Меню Рубрики

Характеристика внешних признаков утомления

Признаки Небольшое физическое утомление Значительное утомление (острое переутомление 1 степени) Резкое переутомление (острое переутомление II степени)
Окраска кожи Небольшое покраснение Значительное покраснение Резкое покраснение, побледнение, синюшность
Потливость Небольшая Большая (выше пояса) Особо резкое (ниже пояса), выступление солей
Дыхание Учащенное (до 22-26 в мин на равнине и до 3-6 на подъеме) Учащенное (38-46 в мин), поверхностное Резкое(более 50-60 в 1 мин), учащенное, через рот, переходящее в отдельные вдохи, сменяющееся беспорядочным дыханием
Движение Бодрая походка Неуверенный шаг, легкое покачивание, отставание на марше Резкие покачивания, появление некоординированных движений. Отказ от дальнейшего движения
Общий вид, ощущения Обычный Усталое выражение лица, нарушение осанки (сутулость, опущенные плечи). Снижение интереса к окружающему Изможденное выражение лица, резкое нарушение осанки («вот-вот упадет»), апатия, жалобы на резкую слабость (до прострации), сильное сердцебиение, головная боль, жжение в груди, тошнота, рвота
Мимика Спокойная Напряженная Искаженная
Внимание Хорошее, безошибочное выполнение указаний Неточность в выполнении команд, ошибки при перемене направления Замедленное, неправильное выполнение команд. Воспринимается только громкая команда

Показателей интенсивности физ.нагрузкимного: изменение времени двигательной реакции, частота дыхания, минутный объем потребления кислорода и т.д. Наиболее информативным и широко используемым показателем интенсивности физических нагрузок является ЧСС.

В основе определения интенсивности тренировочной нагрузки по ЧСС лежит связь между ними.Чем больше нагрузка – тем выше ЧСС.

При определении интенсивности тренировочной нагрузки по ЧСС используются два показателя: пороговая и пиковая ЧСС.

Пороговая ЧСС – это наименьшая интенсивность, ниже которой тренировочный эффект не возникает. Пиковая ЧСС – это наибольшая интенсивность, которая не должна быть превышена в процессе тренировки. У здоровых людей показатели ЧСС могут быть следующие : пороговая – 75% и пиковая – 95% от ЧСС мах.

Относительная рабочая ЧСС (%ЧСС мах) – это выражение в процентах отношения ЧСС по время нагрузки и максимальной ЧСС для данного человека. Приближенно ЧСС мах можно рассчитать по формуле:

ЧСС мах = 220 – возраст человека (лет).

Индивидуальные зоны интенсивности нагрузокопределяются с ориентацией именно на частоту сердечных, сокращений.

Физиологи определяют четыре зоны интенсивности нагрузок по ЧСС (рис.1).

– зона умеренной интенсивности; 1 – зона средней интенсивности; П–зона большой интенсивности; Ш— зона высокой и предельной интенсивности.ПАНО – порог анаэробного обмена.

Рис. 1. Зоны интенсивности нагрузок по ЧСС

На рис. 1 представлены зоны интенсивности нагрузок при равномерной мышечной работе.Разделение нагрузок на зоны имеет в своей основе не только изменение ЧСС, но и различия в физиологических и биохимических процессах при нагрузках разной интенсивности. ПАНО – порог аэробного обмена.

Нулевая зона(ЧСС до 130 уд/мин) характеризуется аэробным процессом энергетических превращений (без кислородного долга). Работа в этой зоне считается лёгкой и может выполняться долго. При такой интенсивности нагрузки тренировочный эффект может обнаружиться лишь у слабо подготовленных студентов; начинающих заниматься; у лиц со слабым здоровьем, особенно имеющих сердечно-сосудистые и дыхательные заболевания. Спортсменами нулевая зона может применяться в целях разминки, либо для восстановления (при повторном или интервальном методах тренировки) или для активного отдыха. Существенный прирост потребления кислорода, а, следовательно, и соответствующее тренирующее воздействие на организм происходит не в этой, а в первой зоне, типичной при воспитании выносливости у начинающих.

Первая тренировочная зона интенсивности нагрузки (ЧССот 130 до 150 уд/мин) также характеризуется аэробным процессом энергообеспечения мышечной работы. Она стимулирует восстановительные процессы, улучшает обменные процессы, совершенствует аэробные способности, развивает общую выносливость. Как тренировочная зона наиболее типична для начинающих спортсменов. Работа в этой зоне может выполняться от одного до нескольких часов (длительный кроссовый бег, длительное непрерывное плавание, марафонские дистанции и др.)

Втораятренировочная зона (ЧСС 150 – 180 уд/мин) по механизмам энергообеспечения смешанная – аэробно-анаэробная. В этой зоне включаются анаэробные (бескислородные) механизмы энергообеспечения мышечной деятельности.Считается, что 150 уд/мин – это порог анаэробного обмена ПАНО. Однако у слабоподготовленных занимающихся ПАНО может наступить при ЧСС 130 – 140 уд/мин. У хорошо тренированных спортсменов ПАНО может «отодвинуться» к границе 160 – 170 уд/мин. Тренировочная работа в этой зоне можетпроходить в зависимости от подготовленности от 10 – 15 мин до 1 часа. Эта зона соответствует развитию и совершенствованию специальной выносливости, требующей высоких аэробных способностей.

Третья тренировочная зона –анаэробно-аэробная, (ЧСС более 180 удар/мин). Совершенствует анаэробные механизмы энергообеспечения на фоне значительного кислородного долга. Здесь частота пульса перестает быть информативным показателем дозирования нагрузки, но приобретают вес показатели биохимических реакций крови и ее состава, в частности количество молочной кислоты, резко возрастает кислородный долг. В связи с высокой интенсивностью нагрузки в этой зоне, продолжительность её короткая (от 3-5 до 30 мин).

В целом продолжительность занятий в той или иной зоне интенсивности нагрузок зависит от уровня подготовленности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8763 — | 7151 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Даже оптимальная работа на уровне устойчивого состояния не может продол­жаться очень долго, так как энергетические ресурсы организма ограничены: с их ис­черпанием должна прекратиться и работа. В условиях целостного организма полно­го исчерпания энергетических ресурсов практически не бывает, это объясняется тем, что под влиянием работы в организме постепенно развивается особое физиологичес­кое состояние-утомление, которое сигнализирует о приближении к существенным биохимическим и функциональным изменениям, автоматически снижает работоспо­собность, то есть интенсивность работы, и предохраняет от чрезмерных сдвигов.

Утомление — это процесс временного снижения функциональных возможностей организма под влиянием интенсивной или длительной работы, выражающийся в ухуд­шении количественных и качественных показателей работы и в дискоординации фи­зиологических функций. Оно наступает вследствие нарушения центральной коорди­нации функций и возникновения экстренных очагов торможения в результате несо­ответствия рабочего задания функциональным возможностям человека.

Утомление характеризуется следующими признаками: расстройство внима­ния (рассеянное, частое отвлечение), ухудшение памяти и мышления, частая сме­на позы, нарушение координации движений (неуверенные, замедленные), ослаб­ление воли, чувство усталости, сонливость.

Утомления не следует бояться: оно является стимулятором процессов супер­компенсации, т.е. повышения энергетических запасов и общей работоспособнос­ти в фазе восстановления после физической работы. Без утомления фазы суперкомпенсации не бывает. Умелое чередование периодов труда и отдыха (режим дня, режим тренировок) не приводит к значительному утомлению и, следователь­но, к переутомлению. Такой же эффект вызывает и активный отдых.

Переутомление — это систематическое перенапряжение нервной системы. Переутомление характеризуется следующими признаками: чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражитель­ность, головокружение и головная боль; наступают диспепсические расстройства, понижаются защитные силы организма.

В период экзаменационной сессии наблюдается неритмичная организация жизнедеятельности студентов:

1.Нарушение режима дня (в режиме дня должно быть отведено время для сна, приёма пищи, УГГ, занятиям физическими упражнениями и т.д.).

2.Малая двигательная активность.

3.Неумелое планирование своей работы.

В период сессии студенты загружены по 14-16 ч., что превышает физиологи­ческий предел. Суммарная двигательная активность студентов в период сессии снижается до 39-46%, а в период учебных занятий составляет — 56-65%, то есть налицо дефицит движений. Студенты проводят время в условиях малой подвиж­ности, не используя в должной мере оздоровительные мероприятия. Действие эмоциональных факторов и нервно-психического напряжения влияют на состоя­ние студентов в период сессии. Так, в день экзамена, эмоциональный настрой, мобилизация всех сил организма настолько велики, что частота сердцебиений воз­растает до 130-144 ударов в минуту, кровяное давление повышается до 135/85 -155/95 мм. рт. ст. против 115/70 мм. рт. ст. в период учебных занятий. Несмотря на то, что экзамены проходят в конце семестра, когда студенты утомлены, эмоци­ональный подъём в день экзамена настолько большой, что временно снимает чув­ство усталости. Успешная сдача экзамена еще более мобилизует его, неудача мо­жет привести к депрессии. Рациональное питание, правильный режим и распоря­док дня, закаливание, отказ от вредных привычек, физическая активность — всё это определяет самочувствие человека, его умственную и физическую

работоспособность. Наибольшее значение для сохранения здоровья и работо­способности имеют:

3) занятия физической культурой и спортом -15-30%.

Резервы для отдыха и восстановления следует находить не в снижении мозго­вых усилий, а в дозированных физических нагрузках, активном отдыхе.

источник

(В.Н.Сергеев, 1980)

Признак Небольшое физиологическое утомление Значительное утомление (1 степени) Резкое переутомление (2 степени)
Окраска кожи Небольшое покраснение Значительное покраснение Резкое покраснение, побледнение, синюшность
Потливость Небольшая Большая (выше пояса) Большая (выше и ниже пояса)
Дыхание Учащенное (до 20-26 в минуту) Сильно учащенное (38-46 в минуту) с поверхностным дыханием Резкое (более 50-60 в минуту), поверхностное дыхание, переходящее в отдельные вдохи, сменяющиеся беспорядочным дыханием
Движения Бодрая походка Неуверенный шаг, легкие покачивания Резкие покачивания, появление некоординированных движений. Отказ от движения
Общий вид Обычный Снижение интереса к окружающим. Усталое выражение лица, нарушение осанки Изможденное выражение лица, апатия, резкое нарушение осанки
Внимание Хорошее, безошибочное выполнение указаний Неточность в выполнении команд, ошибки при перемене направления Замедленное, неправильное выполнение команд, воспринимается только громкая команда
Самочувствие Никаких жалоб, кроме чувства легкой усталости Жалобы на выраженную усталость, боли в ногах, сердцебиение, отдышка Жалобы на резкую слабость, сильное сердцебиение, головную боль, тошноту
Пульс в минуту 110-150 160-180 Более 180

7.Понимать намерение и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними и организовывать их взаимодействие

Многочисленные публикации подтверждают наличие потенциала спортивных, подвижных игр с целью расширения возможностей общения человека. Так, некоторые авторы рассматривают процесс физического воспитания как область обучения социально корректному поведению, в ходе которого стремление к высоким спортивным достижениям имеет уже второстепенное значение.

Коммуникативные функции физической культуры заключатся в развитии таких качеств, как уважение к другим людям, готовность помочь им и взять на себя ответственность за них в некоторых ситуациях.Проявление данных личностных качеств позволит «ощутить» духовный мир других людей и сформировать умение так соотносить с ними свое поведение, чтобы сделать возможной совместную деятельность, сотрудничество. Именно в этом и проявляется командный настрой во всех спортивных, подвижных играх, так как достижение общего положительного результата означает суммарные усилия каждого игрока в отдельности.

При командном взаимодействии самоконтроль и самоанализ приобретают более актуальное значение, так как присутствует взаимный контроль. Процесс оценивания студентами своих способностей играет важную роль, так как «оценка – это учебное действие, которым учащиеся должны овладеть в первую очередь, и если у учащихся не вырабатывается собственной позиции, собственных убеждений и адекватной самооценки, они привыкают к моральному иждивенчеству…» (Л.М.Фридман, 1983).

8.Способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать и учитывать мнение другого человека

9.Способность владеть мимикой, речью, жестами

10.Способность находить общий язык с разными людьми

12.Аккуратность, пунктуальность, собранность

Выполнение определенных ролей в социальном контексте как раз направлено на проявление таких личностных качеств, как эмпатия, коммуникабельность и сила убеждения. Речь идет о выполнении функций арбитра, судьи, организатора соревнований, тренера, эксперта и так далее.

Приобретение подобного опыта межличностного общения расширяет границы человеческого сознания и создает предпосылки к развитию абстрактно-логического мышления, с одной стороны, и улучшению взаимоотношения с окружающими людьми, с другой стороны. Так, например, студент, выполнявший функции арбитра или судьи, при повторном выполнении данных обязанностей проявит более высокий уровень концентрации внимания на фоне доброжелательного поведения к участникам соревнований.

В рамках социального обучения следует соблюдать ряд дидактических принципов: 1) необходимо так организовать преподавание физической культуры, чтобы каждый студент имел реальную возможность приобрести социальный опыт; 2) необходимо, чтобы каждый занимающийся не только понимал и принимал правила, технику и тактику определенной спортивной игры, но также и осознавал их смысл; 3) достижения каждого студента следует изучать, исходя из закона «исходного уровня»; 4) при оценке и усвоении социального опыта необходимо понимать предстоящие действия всех участников учебного процесса, взаимодействующих друг с другом, и установить между ними определенные взаимосвязи (Э.Майнберг, 1995).

Также следует обратить внимание и на такой вид социального взаимодействия как парное межличностное общение (упражнения в парах). Благодаря такому виду межличностных отношений парное взаимодействие побуждает к осмыслению себя, улучшаются процессы рефлексии (С.Д.Шевченко, 1991; Г.А.Цукерман, 1995); при командном взаимодействии самоконтроль и самоанализ приобретают более актуальное значение, так как присутствует взаимный контроль.

Читайте также:  Работа и сила мышц утомление его физиологические механизмы

13.Знание психологии людей.

Проблемы физического воспитания и образования, как было указано выше, неразрывно связаны с развитием личности. Феномен личностного развития является одним из важнейших процессов педагогической практики и теории. И именно теория физического воспитания признала значимость игры как важнейшего условия для развития личности. Это определенное социальное взаимодействие, в ходе которого также формируется и развивается сознание личности.

Система аргументации ряда авторов строится на включении игры в процесс духовно-психологического развития, в силу чего игровая деятельность осознается не только с точки зрения ее ценности для физического развития, но и для формирования личностных качеств. В спортивных играх люди сосуществуют вместе, взаимно влияют друг на друга, проявляя при этом социальные, нравственные и когнитивные моменты личностного развития.

Здесь следует обратить внимание еще на один существенный момент игрового поведения, также необходимый для профессий «человек-человек». Поскольку свобода при всех нормах и правилах и регламентирующих установках является неотъемлемым структурным элементом игровой ситуации, то игра позволяет совершать творческие действия, без которых автономное развитие личности невозможно. Игровые действия довольно часто сопровождаются творческими экспериментами.

источник

Дозирование физических нагрузок на уроке

Физическая нагрузка— это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Доза нагрузки — это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности. Дозировать нагрузку — значит строго регламентировать ее объем и интенсивность.

Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятия, километражем преодоленного расстояния (дистанции) и другими показателями.

Интенсивность характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др.

Соотношение между ними при выполнении физических упражнений представляет собой обратно пропорциональную зависимость: чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность, и наоборот. По характеру мышечной работы нагрузки могут быть стандартными и переменными.

Действием нагрузки является реакция организма на выполненную работу. Ее показатели — частота сердечных сокращений и внешние признаки утомления учащихся. Градация внешних признаков по степени утомления при физических нагрузках представлена ниже, в таблице

Признаки Степень утомления
Легкая Значительная Очень большая
Цвет кожи лица и туловища Небольшое покраснение Значительное покраснение Резкое покраснение, побледнение, появление синюшности губ
Потливость Небольшая, чаще на лице Большая, головы и туловища Очень сильная, выступление соли
Дыхание Учащенное ровное Значительное учащение, периодически через рот Резко учащенное, поверхностное, появление одышки
Движения Не нарушены Неуверенные Покачивания, нарушение координации движений, дрожание конечностей
Внимание Безошибочное Неточность выполнения команд Замедленное выполнение команд
Самочувствие Жалоб нет Жалобы на усталость, сердцебиение, одышку и т. д. Сильная усталость, боль в ногах, головокружение, одышка, шум в ушах, головная боль, тошнота и др.

Все указанные выше показатели в различной степени и различных отношениях отражают величину воздействия физической нагрузки на организм занимающихся, что позволяет определять и регулировать нагрузку в процессе занятия.

Теоретико-методическую основу оптимального дозирования нагрузок составляют закономерности адаптации организма к воздействию физических упражнений, развития тренированности. Исходя из этого сформулированы и научно обоснованы следующие методические положения: адекватность нагрузок (соответствие индивидуальным функциональным возможностям организма), постепенность повышения нагрузок (обеспечивающая развитие функциональных возможностей), систематичность нагрузок (их последовательность и регулярность).

Физические нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными по своим параметрам (объему, интенсивности, интервалам отдыха), что обеспечивает тренирующий эффект. Недостаточные нагрузки неэффективны, так как ведут к потере учебного времени, а чрезмерные — наносят вред организму.

Если нагрузка остается прежней и не меняется, то ее воздействие становится привычным и перестает быть развивающим стимулом. По указанной причине постепенное увеличение физической нагрузки является необходимым требованием.

Наиболее информативным, объективным и широко используемым в практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является величина частоты сердечных сокращений (ЧСС).

При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд./мин (при этом наблюдается максимальный ударный объем сердца). Поэтому величина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд./мин, соответствует порогу тренирующей нагрузки.

В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд./мин (А. А. Виру, 1988, и др.).

Следовательно, наибольший общеукрепляющий оздоровительный эффект на занятиях с учащимися подросткового и юношеского возраста достигается упражнениями аэробной направленности средней и большой интенсивности (с помощью подвижных игр, эстафет, спортивных игр, плавания, бега, ходьбы на лыжах и др.).

Диапазон нагрузок средней интенсивности составляет 130— 160 уд./мин и большой интенсивности — 161—175 уд./мин.

Строгое регулирование физических нагрузок и их чередование с отдыхом обеспечивают направленное воздействие физических упражнений на функциональную активность органов и структур организма детей школьного возраста.

Регулирование параметров нагрузки на уроке физической культуры достигается многими разнообразными способами и методическими приемами. Наиболее эффективными и доступными приемами являются:

—изменение количества повторений одного и того же упражнения;

—изменение суммарного количества упражнений;

—изменение скорости выполнения одного и того же упражнения;

—увеличение или уменьшение амплитуды движений;

—варьирование величин внешних отягощений;

—выполнение упражнений в усложненных или облегченных условиях (например, бег в горку и бег под горку или бег по дорожке стадиона и бег по песку и т.д.);

—изменение исходных положений (например, выпрыгивания вверх из полуприседа и приседа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа с положением ног на полу и на гимнастической скамейке и т.д.);

—изменение длины дистанций в беге, плавании, лыжах;

—проведение занятий на обычной, увеличенной или уменьшенной площадке (в спортивных играх);

—варьирование применяемых методов (равномерный, игровой, соревновательный и др.);

—увеличение или уменьшение времени (интервалов) и характера отдыха между выполнением упражнений.

В каждом конкретном случае преподавателем применяются наиболее оптимальные способы регулирования физической нагрузки для эффективного решения задач урока.

Общая и моторная плотность урока.Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях урока. Общее время, затраченное на урок (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитываются процентные величины.

Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность урока.

Общая плотность урока — это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.

Общая плотность урока включает в себя следующие педагогически целесообразные мероприятия (В. Ф. Новосельский, 1989):

1) организацию учащихся, проверку домашнего задания, постановку учебных задач;

2) сообщение и закрепление теоретических сведений;

3) проведение общеразвивающих упражнений;

4) инструктирование, регулирование, коррекцию (исправление ошибок), помощь, страховку;

5) подготовку и уборку снарядов, необходимые перемещения учащихся на уроке и т.д.;

6) изучение техники физических упражнений, воспитание физических качеств;

7) методическую подготовку учащихся, формирование умений самостоятельно заниматься, а также организаторских навыков;

9) использование наглядных пособий, технических средств, показ упражнений;

10) педагогический контроль;

11) подведение итогов, выполнение упражнений на расслабление, постановку домашних заданий;

12) воспитательную работу на уроке.

Для определения общей плотности (ОП) урока или его частей суммируются показатели времени активной деятельности на уроке. Сюда входит время, затраченное на выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение и организацию урока, кроме времени на неоправданные ожидание и простои. Это время умножается на 100% и делится на общее время урока tобщ:

Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%. К снижению общей плотности урока приводят следующие причины:

—неоправданные простои на уроке (опоздание с началом, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражнений);

—неподготовленность учителя к уроку; непродуманные организация и содержание урока, приводящие к паузам;

—излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;

—неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что приводит к нерациональному использованию времени из-за многократного повторения команд и распоряжений, замечаний ученикам, повторений объяснения и т.п.

Например, если простой на уроке по вине преподавателя составил 1 мин, то общая плотность урока будет равна:

Моторная плотность урока — это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока.

Для расчета моторной плотности (МП) необходимо время выполнения физических упражнений tфу умножить на 100% и разделить на общее время занятия, урока tобщ:

Например, установлено, что суммарное время, затраченное учащимися на выполнение физических упражнений, равно 25 мин (оставшиеся 15 мин были затрачены на объяснения преподавателя, подготовку мест занятий, интервалы отдыха между смежными заданиями и т.п.). В этом случае моторная плотность урока будет равна:

Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неизбежность таких изменений можно объяснить прежде всего различием содержания применяемых упражнений, местом их использования и методами применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зависимости от типа урока. Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств она может достигать 70—80%, а на уроках разучивания двигательных действий и формирования знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%.

При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной работы в целом.

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 5454 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

(по В. К. Велитченко и Г. И. Погадаеву, 1998)

Признаки Степень утомления
Легкая Значительная Переутомление
Окраска кожи Небольшое покраснение Значительное покраснение Резкое покраснение, побледнение, синюшность
Потливость Небольшая Большая (выше пояса) Резкая (ниже пояса, выступание солей на коже)
Дыхание Учащенное (до 20-26 за 1 мин на рав­нине и до 36 — при подъеме в гору) Учащенное (38-46 за 1 мин), поверхностное Очень учащенное (более 50—60 за 1 мин), через рот, переходя­щее в отдельные вздо­хи, сменяющиеся беспорядочным дыханием
Движение Бодрая походка Неуверенный шаг, легкое покачивание при ходьбе, отставание на марше Резкие покачивания при ходьбе, появле­ние некоординиро­ванных движений Отказ от дальнейшего движения
Общий вид Ощущения Обычный Усталое выражение лица, небольшая сутулость. Снижение интереса к окружающему Изможденное выражение лица, сильная сутулость, апатия, жалобы на очень сильную слабость Головная боль, жжение в груди. Тошнота, рвота
Мимика Спокойная Напряженная Искаженная
Внимание Четкое, без­ошибочное выполнение указаний Неточность в выполнении команд, ошиб­ки при смене направления движения Замедленное, непра­вильное выполнение команд Воспринима­ются только громкие команды
Частота сердечных сокращении, уд/мин 110-150 160-180 Более 180

На уроке физической культуры необходимо так дозировать объем, характер и интенсивность физических нагрузок, чтобы утомление школьников не превышало легкой степени.

Гигиеническая характеристика вводной части урока. В этой час­ти урока выполняются упражнения, повышающие работоспособ­ность организма, его систем и органов, подготавливающие к вы­полнению больших физических нагрузок. Это позволяет школь­никам, с одной стороны, справляться с более интенсивными физическими нагрузками, и с другой — уменьшить возможный риск их повреждающего действия на организм учащихся. Для пра­вильного планирования и выполнения разминки важно понима­ние ее физиологических механизмов. Простые движения без боль­шой амплитуды и отягощений вызывают выделение в полость суставов синовиальной жидкости, предохраняющей суставные хрящи от непосредственного трения, и тем самым от их повреж­дения.

Для подготовки организма к выполнению интенсивных физи­ческих нагрузок нужно повысить функцию аэробной системы обеспечения обмена веществ. Для перехода этой системы от ис­ходного уровня покоя к оптимальному функциональному состо­янию необходимо не менее 3 мин, и поэтому для стимуляции этой функции используется 5-6-минутная физическая нагрузка на уровне, соответствующем примерно 50% МПК, при ЧСС 130— 150 уд/мин. В результате аппарат внешнего дыхания постепенно достигает более высокого функционального уровня, увеличива­ется количество функционирующих единиц бронхоальвеолярной системы и обеспечивается координация их функций с системой легочного кровообращения; действующих сосудов (артериол, капилляров, венул, лимфатических протоков) в скелетных мыш­цах; постепенно повышаются ударный и минутный объемы сер­дца, способность систем крово- и лимфообращения удалять про­дукты обмена веществ из работающих мышц Последний фактор важен для профилактики локальных мышечных переутомлений. Поэтому аэробная разминка особенно необходима перед интен­сивными силовыми, скоростными анаэробными нагрузками. Уве­личение кровотока в коже способствует повышению теплоотдачи и предупреждению перегревания. В процессе разминки повышает­ся тонус нервной системы, улучшается координация движений, снижается риск травм и повреждений при выполнении техничес­ки сложных упражнений. Для аэробной разминки лучше всего ис­пользовать бег умеренной интенсивности (ЧСС —130—150 уд/мин) в течение 5—6 мин.

Читайте также:  При утомлении водителя время реакции

Таким образом, вводная часть урока должна включать гимна­стические упражнения для всех суставов с умеренными усилия­ми на растяжение, чтобы мышцы и суставы подготовить к ин­тенсивным нагрузкам, и циклические упражнения, например бег, стимулирующие функцию аэробной системы обмена веществ, способствующие подготовке организма школьников, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к основной части занятия.

Первая часть разминки имеет в основном подготовительную направленность, тогда как вторая дает и развивающий эффект.

Гигиеническая характеристика основной части урока. Гигиени­ческая задача основной части урока — повышение функциональ­ного состояния организма школьников и их физической подго­товленности. В основной части урока должны соблюдаться общие физиолого-гигиенические принципы выполнения физических упражнений:

• на одном занятии целесообразно развивать несколько двига­тельных качеств, т. е. содержание занятий должно быть комплекс­ным;

• объем физической нагрузки, направленной на развитие кон­кретного двигательного качества, должен быть достаточным для достижения выраженного срочного и отставленного тренировоч­ного эффектов, что определяется показателями врачебно-педагогического контроля и самоконтроля (например, по выраженно­сти утомления);

• физические нагрузки необходимо чередовать по интенсивно­сти воздействия на сердечно-сосудистую систему, которая оце­нивается по ЧСС, характеру энергообеспечения (аэробный или анаэробный);

• физические нагрузки следует чередовать и по их направлен­ности на развитие определенных мышечных групп.

Использование первого принципа необходимо для комплекс­ного развития двигательных качеств школьников, так как только всесторонность, гармоничность их физической подготовленности отвечают требованию оздоровительной направленности физиче­ского воспитания.

Развитие нескольких двигательных качеств на одном занятии повышает их эффективность. Физические упражнения преимуще­ственно однонаправленного функционального воздействия обла­дают дополнительным, но более слабым воздействием на другие двигательные качества. Например, бег на коротких отрезках спо­собствует развитию в основном скоростных качеств, но если ис­пользовать только его, быстро наступит утомление, так как будут задействованы определенные структурно-функциональные обра­зования.

Прыжковые упражнения, направленные в первую очередь на развитие скоростно-силовых качеств (прыгучести), позволяют разнообразить занятия и переносить акцент физиологического воздействия на другие структурно-функциональные образования организма. Это эффективное средство совершенствования ско­ростных качеств школьников, развития силового компонента. Дли­тельность основной части урока должна составлять не менее 30— 35 мин.

Гигиеническая характеристика заключительной части урока. Эта часть урока очень важна, например, для того чтобы у школьников постепенно восстановился минутный объем сердца после интен­сивной мышечной деятельности: первые 3—5 мин он остается по­вышенным. Это обусловлено необходимостью погашения кисло­родного долга, удаления продуктов обмена из тканей, определен­ной инерцией в работе сердца.

Важно помнить, что если сразу после прекращения интен­сивной физической нагрузки (например, бега) человек останав­ливается, «мышечный насос» выключается и может развиться сердечно-сосудистая недостаточность. Венозная кровь не полно­стью возвращается в правый желудочек, а скапливается на пери­ферии. Это может привести к тяжелым последствиям, вплоть до смертельного исхода. Кроме того, плавное снижение интенсив­ности нагрузки в заключительной части урока постепенно умень­шает возбуждение нервной системы, создавая условия к пере­ключению на другую деятельность, например на умственную работу.

В заключительной части урока могут использоваться специаль­ные упражнения, усиливающие восстановительный эффект, на­пример, на расслабление, дыхательные. Длительность заключи­тельной части урока составляет 3—5 мин.

Для определения достаточности физической нагрузки служит показатель моторной плотности урока, определяемый методом хронометража. Чем больше моторная плотность урока, тем выше его физиологический эффект. Например, если из 45 мин занятия физическими упражнениями проходили 30 мин, моторная плот­ность составит (30 х 100): 45. Показатель более 60 % считается гиги­енически достаточным.

Признаки выраженных степеней утомления у некоторых детей свидетельствуют о чрезмерности нагрузки, поэтому требуется не­медленно изменить дозировку упражнений с целью предупрежде­ния перенапряжения.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные гигиенические требования к уроку физической культуры.

2. Как классифицируются физические нагрузки при физическом вос­питании школьников?

3. Каково гигиеническое значение вводной части урока?

4. Каково гигиеническое значение основной части урока?

5. Каково гигиеническое значение заключительной части урока?

6. Как определить достаточность физической нагрузки школьников на уроке физической культуры?

Глава 12 ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНЫХ ТРЕНИРОВОК

Гигиенические требования к занятиям спортом высших дости­жений существенно отличаются от требований к занятиям оздо­ровительными физическими упражнениями. Цель занятий спор­том — достижение наивысших спортивных результатов, побед на международных соревнованиях. Для этого спортсмены должны вы­полнить огромные физические тренировочные и соревнователь­ные нагрузки. Например, гребцы мирового класса ежегодно пре­одолевают расстояние 10000—12000 км, пловцы — 8—20, вело­гонщики 150—250 км в день, метатель копья совершает за сезон около 6000 бросков, тяжелоатлет ежедневно поднимает 60—90 т.

Основная задача гигиенического обеспечения занятий спортом — создание условий для сохранения и укрепления здоровья спорт­сменов. Спортивная тренировка — основная форма подготовки спортсменов — включает систематическое использование строго регламентированных физических упражнений, совершенствующих функциональные возможности и способности организма. В про­цессе тренировки разрешаются сложные задачи общего и специа­лизированного совершенствования организма, направленного на достижение высоких спортивных результатов.

Параллельно с этим спортивная тренировка должна иметь оздо­ровительную направленность — содействовать улучшению здоро­вья и физического развития, повышать сопротивляемость орга­низма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Для сочетания спортивного и оздоровительного эффектов не­обходимо, чтобы вся система тренировки в любом виде спорта была тщательно продумана, а организация занятий и соревнова­ний полностью отвечала требованиям гигиены.

Гигиенические требования к планированию тренировки

Основные гигиенические принципы построения учебно-тре­нировочного процесса:

• систематическое проведение тренировочных занятий и повтор­ное выполнение физических упражнений;

• постепенное увеличение физической нагрузки;

• чередование работы и отдыха;

• разносторонняя физическая подготовка.

Систематическое многократное повторение мышечной работы с постепенно возрастающей нагрузкой позволяет нервной, дыха­тельной, сердечно-сосудистой и мышечной системам приспосо­биться к выполнению работы и повысить работоспособность орга­низма в целом. Нарушение этого правила (например, применение значительных физических нагрузок на начальном этапе спортив­ной тренировки) может привести к переутомлению, стать причи­ной перетренированности и травм. После вынужденных переры­вов в тренировке возобновлять занятия следует с более легкой, чем перед перерывом, нагрузки.

Рациональное чередование тренировки и отдыха обеспечива­ет необходимое восстановление функционального состояния орга­низма спортсмена и предупреждает возникновение переутомле­ния. При этом повышаются спортивная работоспособность и вы­носливость. Эти условия важно соблюдать на протяжении всего цикла тренировки. После соревнований, каждого тренировоч­ного занятия и в процессе занятия необходим достаточный от­дых. Отдых между тренировочными занятиями не должен быть слишком длительным, чтобы не препятствовать закреплению положительных сдвигов, достигнутых в предшествующих тре­нировках.

Разносторонняя физическая подготовка способствует всесто­роннему гармоничному физическому развитию, улучшению функ­ционального состояния органов и систем и в сочетании со специ­ализацией в избранном виде спорта дает наиболее выраженный оздоровительный и спортивный эффект.

Общая физическая подготовка и использование при специали­зации в качестве вспомогательных средств элементов других ви­дов спорта повышают возможность выполнения более интенсив­ных и длительных физических нагрузок, способствуют лучшей координации движений, оказывают более широкое оздоровитель­ное воздействие и помогают достижению успеха в избранном виде спорта.

Круглогодичный план тренировки с делением на подготови­тельный, соревновательный и переходный периоды должен пре­дусматривать в каждом из них некоторые особенности в гигиени­ческом обеспечении тренирующихся спортсменов.

В подготовительный период тренировки независимо от време­ни его начала, обусловленного видом спорта, основное место должна занимать общая физическая подготовка, направленная на укрепление здоровья, развитие силы и выносливости, улучшение координации движений, воспитание воли и других качеств. Для этой цели используют гимнастику в виде ежедневной 15-минут­ной утренней зарядки, а также имеющие большое оздоровитель­ное значение ходьбу и кроссы. Они оказывают благоприятное вли­яние на нервную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, связочно-суставной и мышечный аппараты нижних конечностей и общую выносливость организма.

Вначале выбираются небольшие дистанции (5—10 км) и срав­нительно медленный темп их преодоления, затем длина дистан­ции и скорость ходьбы постепенно возрастают, включаются про­бежки, также с постепенным увеличением их длительности и интенсивности. Каждая тренировка должна начинаться с медлен­ной ходьбы и постепенно переходить к намеченному темпу. В за­висимости от сезона в целях закаливания используют природные факторы.

Параллельно с ОФП спортсмены постепенно овладевают тех­никой избранного вида спорта и совершенствуются в ней. На эта­пе специализации, а также общей подготовки особое внимание необходимо обращать на предупреждение переутомления и спор­тивных травм, которые возможны при недостаточной трениро­ванности и отсутствии у спортсменов-новичков опыта работы. В ре­жиме дня надо отводить больше времени на отдых, знакомить новичков с правилами личной гигиены и закаливания, разъяс­нять роль рационального питания.

В соревновательном периоде значительная часть времени отво­дится на спортивную тренировку, и совместить ее с мероприяти­ями общего оздоровительного характера гораздо труднее, чем в подготовительный период. Основное гигиенические значение здесь имеет рациональное планирование тренировочных занятий и со­ревнований: необходимый отдых, выполнение физических нагру­зок в пределах функциональных возможностей, наиболее рацио­нальное сочетание тренировки и отдыха. В результате, как прави­ло, проявляется оздоровительный эффект занятий спортом. При этих условиях повышаются работоспособность, выносливость и спортивные результаты.

Постепенное увеличение физической нагрузки и чередование работы с отдыхом полностью сохраняют свое значение и в сорев­новательном периоде.

В переходный период, завершающий годовой тренировочный цикл, основная гигиеническая задача — постепенный переход от напряженной работы к относительному мышечному бездействию. Резкое прекращение спортивных занятий может вызвать ряд не­благоприятных явлений, главным образом со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем (головные боли, сердцебиение, сла­бость, ухудшение общего самочувствия, сна, снижение работо­способности). Поэтому после соревновательного периода надо про­должать занятия спортом, постепенно снижая общую нагрузку, вплоть до перехода к режиму активного отдыха. Рекомендуются утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка), прогулки, турис­тические походы; зимой — прогулки на лыжах, катание на конь­ках; процедуры закаливания и т.д.

Гигиенические требования к структуре, содержанию и нормированию тренировочных нагрузок

Их определяют исходя из основной задачи большого спорта — спортивный результат, а гигиенические требования рассматрива­ются как важнейший фактор достижения главной цели. В плани­ровании спортивных нагрузок необходимо сочетать педагогиче­ские и гигиенические требования, так как только здоровый спорт­смен может эффективно решать свою основную задачу. Здоровье спортсмена, как и каждого гражданина нашей страны, представ­ляет наибольшую ценность для общества. Гигиеническое обеспе­чение спортивных тренировок состоит из гигиенических требова­ний к структуре, содержанию и нормированию нагрузок на од­ной тренировке и в тренировочном цикле.

Гигиенические требования к структуре, содержанию и нормиро­ванию нагрузок на одной тренировке. Каждая тренировка должна состоять из трех частей: подготовительной, основной и заключи­тельной. Подготовительная часть — разминка — выполняется с целью постепенной подготовки организма спортсмена к предсто­ящей интенсивной физической нагрузке.

Имея много сходного с подготовительной частью занятий физ­культурой, спортивная разминка вместе с тем и существенно от­личается как в количественном, так и в качественном отноше­нии.

В подготовительной части спортивной тренировки выделяют­ся три раздела. Первый — подготовка суставов (гимнастические упражнения умеренной интенсивности с постепенно возрастаю­щей амплитудой (4—5 мин). Каждое упражнение повторяется 10— 12 раз как динамическое (изотоническое) и затем как статичес­кое (изометрическое) 2—3 раза по 4—6 с. Цель первого раздела — подготовить связочно-суставной аппарат к интенсивной физичес­кой работе. Это достигается тем, что во время легких гимнасти­ческих упражнений в полость сустава выделяется синовиальная жидкость, которая служит демпфером между суставными поверх­ностями, предохраняя суставной хрящ от повреждений. Упражне­ния на растяжение повышают эластичность мышц, сухожилий, внутрисуставных связок, предохраняя их от разрыва и обеспечи­вая лучшую гибкость.

Второй раздел — аэробная подготовка (бег умеренной интен­сивности при ЧСС 130—150 уд/мин) в течение 5—10 мин (допус­тим и интервальный бег). Задача второго раздела — подготовить мышцу сердца, скелетную мускулатуру, сосудистый аппарат, ды­хательную и нейроэндокринную системы, систему тканевого ды­хания к интенсивным нагрузкам. Это достигается за счет улучше­ния центральной и периферической гемодинамики, увеличения ударного объема сердца, ЧСС и минутного объема сердца, числа функционирующих капилляров, усиления функции мышечного «насоса» — «периферического сердца», повышения интенсивно­сти обменных процессов в тканях, изменения соотношения фун­кционирующих альвеол и кровотока в легких.

Третий раздел подготовительной части тренировки — специ­альная подготовка (5—7 мин). Основная его задача — подготовка нервно-мышечного аппарата к выполнению специальной нагруз­ки, запланированной на конкретную тренировку. Группы мышц, которые будут принимать участие в ее выполнении, должны быть разогреты примерно до 38 °С, оптимальной для мышечной дея­тельности температуры. Вязкость мышц при этом уменьшается, они могут сокращаться с меньшими потерями энергии, быстрее и с более низкой вероятностью травм.

Совершенствуются координация, техника, создается «динами­ческий рабочий стереотип» выполнения специальных движений, что важно как для более эффективного их выполнения, так и для профилактики травм, связанных с погрешностями техники.

В этой части тренировки выполняются движения, соответствую­щие или близкие по структуре основным упражнениям, но мень­шей интенсивности. Это достигается увеличением пауз между уп­ражнениями, выполнением только отдельных их элементов. В целом подготовительная часть тренировки должна занимать 15—20 мин.

Читайте также:  Утомление при статической и динамической работе цель

Хорошая подготовка позволяет более эффективно решать ос­новные задачи тренировки, способствует предупреждению травм и повреждений. Кроме того, в подготовительной части решаются задачи общефизической и технической подготовки. Так, в первом разделе развивается гибкость, во втором — общая выносливость (аэробная функция), в третьем — совершенствуется специальная техническая подготовка.

Одна из частых ошибок в организации подготовительной части тренировки — исключение первого раздела (подготовка суставов) и разминка со второго раздела (аэробная подготовка). Эта ошибка чревата опасностью повреждения — микротравматизации суста­вов, особенно суставных хрящей, позвоночника, коленных, го­леностопных суставов и развитием остеохондрозов и артрозов. Повышается опасность и больших травм — разрывов внутренних связок, сухожилий мышц.

Реже исключают второй раздел подготовительной части (аэроб­ную подготовку) или сокращают ее до 1—2 мин. Однако аэробная подготовка необходима при любом характере нагрузок в основ­ной части тренировки — аэробном, анаэробном или смешанном. В первом случае она подготавливает организм к выполнению спе­циальной работы (аэробной), во втором — не только обеспечива­ет лучшую подготовку к анаэробным (скоростно-силовым) на­грузкам, но и компенсирует их действие на организм, развивая аэробную функцию.

Сокращение аэробной подготовки (менее 5 мин) делает ее не­эффективной, так как период врабатываемости сердечно-сосуди­стой системы равен примерно 3 мин, и только после этого вклю­чаются все ее звенья.

Основная часть спортивной тренировки строится в соответствии со спецификой вида спорта и спортивными задачами.

Общее гигиеническое требование к содержанию и нормирова­нию нагрузок в основной части тренировки состоит в том, что они не должны вызывать переутомления как организма в целом, так и отдельных его систем и органов (локального переутомле­ния).

По величине тренировочного воздействия на спортсмена (по выраженности ответных физиологических реакций) выделяют три вида тренировки:

тренировки с малой тренировочной нагрузкой, дающие вос­становительный эффект;

тренировки со средней тренировочной нагрузкой, дающие под­держивающий эффект;

тренировки с большой тренировочной нагрузкой, оказываю­щие развивающее действие.

Абсолютные величины нагрузок зависят от вида спорта, ква­лификации и состояния спортсмена.

Критериями переносимости нагрузки служат ощущения спорт­смена, внешние признаки утомления, показатели специальных тестов.

При планировании тренировки необходимо также предусмот­реть и восстановительные мероприятия, позволяющие предупре­дить избыточное утомление спортсмена и, таким образом, сде­лать доступными для него более высокие тренировочные нагруз­ки, снизить опасность возникновения перенапряжения и травм.

Гигиенические требования к структуре, содержанию и нормиро­ванию нагрузок в тренировочном цикле. Структура микро-, мезо- и макроциклов, нормирование нагрузок в них в большом спорте планируются в соответствии с решаемыми задачами, календарем и местом соревнований.

Задача гигиенического обеспечения тренировочного цикла — контроль и при необходимости коррекция тренировочных и со­ревновательных программ, чтобы, не затрудняя выполнения ос­новной задачи, добиться максимально возможного эффекта в со­хранении и укреплении здоровья спортсменов.

Структура тренировочных нагрузок в течение дня. Основная тре­нировка должна проводиться один раз в день, лучше в первую половину дня, но в некоторых случаях можно после обеда или даже вечером. Такой вариант целесообразен для моделирования предстоящих соревнований, которые чаще планируются на днев­ные или вечерние часы.

Вторая тренировка, а в некоторых случаях и третья (кроме ос­новной), может быть другой направленности или той же направ­ленности, но значительно меньшего объема или с другими зада­чами (общефизическая, техническая подготовка, занятие другим видом спорта как активный отдых). Например, первая тренировка до завтрака — общефизическая подготовка; вторая (основная) — после завтрака (развитие специальной выносливости); третья — после обеда и отдыха (техническая или игровая).

Общефизическая подготовка на первой тренировке (50—60 мин) одновременно и утренняя зарядка. Выполняются нагрузки различ­ной направленности (на развитие силы, силовой выносливости, скоростно-силовых качеств, общей выносливости) в относительно небольшом объеме, не вызывая значительного утомления.

Вторая тренировка (основная) имеет преимущественно одно­направленный характер (на развитие одного двигательного каче­ства) с нагрузками большого (развивающего) или среднего (под­держивающего) объема.

Третья тренировка (во второй половине дня) проводится на фоне недовосстановления, степень которого зависит от объема основной тренировки. Если он был большим, то третью трени­ровку целесообразно проводить как восстановительную, игровую (теннис, бадминтон, волейбол, водное поло, плавание) или как преимущественно техническую с небольшой нагрузкой. Если объем основной тренировки был средним, то в третьей тренировке он может быть между малым и средним, но иной направленности, чем в основной. Суммарный объем однонаправленного трениро­вочного воздействия в течение дня не должен существенно (более чем на 10%) превышать развивающий (большой) объем одной тренировки.

Структура тренировочных нагрузок в недельном микроцикле. Структура недельного микроцикла зависит от основных задач. Многочисленные варианты микроциклов по воздействию на орга­низм можно свести к трем: с большой нагрузкой (развивающий), со средней нагрузкой (поддерживающий), с малой нагрузкой (вос­становительный) .

В профилактике перенапряжений особое значение имеют струк­тура и нормирование нагрузок в развивающем микроцикле, оп­тимален 7-дневный микроцикл. В большом спорте развивающий микроцикл носит преимущественно однонаправленный характер. Это означает, что все большие тренировки направлены на раз­витие одного двигательного качества. В основном используются два варианта развивающих микроциклов с двумя (двухпиковые) или с тремя (трехпиковые) большими тренировками и интерва­лами в один или два дня. Проводятся микроциклы и со сдвоен­ными большими тренировками. На следующий день после боль­шой тренировки на фоне выраженного недовосстановления вновь выполняется объем, вызывающий реакцию, соответствующую большой нагрузке. По абсолютной величине выполненной рабо­ты он меньше, а по действию на организм аналогичен первому дню, т. е. меньший объем на фоне недовосстановления действу­ет, как большой.

В середине микроцикла выделяется один день для тренировок восстановительного характера (активный отдых).

В подготовительном периоде мезоцикла есть один или два раз­вивающих микроцикла: поддерживающий и восстановительный. Примерные варианты мезоцикла: развивающий (микроцикл), поддерживающий, развивающий, восстановительный; поддержи­вающий (втягивающий), развивающий, восстановительный, раз­вивающий. Второй вариант может применяться в начале сборов для адаптации спортсменов к новым условиям.

Могут быть и другие варианты, но принцип построения мезо­цикла один: нагрузка в микроциклах носит маятникообразный (волнообразный) характер, т. е. чередуются микроциклы с разны­ми объемами нагрузки. В конце мезоцикла уровень тренируемого двигательного качества должен быть выше исходного.

Подготовительный период состоит из нескольких (4—5) мезоциклов продолжительностью 16—20 недель. Каждый мезоцикл имеет преимущественно одну направленность, что способствует предупреждению переутомления при длительной однонаправлен­ной тренировке.

Принцип построения мезоциклов в подготовительном периоде состоит в том, что первый и второй направлены на тренировку аэробной функции (общей выносливости) с использованием боль­ших объемов работы в зонах умеренной и большой мощности, а в последующих мезоциклах повышается интенсивность нагрузок, основное внимание уделяется анаэробной, анаэробно-аэробной тренировке (в субмаксимальной и максимальной зонах мощно­сти), совершенствуется специальная выносливость.

В соревновательном периоде спортсмен должен поддерживать состояние спортивной формы в течение не менее 4 недель. По­пытки продлить это состояние чреваты опасностью перенапряже­ния. Если соревновательный период длится несколько месяцев (футбол, хоккей), необходим восстановительный период в тече­ние 2—3 недель между шестинедельными циклами. Исходя из ин­тересов команды, его желательно запланировать не для всех сра­зу, а по очереди для каждого спортсмена с учетом восстановле­ния спортивной формы у основных игроков команды к моменту наиболее ответственных соревнований.

Ведущее гигиеническое требование к планированию трениро­вок и дозированию физических нагрузок спортсменов — учет воз­растных и половых функциональных особенностей и возможно­стей спортсменов.

Возраст. Учет возрастных особенностей имеет первостепенное гигиеническое значение. Каждому возрасту свойственны опреде­ленные функциональные особенности и возможности, обуслов­ливающие выбор спортивной специализации и допустимые вели­чины физических нагрузок. Необходимо предусматривать возмож­ность получения наиболее важных для данного возраста оздоро­вительных результатов. Особенно пристального внимания требуют юные спортсмены.

Пол. Многие показатели физического развития и функциональ­ных возможностей у женщин в среднем ниже, чем у мужчин (рост, вес тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, масса мускулатуры, сила мышц, быстрота и выносливость при физических нагрузках). У женщин несколько иные и пропорции тела. Эти анатомо-физиологические особенности ограничивают двигательную работоспособность женщин, что надо учитывать при выборе вида спорта и величины физической нагрузки.

Биологические особенности организма женщин обусловлива­ют необходимость ограничения упражнений, связанных с резким сотрясением тела (из-за возможного вредного влияния на поло­вую сферу). Поэтому в легкой атлетике для женщин исключены прыжки (тройной и с шестом), ограничено применение прыжков в гимнастике и исключены прыжки на лыжах. Широко использу­ются гимнастические упражнения, укрепляющие мышцы брюш­ного пресса, тазового дна и усиливающие кровообращение орга­нов малого таза.

Общая нагрузка в тренировочных занятиях у женщин должна быть в среднем ниже, чем у мужчин. В разных видах спорта она составляет в среднем 30—50% нагрузки, выполняемой мужчина­ми. После больших тренировочных нагрузок женщины нуждаются в более продолжительном отдыхе. Тренировку женщин и мужчин лучше проводить раздельно. При совместных занятиях у женщин должны быть индивидуальные учебные планы.

Гигиеническое нормирование тренировочных занятий

План каждого занятия в любом периоде тренировки следует составлять исходя из названных гигиенических принципов. Тре­нировка должна быть построена так, чтобы исключалась опас­ность перегрузки, переутомления и травм.

Перед тренировочным занятием обязательна разминка — ком­плекс физических упражнений, подготавливающих организм к предстоящей работе. В ее основе лежит усиление функций раз­личных физиологических систем: нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечно-связочного аппарата. Важнейшая зада­ча разминки — налаживание регуляции и взаимной согласован­ности функций дыхания, кровообращения и движения в условиях максимальной мышечной деятельности. Большое гигиени­ческое значение имеет повышение температуры мышц. Благода­ря этому уменьшается их вязкость и они могут сокращаться с большей скоростью. «Разогреваются» также связки и суставы. Это предупреждает опасность растяжений и разрывов мышц и свя­зок, что особенно важно при проведении тренировок в холод­ные дни.

Каждое тренировочное занятие должно начинаться с простых и легких упражнений и ими заканчиваться. Более трудные по тех­нике выполнения и нагрузке упражнения проводятся в середине занятия, после периода врабатывания. Поэтому занятие обычно разделяется на подготовительную, основную и заключительную части, продолжительность которых зависит от периода спортив­ной тренировки, характера упражнений и цели занятия. В подго­товительном периоде увеличивается первая часть занятия, в со­ревновательном — вторая, основная, часть. При определении про­должительности отдельных частей тренировочного занятия и ве­личины физической нагрузки необходимо учитывать возраст, со­стояние здоровья и спортивный стаж занимающихся.

Степень влияния тренировки на организм во многом зависит от плотности занятия. Для постепенного втягивания в работу в начале подготовительного периода тренировки плотность заня­тий должна быть невысокой, затем постепенно возрастать и до­стигать максимальной величины к концу соревновательного пе­риода. Кроме того, важны темп и ритм упражнений и движений. При проведении занятия в быстром темпе утомление наступает быстрее, особенно у малотренированных спортсменов. По дос­тижении необходимого уровня тренированности движения ста­новятся автоматическими, и работа совершается с меньшим на­пряжением.

Важнейшее гигиеническое условие правильного построения тре­нировочного занятия — чередование упражнений с отдыхом. В за­нятиях с новичками перерывы между упражнениями должны быть больше и уменьшаться по мере роста тренированности; по дости­жении необходимого уровня тренированности длительные паузы нецелесообразны. Относительным отдыхом на занятии можно счи­тать чередование легких упражнений с более трудными, исполь­зование упражнений на расслабление, упражнений, в которых по­переменно включаются в работу разные группы мышц, и др.

После больших мышечных напряжений не следует выполнять упражнения, связанные с точными движениями. При совмеще­нии в одном тренировочном занятии упражнений на скорость и выносливость первые, как правило, должны предшествовать вто­рым. Наиболее технически трудные упражнения, как уже отмеча­лось, лучше выполнять после втягивания спортсмена в работу. Планировать их на конец занятия также нецелесообразно, посколь­ку к этому времени накапливается утомление от проделанной ра­боты.

Специального внимания требует дыхание во время физических упражнений. Правильное дыхание улучшает деятельность сердеч­но-сосудистой системы и содействует более быстрой ликвидации кислородного долга, который, как известно, наблюдается при интенсивной мышечной работе. Дыхание должно быть глубоким и ритмичным. Хорошо, если ритм его совпадает с ритмом движе­ний, что, однако, не всегда возможно. Надо добиваться также, чтобы вдох совпадал с такими движениями или положением ту­ловища, при которых создаются наиболее благоприятные анато­мические условия для расширения грудной клетки, например выпрямление туловища с разгибанием ног и разведением рук. Для выдоха это будут поза и движения, способствующие сужению груд­ной клетки: наклон туловища, опускание рук и т.д. Для развития дыхательного аппарата и выработки правильного дыхания, в част­ности для ускорения восстановительных процессов и нормализа­ции деятельности сердечно-сосудистой системы, реком

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

источник