Меню Рубрики

Комплекс упражнений для снятия утомления глаз для детей

Упражнения зрительной гимнастики могут использовать воспитатели детских садов и логопеды детских садов на своих занятиях.

Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у детей во время занятий.

Рекомендации к проведению: комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3—5 минут. Он включает в себя до 5 уп ражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привы кания к комплексу в него включаются новые упражнения или услож няются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

Профилактика зрительного утомления и близорукости

. Упражнения зрительной гимнастики могут использовать воспитатели детских садов и логопеды детских садов на своих занятиях.

Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у детей во время занятий.

Рекомендации к проведению: комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3—5 минут. Он включает в себя до 5 уп ражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привы кания к комплексу в него включаются новые упражнения или услож няются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

Упражнения для снятия усталости глаз

1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.
2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

Часовщик прищурил глаз,
(Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз)
Чинит часики для нас.
(Открыть глаза.)
(С. Маршак)

Профилактические упражнения для глаз

— 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, слева-направо.
— 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз, вниз-вверх.
— 15 вращательных движений глазами слева-направо.
— 15 вращательных движений глазами справа-налево.
— 15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны – «восьмерка».

Руки за спинку, головки назад
Руки за спинку, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головки опустим — на парту гляди.
(Вниз.)
И снова наверх – где там муха летит?
(Вверх.)
Глазами повертим, поищем ее.
(По сторонам.)
И снова читаем. Немного еще.

Комплекс специальных упражнений для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4—5 раз.

2. В среднем темпе проделать 3—4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.

3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.

4. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1—4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.

5. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3—4 раза.

6. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх

налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1—6. Затем налево-вверх — направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.

Комплекс упражнений для глаз «На море»

(Под медленную спокойную музыку.)

1. «Горизонт»
1—4 — чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.
5—8 — повторить линию горизонта справа-налево.

2. «Лодочка»
1—4 — чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.
5-8 – повторить движения счета 1-4 в другую сторону.

3. «Радуга»
1—4 — чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.
5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону.

4. «Солнышко»
1—8. «На море солнышко» — чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо.
Затем можно повторить упражнение в другую сторону.

5. «Пловец плывет к берегу»
1 —4 — правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца.
5—8 — медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.

6. «Яркое солнышко»
1-8 – зажмуриться – «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.

Комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемых в сочетании с движениями глаз

1. И. п.— основная стойка, руки спереди в замок. Поднять руки вверх, прогнуться — вдох, опустить руки — выдох. Смотреть на руки. Повторить 4—6 раз.

2. И. п.— стоя, руки вперед. Круговые движения руками в одном и в другом направлении — 10—15с. Сопровождать взглядом движения рук. Выполнять круговые движения 5с. в левую сторону, затем 5с. в правую.

3. И. п.- то же. Одну руку поднимать, другую – опускать, затем наоборот – 20-15с. Сопровождать движение рук взглядом.

4. И. п.- основная стойка. Поднять руки вверх, затем опустить.Смотреть сначала на левую кисть, затем на правую. Менять направление взгляда после каждого движения. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 10—15с.

5. И. п.— стоя, руки вперед. Вращать кисти в левую сторону, смотреть на левую кисть 10с, затем в правую — смотреть на правую кисть.

6. И. п.- основная стойка. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 6-8 раз в каждую сторону. Смотреть на какой-либо предмет.

7. И. п.— то же. Поднять голову, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 6-8 раз. Смотреть на какой-либо предмет.

Приведенные упражнения полезно сочетать с вращательными движениями головы, ее наклонами вперед, назад и в стороны. Эти движения нужно делать в медленном темпе и с большей амплитудой.

Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко

Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца (и правой, и левой руки.) — на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний — в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Логопед предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримаса ежика – губки вытянуты вперед – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.).

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Педагог может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)

Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем — правый глаз, за левым – левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их… и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа.Взрослый медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.

Буратино своим длинным любопытным носом рисует разные фигуры. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.

2. «Солнышко» — мягкие движения носом по кругу.

3. «Морковка» — повороты головы вправо-влево, носом «рисуем» морковку.

4. «Дерево» — наклоны вперед-назад, носом «рисуем» дерево

Наша дрессированная муха Зеленуха умеет выполнять команды. Посмотрим?

а) Глазками передвигаем муху из одного домика в другой: вверх, вправо, влево, влево, вниз… Где, в каком домике наша муха?

б) Закрыли глаза и мысленно двигаемся следом за мухой.

в) Управляем мухой молча (Направление задает логопед движениями рук)

Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик – по часовой стрелке, а правый – против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.

источник

В современном мире, когда подвижные игры на свежем воздухе потеряли свою популярность, а компьютерные – приобрели, всё больше детей испытывают проблемы со зрением. Ограничение высоких нагрузок, сбалансированное питание, повышение двигательной активности и зарядка для глаз являются эффективными методами профилактики. Сокращение и расслабление мышц под воздействием специальных комплексов упражнений улучшают кровообращение в тканях глаза, позволяют уменьшить количество времени, направленное на адаптацию при изменении условий окружающей среды (переход из тёмного в светлое помещение, и наоборот), повышают выносливость организма при длительных нагрузках.

Ещё одна полезная статья от врача-офтальмолога о такой проблеме зрительной функции, как дальнозоркость у детей.

  1. В основе развития и становления метода лежат работы Уильяма Бейтса, который отметил положительное влияние комплексов упражнений для глаз на зрение. Он считал, что важно снять психологическое напряжение. Его методики основывались на пальминге, воспоминаниях и мысленном представлении объектов, необходимых для повторения.
  2. Для тренировок по методу Норбекова основным является комплекс, направленный на укрепление глазодвигательных и косых мышц, стимулирование аккомодации, разведение осей глаза с последующим расслаблением.
  3. Гимнастика, предложенная Ждановым, имеет два направления заданий. Так, упражнения для близоруких сочетают в себе стимулирование зрительного анализатора как вдали, так и вблизи. У дальнозорких все процессы тренировки происходят на рабочем расстоянии и вблизи.
  4. Комплексы профилактических и лечебных занятий, разработанных Аветисовым, направлены на улучшение кровообращения и циркуляции внутриглазной жидкости наряду с укреплением глазных мышц и работой над аккомодационным резервом.
  5. Достижение расслабления мышц при работе с помощью специальных непрозрачных экранов, с использованием более слабых очковых линз (для пациентов с очень низким зрением) или оправ без стекол и с чередованием работы глаз – уникальная методика Утехина, сочетающая основы плеоптики с новейшими технологическими приёмами.
  6. Розенблюм, Мац и Лохтина создали аккомодотренер для расслабления аккомодационных мышц.
  7. Маргарет Корбет предложила самостоятельно изменять фокусное расстояние посредством перемещения книги во время чтения либо частого изменения положения тела. Была сторонницей активной мимической зарядки (особенно для век и бровей).

Врачи-офтальмологи рекомендуют делать упражнение для зрения не реже двух раз в день, а в идеале в течение 10 минут после каждого часа напряжённой работы.

Проводят гимнастику без спешки в спокойной обстановке под контролем родителей. Ребёнок должен быть расслаблен. В дальнейшем возможно самостоятельное выполнение комплекса, направленного на профилактику и восстановление зрительных функций.

Классическая инструментальная музыка лучше всего подходит в качестве музыки для зрительных упражнений.

Проведение упражнений для глаз показано:

  • детям с аномалиями рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Проводят не реже 4 раз в день, а в случае работы за компьютером или планшетом — через каждые 45-50 минут. В этой ситуации основной целью является не профилактика ухудшения зрения, а снижение зрительного напряжения, что активно используется в комплексном лечении таких пациентов, позволяя остановить прогрессирование заболевания;
  • при наследственной предрасположенности (когда один или оба родителя страдают проблемами со зрением) постоянное применение методик гимнастики позволяет уменьшить частоту возникновения спазма аккомодации, что, в свою очередь, обеспечивает отсутствие физиологической причины нарушения функции зрения;
  • при возникновении жалоб на усталость глаз или появление двоения после длительной нагрузки. Перед началом проведения упражнений для зрения в этом случае необходимо обратиться к врачу-офтальмологу для проведения обследований с целью раннего выявления глазной патологии;
  • детям с высокой зрительной нагрузкой, а также использующих для учёбы или игр компьютерную технику или мобильные телефоны, в сочетании с ограничением времени использования гаджетов и повышения двигательной активности посредством подвижных игр.

Зарядка для глаз имеет и противопоказания к проведению:

  1. Упражнения запрещено проводить после операций на мышечном аппарате глаза вследствие нарушения функции оперированной мышцы и повышения тонуса мышцы — антагониста.
  2. В послеоперационном периоде у пациентов с отслойкой сетчатки гимнастика не проводится.
  3. При высоких степенях близорукости необходимо проконсультироваться с врачом-офтальмологом для подбора правильного комплекса заданий, не подвергающих угрозе осложнений.
  4. При угрозе перфорации роговицы упражнения проводить не следует.
  5. Пальминг (особый вид массажа глазных яблок, применяемый у взрослых) не рекомендуется проводить детям из-за высокого риска нанесения травматических повреждений.
Читайте также:  Приведите важнейшие симптомы утомления

Существует великое множество упражнений для глаз, которые условно подразделяют на следующие виды:

  • выполнение тренировок под стихотворные формы (стишки, прибаутки, потешки) или без оных;
  • по наличию дополнительных материалов: с дополнительными предметами (яркие игрушки, ручки, шарики), с наличием демонстрационных плакатов и рисунков, без каких-либо дополнительных объектов.
  1. «Жмурки». Необходимо зажмуриться, посчитать до пяти, открыть глаза. Повторить 7 раз. Следует внимательно следить за выполнением, так как быстрое выполнение приводит к усталости мышц и не несёт никакого положительного эффекта.
  1. «Далеко-близко». Рекомендовано выполнять перед окном. Суть данного упражнения для глаз заключается в том, чтобы поочередно смотреть на близко расположенный объект с дальнейшим переводом взгляда на предмет, находящийся далеко. Для маленьких детей данный метод удобно проводить, стоя непосредственно у окна, так как можно выбрать максимально далеко расположенный объект наблюдения, а на стекло наклеить, например, картинку. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, предложив посчитать какие-нибудь объекты определенного цвета или формы. На рассматривание каждой цели отводится до 10 секунд. Выполнить 7 раз.
  1. «Восьмёрочки». Пусть ребёнок мысленно представит цифру восемь, если малыш маленький, покажите, как она выглядит. Предложите взглядом нарисовать эту цифру. Внимательно следите за движением глаз. Для облегчения задания можно использовать рисунок со стрелочками. Поверните картинку так, чтобы получился знак «бесконечность» или восьмёрка на боку, предложите ребёнку нарисовать фигуру взглядом. Упражнение сделать 7 раз.
  1. «Крестики-нолики». С правого верхнего угла комнаты перемещаем взгляд на левый нижний угол, затем с левого верхнего – на правый нижний. Делаем круговое движение глазами. За выполнением этого упражнения внимательно следим, так как дети очень часто выполняют движения не глазами, а головой. Делаем пять крестиков, пять ноликов. Этот комплекс можно выполнять и с закрытыми глазами.
  1. «Часики». Представляем себе большой циферблат или используем изображение с нарисованными или, если нет возможности, пользуемся настоящими часами. Движение глаз совпадают с движением секундной стрелки. На каждой цифре останавливаемся на 1-2 секунды. Выполняем 5-6 раз.
  1. «Приближение». Исходное положение: рука максимально вытянута вперед, в руке ручка с ярким колпачком, к которому приковано наше внимание. Начинаем медленно передвигать предмет по направлению к кончику нашего носа, взгляд от кончика ни на что не переводим. Как только колпачок становится просто ярким пятном, движение прекращаем. Делаем 5 секунд перерыва, затем еще 5 таких приближений.
  1. «Лёгкий отдых». Прикрыть глаза, посчитать с закрытыми глазами до 15, открыть глаза. Повторить 6 раз.
  1. «Найди вещь». Лучше всего выполнять рядом с книжным шкафом или компьютерным столом. Родитель даёт задание найти взглядом какую-то вещь или книгу, и сказать, где она стоит.
  1. «Туда-сюда». Сделать 7 вертикальных движений глазами, чередуя с горизонтальными движениями. У маленьких деток с выполнением этого упражнения может помочь яркая игрушка или предмет, за которым следует следить, пока родитель его двигает.
  1. «Быстро-быстро». Интенсивно поморгать, считая до 5, сделать перерыв 1-2 секунды, затем выполнить ещё 5 раз.

Формируя комплекс зрительной гимнастики для ребёнка, следует помнить, что применение больше пяти упражнений утомительно, следовательно, качество выполнения будет хуже.

Задания с открытыми и закрытыми глазами чередуются. Дошкольникам рекомендовано проводить данные тренировки исключительно в игровой форме, используя легко запоминаемые стишки.

У лиц с близорукостью следует больше внимания уделять упражнениям, направленным на рассматривание предметов расположенных вдали, в то время как дальнозорким рекомендовано больше времени уделять работе на близком расстоянии.

У детей с астигматизмом основными являются задания, направленные на рисование объектов взглядом. У пациентов с косоглазием необходимо вызвать содружественную реакцию глаз с помощью приближения-удаления предметов.

источник

С каждым днем нагрузка на наши глаза увеличивается и, чтобы сохранить хорошее зрение, необходимо научиться регулярно выполнять простые упражнения для снятия усталости с глаз.

Ведь хрусталик глаза – это один из трех органов, которые не восстанавливаются. Потому так важно поддерживать здоровье своих глаз.

Упражнение «пальминг». Самое первое, с чего нужно начинать делать упражнения для снятия усталости – это «пальминг». Упражнение «пальминг»

Выполняется оно просто: потрите ладони до тепла и наложите на глаза крест-накрест, таким образом, чтобы ладони прикрывали глазные яблоки, а пальцы рук лежали на области «третьего глаза». Подвигайте ладонями таким образом, чтобы полностью исключить попадание света на глаза. Для этого откройте глаза под ладонями и проверьте, не попадает ли свет.

При том, что ладони плотно прилегают к лицу, не нужно давить на глазные яблоки, чтобы у вас была возможность легко открывать глаза под ладонями. Посидите таким образом несколько минут, до тех пор, пока перед глазами перестанут бегать красные мушки, плавать светлые полоски, и в глазах воцарит полная темнота. Это упражнение как нельзя лучше помогает расслабить глазные мышцы и дает отдых глазам.

Упражнение «волшебные точки». После того, как вы проделали «пальминг», не открывая глаз, разомкните руки и проделайте массаж точек на надбровных дугах. Массаж надбровных дуг

Синхронно, мягкими движениями пальцев нажимайте на точки, начиная от внутренней стороны бровей, через каждые 5-7 миллиметров до внешнего края, а потом – под глазами на точки на надкостницей от внешнего края бровей до переносицы, таким образом, вы как бы рисуете круги вокруг глаз. Упражнение выполняйте не спеша, и не прилагая чрезмерной силы. Постепенно по своим ощущениям вы научитесь чувствовать эти точки. Упражнение помогает улучшить кровообращение к глазным яблокам.

Упражнение «бабочка». Без напряжения, часто-часто поморгайте глазами, потом закройте глаза, расслабьтесь, затем опять поморгайте часто-часто, затем опять расслабьтесь. Когда мы внимательно смотрим на что-то, разглядываем, особенно перед монитором компьютера или экраном телевизора, мы перестаем моргать, а это приводит к чрезмерному напряжению в глазах, пересыханию слизистых оболочек и к усталости глаз. Потому выполняйте почаще это упражнение. Упражнение «жмурки».

Упражнение «жмурки». Прекрасно помогает научиться нашим мышцам расслабляться, способствует приливу крови к глазам. Нужно просто несколько раз сильно зажмуриться, и сразу расслабиться, снова зажмуриться и расслабиться.

Упражнение «вверх-вниз». Следующее, что вы можете сделать для снятия усталости с глаз, это упражнение для тренировки косых и поперечных мышц: плавно поднимайте взгляд вверх, представляя, что ведете взгляд дальше, на затылок, затем медленно опускайте взгляд вниз, представляя, как продолжаете его до гортани. Голову держите неподвижно, она не должна двигаться вместе с глазами. Упражнение «маятник»

Упражнение «маятник». После того, как дали немного отдохнуть глазам, посмотрите прямо, затем переведите взгляд влево, представляя мысленно, как ваш взгляд продолжается за левое ухо, затем медленно переведите взгляд право, представляя, как он продолжает двигаться за правое ухо. Движения делаем плавно, без рывков. Избегайте болевых ощущений и давайте частый отдых глазам. Для этого достаточно после каждого упражнения часто моргать ресницами – это упражнение хорошо помогает снимать напряжение с глаз и снимает усталость.

Упражнение «восьмерка». Рисуйте глазами горизонтальную восьмерку или знак бесконечности: переведите взгляд в правый верхний угол, опустите вниз, в правый угол, затем переведите в левый верхний угол и опустите вниз в левый угол. Потом повторите это движение в обратную сторону. Таких повторений можно делать 5-7 раз, затем дайте отдых глазам, часто поморгав ресницами. Затем точно также нарисуйте глазами вертикальную восьмерку. Помните: никакого напряжения и болевых ощущений. Голова держится прямо и неподвижно. Циферблат

Упражнение «циферблат». Держите голову неподвижно и представляйте перед собой огромный циферблат часов золотистого цвета. Плавно переводите глаза по виртуальным цифрам часов – так легче сделать круг глазными яблоками. Дайте отдых глазам, часто-часто поморгав, затем повторите движения в другую сторону. Голова остается неподвижной.

Завершайте этот комплекс упражнений для снятия усталости глаз тем же упражнением, что и начинали: «пальмингом». Так же хорошо во время «пальминга» выполнять все упражнения, описанные выше, с закрытыми глазами, Так вы еще массажируете хрусталик глаза.

Выполняя регулярно эти упражнения, вы заметите, что ваши глаза не только перестали уставать, но и что улучшилось ваше зрение! Если же вы еще откорректируете питание, то ваши глаза с каждым днем будут видеть все лучше и лучше.

источник

Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.

Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Потеря зрения, особенно в детском возрасте — это трагедия.

Поскольку организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте зрению должно быть уделено особое внимание.

Возможные причины нарушения зрения:

1. Перенапряжение зрительного органа.

2. Неправильная осанка, вызывающая неправильное положение головы и снижение кровоснабжения мозга.

3. Длительный просмотр телевизора и частые игры за компьютером.

4. Чтение в неправильном положении или при неправильном освещении.

«Зрительная гимнастика как компонент здоровьесберегающий технологии на уроках по обучению и воспитанию детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ с учетом особенностей их психического и личностного развития»

1 Причины нарушения зрения школьников

2 Зрительная гимнастика на уроках

3 Рекомендации по сохранению зрения школьников

1 Причины нарушения зрения школьников

Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.

Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Потеря зрения, особенно в детском возрасте — это трагедия.

Поскольку организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте зрению должно быть уделено особое внимание.

Возможные причины нарушения зрения:

Перенапряжение зрительного органа.

Неправильная осанка, вызывающая неправильное положение головы и снижение кровоснабжения мозга.

Длительный просмотр телевизора и частые игры за компьютером.

Чтение в неправильном положении или при неправильном освещении.

Нарушение зрения у детей большая социально-гигиеническая проблема. Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной

работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат.

Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность и др. Немаловажную роль играет и состояние нервной системы. Большое напряжение н. с. и раздражительность также может служить предрасположенностью к развитию зрительных расстройств.

Другими словами, нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий

на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях.

Исходя из этого положения, надо рассматривать нарушения зрения у

детей как большую, сложную проблему.

2 Зрительная гимнастика на уроках

Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты

Задачи: способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений; предупредить зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное утомление у школьников.

Профилактические упражнения для глаз.

— Исходное положение — сидя за партой.

-Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд. Открыть глаза. Повторить 2,3 раза.

-Движения глазными яблоками: вправо-вверх; влево-вверх, вправо-вниз, влево-вниз. Повторить 3,4 раза.

-Глаза закрыть, отдых 10-15 секунд.

— Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 3-5 секунд. Ладони на стол, открыть глаза.

— Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд. Открыть глаза. Повторить 2, 3 раза.

-Посмотреть вдаль, закрыть глаза на 5,6 секунд. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5, 6 секунд, открыть глаза. Повторить 2,3 раза. — Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30 секунд. Закрыть глаза. Отдых 10-15 секунд. Открыть глаза.

— Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд. Открыть глаза, повторить 2,3 раза.

— Закрыть глаза. Выполнить круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2,3 раза в каждую сторону.

— Поморгать глазами. Повторить 5,6 раз.

Упражнения для снятия зрительного утомления

1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).

2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).

3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).

4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).

5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.

6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.

Упражнения для снятия зрительного утомления:

Капля первая упала «кап — кап» — пальцем стучать

И вторая побежала «кап — кап» — по ладошке

Мы на небо посмотрели — смотреть вверх

Читайте также:  Что поможет при утомлении

Капельки «кап — кап» запели — постучать по голове

Намочились лица, — вытирать лицо

Туфли — посмотрите — посмотреть на туфли

Мокрыми стали — показать руками

Плечами дружно поведем — трясти плечами

От дождя убежим — бег на месте

Под кусточком посидим — присесть

Закрыть глаза, подумать о чем-нибудь приятном. Открыть, поморгать ими, как бабочка крыльями машет.

Большими и указательными пальчиками обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам.

4. Глазодвигательный тренинг.

Если смотришь на предмет и не видишь, есть он или нет. На него ты не смотри, Глаза скорее отводи, Легко и быстро поморгай, Вправо, влево взгляд бросай, Снова глянешь на предмет — Изображенья четче нет!

Очень важно обращать внимание ребят на настроение, с которым они выполняют упражнения физкультминутки. Радостное, приподнятое настроение освежает, дает заряд энергии.

Упражнение «СТРЕЛЯЕМ ГЛАЗАМИ» (как на иллюстрации)

Смотрим вверх-вниз с максимальной амплитудой.

Чертим круг по часовой стрелке и обратно.

Взгляд идет по дуге – выпуклой и вогнутой.

Рисуем букву S – сначала в горизонтальном положении, потом в вертикальном.

Чертим глазами вертикальные дуги, сначала по часовой стрелке, потом – против.

Переводим взгляд из одного угла в другой по диагоналям квадрата.

Сводим зрачки к переносице изо всех сил, приблизив палец к носу.

Часто-часто моргаем веками – как бабочка машет крылышками.

Рисование носом. Садимся прямо, закрываем глаза, представляем, что наш нос – это карандаш. Которым можно выводить буквы или рисунки. Медленно опускаем и поднимаем голову, очерчивая им любое угодное вам послание. Упражнение не только помогает расслабить глаза, но и снимает усталость с шеи.

Сквозь пальцы. Перед лицом ставим согнутые в локтях руки, смотря через пальцы вдаль переводим взгляд из стороны в сторону, не фокусируясь на определенном объекте.

3 Рекомендации по сохранению зрения школьников

Все работы с детьми осуществляются по принципу играя — лечимся.

Все мероприятия в классах профилактики глазной патологии должны

быть не насильственными, не навязчивыми, непродолжительными, занимательными и игровыми с учетом психо-эмоционального состояния ребенка.

Учебно-физкультурные оздоровительные мероприятия в классах проводятся по принципу ограничения зрительного напряжения и усиления физической и слуховой нагрузки.

В процессе урока должна быть физкультура для глаз (специальные упражнения). Осуществлять контроль за правильной посадкой.

Не реже чем один раз в месяц пересаживать учащихся, меняя ряды

Проводить беседы с родителями о режиме отдыха и занятий детей дома.

Особую опасность в жизни современного школьника представляет компьютер

.

Работа за компьютером – это, как правило, длительная сидячая работа, которая может привести к различным проблемам со здоровьем, таким как снижение зрения, боли в спине и мышцах кистей рук. Чтобы значительно уменьшить риск получения серьезных заболеваний соблюдайте правила работы за компьютером). Немаловажное значение имеет посадка за компьютером

источник

При чрезмерном напряжении глаз, вы часто прищуриваетесь и сдвигаете брови. Поднимите вверх брови и откройте глаза как можно шире. Одновременно откройте рот, растягивая мышцы вокруг носа и подбородка, и высуньте язык. Удержите такую растяжку 5-10 секунд.

Рис. 7 Упражнения при чрезмерном зрительном утомлении

Упражнения для укрепления окологлазных мышц:

Плотно закрывать и широко открывать глаза 5-6 раз подряд с интервалом 30 секунд.

Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Упражнения выполняются сидя, каждое повторяется 3-4 раза. Упражнения 2 и 3 рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами.

Упражнения для улучшения кровообращения в глазах и улучшения циркуляции внутриглазной жидкости:

Выполняется сидя. Быстрые моргания в течение 1-2 минут.

Выполняется сидя. Закрыть веки. Массировать их с помощью круговых движений пальца (верхнее веко – от носа к наружному краю глаза, нижнее веко – от наружного края к носу, затем наоборот).

Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 секунды снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза.

Упражнения для улучшения координации движений глаз и повышения устойчивости вестибулярного аппарата:

Выполняется сидя. Голова неподвижна. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 3-5 раз.

Выполняется стоя. Ноги на ширине плеч. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги, поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты. Повторить 3-4 раз.

Выполняется стоя. Вытянуть руки вперед на ширину плеч и на уровне глаз, посмотреть в правый верхний угол комнаты, перевести взгляд на концы пальцев левой руки; посмотреть в левый верхний угол комнаты, перевести взгляд на концы пальцев правой руки. Повторить 3-4 раза.

1. И.п. – сидя, спина прямая, голова в среднем положении. Наклоните голову вперед, при этом держите подбородок подтянутым к шее и тянитесь лбом к грудине. Медленно вернитесь в и.п.

2. И.п. – то же. Наклоните голову назад, подбородок должен быть подтянут к шее, чтобы не произошло растяжение шейных связок. Медленно вернитесь в и.п.

3. И.п. – то же. Отведите подбородок вверх и в сторону. Опустите голову, верните ее в среднее положение и расслабьтесь. Повторите упражнение в противоположную сторону.

4. Наклоните голову к левому плечу и одновременно левой рукой потяните за спиной правую руку вниз и влево. Удерживайте легкую растяжку 10-15 секунд. Повторите в другую сторону.

5. Поднимите плечи вверх к ушам, пока не почувствуете легкого напряжения в области шеи и плеч. Держите 5 секунд, затем расслабьте плечи и опустите вниз, в нормальное положение.

6. Поверните подбородок к левому плечу, чтобы создать напряжение в правой половине шеи. Удерживайте разумную растягивающую нагрузку 5-10 секунд. Плечи должны быть расслаблены и опущены. Не задерживайте дыхание.

7. Встаньте, ноги на ширине плеч. Сомкните руки за головой, наклоните голову вперед, а затем попытайтесь вернуть ее в исходное положение (и.п.), оказывая сопротивление руками. Удерживайте 3-5 секунд. Повторите упражнение, держа голову прямо, а затем откинув ее назад как можно дальше. Растягивайте шею в каждом направлении как можно сильнее.

8. Встаньте прямо, не напрягаясь. Опустите подбородок на грудь и поворачивайте голову так, чтобы ухо коснулось плеча, затылок – спины, другое ухо – второго плеча, подбородок – груди. Делайте это упражнение медленно, растягивая мышцы шеи. Вращайте голову 20 раз в одну сторону и столько же раз в другую.

9. Встаньте прямо, ноги вместе или слегка расставлены. Поднимите плечи как можно выше и плавно отводите их назад, а затем вперед как можно дальше. Повторите упражнение 15 раз. После небольшой паузы сделайте эти движения 15 раз в обратном направлении.

Методические рекомендации по составлению комплекса физкультпауз при преимущественной работе на клавиатуре

Количество пауз в течении часа должно быть не менее 4.

Должна соблюдаться следующая последовательность пауз:

— первая пауза направлена на профилактику утомления кисти,

— вторая пауза направлена на профилактику утомления мышц спины,

— третья пауза направлена на профилактику утомления мышц глаз и активацию вестибулярной системы,

— четвертая пауза направлена на профилактику утомления мышц шеи,

Паузы следует делать через каждые 10-15 минут.

Длительность пауз составляет 30-40 секунд.

После 1 часа работы следует выполнять комплексную физкультминутку с включением в нее упражнений на все функциональные системы, подверженные утомлению.

Методические рекомендации по составлению комплекса физкультпауз при преимущественной графической работе за ПК

Должна соблюдаться следующая последовательность пауз:

— первая пауза направлена на профилактику утомления мышц глаз и активацию вестибулярной системы,

— вторая пауза направлена на профилактику утомления мышц шеи,

— третья пауза направлена на профилактику утомления кисти,

— четвертая пауза направлена на профилактику утомления мышц спины.

Методические рекомендации по составлению комплекса физкультпауз при преимущественной работе в Интернете

Должна соблюдаться следующая последовательность пауз в зависимости от рабочей позы:

1. Если вы сидите за ПК, подпирая рукой подбородок, то первая пауза направлена на профилактику утомления мышц шеи,

— вторая пауза направлена на профилактику утомления мышц глаз и активацию вестибулярной системы,

-третья пауза направлена на профилактику утомления мышц спины,

— четвертая пауза направлена на профилактику утомления кисти.

2. Если вы сидите перед экраном монитора, откинувшись на спинку стула, то первая пауза направлена на профилактику утомления мышц глаз и активацию вестибулярной системы,

-вторая пауза направлена на профилактику утомления мышц спины,

-третья пауза направлена на профилактику утомления мышц шеи,

-четвертая пауза направлена на профилактику утомления кисти.

Методические рекомендации по составлению комплекса физкультпауз при преимущественной вычислительной работе на ПК

Должна соблюдаться следующая последовательность пауз:

— первая пауза направлена на профилактику утомления мышц глаз и активацию вестибулярной системы,

— вторая пауза направлена на профилактику утомления мышц кисти,

— третья пауза направлена на профилактику утомления мышц шеи,

— четвертая пауза направлена на профилактику утомления спины,

Методические рекомендации по составлению комплекса физкультпауз при выполнении учебных заданий с использованием ПК

Должна соблюдаться следующая последовательность пауз:

— первая пауза направлена на профилактику утомления мышц глаз и активацию вестибулярной системы,

— вторая пауза направлена на профилактику утомления кисти,

— третья пауза направлена на профилактику утомления мышц шеи,

— четвертая пауза направлена на профилактику утомления мышц спины.

Примерный комплекс упражнений для снятия утомления с кисти

1. Выпрямляйте пальцы и разводите их в стороны, пока не почувствуете напряжения. Подержите 10 секунд и расслабьтесь.

2. Согните пальцы в суставах и держите 10 секунд. Расслабьтесь.

3. Cидя или стоя, левая рука вытянута на уровне плеч. Отогнув левую кисть назад так, чтобы пальцы были направлены в потолок, правой рукой осторожно потянуть назад пальцы на левой руке, немного отгибая кисть назад.

Примерный комплекс упражнений для снятия утомления с мышц глаз и активации вестибулярного анализатора

Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4; широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль — на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на кончик носа — на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль — на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Не поворачивая головы (голова прямо), медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль — на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его — на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 — прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую сторону с переводом глаз прямо — на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

Примерный комплекс упражнений для снятия утомления с мышц спины

Сцепив пальцы в замок на затылке, разведите локти в стороны, чтобы они оказались на одной линии с туловищем. Попробуйте свести лопатки вместе и ощутите напряжение в верхней части спины. Держите позу 4-5 секунд, ощущая, как спадает напряжение, затем расслабьтесь.

Вытянув руки над головой и соединив ладони вместе, потянитесь руками вверх и немного назад. Во время растяжки сделайте вдох. Держите растяжку 5-8 секунд, не задерживая дыхания.

Встаньте, слегка согнув ноги в коленях, и положите ладони рук пальцами вниз на поясницу чуть выше бедер. Плавно подталкивайте поясницу вперед, чтобы создать растяжение в этой части тела. Держите 10 секунд. Повторите движение дважды.

Примерный комплекс упражнений для снятия утомления с мышц шеи

Встаньте, ноги на ширине плеч. Сомкните руки за головой, наклоните голову вперед, а затем попытайтесь вернуть ее в исходное положение (и.п.), оказывая сопротивление руками. Удерживайте 3-5 секунд. Повторите упражнение, держа голову прямо, а затем откинув ее назад как можно дальше. Растягивайте шею в каждом направлении как можно сильнее.

Наклоните голову к левому плечу и одновременно левой рукой потяните за спиной правую руку вниз и влево. Удерживайте легкую растяжку 10-15 секунд. Повторите в другую сторону.

Поднимите плечи вверх к ушам, пока не почувствуете легкого напряжения в области шеи и плеч. Держите 5 секунд, затем расслабьте плечи и опустите вниз, в нормальное положение.

Перечисленные выше упражнения соединяются в комплекс для проведения физкультминутки после работы на ПК более одного часа.

источник

Памятка родителям «Игровые упражнения с детьми дошкольного возраста для профилактики зрительного утомления»

Причины возникновения зрительного утомления :

долгая игра за компьютером, планшетом, телефоном.

деятельность, которая требует постоянного внимания глаз.

слабое освещение в помещении и на рабочем месте.

ежедневный длительный просмотр телевизора.

Упражнения для снятия усталости глаз

Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

Читайте также:  В чем отличие усталости от утомления

(Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз)

« Руки за спинку, головки назад»

Руки за спинку, головки назад.

Руки за спинку, головки назад.

(Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх.)

Головки опустим — на парту гляди.

И снова наверх – где там муха летит?

Глазами повертим, поищем ее.

И снова читаем. Немного еще.

Комплекс упражнений для глаз

(Под медленную спокойную музыку.)

1. «Горизонт» 1—4 — чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.5—8 — повторить линию горизонта справа-налево.

2. «Лодочка» 1—4 — чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.5-8 – повторить движения счета 1-4 в другую сторону.

3. «Радуга» 1—4 — чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону.

4. «Солнышко» 1—8. «На море солнышко» — чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо. Затем можно повторить упражнение в другую сторону.

5. «Пловец плывет к берегу» 1 —4 — правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца.5—8 — медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.

6. «Яркое солнышко» 1-8 – зажмуриться – «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.

Упражнение «Метка на стекле» . Пригласить детей к окну, посмотреть на дальние и близкие предметы, понаблюдать погоду, движение транспорта и полет птиц.

Вверх морковку подними,
На нее ты посмотри.
Вниз морковку опусти
Только глазками смотри.
Вверх и вниз и вправо — влево
Ай – да, заинька умелый!
Глазками моргает,
Глазки закрывает.

В комнату к нам жук влетел
Зажужжал он и запел.
Вот он вправо полетел
Каждый, вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел
Вправо, влево, вправо, влево,
Вправо, влево посмотрел.
Жук на носик хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Жук наш закружился,
Зажужжал и закружился.
Глазки закрываем
И все вместе отдыхаем.

Раз –закрыли, два – открыли,
Раз – закрыли, два – открыли,
Про водицу и забыли.

Из корытца их достали,
Очень долго вытирали.
Сухо – сухо, чисто – чисто
Полотенчиком душистым.

И вот снова у Иринки
Два мяча лежат в корзинке.
Закрывайте дети глазки –
Завершилась наша сказка.

Взгляд по диагонали.
Повторить 5 раз.
Круговые движения
глазами по час. стрелке
и против нее. 3 раза.

Моргание глазами.
Повторить 4 раза.

Поглаживание век .
от переносицы к вискам.
Повторить 4 раза.

Потереть ладони друг о
друга,

накрыть ими глаза.
Держать ладони 30 сек.

источник


Электронные устройства настолько плотно прописались в жизни человека, что уже и невозможно представить, как раньше без них справлялись. С развитием технологий в этой сфере люди все больше времени проводят за монитором, выполняя работу и скрашивая свой досуг. Естественно, такой стиль жизни не может не сказаться на здоровье глаз.

Давайте разберемся, какие меры нужно предпринять, чтобы снизить нагрузку на зрительный аппарат, как создать оптимальные для работы условия, избежать возникновения патологий ока, спровоцированных длительным временем, проводимым за компьютером, рассмотим серию простых упражнений, призванных снять усталость с глаз.

Составлены целые методики правильной работы, способствующие значительному снижению нагрузки на организм. В них имеется свод указаний по обустройству рабочей зоны, требований, предъявляемых к мебели, периферийным устройствам, помещению, а также даны рекомендации, как располагается тело в процессе работы. Ключевые пункты, которых гласят следующее:

  • комната должна быть хорошо освещена, снабжена системой вентиляции, или, что еще лучше, кондиционирования;
  • стул обязательно оснащен спинкой;
  • рабочая зона стола составляет не менее 50 см в глубину;
  • устройства ввода (клавиатура и мышь) исполнены в эргономичном дизайне;
  • крайне желательно располагать современной видеокартой и монитором.

Неприятные ощущения в визуальном аппарате вызваны переутомлением мышц ока. Причин этому несколько:

  • физиологические особенности. Зрение человека приспособлено для восприятия объемной картинки, в ней присутствует глубина, а изображение монитора двухмерное, длительное разглядывание которого приводит к смещению точки фокусировки за пределы плоскости экрана. В попытке поддержать привычную четкость, организм бессознательно прилагает большие усилия, напрягая глазную мышцу;
  • расположение прибора относительно смотрящего. Око устроено так, что комфортным полем зрения считается видение объектов впереди, с незначительным уклоном вниз. Если верхний край монитора находится выше уровня глаз, то изображение «выпадает» из естественного диапазона и вынуждает активно задействовать мышцы ока;
  • блики. Оказавшись в рабочей области, снижают контрастность картинки, заставляя визуальный аппарат функционировать с большими нагрузками;
  • частота обновления экрана. На старых моделях мониторов использовались низкие скорости смены изображения, порядка 50-60Hz, что сильно сказывалось на усталости ока. Современные устройства лишены этого недостатка, но все же дискомфорт ощущается на уровне периферийного зрения;
  • постоянный перевод взгляда с листа бумаги на экран. Усиливает нагрузку на глазодвигательные мышцы, утомляя их.
Статистические наблюдения доказали тот факт, что смотря в монитор люди реже моргают, слизистая оболочка не получает требуемого количества влаги, пересыхает, создавая ощущение попавшей соринки.

Чтобы избежать грядущих проблем со зрением, нужно грамотно обустроить пространство, где установлена ЭВМ. Несколько простых рекомендаций как это сделать:

  • освещение монитора и стола должно быть достаточным и равномерным, желательно использовать лампы накаливания, имеющие теплые спектры свечения;
  • экран необходимо содержать в чистоте, не позволяя скапливаться на нем пыли и других грязевых отложений;
  • установите максимально допустимую частоту обновления изображения;
  • расположите монитор так, чтобы верхняя его плоскость была несколько ниже уровня глаз;
  • избегайте «солнечных зайчиков» в зоне видимости, используйте экран с антибликовым покрытием;
  • расстояние от смотрящего должно быть не менее 50-70 см.

Соблюдение этих простых рекомендаций, которыми, к сожалению, пренебрегает большинство, позволит сохранить зрение на прежнем уровне:

  • не проводите время за монитором в кромешной темноте;
  • чаще моргайте, давайте возможность зрительному аппарату увлажниться и отдохнуть;
  • поддерживайте равномерное освещение рабочей зоны;
  • устраивайте 10-15 минутный отдых каждый час;
  • во время отдыха не пренебрегайте совершить несколько упражнений на всю группу мышц: подъем и опускание рук, наклоны в стороны и вперед, прыжки, приседания.

Непродолжительной зарядке стоит предавать особое значение, работа за ЭВМ – сидячая, не предполагает повышенной двигательной активности, и как следствие приводит к серьезным нарушениям в организме.

Специалисты-физиотерапевты создали большое количество комплексов, призванных снять напряжение и усталость зрительного аппарата. Детально они будут рассмотрены ниже. Сейчас же остановимся на общих рекомендациях, улучшающих кровоснабжение ока и укрепляющих глазодвигательные мышцы:

  • для снятия нагрузки и увлажнения – часто поморгайте в течение пары минут;
  • открывайте и закрывайте глаза с периодичностью 3-5 сек. на действие;
  • легкими движениями нажимайте на веки;
  • переводите взгляд с удаленных объектов на близко расположенные предметы, фокусируя взор на протяжении пяти секунд.

Гимнастика для глаз при работе за компьютером является действенным способом профилактики нарушений визуального аппарата. Давайте рассмотрим известные методики.

Это упражнение изобретено офтальмологом Уильямом Бейтсом. Суть тренировки заключается в расслаблении ока, путем проведения следующих действий:

  • потерев руки друг об друга, разогрейте их;
  • ладонями закройте глазницы, пальцы должны скреститься в районе лба;
  • ощутите темноту;
  • убрав кисти, почувствуйте перепад температуры, не смотрите при этом;
  • крепко зажмурьтесь и медленно откройте веки.

Простое упражнение восстановит яркость восприятия красок и четкость видения.

Данная тренировка позволяет быстро и эффективно расслабить визуальный аппарат, снять ненужное напряжение. Делать ее рекомендуется несколько раз в течение дня, в минуты отдыха. Порядок выполнения следующий:

  • поместите руки перед лицом, чуть раскрыв пальцы наподобие веера;
  • произведите 10-15 поворотов головой, не фиксируя взгляд на чем либо, а как бы смотря сквозь преграду;
  • старайтесь не напрягаться и сохраняйте ровное дыхание.

Это упражнение универсально, поскольку, помимо глаз снимает усталость и с мышц шеи. Ведь напряжение в ней нарушает кровообращение и питание органов зрения. Совершите следующие действия:

  • расслабьтесь, и с сомкнутыми веками, представьте, что кончик вашего носа это карандаш;
  • попробуйте написать им букву, слово целиком или нарисовать несложный рисунок.

Очень простая в технике зрительная гимнастика, нужно переводить взгляд в горизонтальной плоскости, а затем сверху вниз. Единственное, что стоит отметить, выполнять необходимо в удовольствие, не давая мышцам визуального аппарата напрягаться. Совершите тренировку 15-20 раз. Чтобы не довести себя до головокружения делайте паузы после пяти повторений.

Голова, при выполнении этого занятия, должна находиться в неподвижном состоянии. Совершайте глазами движения по орбите. Для упрощения вообразите шар, или скажем, циферблат часов. Ведите взгляд по его окружности сначала в одну сторону, затем в обратном направлении. Отдохните несколько секунд, повторите, но в этот раз усложните выполнение, останавливайте и фиксируйте взор на каждой цифре часов. По завершении медленно поморгайте.

Как и в предыдущем упражнении, голова неподвижна, а зрительным аппаратом мысленно сначала рисуете как можно больший знак бесконечности, а затем одноименную цифру максимально крупного размера, единственное правило, старайтесь проделать его так, чтобы не испытывать болезненных ощущений. Повторите каждый символ 10-15 раз.

Перед выполнением необходимо расслабить глаза, закрыв их секунд на десять, а затем медленно поморгать ими. После чего постарайтесь увидеть краешек носа. Взор нужно зафиксировать на время не более 2 сек., иначе получите обратный результат и нагрузите глазодвигательные мышцы.

Считается самым эффективным, для его выполнения необходимо сфокусировать свой взор на предмете расположенном рядом с вами, и сконцентрировать все внимание на нем, а после перевести взгляд на удаленный объект. Цикл повторить 20 раз.

Выполняя тренировку, достаточно при неподвижной голове, нарисовать глазами воображаемый равносторонний прямоугольник, стараясь очерчивать его как можно точнее.

Чтобы обеспечить хорошее кровоснабжение мозга и глаз в частности, необходимо уделять внимание состоянию мышц шеи. Желательно делать разминку после принятия ванны или душа, или непосредственно во время процедур. Вода является природным успокоителем, и прекрасно расслабляет.

Самомассаж выполняется или руками или с помощью механических или электрических приспособлений, считающимися более эффективными. Перед началом на кожу наносят небольшое количество крема или масла, а затем, начав с легких поглаживающих движений, постепенно прибавляя нажим, вплоть до постукиваний ребром ладони, разминают мышцы до их полного прогрева. Сочетают манипуляции с наклонами головы, круговыми вращениями.

  • Проводится для снятия напряжения зрительного аппарата, в совокупности с гимнастическими упражнениями описанными ранее. Методика выполнения заключается в следующем:
  • поместив подушечки пальцев на ближних к переносице уголках ока, не отрывая их исполнить едва уловимые круговые движения сначала в одном, а после в обратном направлении;
  • повторить те же действия, но уже с наружной частью;
  • совершить легкие постукивания верхнего и нижнего век, а затем перейти к небольшим нажатиям.

С самой методикой выполнения этого упражнения мы ознакомились, рассматривая пальминг. Сейчас остановимся на его терапевтическом эффекте. Дело в том, что суть процедуры заключается в погружении в темноту, которую нужно прочувствовать, а она в свою очередь, способствует выработке в сетчатке родопсина, важного для зрения вещества. Так же располагает максимальному расслаблению ока и считается одной из самых эффективных.

Проблематика влияния мониторов и других электронных устройств на зрение мотивировала разработчиков софта выпустить приложения, предназначенных для снятия усталости со зрительного аппарата, его скорейшего восстановления.

В сети интернет не составит труда найти большое количество бесплатных программ, способствующих сохранению здорового взора. В качестве показательного примера можно привести одно интересное приложение Eyes Relax, выводящее на экран монитора тренировки для глаз через заданные пользователем интервалы времени, заставляя делать перерывы в работе.

Из заслуживающих внимания программ стоит отметить: EyeLoveU, C&V, NI Glaz, NEWBaRest, EyeLeo, Orbis, Workrave.

Желательно распечатать или сохранить приведенную картинку, и держать ее под рукой как памятку с элементарно простым комплексом движений глазными яблоками, способствующим снятию усталости, поверьте, со временем вы его выучите наизусть.

Помимо графических и схематических изображений, иллюстрирующих гимнастику для глаз, в последнее время появилось большое количество материала полностью раскрывающего проблематику. Достаточно лишь набрать в строке поиска интересующую тему. В качестве наглядного примера предлагаем ознакомиться с одним из многих видео-упражнений.

Резюмируя, напомним важные правила, соблюдение которых поможет сохранить зрение:

  • совершайте перерывы в течение каждого часа работы;
  • держите глаза на безопасном от экрана монитора расстоянии, не менее 60-70 см, для современных значений диагонали;
  • следите за освещением рабочей зоны;
  • время отдыха проведите с пользой, сделайте описанные упражнения, расслабьте визуальный аппарат.

Зарядка для глаз при работе с компьютером на протяжении длительного времени доказывает свою действенность и эффективность, и рекомендована всем без исключения. Рассмотренные методики позволяют сохранить зрение в норме продолжительное время.

источник