтому при длительном пребывании людей в закрытых помещениях рекомендуется ограничиваться относи­тельной влажностью в пределах 30—70%.

Вопреки установившемуся мнению величина потовыделе-ния мало зависит от недостатка воды в организме или от ее чрезмерного потребления. У человека, работающего в течение 3 часов без приема жидкости, образуется только на 8% меньше пота, чем при полном возмещении потерянной влаги. При испарении влаги снижается и вес человека. Считается допус­тимым для человека уменьшение масса его тела на 2-3% путем испарения влаги (обезвоживание организма). Обезвоживание на 6% влечет за собой нарушение умственной деятельности, снижение остроты зрения; испарение влаги на 15—20% приво­дит к смертельному исходу [3].

Вместе с потом организм теряет значительное количество минеральных солей (до 1%, в том числе 0,4—0,6% NаС1). При неблагоприятных условиях потеря жидкости может достигать 8—10 л за рабочую смену, а в ней содержится до 60 г поварен­ной соли (всего в организме человека около 140 г NaCl). По­теря соли лишает кровь способности удерживать воду и приво­дит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы. При высокой температуре воздуха легко расходуются углево­ды, жиры, разрушаются белки [3].

Для восстановления водного баланса людям, работающим в горячих цехах, устанавливают автоматы с подсоленной (около 0,5% NaCl) газированной питьевой водой из расчета 4—5 л на человека в смену. На ряде заводов для этих целей применяют белково-витаминный напиток. В жарких климатических ус­ловиях рекомендуется пить охлажденную питьевую воду или чай.

Длительное воздействие на человека высокой температу­ры, особенно в сочетании с повышенной влажностью, может привести к значительному накоплению теплоты в организме и развитию его перегревания выше допустимого уровня — гипер­термии — состоянию, при котором температура тела поднима-

Гл. 3. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности

ется до 38—39°С. Гипертермия и как следствие тепловой удар сопровождаются головной болью, головокружением, общей слабостью, искажением цветового восприятия, сухостью во рту, тошнотой, рвотой, обильным потовыделением. Пульс и дыхание учащаются, в крови увеличивается содержание азота и молочной кислоты. При этом наблюдается бледность, си-нюшность, расширение зрачков, временами возникают судо­роги и потеря сознания.

Производственные процессы, выполняемые при пони­женной температуре, большой подвижности и влажности воз­духа, могут быть причиной охлаждения и даже переохлажде­ния организма — гипотермии. В начальный период воздейст­вия умеренного холода на человека происходит уменьшение частоты дыхания и увеличение объема вдоха. При продолжи­тельном действии холода дыхание становится неритмичным, частота и объем вдоха увеличиваются, изменяется углеводный обмен. Увеличение обменных процессов при повышении тем­пературы на 1С составляет около 10%, а при интенсивном охлаждении может возрасти в 3 раза по сравнению с уровнем основного обмена. Результатом действия низких температур являются холодовые травмы [3].

Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 78 ; Нарушение авторских прав

источник