Меню Рубрики

Утомление и влияние его на безопасность

УТОМЛЕНИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА

Под утомлением понимается процесс понижения работоспособности, временный упадок сил, возникающий при выполнении определенной физической или умственной работы.

В настоящее время общепризнанной теорией, раскрывающей механизм развития утомления, является корковая теория утомления, основателями которой были И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. Е. Введенский, А. А. Ухтомский. Эта теория убедительно доказывает, что усталость в человеческом организме — это сложное явление, связанное с регулирующей деятельностью центральной нервной системы и ее высшего уровня — коры больших полушарий головного мозга.

Различают быстро развивающееся утомление (первичное утомление) и медленно развивающееся утомление (вторичное утомление).

Быстроразвивающееся утомление наступает в результате выполнения работы, для которой требуются значительные физические усилия или значительное напряжение. Утомление в этом случае является следствием нарушения центральной координации, возникновения экстренных очагов торможения из-за несоответствия рабочего задания функциональным особенностям организма. Характерной особенностью первичного утомления является и относительно быстрое восстановление функций организма после работы.

Медленно развивающееся утомление характеризуется постепенным снижением работоспособности в результате привычной, но чрезмерно длительной или монотонной работы. Возникает этот вид утомления чаще всего до приобретения трудовых навыков.

Предупреждение утомляемости, меры по повышению работоспособности — многоплановые проблемы социального и физиологического характера. Научная организация труда, сокращение и ликвидация в дальнейшем тяжелого физического труда на основе широкого применения комплексной механизации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в машиностроении, проводимые в СССР с целью повышения производительности труда и предупреждения утомления, значительно облегчают и улучшают условия труда, способствуют улучшению состояния здоровья рабочих и служащих.

Исключительно большое внимание необходимо уделять физиологической рационализации для предупреждения утомляемости и повышения работоспособности; основными направлениями этой рационализации являются: оптимальная организация режима труда и отдыха, рациональ-ная организация трудового процесса, эффективное обучение с целью быстрого овладения трудовыми навыками.

Оптимизация режимов труда и отдыха с позиций физиологии предусматривает пять этапов [2]: первый этап — нормализация внешней и рабочей среды, устранение перерывов в работе; второй этап — изучение производственных показателей динамики работоспособности путем хронометража рабочих операций рабочей смены в течение недели у группы работников (10—12 человек); третий этап — получение статистически достоверных физиологических данных о динамике работоспособности однородной группы работников и построение соответствующих кривых; четвертый этап — разработка оптимального режима труда и отдыха с часовым обеденным перерывом и дополнительными короткими (5—10 мин) перерывами для отдыха, устанавливаемые в моменты развития утомления; пятый этап — внедрение и проверка эффективности разработанного оптимального режима труда и отдыха.

Критериями эффективности разработанного оптимального режима следует считать повышение производительности труда и наличие устойчивого динамического рабочего стереотипа производственных и физиологических показателей.

При определении эффективности разработанного режима надо сравнить физиологические функции до и после рационализации режима в пределах нормального регулирования, которые приведены в табл. 11.1.

Работникам производства необходимо знать признаки различных форм переутомления и хронического утомления.

Признаком переутомления является пониженная работоспособность в начале рабочего дня, мало отличающаяся от уровня работоспособности в последний час работы в предыдущей смене. Первая степень переутомления характерна быстрым падением работоспособности в течение рабочего дня. Вторая степень переутомления характеризуется снижением работоспособности против обычного уровня в первый час работы. Хроническое переутомление определяется следующими признаками: ощущением утомления еще до начала работы, повышенной раздражительностью, снижением интереса к работе, ослаблением интереса к окружающим, снижением аппетита, потерей веса, нарушением сна, трудным засыпанием и пробуждением, бессоницей, кошмарными сновидениями и т. д., пониже-нием сопротивляемости организма инфекциям, предрасположением к простудным заболеваниям. Возможны при хроническом утомлении тошнота, тремор вытянутых рук, пониженное артериальное давление.

При обнаружении признаков переутомления необходимо нормализовать режим труда и отдыха и произвести оздоровление внешней среды на рабочих местах.

Центральным комитетом КПСС, Советом Министров СССР и ВЦСПС 7 марта 1967 г. принято постановление «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями», что в значительной мере увеличило свободное время трудящихся и способствовало дальнейшему повышению работоспособности и предупреждению утомления.

При пятидневной рабочей неделе работа производится по графикам, утвержденным администрацией предприятий, учреждений, организаций по согласованию с профсоюзным комитетом.

Примерные графики работы приведены в приложении VIII.

Таблица 11.1. Биомеханическая характеристика нормального рабочего движения рубки металла у квалифицированных слесарей

источник

Динамика работоспособности человека.

Динамика работоспособности человека — это научная основа разработки рационального режима труда и отдыха. Физиологи установили, что работоспособность — величина переменная и связано это с изменениями характера протекания физиологических и психических функций в организме.

Работоспособность человека в течение рабочей смены характеризуется фазным развитием:

· Фаза врабатывания, или нарастающей работоспособности.

· Фаза устойчивой высокой работоспособности.

· Фаза развития утомления и связанного с этим падения работоспособности.

Динамика работоспособности за смену графически представляет собой кривую, нарастающую в первые часы, проходящую затем на достигнутом высоком уровне и убывающую к обеденному перерыву. Описанные фазы работоспособности повторяются и после обеда.

При построении недельных режимов труда и отдыха следует исходить из того, что работоспособность человека не является стабильной величиной в течение недели, а подвержена определенным изменениям. В первые дни недели работоспособность постепенно увеличивается в связи с постепенным вхождением в работу.

Достигая наивысшего уровня на третий день, работоспособность постепенно снижается, резко падая к последнему дню рабочей недели. В зависимости от характера и степени тяжести труда колебания недельной работоспособности бывают большими или меньшими.

Утомление сопровождается уменьшением производимой рабо­ты и представляет собой весьма сложный и разнородный комп­лекс явлений. Полное содержание его определяется не только физиологическим, но также психологическим, результативно-производственным и социальным факторами.

Утомление должно рассматриваться, по меньшей мере, с трех сторон:

со стороны субъективной – как психическое состояние;

со стороны физиологических механизмов;

со стороны понижения эффективности труда;

Рассмотрим компоненты утомления (субъективные психические состояния):

Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувствует снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает. Это снижение работоспособности выражается в переживании особого, тягостного напряжения и в неуверенности; человек чувствует, что не в силах должным образом продолжать работу.

Расстройство внимания. Внимание – одна из наиболее утомляемых психических функций. В случае утомления внимание легко отвлекается, становится вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым.

Расстройство в сенсорной области. Таким расстройством под влиянием утомления подвергаются рецепторы, которые принимали участие в работе. Если человек долго читает без перерывов, то, по его словам, у него начинают «расплываться» в глазах строчки текста. Продолжительная ручная работа может привести к ослаблению тактильной и кинестетической чувствительности.

Нарушение в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координированности движений, их деавтоматизации.

Дефекты памяти и мышления. Эти дефекты также относятся непосредственно к той сфере, с которой связана работа. В состоянии сильного утомления оператор может забыть инструкцию и одновременно хорошо помнить все, что не имеет отношения к работе. Мыслительные процессы особенно нарушаются при утомлении от умственной работы, но при физической работе человек нередко жалуется на понижение сообразительности и умственной ориентации.

Ослабление воли. При утомлении ослабляются решительность, выдержка и самоконтроль. Отсутствует настойчивость.

Сонливость. При сильном утомлении возникает сонливость как выражение охранительного торможения. Потребность во сне при изнурительной деятельности такова, что человек засыпает часто в любом положении, например, сидя.

Таким образом, понятно, что речь идет о динамике утомле­ния, в которой можно вычленить разные стадии. Н. Д. Левитов различает первую стадию утомления, на которой появляется относительно слабое чувство усталости. Производительность труда не падает или падает незначительно. На второй стадии утомления понижение производительности становится заметным и все более и более угрожающим, причем часто это понижение относится только к качеству, а не к коли­честву выработки.

Третья стадия характеризуется острым переживанием утом­ления, которое принимает форму переутомления. Кривая рабо­ты или резко снижается, или же принимает «лихорадочную» форму, отражающую попытки человека сохранить должный темп работы, который на данной стадии утомления может даже уско­ряться, но оказывается неустойчивым.

21. Естественные системы защиты человека от негативных воздействий: виды и характеристика анализаторов нервной системы человека.

В организме человека функционирует ряд систем обеспечения собственной безопасности. К ним относятся некоторые органы чувств: глаза, уши, нос; костно-мышечная система; кожа; система иммунной защиты; боль, а также защитно-приспособительные реакции, такие, как воспаление и лихорадка. Защитно-приспособительные реакции направлены на сохранение постоянства внутренней среды организма и адаптацию его к условиям существования, они регулируются рефлекторным и гуморальным (гормоны, ферменты и т.д.) путем. Например, глаза имеют веки -две кожно-мышечные складки, закрывающие глазное яблоко при смыкании. Веки несут функцию защиты глазного яблока, рефлек-торно предохраняя орган зрения от чрезмерного светового потока, механического повреждения, способствуют увлажнению его поверхности и удалению со слезой инородных тел. Уши при чрезмерно громких звуках обеспечивают защитную реакцию: две самые маленькие мышцы нашего среднего уха резко сокращаются и три самые маленькие косточки (молоточек, наковальня и стремечко) перестают колебаться совсем, наступает блокировка, и система косточек не пропускает во внутреннее ухо чрезмерно сильных звуковых колебаний.

Чиханиеотносится к группе защитных реакций и представляет форсированный выдох через нос (при кашле — форсированный выдох через рот). Благодаря высокой скорости воздушная струя уносит из полости носа попавшие туда иногородние тела и раздражающие агенты.

Слезотечение возникает при попадании раздражающих веществ на слизистую оболочку верхних дыхательных путей: носа, носоглотки, трахеи и бронхов. Слеза не только выделяется наружу, но и попадает через слезоносный канал в полость носа, смывая тем самым раздражающее вещество (поэтому «хлюпают» носом при плаче).

Боль возникает при нарушении нормального течения физиологических процессов в организме при раздражении рецепторов при повреждении органов и тканей вследствие воздействия вредных факторов. Боль является сигналом опасности для организма и одновременно боль — это защитное приспособление, вызывающее специальные защитные рефлексы и реакции. Субъективно человек воспринимает боль как тягостное, гнетущее ощущение. Объективно боль сопровождается некоторыми вегетативными реакциями (расширение зрачков, повышение кровяного давления, бледность кожных покровов лица и др.). При боли увеличивается выделение биологически активных веществ (например, в крови увеличивается концентрация адреналина). Болевая чувствительность присуща практически всем частям нашего тела. Характер болевых ощущений зависит от особенностей конкретного органа и силы разрушительного воздействия. Например, боль при повреждении кожи отличается от головной боли, при травме нервных стволов возникает жгучее болевое ощущение — каузалгия. Болевое ощущение как защитная реакция нередко указывает на локализацию патологического процесса.

Дата добавления: 2015-04-23 ; Просмотров: 595 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Психические состояния являются причиной значительного количества происшествий на производстве.

Временные психические состояния оказывают существенное влияние на протекание деятельности: одни состояния (например, приподнятое настроение) могут улучшать деятельность, а другие (например, подавленное состояние)-ухудшать. Так, состояние эмоциональной напряженности, возникающее в процессе производственной деятельности, может проявляться в уменьшении объема внимания, ухудшении восприятия и памяти, снижении продуктивности и логичности мышления, его критичности, нарушении координации и точности движений, негативных формах общения (грубости, агрессивности и т. д.). Однако надо учитывать, что не всегда связь между характером эмоциональных состояний и эффективностью работы выступают однозначно, (положительные эмоции улучшают деятельность, а отрицательные — ухудшают). Не только отрицательные эмоции, по и сильные положительные эмоции могут создать предпосылки для возникновения несчастного случая. Ярко выраженная радость может нарушить нормальное протекание деятельности, спровоцировать ошибочные действия.

Благоприятным для успешной деятельности является состояние функционального комфорта. Оно характеризуется оптимальным уровнем эмоционального возбуждения. Ему соответствуют выраженные, но умеренные вегетативные сдвиги, реальная оценка своих сил и возможностей, достаточно высокая мотивация деятельности, высокая концентрация внимания на предстоящей деятельности, высокая помехоустойчивость по отношению к

неблагоприятно действующим факторам. Данное состояние положительно сказывается на профессиональной деятельности рабочих, позволяет им максимально полно реализовать свои возможности.

Операторская деятельность, связанная с обслуживанием опасных производств, в силу своей специфики способствует возникновению состояния напряженности. Сущность эмоциональной напряженности заключается в том, что цели деятельности четко сформулированы работником и приняты им, но итог развития событий практически не зависит от человека. Беспомощность работника, его неспособность, например, обеспечить безопасность окружающих людей и свою собственную, служат причиной эмоциональной напряженности. Это состояние характеризуется уменьшением объема внимания, ухудшением восприятия и памяти, снижением продуктивности и логичности мышления, нарушением координации и точности движений. Оно вызывается чрезмерной величиной психических усилий, необходимых человеку для решения поставленных перед ним задач. Такое состояние в условиях производственной деятельности получило название «трудовой стресс». Оно характеризуется чрезмерно высоким уровнем эмоционального возбуждения. Ему соответствуют выраженные вегетативные сдвиги (значительное учащение пульса и дыхания, повышенная потливость подмышечных впадин и ладоней, значительное увеличение тремора конечностей, повышенный диурез).

Психологический стресс характерен чрезмерным волнением, повышенной нервозностью (раздражительностью), ослаблением памяти, повышенной отвлекаемостью внимания, понижением гибкости и логичности мышления. Хотя трудовой стресс обозначают как «незарегистрированную профессиональную опасность», его нельзя рассматривать в чисто негативном плане. В зависимости от уровня стресса его влияние на результаты деятельности могут быть резко различны. До достижения определенного уровня стресс выступает как фактор, содействующий деятельности. Однако такое положительное влияние стресса на трудовую деятельность прекращается при достижении им критического уровня.

Стресс, превышающий критический уровень (дистресс), нарушает

механизмы саморегуляции деятельности и приводит к ухудшению результатов деятельности. Отмечается, что в таких случаях особенно страдает ориентация: нарушается контроль за процессом труда, рабочий перестает замечать важные показатели работы машины, неверно оцениваются сигналы. Однако следует учитывать, что проявления стрессового состояния в усложненной и опасной ситуации различны в зависимости от индивидуальных особенностей работников, а именно, в зависимости от их темперамента. Обнаружено, что люди с сильной нервной системой при выполнении обычных задач проявляют спокойствие, а под влиянием стресса повышают продуктивность работы. У лиц же со слабой нервной системой, т. е. у меланхоликов, состояние напряженности возникает уже при решении простых задач, а те задачи, которые у лиц с сильной нервной системой вызывают слабый стресс, у них порождают сильный стресс. По данным проведенных исследований, величина выраженности психического напряжения на обследуемых установках (по ответам операторов) различна. Значительная часть операторов (на одной установке 28,5%, а на другой — 58,8%) отмечают высокую или очень высокую степень напряженности.

Наличие выраженного состояния напряженности в процессе трудовой деятельности операторов говорит о необходимости проведения психопрофилактической работы с ними с целью коррекции их состояния и повышения надежности их работы. Одной из форм такого воздействия является аутогенная тренировка.

О необходимости проведения с операторами такой корректирующей работы свидетельствуют и результаты обследования психологического самочувствия операторов. Из обследованных операторов 2 установок (43 человека) у значительной части (30%) обнаружены выраженные отступления от оптимального психологического самочувствия. Это следует рассматривать как следствие неблагоприятного воздействия условий производства, профессиональной деятельности на самочувствие работников. Более конкретный анализ показывает, что у 26% операторов отмечается повышенная тревожность. 30% — проявляют признаки депрессивных состояний, характеризующихся ослаблением тонуса и энергии, снижением фона настроения. Для 12% типичны астенические реакции, характеризующиеся понижением работоспособности и быстрой утомляемостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушением внимания.

Читайте также:  Значение утомления для тренировки мышц

Одно из состояний, проявляющихся в трудовой деятельности и влияющих на ее эффективность-это состояние утомления. Так, заметная часть операторов (10,7%) отмечает связь между утомлением и выполнением правил охраны труда. Наиболее часто это состояние вызывает временный упадок сил, возникший в результате той или иной работы. Принято различать: физиологическое утомление, характеризующееся некоторым нарушением физиологических функций человека в результате продолжительной работы; психическое утомление, выражающееся в субъективном ощущении усталости; производственное утомление, при котором наблюдается падение выработки, ухудшение качества продукции.

Состояние утомления можно рассматривать как сигнал о необходимости либо уменьшить интенсивность работы, либо прекратить ее. Однако при этом необходимо учитывать стадию утомления, динамику ее развития. До определенного предела его следует рассматривать как нормальное состояние, естественно возникающее в процессе трудовой деятельности. С этом случае утомление не сказывается отрицательно на деятельности. Важную роль здесь играет натренированность, профессиональная выносливость работника. Тренированный человек усиленно сопротивляется утомлению. Следовательно, накопление профессионального опыта является существенным условием нейтрализации негативных последствий утомления. Однако здесь важную роль играют организация труда, в частности, чередование труда и отдыха, внедрение физкультпауз.

При характеристике психических состояний в связи с безопасностью труда необходимо учитывать, что ранее пережитая опасность или предшествующий несчастный случай порождают такое состояние, которое способствует возникновению новых несчастных случаев. Исследования показывают, что последствия несчастных случаев могут оказаться весьма стойкими. В таких случаях у человека может развиться состояние тревожного ожидания несчастного случая, его безысходности, что может проявляться, как состояние депрессии. Это состояние выражается и подавленном настроении, замечается снижение побуждении к деятельности. Часто человек замыкается, уходит «в себя». Для состояния депрессии характерно проявление неуверенности, обреченности, человек считает себя неудачником. Появляется пассивность, ощущение собственной вины, страх. Следует отметить, что при депрессии ухудшается физическое самочувствие, нарастает общая усталость, снижается общий жизненный тонус, и нередко возникают психические и нервные заболевания.

Сказанное свидетельствует о том, что лица, перенесшие несчастный случай требуют к себе особого внимания. Некоторым важно вселить уверенность в своих возможностях (например, в процессе занятий по аутогенной тренировке). Если же состояние тревожного ожидания продолжает проявляться в резко выраженной и устойчивой форме, то в этом случае встает вопрос о смене вида деятельности.

Тревожность традиционно понимается как одно из свойств личности и не рассматривается как продукт условий, сложившихся в трудовой деятельности. Однако многочисленные эмпирические данные показывают, что состояние тревожности существует и часто встречается у рабочих опасных профессий. Причем это состояние тревожности работника прямо связано с особенностями производства и оказывает значительное влияние на безопасность труда. Объясняются эти особенности тем, что ни в одном виде деятельности не удается регламентировать служебные обязанности, технологический процесс до такой степени, чтобы полностью исключить элемент неопределенности. Работника весьма часто преследует предчувствие неудачи в труде из-за неясно сформулированной цели поведения и сложившейся ситуации и недостаточной ориентации и средствах ее разрешения. Тревожность как состояние характеризуется беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Все это, как правило, сопровождается активацией вегетативной нервной системы. Эта группа людей требует особого внимания, осторожной постановки задач, целей, определения перспектив их деятельности.

При рассмотрении влияния психических состояний на безопасность, труда
необходимо иметь в виду состояние здоровья работника, в частности,
функциональные изменения в организме. При некоторых стойких
патологических изменениях (сердечно-сосудистые заболевания, диабет) хотя и
сохраняется трудоспособность человека, но повышается его

предрасположенность к несчастным случаям. Это происходит в результате проявления этих изменений в слабости, недомогании, подавленности депрессии, раздражительности. Прямой причиной травматизма и его повторности часто являются расстройства нервной системы. Психические состояния являются механизмом, из-за которого происходит временное снижение индивидуального уровня психофизиологических параметров работника, приводящее к несчастным случаям. Такое снижение происходит под влиянием целого ряда объективных факторов и социально-психологических условий деятельности. К числу этих факторов относятся неправильная организация труда (недостатки в режиме труда и отдыха, наличие отвлекающих воздействий), наличие производственных вредностей, недостатки в организации питания, плохие жилищные условия и т.д.

К числу социально-психологических условий, приводящих к временному снижению уровня психофизиологических параметров и нарушению дисциплины, относятся неблагоприятные отношения в коллективе, наличие конфликтных ситуаций, стиль работы руководителя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Эмоциональное, физическое и умственное утомление. Его симптоматика и влияние на выполнение работы с высокой производительностью и качественными показателями. Физиологическая сущность усталости. Зависимость работоспособности человека в течение дня.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию и науки РФ

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра «Организация и безопасность дорожного движения»

по дисциплине: «Инженерная психология и организация дорожного движения»

на тему: «Утомление и работоспособность водителя»

УТОМЛЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ВОДИТЕЛЕЙ

Надежность водителей в значительной степени зависит от их работоспособности. Высокая работоспособность обеспечивает выполнение работы с высокой производительностью и высокими качественными показателями. При управлении автомобилем в состоянии сниженной работоспособности водители допускают ошибки, которые иногда приводят к ДТП. Причинами снижения работоспособности водителей чаще всего являются утомление, употребление алкоголя, болезненное состояние, прием некоторых лекарственных веществ и курение.

Утомление — это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности. Это объективный процесс, характеризующийся изменениями в организме человека, которые могут быть установлены объективными методами.

Субъективное переживание человеком утомления называется усталостью. Физиологическая сущность усталости заключается в сигнализации организма о необходимости прекратить или снизить интенсивность работы, для того чтобы избежать расстройства функций нервных клеток. Однако далеко не всегда чувство усталости соответствует степени утомления. Человек в состоянии утомления может и не чувствовать усталости под влиянием эмоционального возбуждения, опасности, интереса к выполняемой районе, чувства долга, ответственности за порученное дело. Именно по этой причине водитель в продолжительном рейсе испытывает чувство усталости в меньшей степени, чем сидящий рядом пассажир, хотя длительное управление автомобилем, естественно, приводит к большему утомлению водителя, чем бездействующего пассажира.

Психическая деятельность водителя стимулируется поступающей информацией. Для оптимального протекания психических процессов необходим оптимальный уровень информационной нагрузки. Избыток или недостаток информации способствует развитию утомления. Имеет также значение и характер поступающей информации. При управлении автомобилем в условиях, когда на дороге нет других участников движения и ландшафт однообразен, водитель быстрее почувствует усталость, чем при управлении автомобилем в условиях интенсивного городского движения. В монотонной обстановке, при недостатке информации или вынужденной бездеятельности чувство усталости может возникнуть быстрее, чем при активной напряженной работе, хотя объективных признаков утомления при этом еще может и не быть.

Работами отечественных физиологов — И.М. Сеченова, Н.Е. Введенского, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского — была установлена ведущая роль в развитии утомления нервной системы и прежде всего головного мозга, клетки которого утомляются значительно быстрее, чем работающие мышцы. Впервые это было продемонстрировано И.М. Сеченовым в оригинальном эксперименте. Испытуемый при сгибании указательного пальца в заданном ритме, поднимал груз на определенную высоту. В результате развивающегося утомления высота подъема груза через некоторое время уменьшалась, а затем наступал момент, когда испытуемый совсем не мог поднять груз. При этом он чувствовал сильное утомление мышц работавшего пальца и, естественно, считал, что утомление развилось в них. Далее, в момент, когда он не мог поднять груз, через мышцы работавшего пальца пропускали электрический ток, который вызывал сокращение мышц в том же ритме, что приводило к поднятию груза. Естественно, можно было предположить, что после отключения тока, дополнительно поработавшие мышцы в результате еще большего утомления сокращаться не будут. Однако, когда отключили ток, испытуемый опять стал легко в том же темпе поднимать груз. Объясняется это тем, что во время работы утомление быстрее развилось не в самих мышцах, а в нервных центрах, которые посылали к этим мышцам импульсы. Во время сокращения мышц электрическим током нервные клетки этих центров отдохнули, работоспособность их восстановилась, и они опять стали посылать импульсы к мышцам. Таким образом, быстрее всего утомляются нервные клетки коры головного мозга, затем утомляются мышцы и наименьшей утомляемостью обладают нервы, по которым передаются нервные импульсы.

В результате более быстрого утомления нервных клеток головного мозга нарушения, прежде всего, возникают в протекании психических процессов, а именно — восприятия, внимания, памяти и мышления. Кроме того, снижается острота зрения, сужается поле зрения, ухудшается глубинное зрение, нарушается точность и координация движений, увеличивается время реакций, снижается степень автоматизации навыков, учащается пульс, повышается кровяное давление, теряется чувство скорости, возникает апатия, вялость, нарушается готовность к действиям при неожиданном изменении дорожной обстановки.

Наступление зрительного утомления находится в прямой зависимости от продолжительности рабочего дня водителя. Через восемь часов непрерывной работы он видит дорожный знак уже не за 100 м, а лишь за 80 м. Утомлению зрения способствует недостаточный контраст между фоном и объектом, имеющий место при вождении автомобиля в условиях ограниченной видимости, а также при ослеплении водителей фарами встречных автомобилей ночью и солнцем — днем. Зрительное утомление отрицательно сказывается на работе водителя. Усталый мышечный аппарат глаз не обеспечивает четкого пространственного восприятия. Взгляд даже у опытных водителей при утомлении чаще переносится на боковую часть дороги и с дальней перспективы на ближнюю, что затрудняет восприятие и прогнозирование развития дорожной обстановки.

При утомлении могут сохраняться простые навыки, достигшие автоматизма, которые позволяют правильно действовать в хорошо знакомых, стандартных ситуациях. Нарушаются же сложные виды психической деятельности, что снижает готовность к действиям при неожиданном и необычном изменении дорожной обстановки. Все это снижает надежность водителей, приводит к ошибкам и ДТП. Поэтому сохранение достаточно высокой работоспособности водителей является важнейшим фактором в обеспечении безопасности дорожного движения.

Степень утомления зависит от продолжительности работы. Чем больше рабочий день водителя, тем более выражено утомление, более вероятны ошибки. Статистикой установлена прямая зависимость между временем управления автомобилем и количеством ДТП. Водители при продолжительности управления автомобилем от 7 до 12 ч совершают ДТП в 2 раза чаще, а при продолжительности управления свыше 12 ч — в 9 раз чаще, чем при продолжительности работы до 7 ч (рис. 1).

Рис. 1. Зависимость количества ДТП от длительности управления автомобилем более 7 ч, совершают 1/3 всех ДТП. Дорожно-транспортные происшествия, возникающие из-за ошибок водителей после длительного управления автомобилем, приводят к более тяжелым последствиям. Так, у водителей, работающих более 12 ч, ДТП со смертельным исходом возникают в 1,5 раза чаще

Утомление бывает эмоциональное, физическое и умственное. Характер утомления зависит от выполняемой работы. В зависимости от деятельности работы имеет место сочетание различных видов утомления. Такого рода деятельности относится работа водителя, при которой элементы физического труда сочетаются с интенсивной умственной работой, протекающей на фоне выраженного эмоционального напряжения. Причем эмоциональное утомление доминирует и является основным фактором, определяющим развитие утомления.

Эмоциональное утомление водителя вызвано постоянной готовностью реагировать на различные внезапно возникающие изменения дорожной обстановки. Он должен быть готов выполнить быстрые и точные действия, исключающие возможность ДТП. В некоторые периоды работы водитель вынужден выполнять действия по управлению автомобилем в очень быстром темпе, близком к пределу его психофизиологических возможностей, что способствует развитию утомления.

Дополнительными причинами эмоционального напряжения водителей являются: скорость движения, не соответствующая скорости потока транспортных средств; чувство ответственности за сохранность груза, безопасность пассажиров и свою собственную безопасность; неравномерность поступления информации, которая колеблется от полного отсутствия значимых раздражителей до десятков в минуту; частое принятие весьма ответственных решений.

Физическое утомление, связанное с большой физической нагрузкой, нередко возникает у водителей тяжелых грузовых автомобилей, когда они при движении по плохим дорогам, оперируя рычагами управления и рулевым колесом в течение продолжительного времени, выполняют большую физическую работу. Иногда водители занимаются укладкой и погрузкой груза. Если это работа с большой физической нагрузкой, то ее выполнение будет способствовать более быстрому развитию физического утомления в пути. Однако у большинства водителей физическое утомление возникает в результате малоподвижной рабочей позы и однообразия управляющих действий.

При работе, связанной с движениями, происходит постоянная смена напряжения и расслабление мышц. Во время расслабления мышцы отдыхают, что сохраняет их работоспособность на более длительный срок. Отсутствие расслабления мышц при статическом напряжении не только исключает такой отдых, но приводит к недостаточному кровоснабжению, а следовательно, и недостаточному обеспечению мышц кислородом. В результате физическое утомление развивается быстрее.

При управлении автомобилем статическое напряжение возникает не только в мышцах туловища, но и в мышцах конечностей. Руки водителя немного приподняты, вытянуты вперед и полусогнуты в локтевых суставах. Такое положение постепенно приводит к продолжительному, частичному сокращению мышц кистей, предплечий и плечевого пояса без полной фазы расслабления. В результате развивается утомление, которое выражается в мышечной слабости и ослаблении рулевого управления. Водители, чувствуя утомление мышц рук, начинают держать руль одной рукой и периодически менять их. Такое управление, с точки зрения безопасности, особенно при вождении грузового автомобиля и на дорогах с интенсивным движением, совершенно недопустимо.

Ноги водителя постоянно находятся в полусогнутом, слегка отведенном состоянии. Такое положение способствует частичному венозному застою и нарушению нормального кровообращения, особенно в стопах и голенях. В результате через некоторое время возникает чувство онемения стоп, голеней и их слабость, что затрудняет работу водителя с органами управления и снижает его надежность. Для снятия статического напряжения при продолжительных перевозках грузов необходимы перерывы в работе на 15-20 мин через каждые 2 ч.

Умственное утомление возникает при продолжительной и интенсивной умственной работе. От умственных нагрузок человек утомляется не меньше, чем от физических. Это связано с большим расходом энергии нервными клетками головного мозга. Вес головного мозга составляет 2-2,5 % от веса тела, а при интенсивной работе нервные клетки расходуют 20 % всех энергетических ресурсов организма. Умственная работа водителя в условиях интенсивного дорожного движения или при движении на больших скоростях выражается в непрерывной оценке быстро меняющейся обстановки и принятии соответствующих решений. Часто эта работа выполняется в навязанном темпе в условиях дефицита времени и в состоянии эмоционального напряжения.

Физическая и умственная работы взаимосвязаны. У водителя это выражается в том, что его действия являются следствием оценки им обстановки и принятого решения, т.е. умственной работы. Выполнение этих управляющих действий (физическая работа) создает новую обстановку, что опять требует ее оценки и принятия нового решения и т. д. Физическое и умственное утомление взаимно влияют друг на друга. Переключение с физической работы на умственную, иногда снижает физическое утомление, и наоборот. Это происходит потому, что при физической и умственной работе возбуждаются различные центры головного мозга. Возбуждение нервных Клеток при физической работе по закону отрицательной индукции вызывает торможение нервных клеток, ведающих умственной деятельностью, и наоборот. При этом заторможенные нервные клетки отдыхают и утомление снижается. Однако при очень тяжелом физическом или умственном утомлении такое переключение эффекта не дает. Тяжело поработавший (физически) человек не сможет продуктивно заниматься умственной работой, также как и после изнурительной умственной работы невозможна физическая работа. Утомлению способствуют неудобное сиденье, низкая температура воздуха, частые перепады температуры в кабине автомобиля, плохая видимость, частые изменения освещенности и недостаточная освещенность дороги в темное время суток, шум, вибрация, попадание в кабину паров бензина или отработанных газов.

Читайте также:  Утомления возникают при выполнении физической работы

Характерным и особенно опасным симптомом утомления является сонливость, иногда приводящая к засыпанию за рулем. В США по этой причине происходит 4 % ДТП со смертельным исходом. Во Франции 20,6 % ДТП со смертельным исходом и 14,9 % с ранениями происходят из-за утомления водителей, повлекшего засыпание за рулем. Анализ ДТП в Японии показал, что 61,3 % столкновений транспортных средств, 33,1 % наездов на препятствие, 5,8 % наездов на пешеходов происходят при управлении автомобилем водителями в сонном состоянии. На некоторых автомобильных дорогах России от 1,7 до 2,4 % ДТП происходят в результате засыпания водителей на прямолинейных участках дорог большой протяженности.

Чувствуя сонливость, водитель может бороться со сном, но он должен знать, что засыпание может наступить внезапно. Это создает очень серьезную угрозу для безопасности дорожного движения. Внезапное засыпание иногда приводит к тому, что сон, который видит водитель, принимается им за реальность. Так, известны случаи, когда водитель внезапно засыпал за рулем и во сне видел неожиданно появившееся препятствие на дороге (человека, собаку и др.); при быстром пробуждении, принимая сон за реальность, он резко тормозил или поворачивал рулевое колесо, что приводило к ДТП. Показаниями пассажиров и других водителей устанавливалось, что никаких препятствий на дороге в это время не было.

Сонливость водителя может появиться не только при утомлении, но и в монотонной обстановке. Однообразный ландшафт окружающей местности, движение с постоянной скоростью, монотонный шум двигателя вызывают заторможенное состояние, которое иногда называют дорожным гипнозом, ступором или сонным опьянением. При этом возникает сонливость, вялость, апатия, появляются отвлеченные мысли и представления, не имеющие никакого отношения к управлению автомобилем, резко снижается готовность к действиям при неожиданном изменении дорожной обстановки. По зарубежным данным, заторможенному состоянию в сильной степени подвержены 23 % водителей, в легкой степени — 74 % и лишь 3 % водителей такого состояния не испытывают.

Для предупреждения такого состояния рекомендуется разговор с пассажирами, негромкое пение, посасывание кислых конфет, жевательной резинки, рекомендуется также проветривать кабину и не допускать в ней повышения температуры, в течение 2-3 мин включать в работу неработающие мышцы, изменять рабочую позу, прослушивать спортивные радиопередачи и легкую, бодрую музыку. Однако прослушивание радиопередач не рекомендуется в условиях интенсивного городского движения, так как это отвлекает внимание водителя. Если указанные мероприятия по борьбе с сонливостью не помогают, то необходимо остановиться и уснуть на короткое время или проделать гимнастические упражнения. утомление усталость симптоматика работоспособность

Для предупреждения засыпания за рулем предложены различные «приборы бдительности», которые подают сильный звуковой сигнал, а если водитель на него не реагирует, то приборы выключают систему зажигания. Так, в США пластиковое устройство, питающееся от батарейки, прикрепляется за ухом водителя. При засыпании, когда голова водителя опускается на 22° и он не видит дорогу, раздается резкий звуковой сигнал. Французские инженеры сконструировали электронный будильник, который фиксирует изменения электрической активности мозга. Когда водитель начинает засыпать, электрическая активность мозга снижается и прибор подает световой сигнал. Если водитель на него не реагирует, раздается гудок, а затем выключается зажигание. Предложены также очки, от заушника которых отходит провод к электронному анализатору. Если очередное моргание в течение 20 с не наступает, то включается звуковой сигнал, а затем выключается зажигание.

Приборы бдительности могут быть полезны, но проблему не решают, так как засыпание за рулем чаще всего имеет место при управлении автомобилем в состоянии утомления. Поэтому основными средствами предупреждения таких случаев является организация рационального режима труда и отдыха водителей.

Работоспособность человека в процессе его трудовой деятельности не является постоянной, она имеет четко выраженную фазность в течение рабочего дня (рис. 2).

Первая фаза характеризуется нарастающей работоспособностью. Этот период врабатываемости или вхождения в работу продолжается 1-1,5 ч, после чего устанавливается необходимый для данной работы уровень работоспособности. Длительность периода врабатываемости может колебаться в широких пределах в зависимости от условий работы, состояния, индивидуальных особенностей человека. Скорость, а в ряде случаев и точность действий человека в этой фазе снижены. Именно этим объясняется большее количество ДТП, связанных с ошибками водителей в начале рабочего дня, чем в последующие 2-3 ч.

Рис. 2. Зависимость работоспособности /р от времени t (в течение рабочего дня)

Вторая фаза характеризуется достаточно высокой устойчивой работоспособностью. В этот период максимальный результат достигается при минимальной затрате энергии. Продолжительность второй фазы 2-2,5 ч.

Третья фаза характеризуется снижением работоспособности вследствие утомления, которое приостанавливается перерывом на обед. Чем больше времени проходит от начала третьей фазы до перерыва на отдых, тем более вероятны ошибки водителя.

После перерыва на обед время фазы врабатываемости уменьшается, что объясняется вхождением в работу до перерыва. Уменьшается также время устойчивой работоспособности, так как сказывается утомление до перерыва. Исследованиями О.В. Осиповой и Л.Н. Журавской установлено, что для работы водителей характерна трудность вхождения в работу, которая увеличивает время фазы врабатывания. Это особенно заметно у водителей автобусов и большегрузных автомобилей. В результате они в этот период переоценивают свои возможности, что может стать причиной ошибок и рискованных действий, создающих угрозу для безопасности дорожного движения.

Уровень работоспособности изменяется и в течение недели. Стадия врабатывания, характеризующаяся нарастающей работоспособностью, приходится на понедельник, стадия высокой работоспособности — на вторник, среду, четверг, а стадия сниженной работоспособности — на пятницу и субботу. Работоспособность повышается во вторник, достигает наиболее высокой величины в среду, затем начинает снижаться до самой низкой величины (в субботу).

Утомление может быть компенсируемым и некомпенсируемым. При компенсируемом утомлении водитель усилием воли может преодолеть возникающие нарушения и надежно управлять автомобилем. При некомпенсируемом утомлении преодолеть возникшие нарушения усилием воли водитель не в состоянии, в результате чего возрастает вероятность ошибок и ДТП. Последнее подтверждается ростом ДТП после 7 и особенно 10 ч работы, когда у водителя развивается некомпенсированное утомление.

Скорость развития утомления зависит от состояния водителя, в котором он выехал в рейс. Если накануне он не выспался или выполнял тяжелую работу, то утомление и сонливость за рулем могут возникнуть значительно раньше. Так, опрос водителей, проведенный А.И. Вайсманом, показал, что при продолжительности сна перед сменой 6 ч сонливость отмечали 44 % водителей, 7 ч — 29,2 %, 8 ч — лишь 16,2 %.

Необходимо также учитывать, что для полного восстановления работоспособности продолжительность ночного сна должна быть примерно равна продолжительности работы днем. Эта закономерность особенно характерна для тяжелого труда, к которому относится и работа водителя. Поэтому можно рекомендовать водителям семичасовой сон после 7 ч работы и десятичасовой сон после 10 ч работы.

Правилами дорожного движения водителю запрещается управлять транспортным средством при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения. Однако водителю трудно определить степень утомления, при которой не следует управлять автомобилем, так как степень проявления утомления и усталость могут не совпадать. Иногда водитель не ощущает усталости, и утомление может проявиться внезапно в резком снижении работоспособности или в сонливости за рулем.

