Меню Рубрики

Признаки умственного и физического утомления у детей

2.1 Развитие утомления у детей

Современная физиология под термином утомление подразумевает временное понижение работоспособности клетки, ткани, органа или целого организма, появляющееся вслед за работой на протяжении определённого времени. Таким образом, любая форма функциональной деятельности по прошествии определённого времени влечёт за собою утомление. Иначе говоря, под утомлением подразумевают временное понижение или даже потерю возбудимости клеток, тканей, органов и организма в целом, являющуюся следствием длительной их функциональной деятельности.

Утомление выражается не только в уменьшении объема совершаемой работы, снижении коэффициента полезного действия, но и в нарушении координации движений, покраснении или побледнении покровов тела, расходовании функциональных резервов организма. При утомлении наблюдается увеличение функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также системы теплорегуляции. Но для утомления характерно не так усиление функций этих систем, как их недостаточная экономичность.

Биологическая роль утомления состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряженной работе. Физиологические сдвиги при резко выраженном утомлении носят черты стрессовой реакции, сопровождающейся нарушением гомеостаза. В то же время утомление, не доводимое до чрезмерного уровня, является средством повышения функциональных возможностей организма. Мышечная работа без утомления не вызывает необходимого эффекта, не повышает функциональных возможностей организма, его работоспособности [9].

Утомление, возникающее в том или ином органе, не остаётся изолированным и при продолжительности работы отражается на всём организме. У взрослого человека оно обычно сопровождается ощущением потребности в отдыхе. Это ощущение является естественной реакцией организма на те изменения, которые в нём происходят в результате утомления [7].

Утомление у детей имеет некоторые особенности, связанные с анатомо-физиологическими свойствами детского организма. Так, чем меньше ребенок, тем быстрее у него развивается утомление. У ребенка грудного возраста бодрствование в течение 1,5—2 часов приводит к утомлению даже без активной деятельности. В дальнейшем утомление наступает уже в результате активной деятельности как мышечной (игра), так и умственной (уроки). Необходимо также иметь в виду, что однообразная деятельность необычайно быстро вызывает утомление у ребенка. Известно, что в детском возрасте процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому длительное торможение у ребенка легко приводит к утомлению. Примером может служить утомление, возникающее при торможении двигательной сферы во время сидения за партой в школе [6].

Во время отдыха, наступающего вслед за утомительной работой, происходит восстановление возбудимости клеток, тканей, органов и организма в целом. Если отдых недостаточен, то утомление продолжает быстро нарастать и, в конце концов, переходит в переутомление.

Обычно различают умственное и физическое утомление в зависимости от того, какой характер имеет работа — по преимуществу нервно-психический или нервно-мышечный. Однако между нервно-психической и нервно-мышечной деятельностью нет резкой грани, и деление трудовой деятельности на умственную и физическую в известной мере условно. Учебная работа детей и подростков в школе и по приготовлению заданных на дом уроков в семье является по преимуществу нервно-психической, умственной деятельностью. Но и при учебной работе имеет место нервно-мышечная деятельность, связанная с напряжением и движениями тех или иных мышечных групп (уроки по физической культуре, работа с физическими приборами, сидение за партой, требующее напряжения мускулатуры, особенно задних шейных и спинных мышц, процесс письма и т. п.). Таким образом, даже чисто нервно-психическая деятельность учащихся связана с некоторой нервно-мышечной работой.

При физическом же труде, обусловленном в первую очередь нервно-мышечной деятельностью, в той или иной мере имеет место регуляция со стороны коры головного мозга. Иначе говоря, всякий физический труд сопровождается нервно-психической деятельностью.

В связи со сказанным у детей и подростков, находящихся в процессе физического и психического развития, следует учитывать как нервно-психическое, так и нервно-мышечное утомление, хотя при умственной деятельности главным образом преобладает утомление коры головного мозга, которое усиливает обычно сопровождающее его мышечное утомление. Наоборот, при продолжительном или даже кратковременном, но напряжённом физическом труде преобладает нервно-мышечное утомление, которое в свою очередь содействует развитию нервно-психического утомления.

Биологическая сущность утомления, несмотря на многочисленные исследования по его изучению, пока точно не установлена, хотя в этой области имелись многочисленные теории, пытавшиеся её раскрыть. Эти теории (отравления организма, засорения и др.) себя не оправдали и противоречат друг другу. Они не дают научно обоснованного решения вопроса о биологической сущности утомления, особенно при нервно-психической деятельности. Можно утверждать только одно, что при утомлении в организме и отдельных его органах и тканях происходят сложные биохимические процессы.

Некоторые авторы трактуют утомление, как истощение клеток и тканей. Особенно это относится к нервно-психическому утомлению. Но утомление нельзя толковать как истощение, как исчерпание вещества. Это подтверждается тем, что мышечная или другая клетка, полностью утомлённая, т. е. совершенно переставшая реагировать на раздражение, возобновляет свою деятельность при изменении силы или характера раздражения. Действительно, в обычных условиях трудовой деятельности такого истощения не наблюдается. Только при очень тяжёлых формах утомления, т. е. при переутомлении, может быть полное истощение организма. В таком случае имеет место не естественная реакция, какой является утомление, а налицо патологический процесс.

Многочисленными наблюдениями и экспериментами доказано, что при наличии нервно-психического утомления переключение с одного вида деятельности на другой (т. е., например, от решения сложных математических задач на чтение лёгкой художественной литературы) обеспечивает возобновление нормальной деятельности коры головного мозга. Подобным же образом переключение от относительно нетяжёлого физического труда на лёгкий умственный труд обеспечивает возможность функционирования коры головного мозга.

Надо, однако, иметь в виду, что кора головного мозга, регулирующая процессы нервно-психической деятельности, наиболее утомляема по сравнению с другими органами. В отличие от очень мало утомляемых нервных волокон, нервные центры легко впадают в состояние утомления.

Это обстоятельство следует учитывать при организации и проведении учебно-воспитательной работы среди детей и подростков как в школе, так и в семье.

Утомление, сопровождающее усиленную умственную или физическую деятельность, не у всех индивидуумов наступает в один и тот же момент работы, так как это зависит от целого ряда обстоятельств (индивидуальные особенности органика, степень тренировки в умственной деятельности, привычка к данному виду работы и т. п.). Снижение утомляемости организма и отдаление момента наступления утомления при нервно-психической и нервно-мышечной деятельности в значительной мере зависят от упражнения, тренировки в данном виде деятельности.

Хотя биологическая сущность утомления точно не установлена, имеются многочисленные исследования и наблюдения, указывающие на отдельные изменения в организме при нервно-психической деятельности. Так, известно, что во время умственной работы происходит прилив крови к головному мозгу. При усиленной умственной работе, особенно при сосредоточении внимания, наблюдается, кроме того, замедление и ослабление дыхания. Иногда при значительном утомлении у детей и подростков появляются головные боли, носовые кровотечения и пр. Замечено также, что после уроков, связанных с особым сосредоточением внимания, у детей и подростков наступает не только нервно-психическое утомление, но и ослабление мускульной силы, которое быстро проходит после отдыха или перехода к более лёгким занятиям.

В нервно-психическом отношении значительное утомление коры головного мозга сказывается в возникновении рассеянности, иногда в апатии, безразличии к окружающим, притуплении способности осмысливания учебного материала и т. п. Вполне очевидно, что всё это влечёт за собою ухудшение восприятия и усвоения учебного материала и в конце концов приводит к снижению учебной успеваемости.

Имеются также наблюдения, свидетельствующие о том, что при нервно-психическом утомлении происходит уменьшение кожной чувствительности. Однако это имеет место не у всех детей и подростков. У других при усиленной умственной деятельности наблюдается повышение возбудимости нервной системы, быстрая игра сосудодвигательных нервов, повышенная кожная чувствительность. Таких утомлённых детей и подростков легко заметить в классе — они быстро изменяют своё настроение, сильно подвижны, быстро бледнеют и краснеют, у них внезапно появляются смех и слёзы. Эти явления, возникающие в итоге утомления детей и подростков, свидетельствуют о нарушении нормальной деятельности нервной системы, особенно коры головного мозга.

Точных методов, определяющих утомление, пока не имеется. Одним из методов определения утомления детей и подростков является учёт количества сделанных ими грамматических (при диктанте) или арифметических (при решении задач) ошибок до и после начала производимой умственной работы в течение определённого периода времени, например, в начале учебного дня и в конце его, в начале урока и в конце его. Однако этот метод не вполне точен, поскольку на итоговый результат могут влиять побочные факторы (степень грамотности учащихся, сноровка в решении задач и т. п.). Этот метод определения утомления впервые был применён русским учёным — психиатром проф. И. А. Сикорским, предложившим для этой цели диктант. В последующие десятилетия этот метод определения утомления получил широкое развитие как в России, так и за границей. В настоящее время применение этого метода определения утомления у нас имеет подсобное значение.

В результате исследований нервно-психического утомления детей и подростков, проводимых в Институте школьной гигиены, мы имеем в настоящее время более точные методы определения утомления. Наиболее обнадёживающие результаты в этом направлении даёт метод определения электрической чувствительности глаза. Сдвиги в области электрической чувствительности глаза отражают изменения, происходящие в коре головного мозга. К методам определения утомления детей и подростков относится также измерение нервной возбудимости при помощи хроноксиметрии.

Все эти методы определения утомления дают положительные результаты, но они нуждаются в дальнейшем изучении и совершенствовании.

Многие врачи и педагоги при определении утомления детей и подростков исходят из учёта чувства усталости, ощущаемого и заявляемого учащимися, или же из учёта внешних проявлений у них утомления (усиление движений, рассеянный взгляд и т. п.). Чувство усталости, выражающееся в нежелании работать или в понижении интереса к работе, может проявляться и при отсутствии продолжительных напряжений коры головного мозга или мышечной системы.

Чувство усталости, иногда выражающееся в сонливости, может проявляться и при отсутствии утомления как результата продолжительной работы. Такая «усталость» иногда наблюдается даже утром на первом уроке после недостаточной продолжительности ночного сна. Такая «усталость» наблюдается также и при хроническом переутомлении детей и подростков. Ощущение усталости без наличия утомления, называемое сонным торможением, может быть и при болезненном состоянии школьника.

Усталость иногда наблюдается при монотонных внешних раздражениях окружающей среды. Монотонное преподнесение учителем учебного материала, трафарет и формализм в преподавании, отсутствие наглядности и иллюстративности — всё это содействует возникновению у детей и подростков подобной «усталости», особенно в тех случаях, когда к этому имеются благоприятные предпосылки (недостаточное освещение в классе, испорченный воздух и т. п.).

Чем младше ребёнок, тем нагляднее это проявляется, так как организм детей особенно реактивен и податлив в отношении внешних воздействий и менее приспособлен, по сравнению со взрослыми, к монотонным слабым раздражениям. Чувство «усталости» от монотонного преподавания и других подобных причин быстро проходит при изменении методов преподавания, внесении моментов заинтересованности при проведении урока, улучшении гигиенических условий в классе и т. п. Между тем усталость, являющаяся субъективным выражением утомления, не проходит столь быстро и требует отдыха. В противном случае усталость продолжает нарастать.

Исследования А. Г. Иванова-Смоленского и других показывают, что умственный труд, в частности учебная работа в классе, требует от ребёнка и подростка значительного напряжения коркового синтеза и анализа. Как синтез, так и анализ всегда сопряжены и сконцентрированы в мозговой коре в виде раздражительных и тормозных процессов. Начальным признаком возникающего утомления служит появление общего двигательного беспокойства. Если это двигательное возбуждение не получает разрядки и не переключается на другие формы нервно-психической деятельности, если умственная нагрузка продолжается, а учитель пытается снять утомление словесным воздействием, — всё ярче выступает на первый план распространение тормозного процесса. Явления торможения, предупреждающие дальнейшее развитие утомления, выражаются в развитии общей вялости и сонливости.

Таким образом, нервно-психическое утомление проходит как бы через две фазы: фазу двигательного беспокойства и фазу общего торможения с явлениями вялости и сонливости. У детей и подростков с повышенной тормозной способностью и у физически ослабленных детей первая фаза нервно-психического утомления может быть слабо выраженной и даже совсем отсутствовать. Отсюда очевидно, что профилактика нервно-психического утомления определяется не только количеством и качеством учебного материала, не только личностью учителя, но и всей организацией педагогического процесса [7].

2.2 Развитие переутомления у детей

При длительном утомлении может развиться такое состояние как переутомление.

Переутомление — это болезненное (патологическое) состояние организма, которое нельзя устранить обычным отдыхом — необходимо надолго прекратить работу. Переутомившиеся дети ощущают постоянное чувство усталости, недомогание, у них снижена умственная и физическая работоспособность. На последних уроках или к концу дня появляется головная боль, иногда боль в области сердца.

При переутомлении резко затрудняется переключение процесса возбуждения на торможение и наоборот, то есть наблюдается своеобразная «вязкость», инертность динамики нервных процессов. Поэтому после напряженного рабочего дня мозг школьника, страдающего переутомлением, продолжает работать, не давая ему уснуть, ребенка навязчиво беспокоят дневные заботы и тревоги, он как бы заново переживает весь день. Процесс сонного (охранительного) торможения при этом не в состоянии быстро вытеснить продолжающееся возбуждение в отдельных очагах коры головного мозга и подкорковых отделах, сон характеризуется недостаточной глубиной, кратковременностью, нередко сопровождается сновидениями.

Чрезмерное утомление накладывает определенный отпечаток на внешний вид школьника: появляются бледность, синева вокруг глаз, вялость, сутулость. Ребенок становится рассеянным, заторможенным, вспыльчивым, раздражительным, склонным к ссорам и конфликтам.

Читайте также:  Что восстановит силы при утомлении

Переутомление легче развивается у детей с ослабленной нервной системой и страдающих различными хроническими заболеваниями организма. Однако оно вполне может развиться и у физически крепких детей, если не соблюдаются научно обоснованные принципы организации и гигиены умственного и физического труда. Гораздо легче предупредить переутомление, чем вылечить. Именно вылечить, так как нередко приходится прибегать к лекарственным средствам, способствующим укреплению и успокоению нервной системы.

Бессистемность, хаотичность в работе, малоподвижный образ жизни, длительное пребывание в положении сидя, игнорирование активного отдыха, физкультуры и спорта — вот комплекс наиболее частых причин низкой продуктивности умственного труда и повышенной утомляемости школьников.

На развитие переутомления влияют и другие стороны жизни школьника, которые иногда мешает ему быть бодрым и активным, препятствует высокой продуктивности труда.

Прежде всего, это телевизионные передачи. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, они готовы по нескольку часов подряд просиживать у экрана телевизора. На развитие утомления большое влияние оказывает времяпрепровождение у компьютера. Однако просмотр телевизионных передач и нахождение у компьютера младшими школьниками должен быть ограничен во времени.

Прикованные к телевизору и экрану монитора дети ведут малоподвижный образ жизни, недостаточно бывают на свежем воздухе, перенасыщаются впечатлениями. У них перенапрягается нервная система, слуховой и зрительный анализаторы. Совершенно недопустимо, чтобы младшие школьники садились к телевизору сразу после выполнения домашних заданий, так как при этом резко увеличивается нагрузка на кору головного мозга и органы чувств ребенка, развивается выраженное утомление. Если такой «отдых» приобретает систематический характер, неизбежно возникает переутомление.

Перенапряжение нервной системы у детей может быть обусловлено не только умственными перегрузками, но и чрезмерным эмоциональным возбуждением, перенасыщением в выходные дни или каникулы развлекательными мероприятиями. Гигиенисты и педагоги рекомендуют сохранять определенный режим дня в воскресные дни и в период каникул, причем время пребывания детей у телевизора остается таким же, как в обычные дни [8].

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Тема: «Работоспособность и утомление детей»

1. Утомление, его значение и проявление у детей и подростков.

2. Требования к организации урока (занятия).

Если один вид умственной работы продолжается больше времени активного внимания, то развивается утомление.

Продолжительность активного внимания равна у школьников: 6-7 лет – 10 минутам, 7-8 лет – 15, 9-10 лет – 20, 11-12 лет – 25, 13-14 лет – 30, 15-16 лет – 40 минутам, у взрослых – 55-60 минутам.

Утомление — процесс временного снижения функциональных возможностей организма (системы, органа) под влиянием интенсивной или длительной работы, проявляющийся ухудшением количественных и качественных показателей этой работы (снижением работоспособности), дискоординацией физиологических функций и обычно сопровождающийся ощущением усталости.

Для утомления характерно сокращение физиологических резервов и переход на энергетически менее выгодные виды реакций. Наиболее выражены при утомлении изменения функций двигательного аппарата, центральной нервной системы и вегетативных функций. Наблюдается замедление темпа деятельности, нарушается ритмичность. Ухудшается точность и координация движений, повышаются пороги возбудимости сенсорных систем, в процессах принятия решений доминируют готовые стереотипные формы, затруднено внимание, увеличивается число ошибочных действий.

Появление и развитие утомления зависят от состояния здоровья, возраста, типа высшей нервной деятельности, сформированности деятельности, мотиваций, установок, интересов человека. Динамика утомления зависит от характера деятельности. Быстро развивается утомление при чрезмерно интенсивной, непосильной работе, при монотонной, статической и сенсорнообедненной или сенсорнонасыщенной деятельности, в экстремальных условиях среды. В этих случаях принято говорить об остром утомлении, при котором работа вызывает быстро нарастающие функциональные нарушения в деятельности центральной нервной системы.

Превышение допустимых пределов нагрузки и чрезмерное истощение нервных центров при хроническом утомлении сопровождается срывом адаптации и развитием переутомления.

В зависимости от характера выполняемой работы утомление может быть преимущественно:

Физическое утомление развивается в двигательных центрах мозга, характеризуется снижением показателей физической работоспособности и изменениями функционального состояния преимущественно сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем.

Умственное утомление обусловлено нарушением подвижности нервных процессов, ослаблением активного внутреннего торможения в ассоциативных зонах коры больших полушарий, в лобных и височных отделах левого полушария, связанных с центрами речи и сопровождается снижением показателей умственной работоспособности, понижением эмоционального тонуса, внимания, интереса к работе, изменениями функционального состояния вегетативной нервной системы.

Сенсорное утомление (чаще всего — зрительное, реже — слуховое) проявляется снижением возбудимости в соответствующих корковых представительствах сенсорных систем и ухудшением сенсорных функций.

Роль утомления заключается, во-первых, в своевременной сигнализации об изменениях в нервных центрах и защите их от истощения; во-вторых, развивающиеся физиологические и биохимические сдвиги не только ухудшают функциональное состояние работающего органа, но и стимулируют восстановительные процессы, обеспечивая эффект тренировки и последующее повышение работоспособности. Повторное утомление, не доводимое до чрезмерных величин, является средством повышения функциональных возможностей организма, поэтому необходимо стремиться не к отсутствию утомления, а к отдалению его наступления и предупреждению его накопления.

При развитии утомления наблюдаются три фазы.

1. Фаза двигательного возбуждения. В этой фазе во время урока появляются посторонние движения типа почесывания, толкания соседа, вскакивания с места, ответы без разрешения и т. п. В классе нарастает шум. Физиологический механизм этой фазы заключается в ослаблении индуцированного торможения вокруг очага оптимальной возбудимости и иррадиации процессов возбуждения из этого очага по коре больших полушарий. Эту фазу иногда называют «растормаживание тормозов».

2. Фаза двигательной заторможенности. В этой фазе появляется заторможенность. Учащиеся полулежат на столах, позевывают, потягиваются, ответы их медлительны, часто они не могут повторить недавно пройденный материал, так как информация сохраняется только в кратковременной памяти, а в долговременной не фиксируется («информация в одно ухо влетает, а в другое вылетает»). Физиологический механизм этой фазы заключается в снижении уровня оптимальной возбудимости в «творческом отделе» коры больших полушарий, что ведет к непрочности вырабатываемых временных связей и снижению точности выполняемой работы, т. е. к резкому возрастанию количества ошибок.

3. Фаза торможения. В этой фазе появляется сонливость, полное безразличие к уроку, невозможность повторить за учителем только что рассказанный учебный материал, так как информация не сохраняется даже в кратковременной памяти («информация пролетает мимо, не залетая в ухо»). Физиологический механизм этой фазы заключается в развитии запредельного торможения в «творческом отделе» коры больших полушарий, что ведет к невозможности выработки новых временных связей. Умственная работа становится педагогически абсолютно неэффективной.

Все эти фазы, если не применять соответствующих мер быстро сменяют друг друга, увеличивая степень психического напряжения. Нужен отдых.

Переутомление — это патологическое состояние, которое сопровождается ослаблением памяти, нарушением логического мышления, расстройством здоровья.

При длительном переутомлении (при систематическом недосыпании, недостаточном отдыхе после уроков, при большой плотности урока, приводящей к высокой степени психического напряжения и др.) могут развиться неврозы и психические расстройства. Поэтому необходимо соблюдать ряд требований к организации урока.

Дата добавления: 2014-12-10 ; Просмотров: 712 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Ощущение постоянной усталости, сонливость, апатия — признаки психического и физического переутомления у ребенка. С ним сталкиваются не только взрослые, но и школьники и даже груднички. В чем причина переутомления у детей, как выявить патологию и чем можно помочь ребенку, расскажем в нашей статье.

Переутомление не наступает моментально. Это длительно развивающийся процесс. Состояние утомленности у грудничков провоцируется дискомфортом, мышечным напряжением, неправильным режимом дня (некорректное распределение времени на сон и активность), частыми болезнями, снижением уровня гемоглобина в крови.

У школьников и подростков причинами переутомления могут быть следующие распространенные жизненные ситуации:

  • Перегруженность в школе, на дополнительных занятиях;
  • Отсутствие мотивации к деятельности. Ребенок не понимает, зачем ему нужно играть на скрипке по 2 часа в день, если этого просто хочет мама;
  • Эмоциональная нестабильность дома. Строгость родителей, излишняя придирчивость к поведению и результатам учебы;
  • Несоблюдение режима дня;
  • Плохое питание. Дефицит витаминов, жиров, углеводов;
  • Минимальное количество прогулок;
  • Отсутствие физической нагрузки;
  • Гормональные сбои в подростковом возрасте.

Таким образом, на ухудшение физического, психологического состояния ребенка в любом возрасте влияют внешние и внутренние причины. Если выявить их точно, устранить, справиться с переутомлением получится более эффективно и быстро.

Выявить переутомление помогают наблюдения за ребенком и клинические анализы. Сдавать кровь, записываться на прием к неврологу нужно при высоком уровне утомленности. Если картина не критична, помощь врачей не понадобится.

Если грудничок отказывается от еды, постоянно капризничает, зевает, но не может уснуть, у него беспричинно повышается температура до 37-37,5°С, родителям нужно задуматься о режиме дня малыша, качестве питания и психологическом комфорте новорожденного.

  • Снижено артериальное давление;
  • Бессонница стала хронической;
  • Школьник явно агрессивен, напряжен эмоционально;
  • Ребенок плохо кушает или ест слишком много;
  • Температура снижается или повышается стабильно;
  • У ребенка появляются нетипичные телодвижения, тремор конечностей;
  • Малыш меняет позу во сне каждые 20-30 минут и чаще;
  • Снижена концентрация внимания, потерян интерес к общению, играм, занятиям;
  • Малыш заторможен, скорость реакции на прикосновение, вопросы снижена;
  • Ребенок часто болеетОРВИ, простудами, ринитом;
  • Кожа лица бледная, под глазами синяки;
  • Снижается вес;
  • Малыши жалуются на тошноту, головную боль.

Распознать переутомление помогают и клинические анализы крови. У ослабленного ребенка снижены гемоглобин и количество тромбоцитов, а уровень лейкоцитов, эритроцитов повышен.

Переутомление лечится комплексно. Ребенку необходимо оказать педагогическую, медикаментозную и психологическую помощь.

В первую очередь, нужно снизить любые нагрузки на тело и центральную нервную систему, то есть дать малышу отдохнуть. По рекомендации педиатра покажите ребенка невропатологу, сходите на прием к семейному психологу. При необходимости узкие специалисты назначат медикаментозное лечение.

Терапия для переутомленных детей чаще оказывается в домашних условиях. Родителям нужно соблюдать следующие простые правила при оказании помощи ребенку:

Очень важно не отходить от назначенного на сон и занятия времени более чем на 30 минут. Запишите план на плакат, повесьте его в детской.

  • Придерживайтесь режима дня не менее 4 недель.
  • Уделяйте сну не меньше 8 часов ночью для школьника, грудничок должен спать от 10 до 14 часов в сутки.
  • Исключите из жизни ребенка стрессы. Оградите его от общения с незнакомыми людьми или неприятными ему личностями на 3-4 недели.
  • Увеличивайте нагрузки постепенно.
  • Много гуляйте.
  • Запишитесь на расслабляющий и общеукрепляющий массаж.
  • От компьютерных игр, просмотра телевизора на время лечения лучше отказаться полностью.
  • Принимайте расслабляющие ванны с травами.

Добавляйте в горячую воду хвойный экстракт, настои валерианы.

  • Заваривайте ребенку зеленый чай.
  • Давайте пить гранатовый, свекольный и морковный сок.

Пейте чаще свежевыжатые напитки, они богаты витаминами.

  • Добавляйте в травяные чаи мед, ешьте пчелиную сладость на ночь, запивая молоком.
  • Следите за питанием ребенка. Оно должно быть богато углеводами и жирами. Увеличьте количество ягод, фруктов, орехов.

В качестве медикаментозной помощи детям можно использовать «Глицин», «Афобазол», «Тенотен» по инструкции и возрасту ребенка, при нервном напряжении, бессоннице давать валериану. Обязательно поите больного витаминными комплексами.

Чаще всего главными виновниками хронической усталости у детей дошкольного и школьного возраста становятся родители. Взрослые не учитывают способности малыша переносить нагрузки, быстро адаптироваться к изменениям в режиме дня. Плюс к этому родители зачастую предъявляют завышенные требования к учебе, забывая о здоровье и интересах ребенка.

Чтобы избежать переутомления у детей раннего возраста и школьника, обратите внимание на следующие рекомендации психологов.

Не заставляйте любимое чадо заниматься спортом или играет на музыкальном инструменте часами, если это хобби не приносит ребеночку удовольствие. Насилие травмирует психику.

Игра в одну забаву с грудничком более 20 минут не нужно, это быстро утомляет ребенка. Так же и школьнику не нужно писать и читать часами, чередуйте отдых с учебой каждые 30-45 минут.

Без прогулки и активных игр на улице, в спортивном зале ребенок быстро станет ослабленным и болезненным. Не обязательно профессионально заниматься спортом, достаточно ежедневно гулять не меньше часа в любую погоду.

По мнению врачей и детских психологов, огромную роль в профилактике стрессов и переутомления у детей разных возрастов играет внутренний настрой семьи, атмосфера в доме. Дети, растущие в мире заботы и внимание без фанатичной слежки и прессинга со стороны родителей, более работоспособны и здоровы, в них нет страха перед неудачами, тревоги за неуспехи в учебе, жизни.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

источник

Консультация для педагогов

«Признаки утомления ребёнка дошкольника»

Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности.
Утомление может возникнуть при любом виде деятельности – и при умственной, и при физической работе.
Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуальной деятельности, нарушением внимания (главным образом трудностью сосредоточения), замедлением мышления и др.
Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности и ритмичности движений .

Работа в непосредственно организованной деятельности требует от детей длительного физического и умственного напряжения, т.е. связана с активной деятельностью ребенка, стремлением достигнуть результатов в своих действиях, продолжительным произвольным вниманием и т.п. Исследования показывают, что даже при соблюдении требований к объему образовательной нагрузки и внедрении отдельных форм физкультурной деятельности частота случаев сильного и выраженного утомления после занятий у детей старших и подготовительных групп составляет примерно 40%. Это в свою очередь вызывает неблагоприятные моменты в функциональном состоянии различных органов и систем.

Читайте также:  Усталость утомление переутомление пути их предупреждения и устранения

От правильной организации деятельности, уровня ее физиологической рациональности во многом зависит состояние детей в процессе обучения, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупредить преждевременное наступление утомления.

У детей в связи с их анатомофизиологическими особенностями организма утомление развивается быстрее, нередко даже без особо активной деятельности ( например, при вынужденном бодрствовании у детей грудного возраста, во время сидения за столом или за партой в школе).
Причины утомления:
— однообразие деятельности,
— неправильно подобранный материал,
— излишняя статичность детей,
— излишнее включение атрибутов, предметов, наглядности,
— большое количество детей в группе (шум),
— незнание педагогами приемов привлечения внимания детей,
— неправильное соотношения нагрузки (деятельности) и отдыха.

Признаки утомления у детей проявляются чаще всего в нарушении поведения, они становятся неусидчивыми, невнимательными, отвлекаются, разговаривают друг с другом, становятся двигательно расторможенными, нарушают дисциплину. При этом правильная оценка их состояния затруднительна из-за отсутствия у них каких — либо жалоб. В некоторых случаях, особенно после перенесенных заболеваний, дети становятся вялыми, пассивными .

Нередко утомление может быть не только следствием перенесенных заболеваний, но и их предвестником.

Способы визуальной оценки по внешним признакам утомления и физического перенапряжения у детей:

Большое влияние на устойчивость работоспособности оказывают особенности высшей нервной деятельности.
Дети с сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы (сангвиники) обычно имеют повышенную активность: они энергично, легко и быстро включаются в работу, на занятии внимательно слушают, готовы и хотят отвечать, легко переключаются на новое дело, на новый вид деятельности и могут достаточно долго работать, не утомляясь.
Дети с сильным, неуравновешенным, инертным типом нервной системы (холерики) отличаются тем, что перестраиваются и переключаются на новый вид деятельности, однако если такой ребенок заинтересован, то он может работать долго и упорно, но если нет- отключается мгновенно. Работоспособность у таких детей очень неустойчивая.
Дети с сильным, уравновешенным, инертным типом НС (флегматики) медленно сосредоточивают свое внимание, трудно и долго включаются в работу, правда, включившись, работают долго и упорно, но не могут быстро перестроиться, им трудно переключить свое внимание.
Дети со слабым типом НС (меланхолики) малоактивны: их не видно и не слышно ни на уроке, ни в минуты отдыха, они не тянут руку, очень робки, медлительны, малейшее затруднение отвлекает их, быстро утомляются.

Средства предупреждения утомления у детей:

Для предупреждения утомления у детей необходимо соблюдать режим дня, исключив недосыпание, уменьшив нагрузку, правильно организовав чередование нагрузки и отдыха и увеличив их пребывание на свежем воздухе.
Планировать мотивацию деятельности, средства, приемы, соблюдать четко требования СанПина.
Обеспечить соответствие объема и степени сложности содержания учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Обеспечить качественное проведение оздоровительных моментов:
• минутка релаксации,
• дыхательная гимнастика
• гимнастика для глаз
• физкультминутки
• рациональный выбор поз в соответствии с видом деятельности (сидя на стульчиках, стоя в кругу, сидя на ковре, стоя вокруг стола и др.)
• Обеспечение эмоционального комфорта

Таким образом, профилактика утомления у детей заключается преимущественно в обеспечении всех условий для нормального развития и обучения детей.

источник

Усталость – это чувство знакомо каждому человеку, который способен двигаться и мыслить. Известны многим и признаки утомления. Мы постараемся в этой статье озвучить их и понять механизм их возникновения.

[1], [2]

Первичная симптоматика усталости несколько отличается в связи с генезисом процесса. Если причиной дискомфортного состояния стало умственное перенапряжение, то ранний признак утомления сводится:

  • К ухудшению памяти.
  • Проблемам к скорости переработки информации.
  • Человеку сложно становится сосредоточиться.
  • Появляется ощущение пустоты и тумана в голове.

Появление данной симптоматики связано с длительным и интенсивным умственным трудом, например, подготовка студента к экзамену, работа связана с постоянным решением умственных задач.

Если профессиональная деятельность человека связана с физическими нагрузками, это может быть тяжелая физическая работа или монотонный труд даже с небольшой нагрузкой. Например, такое состояние может наблюдаться у человека, работающего на конвейере, у спортсмена после изнурительной тренировки, у дальнобойщика после продолжительной езды и так далее. Ранний признак утомления такого характера проявляются:

  • Возникает желание поспать.
  • Апатия.
  • Снижается работоспособность:
    • Человек начинает работать на автомате.
    • Если на начальном этапе рабочий мог производить несколько действий одновременно, например, непосредственно выполнять свои профессиональные действия, разговаривать, поглядывать в окно, то, со временем, его сил хватает только на работу.
    • Постепенно происходит сбой в координации движения и организм рабочего начинает тратить больше энергии, чтобы выполнить ту же работу.
    • Производительности труда падает.
    • Идет потеря внимания, человеку сложнее концентрироваться на выполнении определенных действий.
    • Возрастает количество брака.
    • Как результат – такая ситуация может привести к несчастному случаю.
  • Наблюдается ответная реакция на усталость вегетативной системы:
    • Повышенное потоотделение.
    • Потребность глубже и чаще дышать.
    • Повышенный пульс.
    • Гиперемия кожного покрова человека.

Нередки случаи, когда утомление приходит от сочетания как физических, так и психологических (эмоциональных) нагрузок.

При нагрузках любого рода меняется состояние крови и у организма появляется необходимость ускорить ее циркуляцию в сосудах. Это работа сердечно — сосудистой системы. Следовательно, при повышенной физической нагрузке, прежде всего, большая работа достается сердцу, так как увеличиваются объемы перекачиваемой среды, растет объем наполнения и опорожнения сердечных желудочков, при этом организму приходится прикладывать больше усилий и сжигать больше запасов, чтобы получить необходимое количество энергии для сжимания и выпрямления мышц.

Чтобы для выполнения определенного физического действия хватило энергии, к напрягающимся мышцам подводится больше крови, при этом ее объемы перераспределяются в организме. Это происходит благодаря реакции сосудов: часть капилляров сужается, а другая увеличивается в сечении. Кроме этого объемы циркулирующей плазмы восполняются благодаря подкачке крови из так называемых «запасников» — локальных расширениях сосудов, которые преимущественно расположены в системе легких, печени и кожном покрове. При необходимости данные сосуды спазмируют и находящаяся там кровь подается в общий кровяной цикл.

Кислород – основной элемент питания и энергии поступает в организм через систему дыхания. И если в спокойном состоянии человеку достаточно от 150 до 300 кубических сантиметров воздуха в минуту (в зависимости от возрастной и половой принадлежности), то в случае высоких физических нагрузок, организм начинает потреблять данного продукта в 10 – 15 раз больше, то есть растут объемы легочной вентиляции.

При большой интенсивности физического труда или длительной его монотонности, наступает момент, когда к организму приходит усталость. Человек начинает ощущать признаки утомления.

В физико – химическом плане ранними признаками утомления являются:

  • Осаждение в мышечных тканях молочной кислоты, токсинов и других продуктов обменных процессов.
  • Торможение вегето – невралгической системы, понижение способности к работе у нервных аппаратов периферической системы.
  • «Усталость» коркового отдела центральной нервной системы.

На сегодняшний день медики считают наиболее вероятной теорию центрально-корковой усталости при функционировании мышц. Суть теории заключается в том, что появление признаков утомления – это корковая защитная реакция организма на физическое перенапряжение путем уменьшения работоспособности, первично, клеток корковой области.

[3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11]

В монограммах медицинского толка, представители этой области человеческой деятельности разделяют объективные и субъективные признаки утомления, которые между собой несколько разнятся.

Объективные признаки утомления это: •

  • Притупление чувства осторожности.
  • Снижения производительности труда.
  • Констатируемые физиологические изменения в организме:
    • Нарушение восприятия.
    • Ускорение частоты сердечных сокращений.
    • Учащение дыхания. Оно становится поверхностным, но частым.
    • Рост артериального давления.
    • Изменение характера ответной моторики.
    • Ускользания внимания.

К субъективным же признакам утомления можно отнести:

  • Общая усталость организма, снижение тонуса мышечной активности.
  • Локальное чувство усталости. То есть, человек направлено чувствует утомление, например, в нижних или верхних конечностях.
  • Появляется реальное желание уменьшить рабочий ритм или вовсе прекратить физическую или умственную деятельность.
  • При физической работе непосредственно в конечностях появляется слабость и легкий тремор.

Усталость – это физиологическая характеристика человеческого организма, представляющая собой временное уменьшение способностей организма к полноценной деятельности. Внешне, основной симптом усталости – это ухудшение качества работы и снижения ее темпа. Еще внешние признаки утомления это:

  • Меняется оттенок кожных покровов. В зависимости от интенсивности работы, он может колебаться от слегка розоватого до пунцово – красного (с выраженным цианозом -проступающей синюшностью).
  • Усиление работы потовых желез. При легкой интенсивности – это незначительные капельки пота, локализованные в основном на лице в лобной части. При тяжелой физической работе выделение пота достаточно обильное. При этом на одежде можно наблюдать пятна от соли, выходящей совместно с потом.
  • Изменение дыхательного ритма. Он может меняться от ровно – учащенного до более ритмичного и интенсивно – учащенного. Добавляется поднимание и опускание плеч в такт дыхания.
  • Сбои в координации движения. Если в начале работы движения человека скоординированы и на их выполнение затрагивается меньше энергии, то в последующем движения становятся более рассогласованными, появляется покачивание, тремор в верхних и/или нижних конечностях, не остается ни сил, ни желания к дальнейшему передвижению.

Если человек начинает ощущать усталость или наблюдаются внешние признаки утомления у рядом работающего человека, стоит приостановить деятельность и сделать небольшой перерыв, дав возможность организму хотя бы частично восстановиться.

[12], [13], [14], [15], [16], [17], [18]

Что же такое утомление и переутомление? Усталость – эту физиологическую реакцию организма на прикладывающуюся к нему нагрузку. Переутомление же – это продолжительное ощущение усталости, возникающее на фоне отсутствия длительное время отдыха. Так каковы же признаки утомления и переутомления и в чем различие этих двух терминов?

Утомление – это на физическом, психологическом и эмоциональном уровне истощение человеческого организма. Тогда как переутомление – это продолжительное ощущение чувства истощения, то есть утомления. Состояние переутомления является для многих современных людей постоянным чувством, в силу нашего ритма жизни и постоянного нахождения в стрессовом состоянии. В большей степени данный факт касается жителей мегаполисов. Данная ситуация является опасной для здоровья человека, а в некоторых случаях, может и не напрямую, и для его жизни.

Признаки утомления и переутомления достаточно очевидны и знакомы практически каждому.

  • Такого человека преследует постоянная сонливость.
  • Его могут донимать постоянные практически не прекращающиеся головные боли, интенсивность которых на протяжении дня меняется.
  • Даже после, казалось бы, спокойно проведенной ночи такое лицо чувствует себя слабым и «разбитым». То есть за время сна организм уже не в состоянии восстановить тот объем энергии, который был потрачен на протяжении дня.
  • Несмотря на постоянное желание поспать, долго не получается заснуть.
  • Преследуют такого человека и другие заболевания. Казалось бы, только пролечил одно, как тут же цепляется другое. Что есть результатом сниженного иммунитета.
  • Признаком утомления и переутомления является ухудшение памяти и снижения работоспособности на физическом уровне.
  • У человека появляется апатия и желание, чтобы его все оставили в покое.
  • Появляется рассеянность внимания. Такому лицу бывает необходимо приложить определенные усилия, чтобы сосредоточится.
  • Все эти факторы могут вызвать повышение артериального давления.
  • В таком состоянии люди становятся неразговорчивыми.

Если человек длительное время подвергается неблагоприятным факторам, усталость переходит в стадию хронической. Именно хроническую усталость и именуют переутомлением. На фоне ее падает способность организма сопротивляться внешним воздействиям, что приводит к увеличению риска получить травму или заболеть.

Не проходит бесследно переутомление и для нервной системы.

  • Нервные срывы.
  • Резкая смена настроения.
  • У такого человека возникает желание побыть одному.
  • Он может неадекватно реагировать, казалось бы, на незначительную реплику.
  • Истерики.
  • Ощущение тревоги, повышенная раздражительность.
  • Напряжение отношений с близкими людьми.

Если профессиональная деятельность человека связана с постоянными физическими нагрузками, то первично усталость начинает проявляться локально, затрагивая те мышцы, которые участвуют непосредственно в выполнении действий. При проведении исследований с применением эргографа Моссо было доказано, что в процессе постоянной физической активности мышц постепенно нарастает усталость и эргограф начинает фиксировать снижение силы, амплитуды и частоты с которой продолжают сокращаться и расслабляться мышцы. То есть происходит нарушение во взаимоотношениях антагонистических мышц. Особенно увеличивается время фазы расслабления.

Фиксирующаяся на ленте эргографа Моссо кривая имеет название — «кривая утомления». Анализируя результаты исследования, специалисты отмечают, что время между началом действия раздражителя и возникновением ответной реакции мышцы постепенно удлиняется, то есть латентный период становится больше.

Появившиеся признаки физического утомления, озвученные выше, являются предшественниками того, что тело просто перестает «слушать» сигналы мозга и «отказывается» продолжать работать. Коэффициент полезного действия мышечных тканей при этом постепенно снижается и стремится к нулю.

Не всегда человек может ощущать признаки физического утомления после интенсивной работы в конце рабочего дня. Иногда это состояние возникает у него и сразу после пробуждения, хотя ночь прошла спокойно, а сон был крепким. Причиной такой клиники может стать астения – состояние организма человека, при котором он функционирует из последних сил. Данная патология – это одна из разновидностей психических расстройств.

Диагностирование астении свидетельствует о том, что даже незначительная физическая нагрузка выбивает организм «из колеи», приводя его в полный упадок. Такое дискомфортное состояние влияет и на качество жизни такого лица. Ведь ему приходится подстраиваться под свой организм, меняя свои планы, так как «тело требует» более частого и длительного отдыха.

Читайте также:  Утомление переутомление перетренированность перенапряжение

При этом к признакам физического утомления можно еще отнести и:

  • Учащение частоты сердечных сокращений.
  • Повышенную потливость.
  • Плохое настроение или отсутствие любых эмоций (апатию) — на них просто нет сил.
  • Нередки случаи, когда человек начинает ощущать постоянную, различной интенсивности, головную боль.
  • Переутомление может сказаться и на аппетите: у уставшего лица уменьшается или полностью пропадает желание покушать. Следовательно, организм получает меньше энергии – получается замкнутый круг.
  • При хронической усталости можно наблюдать и расстройство кишечника.
  • Переутомление может сработать и, наоборот, гиперактивностью организма. Такая ситуация приводит к еще большему усугублению ситуации, так как организм, вопреки логике, начинает еще больше тратить энергии, запуская механизм самоуничтожения. И если, чтобы расслабиться, человек начинает использовать алкогольные напитки, ситуация усугубляется, а состояние здоровья только ухудшается.

Сама природа, казалось бы, защищает ребенка от переутомления, учитывая то количество движений, которое ребенок успевает проделывать на протяжении дня. Если примерить это на взрослого человека, то он, наверное, сошел бы с дистанции еще на середине. Но при повышенной подвижности признаки утомления детей все же наблюдаются, хотя и имеют свои особенности.

Педиатрами замечено, что чем меньший возраст малыша, тем меньший промежуток времени потребуется, чтобы у него наступила усталость. Так новорожденный ребенок, без каких бы то ни было физических нагрузок, устает уже спустя полтора – два часа с момента начала бодрствования.

По мере роста, к факторам, влияющим на состояние усталости маленького человека, добавляется физическая активность, а затем и мышление. Не стоит забывать, что малышу следует разнообразить нагрузки, применяя различные игры, так как монотонное занятие вызывает более быстрое появление признаков утомления детей.

Отличительной особенностью детского организма является то, что у него в момент усталости начинают превалировать признаки возбуждения над реакцией торможения. Продолжительный период ретардации достаточно быстро приводит малыша в состояние усталости. Одним из таких примеров может служить школьный урок. Дети не нагружаются физически, если только это не урок труда или физкультуры, и, тем не менее, ребенок приходит домой со школы уставшим.

Спровоцировать повышенную утомляемость у малыша может и переход к режиму дня без продолжительного дневного сна или сокращение длительности ночного отдыха, а так же нерегулярное проветривание помещения, в котором малыш проводит большее количество времени и малая продолжительность прогулок на свежем воздухе.

Причиной быстрой утомляемости детского организма является неправильно составленный родителями график чередования физических (игра) или умственных (занятие) нагрузок с отдыхом.

Признаки утомления детей начинают проявляться:

  • Ослаблением дифференцирования в движениях.
  • Снижение внимания и точности выполнения манипуляций.
  • Появляется двигательное беспокойство.

Если ребенок, устав, продолжает получать нагрузку, то в его организме срабатывает своеобразный тумблер, который процессом торможения затрагивает участок коры головного мозга, отвечающие за чувственные анализаторы: зрение, слух, кожу. Воздействуя на них, усталость вызывает у ребенка сон. Многие сталкивались с ситуацией, когда малыш засыпал в самом неподходящем месте или позе, что зачастую дает взрослым повод посмеяться. Для детей школьного возраста увеличивается составляющая умственной нагрузки и если родители активно пытаются сотворить из малыша гения и всесторонне развитую личность, записывая в несколько дополнительных кружком и секций – такой подход не приводит ни к чему хорошему. Отсутствие эффективного отдыха, игры на свежем воздухе, недосыпание и организм ребенка может не выдержать такой нагрузки, после чего происходит сбой.

Признаки утомления способны проявляться у малыша:

  • Частыми респираторными или другими заболеваниями.
  • Движения становятся вялыми и неуверенными.
  • Жалобами на головную боль.
  • Отсутствием аппетита.
  • Ухудшением памяти, рассеянностью.
  • Слизистая и кожные покровы становятся бледными.
  • При хронической усталости у ребенка может наблюдаться тремор верхних конечностей.
  • Появляется апатия и снижается интерес к школьным урокам.
  • Ребенок становится раздражительным и легко возбудимым.
  • Снижение возможности сосредоточиться приводит к росту числа ошибок.
  • В некоторых случаях можно наблюдать повышенную плаксивость.
  • Возможности организма активно мыслить снижаются.

Чтобы не допустить признаков утомления детей, первое, что должны усвоить родители – это то, что у ребенка должен быть разработан сбалансированный режим, в котором периоды нагрузок эффективно чередуются со временем отдыха. При этом:

  • Не допускать недосыпания у малыша.
  • Снизить нагрузки, сделав их умеренными.
  • Организовать эффективное чередование периодов отдыха и труда.
  • Отвести больше времени на игры ребенка на свежем воздухе.
  • Для дошколят время занятий не должно превышать 15-20 минут.
  • Исключить монотонность из занятий с малышом.
  • Следует практиковать разнообразие в занятиях, даже на протяжении одного урока.
  • Составить режим дня так, чтобы физические и умственные нагрузки адекватно чередовались с продолжительным отдыхом.

Продолжительная монотонная работа, порой, утомляет больше, чем активный физический труд. К такой категории профессий можно отнести водителей автотранспорта. Постоянная необходимость повышенного внимания, длительное сидение в одной позе делают свое дело – человек за рулем начинает уставать, появляются признаки утомления водителя.

  • Начинает притупляться внимание.
  • Ослабевает память.
  • Глаза покрываются поволокой и пытаются закрыться, в них появляется ощущение рези или писка. На организм водителя «наваливается» усталость и сонливость.
  • Начинается легкое головокружение.
  • Наблюдается рост выработки пота соответственными железами.
  • Период сонливости может смениться раздражительностью, перевозбуждением и наоборот.
  • Снижается скорость переработки поступающей информации.
  • Реакция на информацию может быть как заторможенной, так и слишком быстрой, но не всегда правильной.

Первые признаки утомления начинают проявляться уже спустя четыре часа непрерывного движения после момента, когда человек сел за руль. После того, как водитель без перерыва пробыл за рулем восемь часов, характер движения автомобиля существенно меняется:

  • Скорость автомобиля становится неравномерной.
  • Водитель более резко переключает передачи.
  • Автомобиль начинает делать лишние движения.
  • Теряется объективность в оценке ситуации.
  • Появляется симптом иллюзорно – оптической трансформации, когда объект кажется дальше, чем он реально расположен.
  • Опытный водитель способен, в такой ситуации, растерять все свои навыки.
  • Желая хоть частично отдохнуть, водитель немного заваливается назад или сползает с сиденья, что существенно сужает его обзор и затрудняет пользование рулем.

Зная это, опытные водители, после непродолжительного нахождения за рулем, обязательно остановят автомобиль и сделают перерыв на отдых, разминку, еду или даже сон. Ведь статистика несчастных случаев и аварий, когда водитель просто заснул за рулем, ужасает, унося множественные человеческие жизни.

Чтобы хотя бы частично развеять усталость, опытные водители и медики дают ряд рекомендаций:

  • Если водитель готовится в длительную дорогу, то ему стоит перед выездом поспать не менее семи часов.
  • Не следует перед длительной дорогой переедать.
  • Хотя бы раз в четыре часа стоит остановить машину и отдохнуть.
  • Можно умыться холодной водой или, по возможности, искупаться. Это хорошо взбодрит и прогонит усталость.
  • Стоит проделать несколько разминочных движений.
  • Неплохо подойдет крепкий чай или кофе.

Такие советы подойдут при незначительной усталости. Если же налицо все признаки утомления средней и высокой степени, то здесь рекомендация одно – полноценный сон. Но если нет возможности надолго остановиться и человек вынужден продолжать движение, то:

  • Свести к минимуму поездки в ночное время.
  • Стоит все же передвигаться на более низкой скорости, держа при этом дистанцию между впередиидущими машинами больше, чем обычно.
  • Не стоит все время смотреть в одну точку, а менять направление взгляда, переводя с одного объекта на другой.
  • Если за окном автомобиля наблюдается однообразный пейзаж, стоит каждые 15 – 20 минут менять скоростной режим.
  • Стоит приоткрыть или полностью открыть боковое стекло (по ситуации и времени года).
  • Исключить прием антидепрессантов и успокоительных.
  • Если водитель заядлый курильщик, после очередной выкуренной сигареты стоит проветрить салон.
  • Опасны для человека за рулем и любые сильные эмоции. Стоит сначала успокоиться, а затем продолжать путь.

Эти несложные советы дают возможность убрать монотонность дороги, которая притупляет внимание и усыпляет.

Медики по определенным признакам разделяют состояние усталости человека на две фазы. Признаки различных фаз утомления делятся в зависимости от принадлежности к этим категориям.

  • Начальная фаза или скрытое утомление – это уровень усталости, когда человек еще способен управлять своей работоспособностью и держать ее на необходимом для качественного выполнения работы уровне. Преодолеваемую усталость получаем благодаря повышенному стимулированию участков коры головного мозга, которые изыскивают резервы для выполнения поставленной задачи. Такой результат получается, несмотря на то, что коэффициент полезного действия организма уже снижен и произошли значительные сдвиги в работе вегето-сосудистой системы.
  • Следующая фаза усталости – это безвозвратные не преодолеваемые факторы усталости. Данная фаза определяется уменьшением внешней эффективности рабочего процесса. Несмотря на все потуги работника, его производительность стремится к нулю. Центральная нервная система начинает тормозить, а то и вовсе блокировать проходящие сигналы, заставляя человека прекратить работу.

Работая физически или выполняя умственное задание, человек способен почувствовать легкую усталость или утомится так, что просто «валиться с ног». По этому принципу можно дифференцировать и признаки различной степени утомления. При этом симптомы проявляются совокупностью внутренних и внешних факторов. К внешним проявлениям усталости относят изменение оттенка кожного покрова, нарушение ритма сердцебиения и дыхания, повышенное появление потоотделения, сбой в моторике и двигательной координации. К внутренним симптомам относят нарушения, связанные с отклонениями в работе функциональной и физиологической сферы. Это может быть тошнота и головокружение. Человек начинает ощущать боль в мышцах, которые получили наибольшую нагрузку.

Способность человеком переносить определенные нагрузки можно контролировать количественной составляющей частоты сердечных сокращений. В норме ЧСС в среднем у здорового человека попадает в интервал от 60 до 80 ударов в минуту. Отталкиваясь от цифр нормы, определяется уровень нагрузки и, соответственно, усталости. При нормальном состоянии организма, частота сердечных сокращений должна восстанавливаться на протяжении пяти минут после прекращения нагрузки.

Если ЧСС показывает от 100 до 130 ударов в минуту, то констатируется легкая усталость, если этот показатель попадает в пределы от 130 до 150 ударов в минуту — усталость и нагрузка средней интенсивности. Если ЧСС составляет 150 — 170 ударов в минуту, то можно уже говорить о высоких нагрузках, если же организм начинает работать на пределе своих сил, то частота сердечных сокращений может составлять от 170 до 200 ударов в минуту.

Внешние признаки различной степени утомления делятся:

  • Легкий уровень усталости:
    • Кожный покров слегка розовеет.
    • Капельки пота выделяются в небольшом количестве. Локализуются в основном на лице в области лба.
    • Ритм дыхания немного учащенный, но ровный, без срывов. Человек способен дышать как через рот, так и через нос.
    • Координация и моторика остается в пределах нормы.
  • Средний уровень усталости:
    • Кожный покров приобретает красный оттенок.
    • Обильное потоотделение, которое хорошо просматривается в области головы и тела.
    • Интенсивность дыхательной активности возрастает, человек в состоянии дышать только через ротовую полость, объемов носового дыхания уже не хватает.
    • Координация и моторика остается в пределах нормы.
  • Высокий уровень усталости — переутомление:
    • Кожный покров достаточно резко бледнеет, в треугольнике — уголки верхней губы и нос — появляется четко дифференцируемая синюшность, имеющая в медицине свой термин — цианоз.
    • Обильное потоотделение, которое хорошо просматривается в области головы и тела. На одежде проступают, выходящие с потом, соли, которые проявляются в виде белесых пятен.
    • Интенсивность дыхательной активности возрастает. Вдох и выдох дублируют плечи.
    • Наблюдается рассогласованность координации движения. У человека начинают труситься как верхние, так и нижние конечности, туловище слегка покачивает, могут возникнуть проблемы с передвижением.

Чтобы поддержать свой организм и не довести его до полного изнеможения, стоит откорректировать режим, приняв на вооружение некоторые профилактические меры:

  • Выделить время для прогулок на свежем воздухе перед сном.
  • Пересмотреть свой рабочий график. В нем время нагрузок должно чередоваться с расслабляющими перерывами.
  • Избегать стрессовых ситуаций.
  • Спать не менее восьми часов в сутки.
  • Стоит убрать из своей жизни вредные привычки.
  • Питание человека должно быть рациональным и богатым микроэлементами и витаминами. Авитаминоз – одна из основных причин ослабления организма и его переутомления.
  • Следует научиться переключать внимание или чередовать физическую работу с умственной, и наоборот.

Симптомы усталости знакомы каждому человеку и многие считают, что достаточно просто ненадолго прилечь и силы будут восстановлены. Но это не совсем так. Наш техногенный век, все ускоряющийся темп жизни и нахождение все 24 часа в стрессовой ситуации (это больше относится к жителям крупных городов) изматывают наш организм, держа его в постоянном напряжении. Поэтому большая часть населения уже имеет в своем анамнезе хроническую усталость, где присутствуют все признаки утомления. Но из любой ситуации можно найти выход. И главный в этом — сам человек. Только правильно организовав свою жизнь и научившись полноценно отдыхать можно решить проблему с хроническим переутомлением, которое может привести к полному истощению организма. Научитесь управлять своей жизнью и находить в ней те объективные и субъективные факторы, которые способны привнести радовать и умиротворение, а, следовательно, обеспечить возможность эффективного восстановления такой необходимой внутренней энергии!

источник