Меню Рубрики

Способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления

10.3.1. Структура выносливости.Следует различать два вида выносливости: общую и специальную. Согласно сложившимся представлениям, под общей выносливостью следует понимать способность спортсмена к эффективному и продолжительному выполнению работы умеренной интенсивности (аэробного характера), в которой участвует значительная часть мышечного аппарата. Однако такое понимание, несмотря на то, что оно прочно утвердилось в специальной литературе и спортивной практике, нельзя признать достаточно точным. Оно в полной мере приемлемо лишь по отношению к тем видам спорта и отдельным дисциплинам, уровень достижений в которых во многом определяется аэробной производительностью — велосипедный спорт (шоссе), бег на длинные дистанции, лыжный спорт и т.д. Что же касается спринтерских дистанций в видах спорта циклического характера, скоростно-силовых и сложнокоординационных видов спорта, единоборств и спортивных игр, то по отношению к ним данное определение нуждается в уточнении и дополнении, так как в структуру общей выносливости представителей этих видов спорта входят прежде всего способности к длительной и эффективной работе скоростно-силового, анаэробного, сложнокоординационного характера.

Игнорирование этого положения привело к серьезным ошибкам как в теории, так и в практике спорта. Увлечение развитием общей выносливости на основе продолжительной работы умеренной интенсивности в видах спорта, к которых аэробные возможности не являются профильными качествами, определяющими спортивный результат, привело к негативным последствиям, часто носившим непреодолимый характер. Выражалось это в угнетении возможностей спортсменов к развитию скоростно-силовых и координационных способностей, освоении ограниченного объема технических приемов и действий, ослаблении внимания к созданию функционального фундамента для развития профильных в данном виде спорта качеств.

Таким образом, общую выносливость следует определять как способность к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающую положительное влияние на процесс становления специфических компонентов спортивного мастерства благодаря повышению адаптации к нагрузкам и наличию явлений «переноса» тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические.

Специальная выносливость это способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях, детерминированных требованиями соревновательной деятельности в конкретном виде спорта.Л.П. Матвеев (1979), предложил отличать «специальную тренировочную выносливость», которая выражается в показателях суммарного объема и интенсивности специфической работы, выполняемой в тренировочных занятиях, микроциклах и более крупных образованиях тренировочного процесса, от «специальной соревновательной выносливости», которая оценивается по работоспособности и эффективности двигательных действий, особенностям психических проявлений в условиях соревнований.

Специальная выносливость является исключительно сложным многокомпонентным качеством. Ее структура в каждом конкретном случае определяется спецификой вида спорта и его отдельной дисциплины.

Уровень развития и появления выносливости зависит от целого ряда факторов:

· наличия энергетических ресурсов в организме человека;

· уровня функциональных возможностей различных систем организма (ССС, ЦНС, эндокринной, терморегуляционной, нервно-мышечной);

· быстроты активизации и степени согласованности в работе этих систем;

· устойчивости физиологических и психических функций к неблагоприятным сдвигам во внутренней среде организма (нарастанию кислородного долга, повышению молочной кислоты в крови);

· экономичности использования энергетического и функционального потенциала организма;

· подготовленности опорно-двигательного аппарата;

· совершенства технико-тактического мастерства;

· личностно-психологических особенностей (интереса к работе, свойств темперамента, уровня предельной мобилизации таких волевых качеств, как целеустремленность, упорство, настойчивость и т.п.)

Среди других факторов, оказывающих влияние на выносливость человека, следует выделить возраст, пол, морфологические особенности человека и условия деятельности.

Эти факторы имеют значение во многих видах двигательной деятельности, но степень проявления каждого из них (удельных вес) и их соотношение различны в зависимости от особенности конкретной деятельности. Поэтому существуют разнообразные формы проявления выносливости, которые группируются по тем или иным признакам. Например:

· выносливость к работе циклического, ациклического или смешанного характера;

· выносливость к работе в конкретной зоне мощности (максимальной, субмаксимальной, большой, умеренной);

· выносливость статическая или динамическая;

· выносливость локальная, региональная или глобальная;

· выносливость аэробная и анаэробная;

· выносливость скоростная, силовая и координационная;

· выносливость общая или специфическая;

· выносливость дистанционная, игровая или многоборная и др.

Однако нет таких двигательных действий, которые требовали бы проявления какой – либо формы выносливости «чистом виде». При выполнении любого двигательного действия в той или иной мере находят проявление различные формы выносливости. Скажем, силовая выносливость может носить аэробный или анаэробный характер, проявляться в циклических и ациклических упражнениях, в работе участвует небольшое число мышечных групп или почти все мышцы тела. Вследствие этого для практического использования целесообразно применять такую классификацию, которая позволяет оценивать формы выносливости во взаимосвязи.

10.3.2. Методика развития выносливости.В процессе развития выносливости могут применяться самые разнообразные по характеру и продолжительности упражнения:

1.Построенные на материале видов спорта циклического характера, спортивных игр, различные упражнения, выполняемые на силовых тренажерах. Эти упражнения могут вовлекать в работу большую часть мышечного аппарата или оказывать локальное воздействие. Упражнения циклического характера, направленные на развитие общей выносливости, могут продолжаться 2-3 ч и более. В то же время развитию алактатных анаэробных возможностей способствуют упражнения, длящиеся не более 20-30с. Эффективность различных упражнений во многом зависит от методических условий их выполнения. Решающую роль играют интенсивность работы, продолжительность и характер пауз между упражнениями, общее число повторений. Их изменение позволяет сконцентрировать воздействие нагрузки на целостном развитии выносливости или совершенствовании ее отдельных составляющих. Изменяя упражнения, можно преимущественно повышать функциональные возможности мышцы сердца или увеличивать емкость капиллярной сети, совершенствовать экономичность работы или повышать эффективность утилизации кислорода тканями и т.д. В практике, как правило, не удается очень узко дифференцировать упражнения по направленности воздействия на отдельные компоненты выносливости. Обычно одновременно совершенствуются две-три способности, связанные со специальной выносливостью, — анаэробные возможности и психическая устойчивость к утомлению, аэробные возможности, экономичность работы и эффективность использования функционального потенциала и т.д.

2.Соревновательные упражнения являются мощным средством целостного совершенствования специальной выносливости. При прохождении дистанций в условиях ответственных соревнований, в соревновательных играх, схватках у спортсменов отмечается большая мобилизация возможностей функциональных систем, чем при выполнении аналогичных упражнений в процессе тренировки. Применение большого числа соревновательных упражнений позволяет решать различные задачи; особенно эффективным оно оказывается для развития специальной выносливости.

Для развития выносливости нужно подбирать такие тренировочные упражнения и такую методику их применения, которые, с одной стороны, обеспечили бы реакции со стороны функциональных систем организма, способные привести в приросту данного качества, а с другой – позволили бы выполнить большой суммарный объем тренировочной работы.

У спортсменов, специализирующихся на длинных и средних дистанциях циклических видов спорта, развитие общей выносливости связано с повышением возможностей организма эффективно выполнять работу большой и умеренной интенсивности, требующую предельной мобилизации аэробных способностей. В этом случае обеспечиваются условия для выполнения больших объемов тренировочной работы, полного восстановления после нагрузок, а также создаются необходимые предпосылки для проявления аэробных возможностей при специальной работе.

У спортсменов, специализирующихся в скоростно-силовых видах спорта, единоборствах, на спринтерских дистанциях циклических видов, процесс развития общей выносливости значительно сложнее. Тренировка, направленная на повышение аэробных возможностей, должна обеспечивать определенные предпосылки для эффективного выполнения специфической работы и протекания восстановительных процессов, но в то же время не должна создавать препятствий для последующего развития скоростных качеств и совершенствования скоростной техники. Основной упор при развитии общей выносливости у представителей этих видов спорта следует сделать на повышение работоспособности при выполнении различного рода общеподготовительных и вспомогательных упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств, анаэробных возможностей, гибкости и координационных способностей.

В методике развития общей выносливости у спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта, идентичными являются : период, в течение которого выполняется основная работа, направленная на развитие данного качества (преимущественно первый и в некоторой мере второй этап подготовительного периода), средства (упражнения общеподготовительного и вспомогательного характера) и суммарный объем тренировочной работы. Основное различие – это объем средств, направленных на совершенствование общей выносливости применительно к работе различного характера: упражнений умеренной интенсивности (аэробного характера), вовлекающих в работу значительную часть мышц; упражнений скоростного, скоростно-силового и силового характера; упражнений, предъявляющих высокие требования к анаэробным (гликолитическим) возможностям; средств, способствующих развитию гибкости и координационных способностей.

Для достижения высокого уровня специальной выносливости спортсмену необходимо добиться проявления определяющих ее свойств и способностей, характерных для конкретной соревновательной деятельности.

На ранних этапах подготовки спортсмен еще не в состоянии преодолевать всю соревновательную дистанцию с запланированной скоростью, выдержать необходимый темп игры или ведения схватки. Однако выполнять большой объем работы с такой интенсивностью необходимо, так как это способствует становлению соревновательной техники, повышает экономичность работы, вырабатывает рациональную координацию двигательной и вегетативных функций, совершенствует психические качества. Для этого широко используются различные варианты интервального и непрерывного методов, позволяющие выполнять работу с интенсивностью, близкой к соревновательной.

Основными тренировочными упражнениями при развитии специальной выносливости к отдельным компонентам нагрузки являются специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма.

Интенсивность работы планируют так, чтобы она была близкой к соревновательной. Широко используют упражнения с интенсивностью, несколько превышающей соревновательную.

Если продолжительность отдельных упражнений невелика (намного меньше продолжительности соревновательной деятельности), то интервалы отдыха между ними должны быть небольшими. Они, как правило, должны обеспечивать выполнение последующего упражнения на фоне утомления после предыдущего. Однако следует учитывать, что интервал времени, в течение которого можно выполнить очередное упражнение в условиях утомления, весьма велик (например, после работы с максимальной интенсивностью в течение 20-30с работоспособность остается пониженной примерно в течение 1,5-3 минут). Поэтому при планировании продолжительности пауз учитывают квалификацию и уровень тренированности спортсмена, следя за тем, чтобы нагрузка оказывала тренирующее воздействие, но не была бы чрезмерной.

При продолжительных тренировочных упражнениях паузы между повторениями могут быть длительными, так как в этом случае основное тренирующее воздействие оказывают сдвиги, происходящие во время выполнения каждого отдельного упражнения, а не результат кумулятивного воздействия комплекса упражнений.

Если паузы между упражнениями непродолжительны, их не следует заполнять какой-либо деятельностью, отдых должен быть пассивным. В длительных интервалах рекомендуется заниматься малоинтенсивной работой и проводить восстановительные процедуры.

При выборе упражнений, направленных и развитие специальной выносливости, необходимо увязывать их с характерными особенностями соревновательной деятельности в конкретном виде спорта. Планируя работу над развитием специальной выносливости у квалифицированных гимнастов, надо учитывать, что им приходится преодолевать значительное как общее, так и локальное утомление. Необходимость противостоять общему утомлению связана с тем, что соревнования проходят в течение 4 дней по 2-3 часа, за это время спортсмены по 25 раз выполняют соревновательные упражнения на оценку, проделывают большой объем работы во время разминки. Необходимость противостоять локальному утомлению обусловлена спецификой отдельных видов многоборья: в упражнениях на коне основную нагрузку несут мышцы рук, пояса верхних конечностей и брюшного пресса, на кольцах – мышцы предплечья и кисти.

Существенное влияние на развитие специальной выносливости оказывает сочетание упражнений различной продолжительности при выполнении программы занятия. В видах спорта циклического характера наибольшее распространение получили варианты, при которых длина отрезка в сериях является постоянной или постепенно убывает. Применение подобных серий позволяет достаточно точно моделировать условия предполагаемой соревновательной деятельности. Однако при этом необходимо строго придерживаться следующих правил: паузы между отрезками должны быть непродолжительными (ЧСС не должна снижаться более чем на 10-15 уд/мин); каждый очередной отрезок должен быть короче предыдущего или иметь такую же длину; общее время должно быть близким к тому, которое планируется показать в соревнованиях.

Аналогичным образом может быть определен режим работы в сложнокоординационных видах спорта, спортивных играх, единоборствах.

Для развития выносливости используют интервальный и непрерывный методы. Работу выполняют как в равномерном, так и переменном режиме.

В основе интервальной тренировки лежит феномен увеличения ударного объема сердца во время пауз после относительно напряженной работы. Таким образом, в начале отдыха мышца сердца испытывает специфическое воздействие, превышающее то, которое наблюдается во время мышечной деятельности. Это позволило обосновать так называемую интервальную тренировку с воздействующими паузами, при которой на протяжении большей части работы и в течение всего периода отдыха сохраняются максимальные величины ударного объема сердца.

Применяя интервальный метод повышения уровня аэробной производительности, необходимо руководствоваться следующими положениями: 1. Продолжительность отдельных упражнений не должна превышать 1-2 мин; 2. В зависимости от длины тренировочного отрезка продолжительность интервалов отдыха, как правило, должна составлять 45-90 с; 3. Определяя интенсивность работы при выполнении упражнения и продолжительность пауз, надо ориентироваться на ЧСС 170-180 уд/мин к концу работы и 120-130 уд/мин к концу паузы. Увеличение ее свыше 180 уд/мин во время работы и уменьшение ниже 120 уд/мин в конце паузы нецелесообразно, так как в том и другом случае уменьшаются ударный объем сердца и эффективность тренировки.

Интервальный метод тренировки направлен в основном на повышение функциональных возможностей сердца, которые являются фактором, лимитирующим уровень аэробной производительности. Однако воздействие этого метода не ограничивается увеличением объема мышцы сердца. Применение его повышает способность организма к интенсивной утилизации кислорода тканями, а также уровень анаэробной производительности.

Непрерывный метод тренировки способствует совершенствованию практически всех основных систем организма, обеспечивающих поступление, транспорт и утилизацию кислорода. Непрерывная работа обычно осуществляется при ЧСС, равной 145-175 уд/мин, что особенно эффективно для повышения функциональных возможностей сердца. Наибольшее значение этот метод имеет в улучшении кровоснабжения мышц, увеличении количества митохондрий и совершенствовании способностей, связанных с потреблением кислорода непосредственно в мышцах.

Принято считать, что непрерывный метод приводит к более устойчивому повышению аэробных возможностей, чем интервальный, способствуя построению функциональной основы для других методов тренировки, в меньшей мере по сравнению с интервальным связан с риском переадаптации.

При непрерывной тренировке интенсивность работы должна обеспечивать высокие величины ударного объема сердца и уровень потребления кислорода, близкий к минимальному. Таким условиям отвечает работа продолжительностью от 10 до 60-90 минут.

Применение интервального метода очень эффективно для увеличения способности к максимально быстрому развертыванию функциональных возможностей систем кровообращения и дыхания. Это объясняется тем, что методике проведения интервальной тренировки предполагает частую смену интенсивной работы пассивным отдыхом. Поэтому на протяжении одного занятия многократно активизируется до околопредельных величин деятельность систем кровообращения и дыхания, что способствует укорочению периода врабатывания. При непрерывном методе этого не происходит, так как спортсмен на протяжении занятия проходит фазу врабатывания обычно не более 3-5раз. В то же время применение непрерывного метода требует функционирования важнейших систем довольно длительного времени и с высокой степенью мобилизации их возможностей. Это обеспечивает эффективное развитие такого важного качества, как способность к длительному удерживанию высоких величин потребления кислорода.

Наряду с этими методами для повышения выносливости при работе аэробного характера широко используется непрерывная работа с переменной интенсивностью. При этом чередование упражнений предполагает увеличение ЧСС к концу интенсивного участка работы до 170-180 уд/мин и снижение ее к концу малоинтенсивного участка до 140-145 уд/мин.

10.3.3. Оценка выносливости.Общая выносливость обычно оценивается по продолжительности выполнения работы заданной интенсивности. С этой целью может определяться суммарная работоспособность при выполнении программ занятий, направленных на развитие общей выносливости, оценивается работоспособность при выполнении программ соответствующих тестов. Так, для оценки общей выносливости, связанной с предельной мобилизацией аэробных возможностей, широко используются тесты, предусматривающие выполнение работы циклического характера с максимально доступной интенсивностью в течение 12-20 минут. Оценка производится по максимальному расстоянию, которое преодолевает спортсмен за заданное время.

Специальный инвентарь и оборудование (тредмил, гидроканал, велоэргометр, аппаратура для изучения аэробной производительности) позволяют исследовать общую выносливость более точно и всесторонне.

Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 75 ; Нарушение авторских прав

источник

Люди обладают неодинаковыми способностями к выполнению работы различной длительности и интенсивности. Так, одни могут с успехом выполнять работу высокой интенсивности, но испытывают затруднения, выполняя работу меньшей интенсивности, но большей продолжительности. Другие – наоборот: успешно выполняют продолжительную работу умеренной интенсивности, но тяжело воспринимают работу высокой интенсивности. Одни люди, выполняя какую-либо работу, постепенно снижают интенсивность её выполнения и вскоре совсем её прекращают, другие – продолжают её без заметного напряжения.

Читайте также:  Быстрое утомление при беременности

Снижение эффективности выполнения работы и последующее её прекращение обуславливается тем, что в организме накапливается утомление.

УТОМЛЕНИЕ – это временное снижение работоспособности, вызванное интенсивной или продолжительной работой.

Разные возможности людей противостоять утомлению объясняются разным уровнем развития выносливости.

ВЫНОСЛИВОСТЬ – это способность человека к длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения её эффективности.

Качественно выносливость характеризуется предельным временем выполнения работы определённой интенсивности.

В бытовой, производственной, воинской, спортивной деятельности организм человека подвергается разнообразным нагрузкам. В зависимости от природы и характера нагрузки можно выделить четыре типа утомления:

· умственное – возникает в процессе интеллектуальной деятельности (например, при решении математических задач);

· эмоциональное – возникает в процессе выполнения монотонной работы, при сильных переживаниях и т.п.;

· сенсорное – возникает вследствие напряжённой деятельности анализаторов (например, усталость зрительного анализатора во время работы на компьютере);

· физическое – возникает в процессе продолжительной или интенсивной мышечной работы.

Это распределение в некоторой мере условно, т.к. в большинстве видов деятельности имеют место одновременно все четыре типа утомления. Тем не менее, в каждом конкретном случае в большей мере будет проявляться тот или иной тип утомления.

Выполняя оздоровительную пробежку, человек обдумывает её план, контролирует интенсивность бега в соответствии с погодой, состоянием дорожки и собственной работоспособностью. В зависимости от места её проведения (пр., оживлённое шоссе или берег живописного озера) изменяется его эмоциональное состояние. Однако и скорость бега, и преодолённое расстояние в наибольшей мере зависят от степени сопротивляемости организма человека физической усталости.

В теории физической культуры под термином «выносливость» традиционно понимается именно физическая выносливость, хотя выделение умственной, эмоциональной, сенсорной выносливости, безусловно, оправдано.

Физическая выносливость имеет важное значение в жизни человека. Она позволяет:

1. выполнять значительный объём двигательной деятельности;

2. продолжительное время поддерживать высокий уровень интенсивности двигательной деятельности;

3. быстро восстанавливать силы после значительных нагрузок.

В зависимости от объёма мышечных групп, принимающих участие в работе, условно различают три вида физического утомления:

локальное – к работе привлечено меньше трети общего объёма скелетных мышц (пр., мышцы кисти, голени);

региональное – в работе принимает участие от одной до двух третей мышечной массы (пр., упражнения для укрепления мышц ног или туловища);

тотальное – работает одновременно более двух третей скелетных мышц (пр., бег, гребля).

Между перечисленными видами утомления прямой зависимости не существует, т.е. один и тот же человек может иметь высокую устойчивость организма к локальному утомлению и недостаточную – к тотальному.

Человек может 150-200 раз приседать на одной ноге, однако быть относительно слабым лыжником или стайером.

В профессиональной, бытовой, спортивной деятельности встречается преимущественно тотальное утомление.

При значительной продолжительности определённой работы продуктивное её выполнение требует преодоления внутренних трудностей за счёт мобилизации волевых качеств. Вследствие этого развитие утомления проходит через три фазы:

1. фазу компенсированного утомления, когда, несмотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое время сохранять прежнюю интенсивность работы за счёт больших, чем прежде, волевых усилий и частичного изменения биомеханической структуры двигательных действий;

2. фазу декомпенсированного утомления, когда человек, несмотря на все старания, не может сохранить прежнюю интенсивность работы;

3. фазу полного утомления – когда наступает отказ от выполнения работы.

В зависимости от специфики выполняемой работы по-разному действуют механизмы утомления и, соответственно, выносливости.

В беге с предельной (максимальной) скоростью уже на 10-15 секунде наблюдается значительное падение скорости. В то же время марафонцы более двух часов способны поддерживать непредельную (умеренную) для себя скорость бега.

Таким образом, в зависимости от специфики работы выделяют разные виды выносливости:

1) Общая выносливость – это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению мышечной работы умеренной интенсивности, требующей функционирования подавляющего большинства скелетных мышц.

Уровень проявления общей выносливости в большей мере обуславливается аэробными (дыхательными) возможностями организма, что создаёт благоприятные условия для широкого переноса выносливости с одного вида двигательной деятельности на другой. Эта особенность и дала основание определить данный вид выносливости как «общий». Общая выносливость широко проявляется в бытовой и профессиональной деятельности, поскольку та преимущественно протекает в аэробных условиях энергообеспечения (пр., работа по дому, на огороде, длительные передвижения пешком, длительный бег в умеренном темпе и т.п.). Уровень развития общей выносливости играет важную роль в оптимизации жизнедеятельности организма и состоянии здоровья человека.

2) Скоростная выносливость – это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению мышечной работы с околопредельной и предельной для него интенсивностью (пр., бег с максимальной скоростью).

Данный вид выносливости имеет чрезвычайно важное значение для обеспечения эффективности соревновательной деятельности в циклических видах спорта спринтерского характера, в спортивных играх, а также в аналогичных видах производственной или бытовой двигательной деятельности. Так, только спортсмены с высоким уровнем развития скоростной выносливости способны к многократным спринтерским ускорениям в течение игры. Перенос скоростной выносливости значительно меньший, чем общей. Он проявляется преимущественно в упражнениях, которые подобны по структуре работы нервно-мышечного аппарата.

3) Силовая выносливость – это способность человека преодолевать умеренное внешнее сопротивление в течение длительного времени с наибольшей эффективностью.

Данный вид выносливости относится к силовым способностям, и он уже рассмотрен выше.

В спорте выделяют ещё один вид выносливости – специальную выносливость.

Специальная выносливость – это способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях, определённых требованиями конкретного вида деятельности.

Пловец, специализирующийся в плавании кролем, при передвижении брасом устанет значительно быстрее.

источник

1.Выносливость – это:

1) способность длительно выполнять двигательные действия с высокой интенсивностью;

2) комплекс морфологических свойств организма, позволяющих противостоять утомлению в каком-либо виде мышечной деятельности;

3) комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий длительное время;

4) способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности.

2.Фаза компенсированного утомления – это, когда осуществляется:

1) сохранение работоспособности за счет снижения интенсивности;

2) сохранение интенсивности за счет волевых усилий и изменения биомеханической структуры движений;

3) сохранение интенсивности движений за счет использования внутренних резервов организма.

3.Какие из перечисленных факторов определяют уровень развития и формы проявления выносливости: 1) наличие энергетических ресурсов в организме; 2) уровень функциональных возможностей различных систем организма; 3) регуляция мышечных напряжений со стороны ЦНС; 4) быстрота активизации и степени согласованности в работе функциональных систем; 5) экономичность использования потенциала организма; 6) функциональная устойчивость к неблагоприятным сдвигам во внутренней среде организма; 7) внутримышечная и межмышечная регуляция; 8) подготовленность опорно-двигательного аппарата; 9) совершенство техники движений; 10) личностно-психические особенности; 11) содержание АТФ в мышцах, скорость ее расщепления и ресинтеза.

4.Укажите наиболее благоприятные периоды развития выносливости: 1) 7-9 лет; 2) 10-14 лет; 3) 15-20 лет; 4) 21-26 лет.

5.Общая выносливость — это:

1) способность выполнять работу умеренной мощности при глобальном функционировании мышечной системы;

2) способность к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера;

3) способность к сохранению работоспособности при выполнении движений циклического характера.

6.Специальная выносливость — это:

1) способность противостоять утомлению в работе неспецифического характера;

2) способность к эффективному выполнению работы при региональном функционировании мышечной системы;

3) способность к эффективному выполнению мышечной работы и преодолению утомления в условиях, детерминированных требованиями конкретного вида деятельности.

7.Какие виды скорости движений используют для нормирования нагрузок при развитии выносливости в различных зонах мощности: 1) максимальная; 2) надкритическая; 3) большая; 4) субкритическая; 5) критическая; 6) средняя; 7) низкая.

Задания для самостоятельной работы

1.Заполните таблицу «Характеристика методов развития выносливости».

Методы развития Задачи метода Содержание метода
1 Равномерный _______________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Переменный _______________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Повторный ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Интервальный _______________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Игровой _______________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Круговой _______________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Соревновательный _______________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Заполните таблицу «Методика развития выносливости».

Формы проявления выносливости Методы развития Средства развития параметры нагрузки
1. Общая выносливость _______________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Скоростная выносливость в зоне максимальной мощности _______________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Скоростная выносливость в зоне субмаксимальной мощности _______________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Скоростная выносливость в зоне большой мощности ____________________________________________________________________________________________________________
5. Скоростная выносливость в зоне умеренной мощности _______________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Динамическая силовая выносливость _______________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Статическая силовая выносливость _______________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Укажите параметры нагрузки при выполнении упражнений, направленных на повышение уровня аэробных и анаэробных возможностей организма

Направленность упражнения Методы Продолжительность выполнения упражнения (мин, с) Интенсивность выполнения упражнения (в %) тип и продолжительность интервала отдыха (мин, с)
Упражнения, направленные на развитие аэробных возможностей организма.
Упражнения, направленные на повышение уровня алактатных анаэробных способностей.
Упражнения, направленные на повышение уровня лактатных анаэробных способностей.
Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности.
Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные анаэробные и аэробные способности.

4.Перечислите основные методические требования к занятиям на выносливость:

5.Укажите в таблице контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития выносливости.

Контрольные упражнения для определения уровня развития скоростных способностей
Общая выносливость Скоростная выносливость в зоне максимальной мощности Скоростная выносливость в зоне субмаксимальной мощности Скоростная выносливость в зоне большой мощности Скоростная выносливость в зоне умеренной мощности Динамическая силовая выносливость Статическая силовая выносливость

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС № 4)

Тема: «Программа развития выносливости»

УИРС №3 представляет собой выполнение задания, оформленного в виде письменного изложения программы развития одной из форм проявления скоростных способностей у детей школьного возраста.

Для выполнения задания из школьной программы выбирается любое двигательное действие, освоение которого требует проявления выносливости. При этом преподаватель формулирует общую задачу развития одной из форм проявления выносливости и указывает состав занимающихся.

При выполнении работы необходимо: 1) оценить возможности указанного контингента занимающихся, 2) подобрать адекватный тест и критерии оценки уровня развития соответствующей формы проявления выносливости, 3) сформулировать частные задачи развития выносливости, 4) определить соответствующие средства и способы их использования, 5) указать параметры нагрузки.

На титульном листе указываются:

1. Ф.И.О., курс, № учебной группы.

2.Состав занимающихся (пол, возраст, подготовленность).

3.Общая задача развития выносливости.

4.Тест и критерии оценки для определения уровня развития выносливости.

Дата добавления: 2014-11-10 ; просмотров: 1063 . Нарушение авторских прав

источник

Люди обладают неодинаковыми способностями к выполнению работы различной длительности и интенсивности. Так, одни могут с успехом выполнять работу высокой интенсивности, но испытывают затруднения, выполняя работу меньшей интенсивности, но большей продолжительности. Другие – наоборот: успешно выполняют продолжительную работу умеренной интенсивности, но тяжело воспринимают работу высокой интенсивности. Одни люди, выполняя какую-либо работу, постепенно снижают интенсивность её выполнения и вскоре совсем её прекращают, другие – продолжают её без заметного напряжения.

Снижение эффективности выполнения работы и последующее её прекращение обуславливается тем, что в организме накапливается утомление.

УТОМЛЕНИЕ – это временное снижение работоспособности, вызванное интенсивной или продолжительной работой.

Разные возможности людей противостоять утомлению объясняются разным уровнем развития выносливости.

ВЫНОСЛИВОСТЬ – это способность человека к длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения её эффективности.

Качественно выносливость характеризуется предельным временем выполнения работы определённой интенсивности.

В бытовой, производственной, воинской, спортивной деятельности организм человека подвергается разнообразным нагрузкам. В зависимости от природы и характера нагрузки можно выделить четыре типа утомления:

· умственное – возникает в процессе интеллектуальной деятельности (например, при решении математических задач);

· эмоциональное – возникает в процессе выполнения монотонной работы, при сильных переживаниях и т.п.;

· сенсорное – возникает вследствие напряжённой деятельности анализаторов (например, усталость зрительного анализатора во время работы на компьютере);

· физическое – возникает в процессе продолжительной или интенсивной мышечной работы.

Это распределение в некоторой мере условно, т.к. в большинстве видов деятельности имеют место одновременно все четыре типа утомления. Тем не менее, в каждом конкретном случае в большей мере будет проявляться тот или иной тип утомления.

Выполняя оздоровительную пробежку, человек обдумывает её план, контролирует интенсивность бега в соответствии с погодой, состоянием дорожки и собственной работоспособностью. В зависимости от места её проведения (пр., оживлённое шоссе или берег живописного озера) изменяется его эмоциональное состояние. Однако и скорость бега, и преодолённое расстояние в наибольшей мере зависят от степени сопротивляемости организма человека физической усталости.

В теории физической культуры под термином «выносливость» традиционно понимается именно физическая выносливость, хотя выделение умственной, эмоциональной, сенсорной выносливости, безусловно, оправдано.

Физическая выносливость имеет важное значение в жизни человека. Она позволяет:

1. выполнять значительный объём двигательной деятельности;

2. продолжительное время поддерживать высокий уровень интенсивности двигательной деятельности;

3. быстро восстанавливать силы после значительных нагрузок.

В зависимости от объёма мышечных групп, принимающих участие в работе, условно различают три вида физического утомления:

локальное – к работе привлечено меньше трети общего объёма скелетных мышц (пр., мышцы кисти, голени);

региональное – в работе принимает участие от одной до двух третей мышечной массы (пр., упражнения для укрепления мышц ног или туловища);

тотальное – работает одновременно более двух третей скелетных мышц (пр., бег, гребля).

Между перечисленными видами утомления прямой зависимости не существует, т.е. один и тот же человек может иметь высокую устойчивость организма к локальному утомлению и недостаточную – к тотальному.

Человек может 150-200 раз приседать на одной ноге, однако быть относительно слабым лыжником или стайером.

В профессиональной, бытовой, спортивной деятельности встречается преимущественно тотальное утомление.

При значительной продолжительности определённой работы продуктивное её выполнение требует преодоления внутренних трудностей за счёт мобилизации волевых качеств. Вследствие этого развитие утомления проходит через три фазы:

1. фазу компенсированного утомления, когда, несмотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое время сохранять прежнюю интенсивность работы за счёт больших, чем прежде, волевых усилий и частичного изменения биомеханической структуры двигательных действий;

2. фазу декомпенсированного утомления, когда человек, несмотря на все старания, не может сохранить прежнюю интенсивность работы;

3. фазу полного утомления – когда наступает отказ от выполнения работы.

В зависимости от специфики выполняемой работы по-разному действуют механизмы утомления и, соответственно, выносливости.

В беге с предельной (максимальной) скоростью уже на 10-15 секунде наблюдается значительное падение скорости. В то же время марафонцы более двух часов способны поддерживать непредельную (умеренную) для себя скорость бега.

Таким образом, в зависимости от специфики работы выделяют разные виды выносливости:

1) Общая выносливость – это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению мышечной работы умеренной интенсивности, требующей функционирования подавляющего большинства скелетных мышц.

Уровень проявления общей выносливости в большей мере обуславливается аэробными (дыхательными) возможностями организма, что создаёт благоприятные условия для широкого переноса выносливости с одного вида двигательной деятельности на другой. Эта особенность и дала основание определить данный вид выносливости как «общий». Общая выносливость широко проявляется в бытовой и профессиональной деятельности, поскольку та преимущественно протекает в аэробных условиях энергообеспечения (пр., работа по дому, на огороде, длительные передвижения пешком, длительный бег в умеренном темпе и т.п.). Уровень развития общей выносливости играет важную роль в оптимизации жизнедеятельности организма и состоянии здоровья человека.

2) Скоростная выносливость – это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению мышечной работы с околопредельной и предельной для него интенсивностью (пр., бег с максимальной скоростью).

Данный вид выносливости имеет чрезвычайно важное значение для обеспечения эффективности соревновательной деятельности в циклических видах спорта спринтерского характера, в спортивных играх, а также в аналогичных видах производственной или бытовой двигательной деятельности. Так, только спортсмены с высоким уровнем развития скоростной выносливости способны к многократным спринтерским ускорениям в течение игры. Перенос скоростной выносливости значительно меньший, чем общей. Он проявляется преимущественно в упражнениях, которые подобны по структуре работы нервно-мышечного аппарата.

Читайте также:  Работоспособность и производственное утомление

3) Силовая выносливость – это способность человека преодолевать умеренное внешнее сопротивление в течение длительного времени с наибольшей эффективностью.

Данный вид выносливости относится к силовым способностям, и он уже рассмотрен выше.

В спорте выделяют ещё один вид выносливости – специальную выносливость.

Специальная выносливость – это способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях, определённых требованиями конкретного вида деятельности.

Пловец, специализирующийся в плавании кролем, при передвижении брасом устанет значительно быстрее.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8211 — | 7883 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

ВЫНОСЛИВОСТЬ — это способность человека к длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения её эффективности.

  • 1) Общая выносливость— это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению мышечной работы умеренной интенсивности, требующей функционирования подавляющего большинства скелетных мышц.
  • 2) Скоростная выносливость— это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению мышечной работы с околопредельной и предельной для него интенсивностью (пр., бег с максимальной скоростью).

Специальная выносливость — это способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях, определённых требованиями конкретного вида деятельности.

3) Силовая выносливость — это способность человека преодолевать умеренное внешнее сопротивление в течение длительного времени с наибольшей эффективностью.

Люди обладают неодинаковыми способностями к выполнению работы различной длительности и интенсивности. Одни могут с успехом выполнять работу высокой интенсивности, но испытывают затруднения, выполняя работу меньшей интенсивности, но большей продолжительности. Снижение эффективности выполнения работы и последующее её прекращение обуславливается тем, что в организме накапливается утомление.

УТОМЛЕНИЕ — это временное снижение работоспособности, вызванное интенсивной или продолжительной работой. Разные возможности людей противостоять утомлению объясняются разным уровнем развития выносливости.

ВЫНОСЛИВОСТЬ — это способность человека к длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения её эффективности.

Четыре типа утомления:

  • 1. умственное — возникает в процессе интеллектуальной деятельности.
  • 2. эмоциональное — возникает в процессе выполнения монотонной работы, при сильных переживаниях и т.п.;
  • 3. сенсорное — возникает вследствие напряжённой деятельности анализаторов (например, усталость зрительного анализатора во время работы на компьютере);
  • 4. физическое — возникает в процессе продолжительной или интенсивной мышечной работы.

Физическая выносливость позволяет:

  • 1. выполнять значительный объём двигательной деятельности;
  • 2. продолжительное время поддерживать высокий уровень интенсивности двигательной деятельности;
  • 3. быстро восстанавливать силы после значительных нагрузок.

Три вида физического утомления:

  • 1. локальное — к работе привлечено меньше трети общего объёма скелетных мышц (пр., мышцы кисти, голени);
  • 2. региональное — в работе принимает участие от одной до двух третей мышечной массы (пр., упражнения для укрепления мышц ног или туловища);
  • 3. тотальное — работает одновременно более двух третей скелетных мышц (пр., бег, гребля).

Человек может 150-200 раз приседать на одной ноге, однако быть относительно слабым лыжником или стайером.

Развитие утомления проходит через три фазы:

  • 1. фазу компенсированного утомления, когда, несмотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое время сохранять прежнюю интенсивность работы за счёт больших, чем прежде, волевых усилий и частичного изменения биомеханической структуры двигательных действий;
  • 2. фазу декомпенсированного утомления, когда человек, несмотря на все старания, не может сохранить прежнюю интенсивность работы;
  • 3. фазу полного утомления — когда наступает отказ от выполнения работы.

Виды выносливости:

1) Общая выносливость — это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению мышечной работы умеренной интенсивности, требующей функционирования подавляющего большинства скелетных мышц.

Уровень проявления общей выносливости в большей мере обуславливается дыхательными возможностями организма. Общая выносливость широко проявляется в бытовой и профессиональной деятельности.

  • 2) Скоростная выносливость— это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению мышечной работы с околопредельной и предельной для него интенсивностью ( бег с максимальной скоростью). Данный вид выносливости имеет важное значение для обеспечения эффективности соревновательной деятельности в циклических видах спорта спринтерского характера, в спортивных играх.
  • 3) Силовая выносливость— это способность человека преодолевать умеренное внешнее сопротивление в течение длительного времени с наибольшей эффективностью.

В спорте выделяют ещё один вид выносливости — специальную выносливость.

Специальная выносливость — это способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях, определённых требованиями конкретного вида деятельности. Пловец, специализирующийся в плавании кролем, при передвижении брасом устанет значительно быстрее.

источник

12.1. Понятие о выносливости. Утомление и выносливость. Виды выносливости

ВЫНОСЛИВОСТЬ — способность человека к длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности.

Так как длительность работы ограничивается в конечном счете насту­пившим утомлением, то выносливость можно также определить как способ­ность организма противостоять утомлению. Утомление — это состояние орга­низма, возникающее вследствие длительной или напряженной деятельности и характеризующееся снижением работоспособности. Оно возникает через определенный промежуток времени после начала работы и выражается в повышенной трудности или невозможности продолжить деятельность с пре­жней эффективностью. Развитие утомления проходит через 3 фазы:

Фазу компенсированного утомления, когда, несмотря на возрастаю­ щие затруднения, человек может некоторое время сохранять прежнюю интенсивность работы за счет больших, чем прежде, волевых усилий и частичного изменения биомеханической структуры двигательных действий.

Фазу декомпенсированного утомления, когда человек, несмотря на все старания, не может сохранить необходимую интенсивность работы. Если продолжить работу в этом состоянии, то через некоторое время на­ ступит отказ от ее выполнения.

Рис. 12.1. Типичные изменения скорости, частоты и длины шагов при беге на коньках на 5000 м

I — фаза компенсированного утомления; II — фаза декомпенсированного утомления;

III — фаза полного утомления

На рис. 12.1 показаны типичные изменения скорости передвижения, длины и частоты шагов при утомлении в циклических двигательных дей­ствиях (на примере бега на коньках). В фазе компенсированного утомле­ния, несмотря на уменьшение длины шагов, заданная скорость сохраня-

ее реюошлл » ‘ I Or

ется за счет увеличения их частоты. Можно полагать, что утомление пер­вично проявляется в уменьшении силы сокращения мышц, приводящее к снижению силы и скорости отталкивания и уменьшению длины шагов. Частота шагов здесь играет роль компенсаторного механизма, препятству­ющего до определенного момента резкому снижению скорости. В фазе декомпенсированного утомления, несмотря на возросшую частоту шагов, скорость падает. Установлено, что при прочих равных условиях у более выносливых людей наступает позже как первая, так и вторая фаза утомле­ния, а также в меньшей степени выражено падение работоспособности в фазе полного утомления.

Выносливость необходима в той или иной мере при выполнении лю­бой физической деятельности. В одних видах физических упражнений она непосредственно определяет спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, бег на коньках на длинные дистанции, лыжные гонки), в других — позволяет лучшим образом вы­полнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.); в третьих — помогает переносить многократные кратковре­менные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика, фехто­вание и пр.).

О степени развития выносливости можно судить на основе двух групп показателей:

Внешних (поведенческих), которые характеризуют результативность двигательной деятельности человека во время утомления.

Внутренних (функциональных), которые отражают определенные из­ менения в функционировании различных органов и систем организма, обеспечивающих выполнение данной деятельности.

Внешние показатели выносливости в циклических упражнениях:

пройденная дистанция в заданное время (например, в «часовом беге» или в 12-минутном тесте Купера);

минимальное время преодоления достаточно протяженной дистан­ ции (например, бег на 5000 м, плавание на 1500 м);

наибольшая дистанция при передвижении с заданной скоростью «до отказа» (например, бег заданной скоростью 6,0 м/с).

В силовых упражнениях выносливость характеризуется:

числом возможных повторений этого упражнения (предельным ко­ личеством подтягиваний, приседаний на одной ноге);

предельным временем сохранения позы тела или наименьшим вре­ менем выполнения силовых упражнений (например, при лазаньи по кана­ ту на 5 м; при 6-разовом подтягивании и т.п.);

наибольшим числом движений в заданное время (например, при­ сесть как можно больше в течение 10 с и т.п.).

При любых физических упражнениях внешним показателем выносли­вости человека являются величина и характер изменений различных био­механических параметров двигательного действия (длина, частота шагов, время отталкивания, точность движений и др.) в начале, середине и в конце работы. Сравнивая их значения в разные периоды времени, опреде­ляют степень различия и дают заключение об уровне выносливости. Как правило, чем меньше изменяются эти показатели к концу упражнения, тем выше уровень выносливости.

Внутренние показатели выносливости: изменения в ЦНС, сердечно­сосудистой, дыхательной, эндокринной и других системах и органах чело­века в условиях утомления.

Выносливость зависит от уровня развития у человека других физичес­ких способностей. В связи с этим предлагают использовать два типа пока­зателей:

Абсолютные — без учета уровня развития силовых, скоростных и координационных способностей.

Относительные — с учетом развития силовых, скоростных и коор­ динационных способностей.

Если, к примеру, всем занимающимся предлагают пробежать одну и ту же дистанцию, то результаты в беге будут характеризовать абсолютные показатели выносливости. При этом нередко одинаковые результаты у раз­ных людей не свидетельствуют об их равной выносливости, так как не учитываются уровни развития других физических способностей, от кото­рых зависит ее проявление.

Когда же сравнивают показатели выносливости у людей, имеющих относительно одинаковые уровни скоростных, силовых и координаци­онных способностей, то получают показатели относительной выносли­вости. Сравнивание возможностей в проявлении выносливости дости­гается путем вычисления определенного процента от максимума у конкретных людей, например, 60% от максимальной скорости бега и 50% от максимальной мышечной силы при поднятии штанги. Для оценки относительных показателей выносливости применяются различные ко­эффициенты и индексы выносливости, которые определяются расчет­ным путем с помощью соответствующих формул. В данном случае силь­ный и слабый будут выполнять одинаковую по отношению к своим возможностям работу. Люди, плохо реализующие свои скоростные или силовые возможности, имеют, как правило, и низкие абсолютные по­казатели выносливости.

Структура выносливости в каждом случае определяется спецификой и условиями конкретного вида деятельности. Уровень развития и проявления выносливости зависит от целого ряда факторов:

наличия энергетических ресурсов в организме человека;

уровня функциональных возможностей различных систем организ­ ма (сердечно-сосудистой, ЦНС, эндокринной, терморегуляционной, не­ рвно-мышечной и др.);

быстроты активизации и степени согласованности в работе этих си­ стем;

устойчивости физиологических и психических функций к неблагоп­ риятным сдвигам во внутренней среде организма (нарастанию кислород­ ного долга, повышению молочной кислоты в крови и др.);

экономичности использования энергетического и функционально­ го потенциала организма;

подготовленности опорно-двигательного аппарата;

совершенства технико-тактического мастерства;

личностно-психологических особенностей (интереса к работе, свойств темперамента, уровня предельной мобилизации таких волевых ка­ честв, как целеустремленность, упорство, настойчивость, выдержка, тер­ пеливость и т.п.).

Среди других факторов, оказывающих влияние на выносливость чело­века, следует выделить возраст, пол, морфологические особенности чело­века и условия деятельности.

Эти факторы имеют значение во многих видах двигательной деятель­ности, но степень проявления каждого из них (удельный вес) и их соотно­шение различны в зависимости от особенностей конкретной деятельнос­ти. Поэтому существуют разнообразные формы проявления выносливости, которые группируются по тем или иным признакам. Например:

выносливость к работе циклического, ациклического или смешан­ ного характера;

выносливость к работе в конкретной зоне мощности (максималь­ ной, субмаксимальной, большой, умеренной);

выносливость статическая или динамическая;

выносливость локальная, региональная или глобальная;

выносливость аэробная или анаэробная;

выносливость скоростная, силовая или координационная;

выносливость общая или специальная;

выносливость дистанционная, игровая или многоборная и др.

Однако нет таких двигательных действий, которые требовали бы про­явления какой-либо формы выносливости в чистом виде. При выполне­нии любого двигательного действия в той или иной мере находят проявле­ние различные формы выносливости. Скажем, силовая выносливость может носить аэробный или анаэробный характер, проявляться в циклических или ациклических упражнениях, в работе участвует небольшое число мы­шечных групп или почти все мышцы тела. Вследствие этого для практи­ческого использования целесообразно применять такую классификацию, которая позволяет оценивать отдельные формы выносливости во взаимо­связи.

В практике обилие всех форм проявления выносливости обычно сво­дятся к двум ее видам:

Общая выносливость — это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, ока­зывающая положительное влияние на развитие специфических компонен­тов работоспособности человека, благодаря повышению адаптации к на­грузкам и наличию явлений «переноса» тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические.

Специальная выносливость — это способность к эффективному выпол­нению работы и преодолению утомления в условиях, определяемых требо­ваниями конкретного вида деятельности.

Известно, что тот или иной вид деятельности может предъявлять по­вышенные требования к преимущественному проявлению силовых, ско­ростных и координационных способностей, а следовательно, и к соответ­ствующему виду выносливости. И, наконец, в зависимости от интенсивности деятельности проявление этих видов выносливости связано с различным энергообеспечением мышечной работы.

Наиболее полно охарактеризовать проявление выносливости можно на основе учета характера и особенностей деятельности, требований, предъяв­ляемых данной деятельностью к различным физическим способностям и

уровню ее интенсивности. В связи с этим можно выделить следующие основные формы выносливости (рис. 12.2). Необходимо отличать общую скоростную выносливость к работе максимальной интенсивности от общей скоростной выносливости к работе субмаксимальной или большой интен­сивности и т.д. Каждая форма проявления выносливости, в свою оче­редь, может включать целый ряд видов и разновидностей. В основе дан­ных форм проявления выносливости лежат различные факторы. Поэтому методика их развития будет неодинаковой.

Поскольку координационная выносливость исследована пока недоста­точно, ограничимся описанием методики развития скоростной и силовой выносливости.

Рис. 12.2. Классификация выносливости

12.2. Методика развития выносливости

Развитие скоростной выносливости. О скоростной выносливости при­нято говорить применительно к упражнениям циклического характера (бег, ходьба, плавание, гребля, ходьба на лыжах, езда на велосипеде и т.п.). Любое из них может совершаться с различной скоростью. Более выносли­вым окажется тот, кто сможет поддерживать заданную скорость передви­жения дольше, чем другой. Естественно, что в зависимости от скорости передвижения будет разной и длительность выполнения упражнений: чем она выше, тем меньше окажется продолжительность работы, и наоборот. К примеру, бег с максимальной скоростью не может быть продолжитель­ным. Он длится десятки секунд, и за это время преодолевается небольшое

р асстояние — 100 — 200 м. Если же человек пробегает большую дистан­цию, то он уменьшает интенсивность бега, т.е. бежит медленнее.

На основе анализа мировых рекордов в беге на различные дистанции B.C. Фарфель установил, что зависимость «скорость — время» распадается на четыре прямолинейных участка, названных им зонами относительной мощ­ности: зону максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощ­ности. Каждая из этих зон включала в себя существующие в практике группы дистанций — короткие, средние, длинные и сверхдлинные (рис. 12.3).

Рис. 12.3. Логарифмическая кривая рекордов в беге

Было выявлено, что деление кривой рекордов на отрезки характерно не только для рекордов в беге, но и для других циклических упражнений — в плавании, в беге на коньках, в езде на велосипеде.

Во всех случаях критерием мощности (интенсивности) работы являет­ся не дистанция, а время, необходимое для ее выполнения. Поэтому отно­сительно одинаковыми по мощности могут быть, например, бег на 500 м и плавание на 100 м, так как оба упражнения требуют приблизительно оди­накового времени — около минуты. Если бегун пробегает 200 м за 19,72 с, то для него эта работа будет максимальной мощности, но если ту же дистанцию бегун преодолевает лишь за 40 с, то для него эта работа окажется по мощности субмаксимальной. Максимальную же мощность для такого бегуна будет представлять бег с большей скоростью, которую, од­нако, он сможет поддержать значительно меньше времени — 10—15 с, преодолев всего 50 м.

Читайте также:  Как снять утомление организма

Классификация зон мощности, предложенная B.C. Фарфелем, в связи с ростом мировых рекордов в беге неоднократно уточнялась и усовершенство­валась. Оказалось, что «кривая рекордов», во-первых, распадается не на 4, а на большее число зон. К примеру, Н.И. Волков предложил зону субмак­симальной мощности подразделить на две подзоны: длительностью от 15 до 40 с и 40 с — 2 мин. Зону умеренной мощности также иногда подразделяют на две части — подзону углеводного дыхания и подзону жирового дыхания. Во-вторых, у людей различного возраста, пола и подготовленности времен­ные границы работы в каждой зоне имеют определенные отличия.

Таблица 12.1

Показатели времени работы в зонах относительной мощности в циклических упражнениях у людей различного возраста

В табл. 12.1 приведены временные характеристики различных зон от­носительной мощности в циклических упражнениях у людей различного возраста. Знание временных интервалов зон относительной мощности в разном возрасте имеет важное практическое значение. Эти данные служат ориентиром для нормирования скоростных нагрузок на занятиях.

Установлено, что физиологические механизмы утомления в цикличес­ких упражнениях, относящихся к разным зонам мощности (скажем, бег на 100 и 10 000 м), существенно различаются. В то же время, если упраж­нения принадлежат к одной и той же зоне (например, бег на 100 и 200 м), то механизмы утомления, а следовательно, и выносливости будут во мно­гом сходны. Естественно, на уровень ее развития в каждом случае влияют и другие факторы. Различия в деятельности органов и систем организма определяют в значительной мере и разную методику развития скоростной выносливости.

Выносливость проявляется только в том случае, когда имеются явле­ния утомления. Доказано, что чем лучше развита скоростная выносли­вость, тем позже во время передвижения на дистанции начинают прояв­ляться явления утомления и как следствие этого снижение скорости. Отодвигается момент, когда начинают проявляться элементы декомпенси-рованного утомления.

Следовательно, и скоростная выносливость в той или иной зоне мощ­ности развивается только тогда, когда человек в процессе занятий доходит до необходимых степеней утомления — организм в этом случае как бы отве­чает на подобные явления повышением уровня развития выносливости.

Главный путь совершенствования скоростной выносливости в каждой зоне мощности заключается в использовании на занятиях несколько более интенсивной работы по сравнению с той, которая характерна для нее в различных возрастных группах. Такая работа представляет собой передви-

жение со скоростью, превышающей соревновательную на дистанциях, попадающих в соответствующую зону. Разумеется, дистанция будет коро­че соревновательной, поэтому воздействие на организм недостаточно. Для достижения необходимого характера ответных реакций, их величины и направленности при развитии выносливости, тренировочные отрезки в одном занятии преодолеваются несколько раз. В зависимости от характе­ра энергетического обеспечения мышечной деятельности выделяют три вида| скоростей передвижения, которые имеют большое значение для нормиро-вания нагрузок при развитии выносливости в каждой из зон.

Субкритическая скорость, при которой расход энергии невелик величина кислородного запроса меньше аэробных возможностей (т.е. те кущее потребление кислорода полностью покрывает потребности), — ока зывает преимущественное воздействие на развитие аэробных функций.

Критическая скорость, при которой кислородный запрос раве аэробным возможностям и упражнения выполняются в условиях макси мальных величин кислорода, — развивает аэробно-анаэробные функции.

Надкритическая скорость, при которой кислородный запрос пре вышает аэробные возможности человека и выполнение упражнения про исходит в условиях кислородного долга, — содействует совершенствова нию анаэробных возможностей.

Абсолютные показатели субкритической, критической и надкрити ческой скоростей во многом зависят от вида циклических упражнени возраста, пола и подготовленности занимающихся. К примеру, крити ческая скорость у сильнейших спортсменов — мужчин в плавании состав ляет 1,6 м/с, в легкоатлетическом беге — 5,92 м/с, в беге на коньках -11,2 м/с, в езде на велосипеде — 13,5 м/с.

Упражнения для развития скоростной выносливости в зоне максималь ной и субмаксимальной мощности выполняются с надкритической скоро стью, для развития выносливости к скоростной работе в зоне большо мощности, с надкритической и критической скоростью, для развити выносливости в зоне умеренной мощности — главным образом с субкри тической и критической скоростью.

Скоростная выносливость в работе максимальной мощности характер на для упражнений с предельной продолжительностью от 9 до 20 с. примеру, легкоатлетический бег на дистанции — 30—60 м —- у младши 100 м — у старших школьников, 100—200 м — у квалифицированны бегунов.

Основным средством развития скоростной выносливости в зоне ма симальной мощности является преодоление отрезков, равных или дая больше, чем соревновательные дистанции, с максимальной или бли кой к ней скоростью. В данном случае имеется в виду не рекорднг скорость человека, а максимальная по отношению к его возможностя в день занятий.

В процессе развития скоростной выносливости в этой зоне мощно ти следует учитывать динамику изменения скорости в связи с нарастай ем утомления. Если человек ощущает возникающее утомление уже в пе вые секунды работы и скорость быстро уменьшается (например, в беге i 20 м результат высокий, а на 50 м — относительно низкий), то налш недостаточность выносливости в стартовом разгоне. Если же утомлен наступает позже, а скорость начинает падать с середины дистанции или

концу ее, то надо говорить о недостаточности скоростной дистанцион­ной выносливости.

Методика развития выносливости в этих случаях будет неодинаковой.

Для того чтобы полноценно проявить свои возможности в начале рабо­ты и не снижать при этом скорость передвижения, используется повторное выполнение упражнений с интенсивностью 95—100% от максимальной и продолжительностью 3—8 с с интервалами отдыха между повторениями 2—3 мин. Количество повторений в одной серии — 3—5 раз. Для более глубокого воздействия нагрузки на организм выполняется 2—4 серии уп­ражнений. Время отдыха между сериями — 4—6 мин. Такая работа харак­терна для учебно-тренировочных занятий на очень коротких дистанциях.

Наряду с повторным методом в занятиях применяется также интер­вальный спринт. В нем упражнения выполняются в форме 10 с ускоре­ний со скоростью 95—100% от максимальной и 10—15 с с паузами отдыха, заполненными малоинтенсивной работой. Серий — 3—5, в каждой серии — 3—5 повторений упражнения. Отдых между сериями — 8—10 мин. Чтобы пройти дистанцию в высоком темпе, не снижая скорость до финиша (или снизив в небольшой мере), необходимо совершенствовать способность поддерживать относительно высокую скорость в течение более длительного времени. Это достигается преодолением отрезков, равных или даже боль­ших по длине, чем основная соревновательная дистанция. Правда, нельзя излишне превышать соревновательную дистанцию, поскольку это связано с уменьшением интенсивности работы до уровня, не отвечающего требо­ваниям основной дистанции.

В процессе занятий используется главным образом повторный метод, который предусматривает выполнение упражнений с интенсивностью 90—95% от максимальной и продолжительностью 10—20 с. Число повторений уп­ражнения в каждой серии — 3—4. Количество серий для не имеющих спортивные разряды — 2—3, для хорошо тренированных людей — 4—6.

Скоростная выносливость в работе субмаксимальной мощности у людей разного возраста и подготовленности проявляется преимущественно в упражнениях максимальной продолжительности не менее 50 с и не более 4—5 мин. Например, для детей 10 лет бег продолжительностью от 9 до 90 с, который соответствует дистанции 50—400 м, для детей 13—14 лет бег в диапазоне от 15 с до 4 мин 30 с на дистанциях 90—1600 м; для взрослых высококвалифицированных спортсменов продолжительность бега находит­ся в пределах от 20 с до 2 мин 16 с. За это время они преодолевают от 200 до 1000 м.

Основным средством развития скоростной выносливости при работе в зоне субмаксимальной мощности является преодоление тренировочных отрезков различной длины со скоростью, превышающей соревнователь­ную. Для многих дистанций, относящихся к зоне субмаксимальной мощ­ности, величина прироста выносливости зависит от диапазона используе­мых скоростей передвижения, имеющего критическую границу отклонения от соревновательной скорости в пределах примерно ±10—15%. При пла­нировании нагрузки следует принимать во внимание не только скорость выполнения упражнений, но и удельный вес работы различной интенсив­ности в общем объеме нагрузки или в общем балансе времени. Во всех случаях работа до выраженного утомления является основной формой по­вышения уровня выносливости.

ражнений в разных диапазонах субмаксимальной мощности ц

ленные различия. При работе субмаксимальной мощности предельной продолжительности 40—45 с упражнения выполняются с очень большой интенсивностью при далеко не удовлетворяемом запросе кислорода, не­смотря на: предельное его потребление. Энергообеспечение мышечной де­ятельности в этом случае осуществляется преимущественно за счет анаэ­робной гликолитической мощности (количество распадающегося до молочной кислоты гликогена в секунду).

Скоростная выносливость к такой работе развивается путем повторно­го прохождения укороченных отрезков дистанции с высокой скоростью, например, 3—5 раз по 200 м — для бегуна на 400 м. Затем постепенно длина отрезков увеличивается. Они могут быть близки к соревновательной дистанции, равны или даже немного превышать. Например, повторное (2—4 раза) прохождение дистанции 350—450 м с возможно большой ско­ростью — для бегуна на 400 м.

При развитии скоростной выносливости на дистанциях, проходи­мых за 45 с — 4,5 мин, энергообеспечение зависит во многом от анаэ­робной гликолитической емкости (общее количество анаэробно распа­дающегося гликогена) и включает аэробное окисление гликогена. Основной метод выполнения упражнений — повторный, длительность одного повторения от 1 до 5 мин. Скорость передвижения 80—85% от мак­симальной. Количество повторений упражнения в одной серии 4—6 раз. Интервалы отдыха между повторениями — 4—8 мин, а между сериями — 10—15 мин. Для более глубокого воздействия в одном занятии выполня­ют 2—4 серии.

Скоростная выносливость в работе большой мощности проявляется в упражнениях, длительность выполнения которых может достигать пример­но 2—10 мин и более. Границы временного диапазона внутри данной зоны у лиц разного возраста неодинаковы. Эти различия особенно выражены у детей младшего и среднего школьного возраста, что связано с интенсив­ностью морфологических и функциональных изменений дыхательной, сер­дечно-сосудистой, нервно-мышечной, эндокринной и других систем орга­низма, происходящих в результате роста и развития ребенка. У взрослых квалифицированных спортсменов в эту зону относительной мощности по­падают, к примеру, в легкоатлетическом беге дистанции 1500—5000 м; в плавании — 400—1500 м; в беге на коньках — 3000, 5000 и 10 000 м.

Основным средством развития выносливости является передвижение на тренировочных дистанциях со скоростью, близкой к критической, рав­ной ей или немного превышающей ее. По своему воздействию такая рабо­та должна вызывать максимальное потребление кислорода в организме и , позволять более длительное время удерживать его на высоком уровне. Про­цесс обеспечения энергией работающих мышц — смешанный, аэробно-анаэробный с преобладанием аэробного компонента.

Для развития выносливости в данной зоне мощности используются] преимущественно переменный, повторный и интервальный методы. Ин­тенсивность передвижения в переменном методе может применяться от умеренной до соревновательной. Переменная тренировка проводится ши по типу «фартлека», когда различные по длине отрезки дистанции преодо­леваются с разной скоростью, или при строгом чередовании одинаковые

отрезков дистанции, пробегаемых поочередно с высокой и низкой скоро­стью. Например, в беге на коньках непрерывно пробежать 10 кругов по стадиону с переменной скоростью, 1 круг быстро + 1 круг медленно и т.д. При применении повторного метода длительность одного повторения ко­леблется от 5 до 10 мин. Длина преодолеваемых отрезков может быть рав­на, несколько больше или меньше, чем соревновательная дистанция. Отрезки большие, чем дистанция, или равные ей проходят на скорости примерно на 10% меньше, чем среднесоревновательная, а отрезки мень­шие (на 1/3—1/4 дистанции) — с соревновательной или на 8—12% выше соревновательной. Количество повторений упражнения в серии от 4 до 12 раз. Занятия состоят из одной или нескольких серий.

Например, общий объем работы на отрезках у юных гребцов превыша­ет соревновательную дистанцию 1000 м примерно в 1,5 раза, у юниоров — в 2—2,5 раза, а у взрослых — в 2,5—3,5 раза. Интервалы отдыха между повторениями упражнения зависят от длительности и интенсивности ра­боты и колеблются от 3 до 10 мин. Они должны обеспечивать относитель­но полное восстановление работоспособности организма. Отдых между сериями 10 — 15 мин. По мере роста подготовленности для развития вы­носливости применяется интервальный метод, характеризующийся боль­шим количеством повторений упражнения на длинных отрезках со скорос­тью ниже соревновательной и относительно короткими паузами отдыха.

Скоростная выносливость к работе умеренной мощности характерна для упражнений, в которых максимальная продолжительность соревнователь­ной деятельности составляет от 9 до 10 мин и до 1—1,5 ч и более. К приме­ру, у взрослых квалифицированных спортсменов это будет:

часовой и марафонский бег;

бег на коньках на 10 000 м;

бег на лыжах на 10, 15, 30, 50 км и др.

У детей различного возраста эти дистанции могут относиться к другим зонам мощности. В частности, у бегунов 9—11 лет дистанция на 5 км относится к зоне большой мощности. Чтобы преодолеть ту или иную дис­танцию в этой зоне мощности с лучшим результатом, необходимо поднять уровень соревновательной скорости и обеспечить ее сохранение достаточно длительное время.

В основе скоростной выносливости на длинных и сверхдлинных дис­танциях, прежде всего, лежит емкость аэробного механизма энергопро­дукции, т.е. запасы гликогена мышц и печени, жирных кислот. Инфор­мативные показатели его — уровень порога анаэробного обмена (ПАНО) по отношению к максимальному потреблению кислорода (МПК) и скорость пе­редвижения на уровне ПАНО.

ПАНО соответствует такой интенсивности работы, при которой кис­лорода уже явно не хватает для полного энергообеспечения, резко увели­чиваются процессы бескислородного (анаэробного) образования энергии за счет расщепления веществ, богатых энергией (креатинфосфата и глико­гена мышц), и накопления молочной кислоты.

Повышение уровня порога анаэробного обмена позволяет бегуну, греб­цу, лыжнику и др. пройти большую часть дистанции в аэробных условиях и использовать анаэробные резервы во время финишного ускорения. Не-

прерывный рост способности поддерживать высокую скорость за счет эн гетического потенциала на стайерских дистанциях может быть реализо путем:

— ♦ повышения МПК, т.е. количества кислорода, которое орган! способен усвоить в единицу времени;

повышения уровня ПАНО по отношению к МПК (его величин подготовленных людей может возрастать до 80% от МПК);

экономизации энергозатрат и совершенствования периферичеа (мышечных) механизмов трансформации энергии (тканевого обмена)

Основными средствами развития скоростной выносливости на дш ных и сверхдлинных дистанциях являются: бег, гребля, плавание, езда велосипеде и другие циклические упражнения, выполняемые с субкрш ческой скоростью. Совершенствование выносливости осуществляете: . помощью методов непрерывного и прерывного упражнения. При испо зовании равномерного метода упражнения выполняются с относител] постоянной скоростью, составляющей 75—80% от критической в тече] 20 мин и более. Подобный режим работы создает оптимальные уело] для совершенствования функций сердечно-сосудистой и дыхательной с тем организма. Для повышения выносливости посредством перемени метода важно соблюдать оптимальный уровень скорости передвижени не завышать его, чтобы излишне не активизировать анаэробные проц сы. Она должна изменяться в диапазоне 60—80% от критической.

При тренировках повторным методом преодолеваются более корот] отрезки, нежели дистанция в соревнованиях, со скоростью, превыше щей соревновательную на 6—10%, с интервалами отдыха 15—25 мин. ] пример, для бегуна на 5 км — 1000 м х 5. Интервалы отдыха по м подготовленности уменьшаются.

Что касается интервального метода, при его применении целесообр но тренировочные занятия проводить на коротких отрезках, с коротки паузами отдыха, с большим числом повторений (например, у пловцов будет плавание 50 м х [15—30], пауза отдыха — 30—45 с). Для развиг способности длительное время удерживать скорость передвижения на ур не соревновательной полезно включать в занятия контрольные прохож ния укороченной дистанции по сравнению с соревновательной.

источник