Меню Рубрики

Монотония и утомление в психологии

Утомление определяют как временное снижение работоспособности под влиянием длительных нагрузок.

С физиологической точки зрения развитие утомления свидетельствует об истощении внутренних резервов организма и переходе его на менее эффективные способы функционирования. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность и координированность движений.

С психологической точки зрения утомление — это своеобразно переживаемое психическое состояние, в котором, по мнению Н. Д. Левитова, можно выделить следующие компоненты:

чувство неуверенности в правильности действий, невозможность поддерживать работоспособность на прежнем уровне;

расстройства внимания (снижение объема, нарушение процессов переключения и распределения, отвлекаемость);

расстройства сенсорных процессов, снижение чувствительности различных анализаторных систем;

нарушение двигательных функций (замедление простых и сложных двигательных реакций выбора, разрушение сложных навыков. Однако иногда с ростом утомления наблюдается парадоксальное ускорение двигательных реакций, которое сопровождается снижением точности движений. В целом человек становится вялым, малоактивным или, наоборот, хаотично активным);

нарушение памяти (ухудшение процессов воспроизведения, затруднение извлечения информации из долговременной памяти);

нарушение мышления (поиск новых решений подменяется готовыми стандартными ответами); стереотипность (неупорядоченность и дезорганизация процессов мышления);

трансформация мотивов деятельности (деловая мотивация заменяется мотивами ухода от деятельности);

ослабление воли (снижение выдержки, решительности и самоконтроля, исчезновение настойчивости);

сонливость как результат развития охранительного торможения. Человек часто засыпает в любом положении, даже стоя или на ходу.

Состояние утомления развивается постепенно. Легкое утомление сопровождает практически любую деятельность и может восприниматься даже как положительное состояние. Но по мере отягощения и подключения новых психологических компонентов оно становится нежелательным явлением. Скорость развития утомления и степень его выраженности зависят не только от объективных обстоятельств, но и от субъективных причин. Среди последних наиболее важными являются возраст, пол, физическое развитие, состояние здоровья, мотивация, уровень развития волевых качеств.

Близким, но не тождественным утомлению является состояние монотонии. В то время как утомление — естественная реакция организма на чрезмерно длительную или интенсивную работу, состояние монотонии — результат однообразия деятельности (бедность внешней информации, несложные стереотипные действия и т. д.). По своему влиянию на деятельность монотония стимулирует утомление: работоспособность падает значительно раньше, чем развиваются объективные признаки утомления. Но если внести разнообразие в деятельность, то работоспособность поднимается до прежнего уровня. Таким образом, если при утомлении наблюдается прогрессивное падение работоспособности, то при монотонии — скачкообразные ее колебания. Подверженность человека монотонии зависит от индивидуально-психологических способностей. Главным образом это относится к мотивации и чертам личности. Положительная мотивация, высокое чувство ответственности препятствуют развитию монотонии.

Устойчивость к развитию монотонии, по результатам исследований, связана со свойствами нервной системы. Монотофильный тип нервной системы (устойчивый к монотонии) характеризуется инертностью и слабостью нервных процессов; монотофобный тип (подверженный монотонии) — подвижностью и силой нервных процессов. Кроме того, женщины более терпеливы в монотонной работе, чем мужчины. Люди, положительно относящиеся к монотонной работе (монотофилы), умеют находить интерес и новизну даже в повторяющихся операциях, либо же способны отвлекаться от однообразной деятельности, думая о своем, мечтая или предаваясь воспоминаниям.

Существуют определенные приемы предупреждения монотонии:

повышение заинтересованности в выполнении однообразных действий, осознание их необходимости, понимание соотношения глобальных целей и отдельных этапов работы;

периодическая смена приемов и ритма выполнения действий;

использование посторонних раздражителей, например, функциональной музыки;

разнообразие внешних условий деятельности, ослабляющих впечатление повторяемости и однообразия.

источник

Утомление – это естественная реакция, связанная с нарастанием напряжения при продолжительной работе.

С физиологической стороны развитие утомления свидетельствует об истощении внутренних резервов организма и переходе на менее выгодные способы функционирования систем. Это находит выражение в нарушениях устойчивости вегетативных функций, снижении силы и скорости мышечного сокращения, рассогласовании в психических функциях, затруднениях выработки и торможении условных рефлексов. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность и координация движений.

С психологической стороны наблюдается заметное снижение чувствительности различных органов чувств вместе с ростом инерционности этих процессов. Это проявляется в увеличении абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности, снижении критической частоты слияния мельканий, возрастании яркости и длительности последовательных образов. Нередко при утомлении уменьшается скорость реагирования – увеличивается время простой сенсомоторной реакции и реакции выбора. Однако может наблюдаться и парадоксальное (на первый взгляд) увеличение скорости ответов, сопровождаемое ростом числа ошибок.

Утомление приводит к распаду выполнения сложных двигательных навыков. Наиболее выраженными и существенными признаками утомления являются нарушения внимания – сужается объем внимания, страдают функции переключения и распределения внимания, то есть ухудшается сознательный контроль за выполнением деятельности.

Со стороны процессов, обеспечивающих запоминание и сохранение информации, утомление прежде всего приводит к затруднениям извлечения информации, хранящейся в долговременной памяти. Наблюдается также снижение показателей кратковременной памяти, что связано с ухудшением удержания информации в системе кратковременного хранения.

Эффективность процесса мышления существенно снижается за счет преобладания стереотипных способов решения задач в ситуациях, требующих принятия новых решений, или нарушения целенаправленности интеллектуальных актов.

По мере развития утомления происходит трансформация мотивов деятельности. Если на ранних стадиях сохраняется «деловая» мотивация, то потом преобладающими становятся мотивы прекращения деятельности или ухода от нее. При продолжении работы в состоянии утомления это приводит к формированию отрицательных эмоциональных реакций.

Первыми симптомами хронического утомления служат разнообразные субъективные ощущения – чувства постоянной усталости, повышенной утомляемости, сонливости, вялости и т. д. На начальных стадиях его развития объективные признаки выражены мало. Но о появлении хронического утомления можно судить по изменению соотношения периодов работоспособности, прежде всего, стадий врабатывания и оптимальной работоспособности.

Монотония — функциональное состояние человека, возникающее при однообразной работе. Характеризуется снижением тонуса и восприимчивости, ослаблением сознательного контроля, ухудшением внимания и памяти, стереотипизацией действий, появлением ощущений скуки и потери интереса к работе. Продуктивность деятельности лишь на некоторое время восстанавливается за счет включения особых волевых усилий. В ответ на монотонные условия работы могут развиваться и явления психического.

Как правило, состояние монотонии вызывается действием ряда специфических факторов внешней производственной среды и объективными особенностями самой работы, а именно: однообразием выполняемых операций, повторяющимся характером работы, бедностью внешних раздражителей, ограниченным полем наблюдения и другими. Кроме того, переживание монотонии может усиливаться под влиянием таких дополнительных факторов, как полумрак в рабочем помещении, отсутствие цветового интерьера, изолированность работающих друг от друга, недостаточность физических движений, наличие ритмических звуков.

Различия м/д утомлением и монотонией.

1.важнейшей особенностью утомления является расход энергии и нарастание психического напряжения

при монотонии психическое напряжение падает, а энергетические затраты уменьшаются

2. перемена вида деятельности не приводит к полному восстановлению работоспособности и производительность труда оказывается ниже оптимального уровня

смена вида работы при монотонии сопровождается восстановлением оптимальной выработки

3. утомление наступает при любой работе, если человек занимается ею достаточно длительное время

монотония возникает только при выполнении специфических видов деятельности

4.утомлению подвержен каждый человек

состояние монотонии в одной и той же объективной ситуации переживают далеко не все люди

1. В первой (начальной) фазе возникает апатия — характеризуется вялостью, безразличием к окружающему, отсутствием стремления к продолжению работы. Это состояние негативно влияет на трудовую деятельность и может в значительной степени парализовать ее.

2. Скука — представляет собою такое состояние, которое субъективно переживается в форме полной утраты интереса к выполняемой деятельности и в появлении ощущения нудности работы. В зарубежной психологии это состояние обозначается даже специальным понятием — tedium (нудность). Скука вызывает у работающего желание отвлечься, посмотреть по сторонам, поговорить с соседом по работе. Она заставляет человека концентрировать внимание на выполняемой работе усилием воли, а поскольку длительное время это делать невозможно, внимание и психическая активность работающего начинают волнообразно колебаться.

источник

Жизнь человека от рождения до смерти — не что иное, как череда кризисов и следующих за ними подъемов жизненной активности. Новые исследования на основе теории нелинейных процессов показали, что вариативность реакций организма — это верный признак здоровья. Наоборот, монотонное протекание жизненных процессов — это предвестник нарушения жизненно важных функций.

Не случайно человек с трудом переносит длительное отсутствие перемен в окружающей его обстановке. Молодому здоровому машинисту магистрального локомотива в комфортабельной кабине очень трудно дается физическое бездействие (гиподинамия) на фоне однообразия сенсорного поля, прерываемого редкими сигналами светофоров и показаниями приборов.

Бедная маловариативная информационная модель ситуации, доминирующая в сознании, отсутствие динамики порождают сонливость. Для контроля бдительности машинистов и предупреждения засыпания применяются все новые специальные технические устройства, и тем не менее случаются ошибки, иногда трагические, обусловленные изменением сознания как результатом монотонии. Особенно труден быстрый переход от состояния монотонии к необходимости «молниеносных» реакций на опасность (красный свет светофора, посторонний предмет на путях и т. д.).

Аналогичные состояния монотонии могут развиваться у рабочих на конвейере и во многих других ситуациях производственной деятельности. Собственно, первые предпосылки подавления естественных ритмов организма начинаются с поступления ребенка первый раз в первый класс и сохраняются в очень многих профессиях. Даже передвигается гражданин современного города, сидя либо в личном, либо в общественном транспорте.

Проблема профилактики мышечной гипотонии и психологического состояния монотонии относится к числу наиболее актуальных в психологии труда, инженерной психологии и эргономике. Состояние монотонии в известной мере напоминает состояние транса. Общим для этих двух состояний является искусственное нарушение динамики протекания нервно-психических процессов, т. е. второго принципа СГП — принципа активности и процессуальности психики в условиях ее нормального функционирования. И транс, и монотония легко переходят в естественный сон.

Транс и монотония — это измененные (расщепленные) состояния сознания. В отличие от наведения транса в ситуации психотерапии, когда отрыв от реальности уместен и полезен, развитие монотонии в условиях трудовой или учебной деятельности, как правило, дает только негативные результаты, прежде всего в форме расстройств внешне направленного внимания, столь необходимого в труде и учебе.

Противоположные нарушения оптимальной работо- и дееспособности наступают при чрезмерной физической, интеллектуальной и сенсорной нагрузке. Психологическое состояние, возникающее при этом, описывается как чувство усталости. Усталость, в свою очередь, рассматривается как субъективный компонент более широкого психофизиологического состояния утомления.

Утомление определяется в Большой медицинской энциклопедии как «временное уменьшение функциональных возможностей организма (физиологической системы органов), вызванное интенсивной или длительной работой и выражающееся в снижении работоспособности», а усталость — как субъективная характеристика — «ощущение утомления».

Усталость и утомление изучались главным образом физиологами. Психологических исследований меньше. Важным аспектом диагностики утомления является учет иерархического строения этого психофизиологического состояния. Соответственно, при подборе методик диагностики следует понимать, на каком уровне они работают.

Не следует забывать, что утомление двойственно по своей природе. С одной стороны, это нормальная физиологическая реакция на физическую, эмоционально-волевую и интеллектуальную нагрузку, совершенно необходимая для тренировки. Без утомления нельзя выработать выносливость, необходимую в любом деле.

С другой, это состояние пониженной работо- и дееспособности, опасное при многих видах особо ответственного труда, например у хирурга во время операции или у летчика в полете.

Следовательно, диагностика утомления должна быть дифференцированной. Практически важно установить, какие именно психические и физиологические функции снижены, а какие пока сохранены. При одной степени утомления данная конкретная деятельность может быть еще разрешена, а при другой — нет.

Подобные исследования весьма зависят от эффективности диагностики состояния мотивационной сферы. Никакие физические и физиологические параметры, полученные без учета этого фактора, не дают оснований для обоснованных экспертных выводов.

Таким образом, утомление должно быть признано типичным психофизиологическим, а не только физиологическим состоянием. Соответственно, рациональная диагностика, мониторинг и профилактика утомления возможны лишь при условии гармоничного сочетания социологических, психологических и физиологических методов.

История изучения утомления убедительно это подтверждает. Ни одна биохимическая теория утомления, даже мышечного, не была принята научной общественностью. С годами все больший авторитет набирала центрально-нервная теория утомления, предложенная И. М. Сеченовым. А это значит, что понимание утомления и переутомления возможно только при учете всех уровней регуляции функций — сознательной и неосознаваемой, психологической, физиологической и гуморальной (биохимической).

Психологическое изучение утомления имеет свои традиции. Еще в 1902 г. Э. Крепелин на основании многочисленных экспериментов с дозированной работой показал, что фактическая кривая продуктивности есть равнодействующая влияния на организм и личность работника многих и разных факторов.

В их числе: результаты упражнений, утомления, стимуляции в начале и в конце рабочих циклов, привыкания («насыщения») и напряжения воли (произвольного внимания). Схематически эти влияния могут быть представлены в форме классической кривой работы Крепелина. Е. А. Деревянко и другие авторы предложили свои модификации кривой работы в соответствии с новыми экспериментальными данными.

источник

Монотония — функциональное состояние человека, характеризующееся снижением работоспособности в условиях монотонной работы в эмоционально бедной внешней среде. К основным проявлениям относят апатию, скуку, сонливость, потерю интереса к выполняемой деятельности.

Подобное состояние в основном свойственно спортсменам, работникам производств, водителям и операторам. Спокойные и уравновешенные люди меньше подвержены монотонии по сравнению с активными и подвижными личностями.

Вместе с монотонией психологи выделяют такие функциональные состояния, как утомление и пресыщение. Утомление – нормальная, естественная реакция организма в ответ на длительное напряжение при выполнении любого вида деятельности. Состояние пресыщения сходно с монотонией и связано с выполнением однообразной работы.

Читайте также:  В динамике утомления выделяют

Однако есть существенные различия в этих состояниях. При монотонии человек впадает в состояние апатии и сонливости, эпизодически выключается из рабочего процесса, испытывает ощущение скуки и безразличия к выполняемой работе. Состояние пресыщения, напротив, выражается в попытках разнообразить привычный круг рутинных обязанностей, в эмоциональном неприятии выполняемой деятельности с острым желанием немедленно ее сменить.

Специалисты выделяют два вида монотонии:

1. Сенсорная — возникает при работе в эмоционально скудной внешней среде, где человек сталкивается с “информационным голодом”. Данный вид монотонии характерен для водителей, операторов по обслуживанию машин и механизмов.

2. Двигательная — развивается в условиях труда с многократным повторением однотипных действий с напряжением одних и тех же мышц и отделов опорно-двигательного аппарата. Это состояние характерно для работников конвейерных производств.

Основная причина развития монотонии заключается во внешней среде, для которой характерны следующие признаки:

  • Многократное повторение однотипных действий.
  • Короткий цикл и недостаточное разнообразие производственных операций.
  • Отсутствие творческой составляющей в выполняемой деятельности.
  • Низкий или, наоборот, очень высокий темп работы.

С психологической точки зрения состояние монотонии отличается снижением мотивации и заинтересованности по отношению к выполняемой деятельности.

  • Ощущение сонливости, разбитости, безразличия, апатии.
  • Снижение восприятия и понимания информации.
  • Автоматизация выполняемых действий и резкое увеличение числа ошибок.
  • Потеря интереса к происходящему во внешней среде.
  • Гиподинамия.
  • Трудности с концентрацией внимания.
  • Ощущение скуки.
  • Уменьшение круга общения и социальных контактов.
  • Вегетативные проявления: понижение артериального давления, снижение частоты пульса, уменьшение энергозатрат.

В процессе исследования проявлений монотонии было установлено, что женщины в условиях монотонной деятельности подвержены развитию этого состояния в меньшей степени, чем мужчины.

Монотония – достаточно опасное состояние для профессиональной деятельности человека. Основное ее проявление заключается в снижении сознательного контроля за происходящим, что может привести к несчастным случаям.

В связи с возможными последствиями необходимо проводить постоянную профилактику возникновения подобного состояния.

  • Поиск положительных сторон в монотонной работе – например, отсутствие необходимости принимать сложные, ответственные решения.
  • Прослушивание аудиокурсов, аудиокниг. Такой метод применим для водителей, если он не отвлекает их от контроля дорожной ситуации.
  • Ускорение или замедление темпа работ либо чередование замедления и ускорения. А также усложнение производственных операций.
  • Периодическая смена заданий и видов деятельности. Применимо для бригад на производстве.
  • Организация рабочего графика с перерывами и паузами.
  • Укрепление мотивации. Человеку всегда важно, для чего он выполняет определенные действия, и задача руководителей – поддерживать мотивацию у сотрудников.
  • Внедрение в производство автоматизации простых рутинных операций. По сути, это использование специальных машин для выполнения типовых операций.
  • Организация “динамичного” рабочего места: организация рабочего места таким образом, чтобы работник мог задействовать свою двигательную активность; применение производственной гимнастики, использование функциональной музыки.

Монотония – довольно серьезное состояние человека, которое может привести к негативным последствиям, поэтому важно своевременно проводить диагностику и профилактические мероприятия. Автор: Анна Макаренкова

источник

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-05

Заказать написание уникльной работы

«>МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

«>МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

«>«ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ: УТОМЛЕНИЕ, МОНОТОНИЯ, ПСИХИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ»

» xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>ВВЕДЕНИЕ 3

» xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ 3

» xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>УТОМЛЕНИЕ 6

» xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>МОНОТОНИЯ 10

» xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>ПСИХИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ (СТРЕСС) 13

» xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

» xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ 18

«> Человек в течение своей жизни выполняет разнообразную деятельность. По мере ее выполнения какой-либо деятельности организм человека сопровождает ее ответной реакцией психических и физиологических функций, которые отражают процессы адаптации к реальному или ожидаемому воздействию рабочей нагрузки, факторов окружающей среды, эмоциональных переживаний, характеризует остаточные процессы после этих взаимодействий. И это дает основание нам говорить о «>функциональном состоянии «>человека.

«> Так что же такое функциональное состояние?

«> «>Функциональные состояния – «>это физиологические состояния организма и его систем. Любое состояние является функциональным, то есть отражает уровень функционирования организма в целом или отдельных его систем, а также само выполняет функции адаптации к данным условиям существования. Данное понятие возникло в физиологии труда для характеристики мобилизационных возможностей и энергетических затрат работающего организма. Традиционно в физиологии и психофизиологии функциональные состояния рассматриваются как состояние органов и отдельных систем, так и всего организма человека в целом.

«> ;color:#000000″>Особое место при изучении функциональных состояний занимает проблема факторов, определяющих уровень и особенности функционального состояния. Н. Н. Данилова (1985) выделяет 5 групп явлений, регулирующих функциональные состояния.

  1. ;color:#000000″>Мотивация — то, ради чего выполняется конкретная деятельность. Чем интенсивнее, значимее мотивы, тем выше уровень функционального состояния.
  2. ;color:#000000″>Содержание самого труда, характер задания, степень его сложности. Это, по-видимому, наиболее важный регулятор функционального состояния. Сложность задания является главной детерминантой уровня активации нервной системы, на фоне которой осуществляется данная деятельность. При возрастании мотивации и заинтересованности наблюдается рост активации, что сказывается на выполнении легкого задания и совсем не влияет на эффективность служебной задачи.
  3. ;color:#000000″>Величина сенсорной нагрузки, которая может меняться от сенсорного перенасыщения, перегрузки до сенсорной депривации с крайним недостатком сенсорных воздействий.
  4. ;color:#000000″>Исходный фоновый уровень, сохраняющий след от предшествующей деятельности субъекта.
  5. ;color:#000000″>Индивидуальные особенности субъекта.

;color:#000000″>Кроме того, указывает автор, по-видимому, можно выделить группу регуляторов функционального состояния, которые не относятся к естественным: это фармакологические, электрические и другие воздействия на организм.

;color:#000000″> В.И. Медведев выделил следующие фазы динамики функциональных состояний в процессе рабочей смены:

  1. ;color:#000000″>предстартовое состояние — ;color:#000000″>период, характеризующий ;color:#000000″ xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>co ;color:#000000″>стояние субъекта деятельности до начала работы.
  2. врабатывание — начальный период работы, характеризующийся обычно постепенным нарастанием продуктивности;
  3. ;color:#000000″>фаза компенсации, или период оптимальной работоспособности, ;color:#000000″>отличается высокой и устойчивой продуктивностью, стабилизацией на минимальном уровне эмоционально-волевого напряжения. Субъективно в этот период работник чаще всего испытывает функциональный комфорт;
  4. «>фаза субкомпенсации «>(или «>неполной компенсации) «>обычно сменяет предшествующий период к началу третьего часа работы, при этом появляются начальные признаки утомления (субъективно—в форме ощущений дискомфорта, местных болевых ощущений; объективно—в учащении пульса сердечных сокращений, частоты дыхания, в снижении показателей психических функций);
  5. «>фаза декомпенсации «>является периодом истощения ресурсов организма, ведущего к такому снижению работоспособности, которое обнаруживается в колебаниях продуктивности, росте ошибок в работе и вероятности травм;
  6. «>фаза срыва, «>или «>период прогрессивного снижения продуктивности, «>отличается тем, что функциональные возможности человека значительно нарушены;
  7. «>конечный порыв «>проявляется на поведенческом уровне в росте продуктивности, но этот рост происходит в условиях волевой мобилизации и продолжающегося нарастания утомления. Работоспособность в этот период продолжает снижаться .

;color:#000000″> ;color:#000000″>Классификации функциональных состояний строятся на основе разных прагматических и содержательных критериев. Выделяют оптимальные и неоптимальные виды функциональных состояний, разрешенные и запрещенные, острые, хронические и пограничные, комфортные и дискомфортные. С точки зрения результативности труда и качества переживаний работника выделяют благоприятные, желательные функциональные состояния (состояние оптимальной работоспособности, вовлеченности) и неблагоприятные функциональные состояния, которые могут негативно отразиться на развитие личности и здоровье работника, а также на результатах его труда (утомление и переутомление, монотония, сенсорная депривация, стресс, профессиональное «выгорание»). В своем реферате я затрону только неблагоприятные функциональные состояния среди которых утомление, монотония, психическая напряженность.

«> Объективные, закономерные, типичные для большинства профессионалов процессы снижения возможностей организма работающего человека осуществлять трудовые функции по мере увеличения длительности работы принято обозначать термином «>«утомление» «>.

«> Состояние утомления в труде является разновидностью функциональных нарушений, это состояние характеризует нормальные физиологические процессы. Без утомления нельзя добиться развития функциональных возможностей человека, без этого феномена не бывает тренировки. Норма в проявлениях утомления выражается в достаточности периода пассивного отдыха (сна и т.п.) для полного восстановления работоспособности.

«> «>Нормальное утомление «>развивается постепенно, системы организма успевают перестраиваться, есть возможность для компенсации страдающих функций. В том случае, если человек выполняет чрезмерно тяжелую, непосильную работу, развивается «>острое утомление «>, при этом типичны быстро нарастающие функциональные нарушения в деятельности центральной нервной системы (ЦНС). В случае недостаточности отдыха утомление накапливается и переходит в хроническую форму, тогда человеку требуется длительный отдых для восстановления работоспособности (несколько недель, месяц). Если такого длительного отдыха не обеспечивают и человек продолжает интенсивно работать, развивается «>переутомление «>, выраженные формы которого требуют не только отдыха, но и лечения.

«>К.К. Платонов выделил 4 степени переутомления:

;color:#000000″ xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>I ;color:#000000″>— начинающееся

;color:#000000″ xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>II ;color:#000000″>— легкое

;color:#000000″ xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>III ;color:#000000″>— выраженное

;color:#000000″ xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>IV ;color:#000000″>— тяжелое

;color:#000000″>Появление ранее отсутствовавшей усталости при нагрузке

;color:#000000″>При усиленной нагрузке

;color:#000000″>При обычной нагрузке

;color:#000000″>При облегченной нагрузке

;color:#000000″>Без всякой нагрузки

;color:#000000″>Компенсация волевым усилием снижения дееспособности

;color:#000000″>Временами снижение интереса к работе

;color:#000000″>Временами неустойчивость настроения

;color:#000000″>Угнетение, резкая раздражительность

;color:#000000″>Труднее засыпать или просыпаться

;color:#000000″>Многим труднее засыпать или просыпаться

;color:#000000″>Снижение умственной работоспособности

;color:#000000″>Заметное ослабление внимания и памяти

;color:#000000″>Упорядочение отдыха, физкультура, культурные развлечения

;color:#000000″>Очередной отпуск и отдых

;color:#000000″>Необходимо ускорение очередного отпуска и организованного отдыха

;color:#000000″> На поздних этапах выраженное переутомление проявляется в общих симптомах, встречающихся в самых разных видах труда независимо от его функционального содержания. Феноменология общего утомления включает следующие признаки: снижается стабильность процессов ЦНС, ухудшается самочувствие, снижается уровень активности, притупляется внимание, трудно поддерживать концентрацию на объекте труда, ухудшается координация движений, увеличивается латентный период реакций, снижается чувствительность всех анализаторов, мышление становится стереотипным, ухудшаются мнемические процессы.

;color:#000000″> Начинающееся, раннее утомление проявляется особыми симптомами и их сочетанием в разных видах труда в зависимости от специфики выполняемых задач и преобладающей в них нагрузки на разные психические процессы; в этой связи выделяют утомление физическое, эмоциональное, утомление когнитивных функций. Так, у кузнеца, грузчика, слесаря-ремонтника велика физическая нагрузка, утомлению подвергаются в первую очередь системы психомоторики; у врача, лаборанта, патологоанатома, сборщицы микросхем или часовых механизмов максимально нагружена зрительная система, глазодвигательный аппарат, обеспечивающий установку глаз в зоне оптимального видения.

;color:#000000″>До сих пор не утихли споры о природе явлений утомления. Существуют разные концепции, а именно: а) теории, в которых подчеркивается роль местных периферических явлений, развивающихся при утомлении в наиболее нагруженных органах и системах субъекта труда (примером могут служить идеи о роли молочной кислоты и других продуктов обмена в работающих мышцах); б) утверждается, что ведущее значение при утомлении имеют явления торможения в ЦНС (И. М. Сеченов); в) подчеркивается значение адаптационно-трофических воздействий вегетативной нервной системы и гуморальных влияний — гормонов, биохимических составляющих тканей и жидкостей при утомлении (Л. А. Ор-бели, К.Х.Кекчеев и др.).

;color:#000000″>А.Б.Леонова и В.И.Медведев предложили рассматривать работоспособность человека как субъекта труда на трех уровнях: морфофизиологическом, психологическом и поведенческом.

;color:#000000″>На ;color:#000000″>морфофизиологическом уровне ;color:#000000″>субъекта труда учитывается его состояние здоровья, особенности обменных процессов, процессов активации в организме, нейродинамические свойства. В процессе работы организм человека может испытывать неблагоприятные воздействия со стороны факторов производственной среды. Эти воздействия (если их интенсивность превышает допустимые величины) приводят к снижению работоспособности человека за счет адаптационных процессов, необходимых для поддержания относительного постоянства внутренней среды организма и функций жизнеобеспечения.

;color:#000000″>При анализе работоспособности субъекта труда на ;color:#000000″>психологическом уровне ;color:#000000″>обсуждаются функциональное содержание трудовой нагрузки, требования профессии к функциональным системам, обеспечивающим операционально-техническое выполнение трудовых задач. При этом речь идет о профессионально наиболее нагруженных психических процессах (перцептивных, мнемических, логических, эмоциональных, коммуникативных, психомоторных), а также о трудовой мотивации, побуждающей работника к деятельности, к субъективной значимости труда и его компонентов.

;color:#000000″>Рассматривая работоспособность субъекта труда на ;color:#000000″>поведенческом уровне, ;color:#000000″>можно исследовать его опыт, навыки, стиль деятельности, приспособительные стратегии поведения, способствующие успешной профессиональной деятельности или приводящие к профессиональной дезадаптации.

;color:#000000″>В конкретных видах труда ведущими в динамике работоспособности могут оказаться разные факторы внешней среды или трудового процесса, а также их своеобразные сочетания. Поэтому в исследовании причин профессионального утомления и путей повышения работоспособности важное значение имеет психологический анализ профессиональной деятельности и условий ее осуществления ;color:#000000″>.

;color:#000000″> ;color:#000000″>Монотонными ;color:#000000″> принято называть однообразные по содержанию виды труда, которые могут порождать у субъекта деятельности особое функциональное состояние ;color:#000000″>монотонии ;color:#000000″>. Данное состояние люди переживают как необходимость выполнения скучной, однообразной работы, не имеющей, с точки зрения работника, особого смысла (кроме заработка). Для этого состояния характерны сонливость, безразличие или негативное отношение к работе, сниженное внимание, психогенная усталость, которая формируется уже в начале рабочего дня. Выделяют сенсорную и моторную монотонии. ;color:#000000″>Сенсорная монотония ;color:#000000″>как состояние субъекта труда возникает в условиях сенсорной депривации, однообразия, бедности впечатлений. ;color:#000000″>Моторная монотония ;color:#000000″>встречается при выполнении работником повторяющихся трудовых действий и операций. Монотонность труда легкой степени отмечается при длительности операций 31 — 100 секунд; тяжелые формы моторной монотонии возможны при длительности повторяющихся операций 5 — 9 или 1—4 секунды.

;color:#000000″> ;color:#000000″>Психологическая сущность монотонной работы и характерных для нее поведенческих феноменов была исследована в школе Курта Левина в экспериментах Анитры Карстен в 1920-е гг. Испытуемым предлагались задания типа заполнения листа бумаги штриховкой по образцу, громкое чтение стихов, размещение наперстков в отверстия специального планшета и т. п. В инструкции испытуемым рекомендовалось выполнять задание до тех пор, пока сохранится желание работать. Разрешалось прекратить работу в любой момент. Исследователь наблюдал за особенностями динамики поведения, фиксировал высказывания испытуемого, отмечал проявления его эмоционального отношения к заданию, к ситуации эксперимента, к экспериментатору. В опытах исследовалась динамика процесса насыщения по отношению к квазипотребности, побуждавшей испытуемого выполнять задание. Цель выполнения экспериментального задания была связана с реализацией квазипотребности. Занятие воспринималось как искусственная задача, не имевшая общественного значения и смысла. Смыслом его наделял испытуемый, и этот разный смысл задания сказывался на результатах его действий Большинство испытуемых варьировали способ выполнения задания, включали основное задание в качестве фона в процесс выполнения некоторой другой деятельности (при штриховке, ;color:#000000″> на ;color:#000000″>пример, испытуемые напевали, насвистывали мелодии). В последнем случае тягостные переживания были менее острыми. Аффективные негативные эмоции предшествовали окончанию работы.

Читайте также:  Утомление и переутомление физиологические механизмы утомления

;color:#000000″>А. Карстен обнаружила, что мышечная усталость от процессе выполнения экспериментального задания не была главной причиной снижения продуктивности испытуемых, ошибок и вариации их действий. Все деле было именно в снижении актуальной потребности выполнять экспериментальное задание, которое обозначалось как процесс «на- сыщения» (или психического пресыщения). Возможность продолжения деятельности испытуемого обеспечивалась или его волевыми усилиями, или переосмыслением задания, изменением структуры выполняемого действия.

;color:#000000″>Адекватная объяснительная модель позволила психологам наметить пути преодоления монотонности труда в промышленности, систематизированные В. Г.Асеевым, изучавшим труд щипальщиц слюды (Асеев В.Г., 1974). В табл. 2 представлены основные способы оптимизации функционального состояния работников, участвующих в производстве продукции крупными сериями. Очевидно, что автоматические линии и робототехнические комплексы еще не скоро заменят ручной труд на сборке автомашин, в швейном деле и во многих других отраслях промышленности. Поэтому опыт, накопленный психологами, физиологами, экономистами, эргономистами в оптимизации такого вида труда, полезно учитывать и внедрять, ибо он способствует повышению работоспособности персонала, помогает снизить неблагоприятные функциональные состояния в работе, повышает производительность и качество труда.

;color:#000000″>Монотонный труд может сопровождаться не только снижением уровня активации, сонливостью, апатией. Встречаются виды труда, требующие выполнения однообразных действий в высоком темпе. Нагрузка на одни и те же группы мышц при этом может привести к профессиональным заболеваниям, при которых страдают нервно-мышечный аппарат, связки. Примером может быть «писчий спазм» — функциональное нарушение движений мелкой моторики рук у людей, которым приходится много писать в быстром темпе. Такие трудовые задачи можно рассматривать как требующие не усложнения, а напротив, облегчения

«>Оптимизация производственных технологий, средств труда.

;color:#000000″>Автоматизация производственного процесса, использование автоматов, робототехнических комплексов вместо ручного труда.

;color:#000000″>Эргономическая оптимизация используемого оборудования, машин, рабочих мест

;color:#000000″>Передача эргатических функций при производстве продукта крупными сериями от человека — машинам.

;color:#000000″>Избавление человека от рутинных повторяющихся операций, человек становится не оператором-придатком машины, а оператором-технологом, наладчиком автоматической линии.

«>Оптимизация проектирования видов работы и форм организации труда с учетом требований психологии и психофизиологии труда.

;color:#000000″>Конвейерно-поточная организация труда.

;color:#000000″>Введение оптимальных режимов труда и отдыха.

;color:#000000″>Ротация на конвейере, чередование операций.

;color:#000000″>Выбор форм материального и морального стимулирования труда. Проектирование укрупненных операций, обогащение содержания труда.

;color:#000000″>Воздействие цвета в производственном интерьере.

;color:#000000″>Проектирование укрупненных операций, обогащение содержания труда.

;color:#000000″>Обеспечение структурной целостности и завершенности трудового задания. Информирование работников о продукте труда, его назначении, повышение осмысленности содержания труда. Обеспечение обратной связи о результатах труда. Бригадный труд вместо индивидуально-поточного.

;color:#000000″>Снижение производственного утомления, создание условий для работы «навыком» вместо использования форм развернутого сознательного контроля.

;color:#000000″>Смена видов трудовой нагрузки в течение смены.

;color:#000000″>Оптимизация трудовых мотивов.

;color:#000000″>Создание рабочего настроения, забота о безопасности работников, управление состоянием их внимания и бдительности.

;color:#000000″>Усложнение трудовых задач, предполагающее повышение квалификации работников, рост их самоуважения, появление интереса к содержанию труда, своим достижениям (но в пределах посильных нагрузок). Снижение нагрузки на эмоционально-волевую сферу. Возможность общения работников в процессе труда.

«>Коррекция возникших неблагоприятных функциональных состояний работников.

;color:#000000″>Производственная гимнастика, активный отдых. Создание способов отреагирования негативных эмоций. Функциональная музыка. Библиотерапия и другие формы культурного досуга. Сон, пассивный отдых. Температурные воздействия. Массаж, физиотерапия. Фармакотерапия и воздействие на вкусовые рецепторы. Методы нервно-мышечной релаксации. Самогипноз и внушение. Индивидуально-ориентированное обучение оптимальным стилям саморегуляции состояния.

;color:#000000″>Использование средств саморегуляции в управлении функциональным состоянием работников. Повышение общего уровня активации при афферентных воздействиях (холод, вкусовые воздействия и пр.). Устранение явлений местного утомления и мышечной усталости. Изменение структуры трудовых действий при включении монотонных операций как дополнительных в другие по смыслу действия при самовнушении.

;color:#000000″> ;color:#000000″>В современной психологии труда профессиональным ;color:#000000″>стрессом ;color:#000000″> называют состояние субъекта труда, характеризующееся особой мобилизацией его ресурсов для преодоления трудностей, проблем профессиональной деятельности. ;color:#000000″>Стрессорами ;color:#000000″>называют факторы, провоцирующие стрессовые состояния. Автором первой теории стресса был, как известно, Ганс Селье, в учении которого стресс рассматривался как неспецифическая реакция живого организма на неблагоприятное воздействие среды. Использование биологического понятия стресса в психологии привело к тому, что его первоначальное значение осталось за термином «физиологический стресс». В настоящее время принято выделять также в области профессионального стресса и другие его разновидности: ;color:#000000″>информационный, эмоциональный. ;color:#000000″>Состояние стресса может улучшать показатели деятельности (если это состояние не вызывает перегрузок и выступает в качестве состояния оперативной мобилизации). Но если трудовая нагрузка чрезмерна для данного работника, стресс превращается в дистресс, который при длительном воздействии приводит обычно к психосоматическим заболеваниям.

;color:#000000″> А.Б.Леонова выделяет три концептуальные ориентации в исследовании профессионального стресса: 1) ;color:#000000″>экологический подход, ;color:#000000″>2) ;color:#000000″>трансактный подход ;color:#000000″>и 3) ;color:#000000″>регуляторный подход.

;color:#000000″>В рамках экологического подхода, популярного в 60-е гг. ;color:#000000″ xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>XX ;color:#000000″> в., или ;color:#000000″>эпидемиологического подхода ;color:#000000″>(Касл С. В., 1995), стрессовые реакции живого организма рассматриваются как неспецифический ответ на воздействия среды в форме физиологических реакций и поведения живого существа, имеющие для него приспособительное значение. Применительно к человеку, профессионалу данный подход не утратил своего значения, ибо людям приходится трудиться, приспосабливаясь к неблагоприятным факторам среды. Этот подход и категория физиологического стресса служат основой для работ в области эргономики, профессиональной гигиены, психофизиологии труда, инженерной психологии, ориентированных на оптимизацию, оздоровление функционирования человека в производственной среде в эргатических системах.

;color:#000000″> ;color:#000000″>Трансактный подход ;color:#000000″>в изучении профессионального стресса (Кокс Т., Маккей К., 1995) сложился в русле когнитивной психологии в 70-е гг. ;color:#000000″ xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>XX ;color:#000000″> в. Его отличительной чертой является представление о работающем человеке как субъекте деятельности и общения, личности, сознательно регулирующей свое поведение. Мобилизация ресурсов организма человека в форме нервно-психической напряженности понимается как результат его оценки профессиональной ситуации, осознания личностного смысла стрессовых ситуаций для субъекта деятельности. В русле этого под хода, опирающегося на исследования Р.Лазаруса (1966) и многих других психологов, факторами стресса стали не только физические параметры среды, но и организационные факторы труда, возможности профессионального продвижения, потенциальные мотивы труда, особенности производственных взаимодействий, конфликтные ситуации. В рамках данного подхода получили развитие исследования приспособительных стратегий поведения профессионалов (копинг-стратегий, от англ. ;color:#000000″ xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>to ;color:#000000″> ;color:#000000″ xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>cope ;color:#000000″> — справляться, преодолевать). Степень мобилизации нервно-психического напряжения субъекта деятельности оказалась зависящей не от объективной реальности трудовой ситуации, а от ее отражения в сознании работающей личности.

;color:#000000″>Регуляторный подход ;color:#000000″>в исследовании профессионального стресса, представленный современными работами эргономистов, психологов труда, рассматривает работающего человека как субъекта трудовой деятельности с точки зрения особенностей регуляции и саморегуляции выполняемых им эргатических функций и их результативности. Данный подход не является достижением последних лет, он реализует задачи, традиционно рассматривавшиеся в науках о работающем человеке в интересах обеспечения высокой продуктивности, качества труда, надежности эргатических систем (Леонова А.Б., Медведев В.И., 1981; Дикая Л. Г., 1985 и др.).

;color:#000000″>Стресс в русле данного подхода рассматривается не только как источник возможных негативных последствий для работника, его здоровья и результатов труда. Стресс оказывается и фактором развития и профессиональной самоактуализации личности. Под руководством Л. Г.Дикой выполнено исследование стратегий преодоления стресса у здоровых людей и спинальных больных с последствиями травм и аварий. Было обнаружено, что ведущая роль в адаптации к стрессу как тяжелому периоду жизни человека принадлежит ценностно-смысловой сфере личности, где сосредоточено ядро переживаний, позволяющих выдержать тяжелое испытание за счет выработки новых жизненных смыслов (Торчинская Е.Е., 2001).

«> Все вышеперечисленные мной неблагоприятные функциональные состояния соотносятся между собой, что показано ниже на рисуке.

;color:#000000″> Помимо перечисленных, у человека могут встречаться несколько десятков других состояний, отличающиеся по степени активации: аффективные состояния, дремотные состояния, пароксизмальные состояния, разнообразные болезненные состояния (инфекционные и соматические); состояния алкогольного и наркотического опьянения, психопатологические состояния эндогеной природы (маниакально-депрессивный психоз, паранойя) и пр.

;color:#000000″>Наблюдаемый в наше время интерес к проблеме функциональных состояний вызван изменениями в процессе труда. Научно-технический прогресс, оставил в прошлом тяжёлый физический труд и привел к существенной перестройке существующих форм профессиональной деятельности. Это привело к преобладанию управляющих и контролирующих функций человека в условиях автоматизированного производства, информационной насыщенности труда и увеличению нагрузок на когнетивную и эмоционально-волевую сферы. В результате возрастает число и продолжительность неблагоприятных функциональных состояний, что, в свою очередь, приводит к ухудшению таких характеристик труда, как надёжность, продуктивность, быстродействие, качество работы, и является причиной несчастных случаев, аварий, травм по вине «человеческого фактора».

источник

Психологические аспекты совершенствования условий труда человека. Психология управления. — Состояние монотонии

Состояние монотонии

В процессе трудовой деятельности помимо состояния утомления возни­кает состояние монотонии, отрицательно действующее на работоспособность человека. Психическое состояние переживания монотонии вызывается действительным и кажущимся однообразием выполняемых на работе движений и действий. Особенно часто монотония возникает у людей, работающих на конвейере. Под влиянием переживания монотонности человек, который не может сдерживать или устранять это психическое состояние становится вя­лым, безучастным к работе. Состояние монотонности отрицательно действует на организм работающих, приводя их к преждевременному утомлению.

М. И. Виноградов сформулировал понятие монотонности следующим образом: “В физиологической основе монотонности лежит тормозящее действие однообразных повторных раздражителей, и оно проявляется тем скорее и глубже, чем ограниченнее раздражимая область коры, т. е. чем проще состав раздражающей стереотипной системы”.

Понятие монотонности всегда связывается с трудом по выполнению однообразных и кратковременных операций. Однако единого мнения в отношении критерия степени монотонности работы пока нет. Одни под монотонностью понимают объективную характеристику самого процесса труда, другие — только психическое состояние человека, которое является следствием однообразной работы. В зарубежной литературе, в частности, американской понятие монотонности трактуется во втором, субъективном смысле.

Российские психологи не отрицают факта субъективного переживания монотонности, сопровождающегося потерей интереса к работе, скукой, сонливостью и т. п. Однако, по их мнению, это не является основанием для отрицания монотонности как явления, объективно присущего трудовому процессу и оказывающего неблагоприятное действие на подавляющее большинство работающих. Из разного понимания сущности монотонности вытекает и разное понимание путей борьбы с монотонностью, о чем речь пойдет ниже.

Важным вопросом в понимании природы состояния монотонности является разграничение общих и отличительных черт по сравнению с состоянием утомления. Общее у этих двух состояний то, что они оба отрицательно влияют на работоспособность человека и оба переживаются как неприятное чувство. Существенное различие между этими состояниями заключается в том, что утомление вызывается тяжестью умственной или физической работы, а состояние монотонности может переживаться и при легком, совсем не утомительном труде. Утомление является фазовым процессом, а монотонность характеризуется волновой кривой, обладающей повышениями и спадами. Утомление усиливает психическую напряженность, а монотонность ее снижает.

Необходимо также отличать состояние монотонности от психической насыщенности. Психическая насыщенность вызывает волнение, нервозность, тревогу (переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия); монотонность, напротив, сопровождается полусонным состоянием, сопровождающимся снижением психической активности и скукой. Психическая насыщенность вызывается главным образом повторением деятельности, а для появления монотонности необходимы другие объективные условия – “бедность” раздражителей, их однообразие, ограниченность “поля наблюдения” и т. д. Очень важно подчеркнуть, что разделение психического насыщения и монотонности является относительным, так как: а) они взаимно влияют друг на друга; б) их последствия суммированно действуют на состояние человека; в) в производственной практике ни одно из них не встречается в крайних формах, можно лишь исследовать их сочетания, имеющие разные пропорции.

Следующим важным вопросом является выявление изменений, происхо­дящих в человеческой психике вследствие монотонности. Суммируя уже упоминавшиеся признаки, можно прежде всего отметить субъективное влияние монотонности, имеющее характер переживания: чувства усталости, сонливос­ти, плохое настроение (в разной степени), скука, нейтральное отношение.

Самым спорным является вопрос об индивидуальных различиях в сопротивляемости монотонности. Экстравертированная личность может противостоять монотонности в меньшей мере, чем интравертированная. Между интеллектом и чувствительностью к монотонности не было установлено соответствия. За рубежом проводились эксперименты для установления соот­но­шений между переживанием монотонности и умственным развитием чело­века. Согласно результатам этих экспериментов быстрее и острее переживают монотонность более развитые в умственном отношении люди. Однако есть и другая точка зрения, утверждающая, что если в работе встречаются неизбежные однообразные движения или действия, то человек, с хорошо развитыми умственными способностями переживает чувство монотонности в меньшей степени, так как отдает себе отчет в необходимости этих действий для выполне­ния трудового задания, и может лучше активизировать свою работу, усматривая в однообразном разнообразное. В связи с этим Е. П. Ильин замечает, что способность усматривать разнообразие в однообразном присуща высококва­лифицированным специалистам, благодаря ей они способны сохранять дееспособность, то есть возможность выполнения конкретного вида деятельности без ошибочных действий, даже при тяжелых и продолжительных нагрузках. Низкоквалифицированный рабочий не может уловить изменений однообразия и становится жертвой бесстимульного безразличия.

Читайте также:  Что такое утомление и способы снятия утомления

Неоспоримо значение мотивации в преодолении отрицательного влияния скучной и однообразной работы. В силу этого можно считать, что отношения личности, высокое чувство ответственности в значительной мере компенси­руют “неблагоприятные” природные свойства нервной системы.

И последний, рассматриваемый в связи с состоянием монотонии,
вопрос: борьба с монотонностью на производстве. М. И. Виноградов предлагает следующие пять мероприятий по борьбе с монотонностью вообще, а при поточном производстве — особенно: 1) объединение слишком простых и монотонных операций в более сложные и разнообразные по содержанию; 2) периодическую смену операций, выполняемых каждым работником, т. е. совмещение операций; 3) периодические изменения ритма работы; 4) введение дополнительного перерыва; 5) введение посторонних раздражителей, таких как функциональная музыка (музыка, звучащая в цехе во время работы).

Несколько иначе, более “психологично” видит пути предупреждения и преодоления монотонности в работе Н. Д. Левитов.

1. При выполнении однообразной работы необходимо проникнуться сознанием ее необходимости, — в таком случае повышается роль мотивов, стимулов в работе. Большое значение имеют также результаты работы. Чем яснее и отчетливее человек видит на каждом этапе работы ее результаты, тем больше он заинтересовывается своей работой и тем меньше переживает состояние монотонности.

2. Нужно стремиться отыскивать интересное в однообразной работе.

3. Нужно стремиться к повышению автоматизма рабочих действий, чтобы иметь возможность отвлекаться, например, думать о чем-нибудь интересном. (Этот путь допустим лишь при однообразных и очень простых видах работы).

4. Можно создать внешние условия, ослабляющие впечатление однообразия работы. В некоторых случаях, например, достаточно перенести работу из закрытого помещения на свежий воздух, чтобы она переживалась как менее однообразная.

источник

ческим образом на воздействующий на психику человека эмоциональный фактор (развивается торможение на эмоционально-мотивационном уровне регулирования), другие субсистемы активизируются, чтобы ослабить воздействие фактора, вызывающего данное состояние (усиление возбуждения двигательной системы и тонизации коры головного мозга). В результате изменения нейродинамики у человека во время состояния монотонии обеспечивают большую устойчивость к монотонному фактору (Фетискин, 1972а, 1974).

Конечно, действие механизмов адаптации к изменившейся ситуации, направленных на сохранение гомеостатичности организма и личности в целом, не беспредельно. В какой-то момент времени при непрекращающемся воздействии факторов эти механизмы иссякают и развиваются более глубокие и устойчивые изменения функции. «Острое» состояние монотонии переходит в «хроническое» (перманентное).

Описанная картина изменения психических и физиологических показателей была выявлена при физической и сенсорно-интеллектуальной работе, осуществляемой как в лабораторных, так и в естественных условиях (на производстве, на тренировочных занятиях спортсменов, во время учебной деятельности школьников и студентов). Таким образом, при разных видах монотонности механизмы развития состояния монотонии, по существу, одинаковые (Ильин, 1981). В связи с этим я не могу согласиться с утверждением В. Г. Асеева о необходимости разделения монотонии на двигательную и сенсорную в связи с тем, что, как полагает автор, при двигательной однообразной работе возникает утомление и переутомление, а при сенсорной — психические состояния. Я не наблюдал такого разделения в проведенных исследованиях.

Монотония и утомление.Как уже говорилось, в первых работах по изучению состояния монотонии оно рассматривалось многими авторами как состояние психического утомления. Однако некоторые наблюдения позволили ряду авторов разделить эти состояния. Так. Г. Верной (Vernon, 1924), один из корифеев английской психологии труда, писал, что чувство монотонности иногда не зависит от усталости и что монотония и утомление — два разных состояния. «Одна мысль о предстоящей монотонной работе приводит уже к ощущению монотонности, которое, таким образом, следует рассматривать как явление психологического характера и которое не обязательно связано с утомлением умственных центров» (с. 89). Необходимость отличать состояние, вызываемое однообразием деятельности, от утомления подчеркивал Н. Д. Левитов (1964). Справедливость такого разделения была подтверждена в исследованиях Н П. Фетискина (1972а), Н. Е. Высотской и др. (1974), Н. П. Фетискина, Е. П. Ильина, Н. Е. Высотской (1974). Если при монотонии увеличивается время только сложной сенсомоторной реакции, а время простой реакции либо остается неизменным, либо даже уменьшается, то при утомлении увеличивается время и той и другой реакции. Если при монотонии сдвиг в сторону торможения наблюдается только по «внешнему» балансу, а во «внутреннем» балансе наблюдается сдвиг в сторону возбуждения, то при утомлении сдвиги в сторону торможения имеются в обоих балансах. При монотонии частота сердечных сокращений снижается, а при утомлении она увеличивается. При монотонии происходит снижение энерготрат, при утомлении же энерготраты возрастают. Увеличение темпа работы при монотонии приводит к улучшению самочувствия, уменьшению скуки, а при утомлении оно лишь усугубляет отрицательные сдвиги, в том числе и чувство усталости. Наконец, состояние монотонии предшествует утомлению, но утомление может возникнуть и без состояния монотонии.

Факторы устойчивости к монотонности труда

На устойчивость к действию монотонности влияют как индивидные, так и личностные особенности человека. А. Кирн (Krn, 1960) выделил «монотонофильных» и «мо-нотонофобных» лиц. Первым монотонная деятельность даже нравится, потому что «во время нее можно думать о своем». Вторые монотонную работу не переносят, стараются ее избегать. Однако почему одни лица «монотонофилы», а другие — «моно-тонофобы», автор не раскрывает. Эти причины были выявлены в последующих, в основном отечественных, исследованиях.

Влияние свойств нервной системы и темперамента.Во многих исследованиях показана роль типологических особенностей свойств нервной системы и темперамента в устойчивости людей к однообразию деятельности.

B. И. Рождественская и И. А. Левочкина (1972) показали, что с монотонной работой лучше справляются лица со слабой нервной системой, чем с сильной.

Н. П. Фетискин (19726) выявил типологический комплекс проявления свойств нервной системы у монотоноустойчивых субъектов: слабая нервная система, инертность возбуждения, преобладание торможения по «внешнему» балансу и преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу. У лиц с этим типологическим комплексом состояние монотонии появляется намного позже, чем у лиц с противоположным типологическим комплексом, т. е. с сильной нервной системой, с подвижностью возбуждения, с преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу и преобладанием торможения по «внутреннему» балансу (рис. 7.2).

C. Уайт и И. Ленгдон (Wyatt, Langdon, 1937) пришли к выводу, что к однообразной работе более склонны люди, обладающие терпением и флегматическими чертами темперамента. В. Ф. Сопов (1977) выявил, что при тренировке выносливости в беге лучше справляются с однообразной монотонной работой те, у кого имеется высокая тревожность, интроверсия, доверчивость, подчиняемость, потребность в избегании неудачи. Г. Бартенверфер (1957) и К. В. Крупецкий (1997) отмечают, что хуже переносят монотонность экстраверты.

Влияние образовательного уровня.Чем выше образовательный уровень личности, тем более высокие требования она предъявляет к содержанию своей деятельности и тем труднее такому человеку переносить однообразную и простую деятельность. Это объясняет данные Н. Г. Валентиновой (1963), которая выявила, что лица с низким образовательным уровнем выражают удовлетворение однообразной работой, в то время как лицам со средним образованием эта работа кажется неинтересной и утомительной.

Правда, в ряде случаев уровень образования приравнивается к уровню развития интеллекта, в связи с чем делается вывод, что монотонная работа лучше воспринимается интеллектуально неразвитыми людьми (Viteles, 1924; Wyatt, 1927; Missiuro, 1947). Такой подход Н. Д. Левитов считает упрощенным и неверным. Он полагает, что умственно развитый человек переживает монотонность в меньшей степени, так как отдает себе отчет в необходимости такой работы и может лучше активизировать свою деятельность, усматривая в однообразном разнообразное. Мне представляется, что это мнение Н. Д. Левитова слишком оптимистично. Во-первых, для того, чтобы отдавать себе отчет в необходимости той или иной работы, не требуется ни большого ума, ни высшего образования. Во-вторых, умение усматривать в однообразном разнообразное присуще только высококвалифицированным специалистам; малоквали-

216 Глава 7. Характеристика эмоционапьн ых состояний.

Рис. 7.2. Время появления монотонии у лиц с различными типологическими особенностями проявления свойств нервной системы По вертикали — время, часы, мин; по горизонтали: I — «внешний» баланс (первый столбик -преобладение возбуждения, второй — уравновешенность, третий — преобладание торможения); II -«внутренний» баланс (обозначения столбиков теже); III — первый столбик — подвижность, второй -инертность; IV — подвижность-инертность торможения (обозначения теже); V- сила нервной системы (первый столбик — слабая, второй — средняя, третий — большая)

фицированный рабочий этого сделать не может и становится, как писал В. Хакер, жертвой бесстимульного безразличия.

Как бы то ни было, но точка зрения С. Уайта не получила подтверждения в исследованиях П. Смита (Smith, 1955) и Г. Бартенверфера (Bartenwerfer, 1957). П. Смит даже установила противоположные соотношения: менее монотоноустойчивыми швеями оказались лица с более низким интеллектом, хотя разница между группами с различным интеллектом была и не достоверной.

Влияние профессионального уровня.В некоторых исследованиях отмечается влияние уровня квалификации работников на монотоноустойчивость. Однако и здесь нет единства мнений. Одни авторы связывают эту устойчивость с низким уровнем квалификации работников. В других работах (Рябинина, 1971; Соболев, Степанова, 1975) указывается на большую подверженность монотонности молодых и, как правило, еще неквалифицированных рабочих. Возможно, это связано с тем, что среди молодых еще много лиц с низкой монотоноустойчивостью, которые не успели отсеяться.

Влияние рабочей установки.Показательны данные, полученные Н. Е. Высотской и др. (1974): в первые дни недели (понедельник, вторник), когда происходит «враба-тывание», состояние монотонии наступает раньше, чем в середине недели (рис. 7.3). У школьников в воскресенье при выполнении однообразной интеллектуальной работы это состояние наступает значительно раньше, чем в учебные дни недели (Фе-тискин, 1981)

Влияние физической тренированности.Н. П. Фетискин (1974а) установил, что у спортсменов с небольшим стажем устойчивость к однообразной физической деятельности выше, чем у спортсменов-новичков. Это можно объяснить возникновением по мере повышения тренированности неспецифической устойчивости к неблагоприятным факторам, неоднократно отмечавшейся физиологами спорта по отношению к радиации, температурным воздействиям, инфекциям и т. п.

7.2., Скука (состоят™ монотонен) 217

Влияние мотивации.В той же работе Н. П. Фетиски-на был обнаружен и другой факт, на первый взгляд противоречащий вышеизложенной закономерности. Оказалось, что у спортсменов с большим стажем устойчивость к монотонии была ниже, чем у спортсменов со стажем до пяти лет. Здесь, однако, надо учесть различия в мотивации тех и других. У спортсменов младших разрядов стремление достичь высот мастерства создает и повышенный мотив, в результате чего они тренируются увлеченно, с азартом, о чем свидетельствует и то, что они замечают монотонию только когда устают. У спортсменов с большим стажем на фоне высокой тренированности мотивация к тренировочной деятельности снижена (проявление психического, или эмоционального, «выгорания»), в результате чего на многие тренировочные занятия они идут с неохотой, в силу необходимости. Жалобы на монотонию у них появляются задолго до появления усталости.

В другой работе Н. П. Фетискин (1999) изучал на группе студентов зависимость времени появления состояния монотонии от нейт-

Факторы,влияющие на монотоноустойчивость (по Н. П. Фетискину)

Факторы монотоноустойчивости высокая низкая
Возраст Пол свыше 25-30 лет женский от 16 до 24 лет мужской
Образовательный уровень невысокий высокий
Профессиональная квалификация высокая низкая
Отношение к монотонной работе положительное отрицательное
Склонность к однообразной работе выражена отсутствует
Самооценка низкая и средняя высокая
Уровень притязаний средний ниже среднего
направленность фрустрации интрапунитивная экстрапунитивная
Сила нервной системы слабая сильная
подвижность нервных процессов инертность подвижность
«Внешний» баланс нервных процессов преобладание торможения преобладание возбуждения
«Внутренний» баланс нервных процессов преобладание возбуждения’ преобладание торможения
тип темперамента меланхолический флегматический холерический сангвинический
Экстраверсия не выражена сильно выражена
нейротизм низкий и средний высокий
Ригидность высокая низкая

218 Глава 7. Характеристика эмоциональных оостояни Й.

ралыгого, развивающего (развитие психомоторики), творческого мотивов и мотива долга. Раньше состояние монотонии появлялось при первых двух мотивах, позже всего — при мотиве долга. Очевидно, эти различия объясняются значимостью предлагавшихся мотивов для испытуемых.

Мотивы деятельности связаны с оценкой своей пригодности для данной деятельности. Чем ниже эта оценка, тем ниже и мотивация. Очевидно, именно этим объясняется выявленный И. А. Шурыгиной на детях музыкальной школы факт, что чем ниже оказывался у них уровень способностей, тем чаще на уроках у них появлялась скука. Факторы, влияющие на монотоноустойчивость, в обобщенном виде представлены на табл. 7.1.

Влияние возраста.И. А. Шурыгиной (1984) на учащихся детской музыкальной школы показано влияние на монотоноустойчивость возрастных особенностей. Наибольшая чувствительность к однообразию учебно-музыкальной деятельности отмечалась у учащихся подросткового возраста (6-7-го класса общеобразовательной школы).

Дата добавления: 2014-12-20 ; просмотров: 531 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник