Меню Рубрики

Утомление и скорость реакции

Время реакции — интервал времени между моментом появления сигнала об опасности и окончанием ответного действия. Время реакции включает промежутки времени, необходимые водителю для приема и переработки информации, поэтому, зная его, можно оценить основные психофизиологические свойства водителя как оператора.

Время реакции может изменяться по мере накопления профессионального опыта, а также в результате тренировки. Каждому водителю желательно знать свое время реакции и способы его снижения. Для этого полезно понимание основных закономерностей изменения времени реакции.

Реакции могут быть простыми и сложными. Простая реакция связана, с ожиданием одиночного, известного водителю сигнала, в ответ на который водитель должен выполнить определенное действие. Например, при включении красного сигнала светофора он должен нажать на педаль тормоза. При этом время приема и переработки информации минимально. Сложная реакция связана с выбором ответного действия из нескольких возможных. Например, при виде пешехода, пересекающего проезжую часть, водитель может подать звуковой сигнал, притормозить или, наоборот, увеличить скорость, наконец, попытаться объехать пешехода спереди или сзади. Время сложной реакции значительно больше, чем простой, так как требуется переработать большее количество информации, оценить различные решения и выбрать наилучшее.

Время реакции человека состоит из двух периодов: латентного (скрытого), который измеряется временем от момента появления раздражителя до начала движения, и моторного, измеряемого временем движения. В течение латентного периода протекают процессы, связанные с ощущением и восприятием, оценкой и прогнозированием обстановки, а также выработкой решения. Примерная продолжительность латентного периода простой реакции на свет составляет 0,2 с, а на звук 0,14 с. Латентный период зависит от индивидуальных психофизиологических особен­ностей водителя, его состояния и опыта, а также от характера дорожно-транспортной ситуации. Время моторного периода зависит от сложности выполняемого действия, возраста водителя, а также от степени неожиданности сигнала. Среднее время моторного периода простой реакции (в лабораторных условиях) на красный сигнал водителя в возрасте 18-22 лет равно 0,48-0,56 с, в возрасте 45-60 лет — 0,78-1,96 с, а сложной реакции — соответственно 1,05-1,96 с и 1,59-2,61 с. Моторный период у различных водителей одного возраста и с одинаковым стажем в одинаковых условиях отличается незначительно. Это объясняется тем, что действия по управлению автомобилем отрабатываются систематически и неоднократно повторяются в повседневной деятельности. Чем больше время реакции, тем труднее водителю реализовать действия по предупреждению аварийной обстановки. У различных водителей общее время реакции может отличаться в 3-4 раза. В практике могут быть случаи, когда один водитель, находясь в более сложных условиях, чем другой, на один и тот же сигнал реагирует быстрее.

В сложной дорожно-транспортной ситуации, когда водитель одновременно воспринимает три сигнала, время, затрачиваемое на переработку информации, увеличивается в среднем на 20 %, а при семи сигналах почти на 50 % по сравнению с временем, необходимым для переработки информации от одного раздражителя.

Чем выше интенсивность движения, тем больше объектов попадает в поле зрения водителя и тем сложнее ему оценить определенный сигнал и выбрать правильное решение. На дорогах с двумя или тремя полосами для движения в обоих направлениях наименьшее время реакции соответствует интенсивности 120-200 авт/ч, а наибольшее — при движении по свободной от транспортных средств дороге. Такая дорога характерна монотонностью, снижающей интенсивность внимания и эмоциональное напряжение водителя.

В судебно-следственной практике при экспертизе ДТП время реакции водителя принимают различным в зависимости от дорожной обстановки.

Если дорожно-транспортная ситуация, предшествовавшая ДТП, свидетельствовала о весьма большой вероятности его возникновения и водитель имел возможность заранее обнаружить признаки возникновения опасности, время реакции принимают минимальным (около 0,6 с). Таковы, например, случаи, когда из-за предмета, ограничивающего обзорность, выходят один за другим пешеходы.

Если ситуация, предшествовавшая ДТП, свидетельствовала о минимальной вероятности возникновения опасности и в поле зрения водителя не было объектов, создавших опасную ситуацию, время реакции максимальное, примерно 1,4 с. Примером такой ситуации может быть внезапный выезд другого транспортного средства с придорожной полосы из-за объекта, ограничивающего обзорность (густого кустарника).

При движении по прямым участкам дороги без поворотов, подъемов и спусков из-за монотонности ухудшается способность водителя к восприятию обстановки, увеличивается продолжительность обнаружения сигнала. Если прямые участки имеют протяженность 5-6 км и более, то человек ощущает сонливость, заторможенность. На участках, отличающихся монотонностью, интенсивность внимания и готовность у водителя резко снижены, возникновение опасной обстановки для него всегда неожиданно.

При увеличении скорости движения растет интенсивность внимания, в связи с чем время восприятия сигнала уменьшается. В некоторых опытах наименьшее время обнаружения сигнала наблюдалось при скорости движения 80 км/ч и более. При скорости 30-50 км/ч это время было больше в среднем на 25 %. Однако это, конечно, не означает, что движение с более высокой скоростью менее опасно. Увеличение скорости влечет за собой заметное сокращение поля концентрации внимания, что существенно ухудшает восприятие участков дороги, расположенных вне этого поля. Кроме того, транспортное средство за один и тот же промежуток времени при большей скорости перемещается на большее расстояние и оказывается ближе к опасному месту.

Изменение времени реакции при утомлении связано с изменением устойчивости внимания и скорости переработки информации. В начале рабочей смены время обнаружения сигнала и время на формирование ответного действия невелики. В середине рабочей смены время реакции минимально, а ближе к концу смены оно может превышать это минимальное значение более чем в 2 раза. Особенно сильное увеличение времени реакции происходит у водителей к концу рабочей смены при движении по свободной от транспортных средств дороге, а также при интенсивности, превышающей 300 авт/ч. Особенно сильно время реакции увеличивается при болезненном состоянии и после приема даже небольших доз алкоголя.

У водителя с большим профессиональным стажем лучше развиты навыки распределения внимания, а в памяти хранится больше сведений о типичных дорожно-транспортных ситуациях. Следовательно, ему требуется меньше времени для обнаружения сигнала и переработки информа­ции, чем неопытному водителю (рис. 1). Водители, работающие постоянно на междугородных перевозках на загородных дорогах, перерабатывают информацию быстрее, чем водители, привыкшие к городским условиям работы.

Рис. 1. Изменение среднего времени реакции водителя (t) в зависимости от стажа его работы:

1 – на маневрирование; 2 – на торможение

Быстрая и точная реакция водителя в критической дорожной ситуации часто имеет решающее значение для предотвращения ДТП. Особенно большую роль время реакции играет, когда необходимо предупредить наезд или столкновение путем экстренного торможения или объезда. Анализ материалов ДТП, связанных с наездом на пешеходов, показывает, что приблизительно в 70 % случаев путь автомобиля после наезда не превышал 1 м, а скорость автомобилей находилась в пределах 30-50 км/ч. Расчеты показывают, что для сокращения остановочного пути на 1,0-1,5 м достаточно уменьшить время реакции водителя на 0,10-0,15 с. Такое уменьшение времени может быть достигнуто путем сокращения времени латентного периода, т. е. путем повышения внимания и совершенствования навыков оценки обстановки.

Время реакции можно уменьшить путем тренировки на специальных стендах и тренажерах. Поэтому в автошколах и кабинетах безопасности движения на автотранспортных предприятиях необходимо иметь стенды и тренажеры для упражнений водителей и приборы для регистрации времени психомоторной реакции. Такие регистрирующие приборы могут быть установлены не только на стендах и тренажерах, но и на автомобилях.

источник

Среднее время реакции
За последние 120 лет среднее время реакции для юноши 190мс на свет 160мс на звук.

Тип раздражителя
Многие исследования подтвердили, что реакция на звук быстрее чем на свет, при среднем времени реакции на слух 140-160мс и визуальном времени реакции 180-200мс. Возможно, потому что слуховому раздражителю необходимо 8-10мс, чтобы достичь мозга, а зрительному 20-40мс. Средняя реакция на прикосновение 155мс.

Степень раздражителя
Чем слабее стимул, тем дольше время реакции. И наоборот, чем сильнее раздражитель, тем быстрее время реакции. Но при достижении определенного уровня, время реакции становится постоянным.

Другие факторы, влияющие на время реакции
Если закрыть глаза на выше описанные факторы, существует множество других, влияющих на время реакции.

Возбуждение
Наиболее изученный фактор, влияющий на время реакции, возбуждение или степень концентрации, включая мышечное напряжение. Наиболее быстрое время реакции при средней степени возбуждения и уменьшается, когда человек слишком расслаблен или слишком напряжен.
Так же доказано, что небольшое мышечное напряжение способствует увеличению времени реакции.

Очень большая проблема для многих игроков, когда в важных моментах игрок, пытаясь максимально сосредоточиться на моменте, перегибает палку, что выливается в ошибочные решения и ухудшенное время реакции.
Возраст
Время реакции уменьшается начиная с раннего детства вплоть до 30, затем понемногу увеличивается до 50-60 лет, после этого возраста время реакции стремительно увеличивается.

Смело можете играть до 30 лет, не боясь за то, что годы уже не те и не можете уже соперничать с молодыми игроками.
Пол
Во всех возрастных группах, время реакции у мужчин меньше чем у женщин того же возраста. При этом, разницу во времени реакции невозможно компенсировать упражнениями и тренировками. Хотя в 2004 году было установлено, что мужчины быстрее женщин при наведении на мишень, а женщины при этом более точны.

Вот, почему игроков женского пола значительно меньше, чем мужского и почему женщины не способны противостоять мужским командам.
Левая и правая руки
Полушарии головного мозга предназначены для выполнения разных задач. Левое полушарие считается вербальным и логическим мозгом, а правое творческим и пространственным. Так же правое полушарие контролирует левую руку, а левое — правую. Это навело на мысль, что левая рука реагирует быстрее чем правая в таких заданиях, как наведение на цель, что в последствии было подтверждено опытами. На опыте с использованием компьютерной мыши было определено, что правши реагировали быстрее правой рукой (что естественно), то левши реагировали одинаково быстро обеими руками.

Как ни странно, то я не наблюдаю такой эффект на практике среди лучших игроков мира, поэтому остается лишь верить опытам ученых
Обычное и периферийное зрение
Изображение воспринимаемое разными областями глаза влияет на время реакции. Самое быстрое время реакции, когда человек смотрим прямо на раздражитель. При периферийном зрении время реакции увеличивается, хотя время реакции можно сократить тренировками.

Не старайтесь убить двух зайцем одним выстрелом и держите только одну позицию, один выход.
Тренировки и ошибки
С практикой время реакции повышается. Но, если человек допускает ошибку, время реакции сильно увеличивается, человек становится более осторожным. Результат, достигнутый упражнениями, сохраняется на протяжении, как минимум, трёх недель. Тренировки на более сложных упражнениях не только уменьшают время реакции, но и улучшают точность. При этом уменьшение времени реакции способствует увеличению количества ошибок.

Это понятно любому игроку, без тренировок ничего не добьешься.
Усталость
Время реакции замедляется, если человек утомлён. Особенно это заметно при выполнении сложных заданий. Психическая усталость, особенно сонливость, заметно увеличивает время реакции. Мышечная усталость вообще не влияет на время реакции.

Не стоит «бухать” в ночь перед турниром, ничего хорошего из этого не выйдет, лучше хорошенько выспитесь.
Голод
Три дня без еды никак не повлияли на время реакции.

Внешние раздражители
Любое отвлечение внимания увеличивает время реакции. Фоновый шум тоже увеличивает время реакции. Если человека озадачить сложным неразрешимым вопросом, то после этого его реакция ухудшится. А так же разговор, скажем по мобильному телефону, во время выполнения другой задачи сильно замедляем время реакции.

В этом минус почти всех LAN турниров и, соответственно, преимущество игры в домашних условиях.
Предупреждение
Когда человек заранее знает о том, что скоро случится это событие, время реакции значительно сокращается. Так в программах на проверку реакции задержка составляет не более 3 секунд, хотя некоторые ученые утверждают, что и 5 минутная задержка даст улучшение результата. Вообще сохранять внимание и мышечное напряжение на высоком уровне невозможно более нескольких секунд. Хотя такое предупреждение нередко вызывает преждевременную реакцию человека, до того как свершилось событие.

Научное объяснение такого явления, как pre-fire, когда игрок делает выстрел до того, как увидел соперника. Так же это вызвано тем, что реакции на звук быстрее, чем на визуальный раздражитель.
Алкоголь
Алкоголь замедляет реакцию, потому что мышцы более расслаблены.

Не пейте до и во время игр и все будет в порядке
Дыхание
Во время выдоха время реакции короче, чем при вдохе.

Старайтесь затаивать дыхание, особенно, когда вы ждете оппонента с AWP, чтобы быстрее среагировать на появление соперника.
Дрожь в пальцах
Дрожание пальца вверх/вниз с частотой 8-10 раз в секунду улучшает время реакции.

Этим увлекался exorcist, игрок команды rpsn, победитель балтийских отборочных на World Cyber Games 2003.
Личность человека
У общительных людей и беспокойных людей время реакции быстрее.

Необъяснимо, но факт.
Упражнения
Упражнения могут улучшить время реакции. У спортивных людей время реакции короче. Наилучшее время реакции достигается при частоте сердцебиения 115 ударов в минуту.

Здесь имеется ввиду физическая нагрузка. Попробуйте перед игрой побегать немного на улице
Наказания, стресс и угрозы
Если человек встревожен своими плохими результатами, то результаты его улучшались.

Фактор страха.
Стимулирующие вещества
Умеренные дозы кофеина сокращают время реакции. Доза кофеина в одной чашке кофе не только улучшает реакцию, но и увеличит способность сопротивляться сну и расслаблению. Кофеин способен уменьшить замедляющий эффект алкоголя. Употребление одной банки колы содержащей кофеин или не содержащей никак не повлияло на время реакции. Амфетамин и ему подобные наркотики ускоряют время реакции, а так же увеличивают ошибочные, преждевременные действия.

Главное не переборщить с дозой. А так в кружечке кофе нет ничего плохого, чего нельзя сказать об амфетаминах.
Интеллект
Уровень интеллектуального развития влияет на время реакции, особенно при выполнении более сложных заданий. У людей с более высоким уровнем интеллекта время реакции лучше.

Читайте книжки и хорошо учитесь в школе, тогда сможете не только быстро реагировать на появление соперника, но и решать мгновенно более сложные задачи.
Заболевания
Небольшое воспаление верхнего дыхательного тракта увеличивает время реакции, ухудшает настроение и нарушает сон.

Хочется лишь добавить, что не только болезни влияют на время реакции, но и медикаменты, применяемые во время лечения

источник

кл слова: физ качества, быстрота, двигательная реакция

Двигательная реакция — это ответ на внезапно появляющийся сигнал определенными движениями или действиями. Различают время реакции на сенсорные раздражители и время реакции умственных процессов. Но, так как может быть не только один, а несколько одновременных или последовательных раздражителей, и, следовательно, одна или несколько возможных реакций, то различают время простой и сложной реакции. Сложные реакции, в свою очередь, подразделяются на реакции выбора и реакции на движущийся объект.
Быстрота двигательной реакции имеет большое прикладное значение практически для любой профессиональной деятельности, связанной с выполнением каких-либо двигательных действий. В ходе решения таких профессиональных задач встречаются случаи, когда требуется отвечать на какой-либо сигнал с минимальной задержкой времени. Современные технические системы, операторская деятельность, например, нередко предъявляют высокие требования к быстроте реагирования. Быстрота реакции имеет большое значение и для различных единоборств, используемых в прикладной подготовке военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, различных служб охраны. В условиях поединка может быть одно или несколько одновременных или последовательных действий противника, ответ на них требует мгновенной защиты, ухода от удара или захвата, быстрого перемещения на выгодную позицию, неуловимых ответных ударов и т. п. Исследования показывают, что и в спринтерском беге, то есть, в беге с максимальной скоростью, преимущество имеют те спортсмены, у кого выше быстрота реакции и подвижность нервных процессов.
В простой двигательной реакции выделяют два основных ее компонента:
1. Латентный (запаздывающий), обусловленный задержками, накапливающимися на всех уровнях организации двигательных действий в ЦНС. Латентное время простой двигательной реакции практически не поддается тренировке, не связано со спортивным мастерством и не может приниматься за характеристику быстроты человека.
2. Моторный, за счет совершенствования которого, в основном, и происходит сокращение времени реагирования.
Для простых реакций характерен значительный перенос быстроты: тренировка в различных скоростных упражнениях улучшает быстроту простой реакции, а люди, быстро реагирующие в одних ситуациях, будут быстро реагировать и в других.
При выполнении напряженной мышечной работы у хорошо тренированных к ней людей наблюдается укорочение времени простой двигательной реакции и повышение возбудимости нервно-мышечного аппарата. У менее тренированных — время реакции ухудшается, происходит снижение возбудимости ЦНС и функционального состояния НМА.
После интенсивной кратковременной мышечной работы может происходить уменьшение времени реакции и за счет ослабления тормозных процессов, в связи с перевозбуждением ЦНС. Такое состояние, как правило, сопровождается нарушением тонких двигательных дифференцировок и снижает эффективность выполняемой работы.
В быту, спортивной и профессиональной деятельности во многих случаях не возникает необходимости специальной тренировки быстроты простой двигательной реакции. Для ее совершенствования бывает достаточно того улучшения времени реакции, которое происходит путем переноса при тренировке в скоростных упражнениях. Особую ценность в этом отношении представляют подвижные и спортивные игры.
Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции наиболее эффективны повторный, расчлененный и сенсорный методы.
Повторный метод заключается в максимально быстром повторном выполнении тренируемых движений по сигналу. Продолжительность таких упражнений не должна превышать 4-5 секунд. Рекомендуется выполнять 3-6 повторений тренируемых упражнений в 2-3 сериях.
Расчлененный метод сводится к аналитической тренировке в облегченных условиях быстроты реакции и скорости последующих движений.
Например, при совершенствовании старта в спринтерском беге, возможна следующая схема использования расчлененного метода тренировки быстроты реакции на стартовый сигнал:
1. Сначала выполняется бег со старта под команду с контролем времени в облегченных условиях (со специальных колодок, под уклон или с помощью тяги растянутого вперед резинового амортизатора).
2. Затем выполняется бег со старта на 10-20 м самостоятельно, без команды, но с контролем времени бега, для отработки стартового ускорения.
3. В заключение выполняется групповой старт на 20-50 м, реагируя по движению одного из участников забега. «Лидер» меняется по очереди в каждом забеге.
Сенсорный метод основан на тесной связи между быстротой реакции и способностью к различению микроинтервалов времени. Этот метод направлен на развитие способности различать отрезки времени порядка десятых и, даже, сотых долей секунды. Тренировка по этому методу подразделяется на три этапа:
1. На первом этапе занимающиеся выполняют двигательное задание с максимальной быстротой. После каждой попытки руководитель сообщает время выполнения упражнения.
2. На втором этапе повторяется выполнение первоначального двигательного задания, но занимающиеся самостоятельно оценивают по своим ощущениям быстроту его реализации, а затем сравнивают свои оценки с реальным временем выполнения упражнения. Постоянное сопоставление своих ощущений с действительным временем выполнения упражнений совершенствует точность восприятия времени.
3. На третьем этапе предлагается выполнять задание с различной, заранее определенной скоростью. Результат контролируется и сравнивается. При этом происходит обучение свободному управлению быстротой реагирования.
Сложность расчлененного и сенсорного методов тренировки быстроты реакции состоит в том, что для их реализации необходимы определенные технические средства: электронные секундомеры с автоматической регистрацией начала и конца выполнения задания под команду и без команды.
В повседневной жизни чаще приходится сталкиваться со сложными реакциями, для реализации которых необходимо:
1. Адекватно оценить ситуацию.
2. Принять необходимое двигательное решение.
3. Оптимально выполнить это решение. При этом необходимо помнить, что чем
больше имеется вариантов решения двигательной задачи, тем более затруднено принятие решения и длительнее время реагирования. Наиболее существенное уменьшение времени сложной реакции наблюдается при совершенствовании ее моторного компонента.
С другой стороны, чем менее трудным и более автоматизированным является само тренируемое движение, тем меньшее напряжение при его реализации испытывает нервная система, короче реакция и быстрее ответное действие. Отрабатывая технику спортивных или профессиональных действий в различных «стандартных» ситуациях, Вы как раз и решаете проблему ускорения оценки ситуации и принятия решения.
Гипоксия, а также сильное и продолжительное нервное напряжение могут привести к увеличению времени сложной реакции. Под влиянием утомления ухудшается и точность мышечно-суставного чувства.
Сложные реакции на движущийся объект (РДО) встречаются не только в спортивных играх, единоборствах, стрельбе по движущимся мишеням, но и во многих видах профессиональной деятельности. Время реакции может составлять от 0,25 до 3,0-4,0 секунд. На сенсорную фазу уходит примерно 0,05 секунды.
Значит, основное значение для быстроты реагирования имеют способность увидеть перемещающийся с высокой скоростью объект и моторная фаза реакции. На это и должна быть направлена тренировка.
Для тренировки используют упражнения с реакцией на движущийся объект. В тех случаях, когда объект зафиксирован взглядом уже до начала движения, время реагирования существенно уменьшается. Тренировочные требования должны постоянно усложняться:
1. Постепенным увеличением скорости перемещения.
2. Внезапностью появления объекта.
3. Сокращением дистанции реагирования. Точность реакции на движущийся объект
совершенствуется параллельно с развитием быстроты реагирования.
Для развития быстроты реакции на движущийся объект можно использовать подвижные игры с небольшим (например, с теннисным) мячом и спортивные игры, но основными средствами тренировки все-таки являются упражнения, специфичные для каждого конкретного вида профессиональной (или спортивной) деятельности.
Развитие и совершенствование реакции выбора связано с принятием необходимого двигательного решения из нескольких возможных вариантов. Сложность осуществления реакции выбора зависит от разнообразия возможного изменения обстановки. Например, в рукопашной схватке противник может атаковать любой рукой или ногой в самой неожиданной последовательности. Аналогичная ситуация может сложиться и при атакующих действиях в волейболе, футболе и в других играх.
При тренировке реакции выбора необходимо идти по пути постепенного увеличения числа возможных вариантов изменения обстановки.
В ряде случаев большую роль в сокращении времени сложной двигательной реакции играет фактор предвосхищения ситуации (это так называемая антиципирующая реакция). Достигается такое предвосхищение событий и опережение действий противника тем, что опытный мастер-профессионал реагирует не только на само движение, но и на подготовительные действия к нему. Возможно это потому, что в каждом движении есть две фазы:
1. Позно-тоническая выражающаяся в трудноуловимом для дилетанта изменении позы и перераспределении мышечного тонуса атакующим.
2. Моторная, или собственно движение.
Опытные мастера в единоборствах, спортивных играх, а также в некоторых видах профессиональной деятельности, умеют реагировать уже на первую, подготовительную фазу движения. В боевых и спортивных единоборствах этим, например, можно объяснить уход от ударов противника на ближней и средней дистанции, то есть, тогда, когда само время удара меньше времени принятия защиты.
Для совершенствования антиципирующей реакции сначала необходимо учиться реагировать на сознательно утрируемую напарником первую, подготовительную фазу движения, и постепенно тренировать выполнение упражнения максимально быстро.

Читайте также:  Профилактика утомления и переутомления детей и подростков

источник

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Исследование скорости реакции человека на внешние раздражители

Скорость реакции человека на внешние раздражители — это наследуемое свойство организма. Это свойство может иметь разные формы проявления. На проявления этого свойство могут влиять как внешняя, так и внутренняя среда. Мы хотели исследовать влияние утомления и разных форм нагрузки на проявления скорости реакции человека.

Деятельность нашего мозга, а значит, психики и интеллекта, определяется центральной нервной системой. Свойства нервной системы определяются генотипом, передаваемыми по наследству физиологическими особенностями. Психолог работает с фенотипом — совокупностью всех свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития (онтогенеза). Фенотип складывается в результате взаимодействия генотипа и условий среды обитания. Один и тот же фенотипический признак может быть проявлением различных генотипических признаков, а один генотип может дать различные фенотипы. Поэтому при оценке психофизиологических особенностей человека нельзя не учитывать «компенсаторные эффекты», так как генетически заданная конструкция преломляется за счет черт, которые человек приобретает в результате эмоционально-волевой регуляции.

Индивидуальные различия людей, обусловленные свойствами нервной системы, проявляются в динамических характеристиках и не касаются содержательных. Следует заметить, что и динамические характеристики во многом зависят от условий воспитания, привычек, установок. В отечественной психологии принята 12-мерная классификация свойств нервной системы человека. Четыре основных свойства: сила, подвижность, динамичность, лабильность, — отличающиеся возбуждением и торможением, образуют 8 первичных свойств. Те же основные свойства, отличающиеся уравновешенностью, образуют 4 вторичных свойства.

Внимание психологов привлекают следующие свойства нервной системы:

• сила, определяющая порог чувствительности;

• подвижность, определяющая время реакции;

Сила как свойство нервной системы отражает предел работоспособности клеток головного мозга в ситуации сильного или длительного возбуждения. Сильный тип характеризуется выносливостью нервных клеток, малой истощаемостью их ресурсов, не реагирует на слабые воздействия, не обращает внимания на мелкие, отвлекающие моменты.

Человек с сильным типом нервной системы сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде. Даже устав, он быстро восстанавливается, в сложных неожиданных ситуациях держит себя в руках, не теряет эмоционального тонуса и бодрости. Человек с нервной системой слабого типа более чувствителен, обладает способностью реагировать на стимулы низкой интенсивности. Такие люди лучше выполняют монотонную работу, быстрее запоминают, у них, как правило, легче формируются условные рефлексы. Сила подвержена тренировке (с возрастом человек более вынослив, но, увы, менее чувствителен). Однако если поставить тренированных людей в одинаковые условия, то генотипический признак обязательно проявится.

Так же на активность ЦНС влияет совокупность дневной жизнедеятельности, которая включает в себя биологический ритм, питание, физическая и умственная активность. Например, если человек привык просыпаться в 7, но в один день поспит до часа дня, то будет чувствовать усталость, разбитость, замедление темпов активности. Такое состояние возникает в результате игнорирования особенностей биологических ритмов. Особое внимание должны уделять питанию, т. к. вопреки устоявшемуся мнению в народе, что «Мозгу нужна глюкоза, сахар и шоколад полезны для мозга»- заблуждение, профессор Дэвид Перлмуттер, невролог и член Американской Коллегии Питания, написал книгу «Зерновой мозг: неожиданная правда про пшеницу, углеводы, сахар, медленно убивающие мозг», он выяснил, что продукты, содержащие крахмал или сахар, вызывает старческое слабоумие, синдром дефицита внимания, тревожность, хронические головные боли, депрессию, эпилепсию и вообще почти все неврологические болезни.

Для поддержки активности ЦНС важен баланс во всех критериях жизнедеятельности человека.

Скорость реакции – интегрированная система ЦНС, является показателем интеллектуального, физиологического и психологического здоровья человека.

В наше время принято считать, что нагрузка на современного школьника очень велика, в течение дня очень сильно проявляется усталость, сопровождаемая заторможенностью и апатией или раздражительностью.

Перед началом работы мы учли факт, что нужно соблюдать баланс физиологический, нарушение баланса приводит к нарушению работоспособности, в нашем случае из-за большой нагрузки школьник к концу дня испытывает стресс, который проявляется как усталость, а значит и скорость реакции ухудшится. Понятием «утомление» (психофизиологический аспект) обозначается процесс временного снижения функциональных возможностей организма (системы, органа) под влиянием интенсивной или длительной работы, проявляющийся ухудшением количественных и качественных показателей этой работы (снижением работоспособности), дискоординацией физиологических функций и обычно сопровождающийся ощущением усталости. Появление и развитие утомления зависит от состояния здоровья, возраста, типа высшей нервной деятельности, сформированности деятельности, мотиваций, установок, интересов человека, а динамика утомления — от характера деятельности. Выделяют острое и хроническое утомление. Так, утомление развивается достаточно быстро при чрезмерно интенсивной, непосильной работе, при монотонной, статической и сенсорнообедненной или сенсорнонасыщенной деятельности, в экстремальных условиях среды. При этом работа вызывает быстро нарастающие функциональные нарушения в деятельности центральной нервной системы (ЦНС).

Время реакции — это период между моментом, когда человек обнаруживает какой-то сигнал, и моментом, когда он реагирует на него.

При высоком уровне функционального состояния центральной нервной системы развитие компенсаторной приспособляемости облегчается и, наоборот, при сниженном — она или затруднена, или даже делается почти невозможной. Таким образом, функциональное состояние центральной нервной системы — это функциональный фон, определяющий в значительной степени поведение организма и его возможности в процессе профессиональной деятельности. Нормальному функциональному состоянию центральной нервной системы соответствует так называемый нервный или церебральный гомеостаз, когда наблюдается оптимальный баланс между процессами возбуждения или торможения. Утомление или эмоциональное напряжение, развивающиеся в процессе профессиональной деятельности могут приводить к сдвигу баланса в одну или другую сторону с изменением характеристик функционального состояния центральной нервной системы.

Связи с развитыми технологиями в современном обществе дети с ранних лет знакомы с различными видами техники, на которых есть большое разнообразие игр, но их закономерность в том, что нужно проявлять высокую скорость реакции на неожиданные раздражители, поэтому у них развиты условные рефлексы. Простая реакция развивается методом многократного быстрого повторения движения или упражнения по сигналу. Зависимость нервной системы от фактора времени выражается в ее подвижности и лабильности. Подвижность — скорость (быстрота) смены процессов возбуждения и торможения — проявляется в процессах перехода от одной деятельности к другой. Лабильность — скорость возникновения и протекания процессов возбуждения, скорость торможения и прекращения нервного процесса. Именно потому, что выработаны условные реакции, а не умение адекватно оценивать ситуацию и искать оптимальные пути решения выполнения задачи, человек в ожидании испытывает напряжение, которое психологически влияет на быстроту реакции, затормаживая ее. Психическое напряжение – это самый страшный вор, который в прямом смысле крадет нашу жизненную силу и энергию. Причинами напряжения являются как высокий темп деятельности, но и вынужденная бездеятельность, затянувшееся ожидание решения проблем, отсрочка их выполнения, незапланированное прерывание работы, новизна, неясность, запутанность, затянувшееся ожидание решения проблем, отсрочка их выполнения, незапланированное прерывание работы, новизна, неясность, запутанность, конфликтность. Выделяют несколько видов (форм) напряженности: тормозная, импульсивная, генерализованная. Тормозная характеризуется снижением интеллектуальных возможностей, негибкость в поведении. Импульсивная – возможно ускорение темпа работы, но ухудшение качества, действия выполняются неосознанно, импульсивно. Генерализованная – сильное возбуждение, чередующееся с дискоординацией. Эти виды психического напряжения часто сопровождают друг друга, так что выделить их в чистой форме бывает трудно, но все формы характеризуются повышенным уровнем активации (возбуждения).

Однозначных данных о времени реакции нет. Среди геймеров с сайта на сайт копируется следующая информация

«За последние 120 лет среднее время реакции для юноши 190мс на свет 160мс на звук. Многие исследования подтвердили, что реакция на звук быстрее чем на свет, при среднем времени реакции на слух 140-160мс и визуальном времени реакции 180-200мс. Возможно, потому что слуховому раздражителю необходимо 8-10мс, чтобы достичь мозга, а зрительному 20-40мс. Средняя реакция на прикосновение 155мс.»

Одновременно, в спортивной литературе имеются данные, что значение скорости реакции спортсменов в районе 0, 14 – 0, 16 с.

В экзаменационных билетах ГБДД верным является ответ о реакции водителя в 1 с.

Существует большое количество факторов, которые влияют на скорость реакции:

Возбуждение (Наиболее изученный фактор, влияющий на время реакции, возбуждение или степень концентрации, включая мышечное напряжение. Наиболее быстрое время реакции при средней степени возбуждения и уменьшается, когда человек слишком расслаблен или слишком напряжен. Так же доказано, что небольшое мышечное напряжение способствует увеличению времени реакции.) Возраст (Время реакции уменьшается начиная с раннего детства вплоть до 30, затем понемногу увеличивается до 50-60 лет, после этого возраста время реакции стремительно увеличивается.) Пол (Во всех возрастных группах, время реакции у мужчин меньше чем у женщин того же возраста. При этом, разницу во времени реакции невозможно компенсировать упражнениями и тренировками. Хотя в 2004 году было установлено, что мужчины быстрее женщин при наведении на мишень, а женщины при этом более точны. Левая и правая руки. (Полушарии головного мозга предназначены для выполнения разных задач. Левое полушарие считается вербальным и логическим мозгом, а правое творческим и пространственным. Так же правое полушарие контролирует левую руку, а левое — правую. Это навело на мысль, что левая рука реагирует быстрее чем правая в таких заданиях, как наведение на цель, что в последствии было подтверждено опытами. На опыте с использованием компьютерной мыши было определено, что правши реагировали быстрее правой рукой (что естественно), то левши реагировали одинаково быстро обеими руками.) Обычное и периферийное зрение. (Изображение воспринимаемое разными областями глаза влияет на время реакции. Самое быстрое время реакции, когда человек смотрим прямо на раздражитель. При периферийном зрении время реакции увеличивается, хотя время реакции можно сократить тренировками.) Усталость. (Время реакции замедляется, если человек утомлён. Особенно это заметно при выполнении сложных заданий. Психическая усталость, особенно сонливость, заметно увеличивает время реакции. Мышечная усталость вообще не влияет на время реакции.) Внешние раздражители (Любое отвлечение внимания увеличивает время реакции. Фоновый шум тоже увеличивает время реакции. Если человека озадачить сложным неразрешимым вопросом, то после этого его реакция ухудшится. А так же разговор, скажем по мобильному телефону, во время выполнения другой задачи сильно замедляем время реакции.) Предупреждение (Когда человек заранее знает о том, что скоро случится это событие, время реакции значительно сокращается. Так в программах на проверку реакции задержка составляет не более 3 секунд, хотя некоторые ученые утверждают, что и 5 минутная задержка даст улучшение результата. Вообще сохранять внимание и мышечное напряжение на высоком уровне невозможно более нескольких секунд. Хотя такое предупреждение нередко вызывает преждевременную реакцию человека, до того как свершилось событие.) Алкоголь (Алкоголь замедляет реакцию, потому что мышцы более расслаблены.) Личность человека (У общительных людей и беспокойных людей время реакции быстрее.) Упражнения (Упражнения могут улучшить время реакции. У спортивных людей время реакции короче. Наилучшее время реакции достигается при частоте сердцебиения 115 ударов в минуту. Здесь имеется ввиду физическая нагрузка.) Наказания, стресс и угрозы (Если человек встревожен своими плохими результатами, то результаты его улучшались.) Стимулирующие вещества (Умеренные дозы кофеина сокращают время реакции. Доза кофеина в одной чашке кофе не только улучшает реакцию, но и увеличит способность сопротивляться сну и расслаблению. Амфетамин и ему подобные наркотики ускоряют время реакции, а так же увеличивают ошибочные, преждевременные действия.) Интеллект (Уровень интеллектуального развития влияет на время реакции, особенно при выполнении более сложных заданий. У людей с более высоким уровнем интеллекта время реакции лучше)

Читайте также:  В динамике утомления выделяют

Сколько бы человек не тренировался, есть предел времени реакции, который никак не преодолеть, потому что поступающая в мозг информация нуждается в обработке, после которой последует обратная реакция, которая зависит от скорости биохимических процессов нервной ткани.

Для проверки нашей гипотезы мы попросили наше конструкторское создать прибор для точного измерения времени. Так как, используемые методы с линейкой или видеоредактора нам не подходили. Они собрали нам прибор на основе конструктора Arduino и предложили обработать информацию с помощью электронных таблиц.

Собрали и установили прибор. Собрали группу добровольцев. Сняли результаты до нагрузки Сняли результаты после нагрузки Перенесли данные в электронные таблицы. Произвели статистическую обработку данных.

В нашем случае испытуемые были не были ограждены от некоторых факторов, таких как шум. Но из этого списка не учитываются и исключены факторы: алкоголь, стимулирующие вещества, возраст, пол, какой рукой нажимали, интеллект, наказания, стресс и угрозы, личность, потому что эти люди были разного возраста, пола, личности и т. д.

У них было предупреждение (надо нажимать на кнопку при загорании лампочки)

Подробно инструкцию и далее таблицы и графики по каждому варианты

Затем вывод из наблюдений и из работы

Было сформировано две группы. Первая группа проверялась после физической нагрузки (подвижные игры), вторая после компьютерных игр. Обе группы проверялись до нагрузки.

До нагрузки. Всего 208 наблюдений

Распределение результатов до нагрузки.

Среднее значение 0, 2519с, отклонение от среднего 0, 045с

После физической нагрузки.

Распределение результатов после физической нагрузки

Среднее значение 0,2526, отклонение от среднего 0,016с

Распределение результатов после компьютерных игр

Среднее значение 0, 2477, отклонение от среднего 0, 047

Достоверных различий между группами не выявлено.

Но можно отметить увеличение общего времени реакции по сравнению с литературными.

Т. е. по литературным данным среднее время 0,2 с, в эксперименте наблюдается увеличение времени реакции на 0, 04с

источник

Для оптимизации работы с пациентами

Для использования членами моей семьи

Для оптимизации работы с учениками

Для проведения научных исследований

Пожалуйста, подтвердите, что тренировки и/или тесты предназначены для вас. Вы создадите персональную учётную запись. Этот вид учётной записи разработан специально для того, чтобы помочь вам оценить и тренировать ваши когнитивные способности.

Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам, предназначенным для ваших пациентов. Вы создадите учётную запись для управления пациентами. Эта учётная запись специально разработана в помощь специалистам в области здравоохранения (врачам, психологам и т.д.) для диагностики когнитивных расстройств и вмешательства.

Подтвердите, что вы хотите предложить когнитивные тренировки и/или тесты вашим родным или друзьям. Вы создадите семейную учётную запись. Эта учётная запись создана для того, чтобы члены вашей семьи получили доступ к тестам и тренировкам CogniFit.

Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам для участников вашего исследования. Вы создадите учётную запись для исследователей. Эта учётная запись специально разработана в помощь учёным при исследовании когнитивных областей.

Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам для ваших учеников. Вы создадите учётную запись для управления учениками. Эта учётная запись специально разработана в помощь при диагностике и лечении когнитивных расстройств у детей и учащейся молодёжи.

При регистрации и использовании CogniFit вы соглашаетесь с тем, что вы прочитали, поняли и принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности CogniFit.

Проверенные инструменты для улучшения или восстановления скорости реакции и других когнитивных способностей

Время отклика или время реакции — это время, которое проходит с момента восприятия информации до ответной реакции на неё. Другими словами, это способность обнаруживать, обрабатывать и давать ответную реакцию на стимул.

Время отклика зависит от нескольких факторов:

  • Восприятие: возможность уверенно видеть, слышать или чувствовать стимул имеет важнейшнее значение для быстрой реакции. В лёгкой атлетике, когда судья даёт стартовый сигнал, звук достигает ушей спортсменов (они воспринимают стимул).
  • Обработка информации: чтобы своевременно среагировать, необходимо сконцентрироваться и хорошо понять информацию. Следуя приведённому выше примеру, спортсмены, услышав стартовый сигнал, различают его в общем звуковом потоке и понимают, что можно стартовать (обрабатывают стимул).
  • Отклик: развитая моторика необходима, чтобы своевременно реагировать на стимул. Когда спортсмены получили и успешно обработали сигнал, они начинают забег (реагируют на стимул).

Если какой-либо из этих процессов нарушен, это негативно повлияет на время отклика. Другими словами, спортсмен с пониженным временем реакции будет находиться в невыгодном положении по сравнению со своими соперниками. Кроме того, время отклика обязательно включает компонент моторики в отличие от скорости обработки информации. Вот почему хорошее время реакции отождествляется с наличием хорошим рефлексов.

В указанном примере цепочка процессов (восприятие, обработка и ответ) выполняется за долю секунды, однако время отклика может изменяться в зависимости от различных факторов:

  • Сложность стимула: чем сложнее стимул, тем больше информации предстоит обработать, и на это уйдет большее количество времени.
  • Простота, подготовка и ожидания: если необходимо реагировать на знакомые стимулы, на которые мы уже отвечали ранее, время, затраченное на обработку информации, значительно сократится. Чем меньше новой информации необходимо обработать, тем быстрее будет наш ответ. Если (как в примере с лёгкой атлетикой) вы ожидаете появление стимула (спортсмены знают, что им подадут сигнал), время реакции будет ещё короче.
  • Состояние организма: на время реакции могут негативно повлиять такие факторы, как усталость, внимание (сонливость), высокая температура, пожилой возраст, или даже переедание или употребление таких веществ, как алкоголь и наркотики. Это может отрицательно сказаться как на обнаружении стимула, так и на его обработке и реакции на него.
  • Стимулируемая сенсорная модальность: время отклика будет лучше, когда стимул, который вызывает реакцию, является слуховым, а не зрительным, поскольку такие стимулы требуют меньше времени на обработку. Каждая сенсорная модальность подразумевает различное время отклика.

Кроме перечисленных факторов на время реакции также повлияет тип стимула, который мы обрабатываем:

  • Простой: единственный отклик на один стимул. Например, когда мы нажимаем клавишу «пробел» после каждого нового слова на экране компьютера.
  • Альтернативный: различные ответы на разные стимулы. Например, на клавиатуре мы нажимаем клавишу со стрелкой влево, если появляется слово на английском, и нажимаем клавишу со стрелкой вправо, если слово на испанском.
  • На основе отбора: при наличии различных стимулов мы должны ответить только на один из них. Например, нажать пробел, когда появляется слово на испанском. Если появляется слово на английском языке — не касаться клавиш.

Почему время реакции имеет важное значение и как оно влияет на нашу жизнь? Хорошее время отклика позволяет нам быть гибкими и эффективными при ответе на различные стимулы и ситуации. При разговоре, когда мы за рулём или занимаемся спортом и т.д. Адекватное время реакции даёт нам преимущества, однако при этом нужно корректно обрабатывать информацию: если во время интервью нам задают вопрос, ожидается, что мы отреагируем быстро и правильно. Другой пример: когда мы сталкиваемся с непредвиденными ситуациями, управляя автомобилем или занимаясь в спортзале, это происходит похожим образом — недостаточно действовать быстро, недостаточно действовать хорошо, нужно делать это одновременно. К счастью, время отклика можно тренировать и улучшить.

  • Если вы едете за рулём и вдруг замечаете пешехода у перехода, время, в течение которого мы замечаем пешехода, принимаем решение затормозить и выполняем это действие, является временем реакции. Эта когнитивная способность может нас спасти от множества несчастных случаев.
  • В боксёрском поединке или футбольном матче крайне важно вовремя обнаружить движение противника, предугадать его действия и отреагировать как можно быстрее и точнее. Хорошее время реакции будет иметь ключевое значение для результата.
  • Вы находитесь в здании и вдруг замечаете пожар. В данном случае время реакции — это время, которое вам понадобится для того, чтобы сразу после обнаружения пожара найти ближайший огнетушитель.
  • Ребенок находится на уроке физкультуры и должен начать бежать по сигналу учителя. Время, затраченное на старт после сигнала учителя, будет временем отклика.
  • Когда охранник обнаруживает подозрительную активность, время, которое ему потребуется, чтобы отреагировать, может иметь решающее значение для успешного вмешательства в ситуацию. Если он обнаружит, например, кражу, временем реакции будет временной отрезок между моментом, когда он заметил кражу, и началом преследования.

Любой тип расстройства, при котором нарушается восприятие, обработка информации или моторика, затронет и время реакции. Именно поэтому время реакции является когнитивной способностью, очень чувствительной к различным поражением. Например, проблемы со зрением или слухом , такие как слепота или глухота, могут привести к снижению времени реакции по причине нарушения восприятия. Пациенты с брадипсихией (заторможенностью мышления) или деменциями, например, страдающие болезнью Альцгеймера, могут иметь пониженную скорость обработки информации, в результате чего замедляется время реакции. И наоборот, импульсивные люди или те, у кого наблюдается СДВГ, также могут иметь проблемы с обработкой информации, и, следовательно, временем реакции. Что касается самого момента отклика, люди с акинезией или брадикинезией (как у пациентов с болезнью Паркинсона), или проблемами моторики, такими как гемипарез или другие типы паралича, также могут иметь трудности при необходимости инициировать двигательную реакцию. В целом, при любом нейродегенеративном заболевании, как, например, болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, рассеянный склероз или хорея Хантингтона, будет наблюдаться нарушение времени реакции в результате поражения головного мозга в ходе болезни. И, наконец, повреждения мозга, вызванные травмой головы или инсультом, также могут повлиять на любой из этих трёх процессов и негативно отразиться на времени реакции.

Следует отметить, что одним из расстройств, которые могут значительно повлиять на скорость обработки информации, является диффузное аксональное повреждение головного мозга (ДАП). Обычно при сотрясении мозга (например, из-за удара по голове или резкого торможения автомобиля) повреждаются его нейронные соединения. Движение, которое происходит в мозге, приводит к натяжению или разрыву аксонов (той части нейрона, которая образует связи с другими нейронами, белое вещество головного мозга). Это происходит не только в одной конкретной области головного мозга — аксоны травмируются по всей площади мозга, вызывая диффузное повреждение. В результате замедляется скорость обработки информации, и, следовательно, время реакции. К сожалению, это довольно частое явление, и обычно подразумевает плохой прогноз.

С другой стороны, время реакции может ухудшиться не только из-за травмы мозга. Существуют различные жизненные обстоятельства, которые могут негативно повлиять на эту когнитивную способность. Сон, настроение, тревожность, даже недостаток внимания могут изменить время реакции. В отличие от других факторов, эти причины можно устранить гораздо проще и быстрее.

Время реакции присутствует в большинстве наших повседневных дел. Способность взаимодействовать с окружающей средой и реагировать на непредвиденные изменения напрямую зависит от нашего времени отклика. Таким образом, оценка времени реакции важна и может пригодиться в различных областях жизни: в учёбе (это поможет нам узнать, есть ли у ребёнка проблемы с восприятием, обработкой информации или моторикой, и связанные с ними трудности в учёбе), в медицинской сфере (для выявления у пациентов нарушений, связанных с восприятием, обработкой информации или моторикой), в профессиональной среде (помогает определить, какие работники лучше подготовлены для видов работ, связанных с необходимостью быстро действовать при определённых обстоятельствах).

Различные когнитивные функции, в том числе время реакции, можно эффективно и надёжно оценить с помощью комплексного нейропсихологического тестирования. Тесты, которые предлагает CogniFit («КогниФит») для оценки времени реакции, основаны на классических тестах: NEPSY, Тесте Переменных Внимания (TOVA), Тесте на Длительное Поддержание Функции (CPT), Тесте на Симуляцию Нарушений Памяти (TOMM) и Задаче Визуальной Организации Хупера (VOT). Кроме времени реакции также можно измерить рабочую память, визуальное сканирование, зрительно-моторную координацию, ингибицию, мониторинг, память на имена, зрительное восприятие, контекстуальную память, распознавание, фокусированное внимание и пространственное восприятие.

  • Тест-Расследование REST-COM: на короткое время появляются рисунки предметов. Затем как можно быстрее необходимо выбрать слово, соответствующее представленным изображениям.
  • Тест на Декодирование VIPER-NAM: на экране ненадолго появляются изображения объектов, которые затем исчезают. Вслед за этим появляются четыре буквы, и только одна из них соответствует первой букве названия объекта, необходимо правильно выбрать эту букву. Задачу нужно выполнить как можно быстрее.
  • Тест на Распознавание WOM-REST: на экране появляются три объекта. Во-первых, нужно как можно быстрее вспомнить порядок их появления. Затем появятся четыре серии из трёх объектов, которые отличаются от ранее представленных. Необходимо восстановить исходную последовательность.
  • Тест на Принятие Решений REST-SPER: на экране появляется несколько двигающихся стимулов. Необходимо быстро выбрать нужные стимулы, избегая при этом нажатия на остальные.
  • Тест на Скорость REST-HECOOR: на экране появляется синий квадрат. Необходимо как можно быстрее нажимать на него, оставаясь внутри квадрата. Чем больше раз будет нажата кнопка за отведённое время, тем лучше будут полученные результаты.
  • Тест на Обработку Информации REST-INH: в этом задании на экране будут появляться два блока с различными цифрами и фигурами. Сначала необходимо реагировать на размер фигуры и указать самую высокую. Затем нужно будет выбрать блок с наибольшей цифрой из представленных.

Время реакции, как и другие когнитивные способности, можно тренировать и улучшать. CogniFit («КогниФит») даёт возможность делать это профессионально. Реабилитация времени реакции основана на пластичности мозга. CogniFit («КогниФит») предлагает серию клинических упражнений для тренировки и улучшения времени отклика и других когнитивных функций. Мозг и его нейронные связи усиливаются при использовании функций, которые от них зависят. Поэтому, если мы регулярно тренируем время реакции, укрепляются соединения нейронов в задействованных структурах мозга. Таким образом, в результате тренировки этой способности соединения нейронов будут работать быстрее, улучшая наше время отклика.

CogniFit («КогниФит») состоит из опытной команды профессионалов, специализирующихся на изучении процессов синаптической пластичности и нейрогенеза. Это сделало возможным создание программы стимуляции когнитивных способностей, которая адаптируется к потребностям каждого пользователя. Программа начинает работу с точной оценки времени реакции и других основных когнитивных функций. По итогам тестирования программа когнитивной стимуляции CogniFit («КогниФит») автоматически предлагает персонализированный план тренировок с целью улучшение времени отклика и укрепления других когнитивных функций, которые, согласно результатам оценки, в этом нуждаются.

Для улучшения времени реакции необходимо тренироваться правильно и регулярно. CogniFit («КогниФит») предлагает инструменты для тестирования и реабилитации этой когнитивной функции с целью её оптимизации. Для корректной стимуляции нужно уделять тренировкам 15 минут в день, два или три раза в неделю.

Программа когнитивной стимуляции CogniFit («КогниФит») доступна онлайн. Разнообразные интерактивные задания представлены в форме увлекательных игр для мозга, в которые можно играть с помощью компьютера. В конце каждой сессии CogniFit («КогниФит») показывает подробную диаграмму улучшений когнитивного состояния.

источник

Качество действий водителя. Работа водителя может выполняться в различном темпе и при различной степени напряжения. На степень рабочей нагрузки водителя решающее влияние оказывают интенсивность и скорость движения автомобиля. Регулируя скорость движения, водитель, если он не находится в потоке автомобилей, сам устанавливает для себя оптимальный темп работы с учетом своих психофизиологических возможностей и дорожной обстановки. Подготовленный водитель реагирует на изменение ситуации на дороге и быструю смену событий мгновенно и почти бессознательно. Особая быстрота восприятия и реакции отличают его езду в городе, где его мозг работает «на высоких оборотах».

Отдельные периоды работы водителя, особенно при высокой скорости движения, протекают в условиях дефицита времени. Качество действий водителя в этих случаях зависит от быстроты и точности его ответных реакций на различные раздражители. В ответ на эти раздражители водитель выполняет различные действия: нажимает на педаль тормоза или дросселя, поворачивает рулевое колесо или оперирует рычагами переключения передач и тормоза и т. п. Такие ответные действия на раздражители называются психомоторными реакциями. В каждой психомоторной реакции различают: скрытый (латентный) период реакции, т. е. время, протекающее от момента появления раздражителя до начала ответного движения, и период реализации двигательного действия — отрезок времени от начала движения до его завершения-Реакции могут быть простыми и сложными. Простая реакция — это возможно быстрое ответное действие на заранее известный раздражитель (сигнал). Например, быстрое нажатие на педаль тормоза при появлении красного света светофора, если водитель, ожидая появления сигнала, подготовился к торможению. Среднее время скрытого периода простой реакции на световой сигнал — около 0,2 с, на звуковой — 0,14 с.

Читайте также:  Работоспособность утомление и восстановлении в процессе трудовой деятельности

Время общей двигательной реакции (продолжительность скрытого периода реакции и ответного действия) значительно варьируется в зависимости от времени, необходимого на выполнение ответного действия. Так, среднее время общей реакции на включенный стоп-сигнал, и время, затрачиваемое на перенос правой ноги с педали дросселя на педаль тормоза, составляет 0,4 — 0,6 с.

Сложная реакция связана с выбором нужного ответа из ряда возможных. Например, то же быстрое нажатие на педаль тормоза при появлении пешехода, но не сразу, а после выбора этого ответного действия как наиболее рационального из ряда других возможных действий, таких как поворот рулевого колеса, изменение скорости движения, подача звукового сигнала и др. Ответные действия при сложной реакции могут происходить в различных сочетаниях. Например, нажатие на педаль тормоза и поворот рулевого колеса.

Сложная реакция требует значительно большего времени, которое зависит от сложности обстановки. Исследования, проведенные в НИИАТе, показали, что среднее время оценки обстановки через зеркало заднего вида составляет 1,88 с, а среднее время оценки обстановки на нерегулируемом перекрестке — 2,45 с. Следует помнить, что восприятие сложных маршрутных указателей требует 3 — 4 с и что чем выше скорость, тем больше время оценки ситуации.

Принято считать, что время сложной реакции водителя (восприятие, понимание опасности, оценка ситуации, принятие решения, начало действия или бездействия) равно 0,8 — 1 с. Нужно учесть, что это время может колебаться в значительных пределах — от 0,4 до 1,5 с и даже более. В практике управления автомобилем необходимо считаться с внезапным появлением опасности, что может резко увеличить относительное время реакции.

От времени вашей реакции во многом зависит остановочный путь автомобиля при экстренном торможении. Общее время, необходимое для остановки автомобиля, включает в себя время реакции водителя (с момента восприятия препятствия на дороге до начала торможения), время срабатывания привода тормозов (с момента нажатия на педаль тормоза до момента начала действия тормозов) и время действия полностью включенных тормозов (от начала торможения до остановки автомобиля).

Каждый водитель должен знать остановочный путь своего автомобиля и время своей реакции на торможение, а также стремиться уменьшить его, так как быстрая реакция является важнейшим качеством водителя. Так, например, если учесть, что длина остановочного пути с учетом расстояния, проходимого за время реакции водителя (1 с) для автомобиля типа «Москвич» при скорости 50 км/ч, составляет 14 м, то снижение времени реакции только на 0,1 с уменьшит остановочный путь автомобиля на 1,4 м, которых иногда так не хватает при экстренном торможении.

Время реакции водителя при управлении автомобилем непостоянно. Оно может изменяться под влиянием различных причин: болезненного состояния или утомления, возраста, сосредоточенности, состояния опьянения и др. Интересное обследование группы московских водителей провели сотрудники Института психологии Академии педагогических наук РСФСР. Они определяли, как влияют возраст водителя, стаж, его душевное состояние и профессиональное мастерство на скорость психологической реакции. Результаты обследования показали, что среднее время реакции на опасность колеблется от 0,3 до 0,6 с. Наиболее медленно реагируют водители, которые недавно были участниками дорожно-транспортного происшествия. Установлено также, что в пределах одного часа после принятия даже незначительной дозы спиртного время реакции возрастает на 30 — 40%.

При увеличении времени реакции водителя скорость движения автомобиля должна быть снижена. Так, например, если вы чувствуете, что в связи с болезненным состоянием или утомлением время реакции у вас увеличилось, то допустимая скорость на сухой дороге с асфальтобетонным покрытием не должна превышать 40 — 50 км/ч. В данном случае только эта скорость (и ниже) будет соответствовать условиям безопасности движения. Но это справедливо, если вы не держитесь в потоке (см. рекомендации о скорости в потоке).

Время оценки ситуации и скорость. При хорошей школе обучения, тренировке и опыте все действия водителя по выполнению маневра (нажатие на педали, поворот рулевого колеса) не зависят от скорости движения. А вот длительность периода от начала понимания опасности и до начала выполнения маневра (отрыв ноги от педали дросселя) зависит от скорости движения. Чем выше скорость, тем больше эмоциональная напряженность водителя из-за значительного количества всех факторов, которые нужно оцепить как по отдельности, так и все вместе. При увеличении скорости движения все возможные опасности словно концентрируются. Из-за повышения эмоциональной напряженности происходит как бы запирание мыслительных способностей водителя и ему значительно труднее воспринять обстановку, выбрать какое-то действие и решиться его произвести.

Как водителю научиться «отпирать» себя при движении с высокой скоростью? Нужно привыкнуть складывать хорошее в одну сторону, а плохое — в другую. Причем и то и другое надо складывать в кучи, не разбирая по мелочам. И только когда в куче с плохим вы заметите что-то опасное, тогда и «отпереть» себя легче. Такое концентрирование хорошего и плохого по отдельности — признак «матерого» водителя, которому не страшны самые суровые условия движения.

Способность предвидеть обстановку. Удивляет тот факт, что молодые водители, время реакции которых составляет 0,25 с, попадают в опасные ситуации чаще, чем пожилые, у которых время реакции в 4 раза больше (1с). Основное значение имеет не время реакции на возникшую опасность, а способность водителя предотвратить или предвидеть (предугадать) создание таковых. Некоторые задают вопрос, какой водитель лучше: тот, который не попал в сложную ситуацию, или тот, кто попал, но красиво из нее вышел? Есть водители, которые за свою жизнь никогда не попадают в критические ситуации, а есть, которые каждый день приезжают и рассказывают, что «еле выскочил. «. Какой же из них ас? Конечно, тот, кто умеет предвидеть. А для этого нужен опыт, умение правильно предугадывать развитие ситуации и определять начало ее усложнения.

Так что же такое предвидение? Прежде чем ответить на этот вопрос отметим, что в человеческом поведении есть две тенденции — конформистская и криминалистическая. Первая — «Что скажут обо мне люди?», а вторая — «Как бы я поступил на их месте в данных условиях?» Автор этих строк почти на 100% придерживается второй тенденции. И это в значительной степени помогает понять коллег по дорожному движению. Да и не только их.

Хороший водитель всегда предвидит ситуацию на 5- 10 с вперед. Если автомобиль остановился, значит из него кто-то может выйти. В правую дверь никто не выходит, из кузова никто не выпрыгивает. Значит, водитель либо решил отдохнуть и подкрепиться, не вылезая из автомобиля, либо застегивался, надевал шапку, собирал документы и т. п. Поэтому-то прошло столько секунд, прежде чем открылась коварная левая дверь. Опытные водители знают, что летом их коллеги и пассажиры выскакивают из автомобиля очень быстро, а осенью и зимой этот процесс, естественно, затягивается.

Время реакции и особая осторожность. Длительность реакции — это признак профессиональной готовности. Готовность № 1. Но можно и на спусковом крючке автомата или карабина держать палец свободно, а можно и так «напружинить», что палец на курке будет дрожать от физического напряжения в ожидании команды «Огонь!» А когда действительно потребуется стрелять, то оказывается, что палец не может нажать спусковой крючок: его свело от напряжения (физический стресс). Не старайтесь быть похожим на такого неопытного стрелка и постоянно находиться в напряжении. Все равно всех опасностей не избежать. И если всегда будете чересчур готовы, то окажется, что в нужный момент не сумеете ни нажать на педаль, ни даже крикнуть.

Так что же такое особая осторожность водителя, о которой так часто можно услышать и даже прочитать? На наш взгляд, это выражение следует заменить на термин «профессиональная готовность». Термин же «особая осторожность» непонятен ни водителям, ни регулировщикам, ни экспертам, ни следователям. Поэтому и употреблять его в лексиконе водителя не следует.

Любые цифры, характеризующие самое низкое значение скорости движения, с которой практически можно ехать, не являются критериями особо осторожной езды. Например, безопасный проезд мимо стоящего пешехода со скоростью 60 км/ч обеспечивается на расстоянии не менее 2,7 м от него. При этом не требуется менять траекторию и скорость движения автомобиля. Эта цифра характеризует минимальное расстояние, при котором дорожно-транспортное происшествие можно избежать.

В любом случае, когда дорожно-транспортное происшествие произошло, можно сказать, что водитель не проявил особой осторожности. Водитель виноват, и его нужно наказать. Зачем же употреблять такой термин, который имеет силу в глазах эксперта и следователя только тогда, когда происшествия не случилось? Такая неточность иногда дорого обходится водителю и не служит стимулом к тому, чтобы эксперты и следователи стремились грамотно разобраться в первопричинах дорожно-транспортного происшествия. Играет ли роль величина времени реакции водителя в условиях особой осторожности или критической ситуации? Безусловно, разберем этот вопрос более подробно.

Когда соблюдать особую осторожность? Самый привычный ответ — всегда. Но это значит, вы все время должны быть в стрессовом (напряженном) состоянии. Время реакции при этом порядка 0,4 — 0,6 с. А это делает человека в лучшем случае неврастеником. И все равно водитель не может выбрать такую скорость, при которой он всегда со 100%-ной гарантией мог бы остановиться, не совершив наезда.

Можно сказать, что нет такой скорости. Такая скорость есть для системы водитель — дорожные условия, когда на дороге нет ни одной помехи. Что касается дорожно-транспортных ситуаций, когда пользователи дорог внезапно нарушают дорожный кодекс, то здесь система автомобиль- дорога выходит из-под контроля разума водителя, не подчиняется ему.

Ведь если легковой автомобиль движется со скоростью 20 км/ч, его тормозной путь составит на сухой дороге с асфальтобетонным покрытием (т. е. в самых благоприятных дорожных условиях) 2,7 м, а остановочный путь — 8,2 м. А молодой мужчина дистанцию в 2 м пробежит в среднем за 0,44 с, т. е. появится перед автомобилем на расстоянии 2,44 м. Как же здесь избежать наезда? Может быть, посоветовать водителю ехать со скоростью 10 км/ч? Но в этом случае остановочный путь составит 3,28 м, и все равно наезд неизбежен.

Правда, есть мнение, что повышение внимания до предела позволит сократить среднее время реакции с 0,8 до 0,21 с. Но и вообще, и в частности пользоваться в экспертной и судебной практике величиной времени реакции неправильно, так как через это время нельзя выразить влияние всех многочисленных окружающих факторов. Мы знаем конец времени реакции, но не знаем его начала. Нужно учитывать комплексную оценку — соотношение скорости нарастания внезапного препятствия вплоть до критической ситуации, после наступления которой водитель должен приготовиться к действиям в послекритической обстановке.

Любая подготовка может только помочь снизить количество дорожно-транспортных происшествий, а не гарантировать от них полностью. Ведь тренировка даже в условиях, приближенных к реальным (например, проезд мимо стоящего автобуса, впереди которого внезапно появляется пешеход), не может учесть многих факторов — кинетической сложности и физической интенсивности изменения траектории движения помехи, индивидуальных способностей водителя, динамики ответной реакции и дальнейшего протекания процесса и сопутствующих факторов.

Термин «время реакции» должен остаться только для «внутреннего употребления» водителями и учеными, но он так же, как и «особая осторожность», должен быть исключен при оценке вины водителя. А вот понятие особой ответственности за управление автомобилем при конфликтах с другими водителями и пешеходами должно приобрести в вашем сознании тот высокий смысл, который поможет вам, не насилуя себя особой осторожностью, выбирать режимы управления так, чтобы предусмотреть возможные последствия разрядки конфликтных ситуаций.

Хотелось бы предупредить вас, что в зависимости от того, в каких условиях вы едете, время реакции (продолжительность срабатывания системы отдания приказа) будет таково:

Сверхвнимание и сверхосторожность. Объезжая на дороге каждую выбоину, любое препятствие вплоть до лежащего спичечного коробка, вы незаметно можете вступить в конфликт с другим участником движения. Иногда лучше наехать колесом на яму, выбоину или крышку люка, чем ввести в заблуждение нескольких водителей, которые не видят неисправность дорожного покрытия и находятся в недоумении: почеглу это так виляет впереди идущий автомобиль.

Так следует ли быть сверхвнимательным и сверхосторожным? Нет. Этого от водителя и не требуется. Этого не требуется и от водителей специальных автомобилей (пожарные, скорая помощь). Этого не требуется только потому, что понятия сверхосторожность в водительской практике быть не должно. А какие же понятия могут быть? Аккуратность? Тихая или быстрая езда? Или что-то другое?

Опытные водители выискивают на дороге только хорошее, заранее это хорошее подмечают, и тогда всегда — зеленый свет.

Тугая педаль. Анализ материалов о происшествиях показывает, что, для того чтобы не наехать на пешехода, водителю и автомобилю очень часто не хватает от 1 до 5 м. Это значит, что если бы водитель начал тормозить на 5 м раньше, то наезда бы не произошло. Но может быть тот же водитель на другом автомобиле сумел бы остановиться раньше? Очень может быть. Оказывается, путь и время остановки зависят от взаимного расположения педали управления дросселем и педали тормоза, а также от усилия, с которым нужно нажимать на педали. Чем больше усилие на педали, тем больше время переноса ноги с одной педали на другую.

Это кажется парадоксальным, но это действительно так. Поэтому при замене возвратных пружин у педалей не следует ставить пружины более жесткие, чем стандартные.

Могут задать вопрос: какие еще могут быть задержки, если суммарное (полное) время реакции при торможении составляет всего 0,3 — 0,8 с? Оказывается, разница во времени реакции водителя (от начала понимания опасности до момента переноса ноги на педаль тормоза) при езде на различных автомобилях достигает 0,1 с. При скорости 70 км/ч автомобиль за это время пройдет расстояние около 2 м, а его-то как раз иногда и не хватает. Примерно такой же метраж набегает при переносе ноги с педали управления дросселем на педаль тормоза у автомобиля с неудачным расположением этих педалей. Все это надо учитывать водителю, когда он пересаживается с одного автомобиля на другой.

Тугая педаль газа оказывает еще одну плохую услугу водителю. Конструкторы современных автомобилей постарались сделать тормоза на совесть, и чтобы облегчить жизнь водителю, поставили усилитель привода тормозов. Теперь водителю достаточно слегка прикоснуться ногой к педали тормоза, и автомобиль уже останавливается. Не нужно, как это было раньше, давить на педаль изо всех сил.

Что же получается после того, когда мы отрываем ногу от тугой педали управления дросселем и переносим на слабую педаль тормоза? Чувствительность ноги к небольшим нагрузкам после тяжелой педали снижается, и водитель не может дозировать давление на педаль тормоза небольшими силовыми порциями. Он сам, не желая и даже внутренне тому сопротивляясь, грубо жмет на чуткий тормоз. Результат — критическая ситуация. Но не советуем вам, если вы не очень хорошо разбираетесь в устройстве автомобиля, самому регулировать соотношение жесткостей педалей. Обратитесь к специалистам.

Мы не касаемся в данном разделе свободного хода педали и усилия, которое требуется для нажатия на педаль тормоза, хотя от этого зависит очень многое и в том числе время реакции водителя, но этот момент достаточно подробно рассматривается во многих книгах.

источник