Меню Рубрики

Утомление его причины и особенности восстановления организма

Утомлениеособый вид функционального состояния человека, временно возникающий под влиянием продолжительной или интенсивной работы и приводящий к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в уменьшении силы и выносливости мышц, ухудшении координации движений, возрастании затрат энергии при выполнении одной и той же работы, в замедлении реакции и скорости переработки информации, затруднении процесса сосредоточения и переключения внимания и других явлений. Причины способствующие развитию утомления: психологическое, физиологическое, медицинское, материально-техническое, спортивно-педагогическое. Утомление бывает: — скрытое — характеризующееся деэкономизацией работы, существенными изменениями структуры движений, но еще не сопровождающееся снижением работоспособности вследствие использования компенсаторных механизмов; — явное-характеризующееся снижением работоспособности и отказом от выполнения работы в заданном режиме вследствие некомпенсированных сдвигов в деятельности регуляторных и исполнительных систем. Тренировка в состоянии скрытого утомления является весьма эффективной для создания специфических условий похожих на соревновательные. В которых спортсмен преодолевает утомление стремясь достигнуть высокого спортивного результата.

Восстановление — процесс, протекающий как реакция на утомление и направленный на восстановление гомеостаза и работоспособности. Восстановление — постепенное возвращение к исходному уровню активности утомленных систем организма и может характеризоваться значительными положительными перестройками в системах организма. В этом наблюдаются обратные от утомления процессы.

Средства восстановления организма — это факторы, дополняющие тренировку и соревнование с целью усиления их эффекта. К мероприятиям восстановления организма относятся: общий режим жизни, организованный в соответствии с требованиями спортивной деятельности, специализированное питание, массаж, сауна, гидропроцедуры, витаминизация, медикаментозные средства, аэроионизация, кислородные коктейли, хвойные ванны и т.д.

Средства восстановления и стимуляции работоспособности в спортивной тренировке объединены в три группы:

1. Педагогическую, позволяющую управлять работоспособностью спортсменов и восстановительными процессами с помощью эффективно организованной мышечной деятельности; подбор и сочетание в процессе занятий средств и методов тренировки, разнообразие нагрузок.

2. Психологическую, ее средства и методы: аутогенная тренировка, психорегулирующая тренировка, самовнушение. С их помощью снижается нервно-психическая напряженность, быстрее восстанавливается нервная энергия.

3. Медико-биологическую: электро-, гидро-, ультразвуковые процедуры, световые облучения, фармакология и т.д. Эти средства способствуют повышению резистентности организма к нагрузкам, более быстрому снятию утомления, пополнению энергетических ресурсов, ускорению адаптационных процессов

В процессе тренировочных упражнений, серий, микроциклов, выявляются не только основные закономерности развития утомления, но и разрабатываются модели его прогнозирования, а также характер и продолжительность восстановления.

Средства восстановления планируются параллельно с нагрузкой! Одним из средств, ускоряющих восстановление, является активный отдых т. е. переключение на другой вид деятельности, не вызывавшей утомления. Его значение впервые было установлено И. М. Сеченовым. Он показал, что более быстрое восстановление работоспособности утомленной руки происходит не при полном покое, а при работе другой руки. Это объясняется особенностями восстановительных процессов, протекающих в нервных центрах. После утомительной работы правой руки центры, иннервирующие ее мускулатуру, приторможены. При дальнейшей работе левой руки, возбуждение в центрах ее мышц, усиливает торможение в правых центрах. Это и способствует восстановлению работоспособности правой руки.

Итак, физиологический механизм активного отдыха заключается в переключении с деятельности одних нервных центров, утомляющихся при работе, на деятельность других нервных центров, связанных с регуляцией движений при физических упражнениях. Происходящее при этом углубление торможения в центрах работавших мышц способствует снятию утомления и повышению работоспособности.

Разли­чают фазу снижения работоспособности, ее вос­становления, сверхвосстановления (суперкомпен­сации) и стабилизации (рис.1). В фазе восста­новления происходит нормализация функций — восстановление гомеостаза, восполнение энерге­тических запасов, сверхвосстановления — супер­компенсация энергетических ресурсов, стабилиза­ция — реконструкция клеточных структур и фер­ментных систем.

Рис.1. Схема развития процесса утомления и вос­становления при мышечной деятельности: 1 — утом­ление; 2 — восстановление; 3 — сверхвосстановление (суперкомпенсация); 4 — стабилизация

13. Определить понятие «спортивная техника». Раскрыть факторы, определяющие ее рациональность;

Под технической подготовкой следует понимать степень освое­ния спортсменом системы движений (техники вида спорта), со­ответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов.

Основной задачей технической подготовки спортсмена явля­ется обучение его основам техники соревновательной деятельно­сти или упражнений, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных для предмета состязания форм спортивной техники.

В процессе спортивно-технической подготовки необходимо до­биться от спортсмена, чтобы его техника отвечала следующим требованиям.

Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой освоенных действий. Достаточно высокий уровень технической подготовленности называ­ют техническим мастерством. Критериями технического мастерства являются:

Объем техники – общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.

Разносторонность техники – степень разнообразия технических при­емов. Так, в спортивных играх это – соотношение частоты использования разных игровых приемов. Данные показатели технического мастерства являются особенно значи­мыми в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических дей­ствий, – спортивные игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание.

Результативностьтехники обусловливается ее эффективно­стью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, мини­мальной тактической информативностью для соперника.

1Эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатам, соответ­ствием уровню физической, технической, психической подготов­ленности.

2 Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий, функционального состояния спорт­смена.

Современная тренировочная и особенно соревновательная деятельность характеризуются большим количеством сбивающих факторов. К ним относятся активное противодействие соперни­ков, прогрессирующее утомление, непривычная манера судейства, непривычное место соревнований, оборудование, недоброжела­тельное поведение болельщиков и др. Способность спортсмена к выполнению эффективных приемов и действий в сложных усло­виях является основным показателем стабильности и во многом определяет уровень технической подготовленности в целом.

3Вариативность техники определяется способностью спорт­смена к оперативной коррекции двигательных действий в зависи­мости от условий соревновательной борьбы. Опыт показывает, что стремление спортсменов сохранить временные, динамические и пространственные характеристики движений в любых условиях со­ревновательной борьбы к успеху не приводит. Например, в цик­лических видах спорта стремление сохранить стабильные характе­ристики движений до конца дистанции приводит к значительно­му снижению скорости. Вместе с тем компенсаторные изменения спортивной техники, вызванные прогрессирующим утомлением, позволяют спортсменам сохранить или даже несколько увеличить скорость на финише.

Еще большее значение вариативность техники имеет в видах спорта с постоянно меняющимися ситуациями, острым лимитом времени для выполнения двигательных действий, активным про­тиводействием соперников и т.п. (единоборства, игры, парусный спорт и др.).

4. Экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. При про­чих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энерготрата­ми, наименьшим напряжением психических возможностей спорт­смена.

В спортивных играх, единоборствах, сложно-координационных видах спорта важным показателем экономичности является спо­собность спортсменов к выполнению эффективных действий при их небольшой амплитуде и минимальном времени, необходимом для выполнения.

5. Минимальная тактическая информативность техники для соперников является важным показателем результативности в спортивных играх и единоборствах. Совершенной здесь может быть только та техника, которая позволяет маскировать тактические за­мыслы и действовать неожиданно. Поэтому высокий уровень техни­ческой подготовленности предусматривает наличие способности спортсмена к выполнению таких движений, которые, с одной сто­роны, достаточно эффективны для достижения цели, а с другой — не имеют четко выраженных информативных деталей, демаскирую­щих тактический замысел спортсмена

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Физиологическая характеристика утомления и

Рациональное построение тренировочных занятий невозможно без глубокого понимания механизмов развития утомления и стимулируемого им восстановления.

Утомление — особый вид функционального состояния человека, временно возникающий под влиянием продолжительной или интенсивной работы и приводящий к снижению её эффективности. Утомление проявляется в уменьшении силы и выносливости мышц, ухудшении координации движений, возрастанию затрачиваемой энергии при выполнении одной и той же работы, замедлении скорости переработки информации, ухудшении памяти, затруднении процессов сосредоточения и переключения внимания [физиология, с. 290].

Утомление динамично по своей сущности и в своём развитии имеет несколько последовательно возникающих признаков. Первым признаком возникновения утомления при физической работе является нарушение автоматичности рабочих движений. Второй признак, который наиболее чётко может быть установлен — это нарушение координации движений. Третий признак — значительное напряжение вегетативных функций при одновременном падении производительности труда, а затем нарушение самого вегетативного компонента. При выраженных степенях утомления новые мало усвоенные двигательные навыки могут угаснуть полностью. При этом очень часто растормаживаются старые, более прочные навыки, несоответствующие новой обстановке.

По биологической сущности утомление человека представляет корковую защитную реакцию, по физиологическому механизму —утомление самих корковых центров, в картине которого компонента охранительного торможения играет важную роль. По сути, при утомлении наступает торможение структур коры больших полушарий и деятельность прекращается. При этом торможение выполняет две функции: во-первых, прекращая работу, предохраняет механизм регуляции от истощения; во-вторых, способствует более полноценному протеканию процессов восстановления в мозговых структурах. Как особый вид функционального состояния человека возникающее в процессе физической и умственной работы утомление обусловлено нарушением гомеостаза.

Изменения возникают в первую очередь в тех органах и системах, которые непосредственно осуществляют выполнение деятельности. При физической работе — это мышечная система и двигательный анализатор. Одновременно изменения могут появляться в тех системах и органах, которые обеспечивают функционирование этих основных работающих систем — дыхательной, сердечно-сосудистой, крови и т. д.

Сущность механизма утомления заключается в том, что в фазе значительного утомления, когда процессы расходования активизируют процессы восстановления ресурсов, наступает состояние суперкомпенсации, то есть преобладание процессов восстановления над процессами расходования. В этой ситуации организм «вознаграждают» «прилежно» функционирующие системы, «даёт» им больше, чем они расходуют. Чтобы получить стойкий положительный эффект, необходимо на этом уровне прекращать тренировку, а далее систематически повторять занятия, постепенно увеличивать нагрузку и работать до состояния утомления. В результате можно получить высокий эффект тренировки — повышение работоспособности.

Роль утомления состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряжённой работе. Появление теории утомления связано с именем И. М. Сеченова. По его мнению, утомление в целостном организме наступает, прежде всего, не в самих работающих органах, а в определённых отделах центральной нервной системы (ЦНС), в которых развивается процесс торможения. Развитие процесса торможения в таких случаях представляет собой универсальный механизм, предохраняющий саму нервную систему, а через неё и все участвующие в работе органы и ткани от истощения.

Впоследствии И. П. Павлов показал, что утомление и восстановление представляют собой две стороны одного и того же процесса.

Восстановление — процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постоянном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию.

Схематически процесс восстановления можно представить в виде трех взаимодополняющих звеньев:

1. устранение изменений и нарушений в системе нейрогуморального регулирования;

2. выведение продуктов распада, образующихся в тканях и клетках работавшего органа, из мест их возникновения;

3. устранение продуктов распада из внутренней среды.

В период восстановления преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного уровня.

Положительное воздействие рациональной физической нагрузки на организм реализуется в восстановительном периоде, когда усиливается адаптационный синтез белка, способствующий обновлению и увеличению клеточных структур, повышению энергетического запаса и оздоровления организма. Однако такие изменения должны подкрепляться последующими занятиями, иначе состояние организма снова возвращается к исходному уровню.

Таким образом, без утомления невозможно совершенствование адаптационных механизмов, лежащих в основе повышения возможностей организма, его тренированности.

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 2135 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

При любой деятельности организма, если она достаточно интенсивна или продолжительна, рано или поздно возникает особое физиологическое состояние – утомление. Быстрота появления утомления находится в прямой зависимости от интенсивности мышечной деятельности: чем больше мощность выполняемой работы, тем быстрее развивается утомление. На скорость возникновения утомления влияют и многие другие факторы: тренированность человека, его физическое и эмоциональное состояние, здоровье и т.д.

Утомление характеризуется рядом субъективных и объективных признаков.

Субъективными признаками утомления являются ощущение усталости, вялости, слабости, желание прекратить работу или снизить ее интенсивность, болевые ощущения, особенно в области правого подреберья (печени), выраженная одышка и частые сердцебиения.

Из объективных признаков утомления следует отметить снижение работоспособности, вплоть до полного прекращения работы, нарушения координации движений, техники их выполнения (например, снижение точности стрельбы), а также внешние признаки, характеризующие состояние человека: сильное потоотделение, покраснение или даже побледнение кожных покровов, измененное дыхание.

Биологическое значение утомления чрезвычайно велико. Во-первых, это защитный физиологический механизм, сформировавшийся в процессе длительной эволюции. Он не только является предупредительным сигналом, но и автоматически приводит к возникновению торможения в нервных клетках, обеспечивая защиту ЦНС и всего организма от перенапряжения, истощения и повреждения.

Не менее важно значение утомления, как фактора развития, совершенствования организма, повышения его функциональных возможностей. В ответ на многократно возникающее утомление и связанные с этим адаптационные сдвиги деятельности различных систем в неблагоприятных для них условиях, организм мобилизует свои резервные возможности и за счет феномена суперкомпенсации повышает уровень переносимости утомления. Утомление развивается как при мышечной, так и при умственной деятельности. Как то, так и другое утомление может возникнуть сравнительно быстро в результате однократной, но интенсивной нагрузки – острое утомление. В других случаях утомление развивается постепенно в течение длительного времени на фоне недостаточности восстановительных процессов вследствие неправильного построения учебно-тренировочного процесса – хроническое утомление (перетренировка).

Утомление при мышечное работе может быть общим и локальным. Последнее развивается по отношению к отдельный группам мышц и регулирующим их деятельность нервным центрам при выполнении многократных, но ограниченных по объему движений.

Общее утомление развивается при длительной интенсивной работе с вовлечением большинства мышечных групп, напряженной деятельности вегетативных и регулирующих систем, истощении значительной части энергетических запасов и выраженных сдвигах во внутренней среде организма.

Умственное утомление носит локальный характер и чаще связано с напряженной работой определенных нервных центров коры больших полушарий.

Говоря о развитии утомления как механизма, защищающего организм от повреждения, следует отметить, что этот процесс возникает в первую очередь в тех функциональных системах, которые при мышечной работе несут наибольшую нагрузку. Это, прежде всего:

регулирующие, управляющие системы;

исполнительный периферический нервно-мышечный аппарат;

системы вегетативного, в первую очередь кислородтранспортного обеспечения (кровообращение, дыхание, кровь).

Во время мышечной работы в организме человека происходят различные биохимические, физиологические и морфологические изменения, степень выраженности которых зависит от интенсивности, продолжительности выполняемой работы, а также многих других факторов и условий, в которых она протекает. Эти изменения приводят к значительным изменениям параметров внутренней среды организма, снижению функциональной активности нервных центров, работоспособности различные систем и всего организма в целом.

По окончании мышечной деятельности в организме происходят физиологические и биохимические процессы, восстанавливающие нормальные константы, нормализующие внутреннюю среду, пополняющие израсходованные во время работы энергетические запасы, удаляющие из организма продукты жизнедеятельности. Эти процессы называются восстановительными, а время, в течение которого происходит восстановление измененных при работе функций – восстановительным или послерабочим периодом.

Следует отметить, что восстановительные процессы происходят не только после окончания работы, но и частично непосредственно во время мышечной деятельности – текущее восстановление. К процессам, составляющим текущее восстановление и подчеркивающим состояние устойчивой работоспособности, можно отнести: выделение из организма излишков тепла путем испарения жидкости с кожи и слизистых оболочек; удаление из организма углекислого газа через дыхательные пути и т.д.

Текущее восстановление при малоинтенсивной работе достаточно эффективно и способствует поддержанию необходимой работоспособности в течение длительного времени. При более интенсивной работе восстановительные процессы оказываются совершенно недостаточными и работоспособность организма быстро снижается.

Основные восстановительные процессы протекают после окончания мышечной деятельности в восстановительном периоде.

Различают срочное и отставленное восстановление.

Срочное восстановление связано в основном с ликвидацией недоокисленных продуктов, накопившихся в организме за время работы.

Отставленное восстановление – это последующий период, в течение которого происходит: а) восстановление нормального функционального состояния нервной системы; б) восстановление различных вегетативных функций организма; в) удаление всех отработанных продуктов; г) восполнение суммарных энергетических затрат и восстановление энергетического потенциала; д) восстановление водно-солевого баланса организма; е) восстановление всех параметров гомеостаза; ж) восстановление работоспособности организма; э) синтез белковых структур и наращивание потенциальных возможностей организма.

Длительность этого периода может колебаться в значительных пределах, что зависит от характера выполненной работы, ее продолжительности, интенсивности, глубины структурных, биохимических и функциональных изменений в организме, а также от эффективности мероприятий, регулирующих и ускоряющих восстановительные процессы.

Послерабочий период характеризуется гетерохронизмом процессов восстановления в разных функциональных системах организма, т.е. неодновременностью нормализации различных функций. Так, после работы средней тяжести величина артериального давления восстанавливается быстрее, чем частота сердечных сокращений, а уровень потребления кислорода – быстрее, чем объем легочной вентиляции. Еще позже восстанавливается углеводный запас организма и другие показатели.

Восстановительный период после мышечной работы нельзя рассматривать только как период нормализации физико-химических изменений в организме, регуляции-деятельности всех его функциональных систем. Главной оценкой восстановления являются показатели эффективности его внешней деятельности – работоспособности. Показатели восстановления работоспособности носят волнообразный характер по типу «затухающего маятника».

Особое значение для совершенствования функций организма и повышения его потенциальных возможностей играет фаза восстановительного периода, являющаяся отражением волнообразного характера восстановительных процессов. В волнообразности восстановительных процессов наблюдается проявление общей биологической закономерности, называемой законом суперкомпенсации (сверхвосстановления).

Читайте также:  Утомление по артериальному давлению и пульсу

Всякая биологическая система, выведенная из состояния динамического равновесия, характерного для состояния функционального покоя, возвращается к нему, проходя фазу избыточного, превосходящего исходный уровень, восстановления химических и функциональных показателей (потенциалов). Чем активнее расходование энергетических потенциалов, тем быстрее восстановление и тем значительнее сверхвосстановление. Однако при слишком высокой степени интенсивности и величины расходования энергетических потенциалов их восстановление замедляется, а фаза повышенной реактивности становится более длительной.

Таким образом, восстановительный период необходимо рассматривать не только как время восстановления исходного состояния организма, но и как период, в котором происходит закрепление следовых реакций от усиления функций во время предшествующих мышечных нагрузок. Такое закрепление следовых реакции достигается лишь при повторной многократной двигательной деятельности (тренировках). При этом суммация следовых реакций в организме фиксируется уже не только в функциональных сдвигах, но и в морфологических изменениях органов и систем, являющихся основой повышения работоспособности (тренированности).

Наибольший эффект развития и совершенствования организма, повышение его функционального потенциала достигается в том случае, когда повторные тренировочные нагрузки выполняются в фазе повышенной реактивности. Организм в своем развитии как бы стартует с более высокого исходного уровня работоспособности, который и закрепляется значительно быстрее при повторных нагрузках.

В ряде случаев необходимо повторять тренировочные нагрузки и через короткие промежутки времени, когда полное восстановление еще не наступило и работоспособность еще снижена. Такая работа необходима для развития быстроты и скоростной выносливости.

В любом случае для достижения тренировочного эффекта длительность интервалов отдыха не должна превышать 48 часов, а для достижения высоких результатов, нагрузки выполняются 5 – 6 раз в неделю и даже по 2 – 3 раза в день.

Однако рост результатов в физической подготовленности, невозможно без использования комплекса педагогических, медико-биологических и психорегулирующих факторов, ускоряющих и регулирующих восстановительные процессы.

Полноценное восстановление организма человека после интенсивных мышечных нагрузок обусловлено, прежде всего, правильным научно-обоснованным построением учебно-тренировочного процесса, рациональным режимом тренировок. Строгое соблюдение основных педагогических (постепенность, последовательность, систематичность и т.д.) и специфических (периодизация, соотношение обшей и специальной подготовки, пороговых нагрузок) принципов физической подготовки – необходимое условие качественной организации учебно-тренировочного процесса.

Огромное значение для полноценного восстановления играет питание. При этом необходимо учитывать, что после систематических интенсивных мышечных нагрузок должны быть восстановлены не только истраченные энергетические ресурсы организма, не только восполнены потери воды и минеральных солей, но и созданы определенные запасы веществ необходимых для анаболических процессов, синтеза белковых структур, совершенствования различных систем организма, повышения его работоспособности.

Питание должно быть, прежде всего, рациональным. В рационе питания должны учитываться, объем и интенсивность тренировочных нагрузок в различные этапы подготовки, условия подготовки, время года, климатические зоны, индивидуальные особенности человека и другие факторы.

источник

Проблема восстановления нормального функционирования организма и его работоспособности после проделанной работы (борьба с утомлением и быстрейшая ликвидация его последствий) имеет большое значение в занятиях физической культурой.

Неизбежным следствием мышечной деятельности является та или иная степень утомления. Утомление, как физиологический, предохранительный механизм, защищающий организм от перенапряжения, и, вместе с тем как следовое явление проделанной работы, способствующее развитию адаптации, стимулирует дальнейшее повышение работоспособности и тренированность организма. Без утомления нет тренировки. Важно лишь, чтобы степень утомления соответствовала проделанной работе.

Степень утомления, как и быстрота восстановления, обусловлена сложным взаимодействием многих факторов, среди которых основное значение имеют: характер проделанной работы, ее направленность, объем и интенсивность, состояние здоровья, уровень подготовленности, возраст и индивидуальные особенности тренирующегося, предшествовавший режим, уровень технической подготовки, умение расслабляться и пр. Если это соревнования, то существенную роль играет степень их напряженности и ответственности, соотношение сил, тактический план их проведения. Экспериментально доказано избирательное действие различных тренировочных нагрузок и режимов работы на двигательный аппарат и вегетативное его обеспечение при утомлении и восстановлении.Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. — М.: Альфа-М, 2003.

Огромное влияние на течение восстановительных процессов оказывает и кумуляция утомления при определенных режимах тренировки. Продолжительность восстановления различна от нескольких минут до многих часов и суток в зависимости от выраженности перечисленных факторов. Чем быстрее восстановление, тем лучше адаптация организма к следующей нагрузке, тем большую работу с более высокой результативностью он может при этом выполнить а, следовательно, тем в большей степени растут его функциональные возможности и выше эффективность тренировки.

При повторных больших физических нагрузках в организме могут развиваться два противоположных состояния: а) нарастание тренированности и повышение работоспособности, если процессы восстановления обеспечивают восполнение и накопление энергетических ресурсов; б) хроническое истощение и переутомление, если восстановления систематически не наступает.Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000.

Управление процессами восстановления важно не только для квалифицированных спортсменов, тренирующихся с большими нагрузками, но и для всех других контингентов, занимающихся физической культурой и массовым спортом, поскольку способствует наиболее благоприятному восприятию нагрузок организмом, а тем самым и оздоровительному эффекту занятий. В наше время разработан и внедрен в практику достаточныйкомплекс восстановительных средств, которые можно классифицировать по разным признакам: по направленности и механизму действия; времени использования; условиям применения и т.п.Гужаловский А.А. Сегодня и каждый день. М.: Физкультура и спорт, 1999.

Наибольшее распространение получило разделение восстановительных средств на три большие группы педагогические; психологические и медико-биологические, комплексное использование которых, в зависимости от направленности тренировочного процесса, задач и этапа подготовки, возраста, состояния и уровня подготовленности тренирующегося, предшествовавшего режима и составляет систему восстановления.

Педагогические средства обеспечивают эффективность восстановления за счет соответствующего построения тренировки и режима. Эта группа средств должна рассматриваться как основная, ибо какие бы специальные средства ни применялись для ускорения восстановления, они окажут должное действие только при правильной тренировке и режиме. К педагогическим средствам относятся: рациональное сочетание средств общей и специальной подготовки, правильное сочетание нагрузки и отдыха в микро-, макро- и многолетних циклах подготовки, введение специальных восстановительных циклов и профилактических разгрузок, варьирование нагрузок, условий тренировок, интервалов отдыха между занятиями и упражнениями, широкое использование переключении с одного вида упражнений на другой, с одного режима работы на следующий, полноценная разминка, использование в ходе занятий различных упражнений для расслабления мышц, а также дыхательных упражнений, приемов самомассажа и пр., полноценная заключительная часть занятия, а также большая индивидуализация тренировки, рациональный режим (особенно пред- и постсоревновательного периода), достаточная эмоциональность занятий и др.

Психологические средства направлены на быстрейшую нормализацию нервно-психического статуса человека после напряженных тренировок, что создает необходимый фон для восстановления функций физиологических систем и работоспособности. Сюда можно отнести как психопедагогические средства (например, оптимальный моральный климат, положительные эмоции, комфортные условия быта и тренировки, интересный разнообразный отдых, щажение психики, индивидуальный подход), так и психогигиенические средства регуляции и саморегуляции психических состояний: удлинение сна, внушенный сонотдых, психорегулирующая, аутогенная тренировка, цветовые и музыкальные воздействия, специальные приемы мышечной релаксации, управления тонусом произвольной мускулатуры, использование некоторых медикаментозных средств для уравновешивания нервных процессов и пр.Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. — М.: Гардарики, 2007.

Основумедико-биологических средств составляют рациональное питание (включая использование дополнительных его факторов и витаминов), физические факторы (гидро-, бальнео-, электро-, свето- и теплопроцедуры, массаж, аэроионизация), некоторые естественные растительные и фармакологические средства, рациональный суточный режим, климатические факторы. Механизм воздействия этих средств можно представить себе как сочетание неспецифических (действие на защитно-приспособительные силы организма) и специфических влияний, непосредственно направленных на быстрейшую ликвидацию проявлений общего и локального утомления, вызванного проделанной работой. Через нейрогуморальные механизмы регуляции эти средства воздействуют на измененные вследствие физической нагрузки метаболизм, температуру и кровоснабжение тканей, способствуют восполнению затраченных энергетических и пластических ресурсов, быстрейшему выведению из организма продуктов распада, восстанавливают нормальное соотношение нервных процессов, способствуя тем самым восстановлению функций регулирующих механизмов и эффекторных органов, ликвидации чувства усталости. Таким образом, это позволяет ускорить естественное течение восстановительных процессов, повысить адаптацию организма к последующей мышечной деятельности и его работоспособность.Косилина Н.И. Физическая культура в режимерабочего дня. М.: Пофиздат, 2000.

Восстановительные процессы характеризуются неравномерностью, фазностью (фаза пониженной, исходной и повышенной работоспособности последняя регистрируется не после каждой работы, а на более длительных этапах тренировки), гетерохронизмом. Гетерохронизм в восстановлении вегетативной и двигательной сферы организма, а также отдельных вегетативных звеньев наиболее выражен в позднем восстановительном периоде после нагрузок, а также у менее тренированных лиц. Поэтому при выборе восстановительных средств, следует предусмотреть возможность одновременного влияния на разные функциональные звенья организма, обеспечивающие его работоспособность психическую и соматическую сферы, двигательный аппарат, центральную нервную и вегетативную системы с тем, чтобы одновременно снять как нервный, так и физический компоненты утомления.

Для всех видов спорта очень важно достичь быстрейшего восстановления равновесия нервных процессов и гуморально-гормональной регуляции, что во многом определяет восстановление обмена веществ и вегетативных функций организма.

Не последнее значение имеют и индивидуальные особенности людей. Так, например, некоторые из них даже в состоянии хорошей тренированности отличаются относительно медленным восстановлением после нагрузок, что во многом зависит от индивидуальной особенности нервных процессов и обмена веществ. И, наоборот, есть генетически обусловленная способность к быстрому восстановлению.

Существенно и значение возраста. Так, например, у детей после интенсивной, но сравнительно небольшой продолжительности работы восстановление происходит быстрее, чем у взрослых, а после очень напряженных нагрузок, наоборот, медленнее. У лиц среднего и старшего возраста восстановительные процессы замедляются.Дубровский В.И. Реабилитация в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1991.

Значение имеют также состояние здоровья, уровень физического развития, характер профессионального труда, привычность нагрузки, условия ее проведения, климато-географические и другие факторы.

Важно учитывать также совместимость используемых средств, в частности сочетание средств общего и локального воздействия (хотя это деление в определенной степени и условно). При этом надо учитывать, что средства общего воздействия (ванны, души, общее ультрафиолетовое облучение, аэроионизация, питание, витамины, общий массаж, некоторые лекарства и пр.) обладают широким диапазоном неспецифического общеукрепляющего действия на организм и адаптация к ним наступает более медленно и постепенно, чем к средствам локального действия. Локальные действия (декомпрессия, электростимуляция, тепловые процедуры, камерные ванны, локальный массаж и пр.), хотя и направлены непосредственно на снятие местного утомления путем улучшения кровоснабжения, клеточного метаболизма, теплового воздействия на отдельные группы мышц, но одновременно вследствие происходящего при этом перераспределения кровотока (его увеличение в зоне воздействия и снижение вне ее) обусловливают не только местные, но и системные реакции, а тем самым и определенное общее воздействие.Виленский М.Я., Горшков А.Г.Физическая культура и здоровый образ жизни студента. — М.: Гардарики, 2007.

При преимущественном воздействии нагрузки на отдельные группы мышц достаточно эффективны локальные средства в сочетании с водными процедурами; при нагрузках большого объема преимущество имеют средства общего воздействия; при работе, особенно большой интенсивности полезно введение контрастных процедур.

При выборе комплекса процедур весьма важно, чтобы они дополняли, а не снижали действие друг друга. Так, например, локальное баровоздействие усиливает эффект предшествующей процедуры, электрофорез оказывает более полное воздействие при предварительных тепловых процедурах, прохладный душ нивелирует действие ряда процедур и т. п. Поскольку само по себе действие физических факторов на организм также сопровождается определенным расходом биологической энергии, важно, используя эти процедуры после нагрузки, не превысить реактивные возможности организма, чтобы не вызвать обратного действия.

Применение широкого комплекса специальных средств целесообразно лишь отдельными циклами в определенные периоды. В остальных случаях вполне достаточно использовать водные процедуры, массаж, рациональное питание и режим дня в сочетании с педагогическими и психологическими средствами.

источник

Утомление следует рассматривать как сложный процесс, затрагивающий все уровни деятельности организма (молекулярный, субклеточный, клеточный, органный, системный, целостного организма) и проявляющийся в совокупности изменений, связанных со сдвигами гомеостаза, регулирующих, вегетативных и исполнительных систем, развитием чувства усталости, временным снижением работоспособности.

Утомление — особый вид функционального состояния человека, временно возникающий под влиянием продолжительной или интенсивной работы и приводящий к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в уменьшении силы и выносливости мышц, ухудшении координации движений, в возрастании затрат энергии при выполнении одной и той же работы, в замедлении реакций и скорости переработки информации, затруднении процесса сосредоточения и переключения внимания и других явлениях.

При рассмотрении проблемы утомления в спорте широко используются такие понятия, как утомительность, утомляемость, утомленность, переутомление.

Утомительность — объективное свойство работы вызывать утомление. Утомительность любого вида деятельности определяется, с одной стороны, величиной нагрузки на организм, а с другой — степенью физической и психической подготовленности человека к определенным видам работы.

Утомляемость — сойство организма человека в целом, отдельных его частей или систем быть подверженным утомлению. Конкретная реализация этого свойства, т. е. глубина развивающегося утомления при одной и той же нагрузке, зависит от степени адаптации человека к определенному виду деятельности и его тренированности, физического и психологического состояния, уровней мотивации и нервно-эмоционального напряжения.

Утомленность — состояние всего организма или отдельных его частей, соответствующее определенной степени утомления. Градация степени утомленности человека оценивается по субъективным ощущениям, состоянию различных психофизиологических функций, изменению эффективности работы.

Переутомление — совокупность стойких функциональных нарушений в организме человека, возникающих в результате многократно повторяющегося чрезмерного утомления, не исчезающих за время отдыха и являющихся неблагоприятными для здоровья человека. Длительное переутомление является одной из причин развития перенапряжения и различного рода заболеваний.

Следует различать содержание понятий утомление и усталость. Утомление — это объективный процесс, возникающий вследствие напряженной или продолжительной деятельности, а усталость — субъективное восприятие и отражение этого процесса, предохраняющее организм от чрезмерного истощения.

Острые и хронические формы утомления могут быть обусловлены самыми различными причинами, которые можно свести к пяти основным группам — физиологические, психологические, медицинские, материально-технические и спортивно-педагогические. Что касается других групп причин, приводящих к утомлению, то соответствующий материал вошел в содержание других глав книги, в которых рассматриваются вопросы нагрузки и отдыха, развития различных двигательных качеств, построения подготовки, травматизма, питания и применения средств восстановления и др.

Восстановление — процесс, протекающий как реакция на утомление и направленный на восстановление нарушенного гомеостаза и работоспособности. Восстановление после физических нагрузок означает не только возвращение функций организма к исходному или близкому к нему уровню. Если бы после тренировочной работы функциональное состояние организма спортсмена лишь возвращалось к исходному уровню, исчезла бы возможность его совершенствования путем целенаправленной тренировки.

Прогрессирующее развитие тренированности спортсмена является результатом того, что следовые реакции, наблюдающиеся в организме после отдельных тренировочных нагрузок, не устраняются полностью, а сохраняются и закрепляются. Выполнение напряженной мышечной работы связано с расходованием потенциала функций, его восстановлением к дорабочему уровню, сверхвосстановлением и последующей стабилизацией на дорабочем или близком к нему уровне. Наличие этих этапов определяет и колебания работоспособности спортсмена. Различают фазу снижения работоспособности, ее восстановления, сверхвосстановления (суперкомпенсации) и стабилизации.

Изменения в функциональных системах организма спортсмена, возникающие в восстановительном периоде, служат основой повышения тренированности. В силу этого при анализе послерабочего периода после нагрузок следует различать две фазы: 1) фазу измененных соматических и вегетативных функций под влиянием мышечной работы (ранний восстановительный период), исчисляемую минутами или несколькими часами, в основе которой лежит восстановление гомеостаза организма; 2) конструктивную фазу (период отставленного восстановления), в процессе которой происходит формирование функциональных и структурных изменений в органах и тканях вследствие суммирования следовых реакций.

Рассматривая восстановительные процессы, протекающие в организме в ответ на выполнение интенсивной или продолжительной работы, нельзя упускать такое понятие, как текущее восстановление по ходу выполнения работы, заключающееся в поддержании состояния равновесия и величин гомеостаза, которые изменяются в процессе мышечной деятельности. Центральное место среди этих процессов занимают метаболические превращения, направленные на поддержание должной концентрации АТФ в работающих мышцах.

Диагностика утомления очень важна для рационального планирования различных структурных образований тренировочного процесса. И если определение явного утомления практически не представляет сложности в силу четкого и объективного критерия его проявления — работоспособности, то оценить скрытое утомление значительно сложнее. Поддержание стабильного уровня работоспособности при выполнении работы различной мощности у спортсменов высокой квалификации практически с самого начала работы осуществляется при постоянном изменении основных функциональных показателей. Определить, на каком этапе работы компенсаторные изменения связаны с формированием скрытого утомления, довольно сложно, тем более, что время его наступления и характер протекания зависят от индивидуальных возможностей спортсменов, степени их тренированности, характера нагрузки и др. Первые признаки скрытого утомления, связанные со снижением экономичности работы, ухудшением внутримышечной и межмышечной координации, значительными изменениями в координационной структуре движений, появляются чаще всего в начале второй половины работы. Постепенно эти изменения усиливаются в направлении все более глубокого исчерпания функциональных резервов и достигают максимально доступных для данной работы величин в период перехода скрытого утомления в явное, т. е. в момент заметного снижения работоспособности спортсмена.

Основным показателем, свидетельствующим о наступлении скрытого утомления и его усугублении при стабильной работоспособности спортсмена, могут служить энергозатраты на единицу механической работы. Именно существенное повышение энергозатрат по отношению к показателям устойчивого состояния свидетельствует об использовании нерациональных компенсаторных механизмов поддержания работоспособности и развитии скрытого утомления. В это время начинает развиваться скрытое утомление — процесс накопления функциональных сдвигов во внутренней среде организма и изменения регуляции его функций, развивающийся задолго до снижения работоспособности. Скрытое утомление сопровождается субъективными, зачастую весьма сильными ощущениями усталости. Применительно к работе иной направленности компенсированное утомление развивается позднее, обычно после выполнения 60-75 % общего объема работы до наступления явного утомления.

Читайте также:  Физкультура основные признаки утомления

Процесс развития утомления наглядно можно проследить и по изменениям электрической активности работающих мышц при выполнении продолжительной работы. Сохранение работоспособности на заданной уровне происходит за счет увеличения затрачиваемых и полезных усилий в цикле педалирования, перераспределения активности между исследуемыми мышцами: крупная мышца — разгибатель голени (наружная головка четырехглавой мышцы бедра) снижает свою активность, что компенсируется возросшей активностью сравнительно более мелких мышц — передней большеберцовой и двуглавой мышц бедра. У квалифицированных велосипедистов полезные усилия возрастают в большей степени, чем затрачиваемые в цикле педалирования. Наличие биомеханических целесообразного перераспределения активности между исследуемыми мышцами и времени их участия в акте педалирования у велосипедистов высшей квалификации является одним из механизмов рационального использования полезных усилий, несмотря на снижающуюся сократительную способность мышечных волокон под влиянием развивающегося утомления. Увеличение времени занятости основных мышц, обеспечивающих двигательный эффект, возрастание затрачиваемых и полезных усилий (особенно перед отказом от работы), перераспределение мышечной занятости наиболее активных мышц в цикле педалирования, а также повышение их электрической активности следует рассматривать как компенсаторную реакцию организма за счет непрерывного усиления центральной импульсации. При этом выдающиеся спортсмены в условиях утомления демонстрируют более рациональное изменение мышечной активности по сравнению со спортсменами высокой квалификации. В условиях компенсируемого утомления у обоих спортсменов возрастает время занятости мышц в цикле педалирования, изменяется величина их биоэлектрической активности. Однако у выдающегося спортсмена эти изменения носят более рациональный и экономичный характер.

Тренировка в состоянии компенсируемого утомления является весьма эффективной для создания специфических условий, адекватных деятельности спортсмена в соревнованиях, когда он, преодолевая утомление, стремится достигнуть высокого спортивного результата.

Напряженную работу в условиях соревнований, связанную с компенсацией утомления на последней трети дистанции, следует рассматривать как весьма действенное педагогическое воздействие, направленное на расширение функциональных возможностей организма спортсмена. В связи с этим целесообразно в период, предшествующий ответственным соревнованиям, моделировать затрудненные условия соревновательной деятельности.

Результаты научных исследований и опыт соревновательной деятельности выдающихся спортсменов убедительно показывают, что работа выполняемая в условиях компенсируемого утомления и направленная на сбалансированное совершенствование компонентов технико-тактического, функционального и психологического порядка, является эффективным средством обеспечения высокого уровня работоспособности в условиях развивающегося утомления и прогрессирующего чувства усталости.

В современной системе спортивной тренировки утомление играет в основном положительную роль, так как его развитие и компенсация являются необходимыми условиями для повышения функциональных возможностей организма, своего рода стресс-синдромом, который должен широко использоваться в различных видах спорта для стимулирования адаптационных сдвигов в организме спортсмена

Понимание основных механизмов обеспечения работоспособности при выполнении работы различного характера и продолжительности, особенностей развития утомления позволяет при планировании отдельных комплексов упражнений и программ тренировочных занятий моделировать весь спектр функциональных состояний и компенсаторных реакций, характерных для соревновательной деятельности спортсмена.

Не менее существенным для планирования рационального режима работы и отдыха в системе подготовки спортсменов является знание закономерностей восстановительных реакций после тренировочных и соревновательных нагрузок.

В связи с этим в первую очередь следует выделить специфичность восстановительных реакций, тесную взаимосвязь характера и продолжительности как раннего, так и отставленного периода восстановления с направленностью и величиной тренировочных и соревновательных нагрузок, глубиной, локализацией и механизмами развившегося утомления.

Не менее важной для теории и практики спортивной подготовки является фазность восстановительных реакций, которую обычно принято увязывать с показателями работоспособности — ее снижением, восстановлением, суперкомпенсацией и стабилизацией. Однако здесь следует учитывать теснейшую взаимосвязь работоспособности с важнейшими характеристиками состояния обеспечивающей функциональной системы во всем сложнейшем взаимодействии протекающих в ней процессов.

Выраженность, продолжительность фаз колебания работоспособности, физиологических, биохимических и психологических реакций находятся в теснейшей взаимосвязи со спецификой вида спорта, направленностью и величиной нагрузок, квалификацией, подготовленностью и состоянием спортсмена, его возрастом и др. В этом плане особое внимание должно быть уделено фазе суперкомпенсации как одному из явлений, лежащих в основе формирования долговременных адаптационных процессов.

Начало мышечной деятельности сопровождается постоянной активизацией деятельности регулирующих, вегетативных и исполнительных функций организма — происходит процесс срабатывания. Он характерен для любой мышечной деятельности и является биологической закономерностью. Периоду срабатывания предшествует период предрабочего возбуждения нервной системы и активизации деятельности вегетативных функций как настройки организма на осознанное выполнение заданной работы.

В период врабатывания налаживается необходимый стереотип движений: улучшается координация, уменьшаются энергозатраты на единицу работы, т. с. повышается ее КПД; улучшается регуляция вегетативных функций, причем процесс активизации отдельных систем происходит неодновременно. Так, период врабатывания двигательной системы (в зависимости от интенсивности работы) колеблется от 10-20 с до 2-3 мин, врабатывание вегетативной нервной системы происходит значительно медленнее — максимальная активизация деятельности систем кровообращения и дыхания может происходить в течение 4-6 мин. Причем одни показатели достигают устойчивого уровня быстрее, а другие — медленнее. Период врабатывания находится в прямой зависимости от интенсивности выполняемой работы: чем она интенсивнее, тем длительнее врабатывание. Процесс врабатывания протекает особенно успешно, если в разминке используют упражнения, которые выполняют в последующей деятельности. Этот период обычно короче у спортсменов, адаптированных к данной работе, а также у спортсменов более высокой квалификации, которых отличают достаточно стойкие и одновременно лабильные связи двигательной и вегетативной функций. Спортсмены высокого класса, адаптированные к применяемым упражнениям, достигают максимальных для данной работы показателей максимального потребления кислорода уже через 60-90 с. Спортсменам же II — III спортивных разрядов для этого часто не хватает 3-4 мин.

Утомление — сложное явление, обусловленное множеством различных процессов, специфичных для каждого вида двигательной деятельности. Выявление звена, играющего ведущую роль в развитии утомления, особенно затруднено в реальной тренировочной и соревновательной деятельности, отличающейся исключительным многообразием двигательных действий, процессов их регуляции и обеспечения, сложным характером проявления различных двигательных качеств. Существенным затруднением для установления специфического места, в котором развивается утомление, является большое число компенсаторных приспособлений, включающихся при напряженной двигательной деятельности различной интенсивности. Для преодоления утомления организм использует избирательное вовлечение различных двигательных единиц, а также чередование деятельности различных мышц-синнергистов, мобилизацию буферных систем для нейтрализации действия продуктов распада на мышечное волокно, преимущественное вовлечение различных источников энергообеспечения работы и др.).

Двигательное утомление — это не какой-то единый, общий для разных видов мышечной деятельности комплекс физиологических процессов. По-видимому, так же, как существуют различные виды мышечной деятельности, в неодинаковой степени вовлекающие различные физиологические системы и функции, имеются и разные виды утомления, в большей или меньшей степени различающиеся по феноменологии, локализации и механизму.

Общеизвестно, что квалифицированные или хорошо тренированные спортсмены отвечают на стандартную нагрузку меньшими сдвигами гомеостаза и ускоренным протеканием восстановительных реакций по сравнению с менее квалифицированными или недостаточно тренированными спортсменами.

На предельные нагрузки отмечается иная реакция. Спортсмены высокой квалификации при выполнении программ занятий с большими нагрузками способны доводить себя до значительно более выраженного утомления по сравнению со спортсменами низкой квалификации. Однако это относится лишь к функциональным системам, несущим основную нагрузку при выполнении данной работы. Одновременно у спортсменов высокой квалификации восстановительные реакции протекают значительно интенсивнее. Иллюстрирует это положение реакция организма пловцов высокой и низкой квалификации на выполнение программы занятия с большой нагрузкой аэробного характера. У пловцов высокой квалификации через б ч после занятия выносливость при работе аэробного характера снижена в большей мере, чем у спортсменов низкой квалификации. Однако суперкомпенсация функций у квалифицированных спортсменов отмечается через трое суток, а у неквалифицированных — через четверо. При этом суммарный объем плавания при выполнении программы занятия у высококвалифицированных спортсменов был больше практически в четыре раза, чем у неквалифицированных.

Аналогичным образом реагируют на предельные нагрузки спортсмены одной и той же квалификации, но тренированные в разной мере. Так, например, занятия с большими нагрузками, проведенные на первом этапе подготовительного периода, когда тренированность спортсменов невелика, связаны с менее выраженными сдвигами гомеостаза и снижением работоспособности и одновременно с более продолжительным периодом восстановления по сравнению с занятиями, проведенными во второй половине подготовительного периода при высоком уровне тренированности спортсменов. И это несмотря на то, что работоспособность тренированных спортсменов при выполнении программ занятий была в среднем на 40-50 % выше, чем нетренированных.

Современные мастера отличаются высокими способностями к быстрому восстановлению после перенесенных нагрузок. Для подтверждения этого сошлемся на результаты передовых для своего времени исследований воздействия на организм спортсменов высокой квалификации занятий с большими нагрузками, проведенных в Киевском институте физической культуры. В частности, было установлено, что последействие занятий с большой нагрузкой, направленных на повышение выносливости при работе аэробного характера, наблюдается в течение 5-7 дней и сопровождается снижением работоспособности и угнетением возможностей функциональных систем в 1-4-й дни после нагрузки, возвращением к исходному уровню на 5-й день, фазой суперкомпенсации — на 6-7-й дни после нагрузки.

Аналогичные исследования, проведенные более чем через 20 лет с участием спортсменов такой же квалификации, позволили выявить, что фаза суперкомпенсации после нагрузки наступила не через 6 суток, а на третьи сутки, а явное снижение работоспособности и возможностей функциональных систем, несущих основную нагрузку, наблюдалось всего в течение 24-30 ч. При этом существенным является еще один факт: спортсмены, принявшие участие во втором эксперименте, выполнили в 3-4 раза больший объем работы по сравнению со спортсменами, участвовавшими в исследованиях около 20 лет назад. Реакция же организма на нагрузку в остром периоде последействия была идентичной в обоих случаях. Причины такого явления различны. Это и несравнимый функциональный потенциал испытуемых, прежде всего способность к восстановлению, и принципиально различная психическая реакция на нагрузку: если занятие с большой нагрузкой, сопровождаемое работой “до отказа”, в начале 60-х годов было для спортсменов явлением редким (не чаще 1-2 раз в неделю), то на этапах современной тренировки такие нагрузки применяются практически ежедневно.

Таким образом, способность к большему исчерпанию функциональных резервов, развитию глубокого утомления, а также способность к интенсивному протеканию восстановительных реакций являются реакциями долговременной адаптации организма спортсмена.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Основные признаки усталости, утомления и переутомления, определение причин их возникновения. Анализ профилактического и восстанавливающего комплексов организма при усталости, утомлении и переутомлении. Особенности профилактики утомления и переутомления.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

на тему: «Понятие об утомлении и переутомлении. Средства восстановления»

    Введение
  • Как бороться с утомлением, усталостью и переутомлением
  • Заключение
  • Список литературы

Никогда и никому не поздно познать радость занятий физической культурой и различными видами спорта. Но приступать к ним, конечно, лучше раньше, чем появились первые признаки болезней или снижения работоспособности. Однако и многочисленные «болезни века» не помеха для начинающего физкультурника.


Каждый человек сознает благотворную роль физических упражнений. Однако не для всех еще они стали постоянными спутниками жизни. Объясняя это явление, социологи называют разные причины: лень, отсутствие времени, условий для занятий и т.п. Вместе с тем многие люди хотели бы заниматься физкультурой в свободное от работы или учебы время, но не знают, как это сделать.


Задачи работы — рассмотреть признаки усталости, утомления и переутомления, определить причины их возникновения, рассмотреть профилактический и восстанавливающий комплексы организма при усталости, утомлении и переутомлении.


Актуальность выбранной темы заключается в том, что профилактика и восстановление организма при усталости, утомлении и переутомлении являются необходимыми процедурами.


Переутомление это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе.


Утомление — физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Нередко как синоним утомления употребляется термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость — субъективное переживание, чувство обычно отражающее утомление, хотя иногда чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т.е. без реального утомления.


Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений.


Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.).


Сроки возникновения усталости зависят от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении усталости играет также отношение человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального объема длительное время не возникает признаков утомления и чувства усталости.


Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон.


Переутомление — это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе.


В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Это позволяет считать патогенез переутомления аналогичным патогенезу неврозов. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов.


При действии сильного раздражителя (стрессора) в организме развивается адаптационный синдром, или стресс, в процессе которого усиливается деятельность передней доли гипофиза и коры надпочечников. Эти изменения в эндокринной системе во многом определяют развитие адаптационных реакций в организме к интенсивной физической или психологической деятельности. Однако хроническое перенапряжение может привести к истощению коры надпочечников и тем самым к нарушению в организме выработанных ранее адаптационных реакций. Следует подчеркнуть, что в процессе развития переутомляемости центральная нервная система включает и регулирует стрессорные реакции. В основе же патогенеза переутомляемости лежит нарушение процессов корковой нейродинамики аналогично тому, как это имеет место при неврозах.


В состоянии переутомления у человека повышается основной обмен и часто нарушается углеводный обмен. Нарушение углеводного обмена проявляется в ухудшении всасывания и утилизации глюкозы. Количество сахара в крови в покое уменьшается. Нарушается также течение окислительных процессов в организме. На это может указывать резкое понижение в тканях содержания аскорбиновой кислоты.


Как уже отмечалось, принято считать, что существует два вида утомления: одно возникает при умственной деятельности, другое — при мышечной работе. Однако сегодня, когда на производстве происходит сближение умственного и физического труда, стало практически сложно выделить в чистом виде умственное утомление или мышечное. При любой трудовой деятельности присутствуют компоненты, свойственные и умственному и физическому труду.

восстановление утомление переутомление профилактика

При выполнении определенных физических упражнений в процессе работы достигается три основных результата: ускорение процесса врабатывания; повышение эффективности кратковременного отдыха в процессе труда; поддержание здоровья трудящихся. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.


Неизбежным следствием мышечной деятельности является та или иная степень утомления. Утомление физиологический, предохранительный механизм, защищающий организм от перенапряжения, и, вместе с тем как следовое явление проделанной работы, способствующее развитию адаптации, стимулирует дальнейшее повышение работоспособности и тренированность организма. Без утомления нет тренировки. Важно лишь, чтобы степень утомления соответствовала проделанной работе.


Степень утомления, как и быстрота восстановления, обусловлена сложным взаимодействием многих факторов, среди которых основное значение имеют: характер проделанной работы, ее направленность, объем и интенсивность, состояние здоровья, уровень подготовленности, возраст и индивидуальные особенности тренирующегося, предшествовавший режим, уровень технической подготовки, умение расслабляться и пр. Если это соревнования, то существенную роль играет степень их напряженности и ответственности, соотношение сил, тактический план их проведения. Экспериментально доказано избирательное действие различных тренировочных нагрузок и режимов работы на двигательный аппарат и вегетативное его обеспечение при утомлении и восстановлении (Гиппенрейтер Б. С.; Коробков А. В.,; Волков В. М. и др.).


Существенное влияние на течение восстановительных процессов оказывает и кумуляция утомления при определенных режимах тренировки. Продолжительность восстановления различна от нескольких минут до многих часов и суток в зависимости от выраженности перечисленных факторов. Чем быстрее восстановление, тем лучше адаптация организма к следующей нагрузке, тем большую работу с более высокой результативностью он может при этом выполнить а, следовательно, тем в большей степени растут его функциональные возможности и выше эффективность тренировки.


При повторных больших физических (напряжениях в организме могут развиваться два противоположных состояния: а) нарастание тренированности и повышение работоспособности, если процессы восстановления обеспечивают восполнение и накопление энергетических ресурсов; б) хроническое истощение и переутомление, если восстановления систематически не наступает.


Приведенное положение, конечно, не означает, что тренировка квалифицированных спортсменов должна всегда проводиться на фоне полного восстановления либо сверхвосстановления. За последнее десятилетие спортивная практика убедительно доказала не только возможность, но и целесообразность в определенные периоды микро — и макроциклов тренировки на уровне недовосстановления, что служит стимулом для дальнейшего повышения уровня деятельности организма и его работоспособности. Врачебные исследования показали при этом отсутствие (конечно, при соблюдении всех необходимых условий) каких-либо неблагоприятных изменений в организме спортсмена. Однако на определенных этапах тренировки на фоне недовосстановления периодически необходима компенсация, обеспечивающая прочное восстановление.


Следовательно, ускорение восстановления направленное действие на восстановительные процессы один из действенных рычагов управления тренировочным процессом. Ускорения восстановления можно добиться как естественным путем (восстановительные процессы тренируемы и не случайно быстрота восстановления один из диагностических критериев тренированности), так и направленным воздействием на течение процессов восстановления с целью их стимулирования.


Использование вспомогательных средств может дать соответствующий эффект только в сочетании с естественным путем ускорения восстановления, обусловленным нарастанием тренированности. В противном случае сдвиги восстановления во времени не будут в должной мере обеспечены ресурсами организма, что может не только затормозить естественное ускорение восстановления, но и неблагоприятно отразиться на функциональном резерве организма. Управление процессами восстановления важно не только для квалифицированных спортсменов, тренирующихся с большими нагрузками, но и для всех других контингентов, занимающихся физической культурой и массовым спортом, поскольку способствует наиболее благоприятному восприятию нагрузок организмом, а тем самым и оздоровительному эффекту занятий. К настоящему времени разработан и внедрен в практику немалый арсенал восстановительных средств, которые можно классифицировать по разным признакам: по направленности и механизму действия, времени использования, условиям применения и т.п. Наибольшее распространение получило разделение восстановительных средств на три большие группы педагогические, психологические и медико-биологические, комплексное использование которых в зависимости от направленности тренировочного процесса, задач и этапа подготовки, возраста, состояния и уровня подготовленности тренирующегося, предшествовавшего режима и составляет систему восстановления.


Педагогические средства обеспечивают эффективность восстановления за счет соответствующего построения тренировки и режима. Эта группа средств должна рассматриваться как основная, ибо какие бы специальные средства ни применялись для ускорения восстановления, они окажут должное действие только при правильной тренировке и режиме. К педагогическим средствам относятся: рациональное сочетание средств общей и специальной подготовки, правильное сочетание нагрузки и отдыха в микро-, макро — и многолетних циклах подготовки, введение специальных восстановительных циклов и профилактических разгрузок, варьирование нагрузок, условий тренировок, интервалов отдыха между занятиями и упражнениями, широкое использование переключении с одного вида упражнений на другой, с одного режима. работы на другой, полноценная разминка, использование в ходе занятий упражнений для расслабления мышц, дыхательных упражнений, приемов самомассажа и пр., полноценная заключительная часть занятия, а также большая индивидуализация тренировки, рациональный режим (особенно пред — и постсоревновательного периода), достаточная эмоциональность занятий и др.


Психологические средства направлены на быстрейшую нормализацию нервно-психического статуса спортсмена после напряженных тренировок и особенно соревнований, что создает необходимый фон для восстановления функций физиологических систем и работоспособности. Сюда можно отнести как психопедагогические средства (такие, например, как оптимальный моральный климат, положительные эмоции, комфортные условия быта и тренировки, интересный разнообразный отдых, щажение психики спортсмена, особенно в предсоревновательном периоде и непосредственно после соревнований, при комплектовании команд, расселении спортсменов на сборах и т.п., индивидуальный подход), так и психогигиенические средства регуляции и саморегуляции психических состояний: удлинение сна, внушенный сонотдых, психорегулирующая, аутогенная тренировка, цветовые и музыкальные воздействия, специальные приемы мышечной релаксации, управления тонусом произвольной мускулатуры, использование некоторых медикаментозных средств для уравновешивания нервных процессов и пр.


Основные медико-биологические средства восстановления это рациональное питание (включая использование дополнительных его факторов и витаминов), физические факторы (гидро-, бальнео-, электро-, свето- и теплопроцедуры, массаж, аэроионизация), некоторые естественные растительные и фармакологические средства, рациональный суточный режим, климатические факторы. Механизм воздействия этих средств можно представить себе как сочетание неспецифических (действие на эащитно-приспособительные силы организма) и специфических влияний, непосредственно направленных на быстрейшую ликвидацию проявлений общего и локального утомления, вызванного проделанной работой. Через нейрогуморальные механизмы регуляции эти средства воздействуют на измененные вследствие физической нагрузки метаболизм, температуру и кровоснабжение тканей, способствуют восполнению затраченных энергетических и пластических ресурсов, быстрейшему выведению из организма продуктов распада, восстанавливают нормальное соотношение нервных процессов, способствуя тем самым восстановлению функций регулирующих механизмов и эффекторных органов, ликвидации чувства усталости. Это позволяет ускорить естественное течение восстановительных процессов, повысить адаптацию организма к последующей мышечной деятельности и его работоспособность.


Использование вспомогательных средств для управления физиологическими процессами, измененными под влиянием проделанной работы, в целях ускорения его восстановления и предупреждения перенапряжения при последующих нагрузках физиологически оправдано и не имеет ничего общего с искусственным стимулированием организма для повышения его работоспособности.


Использование восстановительных средств должно носить системный характер, предусматривающий комплексное применение средств разного действия в тесной увязке с конкретным режимом и методикой тренировки, то есть рациональное сочетание отдельных средств в соответствии с видом спорта, задачами и периодом тренировки, характером работы, степенью утомления, состоянием спортсмена.


Восстановительные процессы характеризуются неравномерностью, фазностью (фаза пониженной, исходной и повышенной работоспособности последняя регистрируется не после каждой работы, а на более длительных этапах тренировки), гетерохронизмом. Гетерохронизм в восстановлении вегетативной и двигательной сферы организма, а также отдельных вегетативных звеньев наиболее выражен в позднем восстановительном периоде после нагрузок, а также у менее тренированных лиц. Поэтому при выборе восстановительных средств ‘следует предусмотреть возможность одновременного влияния на разные функциональные званья организма, обеспечивающие его работоспособность психическую и соматическую сферы, двигательный аппарат, центральную нервную и вегетативную системы с тем, чтобы одновременно снять как нервный, так и физический компоненты утомления.


Соединение отдельных средств в комплекс значительно повышает эффективность действия каждого из них. Это касается как одновременного применения педагогических, психологических и медико-биологических средств, так и применения отдельных средств из арсенала последних. Большое значение имеет направленность тренировочного процесса и, в частности, конкретного занятия или соревнования, что в значительной степени определяет не только подбор средств, оказывающих избирательное или преимущественное воздействие на определенные функциональные звенья организма, но и тактику их использования. Основное внимание уделяют при этом действию на состояние тех систем организма, которые претерпели наибольшие изменения при данной нагрузке и наиболее медленно восстанавливаются, а также состоянию интегральных систем, обеспечивающих работоспособность и адаптацию (нервная система, гормональная регуляция, кровообращение). Поэтому при подборе средств восстановления обязательно учитывать вид спорта н направленность нагрузки в занятии. Так, например, в циклических видах спорта четко прослеживается зависимость глубины и характера утомления от относительной мощности выполняемой работы независимо от структуры движения (Фарфель В.С., Зимкин Н.В.), что делает основным объектом для восстановительных средств при работе на выносливость кардиореспираторный аппарат, процессы обмена веществ и энергии.


При ациклических упражнениях в единоборствах, спортивных играх характер утомления и восстановления в значительной степени обусловлен повышенными требованиями к точности и координации движений, функции анализаторов, нервно-мышечному аппарату, что определяет целесообразность преимущественного воздействия на эти функциональные звенья организма. Необходимость при этом воздействии на вегетатику и обмен веществ зависит от общего объема проделанной работы, то есть удельного веса работы на выносливость. Во всех видах спорта очень важно добиваться быстрейшего восстановления равновесия нервных процессов и гуморально-гормональиой регуляции, что во многом определяет восстановление обмена веществ и вегетативных функций организма.


Большое значение имеют и индивидуальные особенности спортсменов. Так, например, некоторые из них даже в состоянии хорошей тренированности отличаются относительно медленным восстановлением после нагрузок, что во многом зависит от индивидуальной особенности нервных процессов и обмена веществ. И, наоборот, есть генетически обусловленная способность к быстрому восстановлению. Надо учитывать и индивидуальную чувствительность к тем или иным средствам (фармакологическим и некоторым продуктам питания, физиотерапевтическим процедурам и пр.). Активно воздействуя на физиологические функции, регулируя их механизмы, восстановительные средства (особенно физические, фармакологические и психологические) имеют и направленное действие могут оказывать на организм как успокаивающее, так и, напротив, возбуждающее действие, что также требует учета индивидуальных особенностей и характера утомления (с преобладанием после нагрузки возбуждения или, наоборот, торможения, угнетения спортсмена). Существенно и значение возраста. Так, например, у детей после интенсивной, но сравнительно небольшой продолжительности работы восстановление происходит быстрее, чем у взрослых, а после очень напряженных нагрузок, наоборот, медленнее. У лиц среднего и старшего возраста восстановительные процессы замедляются.


Определенное значение имеют также состояние здоровья, уровень физического развития, характер профессионального труда, привычность нагрузки, условия ее проведения, климато-географические и другие факторы. Поэтому подбор восстановительных средств и тактика их применения должны иметь выраженную индивидуальную направленность. Всякий шаблон при этом не только не эффективен, но в ряде случаев и не безвреден. В наибольшей степени это относятся к средствам фармакологии и физиотерапии.


Весьма важно учитывать также совместимость используемых средств, в частности сочетание средств общего и локального воздействия (хотя это деление в определенной степени и условно). При этом надо учитывать, что средства общего воздействия (ванны, души, общее ультрафиолетовое облучение, аэроионизация, питание, витамины, общий массаж, некоторые лекарства и пр.) обладают широким диапазоном неспецифического общеукрепляющего действия на организм и адаптация к ним наступает более медленно и постепенно, чем к средствам локального действия. Локальные действия (декомпрессия, электростимуляция, тепловые процедуры, камерные ванны, локальный массаж и пр.), хотя и направлены непосредственно на снятие местного утомления путем улучшения кровоснабжения, клеточного метаболизма, теплового воздействия на отдельные группы мышц, но одновременно вследствие происходящего при этом перераспределения кровотока (его увеличение в зоне воздействия и снижение вне ее) обусловливают не только местные, но и системные реакции, а тем самым и определенное общее воздействие.


При преимущественном воздействии нагрузки на отдельные группы мышц достаточно эффективны локальные средства в сочетании с водными процедурами; при нагрузках большого объема преимущество имеют средства общего воздействия; при работе, особенно большой интенсивности полезно введение контрастных процедур.


При двухразовой тренировке в день локальные средства назначаются преимущественно после первой, а средства общего воздействия после второй тренировки, после дней больших нагрузок преимущественно средства общего воздействия. Боли требуется срочное повышение работоспособности (например, при повторных стартах, в интервалах между нагрузками и пр.), наибольший эффект удается получить при использовании средств восстановления сразу после окончания работы. Если главной задачей является повышение работоспособности в болей отдаленном периоде (например, к следующему дню или позже), целесообразнее назначать процедуры преимущественно общего воздействия через 48 ч после нагрузки (Талышев Ф.М., Аванесов В.У.)


При выборе комплекса процедур весьма важно, чтобы они дополняли, а не снижали действие друг друга. Так, например, локальное баровоздействие усиливает эффект предшествующей процедуры, электрофорез оказывает более полное воздействие при предварительных тепловых процедурах, прохладный душ нивелирует действие ряда процедур и т.п. (Талышев Ф.М., Белая Н.А., Иоффе Л.А., Журавлева А.И.). Поскольку само по себе действие физических факторов на организм также сопровождается определенным расходом биологической энергии, важно, используя эти процедуры после нагрузки, не превысить реактивные возможности организма, чтобы не вызвать обратного действия.


Целесообразно использование не более одного вида процедуры каждого типа в течение дня и не более двух процедур в одном сеансе. При длительном применении определенных средств наступает адаптация, привыкание к ним организма, что обусловливает постепенное снижение их восстанавливающего действия, то есть организм постепенно перестает реагировать на монотонные, однообразные раздражители. Поэтому необходимо варьировать, периодически менять не только средства, но и их сочетание, дозировку, методы применения.


Следует иметь в виду одно весьма важное обстоятельство. Повышая адаптацию к нагрузкам, определенные восстановительные средства при длительном их применении ведут к снижению силы действия основного раздражителя самой тренировочной нагрузки, снижая ее тренирующий эффект. Кроме того, как известно, для прогрессивного повышения спортивной работоспособности необходимо работать периодически на фоне определенного недовосстановления, что служит стимулом достижения нового, более высокого уровня деятельности организма и при условии последующей компенсации не оказывает какого-либо неблагоприятного влияния на здоровье. Значит, отнюдь не всегда надо стремиться к искусственному стимулированию восстановления, тем более что регулярное или слишком частое и массивное применение фармакологических и некоторых физических средств может затормозить естественное течение процесса восстановления.


Применение широкого комплекса специальных средств целесообразно лишь отдельными циклами в определенные периоды подготовки в частности, иа этапах выраженного наращивания нагрузок и освоения новых сложных двигательных задач, в ударных циклах тренировки, на предсоревновательном этапе и в процессе соревнований (особенно многодневных и при нескольких стартах в день), после напряженного сезона и, конечно, по медицинским показаниям для предупреждения переутомления и физического перенапряжения либо при появлении их первых признаков. В остальных случаях вполне достаточно использовать водные процедуры, массаж, рациональное питание и режим дня в сочетании с педагогическими и психологическими средствами.


Определенная осторожность требуется в применении сильных средств (особенно фармакологических) в период роста и формирования организма. Следовательно, средства восстановления должны назначаться врачом строго индивидуально, в полном соответствии с конкретным планом подготовки, особенностями и состоянием спортсмена.


Целесообразно использование не более одного вида процедуры каждого типа в течение дня и не более двух процедур в одном сеансе.


При длительном применении определенных средств наступает адаптация, привыкание к ним организма, что обусловливает постепенное снижение их восстанавливающего действия, то есть организм постепенно перестает реагировать на монотонные, однообразные раздражители. Поэтому необходимо варьировать, периодически менять не только средства, но и их сочетание, дозировку, методы применения.


В любом деле, большом или малом, первоисточником успехов или неудач является человек. Все зависит от него. Поэтому любое дело следует начинать с себя, с собственной перестройки, в том числе и во взглядах на физическую культуру, на отношение к ней.

Особенности высшей нервной деятельности подростков (свойства нервной системы). Физиологические методы исследования функционального состояния нервно-мышечного аппарата. Факторы, способствующие развитию утомления. Меры профилактики переутомления у детей.

Читайте также:  Нервно психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде

презентация [620,6 K], добавлен 22.05.2012

Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня детей и подростков: понятие, принципы и правила организации, рекомендации. Причины утомления и переутомления, пути снятия данных состояний. Первая помощь при гипертермии, инородном теле в гортани и бронхах.

контрольная работа [31,7 K], добавлен 23.06.2014

Синдром хронической усталости, его отличие от астенического синдрома и мягкой депрессии. Факторы, связанные с повышением риска синдрома эмоционального выгорания у врачей. Меры профилактики и лечения хронической усталости и эмоционального выгорания.

презентация [1,0 M], добавлен 10.04.2015

Определение работоспособности и ее влияние на человеческий организм. Сон и его влияние на здоровье человека. Особенности здоровой пищи для организма. Влияние сырых соков на умственную деятельность. Использование самомассажа для снятия усталости.

контрольная работа [37,7 K], добавлен 20.08.2010

Выявление и изучение причин болезней и естественные методы их профилактики. Оздоровительный эффект физических упражнений. Комплексная индивидуальная профилактика заболеваний. Условия успешного закаливания организма. Организация рационального питания.

реферат [42,5 K], добавлен 06.06.2010

Сущность понятия и основные функции мышечной деятельности. Фаза восстановления деятельности организма человека. Показатели восстановления работоспособности и средства, ускоряющие процесс. Основная физиологическая характеристика конькобежного спорта.

контрольная работа [21,3 K], добавлен 30.11.2008

Этиология инфекционных и воспалительных заболеваний кожи, характеристика причин их возникновения, основные симптомы, признаки, особенности течения, интенсивность и продолжительность. Современные методы профилактики и лечения кожных заболеваний.

доклад [10,8 K], добавлен 23.12.2010

Недельный цикл работы. Динамика работоспособности. Дневные и недельные биоритмы. Высокая успеваемость и производительность. Состояние нервной и физической переутомленности. Полноценное восстановление организма. Эффект бани. ЛФК, диета, фитотерапия.

статья [18,8 K], добавлен 20.01.2009

Содержание основных понятий в физиологии и гигиене труда. Главные принципы классификации видов работы. Оценочные признаки труда в зависимости от тяжести и напряженности соответствующего процесса. Динамика работоспособности и профилактика переутомления.

реферат [23,4 K], добавлен 24.08.2011

Классификация и динамика форм острой ишемии миокарда. Исследование механической усталости фиброзной оболочки. Основные стадии развития тромбоцитарно-сосудистого гемостаза. Понятие, клинические формы и методы диагностики нестабильной стенокардии.

презентация [5,2 M], добавлен 04.02.2016

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник