Меню Рубрики

Конспекты на тему утомление

Здоровье — это не все, что надо человеку, но если его нет, то человеку уже ничего не надо.

Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка. Чем здоровее будет ребёнок, чем лучше он будет себя чувствовать, тем успешнее будет его обучение в школе.

Проблема профилактики утомления учащихся на уроке актуальна для любого возраста, но в начальной школе (прежде всего, в 1-2 классах) она приобретает первостепенное значение. У детей этого возраста несформированы контроль и саморегуляция своего состояния, что приводит к быстрому нарастанию утомления, в результате чего дети выключаются из контекста урока. Это приводит к низкому качеству обучения на уроке в целом.

Можно ли работать без утомления? Ответ будет таков: учебный процесс не может вовсе избежать утомления, но должен строиться так, чтобы отдалить его наступление, и самое главное, предупредить возникновение переутомления!

Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. В конечном счете, все отрицательные последствия обучения имеют в своей основе переутомление, перегрузку.

Предупреждение утомления школьников на уроке зависит от сочетания трех факторов:

  • трудности учебного материала
  • эмоционального состояния учащихся
  • насыщенности видов учебной деятельности

Начальные признаки утомления:

  • снижается качество работы (количество правильных ответов), повышается число ошибок;
  • ребенок становится беспокойным, вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается;
  • ухудшается регуляция физиологических функций (внешне это непросто заметить, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица), а нарушение координации движений при утомлении проявляется в изменении почерка — он становится явно хуже;
  • ребенок жалуется на усталость, а у некоторых детей процесс торможения при утомлении столь силен, что они вдруг могут заснуть.
  • Что я делаю на уроке, чтобы отдалить момент наступления утомления.

    1. Учет зоны работоспособности учащихся

    Экспериментально доказано, что работоспособность у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Это обязательно учитываю при составлении расписания, при планировании урока.

    При организации урока учитываю динамику работоспособности учащихся:

    • 3-5 минут — врабатывание;
    • 5-10 минут — оптимум, период самой высокой работоспособности;
    • 2-3 минуты — период компенсаторной перестройки: организму необходимо отрегулировать нагрузку, отдохнуть (продолжение интенсивной работы приводит к резкому снижению работоспособности, переутомлению организма);
    • 5-10 минут — период средней работоспособности;
    • оставшаяся часть времени урока — период непродуктивной работы.

    2. Соблюдение гигиенических условий в классе.

    Большое внимание обращаю на чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски.

    3. Деятельностный характер урока.

    Ещё И.П. Павлов указывал, что источником продуктивной работы головного мозга являются положительные эмоции, которые готовят нервную систему к деятельности, настраивают анализаторы на лучшее восприятие материала. Известно, что при интенсивной и очень интересной работе усталость может наступить значительно позже, чем при неинтересной и малоинтенсивной.

    Поддерживать интерес детей на протяжении всего урока мне помогают различные игровые ситуации (получение письма, путешествие в сказку и т.д.); игровые персонажи (Мудрая сова, которая «приносит» трудные задания, гномик — задания с ошибками, игрушки и др.); художественное слово (чистоговорки, загадки), элементы театрализации (игры — диалоги, рассказывание сказок по ролям, инсценирование).

    Недопустимо монотонное репродуктивное выполнение школьниками заданий, так как однообразность урока также способствует утомлению школьников.

    Стараюсь включать в урок методы, способствующих активизации творческого самовыражения учащихся.

    Для этого я использую методы свободного выбора (Наример, на доске записаны слова (Какое задание вы можете предложить?); либо детям предлагаю выполнить на выбор то или иное задание.);

    • активные методы (ученики в роли учителя, работа в парах, группах; ролевая игра, ученик как исследователь и др.);
    • методы проблемное обучение.

    4. Психофизический комфорт ребенка на уроке.

    Психофизический комфорт учеников на уроке — это важнейшее условие предупреждения их утомления.

    Для снятия эмоциального напряжения использую игровые технологии, оригинальные задания, задачи и др.

    Для диагностики эмоционального состояния на всех этапах учебного занятия использую метод «цветописи Лутошкина», основанным на зависимости между эмоциональным состоянием человека и его предпочтениями в выборе определенной гаммы цветового спектра. Я предлагаю обучающимся предлагается оценить цветом свое настроение. ( «Цветок настроений» детям предлагаю выбрать листок с «цветка настроения» цвета своего настроения, либо на листочке отметить цветным кружком свое настроение).

    Красный, оранжевый, желтый цвета отражают приятное состояние восторга, радости, тепла. Зеленый — спокойствие, уравновешенность, синий — неудовлетворенность, грусть, фиолетовый — напряженность, тревожность, черный — упадок, уныние, белый — равнодушие (трудно сказать).

    5. Включение в урок физминуток.

    Если ребенку не дать отдохнуть, утомленный мозг все равно не воспримет то количество информации, которое в него попытаешься вместить.

    Длительная неподвижность вызывает функциональные расстройства, ухудшение памяти, падение мышечной силы, уменьшение содержания кальция в костной ткани, при этом также резко ухудшается концентрация внимания, растет нервное напряжение, увеличивается время решения задач, раздражительность и вспыльчивость. Разрядка же снимает чрезмерное умственное напряжение, вызывает временное расслабление, способствует приливу сил и энергии, создает положительный настрой.

    Ученые доказали огромную роль физических упражнений в улучшении кровоснабжения головного мозга и профилактике умственного переутомления.

    В начале урока я включаю следующие упражнения для профилактики утомления.

    1. Растирание ушных раковин и пальцев рук — активизирует все системы организма.
    2. Качания головой — улучшает мыслительную деятельность. Уронить голову вперед, медленно качать из стороны в сторону.
    3. Ленивый восьмерки — активизирует структуры, обеспечивающие запоминание. Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками.

    Во время урока:

  • Лобно-затылочная коррекция — улучшает мозговое кровообращение. Сидя с закрытыми глазами, правая рука кладется на лоб, левая — на затылок. 1 минута.
  • Медвежьи покачивания — расслабляют позвоночник, мозг, мышцы шеи и глаз. Качаться из стороны в стороны, подключить руки.
  • Поза скручивания — улучшает кровоснабжение в позвоночнике, снимает спазм сосудов, питающих позвоночник. Сесть на стул боком, повернуться, чтобы грудь оказалась против спинки стула.
  • Гимнастика для глаз — снимает напряжение с глаз. Тренаж со зрительными метками.
  • Медуза — сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

    Цель — снятие мышечного напряжения.

    Сядьте удобно, руки положите на колени. Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь далеко-далеко от шума улицы и стрессов городской жизни. Может быть, на лесной поляне или на берегу моря: Послушайте звуки природы: пение птиц, журчание ручья, шум листьев. Посмотрите, что находится вокруг вас: зеленая трава, желтый песок, синее небо с белыми облаками. Вы чувствуете, как теплые лучи солнца нежно согревают вам плечи, легкий ветерок ласково обдувает лоб. Ваше тело расслаблено, мышцы мягкие, теплые. Напряжение дня постепенно уходит, вам легко, спокойно, комфортно. Вы отдыхаете, пока звучит музыка. На счет «3» вы вернетесь в нашу комнату и откроете глаза. Раз, два, три! Откройте глаза! Приступаем к сеансу дыхательной гимнастики.

    Если на лицо явная усталость детей, то использую следующие упражнения:

    1. Быстро и сильно потрите ладони друг об друга, приложите их к щекам и сделайте несколько глубоких вдохов. Повторите 5-6 раз.
    2. Возьмитесь левой рукой за правый локоть и медленно тянитесь вправо до приятного ощущения растяжения в мышцах. Поменяйте положение рук. Затем растяните ноги. Сначала подтягивайте ступню к ягодице, а затем сгибайте ногу в колене и пяткой к паху. Подтяните живот: медленно отклонитесь назад, слегка откинув голову и расслабив мышцы рук. Помашите руками, будто собираетесь взлететь. Упражнения повторите 3-5 раз.
    3. Энергично встряхните руки, сядьте поудобнее и постарайтесь расслабиться. Кистями обеих рук похлопывайте макушку, затылок, плечи, а затем и все те участки тела, которые сможете достать.
    4. Возьмите себя большими и указательными пальцами за мочки ушей и подвигайте их круговыми движениями — вперед-назад. Благодаря этой эффективной технике уже через несколько минут вы почувствуете прилив бодрости.

    Либо включаю в урок игры предназначенные для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками.

    Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 2 минут. Общая длительность игр в среднем составляет 4-6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него.

    1. «Цапля». Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступней к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Дети, у кого это получилось, становятся водящими в подвижной игре «Лягушки и цапли». Игра «Цапля» тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.

    2. «Уши». Для выполнения этого упражнения нужно сесть на край стула. По сигналу дети наклоняют голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны выполняются сильно и резко, так, чтобы при каждом наклоне достать ухом до плеча. Упражнение выполняется 20 секунд. По окончании ведущий благодарит детей и спрашивает, хорошо ли у них разогрелись ушки.В этом упражнении разогреваются уши, а через нервные окончания в ушных раковинах возбуждается и весь организм. Кроме того, разрабатывается подвижность шейных позвонков.

    Валеологи считают, что крайне важно учителю владеть методиками исследования развития утомления учащихся. Я используется методику оценки функционального состояния центральной нервной системы учащихся по коэффициенту моторной частоты руки «Тепинг-тест». Тест позволяет выявить учащихся, у которых утомление развивается быстрее и раньше, чем у других. Эти дети могут составлять группу риска по развитию переутомления, сопровождающегося невротическими расстройствами. Поэтому они требуют к себе внимательного отношения и индивидуального подхода при нормировании учебной нагрузки.

    Результаты анкетирования детей по школе, в классе.

    Если сравнить результаты анкетирования детей в в классе с результатами анкетирования детей в целом по школе, видно, что процент детей, которые устают ниже.

    источник

    скачать Тема урока. Утомление, его профилактика и самоконтроль нагрузок.
    Цель. Познакомить обучаемых с общими причинами утомления и переутомления в процессе жизнедеятельности человека, разобрать ряд способов профилактики переутомления с учетом физических и умственных нагрузок на подростка в период обучения его в школе.
    Задачи.

    Образовательные: познакомить учащихся с причинами утомления и переутомления в процессе жизнедеятельности человека, научить производить самоконтроль нагрузок.

    Воспитательные: продолжить формирование у учащихся здорового образа жизни.

    Развивающие: формирование навыков логического мышления, развитие мыслительной деятельности, речи.

    Методы и методические приемы.

    • Словесные (беседа, объяснение);
    • Практические;
    • Наглядные;
    • Логические (формулировка темы и постановка цели урока, постановка познавательных задач, сравнение, анализ, выводы и обобщения, вопросы для беседы;
    • Технические;
    • Организационные (фронтальный).

    Оборудование. ____________________________________________________________

    Для учащихся:

    • Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для общеобразовательных учреждений 9 кл./Фролов М.П. и др. – М.: Издательство АСТ, 1998. – 320 с.

    Для учителя:

    • Зайцев Г.К. Школьная валеология. – С-Пб.: Детство-пресс, 2001.
    • Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: укрепление организма. – С-Пб.: Детство-пресс, 2001.
    • Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека. – М.: Владос, 2000.
    • Стальков Е., Панин В. Валеология. – Янтарный сказ, 2001.
    • Чумаков Б.Н. Валеология.- М., 1997.

    Тип урока: комбинированный.

    План урока:

    1. Организационный момент (1 мин.).
    2. Повторение пройденного материала (__ мин.).
    3. Изучение нового материала (__ мин.).
    4. Закрепление материала (__ мин.).
    5. Задание на дом, общие выводы (2 мин.).
    1. Организационный момент.

    Здороваюсь, отмечаю отсутствующих.

    1. Повторение пройденного материала.
    2. Изучение нового материала: УТОМЛЕНИЕ, ЕГО ПРОФИЛАКТИКА И САМОКОНТРОЛЬ НАГРУЗОК.

    В начале занятий необходимо познакомить обучаемых с общим понятием «утомления» и причинами его вызывающими.

    Утомление – это состояние временного снижения работоспособности человека. Оно развивается вследствие напряженной или длительной умственной либо физической деятельности и сопровождается ощущением усталости. Утомление – это нормальное для организма состояние, играющее защитную роль. Оно сигнализирует о приближении таких функциональных и биологических изменений во время выполнения работы, появление которых защищает организм от возможного повреждения, для чего автоматически снижается интенсивность умственной или физической деятельности человека.

    Утомление проявляется в уменьшении темпа реакций, в появлении ошибок, в нарушении координации движений. Общее восприятие утомления характеризуется неприятными, иногда болезненными ощущениями, общим ухудшением самочувствия. Могут возникнуть ощущения тяжести в голове, мышцах, общая слабость и разбитость.

    Развитие утомления во многом связано с организацией режима работы и отдыха. Если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление прогрессивно нарастает. Если отдых после утомления недостаточен, то работоспособность не восстанавливается и постепенно развивается переутомление.

    Необходимо особо подчеркнуть, что появившееся утомление можно преодолеть волевым стимулом (завершить работу во что бы то ни стало) и приемом стимуляторов (чай, кофе). Это позволяет продолжить работу, но может произойти полное исчерпание функциональных резервов, что в конечном итоге не исключает возникновения в организме значительных патологических сдвигов.

    Профилактика утомления в школьном возрасте во многом зависит от самого учащегося и заключается в первую очередь в умении правильно оценивать свое состояние, осуществлять самоконтроль за показателями длительности и интенсивности умственной и физической нагрузок и отдыха. При организации своего режима дня необходимо постоянно чередовать умственную и физическую работу, более широко использовать активный отдых для восстановления работоспособности.

    Решающее значение в индивидуальной системе здорового образа жизни имеет самоконтроль. Он приучает человека к активному наблюдению за своим состоянием. Показатели самоконтроля условно можно разделить на субъективные и объективные. С субъективным показателям самоконтроля относят самочувствие, оценку работоспособности, желание продолжить начатое дело, сон, аппетит, болезненные и тревожные ощущения.

    Читайте также:  Утомление мышц при статической работе мышц человека в отличие от статической

    Самочувствие – это суммарный показатель, который складывается из ощущений (бодрость, вялость, усталость, боли и др.). Его можно определить как хорошее, удовлетворительно или плохое.

    Работоспособность зависит от общего состояния организма, а также от настроения, степени восстановления от предыдущей работы и может быть оценена как высокая, средняя и низкая. Отсутствие желания взяться за работу может быть признаком переутомления.

    Нормальный сон восстанавливает работоспособность, обеспечивает бодрость и хорошее настроение. Появление бессонницы или повышенной сонливости, неспокойного сна – признак переутомления.

    Ухудшение аппетита или его отсутствие свидетельствует об утомлении либо болезненном состоянии.

    К объективным показателям самоконтроля относятся частоты сердечных сокращений. Это особенно важно для контроля физических нагрузок. Увеличение частоты сердечных сокращений в покое по сравнению с нормой свидетельствуют об утомлении.

    Систематическое наблюдение за своим состоянием, постоянный его анализ окажут неоценимую помощь при планировании своих нагрузок на день, неделю и месяц, позволят более рационально использовать время и реализовывать свои возможности для решения поставленных перед собой задач.

    Для профилактики переутомления необходимо научиться учитывать психологические аспекты своего состояния, то есть любая нагрузка — умственная или физическая — должна быть реальной и соответствовать индивидуальным возможностям. Так, если данное человеку задание превышает его возможности, то он почувствует перенапряжение, а иногда и потрясение. Для профилактики такого состояния есть два пути: либо снизить требования к нагрузке до пределов имеющихся возможностей, либо попытаться увеличить возможности путем тренировки. А выход из данного положения такой: при планировании любой нагрузки необходимо соблюдать приемлемую степень гармонии, то есть требования должны совпадать с возможностями. Ее нарушение приводит к стрессу и переутомлению, а поскольку, по медицинским оценкам, от половины до трех четвертей всех заболеваний и несчастных случаев связано со стрессом, то последствия нарушения указанной гармонии, как правило, весьма вредны.

    Т.о., умение планировать свою нагрузку в соответствии со своими возможностями является важным направлением в профилактике переутомлений в системе здорового образа жизни.

    Рассмотрим коротко вопрос о влиянии на здоровье человека компьютера. Необходимо отметить, что компьютер становится привычным элементом в школьных классах и дома. Длительное пребывание у экрана компьютера небезвредно для здоровья: нарушается зрение, происходит утомление мышц рук, позвоночника, наступает общая слабость. Основные факторы вредного влияния компьютера на организм – электромагнитные поля и излучения, мелькание изображения на экране, длительная неподвижность оператора.

    Исследования показали, что главная угроза для здоровья операторов ПЭВМ – это неподвижность, статичность позы и глазных мышц, особенно нуждающихся в динамическом режиме работы. Для профилактики переутомления при работе с компьютером время работы на нем должно регламентироваться с учетом возраста. Кроме того должен соблюдаться специальный двигательный режим.

    Известно, что для школьника максимальная нагрузка – как правило, учебная, то есть умственный труд. Она особенно велика в период экзаменов и итоговых контрольных работ. Самое лучшее средство профилактики перегрузки в этот период – умелое сочетание учебных занятий с физической культурой, рациональное использование свободного времени для восстановления умственных возможностей на переменах, в свободное время после уроков и в выходные дни. Двигательная активность на свежем воздухе – лучшее средство от утомления, возникающего в период умственной работы.

    Каждый человек, желающий создать свою индивидуальную систему здорового образа жизни, должен постоянно овладевать методикой контроля своего состояния, используя объективные и субъективные показатели собственного здоровья, стремиться повышать уровень работоспособности за счет познания себя, своих возможностей, правильного планирования работы и отдыха, сочетания умственных и физических нагрузок.

    IV. Закрепление материала:

    1. Какие факторы в вашем поведении наиболее часто способствуют появлению у вас усталости?
    2. Какие виды физических нагрузок более эффективно восстанавливают вашу учебную работоспособность?
    3. Какой режим дня вы считаете наиболее эффективным в период подготовки к контрольным работам и экзаменам.

    Тема: Самоконтроль состояния системы кровообращения.

    Цель: Определить состояние системы кровообращения; научиться определять индивидуальную физическую нагрузку.

    Оборудование: тонометр, секундомер.

    Произвести самоконтроль оценки работоспособности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы пол формуле Руффье:

    Р1 – исходный пульс, Р2 – сразу после 30 приседаний; Р3 – в конце первой минуты восстановления.

    Индекс менее 3 – физическая работоспособность высокая;

    10 – 15 удовлетворительная;

    15 и более – неудовлетворительная.

    Подсчитывается частота пульса в покое. После 20 глубоких (низких) приседаний (ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед) в течении 30 сек., определяется % учащения пульса от исходного уровня. Состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее при учащении пульса не более чем на 25 %, посредственное – на 25-50 %; удовлетворительное – на 50-75 %; неудовлетворительное – более чем на 75 %. После пробы при здоровой реакции на физическую нагрузку систолическое артериальное давление возрастает на 25-40 мм рт.ст., а диастолическое или остается прежним или незначительно (на 5-10 мм рт.ст.) снижается.

    Восстановление пульса длится от 1 до 3, а АД – от 3 до 4 минут.

    Если результаты получились неудовлетворительными, то нужно постоянно следить за физическими нагрузками, а также надо попытаться увеличить свои возможности путем тренировки. Но при этом следует постоянно следить за числом сердечных сокращений. Не рекомендуется превышать максимального числа сердечных сокращений, рассчитываемого по формуле: ЧСС макс= 220- возраст человека.

    источник

    В понятие здоровье входит не только отсутствие болезней и каких-то повреждений, но и благополучие, которое связано с повседневной жизнедеятельностью человека и его личной безопасностью. В 5 классе вы также познакомились с некоторыми правилами здорового образа жизни, выполнение которых способствует укреплению и сохранению здоровья.

    Каждый человек, чтобы сохранить своё здоровье, должен научиться ценить его и беречь. Для этого необходимо постоянно следовать правилам здорового образа жизни, приобретать и расширять свои индивидуальные возможности в сохранении и укреплении здоровья.

    Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовывать свои возможности для сохранения здоровья и обеспечения благополучия.

    Почему мы предлагаем считать здоровый образ жизни индивидуальной системой? Потому, что каждый человек индивидуален и неповторим. Таким его создала природа. Для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек должен стремиться создать свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечила бы ему достижение физического и духовного совершенства и благополучия.

    В повседневной жизни ваш день насыщен различными видами деятельности: занятия в школе, приготовление домашних заданий, занятия физической культурой, выполнение поручений родителей и др. Все виды вашей деятельности чередуются с отдыхом (активным — прогулка на свежем воздухе, лыжная прогулка, спортивные игры — и пассивным — сон). При этом отдых должен быть полноценным и полностью восстанавливать ваши затраты на различные виды деятельности. Иначе у человека начинает развиваться утомление.

    Утомление — это состояние временного снижения работоспособности человека. Оно развивается вследствие напряжённой или длительной умственной либо физической деятельности и сопровождается ощущением усталости.

    Утомление проявляется в том, что человек медленнее и с ошибками выполняет свою работу, у него нарушается координация движений, ухудшается общее самочувствие. Может также возникнуть ощущение тяжести в голове и мышцах.

    Таким образом, развитие утомления во многом связано с организацией режима работы и отдыха. Если отдых после утомительной работы недостаточен, если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление прогрессивно нарастает и может привести к переутомлению и заболеванию.

    При проявлении признаков утомления не стоит стремиться завершить начатую работу во что бы то ни стало. Это приведёт к снижению качества выполняемой работы и может на длительное время вывести из рабочего состояния. Поэтому для профилактики переутомления необходимо владеть навыками самоконтроля.

    Контроль за своим состоянием имеет немаловажное значение в индивидуальной системе здорового образа жизни, так как он приучает к активному наблюдению за своим состоянием, а следовательно, и к постоянной оценке своего здоровья.

    Показатели самоконтроля условно делятся на субъективные, которые вы определяете по своим ощущениям, и объективные, т. е. не зависящие от ваших ощущений.

    К субъективным показателям самоконтроля можно отнести самочувствие, работоспособность, сон и аппетит.

    Самочувствие — это суммарный показатель, который складывается из ощущений (бодрости, вялости, усталости, болей и др.). Его можно определить как хорошее, удовлетворительное или плохое.

    Работоспособность зависит от общего состояния организма, а также от настроения, степени восстановления от предыдущей работы и оценивается как высокая, средняя и низкая. Отсутствие желания взяться за работу может быть признаком переутомления.

    Нормальный сон восстанавливает работоспособность, обеспечивает бодрость и хорошее настроение. Появление бессонницы или повышенной сонливости, неспокойного сна — признак переутомления.

    Ухудшение аппетита или его отсутствие свидетельствует об утомлении либо болезненном состоянии.

    К объективным показателям самоконтроля относятся частота сердечных сокращений и величина артериального давления. Это особенно важно для контроля физических нагрузок. Увеличение частоты сердечных сокращений в покое по сравнению с нормой свидетельствует об утомлении.

    Систематическое наблюдение за своим состоянием, постоянный его анализ окажут неоценимую помощь при планировании нагрузок на день, неделю и месяц, позволят более рационально использовать время и реализовать свои возможности для решения поставленных задач.

    Для профилактики переутомления необходимо научиться учитывать психологические аспекты своего состояния, т. е. любая нагрузка — умственная или физическая — должна быть реальной и соответствовать индивидуальным возможностям. Так, если сложность задания превышает ваши возможности, то вы почувствуете перенапряжение, а иногда и потрясение. Для профилактики такого состояния есть два пути: либо снизить требования к нагрузке до пределов имеющихся возможностей, либо попытаться увеличить свои возможности путём систематических тренировок. Это в первую очередь касается физических нагрузок при занятиях спортом.

    Для того чтобы избежать переутомления, необходимо хорошо знать свои возможности (умственные и физические) и при планировании любой работы соблюдать некоторые правила. Первое правило: нагрузка всегда должна быть не больше ваших возможностей. И второе правило, наверное, более важное: необходимо постоянно повышать свои умственные и физические возможности, соблюдая принципы здорового образа жизни.

    С учётом индивидуальных возможностей увеличивайте умственную (учебную) нагрузку и физическую. Вы растёте и развиваетесь, возрастает и ваша нагрузка: появляются новые предметы, растёт объём учебной информации. Особенно нагрузка возрастает в период итоговых контрольных работ. Для того чтобы не возникло перегрузки за счёт учебной работы, вы должны умело сочетать учебные занятия с занятиями физической культурой и спортом, научиться рационально использовать время, свободное от занятий, и выходные дни.

    Активный отдых в природных условиях — лучшее средство от утомления, возникающего в период интенсивной учебной работы.

    Проверьте себя

    ■ Почему здоровый образ жизни следует считать индивидуальной системой поведения каждого человека? Обоснуйте свой ответ.
    ■ К каким последствиям может привести неполноценный отдых после работы (выполнения домашнего задания)?
    ■ Какие признаки вашего состояния свидетельствуют о появлении у вас утомления?

    После уроков

    Определите, какие коррективы вы собираетесь внести в контроль за состоянием своего здоровья после прочтения данного параграфа.

    Определите, какие виды нагрузок в течение дня и недели (занятия в школе, домашняя работа, активный отдых) и в каком сочетании оказывают на ваше самочувствие положительное влияние, а какие — отрицательное. О своих наблюдениях сделайте пометки в дневнике безопасности.

    Постарайтесь внести изменения в свой режим для снижения влияния отрицательных факторов. Продолжайте эту работу для приобретения опыта в умении правильно планировать свой режим работы и отдыха.

    источник

    Тема: «Умственное утомление»

    Цели: Формирование знаний о признаках умственного утомления и умений выполнять упражнения для снятия умственного утомления; формирование эмоционально – ценностного отношения к здоровому образу жизни.

    Воспитатель : Сегодня у нас урок здоровья. Скажите, пожалуйста, какой вид трудовой деятельности является основным на уроке и на самоподготовке? Верно, умственный труд. Мы учимся, а любое обучение – это большой умственный труд.

    Немало мудрых пословиц создано русским народом. Вот некоторые из них, связанные с учебой и трудом. Закончите пословицы и объясните, как вы их понимаете?

    Мир освещается солнцем, а человек знаниями.

    Красна птицам пером, а человек умом.

    Ученье и труд все перетрут.

    Надо учиться, чтобы трудиться.

    Воспитатель: Ребята, вы знаете, что пианист или хирург заботятся о свои руках, об их силе, ловкости, эластичности, певец бережет горло, чтобы не простудить его, не перенапрячь голосовые связки. Вот и мы с вами должны заботиться о том, чтобы пополняя свои знания, не доводить организм до переутомления. Тема нашего урока так и называется «Умственное переутомление» (словарное слово). Мы должны ответить на вопросы:

    Как проявляется умственное переутомление?

    Что нужно предпринять, чтобы его не допустить?

    Как снять умственное переутомление, если оно наступило?

    Формирование знаний и умений.

    Воспитатель: Скажите, ребята, бывали ли у вас ситуации, когда, выполняя задания на уроках или на самоподготовке, вы чувствовали сильную усталость? Расскажите о своих ощущениях?

    Дети рассказывают, выходят к доске и прикрепляют к рисунке с усталым учеником:

    Нежелание выполнять работу

    Это ребята признаки умственного утомления. И если, ребята, вы будете продолжать выполнять эту работу в состоянии усталости, то умственное утомления может перейти в особое состояние – переутомление, а это уже болезнь. Она проявляется в ослаблении памяти, снижении внимания, затруднении мышления. При этом наблюдается снижение устойчивости организма к различным заболеваниям, в первую очередь простудным.

    Хотелось бы вам приобрести такое заболевание? Конечно нет. Для этого мы с вами разучим упражнение, которое называется «Сбрось усталость».

    Встаньте, ноги врозь, слегка согнув колени, немного наклонившись вперед, руки свободно опустите вдоль туловища, расправьте пальцы, склоните голову к груди. Главное покачиваетесь из стороны в сторону и вперед- назад. Резко встряхните головой, руками, ногами, всем телом. Вы встряхнули почти всю усталость. Чуть- чуть осталось? Повторите упражнение. Вы почувствовали прилив бодрости, настроение улучшилось. А теперь мы с вами рассмотрим ситуации, из-за чего же наступает утомление.

    Ситуация первая: Сережа и Ваня перед сном часто балуются, бегают, болтают и смеются, и поэтому они поздно засыпают. Утром им нелегко вставать, но сделав утреннюю гимнастику, они чувствуют себя лучше. Но уже на втором уроке у них наступает утомление и они, образно говоря, просто спят на уроке. Почему? Какой бы совет вы дали Сереже и Вани? У мальчиков наступает утомление из – за неполноценного сна. Спать, нужно ложиться не позднее 22 часов и вставать утром в 7 утра. Сон для человека имеет важное значение. Как бы вы не отдыхали днем, организм необходим полный покой, который возможен только во время сна, когда отдыхает, прежде всего нервная система и ее самый высший отдел – головной мозг. Для человека лишения сна опаснее, чем лишение пищи. Был проведен эксперимент со щенятами, которые кормили, но не давали спать. На 5 сутки они умерли. Детям надо спать 9-10 часов. Недосыпание приводит к быстрому утомлению и плохой работоспособности.

    Но, если все же случилось у ребят утомление. Как же им помочь? Я покажу вам упражнение, которое так и называется «Оживлялка — прогонялка утомления». Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите, сдавите изо всех основания ладоней, чтобы руки задрожали. Мускулы плеч и груди напряжены. Втяните живот и потянитесь вверх, как будто вы, опираясь на руки, выглядите из окна (10-15секунд). Повторите три раза.

    Ситуация вторая: Вова веселый, общительный мальчик. После уроков любит поболтать с друзьями, поиграть на компьютере, посидеть у телевизора. Домашнее задание садиться делать в разное время, иногда в17 часов, иногда в19 часов. И так на протяжении месяца. Вова начал замечать, что успеваемость стала хуже, чаще появляется плохое настроение, устает. Режим дня – это определенный ритм, по которому вы живете: спите, учитесь, гуляете, занимаетесь спортом, самоподготовкой. При правильном режиме дня вы все успеваете сделать, у вас хорошее настроение, активное, бодрое состояние. Умственная работоспособность человека в течении дня меняется. Лучший период ее утренние часы с 9 до 11 (когда у вас уроки), затем идет спад работоспособности, а к 16-17 начинается второй ее подъем. В это время лучше всего готовить домашнее задание.

    А теперь послушайте стихотворение, как же тот самый Вова отдыхает во время перемен. Перемена. Поможем Вове сбросить усталость и разучим оживлялку № 2 . Сложите руки в «замок», обхватите ими затылок, отведите руки вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника (10-15 секунд). Тяните ровно, так чтобы было приятно. Разотрите пальцами мочки ушей, а потом ладонями ушную раковину – вверх, вперед – назад, при этом поцокайте языком, как лошадка (15-20 секунд).

    Ситуация третья: Оля питается нерегулярно, иногда не ходит на обеды, любит сладости, булочки. Вместо ужина может поесть сухую лапшу. К вечеру девочка чувствует, что болит голова. Почему? Какой бы совет вы дали Оли? Оля устает из-за того, что неполноценно питается. Пища дает организму энергию, необходимую для работы мышц, сердца, мозга и других органов. При недостатке пищи человек слабеет, нормальная деятельность всех органов нарушается. Поэтому так важно полноценно питаться в одни и те же часы. Тот, кто садиться во время есть или, наоборот, постоянно что-то жует (конфету, булочку, печенье) портит аппетит и нарушает правильное пищеварение, его нормальный ритм. Вы все знаете, что продукты бывают полезные и вредные для организма. Самые полезные это те, которые растут на огороде. Сейчас мы с вами постараемся разгадать кроссворд, который так и называется «Наш огород».

    Ситуация четвертая: Петя не любит гулять на улице, предпочитает отдыхать в школе, занимаясь любимым делом. Никогда не откроет в классе или в спальне форточку, боится заболеть. К вечеру он чувствует себя утомленным и у него болит голова. Почему? Какой бы совет вы дали Пети.

    Воспитатель: Детям необходимо гулять в любую погоду не менее2-х часов в день и обязательно проветривать спальню и классную комнату. Так как из-за недостатка кислорода могут возникнуть головные боли, головокружение и даже потеря сознания. Поможем Пети снять усталость. Проведем дыхательную гимнастику «Голубая звезда». Сядьте удобно, закройте глаза, представьте себе ночное небо с яркими звездами. Где- то там далеко – далеко есть жизнь. Вы команда межпланетного космического корабля «Земля». (Корабль поднимается в небо). Вдох-выдох (3 раза). Крепко — крепко сожмите в руках штурвалы и сильно надоите ступнями на педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвал и педали. Вдох – выдох (3 раза). Чувствуете – как приятно тяжесть рассекается по телу, прижимает вас? Корабль взлетает. Нам становится легко. Дышите ровно вдох – выдох (3 раза). Хорошо. Мы почти не чувствуем своего тела, оно легкое и невесомое. Вдох – выдох. Мы лежим в космосе. На нас смотрят звезды, а впереди «Голубая звезда». Снова крепко возьмите за штурвалы, сильно надовите на педали. Глубокий вдох – выдох. Отпустите штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы сели! Перед нами необычные существа с прозрачными крылышками и огромными голубыми глазами – это и есть жители «Голубой звезды». Они рады, улыбаются, мы им нравимся, они предлагают нам свою дружбу и протягивают нам чистые крылышки. Мы тоже протягиваем им руки. Чувствуете, как в ваше тело входит тепло, покой, доброта? Но пора возвращаться на Землю. Мы возьмем с собой радость чистоту. Откройте глаза.

    Рассмотрев ситуации, вы поняли: чтобы не допускать умственного утомления, необходим четкий режим дня, полноценный сон, рациональное питание и хорошая вентиляция помещения, то есть свежий воздух.

    А теперь в заключении послушайте песню нашего трио: песня «Если б я был султаном»

    источник

    Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Нередко как синоним утомления употребляется термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость – субъективное переживание, чувство обычно отражающее утомление, хотя иногда чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т.е. без реального утомления.

    Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений.

    Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.).
    Сроки возникновения усталости зависят от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении усталости играет также отношение человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального объема длительное время не возникает признаков утомления и чувства усталости.

    Переутомление — это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе.
    В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Это позволяет считать патогенез переутомления аналогичным патогенезу неврозов. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов.

    В состоянии переутомления у человека повышается основной обмен и часто нарушается углеводный обмен. Нарушение углеводного обмена проявляется в ухудшении всасывания и утилизации глюкозы. Количество сахара в крови в покое уменьшается. Нарушается также течение окислительных процессов в организме. На это может указывать резкое понижение в тканях содержания аскорбиновой кислоты.

    Как уже отмечалось, принято считать, что существует два вида утомления: одно возникает при умственной деятельности, другое – при мышечной работе. Однако сегодня, когда на производстве происходит сближение умственного и физического труда, стало практически сложно выделить в чистом виде умственное утомление или мышечное. При любой трудовой деятельности присутствуют компоненты, свойственные и умственному и физическому труду.

    Как же бороться с утомлением, усталостью и переутомлением?

    Профилактика усталости, утомление и переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.

    При выполнении определенных физических упражнений в процессе работы достигается три основных результата:

    — ускорение процесса врабатывания;

    — повышение эффективности кратковременного отдыха в процессе труда;

    — поддержание здоровья трудящихся.

    Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8211 — | 7883 — или читать все.

    195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    источник

    Тема: «Помоги себе сам. Умственное утомление»

    — формирование знаний о признаках умственного утомления и умений выполнять упражнения для снятия умственного утомления;

    — формирование эмоционально — целостного отношения к здоровому образу жизни.

    — «Карта страны Здоровья»; рисунок доктора Айболита.

    — «Дерево раздумий» с ситуациями.

    — Рисунок «Солнышко настроений», бантики.

    — «Мудрые слова»: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

    — «Новые» слова: утомление, переутомление, эмоции, оптимисты, пессимисты, депрессия.

    1. Актуализация и целеполагание.

    Задачи: актуализация знаний об умственном утомлении и его последствиях

    (на основе наблюдений учащихся).

    Какой вид деятельности является основным на уроке?

    Мы учимся, а любое обучение — это большой умственный труд.

    — Посмотрите вокруг себя. Вы видите много вещей: учебники, мебель, одежда, здание школы — кто это создал? (Руки человека, труд человека).

    Как пианист или хирург заботятся о своих руках, об их ловкости, эластичности; как певец бережёт свое горло, чтобы не простудить его, не перенапрячь голосовые связки, так и мы с вами должны заботиться о том, чтобы пополняя свои знания, не доводить свой организм до переутомления.

    Сегодня мы совершим путешествие на станцию «Помоги себе сам» и поговорим об умственном утомлении.

    Кто встречает нас? (Доктор Айболит)

    Айболит предлагает нам ответить на следующие вопросы: (Вопросы записаны на доске, как план).

    — Как вы понимаете, что такое умственное утомление?

    — Как проявляется утомление?

    — Что нужно предпринимать, чтобы его не допустить?

    — Как снять умственное утомление, если оно наступило?

    2. Формирование знаний и умений.

    — Скажите, ребята, бывали ли у вас ситуации, когда, выполняя задания в школе или дома, вы чувствовали сильную усталость? Расскажите о своих ощущениях.

    — Продолжали ли вы после этого выполнять задания? Легко ли вам удавалось это делать?

    Правильно, усталость проявляется в нежелании выполнять ту работу, которую до этого вы делали с удовольствием. Проявление головной боли, слабости, сонливости, потери аппетита — это сигнал к тому, что надо отдохнуть,

    т. е. организм даёт сбой, наступает утомление. А если вы будете продолжать выполнять работу в состоянии усталости и будете это делать часто, то утомление может перейти в особое состояние — переутомление, а это уже болезнь.

    Она проявляется в ослаблении памяти, снижении внимания, затруднении мышления. Человек становится рассеянным, раздражительным, ему неинтересно, что происходит вокруг, нарушается сон, снижается аппетит, часто мучают головные боли. При этом наблюдается также снижение устойчивости организма к различным заболеваниям, в первую очередь к простудным.

    — Хотелось бы вам приобрести такое заболевание? (Конечно, нет).

    — Для этого мы с вами разучим упражнение, которое называется «Сбрось усталость». Как только вы почувствуете утомление, выполняйте его в течение 1 — 2 минут.

    в) Упражнение «Сбрось усталость»

    1. Встаньте, ноги врозь, слегка согнув в коленях, немного наклонитесь вперёд, руки свободно опустите вдоль туловища, расправьте пальцы, склоните голову к груди.

    2. Плавно покачивайтесь из стороны в сторону и вперёд — назад.

    3. Резко встряхните головой, руками, ногами, всем телом.

    Вы встряхнули почти всю усталость.

    Чуть-чуть осталось? Повторите это упражнение, Вы почувствовали прилив бодрости, настроение улучшилось?

    Можно проговорить со словами:

    Медвежата в чаще жили, А потом они играли

    Головой своей крутили: Выше лапы поднимали

    Вот так, вот так (Вращения головой). Вот так, вот так.

    Медвежата мёд искали, (Поднимают руки и ноги

    Дружно дерево качали. попеременно).

    Вот так, вот так. (Показываем руками).

    г) Анализ ситуаций (работа в группах). «Дерево раздумий».

    К доктору Айболиту пришли письма от ребят. Они просят о помощи.

    Может быть, мы поможем Айболиту ответить на письма ребят?

    — Вы работаете в группах. Каждой группе Айболит поручает обсудить ситуацию. С«Дерева раздумий» получите конверт, раскройте, прочтите, обсудите ситуацию, сделайте вывод о том, из-за чего наступает утомление, дайте совет. (Конверты разного цвета).

    Мой брат Серёжа — ученик 3 класса. Он очень любит читать книги и играть на компьютере. Придя из школы домой, наскоро пообедав, он идёт к другу. Они обмениваются книгами, кассетами или дисками, немного гуляют, а затем расходятся по домам, чтобы выполнить домашнее задание. После этого Серёжа занимается своим любимым делом: чтение книг или игрой на компьютере допоздна, иногда до 12 часов ночи. Утром ему нелегко вставать, но, сделав утреннюю зарядку, он чувствует себя лучше. В школе уже на втором уроке он чувствует себя утомлённым. Почему? Какой бы совет вы дали Серёже?

    Света весёлая, общительная девочка. После школы она любит поболтать с подружками, погулять по улице, никогда не спешит домой. Вернувшись поздно, она вспоминает, что должна выполнить поручения мамы. Выполняя их, часто отвлекается на звонки друзей, долго беседует с ними.

    Домашнее задание садится делать в разное время, иногда в 17 часов, иногда в 19 ч. И так на протяжении месяца, Света начла замечать, что успеваемость в школе стала хуже, чаще появляется плохое настроение, усталость.

    Почему? Какой бы совет вы дали Свете?

    Денис предпочитает подольше поспать, не успевает перед школой позавтракать.

    В школьной столовой он наспех съедает булочку, запивая её чаем. Играет на перемене с ребятами. После уроков, не заходя домой, долго гуляет на улице. Вернувшись, он опять наспех съедает бутерброды, потому что на разогревание еды ему не хочется тратить время, так как по телевизору скоро начнутся мультфильмы. Потом надо садиться делать уроки. К вечеру он чувствует, что болит голова.

    Почему? Какой бы совет вы дали Денису?

    Лиза не любит гулять на улице, она предпочитает отдыхать у себя в комнате, занимаясь любимым делом, Она никогда не открывает в комнате форточку, боится заболеть. К вечеру она чувствует себя утомлённой, и у неё часто болит голова. Почему? Какой бы совет вы дали Лизе?

    Физкультминутка «Оживлялки, прогонялки утомилок»

    Упражнение для снятия утомления и улучшения мозгового кровообращения.

    Ей вращаем вправо – влево. (Медленное вращение головой)

    И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд – назад).

    В стороны разводим. (Потягивание – руки вверх – в стороны).

    Плавно производим. (Повороты туловища вправо – влево).

    Достаём руками пол. (Наклоны вперёд).

    А теперь – конец разминке. (Дети садятся).

    Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.

    « Рисуем в воздухе цифру 8 носом».

    Упражнение для профилактики простудных заболеваний и снятия напряжения.

    Разотрите пальчиками мочки ушей, теперь край ушной раковины — сверху-вниз, при этом поцокайте язычком, как лошадка. 15-20 секунд.

    Под носом ты теперь потри (1,2,3)

    Брови надо причесать (1,2,3,4,5)

    Вытри пот теперь со лба (1,2)

    Серьги на уши повесь, если есть (1,2)

    Заколкой волосы скрепи (1,2,3)

    На шею бусы надеваем: примеряем, расправляем.
    А на грудь повесим брошку,

    Вот как славно мы трудились

    Упражнение для отработки правильной артикуляции.

    Дотянитесь язычком до подбородка, ещё дальше. 6 раз.

    Упражнение для утверждения своей самооценки, своей успешности.

    Быстро-быстро сожмите и разожмите пальцы рук, поморгайте, затем крепко зажмурьтесь, сожмите кулачки и скажите: «Я справлюсь! Я смогу! Я ничего не боюсь!»

    3. Обсуждение ситуаций о мерах профилактики умственного утомления

    От каждой группы после обсуждения ситуаций выходят по 1 человеку.

    Ситуация 1. У Серёжи наступает утомление из-за неполноценного сна.

    Спать нужно ложиться не позднее 22 часов и вставать в 7 часов утра.

    — Бывали ли у вас такие ситуации, когда вы приходили в школу не выспавшись?

    — Можете вспомнить, как прошёл тогда ваш день? Для чего необходимо хорошо высыпаться?

    (Сообщение ученика из группы)

    Сон для человека имеет важное значение. Как бы вы не отдыхали днём, организму необходим полный покой, который возможен только во время сна, когда отдыхает прежде всего нервная системе и её самый высший отдел — головной мозг. Отдыхают и внутренние органы, их работа замедляется, сердце бьётся спокойнее, мышцы расслабляются, позвоночник распрямляется. Для человека лишение сна опаснее, чем лишение пищи. Был проведён эксперимент со щенятами, которых кормили, но не давали спать. На пятые сутки они умерли.

    У невыспавшегося человека нарушается деятельность головного мозга, которая приводит к нервным заболеваниям. Чем меньше возраст, тем больше нужно спать. Детям 10-12 лет надо спать не меньше 10 часов. Хорошо высыпаешься, если ложишься в одно и то же время. Недосыпание приводит к быстрому утомлению, к плохой работоспособности в течение дня.

    Ситуация 2. Света не соблюдает режим дня и из-за этого устаёт.

    — Почему важно соблюдать режим дня?

    Режим дня — это определённый ритм жизни, по которому вы живёте: спите, занимаетесь в школе, обедаете, гуляете, учите уроки, занимаетесь любимым делом, у вас остаётся время почитать, помочь маме по хозяйству. У каждого есть режим дня, только у одних он правильный, а у других — нет.

    Какой режим дня можно назвать правильным?

    Тот, при котором рационально распределено время для труда и отдыха. При правильном режиме дня вы всё успеваете сделать, у вас хорошее настроение, активное и бодрое состояние.

    Умственная работоспособность человека в течение дня меняется. Лучший период её в утренние часы — с 9 до 11 часов, а затем уровень работоспособности несколько снижается. Кчасам начинается второй подъём работоспособности. В это время лучше всего готовить домашние задания.

    Ситуация 3. Денис устаёт из-за того, что неполноценно питается.

    Пища даёт организму энергию, необходимую для работы мышц, сердца, мозга и других органов. При недостатке пищи человек слабеет, нормальная деятельность всех органов нарушается. Пища — это «строительный материал» для растущего организма. Поэтому так важно полноценно питаться в одни и те же часы. Тот, кто не садится вовремя кушать или, наоборот, постоянно что-то жуёт (конфету, булочку, печенье), портит аппетит и нарушает правильное пищеварение, его нормальный ритм.

    Ситуация 4. Лиза не гуляет на улице и не проветривает комнату, поэтому чувствует себя усталой.

    Детям необходимо гулять в любую погоду не менее 2 часов в день и обязательно проветривать комнату, так как из-за недостатка кислорода могут возникнуть головные боли, головокружение, тошнота и даже потеря сознания.

    Как помочь себе, чтобы не допускать умственного утомления? (Ответы детей)

    — Рассмотрев ситуации, вы поняли: чтобы не допускать умственного утомления, необходим чёткий режим дня, полноценный сон, рациональное питание и свежий воздух.

    4. Снятие психоэмоционального напряжения.

    — Познакомимся ещё с некоторыми секретами преодоления умственного утомления. .

    С древнейших времён музыка сопровождает человека, даря ему духовное и физическое здоровье.

    (Звучит лёгкая, спокойная музыка)

    А) Аутотренинг (аффирмация — утверждение).

    Чтобы снять эмоциональное напряжение, вы можете повторять такие слова. (Повторяют за учителем).

    Меня любят, и я нужен. Мои родители меня обожают, они гордятся мной. Я люблю себя. Я умный и сообразительный. Я всегда здоров. У меня много друзей.

    Я умею любить. Я добрый и любящий. Я умею заботиться о себе. Я прощаю всех, кто обидел меня. Я прощаю самого себя. У меня всё хорошо. Я успешный. Я сильный. Я всё преодолею и смогу.

    5. Положительные эмоции и хорошее настроение.

    Есть ещё один очень важный компонент преодоления умственного утомления, о котором невозможно умолчать.

    Представьте, что это лица людей. (Картинка схематично изображает выражение лица радостного, грустного, сердитого, печального человека). Что вы в них заметили? (У них разные выражения).

    — От чего зависит выражение лица? (От чувств, которые человек испытывает, от настроения).

    — Какое чувство мог бы испытывать каждый из этих людей? (Радость, горе, страх, скуку).

    — А ещё какие чувства способен испытывать человек? (Гордость, обиду, злобу, досаду, равнодушие, разочарование и т. д.)

    — Чувства по — другому называют эмоциями. В словаре сказано:

    «Эмоция — чувство, душевное переживание». От эмоций зависит и наше (настроение). Настроение — это душевное состояние человека.

    Вы наверное слышали выражения: «Меня захлестнули эмоции. Эмоциональный человек». Как понять эти выражения?

    — А теперь подумайте и скажите, может ли настроение влиять на здоровье и как?

    — С какими прилагательными мы чаще всего употребляем слово «настроение»? (Плохое, хорошее, замечательное, великолепное, отличное, никакое).

    Закройте глаза и попробуйте увидеть, какого цвета хорошее настроение.

    В каких случаях у вас бывает прекрасное настроение? (При хорошем самочувствии, хороших отметках и т. д.)

    Какие ощущения вы испытываете в этот момент? (Чувство лёгкости, всё кажется прекрасным, интересным).

    Закройте глаза и представьте цвет плохого настроения. (Оно тёмное, мрачное, Таким оно бывает, когда не выспишься, получишь плохие отметки, плохо себя чувствуешь, В этот момент никого не хочется видеть, ничего не хочется делать …)

    — Да, настроение бывает разное: хорошее, плохое, никакое — оно зависит от душевного состояния. Есть люди, у которых чаще всего бывает хорошее настроение, таких людей называют оптимистами, а тех, у кого часто плохое настроение — пессимисты.

    — К кому бы вы себя отнесли? Как вы думаете, у кого быстрее наступает умственное утомление: у человека с плохим настроением, вечно всем недовольным, или у человека с хорошим настроением?

    — Вы общаетесь с людьми постоянно. С каким человеком легче, приятнее общаться? (С тем, у которого хорошее настроение).

    Если человек жизнерадостен, приветлив, с ним приятно поговорить, поделиться своими планами. Он легко развеет ваши грустные мысли, вселит надежду, и вы почувствуете себя легко и уверенно, вам захочется с ним общаться, дружить.

    С человеком злым, постоянно чем-то недовольным, трудно общаться, он чаще всего бывает одинок, с ним не хотят дружить, и от этого у него может развиться депрессия. Вот поэтому от настроения зависит ваше самочувствие, ваше здоровье.

    — А как поднять себе настроение, если оно у вас плохое? (Послушать любимую музыку, посмотреть мультфильм, почитать интересную книгу, пообщаться с другом выполнить физические упражнения, покататься на лыжах, коньках, помочь маме и т. д.)

    — А сейчас почитайте советы психологов, которые помогают избавиться от плохого настроения.

    Советы доктора Айболита «Помоги себе сам.

    Как избавиться от плохого настроения».

    Вы дадите физический выход своей отрицательной энергии, вместе с ней уйдёт и злость.

    · Замесить тесто понарошку, раскатать его.

    Злость улетучится, так как работать с тестом — очень увлекательное занятие.

    Рассказать кому — нибудь о своём плохом настроении: близким, подруге, другу, собаке, кошке, кукле.

    · Спеть бодрую песенку, послушать весёлую музыку, сплясать быстрый танец.

    Набрать в ванну тёплой воды, лечь и всем телом ощутить, как вода смывает всё дурное, или постоять под душем.

    Надуть шарик, завязать и бросить его в мусорный контейнер или в воздух — с ним улетит далеко и плохое настроение.

    — Теперь вы знаете, что нужно сделать, если вам плохо оттого, что у вас скверное настроение, вы разозлились на кого-то. Вам плохо от совершённого некрасивого поступка, надо признаться и попросить прощения, вы мучаетесь.

    Выйти из этого состояния надо обязательно, это просто необходимо. Иначе, это просто отразится на вашем здоровье и на самочувствие в течение дня, а может быть, и несколько дней вы будете чувствовать себя удручённо.

    Вы находитесь в школе с 8 до 13 часов, и очень важно какое настроение будет у вас преобладать весь день. Ведь от этого зависит ваше здоровье, ваш

    умственный труд, учёба, ваши отношения с одноклассниками и учителями.

    Мы, взрослые, стараемся сделать всё, чтобы вам в школе было уютно и комфортно. А ты помоги себе сам.

    6. Игра «Давайте говорить друг другу комплименты».

    Встаём в круг, перебрасывая мяч друг другу, говорим друг другу приятные слова-комплименты.

    7. Подведение итогов. Рефлексия.

    Что полезного вы унесёте с нашего занятия?

    Что вы будете делать для того, чтобы не получить умственного утомления?

    На парте у вас разноцветные бантики, выберите тот цвет бантика, какое у вас сейчас настроение, прикрепите к солнышку.

    Оранжевый – восторженное, бодрое.

    Красный цвет – напряженное, возбуждённое.

    Синий, фиолетовый – грустное, печальное.

    А нашим гостям мы подарим песню и пожелаем им крепкого здоровья и прекрасного настроения. (Звучит песня «Знай своё тело»)

    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 37 городского округа г. Буй

    (Путешествие по стране ЗДОРОВЬЯ)

    высшей квалификационной категории

    источник