Меню Рубрики

Работоспособность утомление переутомление профилактика

При длительном воздействии на организм вредных фак­торов производственной среды может развиться переутом­ление, называемое иногда хроническим утомлением, когда ночной отдых полностью не восстанавливает снизившуюся за день работоспособность.

Основой для возникновения переутомления служит не­соответствие продолжительности и тяжести работы и вре­мени отдыха. Кроме того, развитию переутомления могут способствовать неудовлетворительная обстановка труда, неблагоприятные бытовые условия, плохое питание.

Симптомы переутомления — различные нарушения со стороны нервно-психической сферы, например, ослабление внимания и памяти. Наряду с этим у переутомленных лю­дей наблюдаются головные боли, расстройство сна (бессон­ница), ухудшение аппетита и повышенная раздражитель­ность.

Кроме того, хроническое переутомление обычно вы­зывает ослабление организма, снижение его сопротивляе­мости внешним воздействиям, что выражается в повыше­нии заболеваемости и травматизма. Довольно часто это со­стояние предрасполагает к развитию неврастении и исте­рии.

Например, статистические данные свидетельствуют о том, что резкое повышение заболеваемости нервными бо­лезнями среди рабочих на производстве вызвано неудов­летворительными гигиеническими условиями трудовой де­ятельности.

Профилактика утомления. Важной мерой профилак­тики утомления является обоснование и внедрение в про­изводственную деятельность наиболее целесообразного ре­жима труда и отдыха. Это необходимо в производственных процессах, которые сопровождаются большими затратами энергии или постоянным напряжением внимания. Следует учитывать также, что длительность перерывов при выпол­нении одинаковой работы должна соответствовать возраст­ным особенностям организма.

При разрешении проблемы утомления следует иметь в виду, что в период отдыха происходит не только ликвида­ция утомления, но и потеря положительных свойств, при­обретаемых во время выполнения работы, т. е. состояния «врабатываемости» или «рабочей установки», имеющих по­следствием повышение количества и качества выполняе­мой работы.

Таким образом, длительность и чередование переры­вов должны не только восстанавливать основные физиоло­гические функции, но и сохранять положительные факто­ры, способствующие повышению производительности труда.

Большое значение в профилактике утомления имеет активный отдых, в частности физические упражнения, проводимые во время коротких производственных переры­вов. Физкультура на предприятиях повышает производи­тельность труда от 3 до 14% и улучшает некоторые пока­затели физиологического состояния организма работающих.

Последнее время для снятия нервно-психического на­пряжения, борьбы с утомлением, восстановления работо­способности довольно успешно используют функциональ­ную музыку, а также кабинеты релаксации или комнаты психологической разгрузки. В основе благоприятного дей­ствия музыки лежит вызываемый ею положительный эмо­циональный настрой, необходимый для любого вида рабо­ты. Вместе с тем музыка не только улучшает настроение работающих, но и повышает работоспособность и произво­дительность труда.

Одним из элементов психологической разгрузки явля­ется аутогенная тренировка, основанная на комплексе вза­имосвязанных приемов психической саморегуляции и не­сложных физических упражнений со словесным самовну­шением. Главное внимание уделяется приобретению и зак­реплению навыков мышечного расслабления, позволяющих нормализовать психическую деятельность, эмоциональную сферу и вегетативные функции.

Большую роль в организации производственного про­цесса играет ритм работы, который тесно связан с меха­низмом образования динамического стереотипа. Факторы, нарушающие ритмичность труда, не только снижают его производительность, но и способствуют быстрому утомле­нию. Например, ритмичность и относительная несложность работы на конвейере доводят рабочие движения до авто­матизма, делая их более легкими и требующими меньшего напряжения нервной деятельности.

Однако излишний автоматизм рабочих движений, пе­реходящий в монотонность, может привести к преждевре­менной усталости и сонливости. Последнее объясняется тем, что однообразные и слабые раздражения могут привести к развитию разлитого торможения в коре головного мозга. Так как работоспособность человека колеблется в течение дня, необходим переменный ритм движения конвейера с постепенным ускорением в начале рабочего дня и замедле­нием к концу смены.

Мероприятия по профилактике утомления: физиоло­гическая рационализация трудового процесса по экономии и ограничению движений при работе; равномерное распре­деление нагрузки между различными мышечными группа­ми; соответствие производственных движений привычным движениям человека; рационализация рабочей позы; осво­бождение от излишних подсобных операций и т. п.

Важность этих мероприятий определяется тем обстоя­тельством, что чем больше мышечных групп участвует в рабочих движениях, тем больше импульсов устремляется в нервную систему, способствуя более быстрому развитию утомления. Физиологическая рационализация трудовых про­цессов требует в ряде случаев определенной реконструк­ции станков, оборудования и рабочего инструмента, а так­же изменений устройства производственной мебели.

Важное значение для борьбы с утомлением имеют ме­ханизация и автоматизация производства, устраняющие необходимость чрезмерных мышечных усилий при работе и пребывания работающих в неблагоприятных условиях. Однако степень механизации и автоматизации процессов в ряде отраслей промышленности до сих пор остается недо­статочной и требует более активного их внедрения.

Необходимым фактором для профилактики утомления, бесспорно, является санитарное благоустройство произ­водственных помещений (объем помещений, микроклима­тические условия, вентиляция, освещенность, эстетичес­кое оформление).

Дата добавления: 2016-11-12 ; просмотров: 2306 | Нарушение авторских прав

источник

Жизнь современной женщины протекает часто в бешеном ритме. Мы работаем, учимся, ведем домашнее хозяйство, воспитываем детей, занимаемся спортом, и делаем еще много-много разных дел, часто – одновременно! Вполне естественно, что постоянным нашим спутником является утомление. Мириться с этим нельзя, с этой неприятностью можно и нужно бороться. О том, как это правильно делать, мы расскажем ниже.

Всего докторами выделено два основных вида утомления – это физическое и умственное. Ниже мы рассмотрим их, а также причины возникновения, как у взрослых, так и у детей.

Развиваться оно способно постепенно и незаметно, в этом – его главное коварство. Сначала человек может почувствовать небольшую усталость и слабую боль в мышечной ткани. Обычно на первые признаки мало кто обращает внимание. Женщины живут в обычном темпе, продолжают заниматься спортом и вести крайне активную жизнь. Вследствие этого как раз и наступает физическое утомление.

В этом случае возможны следующие его симптомы:

  • усталость чувствуется всегда, и ее не помогает снять ни сон, ни другие расслабляющие процедуры, такие как массаж, ванная и т.д.;
  • боль в мышцах чувствуется всё сильнее и сильнее;
  • сон становится нестабильным и неспокойным, человек может несколько раз за ночь проснуться без причины, а быстро заснуть не получится;
  • заметно нарушение эмоционального состояния — пострадавший будет то ленивым, раздражительным и невнимательным, то слишком веселым и шутливым;
  • может появляться боль или подозрительные ощущения в сердце, возможны повышенное давление, тахикардия;
  • аппетит у тех, кто страдает от утомления, обычно на нуле;
  • на языке может появиться белый налет, иногда язык даже начинает дрожать;
  • происходит быстрое снижение веса, что приводит к ослаблению иммунитета;
  • появляются проблемы с менструациями, исчезает регулярность.

Чаще всего этот тип переутомления принимается за обычную усталость. Многие представительницы прекрасного пола просто отдыхают, выбираются на природу или просто долго спят в уютной постели. Но доктора говорят, что одного такого отдыха совершенно недостаточно, может потребоваться самый настоящий курс лечения.

Симптомы утомления психического следующие:

  • без очевидных причин появляются частые головные боли;
  • спутницей жизни является сильная усталость, которая не покидает даже после полноценного сна;
  • под глазами буквально «прописываются» мешки и темные круги, а кожа приобретает бледные, сероватые оттенки;
  • артериальное давление то поднимается, то падает;
  • глаза заметно краснеют;
  • девушкам, имеющим умственное утомление, становится трудно заснуть.

Самой распространённой и основной причиной является непропорциональное соотношение отдыха и работы. Вы работаете намного больше времени, чем отдыхаете, забывая о выходных и отпусках, не поднимая головы занимаетесь требующими затраты сил делами, Тогда и появляются все вышеперечисленные симптомы.

К утомлению еще приводят плохие условия работы или быта. Сюда можно отнести неудобное рабочее место, постоянный шум за окном или в самом помещении. Некоторые люди склонны ненавидеть свою работу, быть хронически недовольными собственной жизнью. Всё это незаметно, но уверенно порождает утомление.

Также можно выделить еще несколько основных причин утомления:

  • постоянная депрессия;
  • слабый иммунитет;
  • беременность;
  • ПМС, климакс;
  • неподходящие условия – нестабильная температура воздуха, жара или, наоборот, холод.

При первых проявлениях симптомов обдумайте сложившуюся ситуацию и выделите определенное время для отдыха и расслабления.

Вот основные методы борьбы с переутомлением:

1. Сон — один из основных способов восстановления сил и здоровья. На ранней стадии утомления полноценного ночного сна будет достаточно. На выходных выделите дополнительных полчаса на дневной сон, подремите в тишине. Также полезно будет добавить в рацион молочные продукты с приличным содержание мелатонина – это вещество делает процесс засыпания легким и быстрым.

2. Неуравновешенная физическая активность. Это происходит, если в первую половину дня вы сидите за рабочим столом, а вечером, для очищения совести, бежите в спортзал и тратите уйму энергии и сил, выполняя физические упражнения. После такого графика у вас не остается времени на легкие прогулки на свежем воздухе. Чтобы не причинять вред своему организму, выполняйте физические упражнения по мере собственных возможностей или вообще заменяйте иногда поход в зал обычной прогулкой.

3. Если вы работаете уже который месяц без нормального отдыха, напомните себе (а заодно и своему начальнику) о своем заслуженном отпуске. Это еще одна отличная возможность восстановить свои силы. И главное, не терзайте себя, принимая отдых за отлынивание от работы. Помните, что это жизненная необходимость и, если не отдохнуть сейчас, то потом вам может понадобиться не отдых, а больничный.

4. Вы можете обратиться к неврологу, психотерапевту или психологу, когда утомление дошло до критической черты. Специалисты откорректируют ваше дневное расписание, дадут много полезных советов, пропишут подходящие лекарства и пищевые добавки.

5. Массаж — это еще один эффективный метод для борьбы с утомлением. Он поможет мышцам расслабиться, а мысли приведет в долгожданный порядок.

Профилактика тоже очень важна, чтобы ее провести, от вас потребуется знания, а также соблюдение элементарных правил здорового образа жизни. И это не значит, что нужно искать новую, более легкую, не требующую много времени и сил, работу, либо кардинально менять образ жизни.

  • по выходным не нагружайте себя никакими дополнительными заданиями, не берите работу на дом;
  • если ваша работа требует физических нагрузок, то дома постарайтесь поменять деятельность, например, почитайте книгу, решите логическую задачу или головоломку и т.д.;
  • если наоборот, ваша робота умственная, то вечером сходите на прогулку, покатайтесь на велосипеде или отправьтесь в бассейн, спортзал (но не сильно нагружайте свои мышцы, всё по мере возможности, как говорилось выше);
  • иногда разрешите себе полное расслабление — это может быть сауна, массаж или ароматерапия в пенной ванной;
  • не употребляйте алкоголь при появлениях симптомов утомления;
  • перед тем, как ложиться спать, не смотрите слишком тяжёлые и высокоэмоциональные фильмы;
  • жесткая диета тоже может привести к утомлению, и даже к депрессии – не мучьте себя голодом, просто правильно питайтесь, балуясь иногда вкусняшками;
  • найдите себе хобби или увлечение — специалисты утверждают, что такого рода деятельность служит дополнительным мотиватором и способом борьбы с утомлением.

И самое главное – научитесь просто радоваться жизни, не «париться» по пустякам и не трепать зря нервы, себе и окружающим! И тогда вы точно навсегда забудете о столь неприятном явлении, как утомление.

источник

Утомление организма – это своеобразное физиологическое состояние, которое возникает вследствие слишком активной деятельности. Переутомление организма выражается в уменьшении работоспособности и снижением жизненного тонуса. Требуется полноценное восстановление организма, чтобы вернуться к обычному образу жизни.

Определяется физическое и умственное (психическое) утомление. Умственное переутомление выражается, в первую очередь, уменьшением продуктивности интеллектуальных усилий, рассеиванием внимания. При физическом переутомлении нарушаются функции мышц.

Медиками определяются субъективные и объективные признаки утомления. Наиболее ранним признаком является чувство усталости, желание спать. Физическое переутомление различной степени выражается у взрослых и детей уменьшением мышечной выносливости и силы, нарушенной координацией движений.

Родители обязательно должны иметь четкое понятие об утомлении и переутомлении у детей, чтобы не упустить первую степень переутомления и постараться помочь ребенку. У дошкольников и учеников младших классов сильное переутомление развивается быстрее, чем у взрослого человека. Это состояние иногда наступает просто вследствие многочасового сидения за партой, слишком больших ежедневных нагрузок и т.п. Хроническое переутомление у детей выражается рядом признаков. Ребенок становится рассеянным, невнимательным, теряет усидчивость, нарушает дисциплину во время уроков. В некоторых случаях у ребенка может даже появиться температура от переутомления, отмечается слабость, головные боли, разбитость. Очень часто дополнительное лечение переутомления требуется детям, которые недавно принесли какое-либо заболевание. Но следует учесть, что такое состояние может являться также предвестником болезни.

Чтобы предупредить утомление, важно рационально организовывать работу, чередовать активный труд с отдыхом, обустроить рабочее место так, чтобы трудиться на нем было максимально удобно.

Специалисты утверждают, что предупредить переутомление более эффективно позволяет активный отдых. Человеку необходимо постоянно чередовать умственный труд с физической работой или упражнениями. Днем важно делать полноценный обеденный перерыв и не заниматься в это время работой.

Следует помнить о том, что организм скорее переутомляется при статической деятельности мышц, то есть когда они постоянно пребывают в состоянии напряжения. Чтобы не допустить этого, важно чередовать статическую и динамическую работу мышц, периодически находить время на отдых.

Читайте также:  Временное снижение работоспособности принято называть утомление

Если человек чувствует первые признаки усталости при физическом или умственном труде, ему необходимо обязательно обратить на это внимание полноценно отдохнуть, переключить свое внимание на другие виды деятельности. Нельзя допускать хронического переутомления.

Профилактика утомления детей дошкольного возраста состоит, в первую очередь, в налаживании оптимального режима дня для ребенка. И у маленьких детей, и у школьников должен быть полноценный сон, нормальное питание, включающее полезные для организма блюда. Родителям нужно тщательно следить за тем, насколько адекватна нагрузка ребенка. Чтобы избежать зрительного и мышечного переутомления, школьнику важно чередовать виды деятельности, периодически отдыхать от занятий. Меры профилактики переутомления у детей предусматривают, что у ребенка-дошкольника занятия не должны продолжаться более 15-20 минут, а младший школьник должен отдыхать от активных умственных нагрузок каждые полчаса. Нельзя допускать, чтобы ребенок много времени проводил перед монитором, так как есть риск развития так называемого компьютерного зрительного синдрома.

источник

Ключевое понятие прикладной психофизиологии работоспособность.Работоспособность является интегральным показателем функционального состояния организма, его изменений.

Работоспособность– это способность развивать максимум энергии и, экономно расходуя ее, достигать поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы.

Уровень работоспособностизависит от многих факторов:

физиологические(функциональная зрелость организма, функциональное состояние, состояние здоровья и т.п.);

психологические(самочувствие, эмоциональное состояние, мотивация и т.п.);

внешнесредовые(условия организации деятельности, время дня, года и т. п.).

Существуют общие закономерности динамики работоспособности, в которой выделяется несколько периодов: врабатывание,устойчивый период(период оптимальной работоспособности);предутомление(период компенсаторной перестройки) иутомление. Схематически динамику работоспособности можно представить так:

Кривая динамики работоспособности

Изменения умственной работоспособности отмечаются:

в течение рабочего дня. Могут повторяться дважды в день. На практике уровень работоспособности и фазы, ее выражающие, могут отличаться от данной схемы, что обуславливается особенностями труда. Возможны случаи возрастания работоспособности, иногда даже резкого, в конце рабочего дня («конечный порыв»).

в течение суток. Существует суточный физиологический ритм функций систем организма. Он определяет повышенную интенсивность деятельности органов и систем в дневное время и пониженную – в ночное время.

в течение недели. На понедельник приходится стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг – высокая работоспособность, а развивающееся утомление приходится на пятницу и субботу.

Временное снижение работоспособности связано с утомлением. Утомление усиливает психическую напряженность, является одним из самых распространенных факторов, оказывающих существенное влияние на эффективность и безопасность деятельности.

Утомление– это сложнейший физиологический процесс, начинающийся в высших отделах нервной системы и распространяющийся на другие системы организма. Ведущими причинами утомления являются нарушения в слаженности функционирования органов и систем.

Утомление обладает двойным биологическим действием:

С одной стороны, оно является защитной реакцией организма и охраняет его от чрезмерного напряжения.

С другой– стимулирует восстановительные процессы, раздвигает границы функциональных возможностей (фактически повышает адаптивный резерв).

Количественно оценить утомление позволяют показатели работоспособности, а качественная оценка степени утомления очень сложна.

Различают субъективные и объективные признаки утомления. Утомлению, как правило, предшествует чувство усталости. Усталость– сигнал, предупреждающий организм о дезорганизации в первичной деятельности мозга. К чувствам, связанным с усталостью можно отнести: чувство голода, жажда, боли и т.д.

Компоненты утомления(субъективные психические состояния):

чувство слабосилия(человек чувствует снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает; это снижение работоспособности выражается в переживании особого, тягостного напряжения и в неуверенности; человек чувствует, что не в силах должным образом продолжать работу).

расстройство внимания(внимание – одна из наиболее утомляемых психических функций; в случае утомления внимание легко отвлекается, становится вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым).

расстройство в сенсорной области (органы чувств)(таким расстройствам под влиянием утомления подвергаются рецепторы, которые принимали участие в работе – если человек долго читает без перерывов, то, по его словам, у него начинают «расплываться» в глазах строчки текста; продолжительная ручная работа может привести к ослаблению тактильной и кинестетической чувствительности).

нарушения в моторной сфере(замедление или беспорядочная торопливость движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координированности движений).

дефекты памяти и мышления(в состоянии сильного утомления работающий человек может забыть инструкцию и одновременно хорошо помнить все, что не имеет отношения к работе; мыслительные процессы особенно нарушаются при утомлении от умственной работы, но при физической работе человек нередко жалуется на понижение сообразительности и умственной ориентации).

ослабление воли(ослабляются решительность, выдержка и самоконтроль; отсутствует настойчивость).

сонливость(возникает сонливость как выражение охранительного торможения; потребность во сне при изнурительной деятельности такова, что человек засыпает часто в любом положении, например, сидя).

Изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или во время отдыха.

Переутомление– это крайняя степень утомления находящаяся уже на грани с патологией. Переутомление может быть результатом больших физических и умственных нагрузок; неправильного образа жизни, недостаточного сна; неправильного режима дня и т.д. К переутомлению приводят ошибки в методике подготовки, недостаточный отдых. В состоянии хронического переутомления организм становится более уязвимым, снижается его сопротивляемость к инфекционным заболеваниям.

активный отдых, в частности физические упражнения.

надлежащие санитарное состояние производственных помещений, микроклиматические условия, эстетическое оформление и др.

источник

Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Нередко как синоним утомления употребляется термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость – субъективное переживание, чувство обычно отражающее утомление, хотя иногда чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т.е. без реального утомления.

Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений.

Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.).
Сроки возникновения усталости зависят от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении усталости играет также отношение человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального объема длительное время не возникает признаков утомления и чувства усталости.

Переутомление — это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе.
В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Это позволяет считать патогенез переутомления аналогичным патогенезу неврозов. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов.

В состоянии переутомления у человека повышается основной обмен и часто нарушается углеводный обмен. Нарушение углеводного обмена проявляется в ухудшении всасывания и утилизации глюкозы. Количество сахара в крови в покое уменьшается. Нарушается также течение окислительных процессов в организме. На это может указывать резкое понижение в тканях содержания аскорбиновой кислоты.

Как уже отмечалось, принято считать, что существует два вида утомления: одно возникает при умственной деятельности, другое – при мышечной работе. Однако сегодня, когда на производстве происходит сближение умственного и физического труда, стало практически сложно выделить в чистом виде умственное утомление или мышечное. При любой трудовой деятельности присутствуют компоненты, свойственные и умственному и физическому труду.

Как же бороться с утомлением, усталостью и переутомлением?

Профилактика усталости, утомление и переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.

При выполнении определенных физических упражнений в процессе работы достигается три основных результата:

— ускорение процесса врабатывания;

— повышение эффективности кратковременного отдыха в процессе труда;

— поддержание здоровья трудящихся.

Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9538 — | 7542 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Определение работоспособности, уровни работоспособности. Степень устойчивости и динамика работоспособности. Утомление как физиологическое состояние организма. Умственное и физическое утомление. Переутомление — крайняя степень утомления, его профилактика.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования Украины

Крымский инженерно-педагогический университет

Кафедра биологии, экологии и БЖД

по дисциплине: «Гигиена и физиология труда»

Выполнила студентка IV курса

Факультета инженерной педагогики

Специальности Трудовое обучение

1. Определение работоспособности. Уровни работоспособности

3. Переутомление. Профилактика переутомления

Список используемой литературы

Успешность выполнения трудовых задач и удовлетворить этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности отдельного человека, которая формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации.При выполнении конкретной работы работоспособности имеет определенные вполне закономерные колебания. Вначале, когда только человек приступил к работе, работоспособность относительно невысока и постепенно повышается. Решение основной задачи здоровье сберегающей педагогики и психологии — сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления человека в его деятельности.Исходя из определения работоспособности, это способность человека развивать максимальную энергию и экономно ее расходовать, чтобы выполнять работу качественно и эффективно. Нам предстоит разобраться почему происходит утомление и как повысить работоспособность человека.

1. Определение работоспособности. Уровни работоспособности

Работоспособность — это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества.Работоспособность определяется комплектом профессиональных, психологических и физиологических качеств субъекта труда. Уровень, степень устойчивости, динамика работоспособности зависят от:- инженерно-психологических- гигиенических характеристик

— условий и организации конкретной деятельности

— системы психолого-физиологического прогнозирования

— формирования профессиональной пригодности, т.е. системы отбора и подготовки специалистов.

Работоспособность человека — характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

Уровень работоспособности отражает:

потенциальные возможности субъекта выполнять конкретную работу, его личные профессионально ориентированные ресурсы и функциональные резервы;2) мобилизационные возможности личности активизировать эти ресурсы и резервы в необходимый рабочий период

Степень устойчивости работоспособности обусловливается сопротивляемостью организма и личности к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, а так же запасом прочности, натренированностью, развитием профессионально значимых качеств субъекта труда.

Как видно из этой схемы, что работоспособность зависит от индивидуальных психофизиологических ресурсов, степени их тренированности или истощенности, а также внешних условий деятельности. по отношению к решаемой задаче выделяют максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

Оценка степени работоспособности проводится на основе сопоставления текущих показателей исполнения деятельности и психофизиологических функций с фоновыми показателями, полученными, например, в состоянии оперативного покоя.

В течение некоторого времени отмечаются изменения уровня работоспособности, что связано с активацией и истощением ресурсов организма, колебанием активности психических процессов, развитием неблагоприятных функциональных состояний.

Динамика работоспособности имеет несколько стадий:Стадия врабатывания (нарастающей работоспособности) — отмечается некоторое увеличение продуктивности труда, усиление обменных процессов, деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем, возрастание активности психических процессов; возможна гиперреакция организма, неустойчивость рабочих действий, ухудшение скорости и точности восприятия. Стадия устойчивой работоспособности — проявляется в наиболее высокой стабильной продуктивности и надежности труда, адекватности функциональных реакций величине рабочей нагрузки, устойчивости психических процессов, оптимальности волевых усилий, чувстве удовлетворенности процессом и результатами труда.

Стадия снижения работоспособности (развивающегося утомления) — в начале характеризуется возникновением чувства усталости, снижением интереса к текущей работе, затем нарастает напряженность психических и физиологических функций, увеличиваются волевые усилия для сохранения необходимой продуктивности и качества деятельности. И, наконец, при продолжении работы нарушаются профессиональные параметры деятельности, снижается производительность труда, появляются ошибочные действия, падает мотивация к труду, ухудшается общее самочувствие, настроение. Иногда в этой стадии может возникнуть либо фаза срыва — полная дискоординация функций организма и отказ от работы, либо фаза конечного порыва — сознательная мобилизация оставшихся психических, физиологических резервов с временным, резким повышением эффективности труда. Стадия восстановления работоспособности — характеризуется развитием восстановительных процессов в организме, снижением психического напряжения и накоплением функциональных резервов. Различают:- текущее восстановление — в процессе работы после завершения ее наиболее напряженных этапов;

Читайте также:  Причины утомления при мышечной деятельности

— срочное восстановление непосредственно после окончания всей работы- отставленное восстановление — на протяжении многих часов после завершения работы;

— медико — психологическая реабилитация восстановления после острых и хронических рабочих перенапряжений с применением активных средств воздействия на психические, физиологические и физические функции и качества личности.

Утомление — физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Утомление может появиться как при умственной, так и при физической работе

Умственное утомление — физиологический процесс снижения работоспособности, возникающее в результате выполнения умственной работы, и характеризующейся развитием двух фаз: двигательного беспокойства и иррадированного торможения.

Физическое утомление — физиологический процесс временного снижения работоспособности, связанные с изменением в клетках двигательного центра, возникающие в процессе выполнения мышечной деятельности: снижение силы, скорости, точности, согласованности и ритмичности движений.

Нередко как синоним утомления употребляют термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость — субъективное состояние, выражающееся нежеланием продолжать работу, часто имеющее условно-рефлекторную природу.

Биологическая роль утомления чрезвычайно висока. Защитная функция, т.е. предохраняет организм от истощения при слишком длительном или слишком напряженной работе; повторное утомление, не доводимое до чрезмерной величины, является средством повышения функциональных возможностей организма.

Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум, пониженное парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе). В этих случаях понижение работоспособности является следствием нарушения функционального состояния организма.

Существует множество способов повышения работоспособности. Важно при этом знать причину снижения работоспособности. Зная физиологические и психические особенности человека, можно грамотно построить процесс деятельности, например, снижение работоспособности в начальной школе возникает в первую очередь в связи с тем, что школьники должны овладеть тремя основными школьными навыками: письма, чтения, длительного неподвижного сидения. Чтобы повысить работоспособность можно применить способ релаксации — расслабление. Проводить физминутку. Также сохранить повышенную работоспособность помогает регламентация продолжительности и рациональное чередование различных видов деятельности.

Быстрота утомления зависит от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных групп мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении утомления играет также отношения человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального подъема длительное время не возникают признаки утомления и чувство усталости. Обычно, когда необходимо продолжать интенсивную работу при наступившем утомлении, человек расходует дополнительные силы и энергию — изменяются показатели отдельных функций организма (например при физическом труде учащаются дыхание и сердцебиение, усиленное потоотделение и. т. д.). При этом продуктивность работы снижается, а признаки утомления усиливаются.

Существует классификация клинических проявлений утомления по Волкову В. Н.:

Легкое утомление — состояние, которое развивается даже после незначительных по объёму и интенсивности мышечной работы;

Острое утомление — состояние, которое развивается при предельной однократной физической нагрузке;

Перенапряжение — остро развивающеесостояние послеоднократно предельной нагрузки на фоне снижения функций организма;

Переутомление — это уже патологическое состояние организма человека, проявляющееся прежде всего в виде невроза.

Недостаточный по времени отдых или чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени приводят к хроническому утомлению, или переутомлению. Переутомление в отличие от утомления — это такое сильное нарушение физиологических и биохимических процессов в организме, которое оказывается (именно для данного организма) чрезмерным и приводит к истощению резервов организма

Переутомление — это крайняя степень утомления, находящаяся уже на грани с патологией. Переутомление может быть результатом больших физических и умственных нагрузок. Часто переутомление вызывают и неправильный образ жизни, недостаточный сон, неправильный режим дня и т.д. К переутомлению приводят ошибки в методике подготовки, недостаточный отдых. В состоянии хронического переутомления организм становится более уязвимым, снижается его сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. Таким образом, если утомление углубляется и не сменяется охранительным торможением, то можно говорить о переутомлении. При умелом распределении в течение дня умственного и физического труда можно добиться высоких результатов в воспитании и образовании ребенка, а также в его работоспособности.

Переутомление может выражаться в самых разных нарушениях самочувствия, которые носят стойкий характер. Чаще всего встречаются: чувство вялости и разбитости, общая апатия, головная боль, снижение аппетита, пониженный фон настроения. С точки зрения субъективных ощущений, чувство усталости нормально, а вот чувство разбитости — это уже качественно иное ощущение, которое позволяет заподозрить переутомление либо перетренированность. Разбитость говорит о перенапряжении и истощении. Объективно переутомление выражается в ухудшении всех функций организма и это приводит к возникновению различных хронических заболеваний или обострению заболеваний уже имеющихся.

1. Технологические меры — создание наиболее благоприятных технологических условий для уменьшения утомляемости (механизация, автома­тизация, улучшение технических характеристик аппаратуры, инструментов и тд.)

2. Рационализация трудового процесса (экономичность, ритмичность, перерывы, отдых и тд.). Режим работы играет важную роль и опреде­ляется тяжестью работы: чем тяжелее работа, тем перерывы чаще и короче. В течение рабочего дня необходим большой перерыв (обеденный). Хороший эффект дает также производственная гимнастика и крепкий сон.

Сон — эффективный способ снятия умственного и физического напряжения. Во время сна происходят изменения всей жизнедеятельности организма, уменьшается расход энергии, восстанавливаются и начинают функционировать системы, которые понесли сверхнагрузку (переутомление или болезненные изменения). Сон устраняет утомление и предупреждает истощение нервных клеток. Происходит накопление богатых энергией фосфорных соединений, при этом повышаются защитные силы организма. Хронические недосыпания способствуют появлению неврозов, ухудшению функциональных и снижению защитных сил организма.

Действительным средством длительного сохранения работоспособности в течение рабочего дня является четкий ритм труда. Работа, выполняемая ритмично, примерно на 20% менее утомительна, чем не ритмичная работа той же тяжести. Важное средство борьбы с переутомлением — рациональная смена труда и отдыха или организация в строго определенное время рабочего дня кратковременных перерывов.

3. Рационализация санитарно-гигиенических условий.

4. Повышение квалификации (тренированности) работников. Высококвалифицированные рабочие обычно утомляются позже.

Проанализировав стадии работоспособности, можно сделать следующие выводы. В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности. Выделены основные стадии работоспособности по показателям результативности деятельности: врабатывание, оптимальная работоспособность, утомление , конечный порыв. При анализе изменений в функционировании обеспечивающих систем прослеживается более тонкая динамика стадий работоспособности: мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация, субкомпенсация, декомпенсация, срыв деятельности. В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, степени тренированности, профессиональной подготовки, состояния здоровья продолжительность, чередование и выраженность отдельных стадий динамики работоспособности может варьировать, вплоть до полного выпадения некоторых из них.

Список используемой литературы

Баличиева Д. В., Цандеков П. А., Кропотова Н. В. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — Симферополь: ИПП «Таврия», 2002. — 250с., ил.2.

Популярная медицинская энциклопедия. Гл. ред. В. И. Покровский — 3-е изд.М.: «Советская энциклопедия», 1991 — 688 с. ил.

Сущность, показатели и динамика работоспособности. Производственное утомление, его виды и причины. Снижение работоспособности в процессе труда. Современная теория утомления. Характер нейрофизиологического конфликта. Проектирование трудовых процессов.

контрольная работа [27,4 K], добавлен 10.11.2013

Работоспособность и возраст. Оценка работоспособности с применением тестов. Основные стадии и динамика ее изменения в ходе занятий физкультурой. Работоспособность и утомление. Причины утомления и факторы, способствующие его развитию. Теории утомления.

лекция [60,4 K], добавлен 27.01.2012

Дискоординация движений и вегетативных функций и снижение эффективности физиологических затрат организма во время мышечной деятельности. Адинамия и гиподинамия при умственной работе. Безусловнорефлекторные механизмы утомления, его предупреждение.

реферат [22,0 K], добавлен 24.02.2016

Физическая и умственная работоспособность человека и продуктивность его труда. Симптомы и проявление умственного утомления и усталости. Взаимосвязь умственной деятельности и физической активности. Обзор теории утомления. Характеристика усталости и апатии.

реферат [21,2 K], добавлен 09.12.2011

Определение работоспособности и характеристика её основных уровней. Понятие утомления и изучение классификации тяжести и напряжённости труда. Основные формы профилактики переутомления. Изучение общих режимов труда и отдыха при строительном производстве.

курсовая работа [210,7 K], добавлен 29.05.2014

Классификация основных форм деятельности человека. Физиологические изменения в организме при работе. Утомление и переутомление и их последствия. Профилактика утомления и основные пути повышения эффективности трудовой деятельности человека.

реферат [37,3 K], добавлен 22.05.2003

Формирование здорового образа жизни учащихся. Возможности, предупреждающие разрушение здоровья ребенка. Принцип здоровьеоберегающего подхода при формировании процесса обучения и воспитания. Понятие и профилактика утомления и снижении работоспособности.

реферат [18,8 K], добавлен 19.02.2009

Взаимосвязь потребностей, мотивационных факторов и стимулов трудовой деятельности. Виды неблагоприятных состояний, причины их возникновения. Признаки и стадии утомления. Состояние монотонии и дистресса. Приемы управления эмоциями и выхода из стресса.

реферат [28,3 K], добавлен 21.02.2013

Вредные излучения при работе компьютера, ионизирующее (рентгеновское) и электромагнитное излучения, электростатическое поле. Причины специфического зрительного утомления у пользователей дисплеев. Синдром длительной статической нагрузки, его профилактика.

презентация [171,1 K], добавлен 29.05.2010

Роль умственного труда, его физиологическая особенность. Различия физической трудовой деятельности и умственной. Повышение тонуса сосудов при неправильной организации труда, признаки утомления. Организация режима труда и профилактика переутомления.

реферат [20,7 K], добавлен 04.06.2010

источник

Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Нередко как синоним утомления употребляется термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость – субъективное переживание, чувство обычно отражающее утомление, хотя иногда чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т.е. без реального утомления.

Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений.

Переутомление — это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе.
В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Это позволяет считать патогенез переутомления аналогичным патогенезу неврозов. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов.

Профилактика усталости, утомление и переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.

При выполнении определенных физических упражнений в процессе работы достигается три основных результата:

— ускорение процесса врабатывания;

— повышение эффективности кратковременного отдыха в процессе труда;

— поддержание здоровья трудящихся.

Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.

Эргономика– научная дисциплина, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах в целях создания для него оптимальных условий труда, т.е. таких условий, которые, делая труд высокопроизводительным, в то же время обеспечивают человеку комфорт и безопасность труда.

Физиология труда специальный раздел гигиены труда (физиологии), изучающий изменения функционального состояния организма человека под влиянием трудовой деятельности с целью разработки и обоснования физиологических мероприятий по оптимизации трудового процесса, способствующих поддержанию высокой работоспособности и сохранения здоровья человека.

Задачи физиологии трудаохватывают широкий круг вопросов, включающий:

— изучение физиологических закономерностей различных видов труда;

Читайте также:  Работоспособность монотония утомление пресыщение

— исследование физиологических механизмов динамики работоспособности (утомления) человека в производственных условиях;

— оценку тяжести и напряженности трудового процесса;

— разработку физиологических основ научной организации труда, а именно: оптимизацию рабочих движений, рабочей позы, организации рабочего места, ритма труда, режима труда и внутрисменного отдыха;

— конструирование оборудования, транспортных средств и пр. с учетом психофизиологических и антропометрических параметров человека и др.

Гигиена труда — раздел профилактической медицины, изучающий влияние на организм человека трудового процесса и факторов производственной среды с целью научного обоснования нормативов и средств профилактики профессиональных заболеваний и др. неблагоприятных последствий воздействия условий труда на работников.

Основная задачагигиены труда — качественная и количественная оценка воздействия характера и условий труда на организм, на основе, которой производится разработка и внедрение мероприятий, способных обеспечить максимальную производительность труда при отсутствии вредного влияния факторов трудового процесса на здоровье работников; оценка эффективности используемых оздоровительных мероприятий.

Гигиена труда условно подразделяется на общую и частную.

Общаягигиена труда изучает закономерности воздействия отдельных факторов производственной среды и трудового процесса и их комбинаций на организм, разрабатывает меры и методы профилактики их неблагоприятного воздействия. Крупными разделами являются физиология труда и промышленная токсикология.

Частнаягигиена труда комплексно изучает воздействие УТ на здоровье и работоспособность человека в отдельных отраслях промышленности (горнодобывающая, металлургия, машиностроение и др.) и сельскохозяйственного производства (полеводство, животноводство и др.).

Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 41 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Методы повышения физической работоспособности.

Рассматривая физические упражнения как одно из основных средств оптимизации двигательной активности, следует признать, что на современном этапе реальная физическая активность населения не отвечает взросшим социальным запросам физкультурного движения и не гарантирует эффективного повышения физического состояния населения.

Системы специально организованных форм мышечной деятельности, предусматривающие повышение физического состояния до должного уровня (“кондиции”), получили название “кондиционных тренировок” “оздоровительных”.

Методы таких тренировок различаются по периодичности, мощности и объему.

Существуют три метода таких тренировок:

  • Первый метод предусматривает преимущественное использование упражнений циклического характера (ходьба” бег, плавание, велосипед), проводимых непрерывно 30 и более минут.
  • Второй метод предполагает применение упражнений скоростно-силового характера (бег в гору, спортигры, упражнения с сопротивлением, тренажеры), деятельность работы от 15 сек до 3 минут с числом повторений 3-5 раз с периодами отдыха.
  • Третий метод использует комплексный подход к применению физических упражнений, стимулирующих как аэробную, так и анаэробную производительность, совершенствующих двигательные качества.

Работоспособность человека определяется его стойкостью к различным видам утомления — физическому, умственному и др. и характеризуется продолжительностью качественного выполнения соответствующей работы. Умственная работоспособность студентов, например, определяется успешностью усвоения учебного материала. Умственная работоспособность в значительной мере зависит от состояния психофизиологических качеств студентов. К их числу следует отнести общую выносливость, в том числе и физическую, быстроту мыслительной деятельности, способность к переключению и распределению, концентрации и устойчивость внимания, эмоциональную устойчивость.

Важное значение для успешного профессионального обучения имеет состояние здоровья студентов, их стойкость к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Утомление — это физиологическое состояние организма, проявляющееся во временном снижении его работоспособности в результате проведенной работы.

Ведущими причинами утомления являются нарушения в слаженности функционирования органов и систем. Так, нарушается обмен веществ в периферическом нервно-мышечном аппарате, угнетается активность ферментативных систем, понижается возбудимость и проводимость сигналов, происходят биохимические и биофизические изменения рецептивных и сократительных элементов структуры мышц. В ЦНС наблюдается снижение возбудимости и ослабление возбуждения нервных центров из-за мощной проприоцептивной импульсации. В эндокринной системе наблюдается либо гиперфункция при эмоциональном напряжении, либо гиперфункция при длительной и истощающей мышечной работе.

Нарушения в вегетативных системах дыхания и кровообращения связаны с ослаблением сократительной способности мышц сердца и мышц аппарата внешнего дыхания. Ухудшается кислородно-транспортная функция крови.

Таким образом, утомление является сложнейшим физиологическим процессом, начинающимся в высших отделах нервной системы и распространяющимся на другие системы организма.

Различают субъективные и объективные признаки утомления. Утомлению, как правило, предшествует чувство усталости. Усталость — сигнал, предупреждающий организм о дезорганизации в первичной деятельности коры мозга. К чувствам, связанным с усталостью можно отнести: чувство голода, жажда, боли и т.д.

О значении знания степени утомления при различных видах умственного труда можно судить из того, что в стране каждый четвертый трудящийся занят умственным трудом. Существует множество видов умственного труда. Отличаются они организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью нервно-эмоционального напряжения.

Представители умственного труда объединены в отдельные группы. Таких групп семь:

  1. Инженеры, экономисты, бухгалтеры, работники канцелярий и др. Работу они выполняют в основном по заранее разработанному алгоритму. Работа протекает в благоприятных условиях, небольшое нервно-эмоциональное напряжение;
  2. Руководители учреждений и предприятий больших и малых коллективов, преподаватели средней и высшей школы. Для них характерны нерегулярность нагрузки, необходимость принимать нестандартные решения.
  3. Научные работники, конструкторы, творческие работники, писатели, артисты. Их работе свойственно создание новых алгоритмов, что повышает степень нервно-эмоционального напряжения.
  4. Группа лиц, работающих с машинами, оборудованием. Так называемый операторский труд. Высокая концентрация внимания, мгновенная реакция на сигналы. Разная степень умственного и нервно-эмоционального напряжения.
  5. Наборщики, контролеры, сборщики и др. Им свойственно высокое нервно-эмоциональное напряжение и локальное мышечное напряжение.
  6. Медицинские работники. Их труд связан с большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением, особенно у хирургов и сотрудников скорой помощи.
  7. В эту группу объединены студенты и учащиеся различных учебных заведений. Их труд требует памяти, внимания, мыслительных процессов, т.к. они постоянно воспринимают новую и в большом количестве информацию. Им присуще — ограничение двигательной активности, большое напряжение высших отделов ЦНС, психическое и эмоциональное напряжение.

Невнимательное отношение к чувству усталости, которое заложено в особенностях умственного труда, приводит к переутомлению, к перенапряжению.

Переутомление — это крайняя степень утомления находящаяся уже на грани с патологией. Переутомление может быть результатом больших физических и умственных нагрузок. Часто переутомление вызывают и неправильный образ жизни, недостаточный сон неправильны режим дня и т.д. К переутомлению приводят ошибки в методике подготовки, недостаточный отдых. В состоянии хронического переутомления организм становится более уязвимым, снижается его сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. Таким образом, если утомление углубляется и не сменяется охранительным торможением, то можно говорить о переутомлении. При умелом перераспределении умственного и физического труда можно добиться высокой производительности труда и сохранить на долгие годы работоспособность.

Цикличность возбуждения и торможения в корковой деятельности мозга — “корковая мозаика” — причина неутомимости многих жизненно важных органов в организме. Ритм жизнедеятельности организма — основа мероприятий для борьбы с переутомлением. Необходимо понижать возбудимость корковых нервных клеток, повышать их чувствительность к раздражителям. Этим целям служат восстановительные мероприятия, о которых речь пойдет ниже.

При длительном умственном (интеллектуальном) труде, как и при неправильно поставленном учебно-тренировочном процессе, при нагрузках превышающих возможности организма может возникнуть ряд состояний, таких как: — перенапряжение и перетренированность.

Перенапряжение- это не только физиологическое. психологическое и биохимическое, но и социальное явление. Перенапряжение центральной нервной системы, вызывающее упадок сил, может привести к возникновению психических нарушений, к поражению внутренних органов. Иногда перенапряжение проходит быстро и бесследно, когда достижение цели принесло удовлетворение. В случаях, когда цель не достигнута, может наступить длительное психическое расстройство, прежде всего бессонница, которая может сопровождаться навязчивыми мыслями. В результате бессонницы и повышенного эмоционального возбуждения у человека появляются неадекватные реакции на действие окружающих, ухудшается физическое состояние.

Перетренированность — это состояние, при котором в качестве ведущего признака выступает перенапряжение ИНС. т.е. невроз. Спортсмен становится раздражительным, обидчивым, у него нарушается сон. ухудшается аппетит. Он худеет. Ухудшается координация движений, изменяется сердечный ритм, повышается кровяное давление.

На стандартные нагрузки организм перетренированного спортсмена отвечает большей, чем прежде реакцией:

  • растет частота пульса;
  • нарастает кровяное артериальное давление;
  • ухудшается легочная вентиляция, возрастает кислородный долг.

При тяжелой степени перетренированности занятия спортом немедленно прекращаются на 2-3 недели. Причиной перетренированности являются не только чрезмерные, но и частые однообразные тренировки, а также нарушения тренировочного режима.

Использование чрезмерных физических и психических нагрузок, несоблюдение режима дня и питания могут приводить к различным заболеваниям. Во многом патологические нарушения возникают в результате снижения иммунобиологической активности. В состоянии высокой спортивной форме спортсмен чаще простуживается, легче заболевает гриппом, ангинами и т.п. Очевидно, высокая тренированность, связанная с использованием больших нагрузок, и психическое напряжение перед ответственными соревнованиями, снижают иммунобиологическую реактивность, что ведет к снижению сопротивляемости организма к внешним воздействиям.

Подобные расстройства снижают работоспособность, а это вызывает чувство недовольства собой, что еще больше усиливает эмоциональное напряжение, что приводит к нарушениям функций сердечно-сосудистой системы — гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, атеросклерозу.

Творческий умственный труд протекает на фоне положительных эмоций. Исполнительный умственный труд. которым заняты диспетчеры, операторы, чаще всего сопровождается отрицательными эмоциями (причина -аварийные ситуации, разлад в работе и др.).

При отрицательных эмоциях в крови увеличивается количество адреналина, за счет увеличения ацетилхолина, принимающего участие в передаче нервного напряжения в центральной нервной системе, что приводит к сужению сосудов, питающих сердце. При частых отрицательных эмоциях поражается, прежде всего, сердце.

Под влиянием адреналина учащается ритм работы сердца, что связано с большим расходом энергии, при этом доставка к сердцу питательных веществ и кислорода ограничивается.

Отметим, что при любой умственной работе какой бы сложной она не была, не происходит повышения уровня сахара в крови, но зато уменьшается количество лейкоцитов в крови.

Одной из наиболее неблагоприятных сторон умственной деятельности является снижение двигательной активности. В условиях ограниченной двигательной активности изменение сердечной деятельности, возникающие под влиянием интеллектуального напряженного труда, сохраняются дольше, чем в условиях нормальной двигательной активности

Напряженная умственная работа (как показывают исследования) сопровождается непроизвольным сокращением и напряжением скелетных мышц. не имеющих прямого отношения к выполнению умственной работе.

Одновременно с повышением активности скелетных мышц отмечается у большинства людей повышение активности внутренних органов — усиливается дыхание и сердечная деятельность, повышается артериальное давление. затормаживаются функции пищеварительных органов.

Больше всего при умственной работе изменяются психические функции человека — внимание и память. Уставший человек плохо концентрирует внимание. Длительное выполнение учебной нагрузки усиливает утомление и может вызвать ряд неблагоприятных сдвигов в организме.

Многочисленные исследования показывают, что физическая культура и спорт могут оказывать исключительно эффективное влияние на факторы работоспособности и противодействовать преждевременному наступлению утомления. Для повышения работоспособности в течение учебного дня целесообразно использовать так называемые формы физического воспитания — физкультурные паузы — т.е. выполнения физических упражнений в перерывах между занятиями.

Современному человеку трудно успевать за требованиями, предъявляемыми научно-техническим прогрессом, справится с потоком информации даже в узкой области своей профессиональной деятельности, что в значительной степени относится и к студентам высших учебных заведений. Для большинства из них работа по специальности связана со значительным снижением физической нагрузки и возрастанием нервно-эмоционального напряжения (точность, быстрота, внимание). Сочетание растренированности организма и роста нервно-эмоционального напряжения в условиях интенсификации производства приводит к преждевременной утомляемости в производственной деятельности, к ранней потере трудоспособности.

Чтобы избежать этого, необходимо постоянно работать над собой, изучать особенности своего организма, научиться пользоваться своими скрытыми до времени способностями, вести здоровый образ жизни систематически пользоваться средствами физической культуры.

Внешние признаки утомления.

Объект УТОМЛЕНИЕ
Наблюдения незначительное значительное резкое
При физическом труде
Окраска кожи незначительное покраснение значительное покраснение Резкое покраснение, бледность, синюшность
Потливость незначительная влажность на лбу и щеках значительная (выше пояса) Особо резкая, выступление солей
Дыхание учащенное (30 дых. в мин) учащенное. Периодические дыхание через рот Значительно учащенное, поверхностное одышка, глубокие вдохи
Движения уверенные и точные неуверенные, нарушения ритма Замедлены, дрожание конечностей
Внимание безошибочное выполнение указаний и правил ошибки в работе. Отклонение от правил Замедленная реакция, отсутствие интереса, неточность, апатия
Самочувствие отсутствие жалоб жалобы на усталость Жалобы на головную боль, слабость
При умственном труде
Внимание Резкие отвлечения рассеянное, частое отвлечение Ослабленная реакция
Поза непостоянная, потягивание ног и туловища частая смена поз повороты головы Стремление положить голову на стол
Движение точные неуверенные, замедленные Суетливое движение рук и пальцев, почерк изменяется
Интерес к новому материалу живой интерес, много вопросов слабый интерес, много вопросов Полное отсутствие интереса, апатия

Невысокая эффективность учебной деятельности студентов связана с тем, что занятия проходят при ограничении привычной для человека двигательной активности. Обнаружено, что после 6-ти часов учебных занятий у студентов наблюдается снижение уровня физических качеств, что отрицательно оказывается на их работоспособности.

В течение трудового дня, раньше или позже, начинает развиваться утомление, которое ограничивает эффективность и продолжительность работы.

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 841 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник