Меню Рубрики

Что такое утомление физическая культура

Физическое утомление развивается вследствие изменений в скелетной мускулатуре при длительной работе и связано с исчерпанием запасов энергии и накоплением молочной кислоты («вещества утомления»), приводящими к снижению работоспособности. Во время фазы восстановления, следующей за физической работой, запасы энергии восстанавливаются, а молочная кислота удаляется.

Утомление при динамической работе

При работе, лежащей ниже предела утомления, характер движений обеспечивает достаточный период для расслабления мышц, за время которого макроэргические фосфорные соединения, используемые при сокращении, могут регенерировать, а конечные продукты обмена удаляться. Время расслабления соответствует необходимому времени восстановления. Поскольку в этом случае не наблюдается остаточных признаков утомления, такую работу называют неутомительной. При динамической работе, лежащей выше предела утомления, возможность непрерывного восстановления отсутствует, так как длительность периода расслабления меньше времени, необходимого для восстановления. Восстановление запасов энергии и удаление молочной кислоты происходят не полностью, и возникает накопление остаточного утомления. В мышце исчерпываются богатые энергией субстраты и накапливаются конечные продукты метаболизма, утомление нарастает. Степень мышечного утомления при динамической работе, лежащей выше предела утомления, может быть определена на основании физиологических показателей (например, времени восстановления, пульсовой суммы восстановления и т.п.)

Этот синдром, состоящий в онемении мышц и их болезненности, не обусловлен, как обычно считают, накоплением молочной кислоты в мускулатуре. Мышечная боль при давлении и движении возникает после того, как молочная кислота, накопившаяся во время работы, удалена из мышц. С лактатным механизмом не согласуется и то, что мышцы, в которых такая болезненность возникает наиболее часто, развивают значительную силу; это справедливо особенно для тех случаев, когда происходит нарушение внутримышечной координации, и при работе, осуществляемой с торможением (отрицательная работа). Развитие значительных усилий вызывает разрывы в области Z-пластинок, и по мере их восстановления происходит выделение веществ, вызывающих спустя определенное время мышечные боли.

Утомление при статической работе

Работа по удерживанию, которую приходится выполнять в каждодневной жизни, обычно превышает предел утомления. Вызываемое ею утомление связано с исчерпанием запасов энергии. Только при работе поддерживания, требующей усилия менее 50% максимального и продолжающейся более 1 мин, кровоток становится фактором, ограничивающим работоспособность

Нервно-психическое (центральное) утомление приводит к снижению трудоспособности из-за нарушений центральной нервной регуляции. Среди его типичных симптомов следует отметить замедленную передачу информации, ухудшение функций мышления и решения задач, ослабление сенсорного восприятия и сенсомоторной функции. Такое утомление сопровождается отвращением к работе и снижением работоспособности, а иногда из-за него возникает склонность к депрессии, беспричинной тревоге или пониженной активности, а также раздражительность и неуравновешенность.

Нервно-психическое утомление вызывают:

  • — длительная умственная работа, требующая усиленной концентрации, чрезвычайного внимания или тонкого навыка;
  • — тяжелый физический труд;
  • — однообразная работа в монотонном ритме;
  • — шум, слабое освещение и температура воздуха, неблагоприятная для труда;
  • — конфликты, озабоченность или отсутствие интереса к работе;
  • — заболевание, боль и недостаточное питание. Утомление центрального происхождения в отличие от мышечного утомления может исчезать мгновенно при некоторых условиях, когда, например:
  • — одна утомительная деятельность сменяется другой;
  • — изменяется обстановка;
  • — организм приходит в состояние тревоги при страхе или угрожающей опасности;
  • — интерес к работе возобновляется благодаря новой информации;
  • — изменяется настроение.

Возможность внезапного исчезновения нервно-психического утомления указывает на то, что оно не связано ни с накоплением «веществ утомления», ни с исчерпанием энергетических резервов. Скорее, нервно-психическое утомление связано с ретикулярной формацией, активность которой изменяется не только при интенсивной умственной работе, но и под влиянием однообразной деятельности. Утомление, вызываемое однообразием работы, можно снизить путем смены канала восприятия информации, хотя таким способом нельзя предотвратить утомление при более длительных воздействиях. Например, при дальних поездках на автомобиле по шоссе нервно-психическому утомлению можно противодействовать, слушая радио.

При физической работе нервно-психическое утомление может возникать по причине афферентной импульсации от работающих мышц к головному мозгу, которая не только создает ощущение того, что мышцы устали (или даже болят), но и подавляет функцию коры (вызывая, таким образом, нервно-психическое утомление). Возможно, что эти рецепторы идентичны мышечным рецепторам, о которых уже упоминалось.

источник

Утомление – состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Нередко как синоним утомления употребляется термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость – субъективное переживание, чувство, отражающее утомление, хотя иногда чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т.е. без реального утомления. Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений. Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.). Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон. Переутомление – это патологическое состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе.

Принято считать, что существует два вида утомления: одно возникает при умственной деятельности, другое – при мышечной работе. Однако сегодня, когда на производстве происходит сближение умственного и физического труда, стало практически сложно выделить в чистом виде умственное утомление или мышечное. При любой трудовой деятельности присутствуют компоненты, свойственные и умственному и физическому труду.

Профилактика и восстановление организма при усталости, утомлении и переутомлении являются необходимыми процедурами. Систематические занятия физическими упражнениями способствуют поддержанию работоспособности. Занятия физической культурой и спортом дарят человеку счастье, здоровье, силу, гибкость, умение владеть своим телом и собой. Приступать к ним лучше раньше, чем появились первые признаки болезней или снижения работоспособности.

Каждому студенту необходимо осознать благотворную роль физических упражнений. Однако не для всех еще они стали постоянными спутниками жизни. Объясняется это явление, разными причинами: лень, отсутствие времени, условий для занятий и т.п. Вместе с тем многие студенты хотели бы заниматься физкультурой в свободное от учебы время, но не знают, как это сделать. Всего 25 минут энергичных физических упражнений в день помогут справиться с утомлением. У большинства учащихся, которые начинают заниматься фитнесом, значительно улучшается общее эмоциональное состояние. Физические упражнения или любая физическая деятельность помогают поднять настроение, повысить мышечный тонус. Активные упражнения заставляют мозг высвобождать естественные вещества – эндорфины. Эти вещества вырабатываются организмом человека и по своему действию близки к антидепрессантам и нейролептикам. Студенты, постоянно занимающиеся физической культурой, меньше подвержены стрессу, они лучше справляются с беспокойством, тревогой, угнетенностью, гневом и страхом. Они умеют снять эмоциональное напряжение с помощью физических упражнений. Физиологи считают, что каждый час физической активности продлевает жизнь человека. Систематические занятия физическими упражнениями также оказывают положительное воздействие на психические функции, формируют умственную и эмоциональную устойчивость к выполнению напряженной интеллектуальной деятельности. Физические нагрузки оказывают разностороннее влияние на организм, повышают его устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, а чередование умственной работы с физической, позволяет добиться высокого результата в учёбе. Физическая культура, являясь процессом планомерного систематического воздействия на студентов, призвана помочь будущим специалистам в формировании общей и профессиональной культуры, физического и психического здоровья [1].

источник

Понятие, характеристики, признаки усталости, утомления и переутомления. Восстановление нормального функционирования организма и его работоспособности после проделанной работы. Роль физических упражнений и их влияние на работоспособность организма.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки РФ

«Санкт-Петербургский государственный Северо-Западный медицинский университет им. Мечникова»

Кафедра физической культуры

«Утомление, переутомление. Признаки и меры предупреждения»

1. Признаки усталости, утомления и переутомления

2. Восстановление организма

Список использованной литературы

Занятия физкультурой развивают в человеке силу, гибкость и выносливость, дарят ему счастье и внутреннее равновесие, а также дают умение владеть своим телом и собой.

Каждый человек понимает благотворную роль физических упражнений. Однако не все понимают как правильно заниматься физкультурой, не принося ещё больший вред своему здоровью. Важно правильно соблюдать режим занятий и отдыха и давать своему организму восстановиться, не допуская переутомления.

Переутомление может проявляться не только сонливостью, заторможенностью реакций, чувством, что невозможно сосредоточиться, но и обратными реакциями: повышенной возбудимостью, расстройствами сна, неустойчивостью настроения.

Цель работы — изучить способы улучшения физических возможностей студентов при занятии физической культурой.

1. рассмотреть признаки усталости, утомления и переутомления;

2. ознакомиться со средствами восстановления организма.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что профилактика и восстановление организма при усталости, утомлении и переутомлении являются неотъемлемой частью занятий физической культурой, не менее важной, чем непосредственные физические нагрузки.

1. Признаки усталости, утомления и переутомления, их причины

Утомление — это физиологическое состояние организма, возникающее в результате определённой деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Нередко синонимом утомления употребляется термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость — это субъективное переживание, чувство, отражающее утомление, хотя иногда может возникать и без предшествующей нагрузки, т.е. без реального утомления.Гужаловский А.А. Сегодня и каждый день. М.: Физкультура и спорт, 1999.

Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений.

Начала возникновения усталости зависят от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных мышц; менее утомительны ритмичные движения. Большую роль в появлении усталости играет также отношение человека к выполняемой работе. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального подъёма длительное время не возникает признаков утомления и чувства усталости.

Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени часто приводят к переутомлению.

Переутомление — это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе. При этом отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон.Там же.

В основе такого заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Это позволяет считать патогенез переутомления аналогичным патогенезу неврозов.

В состоянии переутомления у человека повышается основной обмен и часто нарушается углеводный обмен. Нарушение углеводного обмена проявляется в ухудшении всасывания и утилизации глюкозы. Количество сахара в крови в покое уменьшается. Нарушается также течение окислительных процессов в организме. На это может указывать резкое понижение в тканях содержания аскорбиновой кислоты.

Как бороться с утомлением, усталостью и переутомлением? При выполнении определенных физических упражнений в процессе работы достигается три основных результата: ускорение процесса врабатывания; повышение эффективности кратковременного отдыха в процессе труда; поддержание здоровья трудящихся.

Профилактика усталости, утомление и переутомления основывается на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.Рейзин В.М. Физическая культура людей умственного труда. Минск: Высшая школа, 2000.

2. Восстановление организма

Проблема восстановления нормального функционирования организма и его работоспособности после проделанной работы (борьба с утомлением и быстрейшая ликвидация его последствий) имеет большое значение в занятиях физической культурой.

Неизбежным следствием мышечной деятельности является та или иная степень утомления. Утомление, как физиологический, предохранительный механизм, защищающий организм от перенапряжения, и, вместе с тем как следовое явление проделанной работы, способствующее развитию адаптации, стимулирует дальнейшее повышение работоспособности и тренированность организма. Без утомления нет тренировки. Важно лишь, чтобы степень утомления соответствовала проделанной работе.

Степень утомления, как и быстрота восстановления, обусловлена сложным взаимодействием многих факторов, среди которых основное значение имеют: характер проделанной работы, ее направленность, объем и интенсивность, состояние здоровья, уровень подготовленности, возраст и индивидуальные особенности тренирующегося, предшествовавший режим, уровень технической подготовки, умение расслабляться и пр. Если это соревнования, то существенную роль играет степень их напряженности и ответственности, соотношение сил, тактический план их проведения. Экспериментально доказано избирательное действие различных тренировочных нагрузок и режимов работы на двигательный аппарат и вегетативное его обеспечение при утомлении и восстановлении.Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. — М.: Альфа-М, 2003.

Огромное влияние на течение восстановительных процессов оказывает и кумуляция утомления при определенных режимах тренировки. Продолжительность восстановления различна от нескольких минут до многих часов и суток в зависимости от выраженности перечисленных факторов. Чем быстрее восстановление, тем лучше адаптация организма к следующей нагрузке, тем большую работу с более высокой результативностью он может при этом выполнить а, следовательно, тем в большей степени растут его функциональные возможности и выше эффективность тренировки.

При повторных больших физических нагрузках в организме могут развиваться два противоположных состояния: а) нарастание тренированности и повышение работоспособности, если процессы восстановления обеспечивают восполнение и накопление энергетических ресурсов; б) хроническое истощение и переутомление, если восстановления систематически не наступает.Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000.

Читайте также:  Основы физиологии труда и профилактика утомления и переутомления

Управление процессами восстановления важно не только для квалифицированных спортсменов, тренирующихся с большими нагрузками, но и для всех других контингентов, занимающихся физической культурой и массовым спортом, поскольку способствует наиболее благоприятному восприятию нагрузок организмом, а тем самым и оздоровительному эффекту занятий. В наше время разработан и внедрен в практику достаточныйкомплекс восстановительных средств, которые можно классифицировать по разным признакам: по направленности и механизму действия; времени использования; условиям применения и т.п.Гужаловский А.А. Сегодня и каждый день. М.: Физкультура и спорт, 1999.

Наибольшее распространение получило разделение восстановительных средств на три большие группы педагогические; психологические и медико-биологические, комплексное использование которых, в зависимости от направленности тренировочного процесса, задач и этапа подготовки, возраста, состояния и уровня подготовленности тренирующегося, предшествовавшего режима и составляет систему восстановления.

Педагогические средства обеспечивают эффективность восстановления за счет соответствующего построения тренировки и режима. Эта группа средств должна рассматриваться как основная, ибо какие бы специальные средства ни применялись для ускорения восстановления, они окажут должное действие только при правильной тренировке и режиме. К педагогическим средствам относятся: рациональное сочетание средств общей и специальной подготовки, правильное сочетание нагрузки и отдыха в микро-, макро- и многолетних циклах подготовки, введение специальных восстановительных циклов и профилактических разгрузок, варьирование нагрузок, условий тренировок, интервалов отдыха между занятиями и упражнениями, широкое использование переключении с одного вида упражнений на другой, с одного режима работы на следующий, полноценная разминка, использование в ходе занятий различных упражнений для расслабления мышц, а также дыхательных упражнений, приемов самомассажа и пр., полноценная заключительная часть занятия, а также большая индивидуализация тренировки, рациональный режим (особенно пред- и постсоревновательного периода), достаточная эмоциональность занятий и др.

Психологические средства направлены на быстрейшую нормализацию нервно-психического статуса человека после напряженных тренировок, что создает необходимый фон для восстановления функций физиологических систем и работоспособности. Сюда можно отнести как психопедагогические средства (например, оптимальный моральный климат, положительные эмоции, комфортные условия быта и тренировки, интересный разнообразный отдых, щажение психики, индивидуальный подход), так и психогигиенические средства регуляции и саморегуляции психических состояний: удлинение сна, внушенный сонотдых, психорегулирующая, аутогенная тренировка, цветовые и музыкальные воздействия, специальные приемы мышечной релаксации, управления тонусом произвольной мускулатуры, использование некоторых медикаментозных средств для уравновешивания нервных процессов и пр.Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. — М.: Гардарики, 2007.

Основумедико-биологических средств составляют рациональное питание (включая использование дополнительных его факторов и витаминов), физические факторы (гидро-, бальнео-, электро-, свето- и теплопроцедуры, массаж, аэроионизация), некоторые естественные растительные и фармакологические средства, рациональный суточный режим, климатические факторы. Механизм воздействия этих средств можно представить себе как сочетание неспецифических (действие на защитно-приспособительные силы организма) и специфических влияний, непосредственно направленных на быстрейшую ликвидацию проявлений общего и локального утомления, вызванного проделанной работой. Через нейрогуморальные механизмы регуляции эти средства воздействуют на измененные вследствие физической нагрузки метаболизм, температуру и кровоснабжение тканей, способствуют восполнению затраченных энергетических и пластических ресурсов, быстрейшему выведению из организма продуктов распада, восстанавливают нормальное соотношение нервных процессов, способствуя тем самым восстановлению функций регулирующих механизмов и эффекторных органов, ликвидации чувства усталости. Таким образом, это позволяет ускорить естественное течение восстановительных процессов, повысить адаптацию организма к последующей мышечной деятельности и его работоспособность.Косилина Н.И. Физическая культура в режимерабочего дня. М.: Пофиздат, 2000.

Восстановительные процессы характеризуются неравномерностью, фазностью (фаза пониженной, исходной и повышенной работоспособности последняя регистрируется не после каждой работы, а на более длительных этапах тренировки), гетерохронизмом. Гетерохронизм в восстановлении вегетативной и двигательной сферы организма, а также отдельных вегетативных звеньев наиболее выражен в позднем восстановительном периоде после нагрузок, а также у менее тренированных лиц. Поэтому при выборе восстановительных средств, следует предусмотреть возможность одновременного влияния на разные функциональные звенья организма, обеспечивающие его работоспособность психическую и соматическую сферы, двигательный аппарат, центральную нервную и вегетативную системы с тем, чтобы одновременно снять как нервный, так и физический компоненты утомления.

Для всех видов спорта очень важно достичь быстрейшего восстановления равновесия нервных процессов и гуморально-гормональной регуляции, что во многом определяет восстановление обмена веществ и вегетативных функций организма.

Не последнее значение имеют и индивидуальные особенности людей. Так, например, некоторые из них даже в состоянии хорошей тренированности отличаются относительно медленным восстановлением после нагрузок, что во многом зависит от индивидуальной особенности нервных процессов и обмена веществ. И, наоборот, есть генетически обусловленная способность к быстрому восстановлению.

Существенно и значение возраста. Так, например, у детей после интенсивной, но сравнительно небольшой продолжительности работы восстановление происходит быстрее, чем у взрослых, а после очень напряженных нагрузок, наоборот, медленнее. У лиц среднего и старшего возраста восстановительные процессы замедляются.Дубровский В.И. Реабилитация в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1991.

Значение имеют также состояние здоровья, уровень физического развития, характер профессионального труда, привычность нагрузки, условия ее проведения, климато-географические и другие факторы.

Важно учитывать также совместимость используемых средств, в частности сочетание средств общего и локального воздействия (хотя это деление в определенной степени и условно). При этом надо учитывать, что средства общего воздействия (ванны, души, общее ультрафиолетовое облучение, аэроионизация, питание, витамины, общий массаж, некоторые лекарства и пр.) обладают широким диапазоном неспецифического общеукрепляющего действия на организм и адаптация к ним наступает более медленно и постепенно, чем к средствам локального действия. Локальные действия (декомпрессия, электростимуляция, тепловые процедуры, камерные ванны, локальный массаж и пр.), хотя и направлены непосредственно на снятие местного утомления путем улучшения кровоснабжения, клеточного метаболизма, теплового воздействия на отдельные группы мышц, но одновременно вследствие происходящего при этом перераспределения кровотока (его увеличение в зоне воздействия и снижение вне ее) обусловливают не только местные, но и системные реакции, а тем самым и определенное общее воздействие.Виленский М.Я., Горшков А.Г.Физическая культура и здоровый образ жизни студента. — М.: Гардарики, 2007.

При преимущественном воздействии нагрузки на отдельные группы мышц достаточно эффективны локальные средства в сочетании с водными процедурами; при нагрузках большого объема преимущество имеют средства общего воздействия; при работе, особенно большой интенсивности полезно введение контрастных процедур.

При выборе комплекса процедур весьма важно, чтобы они дополняли, а не снижали действие друг друга. Так, например, локальное баровоздействие усиливает эффект предшествующей процедуры, электрофорез оказывает более полное воздействие при предварительных тепловых процедурах, прохладный душ нивелирует действие ряда процедур и т. п. Поскольку само по себе действие физических факторов на организм также сопровождается определенным расходом биологической энергии, важно, используя эти процедуры после нагрузки, не превысить реактивные возможности организма, чтобы не вызвать обратного действия.

Применение широкого комплекса специальных средств целесообразно лишь отдельными циклами в определенные периоды. В остальных случаях вполне достаточно использовать водные процедуры, массаж, рациональное питание и режим дня в сочетании с педагогическими и психологическими средствами.

усталость переутомление физический организм

В результате изучения литературы по данной теме я сделала следующие выводы:

Утомление является нормальным физиологическим процессом, возникающим в результате умственной или физической нагрузки;

Усталость — это субъективное ощущение усталости, которое может возникнуть и без предшествующей нагрузки;

Переутомление — патологическое состояние, которого нужно избегать. Возникает вследствие хронического умственного или физического перенапряжения. Клиническую картину переутомления определяют функциональные нарушения в ЦНС, а патогенез сходен с неврозом.

Соединение отдельных средстввосстановления в комплекс значительно повышает эффективность действия каждого из них. Это касается как одновременного применения педагогических, психологических и медико-биологических средств. Большое значение имеет направленность тренировочного процесса, что в значительной степени определяет не только подбор средств, оказывающих избирательное или преимущественное воздействие на определенные функциональные звенья организма, но и тактику их использования. Основное внимание уделяют при этом действию на состояние тех систем организма, которые претерпели наибольшие изменения при данной нагрузке и наиболее медленно восстанавливаются, а также состоянию интегральных систем, обеспечивающих работоспособность и адаптацию (нервная система, гормональная регуляция, кровообращение).

Поэтому подбор восстановительных средств и тактика применения должны иметь выраженную индивидуальную направленность. Всякий шаблон при этом не только не эффективен, но в ряде случаев и не безвреден.

Список использованной литературы

1. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. — М.: Альфа-М, 2003. — 418 с.

2. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. — М.: Гардарики, 2007. — 224с.

3. Гужаловский А.А. Сегодня и каждый день. М.: Физкультура и спорт, 1999.

4. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 203 с.

5. Косилина Н.И. Физическая культура в режиме рабочего дня. М.: Пофиздат, 2000.

6. Рейзин В.М. Физическая культура людей умственного труда. Минск: Высшая школа, 2000.

7. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. — 448 с.

Сущность врачебного контроля и самоконтроля. Утомление при физической и умственной работе. Восстановление работоспособности после тренировки, тренировочная нагрузка и критерии переутомления. Педагогические и медико-биологические средства восстановления.

реферат [34,4 K], добавлен 01.06.2010

Утомление при физической, умственной работе. Восстановление работоспособности после тренировки. Контроль величины тренировочной нагрузки. Упражнения на расслабление. Питание как главный фактор восстановления работоспособности. Применение бани, самомассаж.

курсовая работа [36,1 K], добавлен 28.11.2014

Физиологические особенности организма в период утомления. Наиболее эффективные средства, ускоряющие процессы восстановления. Апробация возможностей средств, ускоряющих процессы восстановления работоспособности спортсменов после тренировочных нагрузок.

дипломная работа [71,3 K], добавлен 29.08.2014

Виды утомления в зависимости от вида выполняемой работы и методы борьбы с ним. Теории утомления Э. Пфлюгера, М. Шиффа, А. Хилла. Ритмика работоспособности и ее согласование. Управление интенсивностью работы. Методы повышения работоспособности.

реферат [260,4 K], добавлен 15.03.2010

Физиологические особенности организма в периоды утомления и восстановления. Активный отдых, аутогенная тренировка. Биологические факторы восстановления работоспособности. Эффективность применения массажа с целью восстановления после физической нагрузки.

курсовая работа [77,2 K], добавлен 28.10.2010

Организм человека как единая биологическая система. Строение организма и его функциональная единица. Степени переутомления нервной системы и влияние физических упражнений на умственную работоспособность. Значение гигиены и основные виды закаливания.

контрольная работа [30,3 K], добавлен 27.03.2011

Определение и физиологические механизмы развития утомления. Научные основы «активного отдыха». Спортивная тренировка и отдых. Восстановление работоспособности в спорте. Роль центростремительных импульсов в снижении утомления нервно-мышечной системы.

реферат [37,0 K], добавлен 09.06.2014

Морфофункциональная основа физиологических резервов. Биологические резервы: функциональные, структурные. Особенности утомления при различных видах физических нагрузок. Компенсированная, некомпенсированная фаза утомления. Физическое развитие, телосложение.

контрольная работа [21,9 K], добавлен 11.07.2011

Физический потенциал, особенности и составляющие. Понятие о физической подготовке человека, её роль. Показатели функциональной подготовленности. Роль и взаимосвязь процессов утомления, восстановления. Состояние функций организма, локализация утомления.

дипломная работа [950,4 K], добавлен 18.06.2014

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями. Методы оценки физического развития. Тесты физической работоспособности и нагрузочные тесты. Признаки утомления при занятиях физическими упражнениями. Тестирование функционального состояния организма.

реферат [47,8 K], добавлен 24.05.2015

источник

Молодежное общество, как правило, подвержено сильному влиянию моды и модных тенденций. В современном мире все большую популярность набирает движение здорового образа жизни. Взрослые люди, априори, имея достаточное образование, широкое мировоззрение и жизненный опыт – грамотно подходят к решению этого вопроса. Учащейся молодежи гораздо сложнее постольку, поскольку гиперболизированное желание следовать модным тенденциям и отсутствие необходимых компетенций для реализации этого желания приводят к тому, что вместо развития физических качеств, укрепления здоровья – происходит разрушение уже имеющихся базовых функций организма, появление заболеваний. Все это, зачастую, является далеко не воздействием каких-то факторов внешней среды, а банальным незнанием и неумением грамотно организовать тренировочный процесс.

Углубляясь в причины данной проблемы, становится очевидным: основным информационным полем современной молодежи является интернет. Визуализируя яркие фотографии, на которых изображены мускулистые юноши и девушки, предлагающие приобрести некую «авторскую» программу па развитию тех или иных физических качеств, увеличению уровня мышечной массы. Подросток теряет границы и пространственное мышление, приобретает данный продукт. Система внутренних потребностей подавляет защитные механизмы и запускает мотивационные механизмы. Это приводит к тому, что подросток идет в тренажерный зал и самостоятельно занимается по данной программе, рекомендованной людьми, которые «сделали сами себя».

На первый взгляд, в этом нет ничего плохого. Сложные для понимания спортивные термины, подкрепленные большим объемом информации, картинками с примерами, схемами. Но, сложность заключается в том, что все программы физического развития должны быть сугубо индивидуальны, в них должны быть сведены такие индексы, как генотип человека, особенности труда и отдыха, факторы питания, образ жизни, индивидуальные биологические часы и т.д. На основе всего этого составляется макроцикл, мезоцикл и микроцикл тренировочного процесса. И только потом данная программа находит своего пользователя, но никак не наоборот: не должен пользователь брать «примерную» программу и работать по ней.

Но, что делать, если вы уже используете готовую программу. Рассмотрим вариант с использованием программы тренировок, написанный профессиональным тренером или заимствованный у кого-то. Можно и нужно научиться самостоятельно контролировать свое самочувствие и дозировать физическую нагрузку. Для этого каждому занимающемуся необходимо знать такие термины, как усталость, утомление, переутомление.

Читайте также:  Особое состояние утомления сопровождающееся резким спадом работоспособности

Усталость — кратковременное снижение работоспособности, вызванное длительными либо большими нагрузками. Основные признаки усталости – локальная мышечная боль, учащенное дыхание, повышение пульсовых значений до 160-180 ударов в минуту во время выполнения упражнений небольшой интенсивности и не снижающийся пульс в состоянии покоя, после выполнения упражнений. Как правило, усталость нивелируется в состоянии покоя, в течении 3-5 минут. При выполнении больших объемов работы компенсаторные механизмы включаются чуть позже, и период восстановления увеличивается до 7-10 минут. В любом случае, усталость во время тренировочных занятий служит индикатором полученной нагрузки и защитным механизмом.

Утомление – длительное снижение работоспособности, вызванное повышенной физической нагрузкой, а также нагрузкой, имеющей большие объемы, интенсивность, дозированность [1]. Основными признаками утомления являются:

1) Повышенное потоотделение;

2) Побледнение или покраснение кожных покровов;

3) Снижение концентрации внимания;

4) Повышение ЧСС до 180 ударов в минуту и стабильное сохранение повышенного пульсового значения, несмотря на меры по его снижению в течении 8-12 минут;

5) Снижение эффективности выполнения упражнения: уменьшение угловых характеристик, увеличение времени выполнения, появление технических ошибок;

6) Побледнение носо-губного треугольника;

8) Головокружение или головные боли;

9) Локальная боль в мышцах, захватывающая 2 и более группы мышц. Переход от локальных болевых ощущений к глобальным;

10) Вялость или раздражительность.

Необходимо понимать, что утомление является прежде всего сигналом для человека, говоря о том, что физическую нагрузку необходимо уменьшить, изменить вектор или прекратить. Очень сложен для понимания механизм утомления, отметим лишь факт того, что ведущую роль в нем выполняет нервная система и, в первую очередь, блуждающий нерв, тормозя процессы возбуждения, в том числе и уменьшая ЧСС, увеличивая при этом объем кровотока за счет силы сердечных сокращений. Важную роль играет и гуморальная система, способствующая своевременному «ответу» сосудов на объем и ток крови. У спортсменов процессы утомления происходят первым делом за счет «мышечного утомления», в то время как у начинающих любителей здорового образа жизни превалирует «сердечное» утомление. В любом случае нервно — мышечная и сердечно — сосудистая системы являются первообразующими в системе утомления. По описанным выше признакам занимающемуся должно быть понятно, какая система на данном этапе тренировок первой вступила в фазу утомления и какие меры необходимо принимать для того, чтобы выйти из этого состояния.

Наиболее оптимальным путем восстановления является активный отдых. Важно знать, что при выполнении тяжелой работы одной группой мышц во время фазы активного отдыха работа должна совершаться другой группой мышц либо этой же группой мышц, но низкодинамичная работа, например, растяжка. Не рекомендуется пассивный отдых, но в тренировочном цикле по развитию силы максимальным методом или как его еще называют «до отказа», например, отдых между подходами должен быть не менее 5-10 минут строго пассивно.

Исчезновение внешних симптомов утомления еще не говорит о том, что фаза утомления сменилась на фазу новой физической активности. Окончательное решение о продолжении тренировки или о ее окончании, а равно как и к переходу к другому виду работы необходимо принимать только после измерения ЧСС через 3 минуты после легкой физической работы, 5 минут после работы средней интенсивности и 10-12 минут после высокоинтенсивной нагрузки. Пульс в покое после отдыха между подходами должен быть не более 110-130 ударов в минуту. Кроме того, пульсовое значение должно быть сопоставлено с собственными ощущениями человека. Если даже после 10 минутного отдыха присутствует головокружение или головная боль, занятие следует прекратить либо перейти в фазу растяжки, используя упражнения с низкой интенсивностью и амплитудой. Единственным критерием который обычно не берется во внимание — это локальная боль в мышцах, так как накопление молочной кислоты — неизбежный процесс, но даже в этом случае, если боль переходит в глобальную, занятия стоит прекратить.

Куда опаснее и коварнее хроническое утомление или переутомление. Переутомление — многосложный процесс снижения функций организма на фоне воздействия физических и психических нагрузок [2]. Основными симптомами переутомления являются:

1) Глобальная боль в мышцах, иррадиирующая во внутренние органы либо переходящая на большие группы мышц;

3) Снижение уровня проявления всех физических качеств человека на 30-50%;

4) Раздражительность или сонливость;

5) Нарушение сна, потеря аппетита;

7) Потеря концентрации внимания;

9) Повышение утренних значений ЧСС до 100-120 ударов в минуту;

10) Повышение либо понижение АД.

Способы борьбы с переутомлением включают в себя: применение лекарственных препаратов, пассивный отдых, оздоровительное плавание, прогулки на свежем воздухе, массаж, релакс-ванны, крио-ванны. Необходимо знать, что если процесс переутомления возникает через 5-6 дней после начала занятий, то данную программу тренировок необходимо корректировать в сторону понижения нагрузки и возобновлять процесс только после того, как все показатели соматического здоровья придут в норму.

Резюмируя вышесказанное необходимо сказать о том, что отсутствие или недостаточность знаний о методике самостоятельных занятий физической культурой является серьезной проблемой. Физиологические механизмы усталости, утомления и переутомления являются своеобразным светофором для любого человека, занимающегося самостоятельно. Зная и разбираясь в этих механизмах можно добиться хороших спортивных результатов, предупредить и избежать травм, получить положительные эмоции от занятий.

1. Коц Я.М. — Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры. — c 174.

2. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред, и высш. учебных заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.— c 27.

источник

Утомляемость — свойство организма в целом или отдельных его частей быть подверженным утомлению. Конкретная реализация этого свойства, т.е. глубина развивающегося утомления при одной и той же нагрузке (умственной, физической, эмоциональной), зависит от степени адаптации человека к определенному виду деятельности и его тренированности, физического и психического состояния работающего, уровней мотивации и нервно-эмоционального напряжения, возраста, адекватности нагрузок.

На основании исследования показателей умственной работоспособности человека (продуктивность, точность, скорость информационного труда) в процессе рабочего дня выделены характерные периоды работоспособности.

Принято считать, что линии работоспособности являются объективным критерием для установления рационального режима рабочего дня.

При длительном пребывании в положении сидя и малой двигательной активности снижается интенсивность обмена веществ, кровообращения, появляется застой крови в органах малого таза, в ногах, слабеет мускулатура, ухудшается осанка. Люди, чья работа связана с малой подвижностью, чаще страдают от головной боли, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, нарушениями обмена веществ и др.

Ориентиром для выбора рациональной методики занятий могут служить типовые комплексы, разработанные применительно к четырем видам работ, различающихся по величине и объему мышечных усилий, а также нервно-психического напряжения:

связанных со значительным физическим напряжением;

требующих равномерного физического и умственного напряжения (физический труд средней тяжести);

характеризующихся преобладанием нервного напряжения при небольшой физической нагрузке, главным образом эта работа выполняется в положении сидя;

связанных с умственным трудом.

При длительном пребывании в положении сидя и малой двигательной активности снижается интенсивность обмена веществ, кровообращения, появляется застой крови в органах малого таза, в ногах, слабеет мускулатура, ухудшается осанка. Люди, чья работа связана с малой подвижностью, чаще страдают от головной боли, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, нарушениями обмена веществ и др.

Ориентиром для выбора рациональной методики занятий могут служить типовые комплексы, разработанные применительно к четырем видам работ, различающихся по величине и объему мышечных усилий, а также нервно-психического напряжения:

связанных со значительным физическим напряжением;

требующих равномерного физического и умственного напряжения (физический труд средней тяжести);

характеризующихся преобладанием нервного напряжения при небольшой физической нагрузке, главным образом эта работа выполняется в положении сидя;

связанных с умственным трудом.

Различают вводную гимнастику, проводимую до начала работы, и физкультурные паузы, физкультминутки, которые выполняются во время перерывов в течение рабочего дня. Работоспособность в начале трудового дня бывает несколько пониженной, и требуется некоторое время, чтобы организм в полной мере включился в работу и вошел в обычный оптимальный темп. Физические упражнения вводной гимнастики обеспечивают ускоренное вхождение в трудовую деятельность, способствуют высокой и устойчивой работоспособности, предотвращая раннее наступление утомления. Проводится вводная гимнастика обычно за 10 минут до начала работы. Длительность ее 5-7 минут. Для вводной гимнастики подбирают комплекс специальных физических упражнений с учетом характера производственных движений, ритма и других особенностей работы.

Физкультурная пауза (физкультминутка) является формой активного отдыха в процессе рабочего дня, предупреждает утомление и поддерживает высокую работоспособность. Она включает всего лишь несколько упражнений комплекса, продолжительность ее до 5-7 минут. Сроки включения физпауз в течение рабочего дня устанавливают, сообразуясь с особенностями трудовых процессов — степенью физической нагрузки, нервно-психическим напряжением, временем наступления утомления.

Физические упражнения в комплексах желательно периодически разнообразить, заменяя (примерно 1 раз в 10-14 дней) новыми, сходными по влиянию на организм. Время проведения физкультурных пауз устанавливают в зависимости от распорядка рабочего дня.

В первой части рабочего дня физкультурную паузу надо делать примерно после трех часов работы, можно проводить ее и во второй половине дня. Занятия гимнастикой проводят, если позволяют условия, непосредственно у рабочих мест, желательно под музыку. Помещение перед проведением гимнастики должно быть проветрено. Систематическое проведение гимнастики на свежем воздухе позволяет повысить устойчивость организма к переохлаждению. Обеденный перерыв для занятий использовать не рекомендуется. Запрещается производить занятия в помещениях при температуре воздуха выше 25°С и влажности выше 70%.

Физкультминутки и физкультурные паузы позволяют значительно снижать утомляемость.

Возможности организации еженедельного отдыха расширяет пятидневная учебная неделя с двумя выходными днями (более длительное пребывание на свежем воздухе, более полноценные занятия физкультурой и спортом). Очень популярным видом активного отдыха в выходные дни являются спортивные игры (бадминтон, баскетбол, волейбол, футбол, теннис, хоккей). Они оказывают разностороннее влияние на организм занимающихся. Включая разнообразные формы двигательной деятельности (бег, ходьбу, прыжки, метание, удары, ловлю и броски, различные силовые элементы), спортивные игры развивают глазомер, точность и быстроту движений, мышечную силу, способствуют развитию сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной систем, улучшению обмена веществ, укреплению опорно-двигательного аппарата.

Утомление — это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоения теоретического материала. Утомление связано с ощущением усталости, и в то же время оно служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Утомление, возникающее в процессе упражнения, это еще и стимулятор, мобилизующий как резервы организма, его органов и систем, так и восстановительные процессы.

Утомление наступает при физической и умственной деятельности. Оно может быть острым, т.е. проявляться в короткий промежуток времени, и хроническим, т.е. носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); общим, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган, анализатор. Различают две фазы утомления: компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма) и некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается). Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологической основой всех этих явлений является нарушение баланса возбудительно-тормозных нервных процессов. Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, оно связано со способностью центральной нервной системы долго работать с перегрузками, а это в конечном итоге может привести к развитию запредельного торможения, к нарушению слаженности взаимодействия вегетативных функций.

Устранить утомление возможно, повысив уровень общей и специализированной тренированности организма, оптимизировав его физическую, умственную и эмоциональную активность.

Профилактике и отдалению умственного утомления способствует мобилизация тех сторон психической активности и двигательной деятельности, которые не связаны с теми, что привели к утомлению. Необходимо активно отдыхать, переключаться на другие виды деятельности, использовать арсенал средств восстановления.

Восстановление — процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию. Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом. Следует помнить, что в организме как во время работы, так и в предрабочем и послерабочем покое, на всех уровнях его жизнедеятельности непрерывно происходят взаимосвязанные процессы расхода и восстановления функциональных, структурных и регуляторных резервов. Во время работы процессы диссимиляции преобладают над ассимиляцией и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и меньше готовность организма к ее выполнению.

В восстановительном периоде преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного уровня (сверхвосстановление, или суперкомпенсация). Это имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности.

Схематически процесс восстановления можно представить в виде трех взаимодополняющих звеньев: 1) устранение изменений и нару-. шений в системах нейрогуморального регулирования; 2) выведение продуктов распада, образующихся в тканях и клетках работавшего органа, из мест их возникновения; 3) устранение продуктов распада из внутренней среды организма.

Читайте также:  Чем характеризуется утомление чсс

В течение жизни функциональное состояние организма периодически меняется. Такие периодические изменения могут происходить в короткие интервалы и в течение длительных периодов. Периодическое восстановление связано с биоритмами, которые обусловлены суточной периодикой, временем года, возрастными изменениями, половыми признаками, влиянием природных условий, окружающей среды. Так, изменение временного пояса, температурных условий, геомагнитные бури могут уменьшить активность восстановления и ограничить умственную и физическую работоспособность.

Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после легкой работы, после тяжелой — через несколько часов; поздние фазы восстановления могут длиться до нескольких суток.

Утомление сопровождается фазой пониженной работоспособности, а спустя какое-то время может смениться фазой повышенной работоспособности. Длительность этих фаз зависит от степени тренированности организма, а также от выполняемой работы.

Функции различных систем организма восстанавливаются не одновременно. К примеру, после длительного бега первой возвращается к исходным параметрам функция внешнего дыхания (частота и глубина); через несколько часов стабилизируется частота сердечных сокращений и артериальное давление; показатели же сенсомоторных реакций возвращаются к исходному уровню спустя сутки и более; у марафонцев основной обмен восстанавливается спустя трое суток после пробега.

Рационально сочетать нагрузки и отдых необходимо для того, чтобы сохранить и развить активность восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть факторы гигиены, питания, массаж, биологически активные вещества (витамины). Главный критерий положительной динамики восстановительных процессов — готовность к повторной деятельности, а наиболее объективным показателем восстановления работоспособности служит максимальный объем повторной работы. С особой тщательностью необходимо учитывать нюансы восстановительных процессов при организации занятий физическими упражнениями и планировании тренировочных нагрузок. Повторные нагрузки целесообразно выполнять в фазе повышенной работоспособности. Слишком длинные интервалы отдыха снижают эффективность тренировочного процесса. Так, после скоростного бега на 60—80 м кислородный долг ликвидируется в течение 5—8 мин. Возбудимость же центральной нервной системы в течение этого времени сохраняется на высоком уровне. Поэтому оптимальным для повторения скоростной работы будет интервал в 5—8 мин.Чтобы ускорить процесс восстановления, в спортивной практике используется активный отдых, т.е. переключение на другой вид деятельности. Значение активного отдыха для восстановления работоспособности впервые было установлено русским физиологом И.М. Сеченовым (1829—1905). Он показал, к примеру, что утомленная конечность восстанавливается ускоренно не при пассивном отдыхе, а при работе другой конечностью.

Все более актуальным становится научно и методически обоснованное применение физической культуры и спорта в процессе подготовки студентов, поэтому изыскание новых, научно обоснованных, форм, средств и методов физиче­ского воспитания, соответствующих современным требованиям, является в настоящее время важнейшей задачей теории и практи­ки физического культуры.

Нам представляется, что цели, поставленные перед написанием данного реферата, удалось выполнить: определить роль физической культуры в оптимизации работоспособности, в снижении и профилактике утомляемости.

В процессе работы удалось раскрыть содержание понятия «физическая культура» и определить значимость физической культуры для современного студента, описать мероприятия профилактики утомляемости; установить взаимосвязь питания, сна, правильного дыхания, гигиены умственной деятельности, а также описать факторы и средства, влияющие на эффективность научного труда.

В результате, мы пришли к выводу, что одной из наиболее важных составных частей эффективности научного труда является физическое воспитание, уровень физической подготовки студента, его нервно-эмоциональное и психофизическое состояния.

В настоящее время при организации учебного про­цесса перед каждым высшим учебным заведением ста­вится задача — вести подготовку специалистов на высо­ком уровне с применением самых современных методов, организаций учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих использование ими получен­ных знаний и умений в практической работе или науч­ных исследованиях. Однако полноценное использование профессиональных знаний и умений невозможно без хорошего состояния здоровья, высокой работоспособности студентов, которые должны приобретаться только при регулярных и специально организованных занятиях физической культурой и спортом. Таким образом, качество подготовки, в том числе и фи­зической, к предстоящей профессиональной деятельности для каждого «молодого специалиста» приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение.

Общая физическая подготовка специалистов не может полностью решить этих задач, поэтому обучение в современном ВУЗе требует серьезного пересмотра отношения студентов к самовоспитанию духовной, нравственной и физической культуры. Знание физиологии и возможностей своего организма, контроль за своими нервно-эмоциональным и психофизическим состояниями, умение сочетать периоды работы и отдыха, правильное планирование своей учебной деятельности и свободного времени, полноценный сон и здоровое питание – важнейшие факторы успешного обучения. Максимальное использование средств физической культуры и воспитания позволяют достичь повышения эффективности учебного труда.

источник

Единая классификация видов утомления, ввиду сложности процесса и вовлечения в него многих систем организма, затруднительна. В настоящее время специалисты при изучении проблемы утомления учитывают такие понятия этого процесса, как локализация и механизм. Такой подход берет своё начало с 60-х годов XX столетия, когда ученые сошлись во мнении о том, что локализация и механизмы утомления определены функциональным состоянием различных органов и систем организма, их координационными взаимоотношениями и обусловлены характером выполняемой работы и другими факторами.

В зависимости от преимущественного содержания работы – умственной или физической выделяют нервно-психическое (умственное, центральное) и физическое (мышечное) утомление.

Нервно-психическое утомление приводит к снижению трудоспособности из-за нарушений центральной нервной регуляции. Среди типичных симптомов следует отметить замедленную передачу информации, ухудшение мыслительных функций и процессов решения задач, ослабление сенсорного восприятия и сенсомоторной функции. Такое утомление сочетается с отвращением к работе и сниженной работоспособностью, а иногда при этом возникают склонность к депрессии, беспричинной тревоге или пониженной активности, а также раздражительность и эмоциональная лабильность.

Ситуации, вызывающие нервно-психическое утомление, включают:

· длительную умственную работу, требующую усиленной концентрации, чрезвычайного внимания или тонкого навыка;

· однообразную работу в монотонном ритме;

· шум, слабое освещение и температуру, неудобные для труда;

· конфликты, озабоченность или отсутствие интереса к работе;

· заболевание, боль и недостаточное питание.

Утомление центрального происхожденияв отличие от мышечного утомления может исчезать мгновенно при некоторых условиях, например когда:

· одна утомляющая деятельность сменяется другой;

· организм попадает в состояние тревоги при страхе или угрожающей опасности,

· интерес к работе возобновляется благодаря новой информации,

· изменяется аффективное состояние (настроение).

Тот факт, что нервно-психическое утомление может исчезать столь внезапно, свидетельствует, что ни накопление «веществ утомления», ни опустошение энергетических резервов не являются критическими факторами. Скорее, нервно-психическое утомление связано с ретикулярной формацией, активность которой изменяется не только при интенсивной умственной работе, но и под влиянием однообразной деятельности. Утомление, вызываемое однообразием, можно снизить путем изменения канала восприятия информации, хотя оно не способно предотвратить утомление при более длительных воздействиях. Например, ‘ при дальних поездках на автомобиле по шоссе нервно-психическому утомлению можно противостоять, слушая радио.

Возникновение нервно-психического утомления при физической работе может быть вызвано афферентной импульсацией от работающих мышц к головному мозгу, которая не только способствует осознанию того, что мышцы устают (или даже болят), но и подавляет функцию коры (вызывая, таким образом, нервно-психическое утомление).

Физическое утомление связано, прежде всего, с развитием функциональных нарушений в ходе непосредственной мышечной деятельности. При этом, имеет место очень сложный комплекс изменений в возбудимой системе мышцы и, прежде всего, ее двигательных единиц, в миофибриллах и других белковых системах обеспечивающих сокращение, а также ходе энергетических процессов, обусловливающих активность миофибрилл. При развитии утомления меняется возбудимость мышцы, что находит свое выражение в уменьшении интенсивности токов действия и увеличении их продолжительности. При утомлении также заметно уменьшается скорость распространения возбуждения.

Кроме того, физическое утомление сопровождается такими нарушениями, как снижение силы, точности, согласованности и ритмичности движений, что говорит об участии в развитии физического утомления нервных структур, регулирующих движение.

В связи с тем, что обнаруживается принципиальная общность физического и умственного утомления, – обе формы утомления сочетаются при тяжелой работе, и их нельзя строго отделить одну от другой – приобретает большое распространение классификация, основанная на преимущественной локализации утомления в звеньях нервной системы, обеспечивающей деятельность человека. Так, различают сенсорное утомление и его разновидности перцептивное, информационное и эффекторное.

Сенсорное утомление развивается в результате длительного или интенсивного воздействия раздражителя (например, сильный шум, свет), при котором первичные изменения возникают в сенсорных системах, начиная от рецептора и заканчивая корковым концом анализатора.

Перцептивное утомление, локализованное преимущественно в корковом конце анализатора, связано с трудностью обнаружения сигнала (например, при больших помехах, при его малой интенсивности, трудности дифференцирования).

Информационное утомление развивается вследствие недостаточности информации или при информационной перегрузке, когда наибольшая нагрузка падает на динамику межцентральных отношений, заключающуюся в замыкании временных связей между различными структурами в центральной нервной системе и оживлении ассоциативных связей, позволяющих правильно отразить в сознании объективную картину внешней среды.

Эффекторное утомление возникает при локализации изменений преимущественно в отделах центральной нервной системы, формирующих двигательный акт, т.е. имеющих прямое отношение к физическому утомлению.

Кроме того, отдельно можно выделить эмоциональное утомление, проявляющееся снижением эмоциональных реакций и эмоционального тонуса; вызывается воздействием сверхсильных или монотонных раздражителей.

В связи с тем, что при трудовой деятельности чаще сочетаются все перечисленные изменения, часто выделяют общее утомление, подчёркивая при этом наиболее выраженные нарушения в центральной нервной системе. Такое утомление, возникает при физической работе, в которую вовлечены обширные мышечные группы. Для общего утомления характерно нарушение регуляторной функции ЦНС, координации двигательной и вегетативной функций, снижение эффективности волевого контроля за качеством выполнения движений. Общее утомление сопровождается расстройствами вегетативных функций: неадекватным нагрузке увеличением ЧСС, падением пульсового давления, уменьшением легочной вентиляции. Субъективно это ощущается как резкий упадок сил, одышка, сердцебиение, невозможность продолжать работу,

Если чрезмерная нагрузка падает не на весь организм, а только на отдельные мышечные группы, развивается так называемое локальное утомление. В отличие от общего утомления при локальном утомлении страдает не столько центральный аппарат управления, сколько периферические структурные элементы регуляции движений: терминали двигательных нервов, нервно-мышечный синапс. Особо отметим, что нарушения в нервно-мышечной передаче возбуждения развиваются задолго до того, как сами исполнительные приборы (мышцы) перестают нормально функционировать.

Утомление развивается в несколько фаз. В скрытой,компенсируемой, фазе развития утомления сохраняется высокая работоспособность, поддерживаемая волевыми усилиями, но экономичность работы при этом падает. Продолжение ее вызывает некомпенсируемое, явное, утомление. Главным признаком некомпенсируемого утомления является снижение работоспособности при угнетении функций внутренних органов и двигательного аппарата. Угнетается функция надпочечников, снижается активность дыхательных ферментов, интенсивные процессы анаэробного энергообмена ведут к накоплению недоокисленных продуктов и падению резервной щелочности крови,

При резком падении работоспособности, когда физически невозможно продолжать работу, человек отказывается от нее (например, спортсмен сходит с дистанции, прекращает тренировку).

И, наконец, возможна классификация на основе клинических проявлений утомления.

Ø Легкое утомление — состояние, которое развивается даже после незначительной по объему и интенсивности мышечной работы. Оно проявляется в виде усталости. Работоспособность при этой форме утомления, как правило, не снижается.

Ø Острое утомление — состояние, которое развивается при предельной однократной физической нагруже.При этом состоянии отмечается слабость, резко снижается работоспособность и мышечная сила, появляются атипические реакции сердечно-сосудистой системы на функциональные пробы. Острое утомление чаще развивается у слабо тренированных спортсменов. Клинические проявления его: бледность лица, тахикардия, повышение максимального артериального давления (АД) на 40—60 мм рт. ст., резкое снижение минимального АД (феномен бесконечного тона), на ЭКГ нарушение обменных процессов сердца, повышение общего лейкоцитоза крови, иногда белок в моче.

Ø Перенапряжение — остро развивающееся состояние после выполнения однократной предельной тренировочной или соревновательной нагрузки на фоне сниженного функционального состояния организма (перенесенное заболевание, хронические интоксикации — тонзиллит, кариес зубов, гайморит и др.). Чаще это состояние развивается у квалифицированных спортсменов, которые способны благодаря хорошим волевым качествам выполнять большие нагрузки на фоне утомления. Клинически перенапряжение проявляется общей слабостью, вялостью, головокружениями, иногда обморочными состояниями, нарушением координации движений, сердцебиением, изменением АД, нарушением ритма сердца, увеличением печени (болевой печеночный синдром), атипическими реакциями сердечно-сосудистой системы на нагрузку. Эта форма утомления длится от нескольких дней до нескольких недель. Требуется вмешательство врача и тренера.

Ø Перетренированность — это состояние, которое развивается у спортсменов при неправильно построенном режиме тренировок и отдыха (хроническая физическая перегрузка, однообразие средств и методов тренировки, нарушение принципа постепенности увеличения нагрузок, недостаточный отдых, частые выступления в соревнованиях), особенно на фоне очагов хронической инфекции, соматических заболеваний.

Перетренированность характеризуется выраженными нервно-психическими сдвигами, ухудшением спортивных результатов, нарушением деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем. Все сдвиги в реакциях резко поражены, отмечаются изменения ЭКГ, снижение сопротивляемости организма к инфекциям. Эта форма утомления требует вмешательства врача и тренера.

Ø Переутомление — это уже патологическое состояние организма известно еще как хроническое утомление. Оно чаще всего проявляется в виде невроза, наблюдается, как правило, у спортсменов с неустойчивой нервной системой, эмоционально впечатлительных, при чрезмерных физических нагрузках. Клинические проявления похожи на те, что свойственны перетренировке, но более четко выражены. Спортсмены апатичны, их не интересуют результаты участия в соревнованиях, у них нарушен сон, появляются боли в сердце, расстройство пищеварения, половой функции, тремор пальцев рук. Это состояние требует вмешательства врача и тренера.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник