Меню Рубрики

Чем характеризуется некомпенсированная фаза утомления

3. Эмоциональное (как следствие эмоциональных переживаний. Эмоциональный компонент утомления всегда имеет место после выступлений на ответственных соревнований, экзаменов, связанных с преодолением страха, и т.д.);

4. Физическое (в результате мышечной деятельности), делящееся на:

а. Локальное (местное) утомление – когда в работе приняло участие менее 1/3 всего объема мышц тела;

б. Региональное утомление – в работе участвуют мышцы, составляющие от 1/3 до 2/3 всего объема мышц тела;

в. Общее (глобальное) утомление – при работе свыше 2/3 мышц тела.

Продолжительность выполнения двигательной деятельности до развития полного утомления можно разделить на две фазы [8]:

1. Фаза компенсированного утомления, характеризуется прогрессивно углубляющимся утомлением, несмотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое время сохранять прежнюю интенсивность работы за счет больших, чем прежде, волевых усилий и частичного изменения биомеханической структуры двигательных действий (например, уменьшением длины и увеличением темпа шагов при беге);

2. Фаза декомпенсированного утомления, когда человек, несмотря на все старания, не может сохранить необходимую интенсивность работы. Если продолжить работу в этом состоянии, то через некоторое время наступит «отказ» от ее выполнения;

Соотношение длительности этих двух фаз различно: у людей с сильной нервной системой длиннее вторая фаза, со слабой нервной системой – первая фаза. В целом же выносливость тех и других может быть одинаковой [8]. Из сказанного следует важнейшая роль волевых качеств спортсмена, ибо они, являются результатом его сознательной деятельности. Волевое напряжение, за счет которого сохраняется интенсивность работы, является общим компонентом для всех видов выносливости. И поэтому волевые качества в значительной мере определяют результативность тренировки и успешность участия в соревнованиях, требующем большой, порой предельной выносливости [5].

Выносливость необходима в той или иной мере при выполнении любой физической деятельности. В одних видах физических упражнений она непосредственно определяет спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, бег на коньках на длинные дистанции, лыжные гонки), в других – позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.); в третьих – помогает переносить многократные кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика, фехтование и пр.) [9].

Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности [8].

О степени развития выносливости можно судить на основе двух групп показателей [9]:

1. Внешние (поведенческие), которые отражают результативность двигательной деятельности человека во время утомления:

При любых физических упражнениях внешним показателем, являются величина и характер изменений различных биомеханических параметров двигательного действия (длина, частота шагов, время отталкивания, точность движений и др.) в начале, середине и в конце работы. Сравнивая их значения в разные периоды времени, определяют степень различия и дают заключение об уровне выносливости. Как правило, чем меньше изменяются эти показатели к концу упражнения, тем выше уровень выносливости.

Внешние показатели выносливости в циклических видах физических упражнений:

· Пройденная дистанция в заданное время (например, в «часовом беге» или в 12-минутном тесте Купера);

· Минимальное время преодоления достаточно протяженной дистанции (например, бег на 5000 м, плавание на 1500 м);

· Наибольшая дистанция при передвижении с заданной скоростью «до отказа» (например, бег с заданной скоростью 6,0 м/с)

Внешние показатели выносливости в игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности.

Внешние показатели выносливости в сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия.

2. Внутренние (функциональные), которые отражают определённые изменения в функционировании различных органов и систем организма, обеспечивающих выполнения данной деятельности.

Внутренние показатели выносливости: изменения в ЦНС, сердечнососудистой, дыхательной, эндокринной и др. системах и органах человека в условиях утомления.

Уровень развития и проявления выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от целого ряда факторов [9, 17, 16]:

1. Энергетический потенциал организма, включает объем энергетических ресурсов, которые располагает организм;

2. Функциональный потенциал различных систем организма (дыхательной, сердечнососудистой, ЦНС, эндокринной, терморегуляционной, нервно-мышечной и др.);

3. Быстроты активации и степени согласованности в работе выше упомянутых систем, которые обеспечивают обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы;

4. Устойчивости физиологических и психических функций позволяющие сохранить активность функциональных систем организма к неблагоприятным сдвигам во внутренней среде организма, вызываемых работой (нарастанию кислородного долга, повышению молочной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление;

5. Экономичность использования энергетического и функционального потенциала организма. Оно определяет соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так как энергоресурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы;

6. Подготовленности опорно-двигательного аппарата;

7. Совершенства технико-тактического мастерства, зависящую от уровня владения техникой или рациональной тактики соревновательной деятельности;

8. Личностно-психологических особенностей, которые оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях (мотивацию на достижение высоких результатов, интереса к работе, свойства темперамента, уровня предельной мобилизации таких волевых качеств, как целеустремлённость, упорство, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу» и т.п.), т.е. связанные со свойствами личности, особенностями психических процессов и психических состояний;

источник

Компенсированное (скрытое) и некомпенсированное (явное) утомление. Хроническое утомление, переутомление и перетренированность.

В развитии утомления при физической работе можно выделить различные стадии:

1) скрытое, или компенсированное утомление,

Под скрытым утомлением понимается наличие существенных функциональных изменений со стороны некоторых органов и систем, но компенсированных другими функциями, вследствие чего работоспособность человека сохраняется на прежнем уровне (Ю.И. Данько).

Хроническое утомление – это пограничное функциональное состояние организма, при котором к

началу очередного трудового цикла сохраняются субъективные и объективные признаки утомления от предыдущей работы, для ликвидации которых необходим дополнительный отдых.

Субъективными признаками: ощущение усталости перед началом работы, быстрая утомляемость, раздражительность.

Объективные признаки: изменение функций организма, снижение результатов, нарушение техники движений. Спортивная работоспособность кратковременно может поддерживаться за счет повышения «цены» адаптации и нерационального расходования функциональных резервов организма.

Переутомление (перетренированность) – это патологическое состояние организма, которое характеризуется постоянным ощущением усталости, вялостью, нарушением сна и аппетита, болями в области сердца, резким снижением спортивных результатов и др. Для ликвидации симптомов переутомления дополнительного отдыха недостаточно, требуется специальное лечение.

Восстановительные процессы при выполнении и после мышечной работы и их общая характеристика. Фазы восстановления.

Восстановление – это не только процесс возвращения организма к предрабочему состоянию, а также последующее повышение функциональных возможностей организма.

Восстановительные процессы происходят не только после окончания работы, но и при ее выполнении.

Физиологические механизмы восстановления во время работы и после ее прекращения включают нервные и гуморальные механизмы. В любом периоде восстановления функционируют оба механизма. Вместе с тем, на разных этапах деятельности человека их роль неодинакова. Нервный механизм, как более быстрый, регулирует восстановительные процессы в период самой работы и в раннем периоде восстановления. Он через системы кровообращения и дыхания обеспечивает доставку кислорода, питательных веществ, удаление продуктов обмена.

Гуморальный механизм, как более медленный, обеспечивает прежде всего восстановление водно-солевого обмена, запасов глюкозы и гликогена, ферментов и гормонов.

Восстановительные процессы носят фазный характер. В периоде восстановления можно выделить 4 фазы:

1) фаза быстрого восстановления;

2) фаза замедленного восстановления;

3) фаза сверхвосстановления (суперкомпенсации);

4) фаза длительного (позднего) восстановления.

Эти фазы проявляются в изменениях работоспособности: в первую фазу работоспособность понижена, во вторую фазу она достигает исходного уровня, в третью – она повышена, а в четвертую возвращается к предрабочему уровню.

Физиологические закономерности восстановительных процессов (неравномерность, гетерохронность, зависимость от мощности работы, конструктивный характер). Суперкомпенсация как основа повышения функциональных возможностей организма.

Для восстановительных процессов характерна неравномерность. Вначале восстановительные процессы протекают с высокой скоростью, а в последующем они существенно замедляются.

Процессы восстановления в различных функциональных системах организма протекают и завершаются гетерохронно, т.е. не одновременно.

Последовательность такова: восстановление фосфагенов, ЧСС, АД, УОК, МОК, которые обеспечивают устранение лактатной фракции кислородного долга, внешнего дыхания, гликогена, глюкозы в крови, обмена веществ. Восстановление состава крови, водно-солевого баланса, ферментов, гормонов – через сутки и более.

Следовые реакции после каждого выполнения упражнения не исчезают полностью, а сохраняются, и при повторном выполнении упражнения в течение ряда дней суммируются, притом не только в виде функциональных изменений органов и тканей, но включает и структурные, конструктивные изменения в организме (накопление энергетических и пластических материалов в мышцах, миокарде и др.). Лишь наличие конструктивных изменений, которые затягиваются не на часы, а дни и месяцы, обеспечивает повышение функциональных возможностей организма.

В практике спорта часто возникает необходимость ускорить восстановительные процессы. Для этих целей применяется:

источник

57. Компенсированное (скрытое) и некомпенсированное (явное) утомление. Хроническое утомление, переутомление и перетренированность.

В развитии утомления при физической работе можно выделить различные стадии:

1) скрытое, или компенсированное утомление,

Под скрытым утомлением понимается наличие существенных функциональных изменений со стороны некоторых органов и систем, но компенсированных другими функциями, вследствие чего работоспособность человека сохраняется на прежнем уровне (Ю.И. Данько).

Хроническое утомление – это пограничное функциональное состояние организма, при котором к

началу очередного трудового цикла сохраняются субъективные и объективные признаки утомления от предыдущей работы, для ликвидации которых необходим дополнительный отдых.

Субъективными признаками: ощущение усталости перед началом работы, быстрая утомляемость, раздражительность.

Объективные признаки: изменение функций организма, снижение результатов, нарушение техники движений. Спортивная работоспособность кратковременно может поддерживаться за счет повышения «цены» адаптации и нерационального расходования функциональных резервов организма.

Переутомление (перетренированность) – это патологическое состояние организма, которое характеризуется постоянным ощущением усталости, вялостью, нарушением сна и аппетита, болями в области сердца, резким снижением спортивных результатов и др. Для ликвидации симптомов переутомления дополнительного отдыха недостаточно, требуется специальное лечение.

58. Восстановительные процессы при выполнении и после мышечной работы и их общая характеристика. Фазы восстановления.

Восстановление – это не только процесс возвращения организма к предрабочему состоянию, а также последующее повышение функциональных возможностей организма.

Восстановительные процессы происходят не только после окончания работы, но и при ее выполнении.

Физиологические механизмы восстановления во время работы и после ее прекращения включают нервные и гуморальные механизмы. В любом периоде восстановления функционируют оба механизма. Вместе с тем, на разных этапах деятельности человека их роль неодинакова. Нервный механизм, как более быстрый, регулирует восстановительные процессы в период самой работы и в раннем периоде восстановления. Он через системы кровообращения и дыхания обеспечивает доставку кислорода, питательных веществ, удаление продуктов обмена.

Гуморальный механизм, как более медленный, обеспечивает прежде всего восстановление водно-солевого обмена, запасов глюкозы и гликогена, ферментов и гормонов.

Восстановительные процессы носят фазный характер. В периоде восстановления можно выделить 4 фазы:

1) фаза быстрого восстановления;

2) фаза замедленного восстановления;

3) фаза сверхвосстановления (суперкомпенсации);

4) фаза длительного (позднего) восстановления.

Эти фазы проявляются в изменениях работоспособности: в первую фазу работоспособность понижена, во вторую фазу она достигает исходного уровня, в третью – она повышена, а в четвертую возвращается к предрабочему уровню.

59. Физиологические закономерности восстановительных процессов (неравномерность, гетерохронность, зависимость от мощности работы, конструктивный характер). Суперкомпенсация как основа повышения функциональных возможностей организма.

Для восстановительных процессов характерна неравномерность. Вначале восстановительные процессы протекают с высокой скоростью, а в последующем они существенно замедляются.

Процессы восстановления в различных функциональных системах организма протекают и завершаются гетерохронно, т.е. не одновременно.

Последовательность такова: восстановление фосфагенов, ЧСС, АД, УОК, МОК, которые обеспечивают устранение лактатной фракции кислородного долга, внешнего дыхания, гликогена, глюкозы в крови, обмена веществ. Восстановление состава крови, водно-солевого баланса, ферментов, гормонов – через сутки и более.

Следовые реакции после каждого выполнения упражнения не исчезают полностью, а сохраняются, и при повторном выполнении упражнения в течение ряда дней суммируются, притом не только в виде функциональных изменений органов и тканей, но включает и структурные, конструктивные изменения в организме (накопление энергетических и пластических материалов в мышцах, миокарде и др.). Лишь наличие конструктивных изменений, которые затягиваются не на часы, а дни и месяцы, обеспечивает повышение функциональных возможностей организма.

В практике спорта часто возникает необходимость ускорить восстановительные процессы. Для этих целей применяется:

источник

Утомление — сложный процесс, затрагивающий все уровни деятельности организма (молекулярный, субклеточный, клеточ­ный, органный, системный, целостного орга­низма) и проявляющийся в совокупности измене­ний, связанных со сдвигами гомеостаза, регулирую­щих, вегетативных и исполнительных систем, развитием чувства усталости, временным снижени­ем работоспособности и ее эффективности. Утомление является ведущим механизмом адаптации благодаря мобилизации резервных возможностей. Изменения, происходящие во время утомления являются своеобразными стимулами для формирования функциональных и конструктивных трансформаций в организме, составляющих суть развития тренированности (адаптированности).

В развитии утомления можно выделить две фазы:

первая фаза—преодолеваемое, или скрытое утомление, когда работоспособность еще может поддерживаться на прежнем и даже высоком уровне, благодаря усилению коркового возбуждения, несмотря на выраженную уже дискоординацию вегетативных функций и снижение ко­эффициента полезного действия организма;

вторая фаза — непреодолимое, или непреодоленное, иначе «явное» утом­ление, когда внешний эффект работы заметно снижается или работа вынужденно прекращается, несмотря на все усилия работающего. В этой фазе внешний эффект работы (рабо­тоспособность) заметно снижается, непреодолимо разви­ваются явления охранительного торможения в централь­ной нервной системе, приводящие к вынужденному пре­кращению работы.

Утомление проявляется в субъективных ощущениях и в объективных показателях.

Утомление проявляется в уменьшении силы и выносливости мышц, ухудшении координации дви­жений, в возрастании затрат энергии при выпол­нении одной и той же работы, возникновении одышки, усиленном потоотделении и покраснении кожных покровов, в замедлении реак­ций и скорости переработки информации, затруд­нении процесса сосредоточения и переключения внимания и других явлениях.

23. гигиенические требования к организации урока в различных классах

В ходе учебной четверти, желательно использовать несколько технологий. Их выбор зависит от возраста, контингента учащихся, их работоспособности, состояния здоровья и др.

Уроки-лекции утомляют значительно быстрее, чем уроки-беседы и поэтому проводятся в специализированных, профильных классах при подготовке к экзаменам. Использование на уроке одной трудоемкой образовательной технологии в непрофильных классах и нозидательный тон учителя способствуют раннему развитию утомления.

1. Учетпродолжительности активного внимания учащихся данного возрастасоответствует продолжительности усвоения нового учебного материала ( 6 лет –5–7 мин; 10–12 лет – 20 мин; 15–16 лет –30 мин).

2. Доступность ипоследовательность излагаемого учебного материала;

3. Чередование различных видов деятельностии отдыха.

В ходе комбинированного урока необходимо чередовать различные виды деятельности (практическая работа, рассказ, беседа, тестовые задания, самостоятельная работа, доклады и т.д.). Следует помнить, что при использовании одного вида деятельности (лекция, беседа, диктант, самостоятельная работа, продолжительное слушание музыки) или одной технологии развивается запредельное (охранительное) торможение нейронов коры головного мозга. В классе появляются дисциплинарные нарушения. Возникновение подобного рода физиологических нарушений учитель должен предотвратить. При первых признаках утомления надо изменить вид деятельности. Можно использовать интересный рассказ, демонстрацию наглядного материала, музыкальную паузу, здоровьесберегающие методы. Чередование различных видов деятельности в процессе урока способствует более равномерному распределению нагрузки на различные виды анализаторов. Учащимся, особенно начальных классов, нельзя предлагать только один вид деятельности, необходимо переключать детей с одной формы работы на другую. С физиологической точки зрения это имеет большое значение, поскольку при разнообразных видах деятельности включаются в работу различные виды анализаторов, и возникает возбуждение в соответствующих зонах коры головного мозга, а невозбужденные участки коры отдыхают. В них по принципу отрицательной индукции появляется торможение. Это способствует увеличению продолжительности работоспособности учащихся.

Читайте также:  Первая фаза утомления время

Виды отдыха на уроке (релаксация) – проведение физкультминуток, упражнений для глаз, музыкальных пауз, аутотренинга, фитотерапии и др. Для старших школьников они проводятся на 25–30-й минуте урока, а для младших – по истечении 10–15 минут урока.

4. Чередование на уроке различных методов обучения (словесных, наглядных и практических).

5. Утомление и переутомление учащихся

Различают два типа утомления. Первый тип – компенсированное утомление (скрытое утомление). Это преодолеваемое утомление, при котором сохраняется работоспособность благодаря волевым усилиям человека. Второй тип – некомпенсированное утомление, развивающееся вслед за компенсированным утомлением. Главным его признаком является резкое снижение работоспособности. В значительной степени оно проявляется в конце уроков, учебного года. Установлено, что утомление, в первую очередь, развивается в нервных центрах коры головного мозга вследствие дефицита в них медиатора (норадреналина, серотонина и др.) и проявляется субъективным чувством усталости. При утомлении в нейронах коры больших полушарий нарушается баланс между процессами возбуждения и торможения.

Учителю надо помнить, что утомление учащихся приводит к снижению не только работоспособности, но и дисциплины в классе. Поэтому его необходимо предупредить. В этой связи важно своевременно использовать здоровьесберегающие технологии, учитывать индивидуальные типологические особенности высшей нервной деятельности и состояние здоровья ребенка.

У школьников подвижного (сангвиников) и смешанного типов ВНД утомление протекает в течение двух стадий (фаз).

Первая фаза утомления характеризуется ослаблением торможения, повышением возбудимости нейронов коры (по И.П. Павлову это «охранительное возбуждение»). У учащихся появляется двигательное беспокойство, нарушается дисциплина, снижается качество, скорость и точность выполняемых заданий, Эту стадию можно снять, уменьшив учебную нагрузку. Кроме того, надо переключить учащихся на другой вид деятельности: перейти от лекционной формы изложения к беседе, от беседы к графической работе, опросу учащихся, тестовым заданиям и др. Если двигательное беспокойство и возбудимость учащихся не ликвидированы и учитель заставляет учащихся интенсивно работать, повышает голос, то развивается вторая стадия утомления. Задача же учителя – не пропустить даже первые признаки утомления и предотвратить его развитие.

Втора фаза утомления у подвижного типа детей характеризуется усилением торможения нейронов коры головного мозга и ослаблением возбуждения (по И.П. Павлову – это «охранительное торможение»). Она наблюдается у младших и средних по возрасту школьников. Учащиеся же старшей школы могут продолжать работу, поскольку у них развиты самоконтроль и самосознание. Ввиду вышесказанного признаки начального и последующего утомления у них могут быть внешне не выражены. Во время второй фазы утомления дети становятся равнодушными, не реагируют на замечания учителя, его не слышат. Утомление второй фазы можно снять только в процессе отдыха на перерыве. Поэтому учителю важно своевременно заметить первые признаки утомления на уроке, возникающие в первой его фазе.

Для учащихся младших классов характерны свои особенности утомления. Как известно, у детей первого класса нет навыков письма, игры на инструменте. Процесс овладения письмом, игрой на инструменте осуществляется мелкими червеобразными мышцами кисти, которые у детей 6–8 лет слабо развиты. Во время же письма, игры на музыкальном инструменте, движения большого пальца объединяются с движениями указательного и среднего. Такая деятельность кисти у ребенка 7 лет еще не установилась, а нервные центры, которые управляют этими движениями, работают с большим напряжением и быстро утомляются. Поэтому максимальная продолжительность непрерывного письма для детей 1-го класса – 10 минут, а для учащихся 8–11 классов – 25 –30 мин. Далее нужно прейти к другому виду деятельности. Аналогичным образом должна регламентироваться и продолжительность игры на инструменте.

Учителю также следует помнить, что у младших школьников сильно выражена двигательная доминанта. Длительное торможение учителем этой доминанты во время урока вызывает у детей значительное утомление. Например, длительное сидение вызывает у младших школьников утомление соответствующих нервных центров коры головного мозга, отвечающих за сокращения мышц спины, шеи, предплечья, кисти и т.д. Поэтому младшим школьникам надо давать возможность активно двигаться на перерывах, лучше на свежем воздухе в теплое время года под присмотром дежурного учителя. На занятиях нужно переключение на другой вид деятельности. Например, на уроке музыки чередуют следующие формы работы: пение, слушание музыки и рисование, музыкальный диктант, танцевальные движения под музыку и др.

Причины детской нервности

В нервной системе детей первых лет жизни возникшее возбуждение легко иррадиирует, приводя к общему двигательному беспокойству, а длительное или сильное раздражение приводит к торможению. По мере образования новых и новых условных связей и усложнения высшей нервной деятельности действие чрезмерных раздражителей все сильнее сказывается на поведении ребенка. При слабом типе высшей нервной деятельности ребенок становится пугливым, обидчивым, часто плачет, дрожит; при возбудимом типе — недисциплинированным, капризным, вспыльчивым, чрезмерно подвижным, суетливым. Таких детей называют нервными. Дети других двух типов (уравновешенного подвижного и уравновешенного медленного) также могут быть нервными, но у них нервность, как правило, проявляется значительно слабее.

Следовательно, ребенок может унаследовать от родителей слабый или возбудимый тип нервной системы, а тем самым ее неустойчивость, легко приводящую к нервности. Нередко предрасположение к нервности бывает врожденным, т. е. возникает у плода до рождения под влиянием неблагоприятных условий внутриутробного развития. Такие условия создаются, если мать во время беременности перенесла тяжелую болезнь или нервное потрясение, плохо питалась, потребляла алкогольные напитки и вообще нарушала нормальный образ жизни. В таких случаях признаки нервности часто проявляются уже в первые дни после рождения: ребенок много кричит, спит беспокойно, часто просыпается.

О приобретенной нервности говорят в тех случаях, когда причины, ее породившие, действовали на ребенка после его рождения. Такой причиной может быть все, что ослабляет, истощает организм ребенка, особенно его нервную систему, как, например, родовая травма, неправильное питание, несоблюдение нормального режима, недостаточный сон, различные заболевания, в особенности протекающие хронически, т. е. длительно.

Часто ребенок становится нервным по вине окружающих людей. Ребенок замечает и по-своему переживает все, что совершается вокруг него. К значительному напряжению нервной системы и развитию нервности может привести часто повторяющаяся шумная обстановка, семейные споры, грубые перебранки. Ребенок тяжело переживает резкое, несправедливое или неровное отношение к нему, быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам и захваливанию, частые замечания и запрещения, подавление инициативы. Частые телевизионные передачи, посещения театра и кино, сильно возбуждая нервную систему, также могут способствовать развитию нервности.

Стресс и адаптация

Стресс (стресс и адаптация) — это неспецифическая реакция организма человека на сильный раздражитель. Физиологические понятия «стресс и адаптация» обозначают ответные реакции организма на необычные воздействия внешней среды (природной и социальной). При этом стресс является способом экстренного уравновешивания организма к необычным условиям за счет мобилизации функциональных резервов, а адаптация — механизмом долговременного уравновешивания (приспособления) организма, в процессе которого увеличивается мощность саморегуляции отдельных систем.

Адаптация(стресс и адаптация) — состояние уравновешивания организма к необычным условиям, как природным, так и профессиональным.

При длительном воздействии необычных факторов среды в организме, развиваются морфофункциональные адаптационные перестройки, направленные на уравновешивание организма в этих условиях. Сущность адаптации сводится к увеличению скорости транскрипции РНК на структурных генах ДНК в ядрах клеток, лимитирующих приспособление. Количественный рост ведет к качественным изменениям. Увеличение интенсивности функционирования структур является пусковым механизмом активации генетического аппарата клетки и активации синтезе белков и увеличения массы клеточных структур, а снижение интенсивности функционирования дает обратный процесс. Генетические и морфофункциональные перестройки при адаптации получили наименование — «концепция структурно-функционального следа».

источник

Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным зарядом сказывается на умственной и физической работоспособности человека. Однако при увеличении, физической или умственной нагрузки, объема информации, а также интенсификации многих видов деятельности в организме развивается особое состояние, называемое утомлением.

Утомление — это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в том, уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и перераспределения внимания, усвоения теоретического материала. Утомление связано с ощущением усталости, и в то же время оно служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Утомление, возникающее в процессе упражнения, это еще и стимулятор, мобилизующий как резервы организма, его органов и систем, так и восстановительные процессы.

Утомление наступает при физической и умственной деятельности. Оно может быть острым, т.е. проявляться в короткий промежуток времени, и хроническим, т.е. носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); общим, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган, анализатор.

Различают две фазы утомления:

1. компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма);

2. некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается).

Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологической основой всех этих явлений является нарушение баланса возбудительно-тормозных нервных процессов.

Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, оно связано со способностью центральной нервной системы долго работать с перегрузками, а это в конечном итоге может привести к развитию запредельного торможения, к нарушению сна, разлаженности взаимодействия вегетативных функций.

Известно, что нервная клетка является источником двигательных импульсов и трофических влияний. В процессе мышечной деятельности, как в нервной клетке, так и в мышцах расходуются источники энергии и изменяются условия внутренней среды организма. Поэтому во время развивающегося утомления состояние нервной клетки зависит от процессов, происходящих как в самой нервной клетке, так и в работающих органах.

На развитие утомления влияет:

· ухудшение кровоснабжения мышц;

· угнетение активности ферментов;

· изменения рецепторов и сократительных структур мышцы;

· нарушение гормональной функции эндокринного аппарата;

· кислородное голодание тканей.

Снижение во время работы интенсивности деятельности вегетативных систем, и в частности желез внутренней секреции, во многих случаях является не результатом полного исчерпывания источников энергии, а имеет предупредительный характер, предохраняя организм от дальнейшего истощения.

Различают четыре основных вида утомления:

1) умственное (например, при игре в шахматы);

2) сенсорное (например, у спортсменов-стрелков при напряженной функции анализаторов);

3) эмоциональное (эмоции — неразлучные спутники спортивной деятельности);

4) физическое (в результате напряженной мышечной деятельности).

Физическое утомление многогранно. Нагрузки могут быть статистические и динамические. Выполняемые упражнения различаются по мощности. Движения бывают циклического и ациклического характера. Отсюда и причины возникновения утомления будут различны.

При динамической работе наблюдается постоянное чередование сокращения и расслабления мышц, а следовательно, возбуждения и торможения нервных клеток, поэтому утомление возникает спустя некоторое время.

Статистические усилия характеризуются быстро наступающим утомлением. В данном случае утомление обуславливается непрерывным и интенсивным потоком импульсов от мышц, находящихся в постоянном напряжении.

В зависимости от числа мышц, участвующих в работе, физическое утомление разделяют на три вида:

Известно, что мышечная деятельность связана с образованием и расходом энергии. В качестве основного поставщика энергии выступает АТФ (аденозинтрифосфорная кислота). Так как ее запасы невелики, продолжение деятельности возможно только за счет постоянно происходящего ресинтеза.

В зависимости от интенсивности выполняемой работы ресинтез может осуществляться благодаря анаэробным и аэробным реакциям. Реакции, совершающиеся в бескислородной среде получили название анаэробных. Они является энергетически более эффективными по сравнению с аэробными.

К анаэробным реакциям относят:

ь креатинфосфокиназную реакцию, связанную с расщеплением креатин фосфата;

ь гликолиз — расщепление гликогена до молочной кислоты.

v в сдваивании дыхательных циклов на один цикл движения (при гребле, плавании);

v в притормаживании или временном прекращении дыхательных движений (при выполнении силовых упражнений);

v в нарушении согласованности между дыханием и движением;

v в более выраженных колебаниях продолжительности двигательных и дыхательных циклов.

Показатели, сигнализирующие о приближении утомления:

1) увеличение числа ошибок и брака как результат расстройства координации в поведении;

2) неспособность к созданию и усвоению новых, полезных навыков;

3) расстройство старых автоматических навыков.

Одно из проявлений дискоординации функции в период утомления — увеличение энергетических трат на единицу произведенной работы как следствие повышения физиологической стоимости работы.

Начальную стадию развития утомления можно разделить на три фазы:

1) фаза простого преодоления чувства усталости, когда нет необходимости в компенсаторных изменениях;

2) фаза деэкономизации работы (включаются дополнительные моторные единицы);

3) фаза двигательной компенсации утомления.

На начальном этапе развития утомления снижение силы мышечных сокращений может быть восполнено увеличением темпа движений.

Устранить утомление возможно, повысив уровень общей и специализированной тренированности организма, оптимизировав его физическую, умственную и эмоциональную активность.

Профилактике и отдалению умственного утомления способствует мобилизация тех сторон психической активности и двигательной деятельности, которые не связаны с теми, что привели к утомлению. Необходимо активно отдыхать, переключаться на другие виды деятельности, использовать арсенал средств восстановления.

Восстановление — процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию. Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом. Следует помнить, что в организме как во время работы, так и в предрабочем и после рабочем покое, на всех уровнях его жизнедеятельности непрерывно происходят взаимосвязанные процессы расхода и восстановления функциональных, структурных и регуляторных резервов. Во время работы процессы диссимиляции преобладают над ассимиляцией и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и меньше готовность организма к ее выполнению

Мышечное расслабление рассматривают как выражение тормозного процесса соответствующих структур центральной нервной системы. При этом в нервных центрах происходит активация восстановительных процессов, и это обеспечивает отдых в ходе деятельности. Наоборот, при неполном расслаблении мышц происходит излишняя трата энергии, что приводит к более быстрому развитию утомления.

Характер мышечного расслабления зависит:

1) от скорости выполнения движений — с увеличением скорости движений способность к расслаблению ухудшается;

2) от величины произведенной работы — в условиях развивающегося утомления расслабление становится менее полным;

3) от степени овладения двигательным навыком — для ранних этапов освоения движений характерна излишняя напряженность, которая в дальнейшем, по мере спортивного совершенствования, исчезает.

Читайте также:  Фазы утомления при статической работе

В восстановительном периоде преобладают процессы ассимиляций, а восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного уровня (сверхвосстановление, или суперкомпенсация). Это имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности.

Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после легкой работы, после тяжелой — через несколько часов; поздние фазы восстановления могут длиться до нескольких суток.

Утомление сопровождается фазой пониженной работоспособности, а спустя какое-то время может смениться фазой повышенной работоспособности. Длительность этих фаз зависит от степени тренированности организма, а также от выполняемой работы.

