Меню Рубрики

Состояние утомления психология труда

Функциональные состояния, определяющие трудовую деятельность, бывают допустимые и недопустимые. Отнесение функционального состояния к определенному классу необходимо рассматривать в каждом отдельном случае. Это зависит от вида профессиональной деятельности и требований, предъявляемых к ней. Например, точность операторской работы, где практически не дастся право на ошибку и ее цена может быть очень велика, уже средний уровень утомления может считаться недопустимым. Однако в других случаях утомление может приводить к снижению эффективности деятельности и являться следствием истощения психофизических ресурсов, но не будет считаться недопустимым.

Недопустимыми являются такие степени утомления, при которых эффективность деятельности переходит нижние границы заданной нормы или появляются симптомы накопления утомления, приводящие к переутомлению. Чрезмерное напряжение физиологических и психологических ресурсов человека является потенциальным источником возникновения разных заболеваний.

Утомление — это «функциональное состояние, которое возникает в результате интенсивной или (и) длительной рабочей нагрузки и проявляется во временном нарушении ряда психических и физиологических функций индивида, а также в снижении эффективности и качества груда».

В зависимости от того, какого вида факторы вызвали утомление, оно может быть физическим, умственным, эмоциональным и смешанным; по степени распространения — общим и локальным, в зависимости от локализации — мышечным, зрительным, слуховым, интеллектуальным (творческим).

По формам утомление подразделяется на компенсируемое, острое, хроническое утомление и переутомление. Дружинин отмечает, что структура утомления включает в себя три группы показателей (табл. 16.2):

  • 1) причины возникновения;
  • 2) симптомы проявления;
  • 3) способы и продолжительность восстановления работоспособности.

Таблица 16.2. Классификация утомления

Переутомление

Компенсируемое

Хроническое

Причины возникновения (рабочая нагрузка)

Кратковременная, умеренной интенсивности

Многократная (длительная), интенсивная

Многократная, длительная, чрезмерной интенсивности

1) профессиональные (эффективность и качество работы)

Без существенных нарушений

Существенные нарушения, ошибки, отказы

2) функциональные: — субъективные

Чувство усталости в конце работы

Чувство усталости после нагрузки

Постоянная усталость, общая слабость, нарушения сна, снижение интереса к работе

Постоянная усталость, апатия, слабость, нарушения сна, бессонница, потеря интереса к работе, снижение бдительности

Незначительные вегетативные реакции

Нарушение функций анализаторов и вегетативных систем после нагрузки

Выраженные и стойкие нарушения функций анализаторов и вегетативных систем, ухудшение психических процессов и биохимических показателей

Мероприятия но восстановлению

Состояние утомления свидетельствует об истощении внутренних резервов организма и переходе на более экономные, малозатратные способы функционирования систем. Основное внимание направлено на поддержание минутного объема кровотока за счет увеличения частоты сердечных сокращений вместо увеличения ударного объема, двигательные реакции реализуются большим числом функциональных мышечных единиц при ослаблении силы сокращений отдельных мышечных волокон и др. Это находит выражение в нарушениях устойчивости вегетативных функций, снижении силы и скорости мышечного сокращения, рассогласовании в психических функциях, затруднениях выработки и торможении условных рефлексов. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность и координация движений.

По мере роста утомления наблюдаются изменения в протекании различных психических процессов. Для этого состояния характерны заметное снижение чувствительности различных органов чувств, увеличение абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности. Часто при утомлении уменьшается скорость реагирования — увеличивается время простой сенсомоторной реакции и реакции выбора.

Однако в ряде случаев может наблюдаться и увеличение скорости ответов, сопровождаемое ростом числа ошибок. Утомление приводит к распаду выполнения сложных двигательных навыков. Наиболее выраженным признаком утомления является нарушение внимания — сужается объем внимания, страдают функции переключения и распределения внимания, т.е. ухудшается сознательный контроль за выполнением деятельности. Со стороны процессов, обеспечивающих запоминание и сохранение информации, утомление приводит к затруднениям извлечения информации, хранящейся в долговременной памяти.

Наблюдается снижение кратковременной памяти, происходящее из-за ухудшения удержания информации в системе кратковременного хранения. Снижается эффективность мыслительного процесса, поскольку на первый план выходят стереотипные способы решения задач, требующих принятия новых решений, или нарушения целенаправленности интеллектуальных актов.

По мере развития утомления происходит трансформация мотивов деятельности. Если на ранних стадиях сохраняется «деловая» мотивация, то потом преобладающими становятся мотивы прекращения деятельности или ухода от нее. При продолжении работы в состоянии утомления это приводит к формированию отрицательных эмоциональных реакций.

При анализе процесса трудовой деятельности выделяют четыре стадии работоспособности: 1) стадия врабатывания; 2) стадия оптимальной работоспособности; 3) стадия утомления; 4) стадия «конечного порыва».

За ними следует рассогласование трудовой деятельности. Восстановление оптимального уровня работоспособности требует прекратить вызвавшую утомление деятельность на такой период времени, который необходим как для пассивного, так и для активного отдыха. В тех случаях, когда продолжительность или полноценность периодов отдыха недостаточны, происходит накопление утомления.

В. И. Дружини отмечает, что первыми симптомами хронического утомления являются разнообразные субъективные ощущения — чувства постоянной усталости, повышенной утомляемости, сонливости, вялости и т.д. На начальных стадиях его развития объективные признаки выражены мало. Но о появлении хронического утомления можно судить по изменению соотношения периодов работоспособности, прежде всего стадий врабатывания и оптимальной работоспособности. Для исследования широкого спектра состояний работающего человека также используется термин «напряженность».

Состояние утомления сопровождает все виды деятельности человека. Оно является нормальной реакцией организма на рабочую нагрузку, по в острых и хронических формах вызывает нарушение работоспособности. При продолжительном воздействии чрезмерных нагрузок и отсутствии условий для полноценного восстановления функциональных нарушений состояние утомления может перейти в переутомление (рис. 16.2).

К дополнительным причинам утомления, которые могут ускорить развитие этого состояния или усилить выраженность его проявлений, следует отнести: воздействие на организм неблагоприятных факторов среды (шум, вибрация, гипоксия и т.д.). эмоциональный стресс, чрезмерную по интенсивности физическую и умственную нагрузку перед основной работой.

Рис. 16.2. Изменение функциональных показателей человека в процессе развития утомления:

I — эффективность (результативность) работы; II рабочая активность; III — отношение к работе; IV — состояние психофизических функций; V — общее самочувствие и настроение;——фаза «конечного прорыва»

источник

Проблемы утомления издавна привлекали к себе внимание исследователей, в том числе физиологов и психологов труда. Объясняется это их чрезвычайной практической значимостью: утомление является одним из самых распространенных факторов, оказывающих существенное влияние на производительность труда.

Утомление сопровождается уменьшением производимой работы и представляет собой весьма сложный и разнородный комплекс явлений. Полное содержание его определяется не только физиологическим, но также психологическим, результативно-производственным и социальным факторами. Исходя из этого, утомление и должно рассматриваться по меньшей мере с трех сторон: 1) со стороны субъективной — как психическое состояние; 2) со стороны физиологических механизмов; 3) со стороны понижения производительности труда.

Психолога интересует утомление именно как особое, своеобразно переживаемое психическое состояние. Н.Д. Левитов рассматривает компоненты утомления как переживания и к ним относит:

1. Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувствует снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает. Это снижение работоспособности выражается в переживании особого, тягостного напряжения и в неуверенности; человек чувствует, что не в силах должным образом продолжать работу;

2. Расстройство внимания. Внимание — одна из наиболее утомляемых психических функций. В случае утомления внимание легко отвлекается, становится вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым;

3. Расстройства в сенсорной области. Таким расстройствам под влиянием утомления подвергаются рецепторы, которые принимали участие в работе. Если человек долго читает без перерывов, то, по его словам, у него начинают «расплываться» в глазах строчки текста. При продолжительном и напряженном слушании музыки теряется восприятие мелодии. Продолжительная ручная работа может привести к ослаблению тактильной и кинестетической чувствительности.

4. Нарушения в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координированности движений, их деавтоматизации;

5. Дефекты памяти и мышления. Эти дефекты также относятся непосредственно к той сфере, с которой связана работа. В состоянии сильного утомления рабочий может забыть инструкцию, оставить в беспорядке рабочее место и одновременно хорошо помнить все, что не имеет отношения к работе. Мыслительные процессы особенно нарушаются при утомлении от умственной работы, но и при физической работе человек нередко жалуется на понижение сообразительности и умственной ориентации;

6. Ослабление воли. При утомлении ослабляются решительность, выдержка и самоконтроль. Отсутствует настойчивость;

7. Сонливость. При сильном утомлении возникает сонливость как выражение охранительного торможения. Потребность в сне при изнурительной работе такова, что человек засыпает часто в любом положении, например сидя.

Отмеченные психологические показатели утомления проявляются в зависимости от его силы. Бывает слабое утомление, при котором не происходит значительных изменений в психике. Такое утомление только сигнализирует о необходимости принять меры, чтобы не понизилась работоспособность. Вредно переутомление, при котором резко понижается работоспособность и тем самым производительность труда. При переутомлении указанные выше нарушения в психической сфере очень заметны.

Таким образом, понятно, что речь идет о динамике утомления, в которой можно вычленить разные стадии. Н.Д. Левитов различает первую стадию утомления, на которой появляется относительно слабое чувство усталости. Производительность труда не падает или падает незначительно. Однако нельзя считать, что если субъективное переживание — чувство усталости не сопровождается понижением производительности, то это переживание не имеет никакого значения. Чувство усталости появляется нередко тогда, когда человек, несмотря на тяжелую изнурительную работу, субъективно чувствует себя вполне работоспособным. Причиной могут быть повышенный интерес к работе, особое ее стимулирование, волевой импульс. Находясь в таком состоянии сопротивления утомлению, человек в одних случаях действительно его преодолевает и не снижает производительность труда, а в других случаях это состояние может привести к своеобразному взрыву переутомления, который часто имеет большую разрушительную для работоспособности силу.

На второй стадии утомления понижение производительности становится заметным и все более и более угрожающим, причем часто это понижение относится только к качеству, а не к количеству выработки.

Третья стадия характеризуется острым переживанием утомления, которое принимает форму переутомления. Кривая работы или резко снижается, или же принимает «лихорадочную» форму, отражающую попытки человека сохранить должный темп работы, который на данной стадии утомления может даже ускоряться, но оказывается неустойчивым. В конце концов рабочие действия могут быть так дезорганизованы, что человек почувствует невозможность продолжения работы, переживая при этом болезненное состояние.

Различают 4 степени переутомления — начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое, меры борьбы с которыми должны соответствовать выраженности психофизиологических проявлений. Так, начинающееся переутомление хорошо компенсируется при чёткой регламентации времени труда и отдыха. Легкая степень эффективно снимается в период очередного отпуска при рациональном его использовании. Выраженное переутомление требует срочного лечения в санатории, а тяжёлая степень переутомления требует лечения в условиях клиники.

В зависимости от характера труда различают физическое и умственное утомление. Для каждого из этих видов утомления характерны первичная и вторичная формы. Первичное утомление развивается в начале работы и свидетельствует о недостаточном упрочении трудовых навыков. В процессе работы происходит преодоление первичного утомления, в результате чего работоспособность возрастает. Вторичное утомление, объективно отражающее снижение психофизиологических возможностей организма, развивается спустя 2,5 — 3 часа после начала работы. Для ликвидации вторичного утомления необходим отдых.

Интересен вопрос об индивидуальной подверженности утомлению. Многие исследователи высказываются за ее существование. Так, С.М. Архангельский отмечает, что ход нарастания утомления и его конечная величина зависят от ряда условий:

от индивидуальных особенностей рабочего;

от обстоятельств протекания работы;

от качества выполняемой работы;

особенностей трудового режима и т. д.

Как мы видим, на первое место он ставит именно индивидуальные особенности рабочего.

Н.Д. Левитов считает, что подверженность утомлению зависит от таких индивидуальных особенностей человека, как физическое развитие и состояние здоровья, возраст, интерес и мотивация, волевые черты характера. От такого рода индивидуальных особенностей зависит и то, как переживает человек утомление и как справляется с ним на разных его стадиях.

источник

Под режимом труда понимают чередование периодов работы и отдыха, который играет важную роль в профилактике утомления.

В процессе выполнения любых видов работы может развиться состояние пониженной работоспособности организма, которое объективно оценивается как утомление, а субъективно воспринимается в виде усталости.

Утомление – состояние, которое развивается под влиянием тяжелого или длительного трудового процесса и выражается в комплексе соответствующих сдвигов в организме, понижающих его работоспособность.

Утомление – это результат конфликта между внешними требованиями, которым должны удовлетворять результаты работы, и снизившимися возможностями человека. Этот конфликт отражается в сознании человека и переживается им в виде СОСТОЯНИЯ УСТАЛОСТИ.

Рост томления и усталости часто идёт со сдвигом:

– если работа интересна для человека, если она ему нужна, т. е. является значимой для человека, то, несмотря на утомление, усталость появляется позже. Здесь основную роль играет высокая мотивация труда;

– если работа неинтересна, если человек не заинтересован в получении хорошего результата, то даже небольшое утомление способно вызвать сильное состояние усталости.

Состояние усталости обусловлено не только физиологическими причинами, но и психологическими (интерес, мотивация).

Переживание состояния усталости – это сигнал для организма снизить физическую и интеллектуальную нагрузку.

Утомление является следствием различных нарушений в организме, отклонений от нормального функционирования нервной системы. Такие патологические сдвиги в организме могут накапливаться, и возникает состояние ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ. Это очень опасное для работающего человека состояние, которое сказывается на всех сферах его жизнедеятельности. Основное отличие утомления от переутомления заключается в том, что утомление снимается после отдыха, а для устранения переутомления часто необходимо медицинское вмешательство.

Утомление от трудового процесса может быть физиологическим и психологическим.

Физиологическое утомление – возникает из-за воздействия на нервную систему продуктов разложения молочной кислоты, которая накапливается в мышечной ткани в результате мускульной деятельности. Чувство физического дискомфорта, которое возникает после непривычного или тяжёлого физического труда исчезает обычно очень быстро.

Психологическое утомление – состояние перегруженности нервной системы. Психологическое утомление обычно проявляется следующим образом:

· Происходит понижение восприимчивости к раздражителям, они воспринимаются с опозданием или вообще не воспринимаются;

· Снижается концентрация внимания, снижается, а затем вообще исчезает возможность сознательного регулирования внимания;

· уменьшается способность к запоминанию, труднее вспоминаются уже знакомые вещи;

· мышление становится замедленным, теряет свою гибкость и широту;

· в эмоциональной сфере появляется состояние депрессии или раздражительности и агрессивности;

· нарушается сенсомоторная функция нервной системы, т.е. нарушается координация движений.

Психологические исследования показали, что в течение рабочей сиены имеются периоды повышенной утомляемости. Например, в дневной смене – это 4 и 5 часы работы, в ночной смене – первые 2 часа работы.

При организации режима деятельности необходимо определить и регламентировать периоды работы и отдыха. Перерывы в работе эффективны при условии, если они приходятся на начальные стадии появления утомления и не нарушают, вследствие большой продолжительности, состояния врабатываемости. Отдых во время перерывов должен быть рационально организован. Активный отдых является более эффективным, чем пассивный, что было установлено еще в опытах И.М.Сеченова.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10099 — | 7755 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

95.Понятия:трудоспособность, работоспособность, функциональное состояние, усталость, утомление – в психологии труда.

Трудоспособность— состояниездоровья, позволяющеечеловекувыполнятьработуопределённого объёма и качества. Трудоспособность может снижаться свозрастомв результатестарения организма, утрачиваться временно в случаезаболевания, утрачиваться постоянно (полностью или частично) в результате бытовой или производственнойтравмы, хронического заболевания илиотравления [1] .

Различают следующие виды трудоспособности:

общую трудоспособность — способность выполнять всякую работув обычных условиях;

профессиональную трудоспособность — способность работать по определённой профессии,должности, в определённых условиях;

неполную трудоспособность — способность работать лишь в облегчённых условиях (например, при неполном рабочем дне).

Работоспособность– потенциальная возможность человека выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.Современный экономический словарь

Работоспособностьчеловека — способность человека выполнять заданную функцию с той или иной эффективностью. Нулевая работоспособность — это отсутствие возможности действовать, и, соответственно, отсутствие эффекта.Википедия

Работоспособность – это умение быстро включаться в работу и выполнять ее наилучшим образом, получая от этого моральное удовлетворение.

Работоспособность – это волевое качество, непременно сопутствующее жизненному успеху.

Работоспособность – это активность жизненной позиции, ответственность по отношению к порученному делу и высокий творческий потенциал человека.

Работоспособность – это вложение творческих, физических, душевных сил человека в выполнение порученной работы.

Функциональное состояние— это комплекс, включающий следующиефункциональные процессы:

химизм тела, сердечно-сосудистые изменения,

мимику (лицевые маски) и пантомимику (осанка, походка, жесты, шея),

строй мышления и картину мира,

поведенческие установки и программы,

фиксирующие весь этот комплекс кинестетические ощущения.

Функциональное состояние — душевное и физическое состояние человека, определяемое не его стабильной конституцией, а тонкими настройками. То, что постоянно перестраивается под текущие задачи ситуации и взаимодейтствия с окружающими. Это все то, что называют «эмоции и чувства«, сюда же разные режимы работы интеллекта, разный уровень энергетики и бодрости.

Любой человек всегда находится в том или ином функциональном состоянии — он спокоен или возбужден, устал или бодр, внимателен или рассеян, настроен к кому-то или от чего-то, его внимание привлечено к кому-то или чему-то.

Читайте также:  Возрастные особенности утомления человека

В усталостимы различаем две стороны — физиологическую и психическую. Физиологическая состоит в том, что деятельность всякого органа (мышцы, железы, нервов, мозга и т. д.) по истечении некоторого времени, различного для разных органов, для разных индивидов и для разных моментов жизни, начинает уменьшаться в энергии и замедляться в темпе. Поддержка деятельности на первоначальной высоте становится тогда возможной только при усилении раздражения (в частном случае — волевого импульса). Но наконец ни усиление раздражения, ни усиление волевого импульса не в состоянии поддержать деятельности органа, и она приостанавливается совершенно. Физиологический феномен У. возникает, как показывают точные исследования, очень рано, и после короткого начального периода возбуждения наступает более или менее быстрое последовательное падение деятельности органа, психический спутник, напротив, возникает значительно позднее. В своей простейшей форме он имеет характер неразложимого простого ощущения — «чувства У.», к которому может присоединяться целый ряд других ощущений, возникающих обычно под влиянием иных моментов. С общебиологической точки зрения, феномен У. является одним из механизмов защиты организма. Когда деятельность органа под влиянием внешнего раздражения или волевого усилия продолжается так долго, что грозит истощить орган, то физиологическая У. ведет к уменьшению энергии и замедлению темпа деятельности и тем парализует ее вредное влияние.

Утомлениефизиологическоесостояниечеловека, которое является следствием напряжённой или длительной работы. Субъективно утомление может ощущаться как усталость. Утомление проявляет себя во временном снижении работоспособности.

Длительное утомление может привести к переутомлению, которое опасно для здоровья человека.

Утомление – это состояние организма, характеризующееся нарушением течения физиологических процессов и возникающие в результате очень интенсивной или очень длительной работы. Утомление приводит к снижению работоспособности. В случае сильного физического утомления ухудшается также и умственная деятельность, и наоборот, после умственного напряжения снижается способность к выполнению работы, требующей физических усилий. Субъективными проявлениями утомления могут быть боли в мышцах, общая слабость, нежелания выполнять свою работу и даже определенные изменения в поведении человека – раздражительность, подавленность или апатия. Величина этих изменений от степени напряженности выполняемой работы – физической или умственной.

источник

Современный мир, в котором мы живем и работаем, воистину, уникален. Буквально вчера общался с клиентом, женщиной 35 лет, которая пожаловалась на измотанность, отсутствие времени и проблемы воспитания детей. Она работает с одним из гигантов российской индустрии, выступает исполнителем некоторых работ. Мне стало интересно, что за отношения могут быть с крупной компанией, и я спросил: «Партнеры?»; «Рабы — ответила она — но, правда, платят. Так что грех жаловаться». Так что же, за деньги покупается не просто труд, но еще и трудности будущего подростка, неудовлетворенность некоторых потребностей, в том числе, в отдыхе.

В литературе по психологии труда и инженерной психологии достаточно часто затрагивается проблема утомления. Давайте вместе попробуем разобраться в том, как теория соприкасается с практикой. Давным давно рабочие боролись за 8-ми часовой рабочий день, с большими потерями отвоевали. В Европе функцию сохранения целостности личности, контролем оптимального расхода сил выполняют профсоюзы, институт, который у нас находится в зачаточном состоянии.Теперь же мы приносим в жертву все что угодно во имя финансового бога успеха. Бога, Олимп которого находится в пентхаусе небоскреба Уолл-стрит.

Впрочем, вернемся к науке. Что по этому поводу говорит инженерная психология. Ключевая фигура любого производства — оператор. Значит, ключевая фигура работы офиса — клерк и менеджер среднего звена, производства — оператор машины, торговли — продавец и так далее — человек, выполняющий монотонную работу. Утомление оператора приводит к падению производственной мощи предприятия. В случае, когда возникает попытка экономить на физических, психических или физиологических ресурсах человека, рано или поздно наступает утомление как нормальный процесс, реакция на сверх-задачи.

1. Работоспособность и утомление

Эффективность трудовой деятельности оператора определяется его работоспособностью. Говоря о работоспособнос­ти, выделяют общую (максимально возможную работоспособность в условии мобилизации всех резер­вов организма, что называется «на пределе») и фактическую работоспособность, уровень которой всегда ниже.

Фактическая работоспособность за­висит от:

  • текущего уровня здоровья, самочувствия челове­ка,
  • типологических свойств нервной системы,
  • индивидуальных особенностей функционирования психи­ческих процессов (памяти, мышления, внимания, воспри­ятия),
  • оценки человеком целесообразнос­ти мобилизации определенных ресурсов организма для выполнения деятельности .

Работоспособность представляет собой динамический процесс, а, значит, имеет фазы или этапы.

Фаза врабатываемости. При фазе врабатываемости могут быть ошибки в работе, организм человека реагирует величину нагрузки с большей силой, чем это необходимо, затрачивается большое количество ресурсов, тем не менее, постепенно происходит адаптация к оптималь­ному режиму выполнения работы.

Фаза оптимальной работоспособности / Фаза ком­пенсации. Характеризуется экономным ре­жимом работы и стабильными ре­зультатами работы, максимальной производительностью и эффективностью труда. Во время этой фазы ошибки, браки, травмы бывают редко, и чаще всего по причине форс-мажоров или неполадок оборудования.

Фаза неустойчивости / Фаза субкомпенсации. Во время фазы неустойчивости происходит перестройка организма: необходимый уровень работы поддерживается за счет ослабления менее важных функций. Эффектив­ность труда поддерживается уже за счет некоторых физиологических процессов, менее необходимых сейчас сотруднику.

Фаза конечного порыва. Перед окончанием работы, при наличии достаточно силь­ного мотива к деятельности, может наблюдаться фаза «конечного порыва». Это короткое сверхусилие для завершения деятельности до логической запятой.

Фаза декомпенсации. При выходе за пределы фактической работоспособнос­ти, во время работы в экстремальных услови­ях или сильной мотивации личности завершить деятельность наступает фаза декомпенсации, характеризующаяся сниже­нием производительности труда, появлением ошибок, вы­раженными вегетативными нарушениями. Здесь утомление становится очевидным.

Фаза срыва. При продолжении работы фаза декомпенсации быстро переходит в фазу срыва (резкое падение производи­тельности, вплоть до невозможности продолжения работу, резко выраженная неадекватность реакций организма, на­рушение деятельности внутренних органов, обмороки).

Фаза восстанов­ления физиологических и психологических ресурсов ор­ганизма наступает после прекращения работы. Часто восстановление проходит нормально и быстро, но еще чаще случаи, когда после сильно выраженного утомления организм не успевает отдохнуть, восстановить силы за обычные 6 — 8 часов ночного сна. Так человек становится восприимчивее к стрессу, наступает выгорание, обесценивание деятельности.

Итак, начиная с фазы субкомпенсации воз­никает состояние утомления, которое может быть физиологическим или психическим. Обычно явления психического и физиологического утомления переплетены, причем психическое утомление, т. е. ощущение усталости, как правило, пред­шествует утомлению физиологическому, выражающемуся в сбое некоторых функций нервной системы.

Психическое утом­ление проявляется в следующих особенностях:

1) снижается восприимчивость сотрудника, в результате чего некоторые раздражители он вообще не воспринимает, дру­гие воспринимает с опозданием, на третьи реагирует бурно, не в силах уже обработать их;

2) снижается способность концентрировать внимание, в результате чего человек отвле­кается от трудового процесса, совершает ошибки, браки и т.д.;

3) снижается функция памяти, хуже запоминаются необходимые вещи, хуже вспоминаются требуемые знания, воспоминания могут быть обрывочными;

4) мышление становится медлен­ным, расплывчатым, теряет гибкость, широту, человек старается обработать дальшейшие действия, концентрируется на них, что иногда приводит к неверно принятым решениям.

5) в эмоциональной сфере возникает апатия, скука, напряженность, иногда депрессия или же наоборот — яркие вспышки гнева, повышенная раздраженность, агрессия, иногда что-то, похожее на истерику, панику;

6) время реакции увеличивается, следовательно, сотрудник медленнее реагирует на внешние воздействия, у него снижается ловкость, координированность движений, что приводит иногда к ошибкам, травмам.

4. Переутомление. Степени переутомления

В случае, когда организм не успевает восстановиться, и утомление накапливается от рабочего периода к рабочему периоду, мы говорим о хроническом утомлении или о переутомлении. В состоянии переутомления дли­тельность фазы оптимальной работоспособности резко со­кращается или может вообще отсутствовать; то есть, вся работа проходит в фазе декомпенсации.

Психогигиенические мероприятия, направленные на сня­тие состояния переутомления, зависят от степени переутом­ления:

  • Первая степень — начинающееся перутомление. Меры: упорядочение отдыха, сна, заня­тия физкультурой, культурные развлечения.
  • Вторая степень — легкое переутомление. Меры: очередной отпуск и отдых.
  • Третья степень — выраженное переутомление. Меры: ускорение очередного отпуска и отдыха.
  • Четвёртая степень — тяжелое переутомление. Меры: требуется лечение (невролог, психолог, терапевт).

Почему-то в последнее время говорить о нормальной человеческой физиологии стало как-то не принято. Странно. Ведь это НОРМА. То, что заканчиваются ресурсы, является понятным. Поэтому попытки предприятий выжать все до последней капли с человека (когда фактическая утомляемость равна общей) приводят либо к физической болезни, либо к неврозу. В иных случаях, когда человек перестает адекватно выполнять работу в силу своего «износа», его просто заменяют, увольняют, находят на его место другого. В третьих случаях человек теряет интерес к работе и сам меняет сферу деятельности, интуитивно понимая, что «ПЕРЕМЕН требуют наши сердца».

Утомление несет в себе опасность с точки зрения множества критериев:

Во-первых, утомление чревато для психологического здоровья человека работающего;

Во-вторых, последствиями утомления могут быть профессиональная деформация и профессиональное выгорание, депрессия, неврологические нарушения, негативные изменения в эмоциональной сфере;

В-третьих, в результате утомления человека в производственной цепочке может снизиться эффективность работы всей организации в целом.

Работа с утомляемостью — важный вопрос требующего системного решения с разных сторон: создания культуры здорового труда, создания профсоюзов, работы над утомлением со стороны HR, создание режима работы, позволяющего отдыхать в течение рабочей смены.

источник

Психологические состояния трудовой деятельности и их классификация. Характеристика состояния утомления, напряжения, монотонности. Состояние психологической готовности к деятельности. Условия труда и психологические состояния человека, методы их оценки.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ТРУДЕ»

1. Психологические состояния трудовой деятельности и их классификация

4. Эмоциональное напряжение

5. Состояние психологической готовности к деятельности

6. Условия труда и психологические состояния человека

7. Индивидуализация условий труда

8. Методы оценки психических состояний человека

Список использованной литературы

Современная научно-техническая революция характеризуется чрезвычайно глубокими изменениями техники, захватывающими как субстанциональную ее сторону (т. е. связанную с применяемыми материалами и используемыми процессами природы), так и структурно-функциональную (т. е. связанную с дифференциацией и систематизацией средств труда, с усложнением и интеграцией техники на пути к автоматизации). Одно из следствий единства научной и технической революций заключается в том, что современное общественное производство определяется не только уровнем развития техники, но и уровнем развития науки. Конкретная научная дисциплина может иметь управляющее воздействие не на все, а, например, лишь на один из элементов производительных сил. Однако по мере развития производительных сил возникает объективная необходимость в науках, способных оказывать непосредственное управляющее воздействие на все элементы системы производительных сил. К таким общим наукам может быть отнесена современная психологическая наука.

Управляющее воздействие психологической науки в целом осуществляется в ходе решения следующих задач:

1) инженерно-психологическое проектирование техники и производственных условий деятельности человека;

2) разработка психолого-педагогических методов и средств формирования личности и профессиональной подготовки трудящихся для сферы материального производства;

3) разработка психологических основ научной организации труда и управления трудовыми коллективами и производством.

Таким образом, задачи психологической науки как непосредственной производительной силы имеют выраженную направленность в область психологии труда я инженерной психологии. Психология труда и инженерная психология, осуществляя управляющие функции в процессе создания современной техники, систем «человек —техника», ‘необходимых условий труда и подготовки человека к трудовой деятельности в сфере материального производства, обеспечивают реальную базу для проявления управляющих функций других психологических дисциплин.

Не менее важным показателем превращения психологии труда и инженерной психологии в непосредственную производительную силу является развитие не только прикладных, но и фундаментальных исследований. Фундаментальные исследования выполняют роль своего рода постоянного стратегического резерва, обеспечивая длительное и непрерывное управляющее воздействие науки. В психологии труда и в инженерной психологии все большее внимание уделяется разработке теоретических проблем, методологическим вопросам, связанным прежде всего с системным подходом ;и созданием методов комплексного исследования. Сам по себе переход к комплексным исследованиям возможен лишь для науки, накопившей достаточный потенциал, достигшей достаточно высокого уровня развития. Комплексные исследования позволяют получать наиболее полные научные данные, что особенно важно в отношении управляющих функций науки. Отмеченная общая тенденция развития фундаментальных исследований, обеспечивая глубокое и естественное взаимодействие разных психологических дисциплин, оказывается плодотворной для решения не только задач сегодняшнего дня, но и задач ближайшего и более отдаленного будущего. Возможность такого прогноза по вполне понятным причинам особенно важна для осуществления управляющих функций психологии труда и инженерной психологии и их становления как непосредственной производительной силы.

1. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Психическое состояние человека — это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека (как обладателя этой психики) с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.

Состояния человека в трудовой деятельности классифицируют по признаку длительности, по ведущему компоненту, по степени напряжения их общего тонуса, по степени активной деятельности сознания, по доминирующим в их структуре свойствам личности и т. д.

В. Асеев располагает возникающие в процессе трудовой деятельности психические состояния по следующим группам:

1. Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Такие состояния определяют отношение человека к данному конкретному производству и конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или неудовлетворенности работой, заинтересованности трудом или безразличия к нему и т. п.) отражают общий психологический настрой коллектива;

2. Временные, ситуативные, быстропроходящие состояния. Возникают под влиянием разного рода неполадок в производственном процессе или во взаимоотношениях рабочих;

3. Состояния, возникающие периодически в ходе трудовой деятельности. Таких состояний много. Например, предрасположение к работе, пониженная готовность к ней, врабатывание, повышенная работоспособность, утомление, конечный порыв и т. д. Сюда же Асеев относит психические состояния, вызванные содержанием и характером работы (операции): скука, сонливость, апатия, повышенная активность и т. п.

По признаку преобладания одной из сторон психики различают состояния эмоциональные, волевые (например, состояние волевого усилия); состояния, в которых доминируют процессы восприятия и ощущения (состояние живого созерцания); состояния внимания (рассеянность, сосредоточенность); состояния, для которых характерна мыслительная активность (задумчивость, вдохновение, озарение) и т. д.

Наиболее важна для психологии труда классификация состояний по уровню напряжения, так как именно этот признак наиболее существен с точки зрения влияния состояния на эффективность деятельности. Умеренное напряжение — нормальное рабочее состояние, возникающее под мобилизующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние психической активности — необходимое условие успешного выполнения действий. Оно сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий.

Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях.

Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе технических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действия осуществляются в строго определенном порядке, мышление носит алгоритмический характер.

В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий. Труд в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью.

Экстремальные условия — условия, требующие от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы. Экстремальный режим в самом общем смысле — это режим работы в условиях, выходящих за пределы оптимума. Отклонения от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия или, иначе говоря, вызывают напряжение. Неблагоприятные факторы, повышающие напряжение, относятся к следующим группам:

1) физиологический дискомфорт, т. е. несоответствие условий обитания нормативным требованиям;

3) дефицит времени на обслуживание;

4) повышенная трудность задачи;

5) повышенная значимость ошибочных действий;

6) ‘Наличие релевантных помех;

7) неуспех вследствие объективных обстоятельств;

8) дефицит информации для принятия решений;

9) недогрузка информацией (сенсорная депривация);

10) перегрузка информацией;

11) конфликтные условия, т. е. условия, при которых выполнение одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия.

Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими (функциями, которые преимущественно вовлечены в профессиональную деятельность и изменения которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях.

Интеллектуальное напряжение — напряжение, ‘вызванное частым обращением к интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания, обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания.

Сенсорное напряжение— напряжение, вызванное неоптимальными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем и возникающее в случае .больших затруднений в восприятии необходимой информации.

Монотония — напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями к концентрации и устойчивости внимания.

Политония — напряжение, вызванное необходимостью переключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.

Физическое напряжение — напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.

Эмоциональное напряжение — напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов.

Читайте также:  Утомление после школы ребенок

Напряжение ожидания — напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.

Мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения.

Утомление — напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванным длительной работой.

Проблемы утомления издавна привлекали к себе внимание исследователей, в том числе физиологов и психологов труда. Объясняется это их чрезвычайной практической значимостью: утомление является одним из самых распространенных факторов, оказывающих существенное влияние на производительность труда.

Утомление сопровождается уменьшением производимой работы и представляет собой весьма сложный и разнородный комплекс явлений. Полное содержание его определяется не только физиологическим, но также психологическим, результативно-производственным и социальным факторами. Исходя из этого, утомление и должно рассматриваться по меньшей мере с трех сторон: 1) со стороны субъективной — как психическое состояние; 2) со стороны физиологических механизмов; 3) со стороны понижения производительности труда.

Психолога интересует утомление именно как особое, своеобразно переживаемое психическое состояние. Н. Д. Левитов рассматривает компоненты утомления как переживания и к ним относит:

1. Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувствует снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает. Это снижение работоспособности выражается в переживании особого, тягостного напряжения и в неуверенности; человек чувствует, что не в силах должным образом продолжать работу;

2. Расстройство внимания. Внимание — одна из наиболее утомляемых психических функций. В случае утомления внимание легко отвлекается, становится вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым;

3. Расстройства в сенсорной области. Таким расстройствам под влиянием утомления подвергаются рецепторы, которые принимали участие в работе. Если человек долго читает без перерывов, то, по его словам, у него начинают «расплываться» в глазах строчки текста. При продолжительном и напряженном слушании музыки теряется восприятие мелодии. Продолжительная ручная работа может привести к ослаблению тактильной и кинестетической чувствительности;4. Нарушения в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координированности движений, их деавтоматизации;

5. Дефекты памяти и мышления. Эти дефекты также относятся непосредственно к той сфере, с которой связана работа. В состоянии сильного утомления рабочий может забыть инструкцию, оставить в беспорядке рабочее место и одновременно хорошо помнить все, что не имеет отношения к работе. Мыслительные процессы особенно нарушаются при утомлении от умственной работы, но и при физической работе человек нередко жалуется на понижение сообразительности и умственной ориентации;

6. Ослабление воли. При утомлении ослабляются решительность, выдержка и самоконтроль. Отсутствует настойчивость;

7. Сонливость. При сильном утомлении возникает сонливость как выражение охранительного торможения. Потребность в сне при изнурительной работе такова, что человек засыпает часто в любом положении, например сидя.

Отмеченные психологические показатели утомления проявляются в зависимости от его силы. Бывает слабое утомление, при котором не происходит значительных изменений в психике. Такое утомление только сигнализирует о необходимости принять меры, чтобы не понизилась работоспособность. Вредно переутомление, при котором резко понижается работоспособность и тем самым производительность труда. При переутомлении указанные выше нарушения в психической сфере очень заметны.

Таким образом, понятно, что речь идет о динамике утомления, в которой можно вычленить разные стадии. Н. Д. Левитов различает первую стадию утомления, на которой появляется относительно слабое чувство усталости. Производительность труда не падает или падает незначительно. Однако нельзя считать, что если субъективное переживание — чувство усталости не сопровождается понижением производительности, то это переживание не имеет никакого значения. Чувство усталости появляется нередко тогда, когда человек, несмотря на тяжелую изнурительную работу, субъективно чувствует себя вполне работоспособным. Причиной могут быть повышенный интерес к работе, особое ее стимулирование, волевой импульс. Находясь в таком состоянии сопротивления утомлению, человек в одних случаях действительно его преодолевает и не снижает производительность труда, а в других случаях это состояние может привести к своеобразному взрыву переутомления, который часто имеет большую разрушительную для работоспособности силу.

На второй стадии утомления понижение производительности становится заметным и все более и более угрожающим, причем часто это понижение относится только к качеству, а не к количеству выработки.

Третья стадия характеризуется острым переживанием утомления, которое принимает форму переутомления. Кривая работы или резко снижается, или же принимает «лихорадочную» форму, отражающую попытки человека сохранить должный темп работы, который на данной стадии утомления может даже ускоряться, но оказывается неустойчивым. В конце концов рабочие действия могут быть так дезорганизованы, что человек почувствует невозможность продолжения работы, переживая при этом болезненное состояние.

Интересен вопрос об индивидуальной подверженности утомлению. Многие исследователи высказываются за ее существование. Так, С. М. Архангельский отмечает, что ход нарастания, утомления и его конечная величина зависят от ряда условий: 1) от индивидуальных особенностей рабочего; 2) от обстоятельств протекания работы; 3) от качества выполняемой работы; 4) особенностей трудового режима и т. д. Как мы видим, на первое место он ставит именно индивидуальные особенности рабочего.

Н. Д. Левитов считает, что подверженность утомлению зависит от таких индивидуальных особенностей человека, как физическое развитие и состояние здоровья, возраст, интерес и мотивация, волевые черты характера. От такого рода индивидуальных особенностей зависит и то, как переживает человек утомление и как справляется с ним на разных его стадиях.

В процессе трудовой деятельности помимо состояния утомления возникает состояние монотонности, отрицательно действующее на работоспособность человека. Психическое состояние переживания монотонности, по Н. Д. Левитову, вызывается действительным и кажущимся однообразием выполняемых на работе движений и действий. Под влиянием переживания монотонности человек, не умеющий это психическое состояние сдерживать или устранять, становится вялым, безучастным к работе. Состояние монотонности также отрицательно действует на организм работающих, приводя к преждевременному утомлению.

М. И. Виноградов следующим образом сформулировал понятие монотонности: «В физиологической основе монотонности лежит тормозящее действие однообразных повторных раздражителей, и оно проявляется тем скорее и глубже, чем ограниченнее раздражимая область коры, т. е. чем проще состав раздражающей стереотипной системы».

Понятие монотонности всегда связывается с трудом по выполнению однообразных и кратковременных операций. Однако единого мнения в отношении критерия степени монотонности работы пока нет. Под монотонностью одни понимают объективную характеристику самого процесса труда, другие — только психическое состояние человека, являющееся следствием однообразия работы. В зарубежной литературе, в частности американской, понятие монотонности трактуется во втором, чисто-субъективном смысле.

Советские психологи не отрицают факта субъективного переживания монотонности, сопровождающегося потерей интереса к работе, скукой, сонливостью и т. п. Однако, то их мнению, это не служит основанием для отрицания монотонности как явления, объективно присущего трудовому процессу и оказывающего неблагоприятное действие на подавляющее большинство работающих. Из этого разного понимания сущности монотонности вытекает и разное понимание путей борьбы с монотонностью, о чем речь пойдет ниже.

Важным вопросом в понимании природы состояния монотонности является разграничение общих и отличительных его черт по сравнению с состоянием утомления. Общее у этих двух состояний то, что оба они отрицательно влияют на работоспособность человека и оба переживаются как неприятное чувство. Существенное различие между этими состояниями заключается в том, что утомление вызывается тяжестью умственной или физической работы, а состояние монотонности может переживаться и при легком, совсем неутомительном труде. Утомление является фазовым процессом, а монотонность характеризуется волновой кривой, обладающей повышениями и спадами. Значит, первым следствием утомления является снижение выполнения, а монотонности — колебания выполнения. Утомление усиливает психическую напряженность; монотонность, как раз наоборот, снижает ее.

Необходимо также отличать состояние монотонности от психической насыщенности. Психическая насыщенность вызывает волнение, нервозность, беспокойство; монотонность, напротив, сопровождается полусонным состоянием, сопровождающимся снижением психической активности и скукой. Психическая насыщенность — вызывается главным образом повторением деятельности, а для появления монотонности необходимы и другие объективные данные (бедность раздражителей, однообразие их, ограниченность поля наблюдения и т. д.). Очень важно подчеркнуть, что размежевание психического насыщения и монотонности является относительным, так как: 1) они взаимно влияют друг на друга; 2) их последствия суммирование действуют на состояние человека; 3) в производственной практике ни одно из них не встречается в крайних формах, можно лишь исследовать их сочетания, имеющие разные пропорции.

Следующим важным вопросом является выяснение изменений, происходящих в человеческой психике вследствие монотонности. Суммируя уже упоминавшиеся симптомы, можно отметить прежде всего субъективное влияние монотонности, имеющее характер переживания: чувства усталости, сонливости, испорченность настроения (в разной степени), скука, нейтральное отношение и т. д.

Самым спорным является вопрос об индивидуальных различиях в сопротивляемости монотонности. Экстравертированная личность может противостоять монотонности в меньшей мере, чем интравертированная. Между интеллектом и чувствительностью к монотонности не было установлено корреляции. За рубежом, правда, ставились эксперименты для установления соотношений между переживанием монотонности и умственным развитием человека. Согласно результатам этих экспериментов, скорее и острее переживают монотонность умственно более развитые люди. Однако Н. Д. Левитов называет такие выводы упрощенными и неверными. По его мнению, если в работе встречаются неизбежные однообразные движения или действия, то умственно развитый человек переживает чувство монотонности в меньшей степени, так как отдает себе отчет в необходимости этих действий для выполнения трудового задания, и может лучше активизировать свою работу, усматривая в однообразном разнообразное. В связи с этим Е. П. Ильин замечает, что способность усматривать разнообразие в однообразном присуща высококвалифицированным специалистам. Малоквалифицированный рабочий не может уловить изменений однообразия и становится жертвой бесстимульного безразличия.

Устойчивость к монотонии, как показали исследования И. П. Фетискина, определяет наличие монотофильного типологического комплекса, характеризующегося инертностью нервных процессов, преобладанием внешнего торможения и внутреннего возбуждения, малой силой нервной системы. И наоборот, сильнее подвергались влиянию монотонных условий лица, обладающие монотофобным типологическим симптомокомплексом, которым свойственны подвижность нервных процессов, преобладание внешнего возбуждения и внутреннего торможения, сильная нервная система. Однако неоспоримо значение мотивации в преодолении отрицательного влияния скучной и однообразной работы. В силу этого можно считать, что отношения личности, высокое чувство ответственности в значительной мере компенсируют «неблагоприятные» природные свойства нервной системы.

И .последний, разбираемый в связи с состоянием монотонии, вопрос — пути борьбы с монотонностью на производстве. VI. И. Виноградов предлагает следующие пять мероприятий или путей борьбы с монотонностью вообще, а при поточном производстве в особенности: 1) объединение чрезмерно простых и монотонных операций в более сложные и разнообразные по содержанию; 2) периодическую смену операций, выполняемых каждым рабочим, т. е. совмещение операций; 3) периодическиеизменения ритма работы; 4) введение дополнительного перерыва; 5) введение посторонних раздражителей (функциональная музыка).

Несколько по-иному, можно сказать более «психологично», видит пути предупреждения и преодоления монотонности в работе Н. Д. Левитов.

Первый путь. При выполнении однообразной работы необходимо проникнуться сознанием ее необходимости, в таком случае повышается роль мотивов, стимулов в работе. Большое значение имеют также результаты работы. Чем яснее и отчетливее человек видит на каждом этапе работы ее результаты, тем больше он заинтересовывается своей работой и тем меньше переживает состояние монотонности.

Второй путь. Нужно стремиться отыскивать интересное в однообразной работе.

Третий путь. Нужно стремиться к повышению автоматизма рабочих действий, чтобы иметь возможность отвлекаться, например думать о чем-нибудь интересном. Этот путь, правда, допустим лишь при однообразных и очень простых работах.

Четвертый путь. Можно создать внешние условия, ослабляющие впечатление однообразия работы. В некоторых случаях, например, достаточно перенести работу из закрытого помещения на свежий воздух, чтобы она переживалась как менее однообразная.

Пятый путь. Введение функциональной музыки.

4. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ

Исследования, проведенные В. Л. Марищуком, К- К- Платоновым , В. В. Суворовой и другими психологами, позволили установить, что эмоциональное напряжение может по-разному влиять на поведение человека. В соответствии с преобладанием процессов возбуждения или торможения состояние эмоционального напряжения может проявляться в двух формах:

1) возбудимой, характеризующейся повышенными двигательными реакциями, суетливостью, излишней говорливостью и т. д.;

2) тормозной, для которой характерны угнетение деятельности, замедленные реакции, «замирание» вплоть до полной неспособности реагировать на различного рода воздействия.

Более детальное описание форм поведения человека в экстремальных условиях дает Е. А. Милерян. Напряженный тип поведения проявляется в общей заторможенности, замедленности, скованности, импульсивности и напряженности выполнения рабочих функций. Представители этой группы судорожно сжимают рукоятки управления, кусают губы, лицо перекошено, внимание их приковано к индикатору, на воздействие эмоциогенных факторов реагируют чрезвычайно импульсивно и сильно.

Эмоциональное поведение может также проявляться в сознательном уклонении человека от выполнения своих функций. В отдельных случаях наблюдается некоторая пассивность и стремление оградить себя от вмешательства в ход событий. Оператор в аварийных условиях испытывает затруднения в организации умственной деятельности, он долго стоит или сидит в застывшей позе, трет лоб, морщит брови, пытается оттянуть время, старается уйти подальше от пульта управления с тем, чтобы избавить себя от влияния эмоциогенных факторов. Здесь находит свое проявление эмоция страха, в результате чего доминирует инстинкт самосохранения. Этот тип поведения в экстремальных условиях Милерян назвал трусливым. Под влиянием страха «трусливые» операторы начинают действовать по привычному, однако не адекватному сложившейся ситуации шаблону.

Тормозной тип эмоционального поведения человека характеризуется полной заторможенностью его действий, возникающей при. воздействии эмоциогенных, необычных и ответственных ситуаций.

Наиболее яркой и опасной формой проявления эмоциональной неустойчивости человека являются аффективные срывы деятельности, в результате чего он начинает действовать агрессивно, бессмысленно и бесконтрольно, что усугубляет состояние управляемой им системы, ускоряя этим наступление катастроф и аварий. Это агрессивно-бесконтрольный тип поведения.

Вместе с тем полученные Милеряном и его сотрудниками данные свидетельствуют о том, что существует такая категория людей, которые при наличии надлежащей мотивации, находясь в экстремальных условиях, значительно улучшают показатели своей работы. Такой тип поведения называется прогрессивным. Он характеризуется боевым задором, повышенной работоспособностью, минимальной затратой сил. Авторы считают, что представителями прогрессивного типа поведения следует в первую очередь комплектовать те учебные заведения, которые готовят операторов для особо ответственных профессий. А так как пока еще не найдены эффективные средства психологического воздействия на представителей тормозного и агрессивно-бесконтрольного типов поведения, авторы считают лучшим путем повышения надежности систем управления своевременный отсев таких лиц. Напряженный тип поведения поддается исправлению. Исследования эмоциональной устойчивости операторов показали, что w большинства людей в процессе специально организованного обучения, направленного на формирование навыков, напряженность может быть снята путем выработки и автоматизации динамических стереотипов. При этом трудовая деятельность на уровне навыка приобретает свойства стабильности, надежности и помехоустойчивости.

Трусливый тип поведения может быть изменен и улучшен путем определенных воспитательных воздействий, помогающих человеку преодолевать эмоции страха, выходить победителем из тяжелого положения. При этом укрепляется его вера в себя, в свои возможности и развиваются необходимые волевые качества. В тех случаях, когда это удается сделать, стабильность и продуктивность деятельности в экстремальных условиях значительно повышаются.

Таким образом, ученые видят три пути повышения надежности человека в экстремальных условиях: 1) научно обоснованный профессиональный психологический отбор; 2) воспитание эмоционально-волевых и моральных свойств личности, которые позволили бы ей не только подавлять эмоции, но и управлять ими, преобразуя их в источник силы и энергии; 3) создание наиболее благоприятного психологического климата и оптимизация условий работы.

Ф. П. Космолинский в специальной главе, посвященной способам повышения эмоциональной устойчивости, также подчеркивает значение волевых свойств личности при работе в экстремальных условиях. Но он приводит ряд научных фактов, свидетельствующих, что волевая регуляция поведения опирается в значительной мере на физическую тренированность. «Современный человек, — пишет Космолинский,— способен непосредственную эффекторную эмоциогенную реакцию усилием воли гасить, задерживать ее внешнее выражение.

Но это не снимает эмоционального напряжения. Для длительного сохранения хорошей работоспособности, устойчивости нервно-эмоциональной сферы необходимо уделять большое внимание физическим упражнениям и различным видам активного отдыха». И далее он говорит о значении рациональной и дифференцированной систем целенаправленной физической подготовки.

Существенное значение в воспитании эмоций имеют также повышение общего уровня интеллектуального развития и широта его, так как регулирование человеческой деятельности не достигается одними волевыми процессами, а включает в себя всю сознательную интеллектуальную деятельность и базируется на общем мировоззрении человека.

5. СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Поведение человека в экстремальных условиях деятельности является проявлением и результатом психологической готовности к деятельности.

Что же такое психологическая готовность? М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович выделяют заблаговременную, общую, или длительную, готовность и временную, ситуативную (состояние готовности). Первая представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности.

На основе ее возникает состояние готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности. Временное состояние готовности — это актуализация, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент.

Ситуативная готовность — это динамичное целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия.

Будучи целостными образованиями, общая и ситуативная психологическая готовность включает следующие компоненты: а) мотивационные (потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны); б) познавательные (понимание обязанностей, задачи, оценку ее значимости, знание средств достижения цели, представление вероятных изменений обстановки); в) эмоциональные (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление); г) волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни).

Читайте также:  Предварительное утомление для грудных мышц

Авторы подробно рассматривают пути создания общей и ситуативной готовности.

Готовность человека к успешным действиям в аварийной ситуации складывается из его личностных особенностей, уровня подготовленности, полноты информации о случившемся, наличия времени и средств для ликвидации аварийной ситуации,, наличия информации об эффективности предпринимаемых мер. Анализ поведения человека в аварийной ситуации показывает,, что наиболее сильным раздражителем, приводящим к ошибочным действиям, является именно неполнота информации. Нужна предварительная и достаточно высокая психологическая готовность, которая позволила бы компенсировать недостаток информации. Для этого необходимы тренировки, развивающие быстроту мышления, подсказывающие, как использовать прежний опыт для успешных действий в условиях неполной информации, формирующие способность переключения с одной установки на другую и способность к прогнозированию и предвосхищению. В ходе таких тренировок необходимо увеличить объем и распределяемость внимания и подготовить человека к тому,, чтобы в аварийной ситуации он воспринимал не все элементы производственной ситуации, а только необходимые.

Предупредить скованность, связанную с переоценкой возникшего усложнения, помогает планирование своих действий: воображаемое их «проигрывание», предварительная обработка возможных вариантов действий при возникновении тех или иных положений в работе ©плоть до аварийных.

У каждого человека есть свой «набор» приемов выхода из трудных ситуаций. Но самоуправление всегда предполагает умение вводить в поле сознания нужные в данный момент мысли, представления, впечатления и блокировать или ограничивать с их помощью отрицательные воздействия и переживания. Возможности самоуправления увеличиваются, если специалист внутренне и внешне активен в критической ситуации. В этом случае у него повышается способность владеть собой, преодолевать напряженность, более правильно использовать свои знания, умения и навыки.

Способами самомобилизации и регуляции своего поведения, по мнению многих психологов, являются: самоубеждение, самоприказ, самоободрение (например, сохранить стойкость и готовность к действию некоторым специалистам помогало чувство личной удачливости, основанное на предшествующем опыте успешного преодоления сложных препятствий), самоанализ (снять эмоциональную напряженность помогает анализ вызвавших ее причин), отвлечение сознания с помощью «умственного действия» (концентрация внимания не на исходе дела, а на технике решения задачи, тактических приемах); наконец, устранение внешних признаков эмоциональной напряженности.

Многие авторы уделяют внимание аутогенной тренировке, фармакологическим средствам поддержания психологической готовности в экстремальных условиях деятельности.

Как видим, приемы формирования психологической готовности имеют много общего с приемами волевой подготовки. И не случайно: создание состояния готовности к деятельности прямо зависит от уровня развития волевых свойств и способности к управлению ими. Обобщение методов и приемов создания и поддержания психологической готовности и их уточнение применительно к конкретной деятельности представляют собой пока еще слабо используемый резерв повышения надежности трудовой деятельности в экстремальных условиях.

6. УСЛОВИЯ ТРУДА И ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Как уже упоминалось ранее, психические состояния утомления и монотонности являются отрицательными состояниями человека в трудовой деятельности, т. е. состояниями, снижающими его работоспособность. Условия труда в значительной степени обусловливают эти состояния. Отсюда следует, что рационализация условий труда является средством борьбы с отрицательными психическими состояниями, а значит, и средством повышения производительности труда.

Социальная среда влияет на динамику мотивов трудовой деятельности и непосредственно (через групповую мораль, установки, взаимоотношения в группе), и опосредованно (через состояние человека). Так же опосредованно — через изменения состояния человека — влияет на его отношение к труду и физическая среда (санитарно-гигиенические факторы, организация рабочего места, режим труда и отдыха и т. д.).

В. Г. Асеев называет следующие пути воздействия на отрицательные психические состояния и предупреждение их: улучшение организации трудового процесса, эстетической и санитарно-гигиенической обстановки, создание благоприятного психологического климата в коллективе, рационализация режимов труда и отдыха и т. д. Словом, изменение условий труда в широком смысле.

Что касается факторов физической среды, то их специально изучают гигиенисты, физиологи, врачи, инженеры. Психологов интересует влияние условий физической среды на психическое состояние работающих. Замечено, что при усиленном освещении производительность труда может повыситься даже не потому, что повысилась зрительная чувствительность, а потому, что работать в светлом помещении более приятно. Сила света, падающего на рабочее место, должна быть достаточной во избежание излишнего напряжения зрения при работе. Большая освещенность требуется в тех случаях, когда работа связана с мелкими деталями. Согласно проведенным исследованиям, острота зрительной чувствительности повышается с усилением освещения, но до каких пределов усиления освещения эта закономерность сохраняет свое значение, еще неясно.

Повысить зрительную чувствительность на работе можно не только усилением источника света, но и применением контрастов. Белое на черном при несколько пониженной освещенности может ощущаться лучше, чем белое на сером фоне при нормальной освещенности.

Плохо действует на психическое состояние человека неравномерность освещения (появление в рабочей зоне блесков, ярких световых пятен, вызывающих раздражительность и утомление). Поэтому рекомендуется использовать матовые поверхности осветительных приборов, поэтому же равномерный дневной свет (если он достаточен) лучше света искусственного.

У гигиенистов существовало мнение, что вредно одновременное сочетание искусственного освещения с естественным. Сейчас это мнение подвергается сомнению. Ясно, что сумеречное естественное освещение, требующее напряженной адаптации,— неблагоприятное условие для работы и поэтому следует вводить дополнительное искусственное освещение.

Производились специальные исследования по вопросу о том, какой свет осветительного прибора лучше влияет на работу и прежде всего на психическое состояние рабочего. Сделан вывод, что предпочтительнее белое или желтовато-белое освещение, а из цветных зеленое имеет преимущество перед синим и особенно перед красным.

Влияют на состояние человека во время работы и атмосферные условия: температура, состав воздуха, давление, движение воздуха, его физико-химические свойства и т. д.

Следующий фактор, неблагоприятно влияющий на психику,— шум. Чем сознательнее и сложнее работа, тем более отрицательно на нее действуют отвлекающие звуки. Когда рабочие действия совершаются в большей или меньшей степени автоматически (как прочно сложившийся навык), посторонние звуки, если они не резки и не разнообразны, неблагоприятного действия на состояние человека и продуктивность его труда не оказывают. На этом наблюдении основывается применение функциональной музыки.

Продолжительный и однообразный шум обладает монотогенными свойствами. Описано снижение скорости и точности сенсомоторных процессов, а также внимания под воздействием такого рода шума.

Таким образом, даже из короткого перечня фактов понятно, насколько важны факторы физической среды в поддержании нормального психического состояния работающих. Однако не менее важными, а иногда и главными, становятся факторы социальной среды, взаимоотношения между людьми в трудовом процессе. Психологию коллектива, сложную совокупность внутриколлективных социально-психологических явлений в литературе часто определяют как психологическую атмосферу, социально-психологический микроклимат.

К внутренним условиям создания психологического микроклимата в коллективе, благотворно влияющего на состояние работающих, относят авторитет и особенности личности руководителя, стиль его руководства, совместимость членов коллектива по характерам, ценностным ориентациям, эмоциональным и другим свойствам, наличие влиятельных лидеров в неофициальных группах и отношение этих лидеров к производственным задачам, стоящим перед коллективом и т. п. Все эти факторы накладывают своеобразный отпечаток на психологическую атмосферу коллектива, на характер и формы межличностных отношений, коллективные мнения, настроения, на целеустремленность, направленность, сплоченность, требовательность, дисциплинированность, самостоятельность, социальную активность, устойчивость поведения в сложной обстановке и т. д. Внешние объективные факторы .воздействуют на коллектив и личность через совокупность этих внутренних условий. Поэтому психология каждого конкретного коллектива не является точной копией общественной психологии, а всегда специфична и неповторима.

7. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА

Требования к условиям труда, типичное влияние этих условий на психические состояния достаточно изучены. Однако не у всех людей одни и те же условия труда вызывают одинаковые состояния. Отсюда возникает необходимость проектировать или совершенствовать условия труда применительно к индивидуальным особенностям работника. Можно назвать немало удачных попыток, сделанных в этом направлении. Сейчас уже есть возможность говорить о некоторых приемах, способах, принципах приспособления условий труда к индивидуальности работающего человека.

В. Г. Лоос изучал психологическое воздействие заданного и самостоятельно регулируемого темпа. Сравнивая конвейерные линии с различными темповыми характеристиками, он пришел к выводу, что повышение принудительного темпа служит причиной усиления отрицательного отношения к данной работе. Эксперименты, проведенные автором, показали, что регулируемый темп более производителен и вызывает меньшее утомление. В. Г. Лоос называет несколько типов самостоятельного регулирования темпа, которые могут находить применение в производственных условиях: 1) индивидуально регулируемый темп, когда исполнитель может управлять скоростью работы, руководствуясь в основном своими возможностями и желаниями; 2) хотя каждый исполнитель и управляет непосредственно темпом своей работы, но уже должен соотносить его с действиями других работников; 3) коллективное регулирование темпа, где скорость работы изменяется по коллективно разработанной программе. В связи с последним типом регуляции темпа В. Г. Лоос рассматривает предложение о формировании бригады из людей «с равным природным темпом».

Обсуждаемая сейчас экономистами и социологами идея свободного расписания представляет собой не что иное, как индивидуальное регулирование режима дня. Устанавливаемый в учреждении гибкий график выражается в том, что рабочий день разбивается на три части: фиксированная часть продолжительностью 5—6 ч, в течение которой весь персонал должен находиться на работе; две переменные части — в начале и конце рабочего дня,— когда позволяется выбирать время начала и окончания работы при сохранении установленной законодательством продолжительности рабочего дня. Эксперименты со свободным расписанием проводятся сейчас в ряде зарубежных стран. Главные преимущества нового режима видят в определенном ощущении свободы в выборе рабочего времени и в ликвидации перегрузки транспорта в часы пик. Социологи считают, что свободное расписание помогает избавиться от формального, школярского отношения .к работе, воспитывает чувство ответственности за нее. К этому надо добавить, что гибкий график является условием оптимизации режима труда в соответствии с индивидуальными колебаниями работоспособности, например у «жаворонков» и «сов».

Тот же принцип индивидуального регулирования может быть применен при рационализации освещенности рабочего места. Известно, что уровень освещенности не только определяет скорость и точность восприятия. Свет является также эстетическим фактором производственной среды, оказывающим влияние на настроение работающих. Однако есть категория людей, которые плохо переносят сильную освещенность. Это лица со слабым типом высшей нервной деятельности, которых Б. М. Теплое не случайно сравнивал с высокочувствительной фотопленкой. Их индивидуальный оптимум в отношении внешних раздражителей значительно ниже стандартов. Конечно, возможны индивидуальные отклонения и в другую сторону. Сочетание общего и местного (регулируемого) освещения, рекомендуемое гигиенистами, разрешает и задачу индивидуализации уровня освещенности.

По-иному решается задача индивидуализации условий труда в тех случаях, когда эти условия различаются требованиями к коммуникативным свойствам личности. В. И. Чумак изучал деятельность поездных диспетчеров на Криворожском горно-обогатительном комбинате. Примерно половина станций на этом комбинате имела автоматизированное управление железнодорожным движением, на других станциях управление движением совершалось без автоматизации. В качестве одного из главных показателей успешности выступала безаварийность. В. И. Чумак обнаружил тесную связь между экстраверсией диспетчера и успешностью его деятельности в неавтоматизированной системе управления железнодорожным движением. В автоматизированной системе взаимосвязь обратная. Диспетчер 3. П., которая перешла с неавтоматизированной станции на станцию с автоматизированным управлением, сказала исследователю, что работать здесь ей скучно, так как приходится управлять не людьми, а непосредственно движением поездов с диспетчерского пульта. На прежнем месте, где в ее подчинении были стрелочники, 3. П. было гораздо интереснее работать: «Все время с людьми, некогда скучать и думать о всяких неприятных вещах, которых в жизни предостаточно». Диспетчеры-интраверты успешнее работали на автоматизированных станциях. Одним из выводов исследования В. И. Чумака была рекомендация о перераспределении поездных диспетчеров по станциям в соответствии с их индивидуальными особенностями.

Исследование деятельности конструкторов, проводимое под нашим руководством Л. Р. Плоткиным в одном из проектных институтов Днепропетровска, показало, что для экстравертов более благоприятна групповая, а для интравертов — индивидуальная работа над заданием. Критериями служили самочувствие, активность, настроение, определяемые по методике САН. Все три показателя были выше в тех случаях, когда конструктор работал в условиях, более отвечающих его индивидуальности.

В исследованиях, описанных выше, индивидуализация условий труда выступает в виде перераспределения рабочих постов или заданий в соответствии с индивидуальными особенностями работника.

Еще один способ учета индивидуально-типических особенностей работника рассмотрим на примере организации рабочего места. Во всех рекомендациях по НОТ на рабочем месте обычно указываются правила, общие для всех рабочих мест независимо от отраслевых, производственных или классификационных различий. Эти правила имеют своей целью исключение ненужных движений, излишних действий и перемещений. Для этого орудия и предметы труда располагаются в пределах зон оптимальной досягаемости и оптимальной зоны обзора; все, что целесообразно брать правой рукой, располагается справа, а что нужно брать левой рукой — слева. В таком же духе даются и остальные рекомендации. Но приложим эти правила не к абстрактному работнику, а к конкретному, обладающему индивидуальностью, токарю.

Два молодых токаря объединения «Электросила» Виктор Б. и Александр С. были рекомендованы нам руководством цеха как лучшие производственники. Рабочее место замкнутого, сосредоточенного Александра С. было организовано по всем правилам НОТ: все под рукой, никаких лишних движений. Совсем иную картину мы увидели у станка Виктора Б.: заготовки он поставил на рабочем столе в нескольких шагах от станка, готовые детали находились на инструментальной тумбочке с другой стороны, а его самого в этот момент не было на рабочем месте. Появился он через несколько минут, оживленный, сияющий: помог товарищу справиться с возникшей в работе трудностью. «Я люблю отвлечься, побегать по цеху,— говорит Виктор Б.— А дневное задание все равно успеваю выполнить. Бывает деталь «невыгодная», но я никогда не отказываюсь, даже на невыгодной детали у меня получается хороший заработок». Если Виктора поставить на рабочее место, организованное по принципу экономии движений, он наверняка заскучает и это отрицательно скажется на его производительности. Оказалось, что идеальное с точки зрения общих правил НОТ рабочее место не отвечает потребности в новых впечатлениях, в повышенной двигательной активности, возникающей как следствие высокой подвижности нервных процессов.

Конечно, невозможно разработать персональное рабочее место для каждого токаря. Но в этом и нет необходимости. Достаточно иметь два-три варианта организации рабочего места, разработанных с учетом основных индивидуальных типов, чтобы работник мог выбрать из них вариант, более соответствующий его индивидуальности.

Опыт организации многоканального вещания музыкальных передач на производстве, накопленный лабораторией функциональной музыки при Пермском телефонном заводе, свидетельствует о том, что принцип выбора работником варианта, наиболее отвечающего его индивидуальным особенностям, применим к различным элементам производственной среды.

Индивидуализация условий труда является одним из резервов повышения производительности его. Способами такой индивидуализации могут быть индивидуальное регулирование, выбор одного из типовых вариантов или подбор рабочего поста, задания в соответствии с индивидуальными особенностями работника. Эти способы могут быть использованы в процессе рационализации и особенно проектирования различных элементов производственной среды (освещенности, рабочего места, темпа и режима труда, автоматизированности, функциональной музыки и др.), объединяемых нами общим понятием условий труда. Проводить такую работу на предприятии должен психолог, имеющий специальное психологическое образование.

8. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА

Для того чтобы установить степень адекватности условий труда характеру деятельности и оценить эффективность рационализации в этих условиях, используют различные методы исследования состояний. Оценка состояний обучающегося может служить также для определения обученности, для прогнозирования успешности обучения и деятельности.

Психические состояния—сложные явления психической деятельности, для изучения которых необходимо применять различные методы. Во многих случаях лишь сочетание ряда методов может дать то, что можно назвать диагнозом психического состояния.

Некоторый материал для суждения о психическом состоянии человека может дает внешняя картина его поведения, устанавливаемая с помощью наблюдения. Наблюдая за внешней картиной поведения человека в целях определения его психического состояния, психолог должен уметь фиксировать важные для диагностики показатели. Здесь приходят на помощь фотография и кино. Применяются для диагноза психических состояний и экспериментальные методы — естественный и лабораторный.

О применении наблюдения для раскрытия многих механизмов психической деятельности пишут В. Л. Марищук, К. К- Платонов, Е. А. Плетницкий. Результаты наблюдений, по их мнению, могут быть дополнены данными, полученными при объективной регистрации: хронометраже, фотографировании, киносъемке, замере некоторых физиологических функций (пульс, дыхание, артериальное давление, потоотделение, КГР и др.). Эта методика носит название методики визуальной оценки состояния по внешним признакам и соматическим показателям. Психическое состояние утомления — явление сложное, оно зависит не только от тяжести работы, но и от ряда субъективных условий: повышенной возбудимости, астенических эмоций, отсутствия планомерности и отсюда от беспорядочности в работе.

источник