Меню Рубрики

Динамика работоспособности и утомления в течении недели

Традиционной областью изучения функциональных состояний в психологии является исследование динамики работоспособности и утомления.

В течение рабочего дня работоспособность может изменяться несколько раз в сторону снижения или увеличения. Параллельно с показателями работоспособности во многих случаях изменяются и показатели производительности труда. На протяжении рабочей смены отмечаются период врабатывания (продолжительностью около 0,5 – 1,0 ч) и период высокой работоспособности (продолжительностью около 1 – 2 ч). В конце рабочего дня, а также перед обеденным перерывом отмечается снижение работоспособности и производительности труда, которое объясняется развитием утомления. В целом на протяжении рабочей смены последовательно развиваются три характерных процесса:

  1. врабатывание, или вхождение в работу;
  2. поддержание высокого уровня работоспособности;
  3. утомление.

Нередко этот цикл работоспособности развивается дважды на протяжении рабочего дня: в первой (дообеденной) и во второй (послеобеденной) его половине.

В психофизиологическом механизме врабатываемости и утомления на первый план выступают особенности противоположного характера. Так, если во время врабатывания происходит формирование и уточнение рабочих динамических стереотипов и соответствующие изменения в протекании основных функций различных систем, то в период утомления наблюдается разрушение динамических стереотипов и изменение протекания элементарных физиологических функций. Если во время врабатывания происходит повышение уровня производительности труда, то во время утомления – ее уменьшение.

Наиболее часто утомление понимается как временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. При этом специфика утомления существенно зависит от вида нагрузки, времени, необходимого для восстановления исходного уровня работоспособности и уровня локализации утомления. Различают физическое и умственное утомление, острое и хроническое; рассматривают также специфические виды утомления – мышечное, сенсорное, умственное и т.д.

В приведенном выше определении главным фактором утомления выступает снижение работоспособности, однако, кроме утомления, на снижение работоспособности влияют также состояния монотонии и психического пресыщения. Если утомление можно охарактеризовать как естественную реакцию, связанную с нарастанием напряжения при продолжительной работе, то и монотония, и психическое пресыщение являются следствием однообразия деятельности, выполняемой в специфических условиях (бедность внешней среды, ограниченное поле работы, несложные стереотипные действия и т.д.). В то же время одинаковая направленность изменения работоспособности при этих состояниях еще не служит доказательством их идентичности. Различия проявляются и в поведенческом плане, и в их субъективной представленности. Для монотонии характерны погружение человека в дремотное состояние, «выключение» из процесса деятельности. Состояние психического пресыщения связано с развитием аффективного эмоционального комплекса и попытками внести разнообразие в привычный стереотип выполняемых действий. Нарастание утомления сопровождается увеличением специфических «ошибок невнимательности», снижением точности и скорости действий, симптоматикой истощения резервов организма. В состоянии монотонии или психического пресыщения истощения резервов организма не наблюдается, наоборот, к нарастанию этих состояний ведет недостаточное или однобокое использование резервов. Для состояния монотонии основной тип изменений характеризуется общим снижением активности обеспечивающих деятельность процессов. Состояниям утомления, напротив, свойственна диссоциация этих процессов по мере нарастания напряжения, что проявляется в росте рассогласования между отдельными показателями.

С физиологической стороны развитие утомления свидетельствует об истощении внутренних резервов организма и переходе на менее выгодные способы функционирования систем: поддержание минутного объема кровотока осуществляется за счет увеличения частоты сердечных сокращений вместо увеличения ударного объема; двигательные реакции реализуются большим числом функциональных мышечных единиц при ослаблении силы сокращений отдельных мышечных волокон и др. Это находит выражение в нарушениях устойчивости вегетативных функций, снижении силы и скорости мышечного сокращения, дискоординации в работе регуляторных образований, затруднениях выработки и торможения условных рефлексов, вследствие чего и замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность и координация движений.

По мере роста утомления наблюдаются значительные изменения в протекании различных психических процессов. Для состояния утомления характерно заметное снижение показателей сенсорной чувствительности в различных модальностях вместе с ростом ее инерционности. Это проявляется в увеличении абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности, снижении критической частоты слияния мельканий, возрастании яркости и длительности последовательных образов. Нередко при утомлении уменьшается скорость реагирования, т.е. увеличивается время простой сенсомоторной реакции и реакции выбора. Однако может наблюдаться и увеличение скорости ответов, сопровождаемое ростом числа ошибок. Утомление приводит к распаду выполнения сложных двигательных навыков по типу некоординированной реализации отдельных моторных стереотипов.

Наиболее выраженными и существенными признаками утомления являются нарушения внимания: сужается объем внимания, страдают функции переключения и распределения внимания, снижается его произвольность. Со стороны процессов, обеспечивающих запоминание и сохранение информации, утомление прежде всего приводит к затруднениям извлечения информации, хранящейся в долговременной памяти. Снижение показателей кратковременной памяти связано с ухудшением удержания информации в системе кратковременного хранения и операций семантического кодирования. Эффективность процесса мышления существенно снижается за счет преобладания стереотипных способов решения задач в ситуациях, требующих принятия новых решений. Нарушается или снижается сознательный контроль процессов целеобразования в проблемных ситуациях, нарушается целенаправленность интеллектуальных актов.

По мере развития утомления происходит трансформация мотивов деятельности. Если на ранних стадиях сохраняется адекватная «деловая» мотивация, то затем преобладающими становятся мотивы прекращения деятельности или ухода от нее. При продолжении работы это приводит к формированию отрицательных эмоциональных реакций.

Описанный симптомокомплекс утомления представлен разнообразными субъективными феноменами, знакомыми каждому как комплекс переживания усталости. Переживание усталости имеет важное значение с точки зрения обеспечения соматического и психологического здоровья: оно является сигналом к поиску внешних или внутренних резервов продолжения деятельности или к ее прекращению.

Таким образом, на психологическом уровне утомление можно охарактеризовать как когнитивно-эмоционально-личностностный синдром. В его развитии выделяют несколько стадий, содержание и приспособительное значение которых раскрываются при анализе общих закономерностей динамики работоспособности в процессе длительно выполняемой деятельности.

Традиционным способом выделения стадий работоспособности является анализ зависимости между эффективностью деятельности и временем ее выполнения. Динамика работоспособности при таком подходе характеризуется только на основании внешних показателей результативности труда: ухудшение результатов работы свидетельствует о снижении работоспособности, улучшение – о повышении работоспособности. Использование критерия эффективности работы для определения динамики работоспособности характерно для объектной парадигмы в исследованиях психологии труда, в противовес которой субъектный подход учитывает и внутренние субъективные факторы, влияющие на динамику работоспособности. Однако при всем разнообразии подходов к описанию динамики работоспособности можно выделить общие, наиболее типичные стадии, такие как стадия врабатывания, стадия оптимальной работоспособности и утомление. Их продолжительность, чередование и степень выраженности определяются воздействием множества факторов и могут варьироваться вплоть до полного выпадения некоторых из них. Например, при наличии у субъекта развернутой структуры положительных мотивов профессиональной деятельности период врабатывания очень короткий, период оптимальной работоспособности длителен, а стадия утомления может отсутствовать вовсе.

