Меню Рубрики

От чего защищает организм такое функциональное состояние как утомление

Статьи Комментарии

«Искусство сохранения здоровья состоит в соблюдении соразмерности причин, влияющих на здоровье»
(Ибн Сина)

Опубликовано в журнале:
Consilium Medicum | Tom 14 | № 2 |

Н.В.Пизова
ГБОУ ВПО Ярославская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития РФ

Повышенная утомляемость, общая слабость, постоянная усталость и недомогание оказываются наиболее частыми жалобами, которые высказываются больными с различными заболеваниями. Встречаемость данных жалоб, по результатам различных исследований, варьирует от 10 до 20% в зависимости от методов оценки. Указанные симптомы являются общими для нозологических форм с различным патогенезом. Здоровые люди также могут жаловаться на повышенную утомляемость и продолжительную (хроническую) усталость. Однако их состояние обычно значительно улучшается после адекватного отдыха и несложных реабилитационных мероприятий.

Хроническая усталость — это состояние, при котором наблюдается потеря активности и невозможность продолжать какую-либо деятельность. Хроническая усталость ухудшает качество жизни людей, влияя как на физические, так и на интеллектуальные способности. Наиболее часто высказываются жалобы на нарушения сна, раздражительность, снижение памяти и концентрации внимания, трудности в освоении новой информации и др. Основными составляющими хронической усталости служат физиологическое и патологическое утомление.

Понятием «утомление» (психофизиологический аспект) обозначается процесс временного снижения функциональных возможностей организма (системы, органа) под влиянием интенсивной или длительной работы, проявляющийся ухудшением количественных и качественных показателей этой работы (снижением работоспособности), дискоординацией физиологических функций и обычно сопровождающийся ощущением усталости. Появление и развитие утомления зависит от состояния здоровья, возраста, типа высшей нервной деятельности, сформированности деятельности, мотиваций, установок, интересов человека, а динамика утомления — от характера деятельности. Выделяют острое и хроническое утомление. Так, утомление развивается достаточно быстро при чрезмерно интенсивной, непосильной работе, при монотонной, статической и сенсорнообедненной или сенсорнонасыщен-ной деятельности, в экстремальных условиях среды. При этом работа вызывает быстро нарастающие функциональные нарушения в деятельности центральной нервной системы (ЦНС). При хроническом утомлении происходит прогрессирующее накопление неблагоприятных функциональных сдвигов, сопровождающихся снижением работоспособности вследствие недостаточности периодов отдыха во время и после работы для полного восстановления, нормализации функций организма. Организм при хроническом утомлении становится более восприимчивым ко многим болезнетворным влияниям. Утомление играет важную роль для организма: во-первых, в своевременной сигнализации об изменениях в нервных центрах и защите их от истощения; во-вторых, развивающиеся физиологические и биохимические сдвиги не только ухудшают функциональное состояние работающего органа, но и стимулируют восстановительные процессы, обеспечивая эффект тренировки и последующее повышение работоспособности.

Физиологическое утомление

Физиологическое утомление проявляется субъективными ощущениями чувства слабости, вялости, пониженной работоспособностью и в зависимости от характера выполняемой работы подразделяется на физическое, умственное и сенсорное.

1. Физическое утомление развивается в двигательных центрах мозга, характеризуется снижением показателей физической работоспособности и изменениями функционального состояния преимущественно сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем.

2. Умственное утомление обусловлено нарушением подвижности нервных процессов, ослаблением активного внутреннего торможения в ассоциативных зонах коры больших полушарий, в лобных и височных отделах доминантного полушария, связанных с центрами речи и сопровождается снижением показателей умственной работоспособности, понижением эмоционального тонуса, внимания, интереса к работе, изменениями функционального состояния вегетативной нервной системы.

3. Сенсорное утомление (чаще всего — зрительное, реже — слуховое) проявляется снижением возбудимости в соответствующих корковых представительствах сенсорных систем и ухудшением сенсорных функций.

Патологическое утомление (астения)

Патологическая усталость или утомляемость — это астения (греческое asthenia — бессилие, слабость). Клиническое обособление астенического синдрома впервые произошло в рамках неврастении в конце XIX в. (G.Beard). В настоящее время под астеническим синдромом подразумевается психопатологическое состояние, проявляющееся повышенной утомляемостью, раздражительной слабостью, эмоциональными колебаниями, преимущественно в сторону понижения настроения, головными болями напряжения, нарушениями сна, разнообразными вегетативно-соматическими проявлениями. Различают органическую астению, которая развивается при соматической патологии. Наиболее частыми причинами ее служат инфекционные, эндокринные, неврологические, онкологические, гематологические заболевания, патология желудочно-кишечного тракта и др. Второй вариант — это функциональная астения, не связанная с какими-либо органическими соматическими заболеваниями. Предполагается, что функциональные астенические расстройства возникают при наличии других нарушений психической сферы, таких как депрессия, невротические расстройства, дистимии.

Выделяют два варианта астенических расстройств:
1. Гиперстеническая астения характеризуется сверхвозбудимостью сенсорного восприятия с повышенной восприимчивостью нейтральных в норме наружных раздражителей (непереносимостью звуков, света и т. д.), возбудимостью, завышенной раздражительностью, нарушениями сна и др.

2. Гипостеническая астения проявляется снижением порога возбудимости и восприимчивости к внешним стимулам с вялостью, повышенной слабостью, дневной сонливостью.

Синдром хронической усталости

При наличии у человека сохраняющихся более 6 мес чувства утомления, недостатка энергии (не связаны с повышенной физической нагрузкой) стоит заподозрить наличие синдрома хронической усталости (СХУ). Термин СХУ появился в 1984 г. в США, но сам феномен быстрой и длительной утомляемости, физической слабости, разбитости в качестве ведущего признака недомогания известен с начала века. Первым описанием синдрома была история английской девушки Флоренс Найтингел, которая участвовала в Крымской войне (1853-1856 гг.) с Россией, спасая жизни своих соотечественников. Не получив ни единой царапины, она вернулась домой как героиня-фронтовичка. И вот тут-то все и началось. Она ощущала себя усталой и разбитой, что даже не могла встать с постели. Сколько лет она так отдыхала, история умалчивает. Лентяйкой и симулянткой национальную героиню признавать было нельзя, и тогда впервые появился этот термин — СХУ.

С тех пор врачи и ученые всего мира работают над разгадкой этого феномена — еще одной болезни цивилизации, обычно поражающей людей активных и целеустремленных. По последним статистическим данным, СХУ преимущественно развивается у лиц 30-40 лет (чаще у женщин), достигших успехов в карьере («синдром менеджера»). Следует отличать СХУ от простой усталости, которая не является болезнью, а всего лишь естественная реакция организма на переутомление, сигнал о том, что ему остро необходим отдых. А вот СХУ — это беспричинная, сильно выраженная, изматывающая организм общая усталость, не проходящая после отдыха, мешающая человеку жить в привычном для него ритме. Характерны изменчивость настроения в течение дня под влиянием самых незначительных психогенных факторов и периодически возникающее состояние депрессии, при котором больные испытывают необходимость уединения, у них возникает чувство подавленности, а иногда и безысходности. Нарушается терморегуляция: у больных может продолжительное время быть повышенная или пониженная температура, что обусловлено нарушением некоторых функций лимбиче-ской системы мозга. Нередка резкая потеря веса (до 10-12 кг за 2 мес), тоже вызванная мозговыми нарушениями. Могут развиться светобоязнь, кишечные расстройства, аллергический насморк, фарингит, головные боли, головокружения, учащенное сердцебиение, сухость слизистых оболочек глаз и рта, болезненность лимфатических узлов, ломота в суставах. У женщин наблюдается усиление предменструального синдрома. Проявлений, как уже говорилось, огромное множество. Этот синдром ловко маскируется под другие болезни, поэтому распознать коварный недуг весьма непросто.

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа таких пациентов. На сегодняшний день в мире СХУ страдают около 17 млн человек. Так, в США насчитывается от 400 тыс. до 9 млн взрослых с данным заболеванием. СХУ в большинстве своем регистрируется в экологически неблагоприятных регионах, где высокий уровень загрязнения окружающей среды химически вредными веществами или повышен уровень радиации.

В настоящее время существуют несколько теорий его развития. Одна из теорий говорит о том, что СХУ вызывается недостаточностью иммунной системы или хронической вирусной инфекцией, причем, возможно, синдром вызывают несколько вирусов. Это связано с

тем, что большинство больных говорят, что они начали чувствовать усталость сразу же после того, как переболели инфекционным заболеванием, например гриппом. Они даже могут назвать точную дату начала заболевания. Другая теория связана с тем, что болезнь часто начинается в период, когда человек испытывает стресс, когда он оказывается в непривычной ситуации, требующей от него больших усилий, например во время развода, смены рода деятельности или после смерти члена семьи. Лабораторные анализы показывают отклонения от нормы при подсчете лейкоцитов, небольшие нарушения работы печени, повышенное количество антител против различных вирусов и тканей или небольшое увеличение или уменьшение общего количества антител в сравнении с обычным. В целом картина достаточно запутанная. Многие защитные факторы оказываются угнетенными, тогда как другие проявляют повышенную активность. Ведущие американские пси-хонейроиммунологи Д.Гольдштейн и Д.Соломон доказали, что у больных СХУ происходит расстройство регуляции ЦНС, главным образом ее височно-лимбиче-ской области. Лимбическая система или обонятельный мозг осуществляет связь ЦНС с вегетативной, управляющей деятельностью внутренних органов. От работы лимбической системы в большой степени зависят наша память, работоспособность, эмоции, чередование сна и бодрствования. То есть те самые функции, которые и расстраиваются у больных СХУ. Интересную гипотезу о природе этого заболевания выдвинули исследователи в Калифорнии, по мнению которых, болезнь вызывается токсином арабинолом. Его выделяют дрожжевые грибки рода Candida, обитающие в организме. Здоровому человеку токсин не вредит, но может стать опасным для тех, у кого ослаблен иммунитет. На сегодняшний считается, что причина СХУ — комплексная, включающая в себя сразу многие факторы.

В соответствии с выработанными критериями больными СХУ являются люди, страдающие изнуряющей утомляемостью (или быстро устающие) как минимум полгода, работоспособность которых снизилась по крайней мере вдвое. При этом должны быть исключены (с помощью врачей) любые психические заболевания, такие, как депрессия, которая имеет сходные симптомы, различные инфекционные заболевания, гормональные нарушения, например связанные с нарушением функции щитовидной железы, злоупотребление лекарствами, воздействие токсических веществ. Для постановки диагноза необходимо сочетание 2 основных и 8 из 11 малых симптомов постоянно или вновь и вновь повторяясь в течение 6 мес или дольше.

Основные симптомы:
1) внезапно возникает изнуряющая слабость;
2) усталость прогрессирует и не проходит после отдыха;
3) вдвое снизилась работоспособность за последние 6 мес;
4) нет других видимых причин или болезней, которые могут вызывать непреходящую усталость.

Малые симптомы:
1) симптомы простуды или слабовыраженное лихорадочное состояние;
2) болезненность в горле;
3) припухшие или болезненные лимфатические узлы;
4) непонятная общая мышечная слабость;
5) болезненность в мышцах;
6) сильная усталость в течение 24 ч после выполнения физической работы;
7) головные боли, отличающиеся от тех, которые пациент испытывал раньше;
8) боли в суставах без их опухания или покраснения;
9) забывчивость, чрезмерная раздражительность, неспособность сконцентрировать внимание или депрессия;
10) расстройство сна;
11) быстрое появление симптомов в течение нескольких часов или дней.

Диагноз устанавливается на основании перечисленных признаков и обязательном исключении других причин данного состояния.

Возможности терапии

Для лечения утомления, хронической усталости, астении, к сожалению, вряд ли удастся подобрать один эффективный препарат. Основной принцип помощи пациентам заключается в комплексной симптоматической терапии. Ее обычно начинают с применения препаратов, способствующих улучшению общего состояния пациентов, нормализации сна, восстановлению умственной и физической активности. Медикаментозная терапия включает назначение определенных групп препаратов. Обычно назначают различные ноотропные, нейрометаболические, анксиолитиче-ские и другие средства. Таковой терапевтический подход связан с определенными особенностями. С одной стороны, эта терапия является доступной и безопасной с точки зрения побочных эффектов, с другой — ее клиническая эффективность по существу остается недоказанной ввиду отсутствия больших контролируемых плацебо-исследований, которые бы показали эффективность терапии данными препаратами астенических состояний. Потому эти классы препаратов во всех странах мира употребляются с различной интенсивностью. К примеру, ноотропы редко используются в США, в Западной Европе, наиболее широко — в Восточной Европе.

Ноотропы известны с 1972 г., когда появился первый представитель этого класса препаратов — ноотропил (пирацетам). С этого момента была открыта новая страница в терапии астенических расстройств. В настоящее время указанный класс препаратов включает в себя около 100 наименований и постоянно расширяется за счет открытия веществ с новыми механизмами действия. При этом практически все ноотропные препараты в силу их нейрометаболических и нейропротекторных свойств имеют прямые показания для использования в рамках терапии самых разных клинических вариантов астенических расстройств. Следует добавить, что применение ноотропов, в том числе и в режиме длительной терапии, не имеет каких-либо серьезных противопоказаний, и поэтому они в наибольшей степени укладываются в понятие «идеальные психотропные препараты» (А.В.Вальдман, Т.А.Воронина, 1989).

В целом спектр клинической активности ноотропов многообразен и представлен следующими основными эффектами:
1) собственно ноотропное действие, т.е. улучшение интеллектуальных способностей (влияние на нарушенные высшие корковые функции, уровень суждений);
2) мнемотропное действие (улучшение памяти, повышение успешности обучения);
3) повышение уровня бодрствования, ясности сознания (влияние на состояние угнетенного и помраченного сознания);
4) адаптогенное действие (повышение толерантности к различным экзогенным и психогенным неблагоприятным воздействиям, в том числе медикаментам, повышение общей устойчивости организма к действию экстремальных факторов);
5) антиастеническое действие (уменьшение явлений слабости, вялости, истощаемости, явлений психической и физической астении);
6) психостимулирующее действие (влияние на апатию, гиподинамию, гипобулию, аспонтанность, бедность побуждений, психическую инертность, двигательную и интеллектуальную заторможенность);
7) анксиолитическое (транквилизирующее) действие (уменьшение чувства тревоги, эмоциональной напряженности);
8) седативное действие, уменьшение раздражительности и эмоциональной возбудимости;
9) антидепрессивное действие;
10) вегетативное действие (влияние на головную боль, головокружение, церебрастенический синдром).

Таким образом, помимо органических заболеваний головного мозга эти препараты находят применение и при функциональных расстройствах, таких как вегетативная дистония, астенический синдром (снижение концентрации внимания, эмоциональная лабильность и другие проявления астенического синдрома различного генеза), цефалгия (мигрень, головная боль напряжения), СХУ, невротическое и неврозоподобное расстройство, астенодепрессивный и депрессивный синдром, а также для улучшения умственной работоспособности при интеллектуально-мнестических расстройствах (нарушение памяти, концентрации внимания, мышления). Одним из классов ноотропных препаратов являются препараты на основе аминофенилбу-тировой кислоты. В настоящее время к этой группе относятся такие средства, как Фенибут и Анвифен®.

Анвифен® — это ноотропный препарат, который облегчает GABA-опосредованную передачу нервных импульсов в ЦНС (прямое воздействие на GABA-ергиче-ские рецепторы). Транквилизирующее действие сочетается с активирующим эффектом. Также обладает ан-тиагрегантным, антиоксидантным и некоторым проти-восудорожным действием. Улучшает функциональное состояние мозга за счет нормализации его метаболизма и влияния на мозговой кровоток (увеличивает объемную и линейную скорость, уменьшает сопротивление сосудов, улучшает микроциркуляцию, оказывает антиагрегантное действие). Уменьшает вазовегетатив-ные симптомы (в т.ч. головную боль, ощущение тяжести в голове, нарушения сна, раздражительность, эмоциональную лабильность). При курсовом приеме повышает физическую и умственную работоспособность (внимание, память, скорость и точность сенсорно-моторных реакций).Уменьшает проявления астении (улучшает самочувствие, повышает интерес и инициативу/мотивация деятельности) без седации или возбуждения. Способствует снижению чувства тревоги, напряженности и беспокойства, нормализует сон. У людей пожилого возраста не вызывает угнетения ЦНС, мышечно-расслаб-ляющее последействие чаще всего отсутствует. Препарат выпускается в виде капсул (50 и 250 мг), что увеличивает его профиль безопасности, особенно в отношении желудочно-кишечного тракта. Кроме того, дозировка 50 мг является уникальной на рынке.

Список использованной литературы
1. Аведисова АС, Ахапкин РВ., Ахапкина В И, Вериго НИ. Анализ зарубежных исследований ноотропных препаратов (на примере пирацетама). Рос. психиатр. журн. 2001; 1:46-542. Аведисова АС. Антиастенические препараты как терапия первого выбора при астенических расстройствах. РМЖ. 2004; 12 (22*).
3. Бойко С.С., Вицкова ГЮ, Жердев ВП. Фармакокинетика ноотропных лекарственных средств. Экспериментальная и клиническая фармакология. 1997; 60 (6): 60-70.
4. Вальдман АВ., Воронина ТА. Фармакология ноотропов (экспериментальное и клиническое изучение). Тр. НИИ фармакологии АМН СССР. М, 1989.
5. Воронина Т.А., Середенин С.Б. Ноотропные препараты, достижения и новые проблемы. Экспериментальная и клиническая фармакология. 1998; 61 (4): 3-9.
6. Воронина ТА. Гипоксия и память Особенности эффектов и применения ноотропных препаратов. ВестникРоссийской АМН. 2000; 9: 27-34.
7. КиричекЛ.Т., Самардакова ГА. Клиническая фармакология и применение ноотропов и психостимуляторов. Харьк. мед. журн. 1996; 4:33-5.
8. Крапивин С.В. Нейрофизиологические механизмы действия ноотропных препаратов. Журн. неврол. и психиатр. им. С.СКорсакова. 1993;93 (4): 104-7.
9. Марута Н.А. Современные депрессивные расстройства (клинико-психопатологические особенности, диагностика, терапия). Укр. вгсник психоневрол. 2001; 4: 79-82.
10. Смулевич АБ, Дубницкая ЭБ. К проблеме эволюции астенических состояний. В кн.: Ипохондрия и сомато-формные расстройства. М., 1992; 100-11.
11. Aslangul E, LeJeunne С Diagnosing asthenia and chronic fatigue syndrome. Rev Prat 2005; 55 (9): 1029-33.
12. Cairns R, HotopfM. A systematic review describing the prognosis of chronic fatigue syndrome. OccupMed2005; 55:20-31.
13. Fain O. How to manage asthenia and fatigue? Rev Prat 2011; 61 (3): 423-6.
14. Fukuda K, Straus SE, Hickie I et al. The chronic fatigue syndrome: a comprehensive approach to its definition and study. International Chronic Fatigue Syndrome Study Group. Ann Intern Med 1994; 121 (12): 953-9.
15. Jason LA, RichmanJA, Rademaker AW et al. A community-based study of chronic fatigue syndrome. Arch Int Med 1999; 159: 2129-3716. Kreijkamp-Kaspers S, Brenu EW, Marshall S et al. Treating chronic fatigue syndrome — a study into the scientific evidence for pharmacological treatments. Aust Fam Physician 2011; 40 (11): 907-12.
17. Reeves WC, Wagner D, Nisenbaum R et al. Chronic fatigue syndrome — a clinically empirical approach to its definition and study. BMC Med 2005; 3:19.
18. Reyes M, Nisenbaum R, Hoaglin DC et al. Prevalence and incidence of chronic fatigue syndrome in Wichita, Kansas. Arch Int Med 2003; 163:1530-6.
19. Young P, Finn BC, Bruetman J et al. The chronic asthenia syndrome: a clinical approach. Medicina (B Aires) 2010; 70 (3): 284-92.

Читайте также:  Что влияет на утомление мышц в процессе ее работы

источник

Утом­ление−это функциональное состояние организма, вызван­ное умственной или физической работой, при котором могут на­блюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление ощущения усталости. В этом состоянии человек не способен поддерживать требуемый уровень интенсивности и (или) качества (техники выполнения) работы или вынужден отказаться от ее продолжения.

Согласно современному учению о физическом утомлении, оно связано с развитием функциональных изменений во многих органах и системах и с различным сочетанием их деятельности, при которых наблюдается ухудшение функций при выполнении физических упражнений. В зависимости от характера работы, ее напряженности и про­должительности ведущая роль в развитии утомления может принад­лежать разным функциональным системам.

Утомление играет особую роль, способствуя тренировке функций организма, их совершенствованию и развитию.

Основным фактором, вызывающимутомление, являетсяфизи­ческаяили умственная нагрузка. Зависимость между величиной нагрузки и степе­нью утомления почти всегда бывает линейной, то есть чем больше нагрузка, тем более выраженным и ранним является утомление. По­мимо абсолютной величины нагрузки на характере развития утом­ления сказывается еще и ряд ее особенностей,среди которых следует выделить: статический или динамический характер нагрузки, посто­янный или периодический ее характер и интенсивность нагрузки.

Наряду с основным фактором (рабочей нагрузкой), ведущим к утомлению, существует ряд дополнительных факторов.Эти факторы сами по себе не ведут к развитию утомления, однако, сочетаясь с действием основного, способствуют более ранне­му и выраженному наступлению утомления. К числу дополнитель­ных факторов можно отнести:

1)факторы внешней среды (температура, влажность, газовый со­став, барометрическое давление и др.);

2)факторы, связанные с нарушением режимов труда и отдыха;

3)факторы, обусловленные изменением привычных суточных биоритмов и выключение сенсорных раздражений;

4)социальные факторы, мотивация, взаимоотношения в коман­де и др.

К субъективным признакам утомления относится чувство усталости, общее или локальное. При этом появляются боли и чувство онемения в конечностях, пояснице, мышцах спины и шеи, тяжесть в голове, общая слабость, вялость, желание прекратить работу или изменить ее ритм и др. А.А. Ухтомский считал, что усталость является одновременно и «натуральным предупреждением утомления». Ощущая усталость, человек снижает темп работы или вовсе ее прекращает. Этим самым предотв­ращается «функциональное истощение» корковых клеток и обеспе­чивается возможность быстрого восстановления работоспособности человека.

Объективные признаки утомления можно обнаружить при обследовании, начиная с двигательной, сердечнососудистой и центральной нервной системы и заканчивая пищеварительной и выде­лительной. Многообразие изменений отражает закономерности функционирования организма как единого целого и характеризу­ет реакции обеспечения функциональной нагрузки, а так же адаптационные и компенсационные сдвиги.

Внешними проявлениямиутомленияявляются:нарушение координации движений, уменьшение объема выполняемой работы, отдышка, покраснение кожных покровов, чрезмерная потливость и т.д.

Утомление динамично по своей сущности и в своем развитии име­ет несколько последовательно возникающих признаков:

1) нарушение автоматичности движений;

2)нарушение коор­динации движений;

3)значительное напряжение веге­тативных функций при одновременном падении производительности работы,а затем и нарушение самого вегетативного компонента.

При выраженных степенях утомления новые, мало усвоенные двигатель­ные навыки, могут угаснуть полностью.

В развитии утомления можно выделить2 фазы:

1. Преодолеваемое (компенсированное) утомление− усилением воли работоспособность поддерживается на прежнем высоком уровне, что достигается за счет нарастающего возбуждения в ЦНС, особенно в КБПМ. Работа обеспечивается максимальным напряжением сердечной и дыхательной систем; затраты энергии резко возрастают; КПД организма снижается.

2. Не преодолеваемое (не компенсированное) утомление— работоспособность снижается при глубоком утомлении. Несмотря на все усилия, спортсмен прекращает работу. В ЦНС развивается охранительное торможение, угнетаются функции надпочечников, снижается активность дыхательных ферментов, происходит вторичное усиление процессов анаэробного гликолиза.

Биологическое значение утомления состоит в том, что оно являясь нормальной физиологической реакцией организма на работу, с одной стороны препятствует крайне­му истощению организма (переходу его в патологическое состояние) и способствует тренировке функций организма, их совершенствованию и развитию, а с другойстороны− ведетк снижению работос­пособности спортсменов, к не экономному расходу энергии и уменьшению функциональных резервов организма.Эта сторона утом­ления является невыгодной, нарушающей длительное выполнение спортивных нагрузок.

Рассмотрение основных причин утомления связно с двумя основными понятиями. Первое понятие – локализация утом­ления, т. е. выделение той ведущей системы (или систем), функциональные изменения в которой и определяют, наступление состоя­ния утомления. Второе понятие – механизмы утомления, т. е. те конкретные изменения в деятельности ведущих функциональных систем, которые обусловливают развитие утомления.

По локализации− утомление может развиться в:

1) регулирующих системах – центральная нервная система, вегетативная нервная система и гормонально-гуморальная система;

2) системах вегетативного обеспечения мышечной деятельности — системы дыхания, крови и кровообращения;

3) исполнительной системе—двигательный (перифери­ческий, нервно-мышечный) аппарат.

1) При выполнении любого упражнения происходят функциональ­ные изменения в состоянии нервных центров коры и подкорковых структур, управляющих мышеч­ной деятельностью и регулирующих ее вегетативное обеспечение. Между ними нарушаются межцентральные взаимосвязи, что приводит к ослаблению условно-рефлекторных реакций, неравномерности сухожильных рефлексов, а при переутомлении− развитию неврозоподобных состояний.

Утомление может быть связано с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы и желез внутренней секреции (А. А. Ви­ру), что приводит к наруше­ниям в регуляции вегетативных функций, энергетического обеспе­чения мышечной деятельности и т. д.

2) Причиной развития утомления могут служить многие измене­ния в деятельности систем вегетативного обеспечения, а именно: в сердечнососудистой и дыхательной системах (тахикардия, лабильность артериального давления, неадекватные ре­акции на дозированную физическую нагрузку и др., снижение насыще­ния артериальной крови кислородом, учащение дыхание и ухудшение легочной вентиляции), в крови (снижается количество эритроцитов и гемоглобина, отме­чается лейкоцитоз, угнетается фагоцитарная активность лейкоцитов и уменьшается количество тромбоцитов). Т.о. главное следствие таких изменений – снижение кислородтранспортных возможностей организма работающего человека.

3) Утомление может быть связано с изменениями в самом испол­нительном аппарате– в работающих мышцах, а именно изменения, возникающие либо в самом сократительном аппарате мышечных волокон, либо в нервно-мышечных синапсах, либо в системе элект­ромеханической связи мышечных волокон. При любой из этих локализаций мышечное утомление проявляется в снижении сократи­тельной способности мышц.

Основными механизмами мышечного утомления являются:

а)истощение энергетических ресурсов;

б) засорение или отравление накапливающимися продуктами распада энергетических веществ;

в) удушение в результате недостаточного поступления кислорода к мышцам.

Роль этих механизмов в развитии утомления неодинакова при выполнении различных упражнений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9094 — | 7219 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Физическое упражнение –это искусственно изобретённое самим человеком действие; это основное, как мы уже знаем, средство физического воспитания. Количество упражнений в физкультурно-спортивной практике неизмеримо велико. Для правильного выбора с целью эффективного применения физических упражнений прибегают к их классификации по определённым признакам.

Так, например, по структуре движения все физические упражнения можно разделить на циклические и ациклические. В циклических упражнениях определённое звено движения стереотипно повторяется на протяжении всего действия.

Достаточно распространена классификация по преимущественным требованиям к физическим качествам.

Соответственно ей выделяют:

ü Скоростно-силовые виды упражнений (спринт, прыжки и т.п.).

ü Виды упражнений, требующие преимущественного проявления выносливости (бег на средние и длинные дистанции, ходьба и т.п.)

ü Виды упражнений, требующие проявления координационных способностей в условиях строго регламентированной программы движений (гимнастические, акробатические упражнения, прыжки в воду и т.п.)

ü Виды упражнений, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности и непрерывных изменений ситуаций (борьба, бокс, спортивные и подвижные игры.).

Во время выполнения физических упражнений происходит изменение многих физиологических функций организма. Но эти изменения возникают ещё до начала мышечной деятельности и определяют собой предстартовое состояние.

Для более полной мобилизации сил организма перед работой необходимо проводить разминку. Развёртывание различных физиологических функций при мышечной деятельности происходит не сразу, а постепенно. Поэтому существует начальный период работы, называемый периодом вырабатывания.При длительной работе после врабатывания возникает устойчивое состояние,то есть устанавливается динамическое равновесие между расходованием энергии и её восстановлением.

Работа обычно в этом случае сопровождается развитием состояния утомления, которое сигнализирует о приближении к пределу функциональных возможностей организма, автоматически снижает интенсивность и предохраняет от чрезмерных отрицательных сдвигов. После окончания работы происходит восстановлениеэнергетических запасов и функционального состояния всех органов и систем организма. Предстартовые реакции, врабатывание, утомление, восстановление характерны для любой физической работы.

Важное влияние на все последующие состояния оказывает врабатывание – процесс повышения исходной работоспособности в начале двигательной деятельности.

Хорошо известно, что утром после сна, во время которого ввиду малой функциональной активности многих систем работоспособность организма значительно снижена, деятельное состояние возвращается постепенно и требует значительного времени. Однако этот процесс ускорятся, если вскоре после пробуждения начинается оптимальная мышечная деятельность. Поэтому утренняя гимнастика – важнейший фактор ускоренного врабатывания организма в начале дня. Такое же назначение и у разминки.

Её цель – приведение организма в состояние наибольшей работоспособности к данному виду деятельности.

Предстартовое состояние выражается в усилении ряда физиологических функций ещё до начала мышечной деятельности, иногда за много часов и даже суток. Субъективно оно воспринимается человеком как чувство волнения при выходе на старт, а в большинстве случаев и значительно раньше. Одна мысль о предстоящей деятельности, разговоры о ней уже вызывают изменения физиологических функций, которые характерны для предстоящей работы. При этом отмечается учащение пульса, повышение кровяного давления, усиление дыхания и т.п. Обнаружено также, что в крови увеличивается содержание сахара, а также некоторых гормонов, в частности, адреналина. По механизму возникновения предстартовые реакции являются условными рефлексами. Раздражители вызывают образование доминанты. Физиологические сдвиги тем более выражены, чем выше интенсивность предстоящей работы. Значение предстартового состояния в том, что к моменту начала работы орагнизм оказывается уже подготовленным к ней. В зависимости от степени выраженности этих эмоций различают три состояния.

Длительность мышечной работы зависит и от её мощности. Чем выше мощность, тем быстрее наступающее в организме сдвиги заставят эту работу прекратить или резко снизить её интенсивность. При менее напряжённой работе, характеризующейся устойчивым состоянием, также может возникать несоответствие между деятельностью двигательного аппарата и внутренних органов. Но здесь это несоответствие менее резко и его можно преодолеть, почти восстановив прежнюю работоспособность. Такое состояние временного снижения работоспособности называют «мёртвой точкой».При беге, например, она проявляется в чувстве некоторой скованности в ногах, в ощущении удушья, одышки, стеснения в груди. Возникает желание снизить скорость бега. Если «мёртвая точка» выражена очень сильно, неопытный человек может прекратить бег, не закончив дистанцию, но, если невзирая на неприятные ощущения и некоторое снижение скорости, волевым усилием продолжать бег, то через некоторое время наступает облегчение. Такое состояние, приходящее на смену «мёртвой точке», получило название «второе дыхание».При беге на 5000-10000 м она возникает через 5-6 минут после старта, а на более длительные дистанции – позднее. Время возникновения, продолжительность и степень проявления «мёртвой точки» зависят от многих факторов.

Главнейшие из них – степень тренированности и интенсивность работы. У более тренированных она наступает позднее и протекает менее тяжело, иногда почти незаметно. Быстрое включение в интенсивную деятельность ускоряет её возникновение. При постепенном увеличении интенсивности «мёртвой очки» может и не быть. Её также может облегчить или иногда и вовсе предупредить правильная разминка. Преодоление «мёртвой точки» требует значительного волевого напряжения, к которому надо специально приучать свой организм во время тренировочных занятий. Механизм появления «мёртвой точки» не вполне выяснен.

Наиболее вероятной причиной является нарушения обменных процессов в локальных зонах коры головного мозга.

Любая, даже оптимальная мышечная работа вынуждена будет, в конце концов, прекратиться, так как энергетические ресурсы организма ограничены. Причём, это произойдёт раньше, чем они будут исчерпаны полностью. Под влиянием работы в организме постепенно развивается особое физиологическое состояние – утомление,которое сигнализирует о возможности истощения энергоресурсов. Это объективное состояние сопровождается субъективным чувством усталости – «натуральным предупредителем утомления» по выражению видного физиолога А.А. Ухтомского.

Даже у очень утомлённого человека имеются ещё значительные энергозапасы. Этот «аварийный запас» может быть использован благодаря волевому, эмоциональному или лекарственному снятию утомления. В таком случае работа будет происходить «из последних сил».

Утомление выражается в уменьшении силы или быстроты мышечных сокращений, в замедлении расслабления мышц, в нарушении точности, координации движений, в увеличении времени реагирования на раздражители и т.п. В основе утомления лежат разнообразные причины. Но главенствующей из них является постепенное угнетение деятельности ЦНС. Во время выполнения циклических упражнений определённой мощности развитию утомления способствует недостаток кислорода (гипоксия);происходит накопление продуктов распада в виде молочной кислоты; уменьшение углеводных запасов в мышцах и печени и т.д. Существует свой комплекс причин утомления для всех зон циклической мышечной работы, ациклической, при статических усилиях. Степень функциональных сдвигов в организме при утомлении и быстрота восстановления в период отдыха зависят от тренированности человека. Та работа, которая у нетренированных вызывает значительное утомление, сопровождается нарушением физиологических функций, у тренированных может сопровождаться умеренными функциональными сдвигами и приятным чувством небольшой усталости. Борьба с утомлением должна вестись не путём искусственного снятия этого состояния возбуждающими средствами, а путём правильно организованной тренировки. Надо понимать, что утомление – нормальное физиологическое состояние. Оно служит сигналом не только приближения к предельной зоне физиологических изменений, но и того, что работа произвела необходимое воздействие на организм.

После окончания мышечной работы наступает состояние отдыха или покоя. Возвращаются к состоянию, характерному для покоя, различные физиологические функции. Такой процесс перехода называется восстановлением, а его продолжительность – восстановительным периодом. Закономерности восстановительного периода мы рассмотрим в другой теме. Здесь же подчеркнём, что он оказывает положительное влияние, способствует ликвидации утомления и повышению работоспособности. За этими границами чрезмерно длительное состояние покоя, неподвижно воздействует на организм уже отрицательно, снижая его работоспособность. Такое состояние длительной уменьшенной подвижности называют гипокинезией.

Читайте также:  Мощная кратковременная силовая работа утомление

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

источник

Тема:Физиологические основы утомления спортсменов.

1. Физиологические механизмы развития утомления.

2. Факторы утомления и состояние функций организма.

3. Утомления при различных видах физических нагрузок.

4. Предутомление, хроническое утомление и переутомление.

1. Физиологические механизмы развития утомления.

Утомление является важнейшей проблемой физиологии спорта и одним из наиболее актуальных вопросов медико-биологической оценки тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов. Знание механизмов утомления и стадий его развития позволяет правильно оценить функциональное состояние и работос­пособность спортсменов и должно учитываться при разработке ме­роприятий, направленных на сохранение здоровья и достижение вы­соких спортивных результатов.

Понятием «утомление» (психофизиологический аспект) обозначается процесс временного снижения функциональных возможностей организма (системы, органа) под влиянием интенсивной или длительной работы, проявляющийся ухудшением количественных и качественных показателей этой работы (снижением работоспособности), дискоординацией физиологических функций и обычно сопровождающийся ощущением усталости.

Появление и развитие утомления зависит от состояния здоровья, возраста, типа высшей нервной деятельности, сформированности игровой деятельности, мотиваций, установок, интересов человека, а динамика утомления – от характера деятельности. Выделяют острое и хроническое утомление.

Так, острое утомление развивается достаточно быстро при чрезмерно интенсивной, непосильной работе, при монотонной, статической и сенсорно обедненной или сенсорно насыщенной деятельности, в экстремальных условиях среды. При этом работа вызывает быстро нарастающие функциональные нарушения в деятельности центральной нервной системы (ЦНС).

При хроническом утомлении происходит прогрессирующее накопление неблагоприятных функциональных сдвигов, сопровождающихся снижением работоспособности вследствие недостаточности периодов отдыха во время и после работы для полного восстановления, нормализации функций организма. Организм при хроническом утомлении становится более восприимчивым ко многим болезнетворным влияниям.

Утомление играет важную роль для организма: во-первых, в своевременной сигнализации об изменениях в нервных центрах и защите их от истощения; во-вторых, развивающиеся физиологические и биохимические сдвиги не только ухудшают функциональное состояние работающего органа, но и стимулируют восстановительные процессы, обеспечивая эффект тренировки и последующее повышение работоспособности.

К настоящему времени имеется около 100 определений понятия утомления и ряд теорий его происхождения. Обилие формулировок само по себе указывает на еще недостаточное знание этого сложного явления и его механизмов. С физиологической точки зрения утом­ление является функциональным состоянием организма, вызван­ным умственной или физической работой, при котором могут на­блюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление субъективного ощущения усталости (СолодковА.С, 1978). Исходя из этого, принято выделять два ос­новных вида утомления – физическоеи умственное, хотя такое де­ление достаточно условно.

Физическое утомление. Выражается нарушением функции мышц: снижением скорости, силы, точности, согласованности и ритмичности движений и т. д. Уменьшается работоспособность. Физическое утомление развивается в двигательных центрах мозга, характеризуется снижением показателей физической работоспособности и изменениями функционального состояния преимущественно сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем.

Умственное утомление. Проявляется снижением эффективности интеллектуального труда, ослаблением внимания (главным образом, человеку трудно сосредоточиться), замедлением мышления. Умственное утомление обусловлено нарушением подвижности нервных процессов, ослаблением активного внутреннего торможения в ассоциативных зонах коры больших полушарий, в лобных и височных отделах доминантного полушария, связанных с центрами речи и сопровождается снижением показателей умственной работоспособности, понижением эмоционального тонуса, внимания, интереса к работе, изменениями функционального состояния вегетативной нервной системы.

К физиологическому утомлению помимо физическогои умственногоеще относится сенсорное. Сенсорное утомление (чаще всего – зрительное, реже – слуховое) проявляется снижением возбудимости в соответствующих корковых представительствах сенсорных систем и ухудшением сенсорных функций.

Процесс утомления характеризуется еще субъективным симптомом усталости (тяжесть в голове, конечно­стях, общая слабость, разбитость, вялость, недомогание, трудность выполнения работы и т. д.).

А.А. Ухтомский считал, что усталость является одновременно и «натуральным предупреждением утомления». Ощущая усталость, человек снижает темп работы или вовсе ее прекращает. Этим самым предотв­ращается «функциональное истощение» корковых клеток и обеспе­чивается возможность быстрого восстановления работоспособности человека.

Однако выраженность усталости не всегда соответствует степени утомления, т. е. объективным прямым и косвенным показателям ра­ботоспособности. В основе этого несоответствия в первую очередь лежит разная эмоциональная настройка работающего на выполняе­мую работу. При выполнении приятной или социально-значимой работы, при высокой мотивации работающего, усталость не возни­кает у него в течение длительного времени. Наоборот, при бесцель­ной, неинтересной работе усталость может возникнуть, когда объек­тивно утомление или вовсе еще не наступило, или выраженность его далеко не соответствует степени усталости.

Следовательно, один и тот же признак утомления является инфор­мативным только в конкретных условиях деятельности и при опреде­ленном состоянии организма. Поэтому для констатации утомления в каждом виде работы целесообразно использовать особый набор пря­мых и косвенных показателей, адекватный для данного вида труда.

Таким образом, главным и объективным признаком утомления че­ловека является снижение его работоспособности, но пониже­ние работоспособности не всегда является симптомом утомления. Работоспособность может снизиться вследствие пребывания челове­ка в неблагоприятных условиях (высокая температура и влажность воздуха, пониженное парциальное давление кислорода во вдыхае­мом воздухе и др.). С другой стороны, длительная работа с умерен­ным напряжением может протекать на фоне выраженного утомле­ния, но без снижения производительности. Следовательно, сниже­ние работоспособности является признаком утомления только тогда, когда известно, что оно наступило вследствие конкретно выполнен­ной физической или умственной работы. При утомлении работоспо­собность снижается временно, она быстро восстанавливается при ежедневном обычном отдыхе. Состояние утомления имеет свою ди­намику – усиливается во время работы и уменьшается в процессе отдыха (активного, пассивного и сна). Утомление можно рассматри­вать как естественное нормальное функциональное состояние организ­ма в процессе труда.

Важным критерием оценки утомления является измене­ние функций организма в период работы. При этом в зависимости от степени утомления функциональные сдвиги могут носить различный характер. В начальной стадии утомления клинико-физиологические и психофизиологические показатели отличаются неустойчивостью и разнонаправленным характером изменений, однако их колебания, как правило, не выходят за пределы физиологических нормативов. При хроническом утомлении, и особенно переутомлении, имеет место од­нонаправленное значительное ухудшение всех функциональных пока­зателей организма с одновременным снижением уровня профессио­нальной деятельности человека (Солодков А.С, 1978,1990).

Настойчивые попытки многих исследователей проникнуть в тайны физиологических механизмов состояния утомления приве­ли к накоплению обширного экспериментального материала. На основе этих данных было создано много гипотез и теорий, но в на­стоящее время в качестве самостоятельных они могут выступать только в историческом аспекте. К их числу следует отнести теорию истощения энергетических ресурсов в мышцах Шиффа (1868), тео­рию засорения мышц продуктами обмена Пфлюгера (1872), теорию отравления метаболитами Вейхарда (1902) и теорию задушения (вследствие недостатка кислорода) Ферворна (1903). Все эти так на­зываемые локально-гуморальные теории не полностью вскрывают механизмы утомления, так как в качестве его основной причины рассматривают лишь местные изменения в мышечной ткани, и час­тные сдвиги принимаются за общие процессы. Однако каждая из этих теорий правильно отражала одну из многих сторон сложного процесса утомления.

Наиболее распространенная в нашей стране центрально-нервная теория утомления, сформулированная И. М. Сеченовым в 1903 году, всесторонне развития и дополненная А. А. Ухтомским, связывает воз­никновение утомления только с деятельностью нервной системы, в частности, коры больших полушарий. При этом предполагалось, что основой механизма утомления является ослабление основных не­рвных процессов в коре головного мозга, нарушение их уравновешен­ности с относительным преобладанием процесса возбуждения над бо­лее ослабленным процессом внутреннего торможения и развитием ох­ранительного торможения.

Однако современные электрофизиологические и биохимические ме­тоды исследования и полученные на их основе экспериментальные дан­ные не позволяют свести причины утомления к изменениям в каком-то одном органе или системе органов, в том числе нервной системе. Следовательно, приписывать возникновение первичного утомления какой-либо одной системе неправомерно. В зависимости от состоя­ния функций организма и характера деятельности человека первич­ное возникновение утомления вариативно и может наблюдаться в различных органах и системах организма.

Мышечная работа связана с вовлечением в деятельность многих органов и формированием в организме специальной функциональ­ной системы адаптации, обеспечивающей конкретную деятель­ность человека. Поэтому на снижение работоспособности влияет возникновение функциональных изменений не только в нервной системе, но и в других рабочих звеньях – скелетных мышцах, орга­нах дыхания, кровообращения, системе крови, железах внутренней секреции и др.

Таким образом, согласно современным представле­ниям о физическом утомлении, оно связано, во-первых, с развитием функциональных изменений во многих органах и системах, во-вто­рых, с различным сочетанием деятельности органов и систем, ухуд­шение функций которых наблюдается при том или ином виде физи­ческих упражнений. Поэтому создание общей теории о физиологи­ческих механизмах утомления не может основываться на отдель­ных системах организма и должно учитывать все многообразие и вариативность характера сдвигов функций, обусловливающих ту или иную деятельность человека. В зависимости от характера рабо­ты, ее напряженности и продолжительности ведущая роль в разви­тии утомления может принадлежать различным функциональным системам.

Итак, утомление является нормальной физиологической реакцией организма на работу. С одной стороны, оно служит очень важным для работающего человека фактором, так как препятствует крайне­му истощению организма, переходу его в патологическое состояние, являясь сигналом необходимости прекратить работу и перейти к отдыху. Наряду с этим, утомление играет существенную роль, спо­собствуя тренировке функций организма, их совершенствованию и развитию. С другой стороны, утомление ведет к снижению работос­пособности спортсменов, к неэкономичному расходованию энергии и уменьшению функциональных резервов организма. Эта сторона утом­ления является невыгодной, нарушающей длительное выполнение спортивных нагрузок.

Факторы утомления и состояние функций организма.

Основным фактором, вызывающим утомление, является физи­ческая или умственная нагрузка, падающая на афферентные системы во время работы. Зависимость между величиной нагрузки и степе­нью утомления почти всегда бывает линейной, то есть чем больше нагрузка, тем более выраженным и ранним является утомление. По­мимо абсолютной величины нагрузки, на характере развития утом­ления сказывается еще и ряд ее особенностей, среди которых следует выделить: статический или динамический характер нагрузки, посто­янный или периодический ее характер и интенсивность нагрузки.

Наряду с основным фактором (рабочей нагрузкой), ведущим к утомлению, существует ряд дополнительных или способствующих факторов. Эти факторы сами по себе не ведут к развитию утомления, однако, сочетаясь с действием основного, способствуют более ранне­му и выраженному наступлению утомления. К числу дополнитель­ных факторов можно отнести:

— факторы внешней среды (температура, влажность, газовый со­став, барометрическое давление и др.);

— факторы, связанные с нарушением режимов труда и отдыха;

— факторы, обусловленные изменением привычных суточных биоритмов, и выключение сенсорных раздражений;

— социальные факторы, мотивация, взаимоотношения в коман­де и др.

Субъективные и объективныепризнаки утомления весьма много­образны, и их выраженность в значительной мере зависит от характера выполняемых упражнений и психофизиологических особенностей человека.

К субъективным признакам утомления относится чув­ство усталости, общее или локальное. При этом появляются боли и чувство онемения в конечностях, пояснице, мышцах спины и шеи, желание прекратить работу или изменить ее ритм и др.

Более разнообразными являются объективные признаки утомления. При любом виде утомления детальное обследование может обна­ружить изменения в характере функционирования любой систе­мы организма, начиная от двигательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы и кончая такими, казалось бы, не связанными с непосредственной работой системами, как пищева­рительная и выделительная. Такое многообразие изменений отра­жает закономерности функционирования организма как единого целого и характеризует непосредственные реакции обеспечения функциональной нагрузки, а также адаптационные и компенса­торные сдвиги.

При утомлении со стороны центральной нервной системы отмеча­ются нарушение межцентральных взаимосвязей в коре головного мозга, ослабление условно-рефлекторных реакций, неравномер­ность сухожильных рефлексов, а при переутомлении – развитие не-врозоподобных состояний.

Изменения сердечно-сосудистой системы характеризуются тахи­кардией, лабильностью артериального давления, неадекватными ре­акциями на дозированную физическую нагрузку, некоторыми элек­трокардиографическими сдвигами. Кроме того, снижается насыще­ние артериальной крови кислородом, учащается дыхание и ухудша­ется легочная вентиляция, которая при переутомлении может существенно уменьшаться.

В крови снижается количество эритроцитов и гемоглобина, отме­чается лейкоцитоз, несколько угнетается фагоцитарная активность лейкоцитов и уменьшается количество тромбоцитов. При переутом­лении иногда отмечают болезненность и увеличение печени, нару­шение белкового и углеводного обмена.

Все эти изменения не возникают одновременно и не раз­виваются в одном и том же направлении. Их динамика определяется рядом закономерностей, и лишь обнаружив эти закономерности, можно не только понять ход развития утомления, но и дать правильную оценку состоянию человека и активно противодействовать раз­вивающемуся утомлению.

Изменения возникают в первую очередь в тех органах и системах, которые непосредственно осуществляют выполнение спортивной де­ятельности. При физической работе – это мышечная система и дви­гательный анализатор. Одновременно изменения могут появляться в тех системах и органах, которые обеспечивают функционирование этих основных работающих систем – дыхательной, сердечно-сосу­дистой, крови и др. С другой стороны, может быть и такое положе­ние, когда уже имеет место снижение функций организма (основных и обеспечивающих систем), а спортивная работоспособность еще со­храняется на высоком уровне. Это зависит от морально-волевых ка­честв спортсмена, мотивации и др.

Изменения в некоторых системах, не связанных непосредственно с обеспечением выполнения специальных упражнений, при утомлении имеют принципиально иной генез и либо являются вторичными, име­ющими общий, неспецифический характер, либо имеют регуляторное или компенсаторное значение, то есть, направлены на сбалансирова­ние функционального состояния организма. Из сказанного стано­вится очевидным, что ведущее значение в развитии явлений утомле­ния имеет центральная нервная система, обеспечивающая интегра­цию всех систем организма, регуляцию и приспособление этих сис­тем во время работы. Возникшие в процессе утомления изменения функционального состояния центральной нервной системы отража­ют, таким образом, двойственный процесс – изменения, связанные с перестройкой функционирования регулируемых систем, и сдвиги, возникающие в связи с процессом утомления в самих нервных структурах.

Утомление динамично по своей сущности и в своем развитии име­ет несколько последовательно возникающих признаков. Первым признаком возникновения утомления при физической работе явля­ется нарушение автоматичности рабочих движений. Второй при­знак, который наиболее четко может быть установлен – это нару­шение координации движений. Третий признак – значительное напряжение вегетативных функций при одновременном падении производительности работы, а затем и нарушение самого вегета­тивного компонента. При выраженных степенях утомления но­вые, мало усвоенные двигательные навыки могут угаснуть полно­стью. При этом очень часто растормаживаются старые, более прочные навыки, не соответствующие новой обстановке. В спортивной практике это может служить причиной возникнове­ния различных срывов, травм и т. д.

Дата добавления: 2016-12-06 ; просмотров: 1013 | Нарушение авторских прав

источник

Физиологической основой какого методического принципа физического воспитания является супекомпенсация (сверхвосстановление энергоисточников, возбудимости нервной системы)?

Какой метод физического воспитания предполагает точную дозировку нагрузки и отдыха?

Метод строго регламентированного упражнения

Какой методический принцип физического воспитания предполагает постепенное и постоянное повышение требований к занимающимся?

Как влияет соревновательная обстановка на физиологический эффект от физического упражнения?

Что является основным средством физического воспитания?

Что такое физическое упражнение?

Физическое упражнение — это двигательное действие, специально организованное для решения задач физического воспитания в соответствии с его закономерностями.

Чем отличается физическое упражнение от трудового двигательного действия?

Физическое упражнение выполняется в соответствии с физического воспитания и направлено на физическое совершенство, а трудовое двигательное действие-в соответствии с закономерностями производства и направлено на предмет труда.

Что понимают под техникой двигательного действия?

Это наиболее целесообразный способ управления движениями.

Читайте также:  Фазы утомления в спорте

Разучивание — это какой этап в обучении движениям?

На каком этапе обучения формируется двигательный навык?

При совершенствовании движения.

Что такое физическая подготовка?

Это процесс развития физических качеств.

Что включает в себя специальная физическая подготовка?

Развитие физических качеств, отвечающих специфике избранного вида спорта.

Сколько мышц в теле человека?

Сколько веса всех мышц приходится на нижние конечности?

Что такое абсолютная сила мышц человека?

Это сила мышц, необходимая для преодоления максимального сопротивления (пружины динамометра или веса штанги).

Какая сила мышц человека имеет решающее значение для выполнения подтягивания в висе на перекладине?

При каком режиме работы мышц длина мышцы увеличивается?

При уступающем режиме работы мышц.

Какой режим работы мышц более эффективен для силовой подготовки?

Каковы параметры нагрузки при выполнении силовых упражнений по методу максимальных усилий?

Отягощение 90% от максимального, 1-3 повторения в одном подходе, 5-6 подходов, отдых 4 мин.

Каковы оптимальные параметры нагрузки при выполнении силовых упражнений с целью увеличения мышечной массы?

Отягощение 70-75% от максимального, 6-10 повторений в одном подходе в медленном темпе (30-60 с на один подход); 4-10 подходов, отдых до восстановления.

Как влияют на здоровье анаболические препараты, которые применяются с целью увеличения мышечной массы человека?

Сколько занятий силовыми упражнениями дают наибольший эффект для начинающих?

Что понимают под быстротой человека?

Способность человека выполнять движение за минимальный промежуток времени.

Какие физические упражнения применяются для развития быстроты?

Хорошо знакомые физические упражнения, которые можно выполнять на предельных скоростях и длительность которых не более 20-22 с.

Какие выделяют элементарные формы быстроты?

Время реагирования на сигнал, время одиночного движения и частота движения.

Сколько занятий скоростными упражнениями дают наибольший эффект для начинающих?

Что понимают под гибкостью человека?

Способность выполнять движения с большой амплитудой.

Зависит ли гибкость от возраста человека?

От чего зависит активная гибкость?

От силы мышц, окружающих сустав и их способности производить движения с максимальной амплитудой.

Какие упражнения более эффективны для тренировки на гибкость?

Комбинированное применение маховых, статических и пассивных движений с максимальной амплитудой.

Какую последовательность упражнений необходимо соблюдать во время занятий на гибкость?

Для суставов верхних конечностей и плечевого пояса — туловища — суставов нижних конечностей.

Сколько нужно тренироваться для развития гибкости?

Как быстро с возрастом теряется гибкость?

Быстрее других физических качеств.

Что понимают под выносливостью человека?

Способность успешно выполнять движения, несмотря на наступающее утомление.

С какой частотой сердечных сокращений (ЧСС) необходимо выполнять упражнения аэробного характера для поддержания уровня аэробных возможностей человека?

С какой частотой сердечных сокращений (ЧСС) необходимо выполнять упражнения аэробного характера для повышения аэробных возможностей человека?

С какой частотой сердечных сокращений (ЧCC) необходимо выполнять упражнения аэробного характера для максимального повышения аэробных возможностей организма?

Какой дистанции достаточно студентам, чтобы проконтролировать свой уровень выносливости применительно к беговым упражнениям?

Какой дистанции достаточно студенткам, чтобы проконтролировать свой уровень выносливости, применительно к беговым упражнениям?

В какой части урока решается задача формирования жизненно необходимых и спортивных навыков, а также — развития волевых и физических качеств занимающихся?

В какой части урока решается задача восстановления индивидуально возможной подвижности (гибкости) занимающихся?

Что такое моторная плотность урока (занятия)?

Это отношение непосредственно потраченного на выполнение упражнений время к общему времени занятий.

Что такое плотность урока?

Это отношение полезно использованного времени на занятии к директивному (установленному по расписанию).

Можно ли сегодня рассматривать традиционную утреннюю гигиеническую гимнастику как эффективное средство поддержания здоровья и работоспособности (физической и умственной)?

Что такое производственная гимнастика?

Это физические упражнения в режиме рабочего дня для повышения профессиональной работоспособности, снятия утомления и профилактики профессиональных заболеваний.

Известно, что занятия физическими упражнениями способствуют формированию определенных свойств личности. Какой из приведенных ниже видов спорта в большей степени формирует настойчивость?

Бег на длинные дистанции (циклический вид спорта).

Что является целью диагностики?

Способствование укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию.

Что относится к видам диагностики?

Какова периодичность врачебного контроля для студентов?

Какова периодичность врачебного контроля для спортсменов?

Укажите основное предназначение врачебного обследования.

Определение состояния здоровья студентов и распределение их по группам: основной, подготовительной, специальной.

На что направлены мероприятия врачебного контроля?

На исключение условий, при которых может иметь место отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями и спортом.

Чем определяется физическое развитие человека?

Морфологическими и функциональными свойствами организма.

Какой тип осанки считается нормальным?

Как называются боковые искривления позвоночника?

До какого возраста можно ожидать увеличение роста у юношей?

До какого возраста можно ожидать увеличение роста у девушек?

С помощью какого прибора определяется жизненная емкость легких?

Какие характеристики лежат в основе антропометрических стандартов?

Среднее и стандартное отклонение.

На чем основан один из методов оценки физического развития — метод корреляции?

На том, что физическое развитие отдельных частей тела взаимосвязано между собой.

Как вычисляется весо-ростовой показатель?

Делением массы тела на его длину.

Как вычисляется росто-весовой показатель?

Какая должна быть масса тела у человека, если его рост равен 171 кг?

Определите оптимальную величину пульса при продолжительных физических упражнениях для начинающих в возрасте 20 лет.

Каковы параметры физической нагрузки одномоментной функциональной пробы с приседанием?

20 глубоких приседаний в течении 40 с.

На чем основан метод определения физической работоспособности PWC170?

На линейной зависимости между ЧСС и мощностью выполняемой работы.

Что оценивается с помощью Гарвардского степ-теста?

Восстановительные процессы после дозированной мышечной работы.

Что является оценкой теста Купера?

Расстояние в метрах, пробегаемое за 12 мин.

С какой целью проводится педагогический контроль?

Чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учебно-тренировочных занятий.

Укажите один из видов педагогического контроля.

Укажите один из типов психофизического состояния занимающихся физической культурой.

Что является целью самоконтроля?

Самостоятельные регулярные наблюдения за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений.

Укажите субъективные данные самоконтроля.

Укажите объективные данные самоконтроля.

Разница в пульсе при ортостатической пробе составила 10 уд/мин. О чем это свидетельствует?

О хорошей физической тренированности.

Сколько мышц насчитывается у человека?

Какие мышечные волокна обладают более быстрой сократительной способностью?

На что расщепляется гликоген при анаэробных поцессах образования энергии?

Что образуется при окислении углеводов и жиров?

Вода, углекислый газ и энергия.

Какой процесс энергообразования обладает большими возможностями во времени?

Какую функцию осуществляют клетки крови — эритроциты?

Способствуют транспортировке кислорода.

Какую функцию осуществляют клетки крови — эритроциты?

Способствуют транспортировке кислорода и углекислого газа.

Какой пульс считается нормальным для здорового взрослого человека?

Какое кровяное давление является нормой у здорового человека в возрасте 18 — 40 лет?

Какое воздействие оказывают систематические занятия физическими упражнениями на дыхательную мускулатуру?

Укрепляют дыхательную мускулатуру и способствуют увеличению объема и подвижности грудной клетки.

Какой процент глюкозы, образуемой печенью, потребляется головным мозгом?

Укажите наиболее эффективную форму отдыха при умственном труде.

Активный отдых в виде умеренного физического труда или занятий физическими упражнениями.

От чего защищает организм такое функциональное состояние, как утомление?

До какого уровня восстанавливаются энергетические ресурсы в восстановительном периоде после физической нагрузки?

До уровня, превышающего исходный.

Когда лучше тренироваться, учитывая биологические ритмы?

К чему приводит пониженная двигательная активность?

Какова продолжительность работы в зоне умеренной мощности?

Как отличаются расходы энергии в покое у тренированных и нетренированных людей?

У тренированных меньше на 10 — 15%

На что указывает урежение пульса в покое (брадикардия) у тренированных людей?

На эффективность работы сердца.

В каких видах спорта наблюдается тесная связь между максимальным потреблением кислорода (МПК) и тренированностью?

Какова норма потребления белков в день для взрослого человека?

Что является главным источником энергии в организме?

Когда преимущественно используются жиры как источник энергии при физической деятельности?

При длительной мышечной работе.

Каково основное значение витаминов для организма?

Регулирование реакций обмена веществ.

Сколько калорий расходует в течении рабочего дня (8-10 ч) мужчина, занимающийся умственным и физическим трудом?

Какое количество энергии необходимо затрачивать ежедневно для нормальной жизнедеятельности?

Какова причина «гравитационного шока»?

Резкое прекращение длительной, циклической работы.

Физические упражнения какого характера оказывают наиболее эффективное воздействие на сердечно-сосудистую систему?

Циклические упражнения на свежем воздухе.

Какова причина так называемой «мертвой точки»?

Несоответствие интенсивной деятельности двигательного аппарата и возможностей функциональных систем организма.

Как можно ослабить проявление «мертвой точки»?

Провести полноценную разминку.

Какие меры способствуют качественной готовности студентов к активной учебной работе?

Регулярные занятия физическими упражнениями с оптимальными нагрузками.

Укажите правильную формулу для вычисления Гарвардского степ-теста.

3

Укажите правильную формулу для вычисления PWC170.

2

Что является важнейшей функцией физической культуры?

Создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности.

Что относится к показателям физического совершенства?

Физическая подготовленность, уровень здоровья, творческое долголетие.

На каких общих принципах основывается отечественная система физического воспитания?

Принципах всестороннего гармоничного развития личности, связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой, оздоровительной направленности.

Что понимают под функциональной подготовленностью?

Состояние тренированности органов, которые обеспечивают транспорт кислорода и кровообращение.

Что такое физическое развитие?

Это закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжении индивидуальной жизни, совершенствующийся под влиянием физического воспитания.

Из каких разделов состоит учебный материал?

Учебная программа состоит из теоретического, практического и контрольного разделов программы.

На какие учебные отделения распределяются студенты?

Основное, подготовительное, специальное медицинское.

Какие основные зачетные требования?

Овладеть знаниями теоретического, методического разделов и жизненно необходимыми умениями и навыками, выполнить тесты по ОФП и спортивно-технической подготовке, посетить не мене 90% занятий, учувствовать в спортивно-массовых, оздоровительных мероприятиях.

Что включает итоговая аттестация по учебному предмету «Физическая культура»?

Итоговая аттестация включает оценки за практический и теоретические разделы программы, а окончательная аттестационная оценка определяется как средняя арифметическая оценок за эти разделы.

Какое определение здоровья дает Всемирная организация здоровья (ВОЗ)?

Здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Какие компоненты здоровья в настоящее время принято выделять?

Здоровье соматическое, физическое, психическое, сексуальное, нравственное.

Что является наиболее объективным показателем здоровья?

Величина максимального потребления кислорода (МПК).

Что предполагает здоровый образ жизни?

Плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, отказ от вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, рациональное питание.

Это система использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

Какие существуют виды закаливания?

Закаливание воздухом, закаливание водой, местное закаливание холодом, закаливание солнцем.

Какими принципами необходимо руководствоваться при закаливании?

Постепенность, систематичность, разнообразие средств закаливания.

Какие существуют разновидности закаливания водой?

Обтирание, обливание, душ и купание.

За сколько часов приблизительно до занятий физическими упражнениями и до спортивных соревнований необходимо завтракать, обедать, ужинать?

Завтракать за 1.0 — 1.5 часа до занятий физическими упражнениями и за 3 часа до соревнований, обедать — за 2-3 часа до занятий и за 3,5 — 4 часа до соревнований.

Каковы основные черты соревновательной деятельности?

Это система соревнований с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требований к достижениям (повышение ранга соревнований); унификация состава действий, посредством которых ведется состязание, условие их выполнения и способов достижения.

Какие изменения в функциональном состоянии вызывает соревновательная обстановка?

Изменяются объективные показатели — ЧСС увеличивается до 130-140 уд./мин., легочная вентиляция возрастает до 20-30 л/мин., в 2-2,5 раза увеличивается потребление кислорода, повышается температура тела, артериальное давление, усиливается потоотделение.

Что такое профессиональный спорт (зрелищно-коммерческий спорт)?

Это коммерческо-спортивная деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий.

Какой общественный орган руководит международным студенческим спортивным движением?

Международная федерация университетского спорта (FISU).

С какой периодичностью проводятся Всемирные Универсиады?

Всемирные Универсиады проводятся один раз в два года (каждый нечетный год).

Когда состоялась первая Всемирная летняя Универсиада?

В каком году г. Москва принимала Всемирную летнюю Универсиаду?

Какая общественная организация в масштабах России занимается развитием и управлением студенческого спорта?

Российский студенческий спортивный союз (РССС).

Что такое профессиональная прикладная физическая подготовка?

Это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Какова цель профессиональной прикладной физической подготовки? (ППФП)?

Специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Какие задачи ставятся при профессиональной прикладной физической подготовке (ППФП)?

Приобретение, воспитание и формирование прикладных знаний; физических качеств; психических и личностных качеств; социальных качеств; умений и навыков.

На какие группы можно условно разделить профессии, в связи с профессиональной прикладной физической подготовкой (ППФП)?

Профессии связанные с умственным трудом; легкими однообразными движениями; станками, механическими приспособлениями и инструментами; тяжелым физическим трудом и большими энергетическими затратами.

Какие основные физиологические показатели необходимо учитывать при оценке степени тяжести труда?

ЧСС, минутный объем дыхания, энергозатраты, потери воды, потребление кислорода.

Что относится к объективным факторам обучения?

Что относится к субъективным факторам обучения?

Какое воздействие оказывает на организм длительное пребывание в «сидячей позе»?

Уменьшается объем циркулирующей крови

Реакция организма на выполняемую работу

Психическое явление, вызванное утомлением

Что такое работоспособность?

Способность человека быстро и эффективно выполнять конкретную деятельность

На какой период суток приходится подъем жизненно важных функций организма?

Чем можно объяснить наличие второго подъема работоспособности в течении суток?

Суточной ритмикой и психологической установкой на выполнение учебной работы

Какова динамика изменения умственной работоспособности в течении недели?

Понедельник врабатывание, вторник-четверг устойчивая высокая, пятница-суббота снижение

Какие физические упражнения оказывают благоприятное воздействие при утомлении учебным трудом?

Циклические упражнения умеренного характера

Физические упражнения какой направленности следует применять в первой половине семестра?

На развитие скоростных, скоростоно-силовых качеств и скоростной выносливости

Физические упражнения какой направленности следует применять во второй половине семестра?

На развитие силы, общей и силовой выносливости

При каком варианте планирования занятий по физическому воспитанию наблюдается наибольший их положительный эффект на умственную работоспособность студентов?

Занятия по физическому воспитанию в конце учебного дня

Какая интенсивность физических упражнений более предпочтительнее для оптимального взаимодействия между умственной и физической работоспособностью студентов?

Какой вариант занятий со специальной медицинской группой оказывает наибольший положительный эффект?

Что такое физическая подготовка?

Это направленный процесс развития физических качеств, необходимых для успешной спортивной деятельности.

В чем суть общей физической подготовки?

Это процесс совершенствования физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), направленный на всестороннее физическое развитие человека.

Что включает в себя специальная физическая подготовка?

Развитие физических качеств, обеспечивающий развитие тех двигательных способностей, которые наиболее необходимы для данной спортивной дисциплины или профессиональной деятельности.

Что такое физическое совершенство?

Процесс физического образования и воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей.

Что такое физическое воспитание?

Это педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.

Это составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.

Что такое спорт высших достижений (олимпийский спорт)?

Это систематическая плановая многолетняя подготовка и участие в соревнованиях в избранном виде спорта с целью достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях.

источник