Конечно, усталость как субъективное переживание утомления может помочь водителю оценить свою работоспособность, но постоянным критерием в оценке работоспособности только степень усталости быть не должна. Кроме чувства усталости признаком наступающего утомления могут служить появление, казалось бы, незначительных ошибочных действий: желание выпрямиться, переменить позу; заметное снижение интенсивности и устойчивости внимания; непроизвольное отвлечение на мысли, не связанные с управлением автомобиля. Для преодоления этих негативных явлений необходимо прикладывать все большее волевое усилие. Вместе с тем первые признаки утомления, появившиеся после нескольких часов работы за рулем, не опасны для водителя и легко устраняются кратковременным отдыхом.

Утомление во время работы — это нормальный физиологический процесс. Нарушения, которые при этом возникают, обычно после ночного отдыха проходят, и работоспособность полностью восстанавливается. Однако если человек в течение продолжительного времени выполняет тяжелую работу, да еще ночью систематически недосыпает, то у него развивается состояние, которое называется переутомлением. Переутомление возникает как хроническое последствие нагрузки, когда утомление от предыдущего дня не проходит и накапливается. Обычно даже после тяжелой работы, если человек хорошо выспался, он чувствует себя бодрым, отдохнувшим и не испытывает никаких неприятных ощущений. При переутомлении ночной сон не снимет чувства усталости. Кроме того, возникает вялость, общая слабость, головная боль, боль в области сердца и другие неприятные ощущения, пропадает аппетит, появляется сонливость днем и бессонница ночью. В таком состоянии требуется большое волевое усилие, чтобы хорошо выполнять даже любимую работу.

При появлении признаков переутомления нужно немедленно обратиться к врачу. Кратковременный отдых и лечение могут быстро восстановить нормальное состояние. В запущенных случаях, если человек в таком состоянии будет продолжать выполнять непосильную работу, может развиться нервное заболевание — невроз, которое требует длительного лечения. Управление автомобилем водителями в состоянии переутомления создает серьезную угрозу для безопасности дорожного движения.

Для предупреждения управления автомобилем водителями в состоянии некомпенсированного утомления и профилактики переутомления важнейшее значение имеет рациональный режим труда и отдыха — это такая организация трудовой деятельности, которая обеспечивает сохранение достаточно высокой работоспособности в течение рабочей смены, недели, месяца и года. Продолжительность ежедневной работы (смены) водителей при шестидневной рабочей неделе не должна превышать 7 ч. Продолжительность рабочей недели должна быть 40 ч. Накануне выходных, в предпраздничные дни и при работе ночью продолжительность смены должна сокращаться на 1 ч. Ночным считается время с 22.00 до 6.00.

Однако ввиду того, что на некоторых автотранспортных предприятиях трудно, а иногда и невозможно организовать ежедневную семичасовую работу водителей, продолжительность смены может быть увеличена, но не должна превышать 10 ч. Учитывая снижение работоспособности водителей при работе более 7 ч и рост по этой причине ДТП, увеличение рабочего времени свыше 7 ч должно быть исключением, а не правилом.

В случаях, когда работа водителя превышает 12 ч, а это имеет место при дальних междугородных перевозках, необходимо оборудованное место для отдыха (сна) водителя и участие в одном рейсе двух водителей. Для водителей городских автобусов можно устанавливать рабочий день с разделением смены, с двумя выходами на работу, но при продолжительности перерыва между сменами не менее 2 ч без учета перерыва на обед. В рабочее время водителя входит не только время управления автомобилем, но и время для выполнения подготовительных работ перед рейсом и после возвращения на предприятие, время проведения предрейсового осмотра, стоянки и простоев не по вине водителя.

При междугородных перевозках после 3 ч непрерывного вождения предусмотрена остановка на 10 мин для отдыха, а в дальнейшем остановки такой продолжительности должны быть через каждые 2 ч. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 ч в течение двух дней подряд и 120 ч в год. Перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 ч должен предоставляться в середине рабочей смены, но не позднее, чем через 4 ч после начала работы. При продолжительности рабочей смены более 8 ч могут предоставляться два перерыва общей продолжительностью не более 2 ч.

Продолжительность работы водителей регламентируется различными нормативными документами. Например, в Швеции водители грузовых автомобилей должны соблюдать следующий режим труда и отдыха при нахождении в пути: 8 ч работы с одним получасовым перерывом для отдыха после 4 ч работы или с тремя перерывами по 15 мин. После 8 ч работы обязателен отдых в течение 9 ч. В ФРГ непрерывное управление автомобилем не должно превышать в начале дня 4,5 ч, после чего — обязательный перерыв 30 мин или 2-3 перерыва по 15 мин. После отдыха продолжительность нахождения за рулем не должна превышать 2 ч, затем опять следует получасовой перерыв. В течение последних 2,5 ч работы предусмотрен 15-минутный перерыв. При организации режима труда и отдыха водителей необходимо учитывать не только рекомендации регламентирующих документов, но и особенности их труда. К таким особенностям относятся: характер выполняемого задания; интенсивность движения; состояние дороги; уровень организации движения; рельеф местности; время суток и время года; метеорологические условия; состояние, тип и марка автомобиля. В зависимости от этих особенностей в режим труда и отдыха водителей различных транспортных предприятий и объединений необходимо вносить соответствующие коррективы, которые должны быть направлены на максимальное сохранение их работоспособности, а, следовательно, и надежности в течение рабочего времени.

Основные психофизиологические качества, по которым определяют пригодность к вождению автомобилями. Внимательность водителя. Быстрота реакции водителя. Условие физической подготовки водителя. Надежность водителя с точки зрения безопасности движения.

реферат [202,6 K], добавлен 06.02.2008

Влияние психофизиологических характеристик водителя на безопасность дорожного движения. Исследование психофизиологических характеристик водителя, влияющих на аварийность. Предложения по снижению аварийности (на примере «Автобусного парка № 6», г. Гомель).

дипломная работа [2,5 M], добавлен 17.06.2016

Восстановление и поддержание работоспособности подвижного состава автомобильного транспорта. Рубка, резка, распиливание, гибка и рихтовка металла. Сборочно-разборочные операции. Токарные, фрезерные, шлифовальные, строгальные и сверлильные работы.

отчет по практике [309,2 K], добавлен 17.10.2008

Характеристики оборудования машин, используемого при функционировании технологических процессов обеспечения работоспособности автомобилей, перспективы их совершенствования. Нормативные документы, регламентирующие показатели технологических процессов.

реферат [1,1 M], добавлен 18.06.2010

Особенности организации труда водителя. Факторы, определяющие сложность его работы, методы оценки, психофизиологические аспекты. Нагрузка на органы зрения, слуховые ощущения, ощущение равновесия, ускорений, вибраций, роль ряда качеств на процесс вождения.

реферат [23,9 K], добавлен 15.03.2010

Методы статистической обработки информации о профессиональной надёжности водителя. Определение характеристик времени реакции водителя на компьютере с использованием программы MS Ехсеl. Простые и сложные реакции. Время латентного и моторного периода.

практическая работа [928,5 K], добавлен 31.01.2013

Назначение, конструкция, технические данные полоза токоприёмника. Анализ условий его работы, дефектов, повреждений и износов его элементов. Выбор и обоснование методов восстановления работоспособности и упрочнения детали. Разработка технологии ее ремонта.

курсовая работа [429,7 K], добавлен 23.10.2014

Роль дорожных условий и человеческого фактора в обеспечении безопасности движения и надежности работы водителя. Методы изучения восприятия водителем дорожных условий, его психологическая надежность. Психологические особенности управления автомобилем.

дипломная работа [3,4 M], добавлен 29.05.2015

Модели технического обслуживания объектов корабельной энергетики. Расчёт сроков восстановительных работ при различной информации о надёжности объекта. Упрощённые модели расчёта сроков профилактических работ. Аварийное восстановление работоспособности.

лекция [1,2 M], добавлен 23.04.2014

Читайте также:  Утомление факторы влияющие на развитие утомления физиология

История исследований свойств металлов. Вклад в них немецкого ученого А. Велера. Проблема усталости металлов в машиностроении и авиации, связанные с этим аварии и катастрофы. Значение ослабления вредного влияния концентраций напряжений для промышленности.

реферат [765,2 K], добавлен 14.05.2015

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Утомление — состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, вызванное интенсивной или длительной деятельностью, выражающееся в ухудшении количественных или качественных показателей работы.

Многочисленные психофизиологические исследования показали, что утомление — целостный процесс, протекающий под контролем центральной нервной системы (ЦНС), но общепризнанной единой теории утомления, объясняющей это явление во всем его многообразии, не существует.

Полагают, что торможение, возникающее при утомлении в ЦНС и ограничивающее работоспособность мозга, тем самым охраняет нервные клетки от перенапряжения и гибели.

Возобновление работы на фоне медленно развивающегося утомления приводит к тому, что функциональные изменения в организме накапливаются. Утомление переходит в переутомление, характеризующееся головной болью, вялостью, рассеянностью, снижением памяти, внимания, нарушением сна.

Запредельные формы психического напряжения. Эмоциональное напряжение организма приводит к чрезмерным формам психического состояния, которые называются дистрессом, или запредельными формами. Запредельные формы психического напряжения вызывают нарушения нормального психологического состояния человека: снижается скорость зрительных и двигательных реакций, нарушается координация движений, могут появляться негативные формы поведения и другие отрицательные явления.

В экстремальных условиях в соответствии с преобладанием у человека процесса возбуждения или торможения состояние эмоционального напряжения может проявляться в следующих формах поведения.

Напряженный тип поведения проявляется в скованности, импульсивности и напряженности выполнения рабочих функций. Работники этого типа реагируют на воздействие эмоциогенных факторов чрезвычайно импульсивно и резко.

Эмоциональное напряжение может также проявляться в уклонении человека от выполнения своих функций. Под влиянием страха операторы начинают действовать по привычному шаблону, однако неадекватному сложившейся ситуации. Этот тип поведения в экстремальных условиях называется трусливым.

Тормозной тип эмоционального поведения человека характеризуется полной заторможенностью его действий, возникающей при воздействии необычных и ответственных ситуаций.

Наиболее яркой и опасной формой проявления эмоциональной неустойчивости человека являются аффективные срывы деятельности, в результате чего он начинает действовать агрессивно, бессмысленно и бесконтрольно, что усугубляет состояние управляемой им системы, ускоряя этим наступление катастроф и аварий. Это — агрессивно-бесконтрольный тип поведения.

Существует такая категория людей, которые при наличии надлежащей мотивации, находясь в экстремальных условиях, значительно улучшают показатели своей работы. Такой тип поведения называется прогрессивным.

Напряженный тип поддается исправлению в процессе специально организованного обучения, направленного на формирование навыков. При этом трудовая деятельность на уровне навыка приобретает свойство стабильности, надежности и помехоустойчивости. Трусливый тип поведения может быть изменен и улучшен путем определенных воспитательных воздействий, помогающих человеку преодолевать эмоции страха. Но пока еще не найдены эффективные средства психологического воздействия на представителей тормозного и агрессивно- бесконтрольного типов поведения, то лучшим путем повышения надежности систем управления является своевременный отсев таких лиц.

Влияние алкоголя на безопасность труда. Употребление алкоголя снижает работоспособность человека, при этом возрастает опасность несчастного случая из-за действия алкоголя на физиологические и психические функции человека.

В состоянии опьянения у человека нарушается координация движений, уменьшается скорость двигательных и зрительных реакций, ухудшается мышление — человек совершает поспешные и необдуманные действия.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что даже употребление небольшого количества алкоголя значительно повышает подверженность опасности и создает предпосылки для несчастного случая.

источник

Анализ физиологических основ утомления и его влияния на безопасность трудового процесса сельскохозяйственного производства

«Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве», 2013, N 3

АНАЛИЗ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ УТОМЛЕНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

В статье представлен анализ физиологических основ утомления, который показывает влияние на безопасность трудового процесса позы работающего и его возраста. Исследованиями установлена зависимость между утомляемостью и условиями труда сельскохозяйственного производства.

Для научного обоснования норм труда необходимо знать физиологию труда, причины утомления, профессиональных заболеваний и травматизма, влияние на рабочего оборудования и механизированного инструмента, санитарно-гигиенических и бытовых условий, режима отдыха, цветовой отделки (оборудования, коммуникационных линий, стен, потолков, колонн) и ряд других факторов. На основании этих материалов разрабатывают профилактические мероприятия по предупреждению усталости, профессиональных заболеваний и травматизма.

При разработке новых или совершенствовании существующих технологических процессов, а также при конструировании и модернизации оборудования, приспособлений и инструментов должны строго соблюдаться требования техники безопасности, санитарные нормы и правила, а также правила пожарной профилактики.

В результате нарушения установленных норм, правил и инструкций по технике безопасности, производственной санитарии и противопожарным мероприятиям, а также недоучета физиологических возможностей человека неблагоприятные условия работы могут отрицательно влиять на здоровье трудящихся и явиться причиной утомления, профессиональных заболеваний, отравлений и травматизма.

Вредное влияние на организм человека могут оказывать: окружающая среда, оборудование, приспособления, инструменты, применяемые материалы, неправильный режим труда, недостаток или несовершенство санитарно-бытовых устройств, а также неправильно организованное санитарное обслуживание работающих.

Физиология труда — наука, изучающая физиологические процессы, происходящие в организме человека в процессе работы под влиянием условий внешней среды, в которой она выполняется, а также в результате воздействия на организм человека оборудования и инструментов [1, 2].

Задачей ее является установление и исследование причин физиологических изменений, возникающих при работе, и разработка на этом основании научно обоснованных рекомендаций по предупреждению утомления, повышению производительности труда и укреплению здоровья работающих. Это осуществляется рациональной организацией трудового процесса, рабочих движений и рабочего места, усовершенствованием технологического оборудования, исключением элементов, усложняющих выполнение работы, рациональной организацией режима труда и отдыха. В производственных условиях деятельность человека весьма разнообразна. С совершенствованием технологических процессов, введением автоматического управления все больше и больше исчезает мышечная форма труда, а на смену ей приходит умственная работа. Для каждой формы труда специфично преобладание тех или иных физиологических реакций. При мышечной деятельности наибольшая нагрузка приходится на нервно-мышечный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы; умственная работа связана с повышением деятельности центральной нервной системы.

Говоря о физиологии труда (человеческом факторе), мы должны считаться с комплексом условий труда (комфортом).

Длительный однообразный труд может вызвать переутомление, вследствие чего существенно снижается внимание, ухудшается работа мозга, изменяется деятельность кровеносной системы, нарушается координация движений и их точность. В результате появляются дефекты в работе, снижается производительность труда, возникают профессиональные заболевания, ведущие к травматизму.

Из сказанного следует, что для достижения высокой производительности труда необходимо устранить причины, вызывающие утомление, профессиональные заболевания и травматизм, т. е. необходимо беречь органы чувств человека, обеспечивая сохранность его сил, здоровье и работоспособность.

В процессе утомления ухудшается память, снижается продуктивность мышления, изменяются также и другие психические функции [3].

Причинами утомления на производстве могут явиться неудовлетворительные санитарные условия в помещении, несовершенство технологического процесса, оборудования (издающее шум, имеющее вибрации, выделяющее тепло, пары, газы, пыль, электромагнитные волны), систем вентиляции и освещения, неудовлетворительные метеорологические условия, используемые материалы и их особенности, особенности трудового процесса (рис. 1).

│ Основные причины утомления │

│ Неудовлетворительные │ │ Несовершенство │ │Несовершенство│ │ Особенности │

│ санитарные условия в │ │ производственного │ │оборудования и│ │ трудового │

│ помещении │ │ процесса │ │ инструментов │ │ процесса │

│ неблагоприятные ││ нарушение││ повышенная ││применение││негерметизированные,││ шум выше ││электромагнитные││ вибрация ││ требующие││ длительное,││ частые, ││длительное,│

│метеорологические││санитарных││загрязненность││ вредных ││ немеханизированные,││допустимых││волны повышенной││ выше ││ больших ││вынужденное,││ быстрые ││ регулярное│

│ условия ││ норм ││ воздуха ││ или ││неавтоматизированные││ норм ││ плотности ││допустимых││физических││неправильное││ движения с││давление на│

Утомление, возникающее при работе, — это временное понижение трудоспособности, проявляемое чувством усталости, исчезающим после отдыха.

Таким образом, утомление является сигналом организма, свидетельствующим о необходимости отдыха. Работы по управлению сложными механизмами, машинами на поточных линиях и конвейере являются наиболее сложными. Они связаны со значительным напряжением внимания и требуют сложного взаимодействия отдельных анализаторных систем, в частности зрительной, слуховой и др. Мышечная деятельность при таком виде труда невелика, а следовательно, нет и сколько-нибудь повышенных энергетических затрат. Выполняемая работа не предъявляет значительных требований к сердечно-сосудистой системе, но требует большой напряженности нервной системы. При нерациональной организации трудового дня рабочие быстрее утомляются. В таких случаях следует ввести перерывы для активного отдыха, чтобы снизить нервное напряжение и повысить производительность труда.

Снижение утомляемости может быть достигнуто разгрузкой физических усилий и ослаблением внимания, улучшением освещения, устранением влияния метеорологических условий, шумов, вибраций, вредных и ядовитых веществ, применяемых или выделяемых в технологическом процессе и т. д.

Научные исследования были направлены на изучение производительности труда работающих с длительным вынужденным положением тела (статическое напряжение) и быстрыми мелкими движениями рук с продолжительностью рабочей операции. Это позволило выявить, что на утомление сильно влияет поза рабочего, которая бывает иногда очень неудобна. На рис. 2 приведена схема анализа рабочей позы при работе на различном оборудовании.

Схема анализа рабочей позы при работе

на различном оборудовании:

а — неудобная посадка; б — удобная посадка (ГОСТ 26026-83)

Некоторые работы в сельскохозяйственном производстве выполняются стоя или сидя на неудобном сиденье (автомобили, тракторы, комбайны и т. д.). При этом может развиться искривление позвоночника, появиться расширение вен, быстрое утомление, снижение внимания и др.

Исследованиями установлено, что утомляемость оператора при выполнении отдельных работ в ненормальном положении (лежа, согнувшись, сидя на корточках) может повыситься на 30 — 50% больше, чем при работе в нормальном положении.

В каждом отдельном случае при работах с вынужденным неудобным положением тела должны приниматься мероприятия по приведению технологического процесса и оборудования в соответствие с физиологическими возможностями человека.

Изучение всех известных теорий изменения работоспособности позволяет сделать вывод, что ни одна из них не может полностью объяснить всего многообразия факторов, влияющих на утомление. Следствием этого является то, что при исследовании человека с целью изучения утомления используется большой комплекс методик (8 — 12 и более), что чрезвычайно усложняет исследования. К тому же большинство ученых считают, что методики изучения утомления должны быть адекватны содержанию труда [4].

Основательно к изучению утомляемости подошли ученые под руководством доктора биологических наук Е. А. Деревянко. На основании методов непараметрической статистики была также предложена формула для определения обобщенного показателя изменения функционального состояния организма человека в процессе работы , выражаемого в сопоставимых относительных) единицах [3, 4]:

где — количество случаев, при которых не отмечены изменения по сравнению с данными, полученными до работы (исходный фон); — количество случаев улучшения показателей; — количество случаев ухудшения показателей.

Значение может изменяться в пределах от +1,0 до -1,0. Знак «минус» свидетельствует об ухудшении функционального состояния организма. Однако эта формула применяется только для тех методик, для которых с полной определенностью можно сказать, в каком направлении изменяется показатель функционального состояния организма.

По данным исследований, зависимость между показателями утомления и условиями труда может выражаться формулой [4]:

где У — показатель утомления; X — показатель условий труда.

Установлено, что между показателями утомления и условиями труда существует высокая корреляция (r = 0,83). Для определения величины параметра условий труда (X) используются критерии отнесения факторов в группы условий труда, разработанные НИИ труда, Институтом гигиены труда и профзаболеваний [5]. Используя эти критерии по 7 психофизиологическим и 5 санитарно-гигиеническим элементам условий труда для операторов мобильных машин сельскохозяйственного назначения, параметр X составил 26 баллов (рис. 3, ряд 1). Подставляя значение X в формулу (2), определяем его величину (близкую к предельно допустимому — 55 отн. ед.).

Балльная оценка элементов условий труда операторов,

где: 1 — физическая нагрузка; 2 — статическая нагрузка;

3 — рабочая поза; 4 — напряжение зрения;

5 — длительность сосредоточенного внимания;

6 — темп (число движений); 7 — монотонность;

8 — температура воздуха на рабочем месте;

9 — токсичные вещества; 10 — промышленная пыль;

11 — промышленный шум; 12 — инфракрасное излучение

Таким образом, параметр X (условия труда операторов) изменяется в сторону увеличения до 34 баллов (рис. 3, ряд 2), что по формуле (2) соответствует показателю утомления 62,8 отн. ед., который характеризует вредные условия труда — наиболее тяжелые и напряженные (рис. 4).

График функции У = 2,15 x X — 10,3

Установлено, что на показатель утомления операторов достаточно большое влияние оказывает их возраст. Выявлено, что утомление развивается быстрее у молодых, неопытных операторов, так как это связано с их большим нервно-психическим напряжением при управлении машиной. Так, выраженные признаки утомления в возрасте 18 — 24 лет появляются через 5 — 6 ч непрерывного вождения, в возрасте 24 — 40 лет — через 6,25 ч, а старше 40 лет — через 6,5 ч. Однако, по данным Р. В. Ротенберга и В. М. Мишурина [6, 7], величина возраста оператора определяет две тенденции, влияющие на их работоспособность: первая — неопытность и азарт молодых операторов, приводящие к снижению этого параметра, а вторая — возможность молодых операторов быстро (мгновенно) принимать решения (латентный период) и реализовать их (моторный период) в более короткие сроки. С увеличением возраста, с некоторого момента, моторный период начинает расти, и накопленный за годы опыт вождения перестает компенсировать этот рост (рис. 5). Таким образом, возрастные границы распределяются на три промежутка: 20 — 30 лет, 30 — 50 лет и от 50 и более лет (рис. 5).

Влияние возраста операторов

на изменение показателя утомления

Несмотря на существенные различия в условиях и характере трудовой деятельности отдельных групп операторов мобильных машин, анализ результатов исследований [4, 5, 6, 7] позволяет выявить определенные общие закономерности изменений функционального состояния организма в динамике рабочего дня и в периоды с большой нервно-эмоциональной нагрузкой, связанной с плохими дорожными условиями, вибрацией, шумом, работой в темное время суток и т. д. Можно предположить, например, что процесс буксования машин будет влиять на утомляемость операторов мобильных машин сельскохозяйственного назначения по определенным закономерностям.

1. Розенблат В. В., Жуков В. Г. Вопросы методики физиологических исследований при решении задач научной организации труда. Психофизиологические эстетические основы НОТ, 2-е изд. М.: Экономика, 1971.

2. Розенблат В. В. Утомление // Руководство по физиологии труда. М.: Медицина, 1969.

3. Осипова О. В. К некоторым особенностям утомления у водителей автотранспорта. В кн.: Физиология труда // Тезисы докладов Всесоюзной конференции по физиологии умственного творческого труда / Отв. ред. Э. М. Золина и А. А. Летавет. М.: Наука, 1967.

4. Розенблат В. В. Проблема утомления. М.: Медгид, 1961.

5. Интегральная оценка работоспособности при умственном и физическом труде: Методические рекомендации. М.: Экономика, 1990.

6. Мишурин В. М., Романов А. Н. Надежность водителя и безопасность движения. М.: Транспорт, 1990.

7. Ротенберг Р. В. Основы надежности системы «Водитель — автомобиль — дорога — среда». М.: Машиностроение, 1986.

источник