Меню Рубрики

Психофизиология утомления в возрастном аспекте

Условия развития утомления — интенсивная, продолжительная физическая или умственная работа. Таким образом, утомление — состояние, наступающее после достаточно напряженной и продолжительной физической или умственной работы.

Утомление как системная реакция: утомление как системная реакция также затрагивает сразу несколько уровней функционирования организма и личности: физиологический, психический и поведенческий. Рассмотрим, какие именно изменения происходят на каждом уровне.

А. Физиологический уровень

Признаки наступившего утомления:

  • · значительное учащение частоты сердечных сокращений (пульса);
  • · аритмия;
  • · появление и развитие следящих движений, преобладание длительных фиксаций, большое число морганий, повышение порогов восприятия, пропуски полезных сигналов;
  • · снижение устойчивости внимания, учащение дыхания;

О степени утомления можно судить как по объективным показателям (изменениям физиологических функций), так и отталкиваясь от субъективных ощущений. И, наконец, самыми чуткими предвестниками утомления, равно как и сигналами к тому, что следует заняться коррекцией неблагоприятного фактора, являются наши субъективные переживания. Развитие утомления с этой позиции проходит следующим образом:

  • · появление чувства усталости, слабосилия (утомление при этом может и не наступать на самом деле);
  • · снижение всех характеристик внимания; (особенно тех, которые нужны для выполнения деятельности: например, если требовался высокий уровень его концентрации, то она резко снижается, появляются ошибки);
  • · расстройства в сенсорной области, которым подвергаются рецепторы, участвующие в работе (если человек долго читает без перерывов, то, по его словам, строчки начинают «расплываться» у него в глазах; при длительной поездке на машине, например, могут возникать необычные образы, в том числе, не соответствующие действительности);
  • · в моторной сфере (замедление или беспорядочность, торопливость движений);
  • · снижение характеристик памяти и мышления (человек не в состоянии вспомнить самые элементарные слова, которые знал с детства или выполнить простой арифметический пример);
  • · ослабление воли (при утомлении ослабляются решительность, выдержка и самоконтроль);
  • · возникает «охранное» торможение.

К методам коррекции состояния утомления может быть отнесен прием пищи, так как при выполнении работы средней интенсивности основной причиной развития состояния утомления является снижение запасов гликогена в печени и мышцах, общее снижение уровня сахара в крови; естественно, первой помощью в данном отношении является прием пищи.

Другим методом профилактики и коррекции состояния утомления может служить прослушивание музыкальных передач (использование функциональной музыки). Использование функциональной музыки для снижения выраженности состояния утомления должно проводиться с ориентировкой на описание этапов изменения работоспособности, вызываемых развивающимся утомлением.

На этапах оптимальной работоспособности и полной компенсации использование музыки не требуется.

На этапе врабатывания предпочтительно использовать 15- минутные специальные музыкальные программы, в которые необходимо включать музыку с выраженным ритмическим компонентом и постепенно возрастающим темпом (чтобы помочь быстрее набрать темп, необходимый для работы).

В период неустойчивой компенсации для прослушивания рекомендуются музыкальные произведения с выраженными мелодическими компонентами (так, чтобы можно было бы при желании подпевать).

На этапах конечного порыва и при прогрессирующем снижении работоспособности имеет смысл использовать для прослушивания музыкальные произведения, которые субъективно приятны слушателям. Это несколько облегчает работу на фоне утомления.

Для коррекции утомления также может использоваться психическая саморегуляция. Поговорим о ней несколько подробнее.

источник

Важное значение в психофизиологии имеет такая категория, как функциональное состояние. Чем отличается один и тот же человек, лежащий на диване после тяжелой физической работы, от того же человека, который прилег, чтобы просто почитать книгу? Внешне — ничем. По многим физиологическим показателям (дыхание, пульс, артериальное давление) различия не заметны. Но функциональное состояние организма в этих случаях — различно.

В наиболее общем виде под функциональным состоянием (ФС) организма понимают совокупность характеристик его физиологических функций и психофизиологических качеств, которые несут наибольшую нагрузку в обеспечении профессиональной и поведенческой деятельности человека (Кривощеков, Бочаров, 2010). Центральным понятием общей теории функциональных состояний является понятие системного ответа, который базируется на общих представлениях о системе, ее свойствах, структуре, поведении. Еще исследованиями Л.А. Орбели (1934) была подготовлена почва для появления идеи системной организации целенаправленного ответа, которая была воплощена в уровневой теории построения движения (Бернштейн, 1941) и теории функциональных систем (Анохин, 1975). Согласно мнению Л. Бертоланфи (1969) теория систем есть не что иное, как система понятий, позволяющая анализировать объекты, как системы, а под системой понимается множество элементов, с их отношениями и связями между ними, которые образуют определенную целостность.

На сегодняшний день не вызывает сомнений, что ФС могут затрагивать разные уровни: физиологический, психологический, поведенческий (рис. 6.1). На физиологическом уровне наиболее контрастно различаются состояния покоя, возбужденности (активиро- ванности) и заторможенности. Между тем известно множество менее контрастных состояний, например, усталости, перенапряжения, медитации и т.д. Различные психофизиологические показатели, взятые по отдельности, не могут достоверно дифференцировать одно состояние от другого, так как изменения в висцеральных системах, например, увеличение частоты сердечных сокращений, может на-

Рис. 6.1. Психофизиология функциональных состояний (схема)

блюдаться при различных состояниях (утомление, возбуждение, тревога, страх). Кроме того, одному и тому же ФС могут соответствовать разные формы поведения. Это зависит от волевых качеств, помогающих преодолевать нежелательные формы поведения (желание убежать при появлении опасности, либо броситься в бой, желание прекратить работу при появлении усталости, либо во что бы то ни стало довести ее до конца и т.д.). Каждому неблагоприятному функциональному состоянию противостоит волевое качество: неуверенности — решительность, страху — смелость, утомлению — терпеливость, фрустрации — упорство и настойчивость, злости — выдержка.

Функциональное состояние и деятельность. Традиционным критерием классификации ФС является деятельность, а функциональное состояние оценивается по тому влиянию, которое оно оказывает на надежность этой деятельности (Медведев, 2003).

С использованием критерия надежности, функциональное состояние оценивается по способности человека выполнять деятельность на заданном уровне с учетом цены деятельности. В качестве классификационного критерия принимается допустимость или недопустимость физиологических и психологических затрат для обеспечения надежности деятельности, т.е. допустимость или недопустимость того или иного состояния. Введение этого критерия делит все функциональные состояния на две группы: разрешенных и запрещенных состояний.

В частности, при утомлении критерий надежности действует до тех пор, пока ошибки деятельности не перейдут определенного предела (разрешенное состояние). При этом в зависимости от вида деятельности меняется и отношение к состоянию. Так, одно и то же состояние может быть «разрешенным» для землекопа и «запрещенным» для пилота самолета.

Функциональные состояния также разделяют в зависимости от требований, которые предъявляются со стороны деятельности или природных и антропогенных условий. Этот подход позволяет выделить два типа функциональных состояний: адекватной мобилизации и динамического рассогласования. Состояние адекватной мобилизации характеризуется оптимальным соответствием структуры и количественных характеристик системного ответа тем требованиям, которые достаточны для сохранения на должном уровне основных, жизненных функций организма и выполнения деятельности. Под оптимальностью при этом понимается такая организация системного ответа, при которой основные биологические показатели обеспечиваются при минимальной стоимости деятельности. При этом предполагается существование функциональных резервов организма, позволяющих сохранить стабильность и при дополнительном увеличении нагрузки. Состояние динамического рассогласования, характеризуется отсутствием адекватности ответной реакции условиям взаимодействия человека со средой. Его возникновение и течение определяются уровнем индивидуальных резервных возможностей человека.

Экстремальные состояния — это, прежде всего, состояния динамического рассогласования, когда требования среды настолько высоки, что организм не может обеспечить адекватный ответ, и необходима сложная перестройка (адаптивная) гомеостатического регулирования для того, чтобы обеспечить жизнедеятельность в этих условиях, изменения поведения и(или) использование мер активной защиты, связанной с преобразованием среды.

Классификация функциональных состояний. С учетом вышесказанного сформировалось несколько подходов для классификации функциональных состояний.

Комплексный подход рассматривает ФС как системный ответ организма, обеспечивающий его адекватность требованиям деятельности. А.С. Солодков и Е.Б. Сологуб (2008) дают такое определение: «ФС — это совокупность характеристик его физиологических и психофизиологических качеств, которые несут наибольшую нагрузку в обеспечении профессиональной и поведенческой деятельности человека». Такое определение предполагает, что для оценки ФС требуется интегральная оценка многих функций (психофизиологических индикаторов) организма.

В практике используется множественная регистрация психофизиологических индикаторов (ЭЭГ, ЧСС, ЭМГ, дыхательных движений и др. в сочетании с психологическими тестами), на основе которых функциональное состояние определяется как комплекс физиологических и поведенческих проявлений, сопровождающих различные аспекты человеческой деятельности. Каждое ФС при этом характеризуется своим собственным уникальным сочетанием показателей и реакций. Пример функционального состояния бодрствования, как блок-схема различных уровней активации, представлен на рис. 6.2. Недостатком данного подхода можно считать отсутствие критериев конкретного функционального состояния, поскольку используется лишь внешнее описание и перечисление психофизиологических характеристик.

Эргономический подход. Состояния организма человека оцениваются по результатам трудовой и профессиональной деятельности. Удобен для прогнозирования нежелательных ФС (монотония, стресс или высокая степень утомления). При этом подходе выделяют два класса ФС: 1) состояние адекватной мобилизации, когда все системы организма работают оптимально и соответствуют требованиям деятельности; 2) состояние динамического рассогласования, при котором различные системы организма или не полностью обеспечивают его

Рис. 6.2. Бодрствование как функциональное состояние (по Антропова Л.К., 2009) деятельность, или работают на излишне высоком уровне траты энергетических ресурсов.

Состояние адекватной мобилизации, «оперативный покой» — это готовность к деятельности, при которой организм человека за короткий отрезок времени может перейти в ту или иную форму физиологической активности для выполнения конкретной деятельности. Например, развитие двигательной активности сопровождается повышением тонуса нервных центров, имеющих отношение к построению движений, напряжением вегетативных функций, активацией сенсорных путей управления движением, а также подкорковых и корковых мотивационных зон (рис. 6.3). В этом эргономический подход тесно взаимодействует с психофизиологическим подходом.

Психофизиологический подход опирается на представление о существовании модулирующих систем мозга. Акцент делается на функ-

Рис. 6.3. Схема психофизиологических уровней организации движения (по Антропова Л.К., 2009) циональной специализации двух систем организма: а) ретикулярная формация ствола мозга, способная оказывать как возбуждающее, так и тормозное влияние на вышележащие отделы мозга; б) лимбическая система, ответственная за эмоциональные состояния человека.

При этом функциональное состояние организма в условиях высокоинтенсивных физических либо психических нагрузок зависит от функциональных резервов организма, которые, с одной стороны, обеспечиваются заложенными в организме индивидуальными биохимическими, физиологическими и психологическими особенностями, а с другой — приобретаются (тренируются) в процессе индивидуальной адаптации.

Функциональное состояние тесно связано с адаптированностью организма. Хорошо доказано, что живые организмы приспосабливаются к разнообразным условиям существования в соответствии с законами адаптации, что приводит к изменению многих морфологических и физиологических показателей, как на уровне целого организма, так и в отдельных органах, тканях, клетках и субклеточных уровнях. В живом организме существуют установленные природой взаимоотношения между органическими формами и функциями. Органическая форма предопределяет функцию, а в свою очередь, функция формирует и преобразует органическую форму. Без этих природных взаимозависимостей между формой и функцией не могло быть адаптации организма к изменениям и возрастающим требованиям окружающей среды.

В этой связи ФС можно также рассматривать как результат, зависящий от деятельности соответствующих функциональных резервов. «Функциональные резервыдиапазон возможного уровня изменений функциональной активности физиологических систем, который может быть обеспечен активационными механизмами организма» (Словарь физиологических терминов, М.: Наука, 1987). Например, систему функциональных резервов спортсмена можно представить в виде 4 подсистем резервов: 1) биохимических, 2) физиологических, 3) спортивно-технических и 4) психологических (психических), которые взаимосвязаны между собой (рис 6.4). Две первые системы по своей сути являются биологическими, а две вторые — социальными, хотя и функционируют на основе биологических (физиологических) функциональных систем (Солодков, Сологуб, 2008). Подсистема психических резервов выступает как механизм физиологических резервов, а подсистема спортивно-технических — как регулятор их мобилизации. Рост функциональных резервов представляет физиологическую сущность долговременной адаптации организма и заключается в оптимизации реактивных свойств систем, направленной на целевую реализацию возможностей организма. Системообразующим фактором при этом является приспособительный полезный

Рис. 6.4. Функциональное состояние как система функциональных резервов организма (по Давиденко Д.Н. и др. Пути мобилизации функциональных резервов спортсмена, 1984)

результат — высокоэффективное, устойчивое и экономное энергообеспечение работы, что в наибольшей степени влияет на конечный спортивный результат.

Следует обратить внимание, что ФС формируется в результате непрерывного протекания в организме процессов истощения и восстановления, которые тесно взаимосвязаны и сочетаются с процессами возбуждения и торможения в ЦНС. Чем больше энергетические траты во время работы, тем интенсивнее процессы их восстановления. Однако, если истощение функциональных потенциалов в процессе работы превышает оптимальный уровень, то полного восстановления не происходит. При несоответствии реакций обновления в клетках катаболическим процессам в организме могут возникать структурные изменения, ведущие к расстройству функций, развитию стресса и депрессии. В этой связи отметим, что любая попытка дать полное описание особенностей ФС, базируясь лишь на физиологических процессах без учета психологических особенностей, будет неверной.

Читайте также:  Утомление разбор по составу

Особое место в классификации ФС занимают «Пограничные состояния». Это еще один класс состояний, связанный с продолжительным напряжением функций или систем организма. Они наступают в тех случаях, когда адаптивные перестройки оказываются либо недостаточными, либо приобрели форму предпатологии. Переход от физиологической нормы к патологическим состояниям проходит ряд стадий, на которых организм пытается приспособиться к новым для него условиям среды путем изменения уровня функционирования (УФ) отдельных органов и систем. Для того чтобы в новых условиях сохранить существующий УФ или перестроиться на более адекватный УФ, требуется определенная степень напряжения регуляторных механизмов, направленная на мобилизацию функциональных резервов (ФР), под которыми понимаются информационные, энергетические, метаболические ресурсы организма, обеспечивающие его конкретные адаптационные возможности. Для того чтобы мобилизовать эти ресурсы при изменении условий окружающей среды, необходимо определенное напряжение регуляторных систем. Именно степень напряжения регуляторных систем, необходимая для сохранения гомеостаза, определяет текущее функциональное состояние человека.

Примером может служить хорошо известное в спорте состояние, которое возникает у человека после длительной работы большой интенсивности (при кислородном запросе свыше 1500 мл), сопровождающееся резким спадом работоспособности (мертвая точка). Одним из первых его наблюдал Г. Кольб в 1891 г. на спортсменах. «Мертвая точка» ощущается человеком, как тягостное эмоциональное состояние, связанное с чувством удушья, острым чувством тяжести в ногах, сознанием невозможности продолжать мышечную нагрузку, желанием сойти с дистанции (у пловцов, бегунов, велосипедистов, лыжников, конькобежцев и гребцов) или прекратить бой или схватку (у боксеров или борцов). Состояние сопровождается ухудшением ряда психических функций: снижается ясность восприятия, появляются иллюзии, особенно в сфере мышечно-двигательных восприятий, ослабевает мышление, нарушается внимание, замедляется быстрота реакций и увеличивается число ошибочных ответов. Этим психологическим особенностям в состоянии мертвой точки сопутствуют сдвиги физиологических функций. Несмотря на снижение интенсивности работы при появлении «мертвой точки», энергетические траты в организме остаются высокими. Увеличена частота дыхания при некотором уменьшении глубины (снижении жизненной емкости легких), увеличена частота сокращений сердца, возрастает артериальное давление. Несмотря на напряжение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем отчетливо проявляется их несостоятельность в обеспечении нормального баланса между приходом и расходом энергетических источников. В организме накапливается большое количество кислых продуктов (молочной кислоты, а также углекислоты). Организм пытается снизить содержание молочной кислоты, результатом чего является повышение использования тканями того количества кислорода, которое имеется в крови.

Вследствие этого при «мертвой точке» увеличивается артерио-венозная разница (между содержанием кислорода в артериальной и венозной крови). Чем больше ткани (мышцы) забирают из артериальной крови кислорода, тем меньше его остается в венозной крови. Возникновению «мертвой точки» также способствуют повышение температуры тела вследствие нарушения теплорегуляции (теплопродукция опережает теплоотдачу) и повышение «кислотности» мышц, работающих в условиях гипоксии (недостатка кислорода). Поддержание мышечной нагрузки в этих условиях зависит во многом от волевых качеств человека.

Примером пограничных состояний (предпатологии) могут служить переутомление с возрастом или инвалидностью, а также «синдром хронического утомления», который может развиваться под действием множества факторов, наиболее распространенным из которых является постоянное недосыпание. Появилось нозологическое понятие «синдром хронической усталости». У людей с таким синдромом катастрофически не хватает времени на сон и они отдают ему гораздо меньше часов, с соответствующими последствиями для здоровья. Спутниками усталости являются депрессия, неправильное питание и плохая экология. Синдром хронического утомления грозит приобрести характер настоящей чумы XXI в. Эти состояния требуют не просто отдыха, а клинического наблюдения и лечения.

источник

Психофизиологические особенности трудовой деятельности. Общий адаптационный синдром. Профилактика переутомления

Психологическая сторона трудовой деятельности рассматривается в контексте психологических (идеальных) явлений, сопровождающих процесс труда и главной задачей в этом направлении является раскрытие того, «как в процессе этой деятельности осуществляется субъективное отражение действительности и каков механизм психической регуляции деятельности. Ее задачей является также изучение влияния деятельности на развитие психологических функций, процессов, состояний и свойств человека» [1].

В самом общем виде индивидуальный трудовой процесс можно представить себе как преобразование масс, энергии и информации человеком на рабочем месте. [2]

В психофизиологии труда адекватным понятием следует считать работоспособность человеческого организма. С этой точки зрения наиболее приемлемой представляется характеристика этой категории профессором В.В.Розенблата [3] – «Работоспособность – величина функциональных возможностей организма (физиологической системы, органа), характеризующаяся количеством и качеством работы при напряжении максимальной интенсивности или длительности. Составляющими ее являются: а) максимально возможные физиологические затраты; б) эффективность этих затрат, то есть коэффициент полезного действия физиологического объекта. Снижение работоспособности при утомлении происходит за счет каждого из этих параметров». Определение является объективным с некоторыми дополнениями. Во-первых, следует иметь в виду под совокупностью духовных и физических способностей для совершения трудового процесса предельные психофизиологические затраты организма, которые определим как «общую работоспособность».

Вторым составляющим общей работоспособности является эффективность максимальных психофизиологических затрат, то есть отношение количества произведенного при максимальной рабочей нагрузке продукта труда к предельным психофизиологическим затратам. Этот коэффициент полезного действия при предельных нагрузках с нашей точки зрения представляет собою эффективность труда. Таким образом, понятие «общая работоспособность», выраженное отношением предельной рабочей нагрузки к максимальным психофизиологическим затратам родственно понятию «эффективность труда» в экономике труда.

Общая работоспособность человеческого организма имеет прерывистый характер. «Текущая работоспособность», представляющая собой с одной стороны психофизиологическую реакцию организма на заданный уровень нагрузки (психофизиологические затраты), а с другой – как общая работоспособность, а эффективность этих затрат может быть определена как отношение величины произведенного продукта к величине психофизиологических затрат в процессе труда. В этом смысле понятие «текущая работоспособность» совпадает с таким понятием в экономике труда, как «производительность труда». Следовательно, учитывая в показателе производительности труда психофизиологические возможности человека, измеряется, таким образом, его текущую работоспособность.

Фактические психофизиологические затраты, проявляющиеся при выполнении человеком трудового процесса определяют так называемую текущую работоспособность организма. Она же, выражаемая в виде фактической эффективности психофизиологических затрат составляет производительность труда.

Проблема работоспособности в психофизиологии труда занимает одно из ведущих мест. При этом, кроме раскрытия сущности понятия «работоспособность» весьма важное значение занимает изучение вопроса о динамике работоспособности в различные временные периоды. Практический выход этой проблемы в область экономики труда заключается в построении рациональных режимов труда и отдыха. Смысл этого построения заключается в том, чтобы уловить момент наступления утомления и использовать в этот момент одну или комплекс мер стимуляции работоспособности. Для построения рационального режима труда и отдыха необходимо проделать ряд последовательных операций.

психофизиологические аспекты трудовой деятельности непосредственно связано с такими социально-трудовыми категориями как: рабочая сила, производительность труда, эффективность труда, интенсивность труда, формирует общественную и индивидуальную потребительную стоимость как конечную цель общественного производства.

общий адаптационный синдром, совокупность общих защитных реакций, возникающих в организме животных и человека при действии значительных по силе и продолжительности внешних и внутренних раздражителей; эти реакции способствуют восстановлению нарушенного равновесия и направлены на поддержание постоянства внутренний среды организма — Гомеостаза. Понятие А. с. выдвинул канадский учёный Г. Селье (1936). Факторы, вызывающие развитие А. с. (инфекция, резкие изменения температуры, физическая и психическая травма, большая мышечная нагрузка, кровопотеря, ионизирующее излучение, многие фармакологические воздействия и др.), называемые стрессорами, а состояние организма, развивающееся при их действии, — стрессом (от английского stress — напряжение).Основные признаки А. с. — увеличение коры надпочечников (См. Надпочечники)и усиление их секреторной активности, уменьшение вилочковой железы, селезёнки, лимфатических узлов, изменение состава крови (лейкоцитоз, лимфопения, эозинопения), нарушение обмена веществ (с преобладанием процессов распада), ведущее к похуданию, падение кровяного давления и др. Развитие А. с. проходит 2 или 3 стадии, 1-я — стадия тревоги, продолжается от 6 до 48 часов и делится на фазы шока и противошока; на этой стадии усиливаются выработка и поступление в кровь гормонов надпочечников — глюкокортикоидов (См. Глюкокортикоиды) и Адреналина, организм перестраивается, приспосабливается к трудным условиям, 2-я — стадия резистентности, когда устойчивость организма к различным воздействиям повышена; к концу этой стадии состояние организма нормализуется и происходит выздоровление. Если действие раздражителей велико по силе и продолжительности, то наступает 3-я стадия — стадия истощения, которая может завершиться гибелью организма. Начальным звеном приспособления организма к необычным условиям служат рефлекторные процессы (защитные, сосудодвигательные и др. рефлексы); затем включаются гуморальные (поступающие с кровью, лимфой и др.) раздражители (адреналин, гистамин, продукты распада поврежденных тканей). Всё это ведёт к включению механизмов, обеспечивающих приспособительную реакцию организма, в первую очередь ретикулярной формации (См. Ретикулярная формация) мозга и системы гипоталамус — гипофиз — надпочечники. Клетки Гипоталамуса вырабатывают высвобождающий фактор, под действием которого увеличиваются образование и выделение Гипофизом в кровь адренокортикотропного гормона (См.Адренокортикотропный гормон), стимулирующего деятельность коры надпочечников (выработку глюкокортикоидов). Одновременно в реакцию вовлекаются и др. гуморальные и нервные механизмы и нервная система в целом. См. также Адаптация физиологическая.

Общий адаптационный синдром включает, по Селье, три фазы или состояния.

В первой из них происходит реакция, которая как бы «по тревоге» приводит в состояние готовности и активности все энергетические ресурсы, призванные обеспечить выживание и сохранить устойчивость организма даже ценой того, что это нанесет ему временный ущерб. Ответная реакция организма на сигнал тревоги включается автоматически, стереотипно и поэтому необязательно всегда соответствует необходимости.

В случае хронического, длительного действия перегрузки наступает вторая фаза — состояние определенной устойчивости, сопротивления, в котором первичные патологические проявления утихают и организм адаптируется к нагрузке, становясь к ней или к другим, совершенно иным нагрузкам даже более устойчивым по сравнению с другими, не испытавшими пока перегрузок организмами.

На третьей фазе происходит истощение приспособительных возможностей, болезненные проявления возобновляются, становятся необратимыми и могут привести к катастрофе.

совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды — Гомеостаза. В результате А. ф. повышается устойчивость организма к холоду, теплу, недостатку кислорода, изменениям барометрического давления и др. факторам. Изучение А. ф. имеет большое значение для понимания процессов саморегуляции организма, его взаимодействия с окружающей средой. Большой практический интерес получили исследования А. ф. в связи с полётами человека в космос (см.Космическая биология). Реакции, которыми организм отвечает на раздражения значительной интенсивности, имеют общие неспецифические черты и называется адаптационным синдромом (См. Адаптационный синдром). Процесс А. ф. к необычным, экстремальным (крайним) условиям проходит несколько стадий или фаз: вначале преобладают явления декомпенсации (нарушения функций), затем неполного приспособления — активный поиск организмом устойчивых состояний, соответствующих новым условиям среды, и, наконец, фаза относительно устойчивого приспособления. Это хорошо прослеживается, например, при А. ф. к высоте. Изменения условий в этом случае комплексны, но наибольшую роль играет недостаточность парциального давления кислорода (см. Гипоксия) в связи с общим понижением барометрического давления. При подъёме на высоту наблюдаются головокружения, нарушения зрительного и слухового восприятия, одышка и др. явления, характерные для высотной болезни (См. Высотная болезнь). Постепенно в результате А. ф. явления декомпенсации стихают и возникает приспособленность к этим необычным условиям: увеличивается количество эритроцитов (у человека с 4—5 до 8 млн. в 1мм), растет способность гемоглобина связывать кислород, усиливается лёгочная вентиляция, нормализуются сердечная деятельность, состояние нервной системы и т. д.

Переутомление – это состояние организма, при котором у человека резко снижается работоспособность. Стадия переутомления наступает не сразу. Ей предшествуют усталость и утомление, возникающие вследствие истощения внутренних ресурсов.

ПРОФИЛАКТИКА ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ

Переутомление может быть вызвано разными причинами: напряженной работой, снижением иммунитета, стрессовыми ситуациями, экологическими факторами. Усталость организма — достаточно опасное состояние, которое обычно сопровождают следующие симптомы:

  • Состояние прострации, отсутствие желания спать.
  • Видимые расширения кровеносных сосудов глазных яблок.
  • Отеки лица, изменения цвета кожных покровов до стадии побледнения с выраженным сероватым оттенком.
  • Нервозность, иногда до истеричности.
  • Тошнота, обмороки, отсутствие аппетита.
  • Частые головные боли, головокружение.
  • Повышение давления.
  • Снижение чувствительности, ухудшение памяти, зрения.

Профилактика переутомления

Непременной составляющей полноценной жизни подавляющего большинства людей является их физическая и умственная деятельность. Способность и необходимость в такой деятельности во многих случаях сохраняется и в пожилом возрасте. В зависимости от характера этой деятельности, условий, продолжительности и соблюдения требований индивидуальной гигиены, на каком то этапе работы возникает более или менее выраженное чувство усталости (утомления), работоспособность падает. Развитие утомления обычно является нормальной физиологической реакцией на предшествовавшее напряжение, после отдыха оно проходит, самочувствие и работоспособность восстанавливаются.

Читайте также:  Утомление мышц чем оно объясняется

Нередко, однако, в результате очень напряженной работы развивается опасное для здоровья состояние чрезмерного утомления, получившее название переутомления. Особенно опасно не всегда очевидное хроническое переутомление, возникающее при умственном труде.

Малая подвижность, вынужденная однообразная поза при умственному труде способствуют ослаблению обменных процессов, застойным явлениям в мышцах ног, органах брюшной полости и малого таза, ухудшают снабжение мозга кислородом. Содержание глюкозы в крови увеличивается, повышается концентрация вадреналина, норадреналина и свободных жирных кислот. Возрастает выделение катехоламинов с мочой. В мозговой ткани усиливается, потребление кислорода, ускоряется расход глюкозы, метионина, глютамина и других незаменимых аминокислот, витаминов группы В. Возрастает напряжение и ухудшаются функции зрительного анализатора – падает острота зрения, устойчивость ясного видения, контрастная чувствительность, зрительная работоспособность. Ухудшаются рефлекторные реакции, в частности, увеличивается время зрительно-моторной реакции.

Важной физиологической особенностью человека является биоритмологическое чередование периодов повышенной и пониженной активности жизнедеятельности отдельных органов и организма в целом. Между тем, именно при умственной деятельности это важное физиологическое свойство зачастую нарушается. По образному выражению А.И.Герцена, мысль нельзя сложить как руки, она и во сне не совсем спит. В отличие от преимущественно физического труда, при труде умственном формальное завершение рабочего времени, не влечет за собой и прекращение профессионально направленной мыслительной деятельности. Нередко, к тому же, преподаватели, научные работники, конструктора, архитектора, студенты и многие другие работники умственного труда время отдыха, выходные дни и вечернее время (а иногда и большую часть отпускного периода) используют для обдумывания и выполнения профессиональных заданий. В результате развивается особое состояние организма – утомление.

В медицине под утомлением понимают временное снижение функциональных возможностей организма, возникающее в следствие длительной (интенсивной) работы. Субъективно утомление проявляется чувством усталости, объективно – снижением качественных и количественных показателей работоспособности. Внешними признаками утомления являются разные степени ослабления устойчивости внимания, изменения позы (повороты головы в разные стороны, потягивания, поддержание головы руками, стремление положить голову на стол, отклонения к спинке стула и др.), неуверенность и замедленность движений, ухудшение разборчивости почерка, ослабление интереса к обсуждаемой теме, отсутствие вопросов, снижается творческая активность и способность к усвоению новых понятий и навыков. Меняется биохимический состав крови, снижается функциональная работоспособность нервных центров, нарушается нормальная деятельность сердечной мышцы, органов дыхания. Происходят отрицательные изменения в электрокардиограмме и электроэнцефалограмме. Отмечено, что на ней повышается так называемый тета-ритм ( «ритм напряжения»).

При сильном утомлении нарушается характер ответной реакции на внешние словесные и физические раздражители. Ответом на объективно слабый раздражитель может быть неадекватно сильная реакция (и в служебной обстановке, и в быту приходится сталкиваться с примерами того, как на казалось бы безобидное замечание, обычную просьбу и т.п. уставший человек реагирует неадекватно резко, обидчиво). А на сильный раздражитель ответ может быть слабым (в физиологии такое состояние получило название «парадоксальная фаза). С другой стороны, бывает что в состоянии утомления человек одинаково апатично реагирует как на сильный, так и на слабый внешний раздражитель («уравнительная фаза»). Ослабляется поток импульсов от периферических нервных окончаний к центральной нервной системе, способствующий возникновению застойного торможения в коре головного мозга. Как часто приходится быть свидетелями вызывающих иронические замечания окружающих, когда утомившийся человек (даже в молодом возрасте) хаотично и безуспешно разыскивает свои очки, лежащую на столе перед его глазами нужный документ или другую находящуюся на виду нужную вещь и т.п.

Утомление, не компенсированное полноценным отдыхом и рациональной организацией повседневного труда может перейти в качественно иное отрицательное состояние – переутомление.

Различают четыре степени переутомления: начальную, легкую, выраженную и тяжелую. Выраженная и тяжелая степень переутомления проявляются следующими основными симптомами.

Резко снижается творческая активность, чувство усталости становится повседневным и ощущается даже без всякой дополнительной профессиональной нагрузки, волевая компенсация сниженной работоспособности ослаблена, наблюдаются выраженные эмоциональные сдвиги – угнетенное состояние, повышенная раздражительность, чувство беспокойства, расстройства сна вплоть до бессонницы, заметное снижение внимания и памяти. Кратковременный вечерний отдых малоэффективен, к следующему рабочему дню активность и работоспособность полностью не восстанавливаются. Состояние переутомления опасно не только проявлениями сильной усталости и снижения работоспособности. Оно ухудшает и обостряет течение имеющихся сердечно-сосудистых, эндокринных, бронхо-легочных, желудочных и многих других хронических заболеваний, является весомым дополнительным фактором риска возникновения тяжелых гипертонических кризов, инфаркта миокарда, мозгового инсульта, декомпенсации сахарного диабета.

Большая опасность такого состояния кроется и в том, что в отличие от переутомления при физическом труде, во многих случаях объективное наличие опасного переутомления мало сказывается на обычной повседневной профессиональной деятельности работников умственного труда. Опытные и любящие свое дело научные работники, преподаватели, артисты и другие представители творческих профессий продолжают активно работать в состоянии опасного переутомления, на высоком профессиональном уровне читают лекции, проводят занятия, успешно выступают на сцене а их слушатели подчас и не догадываются о том, что эти люди больны и нуждаются в отдыхе или даже в безотлагательном серьезном лечении. Увы, мы знаем немало примеров тяжких последствий пренебрежения к такой необходимости (вплоть до «внезапной» скоропостижной смерти непосредственно на рабочем месте, во время театрального выступления и т.п.)

Для того, чтобы защитить свое здоровье от опасных последствий переутомления необходимо соблюдать следующие основные требования.

 Прежде всего, не нарушать природный биологический ритм жизнедеятельности организма, придерживаться более или менее постоянного режима дня, ежедневно, а не откладывая на отпускной период, чередовать работу с активным отдыхом и полноценным ночным сном, отказаться от курения и других вредных привычек.

 Оборудовать свое рабочее место в соответствии с требованиями научной организации труда и гигиены.

 Правильно (рационально) питаться

Рабочее место должно быть оборудовано так, чтобы обеспечивать необходимые условия для продуктивного умственного труда и его облегчения. В значительной мере это достигается рациональной конструкцией письменного стола. Прежде всего надо помнить, что правильная высота рабочей плоскости стола и сиденья стула (кресла) к нему определяются длиной тела (ростом) сидящего. Особо важное значение соблюдение этого требования имеет для детей и подростков. Гигиенической наукой рекомендуется, чтобы в каждом школьном классе были столы (парты) с разными параметрами. При этом исходят из того, что для детей с длиной тела 100-115 см, оптимальной высотой заднего края крышки (рабочей плоскости) стола от пола является 48 см, а высота сиденья – 28 см. При высоте тела 116 – 130 см , соответственно, 54 и 32 см, 131 -145 см — 60 и 36 см, 146 -160 см – 66 и 40 см, 161-175 см – 75 и 44 см, более 175 см – 78 и 48 см. Правильно подобранная высота рабочей плоскости стола должна быть на уровне высоты предплечья согнутого в локтевом суставе в положении сидя. Желательно, чтобы край сиденья стула заходил за край плоскости стола на 3 – 8 см, что способствует правильной рабочей позе – наклону туловища на 20-25 градусов и симметричному расположению локтей. Исходя из этих рекомендаций в школьных классах следует предусматривать наличие столов и стульев различных параметров, пригодных для правильного рассаживания детей с разной длиной тела.

Расстояние от глаз до рабочей поверхности при письме (чтении) сидя должно составлять 35-40 см, при работе с компьютером – несколько больше, 45-48 см. Оптимальный угол зрения по отношению к рабочей поверхности — 50-60 градусов.. Для предотвращения «провисания» левой руки при работе с компьютером иногда целесообразно использовать приспособление в форме дополнительной подушечки (или иное) на левом подлокотнике кресла.Поскольку помимо компьютера (пишущей машинки) в процессе работы часто приходится пользоваться телефоном, факсом, принтером, копировальным аппаратом (заметим, кстати, что весьма удобны в эксплуатации комбинированные устройства типа «три в одном», совмещающие функции принтера, ксерокса и сканнера), различными справочными материалами, канцелярскими принадлежностями (бумага, лупа, ножницы, клей, скрепки, цветные фломастеры, скотч-лентой и др.) все они должны быть удобной расположены на столе или в непосредственной близости от него. Такое расположение облегчает использование настольных полочек, выдвижных плоскостей и емкостей разной конструкции. При чтении книги (рукописи) лежащей горизонтально, по мере чтения расстояние от глаз до текста меняется т частая смена аккомодации ускоряет зрительное утомление. Поэтому целесообразно пользоваться специальными подставками, обеспечивающими наклон книги к плоскости стола под углом 45 градусов и расстояние от глаза до текста 35-40 см. При замене ламп накаливания люминесцентными лампами дневного света зрительная работоспособность возрастает на 15-20%. Но мощность люминесцентных ламп соответственно должна быть выше мощности заменяемых ламп накаливания, что связано з различной воспринимаемостью спектра этих ламп.

Источник света (настольную лампу или иное приспособление, обеспечивающее уровень освещенности не менее 60-75 люкс) правши должны устанавливать с левой стороны. Удобно использовать светильник с абажуром конусообразной формы на гнущейся ножке: при такой конструкции световой поток не слепит глаза и можно изменять его направление. Напомним, что пользующимся очками, для длительной работы с компьютером лучше иметь отдельные очки, с индивидуально подобранным фокусным расстоянием.

Рациональный отдых должен быть как кратковременным в течение рабочего дня, так и ежедневным (не менее 1 часа, помимо сна), еженедельным ( выходные дни должны быть свободными от профессиональной умственной работы!), ежегодным (оздоровление не менее 3-4 недель, полностью освобожденных от такой работы).

Преимущественно однообразная статическая поза (особенно при работе с компьютером) в сочетании с общей малой подвижностью способствует развитию застойных явлений во внутренних органах и мышцах, снижает активность обменных процессов, уменьшает снабжение мозга кислородом и другими питательными веществами. Поэтому одним из важнейших элементов гигиены умственного труда являются физическая культура и доступные (с учетом возраста, состояния здоровья) виды спорта. Чтобы ослабить утомление, возникающее при длительной работе за столом следует через каждый час делать небольшие физкультпаузы — встать, несколько минут походить, сделать 8-10 приседаний, поворотов туловища, головы, круговых движений рук и других простых «разминочных» упражнений, а также упражнения для глаз (закрыть глаза и помассировать веки, 5-6 раз активно поменяйте поле зрения, переводя до предела взгляд вправо, влево, вверх, быстро поморгайте, сделайте несколько круговых движений глазами по часовой стрелке и др.)

Самым древним и доступным практически все людям видом физической активности является ходьба. К ней, как и к другим видам физических упражнений в полной мере относится известное изречение – «По своему действию движение может заменить многие лекарства, но ни одно лекарство не может заменить действие движения». Рекомендуется не менее чем 1-1,5 часовая ежедневная ходьба с выполнением «норматива» — не менее 9-10 тысяч шагов. Объективный контроль выполнения этой рекомендации легко осуществить с помощью имеющихся в свободной продаже относительно недорогих приборов-педометров (шагомеров).

Оценка самочувствия в процессе физических упражнений может быть дана по частоте пульса через 1-2 минуты после завершения упражнения. Считается, что данный объем физической нагрузки переносится хорошо, если частота пульса не превышает этот показатель в спокойном состоянии более чем в два раза.

Непременный элемент гигиены умственного труда – рациональное питание. Прежде всего надо соблюдать основные общие принципы такого питания: соответствие калорийности суточного рациона питания фактическим энерготратам конкретного человека, наличие в рационе всех необходимых человеку пищевых веществ и их сбалансированное соотношение, отсутствие вредных для здоровья органических и неорганических примесей, 3-4 разовый приме пищи по стабильному режиму. Дополнительные требования к питанию лиц занятых преимущественно умственным трудом определяются особенностями неблагоприятного его влияния на здоровье. Для ослабления (предотвращения) этого влияния рекомендуется включать в пищевой рацион малоусвояемые вещества (так называемые «пищевые волокна», содержащие большое количество клетчатки и стимулирующие деятельность кишечника). Весьма важна достаточная обеспеченность организма витаминами, минеральными веществами, незаменимыми аминокислотами (метионином, лизином и др.) глютаминой кислотой (необходима для обезвреживания аммиака, образующегося в мозговой ткани), фосфором и др. При наличии в рационе достаточного количества мясо-рыбных продуктов, свежих овощей и фруктов все эти вещества поступают в организм. Учитывая, однако, повышенную потребность в них в питании работников умственного труда, рекомендуется 3-4 раза в год использовать и курсовой прием (3-5 недель) различных патентованных витаминно-минеральных смесей. В аптечной сети имеется большое разнообразие таких смесей предназначенных для мужчин и женщин разного возраста, учитывающих их физиологические потребности, условия трудовой деятельности и другие индивидуальные особенности. Поэтому выбор наиболее целесообразных лучше сделать по совету врача, знающего состояние вашего здоровья и индивидуальные показания или противопоказания к приему тех или иных смесей.

Соблюдение этих простых требований не только предотвратит опасное переутомление, оно будет способствовать общему укреплению здоровья и профилактике других неблагоприятных для него состояний и заболеваний.

Читайте также:  У кого быстрее наступает утомление

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

источник

(в соавт.). Психофизиологическая характеристика состояния утомления на основе показателей активации // Вопр. психол.- 1981. — №3

Проблема надежности операторской деятельности по управлению сложными техническими системами с новой остротой поставила отнюдь не новый вопрос о диагностике состояния утомления человека. Хотя число работ, ежегодно посвящаемых психофизиологической характеристике утомления, исчисляется сотнями, задача остается далекой от решения как в плане глубокой теоретической разработки, так и в аспекте прикладного использования полученных результатов. МакФарленд считает, что «отсутствие понимания и контроля над тем, что именуется утомлением, является одной из наиболее запутанных проблем нашей жизни». Он же добавляет, что «термин утомление подобен слову подсознание, которое стало удобной категорией для обозначения феноменов не совсем понятных, но от этого не менее реальных» [20; 2].

При анализе работ, посвященных изучению утомления, прежде всего обращает на себя внимание ненадежность и вариативность «свидетелей утомления», будь то субъективные симптомы усталости, сдвиги в эффективности труда или же изменения психофизиологических функций [18]. Практически нет показателей, которые бы однозначно сигнализировали о наступлении утомления, и в настоящее время невозможно представить состояние утомления как четко очерченный синдром с ограниченным набором закономерно взаимосвязанных параметров. В докладах, представленных на последних Всесоюзных конференциях по физиологии труда [15], [16], порой диаметрально противоположные изменения физиологических функций в течение рабочей смены (урежение — учащение пульса, снижение — повышение артериального давления, уровня сахара в крови, концентрации гормонов, электролитов; депрессия — экзальтация α-ритма и т.п.) трактуются тем не менее разными авторами как признаки наступающего утомления. Это достигается путем довольно произвольной интерпретации фиксируемых изменений в терминах, обозначающих «декремент функционирования» (торможение, блокада, дискоординация, напряжение, ослабление, ухудшение и т.п.), что создает видимость объяснения зарегистрированных изменений.

Широкое внедрение полифункциональной регистрации, усовершенствование технической стороны эксперимента, привлечение реализуемых на ЭВМ математических методов анализа экспериментальных данных породили надежды, что именно на этом пути — усложнения и изощрения способов обработки материала — будут найдены надежные и достаточно универсальные критерии утомления. Однако подобный подход, несмотря на известный прогресс, не вывел проблему за рамки эмпирических поисков и не привел к качественному сдвигу в диагностике утомления. Оценка состояния человека в аспекте симптоматики утомления остается в русле более или менее произвольной интерпретации исследователей.

В последнее время все больше утверждает себя идея о невозможности оценить состояние утомления по какой-либо отдельной функции, о необходимости комплексного, системного подхода при его диагностике. Но при этом зачастую теория вопроса ограничивается слишком общими, хотя и справедливыми рассуждениями об оценке состояния организма «в целом», а практическая реализация комплексного подхода выражается в стремлении зарегистрировать как можно большее число функций и подвергнуть их суммарной математической обработке без ясных и теоретически обоснованных предположений о принципах интеграции различных функциональных признаков в едином показателе утомления. Главный акцент в задаче психофизиологической объективации утомления делается тем самым на построении математических моделей, в которых бы «наиболее адекватно» были синтезированы данные многочисленных измерений. Поиску «удачной формулы» для обработки эмпирического материала придается очень большое значение.

Не отрицая пользы таких исследований, думаем, однако, что удовлетворительное решение задачи оценки утомления не может быть достигнуто на пути забвения собственно психофизиологических изысканий в этой области. Ошибочно было бы считать, что психофизиология труда в настоящее время уже располагает надежными методами получения первичной информации, которую надлежит лишь «правильно» обработать, чтобы выделить устойчивые компоненты в весьма неустойчивой функциональной картине утомления. В специальной литературе мало работ, посвященных психометрике утомления в строгом смысле этого слова [4]. Большинство используемых для диагностики утомления методов нуждается в стандартизации и проверке на надежность и валидность [5].

Говоря о физиологических механизмах утомления, следует разграничивать в них два ряда явлений.

С одной стороны, это «первичный дефицит», который возникает в «слабейшем» звене функциональной системы и который вносит определенный диссонанс в работу системы в целом. Вопрос о функциональной сущности первичного дефицита лежит в основе классических теорий утомления и острых дискуссий в период становления психофизиологии труда [12], [14]. Современные данные физиологии и биохимии подтверждают вывод А.А. Ухтомского [14] о несостоятельности и бесперспективности попыток сформулировать общую теорию утомления как указание на некий универсальный механизм обратимого нарушения в цепи обменных реакций. В зависимости от индивидуальных психофизиологических качеств работника и от конкретных условий труда, включая сюда всю совокупность профессиональных, гигиенических, социальных и психологических факторов, локализация нарушений будет различной, а следовательно, различными будут конкретные физиологические признаки «первичного дефицита». По крайней мере их трудно свести к ограниченному числу классов. И насущные теоретические и практические задачи психофизиологии труда должны предусматривать кропотливую работу по составлению «психофизиологического каталога» состояний утомления.

Вторая сторона функциональной картины утомления состоит в том, что одновременно с развитием первичного дефицита в организме идут процессы адаптационной перестройки, направленные на компенсацию возникших трудностей.

Типичный пример неспецифической компенсаторной реакции в ответ на контргомеостатическое воздействие среды — общий адаптационный синдром по Селье, реакция стресса, выражающаяся прежде всего нейроэндокринными изменениями по оси гипофиз — кора надпочечников [11]. Селье включил утомление в число факторов, провоцирующих стрессовую реакцию. В связи с этим возникает естественный вопрос: нельзя ли показатели стресса рассматривать в качестве универсального неспецифического физиологического признака утомленного состояния? Практика не подтверждает такого предположения. Физиологическая картина утомления может проявиться в пределах широкого диапазона функциональных изменений: от типичных признаков стрессового состояния до характерных симптомов снижения активации и развития тормозных процессов, т.е. утомление не может быть рассмотрено как состояние, автоматически и однозначно вызывающее реакцию общего адаптационного синдрома.

Тем не менее некоторые авторы [19] считают, что «истинное утомление» как следствие высокомотивированного труда с жесткими параметрами требуемой эффективности всегда предстает как генерализованная стрессовая реакция. Согласно этой точке зрения, признаки снижения активации говорят скорее о нежелании утомляться, чем о глубине и степени утомления. Однако такое рассуждение далеко не бесспорно и не снимает проблемы. Ведь «нежелание утомляться» и приписываемое этому состоянию снижение активации обычно возникают как следствие трудовых усилий, как своеобразная охранительная реакция в ответ на рабочую нагрузку. И нет никаких оснований отрицать связь этой реакции с состоянием утомления. Выяснение вопроса о том, когда, при каких условиях неспецифическая компенсаторная реакция на утомление принимает характер «охранительного торможения», а когда предстает в форме стресса (напряжения), приобретает принципиально важное значение в общетеоретическом осмыслении проблемы диагностики утомления. Овладение этими условиями, умение экспериментально вызвать либо «тормозное», либо «стрессовое» проявление утомления означало бы существенный сдвиг в понимании состояния утомления и тех принципиальных трудностей, которые связаны с диагностикой этого состояния. Уже тот факт, что физиологическая симптоматика утомления может быть представлена крайними полюсами шкалы активации (торможение, стресс [1]), демонстративно подчеркивает эти трудности.

Неустойчивость и неопределенность функционального выражения утомления по параметрам уровня активации, на наш взгляд, объясняются тем, что уровень активации не является показателем, однозначно детерминированным механизмами физиологического регулирования. Между тем во многих работах по психофизиологии утомления человека имплицитно содержится допущение, что тонкие, интимные, недоступные непосредственной инструментальной регистрации изменения внутриклеточной регуляции в состоянии утомления (первичный дефицит) автоматически приводят к компенсаторной реакции изменения общего уровня возбуждения в центральной нервной системе (уровня активации). Выделение инвариантных компонентов этой реакции предстает как задача поиска универсального алгоритма диагностики утомления.

Тот факт, что, несмотря на технологическую мощь современного физиологического эксперимента, названные инварианты не удается выделить, вызывает принципиальное сомнение в их наличии. Дело в том, что общая физиологическая картина утомленного состояния, как она предстает на основе показателей уровня активации, зависит не только и не столько от величины и характера первичного функционального дефицита, сколько от того, как человек оценивает возникшую ситуацию, как интерпретирует свое состояние и соотносит его с задачами деятельности, как воспринимает и «преодолевает» неприятные субъективные ощущения усталости и т.п. В этой картине, таким образом, находят отражение многообразные изменчивые и прихотливые процессы психологической саморегуляции человеком своего состояния и деятельности [6].

Найти единый, четко очерченный синдром утомления, используя для целей диагностики неспецифические параметры уровня активации, вряд ли возможно. Состояние утомления работающего человека — это состояние амбивалентных переживаний и конкурирующих мотивов: с одной стороны, мотивов восстановления, самосохранения, снижения активности, отдыха, с другой стороны, мотивов социальной ответственности и престижа, сохранения уровня деятельности, часто ценой дополнительной мобилизации. И в зависимости от соотношения этих мотивов, от характера задач и субъективной значимости целей, которые работник преследует, от его индивидуальных особенностей складывается весьма изменчивая, «конъюнктурная» картина организации его деятельности и функционального состояния.

Высказанные соображения составили общетеоретическую канву экспериментального исследования, результаты которого приводятся ниже. Задача эксперимента заключалась в проверке предположения о зависимости динамики некоторых физиологических функций в процессе утомительной умственной работы от факторов психологической саморегуляции.

Предварительная гипотеза сводилась к следующему. «Тормозные» признаки утомления (т.е. признаки, свидетельствующие о снижении уровня активации) будут обнаруживаться тогда, когда смыслообразующие и целевые компоненты деятельности четко очерчены и не вступают в противоречие с естественной тенденцией к снижению активности и доминированию мотивов экономии сил по мере развития утомления. Напротив, «стрессовые» признаки утомления (рост уровня активации) проявляются в ситуациях, когда содержание и смысл стоящей перед испытуемым задачи побуждает его к активной мобилизации ресурсов по мере продолжения работы, чтобы отвечать требованиям деятельности.

В качестве «утомляющей деятельности» было выбрано следующее задание. Испытуемому, который находился в звукоизолированной комнате, через динамик магнитофона предъявлялся ряд цифр с интервалом в 1,8с. Ряд представлял фрагмент таблицы случайных чисел и содержал цифры от 0 до 9, среди которых встречалась буква «z» (зет). Распределение ее в ряду также было случайным. Минимальный интервал между двумя последовательными буквами «z» равнялся трем цифрам, максимальный — девяти. Испытуемый должен был, услышав звучание буквы «z», записать на специальном регистрационном бланке третью цифру перед «z» (например, услышав последовательность. 7, 5, 2, 0, z, 6, 5, 9, 2, 4, 8, z, 3, испытуемый должен записать цифры 5 и 2). Задача, таким образом, была рассчитана на динамическую загрузку оперативной памяти (модель «бегущей памяти»).

Предварительные эксперименты показали, что четырехчасовая непрерывная работа приводит к сильному умственному утомлению испытуемых с типичными симптомами этого состояния (рост числа ошибок, трудность сосредоточения, желание прекратить работу). Исходя из этих данных, четырехчасовую нагрузку рассматривали как тот объем работы, который «гарантирует» развитие умственного утомления.

Опыты основной серии производились в двух вариантах. Первый вариант — «работа заданной длительности». Здесь испытуемые заранее предупреждались о четырехчасовой продолжительности опыта и имели возможность ориентироваться во временной динамике эксперимента. Второй вариант — «работа до отказа». В данном варианте испытуемые должны были добросовестно работать до тех пор, пока не почувствуют невозможность дальнейшего продолжения деятельности и сохранения требуемой эффективности по причине крайней степени утомления. В этом случае они имели право остановить опыт. В действительности экспериментаторы не ставили целью достижения момента «отказа»: опыт прекращался после четырех часов непрерывной работы (при этом инсценировалась «поломка аппаратуры»). Таким образом, реальный объем проделанной работы в обоих вариантах был одинаковым и составлял четыре часа непрерывного выполнения экспериментального задания. Характерной особенностью психологической атмосферы опытов во втором варианте было то, что испытуемые не имели возможности для точной оценки времени, прошедшего с начала эксперимента.

Все испытуемые после окончания опыта как в первом, так и во втором варианте отмечали у себя сильную усталость.

В ходе эксперимента велась непрерывная регистрация ЭЭГ на восьмиканальном энцефалографе венгерской фирмы «Орион» (постоянная времени — 0.3с; усиление — 10 мм/50 мкВ). Использовалось биполярное отведение по методике Л.П. Павловой [10]. Широкополосными фильтрами из суммарной ЭЭГ выделялись тета (4-7 Гц) и альфа-ритмы (8-13 Гц), которые подвергались интегрированию. Отсчеты интегратора регистрировались параллельно записи ЭЭГ. Одновременно с ЭЭГ велась запись ЭКГ, данные которой использовались для оценки частоты пульса.

При обработке записи ЭЭГ подсчитывалось количество отметок пера интегратора за каждую минуту. Дальнейшее усреднение проводилось по 30-минутным интервалам. Статистическая обработка материала осуществлялась на ЭВМ «М-222» и включала вычисление среднего арифметического, среднего квадратического отклонения и ошибки среднего арифметического. Доверительные интервалы определялись на уровне значимости 95% (р

источник