Меню Рубрики

Признаками утомления у детей является

Современные родители часто стремятся наверстать то, что было упущено в их детские годы за счет стремления сделать свое дитя всесторонне развитым и универсально образованным. Яркие признаки переутомления в погоне за результатами не вызывают особого опасения у мам и пап.

Обычный здоровый малыш полон идей, энергичен и стремится познать окружающий мир со всех сторон. Двигательная активность и желание заниматься играми, требующими определенного уровня усидчивости, покоя, от природы сбалансированы.

Температура, самочувствие, аппетит в норме. Детский организм самостоятельно может регулировать время бодрствования и сна, родители с первых дней поддерживают механизмы высшей нервной деятельности. Что делать если у сына или дочери происходит изменение настроения, повышена температура, он начинает капризничать, отказываться от еды или сильно перевозбужден? Многим родителям приходилось наблюдать нечто подобное.

Такие клинические проявления имеет одно распространенное состояние, квалифицируемое в педиатрии как переутомление у детей. Возникает оно в любом возрасте, но сегодня многие болезни и патологические состояния заметно помолодели. Известное в клинике пограничное явление диагностируется у детей с раннего периода, когда время от одного до двух часов, проведенное без сна приводит к переутомлению ребенка.

Специфические признаки заметны даже на первых этапах появления:

  • Повышенный уровень отвлекаемости, у вашего малыша частично или полностью отсутствует концентрация внимания на предмете или задаче.
  • Частые смены позы во время сна или занятий, спонтанно повышенная температура.
  • Появление непривычных движений.
  • Эмоциональная лабильность, симптомы нарушения центральной нервной системы, для ребенка характерны сонливость или бессонница.
  • Дети дошкольного возраста теряют интерес к занятиям дисциплинами, требующими концентрации внимания – рисованием, лепкой, невнимательно слушают сказки, затрудняются при пересказывании.
  • Колеблется температура, у ребенка происходят нарушения психоэмоционального плана. Симптомы заключаются в неприятной мимике, желании кривляться, передразнивать окружающих у девочки или мальчика младшего школьного или старшего дошкольного возраста до спонтанных всплесков эмоций в старших возрастных группах.
  • Девочки подросткового периода развития ощущают значительное нарушение ритма месячных. Появляются определенные симптомы, предвестники дисбаланса нервной системы в виде головных болей, повышена температура, ярко выражена раздражительность, нежелание заниматься или отрицание всего, что предлагают взрослые.

Причинами состояния переутомления юного гения являются факторы, зависящие от его умственного и физического развития. Чтобы качественно проводить терапию этого предшествующего патологии состояния, следует помнить об основания для его появления:

  1. Причины у ребенка, находящегося на грудном вскармливании состоят в несбалансированном режиме дня, время сна намного меньше бодрствования.
  2. Период дошкольного и младшего школьного возраста характерен серьезными учебными нагрузками. Значительное превышение времени занятий, уменьшение длительности прогулок, признаки кислородного голодания.
  3. В подростковом возрасте проявляются симптомы гормональной перестройки организма, истощающей нервную систему, снижающей физиологические защитные функции. На фоне ослабления иммунитета с интенсивной учебной нагрузкой появляется переутомление, переходящее в хронический тип.
  4. Отдельными причинами, вызывающими симптомы патологии в любой возрастной категории являются стрессовые ситуации в окружении растущей личности дома и в школе, отсутствие нормальной физической активности, проблемы между родителями.

В течение дня малыш или подросток находится в поле зрения взрослых. Явления ярко выраженного утомления и переутомления у детей узнают родители, воспитатели, учителя. Клиническая картина позволяет определить уровень развития синдрома переутомления, повышенная температура требует обязательного обращения к специалисту.

Есть определенная часть взрослых, которые смотрят на такие проявления с точки зрения незначительности заболевания и используют старый метод, поспит дитя и все пройдет. Это приводит к серьезным изменениям в нервной системе, влекущим дальнейшие нарушения работы детского организма. У человечка дошкольного или школьного возраста появляются устойчивые неврозы, бессонница, стабильно повышена или снижена температура, колеблются показания уровня артериального давления.

Чтобы избежать этих осложнений, педиатр назначает комплексное лечение на основании данных проведенных клинических анализов и результатов осмотра узких специалистов – невропатолога, кардиолога, остеопата и диетолога.

Лечение представляет собой объединение психологической, педагогической и медико-биологической методики. Поддержка адекватного эмоционального фона и восстановление устойчивости психики при помощи аутогенных тренировок, приемов массажа, ЛФК, восстановление правильного режима дня, планирование и распределение учебных нагрузок, активное пребывание на свежем воздухе, как ни была бы температура на улице, нормализация питания дает быстрый устойчивый эффект.

Важно уделить внимание рациону и набору продуктов, входящих в состав меню ребенка, ввести максимум овощей, фруктов, злаков, легкоусвояемых белков. Продукты растительного и животного происхождения должны находиться в четкой пропорции. Врач назначает прием витаминных препаратов группы «В» и «С», поливитаминов, адаптированных для возраста биологических добавок.

Детский организм очень быстро и тонко реагирует на любые изменения и отклонения в окружающей его среде. Основной задачей родителей является вырастить и воспитать здорового, полноценного, самодостаточного человека. Для этого требуется максимально оградить ребенка от усталости с самых ранних месяцев жизни.

Своевременная полноценная профилактика переутомления у детей позволяет им учиться жизни, познавать мир с интересом, эффективно осваивать школьные предметы, гармонично развиваться духовно и физически. Создать малышу условия, обеспечить предупреждение симптомов усталости достижимо для каждого взрослого.

Начиная с первых дней обеспечить ребенка полноценным питанием, следить за соблюдением режима дня и соответствующими количеству лет жизни физическими нагрузками.

Важно поддерживать правильный микроклимат в комнате, где спит ночью, проводит день ваш ребенок. Это комфортная температура, проветривание, исключение использования освежителей и веществ, опасных в плане появления аллергии.

Большое значение в профилактических мероприятиях занимает психологическое состояние, настрой в семье и во внутреннем мире отдельно взятого растущего индивидуума. Конфликты между взрослыми культивируют ощущение дискомфорта, боязни, ненужности, страха перед каждой ситуацией.

Миром правит любовь, дети очень тонко чувствуют ее недостаток. Максимально доверительное отношение с родителями, любовь, понимание, совместное решение всех проблем и вопросов является гарантией того, что эмоциональная сторона развития вашего наследника(цы) в норме.

источник

Тема: «Работоспособность и утомление детей»

1. Утомление, его значение и проявление у детей и подростков.

2. Требования к организации урока (занятия).

Если один вид умственной работы продолжается больше времени активного внимания, то развивается утомление.

Продолжительность активного внимания равна у школьников: 6-7 лет – 10 минутам, 7-8 лет – 15, 9-10 лет – 20, 11-12 лет – 25, 13-14 лет – 30, 15-16 лет – 40 минутам, у взрослых – 55-60 минутам.

Утомление — процесс временного снижения функциональных возможностей организма (системы, органа) под влиянием интенсивной или длительной работы, проявляющийся ухудшением количественных и качественных показателей этой работы (снижением работоспособности), дискоординацией физиологических функций и обычно сопровождающийся ощущением усталости.

Для утомления характерно сокращение физиологических резервов и переход на энергетически менее выгодные виды реакций. Наиболее выражены при утомлении изменения функций двигательного аппарата, центральной нервной системы и вегетативных функций. Наблюдается замедление темпа деятельности, нарушается ритмичность. Ухудшается точность и координация движений, повышаются пороги возбудимости сенсорных систем, в процессах принятия решений доминируют готовые стереотипные формы, затруднено внимание, увеличивается число ошибочных действий.

Появление и развитие утомления зависят от состояния здоровья, возраста, типа высшей нервной деятельности, сформированности деятельности, мотиваций, установок, интересов человека. Динамика утомления зависит от характера деятельности. Быстро развивается утомление при чрезмерно интенсивной, непосильной работе, при монотонной, статической и сенсорнообедненной или сенсорнонасыщенной деятельности, в экстремальных условиях среды. В этих случаях принято говорить об остром утомлении, при котором работа вызывает быстро нарастающие функциональные нарушения в деятельности центральной нервной системы.

Превышение допустимых пределов нагрузки и чрезмерное истощение нервных центров при хроническом утомлении сопровождается срывом адаптации и развитием переутомления.

