Меню Рубрики

Оценка тяжести труда степени утомления и работоспособности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


реферат Оценка тяжести и напряженности труда. Профилактика производственного утомления и заболеваний, связанных с трудовым процессом
I. Введение
II. Оценка тяжести и напряженности труда. Профилактика производственного утомления и заболеваний, связанных с трудовым процессом
1. Оценка тяжести и напряженности труда.
2. Профилактика производственного утомления.
3. Профилактика заболеваний, связанных с трудовым процессом.
III. Заключение
Список литературы

I. Введение.
Гигиена труда – это область медицины, изучающая трудовую деятельность человека и производственную среду с точки зрения их влияния на организм, разрабатывающая меры и гигиенические нормативы, направленные на оздоровление условий труда и предупреждение профессиональных заболеваний. Задачи гигиены труда: определение предельно допустимых уровней вредных производственных факторов, классификация условий трудовой деятельности, оценка тяжести и напряженности трудового процесса, рациональная организация режима труда и отдыха, рабочего места, изучение психофизиологических аспектов трудовой деятельности и т. д.
Методы гигиены включают инструментальные исследования факторов окружающей среды, физиологические и клинические наблюдения, а также методы санитарного обследования и медицинской статистики.
II. Оценка тяжести и напряженности труда. Профилактика производственного утомления и заболеваний, связанных с трудовым процессом.
Труд необходим для оптимального протекания биологических процессов в организме, следовательно, оказывает большое влияние на здоровье. Физический труд характеризуется тяжестью и связан с выполнением статической и динамической работы, а умственный связан с напряженностью на фоне статического напряжения. В основе физического и умственного труда лежат одни и те же центральные механизмы. Физический труд отличается большим расходом энергии, потреблением кислорода, быстрым развитием утомления и относительно низкой производительностью.
Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма.
Важной мерой профилактики утомления является обоснование и внедрение в производственную деятельность наиболее целесообразного режима труда и отдыха. Это необходимо в производственных процессах, которые сопровождаются большими затратами энергии или постоянным напряжением внимания. Следует учитывать также, что длительность перерывов при выполнении одинаковой работы должна соответствовать возрастным особенностям организма.
При разрешении проблемы утомления следует иметь в виду, что в период отдыха происходит не только ликвидация утомления, но и потеря положительных свойств, приобретаемых во время выполнения работы, т. е. состояния «врабатываемости» или «рабочей установки», имеющих последствием повышение количества и качества выполняемой работы.
Таким образом, длительность и чередование перерывов должны не только восстанавливать основные физиологические функции, но и сохранять положительные факторы, способствующие повышению производительности труда.
1. Оценка тяжести и напряженности труда.
Специалистами по гигиене условия труда человека классифицированы по степени тяжести и напряженности трудового процесса и по показателям вредности и опасности факторов производственной среды.
Факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физического труда, – это в основном мышечные усилия и затраты энергии: физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочие позы, наклоны корпуса, перемещение в пространстве.
Факторы трудового процесса, характеризующие напряженность труда, – это эмоциональная и интеллектуальная нагрузка, нагрузка на анализаторы человека (слуховой, зрительный и т. д.), монотонность нагрузок, режим работы.
Труд по степени тяжести трудового процесса подразделяется на следующие классы:

    легкий (оптимальные по физической нагрузке условия труда);
    средней тяжести (допустимые условия труда);
    тяжелый трех степеней (вредные условия труда).

Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются:

    величина внешней механической работы, выполняемой за смену;
    масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза;
    количество стереотипных рабочих движений в смену;
    величина суммарного усилия, прилагаемого за смену для удержания груза;
    удобство рабочей позы;
    количество вынужденных наклонов в смену и километров, которые вынужден проходить человек при выполнении работы.

Труд по степени напряженности трудового процесса подразделяется на следующие классы:

    оптимальный – 1-й класс,
    допустимый – 2-й класс,
    напряженный – 3-й класс – труд трех степеней.

Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются:
— степень интеллектуальной нагрузки, зависящая от содержания и характера выполняемой работы, степени ее сложности;
— нагрузка на анализаторы: длительность сосредоточенного внимания, количество сигналов за час работы, число объектов одновременного наблюдения; нагрузка на зрение, определяемая в основном величиной минимальных объектов различения, длительностью работы за экранами мониторов;
— эмоциональная нагрузка, зависящая от степени ответственности и значимости ошибки, степени риска для собственной жизни и безопасности других людей;
— монотонность труда, определяемая продолжительностью выполнения простых или повторяющихся операций;
— режим работы, характеризуемый продолжительностью рабочего дня и сменностью работы.
Таким образом, физический труд классифицируется по тяжести труда, умственный – по напряженности.
Труд, требующий физической нагрузки, эмоционального, интеллектуального напряжения, ответственности, напряжения aнализаторов и т.д., классифицируется как по тяжести, так и по напряженности труда.
К таким видам труда можно отнести труд водителей, наборщиков типографий, пользователей ЭВМ, вводящих в память большие объемы информации и т.д. Труд людей этих профессий характеризуется стереотипностью рабочих движений с участием мышц пальцев, кистей, рук или плечевого пояса, постоянством рабочей позы, напряжением анализаторов (прежде всего зрения), длительностью сосредоточенного наблюдения и т.д.
Труд спасателей характеризуется большими физическими нагрузками, эмоциональным напряжением из-за ответственности за жизнь людей, нерегулярностью работы в любое время суток. Однако особенностью труда спасателя является непостоянство физического и эмоционального напряжения.
Напряженность умственного труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно работы мозга по получению и переработке информации.

Наиболее легким умственным трудом, принято считать труд, не требующий принятия решения. Такие условия труда считаются оптимальными. Условия труда относятся к допустимым, если оператор работает и принимает решения в рамках одной инструкции. К вредным условиям 1-ой степени относится труд, который связан с решением сложных задач по известным алгоритмам или работой с использованием нескольких инструкций. К труду 2-й степени относится творческая деятельность, требующая решения сложных задач при отсутствии очевидного алгоритма решения.
2. Профилактика производственного утомления.
Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности. Утомление может возникнуть при любом виде деятельности – и при умственной, и при физической работе.
Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, нарушением внимания, замедлением мышления, нарушением сна. Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности, согласованности и ритмичности движений.
Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда. В этих случаях понижение работоспособности является следствием нарушения функционального состояния организма.
Быстрота утомления зависит от специфики труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением мышц; менее утомительны ритмичные движения. У многих людей в период эмоционального напряжения длительное время не возникают признаки утомления и чувство усталости. Утомление связано со снижением работоспособности, которая восстанавливается в результате полноценного отдыха.
Утомленный человек работает менее точно, допуская сначала небольшие, а затем и серьезные ошибки.
Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому утомлению или переутомлению, которое может стать причиной неврозов и заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Для профилактики переутомления необходимо учитывать две фазы работоспособности:
I – возбудительную, связанную с двигательным беспокойством, рассеянностью внимания;
II – тормозную, когда наблюдается вялость, снижение жизненного тонуса.
Эффективность и качество работы во время возбудительной фазы утомления могут оставаться высоким, но достигается это за счет волевого усилия и психического напряжения. Появляется субъективное чувство усталости, но работу следует продолжать до наступления II фазы утомления.
При появлении признаков торможения центральных мозговых структур попытки преодолеть его и продолжать трудиться могут вызвать переутомление, поэтому наступление тормозной фазы диктует необходимость отдыха.
Важным средством борьбы с переутомлением является рациональный режим труда и отдыха или организация в строго определенное время рабочего дня краткосрочных перерывов, которые устраиваются с учетом характера трудового процесса. Полноценный отдых заключается не в безделье, а должен чередоваться с двигательной активностью и сменой деятельности.
Одним из действенных средств длительного сохранения работоспособности в течение рабочего дня является четкий ритм трудовой деятельности.
Работа, выполняемая ритмично, примерно на 20% менее утомительна, чем неритмичная работа такой же тяжести.
При проведении мероприятий по предупреждению утомления важное место должно отводиться устранению лишних движений, рациональной организации рабочего места, позволяющей не только экономить движения, но и работать в нормальной позе, исключающей статические напряжения мышц.
Мероприятия по профилактике утомления:

    физиологическая рационализация трудового процесса по экономии и ограничению движений при работе;
    равномерное распределение нагрузки между различными мышечными группами;
    соответствие производственных движений привычным движениям человека;
    рационализация рабочей позы;
    освобождение от излишних подсобных операций и т. п.

Важное значение для борьбы с утомлением имеют механизация и автоматизация производства, устраняющие необходимость чрезмерных мышечных усилий при работе и пребывания работающих в неблагоприятных условиях. Однако степень механизации и автоматизации процессов в ряде отраслей промышленности до сих пор остается недостаточной и требует более активного их внедрения.
Необходимым фактором для профилактики утомления бесспорно является санитарное благоустройство производственных помещений (объем помещений, микроклиматические условия, вентиляция, освещенность, эстетическое оформление).

3. Профилактика заболеваний, связанных с трудовым процессом.
В
и т.д.

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

источник

УТОМЛЕНИЕ — состояние организма и нервной системы после выполненной трудной или однообразной физической или умственной работы.

Субъективный признак утомления – чувство усталости.

К объективным критериям утомления относятся: показатели эффективности работы; изменения в физиологических системах и психических функциях.

Утомление первой степени (слабовыраженное) сопровождается ошибками при выполнении точных движений с незначительными мышечными усилиями в связи с несоответствием силовых действий со стороны работника.

Утомление второй степени (умеренное) характеризуется незначительным снижением работоспособности и выносливости (увеличение количества ошибок при выполнении действий).

Утомление третей степени (выраженное) – отличается заметным снижением работоспособности и выносливости двигательного аппарата. Время реакций увеличивается, скорость оптимальных и максимальных рабочих реакций замедляется, мышечная сила при выполнении максимальных усилий уменьшается.

Утомление четвертой степени (сильновыраженное) сопровождается ультрапарадоксальными реакциями. Все позитивные сигналы работником не воспринимаются, а негативные вызывают позитивные реакции, приводящие к ошибкам, авариям и т.д.

Отличия между утомлением и переутомлением: обратимость сдвигов (при утомлении сдвиги обратимы, при переутомлении – нет); влияние на организм (утомление – позитивное, переутомление – негативное).

Оценка функционального состояния центральной нервной системы.

Центральная нервная система (ЦНС) — самая сложная из всех функциональных систем человека.

Главная функция нервной системы состоит в быстрой и точной передаче информации. Сигнал от рецепторов к сенсорным центрам, от этих центров — к моторным центрам и от них — к эффекторным органам, мышцам и железам должен передаваться быстро и точно.

Основные методы исследования ЦНС и нервно-мышечного аппарата:

Электроэнцефалография (ЭЭГ) — метод регистрации электрической активности (биотоков) мозговой ткани с целью объективной оценки функционального состояния головного мозга.

Реоэнцефалография (РЭГ) — метод исследования церебрального кровотока, основанный на регистрации ритмических изменений электрического сопротивления мозговой ткани вследствие пульсовых колебаний кровенаполнения сосудов.

Электромиография (ЭМГ) — метод исследования функционирования скелетных мышц посредством регистрации их электрической активности — биотоков, биопотенциалов.

Хронаксиметрия – метод исследования возбудимости нервов в зависимости от времени действия раздражителя.

Проба Ромберга выявляет нарушение равновесия в положении стоя. Поддержание нормальной координации движений происходит за счет совместной деятельности нескольких отделов ЦНС. К ним относятся мозжечок, вестибулярный аппарат, проводники глубокомышечной чувствительности, кора лобной и височной областей.

Тест Яроцкого позволяет определить порог чувствительности вестибулярного анализатора. Тест выполняется в исходном положении стоя с закрытыми глазами, при этом спортсмен по команде начинает вращательные движения головой в быстром темпе. Фиксируется время вращения головой до потери спортсменом равновесия. У здоровых лиц время сохранения равновесия в среднем 28 с, у тренированных спортсменов — 90 с и более.

Пальцево-носовая проба. Обследуемому предлагается дотронуться указательным пальцем до кончика носа с открытыми, а затем — с закрытыми глазами. В норме отмечается попадание, дотрагивание до кончика носа.

Теппинг-тест определяет максимальную частоту движений кисти.

Исследование анализаторов. Сложная функциональная система, состоящая из рецептора, афферентного проводящего пути и зоны коры головного мозга, куда проецируется данный вид чувствительности, обозначается как анализатор.

Зрительный анализатор. Для определения функционального состояния зрительного анализатора исследуют остроту зрения, поле зрения, цветоощущение, глазодвигательные, зрачковые рефлексы и др.

Слуховой анализатор исследуют с помощью разговорной речи и речи, произносимой шепотом, камертона, а также методом аудиометрии.

Вестибулярный анализатор. Для его исследования проводят специальные координационные пробы и пробы с вращением: вращение в кресле Барани, проба Ромберга, пальцево-носовая проба и др. Проба Яроцкого основывается на вращении головой по кругу, в норме равновесие сохраняется 27,6 с; у спортсменов — 90 с.

Двигательный (проприоцептивный, или суставо-мышечный) анализатор сигнализирует в ЦНС о каждом моменте движения, положении и напряжении всех составных частей организма, участвующих в движении: в больших полушариях мозга есть двигательная область.

Кожный анализатор исследуется путем определения болевой, температурной и тактильной чувствительности на симметричных областях тела. Показатели кожного анализатора играют большую роль в диагностике патологии.

Исследование вегетативной нервной системы (ВНС). ВНС — часть нервной системы, деятельность которой направлена на регуляцию жизненно важных функций организма — кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ, терморегуляции — для поддержания гомеостаза и обеспечения физической и психической деятельности организма.

ВНС делится на симпатический и парасимпатический, центральный (надсегментарный) и периферический (сегментарный) отделы. Кора головного мозга оказывает общее интегрирующее влияние на все высшие вегетативные центры.

Симпатическая (симпатоадреналовая) система ответственна за колебания многих гомеостатических констант, обеспечивающих физическую и психическую деятельность организма до максимальных амплитуд.

Парасимпатическая (вагоинсулярная) система — базисная — отвечает за возврат всех констант к исходному уровню для обеспечения гомеостаза покоя.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 245 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Замечено, что в процессе труда имеется определенная фазовость изменений, трудовой процесс можно разделить на следующие периоды:

Читайте также:  Профилактика утомления переутомления и перенапряжения

1) Фаза врабатываемости. В этой фазе увеличивается работоспособ­ность, улучшается функциональное состояние организма, улучшаются результаты труда. Длительность — 0.5-1 час.

2) Фаза устойчивой высокой работоспособности. Функциональное со­стояние стабильно, практически близко к оптимальному. Длитель­ность — 1.5-2 часа.

3) Фаза снижения работоспособности. Снижается работоспособность, ухудшается функциональное состояние, результаты труда. Длитель­ность — 0.5-1 час

2 — Фаза устойчивой высокой работоспособности

3 — Фаза снижения работоспособности

График изменения работоспособности в процессе работы.

После обеденного перерыва все фазы повторяются, но имеются сле­дующие отличия:

· Период врабатываемости короче

· Вторая фаза несколько короче

· Период снижения работоспособности наступает раньше

Наступление фазы снижения работоспособности в процессе трудовой деятельности обусловлено развитием утомления.

Утомление — это снижение работоспособности, наступившее в ре­зультате предшествующего труда. Утомление возникает в результате тор­можения в двигательном центре коры головного мозга. Также определен­ную роль играет накопление кислых продуктов обмена в мышцах, нару­шение обмена веществ в сердце и мозге, гипогликемия, под влиянием которых нарушается нормальное течение нервных процессов.

Утомление (чувство усталости) является физиологическим явлением, если носит однодневный характер, т.е. уменьшается после отдыха, а на следующий день работоспособность полностью восстанавливается. Если утомление сохраняется, т.е. имеется кумулированное состояние утомле­ния, речь идет о переутомлении. Хроническое переутомление может привести к перенапряжению. Некоторые авторы считают, что переутом­ление и перенапряжение — предпатологические состояния, другие пола­гают, что переутомление — это предпатологическое состояние, а перена­пряжение — патологическое.

Профилактика переутомления:

1. Технологические меры — создание наиболее благоприятных технологи­ческих условий для уменьшения утомляемости (механизация, автома­тизация, улучшение технических характеристик аппаратуры, инстру­ментов и тд.)

2. Рационализация трудового процесса (экономичность, ритмичность, перерывы, отдых и тд.). Режим работы играет важную роль и опреде­ляется тяжестью работы: чем тяжелее работа, тем перерывы чаще и короче. В течение рабочего дня необходим большой перерыв (обеденный). Хороший эффект дает также производственная гимна­стика.

3. Рационализация санитарно-гигиенических условий.

4. Повышение квалификации (тренированности) работников. Высоко­квалифицированные рабочие обычно утомляются позже.

Показатели тяжести труда:

1.Энерготраты (ккал/час)

3. Величина статической нагрузки (кг/с)

По тяжести труда выделяют следующие категории:

1. Легкий труд — не более 150 ккал/час

2. Труд средней тяжести 2А — 150-200 ккал/час

3. Труд средней тяжести 2Б — 200-250 ккал/час

4. Тяжелый труд — больше 250 ккал/час

Понятие напряженности наиболее характерно для умственного труда. О напряженности труда судят по

1. Числу объектов, наблюдаемых одновременно

2. Длительности сосредоточенного наблюдения

3. Плотности сигналов, которые поступают в течение часа

4. Эмоциональному напряжению

Для оценки напряженности труда регистрируют физиологические па­раметры: изменение пульса, частоты дыхания, выносливости, реакции на свет и звук.

По степени напряженнности труд делят на ненапряженный, малона­пряженный, напряженный и очень напряженный.

4. Понятие о производственных вредностях и про­фессиональных заболеваниях. Классификация про­фессиональных вредностей. Медицинские меры профилактики профзаболеваний.

В процессе труда важное значение имеют условия труда. Условия труда это совокупность факторов производственной среды, оказываю­щих влияние на здоровье и работоспособность человека.

Согласно гигиенической классификации выделяют следующие виды условий труда:

1. Оптимальные условия — исключается неблагоприятное действие на здоровье и создаются условия для постоянно высокой работоспособ­ности.

2. Допустимые условия — воздействие производственных факторов не превышает установленных норм, а возможные функциональные изме­нения носят временный характер и легко восстанавливаются после от­дыха.

3. Вредные условия — из-за нарушения норм возможно воздействие про­изводственных факторов, изменяющее функциональное состояние и приводящее к нарушению работоспособности и здоровья.

Условия труда состоят из нескольких производственных факторов. При определенном уровне этих факторов они могут приводить к наруше­нию здоровья.

С точки зрения негативного влияния производственных факторов на здоровье человека выделяют:

1. Опасные производственные факторы — факторы, воздействие которых при определенных условиях может привести к травме или резкому ухудшению здоровья.

2. Вредные производственные факторы — факторы, воздействие которых в определенных условиях может привести к заболеваниям или стой­кому снижению работоспособности.

В ГОСТе существует классификация вредных производственных факторов :

1. Физические — повышенная или пониженная температура, увеличенная или пониженная влажность, наличие движущихся механических час­тей, повышенное давление, повышенный уровень шума, вибрация, действие ИИ, электромагнитные поля, лазерное излучение и др.

2. Химические:

По пути проникновения в организм

По преимущественному характеру действия

· канцерогены (канцерогенное действие)

· влияющие на репродуктивную функцию организма

4. Биологические — микроорганизмы, бактерии, вирусы, риккетсии, пато­генные животные, патогенные растения.

5. Психофизиологические

· Физические нагрузки (статические и динамические)

· Монотонкость труда (так называемый конвейерный труд)

· Перегрузка отдельных систем органов (дыхательной системы, кровообращения, голосовых связок и тд.)

· Перегрузка анализаторов (слухового, зрительного, тактильного)

· Нервно-психические перенапряжения (эмоциональное, умствен­ное)

Существует и другая классификация опасных и вредных производст­венных факторов :

1) Физические (статические и динамические) перегрузки опорно-двигательного аппарата: подъем и перенос тяжестей, неудобное по­ложение тела, длительное давление на кожу, суставы, мышцы и кости. Пример: немеханизированный труд (погрузочно-разгрузочные работы, ремонтные работы, труд шахтеров, горняков и тд.)

2) Физиологически недостаточная двигательная активность (гиподинамия). Пример: умственный труд.

3) Физиологические перегрузки органов кровообращения, дыхания, голо­совых связок. Пример: тяжелые работы в разных областях промыш­ленности, музыканты, играющие на духовых инструментах, стеклодувы и др.

4) Нервно-психические перегрузки — умственное перенапряжение, эмо­циональные нагрузки, перенапряжение анализаторов. Пример: труд операторов, диспетчеров, водителей и тд.

Дата добавления: 2015-06-10 ; просмотров: 428 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. При физическом труде оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы, а при умственном труде эмоциональным, когда идет информационная перегрузка. Тяжесть труда определяется уровнем физической нагрузки по следующим показателям:

1. По величине статической нагрузки, которая связана с затратой человеком усилий без перемещения тела или его отдельных частей. Она характеризуются величиной удерживаемого груза или прилагаемым усилием, а так же временем удержания его в статическом состоянии:

2. По величине динамической нагрузки. Динамическая работа – процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а так же самого тела человека или его частей в пространстве.

3. По максимальной массе поднимаемого и перемещаемого груза. Условия труда считаются оптимальными (класс 1), если масса груза до 15 кг, допустимыми – до 30 кг.

4. По количеству стереотипных или повторяющихся рабочих движений мышц кистей и пальцев рук (локальная нагрузка): до 20000 – оптимальные условия труда, 20000-40000 – допустимые, свыше 60000 – вредные (класс 3.1.).

5. Особенности рабочей позы: — свободная; — удобная; — возможность смены рабочего положения тела сидя, стоя; — нахождение в наклонном положении.

6. По количеству наклонов корпуса: если наклонов до 50 в смену, то класс 1, если количество наклонов с углом более 30 градусов достигает 100 раз – класс 2 (допустимый).

7. По расстоянию, т.е. перемещению в пространстве. Переходы в течение смены, обусловленные технологическим процессом: до 4 км – оптимальные условия труда (1 класс), от 4 км до 10 км – допустимые (2 класс), свыше 15 км – вредные условия труда (класс 3.1 или 3.2).

В зависимости от этих факторов устанавливают класс опасности (вредности) от 1 до 3.3

Уровень нервной нагрузки определяет напряженность труда, которая оценивается по следующим показателем:

1. Уровнем интеллектуальной нагрузки. Пример: работает оператор и принимает решения в рамках одной инструкции (класс условий труда допустимый). Решение сложных задач по известным алгоритмам или работа с использованием нескольких инструкций (класс работы 3.1). Решением сложных задач, при отсутствии очевидного алгоритма решения (класс вредности 3.2).

2. Уровнем эмоциональных нагрузок. Пример: оператор несет ответственность за выполнение только отдельных элементов производственного задания, тогда такой труд считается оптимальным (1 класс условий труда). Повышение степени ответственности за функциональное качество вспомогательных операций влечет дополнительные эмоциональные усилия со стороны непосредственного руководителя (бригадира, мастера) – допустимый класс работы. Если же на исполнителе лежит ответственность за функциональное качество основной работы, то класс условий труда является напряженным 1 степени (класс 3.1).

3. По степени монотонности труда. Степень монотонности труда определяется числом элементов и продолжительностью во времени выполнения этих элементов или операций. Если число элементов 10 и более – класс условий оптимальный, 9-6 – допустимый, менее 6 – напряженный (класс 3.1).

3. Наличие и продолжительность перерывов и сменность работы. Если продолжительность рабочего дня до 8 часов – оптимальный, до 9 часов – допустимый, более 9 часов – напряженный (класс 3.1).

4. От длительности сосредоточенного наблюдения: до 25% от продолжительности рабочей смены – первый класс, 26%-50% — второй класс, 51%-75% — класс 3.1, более 75% — класс 3.2.

5. Работа с видеодисплейными терминалами до 2х часов в смену – оптимальная, до 3х часов – допустимый. работа за компьютером определяет класс условий труда как напряженный: 3-4 часа – класс 3.1, более 4 часов – класс 3.2.

Степень вредности условий труда 3 класса определяется по сумме значений фактических степеней вредности, тяжести и напряженности труда:

Число баллов по каждому фактору XФiпредставляют в карте условий труда аттестации рабочих мест, с учетом продолжительности его действия в течение смены:

Где: ХСТi – степень вредности фактора или тяжести работы, установленный

по показаниям гигиенической классификации труда;

Ti – продолжительность фактора в течение смены.

Общая оценка условий труда по степени вредности и опасности устанавливается:

— по наиболее высокому классу и степени вредности;

— в случае сочетания действий 3 и более факторов класса 3.1. оценка будет класса 3.2;

— при сочетании двух или более факторов классов 3.2, 3.3 или 3.4 условия труда оценивается соответственно на 1 степень выше.

В зависимости от фактического состояния условий труда работодатель по согласованию с профсоюзом устанавливает доплаты в размере 4% — 24% тарифной сетки. Доплаты устанавливается по конкретным рабочим местам и начисляются рабочим за время фактической занятости на рабочих местах сроком на 1 год.

Доплата в зависимости от условий труда

Работа Число фактических баллов Размер доплаты тарифной ставки, %
Работа с тяжелыми и вредными условиями труда до 2 4%
от 2,1 до 4 8%
от 4,1 до 6 12%
Работа с особо опасными и особо вредными условиями труда от 6,1 до 8 16%
от 8,1 до 10 20%
более 10 баллов 24%

Поддержанию высокого уровня трудоспособности в течение смены и рабочей недели способствует правильно выбранный режим труда и отдыха. Под режимом труда и отдыха понимают временный регламент работ. Основным показателем трудовой деятельности человека является трудоспособность, т.е. способность производить сформированные целенаправленные действия, характеризующиеся количеством и качеством работы за определенное время. Во время трудовой деятельности работоспособность организма изменяется по суточному ритму. В течение суток организм по разному реагирует на физическую и нервно – психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом организма наивысшая работоспособность отмечается с 8 до 12 часов и с 14 до 17 часов. В дневное время наименьшая работоспособность отмечается с 12 до 14 часов (в ночные с 3 до 4 часов). С учетом этих закономерностей определяют сменность работы предприятия, начало и окончание смены, перерыв на отдых и сон.

Изменение работоспособности в течение рабочего дня (недели) имеет несколько фаз:

1. Фаза врабатываемости. Уровень работоспособности повышается постепенно и зависит от индивидуальных особенностей человека и характера труда (от 15 минут до часа, а при умственно-творческом начале от 1,5 до 2 часов).

2. Фаза устойчивой работоспособности. Сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью (от 2 до 2,5 часов, иногда и более, все зависит от тяжести и напряженности труда).

3. Фаза снижения трудоспособности. Характеризуется уменьшением функциональных возможностей основных рабочих органов человека и сопровождается чувством усталости.

Утомление – психо-фоизиологическое состояние человека, сопровождающееся чувством усталости, которое вызвано интенсивной и длительной деятельностью, и которое выражается в ухудшении качественных и количественных показателей работы, и которое прекращается после отдыха.

Утомление – обратимое физиологическое состояние. Однако, если работоспособность не восстанавливается к началу следующего периода, утомление накапливается и переходит в переутомление, которое вызывает более стойкое снижение работоспособности.

Утомление и переутомление – основные причины повышенного травматизма.

Группы опасных и вредных производственных факторов

Опасный производственный фактор – такой фактор, воздействие которого на работающих в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному ухудшению здоровья.

Вредный производственный фактор – фактор, воздействие которого на рабочего приводит к заболеванию или снижению трудоспособности.

Источники вредных и опасных факторов:

Определяющими признаками вредных и опасных производственных факторов являются:

1. Возможность непосредственно отрицательного действия на организм человека;

2. Затруднение функционирования отдельных органов;

3. Возможность воздействия на элементы тех.процесса, в результате которых может произойти взрыв, пожар или авария;

Согласно ГОСТ 12.0.003-74 существуют несколько групп опасных и вредных производственных факторов:

— физические опасные и вредные производственные факторы:

+ движущиеся машины и механизмы;

+ повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

+ температура поверхности оборудования и материалов;

+ повышенный уровень шума на рабочих местах

+ повышенный уровень вибрации;

+ повышенный уровень радиации;

+ повышенная или пониженная влажность и подвижность воздуха;

+ повышенный уровень статического электричества;

+ повышенный уровень электромагнитного излучения;

+ отсутствие или недостаток естественного освещения;

+ недостаточная освещенность рабочего места.

— химические опасные и вредные производственные факторы:

+ общетаксического воздействия, воздействующие на нервную систему, кровь и кроветворные органы;

+ раздражающие вещества, действующие на слизистую оболочку глаз, носа, гортани и кожный покров (пары кислот и щелочей, аммиак);

+ канцерогенные вещества, приводят к развитию онкологических заболеваний (асбест, никотин, сажа);

+ мутагенные и тератогенные вещества. Мутагенные соединения, приводят к нарушению генетического аппарата клетки и появлению мутации (соединения ртути, свинца). Тератогенные вещества приводят к рождению детей с дефектами (радиоактивные вещества, бензол, стирол);

+ фиброгенные вещества вызывают появление в легких мельчайших рубцов, сокращение дыхательного объема легких, поражение кожи (экземы, дерматиты, ожоги кожи – пыль, уголь, асбестовая пыль, состоящая из нитевидных волокон, проникает глубоко в легкие и разрушает легочные ткани, они сохраняются в человека на всю жизнь);

+ сенсибилизирующего действия: вещества, которые после относительно непродолжительного воздействия на организм человека вызывают повышенную чувствительность к ним, т.е. быстро развиваются и возникают кожные заболевания и астматические явления (цветочная пыльца, пары марганца).

— биологические опасные и вредные производственные факторы: биологические объекты, воздействие которых на работающих вызывает травмы и заболевания:

Читайте также:  Утомление в пресной воде

+ микроорганизмы (бактерии и вирусы);

— психологические и психофизиологические опасные и вредные производственные факторы:

+ физические перегрузки: статические и динамические;

+ нервно-психические (умственное перенапряжение, монотонность труда, эмоциональные нагрузки).

2. По характеру воздействия на человека:

— пассивно-активные. Проявляются за счет энергии, носителем которой является человек (острые кромки, шероховатость поверхности, неровность опоры, недостаточный коэффициент трения).

— пассивные (коррозия металла).

3. По следствию на работника вредных и опасных факторов проявляются:

Каждый фактор характеризуется потенциалом, качеством, длительностью воздействия на человека, вероятностью проявления и размерами зоны действия.

Опасная зона – часть пространства, где постоянно присутствуют или периодически проявляются вредные производственные факторы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10099 — | 7755 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Замечено, что в процессе труда имеется определенная фазовость изменений, трудовой процесс можно разделить на следующие периоды:

1) Фаза врабатываемости. В этой фазе увеличивается работоспособность, улучшается функциональное состояние организма, улучшаются результаты труда. Длительность — 0.5-1 час.

2) Фаза устойчивой высокой работоспособности. Функциональное состояние стабильно, практически близко к оптимальному. Длительность — 1.5-2 часа.

3) Фаза снижения работоспособности. Снижается работоспособность, ухудшается функциональное состояние, результаты труда. Длительность — 0.5-1 час

2 — Фаза устойчивой высокой работоспособности

3 — Фаза снижения работоспособности

График изменения работоспособности в процессе работы.

После обеденного перерыва все фазы повторяются, но имеются следующие отличия:

Период врабатываемости короче

Вторая фаза несколько короче

Период снижения работоспособности наступает раньше

Наступление фазы снижения работоспособности в процессе трудовой деятельности обусловлено развитием утомления.

Утомление — это снижение работоспособности, наступившее в результате предшествующего труда. Утомление возникает в результате тор­можения в двигательном центре коры головного мозга. Также определенную роль играет накопление кислых продуктов обмена в мышцах, нару­шение обмена веществ в сердце и мозге, гипогликемия, под влиянием которых нарушается нормальное течение нервных процессов.

Утомление (чувство усталости) является физиологическим явлением, если носит однодневный характер, т.е. уменьшается после отдыха, а на следующий день работоспособность полностью восстанавливается. Если утомление сохраняется, т.е. имеется кумулированное состояние утомле­ния, речь идет о переутомлении. Хроническое переутомление может привести к перенапряжению. Некоторые авторы считают, что переутомление и перенапряжение — предпатологические состояния, другие полагают, что переутомление — это предпатологическое состояние, а перенапряжение — патологическое.

1. Технологические меры — создание наиболее благоприятных технологических условий для уменьшения утомляемости (механизация, автома­тизация, улучшение технических характеристик аппаратуры, инструментов и тд.)

2. Рационализация трудового процесса (экономичность, ритмичность, перерывы, отдых и тд.). Режим работы играет важную роль и опреде­ляется тяжестью работы: чем тяжелее работа, тем перерывы чаще и короче. В течение рабочего дня необходим большой перерыв (обеденный). Хороший эффект дает также производственная гимнастика.

3. Рационализация санитарно-гигиенических условий.

4. Повышение квалификации (тренированности) работников. Высококвалифицированные рабочие обычно утомляются позже.

3. Величина статической нагрузки (кг/с)

По тяжести труда выделяют следующие категории:

1. Легкий труд — не более 150 ккал/час

2. Труд средней тяжести 2А — 150-200 ккал/час

3. Труд средней тяжести 2Б — 200-250 ккал/час

4. Тяжелый труд — больше 250 ккал/час

Понятие напряженности наиболее характерно для умственного труда. О напряженности труда судят по

1. Числу объектов, наблюдаемых одновременно

2. Длительности сосредоточенного наблюдения

3. Плотности сигналов, которые поступают в течение часа

4. Эмоциональному напряжению

Для оценки напряженности труда регистрируют физиологические параметры: изменение пульса, частоты дыхания, выносливости, реакции на свет и звук.

По степени напряженнности труд делят на ненапряженный, малонапряженный, напряженный и очень напряженный.

76.Методы оценки физического развития

Оценка физического развития в любом возрасте производится путем сравнения антропометрических данных со средними региональными величинами для соответствующего возраста и пола.

Лучший способ оценки физического развития с помощью центильных таблиц, он прост в работе, так как исключаются расчеты. Центильные таблицы широко применяется за рубежом с конца 70-х годов XX века. Выше были приведены таблицы для таких антропометрических показателей как рост, вес, окружности головы, груди.

Центильные таблицы позволяют сравнить индивидуальные антропометрические величины со стандартными табличными, получаемыми при массовых обследованиях. Составляют эти таблицы следующим образом: антропометрические данные 100 человек (100%) одного возраста выстраивают в порядке возрастания. Затем показатели 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 обследуемых вносят в таблицы, в которых сохраняют вышеуказанную нумерацию (или процент, или перцентиль, или просто центиль).

Если полученные результаты соответствуют 25 — 75 центилю, то рассматриваемый параметр соответствует среднему возрастному уровню развития. Если же показатель соответствует 10 центилю, это говорит о развитии ниже среднего; а если 3 — о низком развитии. Если показатель входит в пределы 90 центиля, развитие оценивают выше среднего; а если в 97 — как высокое.

Определение гармоничности физического развития

Физическое развитие считается гармоничным, если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному к тому же центильном ряду, либо допускается отклонение их между собой в пределах соседнего центиля. Большая разница свидетельствует о негармоничном развитии.

Антропометрическая оценка методом центилей почти всегда овпадает с оценкой состояния здоровья у детей, подростков и молодежи. данный метод имеет преимущества перед другими, он объективен, орректен, сопоставим, прост в использовании и позволяет следить за .инамикой антропометрических данных, увидеть изменения показателей — зависимости от возраста. При этом сразу будут получены данные, арактеризующие качество развития (средний уровень, выше среднего, высокое, или ниже среднего, низкое).

Пример: юноша 17 лет имеет рост 181,2 см, вес 70,6 кг, окружность груди 92,2 см, окружность головы 58 см. Все «антропометрические параметры находятся в центильных таблицах в пределах 75 центиля, что соответствует среднему гармоничному уровню физического развития.

Или другой пример: юноша 17 лет имеет рост 187,9 см (97 центиль), массу 46,4 кг (3 центиль), окружность головы 58 см (75 центиль), окружность груди 80,1 см (10 центиль). Из последнего примера видно, что рост молодого человека высокий, масса низкая, окружность головы соответствует среднему возрастному уровню развития, а окружность груди ниже среднего. Физическое развитие негармоничное.

Гармоничность физического развития можно оценить, используя двухмерный квадрат гармоничности в котором имеются шкалы длины и массы тела, необходимо лишь найти место пресечения центильных рядов массы и длины тела.

Физическое развитие считается:

— Гармоничным, и соответствующим возрасту — если все антропометрические показатели находятся в пределах 25 — 75 центиля.

— Гармоничным, опережающим возраст — если полученные результаты соответствуют 90 — 97 центилю.

— Гармоничным, но с отставанием от возрастных нормативов — если данные обследуемого находятся в пределах 3-10 центиля. Все остальные варианты говорят о негармоничном развитии.

Обладателю любого варианта вне центрального квадрата гармоничности, надлежит обследоваться у врача с целью выяснения причины этого явления.

Квадрат гармоничности (Вспомогательная таблица для оценки физического развития).

источник

Замечено, что в процессе труда имеется определенная фазовость изменений, трудовой процесс можно разделить на следующие периоды:

1) Фаза врабатываемости. В этой фазе увеличивается работоспособ­ность, улучшается функциональное состояние организма, улучшаются результаты труда. Длительность — 0.5-1 час.

2) Фаза устойчивой высокой работоспособности. Функциональное со­стояние стабильно, практически близко к оптимальному. Длитель­ность — 1.5-2 часа.

3) Фаза снижения работоспособности. Снижается работоспособность, ухудшается функциональное состояние, результаты труда. Длитель­ность — 0.5-1 час

После обеденного перерыва все фазы повторяются, но имеются сле­дующие отличия:

· Период врабатываемости короче

· Вторая фаза несколько короче

· Период снижения работоспособности наступает раньше

Наступление фазы снижения работоспособности в процессе трудовой деятельности обусловлено развитием утомления.

Утомление— это снижение работоспособности, наступившее в ре­зультате предшествующего труда. Утомление возникает в результате тор­можения в двигательном центре коры головного мозга. Также определен­ную роль играет накопление кислых продуктов обмена в мышцах, нару­шение обмена веществ в сердце и мозге, гипогликемия, под влиянием которых нарушается нормальное течение нервных процессов.

Утомление (чувство усталости) является физиологическим явлением, если носит однодневный характер, т.е. уменьшается после отдыха, а на следующий день работоспособность полностью восстанавливается. Если утомление сохраняется, т.е. имеется кумулированное состояние утомле­ния, речь идет о переутомлении. Хроническое переутомление может привести к перенапряжению. Некоторые авторы считают, что переутом­ление и перенапряжение — предпатологические состояния, другие пола­гают, что переутомление — это предпатологическое состояние, а перена­пряжение — патологическое.

Профилактика переутомления:

1. Технологические меры — создание наиболее благоприятных технологи­ческих условий для уменьшения утомляемости (механизация, автома­тизация, улучшение технических характеристик аппаратуры, инстру­ментов и тд.)

2. Рационализация трудового процесса (экономичность, ритмичность, перерывы, отдых и тд.). Режим работы играет важную роль и опреде­ляется тяжестью работы: чем тяжелее работа, тем перерывы чаще и короче. В течение рабочего дня необходим большой перерыв (обеденный). Хороший эффект дает также производственная гимна­стика.

3. Рационализация санитарно-гигиенических условий.

4. Повышение квалификации (тренированности) работников. Высококвалифицированные рабочие обычно утомляются позже.

Показатели тяжести труда:

1.Энерготраты (ккал/час)

3. Величина статической нагрузки (кг/с)

По тяжести труда выделяют следующие категории:

1. Легкий труд — не более 150 ккал/час

2. Труд средней тяжести 2А — 150-200 ккал/час

3. Труд средней тяжести 2Б — 200-250 ккал/час

4. Тяжелый труд — больше 250 ккал/час

Понятие напряженности наиболее характерно для умственного труда. О напряженности труда судят по

1. Числу объектов, наблюдаемых одновременно

2. Длительности сосредоточенного наблюдения

3. Плотности сигналов, которые поступают в течение часа

4. Эмоциональному напряжению

Для оценки напряженности труда регистрируют физиологические па­раметры: изменение пульса, частоты дыхания, выносливости, реакции на свет и звук.

По степени напряжённости труд делят на

Особенностью умственного труда является то, что он основан на знаниях, памяти, мышлении, волевых усилиях, не требует больших энергетических затрат, но сопровождается значительным снижением мышечной активности (гипокинезией), что может приводить к сердечно-сосудистой патологии. Умственная работа, какой бы напряженной она ни была, не сопровождается большими потерями энергии, а потому относится к легкому труду. Работники умственного труда это ученые, инженеры, техники, врачи, учителя, писатели, художники, артисты, юристы, психологи и др. В процессе умственной деятельности активизируются различные отделы коры головного мозга в которых возрастает кровоток и потребление кислорода; при увеличении степени умственного или эмоционального напряжения наблюдается учащение пульса, повышение артериального давления, возрастает интенсивность обменных процессов, увеличивается кровенаполнение сосудов мозга, но уменьшается кровенаполнение сосудов конечной и брюшной полости. При умственной работе длительная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти, приводит к усталости, утомлению. Мышечное утомление, которое возникает в процессе физической работы, является нормальным физиологическим состоянием, выработанным в процессе эволюции как биологическое приспособление, предохраняющее организм от перегрузки, а умственная работа не сопровождается выраженными реакциями, надежно сохраняющими организм человека от перенапряжения. В этой связи наступление нервного (умственного) утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы, а только вызывает перевозбуждение, которое может привести к заболеванию.

Утомление может накапливаться изо дня в день и перерасти в переутомление.

Переутомление – это патологическое состояние, болезнь, которая не исчезает после обычного отдыха, требует специального лечения.

Гигиена умственного труда – система мер, направленных на длительное сохранение высокой умственной работоспособности. Русский ученый Н.Е. Введенский отмечал, что многие люди работают малопроизводительно, быстро устают, потому что не умеют организовать свой труд. Он считал, что сохранить работоспособность и предотвратить переутомление можно, если придерживаться определенных условий: начинать любую работу надо постепенно; соблюдать последовательность и систематичность в любом виде деятельности; чередовать разные виды труда, работу и отдых.

1. Первое правило гигиены умственного труда — ритмичность работы.

2. Второе правило гигиены умственного труда – наличие достаточного количества кислорода в помещении, где Вы работаете. Для этого нужны регулярные проветривания в течение 10 минут через каждые 90 минут занятий.

3. Третье правило гигиены умственного труда — состоит в том, что из-за продолжительного сидения организм устает. В движении или стоя мыслительные процессы протекают с большей скоростью. Отсюда сделайте вывод: при любой возможности лучше заниматься стоя или прогуливаясь, а книга должна стоять перед глазами. Вспомните высокие «конторки» в старых фильмах и в музеях, за ними чиновники могли заниматься только стоя.

4. Четвертое правило гигиены умственного труда – освещенность. Лампа мощностью 40-60 ватт должна находиться на расстоянии 30 см от книги или рукописи слева. Абажур должен обязательно защищать глаза от прямого света лампочки. Рекомендуется иметь поверхность стола матовую, без бликов, лучше – зеленую.

5. Пятое правило гигиены умственного труда – регулярность питания. Питаться следует в одно и то же время, желательно с перерывами не больше 4 часов.Ужин легкий (молочные продукты, овощи) не позже, чем за 2 часа до сна.

6. Шестое правило гигиены умственного труда – необходимость полноценного сна (7,5 – 8 часов в сутки).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

источник

Работоспособность — это потенциальные возможности человека произвести физическую иди умственную работу на определенном отрезке времени.

Соответственно выделяют физическую и умственную работоспособность. Также работоспособность можно подразделить на:
— внутрисменную;
— суточную;
— месячную;
— годовую;
— многолетнюю.

Работоспособность зависит от:
— физического и умственного развития;
— степени тренированности организма;
— степени адаптации к физическому или умственному труду
— факторов условий труда;
— состояния здоровья и др.

Умственная работоспособность в основном зависит от:
— напряженности функционирования сенсорных систем, воспринимающих информацию;
— состояния внимания, памяти, мышления;
— выраженности эмоций.

Умственная работоспособность в процессе преобразования, приема и передачи информации меняется в зависимости от дли­тельности работы, также на нее влияет физическая подготовлен­ность человека.
Показатели умственной работоспособности служат для инте­гральной характеристики функционального состояния организма, от которого зависит умственная работоспособность.

Читайте также:  Утомление голоса при пении

Для сохранения устойчивой умственной работоспособности наи­большее значение из всех качественных особенностей двигатель­ной активности имеет выносливость. Продуктивность умствен­ной деятельности зависит от времени суток, когда осуществляет­ся работа. Наиболее высока продуктивность умственной дея­тельности по утрам. Оптимальные физические нагрузки, приме­няемые после утреннего подъема, способствуют повышению про­дуктивности умственной работы до уровня дневных показателей.
Степень физической подготовленности является одним из усло­вий сохранения активности и умственной работоспособности, особенно при длительной напряженной деятельности.

Методы оценки работоспособности.

Методы оценки физической и умственной работоспособно­сти:

Существует группа методов, которая позволяет интегрально оце­нить физическую работоспособность — максимальную производи­тельность. Она зависит от:
— развития мышечной массы;
— возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
— уровня транспорта кислорода и углекислого газа.

К этим методам относят:
— двухступенчатая проба Мастера или степ-тест;
— велоэргометрия (нарастающие нагрузки или ступенчатые);
— пробы на приседание (проба Летунова).

Также существует группа методов, которые позволяют оценит динамику работоспособности.

1. Методы оценки центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и психических процессов.
Определение зрительно-моторной реакции, т.е. времени между подачей сигнала и ответной реакцией испытуемого, например, нажатие на тумблер. Оценка реакции на движущийся объект: испытуемый путем нажатия на тумблер должен остановить дви­жущуюся стрелку электросекундомера на цифре, которую задает экспериментатор.

Используются корректурные пробы Анфимова, представляющие собой тексты из букв или колец Ландольта (круг разрывается в разном направлении). Испытуемый должен при максимально быстром просмотре найти заданную букву или их сочетание (или соответствующие кольца Ландольта), подчеркнуть или ее зачеркнуть. Также используется проба Платонова: в таблице не­обходимо найти числа нескольких цветов, расположенные в раз­ном порядке.

В целом эти методы позволяют оценить исходное состояние и динамику работоспособности основных нервных процессов, со­стояние психических функций, если их применяют неоднократно на протяжении рабочего дня или рабочей недели.

2. Методы, оценивающие состояние нервно-мышечной сис­темы.
Используется эргография, которая позволяет регистрировать кривую утомления при выполнении определенного движения. Для определения мышечной силы ш мышечной выносливости используют динамоаиигры.

3. Методы, оценивающие в динамит состояние сердечно­сосудистой и дыхательной систем, системы крови и др.
Определяют частоту сердечных сокращений, величину артери­ального давления, частоту и глубину дыхания, показатели элек­трокардиографии, динамику продолжительности задержки дыха­ния на вдохе (проба Штанге) и на выдохе (проба Генча).

4. Определение динамики технико-экономических показате­лей.
Оценивается производительность труда, например, количество произведенной продукции в каждый час рабочей смены, время затраты труда на выполнение одной операции в динамике рабо­чего дня, качество работы, число ошибочных действий, число забракованных изделий. Данные показатели получают на основе хронометражных наблюдений.

5. Методика САН — интегральный показатель изменений со­стояния организма при трудовой деятельности.
Методика предложена В.А. Доскиным с соавт. в 1975 г. и предна­значена для субъективной оценки самочувствия (С), активности (А) и настроения (Н). Данный психологический метод заключа­ется в том, что испытуемому предлагают соотнести свое состоя­ние с рядом признаков, представленных в виде полярных проти­воположностей, между которым располагается семичленная шка­ла. Тест-карта включает 30 пар антонимов:
— самочувствие хорошее — самочувствие плохое;
— пассивный — активный;
— работоспособный — разбитый;
— жизнерадостный — мрачный и т.д.

По мнению многих авторов, методика САН — очень чуткий инст­румент определения динамики работоспособности, он не требует специального оснащения и достаточно проста в выполнении.

В связи с увеличением объема информации, интенсификации всех сторон жизни человека в условиях современного цивилизо­ванного общества проблема утомления становится одной из важнейших и требует современных методов профилактики и коррекции утомления при различных видах деятельности.

Утомление — это уменьшение работоспособности, вызванное предшествующей работой, которое проявляется в изменении фи­зиологических процессов, снижении производительности труда и технико-экономических показателей, в изменении психического статуса, нарушении координации регуляторных механизмов, взаимодействия органов и систем и ощущении усталости.
Утомление носит временный характер и возникает как следст­вие работы при недостаточности восстановительных процессов.

Результативность любого вида деятельности ограничивается утомлением и этой проблемой занимаются физиологи, биологи, гигиенисты и социологи.
Если утомление возникает при умственной работе, то говорят об умственном утомлении, если при физической работе — о физиче­ском утомлении.

Психологи выделяют особое состояние психики — утомляе­мость, которое появляется у человека при развитий утомления. Это субъективное отражение процессов, возникающих в организ­ме при развитии утомления.
Например, возникает чувство слабосилия, которое появляется задолго до снижения производительности труда и заключается в появлении особо тягостного напряжения и неуверенности. Чело­век чувствует, что не в силах должным образом продолжать ра­боту.

Признаки утомления:

1. расстройство внимания: человек становится вялым, ма­лоподвижным, легко отвлекается. Может наблюдаться противоположная реакция — хаотическая подвижность и неустойчивость,
2. расстройства в сенсорной области: изменяется работа рецепторов, наступает зрительное утомление — снижается способность перерабатывать информацию, которая проходит через зрительный анализатор. При длительной ручной работе снижается тактильная и кинестетическая чувствительность.
3. нарушения, в моторной сфере: замедление или торопливость движений, расстройство ритма, ослабление точности и координированности движений, деавтоматизация движений.
4. изменения в высшей нервной деятельности: дефекты па­мяти и мышления, ослабляются воля, решительность, вы­держка, самоконтроль. При сильном утомлении отмечается сонливость. Выраженность изменений определяется глубиной у томления. При слабом утомлении практически нет измене­ний в психическом статусе, переутомление характеризуется крайне выраженными изменениями.

В связи с изменением психического, состояния человека, психо-­физиологи предлагают выделять 3 стадии утомления:
1 стадия — незначительно проявление чувства усталости, производительность труда не снижена;
2 стадия — значительное снижение производительности труда и выраженные психические изменения;
3 стадия — острое переутомление, сопровождается значительными признаками утомления,

Теории утомления

Любая целенаправленная деятельность представляет функционирование сложноорганизованной функциональной системы. Исторически наиболее исследование утомление при физической работе, поэтому все теории в основном касались физического утомления.

Теории утомления подразделяются на 2 группы:
1. гуморально-локалистические;
2. центрально-нервные.

Первыми появились представления о том, что утомление вызва­но нарушением в работающих мышцах, которые не воспринима­ют сигналы, идущие из центральной нервной системы и в норме вызывающие сокращение. Долгие годы считали причинами утомления:
— нехватку энергетических запасов — гликогена, жира (теория истощения Шиффа);
— недостаток кислорода (теория задушения Ферворна);
— засорение мышцы молочной кислотой или токси­нами утомления (теория засорения Пфлюгера).

Центрально-корковая теория утомления Н. К. Верещагина и В. В. Розенблата: накопление в мышцах молочной кислоты не имеют значения для развития утомления. Основной причиной утомления авторы считают процессы утомления центральной нервной системы, особенно в двигательной зоне коры больших полушарий.

Считается, что в процессе работы к нейронам коры больших по­лушарий идут значительные потоки импульсов от работающих мышц, в крови появляются продукты обмена (метаболизма) ра­ботающих мышц, которые вместе с потоком чувствительных им­пульсов приводят к торможению нейронов коркового отдела двигательного анализатора. Торможение возникает в результате преобладания расхода энергетических веществ над их синтезом.

Современные представления о процесс утомления позволяют несколько корректировать центрально-корковую теорию, однако, несомненно, что при утомлении нарушается работа корковых нейронов и нейронов других отделов центральной нервной сис­темы, которые участвуют в регуляции двигательной активности. Однако требуются дальнейшие исследования в этом направле­нии. При умственном утомлении, вероятно, также присутствует процесс торможения в нейронах коры больших полушарий.

Виды утомления

В зависимости от вида труда различают физическое и умственное утомление. Кроме того, можно выделить первичное и вторичное утомление. Первичное утомление развивается достаточно быст­ро, в начале рабочей смены или вида деятельности и является признаком недостаточного упрочения трудовых навыков; оно преодолимо в процессе работы, в результате чего возникает «второе дыхание» — значительное повышение работоспособности. Вторичное или медленно развивающееся утомление возникает примерно через 2,5-3 часа от начала деятельности и для его сня­тия необходим отдых.

По времени возникновения утомление бывает острым и хрониче­ским.

Острое утомление возникает в короткий отрезок времени. Хроническое утомление связано с длительным накоплением (месяцы, годы) сдвигов при недовосстановлении различных функциональных систем организма и в организме в целом. Хроническое утомле­ние или переутомление обусловлено отсутствием необходимого отдыха между рабочими днями и проявляется:
— общим падением производительности труда;
— увеличением заболеваемости;
— замедлением роста культурно-технического уров­ня и квалификации работающего;
— снижением умственной работоспособности и творческой активности;
— изменениями деятельности сердечно-сосудистой системы: повышением артериального давления, измене­нием ритмики продукции катехоламинов (адреналина, норадреналина), яри переутомлении отсутствует сниже­ние их продукции к ночи.

Утомление может быть общим и локальным. Общее утомление характеризуется изменением всех функций организма, локальное связано со снижением функции основной группы мышц, отдель­ного анализатора и т.д.

Особенности утомления при умственной работе

В результате интенсивной и длительной умственной работы на­ступает утомление, которое приводит к снижению продуктивно­сти умственного труда (ученого, оператора у пульта управления, врача, учителя). Эти сдвиги характеризуются трудностью сосредоточения и паде­нием активности внимания, ослаблением памяти, замедленно­стью в принятии решений, нарушением четкости логических построений и способности к абстракции ж суждениям.

Умственное утомление приводит также к увеличению длитель­ности периода времени, на протяжении которого происходит ли­квидация последствий утомления. Это вызывает сокращение продолжительности рабочего дня у операторов, контролирующих движение самолетов. Умственное утомление подразделяют на острое и хроническое.

Острым умственным утомлением называют такое состояние, при котором восстановление основных физиологических показателей происходит в течение суточного цикла. Отсутствие в течение суток такого восстановления (возвращение к оптимальному состоянию головного мозга после ночного сна) приводит к суммации остаточных явлений утомления с вновь наступившим острым утомлением. При этом может возникнуть хроническое умственное утомление.

При комплексном изучении условных и безусловных рефлексов при умственном утомлении у человека показано:
— снижение положительных условно-рефлекторных реакций;
— уменьшение шли и подвижности процессов возбуждения и торможения.

Нарушаются силовые отношения в ответных реакциях на услов­ные раздражители различной силы: на слабые раздражители ре­гистрируются сильные ответы и наоборот.

Механизм умственного утомления не ограничивается изменени­ем работоспособности корковых клеток, которое выражается в нарушении силы ответных реакций в ответ на действий различ­ных по интенсивности раздражителей. Одновременно возникают глубокие изменения корково-подкорковых взаимоотношений со значительным угнетением активирующей функции ретикулярной формации головного мозга.

Физиологическая природа этих изменений заключается в разви­тии в коре больших полушарий и подкорковых образований процесса запредельного торможения с охранительной функцией, что проявляется в угнетении некоторых неспецифических веге­тативных компонентов условно-рефлекторной деятельности (кожные, сосудистые, дыхательные рефлексы).

Развитие запредельного торможения при умственном утомлении в корковых и подкорковых структурах центральной нервной системы нарушает не только корково-подкорковые взаимоотношения, но и взаимоотношения нервных центров в коре больших полушарий. При утомлении отмечается межполушарная асимметрия электри­ческой реактивности мозга, ассиметричная секреция правой и левой околоушной слюнных желез и кровенаполнения внутрен­них сонных артерий.

Для оптимизации состояния высшей нервной деятельности и работоспособности человеку необходимо полное соответствие адекватных корково-подкорковых взаимоотношений с симмет­ричными взаимодействиями парных образований головного моз­га. Дозированные физические упражнения с эмоционально- игровой направленностью устраняют имеющиеся межполушарные асимметрии и снимают утомление. Изучение мозгового кровообращение методом реоэнцефалографии позволила установить признаки острого и хронического ум­ственного утомления.

Острое умственное утомление характеризуется:
1. межполушарная симметрия кровенаполнения в утреннем фоне;
2. межполушарная асимметрия кровенаполнения и его уменьшение после 4-х часов умственной работы;
3. устранение межпшрнарной асиметрии и увеличение мозгового кровенаполнения в ответ на стимуляцию физиче­скими упражнениями.

Хроническое умственное утомление характеризуется:
1. ассиметрия кровенаполнения полушарий мозга уже в ут­реннем фоне;
2. уменьшение кровенаполнения полушарий и глубокая межполушарная ассиметрия после умственной работы;
3. реакция внутренних сонных артерий в ответ на стимуляцию физическими упражнениями становится неоднозначной, поскольку появляется тенденция к сужению мозговых сосу­дов.

Умственное утомление, развивающееся после дозированной ум­ственной нагрузки, сопровождается усилением синхронизирую­щих процессов в центральной нервной системе, которые связаны с развитием тормозных состояний в структурах коры и ретику­лярной формации головного мозга.

Умственное утомление оказывает влияние на физиологические процессы в сенсорных системах, отмечается снижение чувствительности (повышение порогов раздражения) зрительного, слухового и тактильного анализаторов.
Хроническое умственное утомление можно оценить по степени ухудшения умственной работоспособности, совокупной выра­женности мозгового кровотока, амплитуды вызванных потенциалов мозга и состоянию кратковременной памяти.

Биологическая роль утомления: без утомления нет тренировки, не происходит адаптация организма к физической или умствен­ной деятельности. Утомление стимулирует процессы восстанов­ления, расширяет резервные возможности организма. Таким об­разом, утомление выполняет не только охранительную роль, но и необходимо в совершенствовании рабочих механизмов орга­низма.

Меры профилактики утомления и борьбы с ним

Русский физиолог И.М.Сеченов утверждал, что утомление луч­ше предупредить, чем с ним бороться. Он считал своевременный отдых одним из лучших средств профилактики утомления. В настоящее время известно, что улучшение условий труда за счет рациональной организации режима труда и отдыха является оп­тимальным средством профилактики утомления.

1. Своевременное назначение активного и пассивного от­дыха.
2. Увеличение микропауз — промежутков между отдельны­ми операциями,
3. Регламентация физической и умственной нагрузки; при развитии утомления необходимо снизить мощность выпол­няемой работы.
4. Использование функциональной музыки.
5. Применение факторов, повышающих поток афферентных (чувствительных) импульсов в центральную нервную систе­му: выполнение производственной гимнстики; раздражение кожных покровов при выполнении самомассажа и взаимомассажа головы, лица, шеи, туловища.
6. Аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика.
7. Использование фармакологических препаратов, повы­шающих работоспособность: глюкозы, витамина С, элеутеро­кокка, глютаминовой кислоты, женьшеня, желтого сахара (адаптогенов), стимуляторов мобилизующего действия (фе­намин), веществ с общестимулирующим действие на ЦНС (кофеин, в том числе в виде налитков чая и кофе).

Профилактика умственного утомления

Для профилактики умственного утомления, повышения умст­венной работоспособности используются следующие фармаколо­гические препараты:

1. Вещества, повышающие «тонус” мозга и уровень эмоциональ­ного реагирования:
— адреномиметики непрямого действия — фенамин, реактиван, центедрин;
— ингибиторы фосфодиэстеразы и антагонисты аденозина — кофеин, теофиллин;
— стимуляторы центральной нервной системы с общетони­зирующим действием — стрихнин, китайский лимонник,
— левзея, женьшень, элеутерококк, желтый сахар;
— антидепрессанты с преобладанием активирующего эф­фекта типа ниаламида.

2. Вещества, повышающие процессы медиации в структурах мозга, имеющих отношение к процессам обучения:
— антихолинэстеразные препараты — галантамин
— олигопептиды памяти — фрагменты АКТГ, кортикотропин, меланоцитстимулирующий гормон, лизил-вазопрессин.

3. Вещества, активирующие энергетический и пластический обмен мозга:
— психоэнергизаторы, ноотропные вещества (пирацетам, мефексамид);
— актопротекторы типа пирувата.

4. Вещества, оптимизирующие эмоциональный статус и уровень возбудимости мозга в стрессовых ситуациях и у больных:
— транквилизаторы, антидепрессанты с преобладанием се­дативного (успокаивающего) действия, бета- адреноблокаторы (обзидан, анаприлин).

источник