Меню Рубрики

Работоспособность утомляемость и утомление

Работоспособность – термин для обозначения внутренних факторов, которые влияют на продуктивность труда. Работоспособность – это способность человека выполнять максимально возможное количество работы на протяжении определенного (заданного) времени и с определенной эффективностью.

Работоспособность, подобно работе, подразделяется на:
— умственную. Умственная работоспособность – это способность выполнять определенное количество работы, требующей значительной активации нервно-психической сферы
— физическую. Физическая работоспособность – это способность выполнять максимально возможное количество физической работы за счет активации функции опорно-двигательного аппарата. Естественно физическая работоспособность зависит и от состояния нервной системы, иннервирующей опорно-двигательный аппарат.

1) общая работоспособность – отражает способность человека выполнять любой вид деятельности. Это характеристика устойчивых качеств здоровья человека.
2) профессиональная – характеристика тех систем и функций человека, которые необходимы для выполнения проф задач. Человек потерял слух, но это не мешает ему в работе корректировщика текстов в типографии.
3) оптимальная — работоспособность при оптимальных условиях деятельности; работоспособность, обеспечивающая наивысшую эффективность деятельности.
4) экстремальная — характеристика максимально возможного объема работы, который способен выполнить человек в экстремальной ситуации при полной мобилизации сил.
5) пониженная.
6) потенциальная – или выносливость. Характеризует максимальную продолжительность непрерывной деятельности субъекта труда на требуемом уровне эффективности. Выносливость человека к определенной нагрузке. Или — характеристика максимально возможного объема работы, который способен выполнить человек.
7) актуальная – определяет уровень эффективности в данный промежуток времени. Понятие актуальной работоспособности соответствует понятию функциональное состояние. ФС – наличный уровень активности функциональных систем организма, характеризующегося степенью ее адекватности предстоящей деятельности человека.

На работоспособность негативно воздействуют:
— утомление,
— пересыщение,
— монотония.

Уровень работоспособности зависит от:

1) индивидуальных особенностей – психические особенности, состояние здоровья и др.
2) отношений в коллективе, наличия положительного отношения, поддержки со стороны сотрудников и начальства.
3) вида деятельности.
4) условий деятельности (оборудование рабочего места).
5) полноценности отдыха, режима питания и др.

Пути оптимизации работоспособности – через воздействие на факторы, от которых зависит уровень работоспособности.

Уровни работоспособности человека как субъекта труда:
— морфофизиологический,
— психологический и
— поведенческий.

1. На морфофизиологическом уровне субъекта труда учитывается его состояние здоровья, особенности обменных процессов, процессов активации в организме, нейродинамические свойства. В процессе работы организм человека может испытывать неблагоприятные воздействия со стороны факторов производственной среды. Эти воздействия (если их интенсивность превышает допустимые величины) приводят к снижению работоспособности человека за счет адаптационных процессов, необходимых для поддержания относительного постоянства внутренней среды организма и функций жизнеобеспечения (процессов дыхания, обменных процессов и пр.).

2. При анализе работоспособности субъекта труда на психологическом уровне обсуждаются функциональное содержание трудовой нагрузки, требования профессии к функциональным системам, обеспечивающим операционально-техническое выполнение трудовых задач (временной режим труда и отдыха, рабочая поза, функциональные особенности трудовой нагрузки). При этом речь идет о профессионально наиболее нагруженных психических процессах (перцептивных, мнемических, логических, эмоциональных, коммуникативных, психомоторных), а также о трудовой мотивации, побуждающей работника к деятельности, к субъективной значимости труда и его компонентов.

3. На поведенческом уровне, можно исследовать его опыт, навыки, стиль деятельности, приспособительные стратегии поведения, способствующие успешной профессиональной деятельности или приводящие к профессиональной дезадаптации. Могут изучаться типичные для большинства работников данной профессиональной сферы причины снижения работоспособности, а также индивидуальные варианты профессионального поведения.

ФС:
1) благоприятные, желательные (оптимальная работоспособность, вовлеченность, поток)
2) неблагоприятные (острое утомление, переутомление, монотония, сенсорная депривация, стресс, профессиональное выгорание).

Профессиональное утомление и переутомление

Утомление — процессы снижения возможностей организма работающего человека осуществлять трудовые функции по мере увеличения длительности работы.

Подверженность человека развитию явлений утомления, характеристика индивидуальных особенностей его работоспособности называется утомляемостью.

Виды профессионального утомления:

1) общее:
— снижается лабильность процессов центральной нервной системы (ЦНС),
— ухудшается самочувствие, снижается уровень активности, притупляется внимание, трудно поддерживать его концентрацию на объекте труда,
— ухудшается координация движений,
— увеличивается латентный период реакций,
— снижается чувствительность всех анализаторов,
— мышление становится стереотипным,
— ухудшаются мнеми-процессы.

2) специфическое — в зависимости от специфики выполняемых задач и преобладающей в них нагрузки на разные психические процессы; в этой связи выделяют утомление:
— физическое,
— эмоциональное,
— утомление когнитивных функций.

3) в пределах физиологической нормы. Норма в проявлениях утомления выражается в достаточности периода пассивного отдыха, сна для полного восстановления работоспособности. Нормальное утомление развивается постепенно, системы организма успевают перестраиваться, есть возможность для компенсации страдающих функций

4) острое — быстро нарастающие функциональные нарушения в деятельности центральной нервной системы.

5) переутомление — если такого длительного отдыха не обеспечивают и человек продолжает интенсивно работать, развивается переутомление, выраженные формы которого требуют не только отдыха, но и лечения.

6) хроническое — в случае недостаточности отдыха утомление накапливается и переходит в хроническую форму, тогда человеку требуется длительный отдых для восстановления работоспособности (несколько недель, месяц).

Состояние монотонии и психического пресыщения в труде.

Монотонными принято называть однообразные по содержанию виды труда. Для этого состояния характерны сонливость, безразличие или негативное отношение к работе, сниженное внимание, психогенная усталость, которая формируется уже в начале рабочего дня.

Сенсорная монотония — состояние субъекта труда возникает в условиях сенсорной депривации, однообразия, бедности впечатлений.

Моторная монотония — выполнении работником повторяющихся трудовых действий и операций.

Монотонный труд может сопровождаться не только снижением уровня активации, сонливостью, апатией. Встречаются виды труда, требующие выполнения однообразных действий в высоком темпе. Нагрузка на одни и те же группы мышц при этом может привести к профессиональным заболеваниям, при которых страдают нервно-мышечный аппарат, связки.

источник

Ключевое понятие прикладной психофизиологии работоспособность.Работоспособность является интегральным показателем функционального состояния организма, его изменений.

Работоспособность– это способность развивать максимум энергии и, экономно расходуя ее, достигать поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы.

Уровень работоспособностизависит от многих факторов:

физиологические(функциональная зрелость организма, функциональное состояние, состояние здоровья и т.п.);

психологические(самочувствие, эмоциональное состояние, мотивация и т.п.);

внешнесредовые(условия организации деятельности, время дня, года и т. п.).

Существуют общие закономерности динамики работоспособности, в которой выделяется несколько периодов: врабатывание,устойчивый период(период оптимальной работоспособности);предутомление(период компенсаторной перестройки) иутомление. Схематически динамику работоспособности можно представить так:

Кривая динамики работоспособности

Изменения умственной работоспособности отмечаются:

в течение рабочего дня. Могут повторяться дважды в день. На практике уровень работоспособности и фазы, ее выражающие, могут отличаться от данной схемы, что обуславливается особенностями труда. Возможны случаи возрастания работоспособности, иногда даже резкого, в конце рабочего дня («конечный порыв»).

в течение суток. Существует суточный физиологический ритм функций систем организма. Он определяет повышенную интенсивность деятельности органов и систем в дневное время и пониженную – в ночное время.

в течение недели. На понедельник приходится стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг – высокая работоспособность, а развивающееся утомление приходится на пятницу и субботу.

Временное снижение работоспособности связано с утомлением. Утомление усиливает психическую напряженность, является одним из самых распространенных факторов, оказывающих существенное влияние на эффективность и безопасность деятельности.

Утомление– это сложнейший физиологический процесс, начинающийся в высших отделах нервной системы и распространяющийся на другие системы организма. Ведущими причинами утомления являются нарушения в слаженности функционирования органов и систем.

Утомление обладает двойным биологическим действием:

С одной стороны, оно является защитной реакцией организма и охраняет его от чрезмерного напряжения.

С другой– стимулирует восстановительные процессы, раздвигает границы функциональных возможностей (фактически повышает адаптивный резерв).

Количественно оценить утомление позволяют показатели работоспособности, а качественная оценка степени утомления очень сложна.

Различают субъективные и объективные признаки утомления. Утомлению, как правило, предшествует чувство усталости. Усталость– сигнал, предупреждающий организм о дезорганизации в первичной деятельности мозга. К чувствам, связанным с усталостью можно отнести: чувство голода, жажда, боли и т.д.

Компоненты утомления(субъективные психические состояния):

чувство слабосилия(человек чувствует снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает; это снижение работоспособности выражается в переживании особого, тягостного напряжения и в неуверенности; человек чувствует, что не в силах должным образом продолжать работу).

расстройство внимания(внимание – одна из наиболее утомляемых психических функций; в случае утомления внимание легко отвлекается, становится вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым).

расстройство в сенсорной области (органы чувств)(таким расстройствам под влиянием утомления подвергаются рецепторы, которые принимали участие в работе – если человек долго читает без перерывов, то, по его словам, у него начинают «расплываться» в глазах строчки текста; продолжительная ручная работа может привести к ослаблению тактильной и кинестетической чувствительности).

нарушения в моторной сфере(замедление или беспорядочная торопливость движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координированности движений).

дефекты памяти и мышления(в состоянии сильного утомления работающий человек может забыть инструкцию и одновременно хорошо помнить все, что не имеет отношения к работе; мыслительные процессы особенно нарушаются при утомлении от умственной работы, но при физической работе человек нередко жалуется на понижение сообразительности и умственной ориентации).

ослабление воли(ослабляются решительность, выдержка и самоконтроль; отсутствует настойчивость).

сонливость(возникает сонливость как выражение охранительного торможения; потребность во сне при изнурительной деятельности такова, что человек засыпает часто в любом положении, например, сидя).

Изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или во время отдыха.

Переутомление– это крайняя степень утомления находящаяся уже на грани с патологией. Переутомление может быть результатом больших физических и умственных нагрузок; неправильного образа жизни, недостаточного сна; неправильного режима дня и т.д. К переутомлению приводят ошибки в методике подготовки, недостаточный отдых. В состоянии хронического переутомления организм становится более уязвимым, снижается его сопротивляемость к инфекционным заболеваниям.

активный отдых, в частности физические упражнения.

надлежащие санитарное состояние производственных помещений, микроклиматические условия, эстетическое оформление и др.

источник

Работоспособность

Работоспособность. Утомление. Восстановление работоспособности

Работоспособность – это способность человека выполнять кон­кретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют не только биологические возможности человека, но и определенные знания и умения в сфере конкретной деятельности.

Длительность восстановления, критерием которого является готовность человека к повторным нагрузкам того же объема и интенсивности, находится в зависимости от степени общего или локального утомления организма, от характера и особенностей периода отдыха между нагрузками.

Утомление – это нормальное физиологическое состояние, которое возникает как следствие физической или умственной работы при недостаточности восстановительных процессов. Объективно утомление проявляется в снижении работоспособности, нарушениях координационных механизмов организма. С биологической точки зрения — это охранительная реакция, которая служит предупредительным си­гналом возможного перенапряжения организма в целом до окончательного исчерпания исполнительными органами своих энергетичес­ких ресурсов.

Определенным предупредительным сигналом служит и усталость – субъективное ощущение, которое нередко ошибочно считают легкой степенью утомления. Однако психическое чувство усталости, в отличие от утомления, не подтверждается объективными показателями снижения работоспособности.

Степень усталости и утомления может не совпадать и при различном эмоциональном фоне – при повышенном интересе к выполняемой работе чувство усталости может не возникнуть даже при первых объективных показателях утомления.

Утомление крайне многолико. Различают две фазы развития утом­ления: компенсированную и некомпенсированную. В компенсированной фазе не происходит видимого снижения работоспособности. Работа совершается за счет подключения к напряженной деятельности других систем организма, которые до наступления утомления не принимали активного участия в данной работе.

Невозможность поддержания нужной интенсивности работы даже при подключении резервных систем организма означает начало некомпенсированной фазы утомления.

При работе значительной интенсивности, не соответствующей уровню непосредственной готовности организма к выполнению данной нагрузки, возникает острое утомление.

Накопление различных сдвигов в нервно-мышечной и центральной нервной системе, возникающих при многократной утомительной работе, вызывает хроническое утомление.

Систематическое продолжение работы в состоянии утомления, длительное выполнение работы, связанной с чрезмерным нервно-психическим перенапряжением или физическим напряжением — все это может привести к переутомлению или перетренировке. Острое и хроническое утомление, а также переутомление могут вызвать заболевания нервной системы, обострение сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенной болезней, снижение защитных сил организма.

Поэтому очень важен своевременный медицинский и педагогиче­ский контроль, как и постоянный самоконтроль – оценка своего ежедневного состояния. Утомление выдает себя целым рядом характерных признаков. Надежными информативными показателями степени утомления являются частота пульса, артериальное давление, а также интегральные показатели работоспособности: уровень максимального потребления кислорода (МПК), минутный объем дыхания и др., в том чис­ле, как указывалось выше, и субъективные ощущения.

Читайте также:  Утомление при физической и умственной работе кратко

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 2031 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Работоспособность, работа, утомление и отдых

Работа – это осуществление клеткой, органом, системой органов или организмом свойственных им функций. Человек разумный выполняет, как правило, общественно-полезную работу. Научно-технический прогресс изменил характер работы человека. На смену физическому труду пришел труд умственный. И это накладывает серьезный отпечаток на здоровье человека.

Работоспособность – это способность человека выполнять максимально возможное количество работы на протяжении определенного (заданного) времени и с определенной эффективностью. Работоспособность, подобно работе, подразделяется на умственную и физическую. Умственная работоспособность – это способность выполнять определенное количество работы, требующей значительной активации нервно-психической сферы; физическая работоспособность – это способность выполнять максимально возможное количество физической работы за счет активации функции опорно-двигательного аппарата. Естественно физическая работоспособность зависит и от состояния нервной системы, иннервирующей опорно-двигательный аппарат.

Выполнение работы требует затрат энергии. Общая потребность в энергии – это сумма основного и рабочего обмена. Основной обмен – количество энергии, затрачиваемое организмом в условиях полного покоя для поддержания жизни. У мужчин эта величина в среднем составляет 1 ккал на 1 кг массы тела в 1 ч. (4,2 кДж). У женщин 0,9 ккал (3,8 кДж). Основной обмен у детей обратно пропорционален возрасту: чем ребенок младше, тем выше основной обмен. Это связано с затратой энергии на пластические процессы. Так, например, основной обмен семилетнего ребенка в 2–2,5 раза больше 12-летнего, в 1,3 раза больше, чем взрослого человека (соответственно 1,8, 1,3 и 1 ккал/кг/ч).

Рабочий обмен – это затрата энергии для выполнения внешней работы.

Общая потребность в энергии при умственном труде в сутки равна 2500–3200 ккал (10475–13410 кДж), при механизированном труде или легкой немеханизированной работе – 3200–3500 ккал (13410–14665 кДж), при частично механизированном труде или немеханизированном труде умеренной тяжести – 3500–4500 ккал (14665–18855 кДж), при тяжелом немеханизированном физическом труде – 4500–5000 ккал (18855–20950 кДж).

Физическая работа связана с деятельностью опорно-двигательного аппарата, основную роль в этом выполняют скелетные мышцы. Если благодаря сокращению мышцы меняется положение части тела, то преодолевается сила сопротивления, т. е. выполняется преодолевающая работа. Когда мышцы, сокращаясь, перемещают тело или его части в пространстве, они выполняют преодолевающую или уступающую работу, которая является динамической. В основе динамической работы лежат два типа сокращения: изотоническое, при котором мышца укорачивается при постоянной внешней нагрузке, и анизотоническое, или ауксотоническое, при котором мышца укорачивается, развивая напряжение.

Одним из показателей эффективности физической работы является коэффициент полезного действия, КПД, который показывает, какая часть затраченной энергии превращается в энергию, осуществляющую полезную внешнюю работу. КПД организма в целом при различных видах мышечной деятельности варьирует в пределах от 3 до 25 %.

При частом повторении одной и той же работы развивается рабочий динамический стереотип – система рефлекторных действий, которые формируются при постоянном повторении одних и тех же раздражителей. Рефлекторные реакции становятся автоматическими, поэтому работа энергетически более экономичная и менее утомительная, не требует постоянного внимания и сосредоточения.

Физическая нагрузка вызывает реакцию всех органов и систем. В активно сокращающейся мышце кровоток увеличивается более чем в 20 раз, усиливается обмен веществ. При умеренной физической нагрузке обмен веществ в мышце осуществляется аэробно, во время тяжелой работы часть энергии освобождается анаэробно. В результате в мышцах образуется и накапливается молочная кислота, которая вызывает мышечное утомление.

При физической работе возрастают частота сердечных сокращений, ударный объем сердца, артериальное давление, потребление организмом кислорода. Работа, которую человек может выполнять в течение восьми часов без развития признаков мышечного утомления, считается легкой, она ниже предела. Выше него находится область максимальной работоспособности, выполнение такой работы существенно ограничено по времени. Максимальная работоспособность снижается по мере увеличения длительности работы. Тренировка повышает работоспособность человека. Как же определить предел утомительной динамической работы? Одним из важных показателей является частота пульса, которая сохраняется постоянно во время работы, не увеличиваясь в связи с утомлением. У нетренированных людей в возрасте от 20 до 30 лет она не превышает 130 ударов в 1 минуту, менее чем через пять минут после прекращения работы частота пульса становится менее 100.

Восстановление – это процесс постепенного возвращения функций организма к исходному состоянию после прекращения работы. По мере восстановления степень утомления уменьшается, а работоспособность увеличивается. Если человек выполняет работу, лежащую выше пределов его утомления, необходимо периодически отдыхать. Следует подчеркнуть, что лучше много кратковременных перерывов для отдыха, чем один-два длинных.

Утомление – это физиологическое состояние человека, наступающее из-за напряженной или длительной работы, которое выражается во временном снижении работоспособности. Различают мышечное (физическое) и центральное (нервно-психическое) утомление. При тяжелой работе они сочетаются. Мышечное утомление характеризуется уменьшением силы и выносливости мышц, нарушением координации движений, увеличением энергозатрат для выполнения одной и той же работы, нарушением памяти, скорости переработки информации, сосредоточения и т. д. Утомление субъективно ощущается человеком в виде усталости, которая вызывает желание прекратить работу или уменьшить нагрузки. Утомление при тяжелой физической работе связано с накоплением в мышечных волокнах некоторых продуктов обмена (например, молочной кислоты). Отдых, особенно активный, приводит к восстановлению работоспособности мышцы. Это связано с удалением молочной кислоты и возобновлением запасов энергии в мышце.

Нервно-психическое (центральное) утомление вызвано длительной напряженной умственной работой, однообразной монотонной работой, шумом, плохими условиями труда, эмоциональными факторами, заболеваниями. Если же, несмотря на утомление, работа продолжается, возникает истощение. Тяжелые физические и нервно-психические нагрузки вызывают стресс (вернее, дистресс). Различают острое и хроническое истощение. Первое представляет собой резкое снижение работоспособности во время тяжелой работы, второе возникает вследствие длительной напряженной или слишком часто повторяемой тяжелой работы. Острое и хроническое истощение часто возникает у профессиональных спортсменов, при спортивных соревнованиях и тренировках.

Отдых – это состояние покоя или особый, специально организованный вид деятельности, который снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. И.М. Сеченов установил, что работа одних групп мышц конечностей способствует устранению утомления других мышечных групп, вызванной их работой. Это положение легло в основу определения двух типов отдыха: активного и пассивного.

Активный отдых – это отдых, во время которого человек выполняет другой вид работы, отличный от обычного выполняемого труда. Восстановление при активном отдыхе происходит быстрее и эффективнее, чем при пассивном, когда организм находится в условиях относительного покоя. Так, например, интенсивную умственную деятельность следует сменить физической активностью. И, наоборот, интенсивную физическую умственной.

Режим дня. Древнегреческое слово «диета» (diaita) означает «образ жизни, режим». Это уже позже под диетой стали понимать характер питания. Режим важен для человека любого возраста. Перефразируя Пушкина, можно сказать: «Режиму все возрасты покорны». Особенно это касается фундамента жизни детского, подросткового и юношеского возрастов. Правильный режим дня школьника включает продолжительность учебного времени в школе и дома, сон, отдых, прогулки, занятия физической культурой, режим питания (регулярное питание способствует хорошему аппетиту). Очень важен сон, причем человек должен ложиться спать в одно и то же время, тогда он быстро засыпает и спокойно спит. Продолжительность сна меняется с возрастом: в 7–8 лет – 11–11,5 ч, в 9–10 лет – 10–10,5, в 11–12 лет – 10 ч, в 13–15 лет – 9–9,5 ч, в 16–18 лет – 8–8,5 ч. Взрослому человеку необходимо спать 7,5–8 ч.

Работа и отдых должны чередоваться. Еще в XIX в. великий отечественный физиолог И.М. Сеченовдоказал, что отдых должен быть активным. Для полноценного восстановления необходим активный отдых. Особенно эффективно чередование физического и умственного труда.

Пять основных условий успешного высокопроизводительного труда:

1) усилия следует увеличивать постепенно;

2) следует соблюдать правильный ритм работы;

3) работа должна быть системной;

4) труд необходимо чередовать с активным отдыхом;

5) труд должен быть постоянным, ежедневным. Только в этом случае вырабатываются и закрепляются навыки. (Н.Е. Введенский.)

Режим учебных заведений должен строиться с учетом анатомо-физиологических особенностей детей соответствующих возрастных групп. Однако есть и несколько общих требований:

• не следует начинать занятия ранее 8 ч (в первом классе – не ранее 8:30);

• длительность урока не должна превышать 45 мин (в первом классе – 35 мин.);

• после каждого урока следует делать десятиминутные перерывы, а во второй половине учебного дня целесообразно делать два перерыва по 20 мин. каждый. В группах «продленного дня» после окончания последнего урока необходим перерыв не менее 45 мин.

источник

Работоспособность — это потенциальные возможности человека произвести физическую иди умственную работу на определенном отрезке времени.

Соответственно выделяют физическую и умственную работоспособность. Также работоспособность можно подразделить на:
— внутрисменную;
— суточную;
— месячную;
— годовую;
— многолетнюю.

Работоспособность зависит от:
— физического и умственного развития;
— степени тренированности организма;
— степени адаптации к физическому или умственному труду
— факторов условий труда;
— состояния здоровья и др.

Умственная работоспособность в основном зависит от:
— напряженности функционирования сенсорных систем, воспринимающих информацию;
— состояния внимания, памяти, мышления;
— выраженности эмоций.

Умственная работоспособность в процессе преобразования, приема и передачи информации меняется в зависимости от дли­тельности работы, также на нее влияет физическая подготовлен­ность человека.
Показатели умственной работоспособности служат для инте­гральной характеристики функционального состояния организма, от которого зависит умственная работоспособность.

Для сохранения устойчивой умственной работоспособности наи­большее значение из всех качественных особенностей двигатель­ной активности имеет выносливость. Продуктивность умствен­ной деятельности зависит от времени суток, когда осуществляет­ся работа. Наиболее высока продуктивность умственной дея­тельности по утрам. Оптимальные физические нагрузки, приме­няемые после утреннего подъема, способствуют повышению про­дуктивности умственной работы до уровня дневных показателей.
Степень физической подготовленности является одним из усло­вий сохранения активности и умственной работоспособности, особенно при длительной напряженной деятельности.

Методы оценки работоспособности.

Методы оценки физической и умственной работоспособно­сти:

Существует группа методов, которая позволяет интегрально оце­нить физическую работоспособность — максимальную производи­тельность. Она зависит от:
— развития мышечной массы;
— возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
— уровня транспорта кислорода и углекислого газа.

К этим методам относят:
— двухступенчатая проба Мастера или степ-тест;
— велоэргометрия (нарастающие нагрузки или ступенчатые);
— пробы на приседание (проба Летунова).

Также существует группа методов, которые позволяют оценит динамику работоспособности.

1. Методы оценки центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и психических процессов.
Определение зрительно-моторной реакции, т.е. времени между подачей сигнала и ответной реакцией испытуемого, например, нажатие на тумблер. Оценка реакции на движущийся объект: испытуемый путем нажатия на тумблер должен остановить дви­жущуюся стрелку электросекундомера на цифре, которую задает экспериментатор.

Используются корректурные пробы Анфимова, представляющие собой тексты из букв или колец Ландольта (круг разрывается в разном направлении). Испытуемый должен при максимально быстром просмотре найти заданную букву или их сочетание (или соответствующие кольца Ландольта), подчеркнуть или ее зачеркнуть. Также используется проба Платонова: в таблице не­обходимо найти числа нескольких цветов, расположенные в раз­ном порядке.

В целом эти методы позволяют оценить исходное состояние и динамику работоспособности основных нервных процессов, со­стояние психических функций, если их применяют неоднократно на протяжении рабочего дня или рабочей недели.

2. Методы, оценивающие состояние нервно-мышечной сис­темы.
Используется эргография, которая позволяет регистрировать кривую утомления при выполнении определенного движения. Для определения мышечной силы ш мышечной выносливости используют динамоаиигры.

3. Методы, оценивающие в динамит состояние сердечно­сосудистой и дыхательной систем, системы крови и др.
Определяют частоту сердечных сокращений, величину артери­ального давления, частоту и глубину дыхания, показатели элек­трокардиографии, динамику продолжительности задержки дыха­ния на вдохе (проба Штанге) и на выдохе (проба Генча).

4. Определение динамики технико-экономических показате­лей.
Оценивается производительность труда, например, количество произведенной продукции в каждый час рабочей смены, время затраты труда на выполнение одной операции в динамике рабо­чего дня, качество работы, число ошибочных действий, число забракованных изделий. Данные показатели получают на основе хронометражных наблюдений.

5. Методика САН — интегральный показатель изменений со­стояния организма при трудовой деятельности.
Методика предложена В.А. Доскиным с соавт. в 1975 г. и предна­значена для субъективной оценки самочувствия (С), активности (А) и настроения (Н). Данный психологический метод заключа­ется в том, что испытуемому предлагают соотнести свое состоя­ние с рядом признаков, представленных в виде полярных проти­воположностей, между которым располагается семичленная шка­ла. Тест-карта включает 30 пар антонимов:
— самочувствие хорошее — самочувствие плохое;
— пассивный — активный;
— работоспособный — разбитый;
— жизнерадостный — мрачный и т.д.

Читайте также:  Работа и утомление мышц кратко

По мнению многих авторов, методика САН — очень чуткий инст­румент определения динамики работоспособности, он не требует специального оснащения и достаточно проста в выполнении.

В связи с увеличением объема информации, интенсификации всех сторон жизни человека в условиях современного цивилизо­ванного общества проблема утомления становится одной из важнейших и требует современных методов профилактики и коррекции утомления при различных видах деятельности.

Утомление — это уменьшение работоспособности, вызванное предшествующей работой, которое проявляется в изменении фи­зиологических процессов, снижении производительности труда и технико-экономических показателей, в изменении психического статуса, нарушении координации регуляторных механизмов, взаимодействия органов и систем и ощущении усталости.
Утомление носит временный характер и возникает как следст­вие работы при недостаточности восстановительных процессов.

Результативность любого вида деятельности ограничивается утомлением и этой проблемой занимаются физиологи, биологи, гигиенисты и социологи.
Если утомление возникает при умственной работе, то говорят об умственном утомлении, если при физической работе — о физиче­ском утомлении.

Психологи выделяют особое состояние психики — утомляе­мость, которое появляется у человека при развитий утомления. Это субъективное отражение процессов, возникающих в организ­ме при развитии утомления.
Например, возникает чувство слабосилия, которое появляется задолго до снижения производительности труда и заключается в появлении особо тягостного напряжения и неуверенности. Чело­век чувствует, что не в силах должным образом продолжать ра­боту.

Признаки утомления:

1. расстройство внимания: человек становится вялым, ма­лоподвижным, легко отвлекается. Может наблюдаться противоположная реакция — хаотическая подвижность и неустойчивость,
2. расстройства в сенсорной области: изменяется работа рецепторов, наступает зрительное утомление — снижается способность перерабатывать информацию, которая проходит через зрительный анализатор. При длительной ручной работе снижается тактильная и кинестетическая чувствительность.
3. нарушения, в моторной сфере: замедление или торопливость движений, расстройство ритма, ослабление точности и координированности движений, деавтоматизация движений.
4. изменения в высшей нервной деятельности: дефекты па­мяти и мышления, ослабляются воля, решительность, вы­держка, самоконтроль. При сильном утомлении отмечается сонливость. Выраженность изменений определяется глубиной у томления. При слабом утомлении практически нет измене­ний в психическом статусе, переутомление характеризуется крайне выраженными изменениями.

В связи с изменением психического, состояния человека, психо-­физиологи предлагают выделять 3 стадии утомления:
1 стадия — незначительно проявление чувства усталости, производительность труда не снижена;
2 стадия — значительное снижение производительности труда и выраженные психические изменения;
3 стадия — острое переутомление, сопровождается значительными признаками утомления,

Теории утомления

Любая целенаправленная деятельность представляет функционирование сложноорганизованной функциональной системы. Исторически наиболее исследование утомление при физической работе, поэтому все теории в основном касались физического утомления.

Теории утомления подразделяются на 2 группы:
1. гуморально-локалистические;
2. центрально-нервные.

Первыми появились представления о том, что утомление вызва­но нарушением в работающих мышцах, которые не воспринима­ют сигналы, идущие из центральной нервной системы и в норме вызывающие сокращение. Долгие годы считали причинами утомления:
— нехватку энергетических запасов — гликогена, жира (теория истощения Шиффа);
— недостаток кислорода (теория задушения Ферворна);
— засорение мышцы молочной кислотой или токси­нами утомления (теория засорения Пфлюгера).

Центрально-корковая теория утомления Н. К. Верещагина и В. В. Розенблата: накопление в мышцах молочной кислоты не имеют значения для развития утомления. Основной причиной утомления авторы считают процессы утомления центральной нервной системы, особенно в двигательной зоне коры больших полушарий.

Считается, что в процессе работы к нейронам коры больших по­лушарий идут значительные потоки импульсов от работающих мышц, в крови появляются продукты обмена (метаболизма) ра­ботающих мышц, которые вместе с потоком чувствительных им­пульсов приводят к торможению нейронов коркового отдела двигательного анализатора. Торможение возникает в результате преобладания расхода энергетических веществ над их синтезом.

Современные представления о процесс утомления позволяют несколько корректировать центрально-корковую теорию, однако, несомненно, что при утомлении нарушается работа корковых нейронов и нейронов других отделов центральной нервной сис­темы, которые участвуют в регуляции двигательной активности. Однако требуются дальнейшие исследования в этом направле­нии. При умственном утомлении, вероятно, также присутствует процесс торможения в нейронах коры больших полушарий.

Виды утомления

В зависимости от вида труда различают физическое и умственное утомление. Кроме того, можно выделить первичное и вторичное утомление. Первичное утомление развивается достаточно быст­ро, в начале рабочей смены или вида деятельности и является признаком недостаточного упрочения трудовых навыков; оно преодолимо в процессе работы, в результате чего возникает «второе дыхание» — значительное повышение работоспособности. Вторичное или медленно развивающееся утомление возникает примерно через 2,5-3 часа от начала деятельности и для его сня­тия необходим отдых.

По времени возникновения утомление бывает острым и хрониче­ским.

Острое утомление возникает в короткий отрезок времени. Хроническое утомление связано с длительным накоплением (месяцы, годы) сдвигов при недовосстановлении различных функциональных систем организма и в организме в целом. Хроническое утомле­ние или переутомление обусловлено отсутствием необходимого отдыха между рабочими днями и проявляется:
— общим падением производительности труда;
— увеличением заболеваемости;
— замедлением роста культурно-технического уров­ня и квалификации работающего;
— снижением умственной работоспособности и творческой активности;
— изменениями деятельности сердечно-сосудистой системы: повышением артериального давления, измене­нием ритмики продукции катехоламинов (адреналина, норадреналина), яри переутомлении отсутствует сниже­ние их продукции к ночи.

Утомление может быть общим и локальным. Общее утомление характеризуется изменением всех функций организма, локальное связано со снижением функции основной группы мышц, отдель­ного анализатора и т.д.

Особенности утомления при умственной работе

В результате интенсивной и длительной умственной работы на­ступает утомление, которое приводит к снижению продуктивно­сти умственного труда (ученого, оператора у пульта управления, врача, учителя). Эти сдвиги характеризуются трудностью сосредоточения и паде­нием активности внимания, ослаблением памяти, замедленно­стью в принятии решений, нарушением четкости логических построений и способности к абстракции ж суждениям.

Умственное утомление приводит также к увеличению длитель­ности периода времени, на протяжении которого происходит ли­квидация последствий утомления. Это вызывает сокращение продолжительности рабочего дня у операторов, контролирующих движение самолетов. Умственное утомление подразделяют на острое и хроническое.

Острым умственным утомлением называют такое состояние, при котором восстановление основных физиологических показателей происходит в течение суточного цикла. Отсутствие в течение суток такого восстановления (возвращение к оптимальному состоянию головного мозга после ночного сна) приводит к суммации остаточных явлений утомления с вновь наступившим острым утомлением. При этом может возникнуть хроническое умственное утомление.

При комплексном изучении условных и безусловных рефлексов при умственном утомлении у человека показано:
— снижение положительных условно-рефлекторных реакций;
— уменьшение шли и подвижности процессов возбуждения и торможения.

Нарушаются силовые отношения в ответных реакциях на услов­ные раздражители различной силы: на слабые раздражители ре­гистрируются сильные ответы и наоборот.

Механизм умственного утомления не ограничивается изменени­ем работоспособности корковых клеток, которое выражается в нарушении силы ответных реакций в ответ на действий различ­ных по интенсивности раздражителей. Одновременно возникают глубокие изменения корково-подкорковых взаимоотношений со значительным угнетением активирующей функции ретикулярной формации головного мозга.

Физиологическая природа этих изменений заключается в разви­тии в коре больших полушарий и подкорковых образований процесса запредельного торможения с охранительной функцией, что проявляется в угнетении некоторых неспецифических веге­тативных компонентов условно-рефлекторной деятельности (кожные, сосудистые, дыхательные рефлексы).

Развитие запредельного торможения при умственном утомлении в корковых и подкорковых структурах центральной нервной системы нарушает не только корково-подкорковые взаимоотношения, но и взаимоотношения нервных центров в коре больших полушарий. При утомлении отмечается межполушарная асимметрия электри­ческой реактивности мозга, ассиметричная секреция правой и левой околоушной слюнных желез и кровенаполнения внутрен­них сонных артерий.

Для оптимизации состояния высшей нервной деятельности и работоспособности человеку необходимо полное соответствие адекватных корково-подкорковых взаимоотношений с симмет­ричными взаимодействиями парных образований головного моз­га. Дозированные физические упражнения с эмоционально- игровой направленностью устраняют имеющиеся межполушарные асимметрии и снимают утомление. Изучение мозгового кровообращение методом реоэнцефалографии позволила установить признаки острого и хронического ум­ственного утомления.

Острое умственное утомление характеризуется:
1. межполушарная симметрия кровенаполнения в утреннем фоне;
2. межполушарная асимметрия кровенаполнения и его уменьшение после 4-х часов умственной работы;
3. устранение межпшрнарной асиметрии и увеличение мозгового кровенаполнения в ответ на стимуляцию физиче­скими упражнениями.

Хроническое умственное утомление характеризуется:
1. ассиметрия кровенаполнения полушарий мозга уже в ут­реннем фоне;
2. уменьшение кровенаполнения полушарий и глубокая межполушарная ассиметрия после умственной работы;
3. реакция внутренних сонных артерий в ответ на стимуляцию физическими упражнениями становится неоднозначной, поскольку появляется тенденция к сужению мозговых сосу­дов.

Умственное утомление, развивающееся после дозированной ум­ственной нагрузки, сопровождается усилением синхронизирую­щих процессов в центральной нервной системе, которые связаны с развитием тормозных состояний в структурах коры и ретику­лярной формации головного мозга.

Умственное утомление оказывает влияние на физиологические процессы в сенсорных системах, отмечается снижение чувствительности (повышение порогов раздражения) зрительного, слухового и тактильного анализаторов.
Хроническое умственное утомление можно оценить по степени ухудшения умственной работоспособности, совокупной выра­женности мозгового кровотока, амплитуды вызванных потенциалов мозга и состоянию кратковременной памяти.

Биологическая роль утомления: без утомления нет тренировки, не происходит адаптация организма к физической или умствен­ной деятельности. Утомление стимулирует процессы восстанов­ления, расширяет резервные возможности организма. Таким об­разом, утомление выполняет не только охранительную роль, но и необходимо в совершенствовании рабочих механизмов орга­низма.

Меры профилактики утомления и борьбы с ним

Русский физиолог И.М.Сеченов утверждал, что утомление луч­ше предупредить, чем с ним бороться. Он считал своевременный отдых одним из лучших средств профилактики утомления. В настоящее время известно, что улучшение условий труда за счет рациональной организации режима труда и отдыха является оп­тимальным средством профилактики утомления.

1. Своевременное назначение активного и пассивного от­дыха.
2. Увеличение микропауз — промежутков между отдельны­ми операциями,
3. Регламентация физической и умственной нагрузки; при развитии утомления необходимо снизить мощность выпол­няемой работы.
4. Использование функциональной музыки.
5. Применение факторов, повышающих поток афферентных (чувствительных) импульсов в центральную нервную систе­му: выполнение производственной гимнстики; раздражение кожных покровов при выполнении самомассажа и взаимомассажа головы, лица, шеи, туловища.
6. Аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика.
7. Использование фармакологических препаратов, повы­шающих работоспособность: глюкозы, витамина С, элеутеро­кокка, глютаминовой кислоты, женьшеня, желтого сахара (адаптогенов), стимуляторов мобилизующего действия (фе­намин), веществ с общестимулирующим действие на ЦНС (кофеин, в том числе в виде налитков чая и кофе).

Профилактика умственного утомления

Для профилактики умственного утомления, повышения умст­венной работоспособности используются следующие фармаколо­гические препараты:

1. Вещества, повышающие «тонус” мозга и уровень эмоциональ­ного реагирования:
— адреномиметики непрямого действия — фенамин, реактиван, центедрин;
— ингибиторы фосфодиэстеразы и антагонисты аденозина — кофеин, теофиллин;
— стимуляторы центральной нервной системы с общетони­зирующим действием — стрихнин, китайский лимонник,
— левзея, женьшень, элеутерококк, желтый сахар;
— антидепрессанты с преобладанием активирующего эф­фекта типа ниаламида.

2. Вещества, повышающие процессы медиации в структурах мозга, имеющих отношение к процессам обучения:
— антихолинэстеразные препараты — галантамин
— олигопептиды памяти — фрагменты АКТГ, кортикотропин, меланоцитстимулирующий гормон, лизил-вазопрессин.

3. Вещества, активирующие энергетический и пластический обмен мозга:
— психоэнергизаторы, ноотропные вещества (пирацетам, мефексамид);
— актопротекторы типа пирувата.

4. Вещества, оптимизирующие эмоциональный статус и уровень возбудимости мозга в стрессовых ситуациях и у больных:
— транквилизаторы, антидепрессанты с преобладанием се­дативного (успокаивающего) действия, бета- адреноблокаторы (обзидан, анаприлин).

источник

Работоспособность — это свойство человека на протяжении дли­тельного времени и с определенной эффективностью выполнять максимальное количество физической или умственной работы. На протяжении рабочей смены работоспособность меняется в широких пределах. Это связано с тем, что на нее влияют как внешние, по отношению к человеку факторы (характер труда, условия окружаю­щей среды, режимы труда и отдыха, рабочая поза, организация трудового процесса с точки зрения эргономики), так и внутренние (мотивация, степень совершенства трудовых навыков, функциональ­ные резервы человека).

В производственной обстановке работоспособность изменяется на протяжении рабочей смены и условно подразделяется на четыре фазы. Первая фаза — фаза врабатывания, во время ко­торой повышается активность ЦНС, возрастает уровень обменных процессов в организме работающего, усиливается деятельность сер­дечно-сосудистой и дыхательной систем. Продолжительность этой фазы зависит от вида деятельности. Она всегда короче при физи­ческом труде, чем при умственном. Причем, чем физически тяжелее работа, тем быстрее происходит врабатывание.

Вторая фаза — фаза относительно устойчивой работоспособности, характеризуется оптимальным, с точки зрения достижения полезного результата, уровнем функционирования обеспечивающих работу систем организма, максимальной эффективностью труда. Продолжительность периода устойчивой работоспособности зависит от физической тяжести и нервной напряженности труда (чем тяжелее работа, тем короче период устойчивой работоспособности), от психофизиологического со­стояния человека, от гигиенических условий труда.

Читайте также:  В первую очередь процессы утомления возникают

Третья фаза — фаза снижения работоспособности, связанная с развитием утомления. Четвертая фаза — фаза вторичного повышения работоспособности в конце рабочего дня. В ее основе лежит условнорефлекторный механизм, связанный с предстоящим концом рабо­ты и последующим отдыхом. Аналогичным образом меняется про­фессиональная работоспособность человека и на протяжении рабо­чей недели.

Причиной снижения работоспособности на протяжении рабочего дня, недели или года является утомление. Во время работы утомление проявляется в уменьшении силы и выносливости мышц, ухудшении координации движений, в возрастании затрат энер­гии при выполнении одной и той же работы, в замедлении скорости переработки информации, ухудшении памяти, затруднении процессов сосредоточения и переключения внимания с одного вида деятельности на другой. Субъективно утомление проявляется в ощущении усталос­ти, вызывающего желание прекратить работу или снизить нагрузку.

Утомление — функциональное состояние человека, временно воз­никающее под влиянием продолжительной или интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности.

Локализация и механизмы утомления. Относи­тельно локализации утомления, то есть о тех конкретных морфоло­гических структурах и физиологических системах, в которых разви­вается утомление, и о механизмах проявления утомления пока нет единого мнения. В зависимости от локализации структур, изменения в которых приводят к уменьшению работоспособности, механизмы утомления делятся на центральные и периферические. В случае ве­дущего значения центральных механизмов в развитии утомления, снижение работоспособности (например, при работе максимальной мощности) происходит вследствие понижения уровня функциональ­ной активности нервных структур, управляющих деятельностью мышц и их вегетативным обеспечением.

При физической работе большой длительности утомление возни­кает из-за изменений в деятельности вегетативной нервной и эн­докринной систем. Следствием этих изменений являются снижение скорости доставки кислорода к работающим мышцам и ухудшение эффективности энергообмена.

Помимо изменений в центральной нервной системе, утомление может вызываться процессами, происходящими в исполнительном звене нервно-мышечного аппарата. В этом случае говорят о пери­ферических механизмах утомления, среди которых выделяют, во-первых, блокаду проведения нервных импульсов с аксона мотонейро­на на мембрану мышечного волокна вследствие уменьшения выброса ацетилхолина из концевых веточек двигательного аксона (пресинаптический блок), или снижения скорости его разрушения ацетилхолинэстеразой (постсинаптический блок).

Во-вторых, выделяют недостаточность кальциевых механизмов мышечных клеток, ухудшающую процессы электромеханического со­пряжения в развитии сократительного процесса. Снижение рН, уменьшение запасов креатинфосфата и гликогена, увеличение тем­пературы мышц увеличивают задержку выхода ионов кальция из цистерн саркоплазматического ретикулума, усиливая тем самым ско­рость развития утомления.

В-третьих, отмечают изменения в самих работающих мышцах, воз­никающие вследствие:

1) истощения энергетических ресурсов скелет­ных мышц. При мощной и непродолжительной работе (длительность от 10 с до 2-3 мин) развитию утомления способствует уменьшение запасов фосфагенов (АТФ и Крф). Во время упражнений, длящихся более 15 мин, одной из причин утомления является истощение внут­римышечных запасов гликогена;

2) накопления в мышцах продуктов метаболизма, в первую очередь, молочной кислоты. При выполнении работы субмаксимальной мощности, то есть при ее предельной дли­тельности от 20 с до 2-3 мин, в энергообеспечении активных мышц преобладает анаэробный гликолиз. При этом концентрация молочной кислоты в крови возрастает в 10-20 раз, а в мышцах даже в сотни раз. В результате значительного уменьшения рН происходит снижение скорости образования актин-миозиновых мостиков и, следовательно, ухудшение сократительной функции мышц. Кроме того, понижается активность ключевых ферментов гликолиза, а значит и скорость энер­гопродукции;

3) недостаточного кровоснабжения мышц и, соответ­ственно, увеличения доли продукции энергии за счет анаэробных процессов, уменьшения скорости вымывания из мышц молочной кис­лоты и других продуктов метаболизма, снижающих эффективность сократительных процессов мышечных клеток.

Восстановление физиологических функций после прекращения спортивных упражнений. После окончания физической работы де­ятельность физиологических систем, обеспечивающих возможность ее выполнения, постепенно уменьшается и достигает дорабочего уров­ня. Этот процесс называется восстановлением, на протяжении ко­торого количественные показатели работы систем кровообращения и дыхания возвращаются к исходным параметрам, удаляются продукты метаболизма, восполняются энергетические субстраты, пластические вещества (белки и др.), ферменты. В этот период происходят также процессы, обеспечивающие повышение работоспособности организ­ма, то есть имеет место явление суперкомпенсации.

Восстановление кислородного запаса организма, фосфагенов, уг­леводов отражается в повышенном, по сравнению с дорабочим уров­нем, потреблении кислорода — кислородном долге. Процесс отдачи кислородного долга состоит в избыточном расходовании кислорода сверх уровня покоя за время периода восстановления. Потребляемый дополнительно кислород обеспечивает организм энергией, необходи­мой для осуществления всех восстановительных процессов. Скорость потребления кислорода на протяжении первых 2-3 мин после ра­боты снижается очень быстро. Это — алактатный компонент кис­лородного долга, связанный с использованием кислорода на быстрое восстановление израсходованных при работе фосфагенов мышц, пониженного содержания кислорода в венозной крови, с насыще­нием кислородом миоглобина. Последующее, замедленное восста­новление скорости потребления кислорода организмом человека на протяжении 30-60 мин — медленный (лактатный) компонент кисло­родного долга связано, в основном, со сравнительно медленным устранением лактата из крови и межтканевой жидкости, накопив­шегося там во время тяжелой мышечной работы.

При динамической работе с интенсивностью, лежащей ниже пред­ела утомления, восстановление макроэргических фосфатов, испо­льзуемых при сокращении мышц, происходит на протяжении самой работы, во время расслабления мышц (микропауз). Если продолжи­тельность расслабления мышц соответствует времени, необходимому для синтеза АТФ и удаления из них продуктов метаболизма, то такая работа является малоутомительной. При динамической работе большой интенсивности возможность непрерывного восстановления АТФ в процессе самой работы отсутствует. Это объясняется тем, что длительность периодов расслабления мышцы меньше, чем вре­мя, необходимое для текущего восстановления ее энергетического потенциала. Восстановление запасов энергии и удаление молочной кислоты из мышц происходят неполностью.

Физиологические механизмы нервно-психического утомления точно не известны. Типичными симптомами такого утомления являются замедление передачи и осмысления информации, снижение эффек­тивности умственной деятельности в целом, ослабление сенсорных и сенсомоторных функций. Подобное утомление не только снижает работоспособность, но иногда приводит к снижению социальной активности человека, раздражительности, эмоциональной нестабиль­ности, беспричинной тревоге и даже депрессии.

Нервно-психическое утомление возникает в следующих ситуациях:

1) при длительной и напряженной умственной работе, требующей усиленной концентрации внимания, решения сложных производствен­ных задач в условиях дефицита времени;

2) при тяжелом физическом труде;

3) при однообразной монотонной работе;

4) при труде в условиях слабой освещенности, повышенной температуры, шума и вибрации;

5) при частых конфликтных ситуациях в коллективе, от­сутствии интереса к работе, несоответствии психофизиологических возможностей человека характеру его трудовой деятельности.

В отличие от мышечного утомления, утомление центрального происхождения (нервно-психическое) может быстро исчезать. Это происходит, например, в ситуациях, когда один вид деятельности сменяется другим; человек попадает в стрессовые ситуации, угрожа­ющие его жизни; если появляется новая информация, повышающая интерес к работе. Поскольку утомление в нервно-психической сфе­ре может проходить столь быстро, это свидетельствует о том, что его первопричиной не являются ни уменьшение энергетических суб­стратов в нервных структурах, ни накопление в них продуктов метаболизма, ни недостаточное кровоснабжение головного мозга.

Любой вид труда не будет приводить к развитию переутомления и перенапряжения и, напротив, окажет положительное влияние на работоспособность и здоровье человека, если придерживаться фи­зиологических принципов его рациональной организации.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы

источник

Одним из существенных факторов, обуславливающих работоспособность, является утомление, которое представляет собой сложную реакцию организма на умеренную, но длительную или сильную и непродолжительную физическую или умственную нагрузку. Эта реакция имеет три аспекта — феноменологический, физиологический и биологический.

Феноменологический аспект — внешнее проявление утомления. Оно выражается в объективном показателе (снижение объемов и качества работы) и в субъективном показателе (появление ощущения усталости).

Физиологический аспект — нарушение гомеостаза (постоянства внутренней среды). В основе этого состояния лежит нарушение баланса расходование — восстановление энергетических и пластических ресурсов в структурах, ответственных за деятельность, а затем во внутренней среде организма в результате преобладания процессов расходования.

Биологический аспект подразумевает значимость утомления для организма. Утомление определяется как врожденная защитная реакция организма, оберегающая его от истощения, а затем от функционального и структурного разрушения при длительной или интенсивной деятельности.

Утомление является естественным побудителем восстановления работоспособности. Здесь действует закон биологической обратной связи. Если бы организм не утомлялся, то не происходили бы и восстановительные процессы. Чем больше утомление (конечно, до определенного предела), тем сильнее стимуляция восстановления и тем выше уровень последующей работоспособности. Утомление не разрушает организм, а поддерживает и укрепляет его. Давно замечено, что чем большим числом обязанностей и дел обременен человек, тем больше он успевает сделать. Активная жизнь и физические нагрузки не сокращают, а увеличивают продолжительность жизни. Почему же такая полезнейшая вещь имеет отрицательную окраску: снижается интерес к работе, ухудшается настроение, нередко возникают болезненные ощущения в теле?

Сторонники эмоциональной теории объясняют: это происходит, если работа быстро наскучила. Другие основой усталости считают конфликт между нежеланием работать и принуждением к труду. Наиболее доказанной сейчас считается деятельная теория.

Начиная с фазы субкомпенсации возникает специфическое состояние утомления. Различают физиологическое и психическое утомление. Первое из них выражает, прежде всего, воздействие на нервную систему продуктов разложения, освобождающихся в результате двигательно-мускульной деятельности, а второе — состояние перегруженности самой центральной нервной системы. Обычно явления психического и физиологического утомления взаимно переплетаются, причем психическое утомление, т.е. ощущение усталости, как правило, предшествует утомлению физиологическому. Психическое утомление проявляется в следующих особенностях:

  • — в области ощущений утомление проявляется в понижении восприимчивости человека, в результате чего отдельные раздражители он вообще не воспринимает, а другие воспринимает лишь с опозданием;
  • — снижается способность концентрировать внимание, сознательно его регулировать, в результате человек отвлекается от трудового процесса, совершает ошибки;
  • — в состоянии утомления человек меньше способен к запоминанию, труднее также вспоминает уже известные вещи, причем воспоминания становятся обрывочными, и человек не может применить свои профессиональные знания в работе в результате временного нарушения памяти;
  • — мышление усталого человека становится замедленным, неточным, оно в какой-то мере теряет свой критический характер, гибкость, широту; человек с трудом соображает, не может принять правильное решение;
  • — в области эмоциональной под влиянием утомления возникает безразличие, скука, состояние напряженности, могут возникнуть явления депрессии или повышенной раздраженности, наступает эмоциональная неустойчивость;
  • — утомление создает помехи для деятельности нервных функций, обеспечивающих сенсомоторную координацию, в результате этого время реакции усталого человека увеличивается, а, следовательно, он медленнее реагирует на внешние воздействия, одновременно теряет легкость, координированность движений, что приводит к ошибкам, несчастным случаям.

Как показывают исследования, явления утомления в утренней смене интенсивнее всего наблюдаются на четвертом-пятом часу работы.

При продолжении работы фаза декомпенсации может довольно быстро перейти в фазу срыва (резкое падение производительности, вплоть до невозможности продолжения работы, резко выраженная неадекватность реакций организма, нарушение деятельности внутренних органов, обмороки).

После прекращения работы наступает фаза восстановления физиологических и психологических ресурсов организма. Однако не всегда восстановительные процессы проходят нормально и быстро. После сильно выраженного утомления вследствие воздействия экстремальных факторов организм не успевает отдохнуть, восстановить силы за обычные 6-8 часов ночного сна. Порой требуются дни, недели для восстановления ресурсов организма. В случае неполного восстановительного периода сохраняются остаточные явления утомления, которые могут накапливаться, приводить к хроническому переутомлению различной степени выраженности. В состоянии переутомления длительность фазы оптимальной работоспособности резко сокращается или может отсутствовать полностью, и вся работа проходит в фазе декомпенсации.

В состоянии хронического переутомления снижается умственная работоспособность: трудно сосредоточиться, временами наступает забывчивость, замедленность и порой неадекватность мышления. Все это повышает опасность несчастных случаев.

Хроническое утомление, продолжающееся в течении нескольких дней, может привести к заболеванию, в первую очередь к различным неврозам. Первые признаки достаточно явно выражены и поэтому диагностирование доступно любому человеку:

  • — ощущение усталости до начала работы и низкая работоспособность в течение всего рабочего дня;
  • — повышенная раздражительность;
  • — исчезновение интереса к работе;
  • — ослабление интереса к окружающим событиям;
  • — снижение аппетита;
  • — падение веса;
  • — нарушение сна;
  • — ронижение устойчивости к различным инфекциям, в первую очередь — расположенность к простудным заболеваниям.

Психогигиенические мероприятия, направленные на снятие состояния переутомления, зависят от степени переутомления.

Для начинающегося переутомления (I степень) эти мероприятия включают упорядочение отдыха, сна, занятия физкультурой, культурные развлечения. В случае легкого переутомления (II степень) полезен очередной отпуск и отдых. При выраженном переутомлении (III степень) необходимо ускорение очередного отпуска и организованного отдыха. Для тяжелого переутомления (IV степень) требуется уже лечение.

Таблица 1 — Степени переутомления (по К. Платонову)

источник