Появление симптомов утомления свидетельствует о недостаточности привлекаемых компенсаторных средств для поддержания эффективности деятельности на заданном уровне (по количественным и качественным показателям). Восстановление оптимального уровня работоспособности предполагает прекращение вызвавшей утомление деятельности на определенный период времени, который с необходимостью должен включать элементы как пассивного, так и активного отдыха. В тех случаях, когда продолжительность или полноценность периодов отдыха недостаточны, происходит накопление, или кумуляция, утомления.

Первыми симптомами хронического утомления служат разнообразные субъективные ощущения – чувство постоянной усталости, повышенной утомляемости, сонливости, вялости и т.д., объективные признаки на начальных стадиях его развития выражены мало. Однако поскольку задача диагностики хронического утомления особенно важна на ранних этапах, следует искать надежные индикаторы его возникновения. Наряду с анализом субъективной симптоматики информативным оказывается анализ соотношений в продолжительности отдельных стадий работоспособности, главным образом стадий врабатывания и оптимальной работоспособности.

Утомительность различных видов труда определяется следующими факторами: затратой физических усилий; напряжением внимания; темпом работы; рабочим положением; монотонностью труда; температурой и влажностью внешней среды; запыленностью и загрязненностью воздуха; шумом; вибрацией, вращением и толчками; освещением. Каждый фактор и его градации имеют условные измерители (баллы), которые могут быть выражены в процентах времени, необходимого для отдыха при работе под действием данного фактора. При оценке суммарного воздействия на организм нескольких факторов соответствующие им баллы и проценты могут складываться арифметически или геометрически (путем сложения квадратов и извлечения из суммы квадратного корня).

За основу классификации работ по степени тяжести физического труда или по напряженности умственного труда в настоящее время принимают градацию степени утомления по виду кривой работоспособности. Виды труда, характеризующиеся такой конфигурацией кривой работоспособности, когда быстро протекает врабатывание, устойчивая работоспособность продолжительна и наблюдается короткое снижение работоспособности в последние час-полчаса работы, относятся к I степени утомления и к I категории тяжести и напряженности. Нарушение силовых отношений в нервной деятельности, утрата плавности динамики работоспособности в период врабатывания, раннее наступление утомления, уменьшение производительности труда характеризуют II степень утомления и соответствуют II категории тяжести и напряженности труда. К III степени утомления и, соответственно, к III категории тяжести и напряженности труда предлагается относить трудовые действия, характеризующиеся значительным нарушением координационной функции центральной нервной системы в связи с накоплением следов утомления. Это состояние приобретает застойный характер и переходит в переутомление, когда могут нарушиться привычные рабочие движения (разрушается рабочий динамический стереотип). При этом резко изменяется кривая работоспособности, периодичность и соотношение ее отрезков утрачиваются, не наблюдается устойчивого состояния работоспособности, падает производительность труда, растет количество ошибок.

Причина утомления коренится в изменениях функционального состояния нервных центров, в которых во время работы наряду с элементарными процессами, наблюдаемыми в клетках и тканях, проходят более сложные процессы, отражающие способность нервных клеток суммировать в себе следовые процессы, остающиеся после каждой свойственной им реакции. В учении Н.Е. Введенского о парабиозе и А.А. Ухтомского об усвоении ритма установлены определенные эффекты суммации последовательных следовых процессов. В первой фазе воздействия многократно повторяющихся раздражений происходит такое изменение функционального состояния нервных клеток, которое характеризуется повышением скоростей развития и завершения возбуждения, т.е. повышением функциональной подвижности (лабильности) или усвоения ритма. Во второй фазе продолжающееся воздействие раздражителей и соответствующий процесс суммации возбуждения приводят к противоположному результату – уменьшению лабильности и развитию состояния, приближающегося при дальнейших воздействиях к парабиозу.

Было бы неправильно думать, что снижение функциональной подвижности нервной системы немедленно приводит к уменьшению производительности труда. Уменьшение производительности труда наступает несколько позже, в течение некоторого времени работа продолжается с прежними производственными показателями, несмотря на то что физиологические показатели уже начали ухудшаться. В данном случае работа продолжается при требуемых производством условиях за счет привлечения дополнительных факторов социально-психологического порядка (например, сознание ответственности за порученную работу).

Развитие охранительного торможения в процессе трудовой деятельности свидетельствует о том, что в производственных условиях снижение работоспособности в связи с утомлением вызывается не непосредственно истощением запасов энергии в нервных клетках, не засорением их продуктами распада, а предшествующим этим процессам нарушением ритма деятельности и рабочего динамического стереотипа. В общем случае указанные обратимые функциональные нарушения вызываются суммированием следов возбуждения, остающихся после каждого рабочего действия. В каждом же частном случае отдельной производственной работы суммирование следов возбуждения имеет свои особенности в зависимости от характера выполняемых рабочих действий и условий труда на определенном участке производства. Конкретные психофизиологические механизмы суммирования следовых процессов в нервной системе, приводящие к утомлению, различны и зависят от условий труда.

Если развитие утомления следует считать естественной реакцией организма, имеющей приспособительный характер и выполняющей целый ряд полезных функций, то его чрезмерное развитие в любой форме – явление нежелательное. В соответствии с этим при решении прикладных задач должны ставиться разные цели. С одной стороны, необходимо максимально продлить время оптимальной работоспособности и отодвинуть появление первых признаков утомления, хотя само состояние утомления вполне допустимо в последние часы работы. С другой стороны, для предотвращения эффектов накопления утомления желательно обеспечивать полное восстановление сил к началу следующего рабочего дня.

В каждом конкретном виде труда необходимо применять такие оздоровительные меры, которые могли бы в наибольшей степени соответствовать психофизиологическим процессам, развивающимся во время данного вида трудовой деятельности, в частности свойственному этому виду труда физиологическому механизму утомления. Наиболее эффективные средства предупреждения утомления при работе на производстве – это средства, нормализующие активную трудовую деятельность человека. Уменьшение плотности рабочего времени, наличие вынужденных перерывов на протяжении рабочего дня не только не отдаляют наступление и развитие утомления, но могут и ускорить, и углубить его. Исключение случайно возникающих перебоев в работе, простоев и штурмовщины, ритмизация трудовых процессов являются важными условиями поддержания высокого уровня работоспособности. На фоне нормального протекания производственных процессов одним из важных физиологических мероприятий, противостоящих утомлению, является правильный режим труда и отдыха. В сменном режиме труда и отдыха должно быть предусмотрено физиологически и психологически обоснованное чередование периодов работы и перерывов для отдыха и приема пищи.

Перерывы различаются по своему значению и продолжительности. В середине рабочего дня обычно назначается обеденный перерыв, продолжительность которого должна составлять 1 ч или 50 мин (в отдельных случаях возможны перерывы меньшей продолжительности, что должно компенсироваться другими мерами облегчения и оздоровления труда). В первую (дообеденную) половину рабочего дня и во вторую (послеобеденную) в счет рабочего времени назначаются дополнительные перерывы для отдыха продолжительностью – в зависимости от особенностей данного вида труда – от 5 до 15 мин (редко больше 15 мин). Расположение дополнительных перерывов на протяжении рабочего дня, их количество и содержание (пассивный или активный отдых) определяются на основании данных физиологического и психологического изучения динамики работоспособности. В промежутках между рабочими операциями (а также между рабочими элементами и движениями) делаются короткие микропаузы продолжительностью от нескольких секунд до 2 – 3 мин.

Читайте также:  Физические симптомы усталость физическое утомление

Изменяя соответствующим образом число, продолжительность, расположение в течение смены и содержание дополнительных перерывов, специалист в области физиологии и психологии труда имеет возможность создать на конкретном участке предприятия такой режим труда и отдыха, который обеспечит достижение высокого и устойчивого уровня работоспособности, производительности труда и оптимальное приспособление физиологических и психических функций к текущей трудовой деятельности.

источник

Тысячелетиями жизнь человека текла по естественному ритму: в вечернее время суток он спал, а в светлое — работал, и именно в эти часы дня физиологические функции и работоспособность достигают оптимального уровня.

На основе исторического опыта сложилась общепринятая организация рабочего времени, основанная на том, что работоспособность человека претерпевает ряд закономерных последовательных изменений в течение дня, недели, года.

У подавляющей части населения в режиме дня процесс врабатывания, постепенного повышения работоспособности происходит в период с 8 до 11 часов. После 12 часов дня начинается падение работоспособности до 14—15 часов. В 16—17 часов наблюдается незначительный ее подъем, после чего она неуклонно снижается (рис. 8.1).

Р и с у н о к 8.1 — Динамика работоспособности в течение дня

При этом наблюдается чередование трех периодов: врабатывание, период стабилизации и снижение работоспособности, которые необходимо учитывать в системе научной организации труда.

Период врабатывания (повышение уровня работоспособности) — примерно первые 1—2 часа работы. В этот период происходит соответствующая координация настройка в различных системах организма, в частности, концентрируется внимание, устанавливаются необходимый темп, ритм и точность рабочих операций.

Период стабилизации (устойчивое рабочее состояние) — средняя продолжительность 4—5 часов. В этот период наблюдается устойчивые, повышенные показатели работоспособности.

Период снижения работоспособности (период утомления) — заключительная фаза в динамике работоспособности. Падение работоспособности происходит под влиянием развивающегося утомления. Конкретное выражение это находит в замедлении протекания рефлексов, в рассеивании внимания, увеличении ошибок, в ухудшении состояния сердечно-сосудистой системы и др. Период характеризуется прогрессирующим снижением производительности труда.

Такое изменение может повторяться за смену дважды — до и после обеденного перерыва (рис. 8.2).

Р и с у н о к 8.2 — Динамики оперативной работоспособности в процессе рабочего дня (по Л. П. Матвееву, 1991)

После обеда снова требуется дополнительное время вырабатывания, которое значительно короче, чем начальное утреннее врабатывание. Период утомления после обеда выражен более сильно и само утомление наступает раньше, чем до обеда, т.е. фаза относительно состояния работоспособности более коротка. Нередко на фоне снижения работоспособности в конце рабочего дня она может временно повысится. Это влияние получило название «конечного порыва». Оно возникает в силу мобилизации работающих систем как своеобразная психологическая реакция на момент предстоящего окончания работы [ТиМФВ, 2001, 284].

Характерные изменения претерпевает работоспособность в течение рабочей (учебной) недели (рис. 83).

Р и с у н о к 8.3 — Динамика работоспособности по дням недели

В понедельник она невелика, т. к происходит фаза врабатывания. В первые дни недели работоспособность снижается к концу рабочего дня и восстанавливается к утру следующего дня. Поэтому во вторник и среду отмечается наиболее высокий уровень работоспособности. Четверг — переломный день, начинается падение работоспособности, в субботу она наиболее низкая. Нельзя не отметить, что на фоне положительных эмоций в ожидании приятного отдыха в пятницу несколько повышается работоспособность и наблюдается эффект «конечного порыва».

Неодинакова работоспособность на протяжении месяца, года. Сезонные колебания работоспособности замечены давно. В переходное время года осенью и весной развивается утомление. Весной у многих людей появляется вялость, снижение интереса к работе, повышенная утомляемость. Это состояния называется «весенним утомлением».

Некоторые ученые (А. Н. Дубров) отмечают месячные колебания тонуса и связывают с гравитационным влиянием Луны. Действительно, в период полнолуния человек имеет более высокий обмен веществ и нервно-психическую напряженность и менее устойчив к стрессам, чем во время новолуния.

Характерные особенности динамики работоспособности в зависимости от типа высшей нервной деятельности представлены на рисунке 8.4.

Р и с у н о к 8.4 — Динамика работоспособности в зависимости от типа высшей нервной деятельности

У сильного типа, каким является сангвиник, отмечается увеличение работоспособности в течение дня — усиливающийся тип (кривая 1). У сильного тормозного типа (флегматик) наблюдаются незначительные колебания относительно исходного уровня работоспособности — ровный тип (кривая 2). У слабого типа (меланхолик) происходит непременное снижение уровня работоспособности в течение дня — ослабевающий тип (кривая 3). У сильного возбужденного типа (холерик) могут быть неоднократные, резкие колебания уровня работоспособности в течение дня — нервный тип (кривая 4).

Сохранение и укрепление здоровья человека, повышение и поддержание высокой работоспособности — одна из важнейших социальных задач, в решении которой важное место занимает физическая культура. Правильно организованный режим рабочего дня, недели оказывает существенное влияние на снятие утомления, повышение сопротивление организма различным заболеваниям. Умение выбирать оптимальное время для ответственной, творческой, утомительной работы, совпадающей с пиком суточной, недельной, месячной и т. д. работоспособности позволит избежать такого явления как утомление.

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 9583 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Работоспособность — величина функциональных возможностей организма человека, характеризуется количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время.

Утомление — временное состояние органа или целого организма, характеризующееся снижением его работоспособности в результате длительной или чрезмерной нагрузки.

Динамика работоспособности в процессе трудового дня, изменение работоспособности во время работы — естественный процесс.

Динамика работоспособности, основные фазы:

1) Стадия врабатываемости — происходит в начале работы первые 20–30 мин, характеризуется постепенным повышением работоспособности.

2) Стадия рабочего возбуждения — в течение 2,5–3 часов работы — максимальный и постоянный уровень работоспособности.

3) Стадия начинающегося утомления — постепенное снижение работоспособности

4) Стадия вторичного повышения работоспособности, связанного с ожиданием окончания работы (наблюдается не всегда).

Динамика работоспособности после работы:

1) Стадия после рабочего возбуждения: после очень тяжелой или напряженной работы наблюдается подъем работоспособности и возбуждения (пример — у студента после сложного, тяжелого экзамена).

2) Стадия после рабочего торможения — резкое снижение работоспособности, угнетение ЦНС, сонливость, апатия.

3) Стадия восстановления работоспособности к первоначальному уровню (Рис.1,2).

Рис. 1. Динамика работоспособности в течение рабочего дня. По вертикали — работоспособность в %; по горизонтали — часы рабочего времени.

Рис. 2. Возможная динамика состояний человека в труде.

Динамика работоспособности студентов

Учебный день студента, как правило, не начинается с высокой продуктивности труда. В начале занятия не сразу удается сосредоточиться, активно включиться в работу. Первый период — врабатывания — характеризуется постепенным повышением работоспособности и некоторыми ее колебаниями. Второй период — оптимальной (устойчивой) работоспособности — имеет продолжительность 1,5–3 ч. Третий период — полной компенсации — отличается тем, что появляются начальные признаки утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией. В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия. Продуктивность учебной деятельности снижается. В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которое перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв). Таким образом, работоспособность студентов к середине первого часа достигает высокого уровня (продуктивная работоспособность 92 %) — период врабатывания. К концу первого часа она составляет 100 %. В середине второго часа продуктивность находится на уровне 112 %, третьего — 110 %, а четвертого — 102 %. К середине пятого часа она снижается до 94 %, шестого — до 86 % (рис. 3).

Учебный день студентов не ограничивается лишь аудиторными занятиями, а включает также самоподготовку.

Для уровня физической работоспособности студентов изменения в течение учебного дня в целом близки к тем, которые типичны для умственной работоспособности.

Рис. 3. Работоспособность студентов в процессе учебного дня.

Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется последовательной сменой периода врабатывания в начале недели (понедельник), что связано с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха в выходной день. В середине недели (со вторника по четверг) наблюдается период устойчивой, высокой работоспособности. К концу недели с пятницы по субботу отмечается процесс ее снижения (рис. 4). Изменение физической работоспособности в течение недели также соответствует динамике умственной работоспособности.

Рис. 4. Колебания работоспособности по дням недели.

В начале учебного года в течение 3–3,5 недель (период врабатывания) отмечается постепенное повышение уровня работоспособности. Затем наступает период устойчивой работоспособности длительностью 2,5 мес. В период зачетной сессии, с декабря по январь, за счет интенсивной подготовки к сдаче заячтов и экзаменов увеличивается ежедневная нагрузка в среднем до 11–13 ч в сочетании с эмоциональными переживаниями — работоспособность начинает снижаться. В период самих экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. Во время зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, и если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление сверхвосстановления работоспособности. На начало второго семестра период врабатывая обычно не превышает 1,5 недель, и до середины апреля характеризуются высоким уровнем устойчивости. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом семестре (рис. 5).

Рис.5. Изменение умственной (сплошная линия) и физической (пунктир) работоспособности студентов в учебном году.

Независимо от его временных параметров (учебный день, неделя, семестр), диманика умственной работоспособности студентов характеризуется последовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой и высокой работоспособности и периода ее снижения. Это имеет важное значение для планирования мероприятий по оптимизации условий учебно деятельности и отдыха студентов, с применением средств физической культуры.

Дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ППФП врача:

ü индивидуальные (в т.ч. половые и возрастные) особенности людей;

ü географо-климатические черты регионов, в которых специалисты будут работать.

Особенности профессиональноприкладной физической подготовки различных специальностей

Профессиограмма(от лат. professio — специальность + gramma — запись) — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику.

Профессиограмма врачатерапевта.

· Форма труда — умственный труд. Основная работа до 50 %, письменная — до 30 % и непроизводительная — 20 % рабочего времени.

· Условия и характер труда: рабочий день врача-терапевта длится 6–8 часов, возможны суточные дежурства в среднем 2 раза в месяц.

· Ритмичность в работе отсутствует, автоматизированность рабочих мест низка.

· Работоспособность падает через 3,5–4 часа после начала работы

· Вредные факторы среды: психоэмоциональное напряжение, опасность заражения инфекционными заболеваниями, климатические условия, использование транспортных средств.

Задачи ППФП врачатерапевта

ü преимущественное развитие прикладных основных физических качеств: общей выносливости, силы, ловкости, гибкости;

ü преимущественное развитие прикладных специальных качеств: устойчивости к гиподинамии и гипокинезии, устойчивости прямостояния;

ü преимущественное развитие прикладных психических качеств: внимания, эмоциональной устойчивости, волевых качеств: уверенности в своих силах, выдержки, настойчивости и самообладания.

Профессиограмма врачапедиатра.

· Форма труда — умственная деятельность, требует больших физических усилий и выносливости.

· Условия и характер труда: специфическими особенностями является: постоянная ответственность за состояние здоровья и жизнь больных детей; ежедневный контакт с больными детьми и их родителями; наличие внимания и профессиональной памяти.

· Работа врачей в условиях поликлиники и стационара ограничена в движениях, а работа участкового врача‑педиатра, напротив, связана с избыточностью движений, а также напряженностью органов зрения и слуха.

· Вредные факторы среды: опасность заражения инфекционными заболеваниями, климатические условия, использование транспортных средств.

Задачи ППФП врача-педиатра:

ü развитие прикладных основных физических качеств — общей выносливости, силы, гибкости;

ü развитие прикладных специальных качеств (устойчивости к гиподинамии и гипокинезии);

ü развитие прикладных психических качеств (внимания, эмоциональной устойчивости и волевых качеств).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

источник

1) В течение смены или рабочего дня Всякая динамика работоспособности характеризуется комбинацией трех базовых фаз: фазы врабатывания, фазы устойчивой работоспособности, фазы падения работоспособности.

Читайте также:  Первая фаза утомления время

При обычной продолжительности смены в 7-8 часов (с перерывом на обед посередине) динамику работоспособности можно представить примерно в следующем виде:

Дообеденный период смены начинается с фазы врабатывания (длится 1-1.5 часа), продолжается фазой устойчивой работоспособности (1.5-2.5 часа), а заканчивается, соответственно, падением работоспособности, фазу которой прерывает перерыв на обед. Во время обеда происходит небольшое восстановление организма с одновременным ослаблением динамического стереотипа. Поэтому после обеда происходит повторение фаз, но немного иначе, чем в дообеденный период. Врабатывание и устойчивая работоспособность длятся заметно меньше, уровень производственных достижений также ниже дообеденного, зато увеличивается период снижения работоспособности.

Таким образом, основная часть трудовых достижений приходится на первые четыре часа работы. Это характерно для любого вида труда с нормальной интенсивностью.

В конце смены иногда может наблюдаться всплеск работоспособности — финиш-эффект. Причина его появления — психологическая (радость от близкого окончания работ).

2) В течение суток. Динамика суточной работоспособности практически целиком формируется физиологическими механизмами. Из-за наличия у человека врожденных биологических механизмов становится небезразличным в какое время суток ему выполнять работу.

Исследования показали, что наибольшая работоспособность у человека наблюдается утром — примерно с 8.00 до 12.00. Наименьшая работоспособность — с 2.00 до 4.00. Кроме того, суточные биоритмы сказываются на отдельных сторонах работоспособности. Например, выяснилось, что в первой половине дня (до 13.00) лучше удаются действия, связанные с выносливостью, с запоминанием бессмысленной информации, во второй (до 21.00) — с гибкостью. При этом время

13.00 и 21.00 — это критические точки, когда физическая нагрузка становится вредной для системы кровообращения.

3) В течение недели. Динамика недельной работоспособности определяется в основном психологическими механизмами (усталость от работы). Характер динамики идентичен сменному: понедельник-вторник — врабатывание, среда-четверг — устойчивая работоспособность, пятница-суббота — период снижения результатов.

В процессе труда у человека накапливается утомление, обусловленное расходованием его энергии, поэтому ему необходим отдых для поддержания своей работоспособности. Вследствие этого на предприятиях устанавливается регламентированный режим труда и отдыха.

Утомление представляет собой защитную реакцию организма, сигнализирующую о том, что у человека наступает временное снижение работоспособности, которое проявляется в ухудшении координации движений, замедлении восприятия информации, выполнении работы в целом и ухудшении ее качества. Поэтому установление режимов труда и отдыха объективно обусловлено психофизиологическими особенностями человеческого организма.

Регламентация режимов труда и отдыха осуществляется по следующим направлениям: внутрисменные (сменные) режимы труда и отдыха, суточные (многосменные) режимы труда и отдыха, недельные и годовые режимы труда и отдыха.

Сменный режим труда и отдыха определяет продолжительность смены, т. е. время ее начала и окончания, продолжительность обеденного перерыва, время его начала и окончания, продолжительность и частоту общих регламентированных перерывов в работе.

Внутрисменные режимы труда и отдыха устанавливаются с учетом объективной динамики работоспособности человека в течение рабочего дня. В целом рабочий день можно представить в виде двух составляющих: работа до обеда и работа после обеда. В каждой из этих составляющих работоспособность человека меняется и проходит три фазы:

• фаза врабатывания и адаптации, характеризуемая нарастанием работоспособности. Продолжительность этой фазы может длиться от нескольких минут до 1,5 ч и зависит от особенностей работы и от самого человека; • фаза высокой устойчивой работоспособности длится порядка 2—3 ч и характеризуется минимальными затратами труда на выполнение трудовых функций при высоком их качестве;

• фаза падения работоспособности наступает в результате накапливающегося утомления, вследствие чего у работника замедляется реакция и ухудшаются результаты работы. Эта фаза сигнализирует о необходимости отдыха для работника.

Рассматривая динамику работоспособности работника в течение рабочего дня, можно выделить основные направления совершенствования режимов труда и отдыха:

1) обеспечение быстрой врабатываемости человека, для чего может применяться производственная гимнастика, функциональная музыка и др.;

2) максимизация периода устойчивой работоспособности, обеспечиваемая введением микропауз (могут составлять от 9 до 15% рабочего времени);

3) предупреждение утомления работника, в результате установления перерывов в работе на отдых и личные надобности, а также регламентированных перерывов в работе.

Перерывы в течение рабочего дня могут быть различными. Наиболее длительным из них является обеденный перерыв продолжительностью 40-60 мин, который обычно устанавливается в середине рабочего дня. Установление других видов перерывов должно устанавливаться на основе следующих правил: • для более тяжелых и напряженных работ перерывы устанавливаются раньше и чаще, чем для более легких; • число перерывов во второй половине рабочего дня должно быть больше, чем в первой (так как за первую половину рабочего дня сформировался определенный уровень утомления).

Например, существуют регламенты оптимальной длительности одного перерыва для работ, различающихся по уровню тяжести. Так, для большинства нетяжелых работ длительность перерыва — 5-10 мин, при тяжелом физическом труде продолжительность перерыва может доходить до 20-30 мин.

Время перерывов должно быть использовано эффективно, так, чтобы работник максимально восстановил свою работоспособность. Поэтому в случае физически тяжелых работ и для пожилых людей целесообразен пассивный отдых; для других работ — активный отдых; работникам умственного труда полезно во время отдыха получить физическую нагрузку.

Свои особенности и закономерности имеют суточные и недельные режимы труда и отдыха. Суточный режим труда и отдыха включает число смен в сутки (число смен должно быть кратным 24, тогда можно работать в одну, две, три, четыре и шесть смен).

Недельный режим труда и отдыха предусматривает установление различных графиков работы, число выходных дней в неделю, работу в выходные и праздничные дни, а также порядок чередования смен. Известная поговорка “понедельник — день тяжелый” как раз и свидетельствует о том, что понедельник является днем врабатывания работника в недельный трудовой режим. К середине недели наступает фаза устойчивой работоспособности, поэтому все важные решения лучше принимать в это время. К концу недели накапливается утомление, снять которое можно в период выходных дней. Проблема недельного и многосменного режима труда и отдыха для многих работников состоит в том, что при многосменной работе или работе с “плавающим” графиком жизненный ритм человека не совпадает с днями и часами отдыха, предоставляемыми предприятием.

Месячный режим труда и отдыха определяет число рабочих и нерабочих дней в данном месяце, число работников, уходящих в отпуск, и продолжительность основного и дополнительного отпусков. Трудовым законодательством определяется нормальная продолжительность рабочего времени (40 ч в неделю), порядок сокращения рабочего дня для подростков и других категорий работников, сокращение продолжительности рабочего дня накануне праздничных дней, число рабочих дней в неделю, работу в сверхурочное время. Кроме того, установлен перечень праздничных дней в году.

Годовой режим труда и отдыха определяет чередование рабочих периодов с периодами длительного отдыха, связанного с очередными отпусками. График отпусков на предприятии разрабатывается руководством предприятия и доводится до работников.

источник

Традиционной областью изучения функциональных состояний в психологии является исследование динамики работоспособности и утомления. Однако, несмотря на богатый экспериментальный материал и разнообразие теоретических концепций, разработанных в ходе столетней истории изучения этой проблемы, до сих пор не удалось создать общепринятую теорию утомления.

Термину “утомление” трудно дать однозначное определение. Так как, в одной из классических монографий перечисляется около ста определений этого понятия. Внутри этого множества выделяется несколько основных подходов. В прикладном аспекте

наиболее важным из них является анализ специфических изменений

работоспособности человека, к которым приводит развитие этого состояния. Поэтому наиболее часто и в целом оправдано встречается понимание утомления как временного снижения работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. При этом специфика утомления существенно зависит от вида нагрузки, времени, необходимого для восстановления исходного уровня работоспособности и уровня локализации утомления. Такие факторы кладутся в основу детализации классификационных схем: выделяют физическое и умственное утомление, острое и

хроническое, рассматривают специфические виды утомления – мышечное, сенсорное,

умственное и т. д.

В приведенном определении главным является снижение работоспособности. Однако кроме существенных трудностей, которые возникают при определении и этого понятия, перед исследователями встает задача дифференциации разных состояний, аналогичным образом связанных с изменением работоспособности. Выделяются три

близких, но не тождественных состояния, приводящих к падению работоспособности в процессе выполнения деятельности, – утомление, монотония и психическое пресыщение. Если утомление можно охарактеризовать как естественную реакцию, связанную с нарастанием напряжения при продолжительной работе, то два других

состоянияявляются следствием однообразия деятельности, выполняемой в специфических условиях (бедность внешней среды ограниченное поле работы, несложные стереотипные действия и т. д.). Одинаковая направленность изменения работоспособности при этих состояниях еще не служит доказательством их идентичности. Различия проявляются и в поведенческом плане, и в их субъективной представленности. Для монотониихарактерны погружение человека в дремотное состояние, “выключение” человека из процесса деятельности. Состояния психического

пресыщения связаны с развитием аффективного эмоционального комплекса и попытками внести разнообразие в привычный стереотип выполняемых действий. Нарастание утомления сопровождается увеличением специфических ошибок “невнимательности”, снижением точности и скорости действий, симптоматикой истощения резервов организма. Таким образом, различия между этими состояниями становятся вполне отчетливыми при анализе их проявлений на поведенческом, физиологическом и психологическом уровнях. Для состояния монотонии основной тип изменений характеризуется общим снижением активности обеспечивающих деятельность процессов. Состояниям утомления, напротив, свойственна диссоциация этих процессов

по мере нарастания напряжения, что проявляется в росте рассогласования между отдельными показателями.

По мере роста утомлениянаблюдаются значительные изменения в протекании различных психических процессов.

1)Для этого состояния характерны заметное снижение показателей сенсорной чувствительности в различных модальностях вместе с ростом инерционности этих процессов. Это проявляется в увеличении абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности, снижении критической частоты слияния мельканий, возрастании яркости и длительности последовательных образов.

2)Нередко при утомлении уменьшается скорость реагирования – увеличивается время простой сенсомоторной реакции и реакции выбора. Однако может наблюдаться и парадоксальное (на первый взгляд) увеличение скорости ответов, сопровождаемое ростом числа ошибок.

3)Утомление приводит к распаду выполнения сложных двигательных навыков по типу некоординированной реализации отдельных моторных стереотипов.

4)Наиболее выраженными и существенными признаками утомления являются нарушения внимания – сужается объем внимания, страдают функции переключения и распределения внимания. Эти симптомы можно интерпретировать в терминах нарушения процессов сознательного контроля за выполнением деятельности. Со стороны процессов, обеспечивающих запоминание и сохранение информации, утомление прежде всего приводит к затруднениям извлечения информации, хранящейся в долговременной памяти. Снижение показателей кратковременной памяти связано с ухудшением удержания информации в системе кратковременного хранения и операций семантического кодирования. Эффективность процесса мышления существенно снижается за счет преобладания стереотипных способов решения задач в ситуациях, требующих принятия

новых решений, или своеобразных феноменов нарушения целенаправленности интеллектуальных актов.

5)По мере развития утомления происходит трансформация мотивов деятельности. Если на ранних стадиях сохраняется адекватная “деловая” мотивация, то потом преобладающими становятся мотивы прекращения деятельности или ухода от нее. При продолжении работы это приводит к формированию отрицательных эмоциональных реакций. Описанный симптомокомплекс утомления представлен разнообразными субъективными ощущениями, знакомыми каждому как комплекс переживаний усталости.

Таким образом, на психологическом уровне утомление можно охарактеризовать как личностно-когнитивный синдром, несколько различных стадий, содержание и приспособительное значение которых раскрываются при анализе общих закономерностей динамики работоспособности в процессе длительно выполняемой деятельности.

При всем разнообразии предлагаемых описаний этой зависимости выделяются общие, наиболее типичные стадии: в начале работы наблюдается период врабатывания, затем следуют стадии оптимальной работоспособности, утомления и “конечного порыва”. Однако их продолжительность, чередование и степень выраженности определяются воздействием множества факторов и могут варьировать вплоть до полного выпадения некоторых из них.

Если же за основу выделения стадий работоспособности принять характер изменений в функционировании основных включенных в деятельность психофизиологических систем, то можно проследить ее более тонкую динамику. Так, в периоде вырабатывания выделяются фазы мобилизации, первичной реакции и гиперкомпенсации; периоду оптимального выполнения соответствует фаза компенсации; фазы субкомпенсации, декомпенсации и срыва составляют содержание периода

Появление симптомов утомления свидетельствует о недостаточности привлекаемых компенсаторных средств для поддержания эффективности деятельности на заданном уровне (по количественным и качественным показателям). Восстановление оптимального уровня работоспособности предполагает прекращение выполнения вызвавшей утомление деятельности на определенный период времени, который с необходимостью должен включать элементы как пассивного, так и активного отдыха. В тех случаях, когда продолжительность или полноценность периодов отдыха недостаточны, происходит накопление, или кумуляция, утомления.

Для решения целого ряда прикладных задач весьма актуальны исследования различных форм и степеней хронического утомления. Их важность понятна в связи с необходимостью анализа исходного уровня, на фоне которого происходит формирование актуального состояния, и предотвращения развития патологического состояния переутомления.

Первыми симптомами хронического утомления служат разнообразные субъективные ощущения – чувства постоянной усталости, повышенной утомляемости, сонливости, вялости и т. д. Объективные признаки на начальных стадиях его развития выражены мало. Поскольку же задача диагностики хронического утомления особенно важна на ранних этапах, то следует искать надежные индикаторы его возникновения. Наряду с анализом субъективной симптоматики информативным оказывается анализ соотношений в продолжительности отдельных стадий работоспособности, главным образом стадий врабатывания и оптимальной работоспособности.

Читайте также:  Какие лекарства пить при утомлении

Если развитие утомления следует считать естественной реакцией организма,

имеющей приспособительный характер и выполняющей целый ряд полезных функций, то

его чрезмерное развитие в любой форме – явление нежелательное. В соответствии с этим при решении прикладных задач должны учитываться разные цели. С одной стороны, необходимо максимально продлить время оптимальной работоспособности и отодвинуть появление первых признаков утомления, хотя само состояние утомления вполне

допустимо в последние часы работы. С другой стороны, для предотвращения эффектов накопления утомления желательно обеспечивать полное восстановление сил к началу следующего рабочего дня.

Напряженность

Наряду с представлениями о стадиях динамики работоспособности для исследования широкого спектра состояний работающего человека широко используется термин “напряженность”. Однако его значение в контексте разных работ далеко не однозначно. Он используется как для характеристики самого процесса трудовой деятельности, так и для обозначения специфических состояний, возникающих в ходе ее выполнения. Степень напряженности деятельности может непосредственно

определяться структурой процесса труда, в частности содержанием рабочей нагрузки, ее интенсивностью, насыщенностью деятельности и т. д. В этом смысле напряженность интерпретируется с точки зрения требований, предъявляемых конкретным

С другой стороны, напряженность деятельности может характеризоваться психофизиологическимизатратами(ценой деятельности), необходимыми для достижения трудовой цели. В этом случае под напряженностью понимается величина усилий, прилагаемых человеком для решения поставленной задачи. Внутри этого общего понятия выделяются два основных класса состояний напряженности: специфической, определяющей динамику и интенсивность психофизиологических процессов, лежащих в основе выполнения конкретных трудовых навыков, и неспецифическую,характеризующую общие психофизиологические ресурсы человека и

в целом обеспечивающую уровень выполнения деятельности.

С содержанием понятия неспецифической напряженности согласуется традиционное для психофизиологии (и очень близкое описанной выше теории активации) понимание напряженности как спектра деятельностных состояний организма, характеризующегося повышенным уровнем функционирования систем по сравнению с состоянием покоя. В данном контексте разрабатывается понятие напряженности как ведущего функционального состояния, сопровождающего любую целенаправленную деятельность. Важно подчеркнуть, что такой подход позволяет подойти к решению малоразработанной прикладной проблемы – описанию оптимального рабочего состояния человека. При анализе функциональных состояний внимание акцентируется, как правило,

на изучении состояний сниженной работоспособности. При использовании критерия

оптимальности соответствия затрачиваемых человеком усилий требованиям деятельности выделяются продуктивная и непродуктивная напряженность. Существуют успешные попытки с помощью ряда психофизиологических показателей описать симптомокомплекс состояний функционального комфорта.

В более узком смысле термином напряженность обозначается ряд состояний человека-оператора, определяемых факторами интенсивности и информационной структуры нагрузки. В других случаях с его помощью характеризуется одна из фаз развития утомления, связанная с поддержанием высокого уровня работоспособности в результате волевого усилия. Нередко им обозначается круг состояний человека, возникающих в усложненных условиях деятельности.

Среди разнообразных вариантов понимания напряженности наиболее разработано понятие “психической напряженности”, характеризующей особенности поведения в стрессогенных ситуациях. По типу влияния на эффективность деятельности внутри этой группы состояний выделяются операционная и эмоциональная напряженность. Для первой из них свойственно преобладание процессуальных мотивов деятельности, что оказывает мобилизующее влияние на индивида и способствует сохранению высокого уровня эффективности. Развитие эмоциональной напряженности, наблюдаемое при ломке

адекватной мотивационной структуры в усложненных условиях, приводит к дезорганизации деятельности.

Если внимательнее рассмотреть приведенный перечень используемых понятий напряженности, то можно обнаружить многочисленные точки пересечения между содержанием отдельных из них. Это позволяет надеяться на преодоление терминологической неоднозначности и упорядочение разных представлений в рамках единой концепции.

В экспериментальных и прикладных исследованиях накоплен огромный и интереснейший материал относительно специфики состояний человека, возникающих в условиях воздействия экстремальных факторов. Основанием для объединения этих состояний в единую группу служит существование некоторых общих закономерностей формирования и проявлений ответных реакций подобного типа.

Понятие стресса первоначально возникло в физиологии для обозначения неспецифической генерализованной реакции организма – “общего адаптационного синдрома” (Г. Селье, 1936 г.) – в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Позднее понятие стрессабыло расширено и стало использоваться для характеристики особенностей состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

Для понимания природы этих состояний особое значение имеет характеристика стресса со стороны вызывающих его экстремальных факторов, или стрессоров. При этом экстремальными считаются не только явно вредные воздействия, на “предельные, крайние значения тех элементов ситуации, которые в средних своих значениях служат оптимальным рабочим» фоном или, по крайней мере, не ощущаются как источники дискомфорта”. Перечень стрессоров весьма разнообразен: от простых физико- химических стимулов (температура, шум, газовый состав атмосферы, токсические вещества и др.) до сложных психологических и социально-психологических факторов (риск, опасность, дефицит времени, новизна и неожиданность ситуации, повышенная значимость деятельности и др.). В настоящее время существуют развернутые классификации производственных факторов, обусловливающих развитие

Дата добавления: 2016-10-30 ; просмотров: 403 | Нарушение авторских прав

источник

Работоспособность — величина функциональных возможностей организма человека, характеризуется количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время.

Физиологи установили, что работоспособность — величина переменная и связано это с изменениями характера протекания физиологических и психических функций в организме. Высокая работо-способность при любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, когда трудовой ритм совпадает с естественной периодичностью суточного ритма физиологических функций организма.

Работоспособность человека в течение рабочей смены характеризуется фазным развитием. Основные фазы работоспо-собности следующие:

§ врабатывание или нарастающая работоспособность, в течение которой происходит перестройка физиологических функций от предшествующего вида деятельности человека к производственной. В зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей эта фаза длится от нескольких минут до 1,5 часов;

§ устойчивая высокая работоспособность, характеризующаяся тем, что в организме человека устанавливается относительная стабильность или даже некоторое снижение напряженности физиологических функций. Это состояние сочетается с высокими тру-довыми показателями (увеличение выработки, уменьшение брака, снижение затрат рабочего времени на выполнение операций, сокращение простоев оборудования, ошибочных действий). В зави-симости от степени тяжести труда фаза устойчивой работоспособности может удерживаться в течение 2–2,5 и более часов;

§ развитие утомления и связанное с этим падение работоспособности, которое длится от нескольких минут до 1–1,5 часов и характеризуется ухудшением функционального состояния организма и показателей его трудовой деятельности.

Динамика работоспособности за смену графически представляет собой кривую, нарастающую в первые часы, проходящую затем на достигнутом высоком уровне и убывающую к обеденному перерыву. Описанные фазы работоспособности повторяются и после перерыва. При этом фаза врабатывания протекает быстрее, а фаза устойчивой работоспособности ниже по уровню и менее длительная, чем до обеденного перерыва. Во второй половине смены снижение работо-способности наступает раньше и развивается сильнее в связи с более глубоким утомлением.

Для динамики работоспособности человека на протяжении суток, недели характерна та же закономерность, что и для работоспособности в течение смены. В различное время суток организм человека по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом работоспособности наивысший ее уровень отмечается в утренние и дневные часы: с 8 до 12 часов первой половины дня и с 14 до 16 часов второй. В вечерние часы работоспо-собность понижается, достигая своего минимума ночью.

В течение недели работоспособность человека не является стабильной величиной, а подвержена определенным изменениям. В первые дни недели работоспособность постепенно увеличивается в связи с постепенным вхождением в работу. Достигая наивысшего уровня на третий день, работоспособность постепенно снижается, резко падая к последнему дню рабочей недели.

Режимы труда и отдыха должны учитывать особенности изменения работоспособности. Если время работы будет совпадать с периодами наивысшей работоспособности, то работник сможет выпол-нить максимум работы при минимальном расходовании энергии и минимальном утомлении.

Утомление — временное состояние органа или целого организма, характеризующееся снижением его работоспособности в результате длительной или чрезмерной нагрузки.

Утомление представляет собой обратимое физиологическое состояние. Если работоспособность не восстанавливается к началу следующего периода работы, утомление может переходить в переутомление — более стойкое снижение работоспособности, которое может привести к снижению иммунитета и развитию различных заболеваний. Утомление и переутомление могут быть причиной повышенного травматизма на производстве.

11. Оптимальное планирование индивидуальной учебной работы в течение недели и в пределах одного дня.

Рабочее время – часть календарного времени, затрачиваемого на производство или выполнение определенного объема работ и услуг. Оно является косвенной оценкой затрат труда.

Неотработанное время подразделяется на не использованное по уважительным причинам (болезнь, например) и не использованное без уважительных причин – потери рабочего времени (прогулы, простои и др). В целом расписание работы характеризуется устойчивостью. Однако в настоящее время значительный интерес представляют новые типы рабочего графика: гибкий график, сжатая неделя (суммированный рабочий день), частичная занятость. Под гибким рабочим графиком понимается расписание работы, при котором работник может выбрать время прихода-ухода в пределах, устанавливаемых руководством. Сжатая рабочая неделя представляет собой график работы, в котором происходит обмен между количеством часов, отрабатываемых ежедневно, и количеством рабочих дней в течение недели. Так, обычное число часов может отрабатываться не за пять дней, а за четыре (по десять часов ежедневно) или за три для (по двенадцать часов ежедневно). Частичная занятость (частичный найм) – это работа с выполнением тех же обязанностей, но в течение меньшего времени.

1.2 проблемы оптимального использования рабочего времени можно выделить три причины, усугубляющие перегруженность:

1) малая степень делегирования ответственности;

2) неверно избранные приоритеты;

3) слишком большая погруженность в повседневные хлопоты.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ РАБОЧЕГО ДНЯ

Рекомендуется пользоваться следующей схемой:

1) поставить перед собой задачи. На этой основе составить перечень дел (на длительный период);

2) изучить перечень дел. Крупные задачи разбить на мелкие(морфологический анализ);

3) установить конкретную дату исполнения каждой задачи и подзадачи;

4) на первое место в календаре поставить дела с фиксированным сроком выполнения (например, подготовка к докладу, которое должно состояться в этот день).

Наивысшим приоритетом должны пользоваться также задачи, требующие больших усилий Специалисты рекомендуют включать в эту группу и «неприятные» задачи, выполнение которых может явиться причиной плохого настроения.

К делам второй степени важности можно отнести различного рода среднесрочную работу, а также работу, связанную с выполнением обычных функций.

На третье место следует поставить второстепенную работу, невыполнение которой не будет иметь сколько-нибудь значительных отрицательных последствий

5) внести в календарь срочные дела, которые возникли накануне;

6) попытаться сократить список работ.

1) не планировать более трех важных и более десяти дел в целом на один день;

2) Планировать выполнение наиболее важных, сложных и наименее приятных дел на наиболее благоприятное для Вас время суток; оставлять легкие и приятные дела на конец рабочего дня;

3) Не приступать к выполнению новой задачи до завершения предыдущей; если Вас прервали, то следует вернуться к незавершенному делу;

4) Вписывать невыполненные дела в календарь на следующий день, а если одна и та же задача появляется в вашем календаре в течение нескольких дней подряд, подумать о том, нельзя ли от нее отказаться, передать на исполнение другому лицу.

Планирование рабочей недели.

Помимо планирования рабочего дня, существуют более долгосрочные виды планирования – например, на неделю. В целом алгоритм планирования такой же и включает в себя составление списка работ и расстановку приоритетов.

Советы по планированию рабочей недели.

Планируйте неделю в специальном еженедельнике с разбивкой по дням недели.

Наиболее важные дела планируйте на начало недели.

Отмечайте все дела с фиксированным сроком (назначенные встречи, заседания, собрания, телефонные звонки).

Группируйте работу по блокам – подготовка документов, переписка, совещания и т. д.

Всегда резервируйте время для неожиданных дел, они обязательно появятся.

Схема планирования

I. Постановка задач и составление перечня дел.

II. Морфологический анализ – разбиение крупных задач на более мелкие.

III. Расстановка приоритетов – определение срочности и важности дел.

IV. Установление четких сроков исполнения для каждой задачи.,

V. Назначение конкретных исполнителей.

VI. Своевременное внесение в список изменений в текущих делах, занесение новых дел.

VII. Сокращение получившегося списка, отделение главного от важного.

Планирование включает в себя следующие шаги:

Составьте список областей, в которых Вы действуете в течение недели (включая личную жизнь, учебу, и.т.д).

Для каждой области наметьте цели — каких результатов Вы намерены добиться в течение недели.

Определите, что надо сделать, чтобы каждая из целей была достигнута. Достижение некоторых целей может потребовать выполнения нескольких дел.

Распределите эти дела по дням недели. Если есть такая возможность, отметьте предполагаемое время начала и конца каждого мероприятия.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Просматривай план перед началом недели.

Каждый день утром уделяй немного времени просмотру плана.

В конце недели подводи итоги — удалось ли достичь намеченное, и какие стоит извлечь уроки?

источник