В зависимости от характера выполняемой работы утомление может быть преимущественно:

Физическое утомление развивается в двигательных центрах мозга, характеризуется снижением показателей физической работоспособности и изменениями функционального состояния преимущественно сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем.

Умственное утомление обусловлено нарушением подвижности нервных процессов, ослаблением активного внутреннего торможения в ассоциативных зонах коры больших полушарий, в лобных и височных отделах левого полушария, связанных с центрами речи и сопровождается снижением показателей умственной работоспособности, понижением эмоционального тонуса, внимания, интереса к работе, изменениями функционального состояния вегетативной нервной системы.

Сенсорное утомление (чаще всего — зрительное, реже — слуховое) проявляется снижением возбудимости в соответствующих корковых представительствах сенсорных систем и ухудшением сенсорных функций.

Роль утомления заключается, во-первых, в своевременной сигнализации об изменениях в нервных центрах и защите их от истощения; во-вторых, развивающиеся физиологические и биохимические сдвиги не только ухудшают функциональное состояние работающего органа, но и стимулируют восстановительные процессы, обеспечивая эффект тренировки и последующее повышение работоспособности. Повторное утомление, не доводимое до чрезмерных величин, является средством повышения функциональных возможностей организма, поэтому необходимо стремиться не к отсутствию утомления, а к отдалению его наступления и предупреждению его накопления.

При развитии утомления наблюдаются три фазы.

1. Фаза двигательного возбуждения. В этой фазе во время урока появляются посторонние движения типа почесывания, толкания соседа, вскакивания с места, ответы без разрешения и т. п. В классе нарастает шум. Физиологический механизм этой фазы заключается в ослаблении индуцированного торможения вокруг очага оптимальной возбудимости и иррадиации процессов возбуждения из этого очага по коре больших полушарий. Эту фазу иногда называют «растормаживание тормозов».

2. Фаза двигательной заторможенности. В этой фазе появляется заторможенность. Учащиеся полулежат на столах, позевывают, потягиваются, ответы их медлительны, часто они не могут повторить недавно пройденный материал, так как информация сохраняется только в кратковременной памяти, а в долговременной не фиксируется («информация в одно ухо влетает, а в другое вылетает»). Физиологический механизм этой фазы заключается в снижении уровня оптимальной возбудимости в «творческом отделе» коры больших полушарий, что ведет к непрочности вырабатываемых временных связей и снижению точности выполняемой работы, т. е. к резкому возрастанию количества ошибок.

3. Фаза торможения. В этой фазе появляется сонливость, полное безразличие к уроку, невозможность повторить за учителем только что рассказанный учебный материал, так как информация не сохраняется даже в кратковременной памяти («информация пролетает мимо, не залетая в ухо»). Физиологический механизм этой фазы заключается в развитии запредельного торможения в «творческом отделе» коры больших полушарий, что ведет к невозможности выработки новых временных связей. Умственная работа становится педагогически абсолютно неэффективной.

Все эти фазы, если не применять соответствующих мер быстро сменяют друг друга, увеличивая степень психического напряжения. Нужен отдых.

Переутомление — это патологическое состояние, которое сопровождается ослаблением памяти, нарушением логического мышления, расстройством здоровья.

При длительном переутомлении (при систематическом недосыпании, недостаточном отдыхе после уроков, при большой плотности урока, приводящей к высокой степени психического напряжения и др.) могут развиться неврозы и психические расстройства. Поэтому необходимо соблюдать ряд требований к организации урока.

Дата добавления: 2014-12-10 ; Просмотров: 700 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Антонина Коструб
Предупреждение утомления у детей раннего возраста.

При правильном воспитании у детей раннего возраста преобладает бодрое, активное состояние. В этом состоянии они легко поддаются воздействиям взрослых. Они очень эмоциональны: часто улыбаются, смеются, очень подвижны, деятельны, ласковы. Такое поведение свидетельствует об оптимальном состоянии возбудимости нервной системы. Однако анализ поведения детей первых 3 лет обнаруживает крайнюю неустойчивость состояния возбудимости их нервной системы. Иногда от незначительной причины (например, небольшого изменения питания) ребенок приходит в состояние повышенного возбуждения: он начинает громко кричать, упрямо требует того, что дать ему нельзя. Его бодрое состояние так же легко может смениться вялым. Повышение и понижение возбудимости наблюдаются у детей раннего возраста сравнительно часто. Анализ каждого изменения возбудимости показывает, что подобные нарушения возникают главным образом в результате ошибок воспитания.

Все нарушения возбудимости у здоровых детей являются временными. Правильным воспитательным приемом легко нормализовать поведение детей. Частое повышение или понижение возбудимости нервной системы вредно для здоровья и развития детей. При воспитании надо знать причины нарушения возбудимости нервной системы детей и уметь правильными приемами как можно скорее выводить ребенка из этих состояний.

Прежде всего, уравновешенное поведение детей может изменяться вследствие болезни. Даже незначительное заболевание влечет за собой те или иные изменения в состоянии нервной системы. Предохранение детей от заболеваний является в то же время и мерой предупреждения нарушений возбудимости их нервной системы.

Часто причиной временных изменений бодрого уравновешенного состояния у маленьких детей являются недостаточно полное удовлетворение их органических потребностей и неприятные физические раздражения. Небольшое опоздание с кормлением или укладыванием, ощущение холода, неудобная одежда-все это может вызвать раздражительность, и даже плач ребенка. Поэтому при воспитании детей первых 3 лет жизнь необходим тщательный уход с выполнением всех гигиенических правил.

Существенной причиной возбужденного или вялого состояния может быть отсутствие условий для активной деятельности, что не только задерживает нервно-психическое развитие, но и вызывает резко отрицательные реакции ребенка. Для поддержания бодрого уравновешенного поведения ребенка необходимо правильно организовать различные формы его деятельности.

Причиной нарушений возбудимости может быть и неправильный подход взрослых: отсутствие единства в подходах, резкие окрики, неровное неровное обращение. Ребенок приходит в возбужденное состояние, если его обманывают. Для поддержания уравновешенного поведения детей необходимо частое, активное эмоциональное общение, участие в их деятельности взрослых.

Причиной нарушений бодрого и активного поведения ребенка может быть также утомление. Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате предшествующей активности. Если при утомлении не обеспечить своевременного отдыха и не прекратить бодрствования или продолжать занятие после того, как появились первые признаки утомления, то оно может перейти в патологическое состояние переутомления, которое очень опасно для неокрепшей формирующейся нервной системы маленького ребенка. Поэтому необходимо внимательно следить за его состоянием и при первых признаках утомления обеспечивать отдых. Каковы же внешние признаки утомления? При утомлении ребенка нарушается координация движений. Действия уставшего ребенка становятся более примитивными. Иногда в поведении ребенка можно заметить возврат к давно угасшей привычке. Признаками утомления на занятиях могут быть также частые и длительные отвлечения детей, шалости, неадекватные реакции, появление каких-либо автоматических движений.

При наступлении переутомления происходят более глубокие изменения. Прежде всего, признаками переутомления являются изменения аппетита, сна, повышение раздражительности, необоснованный на первый взгляд плач. Возникающие в конце бодрствования более частые конфликты между детьми в группе также свидетельствуют о переутомлении. Что же может привести к утомлению и как предохранить нервную систему от утомления? Утомление может быть вызвано: систематическим удлинением бодрствования выше предела работоспособности; хроническим недосыпанием или неполноценным, неглубоким сном; неправильной организацией деятельности; предъявлением ребенку требований, непосильных для его нервной системы. Основным условием, предохраняющим нервную систему ребенка от переутомления, является правильный ритм работы и отдыха, т. е. правильный режим, соответствующий возрастным и индивидуальным особенностям.

Наряду с установлением правильной длительности бодрствования очень большое значение имеет также достаточный по времени, полноценный, глубокий сон. Укорочение возрастной нормы сна, особенно повторяющееся систематически, ведет к очень вредному для нервной системы хроническому недосыпанию. В течение укороченного дневного или ночного сна не обеспечивается полное восстановление работоспособности. Переутомление наступает, когда ребенок спит в неблагоприятных условиях, например с соской, которая ночью неоднократно выпадает и вызывает пробуждение, или при ярком свете, громких звуках радио, в комнате, где в это время играю другие дети группы. Хроническое недосыпание детей, посещающих детское учреждение, может иметь место также в том случае, если не учитывается фактическая длительность ночного сна детей дома. Как хроническое недосыпание, так и систематическое удлинение бодрствования неизбежно ведет к переутомлению и тем самым к частым и резким нарушениям возбудимости и изменениям их уравновешенного поведения.

Причиной утомления является также неправильная организация деятельности. Большое значение имеют физические факторы окружающей среды — освещение, чистота воздуха, температура. Плохое освещение, плохо проветриваемое помещение, чрезвычайно высокая температура в детских комнатах ведут к быстрому у томлению детей. Надо помнить, что резкие хаотические звуки очень быстро приводят к утомлению. Не следует также допускать чрезвычайной яркости и пестроты в окружающей обстановки. Активное бодрое состояние на протяжении всего отрезка бодрствования может быть лишь при условии смены разных видов деятельности детей, т. е. смены работы разных сенсорных очагов коры головного мозга. Даже на протяжении одного занятия следует по возможности привлекать к участию деятельность разных анализаторов, т. е. строить занятие так, чтобы ребенок мог и посмотреть, и послушать, и произвести какое-либо действие. И чем меньше ребенок, тем большее значение имеет это правило. Для предохранения от переутомления нужна правильная смена деятельности, которую должны обеспечить взрослые. Переключение на другую деятельность является отдыхом для ребенка. Подвижная игра должна сменяться спокойной игрой за столом. Самостоятельная деятельность ребенка должна смениться занятием, организованным воспитательницей, игра в комнате — игрой на площадке. Надо следить, чтобы длительность занятия не превышало выносливости нервной системы детей, и при первых признаках утомления прекращать занятия. К более быстрому утомлению и возбуждению приводят шумные игры родителей с детьми или рассказывание подряд нескольких сказок вечером дома. Недопустимо также изобилие часто сменяющихся и сильных впечатлений. Родители часто злоупотребляют желанием порадовать ребенка различными подарками. Частая смена новых игрушек, книжек вредна детям. Утомление может возникнуть в результате частых запрещений или вынужденных длительных бездеятельных состояний.

Читайте также:  Что такое утомление как понять

В раннем детстве все функции организма, в том числе функции центральной нервной системы, только начинают развиваться. Вследствие этого нервная система и психика легко ранимы. Поэтому поддержание состояния оптимальной возбудимости, бодрого уравновешенного поведения детей, предупреждение их утомления являются очень серьезной задачей родителей и всех работников детского учреждения.

Макет ПДД для детей раннего возраста Хочется обратить внимание на то, что ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях погибает много людей, дошкольники составляют четвертую.

Адаптация детей раннего возраста в ДОУ Тема проекта: Адаптация детей раннего возраста в ДОУ С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый.

Игра-занятие для детей «Грибочки для ёжика» для детей раннего возраста Игра-занятие для детей «Грибочки для ёжика» Материал. Игрушка-ёжик, листочки-полянки красного, синего цвета и жёлтого цвета на каждого.

Консультация для родителей групп раннего возраста «Общение детей младшего дошкольного возраста со сверстниками» МБДОУ «ЦРР детский сад №63» Консультация для родителей групп раннего возраста Общение детей младшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Предупреждение заикания у детей» Вряд ли кто из взрослых не знает, что такое заикание, так как это нарушение всегда обращает на себя внимание. Кроме этого, в настоящее время.

Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» для детей первой младшей группы Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие.

Развитие детей раннего возраста ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Воспитатель ГБДОУ №38 С. М. Мирзоева «Руки учат голову, а поумневшая.

Родительское собрание «Предупреждение речевой патологии у детей раннего возраста» Предупреждение речевой патологии у детей раннего возраста. Ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным.

Родительское собрание в первой младшей группе «Возрастные особенности детей раннего возраста. Адаптация детей» Родительское собрание в первой младшей группе на тему «Возрастные особенности детей раннего возраста. Адаптация детей. Правила посещения.

источник

Консультация для педагогов

«Признаки утомления ребёнка дошкольника»

Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности.
Утомление может возникнуть при любом виде деятельности – и при умственной, и при физической работе.
Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуальной деятельности, нарушением внимания (главным образом трудностью сосредоточения), замедлением мышления и др.
Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности и ритмичности движений .

Работа в непосредственно организованной деятельности требует от детей длительного физического и умственного напряжения, т.е. связана с активной деятельностью ребенка, стремлением достигнуть результатов в своих действиях, продолжительным произвольным вниманием и т.п. Исследования показывают, что даже при соблюдении требований к объему образовательной нагрузки и внедрении отдельных форм физкультурной деятельности частота случаев сильного и выраженного утомления после занятий у детей старших и подготовительных групп составляет примерно 40%. Это в свою очередь вызывает неблагоприятные моменты в функциональном состоянии различных органов и систем.

От правильной организации деятельности, уровня ее физиологической рациональности во многом зависит состояние детей в процессе обучения, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупредить преждевременное наступление утомления.

У детей в связи с их анатомофизиологическими особенностями организма утомление развивается быстрее, нередко даже без особо активной деятельности ( например, при вынужденном бодрствовании у детей грудного возраста, во время сидения за столом или за партой в школе).
Причины утомления:
— однообразие деятельности,
— неправильно подобранный материал,
— излишняя статичность детей,
— излишнее включение атрибутов, предметов, наглядности,
— большое количество детей в группе (шум),
— незнание педагогами приемов привлечения внимания детей,
— неправильное соотношения нагрузки (деятельности) и отдыха.

Признаки утомления у детей проявляются чаще всего в нарушении поведения, они становятся неусидчивыми, невнимательными, отвлекаются, разговаривают друг с другом, становятся двигательно расторможенными, нарушают дисциплину. При этом правильная оценка их состояния затруднительна из-за отсутствия у них каких — либо жалоб. В некоторых случаях, особенно после перенесенных заболеваний, дети становятся вялыми, пассивными .

Нередко утомление может быть не только следствием перенесенных заболеваний, но и их предвестником.

Способы визуальной оценки по внешним признакам утомления и физического перенапряжения у детей:

Большое влияние на устойчивость работоспособности оказывают особенности высшей нервной деятельности.
Дети с сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы (сангвиники) обычно имеют повышенную активность: они энергично, легко и быстро включаются в работу, на занятии внимательно слушают, готовы и хотят отвечать, легко переключаются на новое дело, на новый вид деятельности и могут достаточно долго работать, не утомляясь.
Дети с сильным, неуравновешенным, инертным типом нервной системы (холерики) отличаются тем, что перестраиваются и переключаются на новый вид деятельности, однако если такой ребенок заинтересован, то он может работать долго и упорно, но если нет- отключается мгновенно. Работоспособность у таких детей очень неустойчивая.
Дети с сильным, уравновешенным, инертным типом НС (флегматики) медленно сосредоточивают свое внимание, трудно и долго включаются в работу, правда, включившись, работают долго и упорно, но не могут быстро перестроиться, им трудно переключить свое внимание.
Дети со слабым типом НС (меланхолики) малоактивны: их не видно и не слышно ни на уроке, ни в минуты отдыха, они не тянут руку, очень робки, медлительны, малейшее затруднение отвлекает их, быстро утомляются.

Средства предупреждения утомления у детей:

Для предупреждения утомления у детей необходимо соблюдать режим дня, исключив недосыпание, уменьшив нагрузку, правильно организовав чередование нагрузки и отдыха и увеличив их пребывание на свежем воздухе.
Планировать мотивацию деятельности, средства, приемы, соблюдать четко требования СанПина.
Обеспечить соответствие объема и степени сложности содержания учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Обеспечить качественное проведение оздоровительных моментов:
• минутка релаксации,
• дыхательная гимнастика
• гимнастика для глаз
• физкультминутки
• рациональный выбор поз в соответствии с видом деятельности (сидя на стульчиках, стоя в кругу, сидя на ковре, стоя вокруг стола и др.)
• Обеспечение эмоционального комфорта

Таким образом, профилактика утомления у детей заключается преимущественно в обеспечении всех условий для нормального развития и обучения детей.

источник

Утомление — одна из причин плохого поведения вашего ребенка Сегодня мы поговорим о наиболее часто задаваемом вопросе родителей детей: «Почему ребенок начинает плохо себя вести?» Вариантов ответа несколько. Это и возрастные кризисы, и перенесенная или начинающаяся болезнь, и резкая смена стиля воспитания, сильный стресс. Но чаще причина изменения поведения ребенка проста — это усталость, утомление… Если ребенок часто утомляется, ослабевает его иммунитет, изменяются психические реакции и, как следствие, часто болеет. Для избежание переутомления необходимо соблюдать режим, но не тот, который описан в книгах, а режим, подходящий именно для Вашего ребенка. Чтобы выработать такой «личностно-ориентированный» режим, нужно уметь прислушиваться к своему ребенку, вовремя замечать признаки усталости, голода, грусти и т.д. Внимательной маме сделать это несложно.

Признаки утомления, усталости:

• беспричинный плач, капризы;

• малыш начинает тереть глаза, зевать;

• нарушается координация движений, особенно рук;

• замедляются движения, появляется вялость;

• возникают несвойственные ребенку агрессивные действия: разбрасывает или отбирает игрушки, кричит, падает на пол и т.д.;

• может возникнуть чрезмерная активность, несвойственная ребенку: бесцельно бегает, прыгает, толкается.

У каждого ребенка есть и свои, индивидуальные признаки усталости. Ребенок может сесть в уголок, смотреть «в себя»; появляются круги под глазами; некоторые дети начинают слишком эмоционально целоваться и обниматься с близкими людьми.

Среди причин утомления наиболее частые: чрезмерная нагрузка на нервную систему (посещение цирка, множество гостей в доме), нарушение суточного режима (пропущенный дневной сон, например), недостаточное пребывание на свежем воздухе, слишком жарко и душно в помещении, шум, необходимость долго ждать (очередь в поликлинике), плохое освещение.

Сначала ребенок устает, потом утомляется (проявляются вышеописанные признаки), а затем следует переутомление — болезненное состояние, требующее медицинской помощи, могущее привести к проблемам развития ( страхи, нервность, болезненность, тревожность, стойкое нарушение аппетита и т.д.).

Особое внимание нужно уделять детям, которые начали посещать школу, у которых резко изменилась жизнь (переезд на новое место, появление нового члена семьи и т.д.). Длительность привыкания (адаптации) к новым условиям и появление утомления зависит от многих причин:

• От возраста. Чем младше ребенок, тем сложнее ему привыкнуть к изменившейся ситуации, тем быстрее он устает.

•От темперамента. Дети-меланхолики и дети-холерики устают быстро, а дети-флегматики дольше адаптируются к новым условиям.

• От состояния здоровья. Физически слабый, легко возбудимый ребенок утомляется быстрее; это же относится и к детям, недавно переболевшим или начинающим заболевать.

• От наличия или отсутствия опыта пребывания в различных условиях (как часто общается со сверстниками, ездит в гости к бабушке, к знакомым, находится в общественных местах: цирк, театр, магазин и т.д.).

• От контраста между обстановкой дома и в детском саду (другой режим, требования, питание). Чем больше отличий, тем труднее привыкать ребенку.

• От разницы отношений взрослых дома и в детском саду. Если дома ребенку все разрешается, его всегда выслушивают, уговаривают, а в детском саду воспитатель строгий, требовательный, может и прикрикнуть, и наказать, то проблемы с адаптацией неизбежны.

• От умения окружающих (родителей, педагогов) вовремя объяснить, подбодрить, похвалить, успокоить.

Об отсутствии утомления и переутомления у ребенка говорит глубокий сон, хороший аппетит, бодрое, жизнерадостное настроение, активное поведение. Либо сохранение черт, присущих ребенку в спокойном, бодром состоянии ( особенности засыпания, аппетита, поведения, присущие именно данному малышу).

Рекомендации для родителей:

Чтобы избежать утомления, придерживайтесь следующих правил:

-Чаще гуляйте. Хорошо, если прогулка будет длительной (от двух часов и более, в зависимости от погоды), ежедневной.

-Чаще проветривайте комнаты, где ребенок спит, играет.

-Предлагайте новые игрушки, игры.

-Сон помогает восстановить силы, поэтому желательно сохранять дневной сон как можно дольше, но не заставляйте спать, если ребенок не хочет. Он может просто полежать в кровати.

-Чередуйте спокойные и активные занятия.

-Не обрывайте резко занятие, интересное для ребенка. Плавно готовьте его ко сну, прогулке. Нужно заранее предупредить, что скоро малыш будет кушать, пора заканчивать игру, затем дать время закончить, а потом вести мыть руки, накрывать на стол и т.д.

-Дозируйте просмотр телевизора, видео, компьютерные игры. От этих занятий будет польза, если ребенок не занят ими постоянно, а перемежает их с подвижными играми.

-Удовлетворяйте потребность ребенка в движении, общении, познании нового (посещайте детские центры, театр, цирк, ходите в гости, гуляйте, но при этом учитывайте индивидуальные особенности малыша).

Интеллектуальное развитие современного дошкольника намного выше, чем его сверстников в середине прошлого столетия. Но какой ценой это достигается? Часто бывает, что ребенок еще толком не научился ходить, а амбициозные родители отдают его в самые различные кружки и секции: английского языка, рисования, компьютерной грамотности, шахмат и т.д. Весь день такого малыша расписан по минутам, не оставляя времени на игры и прогулки. Не удивительно, что такие дети быстро переутомляются, что проявляется в снижении концентрации, капризах, быстром перевозбуждении, расстройствах сна и поведения. А между тем, существуют определенные нормы чередования отдыха и занятий для детей дошкольного возраста, которые нельзя нарушать:в трехлетнем возрасте занятия не должны превышать 15 минут,в четыре года – 20 мин,в 5-6 лет – 25 мин,в 7 лет – полчаса.И только с семилетнего возраста ребенок способен к непрерывным занятиям без вреда для собственного здоровья на протяжении 45 минут. Заставлять ребенка что-нибудь делать на протяжении длительного времени очень опасно. Правда, если малыш самостоятельно увлекся и что-нибудь делает, мешать ему не рекомендуется.Также дошкольники должны иметь полноценный дневной и ночной сон, согласно установленным нормам. Важны и прогулки. К примеру, ребенок 5-6 лет должен в зимнее время гулять не меньше 4 часов, а летом – даже весь день. Это укрепляет здоровье малыша и дает ему силы для дальнейшей учебы.Дети дошкольного возраста быстро утомляются. К примеру, грудничок способен к непрерывному бодрствованию только на протяжении 1-2 часов, чем старше ребенок – тем это время удлиняется. Но практически до семилетнего возраста детям показан двухчасовой дневной сон.Одним из самых сильных источников перенапряжения сил у дошкольников на современном этапе является компьютер. В семьях, где не контролируют нахождение ребенка у монитора, у маленьких детей (4-6 летнего возраста) часто формируется компьютерная зависимость. И, хотя компьютер ускоряет обучение ребенка, во многих случаях он может затормозить его физическое развитие и даже вызвать психические заболевания.Ученые Запада, где компьютеризация намного выше, чем в странах СНГ, изучили странный синдром, который проявляется у детей дошкольного возраста, под названием «видеоигровая эпилепсия», когда у ребенка могут случаться припадки и даже потеря сознания в процессе компьютерной игры. У такого дошкольника часты головные боли, спазмы лицевых мышц, агрессия у него чередуется с вялостью и потерей концентрации внимания. Нарушается зрение и слух. Если травмирующие факторы не исключить из жизни такого ребенка, симптомы прогрессируют, что может привести к ранней инвалидности.Признаки, по которым можно определить утомление у ребенка дошкольного возраста:ребенок сильно отвлекается;постоянно меняет позу;у него наблюдается тремор конечностей (это может проявляться и в постукивании руками или ногами, непроизвольных движениям и т.п.);мимические синдромы (кривляние, тик);быстрые и бурные перепады настроения (повышенная возбудимость, мышечная реакция, крик, плач, смех, слезы).Чтобы предотвратить переутомление у ребенка необходимоуменьшить умственную и физическую нагрузку дошкольника. Наладить его дневной и ночной сон;правильно организовать режим дня, во время которого физическая и умственная нагрузка будут чередоваться;ребенок должен больше находиться на свежем воздухе. Сократить пассивный отдых, который проявляется в лежании на диване и просмотре телепередач. Ребенок дошкольного возраста должен постоянно находиться в движении, это является для него настоящим отдыхом, при котором он не утомляется, а наоборот – набирается сил;сократить время работы или игры на компьютере. Для ребенка 5 лет, максимально разрешенное время просмотра мультфильмов или видеоигры – 10 минут, для шестилетнего – не больше 15 минут;организовывать подвижные игры для детей дошкольного возраста, основная задача которых –восстановление мышечной активности после продолжительных занятий в классах или за компьютером.

Читайте также:  Состояние крайней усталости утомления полного бессилия

Внешние признаки утомляемости детей

Утомление — одна из причин плохого поведения вашего ребенка Сегодня мы поговорим о наиболее часто задаваемом вопросе родителей детей: «Почему ребенок начинает плохо себя вести?» Вариантов ответа несколько. Это и возрастные кризисы, и перенесенная или начинающаяся болезнь, и резкая смена стиля воспитания, сильный стресс. Но чаще причина изменения поведения ребенка проста — это усталость, утомление… Если ребенок часто утомляется, ослабевает его иммунитет, изменяются психические реакции и, как следствие, часто болеет. Для избежание переутомления необходимо соблюдать режим, но не тот, который описан в книгах, а режим, подходящий именно для Вашего ребенка. Чтобы выработать такой «личностно-ориентированный» режим, нужно уметь прислушиваться к своему ребенку, вовремя замечать признаки усталости, голода, грусти и т.д. Внимательной маме сделать это несложно.

Признаки утомления, усталости:

• беспричинный плач, капризы;

• малыш начинает тереть глаза, зевать;

• нарушается координация движений, особенно рук;

• замедляются движения, появляется вялость;

• возникают несвойственные ребенку агрессивные действия: разбрасывает или отбирает игрушки, кричит, падает на пол и т.д.;

• может возникнуть чрезмерная активность, несвойственная ребенку: бесцельно бегает, прыгает, толкается.

У каждого ребенка есть и свои, индивидуальные признаки усталости. Ребенок может сесть в уголок, смотреть «в себя»; появляются круги под глазами; некоторые дети начинают слишком эмоционально целоваться и обниматься с близкими людьми.

Среди причин утомления наиболее частые: чрезмерная нагрузка на нервную систему (посещение цирка, множество гостей в доме), нарушение суточного режима (пропущенный дневной сон, например), недостаточное пребывание на свежем воздухе, слишком жарко и душно в помещении, шум, необходимость долго ждать (очередь в поликлинике), плохое освещение.

Сначала ребенок устает, потом утомляется (проявляются вышеописанные признаки), а затем следует переутомление — болезненное состояние, требующее медицинской помощи, могущее привести к проблемам развития ( страхи, нервность, болезненность, тревожность, стойкое нарушение аппетита и т.д.).

Особое внимание нужно уделять детям, которые начали посещать школу, у которых резко изменилась жизнь (переезд на новое место, появление нового члена семьи и т.д.). Длительность привыкания (адаптации) к новым условиям и появление утомления зависит от многих причин:

• От возраста. Чем младше ребенок, тем сложнее ему привыкнуть к изменившейся ситуации, тем быстрее он устает.

•От темперамента. Дети-меланхолики и дети-холерики устают быстро, а дети-флегматики дольше адаптируются к новым условиям.

• От состояния здоровья. Физически слабый, легко возбудимый ребенок утомляется быстрее; это же относится и к детям, недавно переболевшим или начинающим заболевать.

• От наличия или отсутствия опыта пребывания в различных условиях (как часто общается со сверстниками, ездит в гости к бабушке, к знакомым, находится в общественных местах: цирк, театр, магазин и т.д.).

• От контраста между обстановкой дома и в детском саду (другой режим, требования, питание). Чем больше отличий, тем труднее привыкать ребенку.

• От разницы отношений взрослых дома и в детском саду. Если дома ребенку все разрешается, его всегда выслушивают, уговаривают, а в детском саду воспитатель строгий, требовательный, может и прикрикнуть, и наказать, то проблемы с адаптацией неизбежны.

• От умения окружающих (родителей, педагогов) вовремя объяснить, подбодрить, похвалить, успокоить.

Об отсутствии утомления и переутомления у ребенка говорит глубокий сон, хороший аппетит, бодрое, жизнерадостное настроение, активное поведение. Либо сохранение черт, присущих ребенку в спокойном, бодром состоянии ( особенности засыпания, аппетита, поведения, присущие именно данному малышу).

Рекомендации для родителей:

Чтобы избежать утомления, придерживайтесь следующих правил:

-Чаще гуляйте. Хорошо, если прогулка будет длительной (от двух часов и более, в зависимости от погоды), ежедневной.

-Чаще проветривайте комнаты, где ребенок спит, играет.

-Предлагайте новые игрушки, игры.

-Сон помогает восстановить силы, поэтому желательно сохранять дневной сон как можно дольше, но не заставляйте спать, если ребенок не хочет. Он может просто полежать в кровати.

-Чередуйте спокойные и активные занятия.

-Не обрывайте резко занятие, интересное для ребенка. Плавно готовьте его ко сну, прогулке. Нужно заранее предупредить, что скоро малыш будет кушать, пора заканчивать игру, затем дать время закончить, а потом вести мыть руки, накрывать на стол и т.д.

-Дозируйте просмотр телевизора, видео, компьютерные игры. От этих занятий будет польза, если ребенок не занят ими постоянно, а перемежает их с подвижными играми.

-Удовлетворяйте потребность ребенка в движении, общении, познании нового (посещайте детские центры, театр, цирк, ходите в гости, гуляйте, но при этом учитывайте индивидуальные особенности малыша).

Интеллектуальное развитие современного дошкольника намного выше, чем его сверстников в середине прошлого столетия. Но какой ценой это достигается? Часто бывает, что ребенок еще толком не научился ходить, а амбициозные родители отдают его в самые различные кружки и секции: английского языка, рисования, компьютерной грамотности, шахмат и т.д. Весь день такого малыша расписан по минутам, не оставляя времени на игры и прогулки. Не удивительно, что такие дети быстро переутомляются, что проявляется в снижении концентрации, капризах, быстром перевозбуждении, расстройствах сна и поведения. А между тем, существуют определенные нормы чередования отдыха и занятий для детей дошкольного возраста, которые нельзя нарушать:в трехлетнем возрасте занятия не должны превышать 15 минут,в четыре года – 20 мин,в 5-6 лет – 25 мин,в 7 лет – полчаса.И только с семилетнего возраста ребенок способен к непрерывным занятиям без вреда для собственного здоровья на протяжении 45 минут. Заставлять ребенка что-нибудь делать на протяжении длительного времени очень опасно. Правда, если малыш самостоятельно увлекся и что-нибудь делает, мешать ему не рекомендуется.Также дошкольники должны иметь полноценный дневной и ночной сон, согласно установленным нормам. Важны и прогулки. К примеру, ребенок 5-6 лет должен в зимнее время гулять не меньше 4 часов, а летом – даже весь день. Это укрепляет здоровье малыша и дает ему силы для дальнейшей учебы.Дети дошкольного возраста быстро утомляются. К примеру, грудничок способен к непрерывному бодрствованию только на протяжении 1-2 часов, чем старше ребенок – тем это время удлиняется. Но практически до семилетнего возраста детям показан двухчасовой дневной сон.Одним из самых сильных источников перенапряжения сил у дошкольников на современном этапе является компьютер. В семьях, где не контролируют нахождение ребенка у монитора, у маленьких детей (4-6 летнего возраста) часто формируется компьютерная зависимость. И, хотя компьютер ускоряет обучение ребенка, во многих случаях он может затормозить его физическое развитие и даже вызвать психические заболевания.Ученые Запада, где компьютеризация намного выше, чем в странах СНГ, изучили странный синдром, который проявляется у детей дошкольного возраста, под названием «видеоигровая эпилепсия», когда у ребенка могут случаться припадки и даже потеря сознания в процессе компьютерной игры. У такого дошкольника часты головные боли, спазмы лицевых мышц, агрессия у него чередуется с вялостью и потерей концентрации внимания. Нарушается зрение и слух. Если травмирующие факторы не исключить из жизни такого ребенка, симптомы прогрессируют, что может привести к ранней инвалидности.Признаки, по которым можно определить утомление у ребенка дошкольного возраста:ребенок сильно отвлекается;постоянно меняет позу;у него наблюдается тремор конечностей (это может проявляться и в постукивании руками или ногами, непроизвольных движениям и т.п.);мимические синдромы (кривляние, тик);быстрые и бурные перепады настроения (повышенная возбудимость, мышечная реакция, крик, плач, смех, слезы).Чтобы предотвратить переутомление у ребенка необходимоуменьшить умственную и физическую нагрузку дошкольника. Наладить его дневной и ночной сон;правильно организовать режим дня, во время которого физическая и умственная нагрузка будут чередоваться;ребенок должен больше находиться на свежем воздухе. Сократить пассивный отдых, который проявляется в лежании на диване и просмотре телепередач. Ребенок дошкольного возраста должен постоянно находиться в движении, это является для него настоящим отдыхом, при котором он не утомляется, а наоборот – набирается сил;сократить время работы или игры на компьютере. Для ребенка 5 лет, максимально разрешенное время просмотра мультфильмов или видеоигры – 10 минут, для шестилетнего – не больше 15 минут;организовывать подвижные игры для детей дошкольного возраста, основная задача которых –восстановление мышечной активности после продолжительных занятий в классах или за компьютером.

источник

Усталость – это чувство знакомо каждому человеку, который способен двигаться и мыслить. Известны многим и признаки утомления. Мы постараемся в этой статье озвучить их и понять механизм их возникновения.

[1], [2]

Первичная симптоматика усталости несколько отличается в связи с генезисом процесса. Если причиной дискомфортного состояния стало умственное перенапряжение, то ранний признак утомления сводится:

  • К ухудшению памяти.
  • Проблемам к скорости переработки информации.
  • Человеку сложно становится сосредоточиться.
  • Появляется ощущение пустоты и тумана в голове.

Появление данной симптоматики связано с длительным и интенсивным умственным трудом, например, подготовка студента к экзамену, работа связана с постоянным решением умственных задач.

Если профессиональная деятельность человека связана с физическими нагрузками, это может быть тяжелая физическая работа или монотонный труд даже с небольшой нагрузкой. Например, такое состояние может наблюдаться у человека, работающего на конвейере, у спортсмена после изнурительной тренировки, у дальнобойщика после продолжительной езды и так далее. Ранний признак утомления такого характера проявляются:

  • Возникает желание поспать.
  • Апатия.
  • Снижается работоспособность:
    • Человек начинает работать на автомате.
    • Если на начальном этапе рабочий мог производить несколько действий одновременно, например, непосредственно выполнять свои профессиональные действия, разговаривать, поглядывать в окно, то, со временем, его сил хватает только на работу.
    • Постепенно происходит сбой в координации движения и организм рабочего начинает тратить больше энергии, чтобы выполнить ту же работу.
    • Производительности труда падает.
    • Идет потеря внимания, человеку сложнее концентрироваться на выполнении определенных действий.
    • Возрастает количество брака.
    • Как результат – такая ситуация может привести к несчастному случаю.
  • Наблюдается ответная реакция на усталость вегетативной системы:
    • Повышенное потоотделение.
    • Потребность глубже и чаще дышать.
    • Повышенный пульс.
    • Гиперемия кожного покрова человека.

Нередки случаи, когда утомление приходит от сочетания как физических, так и психологических (эмоциональных) нагрузок.

При нагрузках любого рода меняется состояние крови и у организма появляется необходимость ускорить ее циркуляцию в сосудах. Это работа сердечно — сосудистой системы. Следовательно, при повышенной физической нагрузке, прежде всего, большая работа достается сердцу, так как увеличиваются объемы перекачиваемой среды, растет объем наполнения и опорожнения сердечных желудочков, при этом организму приходится прикладывать больше усилий и сжигать больше запасов, чтобы получить необходимое количество энергии для сжимания и выпрямления мышц.

Чтобы для выполнения определенного физического действия хватило энергии, к напрягающимся мышцам подводится больше крови, при этом ее объемы перераспределяются в организме. Это происходит благодаря реакции сосудов: часть капилляров сужается, а другая увеличивается в сечении. Кроме этого объемы циркулирующей плазмы восполняются благодаря подкачке крови из так называемых «запасников» — локальных расширениях сосудов, которые преимущественно расположены в системе легких, печени и кожном покрове. При необходимости данные сосуды спазмируют и находящаяся там кровь подается в общий кровяной цикл.

Кислород – основной элемент питания и энергии поступает в организм через систему дыхания. И если в спокойном состоянии человеку достаточно от 150 до 300 кубических сантиметров воздуха в минуту (в зависимости от возрастной и половой принадлежности), то в случае высоких физических нагрузок, организм начинает потреблять данного продукта в 10 – 15 раз больше, то есть растут объемы легочной вентиляции.

При большой интенсивности физического труда или длительной его монотонности, наступает момент, когда к организму приходит усталость. Человек начинает ощущать признаки утомления.

В физико – химическом плане ранними признаками утомления являются:

  • Осаждение в мышечных тканях молочной кислоты, токсинов и других продуктов обменных процессов.
  • Торможение вегето – невралгической системы, понижение способности к работе у нервных аппаратов периферической системы.
  • «Усталость» коркового отдела центральной нервной системы.

На сегодняшний день медики считают наиболее вероятной теорию центрально-корковой усталости при функционировании мышц. Суть теории заключается в том, что появление признаков утомления – это корковая защитная реакция организма на физическое перенапряжение путем уменьшения работоспособности, первично, клеток корковой области.

[3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11]

В монограммах медицинского толка, представители этой области человеческой деятельности разделяют объективные и субъективные признаки утомления, которые между собой несколько разнятся.

Объективные признаки утомления это: •

  • Притупление чувства осторожности.
  • Снижения производительности труда.
  • Констатируемые физиологические изменения в организме:
    • Нарушение восприятия.
    • Ускорение частоты сердечных сокращений.
    • Учащение дыхания. Оно становится поверхностным, но частым.
    • Рост артериального давления.
    • Изменение характера ответной моторики.
    • Ускользания внимания.

К субъективным же признакам утомления можно отнести:

  • Общая усталость организма, снижение тонуса мышечной активности.
  • Локальное чувство усталости. То есть, человек направлено чувствует утомление, например, в нижних или верхних конечностях.
  • Появляется реальное желание уменьшить рабочий ритм или вовсе прекратить физическую или умственную деятельность.
  • При физической работе непосредственно в конечностях появляется слабость и легкий тремор.

Усталость – это физиологическая характеристика человеческого организма, представляющая собой временное уменьшение способностей организма к полноценной деятельности. Внешне, основной симптом усталости – это ухудшение качества работы и снижения ее темпа. Еще внешние признаки утомления это:

  • Меняется оттенок кожных покровов. В зависимости от интенсивности работы, он может колебаться от слегка розоватого до пунцово – красного (с выраженным цианозом -проступающей синюшностью).
  • Усиление работы потовых желез. При легкой интенсивности – это незначительные капельки пота, локализованные в основном на лице в лобной части. При тяжелой физической работе выделение пота достаточно обильное. При этом на одежде можно наблюдать пятна от соли, выходящей совместно с потом.
  • Изменение дыхательного ритма. Он может меняться от ровно – учащенного до более ритмичного и интенсивно – учащенного. Добавляется поднимание и опускание плеч в такт дыхания.
  • Сбои в координации движения. Если в начале работы движения человека скоординированы и на их выполнение затрагивается меньше энергии, то в последующем движения становятся более рассогласованными, появляется покачивание, тремор в верхних и/или нижних конечностях, не остается ни сил, ни желания к дальнейшему передвижению.

Если человек начинает ощущать усталость или наблюдаются внешние признаки утомления у рядом работающего человека, стоит приостановить деятельность и сделать небольшой перерыв, дав возможность организму хотя бы частично восстановиться.

[12], [13], [14], [15], [16], [17], [18]

Что же такое утомление и переутомление? Усталость – эту физиологическую реакцию организма на прикладывающуюся к нему нагрузку. Переутомление же – это продолжительное ощущение усталости, возникающее на фоне отсутствия длительное время отдыха. Так каковы же признаки утомления и переутомления и в чем различие этих двух терминов?

Утомление – это на физическом, психологическом и эмоциональном уровне истощение человеческого организма. Тогда как переутомление – это продолжительное ощущение чувства истощения, то есть утомления. Состояние переутомления является для многих современных людей постоянным чувством, в силу нашего ритма жизни и постоянного нахождения в стрессовом состоянии. В большей степени данный факт касается жителей мегаполисов. Данная ситуация является опасной для здоровья человека, а в некоторых случаях, может и не напрямую, и для его жизни.

Признаки утомления и переутомления достаточно очевидны и знакомы практически каждому.

  • Такого человека преследует постоянная сонливость.
  • Его могут донимать постоянные практически не прекращающиеся головные боли, интенсивность которых на протяжении дня меняется.
  • Даже после, казалось бы, спокойно проведенной ночи такое лицо чувствует себя слабым и «разбитым». То есть за время сна организм уже не в состоянии восстановить тот объем энергии, который был потрачен на протяжении дня.
  • Несмотря на постоянное желание поспать, долго не получается заснуть.
  • Преследуют такого человека и другие заболевания. Казалось бы, только пролечил одно, как тут же цепляется другое. Что есть результатом сниженного иммунитета.
  • Признаком утомления и переутомления является ухудшение памяти и снижения работоспособности на физическом уровне.
  • У человека появляется апатия и желание, чтобы его все оставили в покое.
  • Появляется рассеянность внимания. Такому лицу бывает необходимо приложить определенные усилия, чтобы сосредоточится.
  • Все эти факторы могут вызвать повышение артериального давления.
  • В таком состоянии люди становятся неразговорчивыми.
Читайте также:  Дошкольный возраст утомление переутомление

Если человек длительное время подвергается неблагоприятным факторам, усталость переходит в стадию хронической. Именно хроническую усталость и именуют переутомлением. На фоне ее падает способность организма сопротивляться внешним воздействиям, что приводит к увеличению риска получить травму или заболеть.

Не проходит бесследно переутомление и для нервной системы.

  • Нервные срывы.
  • Резкая смена настроения.
  • У такого человека возникает желание побыть одному.
  • Он может неадекватно реагировать, казалось бы, на незначительную реплику.
  • Истерики.
  • Ощущение тревоги, повышенная раздражительность.
  • Напряжение отношений с близкими людьми.

Если профессиональная деятельность человека связана с постоянными физическими нагрузками, то первично усталость начинает проявляться локально, затрагивая те мышцы, которые участвуют непосредственно в выполнении действий. При проведении исследований с применением эргографа Моссо было доказано, что в процессе постоянной физической активности мышц постепенно нарастает усталость и эргограф начинает фиксировать снижение силы, амплитуды и частоты с которой продолжают сокращаться и расслабляться мышцы. То есть происходит нарушение во взаимоотношениях антагонистических мышц. Особенно увеличивается время фазы расслабления.

Фиксирующаяся на ленте эргографа Моссо кривая имеет название — «кривая утомления». Анализируя результаты исследования, специалисты отмечают, что время между началом действия раздражителя и возникновением ответной реакции мышцы постепенно удлиняется, то есть латентный период становится больше.

Появившиеся признаки физического утомления, озвученные выше, являются предшественниками того, что тело просто перестает «слушать» сигналы мозга и «отказывается» продолжать работать. Коэффициент полезного действия мышечных тканей при этом постепенно снижается и стремится к нулю.

Не всегда человек может ощущать признаки физического утомления после интенсивной работы в конце рабочего дня. Иногда это состояние возникает у него и сразу после пробуждения, хотя ночь прошла спокойно, а сон был крепким. Причиной такой клиники может стать астения – состояние организма человека, при котором он функционирует из последних сил. Данная патология – это одна из разновидностей психических расстройств.

Диагностирование астении свидетельствует о том, что даже незначительная физическая нагрузка выбивает организм «из колеи», приводя его в полный упадок. Такое дискомфортное состояние влияет и на качество жизни такого лица. Ведь ему приходится подстраиваться под свой организм, меняя свои планы, так как «тело требует» более частого и длительного отдыха.

При этом к признакам физического утомления можно еще отнести и:

  • Учащение частоты сердечных сокращений.
  • Повышенную потливость.
  • Плохое настроение или отсутствие любых эмоций (апатию) — на них просто нет сил.
  • Нередки случаи, когда человек начинает ощущать постоянную, различной интенсивности, головную боль.
  • Переутомление может сказаться и на аппетите: у уставшего лица уменьшается или полностью пропадает желание покушать. Следовательно, организм получает меньше энергии – получается замкнутый круг.
  • При хронической усталости можно наблюдать и расстройство кишечника.
  • Переутомление может сработать и, наоборот, гиперактивностью организма. Такая ситуация приводит к еще большему усугублению ситуации, так как организм, вопреки логике, начинает еще больше тратить энергии, запуская механизм самоуничтожения. И если, чтобы расслабиться, человек начинает использовать алкогольные напитки, ситуация усугубляется, а состояние здоровья только ухудшается.

Сама природа, казалось бы, защищает ребенка от переутомления, учитывая то количество движений, которое ребенок успевает проделывать на протяжении дня. Если примерить это на взрослого человека, то он, наверное, сошел бы с дистанции еще на середине. Но при повышенной подвижности признаки утомления детей все же наблюдаются, хотя и имеют свои особенности.

Педиатрами замечено, что чем меньший возраст малыша, тем меньший промежуток времени потребуется, чтобы у него наступила усталость. Так новорожденный ребенок, без каких бы то ни было физических нагрузок, устает уже спустя полтора – два часа с момента начала бодрствования.

По мере роста, к факторам, влияющим на состояние усталости маленького человека, добавляется физическая активность, а затем и мышление. Не стоит забывать, что малышу следует разнообразить нагрузки, применяя различные игры, так как монотонное занятие вызывает более быстрое появление признаков утомления детей.

Отличительной особенностью детского организма является то, что у него в момент усталости начинают превалировать признаки возбуждения над реакцией торможения. Продолжительный период ретардации достаточно быстро приводит малыша в состояние усталости. Одним из таких примеров может служить школьный урок. Дети не нагружаются физически, если только это не урок труда или физкультуры, и, тем не менее, ребенок приходит домой со школы уставшим.

Спровоцировать повышенную утомляемость у малыша может и переход к режиму дня без продолжительного дневного сна или сокращение длительности ночного отдыха, а так же нерегулярное проветривание помещения, в котором малыш проводит большее количество времени и малая продолжительность прогулок на свежем воздухе.

Причиной быстрой утомляемости детского организма является неправильно составленный родителями график чередования физических (игра) или умственных (занятие) нагрузок с отдыхом.

Признаки утомления детей начинают проявляться:

  • Ослаблением дифференцирования в движениях.
  • Снижение внимания и точности выполнения манипуляций.
  • Появляется двигательное беспокойство.

Если ребенок, устав, продолжает получать нагрузку, то в его организме срабатывает своеобразный тумблер, который процессом торможения затрагивает участок коры головного мозга, отвечающие за чувственные анализаторы: зрение, слух, кожу. Воздействуя на них, усталость вызывает у ребенка сон. Многие сталкивались с ситуацией, когда малыш засыпал в самом неподходящем месте или позе, что зачастую дает взрослым повод посмеяться. Для детей школьного возраста увеличивается составляющая умственной нагрузки и если родители активно пытаются сотворить из малыша гения и всесторонне развитую личность, записывая в несколько дополнительных кружком и секций – такой подход не приводит ни к чему хорошему. Отсутствие эффективного отдыха, игры на свежем воздухе, недосыпание и организм ребенка может не выдержать такой нагрузки, после чего происходит сбой.

Признаки утомления способны проявляться у малыша:

  • Частыми респираторными или другими заболеваниями.
  • Движения становятся вялыми и неуверенными.
  • Жалобами на головную боль.
  • Отсутствием аппетита.
  • Ухудшением памяти, рассеянностью.
  • Слизистая и кожные покровы становятся бледными.
  • При хронической усталости у ребенка может наблюдаться тремор верхних конечностей.
  • Появляется апатия и снижается интерес к школьным урокам.
  • Ребенок становится раздражительным и легко возбудимым.
  • Снижение возможности сосредоточиться приводит к росту числа ошибок.
  • В некоторых случаях можно наблюдать повышенную плаксивость.
  • Возможности организма активно мыслить снижаются.

Чтобы не допустить признаков утомления детей, первое, что должны усвоить родители – это то, что у ребенка должен быть разработан сбалансированный режим, в котором периоды нагрузок эффективно чередуются со временем отдыха. При этом:

  • Не допускать недосыпания у малыша.
  • Снизить нагрузки, сделав их умеренными.
  • Организовать эффективное чередование периодов отдыха и труда.
  • Отвести больше времени на игры ребенка на свежем воздухе.
  • Для дошколят время занятий не должно превышать 15-20 минут.
  • Исключить монотонность из занятий с малышом.
  • Следует практиковать разнообразие в занятиях, даже на протяжении одного урока.
  • Составить режим дня так, чтобы физические и умственные нагрузки адекватно чередовались с продолжительным отдыхом.

Продолжительная монотонная работа, порой, утомляет больше, чем активный физический труд. К такой категории профессий можно отнести водителей автотранспорта. Постоянная необходимость повышенного внимания, длительное сидение в одной позе делают свое дело – человек за рулем начинает уставать, появляются признаки утомления водителя.

  • Начинает притупляться внимание.
  • Ослабевает память.
  • Глаза покрываются поволокой и пытаются закрыться, в них появляется ощущение рези или писка. На организм водителя «наваливается» усталость и сонливость.
  • Начинается легкое головокружение.
  • Наблюдается рост выработки пота соответственными железами.
  • Период сонливости может смениться раздражительностью, перевозбуждением и наоборот.
  • Снижается скорость переработки поступающей информации.
  • Реакция на информацию может быть как заторможенной, так и слишком быстрой, но не всегда правильной.

Первые признаки утомления начинают проявляться уже спустя четыре часа непрерывного движения после момента, когда человек сел за руль. После того, как водитель без перерыва пробыл за рулем восемь часов, характер движения автомобиля существенно меняется:

  • Скорость автомобиля становится неравномерной.
  • Водитель более резко переключает передачи.
  • Автомобиль начинает делать лишние движения.
  • Теряется объективность в оценке ситуации.
  • Появляется симптом иллюзорно – оптической трансформации, когда объект кажется дальше, чем он реально расположен.
  • Опытный водитель способен, в такой ситуации, растерять все свои навыки.
  • Желая хоть частично отдохнуть, водитель немного заваливается назад или сползает с сиденья, что существенно сужает его обзор и затрудняет пользование рулем.

Зная это, опытные водители, после непродолжительного нахождения за рулем, обязательно остановят автомобиль и сделают перерыв на отдых, разминку, еду или даже сон. Ведь статистика несчастных случаев и аварий, когда водитель просто заснул за рулем, ужасает, унося множественные человеческие жизни.

Чтобы хотя бы частично развеять усталость, опытные водители и медики дают ряд рекомендаций:

  • Если водитель готовится в длительную дорогу, то ему стоит перед выездом поспать не менее семи часов.
  • Не следует перед длительной дорогой переедать.
  • Хотя бы раз в четыре часа стоит остановить машину и отдохнуть.
  • Можно умыться холодной водой или, по возможности, искупаться. Это хорошо взбодрит и прогонит усталость.
  • Стоит проделать несколько разминочных движений.
  • Неплохо подойдет крепкий чай или кофе.

Такие советы подойдут при незначительной усталости. Если же налицо все признаки утомления средней и высокой степени, то здесь рекомендация одно – полноценный сон. Но если нет возможности надолго остановиться и человек вынужден продолжать движение, то:

  • Свести к минимуму поездки в ночное время.
  • Стоит все же передвигаться на более низкой скорости, держа при этом дистанцию между впередиидущими машинами больше, чем обычно.
  • Не стоит все время смотреть в одну точку, а менять направление взгляда, переводя с одного объекта на другой.
  • Если за окном автомобиля наблюдается однообразный пейзаж, стоит каждые 15 – 20 минут менять скоростной режим.
  • Стоит приоткрыть или полностью открыть боковое стекло (по ситуации и времени года).
  • Исключить прием антидепрессантов и успокоительных.
  • Если водитель заядлый курильщик, после очередной выкуренной сигареты стоит проветрить салон.
  • Опасны для человека за рулем и любые сильные эмоции. Стоит сначала успокоиться, а затем продолжать путь.

Эти несложные советы дают возможность убрать монотонность дороги, которая притупляет внимание и усыпляет.

Медики по определенным признакам разделяют состояние усталости человека на две фазы. Признаки различных фаз утомления делятся в зависимости от принадлежности к этим категориям.

  • Начальная фаза или скрытое утомление – это уровень усталости, когда человек еще способен управлять своей работоспособностью и держать ее на необходимом для качественного выполнения работы уровне. Преодолеваемую усталость получаем благодаря повышенному стимулированию участков коры головного мозга, которые изыскивают резервы для выполнения поставленной задачи. Такой результат получается, несмотря на то, что коэффициент полезного действия организма уже снижен и произошли значительные сдвиги в работе вегето-сосудистой системы.
  • Следующая фаза усталости – это безвозвратные не преодолеваемые факторы усталости. Данная фаза определяется уменьшением внешней эффективности рабочего процесса. Несмотря на все потуги работника, его производительность стремится к нулю. Центральная нервная система начинает тормозить, а то и вовсе блокировать проходящие сигналы, заставляя человека прекратить работу.

Работая физически или выполняя умственное задание, человек способен почувствовать легкую усталость или утомится так, что просто «валиться с ног». По этому принципу можно дифференцировать и признаки различной степени утомления. При этом симптомы проявляются совокупностью внутренних и внешних факторов. К внешним проявлениям усталости относят изменение оттенка кожного покрова, нарушение ритма сердцебиения и дыхания, повышенное появление потоотделения, сбой в моторике и двигательной координации. К внутренним симптомам относят нарушения, связанные с отклонениями в работе функциональной и физиологической сферы. Это может быть тошнота и головокружение. Человек начинает ощущать боль в мышцах, которые получили наибольшую нагрузку.

Способность человеком переносить определенные нагрузки можно контролировать количественной составляющей частоты сердечных сокращений. В норме ЧСС в среднем у здорового человека попадает в интервал от 60 до 80 ударов в минуту. Отталкиваясь от цифр нормы, определяется уровень нагрузки и, соответственно, усталости. При нормальном состоянии организма, частота сердечных сокращений должна восстанавливаться на протяжении пяти минут после прекращения нагрузки.

Если ЧСС показывает от 100 до 130 ударов в минуту, то констатируется легкая усталость, если этот показатель попадает в пределы от 130 до 150 ударов в минуту — усталость и нагрузка средней интенсивности. Если ЧСС составляет 150 — 170 ударов в минуту, то можно уже говорить о высоких нагрузках, если же организм начинает работать на пределе своих сил, то частота сердечных сокращений может составлять от 170 до 200 ударов в минуту.

Внешние признаки различной степени утомления делятся:

  • Легкий уровень усталости:
    • Кожный покров слегка розовеет.
    • Капельки пота выделяются в небольшом количестве. Локализуются в основном на лице в области лба.
    • Ритм дыхания немного учащенный, но ровный, без срывов. Человек способен дышать как через рот, так и через нос.
    • Координация и моторика остается в пределах нормы.
  • Средний уровень усталости:
    • Кожный покров приобретает красный оттенок.
    • Обильное потоотделение, которое хорошо просматривается в области головы и тела.
    • Интенсивность дыхательной активности возрастает, человек в состоянии дышать только через ротовую полость, объемов носового дыхания уже не хватает.
    • Координация и моторика остается в пределах нормы.
  • Высокий уровень усталости — переутомление:
    • Кожный покров достаточно резко бледнеет, в треугольнике — уголки верхней губы и нос — появляется четко дифференцируемая синюшность, имеющая в медицине свой термин — цианоз.
    • Обильное потоотделение, которое хорошо просматривается в области головы и тела. На одежде проступают, выходящие с потом, соли, которые проявляются в виде белесых пятен.
    • Интенсивность дыхательной активности возрастает. Вдох и выдох дублируют плечи.
    • Наблюдается рассогласованность координации движения. У человека начинают труситься как верхние, так и нижние конечности, туловище слегка покачивает, могут возникнуть проблемы с передвижением.

Чтобы поддержать свой организм и не довести его до полного изнеможения, стоит откорректировать режим, приняв на вооружение некоторые профилактические меры:

  • Выделить время для прогулок на свежем воздухе перед сном.
  • Пересмотреть свой рабочий график. В нем время нагрузок должно чередоваться с расслабляющими перерывами.
  • Избегать стрессовых ситуаций.
  • Спать не менее восьми часов в сутки.
  • Стоит убрать из своей жизни вредные привычки.
  • Питание человека должно быть рациональным и богатым микроэлементами и витаминами. Авитаминоз – одна из основных причин ослабления организма и его переутомления.
  • Следует научиться переключать внимание или чередовать физическую работу с умственной, и наоборот.

Симптомы усталости знакомы каждому человеку и многие считают, что достаточно просто ненадолго прилечь и силы будут восстановлены. Но это не совсем так. Наш техногенный век, все ускоряющийся темп жизни и нахождение все 24 часа в стрессовой ситуации (это больше относится к жителям крупных городов) изматывают наш организм, держа его в постоянном напряжении. Поэтому большая часть населения уже имеет в своем анамнезе хроническую усталость, где присутствуют все признаки утомления. Но из любой ситуации можно найти выход. И главный в этом — сам человек. Только правильно организовав свою жизнь и научившись полноценно отдыхать можно решить проблему с хроническим переутомлением, которое может привести к полному истощению организма. Научитесь управлять своей жизнью и находить в ней те объективные и субъективные факторы, которые способны привнести радовать и умиротворение, а, следовательно, обеспечить возможность эффективного восстановления такой необходимой внутренней энергии!

источник