Функции различных систем организма восстанавливаются не одновременно. К примеру, после длительного бега первой возвращается к исходным параметрам функция внешнего дыхания (частота и глубина); через несколько часов стабилизируется частота сердечных сокращений и артериальное давление; показатели же сенсомоторных реакций возвращаются к исходному уровню спустя сутки и более; у марафонцев основной обмен восстанавливается спустя трое суток после пробега.

Рационально сочетать нагрузки и отдых необходимо для того, чтобы сохранить и развить активность восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть факторы гигиены, питания, массаж, биологически активные вещества (витамины). Главный критерий положительной динамики восстановительных процессов — готовность к повторной деятельности, а наиболее объективным показателем восстановления работоспособности служит максимальный объем повторной работы.

Чтобы ускорить процесс, восстановления, в спортивной практике используется активный отдых, т.е. переключение на другой вид деятельности.

источник

Мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии. Это положительно сказывается на умственной и физической работоспособности человека. Однако при значительном увеличении физической нагрузки и ее интенсивности, когда нагрузка не соответствует функциональным возможностям организма, наступает утомление. Оно представляет функциональное состояние, временно возникающее под влиянием длительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности.

Утомлением называется состояние, возникающее вследствие работы и проявляющееся в ухудшении двигательной и вегетативной функций, их координации и понижении работоспособности. Это состояние проявляется в субъективном ощущении усталости. Во время утомления человек не способен поддерживать требуемый уровень мощности выполняемой работы или качества работы (техники выполнения упражнения). Поэтому может отказаться от ее продолжения. Утомление носит обратимый характер. После периода отдыха работоспособность восстанавливается до прежнего уровня.

Утомление может выполнять функцию стимулятора, мобилизующего резервы организма, его органы и системы, а также восстановительные процессы. Оно может быть острым — проявляться в короткий промежуток времени; хроническим — носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); общим – характеризующим изменение функций всего организма; локальным – затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, органа, анализатора.

К внешним признакам утомления относятся: нарушение координации движений, падение производительности, одышка, чрезмерная потливость, покраснение кожных покровов. Все это обусловлено как ухудшением работоспособности некоторых органов, так и расстройством координации их деятельности нервной системой, проявляющимися в различных формах. Во-первых, могут изменяться показатели деятельности различных органов и систем. Например, уменьшаются минутный объем дыхания, минутный объем крови, потребление кислорода и т.д. Во-вторых, вследствие нарушения координации деятельности отдельных органов нервной системой может наблюдаться более высокая, чем необходимо, степень мобилизации этих органов. Это проявляется в меньшей экономичности.

Теории утомления.Физиологи XIX столетия придавали большое значение химическим изменениям в работающих мышцах. Поэтому возникли теории утомления, связанные с изменениями в скелетной мускулатуре:

— теория истощения энергетических ресурсов,

Сторонники теории истощения энергетических ресурсов считали, что причина возникновения утомления непосредственно локализована в скелетных мышцах и связана с истощением АТФ и КрФ.

Теория “задушения” свидетельствовала о нарастающем недостатке кислорода.

Теория “засорения” была связана с продуктами распада энергетических веществ.

Причиной теории “отравления” считалось накопление мышечных ядов.

С начала XX в. стала преобладать центрально-нервная теория утомления, которая и в настоящее время интенсивно разрабатывается современными физиологами.

Причины утомления.При рассмотрении причин утомления следует выделить 2 основных понятия. Первое – локализация утомления, т.е. выделение той ведущей системы, функциональные изменения в которой определяют наступление состояния утомления. Второе – механизмы утомления, т.е. конкретные изменения в деятельности ведущих функциональных систем, которые обуславливают развитие утомления.

По локализации утомления можно рассматривать 3 основные группы систем:

1) регулирующие системы – ЦНС, вегетативная нервная система, гормонально-гуморальная система,

2) система вегетативного обеспечения мышечной деятельности – системы дыхания, крови, кровообращения,

3) исполнительная система – опорно-двигательный аппарат.

Во время выполнения физических упражнений происходят функциональные изменения в нервных центрах, которые управляют мышечной деятельностью и регулируют ее вегетативное обеспечение. Быстрее всего утомляются корковые нервные центры. Проявлением этого являются нарушения в координации функций и возникает субъективное ощущение усталости. Утомление нервных клеток есть проявление запредельного, охранительного торможения, которое является результатом интенсивной или продолжительной работы, т.к. возникает сильная афферентная импульсация от проприорецепторов работающих мышц, суставов, связок и т.д., достигающих всех уровней ЦНС, вплоть до коры. Утомление связывают с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы и желез внутренней секреции. Роль желез внутренней секреции особенно велика при упражнениях на развитие выносливости. В результате изменений в деятельности желез внутренней секреции происходят нарушения вегетативных функций, энергетического обеспечения и т.д.

Одной из причин утомления могут быть изменения в деятельности систем вегетативного обеспечения – сердечнососудистой и дыхательной. Поэтому происходит снижение кислородтранспортных возможностей организма.

Утомление может быть связано с работающими мышцами. В этом случае оно является результатом изменений, возникающих либо в сократительном аппарате мышечных волокон, либо в нервно-мышечных синапсах, либо в системе электромеханической связи мышечных волокон.

Таким образом, в основе развития утомления при мышечной деятельности человека лежит взаимосвязь и взаимообусловленность центральных и периферических факторов как рефлекторного, так и гуморального характера.

При выполнении упражнений анаэробного характера максимальной мощности важную роль в развитии утомления играет механизм, связанный с истощением внутримышечных запасов фосфагенов.

При выполнении упражнений анаэробного характера субмаксимальной мощности, а также максимальной аэробной мощности ведущую роль в энергообеспечении работающих мышц играет анаэробный гликолиз, в результате которого образуется молочная кислота. Таким образом, ведущим механизмом при выполнении этих упражнений является образование молочной кислоты и снижение рН крови.

При выполнении анаэробных и максимальных аэробных упражнений определенную роль в развитии утомления играет истощение энергетических ресурсов, например гликогена в мышцах и печени. Однако расход мышечного гликогена при этих видах физических упражнений небольшой, всего до 30 % от исходного уровня. Поэтому не может рассматриваться как ведущий фактор в утомлении при данных упражнениях.

При выполнении упражнений околомаксимальной и субмаксимальной аэробной мощности углеводы служат основным энергетическим субстратом работающих мышц, используемым в окислительных реакциях. Механизм, связанный с истощением мышечного гликогена, является основным при выполнении этих упражнений. При выполнении упражнений средней аэробной мощности снижается содержание глюкозы в крови и развивается гипогликемия, что может привести к нарушению в деятельности ЦНС и развитию утомления. Чем выше исходное содержание гликогена в мышцах и печени, тем позднее наступает гипогликемия и связанное с ним утомление. Прием углеводов во время прохождения дистанции предотвращает или отдаляет наступление гипогликемии. Однако если углеводы принимаются за несколько минут до старта, то повышается выброс инсулина в кровь, и это способствует развитию гипогликемии и наступлению утомления.

При выполнении аэробных упражнений малой мощности значительную роль в энергообеспечении наряду с углеводами играют жиры. Их значение тем больше в энергообеспечении, чем ниже мощность выполняемой работы.

Фазы утомления.В утомлении выделяют 2 фазы. Первая фаза – скрытое или преодолеваемое утомление, когда работа может поддерживаться на прежнем уровне. Это происходит в результате нарастающего возбуждения в корковых центрах и благодаря волевому напряжению работающего. В некоторых случаях эту фазу отмечают как компенсированную, когда нет явно выраженного снижения работоспособности, т.к. включаются резервные возможности организма. Вторая фаза – явное или непреодолимое утомление, которое наступает при продолжении работы. Еще ее называют некомпенсированная фаза утомления, когда резервные возможности организма исчерпаны и работоспособность значительно снижается. При этом может возникнуть обморочное состояние. Во время второй фазы проявляется защитная функция утомления, направленная на прекращение выполнения упражнений, которые не соответствуют функциональным возможностям организма спортсмена. В этом случае проявляется биологическое значение утомления, состоящее в том, что оно приводит к возникновению торможения в нервных клетках, обеспечивая защиту ЦНС и всего организма от перенапряжения и истощения.

Дата добавления: 2014-11-06 ; Просмотров: 2278 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Соответствующим изменением внешних условий человек может воздействовать и на собственное состояние здоровья» физическое развитие, физическую подготовленность, на умственную и физическую работоспособность. Физическая тренировка оказывает разностороннее влияние на психические функции, обеспечивая их активность и устойчивость. Имеются результаты многочисленных исследований по изучению у тренированных и нетренированных лиц устойчивости внимания, восприятия, памяти, способности к устному счету различной сложности, других сторон мышления. Устойчивость изучаемых параметров оценивалась по уровню их сохранения под влиянием различной степени утомления, а также по способности сохранять работоспособность в точное время. Установлено, что устойчивость параметров умственной деятельности находилась в прямой зависимости от уровня разносторонней физической подготовленности. Умственная работоспособность в меньшей степени ухудшается под воздействием неблагоприятных факторов, если в этих условиях соответствующим образом применять физические упражнения. Оптимальная физическая тренированность обеспечивает сохранение ряда показателей высшей нервной деятельности, в частности, устойчивости функций второй сигнальной системы. Утомление — это состояние, которое возникает вследствие работы при недостаточности восстановительных процессов и проявляется в снижении работоспособности, нарушении координации регуляторных механизмов и в ощущении усталости. Утомление играет важную биологическую роль» служит предупредительным сигналом возможного перенапряжения рабочего органа или организма в целом. Различают две фазы развития утомления: компенсированную и некомпенсированную. В компенсированной фазе не происходит видимого снижения работоспособности. Работа осуществляется за счет подключения к напряженной деятельности других систем организма, которые до наступления утомления не принимали активного участия в данной работе. Невозможность поддержания нужной интенсивности работы даже при подключении резервных систем организма означает начало некомпенсированной фазы утомления. При работе значительной интенсивности, не соответствующей уровню непосредственной готовности организма к выполнению данной нагрузки, возникает острое утомление. Острое и хроническое утомление, а также переутомление могут привести к заболеванию нервной системы, обострению сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенной болезням, снижению сил организма. Например, под влиянием длительного (хронического) экзаменационного эмоционального стресса у большинства обследованных студентов наблюдались значительные изменения интенсивности кровенаполнения сосудов и реактивности биопотенциалов головного мозга, электрокардиографических и биохимических показателей, не приходящих в норму в течение 2-3 суток после экзаменов.Таким образом, студенты вузов 2 раза в год переживают длительный эмоциональный стресс, что является фактором риска.

Умственное переутомление граничит с заболеванием и имеет более длительный период восстановления. Оно является следствием того, что мозг человека, обладая большими компенсаторными возможностями, способен длительное время работать с перегрузкой, не давая знать о своем утомлении, которое мы ощущаем только тогда, когда наступила фаза переутомления. Средствами восстановления организма после утомления и переутомления являются: оптимальная, физическая активность, переключение на другие виды работы и сочетание работы с активным отдыхом, рациональное питание, установление строгого гигиенического образа жизни. Ускоряют процесс восстановления достаточный по времени и полноценный сон, водные процедуры, парная баня, массаж и самомассаж, фармакологические средства и физиотерапевтические процедуры/ психорегулирующая тренировка. Правильно составленный распорядок дня, распределение работы таким образом, чтобы наибольшая нагрузка соответствовала наибольшим возможностям организма, — одна из важнейших задач сохранения здоровья и трудоспособности. Недостаточная двигательная активность создает особые неестественные условия для жизнедеятельности человека, отрицательно воздействует на структуру и функции всех тканей организма человека. В этих условиях задерживается развитие молодого поколения и ускоряется старение пожилых людей. Для данного состояния характерны повышенная крайняя неустойчивость настроения, ослабление самообладания, нетерпеливость, нарушение сна, утрата способности к длительному труду или физическому напряжению. Все эти симптомы могут проявляться в различной степени. Наиболее действенной альтернативой гипокинезии и гиподинамии в современных условиях могут выступать физические упражнения. Прогресс науки и техники вызвал необходимость получения человеком значительного объема профессиональных знаний и большого количества разнообразной информации. Неизмеримо возрос темп жизни. Все это обусловило предъявление современному человеку высоких требований к его физическому состоянию и значительно увеличило нагрузку на психическую, умственную и эмоциональную сферы. В связи с активизацией учебного труда при возрастающих нагрузках требуется оздоровление условий и режима учебы, быта и отдыха студентов с использованием средств физической культуры. Средствами физической культуры являются физические упражнения, оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода) и гигиенические факто­ры (санитарно-гигиеническая обстановка, режим отдыха, сна, питания).Использование оздоровительных сил природы (закаливание) укрепляет и активизирует защитные силы организма, стимулирует обмен веществ, деятельность сердца и кровеносных сосудов, благотворно влияет на состояние нервной системы. Роль физических упражнений не ограничивается только благоприятным воздействием на здоровье. Наблюдение за людьми, которые регулярно занимаются физическими упражнениями, показало, что систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при длительной напряженной умственной или физической работе. Человек, ведущий подвижный образ жизни и систематически занимающийся физическими упражнениями, может выполнять значительно большую работу, чем человек, ведущий малоподвижный образ жизни. Это связано с резервными возможностями организма. Активизацию физиологических функций организма при мышечной деятельности следует рассматривать как мобилизацию резервов. При этом тренированный организм имеет большие по объему резервы и может более полно их использовать, чем нетренированный. Каждый орган, система органов и организм в целом под влиянием направленной физической тренировки заметно повышают показатели работоспособности, физического резерва.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9538 — | 7542 — или читать все.

источник

Согласно известным представлениям об общем адаптационном синдроме по Г. Селье (1960 г.), защитные реакции возникают в ответ на любое повреждающее воздействие. Любой адаптационный процесс в организме направлен на поддержание или восстановление постоянства внутренней среды организма. Длительное напряжение систем регуляции может привести к их перенапряжению, возникновению дефицита информационных и энергетических ресурсов, что приводит к снижению адаптационных возможностей организма. При этом возникают определенные структурные и функциональные изменения. Функциональные изменения могут быть количественными и качественными.

Функция становится необратимой тогда, когда она связана с качественными деструктивными преобразованиями субстрата.

Составной частью понятия функционального состояния организма является функциональный резерв. Функциональный резерв – это запас функциональных возможностей (ресурсов), который постоянно расходуется на поддержание равновесия между организмом и окружающей средой. Чем выше функциональные резервы, тем ниже степень напряжения регуляторных механизмов, необходимая для адаптации к условиям внешней среды для подержания гомеостаза. Иначе можно сказать, что функциональные резервы – это потенциальная способность тех или иных систем увеличить интенсивность работы.

В развитии большинства адаптационных реакций прослеживаются два этапа: начальный этап срочной, но несовершенной адаптации и последующий этап совершенной, долговременной, или кумулятивной, адаптации.

Срочная адаптация характеризуется непрерывно протекающими приспособительными изменениями, возникающими как ответные реакции организма на непрерывно меняющиеся условия внешней среды. Примером срочной адаптации могут служить изменение теплорегуляции, потоотделение и распределение крови в сосудах в ответ на повышение или понижение температуры окружающего воздуха. Выделяют следующие характерные свойства адаптации.

Читайте также:  Эмоциональный фон при утомлении

1. Срочные приспособительные изменения не закрепляются в организме. Они возникают только при непосредственном внешнем воздействии определенного характера и тотчас исчезают, как только устраняется вызвавшее их внешнее обстоятельство;

2. Характер и интенсивность срочной адаптивной реакции точно соответствуют характеру и силе внешнего воздействия;

3. Срочными изменениями организм способен отвечать только на те внешние воздействия, которые по своему характеру, силе и времени действия не превышают физиологических возможностей.

Например, при двигательном действии в условиях высокой температуры может произойти перегревание организма, а в результате – тепловой удар. В этом случае сила и продолжительность действия неблагоприятного внешнего фактора превышают пределы адаптивных возможностей человеческого организма. Подобный же эффект можно представить себе и в связи с неадекватными адаптивным способностям физическими нагрузками, которые могут привести к заболеваниям сердца и травмам мышц и суставов.

Кумулятивная адаптация характеризуется такими приспособительными изменениями, которые возникают под влиянием регулярно повторяющихся внешних воздействий. Примерами кумулятивной адаптации могут служить такие явления, как приспособление к высокогорью у альпинистов, закаливание и повышение работоспособности под воздействием тренировки.

Приобретенные в результате кумулятивной адаптации свойства носят устойчивый характер и сохраняются некоторое время после прекращения серии внешних воздействий. Это сопровождается значительными морфологическими и функциональными преобразованиями на клеточном уровне и в деятельности различных систем организма и их взаимодействии.

Если процесс кумулятивной адаптации не подкрепляется новой серией аналогичных раздражителей, то организм теряет приобретенные свойства и снова приспосабливается к условиям «спокойной жизни». Из этого следует важный для понимания сущности тренировки вывод: тренировочный процесс не должен прерываться на длительное время, интервалы отдыха между сериями нагрузок должны быть оптимальными.

В процессе кумулятивной адаптации организм не только приобретает способность отвечать более быстрыми, точными и всеобъемлющими ответными реакциями на уровне имеющихся функциональных возможностей, но и существенно повышает уровень этих возможностей и оказывается в состоянии выполнить большой объем более интенсивной и сложной работы. Одним словом, происходит переход адаптированных систем организма в качественно новое состояние, т. е. прогрессивное повышение возможностей организма, его развитие.

Способностью к адаптации наделена каждая из 10–13 клеток организма, каждый орган, система и весь организм в целом.

Адаптационные возможности организма человека огромны. Длительное пребывание космонавтов в межпланетном пространстве, спортивные рекорды, обживание океанских глубин, способность долгое время жить без пищи, выдерживать холод и зной, ориентироваться в сложнейших ситуациях свидетельствуют о том, что организм может нормально действовать в необычном и непривычном для него режиме.

Механизм адаптации действует постоянно, мы просто этого не замечаем, особенно когда нет сбоев и отклонений. Однако возможности его не беспредельны, более того, у каждого человека они вариабельны в определенных пределах. Поэтому один человек быстро и легко приспосабливается к условиям работы и распорядку дня, другой же переносит приспособление труднее. Почему? Однозначно особенности адаптации объяснить нельзя, большое значение имеют генетические характеристики человека. Но это совсем не означает, что человек с рождения жестко «запрограммирован» на определенный резерв и диапазон адаптации. Установлено, что на адаптационные возможности влияют особенности жизни человека, характер его труда и отдыха.

В целом практически у всех людей в течение многих лет жизни формируется определенный уклад жизни и работы организма, который настраивается на постоянно повторяющиеся составляющие этого уклада. Организм как бы запоминает, в какое, например, время суток ему предстоит работать, в какое – отдыхать, принимать пищу и т. д. И не только запоминает, но и готовится, настраивает соответствующие системы.

Теперь еще об одной защитно-приспособительной функции. Сравнительно недавно считалось, что главная функция иммунитета – защита организма от инфекций. Ученые обнаружили, что эта важная функция отнюдь не единственная. Оказывается, иммунитет является своеобразным контролером постоянства внутренней среды.

Эту деятельность защитных сил называют иммунологическим надзором: организм необходимо защищать не только от внешних агрессоров, но и от внутренних, можно сказать от собственных ошибок.

Итак, наш организм – необычайно чуткая саморегулирующаяся система; но надежность, диапазон действия защитноприспособительных механизмов устойчивости не безграничен. Снижаются они с ослаблением организма, в связи с начинающейся болезнью, наличием каких-либо неблагоприятных условий, например с развитием вредных привычек (употребления алкоголя и наркотиков, курения и т. д.), а также с возрастом, и наоборот, повышаются разумной тренировкой и соблюдением здорового образа жизни.

Утомление возникает при недостаточности восстановительных процессов и проявляется в снижении работоспособности, нарушениях координации регуляторных механизмов и в ощущениях усталости.

С физиологической точки зрения при мышечной деятельности возникает особое состояние организма, называемое утомлением. Оно характеризуется временным снижением работоспособности. После соответствующего отдыха работоспособность вновь повышается.

Утомление играет важную биологическую роль, оно служит предупреждающим сигналом возможного перенапряжения рабочего органа или целого организма. Наряду с этим утомление, возникшее в процессе мышечной деятельности, является фактором, который обеспечивает усиление восстановительных процессов, мобилизацию энергетических ресурсов организма. Таким образом, благодаря утомлению происходит повышение работоспособности.

Утомление возникает как при локальной, так и при общей физической нагрузке. При общей физической нагрузке оно связано в большей степени с тем, что дыхание и кровообращение не обеспечивают энергетического баланса работающих органов и тканей и поэтому нарастает недовосстановление их функций, снижаются энергетические и регуляторные резервы.

Острое утомление возникает при работе значительной интенсивности, не соответствующей уровню непосредственной готовности организма к выполнению данной физической нагрузки.

Хроническое утомление является результатом коммуляции сдвигов в нервно-мышечной и вегетативных системах, возникающих при многократной утомительной работе. Оно появляется как результат недовосстановления резервов в органах и тканях целостного организма.

При длительной и достаточно напряженной работе наступает умственное утомление, при котором деятельность внешних органов чувств или чрезмерно повышается, или до крайности ослабляется.

При умственной работе утомление имеет в своей основе изменения активности и взаимодействия процессов возбуждения и торможения в нервных центрах, а также нарушения динамики кровообращения и кислородного обмена в коре больших полушарий и в других отделах ЦНС. Это приводит к расстройству в динамике условнорефлекторных механизмов как во второй, так и в первой сигнальных системах.

Различают две фазы утомления: компенсированную и некомпенсированную. В компенсированной фазе не происходит видимого снижения работоспособности. Работа осуществляется за счет напряженной деятельности многих систем организма, значительных изменений, происходящих в нервномышечном аппарате. Нередко высокая работоспособность сохраняется благодаря изменению структуры движений. Например, при беге на длинные дистанции уменьшается длина шага вследствие снижения силы мышечных сокращений, но зато указанный процесс восполняется увеличением темпа движений. Таким образом, за счет изменения структуры движений, т. е. посредством учащения шагов, удается на некоторое время поддержать достигнутую скорость.

Некомпенсированная фаза утомления характеризуется невозможностью поддерживать достигнутую скорость, при этом уменьшается и длина, и частота шагов.

Важным фактором противодействия утомлению является развитие выносливости и совершенствование спортивной техники. Рациональная техника способствует экономному сокращению мышц и наиболее полному расслаблению. При этом снижаются энерготраты на работу, что дает возможность длительно ее выполнять.

Немаловажным фактором в борьбе с утомлением является рациональное распределение сил в процессе мышечной деятельности. При этом равномерная работа менее утомительна, чем работа с переменным режимом деятельности.

В процессе восстановления большую роль играют педагогические, психологические и медико-биологические средства. Одним из них является так называемый активный отдых, значение которого впервые было установлено И. М. Сеченовым. Утомленные работой мышцы в его опытах быстрее восстанавливались не при полном покое организма, а при работе других групп мышц.

Для ускорения восстановительных процессов большое значение имеет массаж, психотренинг, водные процедуры, парная баня и т. д. Полноценный отдых невозможен без достаточного сна, расстройство которого отрицательно влияет на восстановление работоспособности.

Таким образом, борьба с утомлением связана с оптимальной физической активностью, переключениями в работе, активным отдыхом, использованием средств питания и физиотерапии, установлением строгого гигиенического образа жизни.

Режим жизнедеятельности включает в себя учебу, тренировочные занятия, отдых, питание. Для понимания важности хорошо продуманного и строго выполняемого режима следует шире знать некоторые биологические явления в организме, связанные с его различной деятельностью. Вся живая природа функционирует по 24-часовому ритму. Суточному ритму подчинен и организм человека (независимо, спортсмен он или нет). Для функций отдельных органов и систем характерны определенные режимы.

Основным признаком ритмических процессов в организме, играющих огромную роль в его жизнедеятельности и способствующих экономному расходованию энергии, является их повторяемость. Расстояние между одинаковыми положениями двух колебаний носит название периода или цикла. Каждый цикл состоит из двух фаз. В одной из них процессы достигают своего максимума, в другой – минимума.

Биологические ритмические процессы могут протекать как на уровне клеток, так и на уровне организма в целом.

Суточный (циркадный) ритм выявлен более чем у 40 функций организма (содержание гормонов, гликогена в печени, кровообращения и т. д.). Дважды в сутки снижается работоспособность сердечной мышцы: около 13 ч и 21 ч. Наибольших величин частота сердечных сокращений достигает в 18 ч. Установлена суточная периодика температуры тела: максимальная величина в 18 ч, а минимальная – в 1–4 ч. В течение суток изменяются сила мышц и многие другие качества. На физические нагрузки организм человека реагирует по-разному в течение суток.

Исследованиями Н. А. Агаджаняна (1983) показано, что наиболее сильным по функциональным возможностям человек бывает с 8 до 12 ч и с 14 до 17 ч, однако при необходимости у него могут в любое время суток, благодаря волевому усилию, повыситься функциональные возможности (как следствие этого – спортивные результаты).

Гипокинезия сопровождается ограничением афферентных импульсаций – выпадением естественного потока проприоцентивной сигнализации и всего комплекса рецепторов, в норме активизирующих подкорковые образования (гипоталамус и ретикулярную формацию), а также тонус коры головного мозга. Роль рецепторов, однако, не ограничивается только пусковым механизмом формирования приспособительных реакций организма.

Рецепторы осуществляют также сигналы, корригирующие (исправляющие) в случае необходимости деятельность эффекторов после соответствующего афферентного синтеза. Влияние гипокинезии проявляется в сложных объективных электрофизиологических изменениях: электроэнцефалограммах (записи работы мозга), кожно-гальванической реакции (Мотылянская Р. Е., 1980) и в субъективных данных: снижении умственной работоспособности и памяти, эмоциональной неустойчивости.

В результате снижения функциональной нагрузки на генетический аппарат ключевых организмов (мозга, миокарда, скелетной мускулатуры) прекращается стимулирующее влияние продуктов распада АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты) на её ресинтез. В связи с этим страдает пластический обмен – снижается продукция нуклеиновых кислот и белка (по схеме ДНК, РНК, белок), а в итоге уменьшаются размеры внутриклеточных образований – митохондрий, ослабляется тканевое дыхание. Снижение газообмена приводит к ослаблению вентиляционной функции лёгких, уменьшению использования кислорода, увеличению кислородного долга даже после небольших физических нагрузок.

Ограничение влияния гормонов на ферментативную активность сопровождается ослаблением неспецифического адаптационного синдрома, а следовательно, и неспецифической работоспособности и резистентности.

В связи с гипокинезией (гиподинамией) страдает сердечно-сосудистая система. Клинические ухудшения функционального состояния сердца были выявлены у лиц, которые в силу каких-либо обстоятельств вынуждены были находиться длительное время на постельном режиме (травмы, заболевания), а также у лиц, ведущих малоподвижный образ жизни в связи с характером профессий и привычкой мало двигаться. Изменения эти выражены в снижении величины ударного объема и мощности насосной функции сердца. Специфическим последствием гипокинезии являются структурные и функциональные изменения, обусловленные ограничением нагрузки на костно-двигательный аппарат.

Установлены существенные изменения минерального (особенно фосфорного и кальциевого) и белкового обмена в костях, сопровождающиеся повышенной их ломкостью. Дизрегуляторные изменения негативно влияют на возбудимость и координационные способности, статическую и динамическую силу мышц и их выносливость.

1. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека.

2. Основы анатомии. Опорно-двигательный аппарат.

3. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма. Сердечнососудистая система. Кровь. Сердце. Лимфатическая система. Дыхательная система. Обмен веществ.

4. Средства физической культуры и спорта, используемые в целях совершенствования функциональных возможностей организма.

5. Адаптация организма к мышечной деятельности.

6. Утомление при физической и умственной деятельности и средства их восстановления.

7. Работоспособность и взаимосвязь двигательной и умственной активности.

8. Гипокинезия и гиподинамия. Их неблагоприятное влияние на организм.

1. Зайцева, И. П. Физическая культура: текст лекций / И. П. Зайцева, М. И. Симаков. – Ярославль: ЯрГУ, 2002. – 92 с.

2. Муравьев, А. А. Вопросы к экзамену по физической культуре: метод. указания / А. А. Муравьев. – Ярославль: ЯрГУ, 2005. – 44 с.

3. Зайцева, И. П. Теоретические аспекты физической культуры. Опорно-двигательный аппарат: метод. указания / И. П. Зайцева, О. Н. Зайцев. – Ярославль: ЯрГУ, 2008. – 92 с.

Здоровье человека относится к числу глобальных проблем, поскольку имеет важное значение для всего населения нашей планеты.

Здоровый образ жизни – это рациональный образ жизни. Его неотъемлемой чертой является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни весьма существенно влияет на многие социальные процессы в обществе. В современных условиях формирование здорового образа жизни студенческой молодежи приобретает важное значение.

Студенческая молодежь рассматривается как социальная группа населения, которая имеет свои отличия в образе жизни, свои ценностные установки, мотивы своей деятельности. Эта группа требует дифференцированного подхода при определении форм и методов сохранения и укрепления здоровья. Социальные условия являются основанием для формирования здорового образа жизни. Речь идет о гигиеническом воспитании, выборе оптимального режима учебы, питания, отдыха, борьбе с вредными привычками. Все это составляет концептуальную основу рекомендуемых мероприятий.

Наиболее значима сегодня образовательная программа в системе физического воспитания студентов с целью формирования и всестороннего обоснования преимуществ здорового образа жизни как существенной особенности современности.

К сожалению, вопросы здоровья не занимают важного места в общей системе ценностей студентов. В вузах растет количество студентов с ослабленным здоровьем. Например, если в 1979 г. на 1000 обследованных студентов приходилось 119 хронических больных, в середине 1980-х – 250, то в 1990-е гг. это число возросло до 300. Особенно большое количество студентов с ослабленным здоровьем в вузах гуманитарного и естественнобиологического профиля (до 30 % и более). В технических вузах спецгруппа колеблется в пределах 10–15 %. Но в последние годы и в технических вузах наметилась тенденция к росту количества студентов, имеющих спецмедгруппу.

Основная причина зачисления студентов в специальную медицинскую группу – сердечно-сосудистая и нервно-психическая патология, заболевания органов дыхания и пищеварения, нарушения рефракции зрения. Эти заболевания за годы обучения с 1-го по выпускной курс возрастают в 2–3 раза. У студентов к окончанию вуза снижается двигательная активность, нарастает масса тела (в основном за счет жирового компонента), значительно падает общая физическая работоспособность. Наряду с отсутствием интереса к своему здоровью, у молодежи не сформированы даже самые необходимые представления о здоровом образе жизни, о последствиях пренебрежительного отношения к своему здоровью.

Сегодня человек не имеет права (в такие условия он поставлен) считать себя образованным, не усвоив понятия «культуры здоровья». Культура здоровья предполагает не только накопительство необходимых полезных знаний, но и активное использование научных рекомендаций в каждодневной практике, в умении жить, не вредя своему организму.

источник