Меню Рубрики

Меры повышения работоспособности и предупреждения утомления

Утомление является не только физиолого-гигиенической, но и социальной проблемой. В СССР с целью повышения производительности труда и предупреждения утомления в широком масштабе проводится механизация трудоемких работ, автоматизация производственных процессов, рационализация станков и оборудования, радио- и телеуправление ими. Все это бесспорно значительно облегчает и улучшает условия труда, способствует повышению его производительности и улучшению состояния здоровья работающих.

Наряду с этим исключительно большое значение придается физиологической рационализации, основными направлениями которой являются 1) рациональная организация трудового процесса; 2) создание условий для быстрого овладения трудовыми навыками, 3) рациональная организация режима труда и отдыха.

Рациональная организация трудового процесса включает комплекс очень важных мер и прежде всего построение рабочих движений. Рациональное движение должно быть построено на физиологически выгодном использовании активных и пассивных сил. Квалифицированный рабочий, например, производит движение вначале с большой скоростью, а к концу — с малой, в то время как рабочий с недостаточным опытом стремится в течение всего движения сохранять постоянную скорость (рис. 3). Последнее физиологически нерационально, так как в этом случае возбуждение сохраняется в течение всего движения, оно разлитое, а не концентрированное, активное напряжение мышц длится гораздо дольше, пассивные силы не используются.

Движение должно быть плавным, без резкой смены темпа и направления. Такое движение сопровождается менее напряженной работой коры головного мозга. Эллиптическая форма траектории движения целесообразнее прямолинейной, поскольку она соответствует анатомической структуре суставов. Движения с полным размахом нерациональны: при них повышается затрата энергии и возникают добавочные проприоцептивные импульсы, ведущие к более быстрому наступлению утомления. При сочетанной работе обеих рук повышается производительность не только общая, но и каждой руки в отдельности. При сочетании работы сгибателей одной руки и разгибателей другой работоспособность повышается.

Рационально устранять лишние движения. Обычно это достигается разделением сложного трудового процесса на отдельные элементы. При этом, с одной стороны, нужно иметь в виду равномерность физической нагрузки, с другой — не стремиться слишком расчленять трудовой процесс, так как многократное выполнение очень элементарных операций создает условия монотонности и способствует более быстрому утомлению. При рационализации рабочих движений следует соблюдать принцип экономии мышечной массы: при тяжелой работе должны вовлекаться крупные проксимальные мышцы, а при легкой — мелкие дистальные мышцы.

Двигательная деятельность возникает и непрерывно корригируется при активном участии главным образом зрительного и двигательного анализаторов. Анализаторы действуют сочетанно, но в каждом случае возможно преобладание деятельности того или другого анализатора.

Большую роль в рационализации трудового процесса играет ритмичность. Ритм выражается в повторном воспроизведении комплекса отдельных приемов, представляющего собой законченный цикл. Повторяемость цикла имеет строго временную и пространственную характеристику. Нередко различают понятия ритма и темпа (понятие скоростное); практически же эти два понятия неотделимы, причем ритм как более широкое понятие включает темп как понятие частное.

Ритмическая трудовая деятельность способствует образованию временных связей, закрепляющихся в динамический стереотип. Экономичность ритмичной работы обусловливается тем, что благодаря упроченным взаимным связям приобретается автоматизм рабочих движений и максимальное использование пассивных сил мышечного аппарата — инерции и эластичности. При усвоенном ритме достигается наивысшая работоспособность, отмечаются наименьшие энергетические затраты, низкое содержание молочной кислоты, слегка повышенный устойчивый уровень сахара крови.

Индивидуальный ритм может быть ускорен, и новый усвоенный ритм становится оптимальным; при этом биохимические и физиологические процессы протекают на уровне прежнего ритма.

В свете сказанного следует отвергнуть механистическое представление некоторых физиологов запада, полагающих, что для каждого человека существует свой неизменный оптимальный ритм.

Однако ритмичная работа наряду с положительными имеет и отрицательные свойства. Длительная ритмичная, однообразная по своему характеру работа приобретает монотонность, которая в свою очередь приводит к падению работоспособности и утомлению вследствие развивающегося торможения в коре головного мозга.

О мерах предупреждения утомления при монотонной работе будет сказано ниже.

Принято считать, что статическое напряжение в трудовом процессе в общем является фактором неблагоприятным, быстро приводящим к утомлению. Между тем в некоторых случаях статическое напряжение является фактором благоприятным, повышающим эффективность динамической работы мышц. Доказано, что предварительное статическое напряжение, например сгибателей предплечья, не только не уменьшает последующую динамическую работу, а, наоборот, увеличивает ее.

Как известно, при длительной статической работе утомление связано с развитием центрального торможения вследствие длительного и частого повторения импульсов, идущих от работающих мышц, т. е. неблагоприятных (пессимальных, по Н. Е. Введенскому) условий иннервации. Когда при переходе к динамической работе условия иннервации становятся благоприятными (оптимальными), создаются условия повышенной возбудимости и повышенной работоспособности, которая наступает, однако, не сразу, а после второго фазного сокращения (следовые изменения, по Н. Е. Введенскому). Примером может служить следующий опыт: после статической работы до отказа первая проба динамической работы не вызывает повышения мышечной силы, а после второй пробы динамической работы резко увеличивается мышечная сила.

Оказывается, что при сочетании и соответствующих соотношениях статической и динамической работы в одном цикле энергия расходуется экономно как при работе, так и в период восстановления (табл. 12).

Таблица 12. Потребление кислорода сверх основного обмена при 2-минутной работе
Вид работы Потребление кислорода, мл
при работе при восстановлении всего
Статическая 205 1 281 116 677 321 1 957
Динамическая 1 076 561 1 637
Комплексная 1 140 497 1 637
Разница —141 — 180 —321

Сказанное свидетельствует о том, что статическое напряжение в известных условиях служит стимулятором динамической работы. Необходимым условием является чередование статических и динамических усилий. Это условие должно быть положено в основу рационализации трудовых процессов. Но если статический компонент имеет в трудовом, процессе значительный по величине и длительности удельный вес, его необходимо максимально ограничить — в ряде случаев путем механизации трудовых процессов.

С физиологической точки зрения к типичной статической работе можно отнести мышечное напряжение для поддержания так называемых «позных состояний», т. е. позы человека во время работы.

Специфической для человека является поза «стоя», к которой он в процессе эволюции адаптировался. Однако при длительном стоянии возможны расстройства физиологических функций вплоть до патологических изменений: венозный застой, расширение вен, отеки, плоскостопие и др. В положении сидя тетаническое напряжение мышц заменяется тоническим, улучшается деятельность сердца и других органов.

Выбор позы должен сообразоваться с характером работы, обеспечивать устойчивую работоспособность. При выборе позы большое значение имеет величина прилагаемых усилий: при усилии 5 кг выгодно работать сидя, при усилии 10 кг эффект одинаков и сидя и стоя, а при усилии 20 кг выгодно работать стоя.

При позе сидя необходимо предусмотреть условия правильной посадки без вынужденного положения тела. Это не значит, конечно, что всегда нужно сидеть с выпрямленным корпусом. Иногда выгодно сидеть с небольшим наклоном вперед и небольшим изгибом поясничной части позвоночника. С физиологической точки зрения правильный выбор позы заключается в создании условий периодического изменения позы; от слегка согнутой до выпрямленной, от позы сидя до позы стоя.


Рис. 4. Рабочий стул.

Обеспечить эту возможность можно, в частности, рациональным устройством рабочего стула. К конструкции стула предъявляются следующие требования: удобная опора для спины, легко передвигаемая по вертикали и спереди назад; поверхность сиденья, соответствующая анатомической форме ягодиц; винтовой ствол, позволяющий передвигать сиденье по вертикали; откидное сиденье для того, чтобы при желании рабочего можно было работать стоя. Дополнительно в соответствии с характером работы могут быть предъявлены требования: вырез в сиденье для ноги при необходимости нажимать на педаль, подлокотники для опоры рук, колесики при необходимости передвижения, амортизаторы при наличии вибрации, подставка для ног. Образец рабочего стула показан на рис. 4.

источник

При длительном воздействии на организм вредных фак­торов производственной среды может развиться переутом­ление, называемое иногда хроническим утомлением, когда ночной отдых полностью не восстанавливает снизившуюся за день работоспособность.

Основой для возникновения переутомления служит не­соответствие продолжительности и тяжести работы и вре­мени отдыха. Кроме того, развитию переутомления могут способствовать неудовлетворительная обстановка труда, неблагоприятные бытовые условия, плохое питание.

Симптомы переутомления — различные нарушения со стороны нервно-психической сферы, например, ослабление внимания и памяти. Наряду с этим у переутомленных лю­дей наблюдаются головные боли, расстройство сна (бессон­ница), ухудшение аппетита и повышенная раздражитель­ность.

Кроме того, хроническое переутомление обычно вы­зывает ослабление организма, снижение его сопротивляе­мости внешним воздействиям, что выражается в повыше­нии заболеваемости и травматизма. Довольно часто это со­стояние предрасполагает к развитию неврастении и исте­рии.

Например, статистические данные свидетельствуют о том, что резкое повышение заболеваемости нервными бо­лезнями среди рабочих на производстве вызвано неудов­летворительными гигиеническими условиями трудовой де­ятельности.

Профилактика утомления. Важной мерой профилак­тики утомления является обоснование и внедрение в про­изводственную деятельность наиболее целесообразного ре­жима труда и отдыха. Это необходимо в производственных процессах, которые сопровождаются большими затратами энергии или постоянным напряжением внимания. Следует учитывать также, что длительность перерывов при выпол­нении одинаковой работы должна соответствовать возраст­ным особенностям организма.

При разрешении проблемы утомления следует иметь в виду, что в период отдыха происходит не только ликвида­ция утомления, но и потеря положительных свойств, при­обретаемых во время выполнения работы, т. е. состояния «врабатываемости» или «рабочей установки», имеющих по­следствием повышение количества и качества выполняе­мой работы.

Таким образом, длительность и чередование переры­вов должны не только восстанавливать основные физиоло­гические функции, но и сохранять положительные факто­ры, способствующие повышению производительности труда.

Большое значение в профилактике утомления имеет активный отдых, в частности физические упражнения, проводимые во время коротких производственных переры­вов. Физкультура на предприятиях повышает производи­тельность труда от 3 до 14% и улучшает некоторые пока­затели физиологического состояния организма работающих.

Последнее время для снятия нервно-психического на­пряжения, борьбы с утомлением, восстановления работо­способности довольно успешно используют функциональ­ную музыку, а также кабинеты релаксации или комнаты психологической разгрузки. В основе благоприятного дей­ствия музыки лежит вызываемый ею положительный эмо­циональный настрой, необходимый для любого вида рабо­ты. Вместе с тем музыка не только улучшает настроение работающих, но и повышает работоспособность и произво­дительность труда.

Одним из элементов психологической разгрузки явля­ется аутогенная тренировка, основанная на комплексе вза­имосвязанных приемов психической саморегуляции и не­сложных физических упражнений со словесным самовну­шением. Главное внимание уделяется приобретению и зак­реплению навыков мышечного расслабления, позволяющих нормализовать психическую деятельность, эмоциональную сферу и вегетативные функции.

Большую роль в организации производственного про­цесса играет ритм работы, который тесно связан с меха­низмом образования динамического стереотипа. Факторы, нарушающие ритмичность труда, не только снижают его производительность, но и способствуют быстрому утомле­нию. Например, ритмичность и относительная несложность работы на конвейере доводят рабочие движения до авто­матизма, делая их более легкими и требующими меньшего напряжения нервной деятельности.

Однако излишний автоматизм рабочих движений, пе­реходящий в монотонность, может привести к преждевре­менной усталости и сонливости. Последнее объясняется тем, что однообразные и слабые раздражения могут привести к развитию разлитого торможения в коре головного мозга. Так как работоспособность человека колеблется в течение дня, необходим переменный ритм движения конвейера с постепенным ускорением в начале рабочего дня и замедле­нием к концу смены.

Мероприятия по профилактике утомления: физиоло­гическая рационализация трудового процесса по экономии и ограничению движений при работе; равномерное распре­деление нагрузки между различными мышечными группа­ми; соответствие производственных движений привычным движениям человека; рационализация рабочей позы; осво­бождение от излишних подсобных операций и т. п.

Важность этих мероприятий определяется тем обстоя­тельством, что чем больше мышечных групп участвует в рабочих движениях, тем больше импульсов устремляется в нервную систему, способствуя более быстрому развитию утомления. Физиологическая рационализация трудовых про­цессов требует в ряде случаев определенной реконструк­ции станков, оборудования и рабочего инструмента, а так­же изменений устройства производственной мебели.

Важное значение для борьбы с утомлением имеют ме­ханизация и автоматизация производства, устраняющие необходимость чрезмерных мышечных усилий при работе и пребывания работающих в неблагоприятных условиях. Однако степень механизации и автоматизации процессов в ряде отраслей промышленности до сих пор остается недо­статочной и требует более активного их внедрения.

Необходимым фактором для профилактики утомления, бесспорно, является санитарное благоустройство произ­водственных помещений (объем помещений, микроклима­тические условия, вентиляция, освещенность, эстетичес­кое оформление).

Дата добавления: 2016-11-12 ; просмотров: 2309 | Нарушение авторских прав

источник

Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности труда

Соотношение понятий работоспособности и утомления. Здоровье как непременная составляющая высокой эффективности труда. Роль физической культуры в жизни человека. Принципы организации труда. Формы послерабочего восстановления. Снижение мышечных напряжений.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное Агентство Железнодорожного Транспорта

Красноярский Институт Железнодорожного Транспорта

«Иркутский Государственный Университет Путей Сообщения»

Дисциплина Физическая культура

Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности труда

1. Динамика работоспособности

2. Соотношение понятий работоспособности и утомления

3. Здоровье как непременная составляющая высокой эффективности труда

4. Роль физической культуры в жизни человека

5. Принципы организации труда

6. Средства физической культуры для повышения эффективности труда

7. Формы послерабочего восстановления

физический культура мышечный утомление

Одним из проявлений научно-технической революции является резкое снижение мышечных напряжений в трудовой деятельности человечества. Тенденция к изменению двигательной деятельности человека в процессе труда была замечена около 60 лет назад. Резко усиливаясь, по мере увеличения механизации и автоматизации трудовых процессов, эта тенденция приводит, с одной стороны, к значительному сокращению двигательной активности человека, а с другой — увеличению психоэмоциональной нагрузки людей, занятых во многих отраслях народного хозяйства. В этих условиях покой как форма отдыха уже не удовлетворяет потребности организма. Возникла проблема: как добиться высокой работоспособности и производительности труда без ущерба для здоровья человека, как избавиться от вредного влияния гиподинамии и гипокинезии?

Изучая эту проблему, ученые пришли к выводу, о необходимости применения физических упражнений с целью профилактики профессионального утомления, более быстрого и качественного отдыха в процессе работы и нормализации деятельности функциональных систем организма человека после работы [19].

В конце XIX века отец научной организации труда Фредерик Уинслоу Тейлор написал строки, актуальные и сейчас: «. максимальное благосостояние может быть осуществлено лишь в результате возможной наивысшей производительности людей и машин предприятия, т. е. лишь в том случае, когда каждый рабочий и каждая машина дают максимальный возможный продукт. Ясно, что … максимальное благосостояние может быть осуществлено лишь в результате максимальной производительности» [18].

Читайте также:  Особенности развития утомления в гимнастике

1. Динамика работоспособности

Производительность труда — мера эффективности труда, напрямую связана с уровнем работоспособности. Работоспособность — потенциальная способность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени [24]. Работоспособность определяется комплектом профессиональных, психологических и физиологических качеств субъекта труда. Уровень работоспособности отражает, во-первых, потенциальные возможности субъекта выполнять конкретную работу, его личные профессионально ориентированные ресурсы и функциональные резервы и, во-вторых, мобилизационные возможности личности активизировать эти ресурсы и резервы в необходимый рабочий период. Степень устойчивости работоспособности обусловливается сопротивляемостью организма и личности к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, а также запасом прочности, натренированностью, развитием профессионально значимых качеств субъекта труда [27].

Работоспособность зависит от морфологических особенностей и функционального состояния организма, от профессионального опыта и характера выполняемой работы, от возраста и состояния здоровья человека. Она неодинакова у различных людей, а у одного и того же человека может меняться в пределах определенного времени. Существуют общие закономерности изменения на протяжении рабочего дня.

Степень реализации работоспособности отражается в производительности труда. Разница между производительностью труда и показателем фактической работоспособности — это естественные резервы работоспособности человека. Для того, чтобы обоснованно решать вопросы повышения работоспособности, необходимо знать и учитывать особенности организации труда на производстве. Приведение в соответствие психофизиологических возможностей человека с условиями его активности служит физиологической основой научной организации труда [23].

В современных условиях производства уменьшение доли живого труда, относительно общего объема средств производства, не снижает общего значения производительности труда в силу того, что в процессе производства участвует огромная масса овеществленного труда (ЭВМ, поточные линии и др.). Поэтому каждая минута потери времени вследствие пониженной работоспособности или из-за недостаточной двигательной и эмоциональной подготовленности операторов, существенно снижает общественную производительность труда.

При расчетах эффективности применения средств физической культуры и спорта в целях повышения производительности труда правомочно учитывать, главным образом, повышение индивидуальной, а не общественной производительности труда.

Производительность труда и его интенсивность — две стороны единого процесса, направленные на увеличение продукта труда. И в том и в другом случае увеличивается масса продукта. Но если в первом случае стоимость единицы изделий уменьшается, то во втором — остается неизменной [23].

В любом виде труда наблюдаются три фазы, которые объясняются особенностями работоспособности центральной нервной системы. Таким образом, динамика работоспособности имеет несколько стадий.

Стадия врабатывания (нарастающей работоспособности) — отмечается некоторое увеличение продуктивности труда. Продолжительность этого периода зависит от характера труда и длится от 10ч20 мин. до 1ч. [30].

Стадия устойчивой работоспособности — проявляется в наиболее высокой и стабильной продуктивности и надежности труда [27]. Организм полностью мобилизован для выполнения работы. Этот период оптимальной работоспособности в норме должен быть самым длительным: от 2 до 6 часов, в зависимости от характера труда [30]. К концу этого периода могут наблюдаться элементы утомления, но работоспособность не падает за счет волевых усилий [23].

Стадия снижения работоспособности (развивающегося утомления) — вначале характеризуется возникновением чувства усталости, снижением интереса к текущей работе, затем нарастает напряженность психических и физиологических функций, увеличиваются волевые усилия для сохранения необходимой продуктивности и качества деятельности и, наконец, при продолжении работы нарушаются профессиональные параметры деятельности — снижается производительность труда, появляются ошибочные действия, падает мотивация к труду, ухудшается общее самочувствие, настроение. Иногда в конце этой стадии может возникнуть либо фаза срыва — полная дискоординация функций организма и отказ от работы, либо фаза конечного порыва — сознательная мобилизация оставшихся психических и физиологических резервов с временным, резким повышением эффективности труда [27].

Стадия восстановления работоспособности характеризуется развитием восстановительных процессов в организме, снижением психического напряжения и накоплением функциональных резервов.

2. Соотношение понятий работоспособности и утомления

Утомление — причина временного снижения работоспособности. Состояние утомления сопровождает все виды деятельности человека. Оно является нормальной реакцией организма на рабочую нагрузку, но в острых и хронических формах вызывает нарушение работоспособности.

Проблема утомления считается актуальной общебиологической проблемой, представляет большой теоретический интерес и имеет важное практическое значение для деятельности человека в труде и и спорте [14].

Утомление — это функциональное состояние, которое возникает в результате интенсивной или (и) длительной рабочей нагрузки и проявляется во временном нарушении ряда психических и физиологических функций индивида, а также снижении эффективности и качества труда [3].

Состояние утомления имеет свою динамику, усиливается во время работы и уменьшается в процессе отдыха (активного, пассивного и сна). При утомлении может наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление субъективного ощущения усталости.

Основным фактором, вызывающим утомление, является физическая или умственная нагрузка. Зависимость между величиной нагрузки и степенью утомления почти всегда бывает линейной, то есть чем больше нагрузка, тем более выраженным и ранним является утомление. Помимо абсолютной величины нагрузки, на характере развития утомления сказывается еще и ряд ее особенностей, среди которых следует выделить: статический или динамический характер нагрузки, постоянный или периодический ее характер и интенсивность нагрузки [23].

В развитии утомления различают скрытое (преодолеваемое) утомление, при котором сохраняется высокая работоспособность, поддерживаемая волевым усилием. Экономичность двигательной деятельности в этом случае падает, работа выполняется с большими энергетическими затратами. Это компенсируемая форма утомления. При дальнейшем выполнении работы развивается некомпенсированное (полное) утомление. Главным признаком этого состояния является снижение работоспособности. При некомпенсированном утомлении угнетаются функции надпочечников, снижается активность дыхательных ферментов, происходит вторичное усиление процессов анаэробного гликолиза [22], [15], [14].

Процесс утомления — это совокупность изменений, происходящих в различных органах, системах и организме в целом, в период выполнения физической работы и приводящих в конце концов к невозможности ее продолжения. Состояние утомления характеризуется вызванным работой временным снижением работоспособности, которое проявляется в субъективном ощущении усталости. В состоянии утомления человек не способен поддерживать требуемый уровень интенсивности и (или) качества (техники выполнения) В опытах И.М. Сеченова было показано, что в определенных условиях более быстрое и более значительное восстановление работоспособности обеспечивается не пассивным отдыхом, а переключением на другой вид деятельности, т. е. активным отдыхом [8].

Процесс утомления вызывает субъективный симптом, усталость. Усталость характеризуется тяжестью в голове и конечностях, общей слабостью, разбитостью, вялостью и недомоганием. Этим самым предотвращается «функциональное истощение» корковых клеток головного мозга. Ощущение усталости считается одним из наиболее чувствительных показателей утомления.

С одной стороны, утомление, являясь сигналом необходимости прекратить работу и перейти к отдыху, препятствует крайнему истощению организма, переходу его в патологическое состояние. С другой стороны, оно ведет к снижению работоспособности человека, к неэкономичному расходованию энергии и уменьшению функциональных резервов организма. [23].

При продолжительном воздействии чрезмерных нагрузок и отсутствии условий для полноценного восстановления функциональных нарушений состояние утомления может перейти в переутомление [27]. Предупреждение и ликвидация переутомления заключается в снижении объема и интенсивности выполняемой работы, использовании активного отдыха. Активный отдых наиболее эффективен после работы средней тяжести [28].

Существуют многочисленные попытки классифицировать утомление. В.Н. Волков составил классификацию клинических проявлений утомления (табл.) [5].

Таблица 1. Классификация видов утомления

Наблюдается при игре в шахматы

Наблюдается у спортсменов-стрелков при напряженной функции анализаторов

Эмоции — неразлучные спутники спортивной деятельности

Отмечается в результате напряженной мышечной деятельности

Физические возможности человека, физиологическая граница интенсивности его труда весьма эластичны и могут быть изменены под влиянием направленного применения средств физической культуры и спорта [23].

3. Здоровье, как непременная составляющая высокой эффективности труда

Важнейшее условие высокой работоспособности — здоровье.

Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Все стороны жизни человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Здоровье в огромной степени зависит от взаимоотношений человека со средой обитания, обществом и производственной деятельностью [23].

Можно определить здоровье как состояние организма человека (его физических и психических качеств), обеспечивающее ему возможность активно жить и трудиться в различных условиях окружающей среды и противостоять ее неблагоприятным факторам [16]. Оно определяет потребности человека, его способность к труду и влияет на гармоническое развитие личности.

Здоровье — нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций [23].

При рассмотрении здоровья широкое распространение в настоящее время получил функциональный подход. Его особенность заключается в способности индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции, например, выполнять общественно полезную производственную деятельность. Их утрата является наиболее распространенным и наиболее значимым для человека, социальным последствием болезней человека [23].

В практической медицине принято различать несколько градаций здоровья:

«Практически здоров» — это такое состояние организма, при котором имеющиеся в состоянии здоровья изменения не влияют на трудоспособность в конкретной профессии [21].

4. Роль физической культуры в жизни человека

Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы организма человека [9].

Главная цель занятий физической культурой:

— формирование физической культуры личности,

— подготовка к социально-профессиональной деятельности, сохранение укрепление здоровья человека [30].

В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие [29].

В России оздоровительная направленность физической культуры обусловливает ее связь с различными сторонами жизни и деятельности человека, в том числе с работой на производстве, где занятия физическими упражнениями, подобранными с учетом особенностей трудовых процессов, играют важную роль в повышении производительности труда.

Формы и методы занятий физической культурой на производстве могут быть различными в зависимости от того, где они производятся — непосредственно на предприятии или на спортивных сооружениях во внеслужебное время. Заслуживают особого внимания занятия в рабочих помещениях. При их проведении необходимо выбрать комплекс физических упражнений, который на данном промышленном предприятии оказывает наиболее оздоровительное действие и повышает работоспособность [6].

Специалисты отмечают, что систематическое использование различных форм физической культуры повышает производительность индивидуального и коллективного труда на 5-8% за счет роста активности работающего, быстрого вхождения в рабочий ритм, устойчивой физической и умственной работоспособности, повышенной выносливости, более точной координации движений и профессиональных действий [21].

Благодаря физической культуре создаются предпосылки для эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др. [23]. Занимающиеся физической культурой реже болеют, поэтому среди них реже наблюдаются случаи временной потери трудоспособности [21].

Основное средство физической культуры — физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам.

Многообразие и специфичность воздействия упражнений на организм человека можно понять, ознакомившись с физиологической классификацией физических упражнений (с точки зрения спортивных физиологов). В основу ее положены определенные физиологические классификационные признаки, которые присущи всем видам мышечной деятельности, входящим в конкретную группу. Так, по характеру мышечных сокращений работа мышц может носить статический или динамический характер. Деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения тела или его звеньев, а также упражнение мышц при удержании какого-либо груза без его перемещения характеризуется как статическая работа (статическое усилие). Статическими усилиями характеризуется поддержание разнообразных поз тела, а усилия мышц при динамической работе связаны с перемещениями тела или его звеньев в пространстве [23].

Неоспоримо, что физкультура укрепляет мускулатуру. Сохраняет подвижность суставов и прочность связок. Улучшает фигуру. Повышает минутный выброс крови и увеличивает дыхательный объем легких. Стимулирует обмен веществ. Уменьшает вес. Благотворно действует на органы пищеварения. Успокаивает нервную систему. Повышает сопротивляемость простудным заболеваниям [1].

Общепринято, что рациональная физическая тренировка позволяет быстро и эффективно улучшить самочувствие человека, все виды его работоспособности и повседневной активности, сопротивляемость заболеваниям, психическую стабильность, имидж в целом и др. Эффект занятий физическими упражнениями значительно повышается, если они сочетаются с правильным питанием, режимом дня, приемами психорегуляции, использованием гигиенических оздоравливающих мероприятий — т. е. всем тем, что называют рациональным образом жизни [13].

5. Принципы организации труда

Знание основных факторов и проблем повышения производительности труда способствует правильному решению по выполнению комплексных мероприятий системы научной организации труда (НОТ).

Выдающийся русский физиолог Н.Е. Введенский сформулировал пять принципов продуктивности работы, которые необходимо учитывать при организации труда.

Первый принцип. Во всякую трудовую деятельность нужно входить постепенно, поскольку начало работы совпадает по времени с периодом врабатывания.

Второй принцип. Для высокой работоспособности необходимы мерность и ритм работы.

Третий принцип. Нужна привычная последовательность и систематичность деятельности.

Четвертый принцип. Следует правильно чередовать труд и отдых, а также сменять одни формы труда другими.

Пятый принцип. Успешная работа включает систематическое (ежедневное) выполнение работы в одни и те же часы суток [23].

Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным образом сказывается на умственной и физической работоспособности человека [30].

Но при этом обязательно следует учитывать, что если физкультурная пауза, как по своей нагрузке, так и по избирательности упражнений не соответствует особенностям труда, его интенсивности и степени утомления, то результат влияния упражнений оказывается отрицательным. Отрицательный эффект проявляется и в том случае, когда производственная гимнастика несвоевременно включается в режим рабочего дня [19].

Упражнения в течение учебного (рабочего) дня обеспечивают предупреждение наступающего утомления, способствуют поддержанию высокой работоспособности на длительное время без перенапряжения.

Выполнение физических упражнений оказывает вдвое больший стимулирующий эффект на улучшение работоспособности, чем пассивный отдых в два раза большей продолжительности [2]. Научно обоснованные комплексы физических упражнений, призванных способствовать снятию физического и умственного напряжений человека в период выполнения им трудовой или умственной деятельности есть производственная гимнастика.

Читайте также:  Утомление характер и фазы утомления

6. Средства физической культуры для повышения эффективности труда

Производственная гимнастика или производственная физическая культура (ПФК) — комплексы простейших физических упражнений, включаемые в режим рабочего дня с целью повышения работоспособности, укрепления здоровья, предупреждения утомления трудящихся. Составляются с учётом особенностей трудового процесса. В практике установились две формы П. г.: вводная гимнастика (подготавливающая человека к рабочему дню) и физкультурные паузы (активный отдых) [4].

Цель производственной гимнастики — способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда.

Задачи производственной гимнастики:

подготовить организм человека к оптимальному включению в профессиональную деятельность;

активно поддерживать оптимальный уровень работоспособности во время работы и восстанавливать его после ее окончания;

профилактика возможного влияния на организм человека неблагоприятных факторов профессионального труда в конкретных условиях.

Методика производственной гимнастики находится в зависимости от характера и содержания труда и имеет «контрастный» характер:

чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот;

чем меньше в активную деятельность включены большие мышечные группы, тем в большей степени они подключаются при занятиях различными формами ПФК;

чем больше нервно-эмоциональное и умственное напряжение в профессиональной деятельности, тем меньше оно должно быть в разнообразных физических упражнениях ПФК [26].

Производственной гимнастике ей отводится роль профилактического средства поддержания высокой работоспособности на протяжении рабочего дня. Производственная гимнастика как элемент научной организации труда должна массово и прочно войти в режим трудового дня [7].

Одним из условий сохранения высокой профессиональной работоспособности является переключение деятельности (феномен активного отдыха И.М. Сеченова). Таким переключением деятельности является производственная гимнастика. Ее значение заключается в оздоровительном эффекте, в улучшении функциональных показателей физического развития и физической подготовленности при систематическом применении в снижении нервно-психического напряжения. Осложняет проведение производственной гимнастики ограниченность во времени, выполнение физических упражнений непосредственно на рабочем месте, в рабочей одежде и т. д. [12].

Производственной гимнастике принадлежит особое место в оптимизации режима труда и отдыха. Богатый опыт сотен предприятий, многочисленные научные исследования, проведенные как на производстве, так и в лабораториях, утверждают неоспоримую пользу введения рационально организованной производственной гимнастики в режим труда на различных участках современного производства.

Большое практическое значение производственной гимнастики видно в том, что она способствует ускорению вхождения в работу в начале рабочего дня (вводная гимнастика) и предупреждает снижение работоспособности в конце первой половины рабочего дня и в последних часах работы (физкультурная пауза и физкультминуты). В середине и в конце рабочего дня применение комплексов физических упражнений физкультурной паузы и физкультурной минуты направлено на ускорение и углубление отдыха во время регламентированных перерывов [25].

Производственная гимнастика имеет следующие основные формы.

Вводная гимнастика направлена на скорейшее включение организма в работу. С ее помощью достигается оптимальная возбудимость центральной нервной системы и привычный рабочий ритм, поэтому подбираются движения и ритм, соответствующие предстоящей деятельности. Комплексы вводной гимнастики состоят из 6—8 упражнений, выполняемых в течение 5—7 мин в начале рабочего дня [12].

Вводная гимнастика должна быть направлена на совершенствование функционирования соответствующего стереотипа деятельности нервных центров. В комплексе упражнений вводной гимнастики целесообразно применять такие упражнения, которые были бы близки к действиям, выполняемым во время работы. Хорошо подобрать упражнения, ускоряющие проявление функций тех органов и систем, которые играют ведущую роль в процессе данного конкретного вида труда. Целесообразно применять упражнения с возрастающим темпом движений — от медленного до умеренного и от умеренного до повышенного. Для обеспечения быстрого усвоения производственного рабочего места рекомендуется в вводной гимнастке развивать несколько превышающий средний темп работы.

Физкультурная пауза, как форма активного отдыха, позволяет предупредить утомление и способствует поддержанию более высокой работоспособности. Она состоит из 5—7 упражнений и проводится в течение 5—7 мин при появлении первых отчетливых признаков наступающего утомления. Обычно это бывает во второй половине рабочего дня, за 2—2,5 ч. до окончания работы. Упражнения для физкультпауз подбираются в зависимости от особенностей трудового процесса [12].

Физиологическое значение физкультурных пауз состоит в ускорении и углублении отдыха во время регламентированных перерывов, в восстановлении нарушенных динамических стереотипов и в предупреждении возможного их нарушения. Отсюда следует очень важное положение: назначать перерывы для физкультурных пауз целесообразно в моменты, предшествующие развитию утомления, с тем расчетом, чтобы предотвратить возможность снижения работоспособности и сохранить на всем протяжении рабочего дня высокий уровень производительности труда.

Если упражнения для активного отдыха (физкультурной паузы) выбраны правильно, то по закону индукции в мышцах и нервных центрах, утомленных предыдущей работой, индуцируется (наводится) торможение, под воздействием которого ускоряются и углубляются процессы восстановления, активизируется их отдых. Целесообразно подбирать такие упражнения, которые давали бы посильную тонизирующую нагрузку, способствовали углублению торможения и ускорению восстановительных процессов в соответствующих нервных центрах. Исследования показали, что выполнение комплекса физкультурной паузы в среднем и быстром темпе восстанавливает работоспособность гораздо эффективнее, чем выполнение этих же упражнений в медленном темпе. Это относится как к работе легкой и средней физической тяжести, так и к тяжелой физической работе. Нагрузка в комплексе физкультурной паузы в общем случае нарастает в середине комплекса и затем снова понижается.

Позвоночник должен быть предметом особых забот при подборе оздоровительных упражнений. Позвоночник играет ключевую роль в здоровье. Физическая выносливость главным образом зависит от состояния позвоночника. Выносливость гораздо важнее мускульной силы [17]. Многие болезни связаны с заболеваниями позвоночника. Они вызываются либо органическим поражением (травмой), либо гипертонусом мышц спины (более 80 % случаев), либо недостатком движений в этом отделе опорно-двигательного аппарата. [28]. Особенно важны наклоны в стороны, прогибания назад, вращения туловища [2].

Физкультурные минутки относятся к малым формам активного отдыха и проводятся в течение 1—2 мин, состоят из 2—3 упражнений. Их целью является снижение местного утомления, возникающего, например, при длительном сидении в рабочей позе, сильном напряжении внимания, зрения и т. п. Чаще всего используются в режиме рабочего дня работников умственного труда — до 5 раз, по мере необходимости в активном отдыхе. Их использование не зависит от того, выполняется физкультпауза и вводная гимнастика или нет [12].

Как правило, упражнения подбираются самостоятельно. Их направленность — местное воздействие на наиболее утомленную группу мышц или часть тела. Они призваны эффективно снимать заторможенное состояние с нервных центров, регулирующих тонус отдельных мышечных групп, усиливать кровообращение. Некоторые упражнения возникают непроизвольно или в силу привычки. Это вращения головой, плечами, смена позы и т. п. Положение сидя не единственная, но наиболее частая поза у людей умственного труда. При этом происходит нарушение кровообращения — переполняется венозная система брюшной полости, особенно в области таза, и обедняется периферия. Затрудняются условия для дыхания. Многие мышечные группы испытывают длительные статические напряжения, особенно те, которые удерживают голову в наклонном положении. Чтобы нейтрализовать последствия такой позы, необходимо проделывать профилактические упражнения [2].

Микропаузы активного отдыха — самая короткая форма производственной гимнастики, длятся всего 20—30 с. Их цель — ослабить утомление.

Физическая нагрузка во время производственной гимнастики зависит от пола, возраста, состояния здоровья и степени подготовленности занимающихся. Поскольку производственный коллектив не однороден, следует ориентироваться на средние показатели по субъективным ощущениям занимающихся во время и после занятий. У них могут возникнуть жалобы на плохое самочувствие, усталость, сердцебиение, головокружение, головную боль и др., а также признаки утомления (покраснение лица, повышенная потливость, одышка и др.). При появлении тех или иных неблагоприятных симптомов необходимо изменить дозировку упражнений — уменьшить темп движений или количество повторений, а при выраженных случаях утомления и жалобах на сердцебиение и головокружение — направить на консультацию к врачу.

К концу рабочего дня основная масса рабочих и служащих ощущает утомление разной выраженности, причем 25 % работающих устают сильно. Не ощущают усталости лишь 20 % трудящихся, а все остальные нуждаются в послерабочем восстановлении сил. Развивающееся общее утомление может быть физическим, нервно-психическим и смешанным. Физическое утомление эффективно снимает купание в теплой воде в течение 15—20 мин. Нервно-психическое снимается динамическими нагрузочными упражнениями, в том числе на тренажерах. При сильно выраженном утомлении предпочтение отдается пассивным средствам, при умеренном — активным [12].

7. Формы послерабочего восстановления

Восстановительная гимнастика может проводиться сразу после окончания рабочего дня. Если условия труда отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, то восстановительная гимнастика проводится непосредственно на рабочих местах. Комплекс физических упражнений выполняется в течение 7—10 мин и включает 7—9 упражнений.

«Вечерняя гимнастика» — форма восстановительной гимнастики, используется с целью подготовки к переходу ко сну. Она применяется в случае остаточного психического напряжения или стойкого утомления, возникших в ходе трудовой деятельности, а также при локальных мышечных перенапряжениях [10].

В последнее время появились разного рода частные методики узкой направленности. Среди большого количества нетрадиционных методик упражнений достойна упоминания «восстановительная статическая гимнастика» имеющая достаточное физиологическое обоснование. Смысл ее в следующем.

В ситуации монотонной, однообразной и длительной работы обычно возникает утомление нервно-психического характера. При этом простого пассивного отдыха для восстановления становится недостаточно. Требуется активизация процессов центрального торможения за счет определенного физического воздействия. При этом относительно слабого и умеренного воздействия на организм и центральную нервную систему оказывается достаточно для ощутимого эффекта.

Автор считает, что физическая активность должна соразмеряться с долей «физического покоя». Для этого предлагается комплекс специально подобранных статических поз (12—15 положений), рассчитанных на 30-40-минутное занятие. Более 100 поз объединены в четыре группы: стоя на коленях или сидя с полусогнутыми ногами, стоя на четвереньках с упором на локти или прямые руки, лежа на животе или на боку, лежа на спине или сидя с прямыми или согнутыми ногами.

Основной особенностью позы является «поддержание неустойчивого равновесия». Выполнение такого типа двигательных заданий возможно как в свободных условиях, так и с дополнительной опорой, специальными подставками.

Характерными особенностями статической гимнастики являются:

отсутствие нагрузочных и технически сложных поз;

особая «внутренняя устойчивость» и сбалансированность поз;

целесообразное сочетание расслабления одних мышечных групп с умеренным статическим напряжением других;

индивидуальная «подгонка» позы методом коррекции до ощущения удобства и комфортности;

направленность на суммарный восстановительный эффект, — что значительно отличает данную систему от других (например, хатха-йоги), где каждая поза (асана) имеет свою адресацию: «от давления», «при заболевании желудка» и т. п. [20].

На многих предприятиях проводят занятия в физкультурно-оздоровительных центрах (ФОЦ), где помимо срочного восстановления работоспособности после окончания работы или во время ее, решаются задачи профилактики влияния неблагоприятных факторов труда, оздоровления трудящихся, а также развития и поддержания высокого уровня профессионально важных физических и психофизиологических качеств и навыков. Для восстановления в ФОЦ используются водно-температурные средства, средства психофизической регуляции, спортивные тренажеры, пассивные средства воздействия и др.

В ФОЦ обязательно должен быть тренажерный зал. Здесь располагают стенки «Здоровье», велотренажеры для педалирования стоя и сидя, гребные тренажеры, диски вращения, массажеры различного типа, аппараты механотерапии активного и пассивного действия.

Восстановительные занятия могут проводиться на спортивных сооружениях предприятия. Успешно используются для восстановления после работы плавательные бассейны, особенно после тяжелого труда в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях. Занятия также могут проводиться на спортивно-игровых площадках и в спортивных залах.

Для уменьшения влияния неблагоприятных факторов труда применяются профилактическая гимнастика, занятия в профилированных группах здоровья, профилированные самостоятельные занятия.

Профилактическая гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на профилактику конкретных неблагоприятных воздействий различных факторов труда. Этот вид гимнастики проводится в основном во внерабочее время.

В профилированные группы здоровья подбираются работники, подверженные однотипным влияниям определенных факторов труда. Занятия в них организуют по типу урока, состоящего из подготовительной, основной и заключительной частей. Специальные упражнения выполняются в основной части урока.

Профилированные самостоятельные занятия также используются для профилактики влияния вредных производственных факторов. Тренер-преподаватель контролирует нагрузки, подбирает упражнения, определяет методику выполнения.

Занятия профилированными видами спорта проводятся с трудящимися во внерабочее время. Так, для монтажников-высотников такими видами являются гимнастика, акробатика, прыжки в воду и батут; для профессий, требующих тонкой и точной ручной работы, — баскетбол, волейбол, настольный теннис; для профессий водного транспорта — плавание, гребной спорт, акробатика и прыжки на батуте.

При занятиях трудящихся в спортивных секциях лучшие показатели профессиональной работоспособности наблюдаются при двигательной активности в течение 4—6 в неделю.

Более высокий эффект обеспечивается при комплексном использовании физических упражнений [12].

Несмотря на снижение доли мышечных усилий в современном материальном производстве, производительность достаточно многих видов профессионального труда прямо или косвенно остается зависимой от физической дееспособности исполнителей трудовых операций.

В целом же стабильное физическое состояние, без которого не мыслится здоровье и эффективное функционирование организма человека, остается важнейшей предпосылкой устойчиво высокой плодотворности любого профессионального труда [11].

Многообразие форм и методик занятий ПФК свидетельствует о широкой доступности и эффективности используемых в ней упражнений для решения задач оздоровления, напрямую связанных с высокой работоспособностью, высокой эффективностью производства. Внедрение производственной гимнастики не требует капитальных затрат, а ощутимые оздоровительные и экономические результаты занятий можно получить в короткие сроки.

1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье — Кемерово: Кемеровское книжное изд-во, 1981.

2. Антошин М.В. Организация самостоятельных занятий студентов физическими упражнениями: Учебное пособие / М.В. Антошин; — Красноярск: КрИЖТ ИрГУПС, 2009.

3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов — М.. ПЕР СЭ, 2001.

4. Большая советская энциклопедия: В 30 т. — М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978.

5. Волков В.Н. «Клиническая оценка утомляемости во врачебно-спортивной практике», Челябинск, 1973.

6. Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья: Методическое пособие. — Липецк: Изд-во ЛГПИ, 2000.

7. Григорович Е.С. и др. Производственная гимнастика для работников основных групп умственного труда: Метод. реком. / Е.С. Григорович, А.М. Трофименко, И.Н. Малуха. — Мн.: МГМИ, 2000.

Читайте также:  Утомление механизмы развития и процессы

8. Коц Я.М., Спортивная физиология. — М.: Физкультура и спорт, 1986.

9. Краснов Е.А. Основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль. Методические рекомендации, — СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, 2003.

10. Курс лекций и практические задания по дисциплине. «Теория и методика физического воспитания и спорта»/ Автор-составитель Е.В. Карташова. — Омск: ФГОУ СПО «ОмКПТ», 2011.

11. Курс лекций по физической культуре: Учебное пособие/ О.Л. Трещева, А.И. Муллер, Е.Б. Штучная, Е.Н. Мироненко; под ред. О.Л. Трещевой; Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2006.

12. Лаптев А.П. Полиевский С.А. Гигиена: Учебник для ин-тов физич. культ М.: ФиС, 1990.

13. Менхин Ю.В., Менхин А.В. М 50 Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

14. Мирзоев, О.М. Применение восстановительных средств в спорте — М.: Наука — спорту, 1999.

15. Моногаров В.Д. Утомление в спорте / B.Д. Моногаров. — К., 1986.

16. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. — СПб.: Союз, 2000.

17. Позвоночник — ключ к здоровью / Брэгг П.С., Махешварананда С.П., Нордемар Р., Преображенский В. — СпБ: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», ООО «Лейла», 1999.

18. Практические методы повышения производительности труда. — Спб.: 2009.

19. Производственная физическая культура. Учебно-методическое пособие для студентов ИФК, слушателей ФПК, инструкторов по производственной гимнастике и специалистов физической культуры и спорта/Под редакцией Голубевой Г.Н. — Набережные Челны: КамГИФК, 2003.

20. Рейф И.Е. Технология отдыха. Статическая гимнастика как лекарство от усталости. — М.: Книжный дом «Либроком», 2010.

21. Роженцов, В.В., Полевщиков, М.М. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования монография / В.В. Роженцов, М.М. Полевщиков — М.: Советский спорт 2006].

22. Розенблат, В.В. Проблема утомления / В.В. Розенблат. — М.: Медицина, 1975.

23. Рябинин С.П. Физическая культура: Учебное пособие для преподавателей и студентов ВУЗов / С.П. Рябинин; КрИЖТ ИрГУПС. — Красноярск: КрИЖТ ИрГУПС, 2009.

24. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин., Минск, Харвест, 1998.

25. Спортивный-справочник-2011. Здоровым быть здорово! /Комитет по физкультуре и спорту г. Волгодонска.

26. Тимушкин, А.В. Физическая культура и здоровье: Учебное пособие / А.В. Тимушкин. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.

27. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001.

28. Учебное пособие для студентов вузов физической культуры/ Под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова. — М.: Твт дивизион, 2006.

29. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000.

30. Физическая культура: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. завед. / Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. — Москва: Издательский центр «Академия», 2002.

Роль физической культуры в современном обществе. Анализ рынка труда в сфере физической культуры. Качества специалиста, обусловливающие эффективность профессиональной деятельности. Правовое регулирование и управление в области физической культуры и спорта.

курсовая работа [44,1 K], добавлен 15.12.2008

Значение физической культуры в профессиональной работоспособности. Физическая культура как профилактика заболеваний и травматизма. Характеристика производственной гимнастики, ее роль в повышении устойчивости организма к неблагоприятным факторам труда.

реферат [44,3 K], добавлен 22.06.2012

Здоровый образ жизни. Искоренение вредных привычек. Оптимальный двигательный режим. Влияние физической культуры на здоровье человека. Гигиена физических упражнений. Здоровье людей и благополучие окружающей среды. Рациональный режим труда и отдыха.

реферат [37,4 K], добавлен 28.04.2013

Понятие и виды здоровья. Система функциональных резервов организма. Элементы здорового образа жизни: рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, закаливание, рациональное питание.

реферат [24,5 K], добавлен 27.11.2010

Исследование взаимосвязи общей культуры студента и его образа жизни. Определение влияния окружающей среды и наследственности на здоровье человека. Рассмотрение основных правил организации режима труда и отдыха, питания, сна, двигательной активности.

лекция [289,8 K], добавлен 27.07.2010

Основные понятия дисциплины. Здоровый образ жизни. Краткая характеристика функциональной активности человека. Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции.

учебное пособие [148,7 K], добавлен 07.04.2015

Значение и роль физической культуры для человека. Требования, предъявляемые работодателями к бакалаврам и специалистам экономики по поводу их физического состояния. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры.

курсовая работа [37,0 K], добавлен 15.05.2012

Физический потенциал, особенности и составляющие. Понятие о физической подготовке человека, её роль. Показатели функциональной подготовленности. Роль и взаимосвязь процессов утомления, восстановления. Состояние функций организма, локализация утомления.

дипломная работа [950,4 K], добавлен 18.06.2014

Использование средств физической культуры с лечебно-профилактической целью и для более быстрого восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения последствий патологического процесса. Особенности метода лечебной физической культуры.

реферат [21,1 K], добавлен 14.01.2010

Сущность и социальные функции физической культуры в вузе. Оздоровительные и воспитательные задачи физического воспитания. Пространственные и временные характеристики двигательной активности. Определение понятий работоспособности, усталости и утомления.

презентация [4,3 M], добавлен 16.03.2014

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Знание физиологических основ трудовых процессов, условий, влияющих на работоспособность, и причин утомляемости позволяет научно обоснованно подойти к рационализации труда, разработке мероприятий по повышению работоспособности, профилактике утомления как отдельных мышечных групп, органов и систем, так и организма в целом.

Основное место среди этих мероприятий принадлежит механизации и автоматизации производственных процессов, направленных на освобождение рабочих от выполнения трудоемких и напряженных ручных операций. Необходимо иметь в виду, что механизировать следует не только тяжелые работы, но и работы средней тяжести и даже легкие, если они связаны с частыми и точными движениями, вызывающими быстрое утомление. Нельзя забывать также о так называемой малой механизации и вспомогательных устройствах для облегчения всевозможных вспомогательных работ, подвешивания или удержания на месте тяжестей или свободно перемещающихся предметов (устранение статического напряжения рабочих). Следует предусматривать механизацию не отдельных операций, а всего процесса, в противном случае совмещение ручного труда с машинным потребует работы в вынужденным темпе, задаваемом производительностью машины. При разработке мероприятий по механизации нужно добиваться, чтобы обслуживание машин, и особенно сложных агрегатов, не вызывало чрезмерного нервно-психического и умственного напряжения, а также частых однообразных движений.

Все перечисленные требования к механизации еще в большей степени относятся и к автоматизации производственных процессов. Пульты управления автоматическими линиями и процессами не должны перегружать оператора информацией. Целесообразно иметь различные виды хорошо отличающихся друг от друга сигналов (сочетание различных световых, звуковых и других сигналов). Рычаги и другие приборы управления на пультах следует располагать с таким расчетом, чтобы манипуляции ими не вызывали неудобств для операторов (частых и резких движений, поворотов). Весьма важно предусмотреть хорошую сигнализацию о различных повреждениях автоматической линии, об изменениях в ее работе, отклонениях от установленного режима с указанием локализации и характера этих неполадок, что в значительной степени облегчит труд наладчиков автоматических линий.

Одной из форм механизации является конвейерное производство, которое получило широкое распространение в современной промышленности. Ввиду того что трудовые операции на конвейере характеризуются ритмичным однообразием движений, при которых работоспособность на протяжении рабочего дня изменяется по описанной выше закономерности, целесообразно в соответствии с изменением работоспособности менять скорость движения конвейера. Для этой цели разработаны специальные вариаторы, которые меняют скорость движения конвейера по заданной программе.

При рациональной организации трудовых процессов следует предусматривать, по возможности, равномерное чередование разнообразных операций, как по своему характеру, так и по тяжести или напряженности их, сохраняя при этом определенный ритм работы. Особенно важно соблюдать это правило при дробном разделении труда на поточных и конвейерных линиях, где каждый рабочий выполняет одни и те же подчас мелкие операции. В этих случаях целесообразно чередовать основные операции с вспомогательными или периодически менять операции между рабочими. Необходимо следить, чтобы имеющиеся в работе кратковременные перерывы равномерно распределялись на протяжении всей смены.

В отдельных случаях при планировании производства, и особенно при наращивании его производительности, труд рабочих уплотняется до такой степени, что кратковременные перерывы почти отсутствуют, что приводит к более быстрому утомлению рабочих и, следовательно, не способствует повышению их производительности труда. Увеличивать производительность труда следует лишь путем рационализации трудовых процессов, сокращения излишних непроизводительных движений, усовершенствования рабочего места, инструмента, оборудования и т.п., но не за счет его интенсификации. Надо стремиться сделать труд рабочих менее интенсивным, но производительным.

Не менее важную роль играет заполнение кратковременных перерывов. После выполнения тяжелых работ стоя или при передвижении, в котором участвуют различные мышечные группы, отдых целесообразно проводить в спокойном сидячем положении; работающим сидя во время перерыва необходимо двигаться, ходить. При многих видах работ, и особенно связанных со статическим напряжением и однообразными монотонными движениями, а также при напряженном умственном труде целесообразно отдохнуть, активно двигаясь, с участием тех мышечных групп, которые бездействуют во время труда. Для этих целей разработан целый комплекс производственной гимнастики, который рекомендуется выполнять во время перерывов.

Важную роль в профилактике утомления и повышения работоспособности играют рациональная организация рабочего места, конструкция оборудования и рабочего инструмента. Эти вопросы следует решать комплексно, создавать удобные условия для работы, не допускать ненужных движений, напряжений, сократить до минимума время выполнения отдельных операций, за счет чего увеличить кратковременные перерывы. Все инструменты, рычаги и другие приборы управления, заготовки и прочие материалы, применяемые во время работы, а также измерительные приборы, сигнализаторы необходимо удобно размещать перед рабочим, чтобы он мог их взять не поворачивая головы. Инструменты, приборы, детали оборудования, то есть все, что требуется брать руками, нужно размещать не далее чем на расстоянии вытянутой руки (без наклона туловища и тем более без подхода). Рабочий инструмент должен иметь приспособления для удобного и надежного захвата (рукоятки, ручки); тот, который берется правой рукой, кладется справа, а левой — слева. Инструменты и приборы целесообразно располагать по видам или по назначению. Для каждого инструмента или прибора рекомендуется иметь специальное гнездо или постоянное место. Рычаги и приборы управления механизмами целесообразно располагать в той последовательности, в которой ими пользуются. Рабочее место должно быть хорошо освещено в соответствии с характером выполняемой работы и действующими нормами естественного и искусственного освещения и всегда содержаться в чистоте.

Удобство работы в значительной степени обеспечивается рациональной рабочей мебелью. Она должна соответствовать характеру выполняемой работы. Рациональное размещение инструментов и приборов во многом зависят от рабочей мебели: столов, верстаков, шкафчиков и т.д., их конструкции и размеров.

Существенное физиологическое значение имеет высота рабочей мебели. Необходимо обеспечить такую рабочую позу, чтобы рабочий не нагибался, не опускал слишком низко руки или не поднимал их высоко. Так как рост рабочих неодинаков, высота рабочей поверхности регулируется, как правило, подставками под ноги или, где это возможно, изменением высоты самой мебели (чертежные столы и т.п.). Наиболее рациональной высотой рабочей поверхности при работе стоя в большинстве случаев считается расстояние от пола или подставки до локтя; при такой высоте обеспечивается во время работы прямое положение туловища, опущенные в плечевых и согнутые под прямым углом в локтевых суставах руки. Это вызывает наименьшее статическое напряжение. При этой высоте сохраняется наиболее рациональное расстояние рабочей поверхности от глаз (при работах средней точности и нормальном зрении).

При работе в положении сидя предъявляются те же основные требования: наиболее рациональная сидячая поза (прямое туловище, согнутые под прямым углом ноги в тазобедренных и коленных суставах). Такая поза обеспечивается высотой сиденья, равной расстоянию от пола до коленного сустава. Для сокращения статического напряжения мышц туловища рабочий стул обязательно снабжается спинкой с опорой на нее на уровне верхних поясничных и нижних грудных позвонков. Если во время работы руки не опираются на стол, верстак или другую рабочую поверхность, то у стула целесообразно делать подлокотники на уровне локтевого сустава слегка отведенной вперед руки. Наиболее целесообразны для работы стулья с поднимающимися сиденьями, спинками и подлокотниками.

Важную роль в повышении работоспособности и профилактике утомления играют тренировки и упражнения. Подготовка к трудовой деятельности должна начинаться с раннего детского возраста. Тренировки следует продолжать на протяжении всей жизни человека, если не имеется противопоказаний по состоянию здоровья. Постепенная, систематическая подготовка организма к выполнению разнообразных по характеру и тяжести работ, выработка выносливости различных мышечных групп и организма в целом, а также эмоциональной готовности выполнить любую работу создают предпосылки высокой работоспособности. Люди творческого труда или профессий, не связанных с физической нагрузкой, в домашних условиях должны выполнять физическую работу, чтобы разнообразить этим применяемые мышечные усилия и приемы.

Физкультура и спорт хорошо и равномерно тренируют все мышечные группы, подготавливают все органы и системы к разнообразным нагрузкам, развивают выносливость организма. Утренняя зарядка подготавливает организм к труду, вселяет в него бодрость, хорошие эмоции. Занятие спортом в свободное время снимает усталость, так как деятельность центральной нервной системы переключается на решение совершенно иных задач и перераспределяет мышечные нагрузки.

Когда приступают к новой для себя работе, необходимо поупражняться в ее выполнении, найти и освоить рациональные приемы работы, выработать наиболее экономичные движения. Поэтому при приеме на работу или переводе рабочего на новую операцию нельзя сразу требовать от него выполнения установленного плана, ибо в стремлении его выполнить рабочий может привыкнуть к нерациональным или даже неправильным приемам, излишним движениям, что будет снижать его работоспособность и быстро приводить к утомлению. Переучить себя работать рационально всегда труднее, чем с самого начала постепенно освоить правильные приемы.

В заключение следует отметить, что ни одно из вышеперечисленных мероприятий само по себе не может радикально решить разнообразные вопросы повышения работоспособности и предупреждения утомляемости, вызванных работой; эти мероприятия должны проводиться комплексно и систематически, они дополняют друг друга и действуют не сразу, а в течение времени.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник