Меню Рубрики

Профилактика зрительного утомления у детей дошкольного возраста

Комплекс игровых упражнений, направленных на профилактику зрительного утомления и нарушения зрения у детей дошкольного возраста.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждения

Комплекс игровых упражнений, направленных на профилактику зрительного утомления и нарушения зрения у детей дошкольного возраста.

Воспитатель логопедической группы

Комплекс игровых упражнений, направленных на профилактику зрительного утомления и нарушения зрения у детей дошкольного возраста.

Укрепление глазодвигательных мышц.

Улудшение кровообращения глаз, формирования гигиены зрения.

Коррекция зрительной функции дошкольников.

Закрепление зрительного внимания.

Формирования навыков гигиены.Коррекция зрительной функции.

Использование плакатов – схем зрительнодвигательных траекторий ( Базарного

Укрепление глазодвигательных мышц.

Формирование навыков гигиены зрения дошкольников.

Коррекция зрительных функций

Все виды игровых упражнений предложенных ранее

Для лучшего усвоения упражнения ребенком и его закрепления

Корригирующая гимнастика для глаз.

Всю неделю по порядку газки делают зарядку

В понедельник как проснутся.

(Посмотреть вверх, вниз,,голова остается неподвижной, упражнение снимает глазное напряжение)

(Посмотреть влево, вправо голова остается неподвижной, упражнение снимает глазное напряжение)

В среду в жмурки мы играем.

(Закрыть плотно глаза, досчитать до пяти и широко открыть

упражнение снимает глазное напряжение)

А в четверг мы смотрим вдаль.

Глазки рассмотреть должны

(Смотрят прямо перед собой, поставив палец на расстоянии 25-30см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него. упражнение укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию)

(Смотреть ввех, вправо, вниз, влево, вверх, и в обратном порядке, упражнение совершенствует сложные движения глаз.)

(Посмотреть в верхний правый угол окна, затем в нижний левый,перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый; упражнения совершенствуют сложные движения глаз.)

(закрыть глаза, массировать их круговыми движениями пальцев, верхнее веко от носа к наружному краю глаз; нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот; упражнение расслабляет мышцы и улудшает кровообращение.)

Нашим глазкам жить нельзя!

Перемещать взгляд на предметы (игрушки, буквы, цифры), подвешенные в разных местах комнаты. Если рассматриваемый предмет, воспринимается не четко, то надо перевести взгляд на четко воспринимаемый предмет и снова вернуться к хуже видимому.

Вправо – влево взгляд бросай,

Развитие и коррекция основных зрительных функций.

В последнии годы в нашей стране приобретают популярность пальминг, соляризация и др. упражнения для тренироаки зрения, разработанные американским врачом .

В его основе лежит рассабляющее воздействие на газа, темноты. Делается это так.Ребенок мягко смыкает веки обоих глаз и, не надавливая на глазные яблоки, прикрывает глаза ладонями, так чтобы в поле зрения каждого глаза была идеально черная поверхность. Длительность такого занятия – не менее 1-2минут. Сразу после выполнения данного задания отмечается ясность взора. а цвет рассматриваемых объектов кажутся идеальными – упражнение выполнено правильно. Частота занятия – не менее двух раз в день. Полезно заниматься пальмингом и перед сном.

Противоположноность пальмингу, она позволяет улучшить зрение путем воздействия на глаза солнечного света. Расположение ребенка должно быть таким, чтобы одна нога была в тени, а другая на освещенном солнцем участке. Затем предложить дошкольнику закрыть глаза и, сделав глубокий вдох, свободно, без напряжения поворачивать голову из стороны в сторону, но так, чтобы глаза. прикрытые веками, попеременно ритмично освещались солнечным светом. занятия проводят несколько секунд (до 1 минуты).

  1. Упражнение «Зажмурь глаза» — детям предлагают зажмурить глаза.Упражнение повторить 4-6 раз.
  2. Упражнение «Перышко» — дети поглаживают веки в течении 1 минуты кончиками пальцев.
  3. Упражнение «Круговые движения» -выполнять круговые движения глазами налево, вверх, направо, вниз, направо, вверх, нпалево, вниз.
  4. Упражнение «Следи взглядом»- ребенку предлагают вытянуть руку вперед, следить взглядом за кончиком пальца, медленно приближая его к носу.
  5. Упражнение «Посмотри вдаль» — ребенку предлагают найти самую длинную точку и задержать на ней взгляд в течении 1 минуты. Использовать на прогулке.
  6. Упражнение «Самолет»

Правое крыло отвел – поглядел

Левое крыло отвел – посмотрел

Смотреть на одну руку. которая качается, затем на другую

Смотрень на правую руку, отведенную в сторону

Сжать кулаки и водить ими перед собой. Смотреть на кулак

Руки вверх и смотреть на них.

Медленно опускать руки, следить за ними глазами.

7.Упражнение «Любопытная Варвара»

Сколько разных в нем чудес

Справа березка в шубке стоит

Правую руку – вправо смотреть на нее

Левую руку влево и смотреть на нее.

Жмурься сильно, но держись

Поморгать глазами
Посмотреть влево – вправо

Посмотреть по дуге вверх – вправои вверх- влево

Зажмурить глаза, открыть и поморгать

Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка наавливая на них по часавой стрелке

Руки поднять вверх(вдох), посмотреть на руки

Руки согнуть в стороны (выдох)

Потрясти кистями, посмотреть впаво — влево

Руки за спину, голову назад

Глазки пускай в потолок поглядят,

Головку опустим, на стол поглядим

И снова наверх – где там муха летит?

Глазами повертим, поищем ее

И снова рисуем. Немного еще

Закрыть глаза, расслабиться

Открыть глаза и посмотреть вверх

11.Упражнение «Видят глазки все вокруг»

Правила необходимыедля нормального формирования зрения и его сохранения.

  1. Необходимо,рисовать, читать, мастерить в хорошо освещенном помещении.

При письме лампу надо ставить слева, чтобы тень от руки не закрывала, написанное.

  1. Нельзя рассматривать иллюстрации, читать в транспорте, лежа, располагать текст, ближе или дальше 30-35см. от глаз.
  2. рабочее место должно быть окрашено в спокойные (например, желто-зеленые тона). Это способствует понижению внутреглазного давления, обостряет зрение и повышение работоспособность.
  3. очень важно чаще бывать на свежем воздухе.
  4. Очень вредно смотреть на слишком яркий свет ; это приводит к гибели чувствительных клеток глаз и резкому ухудшению зрения.
  5. Надо оберегать глаза от ударов. Ушибы не только вызывают кровоизлияние, но и способствуют возникновению многих опасных заболеваний глаз, последствием чего может стать слепота.
  6. Из-за нехватки в пище витамина А ухудшается чувствительность глаза к свету и развивается «Куриная слепота» (человек плохо видит в сумерках.)

Игровые упражнения для снятия зрительного утомления

обучение проводится под девизом «Ирая, лечимся!». в игровой форме осуществляется самомассаж, снятие физического, психического и зрительного напряжения,активизация глазодвигательных функций, формирование рациональных способов зрительного восприятия.

На улице. закрыв глаза, встаньте лицом к солнцу. поворачивайте голову то в одну, то в другую сторону: «глазки солнцу покажу. «здравствуй!» — солнышку скажу».

источник

Профилактика зрительного утомления ребенка в мире современных компьютерных технологий
статья на тему

В настоящее время дети очень рано начинают использовать в своей жизни компьютер,что крайне неблагоприятно сказывается на их здоровье.

Не всегда родители понимают опасность, которой подвергаются их дети.Поэтому зачастую дети проводят очень много времени за

компьютером, взамен получая целый букет неблагополучных факторов для своего здоровья.Предупреждению этих факторов посвященаа

Профилактика зрительного утомления у ребенка в мире современных компьютерных технологий.

Одним из важнейших отличительных черт нашего времени является огромные объемы информации, которые приходится усваивать и перерабатывать человеку. Этот процесс роста информации является объективным и остановить его невозможно. Если учесть, что 90 % информации поступает в человеческий мозг через зрительный анализатор, то легко представить, какие большие нагрузки приходится испытывать органу зрения человека. Это касается и детей младшего дошкольного и школьного возраста. Зрение у детей играет важную роль в дальнейшем развитии личности. Качественное восприятие окружающего мира оказывает влияние на правильное развитие зрения у ребенка, и на формирование гармоничной личности. Зрение ребёнка – хрупкий инструмент, который требует заботы, внимания и, прежде всего, – постоянного наблюдения. Ведь ни для кого не секрет, что многие родители практически не ограничивают время пребывания ребёнка за компьютером и у телевизора, а ведь в процессе этих занятий зрение испытывает серьезную нагрузку.

В связи с компьютеризацией обучения возникло множество проблем, связанных с особенностями взаимодействия организма ребенка и компьютера. Среди них ведущая роль принадлежит физиолого-гигиенической проблеме, связанной с охраной здоровья пользователей компьютеров, профилактикой снижения их работоспособности, с предупреждением переутомления. Эта проблема постепенно решается, но до сих пор не утрачивает своей актуальности, поскольку возраст пользователей компьютеров неуклонно снижается. Особенно остро стоят проблемы изучения влияния работы за компьютером на организм детей дошкольного возраста, исследования состояния их здоровья, функционального состояния физиологических систем, работоспособности в целях обеспечения безопасных для здоровья ребенка условий общения с компьютером .

За последние годы, как свидетельствуют данные социологических исследований, возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. До 20% старшеклассников регулярно или эпизодически выходят в Интернет, и для многих общение с компьютером становится одной из самых привлекательных сфер в качестве их будущей профессиональной деятельности. Для детей с аномалиями развития, детей-инвалидов компьютер является одной из уникальных возможностей получения образования, не только общего, но и профессионального. Однако работа, занятия или игра на компьютере сопряжены с воздействием на пользователя, как ребёнка, так и взрослого, целого комплекса негативных факторов.

Первое, на что обратили своё внимание медики, это на возрастание зрительной нагрузки у работающих за дисплеем. Влияние работы с дисплеем в значительной степени зависит от возраста пользователя, от состояния зрения, а также от интенсивности работы с монитором и организации рабочего места. Сейчас уже с большой долей уверенности можно говорить о том, что никаких органических заболеваний глаз длительная работа с компьютером не вызывает. В то же время есть все основания утверждать, что в результате такой работы очень велик риск появления (или прогрессирования уже имеющейся) близорукости.

До сих пор бытует мнение, что работа на компьютере аналогично просмотру телепередач. Однако это не так. Исследования показали, что рассматривание информации на достаточно близком расстоянии со светящегося экрана более утомительно, чем чтение книг или просмотр телепередач. Человеческое зрение абсолютно не адаптировано к компьютерному экрану. Мы привыкли видеть цвета и предметы в отраженном свете, что выработалось в процессе эволюции. Утомление глаз вызывает мерцание экрана, блики, неоптимальное сочетание цветов в поле зрения, что подтверждают данные о большой утомительности учебных занятий с использованием компьютеров по сравнению с традиционными. Так, после традиционных занятий общее утомление регистрировалось у 19% учащихся, а зрительное — у 8,6%,тогда как после занятий с компьютером – у 24,2 и 38,3% учащихся соответственно.

Сейчас, когда пользователями компьютеров становятся не только школьники, но и 5-6-летние дети процесс формирования зрительного анализатора у которых не закончен, еще более актуально, чтобы обучение с использованием компьютеров соответствовало возрастным возможностям детей. Это в полной мере относится и к самому компьютеру, который в комплексе с рабочим местом должен соответствовать всем требованиям безопасности.

Ребенок 5-6 лет представляет собой усиленно развивающийся организм. В частности, продолжает развиваться костная система, кисть руки еще находится в стадии развития. Интенсивные преобразования претерпевает важная для обучения функция произвольного внимания, формируется нормальная зрительная рефракция глаза. Аккомодационная система глаза ребенка уже готова к зрительной нагрузке, но резкое ее нарастание опасно: перегрузки могут привести к «поломкам». Вот почему любая работа для дошкольников, в том числе и длительность их общения с компьютером, строго нормируется.

Еще один важный фактор – нервно-эмоциональное напряжение. Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Даже кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс.

В целях предупреждения переутомления следует ограничить длительность работы ребенка за компьютером, проводить гимнастику не только для глаз, но и для снятия общего утомления. Необходимо правильно обустроить рабочее место, использовать только качественные программы, соответствующие возрасту ребенка.

Это очень важно: как показали исследования, беспокойство, рассеянность, усталость начинают проявляться уже на 14-й мин работы ребенка на компьютере, а после 20 мин у 25% детей были зафиксированы «сбои», как со стороны центральной нервной системы, так и со стороны зрительного аппарата.

Многие родители строго ограничивают общение ребенка с компьютером, руководствуясь широко распространенным тезисом о том, что компьютер вреден. Но сейчас никто не может точно и, самое главное, обоснованно сказать, в какой степени реален вред, наносимый здоровью ребенка компьютером.

Понятно, что сидение за компьютером не прибавляет здоровья ребенку в том смысле, в каком его прибавляют умеренные занятия физкультурой. Но ведь и о чтении книг можно сказать то же самое. Но о вреде книг никто не говорит, а о вреде компьютеров говорят многие.

Кто на сегодняшний день может дать точные рекомендации о том, сколько времени ребенок может проводить за современным компьютером без вреда для собственного здоровья – при условии, что во всем остальном он ведет здоровый образ жизни? Степень утомления на занятиях с компьютером определяется качеством изображения на экране дисплея, содержанием занятия и, конечно, возрастом ребенка.

Дошкольники более чувствительны к воздействию различных факторов среды, поскольку их организм находится в состоянии интенсивного развития. Именно в возрасте 5-6 лет формируется нормальная рефракция глаза, происходит переход физиологической дальнозоркой рефракции в нормальную – или близорукую, если к этому имеются генетические предпосылки или условия зрительной работы не соответствуют гигиеническим требованиям (низкий уровень освещенности, напряженная длительная зрительная работа на близком расстоянии, неразборчиво напечатанные текст и рисунки, неудобная поза и т.д.).

С целью профилактики зрительного и общего утомления детей рекомендуется проводить комплекс упражнений для снятия общего напряжения и зрительного утомления глаз.

Гимнастика для снятия общего утомления

Исходное положение (далее и.п.) – стоя, ноги врозь. На счёт 1- руки к плечам; 2-поднять руки верх, прогнуться; 3 – руки через стороны опустить вниз; 4 – прийти в и.п. На счёт 1-2 делать вздох, 3-4 – выдох. Повторить 3 раза.

И.п. – стоя, ноги врозь, руки перед грудью согнуты в локтях. На счёт 1-2 сделать два рывка согнутыми руками назад (выдох); 3-4 – два рывка назад прямыми руками (вдох); 5-6 – руки опустить (выдох). Повторить 3-4 раза.

И.п. – стоя, ноги врозь, руки вверх. На счёт 1 – не сдвигая с места ног, повернуть туловище вправо (вдох); 2 – прийти в исходное положение (выдох); 3 – повернуть туловище налево (вдох); — вернуться в исходное положение (выдох). Повторить 3-4 раза

И.п. – стоя, руки вниз, ноги широко расставлены. На счет 1-2 – руки соединить в замок и поднять вверх за голову; 3 – резко опустить руки вниз; 4 – вернуться в и.п. На счёт 1-2 делается вдох, на счет 3-4 выдох. Повторить 3 раза.

Все упражнения выполняются в среднем темпе.

Комплекс упражнений для снятия утомления глаз.

  1. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 — 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1- 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
  2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 — 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4-5 раз.
  3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 — 4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4-5 раз.
  4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдоль на счет 1- 6; затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4-5 раз.

Для детей, у кого уже есть нарушения, широко используются методики, направленные на коррекцию зрения.

Метод коррекции зрения В. Ф. Базарного заключается в том, что для периодической активизации зрительной координации используются схемы зрительно-двигательных проекций (тренажеры для коррекции зрения), разработанные группой доктора медицинских наук, профессора В.Ф. Базарного.

Метод улучшения зрения У. Бейтса . По мнению У. Бейтса, плохое зрение является следствием аномального состояния психики. Цель его метода, используемого при лечении плохого зрения без помощи очков, — достижение прежде всего состояния покоя и расслабления психики, а затем уже глаз. Вот некоторые приемы, с помощью которых можно снять глазное напряжение: пальминг, медвежьи покачивания, соляризация газ на солнце, центральная фиксация, тренировка глазных мышц.

Читайте также:  Утомление при физической и умственной работе человека

Пальминг. Сидя на стуле или в кресле, надо принять удобное положение, почувствовать себя свободно и комфортно. Закройте глаза, накройте их ладонями так, чтобы середина правой ладони была перед правым глазом, а левой перед левым (пальцы скрещены на лбу). Не давите на глаза!

В таком положении — глаза и закрыты, и прикрыты ладонями — опустите локти на колени. Это очень удобное положение, и, запомнив, его легко принимать автоматически при повторении упражнения. Чем более черный цвет перед закрытыми глазами, тем большее расслабление они испытывают, тем эффективнее отдых.

В это время старайтесь не задерживать мысли на чем-то важном, серьезном. Мозг тоже должен отдыхать. Можно думать о глазах, представить, как чернота становится все более густой, а глаза испытывают все большее удовольствие. Можно представить себя в какой-то спокойной, приятной обстановке.

Если выполнять это упражнение 2-3 раза в день по 10-20 минут каждый раз, через некоторое время можно заметить значительное улучшение зрения.

Медвежьи покачивания . Встаньте прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены вдоль туловища. Сохраняя непринужденное состояние, начинайте покачиваться из стороны в сторону. Вообразите себя маятником и двигайтесь так же размеренно и медленно. Можно слегка приподнимать пятку, но не отрывать ступню от пола. Туловище сохраняет прямое положение (вперед не наклоняться), ноги не сгибаются.

Покачивание следует выполнять стоя перед окном (можно использовать какой-нибудь неподвижный предмет, например, часы, картину, но пейзаж за окном наиболее удобен). Обратите внимание на то, что видимые предметы во время качания начинают как бы передвигаться в обратную вашему движению сторону. Покачавшись примерно минуту (глаза все время свободно, ненапряженно следят за предметами, «покачивающимися» вместе с вами), закройте глаза и, продолжая покачиваться, представьте насколько возможно четко «движение» окна. Затем вновь откройте глаза и продолжайте движение еще минуту.

Проделывайте это упражнение 3 раза в день по 5-10 минут каждый раз.

Большие повороты . Встаньте прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены вдоль туловища. Сохраняя непринужденное состояние, начинайте поворачиваться из стороны в сторону. Расслабленные руки следуют за туловищем. Взгляд направлен прямо. Глаз не фиксируется на предметах, они как бы скользят за вами. Повернуть туловище надо так, чтобы увидеть краем глаза предметы, находящиеся сзади.

Моргание. В дополнение к накрыванию глаз ладонями и покачиванию есть и третий способ расслабления глаз — с помощью моргания.

Научитесь моргать 1-2 раза каждые 10 секунд (но без каких-либо усилий), неважно, что вы делаете в данное время, и особенно при чтении.

Это очень простой, но эффективный путь снятия напряжения.

Соляризация . Закройте глаза, поверните лицо к солнцу и медленно поворачивайте голову из стороны в сторону, чтобы лучи равномерно попадали на все части глаза. Это следует выполнять когда возможно, 3 раза в день по 10 минут. Такие солнечные ванны способствуют приливу крови к глазам и расслабляют мышцы и нервы глаз.

Центральная фиксация означает способность видеть лучше то, на что вы смотрите, чем то, что вокруг. Это может звучать абсурдно, но люди с нарушениями зрения лишены такой способности. Поэтому только когда восстановится зрительная способность центральной части сетчатки, т. е. будет достигнута центральная фиксация, будет возможно и нормальное зрение.

Лучшим методом достижения этого являются упражнения для восстановления центральной фиксации.

  • Улица – дом – окно в доме – оконный переплёт.
  • Толпа на остановке – человек в очках – его лицо – его очки.
  • Страница текста – строка – слово в строке – буква в слове.
  • Упражнения с таблицей – с предметом – со свечой.

Упражнения, предназначенные для снятия напряжения с мышц, окружающих глаз.

Если «сделать мышцы гибкими и мягкими, то аккомодация и движение глаза будут происходить свободно и, как следствие, возможность ухудшения зрения снизится до нуля. Эти упражнения следует выполнять сидя.

Упражнение 1 . Насколько возможно мягко переводите глаза вверх и вниз 6 раз. Глаза должны двигаться медленно и с равными интервалами насколько возможно вниз, затем насколько возможно вверх. Не прилагайте никаких усилий, используйте минимум силы. По мере расслабления вы сможете смотреть вверх и вниз с большей амплитудой. Повторите упражнение 2-3 раза в 6 движений с паузами 1-2 секунды между циклами.

Упражнение 2. Двигайте глазами из стороны в сторону с максимальной амплитудой, не прилагая усилий, 6 раз. Как и в предыдущем упражнении, по мере расслабления мышц вы сможете двигать глазами со все большей амплитудой и более легко. Повторите упражнение 2-3 раза, помня о том, что позволительно прилагать лишь минимум усилий, так как эти упражнения предназначены для снятия напряжения, а не для усиления его. Отдохните 1-2 секунды между повторами.

Упражнение 3 . Поднесите указательный палец правой руки на расстояние около 20 сантиметров к глазам, затем переведите взгляд с пальца на какой-либо большой предмет по своему выбору (дверь, окно и т. п.), отстоящий на 3 метра и более. Переводите взгляд туда и обратно 10 раз, затем отдохните в течение 1 секунды и повторите упражнение 2-3 раза. Выполняйте это упражнение в достаточно быстром темпе. Это лучшее упражнение для исправления аккомодации, и его следует выполнять так часто, как вы можете, и в каком угодно месте.

Упражнение 4 . Двигайте глазами медленно и мягко по кругу в одну сторону, затем в другую, по 4 круга в одну и другую стороны. Затем 1 секунду отдохните и повторите эти 4 круговых движения в каждую сторону 2-3 раза, стараясь прилагать минимум усилий.

Все эти упражнения следует выполнять только с использованием пальминга между упражнениями 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4.

Все вместе упражнения займут около 4-5 минут каждый день.

Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения.

  • Голова на плечо
  • Голова вверх – вниз.
  • Голова вправо – влево.
  • Плечи вверх – вниз.
  • Плечи вперёд – назад (спина – грудь колесом)
  • Вращение плечами
  • Поворот: плечо вперёд
  • Поворот: плечо назад
  • Скрутка назад (руки в замок)
  • Наклоны в сторону.
  • Вращение тазом.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки во время работы за компьютером.

Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

  1. Ребенку необходимы активные игры на открытом воздухе ,чтобы глаза его привыкали не только к ограниченному пространству, но и к простору.
  2. Ребенку необходим отдых. После 30 минут интеллектуальной работы детям обязательно нужен отдых – 10-15-минутный перерыв, включающий активные игры, гимнастику для глаз, прогулки.
  3. Необходимы ограничения: ребенок должен проводить за компьютером не более 20 минут в день и не более 1.5 ч. за просмотром телепередач.
  4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм: дистанция: от тетради или книги до глаза должно быть ровно 40 см.
  5. Подружите ребенка со спортом: плавание, бег, теннис – для общего укрепления детского организма.

6. Не рекомендуют напрягать чтением детей до 5 лет, а также советуют не спешить с походом в школу детям до 6 лет — хорошее зрение формируется примерно к 7 годам.

7. Ультрафиолет. Ребенку нужна защита от солнечных лучей – для этого обязательно купите ему солнцезащитные очки.

Основные рекомендации по сохранению зрения и уменьшению симптомов утомления у работающих за компьютером:

  • правильно установить дисплей на рабочем месте;
  • отрегулировать общее и местное освещение в комнате;
  • подобрать оптимальную яркость и контрастность, в том числе цветовую;
  • проверить зрение у офтальмолога и при необходимости подобрать очки;
  • соблюдать режим работы с компьютером, своевременно делать перерывы;
  • во время перерывов не выполнять никакой зрительной работы, а делать общие и глазные упражнения;
  • чередовать работу с компьютером и другие виды работ;
  • чаще и интенсивнее проветривать помещение.

1. Агаджанян Н. А. Основы физиологии человека [Текст] / Н. А. Агаджанян, И. Г. Власова, Н. В. Ермакова, И. В. Торшин. Учебн.-М.,РУДН. – 2000. – С. 342—350.

2. Арутюнова О. В. Компьютерный зрительный синдром/ О. В. Арутюнова, О. М. Манько // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. — 2007. — № 2 (21). — С. 58—59.

источник

Памятка родителям «Игровые упражнения с детьми дошкольного возраста для профилактики зрительного утомления»

Причины возникновения зрительного утомления :

долгая игра за компьютером, планшетом, телефоном.

деятельность, которая требует постоянного внимания глаз.

слабое освещение в помещении и на рабочем месте.

ежедневный длительный просмотр телевизора.

Упражнения для снятия усталости глаз

Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

(Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз)

« Руки за спинку, головки назад»

Руки за спинку, головки назад.

Руки за спинку, головки назад.

(Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх.)

Головки опустим — на парту гляди.

И снова наверх – где там муха летит?

Глазами повертим, поищем ее.

И снова читаем. Немного еще.

Комплекс упражнений для глаз

(Под медленную спокойную музыку.)

1. «Горизонт» 1—4 — чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.5—8 — повторить линию горизонта справа-налево.

2. «Лодочка» 1—4 — чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.5-8 – повторить движения счета 1-4 в другую сторону.

3. «Радуга» 1—4 — чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону.

4. «Солнышко» 1—8. «На море солнышко» — чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо. Затем можно повторить упражнение в другую сторону.

5. «Пловец плывет к берегу» 1 —4 — правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца.5—8 — медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.

6. «Яркое солнышко» 1-8 – зажмуриться – «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.

Упражнение «Метка на стекле» . Пригласить детей к окну, посмотреть на дальние и близкие предметы, понаблюдать погоду, движение транспорта и полет птиц.

Вверх морковку подними,
На нее ты посмотри.
Вниз морковку опусти
Только глазками смотри.
Вверх и вниз и вправо — влево
Ай – да, заинька умелый!
Глазками моргает,
Глазки закрывает.

В комнату к нам жук влетел
Зажужжал он и запел.
Вот он вправо полетел
Каждый, вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел
Вправо, влево, вправо, влево,
Вправо, влево посмотрел.
Жук на носик хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Жук наш закружился,
Зажужжал и закружился.
Глазки закрываем
И все вместе отдыхаем.

Раз –закрыли, два – открыли,
Раз – закрыли, два – открыли,
Про водицу и забыли.

Из корытца их достали,
Очень долго вытирали.
Сухо – сухо, чисто – чисто
Полотенчиком душистым.

И вот снова у Иринки
Два мяча лежат в корзинке.
Закрывайте дети глазки –
Завершилась наша сказка.

Взгляд по диагонали.
Повторить 5 раз.
Круговые движения
глазами по час. стрелке
и против нее. 3 раза.

Моргание глазами.
Повторить 4 раза.

Поглаживание век .
от переносицы к вискам.
Повторить 4 раза.

Потереть ладони друг о
друга,

накрыть ими глаза.
Держать ладони 30 сек.

источник

1 ПРОФИЛАКТИКА ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Подготовила: воспитатель МБДОУ 14 Новикова Алёна Андреевна В современном мире, когда требования к уровню образования и интеллектуальным возможностям детей постоянно растут, ребенок часто находится во власти родительских амбиций. Малыш еще не начал ходить и говорить, а его уже стремятся отдать в группы раннего развития. Позже добавляется изучение иностранных языков, компьютера, хореография, бассейн и многое другое. Не удивительно, что в настоящее время подавляющее большинство детей не желают идти в школу. Их жизнь уже до школы была расписана по минутам, времени для игр и детского творчества не оставалось. Безусловно, важно поддерживать интерес к учебе у детей, используя современные информационные технологии. Расширение кругозора, получение новых знаний положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Однако длительное нахождение в насыщенной информационной среде может быть для него небезопасным. Нужно только не переусердствовать в этом вопросе и не забывать, что психическое и физическое здоровье важнее всех знаний вместе взятых. Интеллектуальный потенциал ребенка начала XXI века намного выше, чем, например, середины прошлого века. Однако какими будут цена и последствия такой образовательной гонки?

2 Психика дошкольника еще очень слаба, поэтому вследствие перегрузок у него достаточно быстро наступает утомление, которое в свою очередь способствует появлению плохого поведения: капризов, раздражительности, повышенной возбудимости и так далее. Утомление развивается не только вследствие интеллектуальных перегрузок, этому способствует и уменьшение продолжительности ночного сна, нарушение дневного сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе, несоответствие умственных или физических нагрузок физиологическим возможностям организма, предъявление к ребенку чрезмерных, повышенных требований в процессе воспитания, длительные отрицательные эмоции. Для обеспечения нормального психического развития профилактика переутомления имеет большое значение. Режимы, соответствующие возрасту, и определяют то время, в течение которого ребенок может активно бодрствовать, не переутомляясь. Продолжительность занятий в дошкольном возрасте В 3 4 года продолжительность занятий должна составлять минут, в 4 5 лет 20 минут, в 5 6 лет минут, в 6 7 лет минут. Конечно, если ребенок чем-то увлечен, он может заниматься и намного дольше. Если это не наносит вреда его здоровью, то вмешиваться не надо. Продолжительность сна у детей Возраст Продолжительность сна (часы) Дневного Ночного Суммарно 3 4 года лет 2 9,5 11,5 5 6 лет 1,5 9, лет 1,5 9,5 11

3 Пребывание детей на свежем воздухе Прогулки наиболее эффективный вид отдыха. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4 4,5 часа, а летом по возможности весь день. Чем меньше ребенок, тем быстрее у него развивается утомление. Например, у ребенка грудного возраста бодрствование в течение 1,5 2 часов приводит к утомлению даже без активной деятельности. Быстрее всего у ребенка наступает утомление в ответ на монотонную деятельность; 5-летние дети утомляются быстрее, чем 6 7-летние. С 5 6 лет дети начинают активно осваивать компьютер. К сожалению, в последнее время появилось много семей, в которых дети начиная уже с раннего возраста проводят большую часть суток за компьютером. У них, естественно, формируется компьютерная зависимость, и если мама отказывается включить очередной мультик, ребенок становится агрессивным и неуправляемым. Безусловно, компьютерные игры для дошкольников интересный и увлекательный вид деятельности. Он дает ребенку новый способ усвоения знаний, позволяет самостоятельно изучать различные явления, непосредственно участвовать в происходящем на экране. Однако работа на компьютере вызывает сильное напряжение и довольно быстро приводит к утомлению, которое не всегда замечают взрослые. Дети, впрочем, также не замечают усталости. У ребенка уже глаза «не смотрят», спина затекла, а он в радостном возбуждении восклицает: «Я не устал!» Понятно, что это успокаивающе действует на родителей, тем более что ребенок занят делом и никому не мешает.

4 Физиологи давно уже доказали, что компьютерные игры относятся к наиболее напряженной деятельности по сравнению с другими видами занятий на компьютере и считаются более утомительными, чем решение математических задач. Более того, в Японии и Англии у детей, которые с раннего возраста увлекаются компьютерными играми, был выявлен синдром «видеоигровой эпилепсии», проявляющейся головными болями, длительным спазмом мускулатуры лица, нарушением зрения, появлением негативных черт характера. Время наступления утомления может быть различным не только у разных детей, но и у одного и того же ребенка в разных случаях; в зависимости от его состояния, настроения и других причин, утомление возникает в разные сроки. По каким признакам можно определить наличие утомления у ребенка: повышенная отвлекаемость; частая смена позы; непривычные движения рук, ног (трясение, постукивание и т. п.); неприятная мимика (кривляние, тики); неудержимые всплески эмоций (крик, плач, прыжки и т. д.). Что можно сделать для профилактики утомления Для предупреждения переутомления необходимо наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственных занятий и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе. Необходимо

Читайте также:  Утомление причины его возникновения при выполнении физических упражнений

5 чередовать умственную работу с физическими упражнениями, после занятий предоставлять детям достаточно длительный отдых. Частые утомления приводят к переутомлению и глубоким нарушениям поведения, поэтому важно вовремя распознать причины этого состояния и помочь ребенку. Максимальная длительность работы на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, для детей 6 лет 15 минут. Также важно знать, что зрительная система детей в период дошкольного и младшего школьного возраста интенсивно совершенствуется. Поскольку именно занятия на компьютере вызывают наибольшее зрительное утомление, необходимо выполнять следующие упражнения. «Метелки». Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет от 1 до «Далеко близко». Дети свободно располагаются около окна. Ведущий называет сначала удаленный предмет, а через 2 3 секунды близко расположенный. Повторить 6 8 раз. «Филин». Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1 6. Повторить 2 3 раза. «Наряди елку». При выполнении этого упражнения ориентирами для поворотов головы и туловища являются игрушки, сказочные персонажи и т. п. Они развешиваются в разных частях комнаты. Например, игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки и зверушки дети должны отыскивать глазами по всему помещению. Елочку помещают

6 или изображают в центре стены или чуть ниже. Игрушки развешивают в углах комнаты, под потолком, так, чтобы возникала необходимость поворачивать голову то в одном, то в другом направлении. Ведущий просит соблюдать следующие условия: «Стойте прямо. Поворачивая лишь голову, отыщите в комнате игрушки, которыми можно было бы нарядить елочку, и назовите их». Темп выполнения упражнения произвольный. Продолжительность 1 минута. «Поймай зайку». Дети располагаются на ковре. Ведущий включает фонарик, запускает «солнечного зайчика» на прогулку. Дети, «поймав» глазами «зайчика», следуют за ним, не поворачивая головы. Игра длится 45 секунд.

источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Улыбка»

муниципального образования Абинский район

Старший воспитатель МБДОУ детский сад №5

Дать определение понятия «утомление»;

Познакомить педагогов с причинами утомления и внешними проявлениями его у детей дошкольного возраста;

Определить возможные средства предупреждения утомления у дошкольников, используемые в ДОО.

Один из принципов здоровьесберегающей педагогики – приоритет действенной заботы о здоровье детей – предполагает, что все, происходящее в ДОО должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье детей. В настоящее время физиологи, гигиенисты, психологи рассматривают профилактику утомления как одну из наиболее реальных возможностей здоровьясбережения в процессе обучения.

Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности.

Утомление может возникнуть при любом виде деятельности – и при умственной, и при физической работе.

Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуальной деятельности, нарушением внимания (главным образом трудностью сосредоточения), замедлением мышления и др.

Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности и ритмичности движений.

Работа в организованной образовательной деятельности требует от детей длительного физического и умственного напряжения, т.е. связана с активной деятельностью ребенка, стремлением достигнуть результатов в своих действиях, продолжительным произвольным вниманием и т.п. Исследования показывают, что даже при соблюдении требований к объему образовательной нагрузки и внедрении отдельных форм физкультурной деятельности частота случаев сильного и выраженного утомления после занятий у детей старших и подготовительных групп составляет примерно 40%. Это в свою очередь вызывает неблагоприятные моменты в функциональном состоянии различных органов и систем.

От правильной организации деятельности, уровня ее физиологической рациональности во многом зависит состояние детей в процессе обучения, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупредить преждевременное наступление утомления.

У детей в связи с их анатомофизиологическими особенностями организма утомление развивается быстрее, нередко даже без особо активной деятельности (например, при вынужденном бодрствовании у детей грудного возраста, во время сидения за столом или за партой в школе).

неправильно подобранный материал;

излишняя статичность детей;

излишнее включение атрибутов, предметов, наглядности;

большое количество детей в группе (шум);

незнание педагогами приемов привлечения внимания детей,

неправильное соотношение нагрузки (деятельности) и отдыха.

Признаки утомления у детей проявляются чаще всего в нарушении поведения, они становятся неусидчивыми, невнимательными, отвлекаются, разговаривают друг с другом, становятся двигательно расторможенными, нарушают дисциплину. При этом правильная оценка их состояния затруднительна из – за отсутствия у них каких – либо жалоб. В некоторых случаях, особенно после перенесенных заболеваний, дети становятся вялыми, пассивными.

Нередко утомление может быть не только следствием перенесенных заболеваний, но и их предвестником.

Способы визуальной оценки по внешним признакам утомления и физического перенапряжения у детей:

Большое влияние на устойчивость работоспособности оказывают особенности высшей нервной деятельности.

Дети с сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы (сангвиники) обычно имеют повышенную активность: они энергично, легко и быстро включаются в работу, на занятии внимательно слушают, готовы и хотят отвечать, легко переключаются на новое дело, на новый вид деятельности и могут достаточно долго работать, не утомляясь.

Дети с сильным, неуравновешенным, инертным типом нервной системы (холерики) отличаются тем, что перестраиваются и переключаются на новый вид деятельности, однако если такой ребенок заинтересован, то он может работать долго и упорно, но если нет — отключается мгновенно. Работоспособность у таких детей очень неустойчивая.

Дети с сильным, уравновешенным, инертным типом НС (флегматики) медленно сосредоточивают свое внимание, трудно и долго включаются в работу, правда, включившись, работают долго и упорно, но не могут быстро перестроиться, им трудно переключить свое внимание.

Дети со слабым типом НС (меланхолики) малоактивны: их не видно и не слышно ни на уроке, ни в минуты отдыха, они не тянут руку, очень робки, медлительны, малейшее затруднение отвлекает их, быстро утомляются.

Средства предупреждения утомления у детей:

Для предупреждения утомления у детей необходимо соблюдать режим дня, исключив недосыпание, уменьшив нагрузку, правильно организовав чередование нагрузки и отдыха и увеличив их пребывание на свежем воздухе.

Планировать мотивацию деятельности, средства, приемы, соблюдать четко требования СанПиН.

Обеспечить соответствие объема и степени сложности содержания учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Обеспечить качественное проведение оздоровительных моментов:

рациональный выбор поз в соответствии с видом деятельности (сидя на стульчиках, стоя в кругу, сидя на ковре, стоя вокруг стола и др.)

Обеспечение эмоционального комфорта. Таким образом, профилактика утомления у детей заключается преимущественно в обеспечении всех условий для нормального развития и обучения детей.

источник

Методика профилактики зрительного утомления и развития зрения у детей

(по Ковалеву В.А.)

По данным Э.С. Аветисова, близорукость чаще возникает у детей с отклонениями в общем состоянии здоровья. Среди детей, страдающих близорукостью, число практически здоровых в 2 раза меньше, чем среди всей группы обследованных школьников. Несомненно, связь близорукости с простудными, хроническими, тяжелыми инфекционными заболеваниями. У близоруких детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно-двигательного аппарата – нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Нарушение осанки, в свою очередь, угнетает деятельность внутренних органов и систем, особенно дыхательной и сердечно-сосудистой. Следовательно, у тех, кто с самых ранних лет много и разнообразно двигается, хорошо закален, реже возникает близорукость даже при наследственной предрасположенности.

Разумный режим дня, двигательная активность, правильное питание, все это должно занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и её прогрессированию, поскольку физическая культура способствует как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц и укреплению склеры глаз.

Специальные упражнения для глаз (по Аветисову).

Специальные упражнения для глаз – это движение глазными яблоками во всех возможных направлениях вверх-вниз, в стороны, по диагонали, а также упражнения для внутренних мышц глаз. Их надо сочетать с обще развивающими, дыхательными и коррегирующими упражнениями. При выполнении каждого из них (особенно с движениями рук) можно выполнять и движения глазного яблока, фиксируя взгляд на кисти или удерживаемом предмете. Голова при этом должна быть неподвижной. Амплитуда движения глазного яблока максимальная, темп средний или медленный.

Важно строго соблюдать дозировку специальных упражнений. Начинать следует с 4-5 повторений каждого из них, постепенно увеличивая до 8-12.

НАШИ ЗАМЕЧАНИЯ: по нашим наблюдениям, лучших результатов воздействия подобных упражнений мы достигли тогда, когда этим упражнениям предшествовали обще развивающие упражнения. Мы рекомендуем делать разминку в среднем темпе, заканчивая её легким бегом. Время бега – до 3-х минут. Затем мы давали упражнения для мышц глаз. Стимулирующее воздействие предварительной разминки заключается в том, что в корковом отделе ЦНС происходит локальное установление временных связей между двигательным и зрительными корковыми отделами анализаторов. Это стимулировало глазодвигательные функции и светоощущающий аппараты зрения.

Тренажер «Солнышко»

Для изготовления тренажера нужен материал темного цвета, из которого шьются две рукавички. Из желтой, красной или оранжевой материи вырезаются два кружка размером 4-5 см. Они нашиваются в центр ладонной поверхнос­ти рукавичек снаружи.

Тренажер применяется для детей с ясельного возраста, с успехом может быть применен в дошкольных группах детского сада.

Схема проведения упражнений:

Положение рук «в стороны». 10-15 се­кунд поочередно сжимать и разжимать ладони. Дети переводят точку взора, держа голову неподвижно. Воспитатель контролирует выполнение задания, глядя в глаза детям. Положение рук «в сторону-вверх /одна рука/ и другая в сторону вниз. Рука как бы показывают диагональ прямоугольника. Продолжительность 10-15 секунд. Поменять положение рук. Одну руку вытянуть перед собой, раскрыть ладонь, сжать и убирать на 40-50 см к себе и снова раскрыть. Ребенок видит «объект» постоянно перемещающийся в глубину от него и к нему.

В результате сокращаются и расслабляются все глазодвигательные мышцы ребенка. Развивается конвергенция и аккомодация глаз.

Примечание: Вместо солнышка, на рукавичку можно пришить бабочек и др. предметов.

Тренажеры для детского сада «Видеоазимут»

Он выполняется в виде рисунка прямоугольника на ватмане, на щите из фанеры и др. Егo размеры от 30 х 42 см до 140 х 330 см. Он служит развитию конвергенции глаз, поможет снять зрительное утомление после занятий, работы с компьютером и др.

Тренажер выполняется в виде рисунка из разноцветных стрелок и линий. Общий замысел рисунка мы предлагаем ниже.

Внешний периметр тренажера-рисунка нанесен красными стрелками. Длина и ширина их подбирается произвольно, но расстояние между ними мы рекомендуем в 20 см, не более. Размеры прямоугольника могут быть 150 x 290-320 см. Нужно выдержать примерное соотношение сторон 1:2. Направление стрелок красного цвета по часовой стрелке.

Отступив во внутрь на 10-15 см, мы наносим второй прямоугольник зеленого цвета стрелками в обратном направлении. Их размеры и ширина такие как у красного прямоугольника. Затем исполняются диагонали голубого (синего) цветов. И точки пересечения диагоналей мы обозначим фиолетовыми или черными стрелками небольшой крест, который не должен быть больше половины боковой стороны красного прямоугольника. Фон прямоугольника можно выделить из общей окраски, сделав его белым или более светлым.

По углам и в точках, на которые указывают центральные фиолетовые стрелки можно нанести рисунки героев мультфильмов.

Центр рисунка тренажера помещать на высоте 160 см от пола. Это примерно высота, на которой мы достаточно спокойно, без напряжения мышц шеи можем выполнять специальные упражнения на тренажере «Видеоазимут».

Упражнения (по инструкции воспитателя):

С расстояния в 2-3 метра, глядя перед собой, постарайтесь одними глазами (точкой взора) проследить рисунок красного прямоугольника в быстром темпе. Сделать это не двигая головой, выполнять только глазами.

Дозировка: делается столько раз, сколько лет ребенку, начиная с 5 лет.

Затем прослеживается зеленый прямоугольник, желтая и голубая диагонали и вертикаль и горизонталь (центральный «крестик»), амплитуда движений глаз большая, скорость слежения средняя, для освоивших упражнения быстрый темп.

Маленьким детям для облегчения упражнения покажите движения глазами, стоя перед детьми и скажите им, что нужно «рисовать» глазами фигуру по контуру. Этого достаточно для понимания выполняемого упражнения. Некоторые воспитатели используют для команд на начальном этапе обучения названия опорных рисунков по углам нашего тренажера. Например: зайчик, лиса, волк, мишка (игра «Колобок»).

Упражнения по профилактике близорукости рекомендуется проводить после утренней гимнастики в группе.

Оздоровительная работа по программе «Остров здоровья» (стр.57 – Физминутки для глаз)

источник

Автор: Георгиева Ольга Николаевна

Организация: ГАДОУ «Детский сад №125»

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности. Утомление может возникнуть при любом виде деятельности – и при умственной, и при физической работе.
Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуальной деятельности, нарушением внимания (главным образом трудностью сосредоточения), замедлением мышления и др.
Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности и ритмичности движений.

Работа в организованной организованной деятельности требует от детей длительного физического и умственного напряжения, т.е. связана с активной деятельностью ребенка, стремлением достигнуть результатов в своих действиях, продолжительным произвольным вниманием и т.п. Исследования показывают, что даже при соблюдении требований к объему образовательной нагрузки и внедрении отдельных форм физкультурной деятельности, частота случаев сильного и выраженного утомления после занятий у детей старших и подготовительных к школе групп составляет примерно 40%. Это в свою очередь вызывает неблагоприятные моменты в функциональном состоянии различных органов и систем.

От правильной организации деятельности, уровня её физиологической рациональности во многом зависит состояние детей в процессе обучения, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупредить преждевременное наступление утомления.

У детей в связи с их анатомофизиологическими особенностями организма утомление развивается быстрее, нередко даже без особо активной деятельности (например, при вынужденном бодрствовании у детей грудного возраста, во время сидения за столом или за партой в школе).
Причины утомления:

  • однообразие деятельности,
  • неправильно подобранный материал,
  • излишняя статичность детей,
  • излишнее включение атрибутов, предметов, наглядности,
  • большое количество детей в группе (шум),
  • незнание педагогами приемов привлечения внимания детей,
  • не правильное соотношения нагрузки (деятельности) и отдыха.

Признаки утомления у детей проявляются чаще всего в нарушении поведения, они становятся неусидчивыми, невнимательными, отвлекаются, разговаривают друг с другом, становятся двигательно расторможенными, нарушают дисциплину. При этом правильная оценка их состояния затруднительна из-за отсутствия у них каких — либо жалоб. В некоторых случаях, особенно после перенесенных заболеваний, дети становятся вялыми, пассивными.

Нередко утомление может быть не только следствием перенесенных заболеваний, но и их предвестником.

Способы визуальной оценки по внешним признакам утомления и физического перенапряжения у детей

Большое влияние на устойчивость работоспособности оказывают особенности высшей нервной деятельности.

Дети с сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы (сангвиники) обычно имеют повышенную активность: они энергично, легко и быстро включаются в работу, на занятии внимательно слушают, готовы и хотят отвечать, легко переключаются на новое дело, на новый вид деятельности и могут достаточно долго работать, не утомляясь.
Дети с сильным, неуравновешенным, инертным типом нервной системы (холерики) отличаются тем, что перестраиваются и переключаются на новый вид деятельности, однако если такой ребенок заинтересован, то он может работать долго и упорно, но если нет — отключается мгновенно. Работоспособность у таких детей очень неустойчивая.
Дети с сильным, уравновешенным, инертным типом НС (флегматики) медленно сосредоточивают свое внимание, трудно и долго включаются в работу, правда, включившись, работают долго и упорно, но не могут быстро перестроиться, им трудно переключить свое внимание.
Дети со слабым типом НС (меланхолики) малоактивны: их не видно и не слышно ни на уроке, ни в минуты отдыха, они не тянут руку, очень робки, медлительны, малейшее затруднение отвлекает их, быстро утомляются.

Читайте также:  Что такое утомление переутомление на рабочем месте

Средства предупреждения утомления у детей

Для предупреждения утомления у детей необходимо соблюдать режим дня, исключив недосыпание, уменьшив нагрузку, правильно организовав чередование нагрузки и отдыха и увеличив их пребывание на свежем воздухе.
Планировать мотивацию деятельности, средства, приемы, соблюдать четко требования СанПиНа.
Обеспечить соответствие объема и степени сложности содержания учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Обеспечить качественное проведение оздоровительных моментов:

  • минутка релаксации,
  • дыхательная гимнастика,
  • гимнастика для глаз,
  • физкультминутки,
  • рациональный выбор поз в соответствии с видом деятельности (сидя на стульчиках, стоя в кругу, сидя на ковре, стоя вокруг стола и др.),
  • обеспечение эмоционального комфорта.

Таким образом, профилактика утомления у детей заключается преимущественно в обеспечении всех условий для нормального развития и обучения детей.

источник

Автор: Перлина Валентина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №33 «Березка»
Населённый пункт: город Королев, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: «Профилактика переутомления детей дошкольного возраста»
Дата публикации: 09.02.2017
Раздел: дошкольное образование

«Физиологические основы утомления.

Профилактика переутомления детей дошкольного возраста».

Введение
Долголетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показали, что работоспособность, качество усвоения учебной программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными явлениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья. Поэтому главная задача нашей работы — это заботиться об укреплении физического и психического здоровья детей. Забота об охране нервной системы в условиях дошкольного воспитания особенно необходима. Дети устают от длительного пребывания в большом коллективе, они ежедневно выполняют определённые обязательные задания, требующие подчас немалых усилий, собранности, испытывают эмоциональные нагрузки. Всё это при неблагоприятных условиях может создать предпосылки для перенапряжения нервной системы, а у детей дошкольного возраста в силу возрастных особенностей легко возникают её расстройства. Поэтому так важна роль воспитателей, педагогов в регуляции поведения детей, их деятельности. Основное отличие нервной системы ребёнка от взрослого заключается, прежде всего, в её недостаточной морфологической зрелости. Это создаёт предпосылки для быстрой истощаемости нервной системы, ранимости и делает её особенно чувствительной к воздействию неблагоприятных факторов, определяет относительно низкий предел работоспособности и выносливости нервных клеток. Другой особенностью нервной системы ребёнка является слабое развитие процессов внутреннего торможения, которое происходит на более поздних возрастных этапах и от которого зависят способность управлять своим поведением, волевые качества.
Каковы же причины, предрасполагающие к развитию у детей отклонений в неврологической сфере? Прежде всего, это чрезмерное утомление ребёнка.
1.

Физиологические основы утомления
Под утомлением мы понимаем временное уменьшение работоспособности, наступающее во время работы, которому предшествует дискоординация функций, приводящая к снижению экономичности работы, и появления чувства усталости. Внешние проявления мышечного утомления многообразны: нарушается координация движений, падает производительность работы, появляется одышка, чрезмерная потливость, краснеет или бледнеет кожа лица и др. Умственное утомление также проявляется в снижении работоспособности, которому предшествует двигательное беспокойство, ослабление внимания к выполняемой деятельности, вялость, сонливость. Утомление у разных детей проявляется неодинаково. У одних детей оно выражается в снижении активности, у других — в повышении возбудимости, у третьих появляются отрицательные поведенческие реакции, капризы, что приводит к возникновению конфликтов при общении их со сверстниками и взрослыми. У многих детей при утомлении нарушается сон, аппетит. Пропадает желание трудиться, снижается интерес к занятиям. Ребёнок постоянно отвлекается, плохо или совсем не усваивает то, что показывает или о чём говорит воспитатель, не доводит начатое задание до конца. Если в детском саду или в семье для ребёнка не созданы все необходимые условия деятельности и отдыха и объём нагрузок постоянно превышает его физиологические возможности, то утомление, постепенно накапливаясь, может перейти в переутомление, хроническое утомление, а это крайне отрицательно сказывается на его дальнейшем умственном и физическом развитии, а также состоянии здоровья.
На фоне утомления и переутомления снижаются защитные функции организма и, следовательно, повышается предрасположенность к заболеваниям. Утомление может возникать в связи с различными факторами:  нарушения режима,  несоответствие умственных и физических нагрузок физиологическим возможностям организма,  предъявление к ребёнку чрезмерных, повышенных требований в процессе воспитания и обучения,  недостаточная продолжительность сна,  длительные отрицательные эмоции и др. В трудах выдающихся отечественных физиологов — И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.Е. Введенского указывается на неоднозначную биологическую роль утомления. С одной стороны, утомление можно рассматривать как защитную реакцию, предохраняющую организм от переутомления, нервные клетки от истощения. С другой — утомление, сопутствующее в той или иной мере любой работе, является необходимым условием повышения выносливости организма, тренировки. Утомление представляет собой нормальный физиологический процесс, предназначенный для защиты нервных клеток и различных систем организма от чрезмерных перегрузок, приводящих к истощению функционального потенциала. Как правило, снижению работоспособности при утомлении предшествует появление усталости Усталость — это комплекс ощущений, имеющих отрицательную эмоциональную окраску и возникающий во время длительной или интенсивной работы, при которой наступает момент, когда дальнейшее поддержание мышечного напряжения на заданном уровне становится трудным, и требуются всё возрастающие усилия для продолжения работы. Человек ещё некоторое время продолжает выполнение прежнего объёма работ на фоне усталости, затем наступает утомление и работоспособность
снижается. А усталость нарастает. Таким образом, утомление и усталость близкие, но неоднозначные понятия. Усталость не всегда вызывает отрицательные эмоциональные реакции. После сравнительно небольшой физической работы, не сопровождаемой выраженным утомлением, мы нередко испытываем приятную усталость. Малоутомительные игры, связанные с движением, вызывают у ребёнка положительные эмоции, радость, благотворно влияют на физическое и психическое здоровье. Следует отметить, что усталость может возникнуть у ребёнка очень быстро, в самом начале работы, ещё до того, как обнаруживаются объективные признаки ухудшения деятельности организма, когда об утомлении не может быть и речи. Такая усталость появляется тогда, когда какая-либо деятельность для ребёнка не интересна. Поэтому следует учитывать лишь ту усталость при заинтересованной деятельности. А.А. Ухтомский придавал большое значение ощущению усталости как натуральному предупредителю о начинающемся утомлении. Воспитатели и родители должны реагировать на появление усталости ребёнка, которое указывает на развившееся утомление.
Начальными признаками переутомления считаются:
 изменения в поведении ребенка (появление непослушания, упрямства и пр.);  снижение успеваемости;  потеря аппетита;  появление некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и пр).
Выраженными признаками переутомления являются:
 резкое и длительное снижение умственной и физической работоспо- собности;  нервно-психические расстройства (нарушения сна, чувство страха, истеричность );
 стойкие изменения в регуляции вегетативных функций организма (аритмия, вегето-сосудистая дистония по гипертоническому или гипотоническому типу);  снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.
2.

Профилактика переутомления детей дошкольного возраста
В основе рационального режима лежит условно-рефлекторная деятельность. Выработанные и упроченные сложные условные рефлексы на время приема пищи, сна, включения в работу приобретают характер динамического стереотипа, образование которого позволяет правильно и экономно распределять время, быстро включаться в работу и плодотворно выполнять ее, разумно и эффективно отдыхать. Обязательным законом жизни ребенка является правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня. Режим дня детей в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:  свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору;  режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);  продолжительность и кратность сна;  время пребывания на воздухе в течение дня; При организации свободного времени у детей и подростков обязательно обеспечить адекватную физическую подвижность, обеспечивающая ту степень вертикальной и перемежающейся по направлению механической нагрузки на скелет, которая является стимулятором остеогенеза и роста хряща. Мышечная работа активизирует и выделение гормонов — стимуляторов роста. Избыточная вертикальная нагрузка, возникающая,
например, при переноске тяжестей, дает противоположный эффект — торможение роста. Во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные перестройки, определяющие формирование скелета ребенка. Наиболее благоприятное влияние на сон оказывает свежий воздух. Он воздействует на кожу, слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей, вызывает быстрое наступление сна. Сон на воздухе может заменить прогулку, особенно в холодное и переходное время года. В первые месяцы жизни центральная нервная система (ЦНС) отличается функциональной слабостью. В связи с этим активное бодрствование ребенка осуществляется незначительное время (5-7 ч) и через каждые 1,5-2 ч ребенок засыпает. При правильной организации жизни ребенка уже к концу 1-го месяца формируется суточный ритм бодрствования и сна. В режиме дня младших (3-4 года) и средних (4-5 лет) групп детского сада предусматривается 12-12,5 ч на сон, из них 2 ч на одноразовый дневной сон. Для детей старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) групп на сон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 ч днем). Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет. В 7-10 лет — 11-10 ч, в 11-14 лет – 10-9 ч, в 15-17 лет – 9-8 ч. Существенное значение в режиме дня имеет пребывание детей на свежем воздухе. Воздух благотворно влияет на растущий организм: он активизирует обменные процессы и оказывает положительное влияние на процессы роста и развития. В дошкольном возрасте общая продолжительность прогулок на свежем воздухе должна составлять не менее 4 часов (в первую и вторую половину дня). Летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе, в холодное время года предусматриваются прогулки 2 раза в день по 1,5-2 ч. Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна
составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 ч, в среднем — 2,5-3 ч, в старшем — 2-2,5 ч. Целью занятий детей преддошкольного и дошкольного возраста являются укрепление здоровья, дальнейшее совершенствование основных движений (ходьба, бег, лазание, метание), обучение детей внятному произношению слов и правильной речи, воспитание гигиенических навыков, ознакомление детей с доступными их пониманию предметами и явлениями, воспитание художественного вкуса. Режим дня в детском саду следует дифференцировать по группам. Младшую группу составляют дети 3-4 лет, среднюю – 4-5 лет, старшую — 5-6 лет и подготовительную — 6-7 лет. С детьми проводятся занятия по развитию речи, физическому воспитанию, рисованию, лепка, конструирование, музыкальные занятия. Программами воспитания и обучения в детском саду, предусматривается организация занятий, соответствующая морфофункциональным особенностям детей. Занятия должны проводиться ежедневно, кроме субботы, с 1 сентября по 1 июня: в младшей группе — 10 занятий в неделю по 10-15 мин, в средней — 10 занятий в неделю по 20 мин, в старшей — 15 занятий в неделю по 20-25 мин; в подготовительной — 19 занятий в неделю по 25-30 мин. Продолжительность перерывов между занятиями 10-12 мин, в течение которых целесообразно организовывать подвижные игры умеренной интенсивности. Домашние задания во всех группах отсутствуют.
Заключение
Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма — низкая его сопротивляемость заболеваниям. — В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически
более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии — они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются. В раннем возрасте дети отличаются большой неустойчивостью эмоционального состояния: казалось бы, по ничтожной причине часто плачут и долго не могут успокоиться; и наоборот, не успевают высохнуть слезы, как на смену им появляется улыбка. При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития так и нецелесообразными. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения. Поэтому в этом возрасте необходимо учитывать вес эти факторы и не допускать переутомления.
Со

по предупреждению развития переутомления
Для охраны нервной системы дошкольников очень важна доброжелательная спокойная обстановка в группе. Если воспитатель недостаточно внимателен к детям, часто делает им замечания, не умея их заинтересовать, недостаточно тактичен, ребёнок становится раздражительным, что в последующем может привести к развитию неврологических заболеваний. Самым эффективным способом отдаления наступления утомления и повышения работоспособности является рациональный режим жизни,
деятельности и отдыха ребёнка. В этих условиях центральная нервная система работает в экономном режиме, меньше тратится раздражимого вещества, работоспособность повышается, родителям важно сохранить дома основные режимные правила детского сада в выходные дни. При любом занятии нельзя непрерывными замечаниями и запретами заставлять ребёнка сидеть неподвижно. Не следует надолго обесдвиживать ребёнка, необходимо давать периодически ему возможность подвигаться, побегать. При появлении усталости следует переключать ребёнка на другой вид деятельности. Если усталость появилась при выполнении мышечной деятельности, то перейти на занятия, связанные с интеллектуальной деятельностью и наоборот. Для ребёнка это будет активным отдыхом. Утомление устранять своевременным отдыхом, сменой действий и позы, микропаузами. Придерживаться гигиенических и педагогических условий к организации учебной, игровой, трудовой деятельности и отдыха дошкольников. В течение дня вся деятельность не должна быть однотипна, исключать трафаретность и шаблон. Ведение занятий должно быть эмоциональным, с хорошим настроением, обращаться к примерам из окружающей жизни, в работу включать одновременно несколько физиологических анализаторов. Речь педагога должна быть негромкой, немногословной, но чёткой и выразительной по интонации. Важно правильно организовать перерывы между занятиями (8-10 минут), которые устраивают для отдыха детей, переключения их на другой вид деятельности, смену позы. Не перегружать детей с отставанием, задержкой развития, но и не сдерживать развитие детей, у которых оно происходит более быстрыми темпами.
Создавать условия для физиологически полноценного дневного и ночного сна. Дети дошкольного возраста должны спать в сутки не меньше 12- 14 часов. Поддерживать в помещении благоприятный воздушно-тепловой режим. Известно, что головной мозг человека крайне чувствителен к недостатку кислорода. При недостатке кислорода утомление развивается значительно быстрее, чем при нормальном его содержании в воздухе. Обеспечить достаточную освещённость, хорошее качество наглядных пособий, демонстрационного и раздаточного материала, т.к. напрягаются зрение, поза. Детям, имеющим некоторое отклонение в состоянии здоровья или отставание в развитии психофизиологических функций, нужен дополнительный отдых. Использовать в работе с детьми:  релаксационные игры и упражнения для снятия напряжения, на расслабление,  лечение музыкой,  точечный, обычный массаж,  дыхательную гимнастику,  упражнения для рук Следуя этим рекомендациям, советам вы повысите работоспособность детей, сохраните их нервную систему, предупредите переутомление.

источник