Меню Рубрики

Условия рациональной организации труда препятствующие развитию утомления

Традиционной областью изучения функциональных состояний в психологии является исследование динамики работоспособности и утомления.

В течение рабочего дня работоспособность может изменяться несколько раз в сторону снижения или увеличения. Параллельно с показателями работоспособности во многих случаях изменяются и показатели производительности труда. На протяжении рабочей смены отмечаются период врабатывания (продолжительностью около 0,5 – 1,0 ч) и период высокой работоспособности (продолжительностью около 1 – 2 ч). В конце рабочего дня, а также перед обеденным перерывом отмечается снижение работоспособности и производительности труда, которое объясняется развитием утомления. В целом на протяжении рабочей смены последовательно развиваются три характерных процесса:

  1. врабатывание, или вхождение в работу;
  2. поддержание высокого уровня работоспособности;
  3. утомление.

Нередко этот цикл работоспособности развивается дважды на протяжении рабочего дня: в первой (дообеденной) и во второй (послеобеденной) его половине.

В психофизиологическом механизме врабатываемости и утомления на первый план выступают особенности противоположного характера. Так, если во время врабатывания происходит формирование и уточнение рабочих динамических стереотипов и соответствующие изменения в протекании основных функций различных систем, то в период утомления наблюдается разрушение динамических стереотипов и изменение протекания элементарных физиологических функций. Если во время врабатывания происходит повышение уровня производительности труда, то во время утомления – ее уменьшение.

Наиболее часто утомление понимается как временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. При этом специфика утомления существенно зависит от вида нагрузки, времени, необходимого для восстановления исходного уровня работоспособности и уровня локализации утомления. Различают физическое и умственное утомление, острое и хроническое; рассматривают также специфические виды утомления – мышечное, сенсорное, умственное и т.д.

В приведенном выше определении главным фактором утомления выступает снижение работоспособности, однако, кроме утомления, на снижение работоспособности влияют также состояния монотонии и психического пресыщения. Если утомление можно охарактеризовать как естественную реакцию, связанную с нарастанием напряжения при продолжительной работе, то и монотония, и психическое пресыщение являются следствием однообразия деятельности, выполняемой в специфических условиях (бедность внешней среды, ограниченное поле работы, несложные стереотипные действия и т.д.). В то же время одинаковая направленность изменения работоспособности при этих состояниях еще не служит доказательством их идентичности. Различия проявляются и в поведенческом плане, и в их субъективной представленности. Для монотонии характерны погружение человека в дремотное состояние, «выключение» из процесса деятельности. Состояние психического пресыщения связано с развитием аффективного эмоционального комплекса и попытками внести разнообразие в привычный стереотип выполняемых действий. Нарастание утомления сопровождается увеличением специфических «ошибок невнимательности», снижением точности и скорости действий, симптоматикой истощения резервов организма. В состоянии монотонии или психического пресыщения истощения резервов организма не наблюдается, наоборот, к нарастанию этих состояний ведет недостаточное или однобокое использование резервов. Для состояния монотонии основной тип изменений характеризуется общим снижением активности обеспечивающих деятельность процессов. Состояниям утомления, напротив, свойственна диссоциация этих процессов по мере нарастания напряжения, что проявляется в росте рассогласования между отдельными показателями.

С физиологической стороны развитие утомления свидетельствует об истощении внутренних резервов организма и переходе на менее выгодные способы функционирования систем: поддержание минутного объема кровотока осуществляется за счет увеличения частоты сердечных сокращений вместо увеличения ударного объема; двигательные реакции реализуются большим числом функциональных мышечных единиц при ослаблении силы сокращений отдельных мышечных волокон и др. Это находит выражение в нарушениях устойчивости вегетативных функций, снижении силы и скорости мышечного сокращения, дискоординации в работе регуляторных образований, затруднениях выработки и торможения условных рефлексов, вследствие чего и замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность и координация движений.

По мере роста утомления наблюдаются значительные изменения в протекании различных психических процессов. Для состояния утомления характерно заметное снижение показателей сенсорной чувствительности в различных модальностях вместе с ростом ее инерционности. Это проявляется в увеличении абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности, снижении критической частоты слияния мельканий, возрастании яркости и длительности последовательных образов. Нередко при утомлении уменьшается скорость реагирования, т.е. увеличивается время простой сенсомоторной реакции и реакции выбора. Однако может наблюдаться и увеличение скорости ответов, сопровождаемое ростом числа ошибок. Утомление приводит к распаду выполнения сложных двигательных навыков по типу некоординированной реализации отдельных моторных стереотипов.

Наиболее выраженными и существенными признаками утомления являются нарушения внимания: сужается объем внимания, страдают функции переключения и распределения внимания, снижается его произвольность. Со стороны процессов, обеспечивающих запоминание и сохранение информации, утомление прежде всего приводит к затруднениям извлечения информации, хранящейся в долговременной памяти. Снижение показателей кратковременной памяти связано с ухудшением удержания информации в системе кратковременного хранения и операций семантического кодирования. Эффективность процесса мышления существенно снижается за счет преобладания стереотипных способов решения задач в ситуациях, требующих принятия новых решений. Нарушается или снижается сознательный контроль процессов целеобразования в проблемных ситуациях, нарушается целенаправленность интеллектуальных актов.

По мере развития утомления происходит трансформация мотивов деятельности. Если на ранних стадиях сохраняется адекватная «деловая» мотивация, то затем преобладающими становятся мотивы прекращения деятельности или ухода от нее. При продолжении работы это приводит к формированию отрицательных эмоциональных реакций.

Описанный симптомокомплекс утомления представлен разнообразными субъективными феноменами, знакомыми каждому как комплекс переживания усталости. Переживание усталости имеет важное значение с точки зрения обеспечения соматического и психологического здоровья: оно является сигналом к поиску внешних или внутренних резервов продолжения деятельности или к ее прекращению.

Таким образом, на психологическом уровне утомление можно охарактеризовать как когнитивно-эмоционально-личностностный синдром. В его развитии выделяют несколько стадий, содержание и приспособительное значение которых раскрываются при анализе общих закономерностей динамики работоспособности в процессе длительно выполняемой деятельности.

Традиционным способом выделения стадий работоспособности является анализ зависимости между эффективностью деятельности и временем ее выполнения. Динамика работоспособности при таком подходе характеризуется только на основании внешних показателей результативности труда: ухудшение результатов работы свидетельствует о снижении работоспособности, улучшение – о повышении работоспособности. Использование критерия эффективности работы для определения динамики работоспособности характерно для объектной парадигмы в исследованиях психологии труда, в противовес которой субъектный подход учитывает и внутренние субъективные факторы, влияющие на динамику работоспособности. Однако при всем разнообразии подходов к описанию динамики работоспособности можно выделить общие, наиболее типичные стадии, такие как стадия врабатывания, стадия оптимальной работоспособности и утомление. Их продолжительность, чередование и степень выраженности определяются воздействием множества факторов и могут варьироваться вплоть до полного выпадения некоторых из них. Например, при наличии у субъекта развернутой структуры положительных мотивов профессиональной деятельности период врабатывания очень короткий, период оптимальной работоспособности длителен, а стадия утомления может отсутствовать вовсе.

Появление симптомов утомления свидетельствует о недостаточности привлекаемых компенсаторных средств для поддержания эффективности деятельности на заданном уровне (по количественным и качественным показателям). Восстановление оптимального уровня работоспособности предполагает прекращение вызвавшей утомление деятельности на определенный период времени, который с необходимостью должен включать элементы как пассивного, так и активного отдыха. В тех случаях, когда продолжительность или полноценность периодов отдыха недостаточны, происходит накопление, или кумуляция, утомления.

Первыми симптомами хронического утомления служат разнообразные субъективные ощущения – чувство постоянной усталости, повышенной утомляемости, сонливости, вялости и т.д., объективные признаки на начальных стадиях его развития выражены мало. Однако поскольку задача диагностики хронического утомления особенно важна на ранних этапах, следует искать надежные индикаторы его возникновения. Наряду с анализом субъективной симптоматики информативным оказывается анализ соотношений в продолжительности отдельных стадий работоспособности, главным образом стадий врабатывания и оптимальной работоспособности.

Утомительность различных видов труда определяется следующими факторами: затратой физических усилий; напряжением внимания; темпом работы; рабочим положением; монотонностью труда; температурой и влажностью внешней среды; запыленностью и загрязненностью воздуха; шумом; вибрацией, вращением и толчками; освещением. Каждый фактор и его градации имеют условные измерители (баллы), которые могут быть выражены в процентах времени, необходимого для отдыха при работе под действием данного фактора. При оценке суммарного воздействия на организм нескольких факторов соответствующие им баллы и проценты могут складываться арифметически или геометрически (путем сложения квадратов и извлечения из суммы квадратного корня).

За основу классификации работ по степени тяжести физического труда или по напряженности умственного труда в настоящее время принимают градацию степени утомления по виду кривой работоспособности. Виды труда, характеризующиеся такой конфигурацией кривой работоспособности, когда быстро протекает врабатывание, устойчивая работоспособность продолжительна и наблюдается короткое снижение работоспособности в последние час-полчаса работы, относятся к I степени утомления и к I категории тяжести и напряженности. Нарушение силовых отношений в нервной деятельности, утрата плавности динамики работоспособности в период врабатывания, раннее наступление утомления, уменьшение производительности труда характеризуют II степень утомления и соответствуют II категории тяжести и напряженности труда. К III степени утомления и, соответственно, к III категории тяжести и напряженности труда предлагается относить трудовые действия, характеризующиеся значительным нарушением координационной функции центральной нервной системы в связи с накоплением следов утомления. Это состояние приобретает застойный характер и переходит в переутомление, когда могут нарушиться привычные рабочие движения (разрушается рабочий динамический стереотип). При этом резко изменяется кривая работоспособности, периодичность и соотношение ее отрезков утрачиваются, не наблюдается устойчивого состояния работоспособности, падает производительность труда, растет количество ошибок.

Причина утомления коренится в изменениях функционального состояния нервных центров, в которых во время работы наряду с элементарными процессами, наблюдаемыми в клетках и тканях, проходят более сложные процессы, отражающие способность нервных клеток суммировать в себе следовые процессы, остающиеся после каждой свойственной им реакции. В учении Н.Е. Введенского о парабиозе и А.А. Ухтомского об усвоении ритма установлены определенные эффекты суммации последовательных следовых процессов. В первой фазе воздействия многократно повторяющихся раздражений происходит такое изменение функционального состояния нервных клеток, которое характеризуется повышением скоростей развития и завершения возбуждения, т.е. повышением функциональной подвижности (лабильности) или усвоения ритма. Во второй фазе продолжающееся воздействие раздражителей и соответствующий процесс суммации возбуждения приводят к противоположному результату – уменьшению лабильности и развитию состояния, приближающегося при дальнейших воздействиях к парабиозу.

Было бы неправильно думать, что снижение функциональной подвижности нервной системы немедленно приводит к уменьшению производительности труда. Уменьшение производительности труда наступает несколько позже, в течение некоторого времени работа продолжается с прежними производственными показателями, несмотря на то что физиологические показатели уже начали ухудшаться. В данном случае работа продолжается при требуемых производством условиях за счет привлечения дополнительных факторов социально-психологического порядка (например, сознание ответственности за порученную работу).

Развитие охранительного торможения в процессе трудовой деятельности свидетельствует о том, что в производственных условиях снижение работоспособности в связи с утомлением вызывается не непосредственно истощением запасов энергии в нервных клетках, не засорением их продуктами распада, а предшествующим этим процессам нарушением ритма деятельности и рабочего динамического стереотипа. В общем случае указанные обратимые функциональные нарушения вызываются суммированием следов возбуждения, остающихся после каждого рабочего действия. В каждом же частном случае отдельной производственной работы суммирование следов возбуждения имеет свои особенности в зависимости от характера выполняемых рабочих действий и условий труда на определенном участке производства. Конкретные психофизиологические механизмы суммирования следовых процессов в нервной системе, приводящие к утомлению, различны и зависят от условий труда.

Если развитие утомления следует считать естественной реакцией организма, имеющей приспособительный характер и выполняющей целый ряд полезных функций, то его чрезмерное развитие в любой форме – явление нежелательное. В соответствии с этим при решении прикладных задач должны ставиться разные цели. С одной стороны, необходимо максимально продлить время оптимальной работоспособности и отодвинуть появление первых признаков утомления, хотя само состояние утомления вполне допустимо в последние часы работы. С другой стороны, для предотвращения эффектов накопления утомления желательно обеспечивать полное восстановление сил к началу следующего рабочего дня.

В каждом конкретном виде труда необходимо применять такие оздоровительные меры, которые могли бы в наибольшей степени соответствовать психофизиологическим процессам, развивающимся во время данного вида трудовой деятельности, в частности свойственному этому виду труда физиологическому механизму утомления. Наиболее эффективные средства предупреждения утомления при работе на производстве – это средства, нормализующие активную трудовую деятельность человека. Уменьшение плотности рабочего времени, наличие вынужденных перерывов на протяжении рабочего дня не только не отдаляют наступление и развитие утомления, но могут и ускорить, и углубить его. Исключение случайно возникающих перебоев в работе, простоев и штурмовщины, ритмизация трудовых процессов являются важными условиями поддержания высокого уровня работоспособности. На фоне нормального протекания производственных процессов одним из важных физиологических мероприятий, противостоящих утомлению, является правильный режим труда и отдыха. В сменном режиме труда и отдыха должно быть предусмотрено физиологически и психологически обоснованное чередование периодов работы и перерывов для отдыха и приема пищи.

Перерывы различаются по своему значению и продолжительности. В середине рабочего дня обычно назначается обеденный перерыв, продолжительность которого должна составлять 1 ч или 50 мин (в отдельных случаях возможны перерывы меньшей продолжительности, что должно компенсироваться другими мерами облегчения и оздоровления труда). В первую (дообеденную) половину рабочего дня и во вторую (послеобеденную) в счет рабочего времени назначаются дополнительные перерывы для отдыха продолжительностью – в зависимости от особенностей данного вида труда – от 5 до 15 мин (редко больше 15 мин). Расположение дополнительных перерывов на протяжении рабочего дня, их количество и содержание (пассивный или активный отдых) определяются на основании данных физиологического и психологического изучения динамики работоспособности. В промежутках между рабочими операциями (а также между рабочими элементами и движениями) делаются короткие микропаузы продолжительностью от нескольких секунд до 2 – 3 мин.

Изменяя соответствующим образом число, продолжительность, расположение в течение смены и содержание дополнительных перерывов, специалист в области физиологии и психологии труда имеет возможность создать на конкретном участке предприятия такой режим труда и отдыха, который обеспечит достижение высокого и устойчивого уровня работоспособности, производительности труда и оптимальное приспособление физиологических и психических функций к текущей трудовой деятельности.

источник

Утомление — сложный и разнородный комплекс явлений. Возникает в результате длительной, чрезмерной или нерациональной нагрузки и характеризуется снижением работоспособности. Представления о том, что утомление возникает вследствие «исто­щения» энергетических и пластических ресурсов либо «засорения» работающего органа или организма в целом продуктами обмена (и другие подобные механистические теории) принадлежат прошлому. В целом организме утомление представляет собой в первую очередь нарушение регуляторных функций центральной нервной системы (ЦНС).

Преодолеть механистические представления об утомлении помогли классические исследования И. М. Сеченова. В опытах на самом себе он осуществлял ритмический подъем груза мышцами одной руки и записывал кривую утомления на эргографе. В случае когда развивалось утомление и дальнейшее поднятие груза затруднялось, восстановление работоспособности протекало более эффективно не при полном покое и отдыхе, а при включении в работу мышц другой руки. И. М. Сече­нов показал, что при этом положительную роль играет поток афферентных сигналов, поступающих от работающих мыши в ЦНС. Подобный эффект наблюдался и в том случае, когда вместо работы мышц другой руки осуществлялось раздражение кожи электрическим током. Таким образом была экспериментально доказана высокая эффективность активного отдыха.

Известно, что при очень сильном утомлении необходим и полный покой. Как правило, доводить организм до столь сильного состояния утомления не рекомендуется. Желательно предупреждать развитие подобных стадий утомления путем своевременного переключения на другую деятельность.

Развитию утомления способствует монотонная однообразная работа с несложными, непрерывно повторяющимися процессами. В этом случае важно периодически активно переключать вниман ie и деятельность (вводить производственную гимнастику, делать физкультурные паузы и т. д.). Чтобы уменьшить элементы монотонности труда при работе на конвейере, полезно членам одной бригады владеть несколькими операциями и, поочередно заменяя друг друга, переключаться на другую трудовую операцию.

Состояние утомления определяется по ряду психофизиологических показателей, позволяющих оценить основные свойства нервной системы, а также по функциональным пробам, при помощи которых регистрируется функциональное состояние сердечно­сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма.

Утомлению способствуют условия, вызывающие высокие степени напряжения. Поэтому организация труда, при которой действие упомянутых выше факторов, способ­ствующих росту состояния напряжения, сведено к минимуму, в значительной мере предупреждает и развитие утомления.

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 35, с. 195.
18 Физиология человека 529

Следует помнить ценные указания Н. Е. Введенского о том, что «устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают». Ученый выдвинул шесть условий рациональной организации труда, препятствующих развитию утомления:

1) во всякий труд нужно входить постепенно;

2) необходим оптимальный для данного труженика ритм работы;

3) важна привычная последовательность и систематичность работы;

4) необходимо правильное чередование труда и отдыха;

5) нужно постепенное и систематическое упражнение и как результат его — укрепляющийся навык;

Читайте также:  Что такое утомление определение

6) чрезвычайно важно благоприятное отношение общества к труду. Эти условия в полной мере сохраняют свою силу и сегодня.

источник

Рациональные режимы труда и отдыха. Работоспособность чело­века определяется условиями его работы и отдыха. За время от­дыха физиологические показатели, изменившиеся в процессе работы, должны возвратиться к исходному уровню. Поэтому среди мер физиологической рационализации трудовой деятельности ведущее место занимают физиологически обоснованные режимы труда и отдыха, представляющие собой систему чередования периодов ра­боты и отдыха на протяжении рабочей смены, недели или года. Эта система регламентирует время начала, продолжительность и содер­жание периодов отдыха. Разработка рациональных режимов труда и отдыха возможна лишь на основе психофизиологических исследова­ний функционального состояния человека в процессе труда. Пра­вильно организованные режимы чередования периодов работы и восстановления являются одним из наиболее эффективных способов сохранения высокой работоспособности и здоровья человека.

При построении рациональных внутрисменных режимов труда и отдыха организаторы производства руководствуются следующими принципами: (1) процесс включения в работу (фаза врабатывания) занимает меньше времени при использовании специальных активи­рующих воздействий (вводная гимнастика, музыкальные передачи); (2) на протяжении рабочей смены необходимо устраивать микропау­зы в работе и регламентированные перерывы на отдых. В зависи­мости от тяжести и напряженности труда время на отдых может составлять 9-10% рабочего времени; (3) регламентированные пере­рывы будут эффективными лишь тогда, когда они назначаются на начальных стадиях развития утомления; (4) продолжительность пе-

риодов отдыха зависит от тяжести и напряженности труда. Так, при легкой работе на конвейере длительность перерывов должна быть 5-7 мин, а при тяжелой физической работе — 20-25 мин. При особо физически тяжелых работах 15-20 минутные периоды работы необходимо чередовать с такими же по продолжительности периодами отдыха. При работах, требующих нервного напряжения и внимания, а также точных, мелких движений пальцев в высоком темпе и в условиях повышенной монотонности, целесообразно уст­раивать работающим лицам частые, но короткие (5-10 мин) пере­рывы; (5) чем тяжелее и напряженнее работа, тем ближе по вре­мени к началу смены (или к обеденному перерыву для второй половины рабочего дня) должны быть введены регламентированные перерывы; (6) во второй половине рабочего дня, в связи с более выраженным утомлением, количество перерывов на отдых должно быть больше, чем в первой половине смены; (7) перерыв на обед, длительностью 40-60 мин, целесообразно предоставлять в середине рабочего дня или с отклонением от нее в пределах до одного часа; (8) характер заполнения перерыва (активный или пассивный отдых, использование физических и психостимулирующих средств рекреа­ции) зависит от вида трудовой деятельности.

Физиологические принципы профилактики перенапряжений опорно-двигательного аппарата. Основными этиологическими фак­торами развития перенапряжений и связанных с ними заболеваний нервно-мышечного и костно-суставного аппарата человека являются чрезмерные по интенсивности физические нагрузки (количество со­вершаемых за смену движений пальцев рук, величины усилий раз­виваемых мышцами, вес поднимаемого груза) и нерациональная, вынужденная рабочая поза. Следовательно, оздоровительные меро­приятия, направленные на предупреждение развития переутомления и перенапряжения, должны обеспечивать следующее: (1) ограничение верхнего предела энерготрат при глобальной, региональной или локальной мышечной работе (см.главу 2) в течение 7-8 часов со­ответственно 4,2; 2,8 и 1,7 ккал/мин; (2) уменьшение числа движе­ний пальцев рук (менее 80 000 за смену) и статических напряжений мышц (менее 15% максимальной произвольной силы); (3) снижение величин динамических напряжений мышечного аппарата при вы­полнении рабочих операций; (4) рациональную организацию ре­жимов труда и отдыха с регламентированными перерывами для выполнения рекреационных процедур, ускоряющих процессы вос­становления (например массаж, гидромассаж, электростимуляция мышц); (5) организацию труда в пределах оптимальной рабочей зоны для позы стоя и сидя; (6) использование рабочей мебели, соответ­ствующей антропометрическим характеристикам человека; (7) смену рабочих поз и исключение их однообразия.

Принципы профилактики зрительного утомления и перенапря­жения. Снижение зрительного переутомления достигается реализа­цией следующих рекомендаций: (1) устранить пульсации освещен-

ности рабочего места, постоянную смену полей зрения, резкие све­товые и цветовые контрасты, сильную освещенность, слепящие по­верхности; (2) при работе с дисплеями необходимо регламентировать яркость фонового свечения экрана, яркость и контрастность изоб­ражения на экране, цвет свечения экрана и высвечивания инфор­мации, частоту мельканий изображений, ширину линий. По своему усмотрению операторы должны иметь возможность изменять наклон корпуса, высоту пульта с клавиатурой, высоту экрана, расстояние от экрана до глаз, наклон экрана; (3) с целью предотвращения разви­тия перенапряжения органов зрения необходимо соблюдать пра­вильный режим труда и отдыха, включающий распорядок и продол­жительность рабочего дня, введение регламентированных перерывов в работе, сеансов релаксации, выполнение упражнений для глаз, соблюдение рекомендаций по организации активного отдыха; (4) проведение окулистами отбора лиц на работу, требующую напряже­ния органов зрения.

Принципы профилактики отрицательных последствий труда в условиях монотонии. Мероприятия, способствующие ограничению развития монотонии, должны быть направлены на повышение уров­ня активности центральной нервной системы и обеспечение рабо­тающих лиц оптимальной информационной и двигательной нагруз­ками. Речь идет об использовании большого комплекса организаци­онно-технических и психофизиологических мер. Среди них перво­степенное значение имеют: (1) организация работ таким образом, чтобы производственные операции имели смысловую и структурную завершенность и продолжались не менее 30 с, а межоперационные микропаузы составляли не менее 15% оперативного времени; (2) внезапные ускорения темпа работы на 5-10% по 1-2 мин 2-3 раза в час; (3) периодическая смена заданного темпа и ритма работы на относительно свободный; (4) укрупнение производственных опера­ций, освоение смежных операций и их чередование; (5) изменения скорости движения конвейера в соответствии с динамикой работо­способности человека; (6) внедрение режимов работы и отдыха, спо­собствующих уменьшению ощущения монотонии; (7) использование в качестве средств, повышающих уровень бодрствования, произво­дственной гимнастики, музыкальных передач, дополнительной инте­ресной информации; (8) профотбор и профориентация лиц для работы в условиях монотонного труда.

Принципы оптимизации умственного труда и труда, вызыва­ющего нервно-психическое напряжение. Рекомендации, ориенти­рованные на повышение продуктивности умственного труда и сни­жение нервно-психического напряжения, заключаются в следующем:

поддерживать свои профессиональные знания на уровне, доста­ точном для решения любых возникающих во время работы задач;

поддерживать умеренный и постоянный уровень производствен­ ной нагрузки; (3) соблюдать ритмичность в работе; (4) создавать условия для формирования положительных эмоций и возможности

для быстрого снятия отрицательных; (5) перерывы на отдых должны быть заполнены деятельностью, снимающей психоэмоциональное напряжение (физическая активность, психологическая разгрузка, спе­циальные психогигиенические процедуры); (6) во внерабочее время 3-4 раза в неделю по 30-40 мин выполнять физические упражнения с интенсивностью в переделах 70-75% от индивидуальной макси­мальной частоты сердечных сокращений.

источник

Работоспособность — способность производить сформированные, целенаправленные действия, характеризующиеся количеством и качеством работы за определенное время.

. Работоспособность является показателем функционального состояния организма, его изменений и в конечном итоге отражает рациональность организации трудового процесса, его соответствие возможностям человека, его эффективность. Уровень работоспособности коррелирует с функциональной зрелостью коры и подкорковых структур и совершенствуется по мере возрастного развития структурно-функциональной организации мозга.

Уровень работоспособности зависит от многих факторов: физиологических (функциональная зрелость организма функциональное состояние, состояние здоровья и т.п.), психологических (самочувствие, эмоциональное состояние, мотивация и т.п.), внешнесредовых (условия организации деятельности, время дня, года и т. п.

При рассмотрении работоспособности применяется комплексный подход, при котором используются показатели, относящиеся к разным системам: показатели эффективности или продуктивности деятельности, показатели самочувствия человека и психофизиологические показатели состояния систем и функций организма, которые входят в качестве обеспечивающих и оперативных компонентов в функциональную систему деятельности.

В течение суток организм по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом организма наивысшая работоспособность отмечается в утренние (с 8 -12) и дневные (с 14-17) часы. В дневное время наименьшая работоспособность отмечается в период между 12 -14 ч, а в ночное время — с 3 — 4 ч, достигая своего минимума. С учетом этих закономерностей определяют сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сменах, перерывы на отдых и сон. Изменение работоспособности в течение рабочей смены имеет несколько фаз:

— фаза врабатывания — уровень работоспособности постепенно повышается по сравнению с исходным; в зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека, период длится от нескольких минут до 1,5 ч, а при умственном творческом труде — до 2-2,5 ч;

— фаза высокой устойчивости работоспособности — сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью; продолжительность фазы может 2-2,5 ч и более в зависимости от тяжести и напряженности труда;

— фаза снижения работоспособности характеризуется уменьшением функциональных возможностей человека, появляется чувство усталости.

Периодическое чередование работы и отдыха способствует сохранению высокой устойчивости работоспособности (обеденный перерыв в середине рабочего дня и кратковременные регламентированные перерывы). Чередование периодов труда и отдыха в течение недели должно регулироваться с учетом динамики работоспособности. Наивысшая работоспособность приходится на 2, 3 и 4-й день работы, в последующие дни недели она понижается.

Утомление— особый вид функционального состояния человека, временно возникающий под воздействием продолжительной или интенсивной работы и приводящий к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в уменьшении силы и выносливости мышц, в возрастании затрачиваемой энергии при выполнении одной и той же работы, ухудшении координации движений, в замедлении скорости переработки информации, ухудшении памяти, затруднении процесса сосредоточения и переключения внимания и пр. Утомление-сложный и разнородный комплекс явлений. Возникает в результате длительной, чрезмерной или нерациональной нагрузки и характеризуется снижением работоспособности. Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности. Утомление может возникнуть при любом виде деятельности – и при умственной, и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, нарушением внимания, замедлением мышления, нарушением сна. Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности, согласованности и ритмичности движений.

Утомление — обратимое физиологическое состояние человека. Но если работоспособность не восстанавливается к началу следующей смены, утомление может накапливаться и переходить в переутомление — более стойкое снижение работоспособности, которое в дальнейшем ведет к развитию болезней, снижению сопротивляемости организма, инфекционным заболеваниям.

Различают быстро и медленно развивающееся утомление: первое возникает при очень интенсивной работе (работа грузчика, каменщика, работника творческого труда и др.), второе — при длительной мало интересной однообразной работе (труд водителя, работа на конвейере).

Физиологическая картина физического и умственного утомления сходна. Умственное и физическое утомление влияют друг на друга. При тяжелом физическом утомлении работа малопродуктивна, падает мышечная работоспособность. При умственном утомлении отмечается расстройство внимания, ухудшение памяти и мышления, ослабляется точность и координированность движения.

Утомление и переутомление одна из причин повышенного травматизма на производстве. Повышение работоспособности и снижение утомляемости на производстве достигаются за счет повышения квалификации работников и технического совершенствования производственного процесса.

Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда. В этих случаях понижение работоспособности является следствием нарушения функционального состояния организма. Быстрота утомления зависит от специфики труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением мышц; менее утомительны ритмичные движения. У многих людей в период эмоционального напряжения длительное время не возникают признаки утомления и чувство усталости. Утомление связано со снижением работоспособности, которая восстанавливается в результате полноценного отдыха. Утомленный человек работает менее точно, допуская сначала небольшие, а затем и серьезные ошибки.

Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому утомлению или переутомлению, которое может стать причиной неврозов и заболеваний сердечно-сосудистой системы. Для профилактики переутомления необходимо учитывать две фазы работоспособности: I – возбудительную, связанную с двигательным беспокойством, рассеянностью внимания; II – тормозную, когда наблюдается вялость, снижение жизненного тонуса.

Эффективность и качество работы во время возбудительной фазы утомления могут оставаться высоким, но достигается это за счет волевого усилия и психического напряжения. Появляется субъективное чувство усталости, но работу следует продолжать до наступления II фазы утомления. При появлении признаков торможения центральных мозговых структур попытки преодолеть его и продолжать трудиться могут вызвать переутомление, поэтому наступление тормозной фазы диктует необходимость отдыха.

Важным средством борьбы с переутомлением является рациональный режим труда и отдыха или организация в строго определенное время рабочего дня краткосрочных перерывов, которые устраиваются с учетом характера трудового процесса. Полноценный отдых заключается не в безделье, а должен чередоваться с двигательной активностью и сменой деятельности. Одним из действенных средств длительного сохранения работоспособности в течение рабочего дня является четкий ритм трудовой деятельности.

Работа, выполняемая ритмично, примерно на 20% менее утомительна, чем неритмичная работа такой же тяжести. При проведении мероприятий по предупреждению утомления важное место должно отводиться устранению лишних движений, рациональной организации рабочего места, позволяющей не только экономить движения, но и работать в нормальной позе, исключающей статические напряжения мышц.

Развитию утомления способствует монотонная однообразная работа с несложными, непрерывно повторяющимися процессами. В этом случае важно периодически активно переключать внимание и деятельность (вводить производственную гимнастику, делать физкультурные паузы и т. д.). Чтобы уменьшить элементы монотонности труда при работе на конвейере, полезно членам одной бригады владеть несколькими операциями и поочередно заменяя друг друга, переключаться на другую трудовую операцию. Состояние утомления определяется по ряду психофизиологических показателей позволяющих оценить основные свойства нервной системы, а также по функциональным пробам, при помощи которых регистрируется функциональное состояние сердечнососудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма.

Условия рациональной организации труда, препятствующих развитию утомления (по Н. Е. Введенскому):

1) во всякий труд нужно входить постепенно;

2) необходим оптимальный для данного труженика ритм работы;

3) важна привычная последовательность и систематичность работы;

4) необходимо правильное чередование труда и отдыха;

5) нужно постепенное и систематическое упражнение и как результат его — укрепляющийся навык;

6) важно благоприятное отношение общества к труду. Эти условия в полной мере сохраняют свою силу и сегодня.

Утомляемость — особенность организма в целом или отдельных его частей быть подверженными утомлению. Глубина развивающегося утомления при одной и той же нагрузке зависит от степени адаптации человека к какому-либо виду деятельности и его тренированности, физического и психического состояния работающего, уровней мотивации и нервно-эмоционального напряжения. При физическом труде, тренировках любой тяжести (интенсивности), а также умственном труде утомляемость тем больше, чем ниже уровень общей физической работоспособности.

Усталость — субъективное ощущение утомления, отражает множество изменений биохимических, физических и психо-физиологических функций, появляющихся во время длительной или интенсивной работы. Появляется желание либо прекратить работу, либо снизить нагрузку.

Нервно-эмоциональное напряжение — особое состояние, возникающее в процессе работы или общения, где доминирует эмоциональная составляющая, придающая повышенную оценку всем или каким-либо элементам деятельности. Нервно-эмоциональное напряжение характеризуется высоким тонусом ЦНС и повышенной активностью гормонального звена регуляции.

Умственное утомление проявляется снижением эффективности интеллектуального труда, ослаблением внимания, замедлением мышления.

Физическое утомление выражается нарушением функции мышц: снижением скорости, силы, точности, согласованности и ритмичности движений, уменьшается работоспособность.

При хроническом утомлении нарушается кровообращение, появляется повышенная чувствительность и боль в мышцах.

Переутомление — симптомы невроза, который характеризуется наличием соматических и вегетативных нарушений. Невротические реакции обычно возникают при монотонных (однообразных), длительных, многообразных и многоразовых действий, приводящих к постоянному эмоциональному напряжению. Переутомление характеризуется ухудшением нервно-психического и физического состояния, снижением работоспособности. Переутомление нарушает слаженность взаимодействия между корой головного мозга, нижележащими отделами нервной системы и внутренними органами.

Сила — способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Выносливость способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Различают общую и специальную выносливость.

Общая выносливость (аэробная) — это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы.

Специальная выносливость — это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности (например: силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Сущность и задачи рациональной организации труда. Основные направления организации труда на производстве

Рациональной считается такая организация труда, которая, ос­новываясь на достижениях науки и техники, позволяет соединить технику и людей в едином производственном процессе и при наи­меньших затратах материальных и трудовых ресурсов получить наи­лучшие результаты, добиваясь при этом повышения производитель­ности труда, сохранения здоровья.

Рациональная организация труда предусматривает научно обос­нованные изменения в организации труда на основе достижений науки, техники и передового опыта, который накоплен в данной отрасли производства и других отраслях народного хозяйства, и должна способствовать повышению качества выпускаемой продук­ции, культуры обслуживания, эффективности производства и рен­табельности предприятия.

Читайте также:  В развитие утомления работы мышц ведущую роль играет

Как и в других отраслях народного хозяйства, рациональная организация труда в общественном питании должна решить три основных задачи: экономическую, психофизиологическую и соци­альную. Решение экономической задачи предполагает наиболее полное использование техники, материалов, сырья, обеспечивает повыше­ние эффективности производства и труда. В общественном питании при решении экономических задач особое значение приобретают техническое оснащение предприятий, комплексная механизация технологических процессов, сокращение потерь рабочего времени, более рациональное использование рабо­чей силы с учетом квалификации и полноты загрузки работников, применение прогрессивных форм обслуживания.

Решение психофизиологическойзадачи предусматривает со­здание на предприятии наиболее благоприятных условий труда, способствующих сохранению здоровья работников, снижению утом­ляемости и повышению трудоспособности.

Решение социальнойзадачи обеспечивает всестороннее разви­тие человека, способствует превращению труда в жизненную необ­ходимость, воспитывает у работника большую ответственность за результаты своего труда. Эти задачи связаны между собой и должны решаться в комп­лексе. Без решения психофизиологических и социальных задач не будут решены экономические задачи.

Задачи и содержание рациональной организации определяют следующие основные направления:

• разработка и внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда;

• совершенствование организации и обслуживания рабочих мест;

• внедрение передовых приемов и методов труда;

• подготовка и повышение квалификации кадров;

• рационализация режимов труда и отдыха;

• укрепление дисциплины труда;

• совершенствование нормирования труда.

Рационализация режимов труба и отдыха. Графики выхода на работу, их характеристика

Рационализация режимов труда и отдыха.Научно обоснован­ный режим труда и отдыха способствует сохранению здоровья работ­ников, повышению их работоспособности. Работоспособность — это свойство организма человека выдерживать нагрузки в течение рабо­чего дня. На работоспособность человека оказывают влияние такие факторы, как величина нагрузки и ее продолжительность, организа­ция и условия труда, квалификация, возраст работника, правильное чередование режимов труда и отдыха. Рабочий день чередуется периодами, отличающимися по степени работоспособности исполнителя. В первой половине дня — период врабатываемости, за которым следует период максимальной устойчивой работоспособности, а за им — период появления и нарастания утомления. После обеденного перерыва работоспособность вначале несколько снижается, а за­ем повышается. К концу дня вновь наблюдается спад работоспособости и возрастает утомляемость. Основным временем отдыха в течение рабочего дня является обеденный перерыв. Физиологически установлено, что при 7—8-ча-овом рабочем дне обеденный перерыв следует устанавливать через 3—4 ч после начала работы. Неправильная организация труда и отдыха может привести к переутомлению работника, что незамедлительно скажется на его работоспособности.

Правильно разработанный и соблюдаемый на предприятии ре-;им труда и отдыха обеспечивает повышение производительности труда, улучшение качества выпускаемой продукции, снижает про­изводственный травматизм. В целях установления распорядка ра­боты на каждом предприятии составляются графики выхода на ра­боту. Различают дневные, месячные и годовые графики. В дневных графиках отражаются продолжительность рабочего дня, его начало и окончание, время и продолжительность обеденного перерыва. В месячных графиках указываются общее количество часов за ме­сяц, чередование рабочих дней и дней отдыха.

В соответствии с трудовым законодательством рабочая неде­ля — 40 ч. Неполный рабочий день устанавливается по соглашению между рабочими и администрацией и для несовершеннолетних. Ненормированный рабочий день устанавливается для тех ра­ботников общественного питания, труд которых не поддается учету по времени, но количество рабочих часов, отработанных за месяц, должно соответствовать трудовому законодательству или в каче­стве компенсации предоставляется дополнительный отпуск.

При выборе и составлении графиков учитывают режим работы предприятия, график загрузки торгового зала. На предприятиях об­щественного питания применяются следующие графики выхода на работу: линейный, ленточный (ступенчатый, или скользящий), сум­мированного учета рабочего времени, двухбригадный, комбиниро­ванный.

Линейный графикпредусматривает одновременный приход и уход с работы всех работников производства. Этот график приме­няется в том случае, когда объем работы полностью выполняется за 7—8 ч, загрузка работников равномерна в течение смены. Пре­имущество этого графика в том, что обеспечивается ответственность работников за выполнение производственной программы. Но при продолжительном режиме работы торгового зала использование линейного графика нецелесообразно.

Ленточный (ступенчатый, или скользящий)график пре­дусматривает выход работников производства в разное время груп­пами или поодиночке в соответствии с загрузкой торгового зала, каждый работник отрабатывает 7 или 8 ч.

Недостаток — отсутствие четкого построения бригад, услож­нение планирования рабочего времени, контроля за выходом на ра­боту, снижение ответственности некоторых членов бригады за вы­полнение производственной программы.

График суммированного учета рабочего времениприменя­ется на предприятиях с неравномерной загрузкой в отдельные дни недели или месяца, когда невозможно установить рабочий день нормальной продолжительности. При суммированном графике до­пускается различная продолжительность рабочего дня по дням недели, но не более 11 ч 30 мин с последующим предоставлением дня отдыха при обязательной отработке за месяц установленной нормы рабочего времени.

Двухбригадный графикявляется разновидностью графика сум­мированного учета рабочего времени. При этом графике организуют­ся две бригады, одинаковые по численности и составу. Они работают по11 ч 30 мин, сменяясь через день. Преимущество этого графика в том, что состав бригады в течение дня постоянен, это повышает от­ветственность работников за выполнение производственного задания. Недостатком является неравномерная загруженность работников, большая продолжительность рабочего дня, которая вызывает их утом­ляемость и может привести к ухудшению качества производимой продукции, к снижению производительности труда.

Комбинированный графикпредусматривает сочетание различ­ных графиков и применяется на предприятиях с удлиненным рабо­чим днем. Такой график часто используется в ресторанах, где рабо­та в целом строится по двухбригадному графику выхода на работу, но с учетом технологического процесса приготовления блюд и за­груженности торгового зала некоторые работники выходят на рабо­ту по ленточному графику.

Для учета рабочего времени каждого работника ведется табель учета рабочего времени, который подписывает директор. Табель является документом для начисления заработной платы.

Производственный персонал, требования к нему в соответствии с ОСТ 28-1-95 «Общественное питание. Требования к производственному персоналу»

К производственному персоналу относятся категории работни­ков предприятия, занятых производством кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий: заведующий производ­ством, начальник цеха, повар, кондитер, пекарь, кулинар мучных изделий, изготовитель пищевых полуфабрикатов, обвальщик мяса, кухонный рабочий.

Производственный персонал предприятий всех типов и клас­сов должен иметь или специальное образование или пройти про­фессиональную подготовку на производстве с целью овладения зна­ниями, навыками и квалификацией для выполнения конкретных функций. Подготовка, квалификация и специализация производ­ственного персонала должна соответствовать типу и классу пред­приятия.

Для каждой конкретной должности производственного персо­нала должна быть разработана должностная инструкция, устанав­ливающая функции, обязанности, права и ответственность работ­ника, требования к качеству выполняемых работ, к профессио­нальному образованию, техническим знаниям, опыту работы. Производственный персонал предприятия должен системати­чески совершенствовать свои знания, квалификацию и профессио­нальное мастерство на основе теоретической подготовки и практи­ческой деятельности.

Производственный персонал должен обеспечить производство кулинарной продукции и мучных кондитерских изделий, безопас­ных для здоровья и жизни потребителей, в соответствии с требова­ниями нормативной и технологической документации. Весь персо­нал должен пройти инструктаж по охране труда и технике безопас­ности.

К производственному персоналу предприятий всех типов и клас­сов предъявляют следующие требования:

• знание технологии и организации производства продукции общественного питания, основ рационального питания для различных контингентов питающихся, в том числе лечебно-профилактического и диетического питания, правил и тех­ники обслуживания потребителей (в соответствии с занима­емой должностью с учетом специфики предприятия);

• соблюдение должностных инструкций, трудового распоряд­ка потребителей предприятия;

• соблюдение требований санитарии, правил личной гигиены и гигиены на рабочем месте;

• знание и соблюдение пожарной и электробезопасности;

• соблюдение культуры и этики общения с коллегами по ра­боте и потребителями;

• знание рациональной организации труда на рабочем месте и умение четко планировать работу.

В ресторанах и барах класса люкс и высший должен работать персонал, знакомый со спецификой кулинарии других государств. Заведующий производством должен иметь высшее или сред­нее профессиональное образование и опыт практической работы; знать основы трудового законодательства, основные положения Закона РФ «О защите прав потребителей», отраслевые документы, касающиеся его профессиональной деятельности; знать организа­цию производств; должен уметь четко организовать производствен­ную деятельность подчиненных, технологический процесс; подбор и расстановку кадров.

Повар и кондитер должны иметь начальное или среднее про­фессиональное образование.

Сущность и задачи нормирования труда. Нормы труда; методы нормирования труда

Нормирование труда в общественном питании — это опре­деление необходимых затрат времени на изготовление единицы продукции при данных организационно-технических условиях.

Для повышения эффективности труда большое значение име­ет техническое нормирование, которое, как и в других отраслях народного хозяйства, является наиболее прогрессивным методом, базируется на передовом опыте работы предприятий, пред­усматривает рациональную организацию труда, повышение его про­изводительности, улучшение качества выпускаемой продукции, повышение культуры обслуживания потребителей.

Техническое нормирование решает следующие задачи:

• анализ использования рабочего времени, оборудования (по времени и мощности);

• изучение организации рабочих мест, их оснащения, разме­щения, снабжения и обслуживания;

• внедрение передовых приемов и методов работы;

• изучение причин, вызывающих потери рабочего времени, простой оборудования;

• установление рациональных режимов труда;

• разработка организационно-технических мероприятий, улуч­шающих производственный режим, условия труда;

• установление технически обоснованных норм труда;

• установление правильных соотношений численности и ква­лификационного состава работников.

Нормирование труда — это определение затрат труда, необхо­димых для выполнения конкретной работы. Мера труда выражает­ся нормой труда.

Норма труда— величина, определяющая, сколь­ко нужно труда на выполнение определенного объема работы. Нор­ма труда выражается нормой времени, нормой выработки, нормой обслуживания, нормой численности, нормой управляемости.

Норма времени— это затраты времени, необходимые для выполнения определенной операции или изготовления единицы про­дукции. Норма времени устанавливается в часах, минутах, секун­дах и является исходной величиной для расчетов нормы выработ­ки. УкрНИИТОПом разработаны технически обоснованные нормы времени для продукции общественного питания.

Норма выработки— это количество продукции (в блюдах, штуках, килограммах, рублях товарооборота), которое должно быть изготовлено в единицу времени (час, смену и т. д.) одним или груп­пой работников соответствующей квалификации.

Норма выработки и норма времени — величины обратно про­порциональные, т. е. чем меньше норма времени на единицу про­дукции, тем больше при данном рабочем дне норма выработки.

Норма обслуживания— количество объектов (единиц обору­дования, рабочих мест) или квадратных метров площади, которое может обслуживаться одним работником соответствующей квали­фикации за определенное время. Например, норма обслуживания повара в горячем цехе — 8—10 м 2 .

Норма численности— это число работников, необходимое для выполнения определенных работ или для обслуживания конкрет­ных объектов (рабочих мест). Например, в горячем цехе площадью 80 м 2 должно работать 8—10 человек.

Норма управляемости— оптимальное число работников или подразделений, деятельностью которых может эффективно управ­лять один руководитель.

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 5568 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Физический труд в его чистом виде, вызывающий лишь увеличение энергетических затрат, сегодня имеет место сравнительно редко. Как правило, любой труд сопровожда­ется возрастанием нервного напряжения на фоне уменьшающихся затрат мышечных усилий. Появились новые виды труда — работа при резком ограничении физической активности человека. Таким, например, является труд космонавта, работающего в условиях невесомости (полностью отсутствует гравитационная нагрузка на опорно-дви- гательный аппарат) и длительно находящегося в кабине малых размеров.

Гипокинезией сопровождается труд человека в кабине самолета, в отсеках подвод­ной лодки, в условиях полярных зимовок и т. д. Не только экстремальные, но и обычные производственные условия труда сегодня нередко сопровождаются гипокинезией, что связано с развитием механизации и автоматизации производства.

Например, только за 1959—1964 гг. в Ленинградском экономическом районе было комплексно механизировано 33 предприятия и более 1200 цехов и участков, внедрено около 1800 автоматических и поточно-механизированных линий. Число рабочих — наладчиков автоматов и настройщиков стан­ков и т. д. с 1948 по 1962 г. увеличилось с 76 до 219 тыс. человек, что резко снизило затраты ручного труда.

Если при работе токаря-универсала или токаря-операционника на машинно-ручной труд затрачивалось около 78—83 % рабочего времени, то при введении агрегатных станков с полуавто­матическим циклом 95 % рабочего времени затрачивается на управление оборудованием и ходом технологического процесса (производительность труда выросла при этом в 25 раз).

Подобные изменения характерны и для других отраслей промышленности. Естественно, что при этом возрастают ответственность рабочего и величина нервного напряжения на фоне резкого уменьшения физического труда, что способствует развитию гипокинезии.

Гипокинезия сегодня нередко достигает опасного для здоровья уровня. Чтобы предупредить вредные воздействия ее, врачу необходимо знать механизмы влияния гипокинезии на организм человека.

Исследования, проведенные специалистами в области космической физиологии и медицины, показали, что длительное уменьшение уровня физической активности вызывает: 1) значительное снижение энергозатрат, что приводит к уменьшению скорости синтеза микроэргов, разобщению окисления и фосфорилирования, изменению общего газообмена, увеличению кислородного долга и кислородного запроса при нагрузке, снижению силы мышц и работоспособности; 2) понижение функций мышечных волокон, что сопровождается снижением метаболизма и активности ферментов, синтетической роли системы- ДНК—РНК— белок, преобладанием процессов катаболизма, умень­шением мышечной массы, потерей массы тела и силы мышц; 3) уменьшение афферентной импуль­сации от мышц, что вызывает изменение трофики мышц, структуры и функции синапсов, нарушение тонкой проприоцептивной чувствительности в мышцах, точности и координации движений; 4) пере­распределение массы циркулирующей крови, снижение гидростатического давления, уменьшение нагрузки на сердечно-сосудистую систему, что обусловливает уменьшение массы миокарда и нарушение биоэнергетики сердца; снижение тонуса сосудов, детренированность сердечно-сосу- дистой системы, ортостатичеекую неустойчивость, общее снижение функции сердечно-сосудистой системы при нагрузках; 5) рефлексы с волюморецепторов; 6) полиурию; 7) изменение водно- солевого обмена; 8) дегидратацию и снижение массы тела; 9) изменение нагрузки на костный аппарат, сопровождающееся нарушением белково-фосфорно-кальциевого обмена в костях, изме­нением структуры кости и выходом из них кальция, повышением уровня кальция в крови и моче, изменением кальциевого обмена, нарушением прочности костей; 10) изменение афферентной импульсации, поступающей в центральную нервную систему, снижение ее тонуса; 11) нарушение трофической регуляции, что в свою очередь вызывает нарушение функций высшей нервной деятель­ности, повышение продукции АКТГ, стимуляцию, а затем истощение функции надпочечников, снижение реактивности и общую астенизацию организма.

Гипокинезия является одним из существенных факторов риска заболеваний сер­дечно-сосу диетой системы, представляющих важную проблему современной медицины.

Одно из важных неблагоприятных последствий гипокинезии — резкое повышение эмоциональной возбудимости, увеличение степени состояния напряжения.

Как было показано в главе 18, состояние напряжения может быть выражено

Таким образом, уменьшение энергетических ресурсов организма (Эс) приводит к увеличению СН, т. е. появлению высших степеней СН, крайне неблагоприятно действу­ющих на организм.

Для предупреждения вредных последствий гипокинезии существует лишь одно средство — регулярные занятия физической культурой и спортом (утренняя гимнастика, медленный бег, быстрая ходьба, плавание, гребля, езда на велосипеде и т. д.). Как показывают социологические исследования, главным препятствием массовой борьбы с гипокинезией сегодня являются психологические факторы. Врач обязан занять в этом вопросе наступательную позицию и активно пропагандировать и поддерживать массо­вую физическую культуру.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕРВНО-НАПРЯЖЕННОГО ТРУДА

Причиной возрастания нервного напряжения в современном производстве явля­ется не только уменьшение доли физического труда и мышечной деятельности. Главное — это увеличение информации, которую необходимо переработать в условиях растущего дефицита времени, увеличение масштабов производства, возрастание ско­рости производственных процессов, повышение ответственности. Все это также стано­вится причиной возрастания нервного напряжения, особенно характерного для профес­сий, требующих высокой ответственности (авиадиспетчеры, дежурные на пультах управления энергосистем, администраторы, руководители производства и т. д.).

Росту нервного напряжения способствует высокий ритм работы, особенно в тех случаях, когда ритм задается работнику извне и не может регулироваться им (работники связи, фармацевты, кассиры, продавцы и т. д.).

В связи с изменением характера современного производства изменяются содержа­ние и физиология труда. Если раньше основное внимание ученых концентрировалось на энергетической стороне физической работы, то сегодня главными становятся пробле­мы нервного напряжения и изыскание способов предупреждения высоких степеней состо­яния напряжения, увеличивающих ошибки, снижающих производительность труда, приводящих к переутомлению и иногда к заболеваниям.

Состояние напряжения. Как было сказано выше состояние напряжения — (СН) возникает всякий раз, когда перед организмом встает какая-нибудь сложная задача, цель (возникает потребность), а средств для ее решения, достижения (удовлетворения) оказывается недостаточно. Появляющееся при этом напряжение мобилизует скрытые резервы организма, способствуя достижению цели. Степень напряжения пропорцио­нальна значимости цели, т. е. важности задачи (величине потребности) и величине дефи­цита средств, необходимых для ее достижения. При небольшом дефиците ресурсов возни­кает состояние адекватной мобилизации CH-I. Изменения вегетативных функций способствуют повышению общей работоспособности. Артериальное давление при этом по сравнению с показателями в состоянии покоя несколько повышается, но не выходит за пределы нормы. Возрастают вентиляция легких и потребление кислорода, увеличива­ется внимание, улучшается интеллектуальная деятельность. Эту степень СН обозначают как «внимание, мобилизация, активность» (ВМА). Она полезна для организма, так как обеспечивает лучшие возможности для выполнения работы, решения поставленных задач (достижение цели, удовлетворение потребности). Увеличение активности ряда ор­ганов и систем при CH-I (ВМА) оказывает тренирующее воздействие на организм.

Читайте также:  Основные признаки начального утомления

В случае, если дефицит ресурсов, которыми располагает организм, для решения данной задачи (достижения данной цели) оказывается более значительным, а сама цель (задача) является весьма существенной, то возникает более высокая степень напряжения (CH-II) — стеническая отрицательная эмоция с более выраженными физиологическими сдвигами, а также изменениями психики. Характерно для психоло­гического статуса стенической отрицательной эмоции появление ярости, гнева, негодо­вания. Энергетические ресурсы организма при этом мобилизованы полностью. Наблюда­ются резкие изменения ряда показателей вегетативных функций — «вегетативная буря».

Физиологические процессы в организме перестраиваются, чтобы обеспечить орга­низму возможность любой ценой решить возникшую задачу. При этом усиливаются и все защитные реакции организма, мобилизуются иммунные процессы, увеличивается свертываемость крови и т. д. Стеническая отрицательная эмоция представляет собой важную для преодоления критической ситуации реакцию, сложившуюся в процессе эволюции (для обеспечения победы в схватке с противником или бегства от более силь­ного врага) (У. Кеннон).

Физиологическая природа этой реакции осталась по существу неизмененной и у современного человека. Как и сотни тысяч лет назад, стеническая отрицательная эмоция появляется в трудных ситуациях, чтобы облегчить организму выход из создавшегося положения. Однако условия жизни современного человека существенно отличаются от тех, в которых формировалась данная реакция у наших далеких предков. Трудности, возникающие перед человеком сегодня — это чаще всего интеллектуальные, психологи­ческие трудности. Мобилизация энергетических резервов при этом не нужна. Но слепая биологическая природа и сегодня запускает стенические отрицательные эмоции с их могучими энергетическими резервами.

В отличие от дикаря современный человек не имеет права использовать эту энергию, «за­пустить» ее в действие. Он обязан сохранить спокойствие, самообладание, выдержку, сдержать естественную разрядку стенических отрицательных эмоций. При этом неразряженная эмоция может стать опасной для организма. «Вегетативная буря» может усилиться (превратиться в «тайфун») и нанести ущерб механизмам регуляции физиологических функций, вызвать иногда даже срыв, «полом» этих механизмов, т. е. ряд заболеваний.

Однако это не означает, что кто-либо имеет право пренебречь правилами человеческого общежития и «разряжать» свои эмоции на ближнем. Такая «разрядка» эмоций не только недопу­стима с позиций общечеловеческих моральных норм, но она ничего не даст по существу. Возникаю­щие сегодня у человека психологические трудности не могут быть разрешены энергетической разрядкой.

Как было отмечено, усилием воли (т. е. произвольно) управлять состоянием напря­жения человек не может, так как запуск эмоций осуществляется на уровне подсознания. Управлять этим состоянием можно косвенно. Подмечено, например, что при нерацио­нальной организации труда возникают более высокие степени состояния напряжения. Этому способствуют нечеткие требования, предъявляемые к работнику, отсутствие понятной и конкретной цели и задач работы, плохая организация труда, неумелое руководство, равно как и несоответствие требованиям данной профессии личных качеств работника: недостаточная квалификация, неудовлетворительное состояние здоровья, быстрая истощаемость, утомляемость и т. д.

Следует подчеркнуть, что степень напряжения по мере развития утомления растет. Это возникает вследствие того, что утомление понижает информационные и энергети­ческие ресурсы организма, увеличивая тем самым дефицит средств, необходимых для решения данной задачи.

При нерациональной организации труда адекватная мобилизация (CH-I), возникающая, как правило, в начале рабочего дня, к середине или к концу его может перейти в стеническую отрицательную эмоцию (CH-II). При этом могут возникнуть ярость, гнев и негодование, которые иногда способствуют появлению ненависти к самой работе и неприязни к сотрудникам. Это состоя­ние может вылиться в конфликты, способные расколоть коллектив, снизить производительность труда, а иногда спровоцировать возникновение заболеваний.

Так,, например, в деревоотделочном цехе одного из заводов, где рабочий коллектив был мало спаян, в обращении людей друг с другом были характерны грубость, окрик, перебранка, повышенное артериальное давление отмечалось у 14 % рабочих. В модельном же цехе другого завода, в котором существовал дружный сплоченный коллектив, повышенное артериальное давление было обнаружено лишь у 1,8 % работающих.

При рациональной организации труда важно не допускать перехода CH-I в CH-II. Зарубежные авторы в своих исследованиях отмечают следующие факторы, способ­ствующие росту напряжения:

1) работа более 75 ч в неделю на промышленном предприятии (в СССР, как из вестно, в законодательном порядке введена 40-часовая рабочая неделя с двумя выход ными днями);

2) скучная и нелюбимая работа;

3) работа, по своей сложности превосходящая уровень квалификации работника;

4) слишком легкая или «сидячая» работа;

5) монотонная однообразная работа, не позволяющая проявить инициативу или ответственность;

6) работа при недостаточном освещении, при сильном шуме, недостаточной венти ляции помещения, при высокой температуре, влажности и несоблюдении других правил гигиены труда;

7) неудовлетворительные домашние условия: недостаточное питание, дефицит свободного времени, минимум развлечений, вдовство или разводы, болезни близких в семье, финансовые трудности, неудовлетворительные жилищные условия, большие затраты времени на дорогу к работе.

К факторам, способствующим росту состояния напряжения, относят изменение профиля работы, частую перемену места и характера работы, резкие и существенные изменения графика работы, возросшую ответственность, снижение ответственности, неудовлетворительные отношения с руководителями или коллегами по работе, отсут­ствие работы более одного месяца. Зарубежные авторы отмечают, что одной из главных причин, вызывающих резкое повышение состояния напряжения, является угроза безработицы.

В условиях социалистического общества действие ряда из этих факторов сведено к минимуму или они вообще отсутствуют. Вместе с тем в работах западных исследова­телей по понятным причинам почти не освещено положительное воздействие на организм столь важных моральных факторов, какими являются любовь к труду, профессия «но душе», занятия любимым делом, сознание важности своего участия в общем деле коллектива.

Чрезвычайно важными для поддержания оптимальной работоспособности, предуп­реждения нежелательных степеней напряжения являются удовлетворение результатами труда и другие моральные факторы, проявляющиеся в новом отношении к труду, поро­дившем в свое время стахановское движение, развертывании социалистического сорев­нования, ответственности каждого за дело коллектива. Это не случайно. Именно социа­лизм создает трудящимся те условия «. где они могут проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты, которых в народе — непочатый родник и которые капитализм мял, давил, душил тысячами и миллионами»

УТОМЛЕНИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ ЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Утомление — сложный и разнородный комплекс явлений. Возникает в результате длительной, чрезмерной или нерациональной нагрузки и характеризуется снижением работоспособности. Представления о том, что утомление возникает вследствие «исто­щения» энергетических и пластических ресурсов либо «засорения» работающего органа или организма в целом продуктами обмена (и другие подобные механистические теории) принадлежат прошлому. В целом организме утомление представляет собой в первую очередь нарушение регуляторных функций центральной нервной системы (ЦНС).

Преодолеть механистические представления об утомлении помогли классические исследования И. М. Сеченова. В опытах на самом себе он осуществлял ритмический подъем груза мышцами одной руки и записывал кривую утомления на эргографе. В случае когда развивалось утомление и дальнейшее поднятие груза затруднялось, восстановление работоспособности протекало более эффективно не при полном покое и отдыхе, а при включении в работу мышц другой руки. И. М. Сече­нов показал, что при этом положительную роль играет поток афферентных сигналов, поступающих от работающих мышц в ЦНС. Подобный эффект наблюдался и в том случае, когда вместо работы мышц другой руки осуществлялось раздражение кожи электрическим током. Таким образом была экспериментально доказана высокая эффективность активного отдыха.

Известно, что при очень сильном утомлении необходим и полный покой. Как правило, доводить организм до столь сильного состояния утомления не рекомендуется. Желательно предупреждать развитие подобных стадий утомления путем своевременного переключения на другую деятельность.

Развитию утомления способствует монотонная однообразная работа с несложными, непрерывно повторяющимися процессами. В этом случае важно периодически активно переключать внимание и деятельность (вводить производственную гимнастику, делать физкультурные паузы и т. д.). Чтобы уменьшить элементы монотонности труда при работе на конвейере, полезно членам одной бригады владеть несколькими операциями и, поочередно заменяя друг друга, переключаться на другую трудовую операцию.

Состояние утомления определяется по ряду психофизиологических показателей, позволяющих оценить основные свойства нервной системы, а также по функциональным пробам, при помощи которых регистрируется функциональное состояние сердечно­сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма.

Утомлению способствуют условия, вызывающие высокие степени напряжения. Поэтому организация труда, при которой действие упомянутых выше факторов, способ­ствующих росту состояния напряжения, сведено к минимуму, в значительной мере предупреждает и развитие утомления.

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 35, с. 195.

Следует помнить ценные указания Н. Е. Введенского о том, что «устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают». Ученый выдвинул шесть условий рациональной организации труда, препятствующих развитию утомления:

1) во всякий труд нужно входить постепенно;

2) необходим оптимальный для данного труженика ритм работы;

3) важна привычная последовательность и систематичность работы;

4) необходимо правильное чередование труда и отдыха;

5) нужно постепенное и систематическое упражнение и как результат его — укрепляющийся навык;

6) чрезвычайно важно благоприятное отношение общества к труду.

Эти условия в полной мере сохраняют свою силу и сегодня.

Известно, что в начале выработки любой условный рефлекс, любой навык возникает как генерализованная реакция на всю обстановку в целом, сопровождающаяся марсой побочных движений и излишним нервным напряжением. Постепенно навык становится более точным. Хорошо отработанный навык переходит в автоматизм, т. е. осуществляется нередко даже на уровне подсознания с включением в деятельность минимального количества нервных элементов и эффекторов. Такие автоматизированные навыки явля­ются наиболее экономными.

Чрезвычайно важен возникающий при этом тип вегетативного обеспечения данного навыка и данного вида деятельности. Генерализованная двигательная активность нередко сопровождается генерализованным возбуждением вегетативной нервной системы, приводящим к значительным изменениям функции внутренних органов и излишним энергетическим тратам.

По мере выработки прочного навыка отрабатывается и более совершенное (более экономичное) вегетативное обеспечение данного вида деятельности. Возникают системы вегетативных условных рефлексов, благодаря которым изменения функций внутренних органов (кровоснабжение мышц, снабжение кислородом и питательными веществами, изменение дыхания и окислительных процессов и т. д.) предшествуют осуществлению самой деятельности. В этой выработке системы условнорефлекторного вегетативного обеспечения всех элементов предстоящей деятельности, происходящих наряду с диф- ференцировкой и специализацией рабочих движений, и состоит существо нервных механизмов тренировки (упражнения) двигательных навыков.

Однако изменения, возникающие в организме во время тренировки, не сводятся только к совершенствованию навыков, т. е. к перестройке и улучшению условнорефлек- торной деятельности. Они захватывают все уровни и все системы организма, начиная с молекулярного уровня. Существует связь между функцией любой клетки и ее генетиче­ским аппаратом, управляющим процессом синтеза белков. Интенсивная функция стимулирует синтез белков, обеспечивающих осуществление именно данной функции, и, наоборот, ослабление функции приводит к снижению процесса синтеза белков, обеспечивающих данную функцию и в конечном счете к дегенерации и гибели неработа­ющих структур. Поэтому основным условием сохранения структурной целостности организма является активность, т. е. всесторонняя, интенсивная, гармоничная деятель­ность всех его систем. Чем интенсивнее функция, тем более полно осуществляются процессы самообновления. При этом не просто восстанавливаются разрушающиеся и истощающиеся при работе структуры, а возникает избыточное восстановление — гиперкомпенсация. В этом случае масса работающих структур и рабочих органов увели­чивается. При физической работе растут масса, сила, мощность и выносливость мышц, а также систем, обеспечивающих мышечную деятельность (масса сердечной мышцы, площадь коронарного русла, величина легочных объемов и т. д.). В ЦНС значительно увеличиваются поверхности синаптических контактов нервных клеток, возникают пере­стройки функционального состояния синапсов, облегчающие проведение возбуждения, что особенно важно при умственной деятельности.

Благодаря межклеточным креаторным связям, осуществляющим межорганные трофические влияния, усиленная функция мышц вызывает подобные сдвиги во многих других системах организма. Наоборот, бездействие резко ухудшает функциональное состояние и мышц, и мозга, приводит к последующей атрофии, а затем и к гибели их рабочих структур. Атрофия мышц от бездействия — это одна из опасных особенностей современной жизни.

МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ

Адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) — приспособление организма к изменяющимся условиям существования в окружающей среде. Адаптация проявляется возникновением приспособительных форм поведения при переменах обстановки. Основой этого приспособления служат изменения, возникающие на всех уровнях: молекулярном, субклеточном, клеточном, органном и системном. Это приводит к повышению устойчиво­сти организма к колебаниям внешней температуры, влажности, атмосферного давления, а также к воздействию других изменений окружающей среды. Общим и необходимым звеном любых долговременных приспособительных реакций организма, приводящим к развитию адаптации, является усиление синтеза нуклеиновых кислот и специфических белков, вызывающее долговременную перестройку структуры и функции клеток, органов, тканей и систем, участвующих в данных приспособительных реакциях.

Термин «адаптация» применяется и в более узком смысле. Им обозначают понижение чув­ствительности рецепторов к постоянно действующему адекватному раздражителю. Такая адаптация возникает вследствие изменения функционального состояния самих рецепторов, а также централь­ных отделов соответствующего анализатора (с. 439).

Изучение путей и механизмов адаптации организма приобретает особое значение в наши дни в связи с освоением человеком новых географических регионов, необходи­мостью работать в непривычных климатических условиях, миграцией населения в восточные и северные районы страны, освоением Арктики и Антарктиды, необходимостью работы человека в пустынях, в условиях высокогорья, а также в связи с развитием авиации, космонавтики, глубоководных погружений, освоением океанских шельфов, появлением новых видов труда и новых профессий. Все это выдвигает перед физиологией совершенно новые задачи и проблемы, решение которых должно обеспечить удовле­творение требований биологической природы человека, создание оптимальных условий для обеспечения его жизнедеятельности, увеличения производительности труда, сохра­нения и улучшения здоровья. Эти задачи можно решить, лишь глубоко изучив сущность требований биологической природы организма и удовлетворяя эти требования. Известно, что в последнее время люди все в большей мере осознают опасность безответственного отношения к окружающей среде. Они стали все более и более учитывать возможные последствия разрушительного действия человека на природу. Отсюда разработка и осуществление мероприятий, необходимых для защиты окружающей среды, охраны природы.

В еще большей мере все это должно относиться и к самому человеку, к нашей собственной биологической природе, по отношению к которой нельзя допускать ни­гилизма.

Охрана биологической природы человека состоит не в том, чтобы защищать орга­низм от физических и интеллектуальных нагрузок, создавать ему некие «тепличные», «рафинированные» условия. Наоборот, только интенсивные всесторонние нагрузки, интенсивная гармоничная деятельность всех органов и систем может обеспечить полно­ценное развитие организма, раскрытие и совершенствование всех заложенных в нем потенциальных возможностей.

Следовательно, в основе адаптации человека лежат его разносторонняя деятель­ность, правильное сочетание умственного и физического труда, широкий круг интересов, умение жить не ради эгоистических целей, не только для сохранения собственного
гомеостаза и пополнения резервов собственного организма, умение сочетать личные интересы с интересами окружающих, коллектива, общего дела. Это основа психического и физического здоровья.

Ранее рассмотрены лишь наиболее общие физиологические закономерности, харак­теризующие трудовую деятельность человека в современных условиях. Вне поля зрения остались проблемы биологических ритмов, а также физиологические процессы, возника­ющие в экстремальных условиях. Освоение человеком космического пространства поставило организм в условия, никогда не существовавшие на Земле. Это потребовало создания специальной отрасли нашей науки — космической физиологии, достижения которой способствовали тому, что космос стал обитаем.

Обитаемы стали и глубины океана, горные вершины, льды Арктики и Антарктиды.

Проникновение человека в новую среду-обитания ставит перед физиологией и новые задачи. Эти задачи возникают также в связи с бурным научно-техническим прогрессом, появлением новых профессий и видов деятельности, предъявляющих к организму иногда, казалось бы, совершенно непомерные требования.

Задача физиологии — обеспечить удовлетворение этих требований и выполнение подобных работ, сохранив при этом здоровье, высокую работоспособность и активное долголетие человека.

Не менее важные задачи ставит перед физиологией спортивная медицина. Эти задачи касаются более высоких спортивных достижений.

Есть ли предел человеческим возможностям? Изучение функций организма свиде­тельствует о том, что человек имеет огромные резервные возможности. Мы еще очень мало знаем по существу о многих физиологических процессах. И хотя нашей науке исполнилось уже 350 лет, она сейчас в расцвете сил и интенсивно развивается. Можно думать, что успехи физиологии откроют новые горизонты и пока неведомые нам скрытые механизмы приспособления и резервы человеческого организма.

источник