Меню Рубрики

Физкультура для снятия утомления

Утомление играет важную биологическую роль, служит предупредительным сигналом возможного перенапряжения рабочего органа или организма в целом. Утомления является необходимым условием для достижения положительного эффекта от процесса физической и умственной тренировки. Грамотный подход к решению проблемы утомления заключается в том, чтобы не избегать утомления, а путём рациональной организации занятий, полноценного отдыха и тренировок отдалить его во времени и сохранить оптимальную работоспособность на длительное время.

Утомление — это состояние, которое возникает вследствие работы при недостаточности восстановительных процессов и проявляется в снижении работоспособности, нарушении координации регуляторных механизмов и в ощущении усталости.

Суммирование сдвигов в нервно-мышечной, ЦНС и других системах, возникающих при многократном утомлении, вызывает хроническое утомление. Систематическое продолжение работы в состоянии утомления, неправильная организация труда, длительное выполнение работы, связанной с чрезмерным нервно-психическим или физическим напряжением, все это может привести к переутомлению.

Средствами восстановления организма после утомления и переутомления являются: оптимальная физическая активность, переключение на другие виды работы, правильное сочетание работы с активным отдыхом.

Доказано, что течение восстановительных процессов при утомительной работе можно ускорить, если в период отдыха выполнять работу за счет деятельности неутомленных мышц. Еще в конце XIX века русский физиолог И. М. Сеченов экспериментально доказал, что работоспособность восстанавливается быстрее и полнее не при пассивном отдыхе, а когда выполняются движения другими не утомленными частями тела. Переключение деятельности в процессе работы с одних мышечных групп и нервных центров на другие ускоряет восстановление утомленной группы мышц. Этот феномен активного отдыха широко применяется для поддержания умственной и физической работоспособности. Активный отдых значительно эффективнее пассивного, т. к. восстановление работоспособности происходит в 4—5 раз быстрее [Григорович, с. 112].

Для повышения эффекта активного отдыха следует придерживаться ряда правил:

· в первую очередь необходимо создать наилучшие условия — психологическую обстановку, обуславливающую переключение внимания;

· рационально подбирать физические упражнения, которые давали бы тонизирующую нагрузку, способствующую ускорению восстановительных процессов в соответствующих нервных центрах;

· учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого человека и контролировать воздействие нагрузки на организм, как по объему, так и по индивидуальности.

Переключение с одного вида работы на другую, чередование умственной деятельности с легким физическим трудом также устраняет чувство усталости и является своеобразной формой отдыха.

Современные исследования свидетельствуют о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на организм людей различных сфер деятельности.

Основное назначение физических упражнений, которые используются в процессе труда — снятие профессионального утомления. Оказывая благотворное влияние на организм работающего, физические упражнения регулируют мозговое и периферическое кровообращение. Мышечные движения вызывают огромное количество нервных импульсов, которые обогащают мозг массой ощущений, способствуя устойчивому настроению.

Характер применяемых упражнений зависит от особенностей и условий труда работников. В таблице представлена физиологическая ценность физических упражнений, применяемых в производственной гимнастике. Эффект воздействия определяется по приросту пульса в 1 минуту после их выполнения [Григорович, с. 113].

Т а б л и ц а 8.1 — Физиологическая ценность физических упражнений, применяемых в производственной гимнастике (по Н. И. Косилиной, 1988 г.)

№ п/п Упражнения Темп выполнения Увеличение пульса после выполнения упражнений, уд/мин
Муж. Жен.
Упражнения на осанку, потягивание Медленный
Наклоны в стороны, назад Средний
Пружинящие наклоны вперед Средний
Круговые движения туловищем Средний
Повороты туловища Средний
Повороты, наклоны вперед Медленный
Пружинящие наклоны вперед Средний
Приседания, выпады Средний
Прыжки Быстрый
Ходьба
Маховые движения с расслаблением Средний
Наклоны назад. Наклоны назад с поворотами туловища Средний
Упражнения на координацию, точность, внимание Быстрый

Утомление — это нормальное и необходимое состояние, возникающее во время трудовой деятельности. Грамотный подход к решению проблемы утомления заключается в том, чтобы не избегать утомления, а путем рациональной организации труда, полноценного отдыха и физических упражнений отдалить его во времени и сохранить оптимальную работоспособность на длительное время.

8.7 Использование «малых форм» физической культуры

В рамках трудового процесса физическая культура представлена главным образом производственной гимнастикой, которая использует «малые формы» физической культуры (вводную гимнастику, физкультурную паузу, физкультминутки общего или локального воздействия, микропаузы активного отдыха).

Вводная гимнастика — организованное систематическое выполнение специально подобранных физических упражнений перед началом работы с целью быстрейшего врабатывания организма к предстоящему виду деятельности.

Вводной гимнастикой рекомендуется начинать рабочий день упражнениями близкими к рабочим движениям и оказывающими разностороннее влияние на организм. С помощью специально подобранных физических упражнений успешнее активизируется работа органов и систем, которые играют важную роль в трудовой деятельности. Типичный комплекс вводной гимнастики состоит из 6—8 упражнений и составляется в соответствии со следующей схемой.

2. Упражнения в потягивании

3. Упражнения для мышц туловища и плечевого пояса.

4. Упражнения для мышц ног.

5. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса (на растягивание и мышечные усилия для сохранения правильной осанки).

6. Упражнения на точность движения и концентрацию внимания.

Темп выполнения упражнений должен быть таким, как темп рабочих движений, или несколько выше. Последние упражнения следует выполнять в темпе, близком к предстоящей трудовой деятельности. Примерная продолжительность вводной гимнастики 5—7 минут.

Комплекс вводной гимнастики помогает сократить период врабатывания. Физические упражнения помогают восстановить координационные механизмы, повышают возбудимость и функциональную подвижность (лабильность) нервно-мышечного аппарата и анализаторов, способствуют более быстрому вхождению в темп и ритм рабочих движений.

Физкультурная пауза — выполнение физических упражнений в период рабочей смены с целью достижения срочного активного отдыха для профилактики снижения работоспособности в течение рабочего дня.

Физкультурная пауза проводится в начале периода снижения работоспособности на рабочих местах. Число и периодичность включений физкультурных пауз зависит от особенностей трудового процесса и его напряженности. Для более точного определения места физкультурных пауз необходимо учитывать динамику работоспособности в процессе рабочего дня. При обычном 7—8 часовом рабочем дне с часовым обеденным перерывом при «классической» кривой изменения работоспособности рекомендуется проводить 2 физкультурные паузы через 2—2,5 часа после начала работы и за 1—1,5 часа до ее окончания.

Комплекс упражнений подбирается с учетом особенностей рабочей позы, движений, характера, степени тяжести и напряженности труда и состоит из 5—7 упражнений, которые проводятся в течение 5—7 минут.

Оздоровительный эффект физкультурных пауз достигается с помощью упражнений, вовлекающих в работу ранее бездействующие части тела, и упражнений на расслабление утомленных мышц.

Физкультминутки представляют собой кратковременные перерывы в работе от 1 до 3 минут, когда выполняются 2—3 физических упражнения.

Основное назначение физкультминуток — расслабить работающие мышечные группы, усилить деятельность сердечно-сосудистой системы и устранить застойные явления в слабонагруженных звеньях тела, т. е. дать кратковременный отдых организму. Физкультминутки могут быть общего или локального воздействия.

В физкультминутках общего воздействия первое упражнение обычно бывает связано с распрямлением спины и отведением плеч назад. Второе упражнение — наклоны или повороты туловища, в сочетании с движениями рук и ног, третье — маховые движения.

Физкультминутки локального воздействия направлены на отдых тех анализаторов или мышечных групп, в которых ощущается усталость. Как правило, при этом используются упражнения на расслабление. Одновременно можно использовать элементы самомассажа для усиления восстановительного эффекта

Число и периодичность включения физкультминуток в трудовой процесс так же, как и при использовании физкультпауз зависит от его особенностей. В среднем режиме рабочего дня они выполняются от 2 до 5 раз и более независимо от других форм производственной гимнастики и применяются в течение рабочего дня по мере необходимости в активном отдыхе.

Микропаузы активного отдыха — самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20—30 секунд.

Цель микропауз — ослабить общее и локальное утомление путем частичного снижения ли повышения возбудимости центральной нервной системы. С этим связано снижение утомления отдельных анализаторных систем, нормализация мозгового и периферического кровообращения.

В микропаузах активного отдыха используются мышечные напряжения динамического, а чаще изометрического (без движений) характера, расслабление мышц, движения головой, глазами, приемы самомассажа, дыхательные упражнения, ходьба по помещению и т.д. На протяжении рабочего дня они могут применяться многократно, по мере необходимости.

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 2875 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Гимнастика для снятия общего утомления

Гимнастика для снятия общего утомления

Упражнение 1.
Исходное положение — стойка ноги врозь. По счету 1 — руки к плечам; 2 — руки поднять вверх, прогнуться; 3 — руки через стороны опустить вниз; 4 — прийти в исходное положение. На счете 1-2 — вдох, на счете 3-4 — выдох.
Повторить 3 раза.

Упражнение 2.
Исходное положение — ноги врозь, руки перед грудью согнуты в локтях. По счету 1-2 — два рывка согнутыми руками назад; по счету 3-4 — два рывка назад прямыми руками; 5-6 выдох.
Повторить 3 раза.

Упражнение 3.
Исходное положение — ноги врозь, руки вверх. По счету 1, не сдвигая с места ног, повернуть туловище вправо; 2 — вернуться в исходное положение; по счету 3 — повернуть туловище влево; по счету 4 — вернуться в исходное положение. На счет 1 -вдох, на счет 2 — выдох, на счет 3 — вдох, на счет 4 — выдох.
Повторить 3—4 раза.

Упражнение 4.
Исходное положение — руки вниз, ноги широко расставить. По счету 1-2 — руки соединить в замок и поднять вверх за голову. По счету 3 — резко опустить руки вниз; по счету 4 — вернуться в исходное положение. На счет 1-2 — вдох, на счет 3-4 — выдох.
Повторить 3 раза.
Это упражнение еще называют «рубка дров».

Всем встать! Подравнялись в колоннах!

1. Исходное положение: основная стойка.

На счет 1, 2, 3, делаем вдох, поднимая руки через стороны вверх.

На счет 4 возвратиться в исходное положение, делаем

Начинаем динамическую физкультминутку.

Подравнялись в колоннах! Выровнялись в шеренгах!

1. Исходное положение: пальцы рук на плечах.

На счет 1, 2 руки — в стороны на плечи.

На счет 3, 4 руки — вверх на плечи. 1=15 секунд.

2. Перекрещивание прямых рук впереди на счет 1-2-3-4. Сжимаем пальцы в кулак. 1=15 секунд.

Подравнялись в колоннах! Выровнялись в шеренгах!

1. Исходное положение: руки — на поясе. Поднимаем руки вверх, поднимаемся на носочках. Делаем вдох — 1-2-3.

На счет 4 делаем выдох и возвращаемся в исходное положение. 1=15 секунд.

2. Исходное положение: руки — на поясе. На счет 1-2-3 тянемся головой вверх.

На счет 4 возвращаемся в исходное положение. 1=15 секунд.

3. Исходное положение: руки — в стороны. На счет 1-2-3 тянемся руками в стороны.

На счет 4 встряхнули руками, возвращаемся в исходное положение. 1=15 секунд.

4. Исходное положение: руки — внизу. На счет 1-2-3 тянемся за руками вперед.

На счет 4 делаем выдох, возвращаемся в исходное положение.

КОМПЛЕКС ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ

СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ ОТ ПОЗО-СТАТИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Данный комплекс может быть рекомендован для старшеклассников, работающих с ЭВТ. Количество упражнений и число повторений отдельных упражнений может быть скорректировано.

И. п. — сидя на стуле, ноги согнуты в коленях, руки на поясе. Руки за голову, пальцы переплетены, прогнуться, голову наклонить назад, напрячь все мышцы тела — вдох. Слегка наклониться вперед — выдох. Повторить 4-5 раз в среднем темпе.

Сидя на стуле, отодвинутом от стола на 50-60 см, руки к плечам, ноги выпрямить и поставить пятками на пол — вдох. Согнуть правую и левую ногу, руками обхватить голень и подтянуть к груди, напрячь мышцы живота — выдох. Повторить 3-4 раза в среднем темпе.

НАКЛОНЫ ТУЛОВИЩА С ПОВОРОТОМ

И. п. — руки к плечам, ноги, согнутые в коленях, поставить на пол. Наклониться вперед, правым локтем коснуться колена левой ноги — выдох. И. п. — вдох. Повторить 4-5 раз в медленном темпе.

НАКЛОНЫ ТУЛОВИЩА В СТОРОНЫ.

И. п. — сидя на стуле, руки на поясе. Наклонить туловище влево, голову повернуть налево, правую руку за голову — выдох. И. п. — вдох. Наклонить туловище вправо, голову повернуть направо, левую руку за голову — выдох. И. п. — вдох. Повторить в медленном темпе 3-4 раза.

И. п. — сидя на стуле, ноги вытянуть и поставить пятками на пол — вдох. Последовательно расслаблять мышцы рук, туловища, ног — выдох. И. п. — вдох. Повторить 3-4 раза в медленном темпе.

И. п. — сидя на стуле, руки сбгнуты в локтях, пальцы в кулаках. Разжать пальцы — без напряжения. Сжать пальцы в кулак

— без напряжения. Повторить в среднем темпе, дыхание ровное.

ПЕРЕГРУППИРОВКА ВЕСА ТЕЛА.

И. п. — рабочая поза. Перегруппировать вес тела на левую часть — выдох. И. п. — расслабить мышцы — вдох. Перегруппировать вес тела на правую часть — выдох. И. п. — расслабить мышцы

— вдох. Повторить 3-4 раза в медленном темпе, дыхание глубокое.

И. п. — стоя, ноги вместе, руки опущены. Максимальное напряжение ног снизу вверх и расслабление, повторить 3 раза. Максимальное напряжение мышц плечевого пояса (от кистей рук к плечу, мышцам спины) — расслабление, повторить 3 раза.

Влево-вправо вращение головой (быстро). Вперед-назад (умеренный темп). Вращение с максимальным расслаблением мышц шеи (голова «катится» по корпусу) сначала в левую, затем в правую сторону (очень медленно, не более 2 раз), мышцы лица расслаблены.

1. Исходное положение: руки — на пояс, ноги вместе. Поворот головы в правую, в левую сторону 1=15 секунд.

2. Исходное положение: руки — в замок на грудь, ноги вместе.

На счет 1 руки — вперед ладонями наружу.

На счёт 2 исходное положение.

На счет 3 руки — вверх ладонями наружу. выдох. 1=15 секунд.

2, Исходное положение: руки согнуты в локтях перед грудью.

Отводим прямые руки в стороны, делаем вдох — 1.

В исходное положение, выдох — 2.

Раз — вдох, два — выдох. 1=20 секунд.

Вдох делаем носом, выдох — ртом.

Руки в стороны отводим — короткий вдох, раз — быстрый, выдох — ртом 2-3-4, 1=20 секунд.

В период учебных занятий на уроках для детей, больных сколиозом по методике «Зрительная разгрузка»

I. Рекомендация для учителя:

Зрительная разгрузка проводится на двух уроках (возможно на третьем и пятом) в течение 1-1,5 минут с набором упражнений под номерами 1-6 и 7-12 под музыку.

II. Движение глаз производится стоя, сидя или лежа без поворотов головы и туловища медленно на счет раз-два-три-четыре.

1. По черной линии, по горизонтали, слева направо, от исходной точки до конечной.

2. По черной линии, по вертикали, снизу вверх, от исходной точки до конечной.

3. По красной линии, по эллипсу, снизу от середины, слева направо до исходной точки.

4. По красной линии, по эллипсу, снизу от середины, справа налево до исходной точки.

5. По зеленой линии, по «восьмерке» справа от горизонтальной черной линии кверху, заканчивая исходной точкой.

еще один комплекс упражнений, позволяющий в короткое время восстановить работоспособность.

Если вопрос о влиянии электромагнитных полей на здоровье еще спорный, то уж наверняка на зрение компьютер влияет отрицательно. В любом случае, когда дети или взрослые заняты работой, связанной с напря.

Важнейшим фактором здоровьесбережения на занятиях в школе являются физкультминутки.

Медленно опустить подбородок на грудь и оставаться в таком положении 5 сек. Проделать 5-10 раз.Откинуться на спинку кресла, положить руки на бедра, закрыть глаза, расслабиться и посидеть так 10-15 сек.

Работа предназначена тренерам — преподавателям, инструкторам по физической культуре и спорту. Рассчитана для детей 6 — 8 лет. Д.

Памятка содержит рекомендации для педагогов начальных классов по профилактике утомления и переутомления учащихся с интеллектуальными нарушениями. Материал дополняет выступление педагога-психолога на м.

Ранняя селекция и предварительный отбор детей по видам спорта через коррекционную оздоровительно — развивающую гимнастику.

источник

При чрезмерном напряжении глаз, вы часто прищуриваетесь и сдвигаете брови. Поднимите вверх брови и откройте глаза как можно шире. Одновременно откройте рот, растягивая мышцы вокруг носа и подбородка, и высуньте язык. Удержите такую растяжку 5-10 секунд.

Рис. 7 Упражнения при чрезмерном зрительном утомлении

Упражнения для укрепления окологлазных мышц:

Плотно закрывать и широко открывать глаза 5-6 раз подряд с интервалом 30 секунд.

Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Упражнения выполняются сидя, каждое повторяется 3-4 раза. Упражнения 2 и 3 рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами.

Упражнения для улучшения кровообращения в глазах и улучшения циркуляции внутриглазной жидкости:

Выполняется сидя. Быстрые моргания в течение 1-2 минут.

Выполняется сидя. Закрыть веки. Массировать их с помощью круговых движений пальца (верхнее веко – от носа к наружному краю глаза, нижнее веко – от наружного края к носу, затем наоборот).

Читайте также:  Утомление при статической и динамической работе таблица

Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 секунды снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза.

Упражнения для улучшения координации движений глаз и повышения устойчивости вестибулярного аппарата:

Выполняется сидя. Голова неподвижна. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 3-5 раз.

Выполняется стоя. Ноги на ширине плеч. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги, поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты. Повторить 3-4 раз.

Выполняется стоя. Вытянуть руки вперед на ширину плеч и на уровне глаз, посмотреть в правый верхний угол комнаты, перевести взгляд на концы пальцев левой руки; посмотреть в левый верхний угол комнаты, перевести взгляд на концы пальцев правой руки. Повторить 3-4 раза.

1. И.п. – сидя, спина прямая, голова в среднем положении. Наклоните голову вперед, при этом держите подбородок подтянутым к шее и тянитесь лбом к грудине. Медленно вернитесь в и.п.

2. И.п. – то же. Наклоните голову назад, подбородок должен быть подтянут к шее, чтобы не произошло растяжение шейных связок. Медленно вернитесь в и.п.

3. И.п. – то же. Отведите подбородок вверх и в сторону. Опустите голову, верните ее в среднее положение и расслабьтесь. Повторите упражнение в противоположную сторону.

4. Наклоните голову к левому плечу и одновременно левой рукой потяните за спиной правую руку вниз и влево. Удерживайте легкую растяжку 10-15 секунд. Повторите в другую сторону.

5. Поднимите плечи вверх к ушам, пока не почувствуете легкого напряжения в области шеи и плеч. Держите 5 секунд, затем расслабьте плечи и опустите вниз, в нормальное положение.

6. Поверните подбородок к левому плечу, чтобы создать напряжение в правой половине шеи. Удерживайте разумную растягивающую нагрузку 5-10 секунд. Плечи должны быть расслаблены и опущены. Не задерживайте дыхание.

7. Встаньте, ноги на ширине плеч. Сомкните руки за головой, наклоните голову вперед, а затем попытайтесь вернуть ее в исходное положение (и.п.), оказывая сопротивление руками. Удерживайте 3-5 секунд. Повторите упражнение, держа голову прямо, а затем откинув ее назад как можно дальше. Растягивайте шею в каждом направлении как можно сильнее.

8. Встаньте прямо, не напрягаясь. Опустите подбородок на грудь и поворачивайте голову так, чтобы ухо коснулось плеча, затылок – спины, другое ухо – второго плеча, подбородок – груди. Делайте это упражнение медленно, растягивая мышцы шеи. Вращайте голову 20 раз в одну сторону и столько же раз в другую.

9. Встаньте прямо, ноги вместе или слегка расставлены. Поднимите плечи как можно выше и плавно отводите их назад, а затем вперед как можно дальше. Повторите упражнение 15 раз. После небольшой паузы сделайте эти движения 15 раз в обратном направлении.

Методические рекомендации по составлению комплекса физкультпауз при преимущественной работе на клавиатуре

Количество пауз в течении часа должно быть не менее 4.

Должна соблюдаться следующая последовательность пауз:

— первая пауза направлена на профилактику утомления кисти,

— вторая пауза направлена на профилактику утомления мышц спины,

— третья пауза направлена на профилактику утомления мышц глаз и активацию вестибулярной системы,

— четвертая пауза направлена на профилактику утомления мышц шеи,

Паузы следует делать через каждые 10-15 минут.

Длительность пауз составляет 30-40 секунд.

После 1 часа работы следует выполнять комплексную физкультминутку с включением в нее упражнений на все функциональные системы, подверженные утомлению.

Методические рекомендации по составлению комплекса физкультпауз при преимущественной графической работе за ПК

Должна соблюдаться следующая последовательность пауз:

— первая пауза направлена на профилактику утомления мышц глаз и активацию вестибулярной системы,

— вторая пауза направлена на профилактику утомления мышц шеи,

— третья пауза направлена на профилактику утомления кисти,

— четвертая пауза направлена на профилактику утомления мышц спины.

Методические рекомендации по составлению комплекса физкультпауз при преимущественной работе в Интернете

Должна соблюдаться следующая последовательность пауз в зависимости от рабочей позы:

1. Если вы сидите за ПК, подпирая рукой подбородок, то первая пауза направлена на профилактику утомления мышц шеи,

— вторая пауза направлена на профилактику утомления мышц глаз и активацию вестибулярной системы,

-третья пауза направлена на профилактику утомления мышц спины,

— четвертая пауза направлена на профилактику утомления кисти.

2. Если вы сидите перед экраном монитора, откинувшись на спинку стула, то первая пауза направлена на профилактику утомления мышц глаз и активацию вестибулярной системы,

-вторая пауза направлена на профилактику утомления мышц спины,

-третья пауза направлена на профилактику утомления мышц шеи,

-четвертая пауза направлена на профилактику утомления кисти.

Методические рекомендации по составлению комплекса физкультпауз при преимущественной вычислительной работе на ПК

Должна соблюдаться следующая последовательность пауз:

— первая пауза направлена на профилактику утомления мышц глаз и активацию вестибулярной системы,

— вторая пауза направлена на профилактику утомления мышц кисти,

— третья пауза направлена на профилактику утомления мышц шеи,

— четвертая пауза направлена на профилактику утомления спины,

Методические рекомендации по составлению комплекса физкультпауз при выполнении учебных заданий с использованием ПК

Должна соблюдаться следующая последовательность пауз:

— первая пауза направлена на профилактику утомления мышц глаз и активацию вестибулярной системы,

— вторая пауза направлена на профилактику утомления кисти,

— третья пауза направлена на профилактику утомления мышц шеи,

— четвертая пауза направлена на профилактику утомления мышц спины.

Примерный комплекс упражнений для снятия утомления с кисти

1. Выпрямляйте пальцы и разводите их в стороны, пока не почувствуете напряжения. Подержите 10 секунд и расслабьтесь.

2. Согните пальцы в суставах и держите 10 секунд. Расслабьтесь.

3. Cидя или стоя, левая рука вытянута на уровне плеч. Отогнув левую кисть назад так, чтобы пальцы были направлены в потолок, правой рукой осторожно потянуть назад пальцы на левой руке, немного отгибая кисть назад.

Примерный комплекс упражнений для снятия утомления с мышц глаз и активации вестибулярного анализатора

Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4; широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль — на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на кончик носа — на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль — на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Не поворачивая головы (голова прямо), медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль — на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его — на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 — прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую сторону с переводом глаз прямо — на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

Примерный комплекс упражнений для снятия утомления с мышц спины

Сцепив пальцы в замок на затылке, разведите локти в стороны, чтобы они оказались на одной линии с туловищем. Попробуйте свести лопатки вместе и ощутите напряжение в верхней части спины. Держите позу 4-5 секунд, ощущая, как спадает напряжение, затем расслабьтесь.

Вытянув руки над головой и соединив ладони вместе, потянитесь руками вверх и немного назад. Во время растяжки сделайте вдох. Держите растяжку 5-8 секунд, не задерживая дыхания.

Встаньте, слегка согнув ноги в коленях, и положите ладони рук пальцами вниз на поясницу чуть выше бедер. Плавно подталкивайте поясницу вперед, чтобы создать растяжение в этой части тела. Держите 10 секунд. Повторите движение дважды.

Примерный комплекс упражнений для снятия утомления с мышц шеи

Встаньте, ноги на ширине плеч. Сомкните руки за головой, наклоните голову вперед, а затем попытайтесь вернуть ее в исходное положение (и.п.), оказывая сопротивление руками. Удерживайте 3-5 секунд. Повторите упражнение, держа голову прямо, а затем откинув ее назад как можно дальше. Растягивайте шею в каждом направлении как можно сильнее.

Наклоните голову к левому плечу и одновременно левой рукой потяните за спиной правую руку вниз и влево. Удерживайте легкую растяжку 10-15 секунд. Повторите в другую сторону.

Поднимите плечи вверх к ушам, пока не почувствуете легкого напряжения в области шеи и плеч. Держите 5 секунд, затем расслабьте плечи и опустите вниз, в нормальное положение.

Перечисленные выше упражнения соединяются в комплекс для проведения физкультминутки после работы на ПК более одного часа.

источник

  • art (561)
  • handmade (653)
  • I’m not interested in politics (1811)
  • info (334)
  • sale (4)
  • архитектура (156)
  • блог (168)
  • братья меньшие (173)
  • видео (158)
  • всякая всячина (442)
  • вязалочки (303)
  • Грузия (684)
  • дамская комната (276)
  • дачное настроение (218)
  • интересные люди (445)
  • интерьер и дизайн (428)
  • искусство быть собой (428)
  • история, даты, факты (455)
  • кино (89)
  • короткие рассказы (106)
  • ликбез для лирушника (23)
  • любимая музыка (827)
  • мода (391)
  • мои евреи (388)
  • народная медицина (259)
  • непростые рецепты (145)
  • полезные советы (275)
  • праздники и традиции (808)
  • простые рецепты (396)
  • путешествия (512)
  • стихи (119)
  • Тбилиси (619)
  • фото (122)
  • хохмы (670)
  • шью сама (201)
  • язык поит и кормит, и спину порет (242)
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо

Иногда кажется, что жизненных сил совсем не осталось, «только встал и уже устал». Это типичная характеристика синдрома хронической усталости. Но разве мы физически работаем больше, чем наши родители или деды? Нет. Физическая нагрузка снизилась в разы! От чего же мы так устаем?

В этом и парадокс. После физических упражнений мы ощущаем приятную усталость. Но если такую же высокую нагрузку ощущает наш мозг, то состояние напряжения становится постоянным. Калейдоскоп информационных отрывков, колоссальное количество необработанных событийных материалов вызывает крайнее перенапряжение. В природе такой калейдоскоп невозможен, он создан искусственно, поэтому защитного механизма у нас просто нет. Вспомните, что происходит с умным смартфоном, когда вы быстро нажимаете на иконки, задавая ему множество различных команд, переключая с одного на другое. Смартфон начинает «глючить», или он попросту выключается, чтобы перезагрузиться. То же самое происходит с нашим мозгом в режиме скоростной смены потоков разрозненной информации. В этом случае мозг даже во сне продолжает оставаться в состоянии напряжения. Мы просыпаемся разбитыми, как будто и не спали.

НАУЧИТЕСЬ РАССЛАБЛЯТЬСЯ. ДАЙТЕ ОРГАНИЗМУ ВОЗМОЖНОСТЬ ОТДЫХАТЬ И ВОССТАНАВЛИВАТЬСЯ ВО СНЕ.

Помните, что любое эмоциональное перенапряжение отражается в теле, вызывая мышечные зажимы. Поэтому на втором этапе важно научиться избавляться от зажимов на телесном уровне. Рекомендация сделать легкий массаж, поплавать работает только в случае легкого переутомления. Если усталость и перенапряжение длительны, то тут поможет, как ни странно, еще большее напряжение. Вот несколько упражнений из практики немецкого психолога В. Райха, которые помогут побороть синдром хронической усталости. Обратите внимание на то, что упражнения следует делать до возникновения умеренных болевых ощущений.

Начнем с подготовки тела для проработки зажимов – тряски. Стоя, закрыв глаза, начинаем «встряхивать» руки и плечи, переходя к мелкому дрожанию. Опускаемся вниз по телу, слегка встряхивая все его части. Это напоминает некоторые движения в восточном танце. Ваша задача – сконцентрироваться не на эстетике, а на «прочувствовании» каждой части своего тела. Поначалу ощущения будут непривычными и достаточно резкими. Но если вы сможете по-настоящему расслабиться, то получите новый опыт общения с телом.

В положении стоя – ноги на ширине плеч, носки внутрь – максимально согните колени, не отрывая пятки от пола. Упритесь кулаками в поясницу и прогнитесь назад. При этом глубоко дышите животом и удерживайте позу около 1–1,5 минуты. Обратите внимание на то, какие участки тела наиболее напряжены. Если вы все делаете верно, то ноги начнут слегка дрожать.

Необходимо лечь на ровную жесткую поверхность. Руки должны лежать вдоль тела. Одновременно достаточно высоко поднимите левую руки и правую ногу. Удерживайте это положение не менее 30 секунд, затем смените руку и ногу. Сделайте 10–15 повторов.

Примите удобное положение. Можно стоять, можно сидеть, это неважно. Максимально высоко поднимите плечи и удерживайте их в таком положении 15 секунд, затем сбросьте напряжение, опустив плечи.

Сидя или стоя опустите подбородок к груди и медленно сделайте полукруг от одного плеча к другому. Потом запрокиньте голову назад и также опишите полукруг. Внимание: не нужно стремиться сделать полный круг, выполняйте упражнение поочередно.

Из положения стоя наклоните туловище вперед. Нужно, чтобы угол наклона составлял примерно 75 градусов по отношению к бедрам, а руки при этом свободно свисали вниз. Выполните несколько покачиваний из стороны в сторону, добиваясь полного расслабления в плечах и предплечьях. Длительность упражнения примерно 4 минуты.

СОННОЕ ЦАРСТВО

И в завершение несколько слов о том, как научиться расслабляться и добиваться качественного сна, который даст возможность полностью отдохнуть и восстановиться.

1. Перед сном важно принять горячий душ или ванну (не дольше 10 минут). Благодаря этой нехитрой процедуре, тело начнет постепенно остывать, когда вы будете находиться в постели. Это поможет плавно перейти в режим отдыха.

2. Не читайте в постели перед сном новостную ленту, не смотрите фильмы! Кто-то говорит, что чтение перед сном помогает ему легче уснуть. Я не соглашусь. Уснуть да, выспаться нет. Лучше подумать о чем-то хорошем, что произошло в этот день, сконцентрироваться на приятном.

3. Невероятно мощная техника расслабления – «особое дыхание». В течение 3–5 минут перед сном дышите только левой ноздрей, зажав правую пальцем. Эта техника прекрасно снимет напряжение, поможет успокоиться и переключиться на отдых.

источник

Дыхательные упражнения для снятия усталости и освобождения от негативных эмоций

Подготовка к сеансу не менее важна, чем сам сеанс. Если вы устали, рассержены, чем-то сильно обеспокоены или расстроены, сперва следует привести себя в порядок. Особенно если вы собираетесь делать массаж другому человеку! Эмоции передаются очень легко. Гораздо легче, чем нам кажется. Когда рядом с нами появляется мрачный, раздраженный человек, мы заражаемся его переживаниями, которые нередко принимаем за свои собственные, а потом недоумеваем, откуда они взялись. Чаще всего «заражение» происходит от людей, с которыми мы вступаем в близкий контакт. Для того, кто взял на себя роль массажиста, негативные состояния во время сеанса просто недопустимы! Быстро снять усталость и выйти из-под власти отрицательных эмоций поможет любая из приведенных ниже дыхательных гимнастик.

Упражнение 1

Сядьте прямо, руки лежат на коленях ладонями вверх. Расслабьтесь, насколько это возможно. Дышим через нос, нижней частью живота, без пауз между вдохом и выдохом. Вдох — 5 секунд, выдох — 10 секунд. На вдохе представляйте, как в вас золотистым потоком вливается свежая энергия и накапливается в солнечном сплетении; на выдохе — как из вас выходит все негативное. Продолжительность упражнения — от 5 до 10 минут, но не более 40 дыхательных циклов.

Упражнение 2

В положении стоя или сидя медленно и глубоко вдохните через нос, сначала выдвинув живот вперед, а затем — расширив и приподняв грудную клетку. По времени вдох должен равняться 7–8секундам. Затем сложите губы ноликом и выдохните через рот, выпуская из себя толчкообразными движениями небольшие порции воздуха. Паузы между вдохом и выдохом не делается. Каждая последующая порция выдыхаемого воздуха должна быть чуть меньше предыдущей. Проделайте не менее 20 таких дыхательных циклов.

Упражнение 3

Сядьте, откинувшись на спинку стула, расслабьтесь и наблюдайте за дыханием. Следуйте за воздухом. Отмечайте, как легкая субстанция входит через нос, касается гортани, наполняет легкие, расширяя грудную клетку, а потом тем же путем выходит.

Через пару минут такого медитативного дыхания сделайте глубокий вдох, полностью выпустите воздух из легких и задержите дыхание. Во время паузы наблюдайте за грудной клеткой: вы обнаружите, что она продолжает слегка подниматься и опускаться, хотя дыхание отсутствует. Обратите внимание на свои ощущения: вам хорошо, и дышать совсем не хочется. Задержка дыхания должна продолжаться до тех пор, пока вам это комфортно — не более 15–30 секунд. За это время грудная клетка поднимется и опустится 2–4 раза. Уравновесьте дыхание несколькими медленными вдохами-выдохами без пауз. Упражнение очень эффективно, поэтому его не следует выполнять более 3 раз.

Упражнение 4

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, ступни параллельны. Вдохните медленно и глубоко, потянувшись вверх и подняв расслабленные руки над головой. Затем сразу же, без паузы, сделайте резкий шумный выдох с наклоном вперед, полностью расслабив верхнюю часть тела. Во время выдоха представляйте, что вместе с воздухом вы извергаете из себя негативные эмоции. Задержите дыхание на 2–3 секунды; руки болтаются, как пустые рукава. Плавно вдохните и выпрямитесь, подняв руки над головой, после чего со спокойным выдохом опустите их через стороны вниз. Повторяйте упражнение, пока не почувствуете облегчения.

Обязательно поешьте или хотя бы выпейте чаю перед сеансом, сходите в туалет. Ни голод, ни жажда, ни другие потребности тела не должны вас отвлекать.

Читайте также:  Теория стадийности в развитии процесса утомления

После того как вы подготовили себя, создайте комфортную обстановку в помещении. Особенно, повторяю, это важно, если вы собрались лечить другого человека. Проветрите комнату и дайте воздуху согреться. Включите спокойную музыку. Запись звуков природы подойдет как нельзя лучше. Подготовьте полотенце и подушку для стоп. Возможно, вам потребуется вторая подушка, чтобы подложить пациенту под спину, и плед на случай, если ему станет холодно. Если у вас холодные руки, согрейте их, потерев ладони друг о друга. Теперь усаживайте поудобнее своего подопечного, устраивайтесь напротив него и — сеанс начинается.

Мягко коснитесь пальцами одновременно обеих стоп, обнимите их на мгновение, даже если делаете массаж самому себе. Это прикосновение — своего рода инициация, установление контакта с телом. Бережно возьмите в руки стопу — начинать нужно с правой— и осмотрите ее со всех сторон на предмет мозолей и огрубелостей кожи. Отметьте их месторасположение. Мозоли могут надавливать на рефлекторные точки и нарушать функции соответствующих органов. Проверьте, нет ли варикозных вен и венозных узелков: в этих местах надавливания производить нельзя. Отмечайте каждую деталь — синяки, кровоподтеки, порезы, шрамы, рубцы, вросшие и поврежденные ногти. Посмотрите, нет ли плоскостопия — от этого могут быть боли в коленях и бедрах. Обязательно спросите человека, нет ли болей в стопе, были ли травмы, операции на стопе. Все это необходимо для выявления проблемных зон. Если вы собираетесь заняться рефлексологией всерьез, проводить платные сеансы, вам необходимо проштудировать медицинскую литературу по дерматологии, ортопедии и уходу за ногами, чтобы вы могли дать соответствующие рекомендации или при необходимости посоветовать человеку обратиться к врачу. После знакомства со стопой можно приступать к массажу.

Сеанс начинается с релаксации. Приведенные ниже техники помогут расслабиться и устранить дискомфорт, который может возникнуть при массаже рефлекторных зон. За счет релаксации убираются мышечные зажимы, налаживаются циркуляция энергии и кровообращение. Именно релаксация является стартовым рычагом для запуска в организме процессов самовосстановления. Это самая приятная часть сеанса.

Техники релаксации могут применяться и вне сеанса — чтобы сбросить напряжение, нивелировать последствия стресса, заснуть. Они очень хорошо действуют на гиперактивных детишек, которых вечером никак не загнать в постель.

Ниже я привожу 15 приемов релаксации. Вам нет нужды задействовать все. Выбирайте те, которые сочтете нужным. В принципе лечебный сеанс можно провести и без релаксации, но я бы не рекомендовал пренебрегать ею. Релаксация — это хорошее самочувствие!

Следите за тем, чтобы во время массажа стопа была жестко зафиксирована! Если делаете массаж другому человеку, положите под колено массируемой стопы подушку.

источник

Для поддержания жизнеспособности человеку мало соблюдать здоровый образ жизни. Усталости, сбивчивого дыхания, нарушений в работе сердечно-сосудистой системы не избежать в любом случае. Рассмотрим комплекс упражнений снимающий усталость в теле, возвращающих организм к бесперебойной работе.

Выполняется у источника свежего воздуха – открытого окна, двери, на лоджии.

Не создавайте сквозняка – можете получить охлаждение организма, разогретого упражнениями гимнастики.

Методика выполнения:

  1. Спортивный шаг с размашистыми движениями рук и подъемом каждой ступни на наибольшую высоту.
  2. 96 шагов – за 1 выдох совершается 4 шага.
  3. Чтобы не считать количество шагов, пойте песню, лучше в мотиве марша – 3 куплета.

Песня поднимает настроение и активизирует мышление. Недаром ходьбу на месте называют «Королевой гимнастики».

Улучшают движение крови в артериях и сосудах малого таза. Исходное положение: основная стойка на расстоянии около 0,8 метра от стола.

  1. Наклонить туловище и опереться руками на край стола.
  2. Поднимите правую ступню на возможно большую высоту, прижимая колено к животу.
  3. Возвратите её в И.П и повторите 8 раз.
  4. За 1 выдох выполняется 4 подъема.
  5. Выполните эти же действия левой ногой.

Повторите упражнение 6 раз, общее количество движений должно составить 96.

Исходное положение: основная стойка, руки опущены.

  1. Вдох, пупок втянуть.
  2. Туловище и правое плечо повернуть налево.
  3. Основанием большого пальца правой кисти ударить ниже левого ребра – по расположению поджелудочной железы; тыльной стороной кулака левой руки – по правой стороне поясницы, расположению печени и почки.
  4. Повернуть туловище и левое плечо направо.
  5. Основанием большого пальца левой кисти ударить по печени и жёлчному пузырю, тыльной стороной кулака правой руки – по левой стороне поясницы.
  6. Общее количество поворотов – 16: по 8 в каждую сторону.
  7. За 1 выдох выполняется 2 поворота.

При поворотах туловища переводите взгляд с близких предметов на удаленные и наоборот – это восстанавливает и сохраняет зрение.

Упражнение улучшает кровоток в мышцах плеч, груди, органах ЖКТ, коленных и голеностопных суставах, ступнях, позвоночнике, освобождает и расслабляет зажатые нервы спинного мозга.

Исходное положение: основная стойка, руки опущены.

  1. Пупок втянуть, ладони выбросить вперед на уровень глаз.
  2. Одновременно с движением рук встать на пальцы левой ноги, поднять правое колено и ступню.
  3. Возвратиться в И.П. Повторить 8 раз.
  4. Выполнить те же действия правой ногой.
  5. За 1 выдох выполняется 4 движения рук и колена.

Упражнение повторяется 4 раза. Общее количество движений – 64.

Исходное положение: основная стойка.

  1. Ладони поднять на уровень плеч.
  2. Энергично опуская их вниз, одновременно поднять правое колено.
  3. Вернуться в И.П и повторить 8 раз.
  4. За 1 выдох выполняется 2 подъёма рук и ноги.
  5. Совершите те же действия левой ногой.

Упражнение повторяется 4 раза, общее количество движений – 64.

Видео: Комплекс упражнений для снятия усталости.

  • расслабляются зажатые мышцы;
  • активизируются клеточные обменные процессы;
  • улучшается проходимость кровеносных сосудов;
  • приходят в норму давление крови и частота пульса.

Ежедневно утром и вечером измеряйте артериальное давление и пульс – это послужит подсказкой, когда выполнять гимнастику. Как следствие – снимете усталость, восстановите и сохраните здоровье, увеличите продолжительность жизни.

источник

Вводные замечания.Напряженность, высокая интенсивность рабо­ты, с которой сталкивается подавляющее большинство профессио­налов в современных условиях, приводит к тому, что, приходя с ра­боты, человек буквально валится с ног. Каждый день он испытывает большую усталость, накапливающуюся со временем; и от нее не спа­сает даже длительный отдых. Не случайно синдром «хронической усталости» (СХУ) в конце XX в. был официально признан болезнью. Его возникновение вызывается многими факторами, главная причи­на — работа иммунной системы в режиме длительного напряжения. В профилактике умственного переутомления, улучшении крово­снабжения головного мозга существенная роль отводится физиче­ским упражнениям. На сегодняшний день разработаны специальные их комплексы для представителей различных профессиональных групп, в том числе и для тех, кто занимается умственным трудом. Особое место отводится упражнениям для зрительного и вестибу­лярного органов чувств. Оптимальная работоспособность их необ­ходима не только для успешной учебной деятельности, но и любой другой, связанной с большим эмоциональным напряжением.

Цель занятия.Овладеть навыками снятия усталости, отдыха и тре­нировки зрительного и вестибулярного органов чувств.

Методика. Для психодиагностики используется анкета САН («Са­мочувствие—активность—настроение»), позволяющая оценить субъ­ективную успешность проведенного занятия.

Примечание. Успешность проведения занятия обеспечивается на­личием комфортных условий в помещении, где оно проходит (отсут­ствие источников постороннего шума, проветривание, удобное инди­видуальное место для каждого участника).

Порядок работы.Программа занятия включает комплекс упражне­ний, которые можно разучивать как в группе, так и индивидуально. Для отдыха и тренировки вестибулярного органа чувств исполь- 3 Уются следующие упражнения:

1. Медленные повороты головы (7-10 поворотов вправо и влево).

2. 7-10 наклонов головой вперед-назад.

3. Медленное вращение головой вправо и влево.

4. Круговое движение туловища вокруг вертикальной оси.

5. Кружение, подобное вальсированию.

Каждый вид движения выполняется в течение 1 мин; затем следу­ет пауза (5 с), после чего выполняется следующее движение. Внача­ле темп движения медленный (одно движение за 2 с), затем посте­пенно увеличивается (до 2 в секунду).

Если вы долго читали, писали и чувствуете, что устали глаза (ино­гда они начинают слезиться), устройте 10-минутный перерыв. Снять усталость помогают такие упражнения:

1. Крепко зажмурить глаза на 3 с, затем открыть на такое же время (повторить 5-7 раз).

2. Выполнить несколько медленных движений глаз по кругу в одну, j другую сторону (5-7 раз).

3. Посмотреть вдаль на линию горизонта, затем медленно перевести J взгляд на кончик носа (5-7 раз).

4. Сделать несколько поворотов глазных яблок вправо-влево (5-7 раз), а также вверх-вниз (5-7 раз).

5. Помассировать глаза тремя пальцами каждой руки:

1) легко нажать пальцами на верхнее веко каждого глаза, спустя 1-2 с снять пальцы с век, а потом снова легко нажать (упраж­нение проводить в течение 30 с, болезненных ощущений при этом быть не должно; нажимать надо с разной частотой, дыха­ния не задерживать);

2) сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круго­вых движений пальца в течение одной минуты.

6. При закрытых веках поднять глаза кверху, опустить вниз, повер­нуть вправо, затем — влево.

7. Интенсивно поморгать в течение 1-2 мин.

Некоторые из этих упражнений можно выполнять и во время ко­ротких перерывов в процессе учебы или работы.

Следует отметить, что умственная работа часто связана с необхо­димостью долго сидеть в неподвижном положении, а это приводит к , напряжению мышц спины, затылка. Для профилактики явлений ги­подинамии и снятия эмоционального напряжения рекомендуется несколько упражнений, связанных с периодическим напряжением и расслаблением мышц:

1. Сядьте, выпрямите корпус, плечи отведите назад и опустите, силь­но напрягите мышцы спины, сведите лопатки. Оставайтесь в та­ком положении, мысленно считая до 10, затем медленно расслабь­те мышцы (дыхание произвольное)!

2. Сядьте, сделайте полный выдох, сокращая мышцы живота и втя­гивая брюшную стенку внутрь. Оставайтесь в таком положении 5-7 с, затем медленно сделайте вдох, выпячивая брюшную стенку вперед (повторите упражнение 7-10 раз).

3. Сядьте, сильно сократите ягодичные мышцы и за счет этого слег­ка приподнимитесь. Сохраняйте эту позу в течение 7-10 с, затем медленно расслабьтесь (дыхание свободное, повторите упражне­ние 5-7 раз).

4. Сядьте, выпрямите ноги и сильно напрягите их, не отрывая от по­ла. Оставайтесь в этом положении 7-10 с, затем медленно рас­слабьтесь (дыхание свободное).

5. На счет раз — сделайте глубокий вдох, руки поднимите вверх в стороны, пальцы выпрямите, потянитесь. Два — напрягите мыш­цы всего тела, дыхание задержите; три, четыре, пять, шесть — рас­слабьте мышцы, низко присядьте, голову свободно опустите на грудь, полностью выдохните воздух (завершая упражнение, сде­лайте несколько вдохов и продолжительных спокойных выдохов). Это упражнение выполняется в положении стоя или сидя.

6. Напрягите руки, держа на коленях, и затем, опуская вниз, рас­слабьте их. Упражнение выполняется в положении сидя (дыха­ние произвольное).

7. Спокойные ритмичные, четкие движения в положении стоя или сидя:

1) Раз — поднимите плечи. Два — плечи отведите назад, сведите лопатки (вдох). Три, четыре — плечи опустите вниз, голову — на грудь (продолжительный выдох).

2) Раз — кисти рук расслабьте и поднимите к ключицам (локти опустите вниз), корпус слегка отведите назад (вдох). Два, три — руки свободно падают, идут назад, а затем по инерции вперед (выдох).

3) Спокойно переступайте ноги на ногу и одновременно ритмич­но немного наклоняйте корпус из стороны в сторону.

8. Максимально расслабьтесь. Раз — глубоко вдохните, мышцы те­ла напрягите. Два, десять — задержите напряжение мышц и дыха­ния. Одиннадцать — выдох, максимально расслабьте мышцы (сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, установите спокойное дыхание, еще больше расслабьте мышцы).

9. Сидя, руки на поясе. Нажимайте правой рукой на голову, стре­мясь ее положить. Оказывать сопротивление 8-10 с, затем займи­те исходное положение, расслабьте мышцы и отдохните 5-10 с. То же сделать левой рукой. Повторить 2-3 раза.

10. Сидя, напрягите мышцы левой руки, левой стороны туловища и | левой ноги. Напряжение удерживайте 6-10 с. Затем расслабьте | мышцы и спокойно посидите 10-15 с. То же самое проделать с ] правой стороной. Повторить упражнение 2-4 раза.

11. Займите исходное положение: сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях. На медленный вдох руки сцепите «в замок», выверните ладонями вперед и вытяните над головой. При руках, поднятых 1 высоко вверх, дыхание задержите. Затем, сбрасывая напряжение с плеч (корпус наклоняется вперед, спина сгибается), одновре­менно и резко выдохните через рот; руки должны упасть на ко­лени. Упражнение повторите 2-3 раза.

Снять эмоциональное напряжение возможно с помощью методов’ I дыхания.

1. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 10-15 с, сжать ру-1 ки в кулаки, напрячь мышцы рук, спины, живота. Затем резко вы-| дохнуть, расслабить все мышцы, встряхнуть руками. Повторить] упражнение несколько раз.

2. При задержке дыхания можно слегка надуть щеки и сделать гло­тательные движения. Надо помнить и о выражении лица («внутт реннее зеркало», т. е. умение посмотреть на себя со стороны, по­может избавиться от ненужных мышечных зажимов). Например, вдохнув, провести по лицу рукой, словно бы убирая остатки Tpei воги, раздражения. Улыбнуться.

3. Провести рукой по мышцам шеи. Если они напряжены, накло­нить голову вперед, назад, сделать несколько вращательных дви­жений. Слегка помассировать шею и погладить мышцы от плеча к уху. Потереть подушечками пальцев заушные бугры (это улучшает приток крови к голове и облегчает нервную разрядку).

4. В положении стоя или сидя сделать полный вдох. Затем, задержав дыхание, вообразить круг и медленно выдохнуть в него.

Повторить шаг 4 раза. После этого вновь вдохнуть, вообразить треугольник и выдохнуть в него 3 раза. Затем подобным же обра­зом дважды выдохнуть в квадрат.

5. По оценке специалистов, зевок позволяет почти мгновенно обога­тить кровь кислородом и освободиться от избытка углекислоты. Напрягающиеся во время зевания мышцы шеи, лица, ротовой по­лости ускоряют кровоток в сосудах головного мозга. Таким обра­зом улучшается кровоснабжение легких, выталкивается кровь из печени, повышается тонус организма, создается импульс положи­тельных эмоций. Например, в Японии работники электротехни­ческой промышленности организованно зевают через каждые 30 мин.

Для выполнения данного упражнения нужно закрыть глаза, как можно шире открыть рот, напрячь ротовую полость, словно бы произнося низкое растянутое «у-у-у». В это время необходимо представить, что во рту образуется полость, дно которой опуска­ется вниз. При зевании потягиваются мышцы всего тела. Эффект упражнения усиливает улыбка, способствующая расслаблению мышц лица и формирующая положительный эмоциональный им­пульс. После зевка мышцы лица, глотки, гортани расслабляются, появляется чувство покоя.

Эмоциональной разрядке содействует ходьба.

Сначала надо 3-5 мин пройти в быстром темпе. Это поможет от­влечься, максимально включить в работу мышечный и сердечно-со­судистый аппараты организма. Идти надо свободно, размашистой походкой, сохраняя правильную осанку. Дышать ровно, спокойно, мо­жет быть, лишь немного более интенсивнее вдыхать. Затем 1-1,5 мин пройти в более медленном темпе и вновь его ускорить. Хорошо при этом ввести элемент соревнования, например догнать и обойти впе­реди идущего человека, пройти до намеченного пункта за заданное в ремя. Через 3-5 мин можно снова сбавить темп. В это время полез­но в такт шагам слегка напрячь мышцы рук, спины, живота, затем их Расслабить и время от времени делать встряхивающие движения, например, на 4 шага — напрячься, на 6-10 шагов — расслабиться. Ноги при этом не должны быть напряжены. Идти следует легкой, свободной походкой.

В процессе ходьбы с целью эмоциональной разрядки можно использовать некоторые формулы самоубеждения и самоприказов. Например: «Я успокаиваюсь. С каждым шагом все плохое уходит. Возвращаются уверенность, спокойствие, хорошее настроение».

Обработка результатов.По анкетам САН определяется самооцен­ка состояния участников до и после занятия, методом устного опроса выясняются индивидуальные особенности состояния.

Контрольные вопросы

1. Какие упражнения можно использовать для отдыха и тренировки вестибулярного органа чувств?

2. Какие упражнения помогают снять усталость глаз?

3. Какие упражнения рекомендуются для профилактики явлений гиподинамии и снятия эмоционального напряжения?

4. Каким образом дыхательные упражнения и ходьба способствуют эмоциональной разрядке?

Рекомендуемая литература

Бемиг У. Самопомощь при бессонницах, стрессах и неврозах. Минск, 1985.

Горбунов Г. Д. Учитесь управлять собой. Л., 1976.

Куэ Э. Сознательное самовнушение как путь к господству над собой. М., 1996.

Читайте также:  Процессы происходящие во время утомления

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9770 — | 7382 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Ученые утверждают, что полностью избежать утомления от учебных перегрузок не удается, да и не нужно. Это противоречит не только педагогическим, но и гигиеническим принципам, так как только интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма. Биологическое значение утомления двояко: охраняя, защищая организм от чрезмерного истощения физиологических систем, оно в то же время оказывается стимулятором последующего роста работоспособности. Гигиенисты считают, что необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха. Если этого не происходит, утомление накапливается и переходит в переутомление. Усилия педагога должны быть направлены на то, чтобы утомление не наступало слишком быстро, чтобы оно не было чересчур глубоким, чтобы более эффективным был отдых.

Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которая наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. По мнению специалистов, это временное функциональное состояние, биологическая роль которого состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряженной работе.

Ученые считают, что продолжительность активного внимания, например, первоклассников составляет 15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37 %, а качество её на 50 %. При этом около 50% учащихся начинают отвлекаться от работы.

Продолжительная и относительно однообразная умственная работа, к которой ребенок 6-7 лет еще не привык, физиологически связана с ритмическим возбуждением определенных участков коры головного мозга. Это возбуждение при утомлении сменяется внутренним торможением, вследствие чего ослабевает внимание детей, они начинают отвлекаться, разговаривать.

Кратковременные физические упражнения и игры, вызывая возбуждение других участков мозга, усиливают кровообращение и создают возможность для отдыха участков, находившихся в раздраженном состоянии во время учебных занятий. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, восприятие учебного материала улучшается, в целом активизируя организм детей.

Таким образом, устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.

Рассмотрим состояние утомления и переутомления, как характерное нарушение функционального состояния учащихся, развивающегося в динамике учебного процесса.

Утомление – это возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния организма человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. С точки зрения физиологии, утомление – это диспропорция между расходованием и восстановлением энергетических ресурсов. Его не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Отрицательное воздействие на здоровье оказывает постоянно возникающее хроническое утомление, перерастающее в переутомление. Утомление можно рассматривать как индикатор переходной области между желаемым уровнем учебной нагрузки на учащихся (тренирующий режим) и перегрузкой. Это состояние ограничивает нагрузку «сверху». Ограничением «снизу», т. е. недозагрузкой, служат нарушения школьниками дисциплины от безделья и невыполнение учебной программы.

Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением диагностируется неспецифическое напряжение организма – десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменения в ходе процесса обучения, мы будем способствовать здоровьесбережению.

О развитии утомления у школьников свидетельствуют:

  • снижение продуктивности труда: увеличивается количество ошибок и время выполнения задания;
  • ослабление внутреннего торможения: двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;
  • появление чувства усталости;
  • шум в классе.

Внимательный учитель может заметить:

  • нетерпеливое ерзанье в ожидании звонка;
  • изменение почерка;
  • динамизм (кривляние) телодвижений;
  • вегетативные реакции: потливость рук, покраснение лица, изменение частоты пульса;
  • жалобы на головную боль, неприятные ощущения в животе;
  • учащиеся младших классов пытаются себе помочь сосредоточиться, организовать себя «внешней» речью (проговаривание текста).

Общие и характерные симптомы утомления (симптомы физиологического дискомфорта):

  • появление болей и неприятных ощущений в различных частях тела;
  • отрицательные эмоции – раздражимость, нервозность, чувство бессилия, иногда – агрессия;
  • ухудшение внимания;
  • меняется отношение к работе – появляется желание отдохнуть.

Внешним проявлением утомления является снижение скорости и ритмичности в выполнении заданий с увеличением числа допускаемых ошибок.

Главные причины, вызывающие утомление учащихся:

  • профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей;
  • перегруженность школьных учебных программ и интенсификация учебного процесса;
  • левополушарный перекос содержания учебных программ и методов преподавания;
  • переполнение классов учащимися (более 20 человек), затрудняющее индивидуализацию учебно-воспитательного процесса;
  • несоблюдение санитарно-гигиенических условий в классах и школе;
  • нарушение организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса.

У школьников с ослабленным здоровьем утомление наступает быстро из-за неблагоприятных гигиенических условий в классе – даже при умеренной учебной нагрузке. К таким относятся:

  • нарушение температурного режима в помещении: неоптимальная температура в классе (слишком жарко или холодно);
  • повышенная сухость воздуха, особенно в зимнее время при недостаточной вентиляции воздуха и раскаленных батареях;
  • неблагоприятный состав воздуха: снижение кислорода, накопление в воздухе веществ антропогенного характера (выделения тела человека) – то, что называют плохо проветренным помещением;
  • нежелательные по направленности и интенсивности воздушные потоки, когда при неправильно расположенной системе вентиляции в классные комнаты затягиваются потоки из туалета, возникают сквозняки (особенно для отвечающих учащихся у доски и учителя);
  • воздействие посторонних шумов (лампы дневного освещения);
  • недостаток освещения (слабое, тусклое, неравномерное);
  • физический дискомфорт: от неудобного положения тела, от длительно фиксируемой позы (несоответствие размера мебели и роста), при авторитарной педагогической тактике учителя, когда дети боятся пошевельнуться.

Учащиеся чаще утомляются при длительном ограничении двигательной активности, однообразной, монотонной деятельности, даже легкой!

Переутомление – это крайняя степень утомления, при которой самопроизвольного, физиологического восстановления организма после нагрузки уже не происходит, и необходимы специальные восстановительные (реабилитационные) воздействия, программы, длительный отдых, а в некоторых случаях – лечебные процедуры, медикаментозная терапия.

Одно из направлений в деятельности по укреплению здоровья – организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школьном режиме. Это – физкультурные минутки, физкультурные паузы, динамические перемены, которые различают по степени воздействия на определенные группы мышц и по форме проведения.

Физкультурные минутки.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся является физкультминутка.

Физкультурные минутки– кратковременные перерывы на занятиях (1-3 минуты) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой учащихся. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.

Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

Требования к организации и проведению физкультминуток.

  • Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки является 15 – 20-я минута урока.
  • Двигательность физкультминуток обычно составляет 1 – 5 минут. Каждая физминутка включает комплекс из 3 – 4-х правильно подобранных упражнений, повторяемых 4 – 6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
  • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность.
  • Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
  • Предпочтение следует отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
  • Для каждого класса необходимо выбрать 2 – 3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников на другой режим деятельности.

Виды физкультминуток:

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • Упражнения для кистей рук;
  • Гимнастика для глаз;
  • Гимнастика для слуха;
  • Упражнения, корректирующие осанку;
  • Дыхательная гимнастика.

Возможные ошибки при использовании физкультминуток:

  • Подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;
  • Увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (без принятия во внимание степени утомления детей);
  • Выполнение движений с недостаточной амплитудой.

Рекомендации для учителя:

Учитель должен:

  • Проводить физкультминутки, находясь в хорошем настроении;
  • Обладать педагогическим тактом;
  • Владеть высокой двигательной культурой и образно показывать упражнения;
  • Уметь сочетать движения с музыкальным ритмом;
  • Знать основы терминологии физических упражнений.

Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке.

Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо.

В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Поэтому рекомендуются:

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • Упражнения для кистей рук.

Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.
Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока и использовать:

  • Гимнастику для глаз.

Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.

Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют:

  • Гимнастику для слуха.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого используют:

  • Дыхательную гимнастику.

Физкультурные паузы.

Физкультурные паузы – комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями и на уроках. Физкультурные паузы способствуют снятию утомления учащихся и состоят из комплекса физических упражнений (2-4 упражнения), выполняемых в течение 5-8 минут во время уроков. Комплекс упражнений для начальных классов, как правило, состоит из 2-3 упражнений.
По содержанию физкультурные паузы различны, так как предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма. Физические упражнения должны вовлечь в работу те мышцы, которые в большей степени подвергаются утомлению во время учебной деятельности на уроке. Это мышцы спины, шеи, пальцев рук, бедер. Комплексы должны состоять из физических упражнений, которые не требуют сложной координации движений и большого пространства, которое можно выполнять в положении «сидя», и в положении «стоя». Это различные движения головой, повороты туловища, полуприседания, движение руками и пальцами и т.п. исходя из общей направленности комплекса, физкультурные паузы могут быть предназначены для:

  • Общего воздействия;
  • Улучшения мозгового кровообращения;
  • Снятие утомления с плечевого пояса и рук;
  • Снятие утомления с туловища и ног;
  • Снятие утомления с кистей рук.

Физкультурные паузы на уроке следует проводить с учетом содержания учебной деятельности при проявлении признаков утомления, чаще всего в последней трети урока, особенно на 4, 5, 6 уроках. Упражнения рекомендуется проводить в течение урока дважды: на 10 – 15 и на 25 – 35 минутах.
Гигиенические требования к физкультурным паузам:

  • Проводить в чистом, хорошо проветренном и освещенном помещении;
  • Следить за дозировкой физической и эмоциональной нагрузки;
  • Не допускать переутомления.

Физические упражнения можно выполнять сидя на стуле или стоя у стола, в медленном или среднем темпе. Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы школьники не мешали друг другу. Каждое упражнение в комплексе повторяется 2-4 раза. Комплексы упражнений меняются один раз в 2 недели, так как их повторение утомляет.

Начинать выполнение комплекса упражнений необходимо с фиксации правильной осанки в течение 5-6 секунд, затем должны следовать упражнения на сосредоточенность внимания и активизацию определенной группы мышц, после чего следуют упражнения конкретной направленности в соответствии с очередностью урока, видом деятельности до физкультпаузы, с учетом дня недели, общего состояния учащихся, дневной динамики их работоспособности и др.

В начале урока можно выполнять вводную гимнастику, цель которой – повышение готовности организма к предстоящей работе путем соответствующей перестройки функций на новый уровень деятельности и сокращения периода врабатывания. Физические упражнения в первой половине урока способствуют активизации организма учащихся через воздействие на мышечную, сердечно-сосудистую, дыхательную и центральную нервную системы, интенсифицируя протекание физиологических процессов и предупреждая развитие утомления.

Во второй половине урока физические упражнения должны быть направлены на снятие физического и умственного утомления, возникшего в результате различных видов учебной деятельности.

Между уроками учащиеся могут выполнять упражнения самостоятельно (индивидуально), группами (фронтально). Длительность – 5 – 8 минут.

Самостоятельный способ выполнения физических упражнений преследует цель научить учащихся целесообразно использовать время между занятиями в активном движении.

Групповой (фронтальный) способ проведения физкультурных пауз может иметь комбинированный характер и состоять из комплекса физических упражнений, подвижных и музыкальных игр, которые служат средством эмоциональной нервной разрядки, а сочетающийся с игрой комплекс общеразвивающих упражнений является организующим и дисциплинирующим элементом.

Упражнения и игры должны быть хорошо знакомы учащимся. Например. Класс разделить на 2-3 группы: первая группа набрасывает кольца (в игре «Кольцеброс»), вторая играет с обручами, третья – в скакалки и т. п.

Динамические (двигательные) перемены

Динамические (двигательные) перемены – организованная форма активного отдыха на перемене. Их проводят после второго-третьего уроков.

Плохо организованные перемены, во время которых учащиеся не успевают отдохнуть, «сбросить» накопившуюся на уроке усталость, повышают вероятность наступления утомления, особенно на последних уроках. В результате происходит аккумуляция утомления, физиологически неоптимальной деятельности сердечно-сосудистой системы, кровообращения.

В санитарно-эпидемиологических правилах СанПиН 2.4.2.1178 – 02 в разделе «Требования к режиму общеобразовательного процесса» дан примерный объем двигательной активности обучающихся.

Главная цель двигательной перемены – дать возможность каждому ребенку побыть в движении, почувствовать свое тело, показать ему значение двигательной активности в жизни человека, учить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире.

Помимо развития физической активности детей, двигательные перемены должны способствовать сохранению психического здоровья детей.

Ни для кого ни секрет, что иногда школьные результаты учащихся способствуют формированию школьных стрессов, которые, накапливаясь, губительно действуют на детский организм. У ребенка пропадает желание учиться. Он становится злым и агрессивным, так как его учебные результаты не удовлетворяют родителей, педагогов и его самого, окружающий мир, которому он радовался, перестает быть для него интересным и занимательным, маленький человек закрывается и отгораживается ото всех, оставаясь наедине со своими проблемами.

Двигательные разминки дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.

Эмоциональные, подвижные и спортивные игры и танцы служат прекрасным средством профилактики заболеваний и оздоровления.

Проведение этого достаточно сложного с точки зрения организации мероприятия требует тщательной подготовки учителя, наличия простейшего инвентаря, помещения для проведения перемены.

Основные правила для организации двигательных перемен в школе.

  • Необходим учет возрастных особенностей детей;
  • Упражнения могут сопровождаться музыкой;
  • Место проведения готовят заблаговременно, оно должно соответствовать санитарным нормам;
  • Подвижные перемены проводят обычно после третьего урока в течении 15-20 минут, при этом необходимо оставить время для пассивного отдыха и подготовки к уроку.
  • Важно во время игр давать детям рекомендации. Подбадривать их. Тогда подвижные занятия будут проходить более эмоционально;
  • Надо учитывать, что с 11 – 12 лет двигательные возможности девочек и мальчиков начинают различаться, поэтому следует предусмотреть как совместные игры, так и раздельные;
  • Подвижные перемены не должны копировать уроки физической культуры. Перемена – это прежде всего время отдыха для учащихся, поэтому не следует их держать в строю. Школьники должны чувствовать себя свободно, непринужденно, проявлять дисциплинированность и организованность.

Таким образом, использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет приблизиться к решению основной задачи здоровьесберегающей педагогики – так организовать режим труда и отдыха детей, чтобы сохранить высокую работоспособность на протяжении всего периода учебных занятий, отодвинуть по возможности утомление и избежать переутомления.

Практика показывает, что правильное использование в учебном процессе физкультурных минуток, физкультурных пауз и двигательных перемен позволяет:

  • действенно поддерживать у младших школьников должный запас «адаптационной энергии» (Г. Селье) – тех ресурсов, которые помогают стойко противодействовать стрессовым ситуациям, повышают неспецифическую устойчивость организма к воздействию окружающей среды, что способствует снижению заболеваемости;
  • стимулировать процессы роста и развития, что благоприятно сказывается на созревании и функциональном совершенствовании ведущих систем детского организма, на повышении его биологической надежности;
  • влиять на своевременное формирование двигательного анализатора и стимулировать развитие основных физических качеств младших школьников (сила, быстрота, ловкость, выносливость, равновесие и координация движений), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;
  • повышать тонус коры головного мозга и вызывать положительные эмоции, что способствует охране и укреплению психического здоровья;
  • нормализовать нарушенную деятельность отдельных органов и функциональных систем, нивелировать и устранять недостатки в физическом развитии детей, что оказывает лечебно-оздоровительное влияние.

источник