Меню Рубрики

Утомление переутомление работоспособность динамика работоспособности

Утомление временное снижение работоспособности, вызванное предшествующей деятельностью. Оно проявляется в уменьшении мышечной силы и выносливости, возрастании количества ошибочных и лишних действий, изменении частоты сердечных сокращений и дыхания, увеличении артериального давления, времени переработки поступающей информации, времени зрительно-моторных реакций. При утомлении ослабляются процессы внимания, его устойчивость и переключаемость, ослабляются выдержка, настойчивость, снижаются возможности памяти, мышления. Выраженность изменений состояния организма зависит от глубины утомления. Изменения могут отсутствовать при незначительном утомлении и приобретать крайне выраженный характер при глубоких стадиях утомления организма.

Субъективно утомление проявляется в виде ощущения усталости, вызывающего желание прекратить работу или снизить величину нагрузки.

Различают 3 стадии утомления. В первой стадии производительность труда практически не снижена, чувство усталости выражено незначительно.

Первая, начальная стадия отличается тем, что постоянное возрастание за счет увеличения волевого напряжения уровня возбуждения всех центральных (корковых, подкорковых, спинальных) структур моторного аппарата обеспечивает рекрутирование дополнительных нейромоторных единиц и таким образом осуществляет компенсацию снижения величины сократительного эффекта наиболее легко утомляемых (из состава задействованного в выполняемую деятельность нейромоторного пула) волокон в работающих мышцах.

Во второй стадии производительность труда снижена существенно, чувство усталости выражено ярко.

Вторая стадия утомления характеризуется активным торможением мышечной деятельности со стороны программно-контрольного механизма (акцептор результатов действия по П.К. Анохину) при наличии высокого уровня активации всех центральных структур моторной системы и наличии определенных резервов в мышечной системе, создающих возможность еще некоторое время продолжать выполнение мышечной работы.

В третьей стадии производительность труда может быть снижена до нулевых показателей, а чувство усталости сильно выражено, сохраняется после отдыха и иногда еще до возобновления работы.

Конкретный момент прекращения деятельности определяется программно-контрольным механизмом в соответствии с характером мотивации и некоторыми другими условиями выполнения этой деятельности.

Эту стадию иногда характеризуют как стадию хронического, патологического утомления, или переутомления. Переутомление проявляется в снижении производительности труда, творческой активности и умственной работоспособности, росте заболеваемости. Происходит и изменение периодики продукции биологически активных веществ.

Различают 4 степени переутомления: начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое. Меры борьбы с ними должны соответствовать выраженности психофизиологических проявлений. Так, начинающееся переутомление хорошо компенсируется при четкой регламентации времени труда и отдыха. Легкая степень переутомления эффективно снимается в период очередного отпуска при рациональном его использовании. Выраженное переутомление требует срочного лечения в санатории, а тяжелая степень переутомления требует лечения в условиях клиники. В зависимости от характера труда различают физическое и умственное утомление.

Функциональные системы трудовой деятельности человека отражают интеграцию центральных и периферических структур и механизмов, определяющих эффективное достижение полезных результатов труда. Утомление сопряжено с определенными изменениями, возникающими как в эфферентном, так и в центральном звеньях этих функциональных систем. В историческом плане первыми были разработаны теории утомления периферического звена. Теория Шиффа связывала развитие утомления с недостаточностью энергетических запасов гликогена, жирных кислот (теория истощения). Теория Ферворна связывала развитие утомления с недостатком кислорода (теория удушения). Пфлюгер объяснял утомление появлением в мышцах молочной кислоты или токсинов утомления (теория засорения). Современные исследования дают основание считать, что все вышеизложенные причины утомления могут иметь место при напряженной физической работе. В результате в мышцах может наблюдаться процесс разобщения электромеханического сопряжения.

При работе малой и средней интенсивности утомление развивается в центральном звене в синапсах спинальных центров работающих мышц, а также в клетках коры большого мозга, формирующих произвольные (рабочие) движения. Эти положения нашли отражение во множестве вариантов центрально-нервной теории утомления. Согласно одному из них, к нейронам коры большого мозга поступает огромный поток сигналов от работающих мышц, зрительного, слухового и других анализаторов. Одновременно на эти же нейроны действуют метаболиты из работающих мышц, снижая их лабильность. Сочетанное действие этих факторов приводит к угнетению активности нейронов коркового отдела двигательного анализатора. Развитие торможения в центральных механизмах управления приводит к существенным сдвигам в состоянии регуляторных систем на периферии, в эффекторах.

Механизмы утомления при физической работе во многом сходны с таковыми при работе умственной. В обоих случаях лимитирующим звеном является утомление в центральных механизмах, которые могут быть общими для физического и умственного труда. Поэтому физическое и умственное утомление существенно влияют друг на друга. При физическом утомлении умственная деятельность малопродуктивна, равно как при умственном утомлении снижается физическая работоспособность, поскольку в обоих случаях имеет место существенное эмоциональное напряжение, сопровождаемое сходными вегетативными сдвигами.

Таким образом, различия между умственным и физическим утомлением имеют относительный характер. Поэтому и в методах профилактики утомления при различных видах труда много общего.

источник

Утомление — снижение работоспособности, возникающее в результате выполнения труда большой тяжести, напряженности или продолжительности и выража­ющееся в количественном ухудшении его результатов. Утомление — сложный физиологический процесс, начинающийся в высших отделах нервной системы и распространяющийся на все системы организма. О ведущей роли ЦНС в развитии утомления свидетельствуют факты благоприятного воздействия на работоспо­собность эмоционального подъема. После отдыха утомление исче­зает и работоспособность организма восстанавливается Наблюдение режима труда, невнимательное отношение к чувству усталости приводят к накоплению утомления, так называемому переутомлению. Переутомление рассматривают как патологическое состояние, наступающее в тех случаях, когда при тяжелой или длительной работе организм систематически недостаточно отдыхает и его работоспособность не восстанавливается. При переутомлении в состоянии ЦНС обнаруживаются явления перевозбуждения, в результате чего отмечается плохое самочувствие, повышенная раз­дражительность, бессонница. Переутомление может привести к нев­розам, обострению сердечно-сосудистых заболеваний, гипертониче­ской, язвенной болезни. При переутомлении снижаются защитные силы организма, что ведет не только к снижению работоспособности; но и росту общей и профессиональной заболеваемости. Утомление всегда является результатом неправильной организации трудового процесса, выполнения работ, требующих большого нервно-психического напряжения, больших энергетических затрат или работ, связанных с интенсивной деятельностью небольшой группы мышц, неудобной рабочей позой. В целях профилактики утомления и сохранения высокой произ­водительности труда необходима ритмичность в работе. Ритмичный труд позволяет рационально расходовать нервную и мышечную энергию. Для поддержания высокой работоспособности и предупреждения утомления работающих следует рационально чередовать работу и перерывы. В целях снижения интенсивности физической работы и облегче­ния труда во всех отраслях народного хозяйства находит широкое внедрение механизация трудоемких работ, переход к автоматизиро­ванным технологическим процессам.

3. Гигиеническая характеристика и требования к полевому раз­мещению войск. Военные городки. Гигиеническая характеристика полевых жилищ.

В зависимости от времени года, условий погоды и боевой обстановки войска могут размещаться в полевых условиях следующими способами:

1) в населенных пунктах (поквартирно);

2) в лагере (бивачное расположение);

3) смешанным способом (квартирно-бивачное размещение).

Выбор места для размещения войск в полевых условиях производится командованием на основании данных медразведки и с учетом боевой обстановки.

Выбор типа жилищ при размещении войск вне населенного пункта определяется временем года, погодой, длительностью отдыха, наличием табельных средств размещения и строительных материалов.

В качестве полевых жилищ используются:

1) палатки УСТ и УСБ, оборудованные утеплением и отопительными приборами;

2) землянки (заглубленные, полузаглубленные, горизонтальные, косогорные). Землянки используются для размещения личного состава на длительное время.

При лагерном размещении войск помимо полевых жилищ устраиваются административно-хозяйственные постройки: командный пункт, медпункт, пункты питания, полевые бани и другие.

При контроле за размещением войск в полевых условиях медицинская служба обязана:

1) принимать участие в разведке местности;

2) следить за правильным оборудованием полевых жилищ и хозяйственных построек;

3) осуществлять контроль за правильным содержанием и чистотой полевых жилищ и территории лагеря;

4) контролировать проведение уборки места расположения воинской части после ее ухода.

Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 30 ; Нарушение авторских прав

источник

Одним из существенных факторов, обуславливающих работоспособность, является утомление, которое представляет собой сложную реакцию организма на умеренную, но длительную или сильную и непродолжительную физическую или умственную нагрузку. Эта реакция имеет три аспекта — феноменологический, физиологический и биологический.

Феноменологический аспект — внешнее проявление утомления. Оно выражается в объективном показателе (снижение объемов и качества работы) и в субъективном показателе (появление ощущения усталости).

Физиологический аспект — нарушение гомеостаза (постоянства внутренней среды). В основе этого состояния лежит нарушение баланса расходование — восстановление энергетических и пластических ресурсов в структурах, ответственных за деятельность, а затем во внутренней среде организма в результате преобладания процессов расходования.

Биологический аспект подразумевает значимость утомления для организма. Утомление определяется как врожденная защитная реакция организма, оберегающая его от истощения, а затем от функционального и структурного разрушения при длительной или интенсивной деятельности.

Утомление является естественным побудителем восстановления работоспособности. Здесь действует закон биологической обратной связи. Если бы организм не утомлялся, то не происходили бы и восстановительные процессы. Чем больше утомление (конечно, до определенного предела), тем сильнее стимуляция восстановления и тем выше уровень последующей работоспособности. Утомление не разрушает организм, а поддерживает и укрепляет его. Давно замечено, что чем большим числом обязанностей и дел обременен человек, тем больше он успевает сделать. Активная жизнь и физические нагрузки не сокращают, а увеличивают продолжительность жизни. Почему же такая полезнейшая вещь имеет отрицательную окраску: снижается интерес к работе, ухудшается настроение, нередко возникают болезненные ощущения в теле?

Сторонники эмоциональной теории объясняют: это происходит, если работа быстро наскучила. Другие основой усталости считают конфликт между нежеланием работать и принуждением к труду. Наиболее доказанной сейчас считается деятельная теория.

Начиная с фазы субкомпенсации возникает специфическое состояние утомления. Различают физиологическое и психическое утомление. Первое из них выражает, прежде всего, воздействие на нервную систему продуктов разложения, освобождающихся в результате двигательно-мускульной деятельности, а второе — состояние перегруженности самой центральной нервной системы. Обычно явления психического и физиологического утомления взаимно переплетаются, причем психическое утомление, т.е. ощущение усталости, как правило, предшествует утомлению физиологическому. Психическое утомление проявляется в следующих особенностях:

  • — в области ощущений утомление проявляется в понижении восприимчивости человека, в результате чего отдельные раздражители он вообще не воспринимает, а другие воспринимает лишь с опозданием;
  • — снижается способность концентрировать внимание, сознательно его регулировать, в результате человек отвлекается от трудового процесса, совершает ошибки;
  • — в состоянии утомления человек меньше способен к запоминанию, труднее также вспоминает уже известные вещи, причем воспоминания становятся обрывочными, и человек не может применить свои профессиональные знания в работе в результате временного нарушения памяти;
  • — мышление усталого человека становится замедленным, неточным, оно в какой-то мере теряет свой критический характер, гибкость, широту; человек с трудом соображает, не может принять правильное решение;
  • — в области эмоциональной под влиянием утомления возникает безразличие, скука, состояние напряженности, могут возникнуть явления депрессии или повышенной раздраженности, наступает эмоциональная неустойчивость;
  • — утомление создает помехи для деятельности нервных функций, обеспечивающих сенсомоторную координацию, в результате этого время реакции усталого человека увеличивается, а, следовательно, он медленнее реагирует на внешние воздействия, одновременно теряет легкость, координированность движений, что приводит к ошибкам, несчастным случаям.

Как показывают исследования, явления утомления в утренней смене интенсивнее всего наблюдаются на четвертом-пятом часу работы.

При продолжении работы фаза декомпенсации может довольно быстро перейти в фазу срыва (резкое падение производительности, вплоть до невозможности продолжения работы, резко выраженная неадекватность реакций организма, нарушение деятельности внутренних органов, обмороки).

После прекращения работы наступает фаза восстановления физиологических и психологических ресурсов организма. Однако не всегда восстановительные процессы проходят нормально и быстро. После сильно выраженного утомления вследствие воздействия экстремальных факторов организм не успевает отдохнуть, восстановить силы за обычные 6-8 часов ночного сна. Порой требуются дни, недели для восстановления ресурсов организма. В случае неполного восстановительного периода сохраняются остаточные явления утомления, которые могут накапливаться, приводить к хроническому переутомлению различной степени выраженности. В состоянии переутомления длительность фазы оптимальной работоспособности резко сокращается или может отсутствовать полностью, и вся работа проходит в фазе декомпенсации.

В состоянии хронического переутомления снижается умственная работоспособность: трудно сосредоточиться, временами наступает забывчивость, замедленность и порой неадекватность мышления. Все это повышает опасность несчастных случаев.

Хроническое утомление, продолжающееся в течении нескольких дней, может привести к заболеванию, в первую очередь к различным неврозам. Первые признаки достаточно явно выражены и поэтому диагностирование доступно любому человеку:

  • — ощущение усталости до начала работы и низкая работоспособность в течение всего рабочего дня;
  • — повышенная раздражительность;
  • — исчезновение интереса к работе;
  • — ослабление интереса к окружающим событиям;
  • — снижение аппетита;
  • — падение веса;
  • — нарушение сна;
  • — ронижение устойчивости к различным инфекциям, в первую очередь — расположенность к простудным заболеваниям.

Психогигиенические мероприятия, направленные на снятие состояния переутомления, зависят от степени переутомления.

Для начинающегося переутомления (I степень) эти мероприятия включают упорядочение отдыха, сна, занятия физкультурой, культурные развлечения. В случае легкого переутомления (II степень) полезен очередной отпуск и отдых. При выраженном переутомлении (III степень) необходимо ускорение очередного отпуска и организованного отдыха. Для тяжелого переутомления (IV степень) требуется уже лечение.

Таблица 1 — Степени переутомления (по К. Платонову)

источник

Зависимость умственной работоспособности от психофизиологического состояния: общей выносливости, быстроты мыслительной деятельности, способности к переключению и распределению, концентрации. Полезные качества утомления, закон биологической обратной связи.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Определение утомления и работоспособности

Читайте также:  Усталость и утомление субъективные состояния организма

Этапы изменения работоспособности

Полезные качества утомления

Отличия утомления и ее отрицательные качества

Шкала динамики работоспособности

Список использованной литературы

Традиционным стало изучение динамики работоспособности и утомления. Понятие утомления до сих пор не определено, его многочисленные симптомы остаются неупорядоченными. Некоторые из них могут быть описаны только субъективно, на основе опыта отдельного пользователя, его способности точно рассказать о своих ощущениях. Другие симптомы оцениваются лишь объективно. Они выражаются с достаточной степенью определенности в нарушениях следующих психических процессов:

§ прием и переработка информации;

§ внимание и концентрация внимания;

§ моторные и контрольные функции;

Работоспособность человека определяется его стойкостью к различным видам утомления — физическому, умственному и др. и характеризуется продолжительностью качественного выполнения соответствующей работы. Умственная работоспособность студентов, например, определяется успешностью усвоения учебного материала. Умственная работоспособность в значительной мере зависит от состояния психофизиологических качеств студентов. К их числу следует отнести общую выносливость, в том числе и физическую, быстроту мыслительной деятельности, способность к переключению и распределению, концентрации и устойчивость внимания, эмоциональную устойчивость.

Что же касается утомления, то оно вовсе не является отрицательным явлением, неким промежуточным состоянием между здоровьем и болезнью. Утомление является естественным побудителем восстановления работоспособности. Здесь действует закон биологической обратной связи. Если бы организм не утомлялся, то не происходили бы и восстановительные процессы. Чем больше утомление (конечно, до определенного предела), тем сильнее стимуляция восстановления и тем выше уровень последующей работоспособности. Утомление не разрушает организм, а поддерживает и укрепляет его. Давно замечено, что чем большим числом обязанностей и дел обременен человек, тем больше он успевает сделать. Активная жизнь и физические нагрузки не сокращают, а увеличивают продолжительность жизни. Когда утомление становится привычным, потребность в труде включает дополнительные резервы организма и формирует ощущение легкости, подъема, прилива сил, творческой энергии.

Почему же такая полезнейшая вещь нередко имеет отрицательную окраску: снижается интерес к работе, ухудшается настроение, нередко возникают болезненные ощущения в теле?

Определение утомления и работоспособности

Чаще всего встречается определение утомления как временного снижения работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки (физической, психической). При этом специфика утомления существенно зависит от вида нагрузки, времени, необходимого для восстановления исходного уровня работоспособности и уровня локализации утомления.

Работоспособность — потенциальная способность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида. Можно выделить работоспособность максимальную, оптимальную и сниженную.

Работоспособность человека определяется его стойкостью к различным видам утомления — физическому, умственному и др. и характеризуется продолжительностью качественного выполнения соответствующей работы. Умственная работоспособность студентов, например, определяется успешностью усвоения учебного материала. Умственная работоспособность в значительной мере зависит от состояния психофизиологических качеств студентов. К их числу следует отнести общую выносливость, в том числе и физическую, быстроту мыслительной деятельности, способность к переключению и распределению, концентрации и устойчивость внимания, эмоциональную устойчивость.

Этапы изменения работоспособности

Работоспособность человека в течение трудового дня неодинакова. Можно выделить последовательные этапы (стадии) ее изменения. Первый этап — вход в работу или «врабатывание» — приходится, как правило, на первый час (реже на два часа) от непосредственного начала работы. За это время происходит полный выход организма из сна. Второй этап — устойчивой работоспособности — длится последующие 2-3 ч. Третий этап — этап некомпенсированного утомления, когда работоспособность вновь снижается. Эти три этапа повторяются дважды за трудовой день до обеденного перерыва и после него. Минимальная работоспособность в течение дня приходится на послеобеденное время, когда кровь от мозга приливает к желудку.

В течение суток кривая работоспособности изменяется волнообразно. Максимумы отмечаются в 10-13 и 17-20 часов. Минимум работоспособности приходится на ночные часы. Но и в это время наблюдаются физиологические подъемы с 24 до 01 часа ночи и с 5 до 6 часов утра.

Подъемы работоспособности в 5-6, 11-12, 16-17, 20-21, 00-01 час чередуются со спадами ее в 2-3, 9-10, 14-15, 18-19, 22-23 часа. Это нужно учитывать при организации режима труда и отдыха. Если по каким-то причинам Вы проспали первый максимум продуктивной работы, то это продуктивное время будет Вами утеряно безвозвратно.

В течение недели отмечаются те же три этапа. В понедельник — стадия «врабатывания»; вторник, среда, четверг — стадия устойчивой работоспособности; пятница, суббота — торможение (утомление). Очень важно научиться использовать оптимальное время для того или иного вида работы, совпадающее с максимумами суточной и недельной работоспособности.

Утомление, то вовсе не является отрицательным явлением, неким промежуточным состоянием между здоровьем и болезнью. Наоборот. «Величайшее чувственное наслаждение — это здоровый отдых после работы» (И.Кант).

Утомление является естественным побудителем восстановления работоспособности. Здесь действует закон биологической обратной связи. Если бы организм не утомлялся, то не происходили бы и восстановительные процессы. Чем больше утомление (конечно, до определенного предела), тем сильнее стимуляция восстановления и тем выше уровень последующей работоспособности. Утомление не разрушает организм, а поддерживает и укрепляет его. Давно замечено, что чем большим числом обязанностей и дел обременен человек, тем больше он успевает сделать. Активная жизнь и физические нагрузки не сокращают, а увеличивают продолжительность жизни. Когда утомление становится привычным, потребность в труде включает дополнительные резервы организма и формирует ощущение легкости, подъема, прилива сил, творческой энергии.

Почему же такая полезнейшая вещь нередко имеет отрицательную окраску: снижается интерес к работе, ухудшается настроение, нередко возникают болезненные ощущения в теле? — Утомление наступает быстро, если работа наскучила, если она неинтересна, нерезультативна, если возникает конфликт между принуждением к труду и нежеланием работать. Если внешние причины понуждают человека отвлечься от интересующей его проблемы («доминанты») для занятий другой, происходит «сшибка» (по терминологии И.П.Павлова), повергающая человека в депрессию, и лишающая его работоспособности.

Мотивация, побуждающая человека к работе, формирует у него состояние готовности к действию, установку на труд. В порыве творчества люди обычно испытывают не усталость, а наоборот — подъем и воодушевление. А как легко воспринимаются студентами первые лекции!

Результатом положительной установки на физический труд также является не усталость, а «мышечная радость». Мышечная работа активизирует все функции организма, ускоряя синтез белков; тренирует все органы, требуя увеличения мышечной энергии.

Отличия утомления и ее отрицательные качества

Существует проблема различения утомления и других состояний, также связанных с динамикой работоспособности. Так, выделяются три близких, но не тождественных состояния, приводящих к снижению эффективности работы — утомление, монотония и психическое пресыщение. Если утомление можно охарактеризовать как естественную, связанную с нарастанием напряжения реакцию, прежде всего, на продолжительность выполняемой работы, то два других состояния являются следствиями однообразия деятельности, выполняемой в специфических условиях (бедность внешней среды, ограниченное поле работы, несложные стереотипные действия и т.п.).

Различия между этими состояниями проявляются как в поведении, так и в характере субъективных переживаний, им сопутствующих. Для монотонии основной тенденцией в сдвигах наблюдаемых параметров является постепенное снижение активности протекания соответствующих процессов. Для утомления, напротив, характерно нарастание напряженности в деятельности различных систем и рост рассогласования между отдельными показателями.

Утомление, прежде всего, характеризуется падением эффективности труда. С физиологической стороны развитие утомления свидетельствует о значительном сокращении внутренних резервов организма и переходе на менее выгодные виды психофизиологических реакций. При утомлении, прежде всего, нарушается устойчивость вегетативных функций, сила и скорость мышечного сокращения, ухудшаются регуляция функций, выработка и торможение условных рефлексов. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность и координация движений. Для выполнения одной и той же работы требуются большие энергетические затраты. Присущее утомлению состояние психического пресыщения связано с развитием аффективного эмоционального комплекса переживаний. Нарастание утомления сопровождается возрастанием специфических ошибок «невнимательности», снижением точности и скорости действий, появлением симптомов, свидетельствующих об истощении резервов организма. По мере роста утомления наблюдаются значительные изменения в протекании различных психических процессов. Типичным для утомления является уменьшение скорости реагирования (увеличение времени простой сенсомоторной реакции и реакции выбора).

Утомление приводит к распаду выполнения сложных двигательных навыков по типу некоординированной реализации отдельных моторных стереотипов. Наиболее выраженными и существенными признаками утомления являются нарушения внимания — сужается объем внимания, страдают функции переключения и распределения внимания. Со стороны процессов, обеспечивающих запоминание и сохранение информации, утомление, прежде всего, приводит к затруднениям извлечения информации, хранящейся в долговременной памяти.

Эффективность процесса мышления существенно снижается за счет преобладания стереотипных способов решения задач в ситуациях, требующих применения новых решений пo мере развития утомления, происходит трансформация мотивов деятельности. Если на ранних стадиях сохраняется адекватная «деловая» мотивация, то потом преобладающими становятся мотивы прекращения деятельности или ухода от нее, что приводит к формированию отрицательных эмоциональных реакций.

Непосредственным выражением утомления являются чувства усталости, слабости, бессилия, быстрой утомляемости, сонливости. При сильных степенях утомления обычно наблюдаются негативно окрашенные эмоциональные переживания (раздражительность, тягостное напряжение и т.п.). С разной степенью осознанности воспринимаются состояния физиологического дискомфорта. Кроме того, к субъективной симптоматике можно отнести осознаваемые расстройства в области различных психических функций. К их числу относятся характеристики внимания (вялое, малоподвижное или хаотичное, неустойчивое), расстройства в сенсорной области, дефекты мышления и памяти, ослабление воли. Когда оценивают степень утомления по уровню продуктивности, обоснованным выглядит утверждение, что между уровнем утомления и изменениями в продуктивности существует непосредственная связь. Для исследований утомления пользователя при работе за экраном компьютера выделены следующие феномены:

§ сокращенная способность приема зрительных стимулов, сокращенная скорость восприятия, ошибки в интерпретации стимулов;

§ пониженное внимание и его концентрация, повышенная частота ошибок, большие колебания продуктивности;

§ ухудшенная глазодвигательная координация.

Однако часто бывает так, что не наблюдается никакого сокращения продуктивности и увеличения числа ошибок, хотя у пользователя отчетливо проявляется чувство утомления. Это на первый взгляд парадоксальное явление при более глубоком рассмотрении очень хорошо соответствует теории активации. Посредством сознательного повышения уровня активации можно преодолеть определенный симптом утомления. Некоторые люди могут даже повысить продуктивность деятельности, несмотря на несомненные симптомы утомления. В заданиях с повышенной ответственностью за результат компенсирующая активация достигается легче. Однако это достигается определенной ценой.

Психическое напряжение, усиливаемое повышенной активацией, может при этом проявляться вне производства. Чрезмерное переутомление на работе ведет к физиологическим расстройствам и болезням, к «искривлению» социальных контактов.

Причины и проявление утомления можно описать с помощью трех основных понятий:

1. НАГРУЗКА: утомление является результатом одного или нескольких видов физической или психической нагрузки;

2. СПАД РАБОТОСПОСОБНОСТИ: утомление ведет к сокращению психической работоспособности;

3. ОБРАТИМОСТЬ: утомление обратимо, т.е. его влияние носит обратимый характер.

Утомление может возникать в разных формах. Следует тщательно оценить вид утомления, которому подвержен пользователь, и ожидаемую интенсивность проявления этого утомления.

Различают следующие виды и причины утомления пользователя:

§ ЗРИТЕЛЬНОЕ утомление как следствие нагрузки зрительной системы при работе за дисплеем;

§ МЫШЕЧНОЕ утомление вследствие преобладания статической нагрузки мышц;

§ ОБЩЕЕ утомление организма как следствие общей психической нагрузки и темпа работы;

§ ПСИХИЧЕСКОЕ утомление, обусловленное духовным перенапряжением;

§ ХРОНИЧЕСКОЕ утомление, обусловленное комбинированным действием нескольких видов утомления;

§ субъективное ЧУВСТВО утомления вследствие длительного воздействия информационного потока при работе за компьютером.

Конечно, можно было бы выделить виды утомления и иначе, применив при этом другие обозначения. Здесь важна, прежде всего, практическая ценность такой классификации.

Шкала динамики работоспособности

В развитии утомления можно выделить несколько различных стадий, содержание и приспособительное значение которых более полно раскрывается при рассмотрении их внутри общей шкалы динамики работоспособности:

Фаза мобилизации иначе называется предстартовой. Организм мобилизуется еще до начала работы, когда условно-рефлекторным путем повышается тонус центральной нервной системы и усиливается функциональная активность ряда органов и систем. Содержание этой фазы состоит в подготовке к началу выполнения конкретной поведенческой задачи: энергетической мобилизации резервов, формировании плана и стратегий поведения, внутреннем «проигрывании» ключевых элементов деятельности.

2 Фаза первичной реакции.

Фаза первичной реакции типична для момента начала деятельности и характеризуется кратковременным снижением почти всех показателей функционального состояния. Физиологический механизм этой фазы связан с внешним торможением, возникающим в результате изменения характера поступающих раздражителей. Ее длительность зависит, в первую очередь, от степени тренированности сотрудника, его опыта и знания характера предстоящей деятельности.

Существует определенное соотношение между фазами мобилизации и первичной реакции. Если специфическая сторона фазы мобилизации выражена достаточно отчетливо, то фаза первичной реакции может отсутствовать, и сразу осуществляется переход к третьей фазе.

Фаза гиперкомпенсации одна из наиболее сложных фаз, занимающая весь начальный период работы. Она является как бы логическим продолжением первой фазы и отражает процесс мобилизации, продолжающийся при непосредственном включении в деятельность. В этой фазе нет еще точного соответствия реакции организма характеру работы и величине нагрузки: организм реагирует с большей силой, чем это необходимо. Происходит поиск оптимального режима работы, когда, используя систему обратной связи, организм вырабатывает наилучшее соответствие своих реакций требуемым условиям.

Фаза компенсации характеризуется определенной стабилизацией показателей. Уровень работы различных систем оптимален, необходимая мобилизация основных и компенсаторных механизмов уже осуществлена. Возникшая в результате предыдущих фаз мобилизация функций полностью компенсирует минимальными средствами возросшие требования, предъявляемые деятельностью.

Читайте также:  Физминутка для снятия утомления с плечевого пояса

Фаза субкомпенсации. При определенной интенсивности и длительности работы оптимальный уровень функционирования перестает обеспечиваться. Компенсация осуществляется за счет менее выгодных (энергетически и функционально) процессов. Характерными для этой стадии являются нарушения внимания, вследствие чего происходит увеличение числа ошибочных действий. Мотивация направлена на продолжение деятельности, эмоциональный фон стабилен. Включение дополнительных компенсаторных средств поддерживает относительно стабильное функциональное состояние рабочих систем, однако уровень их функционирования значительно ухудшается, что приводит к скрытому или явному снижению эффективности труда. При продолжении деятельности происходит истощение вспомогательных резервов и развивается следующая фаза.

Фаза декомпенсации характеризуется неуклонным ухудшением функционирования систем, причем снижаются и показатели наиболее важных для данного вида труда функций. Эта фаза характеризуется появлением большого количества ошибок в работе, за которыми лежат выраженные изменения внимания, памяти, ослабление интеллектуальных функций. Трансформируется ведущая мотивация деятельности, при этом начинают доминировать мотивы прекращения работы. При продолжении работы фаза декомпенсации может перейти в фазу срыва.

Фаза срыва. В этой фазе наблюдается значительное расстройство регулирующих механизмов, ярко выражена неадекватность реакций организма на сигналы внешней среды, резкое падение работоспособности, вплоть до невозможности продолжения работы. Нарушаются вегетативные функции, что может привести к коллаптоидному состоянию и обморокам. Возникшие изменения требуют длительного отдыха и даже лечения.

8 Стадия конечного порыва.

В том случае, когда выполнение деятельности заканчивается на четвертой или пятой фазах, перед окончанием работы может возникнуть специфическое состояние называемое стадией конечного порыва. Сущность того состояния заключается в срочной мобилизации через мотивационную сферу дополнительных резервных сил организма и резком повышении работоспособности. Выраженность и длительность этой стадии во многом определяются характером вызвавшей ее мотивации. Наибольший эффект достигается в том случае, когда она связана со стимулами большого социального значения — чувством ответственности перед коллективом, сознанием важности решаемых задач и т.п.

Переутомление — хроническое состояние, в развитом виде относящееся к категории патологических состояний. Основной признак переутомления — это устойчивое нарушение в протекании и смене фаз работоспособности. По сути дела, уже до начала работы исходный уровень работоспособности резко снижен, и с самого начала деятельность осуществляется на уровне фазы субкомпенсации.

На начальных стадиях переутомления объективные симптомы и субъективные признаки переутомления мало выражены. Если развитие утомления следует считать естественной реакцией организма, имеющей приспособительный характер и выполняющей целый ряд полезных функций, то состояние переутомления в любой своей форме — явление нежелательное.

В течение многих лет ученые стремятся определить и по возможности измерить утомление вследствие различных факторов производственной среды. Имеется большое число исследований, описывающих причинные связи утомления человека и особенностей его труда и производственной среды. Некоторым удалось описать практические ситуации связи утомления и индивидуального поведения в труде. Однако полной системы связей между отдельными аспектами трудовой деятельности и производственной средой пока не создано.

Большинство методов исследования идут в двух направлениях:

§ изучение объективных показателей деятельности в ответ на определенные задания и профессиональные ситуации,

§ и изучение субъективных показателей.

Объективные методы выделяют составные части трудового задания и описывают «человеческий фактор» на каждой фазе или компоненте задания. Эти методы могут соответствовать задаче изучения утомления в том случае, когда компоненты утомления определены точно, и имеется масштаб, в соответствии с которым измерение интенсивности утомления возможно. Однако, и в определении этого масштаба еще достаточно проблем и, прежде всего, когда сами исследователи пытаются выделить внешние, объективные величины, связанные с утомлением.

Следует сказать, что человек в состоянии самостоятельно, «изнутри» описать характер и интенсивность собственного утомления. Это используется в субъективных методах. От испытуемого требуют описать собственное состояние, опираясь на вопросники. Первая проблема состоит в том, чтобы правильно формулировать вопросы. Для этого нужны ясные представления о компонентах производственной нагрузки. Кроме того, вопросы должны быть понятны, однозначны и точны настолько, чтобы они помогали работнику ясно оформить свое мнение.

Техника субъективного опроса используется достаточно часто во многих отраслях. Тем не менее, не существует единого опросника, способного надежно сравнить степени нагрузки и утомления в различных видах труда. Невозможно пока сравнительное изучение различий в утомлении при выполнении одного и того же трудового задания разными способами; например, при новом способе организации деятельности или при внедрении технических новшеств.

Каждый человек имеет в соответствии со своей физической и психической конституцией определенные возможности и границы в производительности. И если не принимать во внимание эти возможности и границы наряду с организационными и техническими аспектами труда, то возникает феномен перенапряжения и переутомления. Каждый из нас по-разному реагирует на изменения в организационной и технической структуре труда. Любое новшество может влиять по-разному на разных людей. Многое зависит и от отношения к труду, его престижности, а также от личной мотивации работающего.

Когда анализируют напряженность в конкретном виде труда, прежде всего, пытаются выяснить, какие личностные, профессиональные или внешние факторы и в какой мере несут за это ответственность. Только после этого возможны обоснованные предположения, способные оптимизировать работу.

Сначала пытаются установить вид испытываемого человеком утомления, затем степень утомления и способ влияния утомления на трудовое задание, а также обстоятельства, в большей или меньшей степени способствующие развитию утомления. Кроме того, важно изучение личности работника и его отношения к делу.

Объективные и субъективные реакции человека отчетливо проявляются в трех аспектах:

1. в индивидуальном опыте, т.е. в личном мнении, субъективных высказываниях;

2. в величине и изменениях продуктивности труда (в изменении числа ошибок, величине производительности и ее стабильности);

3. в физиологических реакциях; например, ЭЭГ-активности, частоте дыхания, пульса и т.п.

Сначала исследователи пытались выделить критерии физического и психического утомления, основываясь на этих трех категориях реакций. При этом проблема состояла в том, что не существовало достаточно надежного и качественного метода общего описания этих реакций. А потребность в таком методе росла пропорционально тому, как выяснялось, что многие ситуации падения производительности и даже отказы неразрывно связаны именно с психологическими аспектами труда.

Диагностика утомления по объективным параметрам.

Большинство подобных методов диагностики требуют много времени, сложного инструментария и детальных знаний в области физиологии и психофизиологии. Кроме того, ограничение свободы передвижений и другие источники неудобства приводят к совершенно нехарактерному поведению пользователей, что требует учета в обязательном порядке. Чтобы получить обоснованные результаты, число испытуемых должно быть достаточно велико. Все эти факторы делают физиологические методы не очень оперативными.

Если же попытаться решить проблему, уменьшив число испытуемых, то надежность и объективность результатов может безнадежно упасть. Характерной для опытов является фаза привыкания испытуемого к необычности своего положения. Учет и интерпретация всех перечисленных факторов требует достаточно сложной системы обоснования правомерности получаемых физиологическим методом результатов.

Работа пользователя может быть оценена не только на основании физиологических показателей, но и с помощью показателей его производительности. Оперативность получения этих показателей может быть достигнута с помощью компьютера. Если предусмотреть в программном средстве встроенную подпрограмму измерения таких параметров как интервалы между нажатиями, число и продолжительность пауз, число ошибок и исправлений за определенные интервалы времени. А затем рассчитать некоторые критерии, позволяющие отличить средние показатели от плохих, то это позволит автоматически отслеживать динамику производительности пользователя, которая считается симптомом его функционального состояния. Такие исследования уже были проведены. Однако, их результаты не получили широкого практического распространения у нас по разным причинам. Вместе с тем их следует признать очень перспективными, т.к. данные такого рода являются основой для разработки так называемых адаптивных пользовательских интерфейсов, изменяющих режим предъявления информации пользователю (объем, последовательность, время отклика) в зависимости от уровня его работоспособности.

Диагностика утомления по субъективным признакам.

Когда хотят выяснить реакции человека, связанные с его работой или условиями труда, используют в основном два метода. В обоих случаях анкета и интервью используются с целью получить информацию об основных симптомах утомления и индивидуальных реакциях на него. Если для этого используются еще и градуированные шкалы, то это значительно облегчает анализ результатов. В первом случае пользователя просят ответить на определенные вопросы о своем текущем состоянии. Для этой цели ответ дается в виде числа (позиция шкалы), выбираемого пользователем из ряда других. Величина числа выражает интенсивность ощущения в данный момент времени. Во втором случае испытуемого просят отвечать на вопрос на основе своего прошлого опыта и переживаний. Результаты такого опроса хорошо обрабатываются с помощью многофакторного анализа, который позволяет находить основания полученных данных. Так как явления физического и психического утомления, а также способ их описания могут сильно зависеть от личности и установок испытуемого, следует пытаться получить и его личностный профиль, особенно в отношении стабильности и интраверсии/экстраверсии. Более глубокого изучения требуют и факторы, обуславливающие повышенную мотивацию пользователя.

Без утомления нет тренировки, не происходит адаптация организма к физической или умственной деятельности. Утомление стимулирует процесс, восстановления, расширяет резервные возможности организма. Следовательно, утомление выполняет не только охранительную роль, но и имеет важное значение в совершенствовании рабочих механизмов организма.

И.М. Сеченов утверждал, что утомление лучше предупредить, чем бороться с ним. Он считал, что своевременный отдых — одно из лучших средств профилактики утомления. В настоящее время известно, что улучшение условий труда, в том числе за счет рациональной организации режима труда и отдыха является оптимальным средством профилактики утомления.

Изучение условий повышения эффективности трудовой деятельности человека — одна из самостоятельных задач психологии труда. Среди таких условий выделяют поддержание оптимальной работоспособности на основе создания оптимального функционального состояния. Важно при этом применять меры по профилактике и коррекции неблагоприятных функциональных состояний (утомления, монотонии, стресса и пр.). Это предполагает, во-первых, устранение объективных причин их возникновения (составление оптимального, режима труда и отдыха, чередование видов трудовых действий и пр.), во-вторых, формирование у человека навыков регуляции и управления своим функциональным состоянием (использование системы специальных тренировок с целью подготовки к неблагоприятным ситуациям, методик нервно-мышечной релаксации, аутотренинга).

Если режим труда и отдыха организован рационально, то производительность труда, работоспособность и уровень здоровья на данном участке производства могут быть высокими. Следует иметь в виду, что режим труда и отдыха — это очень гибкий инструмент, который периодически следует проверять — дает ли он максимально полезный эффект или нет. В последнем случае его надо модифицировать.

Список использованной литературы

1. Моргунов Е.Б., Зинченко В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. — М.: Тривола, 1994;

2. Моргунов Е.Б. Личность и организация. — М.: Тривола, 1996;

3. Модели и методы управления персоналом. Российско-британское учебное пособие / Под. ред. Моргунова Е.Б. — М.: Интео-синтез, 2001;

4. Управление современной компанией / Под ред. Б. Мильнера, Ф. Лииса. — М.: Инфра-М, 2001;

5. Большой психологический словарь. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2002;

6. Кожевников Д.А. Технология науки, 2004;

7. Емельяненкова А.В. Психофизиология профессиональной деятельности. — Ульяновск: Венец, 2004.

Общая характеристика способности человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Определение понятий утомления и работоспособности. Профилактика утомления и повышение работоспособности.

курсовая работа [490,0 K], добавлен 27.06.2015

Причины утомления, способы повышения и экспериментальное изучение умственной работоспособности учащихся. Работоспособность человека и причины возникновения утомления. Индивидуальные особенности нервной системы человека и результаты её исследований.

реферат [175,7 K], добавлен 03.02.2012

Обзор современных работ по изучению функциональных состояний. Исследование динамики работоспособности и утомления с использованием шкалы состояний, теста Ландольта, опросников для оценки острого физического и умственного утомления, а также других методик.

контрольная работа [197,7 K], добавлен 29.11.2009

Уровни способности человека выполнять заданную работу. Понятие работоспособности человека и его организма. Внешние и внутренние факторы, определяющие специфику работы. Оценка работоспособности по двум группам показателей. Фазы работоспособности.

реферат [17,4 K], добавлен 22.03.2009

Психофизиология труда человека, занимающегося физической трудовой деятельностью. Исследование умственной работоспособности по методике Анфимова. Проведение сравнения по точности выполнения задания, объему зрительной информации и устойчивости внимания.

курсовая работа [132,6 K], добавлен 20.06.2015

Раскрытие содержания категории психологической работоспособности и теоретическое исследование проблемы психологической работоспособности операторов. Оценка психологических компонентов работоспособности кассиров-операторов в профессиональной деятельности.

курсовая работа [38,7 K], добавлен 06.01.2012

Психологические состояния трудовой деятельности и их классификация. Характеристика состояния утомления, напряжения, монотонности. Состояние психологической готовности к деятельности. Условия труда и психологические состояния человека, методы их оценки.

реферат [40,5 K], добавлен 23.06.2011

Состояния человека, возникающие в процессе трудовой деятельности. Неблагоприятные факторы, повышающие напряжение. Психологические показатели утомления, их проявление. Состояние монотонности, отрицательно действующее на работоспособность человека.

лекция [34,9 K], добавлен 11.08.2015

Влияние гипноза и внушений на силу мышц, повышение работоспособности и активизацию творческих процессов. Теории механизма формирования «отказа» от работы. Условия и результаты проведения экспериментов в гипнотической и негипнотической группе испытуемых.

реферат [164,3 K], добавлен 23.11.2009

Ознакомление с причинами задержки психического развития ребенка. Характеристика основных методов коррекции умственной работоспособности, восприятия и аналитико-синтетической деятельности детей. Принципы диагностики интеллектуальной недостаточности.

реферат [52,7 K], добавлен 25.01.2012

источник

Работоспособность – состояние человека, определяемое возможностью физиологических и психических функций организма, которое характеризует его способность выполнять конкретное количество работы заданного качества за требуемый интервал времени.

Читайте также:  Основной фактор утомления студент

Работоспособность изменяется в течение рабочей смены закономерно.

Динамика работоспособности в течение одного часа рабочего дня:

1. фаза нарастающей работоспособности или врабатывания. В этот период работоспособность постепенно повышается в зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека. Продолжительность о 20 мин. До 1 часа.

2. фаза- высокой устойчивой работоспособности, продолжительность 2-2,5 часа в зависимости от тяжести, напряженности труда. Характерно состояние высоких трудовых показателей с относительной стоимостью напряжения физиологических функций.

3. фаза – снижение работоспособности или развивающегося утомления, характеризуется уменьшением функциональных возможностей основных рабочих органов человека и сопровождающееся чувством усталости.

После обеда имеют место те же 3 фазы работоспособности, но характер кривой изменяется.

1 фаза — короче по времени, чем вначале рабочего дня. Человек находится на производстве, поэтому процесс вырабатывания происходит быстрее.

2 фаза — короче по времени и меньше по абсолютной величине, после обеда уже не удается достигнуть уровня работоспособности 1й половины дня.

3 фаза – больше по продолжительности и абсолютной величине. В конце рабочей смены наблюдается некоторый рост работоспособности, сто объясняется эмоциональным подъемом в связи с окончанием рабочей смены и желанием быстрее закончить работу.

Важной задачей является поддержание высокого уровня работоспособности в течение большей части рабочей смены, т.е. увеличения в фазу 2 и уменьшения в фазу 3.

1. правильно спланировать рабочее время (не начинать с самого сложного и не оставлять напоследок сложное)

2. организовать перерывы в течение рабочего дня

3. смена рода деятельности, по своему психологическому действию она равноценна перерыву.

Работоспособность колеблется в течение суток: организм по-разному реагирует на физическую и нервно-эмоциональную нагрузку.

В дневное время наименьшая работоспособность наблюдается в период между 12 и 14 часами. 2й минимум приходится на ночное время с 22.00 до 6 утра. Причем наименьший уровень работоспособности с 3 до 4 утра. Работоспособность в течение рабочей недели неодинакова.

Пон. – день тяжелый, происходит врабатывание. Вт, Ср, Чт- работоспособность достигает высокого уровня. Пт, Сб, Вскр- работоспособность снижается резко, достигая минимума на 6 день работы в связи с утомлением организма. Утомление-психо-физиологичесоке состояние человека. Возникающее в результате выполнения труда большой тяжести, напряженности, и выражается в количественном и качественном ухудшении его результатов. Утомление – обратимое физиологическое состояние. Однако утомление может накапливаться и переходить в переутомление– более стойкое снижение рабостоспособности, которое в дальнейшем приводит к снижению сопротивления орагнизма и развитию заболеваний.

Различают бычтро и медленно развивающееся утомление

1. бытсрое- возникает при очень интенсивной работе (грузчик, творческая, каменщик)

2. медленное – при длительной однообразной работе (на конвейере, водитель)

-физическое – в результате повышения тяжести труда

-умственное – в результате повышенной напряженности труда.

Монотомия –физиологичесоке состояние, вызванное однообразием и простотой выполняемых операций.

Монотонность трудахарактеризует внешние факторы трудовой деятельности. Состояние монотомии относится к реакции человека на монотонный труд(однообразный, повторяющийся процесс)

Установлено 2 категории труда : 1. труд, при котором состояние монотомии возникает в связи с выполнением однообразных действий и степень выраженности монотомий зависит о количества однообразных повторных действий в единицу времени сложности выполняемых операций и интенсивностью мышечных нагрузок. 2. труд, при котором состояние монотомии связано с монотонностью обстановки, дефицита поступающей информации, ограниченное поле наблюдения, отсутствие внешних раздражителей.

Под влиянием монотонного труда в коре головного мозга развивается торможение, которое сопровождается: снижением адаптивных возможностей организма, что проявляется в низком уровне бодрствования, сонливости, нарушеным автоматизма дней, адекватные реакции на раздражители, происходит изменение биоритмов. 10 л больше объектов наблюдения- оптим. 9-6 – допустим. Меньше 6 – напряжен. Труд.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 731 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Работоспособность — способность производить сформированные, целенаправленные действия, характеризующиеся количеством и качеством работы за определенное время.

. Работоспособность является показателем функционального состояния организма, его изменений и в конечном итоге отражает рациональность организации трудового процесса, его соответствие возможностям человека, его эффективность. Уровень работоспособности коррелирует с функциональной зрелостью коры и подкорковых структур и совершенствуется по мере возрастного развития структурно-функциональной организации мозга.

Уровень работоспособности зависит от многих факторов: физиологических (функциональная зрелость организма функциональное состояние, состояние здоровья и т.п.), психологических (самочувствие, эмоциональное состояние, мотивация и т.п.), внешнесредовых (условия организации деятельности, время дня, года и т. п.

При рассмотрении работоспособности применяется комплексный подход, при котором используются показатели, относящиеся к разным системам: показатели эффективности или продуктивности деятельности, показатели самочувствия человека и психофизиологические показатели состояния систем и функций организма, которые входят в качестве обеспечивающих и оперативных компонентов в функциональную систему деятельности.

В течение суток организм по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом организма наивысшая работоспособность отмечается в утренние (с 8 -12) и дневные (с 14-17) часы. В дневное время наименьшая работоспособность отмечается в период между 12 -14 ч, а в ночное время — с 3 — 4 ч, достигая своего минимума. С учетом этих закономерностей определяют сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сменах, перерывы на отдых и сон. Изменение работоспособности в течение рабочей смены имеет несколько фаз:

— фаза врабатывания — уровень работоспособности постепенно повышается по сравнению с исходным; в зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека, период длится от нескольких минут до 1,5 ч, а при умственном творческом труде — до 2-2,5 ч;

— фаза высокой устойчивости работоспособности — сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью; продолжительность фазы может 2-2,5 ч и более в зависимости от тяжести и напряженности труда;

— фаза снижения работоспособности характеризуется уменьшением функциональных возможностей человека, появляется чувство усталости.

Периодическое чередование работы и отдыха способствует сохранению высокой устойчивости работоспособности (обеденный перерыв в середине рабочего дня и кратковременные регламентированные перерывы). Чередование периодов труда и отдыха в течение недели должно регулироваться с учетом динамики работоспособности. Наивысшая работоспособность приходится на 2, 3 и 4-й день работы, в последующие дни недели она понижается.

Утомление— особый вид функционального состояния человека, временно возникающий под воздействием продолжительной или интенсивной работы и приводящий к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в уменьшении силы и выносливости мышц, в возрастании затрачиваемой энергии при выполнении одной и той же работы, ухудшении координации движений, в замедлении скорости переработки информации, ухудшении памяти, затруднении процесса сосредоточения и переключения внимания и пр. Утомление-сложный и разнородный комплекс явлений. Возникает в результате длительной, чрезмерной или нерациональной нагрузки и характеризуется снижением работоспособности. Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности. Утомление может возникнуть при любом виде деятельности – и при умственной, и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, нарушением внимания, замедлением мышления, нарушением сна. Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности, согласованности и ритмичности движений.

Утомление — обратимое физиологическое состояние человека. Но если работоспособность не восстанавливается к началу следующей смены, утомление может накапливаться и переходить в переутомление — более стойкое снижение работоспособности, которое в дальнейшем ведет к развитию болезней, снижению сопротивляемости организма, инфекционным заболеваниям.

Различают быстро и медленно развивающееся утомление: первое возникает при очень интенсивной работе (работа грузчика, каменщика, работника творческого труда и др.), второе — при длительной мало интересной однообразной работе (труд водителя, работа на конвейере).

Физиологическая картина физического и умственного утомления сходна. Умственное и физическое утомление влияют друг на друга. При тяжелом физическом утомлении работа малопродуктивна, падает мышечная работоспособность. При умственном утомлении отмечается расстройство внимания, ухудшение памяти и мышления, ослабляется точность и координированность движения.

Утомление и переутомление одна из причин повышенного травматизма на производстве. Повышение работоспособности и снижение утомляемости на производстве достигаются за счет повышения квалификации работников и технического совершенствования производственного процесса.

Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда. В этих случаях понижение работоспособности является следствием нарушения функционального состояния организма. Быстрота утомления зависит от специфики труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением мышц; менее утомительны ритмичные движения. У многих людей в период эмоционального напряжения длительное время не возникают признаки утомления и чувство усталости. Утомление связано со снижением работоспособности, которая восстанавливается в результате полноценного отдыха. Утомленный человек работает менее точно, допуская сначала небольшие, а затем и серьезные ошибки.

Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому утомлению или переутомлению, которое может стать причиной неврозов и заболеваний сердечно-сосудистой системы. Для профилактики переутомления необходимо учитывать две фазы работоспособности: I – возбудительную, связанную с двигательным беспокойством, рассеянностью внимания; II – тормозную, когда наблюдается вялость, снижение жизненного тонуса.

Эффективность и качество работы во время возбудительной фазы утомления могут оставаться высоким, но достигается это за счет волевого усилия и психического напряжения. Появляется субъективное чувство усталости, но работу следует продолжать до наступления II фазы утомления. При появлении признаков торможения центральных мозговых структур попытки преодолеть его и продолжать трудиться могут вызвать переутомление, поэтому наступление тормозной фазы диктует необходимость отдыха.

Важным средством борьбы с переутомлением является рациональный режим труда и отдыха или организация в строго определенное время рабочего дня краткосрочных перерывов, которые устраиваются с учетом характера трудового процесса. Полноценный отдых заключается не в безделье, а должен чередоваться с двигательной активностью и сменой деятельности. Одним из действенных средств длительного сохранения работоспособности в течение рабочего дня является четкий ритм трудовой деятельности.

Работа, выполняемая ритмично, примерно на 20% менее утомительна, чем неритмичная работа такой же тяжести. При проведении мероприятий по предупреждению утомления важное место должно отводиться устранению лишних движений, рациональной организации рабочего места, позволяющей не только экономить движения, но и работать в нормальной позе, исключающей статические напряжения мышц.

Развитию утомления способствует монотонная однообразная работа с несложными, непрерывно повторяющимися процессами. В этом случае важно периодически активно переключать внимание и деятельность (вводить производственную гимнастику, делать физкультурные паузы и т. д.). Чтобы уменьшить элементы монотонности труда при работе на конвейере, полезно членам одной бригады владеть несколькими операциями и поочередно заменяя друг друга, переключаться на другую трудовую операцию. Состояние утомления определяется по ряду психофизиологических показателей позволяющих оценить основные свойства нервной системы, а также по функциональным пробам, при помощи которых регистрируется функциональное состояние сердечнососудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма.

Условия рациональной организации труда, препятствующих развитию утомления (по Н. Е. Введенскому):

1) во всякий труд нужно входить постепенно;

2) необходим оптимальный для данного труженика ритм работы;

3) важна привычная последовательность и систематичность работы;

4) необходимо правильное чередование труда и отдыха;

5) нужно постепенное и систематическое упражнение и как результат его — укрепляющийся навык;

6) важно благоприятное отношение общества к труду. Эти условия в полной мере сохраняют свою силу и сегодня.

Утомляемость — особенность организма в целом или отдельных его частей быть подверженными утомлению. Глубина развивающегося утомления при одной и той же нагрузке зависит от степени адаптации человека к какому-либо виду деятельности и его тренированности, физического и психического состояния работающего, уровней мотивации и нервно-эмоционального напряжения. При физическом труде, тренировках любой тяжести (интенсивности), а также умственном труде утомляемость тем больше, чем ниже уровень общей физической работоспособности.

Усталость — субъективное ощущение утомления, отражает множество изменений биохимических, физических и психо-физиологических функций, появляющихся во время длительной или интенсивной работы. Появляется желание либо прекратить работу, либо снизить нагрузку.

Нервно-эмоциональное напряжение — особое состояние, возникающее в процессе работы или общения, где доминирует эмоциональная составляющая, придающая повышенную оценку всем или каким-либо элементам деятельности. Нервно-эмоциональное напряжение характеризуется высоким тонусом ЦНС и повышенной активностью гормонального звена регуляции.

Умственное утомление проявляется снижением эффективности интеллектуального труда, ослаблением внимания, замедлением мышления.

Физическое утомление выражается нарушением функции мышц: снижением скорости, силы, точности, согласованности и ритмичности движений, уменьшается работоспособность.

При хроническом утомлении нарушается кровообращение, появляется повышенная чувствительность и боль в мышцах.

Переутомление — симптомы невроза, который характеризуется наличием соматических и вегетативных нарушений. Невротические реакции обычно возникают при монотонных (однообразных), длительных, многообразных и многоразовых действий, приводящих к постоянному эмоциональному напряжению. Переутомление характеризуется ухудшением нервно-психического и физического состояния, снижением работоспособности. Переутомление нарушает слаженность взаимодействия между корой головного мозга, нижележащими отделами нервной системы и внутренними органами.

Сила — способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Выносливость способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Различают общую и специальную выносливость.

Общая выносливость (аэробная) — это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы.

Специальная выносливость — это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности (например: силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник