Меню Рубрики

Профилактика утомления классный час

Цель: учить учеников распознавать признаки усталости и переутомления, выполнять упражнения для релаксации, отдыхать и заниматься любимыми делами; воспитывать любознательность.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

— Как вы считаете, почему людям нужно учиться?

— Назовите условия успешного обучения. Удается ли вам их выполнять?

— Все ли вы делаете для того, чтобы ваше обучение было успешным?

— Представьте, что вы заблудились в лесу и вдруг увидели три дороги. Какую дорогу выбрать?

• Направо пойдешь — богатство найдешь, а здоровье потеряешь.

• Налево пойдешь — половину богатства найдешь, а половину здоровья потеряешь.

• Прямо пойдешь — ничего не найдешь, а здоровье сохранишь.

Вывод. Лучше всего пойти третьей дорогой, поскольку здоровье — главное богатство человека.

III . СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

— Сегодня на уроке вы узнаете про упражнения для релаксации и снятия усталости.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа по учебнику (с. 129-130)

— Докажите, что человек должен отдыхать.

— Что является главным для отдыха?

— Рассмотрите рисунок на с. 129. Каким образом организован отдых в школе?

— Рассмотрите рисунки на стр. 130. Объясните, как и когда следует выполнять домашние задания.

— Назовите признаки усталости.

• нарушения памяти, внимания.

— Назовите признаки переутомления.

— Когда наступает переутомление?

— К чему может привести переутомление?

Запомните! Устали — отдохните! Переутомление опасно для здоровья.

V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

— Вспомните свои любимые виды отдыха.

По очереди продолжите фразу: « Когда я устаю, я люблю. ».

— Отдых — важная составляющая здорового образа жизни. Какой способ отдыха самый лучший? Это зависит от того, от чего именно ты устал. Если долго играл в футбол, нужно дать отдых мышцам. А если учился, выполнял домашние задания, то лучший отдых для тебя — подвижные игры на свежем воздухе.

Поиграйте в игру «Пинг-понг». Для этого объединитесь в группы «Пассивный отдых» и «Активный отдых». За 3 мин напишите как можно больше способов пассивного и активного отдыха. Затем представители команд должны по очереди называть виды активного и пассивного отдыха. Выигрывает команда, которая закончит последней.

Запомните! Лучший отдых — это смена вида деятельности.

3. Продолжение работы по учебнику (с. 131-133)

— У каждого из вас среди многих видов отдыха есть любимые. Очень важно каждый день уделять внимание тому, что приносит радость и удовольствие.

— Из белых листов бумаги вырежьте облачка. Напишите на облаках то, что приносит вам радость. Создайте коллаж «Что дарит мне радость» из ваших рисунков.

— После напряженного учебного года нужно хорошо отдохнуть и восстановить силы. По очереди расскажите о ваших планах на лето, о том, как вы собираетесь отдыхать.

2) Упражнения на релаксацию.

— Жизнь современного человека насыщена различными событиями. Это приводит к физического и психологического напряжения. Приемы, которые помогают нам физически и психологически расслабиться и отдохнуть, называют упражнениями на релаксацию. их желательно выполнять на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении.

— Рассмотрите фотографии на с. 131.

— Выполните упражнения на релаксацию и дыхательные упражнения (с. 132-133).

Запомните! Упражнения на релаксацию помогают снять физическое и психологическое напряжение.

— Обсудите, почему нужно соблюдать режим дня.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

Назовите признаки усталости и переутомления.

источник

Классный час «Как предупредить переутомление? Твой режим дня»

Класс: 5 класс

  • Изучить причины переутомления;
  • актуализировать и способствовать у учащихся потребность в
  • формировать чувства личной ответственности за здоровый образ
Вложение Размер
сценарий мероприятия 18.4 КБ
rezhim_dnya_moy_kl_ch.pptx 685.63 КБ

Классный час «Как предупредить переутомление? Твой режим дня»

  1. Изучить причины переутомления
  2. актуализировать и способствовать у учащихся потребность в
  1. формировать чувства личной ответственности за здоровый образ

Используемое оборудование : компьютер, проектор, экран, листы для учащихся

Здравствуйте ребята! Мы начинаем очередной разговор о здоровье.

Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я вам всем желаю

Давайте посмотрим на Слайд 1 и уточним о чем же конкретно мы будем говорить. (переутомление) – причины переутомления и режиме нашего дня.

Как вы думаете что такое переутомление?

Давай те посмотрим что же это такое и прочитаем определение. Из словаря Ушакова. Слайд2

А как вы думаете, каковы причины переутомления. Обдумайте их в парах и запишите на листах, которые лежат у вас на партах.

Давайте обобщим их. Слайд 3

Из всех вышеперечисленных причин на какие вы можете повлиять?

Сегодня более подробно мы поговорим о режиме дня. Слайд 4

Что же такое режим дня? Слайд 5

Режим дня — это спланированный день.

А вы планируете свой день?

Поднимите руки кто соблюдает режим дня?

Для чего необходимо планировать свой день?

Предлагаю обратить ваше внимание на следующий слайд и посмотреть сколько учеников нашего класса планируют свой день. Слайд 6 . Чуть больше половины опрошенных учеников нашего класса планируют свой день, что говорить о рациональном использовании своего времени.

Посмотрите на следующий слайд , слайд 7 , где представлены различные действия ребят в течении дня. Давайте назовем их. А сейчас я попрошу вас поставить эти картинки в правильной последовательности. Как по вашему мнению необходимо распределить свои дела в течении дня. Слайд 8

Главные правила – разумное чередование умственных и физических нагрузок с отдыхом, рациональное питание – должны соблюдаться во всех случаях. В школьные годы надо научиться беречь время. Для этого каждый школьник может попробовать «сфотографировать» свой день: на листике бумаги слева записывать каждое даже самое маленькое дело, а справа – указывать потраченное на него время. Затем посмотреть записи и определить, где и когда время было потрачено зря. Тут же следует прикинуть, как лучше спланировать завтрашний день, чтобы потери времени не было. Такая «фотография» помогает научиться дорожить временем. Слайд 9

Как мы уже говорили ранее режим дня — это распорядок различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Слайд 10.

Многие школьники во время отдыха играют в компьютерные игры, разговаривают по телефону, смотрят телевизор. И это не секрет, что они вредны для здоровья.

А чем они вредны для здоровья? Компьютер, телефон, телевизор излучают вредную радиацию , а кроме того компьютер влияет на зрение.

Как правильно пользоваться компьютером? (полчаса работы на компьютере , а потом перерыв не менее получаса. Не смотреть телевизор более 2 часов). А сколько времени мы проводим за компьютером и телевизором. слайд 11

Еще одним из вопросов анкетирования был : « Делаете ли вы паузы при выполнении домашнего задания? » — что свидетельствует о переутомлении и влиянии на зрение. Слайд 12

Я хочу вам предложить зарядку для глаз, которая поможет расслабиться вашим глазам и сохранить зрение. Слайд 13 ( читаем и делаем )

Дома вам необходимо «сфотографировать» свой день и проанализировать его самостоятельно. А на следующем классном часу мы обсудим ваши «фотографии».

Давайте обобщим все выше сказанное и ответим на вопрос для чего же нам нужен режим дня?

источник

— учить детей способам повышения работоспособности;

— формировать навыки переключения на разные виды деятельности для избежания утомления.

1.Сообщение темы и целей урока.

2. Вступительное слово учителя.

Еще в начале века выдающийся ученый И. М. Секачев установил, что время труда и после него утомление быстрее снимается не полным покоем, а активным отдыхом.

Утомление снижает работоспособность мышц, но стимулирует процессы восстановления. Во время отдыха восстановление энергии преобладает над процессами распада. Если же работа была достаточно, но не чрезмерно интенсивной, то происходит не только полное восстановление работоспособности до Исходного уровня, но и превышение его.

Для профилактики утомления необходимо соблюдать режим дня, проводить физкультурные паузы каждые 30 минут при выполнении домашних заданий, посещать спортивные секции, играть на свежем воздухе.

1. Что такое утомление.

— Что влияет на возникновение утомления?

Необходимо помнить, что умеренное утомление быстро проходит при смене вида деятельности, отдыхе. В случае недостаточного отдыха может наступить переутомление организма, что ведет к расстройству сна, потере аппетита, головным болям, снижению внимания и памяти. Переутомление требует специального лечения, так как ослабляет сопротивляемость организма к различным заболеваниям и неблагоприятным влияниям.

Основным сигналом к отдыху при физической работе служат чувство усталости, желание отдохнуть, появление мышечных болей.

При крайней степени утомления могут возникнуть такие симптомы, как головокружение, шум в ушах, тошнота, дрожание конечностей.

При умственном утомлении чувство усталости не бывает резко выражено. Оно обычно проявляется в снижении интереса к работе, рассеянности внимания, неуверенности и замедленности в действиях.

2. Прогрессивная релаксация.

Сжать в полную силу кулак, ослабить напряжение, почувствовать расслабление; то же — вполсилы.

3. Независимо от индивидуальных особенностей человека значительное влияние на работоспособность оказывает микроклимат в помещении (оптимальная температура и влажность воздуха, освещенность, звукоизоляция, окраска стен и т. д.).

По мнению ученых, интерьер и цвет комнаты отражают интересы, привычки человека, во многом определяя его настроение и самочувствие.

Посторонние шумы, разговор, крики с улицы и другое снижают продуктивность работы. Уроки надо делать в тишине, чтобы не утомлять нервные клетки.

Утомление не разрушает организм, а поддерживает его. Чем больше утомление (конечно, до определенного предела), тем сильнее стимуляция восстановления и выше уровень последующей работоспособности.

4. Релаксация.

Учащимся предлагается, приняв удобную позу и расслабившись, вспомнить реальную ситуацию, вызвавшую ощущение радости. Затем воспроизвести ее в своем воображении очень подробно, запомнить чувства, которые при этом возникли.

— Вызывает ли у вас утомление выполнение этой работы? Почему?

— Конечно, интерес к выполняемой работе, волевое усилие, эмоциональное напряжение могут компенсировать и маскировать наступление утомления. В то же время отсутствие интереса, неудовлетворенность трудом, неправильная его организованность могут вызвать ускорение утомления.

— Каким образом ты постараешься преодолеть утомление глаз, если тебе необходимо продолжить заниматься?

— Один ученик все воскресенье смотрел телевизор, а другой гулял во дворе, катался на лыжах, помогал по хозяйству маме. Какой ученик провел выходные с пользой для своего здоровья и получил необходимый запас энергии на предстоящую учебную неделю? Почему?

6. Магия воды.

Звучит музыка «Магия воды» (с диска по релаксации).

— Какие чувства вызвала у вас эта музыка? (Расслабление, умиротворенность.)

— Верно. Люди издавна используют звуки воды для снятия напряженности. А как вы думаете, почему человек утомляется?

Утомление — это ощущение, возникающее вследствие длительной и возможно однообразной работы, временное ухудшение функционального состояния организма человека, снижение работоспособности, неспецифические изменения физиологических функций, чувство усталости

источник

Тема урока «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»

Цель урока: получение учащимися теоретических знаний о здоровом образе жизни и профилактике утомления; формирование основ здорового образа жизни и выполнения правил здоровьесбережения

Образовательные – способствовать расширению представления о здоровом образе жизни и формированию умений систематизировать и анализировать информацию, которую учащиеся получают на уроках ОБЖ и из средств массовой информации.

Развивающие – развивать творческое мышление учащихся, умение излагать свое мнение, обсуждать, делать выводы, сотрудничать, работать с источниками информации.

Воспитательны е – воспитывать чувство ответственности за своё состояние здоровья и других, умения учиться, заботиться о своем здоровье и вести здоровый образ жизни.

Оформление доски. Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно. (И. Брехман)
Здоровье – дороже золота. (В. Шекспир)

Тип урока : комбинированный.

Формы работы : фронтальная, индивидуальная, групповая.

1. Организационный момент (психологический настрой на урок)

— Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении. Желаю вам сегодня успешной работы.

— Мне очень хочется, чтобы после нашего занятия у вас появилось новое отношение к самому себе, к своему здоровью. В жизни вас ждут опасности, которых нужно не бояться, а избегать или остерегаться.

Мотивация и целеполагание.

— послушайте спор «Счастья и здоровья»

Поспорили однажды Здоровье и Счастье о том, кто из них важнее. Счастье говорит:
— Я важнее!
— Почему?
— Без меня людям плохо. Они всегда ищут меня. Обо мне все только и говорят. Каждый хочет быть счастливым.
— Каждый также хочет быть здоровым.
— Про здоровье мало кто говорит, а вот про счастье все подряд.
— Ты считаешь, что здоровье не нужно людям?
— Счастье важнее! Без него человек не может. Смотри, вон идет мальчик. Давай у него спросим, что для него главнее — счастье или здоровье?
Они обратились к мальчику.
— Мальчик, что для тебя важнее — счастье или здоровье?
— Конечно же, счастье! – не задумываясь, ответил мальчик.
— Ты счастливый?
— О! Да, я счастливый!
— Вот видишь! — захлопало в ладоши Счастье и подпрыгнуло от радости. — Я же говорю, что счастье главнее.
— А скажи, мальчик, ты здоров? — задало следующий вопрос Здоровье.
— Да, я здоров!
— Везёт тебе! — вмешалась в разговор проходившая мимо женщина. — Мне бы твоё здоровье, тогда и я была бы счастлива.

Итак, что же главней: здоровье или счастье?

— Конечно, каждый знает, что важнее – здоровье!

— Как вы думаете, что мы должны сегодня узнать на уроке, чему научиться?

Тема сегодняшнего урока «Здоровый образ жизни и профилактика утомления». Слайд

Здоровье для человека самая главная ценность.

А что же такое здоровье (ответы детей).

Здоровье это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия.

Слайд . Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия, которое связано с повседневной жизнедеятельностью и его личной безопасностью

ЗОЖ – это индивидуальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовывать свои возможности для сохранения здоровья и обеспечения благополучия.

Давайте вспомним из каких составляющих состоит ЗОЖ? (Составить ромашку ЗОЖ)

2. физическая культура и двигательная активность, прогулки на свежем воздухе

6. отсутствие вредных привычек

— А какое определение вы бы дали здоровому образу жизни – что это?

? чем вы занимаетесь в течение дня: (ответы)

— приготовление домашних заданий

— занятия физической культурой, в кружках, секциях…

— выполнение поручений родителей и т.д.

Ваши виды деятельности чередуется с отдыхом: между уроками это перемены, а между другими видами деятельности – это активный и пассивный отдых.

— Предлагаю обсудить: что такое активный и пассивный отдых?

Активный отдых – прогулка, спортивные игры

Как думаете, по какой причине возникает состояние утомления?

— человек не может распределить свои силы

Что же такое утомление? Стр.153 (определение зачитать)

Слайд Утомление – это состояние временного снижения работоспособности человека.

В чём может проявиться утомление?

— нарушение координации и т.д.

Ещё раз делаем вывод: что выполнение режима работы и отдыха обязательно

Поэтому для профилактики утомления необходимо владеть навыками самоконтроля:

Показатели самоконтроля делятся на субъективные и объективные

Работа в группах – с учебником заполнить таблицу

Учитель: Закройте глаза, представьте, что вы в саду. Светит солнце, и вы чувствуете теплые лучики, которые ласкают ваше тело. Вокруг деревья, вы чувствуете их ароматный запах. Все вокруг спокойно и вы спокойны. Ваше дыхание медленное и спокойное. Вдох – выдох… Вдох – выдох…Вы входите в глубь сада, и перед вами стоит, раскинув ветви, яблонька с налитыми яблочками. Потрогайте их. У вас появляется желание насладиться их незабываемым вкусом. У вас поднимается настроение. Вы чувствуете себя самым счастливым человеком на свете.

Читайте также:  Что такое утомление и в чем его сущность

1 ряд: Показатели самоконтроля делятся на субъективные (которые вы можете определить по своим ощущениям): самочувствие, работоспособность, сон и аппетит

2 ряд: объективные (не зависящие от ваших ощущений): частота сердечных сокращений и артериальное давление.

Систематическое наблюдение за своим состоянием, его анализ помогает нам планировать нашу деятельность, рационально использовать время и добиваться поставленных целей.

Слайд Чтобы добиться увеличения двигательной активности необходимо:

использование физических упражнений; динамических пауз на уроках;

занятие различными видами спорта;

подвижные игры на свежем воздухе; систематическая физическая тренировка; оздоровительная ходьба;

ходьба на лыжах; езда на велосипеде; прыжки через скакалку, и так далее.

Закрепление: тест « Здоровый образ жизни и его составляющие».

Здоровый образ жизни – это?

Итог урока: допишите, какой вывод можно сделать по уроку?

2.Чередовать работу и отдых

3.Соблюдать правила здорового образа жизни

4.Соответствовала ли наша работа целям урока? Ответы?

— Мы раскрыли понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»,

-Изучили составляющие здорового образа жизни и профилактику утомления

-Давайте ещё раз вспомним составляющие здорового образа жизни

Слайд— А еще, ребята, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье окружающих, нам всем необходима доброта.

— Давайте хором пожелаем друг другу: “ Будьте здоровы!”
IV. Подведение итогов урока

Домашнее задание. Прочитать параграф 7.1

Подобрать высказывания, пословицы, поговорки о здоровом образе жизни.

Составить синквейн по теме урока «здоровье, ЗОЖ»

Рефлекси я: «дерево ЗОЖ» ( прикрепить листочки к дереву).

Зеленый цвет – если урок вам понравился, вам было интересно и у вас было прекрасное настроение.

Жёлтый цвет – если вы были не совсем довольны уроком и у вас было грустное настроение.

Оранжевый цвет – если вы были недовольны уроком и у вас было мрачное настроение.

источник

Тема: «Помоги себе сам. Умственное утомление»

— формирование знаний о признаках умственного утомления и умений выполнять упражнения для снятия умственного утомления;

— формирование эмоционально — целостного отношения к здоровому образу жизни.

— «Карта страны Здоровья»; рисунок доктора Айболита.

— «Дерево раздумий» с ситуациями.

— Рисунок «Солнышко настроений», бантики.

— «Мудрые слова»: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

— «Новые» слова: утомление, переутомление, эмоции, оптимисты, пессимисты, депрессия.

1. Актуализация и целеполагание.

Задачи: актуализация знаний об умственном утомлении и его последствиях

(на основе наблюдений учащихся).

Какой вид деятельности является основным на уроке?

Мы учимся, а любое обучение — это большой умственный труд.

— Посмотрите вокруг себя. Вы видите много вещей: учебники, мебель, одежда, здание школы — кто это создал? (Руки человека, труд человека).

Как пианист или хирург заботятся о своих руках, об их ловкости, эластичности; как певец бережёт свое горло, чтобы не простудить его, не перенапрячь голосовые связки, так и мы с вами должны заботиться о том, чтобы пополняя свои знания, не доводить свой организм до переутомления.

Сегодня мы совершим путешествие на станцию «Помоги себе сам» и поговорим об умственном утомлении.

Кто встречает нас? (Доктор Айболит)

Айболит предлагает нам ответить на следующие вопросы: (Вопросы записаны на доске, как план).

— Как вы понимаете, что такое умственное утомление?

— Как проявляется утомление?

— Что нужно предпринимать, чтобы его не допустить?

— Как снять умственное утомление, если оно наступило?

2. Формирование знаний и умений.

— Скажите, ребята, бывали ли у вас ситуации, когда, выполняя задания в школе или дома, вы чувствовали сильную усталость? Расскажите о своих ощущениях.

— Продолжали ли вы после этого выполнять задания? Легко ли вам удавалось это делать?

Правильно, усталость проявляется в нежелании выполнять ту работу, которую до этого вы делали с удовольствием. Проявление головной боли, слабости, сонливости, потери аппетита — это сигнал к тому, что надо отдохнуть,

т. е. организм даёт сбой, наступает утомление. А если вы будете продолжать выполнять работу в состоянии усталости и будете это делать часто, то утомление может перейти в особое состояние — переутомление, а это уже болезнь.

Она проявляется в ослаблении памяти, снижении внимания, затруднении мышления. Человек становится рассеянным, раздражительным, ему неинтересно, что происходит вокруг, нарушается сон, снижается аппетит, часто мучают головные боли. При этом наблюдается также снижение устойчивости организма к различным заболеваниям, в первую очередь к простудным.

— Хотелось бы вам приобрести такое заболевание? (Конечно, нет).

— Для этого мы с вами разучим упражнение, которое называется «Сбрось усталость». Как только вы почувствуете утомление, выполняйте его в течение 1 — 2 минут.

в) Упражнение «Сбрось усталость»

1. Встаньте, ноги врозь, слегка согнув в коленях, немного наклонитесь вперёд, руки свободно опустите вдоль туловища, расправьте пальцы, склоните голову к груди.

2. Плавно покачивайтесь из стороны в сторону и вперёд — назад.

3. Резко встряхните головой, руками, ногами, всем телом.

Вы встряхнули почти всю усталость.

Чуть-чуть осталось? Повторите это упражнение, Вы почувствовали прилив бодрости, настроение улучшилось?

Можно проговорить со словами:

Медвежата в чаще жили, А потом они играли

Головой своей крутили: Выше лапы поднимали

Вот так, вот так (Вращения головой). Вот так, вот так.

Медвежата мёд искали, (Поднимают руки и ноги

Дружно дерево качали. попеременно).

Вот так, вот так. (Показываем руками).

г) Анализ ситуаций (работа в группах). «Дерево раздумий».

К доктору Айболиту пришли письма от ребят. Они просят о помощи.

Может быть, мы поможем Айболиту ответить на письма ребят?

— Вы работаете в группах. Каждой группе Айболит поручает обсудить ситуацию. С«Дерева раздумий» получите конверт, раскройте, прочтите, обсудите ситуацию, сделайте вывод о том, из-за чего наступает утомление, дайте совет. (Конверты разного цвета).

Мой брат Серёжа — ученик 3 класса. Он очень любит читать книги и играть на компьютере. Придя из школы домой, наскоро пообедав, он идёт к другу. Они обмениваются книгами, кассетами или дисками, немного гуляют, а затем расходятся по домам, чтобы выполнить домашнее задание. После этого Серёжа занимается своим любимым делом: чтение книг или игрой на компьютере допоздна, иногда до 12 часов ночи. Утром ему нелегко вставать, но, сделав утреннюю зарядку, он чувствует себя лучше. В школе уже на втором уроке он чувствует себя утомлённым. Почему? Какой бы совет вы дали Серёже?

Света весёлая, общительная девочка. После школы она любит поболтать с подружками, погулять по улице, никогда не спешит домой. Вернувшись поздно, она вспоминает, что должна выполнить поручения мамы. Выполняя их, часто отвлекается на звонки друзей, долго беседует с ними.

Домашнее задание садится делать в разное время, иногда в 17 часов, иногда в 19 ч. И так на протяжении месяца, Света начла замечать, что успеваемость в школе стала хуже, чаще появляется плохое настроение, усталость.

Почему? Какой бы совет вы дали Свете?

Денис предпочитает подольше поспать, не успевает перед школой позавтракать.

В школьной столовой он наспех съедает булочку, запивая её чаем. Играет на перемене с ребятами. После уроков, не заходя домой, долго гуляет на улице. Вернувшись, он опять наспех съедает бутерброды, потому что на разогревание еды ему не хочется тратить время, так как по телевизору скоро начнутся мультфильмы. Потом надо садиться делать уроки. К вечеру он чувствует, что болит голова.

Почему? Какой бы совет вы дали Денису?

Лиза не любит гулять на улице, она предпочитает отдыхать у себя в комнате, занимаясь любимым делом, Она никогда не открывает в комнате форточку, боится заболеть. К вечеру она чувствует себя утомлённой, и у неё часто болит голова. Почему? Какой бы совет вы дали Лизе?

Физкультминутка «Оживлялки, прогонялки утомилок»

Упражнение для снятия утомления и улучшения мозгового кровообращения.

Ей вращаем вправо – влево. (Медленное вращение головой)

И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд – назад).

В стороны разводим. (Потягивание – руки вверх – в стороны).

Плавно производим. (Повороты туловища вправо – влево).

Достаём руками пол. (Наклоны вперёд).

А теперь – конец разминке. (Дети садятся).

Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.

« Рисуем в воздухе цифру 8 носом».

Упражнение для профилактики простудных заболеваний и снятия напряжения.

Разотрите пальчиками мочки ушей, теперь край ушной раковины — сверху-вниз, при этом поцокайте язычком, как лошадка. 15-20 секунд.

Под носом ты теперь потри (1,2,3)

Брови надо причесать (1,2,3,4,5)

Вытри пот теперь со лба (1,2)

Серьги на уши повесь, если есть (1,2)

Заколкой волосы скрепи (1,2,3)

На шею бусы надеваем: примеряем, расправляем.
А на грудь повесим брошку,

Вот как славно мы трудились

Упражнение для отработки правильной артикуляции.

Дотянитесь язычком до подбородка, ещё дальше. 6 раз.

Упражнение для утверждения своей самооценки, своей успешности.

Быстро-быстро сожмите и разожмите пальцы рук, поморгайте, затем крепко зажмурьтесь, сожмите кулачки и скажите: «Я справлюсь! Я смогу! Я ничего не боюсь!»

3. Обсуждение ситуаций о мерах профилактики умственного утомления

От каждой группы после обсуждения ситуаций выходят по 1 человеку.

Ситуация 1. У Серёжи наступает утомление из-за неполноценного сна.

Спать нужно ложиться не позднее 22 часов и вставать в 7 часов утра.

— Бывали ли у вас такие ситуации, когда вы приходили в школу не выспавшись?

— Можете вспомнить, как прошёл тогда ваш день? Для чего необходимо хорошо высыпаться?

(Сообщение ученика из группы)

Сон для человека имеет важное значение. Как бы вы не отдыхали днём, организму необходим полный покой, который возможен только во время сна, когда отдыхает прежде всего нервная системе и её самый высший отдел — головной мозг. Отдыхают и внутренние органы, их работа замедляется, сердце бьётся спокойнее, мышцы расслабляются, позвоночник распрямляется. Для человека лишение сна опаснее, чем лишение пищи. Был проведён эксперимент со щенятами, которых кормили, но не давали спать. На пятые сутки они умерли.

У невыспавшегося человека нарушается деятельность головного мозга, которая приводит к нервным заболеваниям. Чем меньше возраст, тем больше нужно спать. Детям 10-12 лет надо спать не меньше 10 часов. Хорошо высыпаешься, если ложишься в одно и то же время. Недосыпание приводит к быстрому утомлению, к плохой работоспособности в течение дня.

Ситуация 2. Света не соблюдает режим дня и из-за этого устаёт.

— Почему важно соблюдать режим дня?

Режим дня — это определённый ритм жизни, по которому вы живёте: спите, занимаетесь в школе, обедаете, гуляете, учите уроки, занимаетесь любимым делом, у вас остаётся время почитать, помочь маме по хозяйству. У каждого есть режим дня, только у одних он правильный, а у других — нет.

Какой режим дня можно назвать правильным?

Тот, при котором рационально распределено время для труда и отдыха. При правильном режиме дня вы всё успеваете сделать, у вас хорошее настроение, активное и бодрое состояние.

Умственная работоспособность человека в течение дня меняется. Лучший период её в утренние часы — с 9 до 11 часов, а затем уровень работоспособности несколько снижается. Кчасам начинается второй подъём работоспособности. В это время лучше всего готовить домашние задания.

Ситуация 3. Денис устаёт из-за того, что неполноценно питается.

Пища даёт организму энергию, необходимую для работы мышц, сердца, мозга и других органов. При недостатке пищи человек слабеет, нормальная деятельность всех органов нарушается. Пища — это «строительный материал» для растущего организма. Поэтому так важно полноценно питаться в одни и те же часы. Тот, кто не садится вовремя кушать или, наоборот, постоянно что-то жуёт (конфету, булочку, печенье), портит аппетит и нарушает правильное пищеварение, его нормальный ритм.

Ситуация 4. Лиза не гуляет на улице и не проветривает комнату, поэтому чувствует себя усталой.

Детям необходимо гулять в любую погоду не менее 2 часов в день и обязательно проветривать комнату, так как из-за недостатка кислорода могут возникнуть головные боли, головокружение, тошнота и даже потеря сознания.

Как помочь себе, чтобы не допускать умственного утомления? (Ответы детей)

— Рассмотрев ситуации, вы поняли: чтобы не допускать умственного утомления, необходим чёткий режим дня, полноценный сон, рациональное питание и свежий воздух.

4. Снятие психоэмоционального напряжения.

— Познакомимся ещё с некоторыми секретами преодоления умственного утомления. .

С древнейших времён музыка сопровождает человека, даря ему духовное и физическое здоровье.

(Звучит лёгкая, спокойная музыка)

А) Аутотренинг (аффирмация — утверждение).

Чтобы снять эмоциональное напряжение, вы можете повторять такие слова. (Повторяют за учителем).

Меня любят, и я нужен. Мои родители меня обожают, они гордятся мной. Я люблю себя. Я умный и сообразительный. Я всегда здоров. У меня много друзей.

Я умею любить. Я добрый и любящий. Я умею заботиться о себе. Я прощаю всех, кто обидел меня. Я прощаю самого себя. У меня всё хорошо. Я успешный. Я сильный. Я всё преодолею и смогу.

5. Положительные эмоции и хорошее настроение.

Есть ещё один очень важный компонент преодоления умственного утомления, о котором невозможно умолчать.

Представьте, что это лица людей. (Картинка схематично изображает выражение лица радостного, грустного, сердитого, печального человека). Что вы в них заметили? (У них разные выражения).

— От чего зависит выражение лица? (От чувств, которые человек испытывает, от настроения).

— Какое чувство мог бы испытывать каждый из этих людей? (Радость, горе, страх, скуку).

— А ещё какие чувства способен испытывать человек? (Гордость, обиду, злобу, досаду, равнодушие, разочарование и т. д.)

— Чувства по — другому называют эмоциями. В словаре сказано:

«Эмоция — чувство, душевное переживание». От эмоций зависит и наше (настроение). Настроение — это душевное состояние человека.

Вы наверное слышали выражения: «Меня захлестнули эмоции. Эмоциональный человек». Как понять эти выражения?

— А теперь подумайте и скажите, может ли настроение влиять на здоровье и как?

— С какими прилагательными мы чаще всего употребляем слово «настроение»? (Плохое, хорошее, замечательное, великолепное, отличное, никакое).

Закройте глаза и попробуйте увидеть, какого цвета хорошее настроение.

В каких случаях у вас бывает прекрасное настроение? (При хорошем самочувствии, хороших отметках и т. д.)

Какие ощущения вы испытываете в этот момент? (Чувство лёгкости, всё кажется прекрасным, интересным).

Закройте глаза и представьте цвет плохого настроения. (Оно тёмное, мрачное, Таким оно бывает, когда не выспишься, получишь плохие отметки, плохо себя чувствуешь, В этот момент никого не хочется видеть, ничего не хочется делать …)

— Да, настроение бывает разное: хорошее, плохое, никакое — оно зависит от душевного состояния. Есть люди, у которых чаще всего бывает хорошее настроение, таких людей называют оптимистами, а тех, у кого часто плохое настроение — пессимисты.

— К кому бы вы себя отнесли? Как вы думаете, у кого быстрее наступает умственное утомление: у человека с плохим настроением, вечно всем недовольным, или у человека с хорошим настроением?

— Вы общаетесь с людьми постоянно. С каким человеком легче, приятнее общаться? (С тем, у которого хорошее настроение).

Если человек жизнерадостен, приветлив, с ним приятно поговорить, поделиться своими планами. Он легко развеет ваши грустные мысли, вселит надежду, и вы почувствуете себя легко и уверенно, вам захочется с ним общаться, дружить.

С человеком злым, постоянно чем-то недовольным, трудно общаться, он чаще всего бывает одинок, с ним не хотят дружить, и от этого у него может развиться депрессия. Вот поэтому от настроения зависит ваше самочувствие, ваше здоровье.

Читайте также:  Утомление мышц и их влияние их на работоспособность изучал

— А как поднять себе настроение, если оно у вас плохое? (Послушать любимую музыку, посмотреть мультфильм, почитать интересную книгу, пообщаться с другом выполнить физические упражнения, покататься на лыжах, коньках, помочь маме и т. д.)

— А сейчас почитайте советы психологов, которые помогают избавиться от плохого настроения.

Советы доктора Айболита «Помоги себе сам.

Как избавиться от плохого настроения».

Вы дадите физический выход своей отрицательной энергии, вместе с ней уйдёт и злость.

· Замесить тесто понарошку, раскатать его.

Злость улетучится, так как работать с тестом — очень увлекательное занятие.

Рассказать кому — нибудь о своём плохом настроении: близким, подруге, другу, собаке, кошке, кукле.

· Спеть бодрую песенку, послушать весёлую музыку, сплясать быстрый танец.

Набрать в ванну тёплой воды, лечь и всем телом ощутить, как вода смывает всё дурное, или постоять под душем.

Надуть шарик, завязать и бросить его в мусорный контейнер или в воздух — с ним улетит далеко и плохое настроение.

— Теперь вы знаете, что нужно сделать, если вам плохо оттого, что у вас скверное настроение, вы разозлились на кого-то. Вам плохо от совершённого некрасивого поступка, надо признаться и попросить прощения, вы мучаетесь.

Выйти из этого состояния надо обязательно, это просто необходимо. Иначе, это просто отразится на вашем здоровье и на самочувствие в течение дня, а может быть, и несколько дней вы будете чувствовать себя удручённо.

Вы находитесь в школе с 8 до 13 часов, и очень важно какое настроение будет у вас преобладать весь день. Ведь от этого зависит ваше здоровье, ваш

умственный труд, учёба, ваши отношения с одноклассниками и учителями.

Мы, взрослые, стараемся сделать всё, чтобы вам в школе было уютно и комфортно. А ты помоги себе сам.

6. Игра «Давайте говорить друг другу комплименты».

Встаём в круг, перебрасывая мяч друг другу, говорим друг другу приятные слова-комплименты.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Что полезного вы унесёте с нашего занятия?

Что вы будете делать для того, чтобы не получить умственного утомления?

На парте у вас разноцветные бантики, выберите тот цвет бантика, какое у вас сейчас настроение, прикрепите к солнышку.

Оранжевый – восторженное, бодрое.

Красный цвет – напряженное, возбуждённое.

Синий, фиолетовый – грустное, печальное.

А нашим гостям мы подарим песню и пожелаем им крепкого здоровья и прекрасного настроения. (Звучит песня «Знай своё тело»)

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 37 городского округа г. Буй

(Путешествие по стране ЗДОРОВЬЯ)

высшей квалификационной категории

источник

Здоровый образ жизни и профилактика утомления.

1. получение учащимися теоретических знаний о здоровом образе жизни и профилактике утомления;

2. формирование основ здорового образа жизни и выполнения элементарных правил здоровьесбережения, умения учиться, заботиться о своем здоровье.

3. воспитание ответственного отношения к своему здоровью.

Ход занятия

Дорогие ребята! Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Вот видите, от ваших улыбок уютнее и светлее стало в классе.

Мне очень хочется, чтобы после нашего занятия-путешествия у вас появилось новое отношение к самому себе, к своему здоровью. В жизни вас ждут опасности, которых нужно не бояться, а избегать или остерегаться.

Мы сегодня отправляемся с вами в удивительное путешествие на сказочный остров, остров Здорового образа жизни.

В путь- дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся!

Но дорога не проста из-за каждого куста

Может недруг появиться.

Вам придется с ним сразиться!

Но чтобы отправиться нам в эту прекрасную страну, давайте ответим на вопрос. Народная мудрость гласит: «Здоровье потеряешь – всё потеряешь». Согласны ли вы с этой мудростью.

— От кого зависит в первую очередь здоровье человека?

  • — это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно.

— Есть правила, которые помогают человеку, вырасти здоровым, крепким, жизнерадостным, готовым к труду, учёбе и вообще к жизни. Знаете ли вы их, назовите.

Ребята, а теперь посмотрите на мои правила, согласны ли вы с ними?

  • Много двигаться, делать утреннюю зарядку.
  • В школу и обратно идти пешком.
  • Выполнять физкультминутки на уроках.
  • Играть в подвижные игры на перемене и во дворе.
  • Выполнять домашние дела.
  • Активно участвовать в уроках труда и физкультуры.
  • Заниматься в спортивных секциях и кружках.
  • Участвовать в кроссах, соревнованиях, походах.

Необходимо постоянно заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни. А что же это такое?

ЗОЖ— образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

Что же включает в себя здоровый образ жизни?

  • Личная гигиена
  • Двигательная активность и профилактика утомления
  • Соблюдение режима труда и отдыха
  • Правильное питание
  • Закаливание
  • Отказ от вредных привычек
  • Профилактика стрессов

Первая наша остановка в городе Гигиены.

Девиз жителей этого города: «Чистота – залог здоровья».

Чтобы попасть в этот город, мы должны ответить на вопросы:

Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.

Почему необходимо мыть руки перед едой?

На грязных руках содержится большое количество микробов, которые, попадая с пищей в рот, могут вызвать заболевание.

Зачем надо коротко стричь ногти?

Под ногтями собираются грязь и микробы – возбудители заразных болезней.

Сколько раз в день необходимо умываться?

Умываться необходимо два раза в день – утром после сна и вечером перед сном.

Как часто нужно мыть все тело и голову?

Все тело и голову необходимо тщательно мыть мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю.

Как часто нужно мыть руки?

Руки нужно мыть несколько раз в день – перед едой, после посещения туалета, придя с улицы, после общения с животными, то есть после любого загрязнения.

Как часто нужно стричь ногти на руках и ногах?

Ногти на руках необходимо стричь один раз в неделю, на ногах – один раз в две недели.

Чистота – залог здоровья – это известно всем!

А сейчас давайте вспомним, кто же нам помогает быть чистыми?

Нужно, чтоб у каждого было.

Чем у хищных медведей. (Расчёска)

Следующая наша остановка в городе Правильного питания.

Девиз жителей этого города: «Будешь правильно питаться – со здоровьем будешь знаться!»

Как вы думаете, зачем человек употребляет пищевые продукты?

Отличается ли пища человека от пищи животного?

Всякая ли пища бывает полезна? Приведите примеры.

Сладкое очень плохо влияет на организм.

Чтоб не случиться нежданной беде,

Нужно питаться в назначенный час

В день понемногу, по несколько раз.

Этот закон соблюдайте всегда,

И станет полезною ваша еда!

Надо ещё про калории знать,

Чтобы за день их не перебрать!

В питании тоже важен режим.

Тогда от болезней мы убежим!

Плюшки, конфеты, печенье и торты –

В малых количествах детям нужны.

Здоровье одно, а второго-то нет!

Правила рационального питания:

  • Никогда не переедать.
  • Тщательно пережевывать пищу.
  • Не употреблять очень горячую пищу.
  • Не злоупотреблять сладостями.
  • Больше есть зелени, овощей, фруктов.
  • Ужинать за 2 часа до сна.

А город этот Физкультурный. Девиз жителей этого города: «Чтоб здоровым и сильным быть, надо всем со спортом дружить!» Ребята, какие виды спорта вы знаете? Жители этого города не только дружат с физкультурой, но еще и закаляются.

Говорил я им зимой: закалялись бы со мной!

Утром бег и душ бодрящий, как для взрослых, настоящий!

На ночь — окна открывать, свежим воздухом дышать,

Ноги мыть водой холодной, и тогда микроб голодный

Вас вовек не одолеет. Не послушались, болеют…

Поздно поняли мы, братцы, как полезно закаляться.

Станем душ мы принимать из водицы ледяной.

Крепким стать нельзя мгновенно! Закаляйтесь постепенно.

Мы с вами побывали уже 3 городах. Много мы всего узнали и утомились. Давайте мы с вами сделаем привал и разберём что же такое утомление?

Утомление – это функциональное состояние организма, вызванное умственной или физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление ощущения усталости.

Какое утомление бывает? Физическое и умственное.

Физическое утомление может проявляться в изменении количества и качества выполняемой работы, уменьшении силы и выносливости человека, ухудшении координации движений и так далее.

Умственное утомление: Снижение памяти, внимания и других психофизиологических функций.

Умственное утомление является наиболее вредным для организма человека, так как оно способно очень быстро переходить в стадию переутомления, которая имеет более длительный период восстановления и даже может привести к заболеваниям. Это происходит в результате того, что мозг человека способен длительное время работать с перегрузкой, не давая вовремя знать о своем утомлении, которое мы ощущаем лишь тогда, когда уже наступила фаза переутомления.

Среди мер профилактики утомления ведущее место принадлежит улучшению организации труда и отдыха, контролю за соответствием длительности и интенсивности нагрузки возможностям человека, мотивации к труду и физической подготовленности человека.

Давайте рассмотрим способы тренировки нашего организма, которые будут способствовать укреплению нашего здоровья.

Этот комплекс можно использовать для снятия умственного утомления и повышения умственной работоспособности.

1.Стойка – ноги врозь пошире. Полуприседая на левой ноге, руки дугами вниз скрестно, затем в стороны – кверху, ногу выпрямить, голову слегка наклонить назад. Вернуться в и. п. Тоже в другую сторону. Повторить 4–6 раз.

2.Руки поднять вверх и двумя руками отвести назад, согнуть перед грудью и сделать два рывка согнутыми руками назад. Повторить 4–6 раз. Затем руки опустить и потрясти кистями.

3. Сидя, голову наклонить вправо, назад, прямо, влево, назад, прямо. Повторить 4–6 раз. Очень медленно.

Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом – обязательное условие здорового образа жизни. Влияние физических упражнений на организм человека становится более эффективным, если правильно сочетается с закаливающими процедурами и массажем.

Мы продолжаем путь, и на пути нашем встает болот, болото вредных привычек. Вредные привычки пусть горят, как спички.

Какие вредные привычки здесь собрались? Почему их называют вредными?

Сейчас, ребята, мы посмотрим отрывок из мультфильма «Ну, погоди!»

Просмотр фрагмента мультфильма “Ну погоди”(5 серия, пролог)

— Почему Волк взял в рот несколько сигарет? (Чтобы напустить в будку как можно больше дыма).

— Что произошло с Волком, когда он начал курить сразу несколько сигарет? (Он покраснел, у него закружилась голова, он чуть не попал под машину, упал и сильно ударился).

— Почему с ним такое произошло? (ответы детей)

— На какие органы человека влияет курение?

— Чтобы вы могли сказать своему другу, чтобы он не курил?

— Чем можно заняться вместо курения?

— Чтобы Вы могли сказать, если вам предлагают закурить сигарету?

Ребята, нам необходимо побыстрее выйти из этого болота, мы должны отказаться от вредных привычек, и тогда они нам будут не страшны.

Наш путешествие подходит к концу, на нашем пути последний город. Город хорошего настроения. Жители города всегда улыбаются, у них прекрасное настроение, они не умеют грустить. Девизом служат слова: «Больше улыбайтесь, каждым днем вы наслаждайтесь!»

Наше путешествие подошло к концу, давайте вспомним, какой образ жизни нужно вести, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье.

— А еще, ребята, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье окружающих, нам всем необходима доброта.

— Давайте хором пожелаем друг другу: “ Будьте здоровы!”

Подведение итогов занятия.

Домашнее задание. Подобрать высказывания, пословицы, поговорки о здоровом образе жизни для классного уголка.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия на тему: «ЗОЖ и профилактика утомления» »

Классный руководитель Данилова Е.В.

Здоровый образ жизни и профилактика утомления.

1. получение учащимися теоретических знаний о здоровом образе жизни и профилактике утомления;

2. формирование основ здорового образа жизни и выполнения элементарных правил здоровьесбережения, умения учиться, заботиться о своем здоровье.

3. воспитание ответственного отношения к своему здоровью.

Дорогие ребята! Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Вот видите, от ваших улыбок уютнее и светлее стало в классе.

Мне очень хочется, чтобы после нашего занятия-путешествия у вас появилось новое отношение к самому себе, к своему здоровью. В жизни вас ждут опасности, которых нужно не бояться, а избегать или остерегаться.

Мы сегодня отправляемся с вами в удивительное путешествие на сказочный остров, остров Здорового образа жизни.

В путь- дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся!

Но дорога не проста из-за каждого куста

Вам придется с ним сразиться!

Но чтобы отправиться нам в эту прекрасную страну, давайте ответим на вопрос. Народная мудрость гласит: «Здоровье потеряешь – всё потеряешь». Согласны ли вы с этой мудростью.

— От кого зависит в первую очередь здоровье человека?

Здоровье — это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно.

— Есть правила, которые помогают человеку, вырасти здоровым, крепким, жизнерадостным, готовым к труду, учёбе и вообще к жизни. Знаете ли вы их, назовите.

Ребята, а теперь посмотрите на мои правила, согласны ли вы с ними?

Много двигаться, делать утреннюю зарядку.

В школу и обратно идти пешком.

Выполнять физкультминутки на уроках.

Играть в подвижные игры на перемене и во дворе.

Активно участвовать в уроках труда и физкультуры.

Заниматься в спортивных секциях и кружках.

Участвовать в кроссах, соревнованиях, походах.

Необходимо постоянно заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни. А что же это такое?

ЗОЖ— образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

Что же включает в себя здоровый образ жизни?

Двигательная активность и профилактика утомления

Соблюдение режима труда и отдыха

Отказ от вредных привычек

Первая наша остановка в городе Гигиены.

Девиз жителей этого города: «Чистота – залог здоровья».

Чтобы попасть в этот город, мы должны ответить на вопросы:

Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.

Почему необходимо мыть руки перед едой?

На грязных руках содержится большое количество микробов, которые, попадая с пищей в рот, могут вызвать заболевание.

Зачем надо коротко стричь ногти?

Под ногтями собираются грязь и микробы – возбудители заразных болезней.

Сколько раз в день необходимо умываться?

Умываться необходимо два раза в день – утром после сна и вечером перед сном.

Как часто нужно мыть все тело и голову?

Все тело и голову необходимо тщательно мыть мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю.

Как часто нужно мыть руки?

Руки нужно мыть несколько раз в день – перед едой, после посещения туалета, придя с улицы, после общения с животными, то есть после любого загрязнения.

Как часто нужно стричь ногти на руках и ногах?

Ногти на руках необходимо стричь один раз в неделю, на ногах – один раз в две недели.

Читайте также:  Тесты на хроническое утомление

Чистота – залог здоровья – это известно всем!

А сейчас давайте вспомним, кто же нам помогает быть чистыми?

Нужно, чтоб у каждого было.

Чем у хищных медведей. (Расчёска)

Следующая наша остановка в городе Правильного питания.

Девиз жителей этого города: «Будешь правильно питаться – со здоровьем будешь знаться!»

Как вы думаете, зачем человек употребляет пищевые продукты?

Отличается ли пища человека от пищи животного?

Всякая ли пища бывает полезна? Приведите примеры.

Сладкое очень плохо влияет на организм.

Чтоб не случиться нежданной беде,

Нужно питаться в назначенный час

В день понемногу, по несколько раз.

Этот закон соблюдайте всегда,

И станет полезною ваша еда!

Надо ещё про калории знать,

Чтобы за день их не перебрать!

В питании тоже важен режим.

Тогда от болезней мы убежим!

Плюшки, конфеты, печенье и торты –

В малых количествах детям нужны.

Здоровье одно, а второго-то нет!

Правила рационального питания:

Тщательно пережевывать пищу.

Не употреблять очень горячую пищу.

Не злоупотреблять сладостями.

Больше есть зелени, овощей, фруктов.

А город этот Физкультурный. Девиз жителей этого города: «Чтоб здоровым и сильным быть, надо всем со спортом дружить!» Ребята, какие виды спорта вы знаете? Жители этого города не только дружат с физкультурой, но еще и закаляются.

Говорил я им зимой: закалялись бы со мной!

Утром бег и душ бодрящий, как для взрослых, настоящий!

На ночь — окна открывать, свежим воздухом дышать,

Ноги мыть водой холодной, и тогда микроб голодный

Вас вовек не одолеет. Не послушались, болеют…

Поздно поняли мы, братцы, как полезно закаляться.

Станем душ мы принимать из водицы ледяной.

Крепким стать нельзя мгновенно! Закаляйтесь постепенно.

Мы с вами побывали уже 3 городах. Много мы всего узнали и утомились. Давайте мы с вами сделаем привал и разберём что же такое утомление?

Утомление – это функциональное состояние организма, вызванное умственной или физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление ощущения усталости.

Какое утомление бывает? Физическое и умственное.

Физическое утомление может проявляться в изменении количества и качества выполняемой работы, уменьшении силы и выносливости человека, ухудшении координации движений и так далее.

Умственное утомление: Снижение памяти, внимания и других психофизиологических функций.

Умственное утомление является наиболее вредным для организма человека, так как оно способно очень быстро переходить в стадию переутомления, которая имеет более длительный период восстановления и даже может привести к заболеваниям. Это происходит в результате того, что мозг человека способен длительное время работать с перегрузкой, не давая вовремя знать о своем утомлении, которое мы ощущаем лишь тогда, когда уже наступила фаза переутомления.

Среди мер профилактики утомления ведущее место принадлежит улучшению организации труда и отдыха, контролю за соответствием длительности и интенсивности нагрузки возможностям человека, мотивации к труду и физической подготовленности человека.

Давайте рассмотрим способы тренировки нашего организма, которые будут способствовать укреплению нашего здоровья.

Этот комплекс можно использовать для снятия умственного утомления и повышения умственной работоспособности.

1.Стойка – ноги врозь пошире. Полуприседая на левой ноге, руки дугами вниз скрестно, затем в стороны – кверху, ногу выпрямить, голову слегка наклонить назад. Вернуться в и. п. Тоже в другую сторону. Повторить 4–6 раз.

2.Руки поднять вверх и двумя руками отвести назад, согнуть перед грудью и сделать два рывка согнутыми руками назад. Повторить 4–6 раз. Затем руки опустить и потрясти кистями.

3. Сидя, голову наклонить вправо, назад, прямо, влево, назад, прямо. Повторить 4–6 раз. Очень медленно.

Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом – обязательное условие здорового образа жизни. Влияние физических упражнений на организм человека становится более эффективным, если правильно сочетается с закаливающими процедурами и массажем.

Мы продолжаем путь, и на пути нашем встает болот, болото вредных привычек. Вредные привычки пусть горят, как спички.

Какие вредные привычки здесь собрались? Почему их называют вредными?

Сейчас, ребята, мы посмотрим отрывок из мультфильма «Ну, погоди!»

Просмотр фрагмента мультфильма “Ну погоди”(5 серия, пролог)

— Почему Волк взял в рот несколько сигарет? (Чтобы напустить в будку как можно больше дыма).

— Что произошло с Волком, когда он начал курить сразу несколько сигарет? (Он покраснел, у него закружилась голова, он чуть не попал под машину, упал и сильно ударился).

— Почему с ним такое произошло? (ответы детей)

— На какие органы человека влияет курение?

— Чтобы вы могли сказать своему другу, чтобы он не курил?

— Чем можно заняться вместо курения?

— Чтобы Вы могли сказать, если вам предлагают закурить сигарету?

Ребята, нам необходимо побыстрее выйти из этого болота, мы должны отказаться от вредных привычек, и тогда они нам будут не страшны.

Наш путешествие подходит к концу, на нашем пути последний город. Город хорошего настроения. Жители города всегда улыбаются, у них прекрасное настроение, они не умеют грустить. Девизом служат слова: «Больше улыбайтесь, каждым днем вы наслаждайтесь!»

Наше путешествие подошло к концу, давайте вспомним, какой образ жизни нужно вести, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье.

— А еще, ребята, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье окружающих, нам всем необходима доброта.

— Давайте хором пожелаем друг другу: “ Будьте здоровы!”

Подведение итогов занятия.

Домашнее задание. Подобрать высказывания, пословицы, поговорки о здоровом образе жизни для классного уголка.

источник

Здоровье — это не все, что надо человеку, но если его нет, то человеку уже ничего не надо.

Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка. Чем здоровее будет ребёнок, чем лучше он будет себя чувствовать, тем успешнее будет его обучение в школе.

Проблема профилактики утомления учащихся на уроке актуальна для любого возраста, но в начальной школе (прежде всего, в 1-2 классах) она приобретает первостепенное значение. У детей этого возраста несформированы контроль и саморегуляция своего состояния, что приводит к быстрому нарастанию утомления, в результате чего дети выключаются из контекста урока. Это приводит к низкому качеству обучения на уроке в целом.

Можно ли работать без утомления? Ответ будет таков: учебный процесс не может вовсе избежать утомления, но должен строиться так, чтобы отдалить его наступление, и самое главное, предупредить возникновение переутомления!

Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. В конечном счете, все отрицательные последствия обучения имеют в своей основе переутомление, перегрузку.

Предупреждение утомления школьников на уроке зависит от сочетания трех факторов:

  • трудности учебного материала
  • эмоционального состояния учащихся
  • насыщенности видов учебной деятельности

Начальные признаки утомления:

  • снижается качество работы (количество правильных ответов), повышается число ошибок;
  • ребенок становится беспокойным, вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается;
  • ухудшается регуляция физиологических функций (внешне это непросто заметить, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица), а нарушение координации движений при утомлении проявляется в изменении почерка — он становится явно хуже;
  • ребенок жалуется на усталость, а у некоторых детей процесс торможения при утомлении столь силен, что они вдруг могут заснуть.
  • Что я делаю на уроке, чтобы отдалить момент наступления утомления.

    1. Учет зоны работоспособности учащихся

    Экспериментально доказано, что работоспособность у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Это обязательно учитываю при составлении расписания, при планировании урока.

    При организации урока учитываю динамику работоспособности учащихся:

    • 3-5 минут — врабатывание;
    • 5-10 минут — оптимум, период самой высокой работоспособности;
    • 2-3 минуты — период компенсаторной перестройки: организму необходимо отрегулировать нагрузку, отдохнуть (продолжение интенсивной работы приводит к резкому снижению работоспособности, переутомлению организма);
    • 5-10 минут — период средней работоспособности;
    • оставшаяся часть времени урока — период непродуктивной работы.

    2. Соблюдение гигиенических условий в классе.

    Большое внимание обращаю на чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски.

    3. Деятельностный характер урока.

    Ещё И.П. Павлов указывал, что источником продуктивной работы головного мозга являются положительные эмоции, которые готовят нервную систему к деятельности, настраивают анализаторы на лучшее восприятие материала. Известно, что при интенсивной и очень интересной работе усталость может наступить значительно позже, чем при неинтересной и малоинтенсивной.

    Поддерживать интерес детей на протяжении всего урока мне помогают различные игровые ситуации (получение письма, путешествие в сказку и т.д.); игровые персонажи (Мудрая сова, которая «приносит» трудные задания, гномик — задания с ошибками, игрушки и др.); художественное слово (чистоговорки, загадки), элементы театрализации (игры — диалоги, рассказывание сказок по ролям, инсценирование).

    Недопустимо монотонное репродуктивное выполнение школьниками заданий, так как однообразность урока также способствует утомлению школьников.

    Стараюсь включать в урок методы, способствующих активизации творческого самовыражения учащихся.

    Для этого я использую методы свободного выбора (Наример, на доске записаны слова (Какое задание вы можете предложить?); либо детям предлагаю выполнить на выбор то или иное задание.);

    • активные методы (ученики в роли учителя, работа в парах, группах; ролевая игра, ученик как исследователь и др.);
    • методы проблемное обучение.

    4. Психофизический комфорт ребенка на уроке.

    Психофизический комфорт учеников на уроке — это важнейшее условие предупреждения их утомления.

    Для снятия эмоциального напряжения использую игровые технологии, оригинальные задания, задачи и др.

    Для диагностики эмоционального состояния на всех этапах учебного занятия использую метод «цветописи Лутошкина», основанным на зависимости между эмоциональным состоянием человека и его предпочтениями в выборе определенной гаммы цветового спектра. Я предлагаю обучающимся предлагается оценить цветом свое настроение. ( «Цветок настроений» детям предлагаю выбрать листок с «цветка настроения» цвета своего настроения, либо на листочке отметить цветным кружком свое настроение).

    Красный, оранжевый, желтый цвета отражают приятное состояние восторга, радости, тепла. Зеленый — спокойствие, уравновешенность, синий — неудовлетворенность, грусть, фиолетовый — напряженность, тревожность, черный — упадок, уныние, белый — равнодушие (трудно сказать).

    5. Включение в урок физминуток.

    Если ребенку не дать отдохнуть, утомленный мозг все равно не воспримет то количество информации, которое в него попытаешься вместить.

    Длительная неподвижность вызывает функциональные расстройства, ухудшение памяти, падение мышечной силы, уменьшение содержания кальция в костной ткани, при этом также резко ухудшается концентрация внимания, растет нервное напряжение, увеличивается время решения задач, раздражительность и вспыльчивость. Разрядка же снимает чрезмерное умственное напряжение, вызывает временное расслабление, способствует приливу сил и энергии, создает положительный настрой.

    Ученые доказали огромную роль физических упражнений в улучшении кровоснабжения головного мозга и профилактике умственного переутомления.

    В начале урока я включаю следующие упражнения для профилактики утомления.

    1. Растирание ушных раковин и пальцев рук — активизирует все системы организма.
    2. Качания головой — улучшает мыслительную деятельность. Уронить голову вперед, медленно качать из стороны в сторону.
    3. Ленивый восьмерки — активизирует структуры, обеспечивающие запоминание. Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками.

    Во время урока:

  • Лобно-затылочная коррекция — улучшает мозговое кровообращение. Сидя с закрытыми глазами, правая рука кладется на лоб, левая — на затылок. 1 минута.
  • Медвежьи покачивания — расслабляют позвоночник, мозг, мышцы шеи и глаз. Качаться из стороны в стороны, подключить руки.
  • Поза скручивания — улучшает кровоснабжение в позвоночнике, снимает спазм сосудов, питающих позвоночник. Сесть на стул боком, повернуться, чтобы грудь оказалась против спинки стула.
  • Гимнастика для глаз — снимает напряжение с глаз. Тренаж со зрительными метками.
  • Медуза — сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

    Цель — снятие мышечного напряжения.

    Сядьте удобно, руки положите на колени. Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь далеко-далеко от шума улицы и стрессов городской жизни. Может быть, на лесной поляне или на берегу моря: Послушайте звуки природы: пение птиц, журчание ручья, шум листьев. Посмотрите, что находится вокруг вас: зеленая трава, желтый песок, синее небо с белыми облаками. Вы чувствуете, как теплые лучи солнца нежно согревают вам плечи, легкий ветерок ласково обдувает лоб. Ваше тело расслаблено, мышцы мягкие, теплые. Напряжение дня постепенно уходит, вам легко, спокойно, комфортно. Вы отдыхаете, пока звучит музыка. На счет «3» вы вернетесь в нашу комнату и откроете глаза. Раз, два, три! Откройте глаза! Приступаем к сеансу дыхательной гимнастики.

    Если на лицо явная усталость детей, то использую следующие упражнения:

    1. Быстро и сильно потрите ладони друг об друга, приложите их к щекам и сделайте несколько глубоких вдохов. Повторите 5-6 раз.
    2. Возьмитесь левой рукой за правый локоть и медленно тянитесь вправо до приятного ощущения растяжения в мышцах. Поменяйте положение рук. Затем растяните ноги. Сначала подтягивайте ступню к ягодице, а затем сгибайте ногу в колене и пяткой к паху. Подтяните живот: медленно отклонитесь назад, слегка откинув голову и расслабив мышцы рук. Помашите руками, будто собираетесь взлететь. Упражнения повторите 3-5 раз.
    3. Энергично встряхните руки, сядьте поудобнее и постарайтесь расслабиться. Кистями обеих рук похлопывайте макушку, затылок, плечи, а затем и все те участки тела, которые сможете достать.
    4. Возьмите себя большими и указательными пальцами за мочки ушей и подвигайте их круговыми движениями — вперед-назад. Благодаря этой эффективной технике уже через несколько минут вы почувствуете прилив бодрости.

    Либо включаю в урок игры предназначенные для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками.

    Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 2 минут. Общая длительность игр в среднем составляет 4-6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него.

    1. «Цапля». Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступней к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Дети, у кого это получилось, становятся водящими в подвижной игре «Лягушки и цапли». Игра «Цапля» тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.

    2. «Уши». Для выполнения этого упражнения нужно сесть на край стула. По сигналу дети наклоняют голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны выполняются сильно и резко, так, чтобы при каждом наклоне достать ухом до плеча. Упражнение выполняется 20 секунд. По окончании ведущий благодарит детей и спрашивает, хорошо ли у них разогрелись ушки.В этом упражнении разогреваются уши, а через нервные окончания в ушных раковинах возбуждается и весь организм. Кроме того, разрабатывается подвижность шейных позвонков.

    Валеологи считают, что крайне важно учителю владеть методиками исследования развития утомления учащихся. Я используется методику оценки функционального состояния центральной нервной системы учащихся по коэффициенту моторной частоты руки «Тепинг-тест». Тест позволяет выявить учащихся, у которых утомление развивается быстрее и раньше, чем у других. Эти дети могут составлять группу риска по развитию переутомления, сопровождающегося невротическими расстройствами. Поэтому они требуют к себе внимательного отношения и индивидуального подхода при нормировании учебной нагрузки.

    Результаты анкетирования детей по школе, в классе.

    Если сравнить результаты анкетирования детей в в классе с результатами анкетирования детей в целом по школе, видно, что процент детей, которые устают ниже.

    источник