Меню Рубрики

Что такое утомление и ритм дыхания

Читайте также:
Этот вездесущий ритм
Биоритмы человека
Время и биоритмы в нашей жизни
Аритмическая встряска
Биоритмический эксперимент в космосе
Социальное вмешательство в ход биологических часов

Речь идёт об очень важном элементе Пранаямы. На Земле, да и вообще в космосе, все подчиняется ритму — смена дня и ночи, времена года и т.д. С космическим, конечно же, связаны и биологические ритмы. Впрочем, вы уже не раз, наверное, слышали об этом.

Взаимозависимость биоритмов различных органических функций определяется самой конституцией нашего организма. Так, ритм, сердечной деятельности зависит одновременно от силы сердечной мышцы, вязкости крови и диаметра «проводников» крови — от аорты до капилляров; последние настолько тонки, что красные кровяные тельца, пять миллионов штук которых едва заполняют собой кубический миллиметр, вынуждены продвигаться по ним гуськом. Выстроенные друг за другом в одну прямую линию, капилляры тела протянутся приблизительно на сто тысяч километров. Развернутые же, они займут общую площадь около семи тысяч квадратных метров; такова поверхность контакта крови с клетками. Проблема прохождения крови по капиллярам продолжает оставаться нерешённой.

Действительно, хорошо известный физический закон позволяет вычислить мощность, которой должен обладать насос, способный заставить циркулировать с данной скоростью известное количество жидкости определённой вязкости. Согласно таким подсчётам, сердце, для того, должно быть в тысячу раз более мощным. Чем оно есть на самом деле. Вот почему учёные всё более склоняются к мысли, что функция сердца ограничивается тем, чтобы подавать кровь в артерии и артериолы вплоть до капилляров, которые затем проводят её самостоятельно. Сердце, очевидно, не является тем двигателем, который обеспечивает прохождение крови по капиллярам точно так же, как желудок не проталкивает химус по пищеварительному тракту — этим занимается кишечник.

Аналогичным образом действуют и капилляры. Подобно тому как деятельность кишечной перистальтики взаимосвязана с деятельностью желудка, ритм биения сердца тесно связан с расходом крови в капиллярах, который соответствует основному ритму нашего организма. Эта скорость зависит от потребности наших клеток. Следовательно, сердечный ритм задаётся всем органам вцелом. Бегущий человек отмечает, как учащается его дыхательный ритм и биение сердца; это происходит от того, что все биологические ритмы нашего организма объединены, взаимосвязаны. Их гармония (эйритмия) соответствует здоровому состоянию организма. В то время как дисгармония и разлад физиологических ритмов приводит к болезни. Процитируем следующую выдержку из книги «Секреты и мудрость тела» доктора Залманова:

«Нередки случаи, когда смерть больного не может быть объяснена ни эволюцией заболевания, ни недостаточностью основных функций — таких как дыхание, кровообращение, выделение, — ни каким-либо серьёзным осложнением. Поэтому нам остаётся предположить лишь одно: причиной смерти в данном случае является нарушение синхронной эйритмии.

У здорового человека число вдохов и выдохов колеблется между шестнадцатью и двадцатью в минуту, а пульс равняется 72-80 ударам в минуту. Высвобождение кислорода в цепи лёгкие-кровь-миоглобинмолочная кислота-мышечная ткань также ритмизировано — 300 раз в минуту.

Всмотревшись в эти цифры мы с удивлением отметим количественную пропорцию между ритмами дыхания (18 в минуту), сердечной деятельности (72 в минуту) и диссоциации миоглобина (300 в минуту).

Количество вдохов в минуту (Р=18), помноженное на 4 даёт количество сердечных систол за то же время (С=72-75); последнее число, помноженное на 4 даёт количество поступлений кислорода в скелетные мышцы, приносимое миоглобином (М=300). Эта пропорция может быть записана как алгебраическая формула синхронизированного ритма: Р*4=С; С*4=М.

Один вдох достаточен для того, чтобы обеспечить количество кислорода, достаточное для четырёх сокращений сердечной мышцы, а одно сокращение сердечной мышцы достаточно для того, чтобы обеспечить количество кислорода, достаточное для четырёх сокращений ткани поперечно-полосатых и гладких мышц. Синхронизация ритмики здесь очевидна.

Исследование ритмов различных физиологических функций может дать очень интересные результаты. Ритм перистальтики полного и пустого желудка, ритм выделения желудочного и кишечного сока, ритм выделения печёночной желчи, некоторых процессов ассимиляции и диссимиляции и т.д. — всё это могло бы расширить наши знания о синхронизированной эйритмии».

Ритм также влияет и на нашу выносливость. Многие знают, что ритмизированный шаг позволяет проходить большие расстояния и с меньшей усталостью. Чем неритмичный шаг, который утомляет человека. Введение ритма в работу уменьшает мышечное и интеллектуальное утомление. Благодаря танцу и музыке, ритм становится видимым и живым; он эмоционально возбуждает, действует на ум и, в конце концов, — на всего человека. Ни один из планов не является независимым от ритмов.

Всё это не ускользнуло от внимания йогинов. Они заметили, — за несколько тысячелетий до Залманова, — что одному вдоху соответствуют четыре биения сердца. И первой задачей йогинов в том, что касается ритма, является твёрдое установление этой синхронизации между дыханием и сердечной деятельностью. Они, кроме того, заметили, что сознательно влияя на эти основные ритмы можно воздействовать на все физиологические — и даже психические — функции человека. Именно в такой перспективе следует рассматривать упражнения по ритмическому дыханию, первое из которых следует ниже.

Сядьте в вашу излюбленную позу, подождите пока дыхание не успокоится и станет регулярным само по себе: внимание при этом должно быть обращено на биение сердца или пульсацию крови. Это не сложно: достаточно сосредоточить внимание в области сердца, чтобы осознать пульсацию. Если вы ещё неспособны к этому, то просто нащупайте пульс и по нему следите за работой сердца. Когда вы чётко осознаете ритм своего сердца — с помощью пульса или без — следует приступать к синхронизации сердечного и дыхательного ритмов. Отсчитывайте 2 биения сердца на вдох, 4 на выдох и дышите так приблизительно в течение минуты. Мы уже знаем по предыдущим упражнениям Пранаямы, что выдох длится в целом вдвое дольше, чем вдох. Этот ритм является обычным, естественным ритмом — пронаблюдайте хотя бы за тем, как дышит отдыхающий кот. Постепенно удлиняйте ваше дыхание. Считайте 3 биения сердца на вдох (Пурака) и 6 на выдох. Если это не трудно, то увеличьте их соответственно до 4 и 8.

Вы заметили, очевидно, что до сих пор мы не говорили о задержке дыхания. Прежде, чем ввести элемент Кумбхаки (которая должна быть предметом отдельной тренировки), необходимо твёрдо установить ритм дыхания и удлинить его. Когда установится совершенная синхронизация, вы заметите, что сознательное ритмическое дыхание поглощает ум; это и является одной из целей упражнения. По части успокоения ума и нервов — с ритмическим дыханием не может сравниться ничто.

Все упражнения, описанные в предыдущих статьях, могут быть усовершенствованы дополнительным привнесением в них синхронизации дыхания с биением сердца; в особенности это относится к чередующемуся дыханию. Мы не говорили о ритме раньше, поскольку в начальных упражнениях внимание практикующего отвлечено таким количеством деталей, что добавление к ним ещё и ритма явилось бы лишь отвлекающим, а не объединяющим фактором. Но как только техника чередующегося дыхания освоена, вы можете (и должны) ритмизировать все ваши упражнения Пранаямы. Длительность каждого дыхания не так важна, важен ритм. Помните об этом.

Прежде чем практиковать чередующееся ритмическое дыхание, следует поупражняться в полном йогическом дыхании с введением короткой задержки.

Вначале пропорция должна быть следующей:

  • Пурака — одна единица
  • Кумбхака — две единицы
  • Речака — две единицы

Иначе говоря, вдыхайте на протяжении четырёх биений сердца, задерживайте дыхание на восемь биений сердца, а затем выдыхайте — тоже на восемь биений сердца. Методом проб вы определите оптимальную для себя длительность дыхания, для которой характерно то, что дышать таким дыханием можно сколько угодно долго без усталости.

Напомним, что помимо такой необходимой черты, как легкость и непринужденность, всякая Пранаяма предполагает соответствующее сосредоточение, достижение которого также облегчается ритмом, приковывающим к себе внимание. В ходе практики вы через несколько постепенных и последовательных этапов увеличения продолжительности дыхания придёте к классическому ритму:

  • Пурака — одна единица
  • Кумбхака — четыре единицы
  • Речака — две единицы

Иначе говоря, если вдох длится четыре биения сердца (одна единица), то задержка шестнадцать биений (четыре единицы), а выдох — восемь биений сердца (две единицы).

Освоив предыдущее упражнение, вы можете использовать чередующееся ритмическое дыхание с задержками в таком же ритме: 1:4:2. Это классическое упражнение, обладающее могучим воздействием. Оно не представляет никакой опасности в том случае, если вы соблюдаете три основных условия: непринуждённость, концентрация, ритм. Длительность — это в высшей степени несущественный элемент.

Я делаю ударение на этом пункте, поскольку европейцы как правило считают целью Пранаямы именно длительность. Так вот, это не только наименее важный элемент, но и, в конечном счёте, пожалуй, единственный, способный причинить вам некоторые неприятности. Прилагайте правила, указанные в статье о задержке дыхания, ко всем упражнениям и вы избежите всякого риска.

Практикуйте настойчиво, регулярно и без усилия до тех пор, пока ритм не войдёт в вас так, что вам уже не нужно будет за ним следить. Тогда ритмическое дыхание станет для вас столь же естественным действием, как и ходьба. В Пранаяме, более чем в какой-либо другой системе, все элементы взаимосвязаны; поэтому не следует гнать вперёд, перескакивая через этапы — все они необходимы и должны быть пройдены один за другим. Не спешите, ведь лучший способ быстрейшего продвижения — это продвижение без поспешности.

источник

Усталость – это чувство знакомо каждому человеку, который способен двигаться и мыслить. Известны многим и признаки утомления. Мы постараемся в этой статье озвучить их и понять механизм их возникновения.

[1], [2]

Первичная симптоматика усталости несколько отличается в связи с генезисом процесса. Если причиной дискомфортного состояния стало умственное перенапряжение, то ранний признак утомления сводится:

  • К ухудшению памяти.
  • Проблемам к скорости переработки информации.
  • Человеку сложно становится сосредоточиться.
  • Появляется ощущение пустоты и тумана в голове.

Появление данной симптоматики связано с длительным и интенсивным умственным трудом, например, подготовка студента к экзамену, работа связана с постоянным решением умственных задач.

Если профессиональная деятельность человека связана с физическими нагрузками, это может быть тяжелая физическая работа или монотонный труд даже с небольшой нагрузкой. Например, такое состояние может наблюдаться у человека, работающего на конвейере, у спортсмена после изнурительной тренировки, у дальнобойщика после продолжительной езды и так далее. Ранний признак утомления такого характера проявляются:

  • Возникает желание поспать.
  • Апатия.
  • Снижается работоспособность:
    • Человек начинает работать на автомате.
    • Если на начальном этапе рабочий мог производить несколько действий одновременно, например, непосредственно выполнять свои профессиональные действия, разговаривать, поглядывать в окно, то, со временем, его сил хватает только на работу.
    • Постепенно происходит сбой в координации движения и организм рабочего начинает тратить больше энергии, чтобы выполнить ту же работу.
    • Производительности труда падает.
    • Идет потеря внимания, человеку сложнее концентрироваться на выполнении определенных действий.
    • Возрастает количество брака.
    • Как результат – такая ситуация может привести к несчастному случаю.
  • Наблюдается ответная реакция на усталость вегетативной системы:
    • Повышенное потоотделение.
    • Потребность глубже и чаще дышать.
    • Повышенный пульс.
    • Гиперемия кожного покрова человека.

Нередки случаи, когда утомление приходит от сочетания как физических, так и психологических (эмоциональных) нагрузок.

При нагрузках любого рода меняется состояние крови и у организма появляется необходимость ускорить ее циркуляцию в сосудах. Это работа сердечно — сосудистой системы. Следовательно, при повышенной физической нагрузке, прежде всего, большая работа достается сердцу, так как увеличиваются объемы перекачиваемой среды, растет объем наполнения и опорожнения сердечных желудочков, при этом организму приходится прикладывать больше усилий и сжигать больше запасов, чтобы получить необходимое количество энергии для сжимания и выпрямления мышц.

Чтобы для выполнения определенного физического действия хватило энергии, к напрягающимся мышцам подводится больше крови, при этом ее объемы перераспределяются в организме. Это происходит благодаря реакции сосудов: часть капилляров сужается, а другая увеличивается в сечении. Кроме этого объемы циркулирующей плазмы восполняются благодаря подкачке крови из так называемых «запасников» — локальных расширениях сосудов, которые преимущественно расположены в системе легких, печени и кожном покрове. При необходимости данные сосуды спазмируют и находящаяся там кровь подается в общий кровяной цикл.

Кислород – основной элемент питания и энергии поступает в организм через систему дыхания. И если в спокойном состоянии человеку достаточно от 150 до 300 кубических сантиметров воздуха в минуту (в зависимости от возрастной и половой принадлежности), то в случае высоких физических нагрузок, организм начинает потреблять данного продукта в 10 – 15 раз больше, то есть растут объемы легочной вентиляции.

При большой интенсивности физического труда или длительной его монотонности, наступает момент, когда к организму приходит усталость. Человек начинает ощущать признаки утомления.

В физико – химическом плане ранними признаками утомления являются:

  • Осаждение в мышечных тканях молочной кислоты, токсинов и других продуктов обменных процессов.
  • Торможение вегето – невралгической системы, понижение способности к работе у нервных аппаратов периферической системы.
  • «Усталость» коркового отдела центральной нервной системы.

На сегодняшний день медики считают наиболее вероятной теорию центрально-корковой усталости при функционировании мышц. Суть теории заключается в том, что появление признаков утомления – это корковая защитная реакция организма на физическое перенапряжение путем уменьшения работоспособности, первично, клеток корковой области.

[3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11]

В монограммах медицинского толка, представители этой области человеческой деятельности разделяют объективные и субъективные признаки утомления, которые между собой несколько разнятся.

Объективные признаки утомления это: •

  • Притупление чувства осторожности.
  • Снижения производительности труда.
  • Констатируемые физиологические изменения в организме:
    • Нарушение восприятия.
    • Ускорение частоты сердечных сокращений.
    • Учащение дыхания. Оно становится поверхностным, но частым.
    • Рост артериального давления.
    • Изменение характера ответной моторики.
    • Ускользания внимания.

К субъективным же признакам утомления можно отнести:

  • Общая усталость организма, снижение тонуса мышечной активности.
  • Локальное чувство усталости. То есть, человек направлено чувствует утомление, например, в нижних или верхних конечностях.
  • Появляется реальное желание уменьшить рабочий ритм или вовсе прекратить физическую или умственную деятельность.
  • При физической работе непосредственно в конечностях появляется слабость и легкий тремор.

Усталость – это физиологическая характеристика человеческого организма, представляющая собой временное уменьшение способностей организма к полноценной деятельности. Внешне, основной симптом усталости – это ухудшение качества работы и снижения ее темпа. Еще внешние признаки утомления это:

  • Меняется оттенок кожных покровов. В зависимости от интенсивности работы, он может колебаться от слегка розоватого до пунцово – красного (с выраженным цианозом -проступающей синюшностью).
  • Усиление работы потовых желез. При легкой интенсивности – это незначительные капельки пота, локализованные в основном на лице в лобной части. При тяжелой физической работе выделение пота достаточно обильное. При этом на одежде можно наблюдать пятна от соли, выходящей совместно с потом.
  • Изменение дыхательного ритма. Он может меняться от ровно – учащенного до более ритмичного и интенсивно – учащенного. Добавляется поднимание и опускание плеч в такт дыхания.
  • Сбои в координации движения. Если в начале работы движения человека скоординированы и на их выполнение затрагивается меньше энергии, то в последующем движения становятся более рассогласованными, появляется покачивание, тремор в верхних и/или нижних конечностях, не остается ни сил, ни желания к дальнейшему передвижению.

Если человек начинает ощущать усталость или наблюдаются внешние признаки утомления у рядом работающего человека, стоит приостановить деятельность и сделать небольшой перерыв, дав возможность организму хотя бы частично восстановиться.

[12], [13], [14], [15], [16], [17], [18]

Что же такое утомление и переутомление? Усталость – эту физиологическую реакцию организма на прикладывающуюся к нему нагрузку. Переутомление же – это продолжительное ощущение усталости, возникающее на фоне отсутствия длительное время отдыха. Так каковы же признаки утомления и переутомления и в чем различие этих двух терминов?

Утомление – это на физическом, психологическом и эмоциональном уровне истощение человеческого организма. Тогда как переутомление – это продолжительное ощущение чувства истощения, то есть утомления. Состояние переутомления является для многих современных людей постоянным чувством, в силу нашего ритма жизни и постоянного нахождения в стрессовом состоянии. В большей степени данный факт касается жителей мегаполисов. Данная ситуация является опасной для здоровья человека, а в некоторых случаях, может и не напрямую, и для его жизни.

Признаки утомления и переутомления достаточно очевидны и знакомы практически каждому.

  • Такого человека преследует постоянная сонливость.
  • Его могут донимать постоянные практически не прекращающиеся головные боли, интенсивность которых на протяжении дня меняется.
  • Даже после, казалось бы, спокойно проведенной ночи такое лицо чувствует себя слабым и «разбитым». То есть за время сна организм уже не в состоянии восстановить тот объем энергии, который был потрачен на протяжении дня.
  • Несмотря на постоянное желание поспать, долго не получается заснуть.
  • Преследуют такого человека и другие заболевания. Казалось бы, только пролечил одно, как тут же цепляется другое. Что есть результатом сниженного иммунитета.
  • Признаком утомления и переутомления является ухудшение памяти и снижения работоспособности на физическом уровне.
  • У человека появляется апатия и желание, чтобы его все оставили в покое.
  • Появляется рассеянность внимания. Такому лицу бывает необходимо приложить определенные усилия, чтобы сосредоточится.
  • Все эти факторы могут вызвать повышение артериального давления.
  • В таком состоянии люди становятся неразговорчивыми.
Читайте также:  Особое состояние утомления сопровождающееся резким спадом работоспособности

Если человек длительное время подвергается неблагоприятным факторам, усталость переходит в стадию хронической. Именно хроническую усталость и именуют переутомлением. На фоне ее падает способность организма сопротивляться внешним воздействиям, что приводит к увеличению риска получить травму или заболеть.

Не проходит бесследно переутомление и для нервной системы.

  • Нервные срывы.
  • Резкая смена настроения.
  • У такого человека возникает желание побыть одному.
  • Он может неадекватно реагировать, казалось бы, на незначительную реплику.
  • Истерики.
  • Ощущение тревоги, повышенная раздражительность.
  • Напряжение отношений с близкими людьми.

Если профессиональная деятельность человека связана с постоянными физическими нагрузками, то первично усталость начинает проявляться локально, затрагивая те мышцы, которые участвуют непосредственно в выполнении действий. При проведении исследований с применением эргографа Моссо было доказано, что в процессе постоянной физической активности мышц постепенно нарастает усталость и эргограф начинает фиксировать снижение силы, амплитуды и частоты с которой продолжают сокращаться и расслабляться мышцы. То есть происходит нарушение во взаимоотношениях антагонистических мышц. Особенно увеличивается время фазы расслабления.

Фиксирующаяся на ленте эргографа Моссо кривая имеет название — «кривая утомления». Анализируя результаты исследования, специалисты отмечают, что время между началом действия раздражителя и возникновением ответной реакции мышцы постепенно удлиняется, то есть латентный период становится больше.

Появившиеся признаки физического утомления, озвученные выше, являются предшественниками того, что тело просто перестает «слушать» сигналы мозга и «отказывается» продолжать работать. Коэффициент полезного действия мышечных тканей при этом постепенно снижается и стремится к нулю.

Не всегда человек может ощущать признаки физического утомления после интенсивной работы в конце рабочего дня. Иногда это состояние возникает у него и сразу после пробуждения, хотя ночь прошла спокойно, а сон был крепким. Причиной такой клиники может стать астения – состояние организма человека, при котором он функционирует из последних сил. Данная патология – это одна из разновидностей психических расстройств.

Диагностирование астении свидетельствует о том, что даже незначительная физическая нагрузка выбивает организм «из колеи», приводя его в полный упадок. Такое дискомфортное состояние влияет и на качество жизни такого лица. Ведь ему приходится подстраиваться под свой организм, меняя свои планы, так как «тело требует» более частого и длительного отдыха.

При этом к признакам физического утомления можно еще отнести и:

  • Учащение частоты сердечных сокращений.
  • Повышенную потливость.
  • Плохое настроение или отсутствие любых эмоций (апатию) — на них просто нет сил.
  • Нередки случаи, когда человек начинает ощущать постоянную, различной интенсивности, головную боль.
  • Переутомление может сказаться и на аппетите: у уставшего лица уменьшается или полностью пропадает желание покушать. Следовательно, организм получает меньше энергии – получается замкнутый круг.
  • При хронической усталости можно наблюдать и расстройство кишечника.
  • Переутомление может сработать и, наоборот, гиперактивностью организма. Такая ситуация приводит к еще большему усугублению ситуации, так как организм, вопреки логике, начинает еще больше тратить энергии, запуская механизм самоуничтожения. И если, чтобы расслабиться, человек начинает использовать алкогольные напитки, ситуация усугубляется, а состояние здоровья только ухудшается.

Сама природа, казалось бы, защищает ребенка от переутомления, учитывая то количество движений, которое ребенок успевает проделывать на протяжении дня. Если примерить это на взрослого человека, то он, наверное, сошел бы с дистанции еще на середине. Но при повышенной подвижности признаки утомления детей все же наблюдаются, хотя и имеют свои особенности.

Педиатрами замечено, что чем меньший возраст малыша, тем меньший промежуток времени потребуется, чтобы у него наступила усталость. Так новорожденный ребенок, без каких бы то ни было физических нагрузок, устает уже спустя полтора – два часа с момента начала бодрствования.

По мере роста, к факторам, влияющим на состояние усталости маленького человека, добавляется физическая активность, а затем и мышление. Не стоит забывать, что малышу следует разнообразить нагрузки, применяя различные игры, так как монотонное занятие вызывает более быстрое появление признаков утомления детей.

Отличительной особенностью детского организма является то, что у него в момент усталости начинают превалировать признаки возбуждения над реакцией торможения. Продолжительный период ретардации достаточно быстро приводит малыша в состояние усталости. Одним из таких примеров может служить школьный урок. Дети не нагружаются физически, если только это не урок труда или физкультуры, и, тем не менее, ребенок приходит домой со школы уставшим.

Спровоцировать повышенную утомляемость у малыша может и переход к режиму дня без продолжительного дневного сна или сокращение длительности ночного отдыха, а так же нерегулярное проветривание помещения, в котором малыш проводит большее количество времени и малая продолжительность прогулок на свежем воздухе.

Причиной быстрой утомляемости детского организма является неправильно составленный родителями график чередования физических (игра) или умственных (занятие) нагрузок с отдыхом.

Признаки утомления детей начинают проявляться:

  • Ослаблением дифференцирования в движениях.
  • Снижение внимания и точности выполнения манипуляций.
  • Появляется двигательное беспокойство.

Если ребенок, устав, продолжает получать нагрузку, то в его организме срабатывает своеобразный тумблер, который процессом торможения затрагивает участок коры головного мозга, отвечающие за чувственные анализаторы: зрение, слух, кожу. Воздействуя на них, усталость вызывает у ребенка сон. Многие сталкивались с ситуацией, когда малыш засыпал в самом неподходящем месте или позе, что зачастую дает взрослым повод посмеяться. Для детей школьного возраста увеличивается составляющая умственной нагрузки и если родители активно пытаются сотворить из малыша гения и всесторонне развитую личность, записывая в несколько дополнительных кружком и секций – такой подход не приводит ни к чему хорошему. Отсутствие эффективного отдыха, игры на свежем воздухе, недосыпание и организм ребенка может не выдержать такой нагрузки, после чего происходит сбой.

Признаки утомления способны проявляться у малыша:

  • Частыми респираторными или другими заболеваниями.
  • Движения становятся вялыми и неуверенными.
  • Жалобами на головную боль.
  • Отсутствием аппетита.
  • Ухудшением памяти, рассеянностью.
  • Слизистая и кожные покровы становятся бледными.
  • При хронической усталости у ребенка может наблюдаться тремор верхних конечностей.
  • Появляется апатия и снижается интерес к школьным урокам.
  • Ребенок становится раздражительным и легко возбудимым.
  • Снижение возможности сосредоточиться приводит к росту числа ошибок.
  • В некоторых случаях можно наблюдать повышенную плаксивость.
  • Возможности организма активно мыслить снижаются.

Чтобы не допустить признаков утомления детей, первое, что должны усвоить родители – это то, что у ребенка должен быть разработан сбалансированный режим, в котором периоды нагрузок эффективно чередуются со временем отдыха. При этом:

  • Не допускать недосыпания у малыша.
  • Снизить нагрузки, сделав их умеренными.
  • Организовать эффективное чередование периодов отдыха и труда.
  • Отвести больше времени на игры ребенка на свежем воздухе.
  • Для дошколят время занятий не должно превышать 15-20 минут.
  • Исключить монотонность из занятий с малышом.
  • Следует практиковать разнообразие в занятиях, даже на протяжении одного урока.
  • Составить режим дня так, чтобы физические и умственные нагрузки адекватно чередовались с продолжительным отдыхом.

Продолжительная монотонная работа, порой, утомляет больше, чем активный физический труд. К такой категории профессий можно отнести водителей автотранспорта. Постоянная необходимость повышенного внимания, длительное сидение в одной позе делают свое дело – человек за рулем начинает уставать, появляются признаки утомления водителя.

  • Начинает притупляться внимание.
  • Ослабевает память.
  • Глаза покрываются поволокой и пытаются закрыться, в них появляется ощущение рези или писка. На организм водителя «наваливается» усталость и сонливость.
  • Начинается легкое головокружение.
  • Наблюдается рост выработки пота соответственными железами.
  • Период сонливости может смениться раздражительностью, перевозбуждением и наоборот.
  • Снижается скорость переработки поступающей информации.
  • Реакция на информацию может быть как заторможенной, так и слишком быстрой, но не всегда правильной.

Первые признаки утомления начинают проявляться уже спустя четыре часа непрерывного движения после момента, когда человек сел за руль. После того, как водитель без перерыва пробыл за рулем восемь часов, характер движения автомобиля существенно меняется:

  • Скорость автомобиля становится неравномерной.
  • Водитель более резко переключает передачи.
  • Автомобиль начинает делать лишние движения.
  • Теряется объективность в оценке ситуации.
  • Появляется симптом иллюзорно – оптической трансформации, когда объект кажется дальше, чем он реально расположен.
  • Опытный водитель способен, в такой ситуации, растерять все свои навыки.
  • Желая хоть частично отдохнуть, водитель немного заваливается назад или сползает с сиденья, что существенно сужает его обзор и затрудняет пользование рулем.

Зная это, опытные водители, после непродолжительного нахождения за рулем, обязательно остановят автомобиль и сделают перерыв на отдых, разминку, еду или даже сон. Ведь статистика несчастных случаев и аварий, когда водитель просто заснул за рулем, ужасает, унося множественные человеческие жизни.

Чтобы хотя бы частично развеять усталость, опытные водители и медики дают ряд рекомендаций:

  • Если водитель готовится в длительную дорогу, то ему стоит перед выездом поспать не менее семи часов.
  • Не следует перед длительной дорогой переедать.
  • Хотя бы раз в четыре часа стоит остановить машину и отдохнуть.
  • Можно умыться холодной водой или, по возможности, искупаться. Это хорошо взбодрит и прогонит усталость.
  • Стоит проделать несколько разминочных движений.
  • Неплохо подойдет крепкий чай или кофе.

Такие советы подойдут при незначительной усталости. Если же налицо все признаки утомления средней и высокой степени, то здесь рекомендация одно – полноценный сон. Но если нет возможности надолго остановиться и человек вынужден продолжать движение, то:

  • Свести к минимуму поездки в ночное время.
  • Стоит все же передвигаться на более низкой скорости, держа при этом дистанцию между впередиидущими машинами больше, чем обычно.
  • Не стоит все время смотреть в одну точку, а менять направление взгляда, переводя с одного объекта на другой.
  • Если за окном автомобиля наблюдается однообразный пейзаж, стоит каждые 15 – 20 минут менять скоростной режим.
  • Стоит приоткрыть или полностью открыть боковое стекло (по ситуации и времени года).
  • Исключить прием антидепрессантов и успокоительных.
  • Если водитель заядлый курильщик, после очередной выкуренной сигареты стоит проветрить салон.
  • Опасны для человека за рулем и любые сильные эмоции. Стоит сначала успокоиться, а затем продолжать путь.

Эти несложные советы дают возможность убрать монотонность дороги, которая притупляет внимание и усыпляет.

Медики по определенным признакам разделяют состояние усталости человека на две фазы. Признаки различных фаз утомления делятся в зависимости от принадлежности к этим категориям.

  • Начальная фаза или скрытое утомление – это уровень усталости, когда человек еще способен управлять своей работоспособностью и держать ее на необходимом для качественного выполнения работы уровне. Преодолеваемую усталость получаем благодаря повышенному стимулированию участков коры головного мозга, которые изыскивают резервы для выполнения поставленной задачи. Такой результат получается, несмотря на то, что коэффициент полезного действия организма уже снижен и произошли значительные сдвиги в работе вегето-сосудистой системы.
  • Следующая фаза усталости – это безвозвратные не преодолеваемые факторы усталости. Данная фаза определяется уменьшением внешней эффективности рабочего процесса. Несмотря на все потуги работника, его производительность стремится к нулю. Центральная нервная система начинает тормозить, а то и вовсе блокировать проходящие сигналы, заставляя человека прекратить работу.

Работая физически или выполняя умственное задание, человек способен почувствовать легкую усталость или утомится так, что просто «валиться с ног». По этому принципу можно дифференцировать и признаки различной степени утомления. При этом симптомы проявляются совокупностью внутренних и внешних факторов. К внешним проявлениям усталости относят изменение оттенка кожного покрова, нарушение ритма сердцебиения и дыхания, повышенное появление потоотделения, сбой в моторике и двигательной координации. К внутренним симптомам относят нарушения, связанные с отклонениями в работе функциональной и физиологической сферы. Это может быть тошнота и головокружение. Человек начинает ощущать боль в мышцах, которые получили наибольшую нагрузку.

Способность человеком переносить определенные нагрузки можно контролировать количественной составляющей частоты сердечных сокращений. В норме ЧСС в среднем у здорового человека попадает в интервал от 60 до 80 ударов в минуту. Отталкиваясь от цифр нормы, определяется уровень нагрузки и, соответственно, усталости. При нормальном состоянии организма, частота сердечных сокращений должна восстанавливаться на протяжении пяти минут после прекращения нагрузки.

Если ЧСС показывает от 100 до 130 ударов в минуту, то констатируется легкая усталость, если этот показатель попадает в пределы от 130 до 150 ударов в минуту — усталость и нагрузка средней интенсивности. Если ЧСС составляет 150 — 170 ударов в минуту, то можно уже говорить о высоких нагрузках, если же организм начинает работать на пределе своих сил, то частота сердечных сокращений может составлять от 170 до 200 ударов в минуту.

Внешние признаки различной степени утомления делятся:

  • Легкий уровень усталости:
    • Кожный покров слегка розовеет.
    • Капельки пота выделяются в небольшом количестве. Локализуются в основном на лице в области лба.
    • Ритм дыхания немного учащенный, но ровный, без срывов. Человек способен дышать как через рот, так и через нос.
    • Координация и моторика остается в пределах нормы.
  • Средний уровень усталости:
    • Кожный покров приобретает красный оттенок.
    • Обильное потоотделение, которое хорошо просматривается в области головы и тела.
    • Интенсивность дыхательной активности возрастает, человек в состоянии дышать только через ротовую полость, объемов носового дыхания уже не хватает.
    • Координация и моторика остается в пределах нормы.
  • Высокий уровень усталости — переутомление:
    • Кожный покров достаточно резко бледнеет, в треугольнике — уголки верхней губы и нос — появляется четко дифференцируемая синюшность, имеющая в медицине свой термин — цианоз.
    • Обильное потоотделение, которое хорошо просматривается в области головы и тела. На одежде проступают, выходящие с потом, соли, которые проявляются в виде белесых пятен.
    • Интенсивность дыхательной активности возрастает. Вдох и выдох дублируют плечи.
    • Наблюдается рассогласованность координации движения. У человека начинают труситься как верхние, так и нижние конечности, туловище слегка покачивает, могут возникнуть проблемы с передвижением.

Чтобы поддержать свой организм и не довести его до полного изнеможения, стоит откорректировать режим, приняв на вооружение некоторые профилактические меры:

  • Выделить время для прогулок на свежем воздухе перед сном.
  • Пересмотреть свой рабочий график. В нем время нагрузок должно чередоваться с расслабляющими перерывами.
  • Избегать стрессовых ситуаций.
  • Спать не менее восьми часов в сутки.
  • Стоит убрать из своей жизни вредные привычки.
  • Питание человека должно быть рациональным и богатым микроэлементами и витаминами. Авитаминоз – одна из основных причин ослабления организма и его переутомления.
  • Следует научиться переключать внимание или чередовать физическую работу с умственной, и наоборот.

Симптомы усталости знакомы каждому человеку и многие считают, что достаточно просто ненадолго прилечь и силы будут восстановлены. Но это не совсем так. Наш техногенный век, все ускоряющийся темп жизни и нахождение все 24 часа в стрессовой ситуации (это больше относится к жителям крупных городов) изматывают наш организм, держа его в постоянном напряжении. Поэтому большая часть населения уже имеет в своем анамнезе хроническую усталость, где присутствуют все признаки утомления. Но из любой ситуации можно найти выход. И главный в этом — сам человек. Только правильно организовав свою жизнь и научившись полноценно отдыхать можно решить проблему с хроническим переутомлением, которое может привести к полному истощению организма. Научитесь управлять своей жизнью и находить в ней те объективные и субъективные факторы, которые способны привнести радовать и умиротворение, а, следовательно, обеспечить возможность эффективного восстановления такой необходимой внутренней энергии!

источник

ОТВЕТ №8 и 31

Внешние признаки утомления

Усталость – это физиологическая характеристика человеческого организма, представляющая собой временное уменьшение способностей организма к полноценной деятельности. Внешне, основной симптом усталости – это ухудшение качества работы и снижения ее темпа. Еще внешние признаки утомления это:

· Меняется оттенок кожных покровов. В зависимости от интенсивности работы, он может колебаться от слегка розоватого до пунцово – красного (с выраженным цианозом -проступающей синюшностью).

· Усиление работы потовых желез. При легкой интенсивности – это незначительные капельки пота, локализованные в основном на лице в лобной части. При тяжелой физической работе выделение пота достаточно обильное. При этом на одежде можно наблюдать пятна от соли, выходящей совместно с потом.

· Изменение дыхательного ритма. Он может меняться от ровно – учащенного до более ритмичного и интенсивно – учащенного. Добавляется поднимание и опускание плеч в такт дыхания.

· Сбои в координации движения. Если в начале работы движения человека скоординированы и на их выполнение затрагивается меньше энергии, то в последующем движения становятся более рассогласованными, появляется покачивание, тремор в верхних и/или нижних конечностях, не остается ни сил, ни желания к дальнейшему передвижению.

Если человек начинает ощущать усталость или наблюдаются внешние признаки утомления у рядом работающего человека, стоит приостановить деятельность и сделать небольшой перерыв, дав возможность организму хотя бы частично восстановиться.

Признаки утомления и переутомления

Что же такое утомление и переутомление? Усталость – эту физиологическую реакцию организма на прикладывающуюся к нему нагрузку. Переутомление же – это продолжительное ощущение усталости, возникающее на фоне отсутствия длительное время отдыха. Так каковы же признаки утомления и переутомления и в чем различие этих двух терминов?

Утомление – это на физическом, психологическом и эмоциональном уровне истощение человеческого организма. Тогда как переутомление – это продолжительное ощущение чувства истощения, то есть утомления. Состояние переутомления является для многих современных людей постоянным чувством, в силу нашего ритма жизни и постоянного нахождения в стрессовом состоянии. В большей степени данный факт касается жителей мегаполисов. Данная ситуация является опасной для здоровья человека, а в некоторых случаях, может и не напрямую, и для его жизни.

Читайте также:  Формы труда профилактика утомления и переутомления

Признаки утомления и переутомления достаточно очевидны и знакомы практически каждому.

· Такого человека преследует постоянная сонливость.

· Его могут донимать постоянные практически не прекращающиеся головные боли, интенсивность которых на протяжении дня меняется.

· Даже после, казалось бы, спокойно проведенной ночи такое лицо чувствует себя слабым и «разбитым». То есть за время сна организм уже не в состоянии восстановить тот объем энергии, который был потрачен на протяжении дня.

· Несмотря на постоянное желание поспать, долго не получается заснуть.

· Преследуют такого человека и другие заболевания. Казалось бы, только пролечил одно, как тут же цепляется другое. Что есть результатом сниженного иммунитета.

· Признаком утомления и переутомления является ухудшение памяти и снижения работоспособности на физическом уровне.

· У человека появляется апатия и желание, чтобы его все оставили в покое.

· Появляется рассеянность внимания. Такому лицу бывает необходимо приложить определенные усилия, чтобы сосредоточится.

· Все эти факторы могут вызвать повышение артериального давления.

· В таком состоянии люди становятся неразговорчивыми.

Если человек длительное время подвергается неблагоприятным факторам, усталость переходит в стадию хронической. Именно хроническую усталость и именуют переутомлением. На фоне ее падает способность организма сопротивляться внешним воздействиям, что приводит к увеличению риска получить травму или заболеть.

Не проходит бесследно переутомление и для нервной системы.

· У такого человека возникает желание побыть одному.

· Он может неадекватно реагировать, казалось бы, на незначительную реплику.

· Ощущение тревоги, повышенная раздражительность.

· Напряжение отношений с близкими людьми.

При этом к признакам физического утомления можно еще отнести и:

· Учащение частоты сердечных сокращений.

· Плохое настроение или отсутствие любых эмоций (апатию) — на них просто нет сил.

· Нередки случаи, когда человек начинает ощущать постоянную, различной интенсивности, головную боль.

· Переутомление может сказаться и на аппетите: у уставшего лица уменьшается или полностью пропадает желание покушать. Следовательно, организм получает меньше энергии – получается замкнутый круг.

· При хронической усталости можно наблюдать и расстройство кишечника.

· Переутомление может сработать и, наоборот, гиперактивностью организма. Такая ситуация приводит к еще большему усугублению ситуации, так как организм, вопреки логике, начинает еще больше тратить энергии, запуская механизм самоуничтожения. И если, чтобы расслабиться, человек начинает использовать алкогольные напитки, ситуация усугубляется, а состояние здоровья только ухудшается.

Признаки утомления детей начинают проявляться:

· Ослаблением дифференцирования в движениях.

· Снижение внимания и точности выполнения манипуляций.

· Появляется двигательное беспокойство.

Внешние признаки различной степени утомления делятся:

o Кожный покров слегка розовеет.

o Капельки пота выделяются в небольшом количестве. Локализуются в основном на лице в области лба.

o Ритм дыхания немного учащенный, но ровный, без срывов. Человек способен дышать как через рот, так и через нос.

o Координация и моторика остается в пределах нормы.

· Средний уровень усталости:

o Кожный покров приобретает красный оттенок.

o Обильное потоотделение, которое хорошо просматривается в области головы и тела.

o Интенсивность дыхательной активности возрастает, человек в состоянии дышать только через ротовую полость, объемов носового дыхания уже не хватает.

o Координация и моторика остается в пределах нормы.

· Высокий уровень усталости — переутомление:

o Кожный покров достаточно резко бледнеет, в треугольнике — уголки верхней губы и нос — появляется четко дифференцируемая синюшность, имеющая в медицине свой термин — цианоз.

o Обильное потоотделение, которое хорошо просматривается в области головы и тела. На одежде проступают, выходящие с потом, соли, которые проявляются в виде белесых пятен.

o Интенсивность дыхательной активности возрастает. Вдох и выдох дублируют плечи.

o Наблюдается рассогласованность координации движения. У человека начинают труситься как верхние, так и нижние конечности, туловище слегка покачивает, могут возникнуть проблемы с передвижением.

Чтобы поддержать свой организм и не довести его до полного изнеможения, стоит откорректировать режим, приняв на вооружение некоторые профилактические меры:

· Выделить время для прогулок на свежем воздухе перед сном.

· Пересмотреть свой рабочий график. В нем время нагрузок должно чередоваться с расслабляющими перерывами.

· Избегать стрессовых ситуаций.

· Спать не менее восьми часов в сутки.

· Стоит убрать из своей жизни вредные привычки.

· Питание человека должно быть рациональным и богатым микроэлементами и витаминами. Авитаминоз – одна из основных причин ослабления организма и его переутомления.

· Следует научиться переключать внимание или чередовать физическую работу с умственной, и наоборот.

Дата добавления: 2017-04-15 ; просмотров: 9482 | Нарушение авторских прав

источник

Чтобы определить частоту дыхательных движении, нужно взять боль­ного за руку так, как для исследования пульса на лучевой артерии, чтобы отвлечь внимание больного, а другую руку положить на грудную клетку (при груд­ном типе дыхания) или на эпигастральную область (при брюшном типе дыхания). Подсчитывают только число вдохов за 1 минуту.

В норме частота дыхательных движений у взрослого человека в покое составляет 16—20 в минуту, при ­чем у женщин она на 2—4 дыхания больше, чем у мужчин. В положении лежа число дыханий уменьшается (до 14—16 в минуту), в верти­кальном положении — увеличивается (18—20 в минуту). У тренированных людей и спортсменов частота дыхательных движений может уменьшаться и достигать 6—8 в минуту.

Патологическое учащение дыхания (tachipnoe) может быть вы­звано следующими причинами.

1. Сужение просвета мелких бронхов и бронхиол в резуль­тате спазма или диффузного воспаления их слизистой оболочки (бронхиолит, встречающийся в основном у детей), препятствующих нормальному прохожде­нию воздуха в альвеолы.

2. Уменьшение дыхательной поверхности легких, которое может наступить при воспалении легких и туберкулезе, при ателектазе легкого, вследствие его сдавления (экссудативный плеврит, гид­роторакс, пневмоторакс, опухоль средостения), или обтурации или сдавлении главного бронха опухолью.

3. Закупорка тромбом или эмболом крупной ветви легочной артерии.

4. Резко выраженная эмфизема легких.

5. Переполнение легких кровью или их отек при некоторых сердечно-сосудистых заболеваниях.

6. Недостаточная глубина дыхания (поверхностное дыхание) при затруднении сокращения межреберных мышц или диафрагмы из-за возникновения резких болей (сухой плеврит, острый миозит, межреберная невралгия, перелом ребер или метастазы в ребра и позвонки), при резком повышении внутрибрюшного давления и высоком стоянии диафрагмы (асцит, метеоризм, поздние сроки беременности).

Патологическое урежение дыхания (bradipnoe) наступает при угнетении функции дыхательного центра и снижении его возбудимости. Оно может быть вызвано повышением внутричерепного давления при опухоли моз­га, менингите, кровоизлиянии в мозг или его отеке, при воздействии на дыхательный центр токсичных продуктов, например при уремии, печеночной или диабетической комах и некото­рых острых инфекционных заболеваниях и отравлениях.

Глубина дыханияопределяется по объему вдыхаемого и выдыхаемого воздуха при обычном спокойном состоянии. У взрослых людей в физиологиче­ских условиях дыхательный объем колеблется от 300 до 900 мл, в среднем со­ставляет 500 мл. Дыхание может быть глубоким или поверхностным. Частое поверхностное дыхание бывает при патологи­ческом учащении дыхания, когда вдох и выдох, как правило, становятся коро­че. Редкое поверхностное дыхание может встречаться при ре­зком угнетении функции дыхательного центра, выраженной эмфиземе легких, резком сужении голосовой щели или трахеи. Глубокое дыхание чаще сочетается с па­тологическим урежением дыхания. Глубокое редкое шумное дыхание с боль­шими дыхательными движениями характерно для кетоацидоза — дыхание Куссмауля. Глубокое частое дыхание бывает при высокой лихорадке, резко вы­раженной анемии.

Типы дыхания.В физиологических условиях в дыхании участвуют главные дыхательных мышц — межреберные, диафрагма и частично мышцы брюшной стенки.

Тип дыхания может быть грудным, брюшным или смешанным.

Грудной (реберный) тип дыхания. Дыхательные движения грудной клетки осу­ществляются в основном за счет сокращения межреберных мышц. При этом грудная клетка во время вдоха заметно расширяется и слегка приподнимается, а во время выдоха — суживается и незначительно опускается. Этот тип дыхания характерен для женщин.

Брюшной (диафрагмальный) тип дыхания. Дыхательные движения осуществля­ются главным образом диафрагмой; в фазе вдоха она сокращается и опускается, способствуя увеличению отрицательного давления в грудной полости и быстрому заполнению легких воздухом. Одновременно вследствие повышения внутрибрюшного давления смещается вперед брюшная стенка. В фазе выдоха происходят расслабление и подъем диафрагмы, что сопровождается смещением стенки живота в исходное положение. Чаще встречается у мужчин.

Смешанный тип дыхания. Дыхательные движения совершаются одновременно за счет сокращения межреберных мышц и диафрагмы. В фи­зиологических условиях это можно наблюдать у лиц пожилого возраста. Встречается при патологических состояниях дыхательного аппарата и органов брюшной полости: у женщин при сухих плевритах, плевральных спайках, миозите и грудном радикулите вследствие снижения сократительной функции межреберных мышц дыхательные движения осуществляются с до­полнительной помощью диафрагмы. У мужчин смешанное дыхание может быть при слабом развитии мышц диафрагмы, острых хо­лециститах, пенетрирующей или прободной язве желудка или двенадцатипер­стной кишки. В таких случаях нередко дыхательные движения осуществляют­ся только за счет сокращения межреберных мышц.

Ритм дыхания.Дыхание здорового человека ритмичное, с одинаковой глу­биной и продолжительностью фазы вдоха и выдоха. При некоторых видах одышки ритм дыхательных движений может нарушаться за счет увеличения продолжительности вдоха (инспираторная одышка), выдоха (экспираторная одышка)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

РИТМ (с греческого — RHYTHMOS) — движение, такт, от rhein — течь или eryein — тянуть. Первоначально, по определению античных теоретиков искусства от Платона до Августина, — членение времени или пространства 1 .

Пытаясь объяснить суть этого универсального явления, прояв­ляющегося всюду — и в окружающей нас природе, и в физиологии человека, и в искусстве, — чаще всего и прежде всего категорию рит­ма объединяют с категорией упорядоченности, то есть с упорядочен­ным повторением каких-то одних и тех же явлений, частей или до­лей. Ученые же физики добавляют к этим соображениям другие, возлагающие на явление ритма ответственность за существование всего мироздания и ставящие его в центр системной организации мира.

«РИТМ есть та сжатая пружина, которая запускает механизм движения материи по колее поступательного развития и направля­ет эволюцию материи через непрерывность пространственно-вре­менных событийных последовательностей от „Ничто» до первовзры-ва „вакуума Вселенной. «»

«РИТМ — универсальная связь „всего со всем». За счет него Уни­версум держится устойчиво всей своей совокупностью в единстве дифференциального множества».

«РИТМ „живая душа» устойчивости систем материальных (увязывающая форму и содержание, причину и следствие, структуру и функцию и т. п. в квантово-корреляционное целое)».

«РИТМ— это способ, которым система обеспечивает „сохранение изменений». А поскольку „сохранение изменений» и есть естествен­ная устойчивость системы (под системой следует понимать „ато­мизм», т. е. целостность и „организменность»), — то мы вправе ви-Деть в категории „устойчивости» надежный интегральный критерий

эволюционизма. Эволюционные же механизмы естественной устой­чивости организма человека и других органично-целостных систем (т. е. атомов) базируются на внутренних активных жизненных силах, иначе — ритме» 2 .

Что же лежит в основе могучего механизма, которому приписы­вается столь мощное организующе-связующее начало во всей вселен­ной?

Итак, любая система, функционируя, развивается и, развиваясь, функционирует, устойчиво сохраняясь при этом и утверждая себя как неповторимую единицу, то есть эволюционирует, не теряя непо­вторимых черт именно данной системы. Результат этот достигается ценой внутренних периодических колебаний, то есть ритма. Систем­ность этих колебаний, их неостановимость, вечная, если можно так выразиться, возобновляемость движения — есть гарантия устойчи­вости целостности системы. Циклическая ритмичность, таким об­разом, является животворящим началом, душой любой целостности (атома, системы, организма, универсума). Таким образом, ритм и жизнь — синонимы.

Попытки почувствовать, услышать, ощутить и объяснить ритм всегда связаны с попытками выделения единиц ритма. У каждой сис­темы есть свой «первовзрыв», начинающий череду пульсаций одних и тех же единиц, каждая из которых должна прожить положенный ей срок от начала и до конца и в этом смысле быть подтверждением ритмического механизма и залогом продолжения его действия. Раз­рушения или даже нарушения ритма влекут за собой болезни систем или их гибели.

Закон, правящий устойчиво-подвижной системой всего мира, точно так же правит жизнью человека и его организмом. «В челове­ке — („микрокосме»), в „снятом» виде впитавшем „всюдную» полифо­нию „макрокосма», самооживает спонтанно и ежеминутно уникаль­ная музыка иерархически-каскадных космических и земных сфер, тайная запись спресованных в нем ритмов: и истории космоса, и истории земли, и памяти человеческих поколений, включая свою собственную» 3 .

Человеческий организм — сложнейшая система ритмических ко­лебаний: «В нашем организме обнаружено уже более 300 (!) циркад-ных ритмов, а сколько иных — с меньшими или большими периода­ми — циклов в физиологических и биохимических процессах» 4 . На­рушение ритма отдельных физиологических функций организма разрушает правильное взаимодействие его частей.

Важнейшей ритмической единицей является дыхательное дви­жение. Ритм сменяющих друг друга вдохов и выдохов, окисляющих

кровь, мозг, — важнейшее условие «естественной устойчивости раз­вития» человеческого организма. Несовершенство и неритмичность дыхания приводят к нарушению работы связанных с ним систем и, в частности, к несовершенству развития и даже болезням голосо-ре-чевого аппарата.

В апреле 2002 года в СПбГАТИ кафедра сценической речи про­водила Фестиваль российской театральной школы «Сцена. Слово. Речь». По программе фестиваля автором был проведен открытый урок со студентами 2 курса драмы (класс нар. арт. России С. И. Пар­шина).

Был предъявлен комплекс упражнений по воспитанию фонаци­онного дыхания, а также упражнения, продолжающие путь и логику данного комплекса в более поздний период тренировки — при обра­ботке голоса и дикции.

Активный дыхательный тренинг, которым занимались студенты данной группы, имеет своим источником принципы дыхательных уп­ражнений древнего востока, прежде всего индийской йоги и ее ды­хательной системы «пранаямы». Рожденные в глубокой древности как практика религиозной философии и служившие прежде всего для медитаций, в дальнейшем упражнения йоги получили широкое распространение «в миру» в силу своих специфических целительных свойств: «пранаяма» 1 — развивает и совершенствует дыхательные функции, 2 — оказывает значительное и направленное влияние на нервно-эмоциональную систему человека, 3 — активизирует энерге­тические резервы организма, 4 — совершенствует механизмы сосре­доточения внимания через ритмизацию физиологических и нервных процессов.

Возможно, именно поэтому упражнения йоги и другие родствен­ные с ней психофизические системы всегда употреблялись в каче­стве тренинга в актерских школах классического восточного теат­ра, а в XX веке широко распространились и в западных театральных школах.

Громадную пользу дыхательная гимнастика йоги может принес­ти и в деле воспитания фонационного дыхания и голоса. Одним из важнейших аспектов воздействия в этом случае является воспитание ритмичности дыхания как основы сбалансированной работы всей необходимой связи: «внимание—дыхание—голос—речь».

В предмете «сценическая речь» воспитание дыхания техноло­гически прежде всего необходимо для выработки «опоры звука». На основе появившейся (или появляющейся) «дыхательной опоры» раз­биваются мощность, полетность и гибкость голоса, а также скорость и точность работы речедвигательных органов.

Дыхательная опора звука — это такой физиологический эффект, при котором мышца вдоха — диафрагма — находится в тоническом напряжении на протяжении всего речевого такта. Речевые такты в речи строятся прихотливо, и в обыденной жизни человек, сам того не подозревая, вынужден подчинять ритм своей речи возможностям своего дыхания. В художественном тексте и в драматическом диало­ге смысловая и фонетическая насыщенность текста, богатство и раз­нообразие его ритмической структуры иногда требуют от актера виртуозного владения дыхательным ритмом. Выработать професси­ональное фонационное дыхание значит — научить его справляться с любыми сложностями, неукоснительно выполняя свою задачу. И мышца вдоха —диафрагма —должна автоматически и, по сути, мгно­венно возвращаться в тонус, успевая «обслужить» работу и по физи­ологическому газообмену, и по обеспечению скоростей и ритма речи.

Ритмичность фонационного дыхания — это, с одной стороны, его реактивность и мобильность, а с другой стороны, автоматизм и непроизвольность переключений режима дыхания, что должно га­рантировать независимость, освобожденность актера от заботы о ды­хании в процессе речевого акта.

Таким образом, воспитание «ритмичности» через тренировку дыхания — это серьезная профессиональная проблема, к сожалению, не всегда ясно звучащая при разработке и разрешении задач на пред­мете «сценическая речь».

Проблемы ритма в обучении обычно связывают со стихотвор­ным текстом, невольно объединяя с понятием «метра», то есть с опре­деленной упорядоченностью размера поэтического произведения, хотя поэтические тексты далеко не всегда упорядочены по метри­ческому признаку и в поэтическом произведении имеются и другие возможности проявления ритма, помимо метра. Несомненно все же, что музыкальность стихотворного произведения, проявляющаяся в его ясно выраженной ритмичности, помогает воспитанию чувства ритма, помогает услышать, ощутить дыхание стихотворного текста, что само по себе немаловажно.

Но главное и необходимое — слышать, ощущать, выделять дыха­ние ритма в любом тексте, поскольку всякий текст имеет свое дыха­ние, то есть свою ритмическую структуру, вне освоения которой он превращается в груду, очередь слов, и никакое осмысление не помо­жет до конца разгадать его тайну.

Тайна ритма в звучащем тексте — это тайна дыхания. Говорящий человек дышит ритмом произносимых слов, его организм преобра­жается этим дыханием; «исполняя» роль, он ее «продышивает» со-

бою — на основе ритмического чутья и возможностей, которые раз*-виты в его организме.

Необходимым условием существования актера в высоком ритме мышления и словесного действия является его способность к созда­нию и сохранению высокого ритма внимания. Тайна ритма внима­ния — это тоже тайна дыхания. Внимание — человек замер, не ды­шит! Секунду, долю секунды — весь во внимании!

Читайте также:  Что такое утомление мышц как и почему оно возникает

Дыхание вплотную связано со вниманием, которое активизиру­ется на высоте вдоха и пульсирует столь же ритмично, сколь рит­мично дыхание. В свою очередь, внимание человека неотделимо от внутренней речи. Активность внутренней речи повышает ритм вни­мания, увеличивает зоны его действия и его участия в сложных пре­ображениях внутренней речи в речь как таковую, то есть в выдох, оформленный звуком и словом. Чем сложнее и активнее внутренняя речь, чем больше стремится она преобразоваться во «внешнюю», тем более «ассистирует» ей дыхание, создавая высочайшие внутренние ритмы психической энергии, то есть внимания. Мгновения внима­ния на высоте вдоха — мгновения света, определяющие перспекти­ву, направления движения мысли, воли и чувства говорящего чело­века.

Триада — дыхание, внимание, ритм — находятся в полной зави­симости друг от друга и, не имея возможности разъединиться, либо поддерживают, либо разрушают друг друга.

Дыхательные упражнения йоги, предназначенные прежде все­го для совершенствования механизмов сосредоточения внимания, воспитывают ритмичность организма на физиологическом и не­рвном уровне. Они активизируют внутренние жизненные силы, на­лаживают механизмы «самоорганизации и самоусложнения», оказы­вая при этом непосредственное влияние на ритмичность дыхания и тесно связанного с ним голосо-речевого аппарата, для чего исполь­зуется самый непосредственный и древнейший ритмический меха­низм дыхательного цикла — «вдох—выдох».

Общий принцип действия упражнений осуществляется прежде всего через воспитание диафрагмального дыхания, с непременным активным участием мышц живота и бесшумного свободного вдоха как условий для дальнейшей непроизвольной саморегуляции фонаци­онного дыхания.

Более 100 лет тому назад немецкие ученые Геринг и Брейер от­крыли один из принципов саморегуляции дыхания. Они установи­ли, что «легкие, растянутые вдохом или раздуваемые, тормозят вдох, стимулируют выдох и тем больше, чем сильнее растяжение. Начав-

шийся вдох прерывается тем скорее, чем быстрее он достигает сво­ей цели, т. е. растяжения легких. Если достижение этой цели затруд­нено, то и торможение развивается медленно и возникает более слышный вдох. Поэтому каждое механическое препятствие току воз­духа или препятствие, затрудняющее расширение грудной клетки (давление на живот, грудь, паралич отдельных инспираторных мышц и т. д.), тотчас вызывает более длительный и более напряженный вдох» 5 .

Этот рефлекторный механизм, которым дыхательные движения обрывают сами себя, как только достигнут достаточного эффекта, осуществляется блуждающими нервами и поэтому был назван «само­управлением дыхания с помощью блуждающего нерва», а сам реф­лекс — «тормозным рефлексом Геринга-Брейера». В дальнейшем (1933 г. Е. Adrian) были открыты легочные рецепторы (иннервируемые во­локнами блуждающих нервов), возбуждающиеся при растяжении лег­ких. Было установлено, что раздражение рецепторов легочного растя­жения оказывает рефлекторное влияние на все части дыхательного аппарата. При раздувании легких торможение вдыхательных мышц — диафрагмы, наружных межреберных — сопровождается усилением активности выдыхательных внутренних межреберных мышц и пр.

На вдохе ослабляется тоническое напряжение гладкой мускула­туры верхних дыхательных путей и уменьшается их сопротивление, которое на выдохе рефлекторно повышается. Увеличение вентиля­ции легких, усиливающее раздражение рецепторов растяжения лег­ких, приводит к увеличению объема трахеи и бронхов. Изменения просвета гортани, которые играют важную роль в регуляции скоро­сти экспираторного воздуха, тоже осуществляются при участии ре­цепторов растяжения легких: во время вдоха сокращаются отводя­щие мышцы гортани, снижающие сопротивление току воздуха. Одновременно регулируется и носовое сопротивление — на вдохе со­кращаются мышцы ноздрей, раскрывая их просвет шире.

Со времени Геринга и Брейера представления о механизмах са­морегуляции дыхания значительно обогатились (центральные меха­низмы, хеморецепторы, проприорецепторы дыхательных мышц и пр.). Но физиологическая роль тормозного рефлекса находится в полном соответствии с представлениями Геринга и Брейера: вдох, совершаясь и достигая апогея, прерывает сам себя и стимулирует выдох, то есть включает определенную закономерность движений всего дыхательного аппарата. Зависимость эта срабатывает тем со­вершеннее, чем быстрее и ненапряженнее совершается вдох. И напро­тив, вялый, задержанный, напряженный вдох служит плохим стиму­лом для адекватной реакции — для активного, действенного выдоха.

Таким образом, при идеальном действии ритмического цикла «вдох-выдох» получается идеально-ритмичная само-регулирующаяся система.

В дыхательной системе упражнений, основанных на принципах йоги, эта ритмичная саморегулирующаяся система выглядит как «вдох— внимание—выдох», что и делает ее еще более необходимой для воспитания профессионального актера.

Совершенно очевидно, что при кажущейся абсолютной непро­извольности вдоха у большинства поступивших студентов «легкое ды­хание» — скорее исключение, чем правило. Чаще всего слышится шумный вдох открытым ртом или носом при напряженных губах, щеках и нижней челюсти, что означает физическое усилие организ­ма в момент самого непроизвольного движения — впускания возду­ха. Шум во время вдоха зачастую играет в речи роль ритмической единицы — в том месте, где должно быть мгновение сосредоточен­ности.

Воспитывать вдох необходимо в непосредственной связи с вни­манием. Нужно сразу подчеркивать эту связь и в упражнениях про­воцировать внимание студентов в момент вдоха. Рефлекс включе­ния повышенного внимания — «вдохнув, замираю».Эта связь в жизни человека настолько непосредственна, что закреплена в нашей речи большим количеством поговорочных выражений, привычных обмол­вок, которые мы употребляем в обстоятельствах высокого ритма внимания. Нам случается слушать или внимать, не дыша, затаив ды­хание, чуть дыша, едва дыша, замерев и т. д. Механизм внимания регу­лируется, поддерживается, поощряется, провоцируется или наруша­ется—дыханием. Воля, проявляемая организмом человека в момент задержки дыхания, активизирует энергию и направляет ее на объект внимания, то есть на то, что видят глаза, что слышат уши, что хочет понять человек. Внимание — всегда повышение ритма. Высокий ритм внимания — идеал существования актера на сцене.

Первый цикл тренировочных упражнений направлен на воспи­тание вдоха, совершающегося автоматично, без установки «вдыхать», но с непременным включением направленного внимания. Воспиты­вается привычка не заготавливать вдох для необходимости дышать, но «открывать организм» навстречу вдоху как самому непроизволь­ному из непроизвольных движений.

Постепенно вырабатывается рефлекс на соединение автомати­ческого вдоха с моментом внимания, или «оценки», независимо от темпо-ритмов словесного действия. Руководимый вниманием, орга­низм привыкает к непроизвольному «переключению скоростей»; он не «накачивает» вдох, нарушая тем самым баланс окислительных про­цессов и от этого, естественно, разрушая само внимание, но совер-

шает легкий и незаметный вдох с помощью чуткого и пластичного механизма сообщающихся мускульных сокращений — от мышц жи­вота в тонус диафрагмы, открывающий, по закону внутренней зави­симости, весь путь — ноздри, дыхательное горло, трахею и бронхи.

Прививка автоматичного незаметного быстрого вдоха совмеща­ется с воспитанием выдоха. Активность выдыхательных мышц и диф­ференцированное включение различных групп выдыхательных мышц полностью зависят от работы, которую совершает человеческий ор­ганизм на выдохе, с помощью выдоха, — от его активности, мощи, длительности и т. д.

Фонация — речь, пение — тоже одна из «работ» выдоха, который, в свою очередь, зависит от ее силы, протяженности и ритма. «Аппа­рат внешнего дыхания обладает значительными адаптивными резер­вами, позволяющими поддерживать высокую скорость потока на выдохе» ь . В тренаже необходимо как можно больше использовать и вскрывать эти резервы, добиваясь от фонационного выдоха скорос­тей, мощности и продолжительности. Очень полезны многообраз­ные программы дыхательных ритмов, волевая и намеренная мани­пуляция ими в тех или иных целях, произвольное, иногда очень значительное увеличение фазы выдоха.

Все дыхательные упражнения, причем именно в первый период тренировки, лучше выполнять в движении. В тренинге — движение помогает дыханию, углубляет, активизирует его. Поскольку дыхатель­ные движения наши, помимо гладкой мускулатуры и диафрагмы, со­вершаются скелетной мускулатурой и мускулами живота, то в работу по воспитанию дыхания смело могут быть вовлечены все части на­шего тела. Движение, дыхание и внимание поощряют, поддержива­ют друг друга и, пересекаясь в ритмах, создают структуру темно-рит-мов.

Вначале полезно совершать циклические движения с простым тактовым ритмом. Цикличное движение нормализует ритм дыхания. В самом принципе дыхания осуществляется принцип циклических расслаблений и напряжений — вдох—выдох. Если соединять выдыха­тельные движения с движениями рук, ног, корпуса, раскрывающи­ми, растягивающими суставы, и, что называется, выдыхать движени­ями, словно рисуя движением траекторию полета своего выдоха (завершая выдох вместе с движением), то и само физическое движение будет начинаться и завершаться по аналогии с дыхательным и, следуя за выдохом, разрешаться, наконец, мускульным освобождением.

Работая над усовершенствованием ритмичности дыхания, мы, таким образом, параллельно работаем и над ритмичной сменой мус­кульных напряжений, то есть над достижением целесообразности

мускульных напряжений, или освобождением от мускульных зажи* мов, наличие которых тяжело сказывается на голосоведении и про­изношении.

Необходимо совершенствовать всю мышечно-суставную «маши­ну», чтобы она работала в гармонии напряжений и расслаблений. Как утверждает наука «остеология», человек построен по законам механики — как мост: те же, что в мостовых арках, «кривые сжатия» и «кривые растяжения». Наши ребра — арки, наши ноги — опоры, наши руки — пролеты. И все это подвижно вследствие особого сус­тавного устройства, которым обеспечивается общая связь и гармо­ния. Человек стянутый, сжатый в суставах, — не раскрыт, сжат, ис­кривлен, сутул, косоват, кривоват, то есть он плохой инструмент. Давно известно, что для хорошего звучания необходима хорошая осанка. В то же время хорошо звучащий человек имеет хорошую осан­ку. Осанка идет навстречу звуку. Она не позволяет ребрам падать на легкие, диафрагме не мешает раскрываться, костям груди не дает давить на трахею, а суставам шеи — сжимать горло.

В упражнениях неуклонно должен действовать принцип соеди­нения, вначале вполне контролируемого, затем рефлекторного: вни­мание — включение диафрагмы для вдоха. Это значит, что я подго­тавливаю возможности моего тела, раскрываю себя. Мои суставы не должны быть опущенными воротами шлюзов, они должны вовремя и без усилий «подыматься», помогая звуку в любом движении, само движение должно раскрывать звук и обогащать его обертонами.

Проблему снятия мышечных напряжений знают во всех теат­ральных школах и так или иначе пытаются ее разрешать.

Вот любопытные наблюдения и советы Ли Страсберга, известно­го американского театрального педагога. «Если студент не способен ослабить напряжение — разражаясь бесконтрольными эмоциями, из­давая внезапные звуки или, напротив, не будучи способным вообще издать звук, — можно посоветовать, чтобы ослабить напряжение, од­новременно с движениями — звучать. Издавать звуки без движений — бессмысленно. Это означает, что вы внутренне закрыты». «Студенту нужно посоветовать, — рекомендует далее Страсберг, — взять дыхание, задержать его, вытянуть руки в стороны и звучать. Вытягивание рук в стороны позволяет иным студентам расслабиться и таким образом может помочь более свободному звучанию. Стоя с вытянутыми в сто­роны руками, студент должен снова и снова издавать ровные и легкие звуки вместе со свободными выдохами и вдохами» 7 .

Это эмпирическое замечание подтверждает наблюдение и прак­тика: растянутые суставы провоцируют снятие мышечного напря­жения.

Предложенное упражнение в описании кажется простым. Но на самом деле это далеко не просто — «. снова и снова издавать ровные и легкие звуки вместе со свободными выдохами и вдохами».

«Позвольте звуку выходить из легких, а не из горла, — советует Страсберг, — поскольку горло сжимается, если вы употребляете его для звучания. Держите горло открытым, чтобы было ощущение лег­кости и свободы, и это позволит снять напряжение гораздо глубже и ниже».

Конечно, «звук из легких» — это только впечатление или ощуще­ние и добиться его простым советом невозможно. На практике на это тратится целый период тренинга, когда с помощью ритмичного дыхания раскрывается весь «дыхательно-голосовой путь» — от диаф­рагмы, через трахею, являющуюся одновременно и дыхательным, и резонаторным органом (а по некоторым последним сведениям, и органом звучания, во всяком случае, низких обертонов), далее через гортань, глотку, полость рта — к цели направленного звука.

В общем объеме возможных упражнений необходимо особенно выделить те, которые более других направлены на совершенствова­ние механизма, пускающего в ход «пружину» ритмических колеба­ний с их ускорениями, спадами и преображениями. Здесь уместно вспомнить о ритме как об «устойчивой системе преобразований» или о ритме как механизме развития, которое предполагает не равномер­ную поступь одинаковостей, а повторяющуюся модель изменений. А физика говорит о заложенном в каждом начале ускорении, кото­рое реализуется в наивысшей своей величине, чтобы, исчерпав энер­гию, исчезнуть.

Следуя за развитием мыслительной, творческой и любой деятель­ной энергии, дыхание стремится к возрастанию объема, внутренне­го ритма и внешних скоростей. Наверное, можно провести анало­гию (вряд ли сейчас научную, но, следуя теории распространения волн, наверное, возможную в принципе) с так называемым «девятым валом». Вслед за первой волной приходит вторая, большая, затем третья, еще большая, и так далее, вплоть до самой большой, возмож­но, девятой, после которой энергия данного девятиволнового цик­ла резко падает, чтобы опять возник новый цикл, снова стремящий­ся к увеличению, и так до бесконечности. Это образ живого развития, в отличие от механической равномерности.

Такие упражнения лучше делать с наращиванием звуко- или сло­восочетаний. Если дыхание поддерживает внимание, которое стре­мится к реализации действия, то, стремясь «поддержать», дыхание автоматически каждым следующим вдохом наращивает мощность и длину выдоха — вплоть до известного предела, который определяет-

ся в идеале ритмом действия и, конечно, в своем возможном макси­муме объемом легких и развитостью дыхательных мышц.

Следуя за воображением и действием, дыхание делается «густым» или «тонким», «грубым» или «нежным», поверхностным или глубо­ким, «поддавая огня», достигая «девятого вала», но не изменяя и не уставая, продолжая работу по поддерживанию ритма, вне которого рушится все строение упражнения.

Путь совершенствования фонационного дыхания с помощью уп­ражнений, основанных на йоге, может быть продолжен каждым, кто усвоит принцип соединения дыхания и внимания и привьет его себе как рефлекс и необходимость. Постепенно в организме актера появ­ляется потребность в выделении ритма и «проигрывании» собою «музыки» текста, движения или даже молчания — того, что называ­ется атмосферой, что наполняет воздух сцены, пространство вокруг артиста и оживает, только если он сам живет этим ритмом.

Ниже даются некоторые необходимые рекомендации и приме­ры упражнений.

Очень важное направление тренинга должны составить первые упражнения, закладывающие принципы воспитания ритмичности каждой отдельной ритмической единицы дыхания, состоящей из двух взаимозависящих и взаимовлияющих друг на друга частей — вдоха и выдоха.

Как уже было сказано выше (рефлекс торможения Геринга—Брейе-ра), только свободный, незатрудненный вдох хорошо подготавливает и стимулирует выдох. В свою очередь, только полностью реализован­ный выдох сменяется автоматическим ненапряженным впуском возду­ха, то есть иссякновение, падение дыхательной энергии сменяется ее мгновенным возвращением — «взлетом» энергии, то есть вдохом.

Возобновляемость периодических колебаний, неустанная сме­на одного другим означают ритм, то есть действие ритма. Исчерпан­ность каждой ритмической единицы, ее полное исчезновение — ус­ловие для возникновения следующей, которая, в свою очередь, может замениться последующей, только полностью исчерпав (реализовав) себя и т. д. И напротив, неполное исчезновение ритмической еди­ницы, непустое пространство между первой (условно) и второй — тормозят развитие этой второй, не дают ярко проявиться ее каче­ствам, делают развитие болезненным. И верно мудрое библейское изречение, говорящее о том, что зерно, упавшее в землю, должно умереть, то есть не сгнить, а умереть как зерно, чтобы произошел в зрыв и родился новый злак.

Чтобы действительно ощущать выдох полностью исчерпанным, реализованным в тренинге фонационного дыхания, необходимо сле-

дить за концом выдыхания. Выдыхательная струя не должна слабеть, иссякать, растворяться. Напротив, фонационный выдох должен до последнего мгновения набирать силу и плотность, чтобы, совершив действие, тут же смениться вдохом.

Такого эффекта можно достигнуть «взрывом» в конце выдоха.

Взрыв в конце выдоха позволяет мгновенно расслабиться всей систе­ме выдыхательной мускулатуры. Как натянутая тетива, отпустив стре­лу, мгновенно возвращается на место, так вся система выдыхательной мускулатуры после взрыва расслабляется, дав возможность прокатить­ся мгновенной волне вдыхательных мускульных движений.

Воспитание бесшумного автоматичного носового вдоха и рефлек­торное включение внимания.

Воспитывается привычка не заготавливать вдох для необходи­мости дышать, но «открывать организм» навстречу вдоху.

Природный зевок — мощный непроизвольный вдох — предназна­чен для быстрой вентиляции легких, поэтому в зевке существует ло­гика непроизвольных правильных мускульных сокращений, широко раскрывающих дыхательные пути. Опустить нижнюю челюсть, «по­ложив ее на грудь». Начать «зевок» лучше с закрытым ртом. При «зев­ке» челюсть непроизвольно стремится опуститься еще ниже, щеки втягиваются, ноздри широко раскрываются навстречу вдоху, возни­кает ощущение скорости и мощности входящего внутрь потока воз­духа. Диафрагма мгновенно тонизируется, происходит активное и заметное раскрывание грудной клетки во все стороны. Отводящие мышцы гортани, глотки и мягкого нёба сильно сокращаются, в но­соглотке ощущается прохладное струение, внутри головы слышен шум текущего воздуха. Такая активная работа организма, даже поми­мо воли тренирующегося, привязывает его внимание к происходя­щему с ним и не отпускает до тех пор, пока, достигнув апогея, вдох не прервется.

Упражнение «зевок» —довольно «сильное средство», оно застав­ляет тренирующегося сосредоточить внимание и произвести анализ того, что с ним происходит в процессе упражнения. В дыхательных упражнениях, совершающихся в движении, автоматика свободного быстрого вдоха, идущего путем тех же мускульных сокращений, что и «зевок», появляется довольно быстро, поскольку организму это удобнее. Постепенно тренирующийся перестает замечать вдох: про­исходит «прививка» — мгновение вдоха привычно становится мгно­вением сосредоточения внимания, направленного на действие, вы­полняемое на выдохе и с помощью выдоха. В свою очередь, одновре-

менное воспитание выдоха также развивает и даже обеспечивает автоматичный свободный незаметный вдох.

источник