Меню Рубрики

Наблюдение признаков утомления при статической работе таблица

Цель:показать, что статическая работа является более утомительной, чем динамическая.

Оборудование: секундомер, груз массой 1,5 или 3 кг.

Обучающийся должен:

Знать: фазы и виды утомления; особенности утомление при статической и динамической работе; факторы, влияющие на развитие утомления.

Уметь: определять утомление при статической и динамической работе.

Теоретические сведения

Любая физическая работа в крайних значениях может быть подразделена на динамическую и статическую. Чаще же статическая работа является временным элементом в одном из циклов динамической работы.

Динамическая работа – работа, при которой мышцы приводят в движение части тела человека, и тело перемещается в отношении опоры, земной или водной поверхности. Эта работа имеет физическое выражение, может быть определен коэффициент полезного действия. В ее основе лежит ауксотоническое сокращение мышц, где укорочение мышцы сочетается с развитием в ней напряжения.

Мышечные усилия (но не сокращения) могут быть подразделены на: 1) поддерживающие, преодолевающие и уступающие, 2) концентрические (укорочение мышц) и эксцентрические (удлинение мышц).

Статическая работа (статическое усилие) обеспечивает поддержание позы; для нее характерно более или менее длительное напряжение одних и тех же мышц, без видимого движения. В основе статической работы лежит изометрический режим сокращения, где нет укорочения мышцы (изменение длины) при развитии напряжения. В этих условиях нарушается кровообращение в мышцах в связи с тем, что напряженные мышечные волокна пережимают мелкие кровеносные сосуды. В результате этого в мышцах развивается гипоксимия, накапливаются продукты обмена, что и ведет к непроизвольному прекращению статического усилия. Кратковременность статического усилия, а также затруднение кровообращения, а иногда и дыхания при нем, ведет к тому, что усиление дыхания и кровообращения развивается после окончания статической работы (так называемый феномен статической работы).
Статическое усилие может сопровождаться натуживанием. Натуживание связано с резким повышением внутрибрюшного и внутригрудного давления (в связи с напряжением брюшных мышц и диафрагмы).
Длительная мышечная работа приводит к мышечному утомлению. Утомление — временное снижение работоспособности (клетки, органа или всего организма), наступающее в результате работы и исчезающее после отдыха.

Статическая нагрузка быстрее приводит к утомлению, чем динамическая. Динамическая нагрузка характеризуется быстрым изменением во времени ее значения и приводит к чередованию сокращения и расслабления мышц. При статической работе, например при удерживании груза, мышцы находятся в напряженном состоянии длительное время. При этом импульсы поступают к мышечным волокнам с большой частотой, поэтому каждый очередной нервный импульс приходит к мышце раньше, чем она успеет расслабиться после предыдущего импульса.

В развитии утомления, возникающего при мышечной работе, ведущую роль играет не усталость самих мышц (периферический механизм утомления), а особое состояние двигательных нервных центров (центральный механизм утомления). Отсюда становится ясно, почему физическая работоспособность так зависит от настроения. Если работа выполняется с интересом, утомление наступает не так скоро. Убедительным доказательством ведущей роли состояния нервных центров в развитии утомления (центральный механизм утомления) являются результаты описываемого эксперимента. Человек, находящийся под гипнозом, быстро устает и обливается потом, поднимая легкую корзинку, если ему внушили, что у него в руках тяжелая гиря. И, наоборот, легко и долго ритмично поднимает гирю, если, находясь под гипнозом, думает, что у него в руках легкая корзинка.
С состоянием двигательных нервных центров связано и другое явление. Когда одно и то же движение попеременно выполняется правой и левой рукой, усталость возникает не так скоро, как в случае, если то же движение и в том же ритме осуществляется только одной рукой. Поэтому для восстановления работоспособности какой-нибудь группы мышц более благоприятен не полный покой, а интенсивная работа другой мышечной группы.

Великий русский физиолог Иван Михайлович Сеченов называл такой отдых «активным отдыхом». Преимущество активного отдыха И. М. Сеченов рассматривал как доказательство преобладания центральных механизмов в развитии утомления над периферическими.
При динамической работе скорость утомления зависит от двух показателей — физической нагрузки, падающей на мышцу, и от ритма работы, т. е. от частоты мышечных сокращений.
При увеличении нагрузки или при учащении ритма мышечных сокращений утомление наступает быстрее. Влияние этих условий на объем выполненной работы изучал в начале нашего века И. М. Сеченов. Оказалось, что если увеличивать нагрузку, интенсивность выполняемой работы возрастает, но только до определенного уровня, а затем снижается. Мышечная работа достигает максимального объема при средних нагрузках и средних скоростях сокращения мышц. Таким образом, И. М. Сеченовым были заложены основы новой науки — гигиены труда.

Различают две фазы утомления:
1 компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма);
2 некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается).

Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечно- сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологической основой всех этих явлений является нарушение баланса возбудительно- тормозных нервных процессов.
Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, оно связано со способностью центральной нервной системы долго работать с перегрузками, а это в конечном итоге может привести к развитию запредельного торможения, к нарушению сна, разлаженности взаимодействия вегетативных функций.

Важным средством борьбы с переутомлением является рациональный режим труда и отдыха или организация в строго определенное время рабочего дня краткосрочных перерывов, которые устраиваются с учетом характера трудового процесса. Полноценный отдых заключается не в безделье, а должен чередоваться с двигательной активностью и сменой деятельности.
Одним из действенных средств длительного сохранения работоспособности в течение рабочего дня является четкий ритм трудовой деятельности.
Работа, выполняемая ритмично, примерно на 20% менее утомительна, чем неритмичная работа такой же тяжести.
При проведении мероприятий по предупреждению утомления важное место должно отводиться устранению лишних движений, рациональной организации рабочего места, позволяющей не только экономить движения, но и работать в нормальной позе, исключающей статические напряжения мышц.

Известно, что нервная клетка является источником двигательных импульсов и трофических влияний. В процессе мышечной деятельности, как в нервной клетке, так и в мышцах расходуются источники энергии и изменяются условия внутренней среды организма. Поэтому во время развивающегося утомления состояние нервной клетки зависит от процессов, происходящих как в самой нервной клетке, так и в работающих органах.
На развитие утомления влияет:
— ухудшение кровоснабжения мышц;
— угнетение активности ферментов;
— изменения рецепторов и сократительных структур мышцы;
— нарушение гормональной функции эндокринного аппарата;
— кислородное голодание тканей.
Снижение во время работы интенсивности деятельности вегетативных систем, и в частности желез внутренней секреции, во многих случаях является не результатом полного исчерпывания источников энергии, а имеет предупредительный характер, предохраняя организм от дальнейшего истощения.

Различают четыре основных вида утомления:
1) умственное (например, при игре в шахматы);
2) сенсорное (например, у спортсменов-стрелков при напряженной функции анализаторов);
3) эмоциональное (эмоции – неразлучные спутники спортивной деятельности);
4) физическое (в результате напряженной мышечной деятельности).

В зависимости от числа мышц, участвующих в работе, физическое утомление разделяют на три вида:
1) локальное;
2) региональное;
3) глобальное.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Работа скелетных мышц и их регуляция (конспект урока+лабораторная работа №4 «Утомление при статической и динамической работе»)

Тема: Работа скелетных мышц и их регуляция

Цель: познакомить с условиями, необходимыми для функционирования мышц; раскрыть условия повышения работоспособности мышц.

Оборудование : таблица «Скелетные мышцы», презентация » Работа скелетных мышц и их регуляция «, учебник: Биология. Человек. 8 класс.

/Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев.

I. Организационный этап.
II. Изучение нового материала.
III. Лабораторная работа (Приложение № 1).

1. Почему мышца способна сокращаться с различной силой?
2. Что такое тренировочный эффект и как он достигается?
3. Как работают мышцы-антагонисты в динамическом и статическом режиме?

Мышечное волокно скелетной мышцы способно сократиться лишь после того, как получит нервные сигналы от исполнительного (моторного) нейрона из центральной нервной системы. Один моторный нейрон и связанные с ним мышечные волокна называются двигательной единицей. Если в действие включается небольшое количество двигательных единиц, сокращение слабое, если количество двигательных единиц увеличено, сокращение мышц становится более сильным. Однако при самом сильном сокращении хорошо тренированного человека единомоментно работает небольшой процент двигательных единиц. При длительном сокращении они работают поочередно сменяя друг друга: сначала одна группа, потом другая, потом третья и т. д.

Изменение мышцы при тренировках.

В начале тренировок успех нарастает довольно быстро за счет увеличения числа двигательных единиц, включающихся в действие одномоментно. Затем результаты нарастают медленнее, потому что начинают перестраиваться сами мышечные волокна. В них увеличивается число сократительных нитей и митохондрий, при этом число самих волокон и их ядер не меняется. Это явление называют тренировочным эффектом. Он возможен при напряжении, близком к максимальному, достаточном отдыхе и рациональном питании.

Энергетика мышечного сокращения.

Нервная система лишь дает импульс для начала и прекращения работы данной мышечной группы волокон. Энергия, за счет которой сокращается мышечное волокно, выделяется в результате биологического окисления органического вещества, содержащегося в самом волокне. Основным энергетическим веществом для работы мышц является глюкоза, но при интенсивной нагрузке окисляются и вещества, содержащиеся в клеточных мембранах. Однако при этом в клетке образуется много веществ, способных компенсировать потери. Поэтому после работы во время отдыха восстанавливается много больше того, что было израсходовано. Возникает тренировочный эффект, при котором синтез обгоняет распад. Но это происходит лишь в том случае, если физическое напряжение близко к предельному, а отдых и рациональное питание достаточны. Изнуряющий труд без необходимого отдыха и питания к успеху не приводит, так же как и бездействие.

Недостаток подвижности — гиподинамия.

Малая подвижность снижает активность биологического окисления, перестают в достаточном количестве вырабатываться вещества, богатые энергией, за счет которых образуются клеточные структуры: митохондрии, сократительные нити, мембраны клетки. Мышцы становятся дряблыми, теряют былую силу. Из костей уходят соли кальция. Они поступают в кровь, связываются с содержащимся там органическим веществом холестерином и образуют наросты на внутренних стенках сосудов, нарушающие кровообращение. Это называется атеросклерозом. Человек становится слабым и вялым.

Регуляция работы мышц-антагонистов.

Чтобы лучше представить себе работу нервной системы, регулирующей мышечные сокращения, рассмотрим, как взаимодействуют нервные центры при сгибании и разгибании руки в локтевом суставе, а также при фиксации костей предплечья для удержания груза (рис. 37).

Если к двуглавой мышце приходят из нервного центра возбуждающие сигналы и она сокращается, то трехглавая мышца расслабляется — не мешает действию двуглавой мышцы. Если сокращается трехглавая мышца, то расслабляется двуглавая и не мешает разгибать руку. Такая координация движений происходит не в самих мышцах, а в нервных центрах, управляющих мышцами.

Но что произойдет, если требуется зафиксировать руку в нужном положении? Тогда возбудятся нервные центры всех мышц, участвующих в движении костей данного сустава. Двуглавая и трехглавая мышцы в этом случае сократятся одновременно. Кости предплечья прижмутся к плечевой кости, и движение в суставе прекратится. Кости станут неподвижными относительно друг друга. Бывшие мышцы-антагонисты станут работать как синергисты.

Динамическая и статическая работа.

В разных жизненных ситуациях одни и те же мышцы человека могут совершать разную работу. Работа, связанная с перемещением тела или груза, называется динамической. Работа, связанная с удержанием определенной позы или груза, называется статической.

Наиболее утомительна статическая работа, требующая сохранения однообразной позы или длительного удержания груза. Поэтому в конструкциях машин предусматриваются удобные кресла, снимающие хотя бы часть статических нагрузок. Наличие на сиденье спинки позволяет разгрузить мышцы спины, подлокотники снимают напряжение мышц рук и туловища.

Двигательная единица, исполнительный (моторный) нейрон, тренировочный эффект, биологическое окисление, динамическая и статическая работа, гиподинамия.

1. Почему в начале тренировок происходит значительное улучшение спортивных результатов, а потом они нарастают медленнее?
2. За счет чего при тренировках возрастает точность мышечных сокращений?
3. Поясните различие между динамической и статической работой.

Утомление при статической и динамической работе

Оборудование: секундомер, груз 1,5 кг, 3 кг (если взят портфель с книгами, то надо предварительно определить его массу).

Цель: Наблюдение признаков утомления при статической и динамической работе. Выясните, за какое время наступает предельное утомление.

1. Испытуемый становится лицом к классу, вытягивает руку в сторону строго горизонтально. Мелом на доске отмечается тот уровень, на котором находится рука. После приготовлений по команде включается секундомер, и испытуемый начинает удерживать груз на уровне отметки. Начальное время указывается в первой строчке таблицы. Затем определяются фазы утомления и также проставляется их время. Выясняется, за какое время наступает предельное утомление. Этот показатель записывается.

2. Испытуемый поднимает тот же груз(1,5 кг, 3 кг) до сделанной метки и опускает его. Наблюдайте, за какое время произойдет утомление.

3. Результаты опыта оформите в таблице.

Статическая работа Признаки утомления Время
Отсутствие утомления Рука с грузом неподвижна
Первая фаза утомления Рука опускается, затем рывком поднимается на прежнее место
Вторая фаза утомления Дрожание рук, потеря координации, пошатывание корпуса, покраснение лица, потоотделение
Предельное утомление Рука с грузом опускается; опыт прекращается

Динамическая работа Признаки утомления Время

Отсутствие утомления Рука с грузом легко поднимается и опускается
Первая фаза утомления Рука опускается, затем рывком поднимается на прежнее место
Вторая фаза утомления Дрожание рук, потеря координации, пошатывание корпуса, покраснение лица, потоотделение
Предельное утомление Рука с грузом опускается-поднять груз не удается; опыт прекращается

Для достижения высокой производительности физической работы важны.

Как лучше нести груз: без отдыха попеременно правой и левой рукой, или одной правой, а потом, отдохнув минуту, груз снова нести в этой же руке?

Почему при стирке белья спина устает больше, чем руки?

источник

Поставить испытуемого к доске с таким расчетом, чтобы меловой линией отметить уровень, на котором будет удерживаться груз. По команде преподавателя испытуемый должен отвести руку с грузом в сторону и закрыть глаза. Задача опыта состоит в том, чтобы измерить, сколько секунд испытуемый может продержать груз в руке, отведенной в сторону. Секундомер включают в момент начала опыта и останавливают, когда испытуемый опустит руку. Во время опыта фиксируют признаки утомления (покраснение лица, дрожание руки с грузов, снижение координации движений и т.д.). После окончания опыта время удержания груза записывают. Испытуемому дают отдохнуть несколько минут и затем приступают ко второму опыту. Отчет о проделанной работе записать в таблицу.

Таблица 14 Результаты опыта

Фазы утомления Признаки утомления Время
Начало опыта (отсутствие утомления)
I фаза утомления
II фаза утомления
III фаза утомления (предельное утомление)

Опыт 2. Утомление при динамической работе

Испытуемому предлагают той же рукой поднимать тот же груз до меловой отметки на доске и опускать его в удобном для него ритме. По сигналу преподавателя включают секундомер, и испытуемый начинает динамическую работу. Однако дожидаться предельного утомления не стоит, как только испытуемый на 15-20 секунд превысит результат, достигнутый при статической работе, опыт прекращают. Отчет о проделанной работе записать в таблицу.

Таблица 15 Результаты опыта

Сделайте вывод о работоспособности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как нагрузка влияет на развитие утомления мышц?

2. Какая работа более утомительна?

3. Почему при стирке белья спина устает больше, чем руки?

Как лучше нести груз: без отдыха попеременно правой и левой рукой, или одной правой, а потом, отдохнув минуту, груз снова нести в этой же руке?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ (ПРАКТИЧЕСКИХ)РАБОТ

Практическая или лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и лабораторных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Практическая или лабораторная работа выполнена учащимися в полном объеме.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные преподавателем источники знаний, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачено много времени. Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны преподавателя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Лабораторная работа № 4

«Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом».

1. Внимательно изучите содержание и порядок выполнения работы.

2. Будьте осторожны в обращении с выданными вам микропрепаратами крови человека и лягушки, брать стекла нужно только большим и указательным пальцами за края.

3. При работе с микроскопом осторожно крутите макровинтом, чтобы не раздавить стекло и не порезаться.

4. Если вы случайно раздавили микропрепарат, немедленно сообщите об этом преподавателю.

5. После окончания работы привести в порядок рабочее место, сдать преподавателю оборудование (микроскоп и микропрепараты в лотках для микропрепаратов).

Цель работы: получить наглядное представление о составе крови человека и лягушки и выявить отличия в эритроцитах крови представителей разных классов (млекопитающих и амфибий).

Оборудование: микроскоп, микропрепараты крови человека и лягушки.

1. Внимательно прочитайте инструкцию по технике безопасности.

2. Сделайте схематичный рисунок, обозначив плазму и форменные элементы крови ( см. рис. 43 на стр. 85 учебника).

3. Возьмите микропрепарат крови человека и внимательно рассмотрите его под микроскопом. Найдите отдельные эритроциты и группы эритроцитов, напоминающие «монетные» столбики. Зарисуйте микропрепарат.

4. Возьмите микропрепарат крови лягушки и рассмотрите его под микроскопом. Найдите эритроциты. Зарисуйте данные клетки крови.

5. Сравните эритроциты человека и лягушки, отметив следующее: размеры, наличие или отсутствие ядра (постарайтесь объяснить выявленные отличия).

6. Постарайтесь найти белые кровяные тельца (лейкоциты) на микропрепарате крови человека и зарисуйте их.

7. Ознакомьтесь по учебнику с функцией клеток крови.

8. К какому типу ткани относится кровь? Что представляет собой межклеточное пространство этой ткани? Каковы состав и функции плазмы?

9. Ответьте письменно на 5 и 8 вопросы.

10.Заполните таблицу.

Состав крови человека.

Название клетки крови Особенности строения Количество в 1 мм 3 Функции
Эритроцит
Лейкоцит
Тромбоцит

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Студент должен выполнить все практические работы в полном объеме.

Задания практической работы выполняются в специальной тетради, предназначенной для выполнения практических работ. После выполнения работы тетрадь сдается на проверку преподавателю.

Если студент не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть работы во внеурочное время, согласованное с преподавателем.

Оценку по практической работе студент получает с учетом выполненной работы в указанный срок, если:

· задания выполнены правильно и в полном объеме;

· студент может пояснить выполнение любого этапа работы;

· работа выполнена в соответствии с требованиями к выполнению работы.

Зачет по практическим работам студент получает при условии выполнения всех предусмотренных программой работ при удовлетворительных оценках.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ДОКЛАДА

1. Основные требования к докладу

Доклад – это научное сообщение на семинарском занятии, заседании студенческого научного кружка или студенческой конференции.

Существует несколько стилей изложения, например, разговорный стиль, канцелярский и т.п. Студенческий доклад должен быть изложен языком науки. Это предполагает выполнение определенных требований.

Известный российский специалист по риторике (науке о грамотной речи) М.Н.Пряхин так определяет основные признаки научного текста.

Научный текст – это:

1) сообщение, которое опирается на широкое обобщение, на представительную сумму достоверных, подкрепленных документально и неоднократно проверенных фактов;

2) это сообщение о новых, ранее неизвестных явлениях природы, общества;

3) это сообщение, написанное с использованием строгих однозначных терминов;

4) это сообщение, в котором нет предвзятого отношения к изучаемому предмету, бесстрастное и не навязывающее необоснованных оценок».

В ходе научного доклада необходимо показать, насколько хорошо автор знаком с фундаментальными трудами по избранной теме, продемонстрировать владение методологией исследования, показать, что результат исследования есть результат широкого обобщения, а не подтасовка случайных фактов.

Доклад начинается с научной актуальности темы, затем дается обзор предшествующих работ и, наконец, формулируется тезис – мысль, требующая обоснования.

В качестве тезиса могут выступать:

а) новые неизвестные факты;

б) новые объяснения известных фактов;

в) новые оценки известных фактов.

Чем сомнительнее исходный тезис, тем больше аргументов требуется для его обоснования.

Аргумент – это суждение, посредством которого обосновывается истинность тезиса.

Аргументы, используемые в качестве доказательства, должны удовлетворять следующим требованиям:

а) аргументы должны быть истинными утверждениями;

б) истинность аргументов должна устанавливаться независимо от тезиса;

в) приводимые аргументы не должны противоречить друг другу;

г) аргументы, истинные только при определенных условиях нельзя приводить в качестве аргументов истинных всегда, везде и всюду;

д) аргументы должны быть соразмерны тезисам.

источник

Лабораторная работа№1

Тема.Микроскопическое строение костной, хрящевой и мышечной тканей.

Цель:изучить особенности строения костной, хряще­вой и мышечной тканей; определить взаимо­связь их строения с выполняемыми функциями.

Оборудование и материалы:микроскопы, микропре­параты костной, хрящевой и мышечной тканей.

Повторение правил работы с микроскопом

Прежде чем начать изучать микропрепараты, вспомните по­следовательность действий во время работы с микроскопом.

2. Сопровождайте изучение микропрепаратов их зарисов­кой — это поможет лучше понять и запомнить препарат. Используйте простой карандаш. Каждый рисунок должен иметь название и систему обозначений.

3. Костная и хрящевая ткань относятся к опорной соединительной ткани.

4. Рассмотрите под микроскопом микропрепарат костной ткани.

5. Сравните увиденное под микроскопом с рисунком в учеб­нике.

6.Зарисуйте и сделайте обозначения

7.Рассмотрите под микроскопом микропрепарат хрящевой ткани.

8. Сравните увиденное с рисунком в учебнике.

9. Зарисуйте и сделайте обозначения.

10. Мышечная ткань бывает исчерченная (поперечно-полосатая) и неисчерченная (гладкая)

11.Рассмотрите под микроскопом микропрепарат мышечной ткани.

12.Сравните увиденное с рисунком в учебнике.

13.Зарисуйте и сделайте обозначения.

14. В выводе определите взаимосвязь строения изученных тканей с выполняемыми ими функциями.

Лабораторная работа №2

Тема.Утомление при статической и динамической нагрузках. Влияние ритма

и нагрузки на разви­тие утомления.

Цель:определить, при какой нагрузке — статической или динамической — раньше наступает утомле­ние; выяснить влияние нагрузки и ритма на раз­витие утомления.

Оборудование и материалы:гантели (гири) массой 1 кг, 2 кг, 5 кг, метроном, секундомер.

Задание 1. Измерение скорости утомления при статической нагрузке

Ученик у доски берет в руку гантель массой 3 кг (5 кг) и под­нимает ее в вытянутой руке до горизонтального уровня плеч. После принятия исходного положения включают се­кундомер и горизонтальной чертой отмечают уровень, на котором находится рука с грузом. Время начала утомле­ния, когда рука начинает опускаться, фиксируется на доске и в тетради.

Время наступления утомления: _____________________

Задание 2. Измерение скорости утомления при динамической нагрузке

Работу выполняют трое учащихся. Каждый по очереди под удары метронома сгибает руку с грузом: первый — массой 1 кг, второй — 2 кг, третий — 3 кг. Сгибание руки выполняет­ся до начала утомления, которое отмечается по ощущению усталости. Данные занесите в таблицу.

источник

Лабораторный практикум 8 класс

Изучение микроскопического строения клетки и тканей.

Цель: знакомство с особенностями строения, свойствами и функциями тканей.

Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

  1. Рассмотрите под микроскопом строение животной клетки.
  2. Рассмотрите готовые микропрепараты тканей.

зарисуйте рассмотренные препараты тканей;

Cделайте вывод об особенностях строения тканей.

Самонаблюдение мигательного рефлекса

и условий его проявления и торможения.

Цель: знакомство со строением рефлекторной дуги мигательного рефлекса.

  1. Прикоснитесь осторожно к внутреннему углу глаза нескол ь ко раз. Определите, после скольких прикосновений мигательный рефлекс затормозится.
  2. Проанализируйте эти явления и укажите их возможные прич и ны. Выясните, какие процессы могли происходить в синапсах ре ф лекторной дуги в первом и во втором случаях.
  1. Проверьте возможность с помощью волевого усилия заторм о зить мигательный рефлекс. Объясните, почему это удалось.
  2. Вспомните, как проявляется мигательный рефлекс, когда в глаз попадает соринка. Проанализируйте ваше поведение с точки зрения учения о прямых и обратных связях.

используя рисунок 17, зарисуйте рефлекторную дугу миг а тельного рефлекса и укажите ее части.

Сделайте вывод о значении мигательного рефлекса.

Микроскопическое строение кости.

Цель: Изучение микроскопического строения кости.

Оборудование : микроскоп, постоянный препарат «Костная ткань».

  1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань. С помощью рисунка 19, А и Б определите: поперечный или пр о дольный срез вы рассматриваете?
  2. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.
  3. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.
  4. Подумайте, почему компактное вещество состоит из многочи с ленных трубочек с прочными стенками. Как это способствует пр о чности кости при наименьшем расходе материала и массы костного вещества? Почему корпус самолета делают из прочных дюрал ю миниевых трубчатых конструкций, а не из листового проката?

зарисуйте продольный и поперечный срез микроскопического строение кости.

Цель: знакомство со строением мышц человеческого тела.

Оборудование: таблицы, рисунки, учебник.

Используя рисунки и анатомическое описание, определите мест о положение мышечных групп и выполняемые ими движения.

I. Мышцы головы (по рисунку 35).

Мимические мышцы прикрепляются к костям, коже или только к коже, жевательные – к костям неподвижной части черепа и к нижней челюсти.

Задание 1 . Определите функцию височных мышц. Приложите р у ки к своим вискам и сделайте жевательные движения. Мышца н а прягается, так как она поднимает нижнюю челюсть вверх. Найдите жевательную мышцу. Она находится около челюстных суставов, примерно на 1 см впереди них. Определите: височные и жевател ь ные мышцы – синергисты или антагонисты?

Задание 2. Познакомьтесь с функцией мимических мышц. Воз ь мите зеркало и наморщите лоб, что мы делаем, когда недовольны или, когда задумались. Сокращается надчерепная мышца. На й дите ее на рисунке. Пронаблюдайте функцию круговой мышцы глаза и круговой мышцы рта. Первая закрывает глаз, вторая — рот.

II. Грудино-ключично-сосцевидная мышца на передней поверхно сти шеи (по рисунку 35).

Задание 3. Поверните голову вправо и прощупайте левую грудино-ключично-сосцевидную мышцу. Поверните голову влево и обнаружьте правую. Эти мышцы поворачивают голову влево, вправо, действуя как антагонисты, но, когда сокращаются вместе, стан о вятся синергистами и опускают голову вниз.

III. Мышцы туловища спереди (по рисунку 36).

Задание 4. Найдите большую грудную мышцу. Эта парная мышца напрягается, если согнуть руки в локте и с усилием сложить их на груди.

Задание 5. Рассмотрите на рисунке мышцы живота, образующие брюшной пресс. Они участвуют в дыхании, наклонах туловища в стороны и вперед, в переводе туловища из лежачего в сидячее п о ложение при фиксированных ногах.

Задание 6. Найдите межреберные мышцы: наружные осущест в ляют вдох, внутренние – выдох.

IV. Мышцы туловища сзади (по рисунку 36).

Задание 7. Найдите на рисунке трапециевидную мышцу. Если свести лопатки и запрокинуть голову назад, она будет напряжена.

Задание 8. Найдите широчайшую мышцу спины. Она опускает пл е чо вниз и отводит руки за спину.

Задание 9. Вдоль позвоночника находятся глубокие мышцы сп и ны. Они разгибают тело, откидывая корпус назад. Определите их положение.

Задание 10. Найдите ягодичные мышцы. Они отводят бедро н а ми д. Глубокие мышцы спины и ягодичные мышцы у человека на и более сильно развиты в связи с прямохождением. Они противост о ит силе тяжести.

V Мышцы руки (по рисункам 28, 34 и 36).

Задание 11. Найдите на рисунке дельтовидную мышцу. Она находится над плечевым суставом и отводит руку в сторону до горизонтального положения.

Задание 12. Найдите двуглавую и трехглавую мышцы плеча. Является ли они антагонистами или синергистами?

Задание 13. Мышцы предплечья. Чтобы понять их функцию, положите руку на стол ладонной стороной вниз. Прижмите ее к столу не чего сжимайте кисть в кулак и разжимайте ее. Вы почувствуете, как сокращаются мышцы предплечья. Это происходит потому, что со стороны ладони на предплечье располагаются мышцы, сгибающие кисть и пальцы, а разгибающие их находятся на тыльной стороне предплечья.

Задание 14. Нащупайте около лучезапястного сустава со стороны ладонной поверхности сухожилия, которые идут к мышцам пал ь цев рук. Подумайте, почему эти мышцы находятся на предплечье, а не на кисти.

VI. Мышцы ноги (по рисунку 36).

Задание 15. На передней поверхности бедра расположена очень мощная четырехглавая мышца бедра. Найдите ее на рисунке. Она сгибает ногу в тазобедренном суставе и разгибает в коленном. Чт о бы представить ее функцию, надо вообразить удар футболиста по мячу. Ее антагонистом являются ягодичные мышцы. Они отводят ногу назад. Действуя как синергисты, обе эти мышцы удержив а ют корпус в вертикальном положении, фиксируя тазобедренные суставы.

На задней поверхности бедра расположены три мышцы, сгиба ю щие ногу в колене.

Задание 16. Поднимитесь на носки, вы чувствуете, как напря г лись икроножные мышцы. Они находятся на задней поверхности голени. Эти мышцы хорошо развиты, потому, что они поддержив а ют тело в вертикальном положении, участвуют в ходьбе, беге, прыжках.

подпишите мышцы на рисунке.

Утомление при статической и динамической работе.

Цель: наблюдение и выявление признаков утомления при статической работе.

Оборудование : секундомер, груз 4 — 5 кг (если взят портфель с книгами, то надо предварительно определить его массу).

Испытуемый становится лицом к классу, вытягивает руку в стор о ну строго горизонтально. Мелом на доске отмечается тот уровень, на котором находится рука. После приготовлений по команде включается секундомер, и испытуемый начинает удерживать груз на уровне отметки. Начальное время указывается в первой стро ч ке таблицы. Затем определяются фазы утомления и также проста в ляется их время. Выясняется, за какое время наступает предел ь ное утомление. Этот показатель записывается.

Читайте также:  Функциональное состояние работоспособность и профессиональное утомление

Выя с ните, за какое время наступает предельное утомление.

Результаты запишите в таблицу

Рука опускается, затем рывком поднимается на прежнее место

Дрожание рук, потеря коо р динации, пошатывание корпуса, покраснение лица, потоотделение

Рука с грузом опускается; опыт прекращается

поясните различие между динамической и статической работой.

Выявление нарушений осанки.

Цель: выявить нарушения осанки.

Оборудование : сантиметровая лента.

  1. Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой ле н той измерьте расстояние между самыми отдаленными точками л е вого и правого плеча, отступя на 3 — 5 см вниз от плечевого суст а ва, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат ра з делите на второй. Если получается число, близкое к единице или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше ед и ницы говорит о нарушении осанки.
  2. Встаньте спиной к стенке так, чтобы пятки, голени, таз и лопа т ки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей пр о сунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная.

Цель: выявить плоскостопие .

Оборудование: таз с водой, лист бумаги, фломастер или простой

Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или простым карандашом.

Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет (рис. 39).

Рассмотрение крови человека и лягушки под микроскопом.

Цель: знакомство с особенностями строения крови лягушки и человека.

Оборудование: готовый микропрепарат «Крови лягушки», временный микропрепарат крови человека, микроскоп.

  1. Рассмотрите микропрепарат «Кровь лягушки».
  2. Найдите эритроциты, обратите внимание на их размеры и форму.
  3. Рассмотрите микропрепарат крови человека.
  4. Найдите эритроциты, обратите внимание на их окраску, форму.

Сравните эритроциты лягушки и человека, результаты занесите в таблицу.

Сделайте вывод: почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки?

Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.

Цель: знакомство с положением венозных клапанов в опущенной и поднятой руке, с изменением в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.

Оборудование: аптечное резиновое кольцо или нитки.

I. Функция венозных клапанов.

Предварительные пояснения. Если рука опущена, венозные кл а паны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь по с ле того, как в нижележащих сегментах накопится достаточное к о личество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Поэтому вены, по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие.

Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя м и нуту положите обе руки на стол.

Сделайте вывод, ответив на вопросы:

Почему поднятая рука побледнела, а опущенная – покраснела? В поднятой или опущенной руке клапаны вен были закрыты?

II. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кров о обращение (по рисунку52).
Предварительные пояснения. Перетяжка конечности затрудняет
отток крови по венам и лимфы по лимфатическим сосудам. Расширение кровеносных капилляров и вен приводит к покраснению,
в затем и к посинению части органа, изолированной перетяжкой.
В дальнейшем эта часть органа становится белой из-за выхода
плазмы крови в межклеточные промежутки, поскольку давление
крови возрастает (так как нет оттока крови), а отток лимфы по
лимфатическим сосудам также заблокирован. Тканевая жидкость
накапливается, сдавливая клетки. Орган становится плотным на
ощупь. Начинающееся кислородное голодание тканей субъективно ощущается как «ползание мурашек», покалывание. Работа рецепторов нарушается.

Накрутите на палец резиновое кольцо или перетяните палец ни т кой. Обратите внимание на изменение цвета пальца. Почему он делается сначала красным, потом фиолетовым, а затем белым? Почему ощущаются признаки кислородной недостаточности? Как они проявляются? Дотроньтесь перетянутым пальцем до какого-либо предмета. Палец кажется каким-то ватным. Почему нарушена чувствительность? Почему ткани пальца уплотнены? Снимите перетяжку и помассируйте палец по направлению к сердцу. Что достигается этим приемом?

Сделайте вывод, ответив на вопрос:

Почему вредно туго затягиваться ремнем, носить тесную обувь?

Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

Цель: учиться определять скорость кровотока в сосудах ногтевого ложе.

Оборудование: секундомер, сантиметровая линейка.

Предварительные пояснения. Сосуды ногтевого ложа включают не только капилляры, но и мельчайшие артерии, называемые артериолами. Для определения скорости кровотока в этих сосудах н а до узнать длину пути – S, которую пройдет кровь от корня ногтя до его вершины, и время – t, которое ей для этого потребуется. Тогда по формуле V = S

мы сможем узнать среднюю скорость кр о вотока в сосудах ногтевого ложа.

  1. Измерим длину ногтя от основания до верхушки, исключив прозрачную часть ногтя, которую обычно срезают: под ней нет с о судов.
  1. Определим время, которое необходимо крови для преодоления итого расстояния. Для этого указательным пальцем нажмем на пластинку ногтя большого пальца так, чтобы он побелел. При этом кровь будет вытеснена из сосудов ногтевого ложа. Теперь освоб о дим сжатый ноготь и измерим время, за которое он покраснеет. Этот момент и укажет нам время, за которое кровь проделала свой путь.

рассчитайте по формуле скорость кровотока.

п о лученные данные сравните со скоростью кровотока в аорте. Объя с ните разницу.

У большинства людей получается около 1-0,5 см/с. Это в 50-100 раз меньше, чем в аорте, и в 25-50 раз меньше, чем в полых венах. Медленное течение крови в капиллярах дает возможность тканям получить из крови питательные вещества и кислород и о т дать ей углекислый газ и продукты распада.

Функциональная проба: реакция сердечно — сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Цель: определение зависимости пульса от физических нагрузок.

Предварительные пояснения. Для этого измеряют частоту сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя и после дозир о ванной нагрузки. На большом статистическом материале выясн е но, что у здоровых подростков (после 20 приседаний) ЧСС возра с тает на ‘/ 3 по сравнению с состоянием покоя и нормализуется спу с тя 2-3 мин после окончания работы. Зная эти данные, можно проверить состояние своей сердечно-сосудистой системы.

  1. Измерьте пульс в состоянии покоя. Для этого сделайте 3-4 и з мерения за

10 с и среднее значение умножьте на 6. Результат зафиксируйте.

  1. Сделайте 20 приседаний в быстром темпе, сядьте и тут же изм е рьте ЧСС за 10 с после нагрузки. Затем спустя 30 с, 60 с, 90, 120. 150, 180 с. Все результаты занесите в таблицу.

источник

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ

для студентов лечебно-профилактического, педиатрического,

стоматологического, фармацевтического факультетов

Тема занятия: ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ

Цель занятия:

Знакомство с основными составляющими научной организации труда, изучение физиологических и эргономических аспектов НОТ.

Продолжительность занятия: 4 часа.

Задачи занятия:

1. Научиться оценивать тяжесть и напряженность труда.

2. Освоить фотогониметрическукю методику оценки рабочих поз.

3. Приобрести навыки по рациональной организации трудового процесса.

Литература для самостоятельной работы:

1. Общая гигиена. Г.И.Румянцев и др., 1985, с.393-398.

2. Общая гигиена. Г.И.Румянцев и др., 2001, с.483-494.

3. Общая гигиена. А.А.Минх, 1984, с.

Оснащение занятия:

2. Список профессиональных заболеваний

3. Фотографии для оценки рабочей позы (по количеству студентов).

4. Комплект для составления эпюр (линейка, транспортир, калька).

5. Корректурные таблицы Анфимова.

Успешность работы зависит от правильной организации труда на производстве и в учреждениях, в том числе и лечебно-профилактических.

Научная организация труда (НОТ) – это комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию трудового процесса. НОТ основывается на достижениях науки, в том числе гигиены, физиологии, психологии и передовом опыте. Правильно организованный трудовой процесс позволяет наилучшим образом использовать технику и людей, сократить потери рабочего времени, создать благоприятные условия для работы, это и способствует повышению работоспособности (способность выполнять определенное количество работы заданного качества) и производительности труда.

Как уже отмечалось, НОТ – комплекс мероприятий различного характера. Условно можно выделить следующие направления (слагаемые) НОТ: технические, экономические, организационные, гигиенические, эстетические, психологические, физиологические, эргономические.

Эстетические мероприятия – это цветовое оформление производственных помещений и художественное конструирование оборудования. Техническая эстетика занимается вопросами выбора и применения оптимальных цветов, то есть созданием цветового климата. В основном это группа цветов, имеющих малую насыщенность и сравнительно большой коэффициент отражения. Путем эстетического оформления обстановки можно целенаправленно воздействовать на формирование эмоционального положительного отношения к труду.

Французский ученый М.Дереньер разработал специальную классификацию действия разного цвета на настроение человека:

оранжевый – бодрит, стимулирует к активной деятельности;

голубой и синий — освежает, уменьшает физическое напряжение, может регулировать

ритм дыхания, успокаивает работу сердца;

красный – возбуждает, привлекает внимание к окружающему миру;

желтый – располагает к хорошему настроению;

зеленый – цвет покоя и свежести, успокаивающе действует на нервную систему;

фиолетовый – цвет утомленности и беспокойной взволнованности;

серый – вызывает апатию и скуку.

В результате творческого применения этих данных в ряде стран, в том числе и в России, были введены нормативы окраски, способствующие повышению производительности труда, эффективности производства.

Цветовой оформление должно быть различным в зависимости от выполняемой работы, ориентации помещения, зоны. При умственной и физической работе, требующей сосредоточенности, рекомендуются зеленые и зелено-голубые тона. В оформлении интерьера широко используются также цветы, картины, слайды, фотообои, музыка, приятные запахи.

Гигиенические аспекты НОТ.

Улучшение условий труда, устранение вредных производственных факторов отдаляет процесс утомления, способствует росту трудоспособности. Так, снижение шума позволяет увеличить производительность труда на 2-3%, улучшение условий освещения – на 1-2%. Хороший эффект дает нормализация метеорологических условий.

Основные психологические мероприятия:

— мероприятия по созданию благоприятного психологического микроклимата в коллективе;

— мероприятия по улучшению личного отношения к труду (моральная и материальная заинтересованность, привлекательность труда);

— профессиональный отбор с учетом способностей, психических процессов, имеющих значение в производственной деятельности (память, внимание, скорость реакции).

Профессиональный отбор имеет целью расстановку людей в производстве в соответствии с их индивидуальными психофизиологическими особенностями, склонностями и способностями. Профотбор обязателен для водителей всех видов транспорта.

Физиологическая сторона НОТ – это создание комфортных условий для функционирования всех систем и органов. Речь идет о рациональной рабочей позе, рациональном режиме дня, рациональной организации рабочего места.

Рациональный режим труда и отдыха – это научно обоснованное чередование периодов работы и отдыха. Рациональный режим работы позволяет поддерживать высокую работоспособность без экономических затрат. При его организации решаются следующие вопросы:

— какова должна быть продолжительность перерыва;

— как организовать отдых (чем занять работающих).

Основные рекомендации сводятся к следующему. Отдых нельзя устраивать при высоком уровне трудоспособности, а только при ее снижении. В течение рабочей смены устраивают один большой перерыв продолжительностью 30-60 минут с учетом организации питания и несколько перерывов по 5-10 минут — при работах, требующих нервного напряжения и внимания или точных частых движениях рук, и более редких по 10-15 минут — при тяжелой работе, а также требующей нервного и зрительного напряжения. Отдых может быть пассивным, но лучший результат достигается при активном отдыхе: подбирают физические упражнения для тех мышц, которые не участвуют в трудовом процессе. Для внутрисменного и послесменного отдыха желательно оборудовать специальные помещения, оборудованные всем необходимым для физических упражнения или психологической разгрузки.

Оптимальная рабочая поза обеспечивает высокую работоспособность и производительность труда. Выполнение работы в неудобной позе способствует более быстрому развитию утомления.

В трудовых процессах основными рабочими позами являются сидя и стоя, реже другие позы – в наклон, на корточках, на коленях. Выбор поз определяется величиной рабочих усилий, степенью точности движений, характером выполняемой работы.

Работа стоя целесообразнее при необходимости передвижений, при большом размахе движений и прилагаемых усилиях более 10 кг. Она создает максимальные возможности для обзора и свободных движений. Но при работе стоя повышается нагрузка на мышцы нижних конечностей, повышается напряжение мышц в связи с высоким расположением центра тяжести на малой площадью опоры и увеличиваются энерготраты по сравнению с позой сидя. Очень неблагоприятно для организма перераспределение крови, ухудшающее кровообращение. Длительная работа стоя иногда сопровождается профессиональной патологией: варикозное расширение вен, тромбофлебиты, плоскостопие, геморрой.

Работа в позе сидя более рациональная и менее утомительна, т.к. уменьшается высота центра тяжести над площадью опоры, повышается устойчивость тела, снижается напряжение мышц, уменьшается нагрузка на сердечно-сосудистую систему. В положении сидя обеспечивается способность выполнять работу, требующую точности движений. Однако в позе сидя могут возникать застойные явления в органах малого таза. При длительной работе сидя наблюдается статическое напряжение (а значит и утомление) мышц шеи, плечевого пояса, спины. Для снятия напряжения имеет значение перемена позы. Если совместимо с технологией, то следует предусматривать возможность выполнения работы как стоя, так и сидя. Смена позы приводит к перераспределению нагрузки на группы мышц, улучшению условий кровообращения, ограничивает элемент монотонности.

Эргономические требования.

Эргономика – это наука, изучающая взаимоотношения в системе «человек-машина». Эргономические требования направлены на то, чтобы приспособить «машину» (оборудование, инструменты) к работающему человеку с учетом его анатомических и психофизиологических особенностей. Антропометрические данные учитывают при проектировании оборудования и рабочего места.

Рабочее место – это часть производственной площади, оснащенной для выполнения определенного задания (оборудования, инструменты, вспомогательные устройства и материалы). С точки зрения психофизиологии рабочее место делят на две части: сенсорное поле (часть рабочего места, воздействующая на анализаторы работающего человека) и моторное поле (часть рабочего места, на которую человек воздействует своими движениями). Эстетическое оформление сенсорной зоны учитывает психологические особенности человека. В зоне пристального внимания и близкого обзора не должно быть утомительных отвлекающих красок. В зоне общего обзора, наоборот, лучше яркое, праздничное оформление. При обустройстве рабочего места учитывают положение тела, в котором выполняется работа и антропометрические данные. Например, глубина рабочей зоны должна соответствовать размаху верхних конечностей (30-50 см), высота рабочей поверхности устанавливается в зависимости от характера работы (тяжесть, точность), а также роста (рис.1).

При рабочей позе сидя большое значение имеет конструкция стула: размеры, форма, площадь, наклон сидения, регулировка по высоте и даже масса тела. При рабочей позе стоя должна предусматриваться регулируемая подставка для ног.

На основании биомеханики разработаны рекомендации по оптимальному положению тела (размеры углов в суставах), таблица 1.

№№ углов Наименование углов (суставов) Оптимальные пределы колебания углов (в град) в позе
сидя стоя
Лучезапястный Локтевой Тазобедренный Коленный Голеностопный Отклонение шеи от вертикали Отклонение плеча от вертикали Отклонение туловища от вертикали 170-190 80-110 85-100 95-120 85-95 10-25 15-35 15-25 170-190 80-110 165-180 90-100 10-25 0-15 0-15

Современные инструменты по форме, размеру и толщине рукояток должны соответствовать особенностям кисти.

Таковы основные требования научной организации труда.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Работа 1. Диагностика утомления

Для диагностики утомления можно использовать количественные и качественные показатели, характеризующие работоспособность человека. Очень просто это сделать по хронометражу (определяет продолжительность выполнения отдельных операций или количество сделанной продукции в единицу времени). Наиболее убедительны данные физиологических исследований, т.к. при развитии утомления увеличивается пульс, снижается внимание, память, замедляется реакция, нарушается координация, увеличивается число ошибок, т.е. возрастает «физиологическая стоимость работы».

Читайте также:  Физиологическое утомление и восстановление в спорте

Наиболее часто используют следующие методики и показатели:

1) корректурные пробы (число просмотренных знаков и число ошибок);

2) определение внимания по таблице Платонова (время выполнения задания);

3) объем памяти (процент снижения);

4) координометрия (процент увеличения касаний);

5) хронорефлексометрия (увеличение времени зрительно-моторной и слухо-моторной реакции);

6) динамометрия (снижение статической выносливости).

Совместно с преподавателем провести опыты по определению объема памяти, объема внимания, корректурные пробы.

источник

Создать условия для формирования знаний об опорно-двигательной системе, представлений о строении и работе мышц, для ознакомления с условиями, необходимыми для функционирования мышц

Комплексное применение знаний, умений, навыков

Планируемые предметные результаты

Обучающийся будет знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; научится называть последствия гиподинамии; описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц; распознавать на таблицах основные группы мышц человека; раскрывать сущность биологического процесса работы мышц; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц; приводить примеры мышц-сгибателей и мышц-разгибателей; перечислять повреждения опорно-двигательной системы

Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; интеллектуальные и творческие способности; навыки обучения

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные — научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на его функциональность.

Познавательные — научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные — научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Мышца, мышечное волокно, миозин, актин, динамическая работа, статическая работа

Модели скелета человека, иллюстрации и муляжи мышц человека, мультимедийный проектор, презентация, груз массой 500 г

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Работа мышц. — Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81761/?interface=pupil& >

(в каталоге «Для ученика» выбрать предмет «Биология. 8 класс». Набор цифровых ресурсов к учебнику Сонина Н. И.)

Организационная структура урока

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный контроль

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль:

— Из каких частей состоит опорно-двигательная система? (Из скелета и мышц.)

— Каковы особенности строения мышечной ткани? (Мышечная ткань способна возбуждаться и сокращаться; клетки содержат по нескольку ядер, сократительные волокна.)

— Какие типы мышечной ткани выделяют? (Гладкая, поперечнополосатая, поперечнополосатая сердечная.)

— Где находятся и какие функции выполняет гладкая мышечная ткань?

(Гладкая мышечная ткань образует стенки сосудов и внутренних органов; благодаря ей сокращаются сосуды и происходит сокращение стенок желудка и кишечника.)

— Какая ткань образует мышцы? (Поперечнополосатая мышечная ткань — основа мышц.)

Проводит фронтальный контроль в виде тестирования

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя

Устные ответы на вопросы учителя, фронтальная работа, тестирование, наблюдение

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Вводная беседа. Работа в рабочей тетради

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

— Всевозможные движения мы совершаем каждый день. Благодаря деятельности мышц мы двигаемся, работаем руками, приводим в нужное положение части тела. При необходимости мы можем задержать дыхание или сделать глубокий вдох. Как происходит работы мышц, благодаря какому строению работа мышц возможна — обо всем этом мы узнаем на сегодняшнем уроке.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока.

— Вам на дачу привезли кирпичи для строительства бани. Но вот незадача — машина может доехать только до ворот дачи, а еще на 50 метров необходимо вручную переносить кирпичи. При каком ритме работы быстрее наступает усталость мышц: при работе в быстром темпе с маленькой нагрузкой? Или при работе в медленном темпе с большой нагрузкой? Как грузчикам необходимо носить груз, чтобы утомление мышц наступило как можно позже?

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи

Устные ответы на вопросы учителя

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы экологии (бережное отношение к природе).

— Как сегодня уже было сказано, мышечная ткань бывает трех типов: поперечнополосатая скелетная, поперечнополосатая сердечная, гладкая. Мышцы, соединенные с костями скелета, называют скелетной Мускулатурой. Давайте попробуем выделить функции скелетных мышц. Учитель дает время на размышление:

— У вас есть 1 минута, чтобы подумать и записать вкратце ответ. Организует проверку:

— Скелетные мышцы выполняют в организме следующие функции: передвижение человека и частей его тела, поддержание позы, дыхательные движения, жевание, глотание, мимика лица, защита внутренних органов.

— Видно, что мышцы выполняют большое количество функций, в связи с этим на долю мышц взрослого человека приходится до 35 % массы тела. И до 50 % массы тела у тренированных людей, спортсменов.

В теле человека различают до 600 мышц. Основой скелетных мышц является поперечнополосатая мышечная ткань. Она состоит из многоядерных клеток, имеющих поперечную исчерченность волокон, способных сокращаться. Внутри каждого волокна располагаются тонкие сократительные нити — миофибриллы. Они состоят из сократительных белков двух видов — актина и миозина. Волокна собраны в пучки, каждый из которых покрыт оболочкой из соединительной ткани. Пучки, в свою очередь, собраны в скелетную мышцу и тоже покрыты общей соединительнотканной оболочкой — фасцией. На концах мышц эта оболочка утолщается и превращается в сухожилия. Они прикрепляют мышцы к костям.

— Используя текст учебника, выделите группы мышц, запишите примеры. Контролирует выполнение работы. Организует коллективную проверку выполнения упражнения:

— Первая группа — мышцы головы и шеи. Мышцы головы по функциям делят на жевательные и мимические. Жевательные мышцы необходимы для механического измельчения и перемешивания пищи, то есть пережевывания. Мимические мышцы осуществляют открывание и закрывание глаз, придают лицу определенное выражение, а также необходимы для произнесения некоторых звуков. Мышцы шеи удерживают голову в равновесии, участвуют в движении головы и шеи.

Вторая группа — мышцы спины. Они осуществляют движения головы, шеи, лопаток, приподнимают и опускают руки. Основная функция мышц спины заключается в том, что они поддерживают вертикальное положение тела.

Следующая группа — мышцы груди. Одни из них участвуют в движениях рук, другие называются межреберными мышцами, они поднимают и опускают ребра при дыхании.

Мышцы живота образованы брюшным прессом. Эти мышцы необходимы для поворотов туловища в стороны и наклонов. К мышцам живота относят также диафрагму, которая разделяет полость тела на грудную и брюшную полости и принимает участие в дыхательных движениях. Мышцы плечевого пояса и мышцы руки обеспечивают перемещения и движения руки. Тазовые мышцы обеспечивают движение бедра. Мышцы голени необходимы для движения стопы, а мышцы стопы сгибают и разгибают пальцы ног.

Организует работу обучающихся по исследованию проблемной ситуации:

— На основе выполняемых движений различают мышцы-сгибатели и мышцы-разгибатели. Мышцы, которые совместно участвуют в каком-либо движении сустава, называют синергистами, а мышцы, участвующие в движении этого же сустава в противоположном направлении, — антагонистами. Например, двуглавая мышца в локтевом суставе является сгибателем, а трехглавая мышца является разгибателем. По отношению друг к другу они являются мышцами-антагонистами.

— Почему люди, занятые тяжелым физическим трудом, должны хорошо питаться? (Физическая работа требует большого количества энергии.)

— Да, работа мышц требует больших затрат энергии, которая выделяется при биологическом распаде питательных веществ, поступающих в организм вместе с пищей.

Следует ли выполнять физические упражнения? И к чему может привести малоактивный образ жизни? (Да, следует; при малой активности мышцы постепенно разрушаются, и человеку становится сложно выдерживать большие физические нагрузки; малоактивный образ жизни может привести к ожирению.)

— Состояние мышечной системы зависит от количества выполняемой мышцами работы. Чем чаще и регулярнее работает мышца, тем больше в ней формируется мышечных волокон. Таким образом, систематические тренировки способствуют увеличению объема мышц, их силы и работоспособности. Длительная бездеятельность мышц, наоборот, ведет к разрушению мышечных волокон и потере работоспособности — атрофии мышц.

Поэтому необходимо соблюдать правила здорового образа жизни. Давайте попробуем их назвать. (Делать зарядку, посещать фитнес, ходить пешком, кататься на велосипеде, плавать в бассейне, вести активный образ жизни.)

— Совершенно верно, я думаю, вы с удовольствием выполняете и будете выполнять эти правила здоровья.

Движения мышц, происходящие по желанию человека, называют произвольными. Они контролируются головным мозгом. Мы можем поднять руку, задержать дыхание. Непроизвольные движения осуществляются рефлекторно, например в ответ на прикосновение к горячему предмету.

Как мы уже выяснили, мышцы выполняют разные виды работы. Работа может привести в утомлению мышц, что скажется на их работоспособности. Существует два вида работы мышц: динамическая и статическая. Как вы думаете, чем они отличаются? (Динамическая — движение; статическая — неподвижно.)

— Динамическая работа осуществляется в движении, когда мы идем, бежим, совершаем какие-либо движения конечностями. Статическая работа заключается в том, что необходимо удерживать тело или его часть в определенном положении. Например, когда мы несем что-то в руке.

— Что вы ощущаете, если долго бежите, совершаете физическую нагрузку? (Усталость.)

— Явление, при котором наблюдается снижение работоспособности мышц, называется мышечным утомлением. Скорость развития утомления зависит от характера работы, от величины нагрузки и ритмичности движений. При отдыхе работоспособность мышц возвращается. И. М. Сеченов указал на то, что восстановление мышц происходит при чередовании нагрузок, то есть при активном отдыхе.

— С чем связана утомляемость мышц? (Заканчивается энергия.)

— Утомляемость мышц связана с накоплением продуктов обмена веществ в мышцах, отсутствием энергии и утомлением нейронов в нервной системе.

Пришло время установить, при каком ритме работы быстрее всего наступает утомляемость мышц? (При среднем темпе и средней нагрузке.)

— Утомление и восстановление работоспособности — нормальные физиологические явления, которые являются естественным защитным механизмом, предотвращающим нарушение работы всего организма

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)

Соотносят с ранее изученным материалом.

Выделяют и записывают необходимую информацию

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Устные ответы на вопросы учителя

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости постоянной физической нагрузки с целью профилактики атрофии мышц. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между динамической и статической работой и утомляемостью мышц. Обеспечивает положительную реакцию учеников на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке. Помогает формулировать выводы на основе проделанной лабораторной работы

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух, высказывают свое мнение

Формулируют выводы о влиянии динамической и статической работы на утомляемость мышц

V. Рефлексия учебной деятельности

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Лабораторная работа № 7 «Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц»

Цель: сравнить влияние динамической и статической работы на утомляемость мышц.

1. Возьмите груз массой 0,5 кг (можно использовать пластиковую бутылку объемом 0,5 л, наполненную водой) и держите его на вытянутой руке на уровне плеч. Отметьте время, когда наступит утомление: рука начнет опускаться, дрожать и совсем опустится.

2. После отдыха возьмите тот же груз в руку и поднимайте его на уровень плеч и опускайте вниз. Отметьте время наступления утомления в этом случае.

3. Сделайте вывод о влиянии динамической и статической работы на утомляемость мышц. С чем это связано?

Тестирование по теме «Строение костей, кости скелета»

Часть А. Выберите один правильный вариант ответа.

1. К какому виду тканей относится костная ткань?

2. Какие вещества обеспечивают твердость и упругость кости?

1) Неорганические вещества.

3) Неорганические — твердость, органические — эластичность.

3. Какие функции выполняет красный костный мозг?

4) Запасает органические вещества.

4. К какой группе относятся данные кости: грудина, кости запястья и предплюсны?

5. Какие непарные кости находятся в мозговом отделе черепа человека?

Часть А. Выберите один правильный вариант ответа.

1. Скелет человека состоит из отделов:

2. Скелет свободной верхней конечности образуют:

1) плечевая кость, лучевая и локтевая кости, кости кисти;

3) бедренная кость, малая и большая берцовые кости, кости стопы;

3. Что защищает от повреждений спинной мозг?

4. Неподвижное соединение костей называется:

В1. Из данного перечня выберите кости, которые относятся:

A) к скелету верхней конечности;

Б) скелету пояса нижней конечности;

С1. Назовите кости под номерами 1, 2, 5, 6, 22, 15

В1. Из данного перечня выберите кости, которые относятся:

A) к скелету нижней конечности;

Б) скелету пояса верхней конечности;

С1. Назовите кости под номерами 3, 4, 7, 8, 17, 20

C1. 1 — лобная, 2 — позвонок, 5 — грудина, 6 — плечевая, 22 — ребра, 15 — бедренная

С1. 3 — ключица, 4 — лопатка, 7 — лучевая, 8 — локтевая, 17 — большая берцовая, 20 — кости стопы

источник