Меню Рубрики

Состояния психического утомления и монотонии

Утомление определяют как временное снижение работоспособности под влиянием длительных нагрузок.

С физиологической точки зрения развитие утомления свидетельствует об истощении внутренних резервов организма и переходе его на менее эффективные способы функционирования. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность и координированность движений.

С психологической точки зрения утомление — это своеобразно переживаемое психическое состояние, в котором, по мнению Н. Д. Левитова, можно выделить следующие компоненты:

чувство неуверенности в правильности действий, невозможность поддерживать работоспособность на прежнем уровне;

расстройства внимания (снижение объема, нарушение процессов переключения и распределения, отвлекаемость);

расстройства сенсорных процессов, снижение чувствительности различных анализаторных систем;

нарушение двигательных функций (замедление простых и сложных двигательных реакций выбора, разрушение сложных навыков. Однако иногда с ростом утомления наблюдается парадоксальное ускорение двигательных реакций, которое сопровождается снижением точности движений. В целом человек становится вялым, малоактивным или, наоборот, хаотично активным);

нарушение памяти (ухудшение процессов воспроизведения, затруднение извлечения информации из долговременной памяти);

нарушение мышления (поиск новых решений подменяется готовыми стандартными ответами); стереотипность (неупорядоченность и дезорганизация процессов мышления);

трансформация мотивов деятельности (деловая мотивация заменяется мотивами ухода от деятельности);

ослабление воли (снижение выдержки, решительности и самоконтроля, исчезновение настойчивости);

сонливость как результат развития охранительного торможения. Человек часто засыпает в любом положении, даже стоя или на ходу.

Состояние утомления развивается постепенно. Легкое утомление сопровождает практически любую деятельность и может восприниматься даже как положительное состояние. Но по мере отягощения и подключения новых психологических компонентов оно становится нежелательным явлением. Скорость развития утомления и степень его выраженности зависят не только от объективных обстоятельств, но и от субъективных причин. Среди последних наиболее важными являются возраст, пол, физическое развитие, состояние здоровья, мотивация, уровень развития волевых качеств.

Близким, но не тождественным утомлению является состояние монотонии. В то время как утомление — естественная реакция организма на чрезмерно длительную или интенсивную работу, состояние монотонии — результат однообразия деятельности (бедность внешней информации, несложные стереотипные действия и т. д.). По своему влиянию на деятельность монотония стимулирует утомление: работоспособность падает значительно раньше, чем развиваются объективные признаки утомления. Но если внести разнообразие в деятельность, то работоспособность поднимается до прежнего уровня. Таким образом, если при утомлении наблюдается прогрессивное падение работоспособности, то при монотонии — скачкообразные ее колебания. Подверженность человека монотонии зависит от индивидуально-психологических способностей. Главным образом это относится к мотивации и чертам личности. Положительная мотивация, высокое чувство ответственности препятствуют развитию монотонии.

Устойчивость к развитию монотонии, по результатам исследований, связана со свойствами нервной системы. Монотофильный тип нервной системы (устойчивый к монотонии) характеризуется инертностью и слабостью нервных процессов; монотофобный тип (подверженный монотонии) — подвижностью и силой нервных процессов. Кроме того, женщины более терпеливы в монотонной работе, чем мужчины. Люди, положительно относящиеся к монотонной работе (монотофилы), умеют находить интерес и новизну даже в повторяющихся операциях, либо же способны отвлекаться от однообразной деятельности, думая о своем, мечтая или предаваясь воспоминаниям.

Существуют определенные приемы предупреждения монотонии:

повышение заинтересованности в выполнении однообразных действий, осознание их необходимости, понимание соотношения глобальных целей и отдельных этапов работы;

периодическая смена приемов и ритма выполнения действий;

использование посторонних раздражителей, например, функциональной музыки;

разнообразие внешних условий деятельности, ослабляющих впечатление повторяемости и однообразия.

источник

Монотония – это снижение психической, физической и умственной активности из-за систематического выполнения однотипной работы. Состояние монотонии встречается практически у всех людей в течение жизни. Парадоксально, но лучше всего ее переносят люди со слабой нервной системой, переживаний по этому поводу у таких индивидуумов значительно меньше, тогда как для активных и подвижных личностей однотипная работа – это катастрофа. Проблема монотонии в современном обществе чрезвычайно высока. Постоянное нервное перенапряжение и нелюбимая работа ухудшают не только производительность труда, но и оказывают негативное влияние на самочувствие человека. Признаки монотонии возникают даже у молодых специалистов (18-20 лет), а последние исследования показывают, что женщины переживают однотипную работу лучше, чем мужчины.

Различают следующие виды монотонии:

  • Сенсорная. Она возникает как следствие недостатка эмоций, впечатлений. Окружающая обстановка кажется тусклой, что вводит в состояние апатии;
  • Моторная. Постоянные однотипные действия приводят к переутомлению уже в начале рабочего дня.

Примером сенсорной монотонии будет являться наблюдение за какими-либо электрическими приборами, каждодневная езда по знакомой местности. Моторная форма чаще всего встречается у работников производства, которые выполняют одни и те же действия изо дня в день.

Необходимо дифференцировать монотонию от психического пресыщения. При первом варианте человек знает, зачем он работает, понимает важность труда и заставляет себя дальше выполнять свою деятельность. Психическое пресыщение возникает остро и связано с отказом от своей выполняемой работы из-за неудовлетворительных условий труда, экологических и\или социальных условий.

Причины монотонии непосредственно связаны с окружающей средой:

  • Однотипная деятельность на протяжении долгого времени;
  • Недостаток эмоций и впечатлений от выполняемой работы;
  • Неблагоприятная окружающая обстановка;
  • Расхождение желаемого и действительности;
  • Частые конфликтные ситуации с коллегами по работе;
  • Высокий или наоборот низкий темп производительности труда.

Отдельно можно выделить предрасполагающие факторы:

  • Пол (мужчины чаще женщин подвержены монотонии);
  • Личностные особенности (активные и подвижные люди плохо переносят однотипную работу, тогда как спокойные и медлительные – относятся к ней нейтрально, или же она на них влияет незначительно).

Симптомы монотонии разнообразны:

  • Нарушение режима сон\бодрствование, бессонница, постоянная усталость;
  • Снижение болевого порога, повышенная чувствительность к раздражителям внешней среды (яркий свет, громкий звук могут выводить человека из равновесия);
  • Выполняемая работа происходит «на автомате»;
  • Отсутствие интереса к окружающему миру;
  • Нестабильный психоэмоциональный фон;
  • Вегетативные расстройства (скачки АД, потливость ладоней, сердцебиение, онемение или похолодание в конечностях и т.д.);
  • Малоподвижный образ жизни;
  • Снижение когнитивных функций, ухудшение памяти и концентрации внимания;
  • Тоска, нередко – потеря смысла жизни. При длительно протекающей монотонии возможен ее переход в витальную депрессию, которая характеризуется тяжелым ощущением грусти и тоски по счастливым моментам жизни;
  • Агрессивность;
  • Возможны псевдогаллюцинации на фоне психического истощения;
  • Нежелание общаться с людьми.

Помимо вышеперечисленных симптомов возможны функциональные нарушения со стороны ЖКТ (тошнота, изжога, изменение стула), сердечно-сосудистой системы (сердцебиение, ощущение «комка» в горле и т.д.), мочеиспускания (невозможность помочиться при полном мочевом пузыре). Данные симптомы могут являться следствием монотонии, но только при отсутствии органической патологии.

Диагностика монотонии направлена на ее дифференцировку с соматическими и психическими заболеваниями. При появлении псевдогаллюцинаций (например, голоса внутри головы) необходима консультация у психиатра для исключения шизофрении и других психотических состояний. При нарушении стула, появления изжоги – консультация у гастроэнтеролога. Кардиолог рассмотрит свои жалобы со стороны сердца и сосудов. Врач-терапевт на первом приеме должен назначить общие анализы крови и мочи, чтобы исключить воспалительные процессы в организме. Немаловажное значение имеет грамотный сбор анамнеза, так как неблагоприятные условия труда с отсутствием какой-либо соматической патологии уже указывает на нервное перенапряжение, связанное с выполняемой работой.

Борьба с монотонией должна быть начата со смены места работы или изменения рабочего места. Рекомендуется чаще делать перерывы, прийти к осознанию своей трудовой деятельности, усложнить рабочие операции. Хороший эффект дает чтение газет или книг перед трудовым днем, что позволит размышлять об этом время от времени, вести беседы с другими людьми. Так, день на работе пройдет гораздо легче, и человек не будет чувствовать себя таким уставшим.

Для предупреждения развития невротических расстройств возможно применение седативных препаратов или легких антидепрессантов. В свободное от работы время необходимо проводить время в кругу близких людей, которые смогут поддержать и помочь советом, если это будет нужно. Рекомендуется больше отдыхать, заниматься любимым делом, проводить много времени на природе, относиться ко всему проще, принимать горячие ванны, ходить на массаж и заниматься спортом. Водители, чья работа связана с каждодневными переездами, должны разбавлять свой рабочий день приятной беседой или музыкой. Так как одинаковый пейзаж за окном изо дня в день способен вызвать сенсорную монотонию. При тяжелых жизненных ситуациях может помочь психотерапевт, который даст необходимые советы, поможет легче смотреть на вещи вокруг, полюбить себя и не обращать внимания на жизненные неудачи.

Утомление определяют как временное снижение работоспособности под влиянием длительных нагрузок.

С физиологической точки зрения развитие утомления свидетельствует об истощении внутренних резервов организма и переходе его на менее эффективные способы функционирования. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность и координированность движений.

С психологической точки зрения утомление — это своеобразно переживаемое психическое состояние, в котором, по мнению Н.Д. Левитова, можно выделить следующие компоненты:

  • — чувство неуверенности в правильности действий, невозможность поддерживать работоспособность на прежнем уровне;
  • — расстройства внимания (снижение объема, нарушение процессов переключения и распределения, отвлекаемость);
  • — расстройства сенсорных процессов, снижение чувствительности различных анализаторных систем;
  • — нарушение двигательных функций (замедление простых и сложных двигательных реакций выбора, разрушение сложных навыков. Однако иногда с ростом утомления наблюдается парадоксальное ускорение двигательных реакций, которое сопровождается снижением точности движений. В целом человек становится вялым, малоактивным или, наоборот, хаотично активным);
  • — нарушение памяти (ухудшение процессов воспроизведения, затруднение извлечения информации из долговременной памяти);
  • — нарушение мышления (поиск новых решений подменяется готовыми стандартными ответами); стереотипность (неупорядоченность и дезорганизация процессов мышления);
  • — трансформация мотивов деятельности (деловая мотивация заменяется мотивами ухода от деятельности);
  • — ослабление воли (снижение выдержки, решительности и самоконтроля, исчезновение настойчивости);
  • — сонливость как результат развития охранительного торможения. Человек часто засыпает в любом положении, даже стоя или на ходу.

Состояние утомления развивается постепенно. Легкое утомление сопровождает практически любую деятельность и может восприниматься даже как положительное состояние. Но по мере отягощения и подключения новых психологических компонентов оно становится нежелательным явлением. Скорость развития утомления и степень его выраженности зависят не только от объективных обстоятельств, но и от субъективных причин. Среди последних наиболее важными являются возраст, пол, физическое развитие, состояние здоровья, мотивация, уровень развития волевых качеств.

Близким, но не тождественным утомлению является состояние монотонии. В то время как утомление — естественная реакция организма на чрезмерно длительную или интенсивную работу, состояние монотонии — результат однообразия деятельности (бедность внешней информации, несложные стереотипные действия и т. д.). По своему влиянию на деятельность монотония стимулирует утомление: работоспособность падает значительно раньше, чем развиваются объективные признаки утомления. Но если внести разнообразие в деятельность, то работоспособность поднимается до прежнего уровня. Таким образом, если при утомлении наблюдается прогрессивное падение работоспособности, то при монотонии — скачкообразные ее колебания. Подверженность человека монотонии зависит от индивидуально-психологических способностей. Главным образом это относится к мотивации и чертам личности. Положительная мотивация, высокое чувство ответственности препятствуют развитию монотонии.

Устойчивость к развитию монотонии, по результатам исследований, связана со свойствами нервной системы. Монотофильный тип нервной системы (устойчивый к монотонии) характеризуется инертностью и слабостью нервных процессов; монотофобный тип (подверженный монотонии) — подвижностью и силой нервных процессов. Кроме того, женщины более терпеливы в монотонной работе, чем мужчины. Люди, положительно относящиеся к монотонной работе (монотофилы), умеют находить интерес и новизну даже в повторяющихся операциях, либо же способны отвлекаться от однообразной деятельности, думая о своем, мечтая или предаваясь воспоминаниям.

Существуют определенные приемы предупреждения монотонии:

  • — повышение заинтересованности в выполнении однообразных действий, осознание их необходимости, понимание соотношения глобальных целей и отдельных этапов работы;
  • — периодическая смена приемов и ритма выполнения действий;
  • — использование посторонних раздражителей, например, функциональной музыки;
  • — разнообразие внешних условий деятельности, ослабляющих впечатление повторяемости и однообразия.

источник

Утомление – это естественная реакция, связанная с нарастанием напряжения при продолжительной работе.

С физиологической стороны развитие утомления свидетельствует об истощении внутренних резервов организма и переходе на менее выгодные способы функционирования систем. Это находит выражение в нарушениях устойчивости вегетативных функций, снижении силы и скорости мышечного сокращения, рассогласовании в психических функциях, затруднениях выработки и торможении условных рефлексов. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность и координация движений.

С психологической стороны наблюдается заметное снижение чувствительности различных органов чувств вместе с ростом инерционности этих процессов. Это проявляется в увеличении абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности, снижении критической частоты слияния мельканий, возрастании яркости и длительности последовательных образов. Нередко при утомлении уменьшается скорость реагирования – увеличивается время простой сенсомоторной реакции и реакции выбора. Однако может наблюдаться и парадоксальное (на первый взгляд) увеличение скорости ответов, сопровождаемое ростом числа ошибок.

Утомление приводит к распаду выполнения сложных двигательных навыков. Наиболее выраженными и существенными признаками утомления являются нарушения внимания – сужается объем внимания, страдают функции переключения и распределения внимания, то есть ухудшается сознательный контроль за выполнением деятельности.

Читайте также:  Лабораторная работа по биологии утомление при статической работе таблица

Со стороны процессов, обеспечивающих запоминание и сохранение информации, утомление прежде всего приводит к затруднениям извлечения информации, хранящейся в долговременной памяти. Наблюдается также снижение показателей кратковременной памяти, что связано с ухудшением удержания информации в системе кратковременного хранения.

Эффективность процесса мышления существенно снижается за счет преобладания стереотипных способов решения задач в ситуациях, требующих принятия новых решений, или нарушения целенаправленности интеллектуальных актов.

По мере развития утомления происходит трансформация мотивов деятельности. Если на ранних стадиях сохраняется «деловая» мотивация, то потом преобладающими становятся мотивы прекращения деятельности или ухода от нее. При продолжении работы в состоянии утомления это приводит к формированию отрицательных эмоциональных реакций.

Первыми симптомами хронического утомления служат разнообразные субъективные ощущения – чувства постоянной усталости, повышенной утомляемости, сонливости, вялости и т. д. На начальных стадиях его развития объективные признаки выражены мало. Но о появлении хронического утомления можно судить по изменению соотношения периодов работоспособности, прежде всего, стадий врабатывания и оптимальной работоспособности.

Монотония — функциональное состояние человека, возникающее при однообразной работе. Характеризуется снижением тонуса и восприимчивости, ослаблением сознательного контроля, ухудшением внимания и памяти, стереотипизацией действий, появлением ощущений скуки и потери интереса к работе. Продуктивность деятельности лишь на некоторое время восстанавливается за счет включения особых волевых усилий. В ответ на монотонные условия работы могут развиваться и явления психического.

Как правило, состояние монотонии вызывается действием ряда специфических факторов внешней производственной среды и объективными особенностями самой работы, а именно: однообразием выполняемых операций, повторяющимся характером работы, бедностью внешних раздражителей, ограниченным полем наблюдения и другими. Кроме того, переживание монотонии может усиливаться под влиянием таких дополнительных факторов, как полумрак в рабочем помещении, отсутствие цветового интерьера, изолированность работающих друг от друга, недостаточность физических движений, наличие ритмических звуков.

Различия м/д утомлением и монотонией.

1.важнейшей особенностью утомления является расход энергии и нарастание психического напряжения

при монотонии психическое напряжение падает, а энергетические затраты уменьшаются

2. перемена вида деятельности не приводит к полному восстановлению работоспособности и производительность труда оказывается ниже оптимального уровня

смена вида работы при монотонии сопровождается восстановлением оптимальной выработки

3. утомление наступает при любой работе, если человек занимается ею достаточно длительное время

монотония возникает только при выполнении специфических видов деятельности

4.утомлению подвержен каждый человек

состояние монотонии в одной и той же объективной ситуации переживают далеко не все люди

1. В первой (начальной) фазе возникает апатия — характеризуется вялостью, безразличием к окружающему, отсутствием стремления к продолжению работы. Это состояние негативно влияет на трудовую деятельность и может в значительной степени парализовать ее.

2. Скука — представляет собою такое состояние, которое субъективно переживается в форме полной утраты интереса к выполняемой деятельности и в появлении ощущения нудности работы. В зарубежной психологии это состояние обозначается даже специальным понятием — tedium (нудность). Скука вызывает у работающего желание отвлечься, посмотреть по сторонам, поговорить с соседом по работе. Она заставляет человека концентрировать внимание на выполняемой работе усилием воли, а поскольку длительное время это делать невозможно, внимание и психическая активность работающего начинают волнообразно колебаться.

источник

Как было показано ранее, в эмоциях отражаются отношения человека к тем или иным событиям, явлениям, людям в виде переживаний. Но роль эмоций в нашей жизни не ограничивается субъективными отношениями. Переживаемые эмоции являются также фоном, на котором протекают все остальные психические процессы. В каждый момент времени человек испытывает определенные чувства, которые различаются по качеству и интенсивности, колеблясь от слабо осознаваемых переживаний до великих страстей. Эти временные изменения в психике человека получили название психических состояний.

Крупнейший специалист в области исследования психических состояний Н. Д. Левитов определял их как целостную характеристику психической деятельности и поведения человека за определенный период времени, показывающую своеобразие психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующих состояний и свойств личности. Иными словами, различные формы поведения и деятельности человека протекают на фоне некоторой совокупности состояний, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на адекватность и успешность поведения и деятельности в целом. Наиболее актуальными являются состояния утомления, монотонии и психической напряженности как наиболее часто встречающиеся в жизни человека.

Утомление определяют как временное снижение работоспособности под влиянием длительных нагрузок.

С физиологической точки зрения развитие утомления свидетельствует об истощении внутренних резервов организма и переходе его на менее эффективные способы функционирования. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность и координированность движений.

С психологической точки зрения утомление — это своеобразно переживаемое психическое состояние, в котором, по мнению Н. Д. Левитова, можно выделить следующие компоненты:

чувство неуверенности в правильности действий, невозможность поддерживать работоспособность на прежнем уровне;

расстройства внимания (снижение объема, нарушение процессов переключения и распределения, отвлекаемость);

расстройства сенсорных процессов, снижение чувствительности различных анализаторных систем;

нарушение двигательных функций (замедление простых и сложных двигательных реакций выбора, разрушение сложных навыков. Однако иногда с ростом утомления наблюдается парадоксальное ускорение двигательных реакций, которое сопровождается снижением точности движений. В целом человек становится вялым, малоактивным или, наоборот, хаотично активным);

нарушение памяти (ухудшение процессов воспроизведения, затруднение извлечения информации из долговременной памяти);

нарушение мышления (поиск новых решений подменяется готовыми стандартными ответами); стереотипность (неупорядоченность и дезорганизация процессов мышления);

трансформация мотивов деятельности (деловая мотивация заменяется мотивами ухода от деятельности);

ослабление воли (снижение выдержки, решительности и самоконтроля, исчезновение настойчивости);

сонливость как результат развития охранительного торможения. Человек часто засыпает в любом положении, даже стоя или на ходу.

Состояние утомления развивается постепенно. Легкое утомление сопровождает практически любую деятельность и может восприниматься даже как положительное состояние. Но по мере отягощения и подключения новых психологических компонентов оно становится нежелательным явлением. Скорость развития утомления и степень его выраженности зависят не только от объективных обстоятельств, но и от субъективных причин. Среди последних наиболее важными являются возраст, пол, физическое развитие, состояние здоровья, мотивация, уровень развития волевых качеств.

Близким, но не тождественным утомлению является состояние монотонии. В то время как утомление — естественная реакция организма на чрезмерно длительную или интенсивную работу, состояние монотонии — результат однообразия деятельности (бедность внешней информации, несложные стереотипные действия и т. д.). По своему влиянию на деятельность монотония стимулирует утомление: работоспособность падает значительно раньше, чем развиваются объективные признаки утомления. Но если внести разнообразие в деятельность, то работоспособность поднимается до прежнего уровня. Таким образом, если при утомлении наблюдается прогрессивное падение работоспособности, то при монотонии — скачкообразные ее колебания. Подверженность человека монотонии зависит от индивидуально-психологических способностей. Главным образом это относится к мотивации и чертам личности. Положительная мотивация, высокое чувство ответственности препятствуют развитию монотонии.

Устойчивость к развитию монотонии, по результатам исследований, связана со свойствами нервной системы. Монотофильный тип нервной системы (устойчивый к монотонии) характеризуется инертностью и слабостью нервных процессов; монотофобный тип (подверженный монотонии) — подвижностью и силой нервных процессов. Кроме того, женщины более терпеливы в монотонной работе, чем мужчины. Люди, положительно относящиеся к монотонной работе (монотофилы), умеют находить интерес и новизну даже в повторяющихся операциях, либо же способны отвлекаться от однообразной деятельности, думая о своем, мечтая или предаваясь воспоминаниям.

Существуют определенные приемы предупреждения монотонии:

повышение заинтересованности в выполнении однообразных действий, осознание их необходимости, понимание соотношения глобальных целей и отдельных этапов работы;

периодическая смена приемов и ритма выполнения действий;

использование посторонних раздражителей, например, функциональной музыки;

разнообразие внешних условий деятельности, ослабляющих впечатление повторяемости и однообразия.

Состояние психической напряженности возникает в усложненных условиях деятельности, к которым относятся: ограничение времени на выполнение какой-либо работы, ситуации повышенной ответственности — экзамены, соревнования, необходимость действовать в присутствии начальства, а также недостаток информации.

Состояние психической напряженности зависит от условий деятельности и в то же время само влияет на ее эффективность. Умеренное психическое напряжение характеризуется повышенной активностью, хорошим самочувствием, мотивированностью на достижение высоких результатов. Повышенное напряжение сопровождается чувством дискомфорта, растерянности и обычно приводит к срывам деятельности.

Существует определенная закономерность между успешностью деятельности и уровнем психической напряженности. Впервые она была обнаружена в экспериментах Йеркса и Додсона в 1908 г. В этих экспериментах изучалась зависимость скорости научения от силы мотивации. Мотивация, особенно мотив избегания наказания, является одной из причин возникновения состояния напряженности. Оказалось, что наиболее успешное научение происходит при умеренной мотивации. Слабая и слишком сильная мотивация увеличивают время научения. Эта закономерность справедлива как для крыс, цыплят и кошек, так и для человека. Оптимум мотивации различается для заданий разного уровня сложности. Для более сложных задач этот оптимум обычно ниже.

Современные исследования отечественных психологов (В. Л. Марищук, Е. А. Милерян, К. К. Платонов и др.) показали, что кроме общих закономерностей влияния напряженности на поведение и эффективность деятельности существуют и индивидуальные различия в реагировании. Наиболее часто выделяют четыре формы поведения в экстремальных условиях:

1. Напряженный тип поведения проявляется в общей заторможенности, скованности, напряженности и импульсивности действий и движений. Люди с таким типом поведения в стрессовых условиях (экзамен, ожидание важных результатов, отказа в работе приборов) кусают губы, их внимание приковано к случайным объектам, на неожиданные или эмоционально значимые факторы они реагируют сильно и импульсивно, действуют лихорадочно и хаотично.

2. Тормозной тип поведения характеризуется почти полной заторможенностью действий в неожиданных, ответственных или эмоциональных ситуациях.

3. Трусливый тип поведения заключается в том, что человек в ответственных ситуациях отказывается от выполнения своих функций. Наблюдаются апатия, пассивность, стремление уклониться от всякого вмешательства в ход событий.

4. Прогрессивный тип поведения. Существует такая категория людей, которые в экстремальных условиях достигают наибольшей эффективности деятельности. Эти люди как бы сами ищут опасности. Сложности их воодушевляют, прибавляют оптимизма, повышают работоспособность, мобилизуют физические и психические силы.

Психологи видят три основные способа профилактики повышения психической напряженности:

психологический отбор лиц для деятельности в экстремальных условиях;

воспитание эмоциональных, моральных и волевых качеств личности, которые способствуют возможности управления психическими состояниями;

создание благоприятного психологического климата и оптимизация условий деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Функциональное состояние человека — это интегративная характеристика состояний человека с точки зрения эффективности выполняемой им деятельности и задействованных в ее реализации систем по критериям надежности и внутренней цены деятельности.

Все множество функциональных состояний делится на два основных класса — допустимых и недопустимых или, как их еще называют, разрешенных и запрещенных. Недопустимыми являются такие степени утомления, при которых эффективность деятельности переходит нижние границы заданной нормы (оценка по критерию надежности) или появляются симптомы накопления утомления, приводящие к переутомлению (оценка по критерию цены деятельности).

Все состояния человека можно разделить на две группы — состояния адекватной мобилизации и состояния динамического рассогласования. Состояния адекватной мобилизации характеризуются полным соответствием степени напряжения функциональных возможностей человека требованиям, предъявляемым конкретными условиями. Тогда возникают состояния динамического рассогласования — реакция в этом случае неадекватна нагрузке или требуемые психофизиологические затраты превышают актуальные возможности человека.

При оценке степени отклонения функционального состояния от исходного выделяют реактивные, пограничные и патологические состояния. Различают множество частных состояний (например, утомления, теплового напряжения, водного истощения).

Стадии работоспособности: Работоспособность – способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных лимитов времени и параметров количества и качества результатов работы.

1. Стадия врабатывания состоит из трех этапов (подстадий): первичной мобилизации, гипермобилизации, гиперкомпенсации.

Первичная мобилизация – кратковременное снижение практически всех показателей деятельности и активации физиологических систем. Этот эффект связан с внешним торможением, возникающим в результате изменения характера стимуляции. Первичная мобилизация наблюдается в момент начала деятельности и длится до нескольких минут. Гипермобилизация – повышение как неспецифической так и специфической активации, построение плана деятельности, повышение нервно-психической напряженности. На психологическом уровне происходит построение плана деятельности и мысленное “проигрывание” ее ключевых этапов. Гиперкомпенсация – поиск наиболее адекватного приспособления к требованиям деятельности, формирование динамического стереотипа деятельности. На этом этапе происходит поиск наиболее адекватного приспособления к требованиям деятельности.

2. Стадия оптимальной работоспособности – устойчивое рабочее состояние функционального комфорта, отражающее оптимальность психофизиологических затрат. Высокая продуктивность достигается минимально возможными для индивидуума энергозатратами.

3. Стадия полной компенсации – снижение работоспособности, развитие начальных признаков утомления, субъективно переживаемых как состояние усталости.

Читайте также:  Сдвиги в организме при утомлении

4. Стадия неустойчивой компенсации – нарастание утомления и снижение работоспособности. В этом состоянии наблюдается выраженное чувство утомления и разнообразные по направленности и интенсивности изменения психофизиологических показателей, но сохраняется высокая продуктивность.

5. Стадия конечного прорыва – кратковременное повышение продуктивности деятельности за счет привлечения психофизиологических резервов организма, такой режим работы является экстремальным для организма и ведет, как правило, к переутомлению.

6. Стадия декомпенсации – прогрессивное снижение работо-способности: нарастание симптомов утомления, снижение продуктивности и эффективности работы.

Утомление: Утомление — это физиологическое состояние человека, наступающее вследствие напряженной или длительной работы, которое выражается во временном снижении работоспособности. Различают мышечное (физическое) и центральное (нервно-психическое) утомление. При тяжелой работе они сочетаются. Утомление характеризуется уменьшением силы и выносливости мышц, нарушением координации движений, увеличением энергозатрат для выполнения одной и той же работы, нарушением памяти, скорости переработки информации, сосредоточения и т. д. Утомление субъективно ощущается человеком в виде усталости, которая, кроме того, обусловлена потребностью во сне. Усталость вызывает у человека желание прекратить работу или уменьшить нагрузки. Нервно-психическое (центральное) утомление вызвано длительной напряженной умственной работой, однообразной монотонной работой, шумом, плохими условиями труда, эмоциональными факторами, заболеваниями. Если же, несмотря на утомление, работа продолжается, возникает истощение. Острое и хроническое истощение часто возникает у профессиональных спортсменов при спортивных соревнованиях и тренировках. Отдых — это состояние покоя или особый, специально организованный вид деятельности, которые снимают утомление и способствуют восстановлению работоспособности. Активный отдых — это отдых, во время которого человек выполняет другой вид работы, отличный от обычного выполняемого труда. Восстановление при активном отдыхе происходит быстрее и эффективнее, чем при пассивном отдыхе.

Монотония: Под монотонией понимается состояние сниженного сознательного контроля выполнения деятельности, вызванное ее однообразием. Оно сопровождается переживаниями скуки, сонливости, потерей интереса к работе, усталостью. Отмеченные симптомы являются идентичными и для характеристики выгорания, что обусловливает сходство между анализируемыми состояниями. В этом плане данное состояние возникает в ограниченном круге профессий (например, конвейерный труд).

источник

Функциональное напряжение со временем вызывает появление признаков утомления.

Утомление — это нормальный биологический процесс, сопровождающийся определенными изменениями функционального состояния и защищающий организм от чрезмерного перенапряжения и возможных последствий этого явления.

Ускоряют развитие утомления следующие факторы:

  • • нарушение режима труда и отдыха;
  • • факторы внешней среды (снижение концентрации кислорода и повышение концентрации углекислого газа в воздухе, чрезмерная влажность, нарушенный температурный режим и т.д.);
  • • факторы использования техники (загрязненность воздуха, вибрация, электромагнитные ноля, громкий звук, недостаточная освещенность рабочего места, неудобство рабочей позы, гипокинезия).

Возможны следующие варианты проявления утомления:

  • 1) снижение интенсивности выполняемой работы при сохранении исходного уровня функционального напряжения;
  • 2) нарастание напряжения физиологических функций при неизменных показателях количества и качества работы;
  • 3) снижение количества и качества работы при одновременном нарастании напряжения физиологических функций.

Уровень напряжения, которое развивается во время утомления, зависит от нескольких факторов: состояния самого организма, мотивации к деятельности, условий окружающей среды, а также вида трудовой деятельности.

Так, физический труд в первую очередь характеризуется изменениями в соматической и вегетативной системах. Уже при незначительных физических нагрузках повышается возбудимость коры и нервной системы в целом, улучшается условно-рефлекторная деятельность и сенсорная чувствительность, способность к переключению внимания. Таким образом, активный отдых с выполнением легкой работы ускоряет восстановление работоспособности.

Умственный труд характеризуется преимущественно нейрофизиологическими сдвигами: повышается кровоснабжение головного мозга, усиливается энергетический обмен в нервных клетках. При умственном труде часто может развиваться так называемое функциональное утомление — снижение эффективности в одном виде деятельности при сохранении в других видах (например, ухудшение вычислительной работы при сохранении надежности в восприятии зрительных и слуховых сигналов).

Состояние утомления следует отличать от состояния, которое развивается при однообразной деятельности — монотонии (табл. 6.3). Характерными особенностями однообразной (монотонной) деятельности являются следующие:

  • 1) повторяемость операций;
  • 2) чрезмерное дробление операций;
  • 3) простота действий;
  • 4) малая или средняя трудность выполняемой работы;
  • 5) недостаточное число раздражителей;
  • 6) недостаточность мышечных усилий;
  • 7) ритмичность;
  • 8) суженный объем внимания.

При развитии функционального состояния типа монотонии в первую очередь появляются такие симптомы, как снижение психической активности, снижение бдительности, сонливость, раннее снижение работоспособности и появление признаков утомления. Снижение работоспособности и развитие утомления при однообразной работе происходит так быстро (уже через 30 мин), что это не может быть следствием функционального истощения. В большинстве случаев развития именно монотонии убыстрение темпа работы может повысить работоспособность. Еще одной особенностью монотонии является то, что однообразие действует сильнее при легкой работе, чем при тяжелой. Кроме того, одна и та же работа может восприниматься одними людьми как однообразная, а другими — нет.

Сравнение состояний утомления и монотонии 1

Вегетативные сдвиги разнонаправлены и неоднозначны

Вегетативные сдвиги более определены: снижение ЧСС и другие показатели повышенного тонуса парасимпатического отдела ВИС

Увеличение латентных периодов времени реакции (простая сенсомоторная реакция)

Снижение критической частоты световых мельканий (КЧСМ)

Больше связано с двигательной сферой

Больше связана с вегетативной сферой

Снижение кожного сопротивления к концу работы

Повышение кожного сопротивления к концу работы

Повышение мощности всех ритмов ЭЭГ с преобладанием высокочастотных

Снижение мощности всех ритмов ЭЭГ с преобладанием низкочастотных

Легче переносится людьми с сильной нервной системой

Легче переносится людьми со слабой нервной системой

Развивается запредельное торможение в коре

Развивается «превентивное» торможение (типа угасательного)

источник

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-05

Заказать написание уникльной работы

«>МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

«>МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

«>«ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ: УТОМЛЕНИЕ, МОНОТОНИЯ, ПСИХИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ»

» xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>ВВЕДЕНИЕ 3

» xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ 3

» xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>УТОМЛЕНИЕ 6

» xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>МОНОТОНИЯ 10

» xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>ПСИХИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ (СТРЕСС) 13

» xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

» xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ 18

«> Человек в течение своей жизни выполняет разнообразную деятельность. По мере ее выполнения какой-либо деятельности организм человека сопровождает ее ответной реакцией психических и физиологических функций, которые отражают процессы адаптации к реальному или ожидаемому воздействию рабочей нагрузки, факторов окружающей среды, эмоциональных переживаний, характеризует остаточные процессы после этих взаимодействий. И это дает основание нам говорить о «>функциональном состоянии «>человека.

«> Так что же такое функциональное состояние?

«> «>Функциональные состояния – «>это физиологические состояния организма и его систем. Любое состояние является функциональным, то есть отражает уровень функционирования организма в целом или отдельных его систем, а также само выполняет функции адаптации к данным условиям существования. Данное понятие возникло в физиологии труда для характеристики мобилизационных возможностей и энергетических затрат работающего организма. Традиционно в физиологии и психофизиологии функциональные состояния рассматриваются как состояние органов и отдельных систем, так и всего организма человека в целом.

«> ;color:#000000″>Особое место при изучении функциональных состояний занимает проблема факторов, определяющих уровень и особенности функционального состояния. Н. Н. Данилова (1985) выделяет 5 групп явлений, регулирующих функциональные состояния.

  1. ;color:#000000″>Мотивация — то, ради чего выполняется конкретная деятельность. Чем интенсивнее, значимее мотивы, тем выше уровень функционального состояния.
  2. ;color:#000000″>Содержание самого труда, характер задания, степень его сложности. Это, по-видимому, наиболее важный регулятор функционального состояния. Сложность задания является главной детерминантой уровня активации нервной системы, на фоне которой осуществляется данная деятельность. При возрастании мотивации и заинтересованности наблюдается рост активации, что сказывается на выполнении легкого задания и совсем не влияет на эффективность служебной задачи.
  3. ;color:#000000″>Величина сенсорной нагрузки, которая может меняться от сенсорного перенасыщения, перегрузки до сенсорной депривации с крайним недостатком сенсорных воздействий.
  4. ;color:#000000″>Исходный фоновый уровень, сохраняющий след от предшествующей деятельности субъекта.
  5. ;color:#000000″>Индивидуальные особенности субъекта.

;color:#000000″>Кроме того, указывает автор, по-видимому, можно выделить группу регуляторов функционального состояния, которые не относятся к естественным: это фармакологические, электрические и другие воздействия на организм.

;color:#000000″> В.И. Медведев выделил следующие фазы динамики функциональных состояний в процессе рабочей смены:

  1. ;color:#000000″>предстартовое состояние — ;color:#000000″>период, характеризующий ;color:#000000″ xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>co ;color:#000000″>стояние субъекта деятельности до начала работы.
  2. врабатывание — начальный период работы, характеризующийся обычно постепенным нарастанием продуктивности;
  3. ;color:#000000″>фаза компенсации, или период оптимальной работоспособности, ;color:#000000″>отличается высокой и устойчивой продуктивностью, стабилизацией на минимальном уровне эмоционально-волевого напряжения. Субъективно в этот период работник чаще всего испытывает функциональный комфорт;
  4. «>фаза субкомпенсации «>(или «>неполной компенсации) «>обычно сменяет предшествующий период к началу третьего часа работы, при этом появляются начальные признаки утомления (субъективно—в форме ощущений дискомфорта, местных болевых ощущений; объективно—в учащении пульса сердечных сокращений, частоты дыхания, в снижении показателей психических функций);
  5. «>фаза декомпенсации «>является периодом истощения ресурсов организма, ведущего к такому снижению работоспособности, которое обнаруживается в колебаниях продуктивности, росте ошибок в работе и вероятности травм;
  6. «>фаза срыва, «>или «>период прогрессивного снижения продуктивности, «>отличается тем, что функциональные возможности человека значительно нарушены;
  7. «>конечный порыв «>проявляется на поведенческом уровне в росте продуктивности, но этот рост происходит в условиях волевой мобилизации и продолжающегося нарастания утомления. Работоспособность в этот период продолжает снижаться .

;color:#000000″> ;color:#000000″>Классификации функциональных состояний строятся на основе разных прагматических и содержательных критериев. Выделяют оптимальные и неоптимальные виды функциональных состояний, разрешенные и запрещенные, острые, хронические и пограничные, комфортные и дискомфортные. С точки зрения результативности труда и качества переживаний работника выделяют благоприятные, желательные функциональные состояния (состояние оптимальной работоспособности, вовлеченности) и неблагоприятные функциональные состояния, которые могут негативно отразиться на развитие личности и здоровье работника, а также на результатах его труда (утомление и переутомление, монотония, сенсорная депривация, стресс, профессиональное «выгорание»). В своем реферате я затрону только неблагоприятные функциональные состояния среди которых утомление, монотония, психическая напряженность.

«> Объективные, закономерные, типичные для большинства профессионалов процессы снижения возможностей организма работающего человека осуществлять трудовые функции по мере увеличения длительности работы принято обозначать термином «>«утомление» «>.

«> Состояние утомления в труде является разновидностью функциональных нарушений, это состояние характеризует нормальные физиологические процессы. Без утомления нельзя добиться развития функциональных возможностей человека, без этого феномена не бывает тренировки. Норма в проявлениях утомления выражается в достаточности периода пассивного отдыха (сна и т.п.) для полного восстановления работоспособности.

«> «>Нормальное утомление «>развивается постепенно, системы организма успевают перестраиваться, есть возможность для компенсации страдающих функций. В том случае, если человек выполняет чрезмерно тяжелую, непосильную работу, развивается «>острое утомление «>, при этом типичны быстро нарастающие функциональные нарушения в деятельности центральной нервной системы (ЦНС). В случае недостаточности отдыха утомление накапливается и переходит в хроническую форму, тогда человеку требуется длительный отдых для восстановления работоспособности (несколько недель, месяц). Если такого длительного отдыха не обеспечивают и человек продолжает интенсивно работать, развивается «>переутомление «>, выраженные формы которого требуют не только отдыха, но и лечения.

«>К.К. Платонов выделил 4 степени переутомления:

;color:#000000″ xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>I ;color:#000000″>— начинающееся

;color:#000000″ xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>II ;color:#000000″>— легкое

;color:#000000″ xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>III ;color:#000000″>— выраженное

;color:#000000″ xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>IV ;color:#000000″>— тяжелое

;color:#000000″>Появление ранее отсутствовавшей усталости при нагрузке

;color:#000000″>При усиленной нагрузке

;color:#000000″>При обычной нагрузке

;color:#000000″>При облегченной нагрузке

;color:#000000″>Без всякой нагрузки

;color:#000000″>Компенсация волевым усилием снижения дееспособности

;color:#000000″>Временами снижение интереса к работе

;color:#000000″>Временами неустойчивость настроения

;color:#000000″>Угнетение, резкая раздражительность

;color:#000000″>Труднее засыпать или просыпаться

;color:#000000″>Многим труднее засыпать или просыпаться

;color:#000000″>Снижение умственной работоспособности

;color:#000000″>Заметное ослабление внимания и памяти

;color:#000000″>Упорядочение отдыха, физкультура, культурные развлечения

;color:#000000″>Очередной отпуск и отдых

;color:#000000″>Необходимо ускорение очередного отпуска и организованного отдыха

;color:#000000″> На поздних этапах выраженное переутомление проявляется в общих симптомах, встречающихся в самых разных видах труда независимо от его функционального содержания. Феноменология общего утомления включает следующие признаки: снижается стабильность процессов ЦНС, ухудшается самочувствие, снижается уровень активности, притупляется внимание, трудно поддерживать концентрацию на объекте труда, ухудшается координация движений, увеличивается латентный период реакций, снижается чувствительность всех анализаторов, мышление становится стереотипным, ухудшаются мнемические процессы.

;color:#000000″> Начинающееся, раннее утомление проявляется особыми симптомами и их сочетанием в разных видах труда в зависимости от специфики выполняемых задач и преобладающей в них нагрузки на разные психические процессы; в этой связи выделяют утомление физическое, эмоциональное, утомление когнитивных функций. Так, у кузнеца, грузчика, слесаря-ремонтника велика физическая нагрузка, утомлению подвергаются в первую очередь системы психомоторики; у врача, лаборанта, патологоанатома, сборщицы микросхем или часовых механизмов максимально нагружена зрительная система, глазодвигательный аппарат, обеспечивающий установку глаз в зоне оптимального видения.

;color:#000000″>До сих пор не утихли споры о природе явлений утомления. Существуют разные концепции, а именно: а) теории, в которых подчеркивается роль местных периферических явлений, развивающихся при утомлении в наиболее нагруженных органах и системах субъекта труда (примером могут служить идеи о роли молочной кислоты и других продуктов обмена в работающих мышцах); б) утверждается, что ведущее значение при утомлении имеют явления торможения в ЦНС (И. М. Сеченов); в) подчеркивается значение адаптационно-трофических воздействий вегетативной нервной системы и гуморальных влияний — гормонов, биохимических составляющих тканей и жидкостей при утомлении (Л. А. Ор-бели, К.Х.Кекчеев и др.).

Читайте также:  В чем сущность утомления мышц

;color:#000000″>А.Б.Леонова и В.И.Медведев предложили рассматривать работоспособность человека как субъекта труда на трех уровнях: морфофизиологическом, психологическом и поведенческом.

;color:#000000″>На ;color:#000000″>морфофизиологическом уровне ;color:#000000″>субъекта труда учитывается его состояние здоровья, особенности обменных процессов, процессов активации в организме, нейродинамические свойства. В процессе работы организм человека может испытывать неблагоприятные воздействия со стороны факторов производственной среды. Эти воздействия (если их интенсивность превышает допустимые величины) приводят к снижению работоспособности человека за счет адаптационных процессов, необходимых для поддержания относительного постоянства внутренней среды организма и функций жизнеобеспечения.

;color:#000000″>При анализе работоспособности субъекта труда на ;color:#000000″>психологическом уровне ;color:#000000″>обсуждаются функциональное содержание трудовой нагрузки, требования профессии к функциональным системам, обеспечивающим операционально-техническое выполнение трудовых задач. При этом речь идет о профессионально наиболее нагруженных психических процессах (перцептивных, мнемических, логических, эмоциональных, коммуникативных, психомоторных), а также о трудовой мотивации, побуждающей работника к деятельности, к субъективной значимости труда и его компонентов.

;color:#000000″>Рассматривая работоспособность субъекта труда на ;color:#000000″>поведенческом уровне, ;color:#000000″>можно исследовать его опыт, навыки, стиль деятельности, приспособительные стратегии поведения, способствующие успешной профессиональной деятельности или приводящие к профессиональной дезадаптации.

;color:#000000″>В конкретных видах труда ведущими в динамике работоспособности могут оказаться разные факторы внешней среды или трудового процесса, а также их своеобразные сочетания. Поэтому в исследовании причин профессионального утомления и путей повышения работоспособности важное значение имеет психологический анализ профессиональной деятельности и условий ее осуществления ;color:#000000″>.

;color:#000000″> ;color:#000000″>Монотонными ;color:#000000″> принято называть однообразные по содержанию виды труда, которые могут порождать у субъекта деятельности особое функциональное состояние ;color:#000000″>монотонии ;color:#000000″>. Данное состояние люди переживают как необходимость выполнения скучной, однообразной работы, не имеющей, с точки зрения работника, особого смысла (кроме заработка). Для этого состояния характерны сонливость, безразличие или негативное отношение к работе, сниженное внимание, психогенная усталость, которая формируется уже в начале рабочего дня. Выделяют сенсорную и моторную монотонии. ;color:#000000″>Сенсорная монотония ;color:#000000″>как состояние субъекта труда возникает в условиях сенсорной депривации, однообразия, бедности впечатлений. ;color:#000000″>Моторная монотония ;color:#000000″>встречается при выполнении работником повторяющихся трудовых действий и операций. Монотонность труда легкой степени отмечается при длительности операций 31 — 100 секунд; тяжелые формы моторной монотонии возможны при длительности повторяющихся операций 5 — 9 или 1—4 секунды.

;color:#000000″> ;color:#000000″>Психологическая сущность монотонной работы и характерных для нее поведенческих феноменов была исследована в школе Курта Левина в экспериментах Анитры Карстен в 1920-е гг. Испытуемым предлагались задания типа заполнения листа бумаги штриховкой по образцу, громкое чтение стихов, размещение наперстков в отверстия специального планшета и т. п. В инструкции испытуемым рекомендовалось выполнять задание до тех пор, пока сохранится желание работать. Разрешалось прекратить работу в любой момент. Исследователь наблюдал за особенностями динамики поведения, фиксировал высказывания испытуемого, отмечал проявления его эмоционального отношения к заданию, к ситуации эксперимента, к экспериментатору. В опытах исследовалась динамика процесса насыщения по отношению к квазипотребности, побуждавшей испытуемого выполнять задание. Цель выполнения экспериментального задания была связана с реализацией квазипотребности. Занятие воспринималось как искусственная задача, не имевшая общественного значения и смысла. Смыслом его наделял испытуемый, и этот разный смысл задания сказывался на результатах его действий Большинство испытуемых варьировали способ выполнения задания, включали основное задание в качестве фона в процесс выполнения некоторой другой деятельности (при штриховке, ;color:#000000″> на ;color:#000000″>пример, испытуемые напевали, насвистывали мелодии). В последнем случае тягостные переживания были менее острыми. Аффективные негативные эмоции предшествовали окончанию работы.

;color:#000000″>А. Карстен обнаружила, что мышечная усталость от процессе выполнения экспериментального задания не была главной причиной снижения продуктивности испытуемых, ошибок и вариации их действий. Все деле было именно в снижении актуальной потребности выполнять экспериментальное задание, которое обозначалось как процесс «на- сыщения» (или психического пресыщения). Возможность продолжения деятельности испытуемого обеспечивалась или его волевыми усилиями, или переосмыслением задания, изменением структуры выполняемого действия.

;color:#000000″>Адекватная объяснительная модель позволила психологам наметить пути преодоления монотонности труда в промышленности, систематизированные В. Г.Асеевым, изучавшим труд щипальщиц слюды (Асеев В.Г., 1974). В табл. 2 представлены основные способы оптимизации функционального состояния работников, участвующих в производстве продукции крупными сериями. Очевидно, что автоматические линии и робототехнические комплексы еще не скоро заменят ручной труд на сборке автомашин, в швейном деле и во многих других отраслях промышленности. Поэтому опыт, накопленный психологами, физиологами, экономистами, эргономистами в оптимизации такого вида труда, полезно учитывать и внедрять, ибо он способствует повышению работоспособности персонала, помогает снизить неблагоприятные функциональные состояния в работе, повышает производительность и качество труда.

;color:#000000″>Монотонный труд может сопровождаться не только снижением уровня активации, сонливостью, апатией. Встречаются виды труда, требующие выполнения однообразных действий в высоком темпе. Нагрузка на одни и те же группы мышц при этом может привести к профессиональным заболеваниям, при которых страдают нервно-мышечный аппарат, связки. Примером может быть «писчий спазм» — функциональное нарушение движений мелкой моторики рук у людей, которым приходится много писать в быстром темпе. Такие трудовые задачи можно рассматривать как требующие не усложнения, а напротив, облегчения

«>Оптимизация производственных технологий, средств труда.

;color:#000000″>Автоматизация производственного процесса, использование автоматов, робототехнических комплексов вместо ручного труда.

;color:#000000″>Эргономическая оптимизация используемого оборудования, машин, рабочих мест

;color:#000000″>Передача эргатических функций при производстве продукта крупными сериями от человека — машинам.

;color:#000000″>Избавление человека от рутинных повторяющихся операций, человек становится не оператором-придатком машины, а оператором-технологом, наладчиком автоматической линии.

«>Оптимизация проектирования видов работы и форм организации труда с учетом требований психологии и психофизиологии труда.

;color:#000000″>Конвейерно-поточная организация труда.

;color:#000000″>Введение оптимальных режимов труда и отдыха.

;color:#000000″>Ротация на конвейере, чередование операций.

;color:#000000″>Выбор форм материального и морального стимулирования труда. Проектирование укрупненных операций, обогащение содержания труда.

;color:#000000″>Воздействие цвета в производственном интерьере.

;color:#000000″>Проектирование укрупненных операций, обогащение содержания труда.

;color:#000000″>Обеспечение структурной целостности и завершенности трудового задания. Информирование работников о продукте труда, его назначении, повышение осмысленности содержания труда. Обеспечение обратной связи о результатах труда. Бригадный труд вместо индивидуально-поточного.

;color:#000000″>Снижение производственного утомления, создание условий для работы «навыком» вместо использования форм развернутого сознательного контроля.

;color:#000000″>Смена видов трудовой нагрузки в течение смены.

;color:#000000″>Оптимизация трудовых мотивов.

;color:#000000″>Создание рабочего настроения, забота о безопасности работников, управление состоянием их внимания и бдительности.

;color:#000000″>Усложнение трудовых задач, предполагающее повышение квалификации работников, рост их самоуважения, появление интереса к содержанию труда, своим достижениям (но в пределах посильных нагрузок). Снижение нагрузки на эмоционально-волевую сферу. Возможность общения работников в процессе труда.

«>Коррекция возникших неблагоприятных функциональных состояний работников.

;color:#000000″>Производственная гимнастика, активный отдых. Создание способов отреагирования негативных эмоций. Функциональная музыка. Библиотерапия и другие формы культурного досуга. Сон, пассивный отдых. Температурные воздействия. Массаж, физиотерапия. Фармакотерапия и воздействие на вкусовые рецепторы. Методы нервно-мышечной релаксации. Самогипноз и внушение. Индивидуально-ориентированное обучение оптимальным стилям саморегуляции состояния.

;color:#000000″>Использование средств саморегуляции в управлении функциональным состоянием работников. Повышение общего уровня активации при афферентных воздействиях (холод, вкусовые воздействия и пр.). Устранение явлений местного утомления и мышечной усталости. Изменение структуры трудовых действий при включении монотонных операций как дополнительных в другие по смыслу действия при самовнушении.

;color:#000000″> ;color:#000000″>В современной психологии труда профессиональным ;color:#000000″>стрессом ;color:#000000″> называют состояние субъекта труда, характеризующееся особой мобилизацией его ресурсов для преодоления трудностей, проблем профессиональной деятельности. ;color:#000000″>Стрессорами ;color:#000000″>называют факторы, провоцирующие стрессовые состояния. Автором первой теории стресса был, как известно, Ганс Селье, в учении которого стресс рассматривался как неспецифическая реакция живого организма на неблагоприятное воздействие среды. Использование биологического понятия стресса в психологии привело к тому, что его первоначальное значение осталось за термином «физиологический стресс». В настоящее время принято выделять также в области профессионального стресса и другие его разновидности: ;color:#000000″>информационный, эмоциональный. ;color:#000000″>Состояние стресса может улучшать показатели деятельности (если это состояние не вызывает перегрузок и выступает в качестве состояния оперативной мобилизации). Но если трудовая нагрузка чрезмерна для данного работника, стресс превращается в дистресс, который при длительном воздействии приводит обычно к психосоматическим заболеваниям.

;color:#000000″> А.Б.Леонова выделяет три концептуальные ориентации в исследовании профессионального стресса: 1) ;color:#000000″>экологический подход, ;color:#000000″>2) ;color:#000000″>трансактный подход ;color:#000000″>и 3) ;color:#000000″>регуляторный подход.

;color:#000000″>В рамках экологического подхода, популярного в 60-е гг. ;color:#000000″ xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>XX ;color:#000000″> в., или ;color:#000000″>эпидемиологического подхода ;color:#000000″>(Касл С. В., 1995), стрессовые реакции живого организма рассматриваются как неспецифический ответ на воздействия среды в форме физиологических реакций и поведения живого существа, имеющие для него приспособительное значение. Применительно к человеку, профессионалу данный подход не утратил своего значения, ибо людям приходится трудиться, приспосабливаясь к неблагоприятным факторам среды. Этот подход и категория физиологического стресса служат основой для работ в области эргономики, профессиональной гигиены, психофизиологии труда, инженерной психологии, ориентированных на оптимизацию, оздоровление функционирования человека в производственной среде в эргатических системах.

;color:#000000″> ;color:#000000″>Трансактный подход ;color:#000000″>в изучении профессионального стресса (Кокс Т., Маккей К., 1995) сложился в русле когнитивной психологии в 70-е гг. ;color:#000000″ xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>XX ;color:#000000″> в. Его отличительной чертой является представление о работающем человеке как субъекте деятельности и общения, личности, сознательно регулирующей свое поведение. Мобилизация ресурсов организма человека в форме нервно-психической напряженности понимается как результат его оценки профессиональной ситуации, осознания личностного смысла стрессовых ситуаций для субъекта деятельности. В русле этого под хода, опирающегося на исследования Р.Лазаруса (1966) и многих других психологов, факторами стресса стали не только физические параметры среды, но и организационные факторы труда, возможности профессионального продвижения, потенциальные мотивы труда, особенности производственных взаимодействий, конфликтные ситуации. В рамках данного подхода получили развитие исследования приспособительных стратегий поведения профессионалов (копинг-стратегий, от англ. ;color:#000000″ xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>to ;color:#000000″> ;color:#000000″ xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>cope ;color:#000000″> — справляться, преодолевать). Степень мобилизации нервно-психического напряжения субъекта деятельности оказалась зависящей не от объективной реальности трудовой ситуации, а от ее отражения в сознании работающей личности.

;color:#000000″>Регуляторный подход ;color:#000000″>в исследовании профессионального стресса, представленный современными работами эргономистов, психологов труда, рассматривает работающего человека как субъекта трудовой деятельности с точки зрения особенностей регуляции и саморегуляции выполняемых им эргатических функций и их результативности. Данный подход не является достижением последних лет, он реализует задачи, традиционно рассматривавшиеся в науках о работающем человеке в интересах обеспечения высокой продуктивности, качества труда, надежности эргатических систем (Леонова А.Б., Медведев В.И., 1981; Дикая Л. Г., 1985 и др.).

;color:#000000″>Стресс в русле данного подхода рассматривается не только как источник возможных негативных последствий для работника, его здоровья и результатов труда. Стресс оказывается и фактором развития и профессиональной самоактуализации личности. Под руководством Л. Г.Дикой выполнено исследование стратегий преодоления стресса у здоровых людей и спинальных больных с последствиями травм и аварий. Было обнаружено, что ведущая роль в адаптации к стрессу как тяжелому периоду жизни человека принадлежит ценностно-смысловой сфере личности, где сосредоточено ядро переживаний, позволяющих выдержать тяжелое испытание за счет выработки новых жизненных смыслов (Торчинская Е.Е., 2001).

«> Все вышеперечисленные мной неблагоприятные функциональные состояния соотносятся между собой, что показано ниже на рисуке.

;color:#000000″> Помимо перечисленных, у человека могут встречаться несколько десятков других состояний, отличающиеся по степени активации: аффективные состояния, дремотные состояния, пароксизмальные состояния, разнообразные болезненные состояния (инфекционные и соматические); состояния алкогольного и наркотического опьянения, психопатологические состояния эндогеной природы (маниакально-депрессивный психоз, паранойя) и пр.

;color:#000000″>Наблюдаемый в наше время интерес к проблеме функциональных состояний вызван изменениями в процессе труда. Научно-технический прогресс, оставил в прошлом тяжёлый физический труд и привел к существенной перестройке существующих форм профессиональной деятельности. Это привело к преобладанию управляющих и контролирующих функций человека в условиях автоматизированного производства, информационной насыщенности труда и увеличению нагрузок на когнетивную и эмоционально-волевую сферы. В результате возрастает число и продолжительность неблагоприятных функциональных состояний, что, в свою очередь, приводит к ухудшению таких характеристик труда, как надёжность, продуктивность, быстродействие, качество работы, и является причиной несчастных случаев, аварий, травм по вине «человеческого фактора».

  1. «>Носкова О.Г. (2004). «Психология труда: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/под редакцией Е.А. Климова. Москва: Издательский центр «Академия»;
  2. «>Маклаков А. Г. (2001). «Общая психология». Спб: ПИТЕР;
  3. «>Ильин Е.П. (2008). «Психофизиология состояний человека». Спб:ПИТЕР;
  4. «>http://ru.wikipedia.org «> – Википедия-свободная энциклопедия.

Заказать написание уникльной работы

Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе

источник