Меню Рубрики

Утомление и восстановление резервов

Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным образом сказывается на умственной и физической работоспособности человека. Однако при увеличении физической или умственной нагрузки, объема информации, а также интенсификации многих видов деятельности в организме развивается особое состояние, называемое утомлением.

Утомление проявляется в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоения теоретического материала.

Утомление наступает при физической и умственной деятельности. Оно может быть т.е. проявляться в короткий промежуток времени, и т.е. носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); т.е. характеризующим изменение функций организма в целом, и затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган, анализатор.

Различают две фазы утомления:

    Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к а следовательно, к нервной системы, обострениям сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма.

Профилактике и отдалению умственного утомления способствует мобилизация тех сторон психической активности и двигательной деятельности, которые связаны с теми, что привели к утомлению. Необходимо активно отдыхать, переключаться на другие виды деятельности, использовать арсенал средств восстановления.

Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют

Следует помнить, что в организме как во время работы, так и в предрабочем и послерабочем покое, на всех уровнях его жизнедеятельности непрерывно происходят взаимосвязанные процессы расхода и восстановления функциональных, структурных и регуляторных резервов. Во время работы процессы диссимиляции преобладают над ассимиляцией и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и меньше готовность организма к ее выполнению. В восстановительном периоде преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного уровня (иллюстрация). Это имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности.

Различают фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после легкой работы, после тяжелой — через несколько часов. Поздние фазы восстановления могут длиться до нескольких суток.

Утомление сопровождается фазой понижения работоспособности, а спустя какое-то время может смениться фазой повышенной работоспособности. Длительность этих фаз зависит от степени тренированности организма, а также от выполняемой работы.

Рационально сочетать нагрузки и отдых необходимо для того, чтобы сохранить и развить активность восстановительных процессов. могут быть факторы гигиены, питания, массаж, биологически активные вещества (витамины).

С особой тщательностью необходимо учитывать нюансы восстановительных процессов при организации занятий физическими упражнениями и планировании тренировочных нагрузок.

Чтобы ускорить процесс восстановления, в спортивной практике используется активный отдых, т.е. переключение на другой вид деятельности.

источник

Каждый знает, что хорошее самочувствие — верный спутник высокой работоспособности. Но субъективные признаки — аппетит, тонус недостаточно полно говорят о состоянии здоровья. Тем, кто решил заняться своим здоровьем, неплохо завести листок самоконтроля, в котором следует фиксировать субъективные признаки, оцененные по пятибалльной системе, и объективные данные: массу тела, частоту пульса, дыхания и др. Дополняет информацию о работоспособности изучение наиболее быстро устающих частей тела: шеи, поясницы, пальцев рук и ног.

Надавите на верхнюю часть плеча большим пальцем. Если ощущается болезненность, то это часто сопутствует быстрому развитию утомления рук. Болезненность при надавливании на позвонки вдоль спины говорит о быстрой ее утомляемости.

Гибкость, хорошая подвижность в суставах шеи, позвоночника, поясницы, пальцев рук и ног показывают, что вы полны энергии и готовы к работе. Для проверки гибкости шеи нужно наклонить голову к правому, а затем к левому плечу и проконтролировать себя — нет ли напряжения и боли. Наклоны туловища вперед с доставанием руками пальцев ног много скажут о состоянии поясницы. Гибкость рук проверяется соединением их вместе ладонями и попыткой согнуть пальцы назад под углом 90° по отношению к ладоням. Затем лежа или сидя следует попробовать разогнуть пальцы ног хотя бы до угла 70°.

Если у вас не получается один из четырех тестов, то ваша оценка «хорошо», если два теста — удовлетворительно, а если вам удается выполнить только один тест, то необходимо заняться тренировкой.

Чтобы при больших нагрузках процессы восстановления шли оптимально, необходимо строгое соблюдение режима труда и отдыха. В последние десятилетия было установлено, что пассивно ждать восстановления сил совсем не обязательно. Оказывается, гораздо полезнее направленная стимуляция включения резервов организма, ускоряющая ход восстановительных процессов во всех органах и системах. Причем основные закономерности тренировки резервов сходны и для нервной системы, и для сердца, и для печени, и даже для отдельной мышечной клетки.

Советские ученые Г. В. Фольборт, Н. Р. Чаговец, С. А. Косилов и другие разработали теорию фазовости послерабочего состояния организма. Поясним ее на примере физических тренировок, надежно повышающих жизненные силы организма. Не случайно космонавты, имеющие отличное здоровье, тем не менее «тратят» несколько часов в день, работая до пота на велоэргометре или на беговой дорожке.


Взаимоотношение утомления и восстановления в процессе физических нагрузок

Физическая нагрузка усиливает жизнедеятельность и затем переходит в утомление. Последнее снижает работоспособность мышц, но стимулирует в них процессы восстановления. Во время отдыха восстановление энергии преобладает над распадом. Если же работа была достаточной, но не чрезмерно интенсивной, то работоспособность не только восстанавливается до исходного уровня, но и превышает его. Такое избыточное восстановление, или сверхвосстановление, называется фазой суперкомпенсации. Это уже новое состояние, качественно отличающееся от исходного. В этот период органы и системы полны избыточных сил. Если опять повторить подобную нагрузку, то работоспособность в восстановительный период поднимется еще выше и так раз за разом резервы организма будут все больше и больше увеличиваться.

Такой идеальной тренировки резервов в реальной жизни добиться непросто. Для этого необходимо соблюдать два условия. Во-первых, надо точно подбирать нагрузку, не превышающую возможностей организма. Во-вторых, нагрузка должна точно попадать на период полного восстановления сил. Напряжение невосстановившегося организма ведет к снижению работоспособности, резервов и переутомлению. Такое состояние бывает, например, в спорте при чрезмерной погоне за рекордами и форсировании тренировок. Здесь важно выбрать золотую середину.

Почему же физическая тренировка повышает резервы не только скелетных мышц, но и системы кровообращения, дыхания, крови? Это связано с тем, что в процессе тренировки организм «учится» включать резервы более экономно. Так, чем выше процессы восстановления в мышцах ног при беге, тем меньше их потребность в кровоснабжении. Сердечная мышца начинает сокращаться реже и сильнее, т. е. экономнее. И действительно, у тренированных спортсменов пульс редкий, сильный, сердечная мышца гипертрофируется и может переносить предельные нагрузки. Например, частота сердечных сокращений у спортсменов может быстро переходить от 30 до 300 ударов в минуту. Нетренированный человек уже при пульсе 180—200 почувствует себя плохо.

У спортсменов увеличиваются и резервы легких: дыхание становится реже и глубже, уменьшается количество потребляемого кислорода. В крови нарастает число эритроцитов, транспорт кислорода увеличивается.

Центральная нервная система участвует в тренировке любой функции, но можно направленно тренировать и ее, например при развитии памяти (у шахматистов), зрения (у стрелков), слуха (у музыкантов). вкуса (у дегустаторов) и т. п. Тренировкой системы терморегуляции является закаливание. Даже органы пищеварения можно тренировать, постепенно расширяя диету, включая более грубую, труднее перевариваемую пищу и др.

Основные правила тренировки резервов справедливы для всех систем.

Оптимальный режим нагрузок и отдыха является основой системы естественных гигиенических восстановительных мероприятий. Кроме того, в нее входят рациональное питание и тонизирующие, восстанавливающие напитки, комфортные условия работы, использование средств личной гигиены и др. Сюда же относятся физические средства восстановления общего (тонизирующие и успокаивающие ванны, души, бани, общий самомассаж и т. п.) и локального воздействия (местные тепловые, световые, воздушные ванны, местный самомассаж, магнитопрофилактика и др.). Для срочного восстановления гигиенисты советуют применять их сразу или через 15—30 мин после нагрузок, а для более позднего восстановления, например к следующему дню,— через 4—8 ч.

При больших нагрузках гигиенических средств часто бывает недостаточно, чтобы предупредить переутомление. Тогда врачи по медицинским показаниям назначают медико-биологические средства восстановления. К ним относятся дополнительное диетическое питание, фармакологические препараты, массаж, электро-, свето-, тепло-, гидропроцедуры и др. Эти средства считаются восстановительными, так как применяются обычно для воздействия на наиболее уязвимые и медленно восстанавливающиеся органы и системы. Тем самым они коренным образом отличаются от допингов, искусственно стимулирующих работоспособность и истощающих восстановление.

Основные принципы использования восстановительных средств сформулированы коллективом сотрудников Московского областного государственного института физкультуры под руководством профессора Н. Д. Граевской и расширены мной.

Главный принцип — индивидуальное применение средств. Система восстановления должна быть рассчитана именно на вас. Слепое копирование чужих рецептов, как правило, пагубно отражается на здоровье.

Второй принцип — комплексное использование различных средств и методов восстановления. Универсальных восстанавливающих средств не существует. «Эликсиром бодрости» является их комплекс при разумном, правильном применении.

Третий принцип — постепенное включение восстановительных средств, тщательный отбор их вместе с врачом. Спешка, экспериментирование на себе должны быть исключены.

Четвертый принцип — систематичность и непрерывность восстановления. Режим нагрузок и ограничений, как характеризует его академик Н. М. Амосов, должен стать постоянным спутником всей вашей жизни.

Пятый принцип — специфичность восстановления, строгое соответствие нагрузок и восстановительных средств задачам работы. Излишнее использование восстановительных средств может ухудшить работоспособность. Так, если нужно укреплять печень, то физическая нагрузка не подойдет, куда полезнее будут пищевые желчегонные средства, например оливковое масло, травяные желчегонные чаи и т. п.

Шестой принцип — оказывать воздействие не только на работающий орган, но и на наиболее слабые звенья в организме. У каждого человека есть так называемый «критический орган», который первым выходит из строя при нагрузках. У одних начинает пошаливать сердце, у других «стреляет» в поясницу, у третьих схватывает желудок. Эти органы нуждаются в специальном внимании и особом восстановлении даже при хорошем состоянии здоровья.

Седьмой принцип — учет биологических ритмов организма. Речь идет об использовании хроноэргономики, т. е. применении восстановительных средств с учетом суточных, недельных, околомесячных, сезонных и других биоритмов работоспособности. Восстановительные мероприятия должны сглаживать естественные спады работоспособности, поддерживать оптимальный режим труда и отдыха.

источник

Процесс утомления — это совокупность изменений, происходящих в различных органах, системах и организме в целом в период выполнения физической работы и приводящих, в конце концов, к невозможности ее продолжения. Состояние утомления характеризуется вызванным нагрузкой временным снижением работоспособности, которое проявляется в субъективном ощущении усталости. В состоянии утомления человек либо не способен поддерживать требуемый уровень интенсивности и (или) качества (техники выполнения) работы, либо вынужден вообще отказаться от ее продолжения [2].

Степень участия тех или иных физиологических систем в выполнении упражнений разного характера и мощности неодинакова. В выполнении любого упражнения можно выделить основные, ведущие, наиболее загружаемые системы, функциональные возможности которых определяют способность человека выполнять данное упражнение на требуемом уровне интенсивности и (или) качества. Степень загруженности этих систем по отношению к их максимальным возможностям определяет предельную продолжительность данного движения, т.е. период наступления состояния утомления. Таким образом, функциональные возможности ведущих систем не только определяют, но и лимитируют интенсивность и предельную продолжительность и (или) уровень качества выполнения данного упражнения.

При выполнении разных упражнений причины утомления неодинаковы. Рассмотрение причин утомления связано с двумя основными понятиями. Первое понятие — локализация утомления, т.е. выделение той ведущей системы (или систем), функциональные изменения в которой и определяют наступление состояния утомления. Второе понятие — механизмы утомления, т.е. те конкретные изменения в деятельности ведущих функциональных систем, которые обусловливают утомление.

При изучении локализации утомления в первую очередь нужно обращать внимание на три группы систем, обеспечивающих выполнение любого упражнения:

1) регулирующие системы — центральная нервная система, вегетативная нервная система и гормонально-гуморальная система;

2) системы вегетативного обеспечения мышечной деятельности — системы дыхания и кровообращения;

3) исполнительные системы — двигательный (периферический нервно-мышечный) аппарат.

При выполнении любого упражнения происходят функциональные изменения в состоянии нервных центров, управляющих нервной деятельностью и регулирующих ее вегетативное обеспечение. При этом наиболее «чувствительными» к утомлению являются корковые нервные центры. Проявлениями утомления центральной нервной системы являются нарушения координации функций организма (в частности, движений), возникновение чувства усталости [2].

Читайте также:  Утомление при умственной и физической деятельности восстановление умственной и физической работоспособности

Утомление может быть связано с изменениями в деятельности желез внутренней секреции и вегетативной нервной системы. Роль последней особенно велика, при выполнении длительных упражнений. Указанные изменения могут вести к нарушениям регуляции вегетативных функций, энергетического обеспечения мышечной деятельности и т.д.

Причиной развития утомления могут служить многие изменения в деятельности систем вегетативного обеспечения, прежде всего дыхательной и сердечно-сосудистой. Главное следствие таких изменений — снижение кислородтранспортных возможностей организма работающего человека.

Утомление может быть связано с изменениями в исполнительном аппарате — в работающих мышцах. При этом мышечное (периферическое) утомление является результатом изменений, возникающих в самом сократительном аппарате мышечных волокон. Мышечное утомление проявляется в снижении сократительной способности мышц.

Восстановление — процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию.

После прекращения упражнения происходят обратные изменения в деятельности тех функциональных систем, которые обеспечивали выполнение данного упражнения. Вся совокупность изменений в этот период заключена в понятии восстановление. На протяжении восстановительного периода удаляются продукты рабочего метаболизма и пополняются запасы энергии, пластических (структурных) веществ (белков и др.) и ферментов, израсходованных за время деятельности. По существу происходит восстановление нарушенного работой гомеостаза. Однако восстановление — это не только процесс возвращения организма к рабочему состоянию. В этот период происходят также изменения, которые обеспечивают повышение функциональных возможностей организма, т. е. дают продолжительный тренировочный эффект [3].

Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом. Следует помнить, что в организме, как во время работы, так и в предрабочем покое, на всех уровнях его жизнедеятельности непрерывно происходят взаимосвязанные процессы расхода и восстановления функциональных, структурных и регуляторных резервов. Во время работы процессы диссимиляции преобладают над ассимиляцией и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и меньше готовность организма к ее выполнению в восстановительном периоде преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного уровня (сверхвосстановление, или суперкомпенсация). Это имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности.

Схематически процесс восстановления можно представить в виде трех взаимодополняющих звеньев:

1 — устранение изменений и нарушений в системах нейрогуморального регулирования;

2 — выведение продуктов распада, образующихся в тканях и клетках работавшего органа, из мест их возникновения;

3 — устранение продуктов распада из внутренней среды организма.

В течение жизни функциональное состояние организма периодически меняется. Такие периодические изменения могут происходить в короткие интервалы и в течение длительных периодов. Периодическое восстановление связано с биоритмами, которые обусловлены суточной периодикой, временем года, возрастными изменениями, половыми признаками, влиянием природных условий, окружающей среды. Так, изменение временного пояса, температурных условий, геомагнитной бури могут уменьшать активность восстановления и ограничить умственную и физическую работоспособность.

Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается, через несколько минут, после легкой работы, после тяжелой — через несколько часов, поздние фазы восстановления могут длиться до нескольких суток.

Утомление сопровождается фазой пониженной работоспособности, а спустя какое — е то время может смениться фазой повышенной работоспособности. Длительность этих фаз зависит от степени тренированности организма, а также от выполненной работы.

Сразу после прекращения работы отмечаются многообразные изменения в деятельности различных функциональных систем. В периоде восстановления можно выделить 4 фазы:

1) быстрого восстановления;

2) замедленного восстановления;

3) суперкомпенсации (или «перевосстановления»);

4) длительного (позднего) восстановления.

Выраженность этих фаз, их длительность и характер сильно варьируют для разных функций.

В первых, двух фазах происходит восстановление работоспособности, сниженной в результате утомительной работы;

третья фаза характеризуется повышенной работоспособностью, четвертая — возвращением к нормальному (предрабочему) уровню работоспособности.

Общие закономерности восстановления функций после работы состоят в следующем.

Во-первых, скорость и длительность восстановления большинства функциональных показателей находятся в прямой зависимости от мощности работы: чем выше мощность работы, тем большие изменения происходят за время работы и (соответственно) тем выше скорость восстановления. Это означает, что чем короче предельная продолжительность упражнения, тем короче период восстановления. Так, продолжительность восстановления большинства функций после максимальной анаэробной работы — несколько минут, а после продолжительной работы, например: после марафонского бега, — несколько дней. Ход начального восстановления многих функциональных показателей по своему характеру является зеркальным отражением их изменений в период врабатывания.

Во-вторых, восстановление различных функций протекает с разной скоростью, а некоторые фазы восстановительного процесса — и с разной направленностью, так что достижение ими уровня покоя происходит не одновременно (гетерохронно). Поэтому о завершении процесса восстановления в целом следует судить не по какому-нибудь одному и даже не по нескольким ограничительным показателям, а лишь по возвращению к исходному (предрабочему) уровню наиболее медленно восстанавливающегося показателя.

В-третьих, работоспособность и многие определяющие ее функции организма на протяжении периода восстановления после интенсивной работы не только достигают предрабочего уровня, но могут и превышать его, проходя через фазу «перевосстановления». Когда речь идет об энергетических субстратах, то такое временное превышение предрабочего уровня носит название суперкомпенсации [4].

спортсмен тренировочный работоспособность нагрузка

источник

При любой деятельности организма, если она достаточно интенсивна или продолжительна, рано или поздно возникает особое физиологическое состояние – утомление. Быстрота появления утомления находится в прямой зависимости от интенсивности мышечной деятельности: чем больше мощность выполняемой работы, тем быстрее развивается утомление. На скорость возникновения утомления влияют и многие другие факторы: тренированность человека, его физическое и эмоциональное состояние, здоровье и т.д.

Утомление характеризуется рядом субъективных и объективных признаков.

Субъективными признаками утомления являются ощущение усталости, вялости, слабости, желание прекратить работу или снизить ее интенсивность, болевые ощущения, особенно в области правого подреберья (печени), выраженная одышка и частые сердцебиения.

Из объективных признаков утомления следует отметить снижение работоспособности, вплоть до полного прекращения работы, нарушения координации движений, техники их выполнения (например, снижение точности стрельбы), а также внешние признаки, характеризующие состояние человека: сильное потоотделение, покраснение или даже побледнение кожных покровов, измененное дыхание.

Биологическое значение утомления чрезвычайно велико. Во-первых, это защитный физиологический механизм, сформировавшийся в процессе длительной эволюции. Он не только является предупредительным сигналом, но и автоматически приводит к возникновению торможения в нервных клетках, обеспечивая защиту ЦНС и всего организма от перенапряжения, истощения и повреждения.

Не менее важно значение утомления, как фактора развития, совершенствования организма, повышения его функциональных возможностей. В ответ на многократно возникающее утомление и связанные с этим адаптационные сдвиги деятельности различных систем в неблагоприятных для них условиях, организм мобилизует свои резервные возможности и за счет феномена суперкомпенсации повышает уровень переносимости утомления. Утомление развивается как при мышечной, так и при умственной деятельности. Как то, так и другое утомление может возникнуть сравнительно быстро в результате однократной, но интенсивной нагрузки – острое утомление. В других случаях утомление развивается постепенно в течение длительного времени на фоне недостаточности восстановительных процессов вследствие неправильного построения учебно-тренировочного процесса – хроническое утомление (перетренировка).

Утомление при мышечное работе может быть общим и локальным. Последнее развивается по отношению к отдельный группам мышц и регулирующим их деятельность нервным центрам при выполнении многократных, но ограниченных по объему движений.

Общее утомление развивается при длительной интенсивной работе с вовлечением большинства мышечных групп, напряженной деятельности вегетативных и регулирующих систем, истощении значительной части энергетических запасов и выраженных сдвигах во внутренней среде организма.

Умственное утомление носит локальный характер и чаще связано с напряженной работой определенных нервных центров коры больших полушарий.

Говоря о развитии утомления как механизма, защищающего организм от повреждения, следует отметить, что этот процесс возникает в первую очередь в тех функциональных системах, которые при мышечной работе несут наибольшую нагрузку. Это, прежде всего:

регулирующие, управляющие системы;

исполнительный периферический нервно-мышечный аппарат;

системы вегетативного, в первую очередь кислородтранспортного обеспечения (кровообращение, дыхание, кровь).

Во время мышечной работы в организме человека происходят различные биохимические, физиологические и морфологические изменения, степень выраженности которых зависит от интенсивности, продолжительности выполняемой работы, а также многих других факторов и условий, в которых она протекает. Эти изменения приводят к значительным изменениям параметров внутренней среды организма, снижению функциональной активности нервных центров, работоспособности различные систем и всего организма в целом.

По окончании мышечной деятельности в организме происходят физиологические и биохимические процессы, восстанавливающие нормальные константы, нормализующие внутреннюю среду, пополняющие израсходованные во время работы энергетические запасы, удаляющие из организма продукты жизнедеятельности. Эти процессы называются восстановительными, а время, в течение которого происходит восстановление измененных при работе функций – восстановительным или послерабочим периодом.

Следует отметить, что восстановительные процессы происходят не только после окончания работы, но и частично непосредственно во время мышечной деятельности – текущее восстановление. К процессам, составляющим текущее восстановление и подчеркивающим состояние устойчивой работоспособности, можно отнести: выделение из организма излишков тепла путем испарения жидкости с кожи и слизистых оболочек; удаление из организма углекислого газа через дыхательные пути и т.д.

Текущее восстановление при малоинтенсивной работе достаточно эффективно и способствует поддержанию необходимой работоспособности в течение длительного времени. При более интенсивной работе восстановительные процессы оказываются совершенно недостаточными и работоспособность организма быстро снижается.

Основные восстановительные процессы протекают после окончания мышечной деятельности в восстановительном периоде.

Различают срочное и отставленное восстановление.

Срочное восстановление связано в основном с ликвидацией недоокисленных продуктов, накопившихся в организме за время работы.

Отставленное восстановление – это последующий период, в течение которого происходит: а) восстановление нормального функционального состояния нервной системы; б) восстановление различных вегетативных функций организма; в) удаление всех отработанных продуктов; г) восполнение суммарных энергетических затрат и восстановление энергетического потенциала; д) восстановление водно-солевого баланса организма; е) восстановление всех параметров гомеостаза; ж) восстановление работоспособности организма; э) синтез белковых структур и наращивание потенциальных возможностей организма.

Длительность этого периода может колебаться в значительных пределах, что зависит от характера выполненной работы, ее продолжительности, интенсивности, глубины структурных, биохимических и функциональных изменений в организме, а также от эффективности мероприятий, регулирующих и ускоряющих восстановительные процессы.

Послерабочий период характеризуется гетерохронизмом процессов восстановления в разных функциональных системах организма, т.е. неодновременностью нормализации различных функций. Так, после работы средней тяжести величина артериального давления восстанавливается быстрее, чем частота сердечных сокращений, а уровень потребления кислорода – быстрее, чем объем легочной вентиляции. Еще позже восстанавливается углеводный запас организма и другие показатели.

Восстановительный период после мышечной работы нельзя рассматривать только как период нормализации физико-химических изменений в организме, регуляции-деятельности всех его функциональных систем. Главной оценкой восстановления являются показатели эффективности его внешней деятельности – работоспособности. Показатели восстановления работоспособности носят волнообразный характер по типу «затухающего маятника».

Особое значение для совершенствования функций организма и повышения его потенциальных возможностей играет фаза восстановительного периода, являющаяся отражением волнообразного характера восстановительных процессов. В волнообразности восстановительных процессов наблюдается проявление общей биологической закономерности, называемой законом суперкомпенсации (сверхвосстановления).

Всякая биологическая система, выведенная из состояния динамического равновесия, характерного для состояния функционального покоя, возвращается к нему, проходя фазу избыточного, превосходящего исходный уровень, восстановления химических и функциональных показателей (потенциалов). Чем активнее расходование энергетических потенциалов, тем быстрее восстановление и тем значительнее сверхвосстановление. Однако при слишком высокой степени интенсивности и величины расходования энергетических потенциалов их восстановление замедляется, а фаза повышенной реактивности становится более длительной.

Таким образом, восстановительный период необходимо рассматривать не только как время восстановления исходного состояния организма, но и как период, в котором происходит закрепление следовых реакций от усиления функций во время предшествующих мышечных нагрузок. Такое закрепление следовых реакции достигается лишь при повторной многократной двигательной деятельности (тренировках). При этом суммация следовых реакций в организме фиксируется уже не только в функциональных сдвигах, но и в морфологических изменениях органов и систем, являющихся основой повышения работоспособности (тренированности).

Наибольший эффект развития и совершенствования организма, повышение его функционального потенциала достигается в том случае, когда повторные тренировочные нагрузки выполняются в фазе повышенной реактивности. Организм в своем развитии как бы стартует с более высокого исходного уровня работоспособности, который и закрепляется значительно быстрее при повторных нагрузках.

В ряде случаев необходимо повторять тренировочные нагрузки и через короткие промежутки времени, когда полное восстановление еще не наступило и работоспособность еще снижена. Такая работа необходима для развития быстроты и скоростной выносливости.

Читайте также:  Коли вона прокинеться коли одпочити ляжеш боже утомлении

В любом случае для достижения тренировочного эффекта длительность интервалов отдыха не должна превышать 48 часов, а для достижения высоких результатов, нагрузки выполняются 5 – 6 раз в неделю и даже по 2 – 3 раза в день.

Однако рост результатов в физической подготовленности, невозможно без использования комплекса педагогических, медико-биологических и психорегулирующих факторов, ускоряющих и регулирующих восстановительные процессы.

Полноценное восстановление организма человека после интенсивных мышечных нагрузок обусловлено, прежде всего, правильным научно-обоснованным построением учебно-тренировочного процесса, рациональным режимом тренировок. Строгое соблюдение основных педагогических (постепенность, последовательность, систематичность и т.д.) и специфических (периодизация, соотношение обшей и специальной подготовки, пороговых нагрузок) принципов физической подготовки – необходимое условие качественной организации учебно-тренировочного процесса.

Огромное значение для полноценного восстановления играет питание. При этом необходимо учитывать, что после систематических интенсивных мышечных нагрузок должны быть восстановлены не только истраченные энергетические ресурсы организма, не только восполнены потери воды и минеральных солей, но и созданы определенные запасы веществ необходимых для анаболических процессов, синтеза белковых структур, совершенствования различных систем организма, повышения его работоспособности.

Питание должно быть, прежде всего, рациональным. В рационе питания должны учитываться, объем и интенсивность тренировочных нагрузок в различные этапы подготовки, условия подготовки, время года, климатические зоны, индивидуальные особенности человека и другие факторы.

источник

Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности. Восстановление от утомления при физической и умственной работе.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности

Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности

Утомление при физической и умственной работе. Восстановление

Список использованной литературы

умственный утомление физический работоспособность

На различных этапах развития человек все дальше отходит от физического труда. Так раньше доля ручного труда в процессе производства составляла 95%, остальное приходилось на использование немногочисленных паровых машин и вьючных животных. Сегодня, в век научно технического процесса человечество практически отошло от масштабного использования ручного труда тем самым “развязав руки” так называемым болезням века. Многие люди пытаются полностью оградить себя от физических нагрузок, думая, что чем меньше они подвергаются физическим нагрузкам, тем здоровее они становятся. Многие работники умственного труда, студенты пытаются уменьшить физические нагрузки, тем самым, подрывая свое здоровье. Они всеми путями пытаются добыть справки об освобождении и при этом находят поддержку у родителей и, что самое ужасное у врачей. Известно, что постоянное нервно-психическое перенапряжение и хроническое умственное переутомление без физической разрядки вызывают тяжелые функциональные расстройства в организме, снижение работоспособности и наступление преждевременной старости. Установлено, что регулярные физические упражнения уменьшают в кровотоке количество холестерина, способствующего развитию атеросклероза. Одновременно происходит активизация антисвертывающей системы, препятствующей образованию тромбов в сосудах. За счет умеренного увеличения общего содержания в крови ионов калия и уменьшения ионов натрия нормализуется сократительная функция миокарда. Надпочечники выделяют в кровь “гормон хорошего настроения”. Если все это принять во внимание то не приходится удивляться, что, например, в швейцарском городе Блатендорфе, расположенном в горах, где жители могут только ходить и бегать не зарегистрировано ни одного случая сердечно-сосудистых заболеваний.

Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности

Функциональная активность человека характеризуется различными двигательными актами: сокращением мышцы сердца, передвижением тела в пространстве, движением глазных яблок, глотанием, дыханием, а также двигательным компонентом речи, мимики. На развитие функций мышц большое влияние оказывают силы гравитации и инерции, которые мышца вынуждена постоянно преодолевать. Важную роль играют время, в течение которого развертывается мышечное сокращение, и пространство, в котором оно происходит. Предполагается и целым рядом научных работ доказывается, что труд создал человека. Понятие «труд» включает различные его виды. Между тем существуют два основных вида трудовой деятельности человека — физический и умственный труд и их промежуточные сочетания.

Физический труд — это «вид деятельности человека, особенности которой определяются комплексом факторов, отличающих один вид деятельности от другого, связанного с наличием каких-либо климатических, производственных, физических, информационных и тому подобных факторов»1. Выполнение физической работы всегда связано с определенной тяжестью труда, которая определяется степенью вовлечения в работу скелетных мышц и отражающая физиологическую стоимость преимущественно физической нагрузки. По степени тяжести различают физически легкий труд, средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый. Критериями оценки тяжести труда служат эргометрические показатели (величины внешней работы, перемещенных грузов и др.) и физиологические (уровни энергозатрат, частота сердечных сокращений, иные функциональные изменения).

Умственный труд — это «деятельность человека по преобразованию сформированной в его сознании концептуальной модели действительности путем создания новых понятий, суждений, умозаключений, а на их основе — гипотез и теории»1. Результат умственного труда — научные и духовные ценности или решения, которые посредством управляющих воздействий на орудия труда используются для удовлетворения общественных или личных потребностей. Умственный труд выступает в различных формах, зависящих от вида концептуальной модели и целей, которые стоят перед человеком (эти условия определяют специфику умственного труда).

К неспецифическим особенностям умственного труда относятся прием и переработка информации, сравнение полученной информации с хранящейся в памяти человека, ее преобразование, определение проблемной ситуации, путей разрешения проблемы и формирование цели умственного труда. В зависимости от вида и способов преобразования информации и выработки решения различают репродуктивные и продуктивные (творческие) виды умственного труда. В репродуктивных видах труда используются заранее известные преобразования с фиксированными алгоритмами действий (например, счетные операции), в творческом труде алгоритмы либо вообще неизвестны, либо даны в неясном виде. Оценка человеком себя как субъекта умственного труда, мотивов деятельности, значимости цели и самого процесса труда составляет эмоциональную составляющую умственного труда. Эффективность его определяется уровнем знаний и возможностью их осуществить, способностями человека и его волевыми характеристиками. При высокой напряженности умственного труда, особенно если она связана с дефицитом времени, могут возникать явления умственной блокады (временное торможение процесса умственного труда), которые предохраняют функциональные системы центральной нервной системы от разобщения. Одна из важнейших характеристик личности — интеллект. Условием интеллектуальной деятельности и ее характеристикой служат умственные способности, которые формируются и развиваются в течение всей жизни. Интеллект проявляется в познавательной и творческой деятельности, включает процесс приобретения знаний, опыт и способность использовать их на практике. Другой, не менее важной стороной личности является эмоционально-волевая сфера, темперамент и характер. Возможность регулировать формирование личности достигается тренировкой, упражнением и воспитанием. А систематические занятия физическими упражнениями, и тем более учебно-тренировочные занятия в спорте оказывают положительное воздействие на психические функции, с детского возраста формируют умственную и эмоциональную устойчивость к напряженной деятельности. Многочисленные исследования по изучению параметров мышления, памяти, устойчивости внимания, динамики умственной работоспособности в процессе производственной деятельности у адаптированных (тренированных) к систематическим физическим нагрузкам лиц и у неадаптированных (нетренированных) свидетельствуют, что параметры умственной работоспособности прямо зависят от уровня общей и специальной физической подготовленности. Умственная деятельность будет в меньшей степени подвержена влиянию неблагоприятных факторов, если целенаправленно применять средства и методы физической культуры (например, физкультурные паузы, активный отдых и т.п.)1. Учебный день у большинства людей насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Вынужденная рабочая поза, когда мышцы, удерживающие туловище в определенном состоянии, долгое время напряжены, частые нарушения режима труда и отдыха, неадекватные физические нагрузки — все это может служить причиной утомления, которое накапливается и переходит в переутомление. Чтобы этого не случилось, необходимо один вид деятельности сменять другим. Наиболее эффективная форма отдыха при умственном труде — активный отдых в виде умеренного физического труда или занятий физическими упражнениями. В теории и методике физического воспитания разрабатываются методы направленного воздействия на отдельные мышечные группы и на целые системы организма. Проблему представляют средства физической культуры, которые непосредственно влияли бы на сохранение активной деятельности головного мозга человека при напряженной умственной работе.

Занятия физическими упражнениями заметно влияют на изменение умственной работоспособности и сенсомоторики у студентов первого курса, в меньшей степени у студентов второго и третьего курсов. Первокурсники больше утомляются в процессе учебных занятий в условиях адаптации к вузовскому обучению. Поэтому для них занятия по физическому воспитанию — одно из важнейших средств адаптироваться к условиям жизни и обучения в вузе. Занятия физической культурой больше повышают умственную работоспособность студентов тех факультетов, где преобладают теоретические занятия, и меньше — тех, в учебном плане которых практические и теоретические занятия чередуются1.

Большое профилактическое значение имеют и самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в режиме дня. Ежедневная утренняя зарядка, прогулка или пробежка на свежем воздухе благоприятно влияют на организм, повышают тонус мышц, улучшают кровообращение и газообмен, а это положительно влияет на повышение умственной работоспособности студентов. Важен активный отдых в каникулы: студенты после отдыха в спортивно-оздоровительном лагере начинают учебный год, имея более высокую работоспособность.

Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности

Основное средство физической культуры — физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам.

Устойчивость организма к неблагоприятным факторам зависит от врожденных и приобретенных свойств. Она весьма подвижна и поддается тренировке как средствами мышечных нагрузок, так и различными внешними воздействиями (температурными колебаниями, недостатком или избытком кислорода, углекислого газа). Отмечено, например, что физическая тренировка путем совершенствования физиологических механизмов повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность. Тренированные лыжники при охлаждении их тела до 35єС сохраняют высокую работоспособность. Если нетренированные люди не в состоянии выполнять работу при подъеме их температуры до 37-38єС, то тренированные успешно справляются с нагрузкой даже тогда, когда температура их тела достигает 39єС и более1. У людей, которые систематически и активно занимаются физическими упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности.

К числу основных физических (или двигательных) качеств, обеспечивающих высокий уровень физической работоспособности человека, относят силу, быстроту и выносливость, которые проявляются в определенных соотношениях в зависимости от условий выполнения той или иной двигательной деятельности, ее характера, специфики, продолжительности, мощности и интенсивности. К названным физическим качествам следует добавить гибкость и ловкость, которые во многом определяют успешность выполнения некоторых видов физических упражнений. Многообразие и специфичность воздействия упражнений на организм человека можно понять, ознакомившись с физиологической классификацией физических упражнений (с точки зрения спортивных физиологов). В основу ее положены определенные физиологические классификационные признаки, которые присущи всем видам мышечной деятельности, входящим в конкретную группу.

Так, по характеру мышечных сокращений работа мышц может носить статический или динамический характер. Деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения тела или его звеньев, а также упражнение мышц при удержании какого-либо груза без его перемещения характеризуется как статическая работа (статическое усилие). Статическими усилиями характеризуется поддержание разнообразных поз тела, а усилия мышц при динамической работе связаны с перемещениями тела или его звеньев в пространстве1.

Значительная группа физических упражнений выполняется в строго постоянных (стандартных) условиях как на тренировках, так и на соревнованиях; двигательные акты при этом производятся в определенной последовательности. В рамках определенной стандартности движений и условий их выполнения совершенствуется выполнение конкретных движений с проявлением силы, быстроты, выносливости, высокой координации при их выполнении.

Есть также большая группа физических упражнений, особенность которых в нестандартности, непостоянстве условий их выполнения, в меняющейся ситуации, требующей мгновенной двигательной реакции (единоборства, спортивные игры). Две большие группы физических упражнений, связанные со стандартностью или нестандартностью движений, в свою очередь, делятся на упражнения (движения) циклического характера (ходьба, бег, плавание, гребля, передвижения на коньках, лыжах, велосипеде и т.п.) и упражнения ациклического характера (упражнения без обязательной слитной повторяемости определенных циклов, имеющих четко выраженные начало и завершение движения: прыжки, метания, гимнастические и акробатические элементы, поднимание тяжестей).

Общее для движений циклического характера состоит в том, что все они представляют работу постоянной и переменной мощности с различной продолжительностью. Многообразный характер движений не всегда позволяет точно определить мощность выполненной работы (т.е. количество работы в единицу времени, связанное с силой мышечных сокращений, их частотой и амплитудой), в таких случаях используется термин «интенсивность». Предельная продолжительность работы зависит от ее мощности, интенсивности и объема, а характер выполнения работы связан с процессом утомления в организме. Если мощность работы велика, то длительность ее мала вследствие быстро наступающего утомления, и наоборот.

Читайте также:  Профилактика зрительного утомления на уроках информатики

При работе циклического характера спортивные физиологи различают зону максимальной мощности (продолжительность работы не превышает 20-30 с, причем утомление и снижение работоспособности большей частью наступает уже через 10-15 с); субмаксимальной (от 20-30 до 3-5 с); большой (от 3-5 до 30-50 мин) и умеренной (продолжительность 50 мин и более)1.

Особенности функциональных сдвигов организма при выполнении различных видов циклической работы в различных зонах мощности определяет спортивный результат. Так, например, основной характерной чертой работы в зоне максимальной мощности является то, что деятельность мышц протекает в бескислородных (анаэробных) условиях. Мощность работы настолько велика, что организм не в состоянии обеспечить ее совершение за счет кислородных (аэробных) процессов. Если бы такая мощность достигалась за счет кислородных реакций, то органы кровообращения и дыхания должны были обеспечить доставку к мышцам свыше 40 л кислорода в 1 мин. Но даже у высококвалифицированного спортсмена при полном усилении функции дыхания и кровообращения потребление кислорода может только приближаться к указанной цифре. В течение же первых 10-20 с работы потребление кислорода в пересчете на 1 мин достигает лишь 1-2 л. Поэтому работа максимальной мощности выполняется «в долг», который ликвидируется после окончания мышечной деятельности. Процессы дыхания и кровообращения во время работы максимальной мощности не успевают усилиться до уровня, обеспечивающего нужное количество кислорода, чтобы дать энергию работающим мышцам. Во время спринтерского бега делается лишь несколько поверхностных дыханий, а иногда такой бег совершается при полной задержке дыхания. При этом афферентные и эфферентные отделы нервной системы функционируют с максимальным напряжением, вызывая достаточно быстрое утомление клеток центральной нервной системы. Причина утомления самих мышц связана со значительным накоплением продуктов анаэробного обмена и истощением энергетических веществ в них. Главная масса энергии, освобождающаяся при работе максимальной мощности, образуется за счет энергии распада АТФ и КФ. Кислородный долг, ликвидируемый в период восстановления после выполненной работы, используется на окислительный ресинтез (восстановление) этих веществ1. Снижение мощности и увеличение продолжительности работы связано с тем, что помимо анаэробных реакций энергообеспечения мышечной деятельности разворачиваются также и процессы аэробного энергообразования. Это увеличивает (вплоть до полного удовлетворения потребности) поступление кислорода к работающим мышцам. Так, при выполнении работы в зоне относительно умеренной мощности (бег на длинные и сверхдлинные дистанции) уровень потребления кислорода может достигать примерно 85% максимально возможного. При этом часть потребляемого кислорода используется на окислительный ресинтез АТФ, КФ и углеводов.

При длительной (иногда многочасовой) работе умеренной мощности углеводные запасы организма (гликоген) значительно уменьшаются, что приводит к снижению содержания глюкозы в крови, отрицательно сказываясь на деятельности нервных центров, мышц и других работающих органов. Чтобы восполнить израсходованные углеводные запасы организма в процессе длительных забегов и проплывов, предусматривается специальное питание растворами сахара, глюкозы, соками. Ациклические движения не обладают слитной повторяемостью циклов и представляют собою стереотипно следующие фазы движений с четким завершением. Чтобы выполнить их, необходимо проявить силу, быстроту, высокую координацию движений (движения силового и скоростно-силового характера). Успешность выполнения этих упражнений связана с проявлением либо максимальной силы, либо скорости, либо сочетания того и другого и зависит от необходимого уровня функциональной готовности систем организма в целом1. К средствам физической культуры относятся не только физические упражнения, но и оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия). Использование оздоровительных сил природы способствует укреплению и активизации защитных сил организма, стимулирует обмен веществ и деятельность физиологических систем и отдельных органов. Чтобы повысить уровень физической и умственной работоспособности, необходимо бывать на свежем воздухе, отказаться от вредных привычек, проявлять двигательную активность, заниматься закаливанием. Систематические занятия физическими упражнениями в условиях напряженной учебной деятельности снимают нервно-психические напряжения, а систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при напряженной учебной работе.

Утомление при физической и умственной работе. Восстановление

Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным образом сказывается на умственной и физической работоспособности человека. Однако при увеличении физической или умственной нагрузки, объема информации, а также интенсификации многих видов деятельности в организме развивается особое состояние, называемое утомлением.

Утомление — это «функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности»1. Утомление проявляется в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоения теоретического материала. Утомление связано с ощущением усталости, и в то же время оно служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Утомление, возникающее в процессе упражнения, это еще и стимулятор, мобилизующий как резервы организма, его органов и систем, так и восстановительные процессы.

Утомление наступает при физической и умственной деятельности. Оно может быть острым, т.е. проявляться в короткий промежуток времени, и хроническим, т.е. носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); общим, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган, анализатор.

Различают две фазы утомления: компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма) инекомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается). Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологической основой всех этих явлений является нарушение баланса возбудительно-тормозных нервных процессов. Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, оно связано со способностью центральной нервной системы долго работать с перегрузками, а это в конечном итоге может привести к развитию запредельного торможения, к нарушению слаженности взаимодействия вегетативных функций1.

Устранить утомление возможно, повысив уровень общей и специализированной тренированности организма, оптимизировав его физическую, умственную и эмоциональную активность. Профилактике и отдалению умственного утомления способствует мобилизация тех сторон психической активности и двигательной деятельности, которые не связаны с теми, что привели к утомлению. Необходимо активно отдыхать, переключаться на другие виды деятельности, использовать арсенал средств восстановления.

Восстановление — «процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию»1. Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом. Следует помнить, что в организме как во время работы, так и в предрабочем и послерабочем покое, на всех уровнях его жизнедеятельности непрерывно происходят взаимосвязанные процессы расхода и восстановления функциональных, структурных и регуляторных резервов. Во время работы процессы диссимиляции преобладают над ассимиляцией и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и меньше готовность организма к ее выполнению.

В восстановительном периоде преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного уровня (сверхвосстановление, или суперкомпенсация). Это имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности.

Схематически процесс восстановления можно представить в виде трех взаимодополняющих звеньев: 1) устранение изменений и нарушений в системах нейрогуморального регулирования; 2) выведение продуктов распада, образующихся в тканях и клетках работавшего органа, из мест их возникновения; 3) устранение продуктов распада из внутренней среды организма. В течение жизни функциональное состояние организма периодически меняется. Такие периодические изменения могут происходить в короткие интервалы и в течение длительных периодов. Периодическое восстановление связано с биоритмами, которые обусловлены суточной периодикой, временем года, возрастными изменениями, половыми признаками, влиянием природных условий, окружающей среды. Так, изменение временного пояса, температурных условий, геомагнитные бури могут уменьшить активность восстановления и ограничить умственную и физическую работоспособность.

Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после легкой работы, после тяжелой — через несколько часов; поздние фазы восстановления могут длиться до нескольких суток. Утомление сопровождается фазой пониженной работоспособности, а спустя какое-то время может смениться фазой повышенной работоспособности. Длительность этих фаз зависит от степени тренированности организма, а также от выполняемой работы.

Функции различных систем организма восстанавливаются не одновременно. К примеру, после длительного бега первой возвращается к исходным параметрам функция внешнего дыхания (частота и глубина); через несколько часов стабилизируется частота сердечных сокращений и артериальное давление; показатели же сенсомоторных реакций возвращаются к исходному уровню спустя сутки и более; у марафонцев основной обмен восстанавливается спустя трое суток после пробега. Рационально сочетать нагрузки и отдых необходимо для того, чтобы сохранить и развить активность восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть факторы гигиены, питания, массаж, биологически активные вещества (витамины). Главный критерий положительной динамики восстановительных процессов — готовность к повторной деятельности, а наиболее объективным показателем восстановления работоспособности служит максимальный объем повторной работы. С особой тщательностью необходимо учитывать нюансы восстановительных процессов при организации занятий физическими упражнениями и планировании тренировочных нагрузок. Повторные нагрузки целесообразно выполнять в фазе повышенной работоспособности. Слишком длинные интервалы отдыха снижают эффективность тренировочного процесса. Так, после скоростного бега на 60-80 м кислородный долг ликвидируется в течение 5-8 мин. Возбудимость же центральной нервной системы в течение этого времени сохраняется на высоком уровне. Поэтому оптимальным для повторения скоростной работы будет интервал в 5-8 мин1. Чтобы ускорить процесс восстановления, в спортивной практике используется активный отдых, т.е. переключение на другой вид деятельности. Значение активного отдыха для восстановления работоспособности впервые было установлено русским физиологом И.М. Сеченовым (1829-1905). Он показал, к примеру, что утомленная конечность восстанавливается ускоренно не при пассивном отдыхе, а при работе другой конечностью.

В наш век атома и кибернетики умственный труд все больше вытесняет физический или тесно сливается с ним. Но, как я старался показать, напряженный умственный труд требует очень хорошей физической подготовки человека. “Всю мою жизнь, — писал И.П.Павлов, я любил и люблю умственный труд, и физический, и, пожалуй, даже больше второй. А особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, т.е. соединял голову с руками”1. Основатель дела физического воспитания в России выдающийся врачи педагог П.Ф. Лесграф неоднократно подчеркивал, что несоответствие слабого тела и развитой умственной деятельности — “тела и духа” рано или поздно скажется отрицательно на общем состоянии и здоровье человека. “Такое нарушение гармонии… писал он, — не остается безнаказанным — оно неизбежно влечет за собой бессилие внешних проявлений: мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике”. Многие считают, что поддерживать высокую умственную работоспособность помогает специальная “гимнастика мозга”. Речь идет о так называемой стойке на голове. Это упражнение в сочетании с ритмичным сгибанием и разгибанием ног в коленных и тазобедренных суставах не только усиливает приток крови к клеткам мозга, укрепляет сосуды, но еще и способствует оттоку венозной крови от нижних конечностей и тазовых органов, т.е. является важным средством профилактики варикозного расширения вен, геморроя, почечно-каменной болезни.

Список использованной литературы

1. Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов./ Под. ред. В.И. Ильинича. — М.:Гардарики,1999. — 436 с.

2. Физическая культура (курс лекций): Учебное пособие/Под общ. ред. Л. М. Волковой, П. В. Половникова: СПбГТУ, СПб, 1998.-153с.

3. Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов./ Под. ред. В.И. Ильинича. — М.:Гардарики,1999. — 227с.

4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М.: ФиС,1991. — 347с.

источник