Меню Рубрики

Утомление у ребенка симптомы

Автор: Росточек —

Быстрая утомляемость у ребенка неизбежно вызывает беспокойство родителей. Заподозрить причины снижения умственной и физической активности можно самостоятельно, но достоверно их подтвердят только результаты медицинского обследования. В зависимости от того, что вызвало хроническую усталость, назначается коррекция образа жизни, рациона питания или лекарственная терапия.

Причиной утомляемости у ребенка могут стать физиологические факторы. Они не вызывают опасения у врачей и легко поддаются коррекции.

  • В пубертатный период у некоторых подростков появляется хроническая усталость. Апатия вызвана гормональными перестройками, изменением функции нервной системы. После стабилизации работы эндокринного аппарата состояние нормализуется.
  • Возрастные кризисы сопровождаются снижением работоспособности и депрессивным настроением. Они возникают у школьников в различные временные периоды, но чаще бывают в 1, 5 и 9 классе.
  • Если есть жалобы на усталость, причиной могут быть высокие физические и умственные нагрузки. Активные дети устают быстрее, так как стремительно расходуют энергетические запасы. Посещение нескольких секций разного направления, загруженность в школе и дома приводят к постоянному чувству усталости.

Многие мамы жалуются, что детки спят очень плохо — часто просыпаются, долго не могут заснуть. Всему есть причины. И очень часто эти причины кроются в неправильном распорядке дня.

Если ребенок жалуется на усталость внезапно, при условии отсутствия изменений в физической и умственной нагрузке, необходимо внимательно присмотреться к дополнительным признакам. Причиной повышенной утомляемости могут стать:

  • сахарный диабет;
  • нарушения работы миокарда;
  • сосудистые заболевания;
  • снижение иммунитета;
  • аутоиммунные нарушения;
  • заболевания крови.

Чаще всего усталость появляется в период респираторных заболеваний. Родители могут еще не замечать катаральных проявлений, но отметить повышенную сонливость, неуклюжесть, капризы.

Чтобы предотвратить повышенную утомляемость, необходимо правильно организовать режим дня, питания, а также составить расписание физических и умственных тренировок.

  1. Необходим полноценный отдых. Ночной сон должен длится не менее 9 часов. Днем школьнику требуется 1-2 часа полного спокойствия.
  2. Умственные и физические нагрузки необходимо чередовать и делать между ними перерывы. Нельзя сразу после футбола заставлять ребенка решать логарифмы. Необходим отдых для равномерного распределения нагрузки на нервную систему и мозг.
  3. Организация правильного питания играет определяющую роль для эмоционального состояния ребенка. В течение дня необходимо не менее 5 приемов пищи. Еда должна быть разнообразной и включать в себя большое количество витаминов, микронуклиентов, белка, сложных углеводов и клетчатки.
  4. Минимизировать количество времени, проводимое за телевизором и электронными гаджетами. Они негативно сказываются на работе нервной системы, повышают агрессию и физическую усталость.

Не менее двух раз в год необходимо проходить диспансеризацию, включающую:

  • ЭКГ ребенку (можно в поликлинике по месту жительства или воспользоваться платной электрокардиографией);
  • сдачу крови для биохимического обследования;
  • общий анализ мочи;
  • проверку зрения и внутриглазного давления;
  • посещение невролога.

К Вашим услугам консультации и лечение опытными неврологами.

источник

Очень часто ребенок плохо спит потому, что родители не знают: что нормально для этого возраста. Неумение видеть усталость ребенка – одна из типичных проблем.

  • Как понять, что ребенку пора спать?
  • Когда начинать сон?
  • Как не допустить переутомления малыша?
  • И что если вы не видите никаких сигналов усталости?

Разбираемся с этими вопросами ниже.

Зачем нужно различать знаки усталости в ребенке?

Существует понятие так называемого «окна» — промежутка времени, когда малыш достаточно устал, чтобы уснуть, но еще не устал слишком. Если мы пропускаем окно, то входим в зону переутомления. Сигналы усталости показывают, что оптимальное время бодрствования истекает.

Маленькие дети могут бодрствовать очень недолго и поэтому пропустить «окно» очень просто. При пропуске оптимального интервала, малыш входит в состояние переутомления.

Повышается уровень кортизола (гормона стресса), что в свою очередь влияет на сон малыша.

В зависимости от степени переутомления ребенок может сопротивляться сну, не спать вообще, часто просыпаться, спать короткими снами.

Признаки усталости варьируются от ребенка к ребенку и от возраста к возрасту. Но, тем не менее, если у вас первый ребенок, вы можете для начала попытаться увидеть типичное поведение усталых детей.

Как же распознать сигналы усталости?

У детей первых месяцев жизни это:

  • Резкие движения руками и ногами
  • Издает странные визжащие звуки
  • Изменение настроения: капризы, плач
  • Ищет и требует грудь
  • Дергает себя за уши
  • Сжимает кулачки
  • Зевает и трет глаза
  • Выгибается на руках
  • Сосет пальцы
  • Плохо фокусирует взгляд

Признаки усталости у детей от четырех месяцев до 1 года:

  • Становится неуклюжим, падает на ровном месте, не может скоординировать движения
  • Капризничает по любому поводу
  • Требует постоянного внимания
  • Плачет
  • Цепляется за маму, прячет лицо в грудь, плечо
  • Отказывается от еды
  • Трет глаза
  • Зевает
  • Теряет интерес к игрушкам
  • Сосет палец

Что делать, если я вижу признаки усталости?

Сразу же, как вы понимаете, что ребенок устал:

  1. Снизьте уровень активности и сенсорной стимуляции (шум, свет).
  2. Начинайте ритуал укладывания на сон.

А если я не вижу никаких индикаторов усталости?

Бывают дети, усталость которых чрезвычайно трудно распознать. Если ваш ребенок именно такой, тогда ориентируйтесь на нормы бодрствования по возрастам и начинайте готовить малыша на сон за 20-30 минут до истечения этого интервала.

Средние нормы бодрствования по возрастам:

  • Новорожденный – 20-45 минут
  • 5-8 недель -60 минут
  • 9 – 12 недель – 1 час 20 минут
  • 4-5 месяцев- 1 час 45 минут – 2 часа
  • 6-8 месяцев – 2- 2,5 часа
  • 8-9 месяцев – 3 часа
  • 10-15 месяцев – 3- 4 часа
  • 15 месяцев – 3 года – 5 часов
  • 3-5 лет – до 12 часов (в зависимости от наличия дневного сна)

Не ждите, что ребенок «уснет сам, если захочет». Очень часто дети плохо спят именно из-за переутомления. Берите ситуацию под свой личный контроль: позаботьтесь о сне вашего малыша с самого раннего возраста!

Плач, капризы и истерики перед сном

Признаком переутомления является регулярный плач перед сном. Если перед каждым сном ребенок кричит, это может свидетельствовать о пропуске оптимального интервала. Читайте подробнее про плач перед сном.

Поведенческие проблемы могут быть вызваны недосыпом?

У детей старше двух лет исчезают явные физические индикаторы усталости. Но появляются иные поведенческие проявления, по которым вы можете предположить усталость. То есть ребенок в два -три года вряд ли будет активно зевать или тереть глаза: это только в случае чрезвычайной усталости. Но он может начать капризничать по любому поводу, например.

Некоторые индикаторы потенциального дефицита сна в возрасте от полутора лет и старше перечислены здесь.

Подробнее о связи между поведением и сном читайте здесь.


Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Copyright © 2015-2019 «Центр детского и материнского сна»

источник

2.1 Развитие утомления у детей

Современная физиология под термином утомление подразумевает временное понижение работоспособности клетки, ткани, органа или целого организма, появляющееся вслед за работой на протяжении определённого времени. Таким образом, любая форма функциональной деятельности по прошествии определённого времени влечёт за собою утомление. Иначе говоря, под утомлением подразумевают временное понижение или даже потерю возбудимости клеток, тканей, органов и организма в целом, являющуюся следствием длительной их функциональной деятельности.

Утомление выражается не только в уменьшении объема совершаемой работы, снижении коэффициента полезного действия, но и в нарушении координации движений, покраснении или побледнении покровов тела, расходовании функциональных резервов организма. При утомлении наблюдается увеличение функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также системы теплорегуляции. Но для утомления характерно не так усиление функций этих систем, как их недостаточная экономичность.

Биологическая роль утомления состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряженной работе. Физиологические сдвиги при резко выраженном утомлении носят черты стрессовой реакции, сопровождающейся нарушением гомеостаза. В то же время утомление, не доводимое до чрезмерного уровня, является средством повышения функциональных возможностей организма. Мышечная работа без утомления не вызывает необходимого эффекта, не повышает функциональных возможностей организма, его работоспособности [9].

Утомление, возникающее в том или ином органе, не остаётся изолированным и при продолжительности работы отражается на всём организме. У взрослого человека оно обычно сопровождается ощущением потребности в отдыхе. Это ощущение является естественной реакцией организма на те изменения, которые в нём происходят в результате утомления [7].

Утомление у детей имеет некоторые особенности, связанные с анатомо-физиологическими свойствами детского организма. Так, чем меньше ребенок, тем быстрее у него развивается утомление. У ребенка грудного возраста бодрствование в течение 1,5—2 часов приводит к утомлению даже без активной деятельности. В дальнейшем утомление наступает уже в результате активной деятельности как мышечной (игра), так и умственной (уроки). Необходимо также иметь в виду, что однообразная деятельность необычайно быстро вызывает утомление у ребенка. Известно, что в детском возрасте процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому длительное торможение у ребенка легко приводит к утомлению. Примером может служить утомление, возникающее при торможении двигательной сферы во время сидения за партой в школе [6].

Во время отдыха, наступающего вслед за утомительной работой, происходит восстановление возбудимости клеток, тканей, органов и организма в целом. Если отдых недостаточен, то утомление продолжает быстро нарастать и, в конце концов, переходит в переутомление.

Обычно различают умственное и физическое утомление в зависимости от того, какой характер имеет работа — по преимуществу нервно-психический или нервно-мышечный. Однако между нервно-психической и нервно-мышечной деятельностью нет резкой грани, и деление трудовой деятельности на умственную и физическую в известной мере условно. Учебная работа детей и подростков в школе и по приготовлению заданных на дом уроков в семье является по преимуществу нервно-психической, умственной деятельностью. Но и при учебной работе имеет место нервно-мышечная деятельность, связанная с напряжением и движениями тех или иных мышечных групп (уроки по физической культуре, работа с физическими приборами, сидение за партой, требующее напряжения мускулатуры, особенно задних шейных и спинных мышц, процесс письма и т. п.). Таким образом, даже чисто нервно-психическая деятельность учащихся связана с некоторой нервно-мышечной работой.

При физическом же труде, обусловленном в первую очередь нервно-мышечной деятельностью, в той или иной мере имеет место регуляция со стороны коры головного мозга. Иначе говоря, всякий физический труд сопровождается нервно-психической деятельностью.

В связи со сказанным у детей и подростков, находящихся в процессе физического и психического развития, следует учитывать как нервно-психическое, так и нервно-мышечное утомление, хотя при умственной деятельности главным образом преобладает утомление коры головного мозга, которое усиливает обычно сопровождающее его мышечное утомление. Наоборот, при продолжительном или даже кратковременном, но напряжённом физическом труде преобладает нервно-мышечное утомление, которое в свою очередь содействует развитию нервно-психического утомления.

Биологическая сущность утомления, несмотря на многочисленные исследования по его изучению, пока точно не установлена, хотя в этой области имелись многочисленные теории, пытавшиеся её раскрыть. Эти теории (отравления организма, засорения и др.) себя не оправдали и противоречат друг другу. Они не дают научно обоснованного решения вопроса о биологической сущности утомления, особенно при нервно-психической деятельности. Можно утверждать только одно, что при утомлении в организме и отдельных его органах и тканях происходят сложные биохимические процессы.

Некоторые авторы трактуют утомление, как истощение клеток и тканей. Особенно это относится к нервно-психическому утомлению. Но утомление нельзя толковать как истощение, как исчерпание вещества. Это подтверждается тем, что мышечная или другая клетка, полностью утомлённая, т. е. совершенно переставшая реагировать на раздражение, возобновляет свою деятельность при изменении силы или характера раздражения. Действительно, в обычных условиях трудовой деятельности такого истощения не наблюдается. Только при очень тяжёлых формах утомления, т. е. при переутомлении, может быть полное истощение организма. В таком случае имеет место не естественная реакция, какой является утомление, а налицо патологический процесс.

Многочисленными наблюдениями и экспериментами доказано, что при наличии нервно-психического утомления переключение с одного вида деятельности на другой (т. е., например, от решения сложных математических задач на чтение лёгкой художественной литературы) обеспечивает возобновление нормальной деятельности коры головного мозга. Подобным же образом переключение от относительно нетяжёлого физического труда на лёгкий умственный труд обеспечивает возможность функционирования коры головного мозга.

Надо, однако, иметь в виду, что кора головного мозга, регулирующая процессы нервно-психической деятельности, наиболее утомляема по сравнению с другими органами. В отличие от очень мало утомляемых нервных волокон, нервные центры легко впадают в состояние утомления.

Это обстоятельство следует учитывать при организации и проведении учебно-воспитательной работы среди детей и подростков как в школе, так и в семье.

Утомление, сопровождающее усиленную умственную или физическую деятельность, не у всех индивидуумов наступает в один и тот же момент работы, так как это зависит от целого ряда обстоятельств (индивидуальные особенности органика, степень тренировки в умственной деятельности, привычка к данному виду работы и т. п.). Снижение утомляемости организма и отдаление момента наступления утомления при нервно-психической и нервно-мышечной деятельности в значительной мере зависят от упражнения, тренировки в данном виде деятельности.

Хотя биологическая сущность утомления точно не установлена, имеются многочисленные исследования и наблюдения, указывающие на отдельные изменения в организме при нервно-психической деятельности. Так, известно, что во время умственной работы происходит прилив крови к головному мозгу. При усиленной умственной работе, особенно при сосредоточении внимания, наблюдается, кроме того, замедление и ослабление дыхания. Иногда при значительном утомлении у детей и подростков появляются головные боли, носовые кровотечения и пр. Замечено также, что после уроков, связанных с особым сосредоточением внимания, у детей и подростков наступает не только нервно-психическое утомление, но и ослабление мускульной силы, которое быстро проходит после отдыха или перехода к более лёгким занятиям.

Читайте также:  Причина наступления утомления мышц

В нервно-психическом отношении значительное утомление коры головного мозга сказывается в возникновении рассеянности, иногда в апатии, безразличии к окружающим, притуплении способности осмысливания учебного материала и т. п. Вполне очевидно, что всё это влечёт за собою ухудшение восприятия и усвоения учебного материала и в конце концов приводит к снижению учебной успеваемости.

Имеются также наблюдения, свидетельствующие о том, что при нервно-психическом утомлении происходит уменьшение кожной чувствительности. Однако это имеет место не у всех детей и подростков. У других при усиленной умственной деятельности наблюдается повышение возбудимости нервной системы, быстрая игра сосудодвигательных нервов, повышенная кожная чувствительность. Таких утомлённых детей и подростков легко заметить в классе — они быстро изменяют своё настроение, сильно подвижны, быстро бледнеют и краснеют, у них внезапно появляются смех и слёзы. Эти явления, возникающие в итоге утомления детей и подростков, свидетельствуют о нарушении нормальной деятельности нервной системы, особенно коры головного мозга.

Точных методов, определяющих утомление, пока не имеется. Одним из методов определения утомления детей и подростков является учёт количества сделанных ими грамматических (при диктанте) или арифметических (при решении задач) ошибок до и после начала производимой умственной работы в течение определённого периода времени, например, в начале учебного дня и в конце его, в начале урока и в конце его. Однако этот метод не вполне точен, поскольку на итоговый результат могут влиять побочные факторы (степень грамотности учащихся, сноровка в решении задач и т. п.). Этот метод определения утомления впервые был применён русским учёным — психиатром проф. И. А. Сикорским, предложившим для этой цели диктант. В последующие десятилетия этот метод определения утомления получил широкое развитие как в России, так и за границей. В настоящее время применение этого метода определения утомления у нас имеет подсобное значение.

В результате исследований нервно-психического утомления детей и подростков, проводимых в Институте школьной гигиены, мы имеем в настоящее время более точные методы определения утомления. Наиболее обнадёживающие результаты в этом направлении даёт метод определения электрической чувствительности глаза. Сдвиги в области электрической чувствительности глаза отражают изменения, происходящие в коре головного мозга. К методам определения утомления детей и подростков относится также измерение нервной возбудимости при помощи хроноксиметрии.

Все эти методы определения утомления дают положительные результаты, но они нуждаются в дальнейшем изучении и совершенствовании.

Многие врачи и педагоги при определении утомления детей и подростков исходят из учёта чувства усталости, ощущаемого и заявляемого учащимися, или же из учёта внешних проявлений у них утомления (усиление движений, рассеянный взгляд и т. п.). Чувство усталости, выражающееся в нежелании работать или в понижении интереса к работе, может проявляться и при отсутствии продолжительных напряжений коры головного мозга или мышечной системы.

Чувство усталости, иногда выражающееся в сонливости, может проявляться и при отсутствии утомления как результата продолжительной работы. Такая «усталость» иногда наблюдается даже утром на первом уроке после недостаточной продолжительности ночного сна. Такая «усталость» наблюдается также и при хроническом переутомлении детей и подростков. Ощущение усталости без наличия утомления, называемое сонным торможением, может быть и при болезненном состоянии школьника.

Усталость иногда наблюдается при монотонных внешних раздражениях окружающей среды. Монотонное преподнесение учителем учебного материала, трафарет и формализм в преподавании, отсутствие наглядности и иллюстративности — всё это содействует возникновению у детей и подростков подобной «усталости», особенно в тех случаях, когда к этому имеются благоприятные предпосылки (недостаточное освещение в классе, испорченный воздух и т. п.).

Чем младше ребёнок, тем нагляднее это проявляется, так как организм детей особенно реактивен и податлив в отношении внешних воздействий и менее приспособлен, по сравнению со взрослыми, к монотонным слабым раздражениям. Чувство «усталости» от монотонного преподавания и других подобных причин быстро проходит при изменении методов преподавания, внесении моментов заинтересованности при проведении урока, улучшении гигиенических условий в классе и т. п. Между тем усталость, являющаяся субъективным выражением утомления, не проходит столь быстро и требует отдыха. В противном случае усталость продолжает нарастать.

Исследования А. Г. Иванова-Смоленского и других показывают, что умственный труд, в частности учебная работа в классе, требует от ребёнка и подростка значительного напряжения коркового синтеза и анализа. Как синтез, так и анализ всегда сопряжены и сконцентрированы в мозговой коре в виде раздражительных и тормозных процессов. Начальным признаком возникающего утомления служит появление общего двигательного беспокойства. Если это двигательное возбуждение не получает разрядки и не переключается на другие формы нервно-психической деятельности, если умственная нагрузка продолжается, а учитель пытается снять утомление словесным воздействием, — всё ярче выступает на первый план распространение тормозного процесса. Явления торможения, предупреждающие дальнейшее развитие утомления, выражаются в развитии общей вялости и сонливости.

Таким образом, нервно-психическое утомление проходит как бы через две фазы: фазу двигательного беспокойства и фазу общего торможения с явлениями вялости и сонливости. У детей и подростков с повышенной тормозной способностью и у физически ослабленных детей первая фаза нервно-психического утомления может быть слабо выраженной и даже совсем отсутствовать. Отсюда очевидно, что профилактика нервно-психического утомления определяется не только количеством и качеством учебного материала, не только личностью учителя, но и всей организацией педагогического процесса [7].

2.2 Развитие переутомления у детей

При длительном утомлении может развиться такое состояние как переутомление.

Переутомление — это болезненное (патологическое) состояние организма, которое нельзя устранить обычным отдыхом — необходимо надолго прекратить работу. Переутомившиеся дети ощущают постоянное чувство усталости, недомогание, у них снижена умственная и физическая работоспособность. На последних уроках или к концу дня появляется головная боль, иногда боль в области сердца.

При переутомлении резко затрудняется переключение процесса возбуждения на торможение и наоборот, то есть наблюдается своеобразная «вязкость», инертность динамики нервных процессов. Поэтому после напряженного рабочего дня мозг школьника, страдающего переутомлением, продолжает работать, не давая ему уснуть, ребенка навязчиво беспокоят дневные заботы и тревоги, он как бы заново переживает весь день. Процесс сонного (охранительного) торможения при этом не в состоянии быстро вытеснить продолжающееся возбуждение в отдельных очагах коры головного мозга и подкорковых отделах, сон характеризуется недостаточной глубиной, кратковременностью, нередко сопровождается сновидениями.

Чрезмерное утомление накладывает определенный отпечаток на внешний вид школьника: появляются бледность, синева вокруг глаз, вялость, сутулость. Ребенок становится рассеянным, заторможенным, вспыльчивым, раздражительным, склонным к ссорам и конфликтам.

Переутомление легче развивается у детей с ослабленной нервной системой и страдающих различными хроническими заболеваниями организма. Однако оно вполне может развиться и у физически крепких детей, если не соблюдаются научно обоснованные принципы организации и гигиены умственного и физического труда. Гораздо легче предупредить переутомление, чем вылечить. Именно вылечить, так как нередко приходится прибегать к лекарственным средствам, способствующим укреплению и успокоению нервной системы.

Бессистемность, хаотичность в работе, малоподвижный образ жизни, длительное пребывание в положении сидя, игнорирование активного отдыха, физкультуры и спорта — вот комплекс наиболее частых причин низкой продуктивности умственного труда и повышенной утомляемости школьников.

На развитие переутомления влияют и другие стороны жизни школьника, которые иногда мешает ему быть бодрым и активным, препятствует высокой продуктивности труда.

Прежде всего, это телевизионные передачи. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, они готовы по нескольку часов подряд просиживать у экрана телевизора. На развитие утомления большое влияние оказывает времяпрепровождение у компьютера. Однако просмотр телевизионных передач и нахождение у компьютера младшими школьниками должен быть ограничен во времени.

Прикованные к телевизору и экрану монитора дети ведут малоподвижный образ жизни, недостаточно бывают на свежем воздухе, перенасыщаются впечатлениями. У них перенапрягается нервная система, слуховой и зрительный анализаторы. Совершенно недопустимо, чтобы младшие школьники садились к телевизору сразу после выполнения домашних заданий, так как при этом резко увеличивается нагрузка на кору головного мозга и органы чувств ребенка, развивается выраженное утомление. Если такой «отдых» приобретает систематический характер, неизбежно возникает переутомление.

Перенапряжение нервной системы у детей может быть обусловлено не только умственными перегрузками, но и чрезмерным эмоциональным возбуждением, перенасыщением в выходные дни или каникулы развлекательными мероприятиями. Гигиенисты и педагоги рекомендуют сохранять определенный режим дня в воскресные дни и в период каникул, причем время пребывания детей у телевизора остается таким же, как в обычные дни [8].

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Консультация для педагогов

«Признаки утомления ребёнка дошкольника»

Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности.
Утомление может возникнуть при любом виде деятельности – и при умственной, и при физической работе.
Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуальной деятельности, нарушением внимания (главным образом трудностью сосредоточения), замедлением мышления и др.
Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности и ритмичности движений .

Работа в непосредственно организованной деятельности требует от детей длительного физического и умственного напряжения, т.е. связана с активной деятельностью ребенка, стремлением достигнуть результатов в своих действиях, продолжительным произвольным вниманием и т.п. Исследования показывают, что даже при соблюдении требований к объему образовательной нагрузки и внедрении отдельных форм физкультурной деятельности частота случаев сильного и выраженного утомления после занятий у детей старших и подготовительных групп составляет примерно 40%. Это в свою очередь вызывает неблагоприятные моменты в функциональном состоянии различных органов и систем.

От правильной организации деятельности, уровня ее физиологической рациональности во многом зависит состояние детей в процессе обучения, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупредить преждевременное наступление утомления.

У детей в связи с их анатомофизиологическими особенностями организма утомление развивается быстрее, нередко даже без особо активной деятельности ( например, при вынужденном бодрствовании у детей грудного возраста, во время сидения за столом или за партой в школе).
Причины утомления:
— однообразие деятельности,
— неправильно подобранный материал,
— излишняя статичность детей,
— излишнее включение атрибутов, предметов, наглядности,
— большое количество детей в группе (шум),
— незнание педагогами приемов привлечения внимания детей,
— неправильное соотношения нагрузки (деятельности) и отдыха.

Признаки утомления у детей проявляются чаще всего в нарушении поведения, они становятся неусидчивыми, невнимательными, отвлекаются, разговаривают друг с другом, становятся двигательно расторможенными, нарушают дисциплину. При этом правильная оценка их состояния затруднительна из-за отсутствия у них каких — либо жалоб. В некоторых случаях, особенно после перенесенных заболеваний, дети становятся вялыми, пассивными .

Нередко утомление может быть не только следствием перенесенных заболеваний, но и их предвестником.

Способы визуальной оценки по внешним признакам утомления и физического перенапряжения у детей:

Большое влияние на устойчивость работоспособности оказывают особенности высшей нервной деятельности.
Дети с сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы (сангвиники) обычно имеют повышенную активность: они энергично, легко и быстро включаются в работу, на занятии внимательно слушают, готовы и хотят отвечать, легко переключаются на новое дело, на новый вид деятельности и могут достаточно долго работать, не утомляясь.
Дети с сильным, неуравновешенным, инертным типом нервной системы (холерики) отличаются тем, что перестраиваются и переключаются на новый вид деятельности, однако если такой ребенок заинтересован, то он может работать долго и упорно, но если нет- отключается мгновенно. Работоспособность у таких детей очень неустойчивая.
Дети с сильным, уравновешенным, инертным типом НС (флегматики) медленно сосредоточивают свое внимание, трудно и долго включаются в работу, правда, включившись, работают долго и упорно, но не могут быстро перестроиться, им трудно переключить свое внимание.
Дети со слабым типом НС (меланхолики) малоактивны: их не видно и не слышно ни на уроке, ни в минуты отдыха, они не тянут руку, очень робки, медлительны, малейшее затруднение отвлекает их, быстро утомляются.

Средства предупреждения утомления у детей:

Для предупреждения утомления у детей необходимо соблюдать режим дня, исключив недосыпание, уменьшив нагрузку, правильно организовав чередование нагрузки и отдыха и увеличив их пребывание на свежем воздухе.
Планировать мотивацию деятельности, средства, приемы, соблюдать четко требования СанПина.
Обеспечить соответствие объема и степени сложности содержания учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Обеспечить качественное проведение оздоровительных моментов:
• минутка релаксации,
• дыхательная гимнастика
• гимнастика для глаз
• физкультминутки
• рациональный выбор поз в соответствии с видом деятельности (сидя на стульчиках, стоя в кругу, сидя на ковре, стоя вокруг стола и др.)
• Обеспечение эмоционального комфорта

Таким образом, профилактика утомления у детей заключается преимущественно в обеспечении всех условий для нормального развития и обучения детей.

Читайте также:  Мажорное утомление бывает при

источник

Современные родители часто стремятся наверстать то, что было упущено в их детские годы за счет стремления сделать свое дитя всесторонне развитым и универсально образованным. Яркие признаки переутомления в погоне за результатами не вызывают особого опасения у мам и пап.

Обычный здоровый малыш полон идей, энергичен и стремится познать окружающий мир со всех сторон. Двигательная активность и желание заниматься играми, требующими определенного уровня усидчивости, покоя, от природы сбалансированы.

Температура, самочувствие, аппетит в норме. Детский организм самостоятельно может регулировать время бодрствования и сна, родители с первых дней поддерживают механизмы высшей нервной деятельности. Что делать если у сына или дочери происходит изменение настроения, повышена температура, он начинает капризничать, отказываться от еды или сильно перевозбужден? Многим родителям приходилось наблюдать нечто подобное.

Такие клинические проявления имеет одно распространенное состояние, квалифицируемое в педиатрии как переутомление у детей. Возникает оно в любом возрасте, но сегодня многие болезни и патологические состояния заметно помолодели. Известное в клинике пограничное явление диагностируется у детей с раннего периода, когда время от одного до двух часов, проведенное без сна приводит к переутомлению ребенка.

Специфические признаки заметны даже на первых этапах появления:

  • Повышенный уровень отвлекаемости, у вашего малыша частично или полностью отсутствует концентрация внимания на предмете или задаче.
  • Частые смены позы во время сна или занятий, спонтанно повышенная температура.
  • Появление непривычных движений.
  • Эмоциональная лабильность, симптомы нарушения центральной нервной системы, для ребенка характерны сонливость или бессонница.
  • Дети дошкольного возраста теряют интерес к занятиям дисциплинами, требующими концентрации внимания – рисованием, лепкой, невнимательно слушают сказки, затрудняются при пересказывании.
  • Колеблется температура, у ребенка происходят нарушения психоэмоционального плана. Симптомы заключаются в неприятной мимике, желании кривляться, передразнивать окружающих у девочки или мальчика младшего школьного или старшего дошкольного возраста до спонтанных всплесков эмоций в старших возрастных группах.
  • Девочки подросткового периода развития ощущают значительное нарушение ритма месячных. Появляются определенные симптомы, предвестники дисбаланса нервной системы в виде головных болей, повышена температура, ярко выражена раздражительность, нежелание заниматься или отрицание всего, что предлагают взрослые.

Причинами состояния переутомления юного гения являются факторы, зависящие от его умственного и физического развития. Чтобы качественно проводить терапию этого предшествующего патологии состояния, следует помнить об основания для его появления:

  1. Причины у ребенка, находящегося на грудном вскармливании состоят в несбалансированном режиме дня, время сна намного меньше бодрствования.
  2. Период дошкольного и младшего школьного возраста характерен серьезными учебными нагрузками. Значительное превышение времени занятий, уменьшение длительности прогулок, признаки кислородного голодания.
  3. В подростковом возрасте проявляются симптомы гормональной перестройки организма, истощающей нервную систему, снижающей физиологические защитные функции. На фоне ослабления иммунитета с интенсивной учебной нагрузкой появляется переутомление, переходящее в хронический тип.
  4. Отдельными причинами, вызывающими симптомы патологии в любой возрастной категории являются стрессовые ситуации в окружении растущей личности дома и в школе, отсутствие нормальной физической активности, проблемы между родителями.

В течение дня малыш или подросток находится в поле зрения взрослых. Явления ярко выраженного утомления и переутомления у детей узнают родители, воспитатели, учителя. Клиническая картина позволяет определить уровень развития синдрома переутомления, повышенная температура требует обязательного обращения к специалисту.

Есть определенная часть взрослых, которые смотрят на такие проявления с точки зрения незначительности заболевания и используют старый метод, поспит дитя и все пройдет. Это приводит к серьезным изменениям в нервной системе, влекущим дальнейшие нарушения работы детского организма. У человечка дошкольного или школьного возраста появляются устойчивые неврозы, бессонница, стабильно повышена или снижена температура, колеблются показания уровня артериального давления.

Чтобы избежать этих осложнений, педиатр назначает комплексное лечение на основании данных проведенных клинических анализов и результатов осмотра узких специалистов – невропатолога, кардиолога, остеопата и диетолога.

Лечение представляет собой объединение психологической, педагогической и медико-биологической методики. Поддержка адекватного эмоционального фона и восстановление устойчивости психики при помощи аутогенных тренировок, приемов массажа, ЛФК, восстановление правильного режима дня, планирование и распределение учебных нагрузок, активное пребывание на свежем воздухе, как ни была бы температура на улице, нормализация питания дает быстрый устойчивый эффект.

Важно уделить внимание рациону и набору продуктов, входящих в состав меню ребенка, ввести максимум овощей, фруктов, злаков, легкоусвояемых белков. Продукты растительного и животного происхождения должны находиться в четкой пропорции. Врач назначает прием витаминных препаратов группы «В» и «С», поливитаминов, адаптированных для возраста биологических добавок.

Детский организм очень быстро и тонко реагирует на любые изменения и отклонения в окружающей его среде. Основной задачей родителей является вырастить и воспитать здорового, полноценного, самодостаточного человека. Для этого требуется максимально оградить ребенка от усталости с самых ранних месяцев жизни.

Своевременная полноценная профилактика переутомления у детей позволяет им учиться жизни, познавать мир с интересом, эффективно осваивать школьные предметы, гармонично развиваться духовно и физически. Создать малышу условия, обеспечить предупреждение симптомов усталости достижимо для каждого взрослого.

Начиная с первых дней обеспечить ребенка полноценным питанием, следить за соблюдением режима дня и соответствующими количеству лет жизни физическими нагрузками.

Важно поддерживать правильный микроклимат в комнате, где спит ночью, проводит день ваш ребенок. Это комфортная температура, проветривание, исключение использования освежителей и веществ, опасных в плане появления аллергии.

Большое значение в профилактических мероприятиях занимает психологическое состояние, настрой в семье и во внутреннем мире отдельно взятого растущего индивидуума. Конфликты между взрослыми культивируют ощущение дискомфорта, боязни, ненужности, страха перед каждой ситуацией.

Миром правит любовь, дети очень тонко чувствуют ее недостаток. Максимально доверительное отношение с родителями, любовь, понимание, совместное решение всех проблем и вопросов является гарантией того, что эмоциональная сторона развития вашего наследника(цы) в норме.

источник

Ощущение постоянной усталости, сонливость, апатия — признаки психического и физического переутомления у ребенка. С ним сталкиваются не только взрослые, но и школьники и даже груднички. В чем причина переутомления у детей, как выявить патологию и чем можно помочь ребенку, расскажем в нашей статье.

Переутомление не наступает моментально. Это длительно развивающийся процесс. Состояние утомленности у грудничков провоцируется дискомфортом, мышечным напряжением, неправильным режимом дня (некорректное распределение времени на сон и активность), частыми болезнями, снижением уровня гемоглобина в крови.

У школьников и подростков причинами переутомления могут быть следующие распространенные жизненные ситуации:

  • Перегруженность в школе, на дополнительных занятиях;
  • Отсутствие мотивации к деятельности. Ребенок не понимает, зачем ему нужно играть на скрипке по 2 часа в день, если этого просто хочет мама;
  • Эмоциональная нестабильность дома. Строгость родителей, излишняя придирчивость к поведению и результатам учебы;
  • Несоблюдение режима дня;
  • Плохое питание. Дефицит витаминов, жиров, углеводов;
  • Минимальное количество прогулок;
  • Отсутствие физической нагрузки;
  • Гормональные сбои в подростковом возрасте.

Таким образом, на ухудшение физического, психологического состояния ребенка в любом возрасте влияют внешние и внутренние причины. Если выявить их точно, устранить, справиться с переутомлением получится более эффективно и быстро.

Выявить переутомление помогают наблюдения за ребенком и клинические анализы. Сдавать кровь, записываться на прием к неврологу нужно при высоком уровне утомленности. Если картина не критична, помощь врачей не понадобится.

Если грудничок отказывается от еды, постоянно капризничает, зевает, но не может уснуть, у него беспричинно повышается температура до 37-37,5°С, родителям нужно задуматься о режиме дня малыша, качестве питания и психологическом комфорте новорожденного.

  • Снижено артериальное давление;
  • Бессонница стала хронической;
  • Школьник явно агрессивен, напряжен эмоционально;
  • Ребенок плохо кушает или ест слишком много;
  • Температура снижается или повышается стабильно;
  • У ребенка появляются нетипичные телодвижения, тремор конечностей;
  • Малыш меняет позу во сне каждые 20-30 минут и чаще;
  • Снижена концентрация внимания, потерян интерес к общению, играм, занятиям;
  • Малыш заторможен, скорость реакции на прикосновение, вопросы снижена;
  • Ребенок часто болеетОРВИ, простудами, ринитом;
  • Кожа лица бледная, под глазами синяки;
  • Снижается вес;
  • Малыши жалуются на тошноту, головную боль.

Распознать переутомление помогают и клинические анализы крови. У ослабленного ребенка снижены гемоглобин и количество тромбоцитов, а уровень лейкоцитов, эритроцитов повышен.

Переутомление лечится комплексно. Ребенку необходимо оказать педагогическую, медикаментозную и психологическую помощь.

В первую очередь, нужно снизить любые нагрузки на тело и центральную нервную систему, то есть дать малышу отдохнуть. По рекомендации педиатра покажите ребенка невропатологу, сходите на прием к семейному психологу. При необходимости узкие специалисты назначат медикаментозное лечение.

Терапия для переутомленных детей чаще оказывается в домашних условиях. Родителям нужно соблюдать следующие простые правила при оказании помощи ребенку:

Очень важно не отходить от назначенного на сон и занятия времени более чем на 30 минут. Запишите план на плакат, повесьте его в детской.

  • Придерживайтесь режима дня не менее 4 недель.
  • Уделяйте сну не меньше 8 часов ночью для школьника, грудничок должен спать от 10 до 14 часов в сутки.
  • Исключите из жизни ребенка стрессы. Оградите его от общения с незнакомыми людьми или неприятными ему личностями на 3-4 недели.
  • Увеличивайте нагрузки постепенно.
  • Много гуляйте.
  • Запишитесь на расслабляющий и общеукрепляющий массаж.
  • От компьютерных игр, просмотра телевизора на время лечения лучше отказаться полностью.
  • Принимайте расслабляющие ванны с травами.

Добавляйте в горячую воду хвойный экстракт, настои валерианы.

  • Заваривайте ребенку зеленый чай.
  • Давайте пить гранатовый, свекольный и морковный сок.

Пейте чаще свежевыжатые напитки, они богаты витаминами.

  • Добавляйте в травяные чаи мед, ешьте пчелиную сладость на ночь, запивая молоком.
  • Следите за питанием ребенка. Оно должно быть богато углеводами и жирами. Увеличьте количество ягод, фруктов, орехов.

В качестве медикаментозной помощи детям можно использовать «Глицин», «Афобазол», «Тенотен» по инструкции и возрасту ребенка, при нервном напряжении, бессоннице давать валериану. Обязательно поите больного витаминными комплексами.

Чаще всего главными виновниками хронической усталости у детей дошкольного и школьного возраста становятся родители. Взрослые не учитывают способности малыша переносить нагрузки, быстро адаптироваться к изменениям в режиме дня. Плюс к этому родители зачастую предъявляют завышенные требования к учебе, забывая о здоровье и интересах ребенка.

Чтобы избежать переутомления у детей раннего возраста и школьника, обратите внимание на следующие рекомендации психологов.

Не заставляйте любимое чадо заниматься спортом или играет на музыкальном инструменте часами, если это хобби не приносит ребеночку удовольствие. Насилие травмирует психику.

Игра в одну забаву с грудничком более 20 минут не нужно, это быстро утомляет ребенка. Так же и школьнику не нужно писать и читать часами, чередуйте отдых с учебой каждые 30-45 минут.

Без прогулки и активных игр на улице, в спортивном зале ребенок быстро станет ослабленным и болезненным. Не обязательно профессионально заниматься спортом, достаточно ежедневно гулять не меньше часа в любую погоду.

По мнению врачей и детских психологов, огромную роль в профилактике стрессов и переутомления у детей разных возрастов играет внутренний настрой семьи, атмосфера в доме. Дети, растущие в мире заботы и внимание без фанатичной слежки и прессинга со стороны родителей, более работоспособны и здоровы, в них нет страха перед неудачами, тревоги за неуспехи в учебе, жизни.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

источник

Признаками внутренней готовности к суициду могут стать изменения сна и аппетита, проблемы с успеваемостью, потеря интереса к своему внешнему виду, повышенная агрессивность. Подростки могут начать раздавать друзьям дорогие для них вещи. Без родительской поддержки подросток часто опускает руки.


Родители недоумевают и даже пугаются, когда их живой и любознательный ребенок постепенно становится сонным, вялым, плаксивым и безразличным ко всему происходящему вокруг. Ни общение с друзьями, ни игры или развлечения, ни школьные занятия не радуют переутомленного ребенка. И речь идет не об обычной усталости.

Если день был непривычно долгим, тяжелым, эмоционально насыщенным, к вечеру ребенок устает. Он отказывается от ужина, не может сосредоточиться на уроках, не играет, засыпает раньше обычного. Но к утру от этой усталости не остается следа.

Переутомление возникает тогда, когда умственные, психические и физические нагрузки настолько велики, что организм полностью расходует и не восстанавливает силы.

Симптомами переутомления у ребенка могут быть:

  • усталость длится уже продолжительное время (более двух недель);
  • возникло нарушение сна – ребенок долго не может проснуться утром, хочет спать днем, плохо засыпает, беспокойно спит ночью;
  • у ребенка все время плохое настроение, плаксивость, капризность, отстраненность, апатия;
  • от переутомления у ребенка поднялась температура;
  • ребенок отказывается от еды;
  • речь ребенка становится замедленной и невнятной;
  • ребенок часто жалуется на головную боль;
  • под глазами ребенка образовались темные круги, кожа стала бледной;
  • сердцебиение и дыхание стало учащенным;
  • у ребенка возникает боль или напряжение в мышцах ног и рук.

Родители, заметившие у своего ребенка такие симптомы, должны незамедлительно обратиться за медицинской помощью. Поскольку они могут указывать не только на переутомление ребенка в школе, деском саду или спортивной секции, но и на серьезное заболевание.

Читайте также:  В чем заключаются признаки утомления и переутомления меры их предупреждения

Причинами переутомления ребенка могут быть:

  • заболевание (железодефицитная анемия, дисфункция щитовидной железы, инфекции, воспалительные процессы различной локализации, аллергия, ОРЗ, паразиты, онкологические заболевания, астма, гормональные сбои);
  • неправильное питание;
  • авитаминоз;
  • стресс (постоянные ссоры в семье, смерть родственника, развод родителей, конфликты со сверстниками);
  • резкое изменение привычного образа жизни (переезд в другой район или город, переход в другую школу);
  • значительные физические нагрузки (некоторые виды домашней или дачной работы, спорт);
  • умственное напряжение (подготовка к выпускным или вступительным экзаменам, участие в конкурсах и олимпиадах)

Заметив первые симптомы переутомления, родителям необходимо выявить и устранить его причины, а также восстановить нормальное физическое и психическое состояние ребенка. Следует показать ребенка педиатру, неврологу, кардиологу, психологу и другим узким специалистам. При необходимости ребенку будет назначено лечение.

Профилактика переутомления детей должна включать следующие меры:

  • Полноценное питание по режиму;
  • Прием витаминных комплексов;
  • Ежедневные прогулки на свежем воздухе;
  • Нормальная длительность дневного и ночного сна;
  • Снижение интеллектуальных или физических нагрузок;
  • Смена или разнообразие деятельности;
  • Массаж.

Предотвратить переутомление и улучшить состояние утомленного ребенка может помочь препарат Тенотен детский. Он оказывает ноотропное действие, способствуя улучшению памяти и внимания ребенка. А также стабилизирует вегетативную нервную систему, помогая снизить частоту головных болей.

Тенотен Детский разработан с учетом особенностей психики ребенка.

Это специальное детское успокоительное средство, которое работает в трех направлениях:

  • нормализует эмоциональное состояние ребенка,
  • избавляет от повышенной возбудимости
  • помогает в процессе адаптации в детском коллективе.

источник

Постоянную усталость, апатию, снижение работоспособности списывают на смену погоды, недосыпание, недостаток витаминов. Врачи утверждают: хроническое переутомление – прямая дорога к депрессии и снижению иммунитета. Рассмотрим переутомление подробно: причины, симптомы и лечение. Расскажем, как не запустить себя и быстро восстановить силы.

Под переутомлением раньше понимали состояние, связанное с длительным отсутствием полноценного отдыха. Сегодня переутомление рассматривается как реакция организма на постоянные или чрезмерные раздражители психического, умственного, физического характера.

Несоответствие тяжести и продолжительности работы и времени отдыха запускает этот процесс. Неблагоприятные бытовые условия, постоянный стресс, плохое питание усугубляют, закрепляют состояние.

В зависимости от причин выделяют физическое, нервное, умственное переутомление: два последних вида схожи по проявлениям и часто сопровождают друг друга. Возможен вариант, когда развивается и физическое, и умственное переутомление со смешанной симптоматикой.

Усталость – это физиологическое состояние организма, а переутомление – патологическое!

Переутомлению предшествует утомление, симптомы которого являются сигналом для человека. Утомление является сдвигом в психофизиологическом состоянии организма и приводит к временному снижению эффективности труда. Усталость от небольших нагрузок, сниженная работоспособность, смена настроения, более длительное время на восстановление и отдых говорят об утомлении. Пора прекратить выполнение работы, снизить интенсивность, сделать перерыв.

Развивается постепенно. Сначала возникает легкая усталость, неинтенсивный болевой синдром в мышцах. Симптомы остаются незамеченными, человек продолжает физический труд или занятия спортом, не снижает нагрузку, что приводит к разгару физического переутомления.

Симптомы физического переутомления:

  • постоянное чувство усталости, после сна, отдыха, массажа;
  • нарастающая боль в мышцах: в покое, при напряжении;
  • беспокойный сон: пробуждение без причин, трудности с засыпанием;
  • нарушение эмоционального фона: апатичность, вялость либо раздраженность;
  • дискомфорт, болезненность в области расположения сердца;
  • тахикардия;
  • снижение аппетита;
  • белый налет на языке;
  • дрожь высунутого языка;
  • снижение массы тела;
  • у женщин – нарушение менструального цикла.

Симптомы переутомления проявляются на работе. Полноценно и качественно выполнять свои профессиональные обязанности не получается.

Доступные средства и методы, ускоряющие восстановление при переутомлении.

Древнерусский способ устранить усталость, восстановиться после тяжелого физического труда, повысить работоспособность, укрепить иммунитет. Кратность – 1-2 раза в неделю, после сеанса – массаж. Нельзя посещать баню сразу после нагрузки, при плохом самочувствии, острых заболеваниях и ряде других противопоказаний.

Вода помогает «смыть» усталость и тяжелое бремя прожитого дня.

  • кислородная ванна. Показана при физическом переутомлении, после травм, при болезнях опорно-двигательного аппарата. Время процедуры — 7 минут, на курс – 15 процедур, ежедневно;
  • вибрационная ванна. Активирует защитно-восстановительные механизмы, кровообращение, стабилизирует метаболизм, устраняет усталость в мышцах. Время процедуры – 3-5 минут, на курс – 15 процедур, ежедневно;
  • жемчужная ванна (с пузырьками воздуха, проходящими под большим давлением, температура воды 37 С). Способствует расслаблению, устраняет нервное напряжение. Время процедуры – 10 минут, на курс – 10-15 процедур;
  • хвойная ванна. Оказывает успокоительное действие, устраняет физическое переутомление. Время процедуры – 10 минут, 2 раза в неделю, можно регулярно;

Если совсем нет времени ходить на лечебные ванны, поможет обычный душ:

  • горячий душ с температурой воды + 45 С оказывает тонизирующий эффект;
  • теплый дождевой душ успокаивает, освежает, устраняет мышечные боли;
  • каскадный душ повышает мышечный тонус;
  • контрастный душ поддерживает работоспособность организма, ускоряет восстановление.

Универсальная процедура, положительно действующая на центральную и периферийную нервную систему, сердце, сосуды, пищеварение, обмен веществ. Продолжительность массажа: 10 минут на каждую ногу, 10 минут на спину и шею, 10 минут на верхние конечности, 10 минут область живота и грудь.

Что делать, если времени на все эти процедуры нет?

  • Устранить сверхнагрузки, не отказываться от привычных физических занятий полностью. Сменить деятельность, взять кратковременный отпуск.
  • Ежедневно гулять на свежем воздухе.
  • Максимально устранить нервное напряжение (не жить чужими проблемами, не нервничать по пустякам и т.д.) см. как перестать нервничать по пустякам и укрепить нервную систему;
  • Пересмотреть рацион: насытить меню фруктами, овощами, зеленью, нежирными сортами мяса.

Часто трактуется, как обычная усталость. Люди берут отпуск, уезжают на море, но состояние не улучшается. К состоянию приводит:

  • непрерывная работа за компьютером (более 8 ч в сутки);
  • периоды повышенных умственных нагрузок (отчетный период и т.д.);
  • большой объем информации, поступающей за короткое время;
  • нахождение в состоянии стресса;
  • неудовлетворенность работой, зарплатой и др.
Первичные Вторичные
Периодические головные боли без причин Ухудшение памяти, рассеяность
Ощущение усталости даже после сна Болезненность подмышечных и шейных лимфорузлов
Бледный, серый цвет лица Повышение температуры тела
Синюшные пятна под глазами Депрессия, изменение настроения
Колебания артериального давления Боли в животе
Покраснение склер глаз (основной симптом переутомления от компьютера) Ухудшение аппетита, снижение веса
Проблемы с засыпанием Бессонница, потливость по ночам

Усугубление состояние сопровождается рвотой, тошнотой, выраженной раздражительностью, нервозностью, потерей концентрации внимания, нарушением памяти. Отмечаются частые ОРЗ и ОРВИ.

Выделяют 3 стадии развития умственного переутомления:

  • Легкая. Проблемы с засыпанием даже при сильной усталости, чувство усталости после ночного сна, снижение физической, умственной работоспособности.
  • Средняя . Добавляются: тяжесть в области сердце, тревожность, быстрая утомляемость. Дрожание рук при небольшой физической нагрузке. Тяжелый сон с частыми пробуждениями, кошмарные сновидения. Расстройства в работе пищеварительной системы: снижение аппетита, побледнение кожи лица, покрасневшие склеры глаз. У мужчин — снижение полового влечения, потенции. У женщин – нарушение менструального цикла.
  • Тяжелая . Проявляется неврастения – повышенная возбудимость, раздражение, отсутствие сна в ночное время, сонливость в дневное время, нарушение работы всех органов и систем.

2 и 3 стадии переутомления требуют лечения.

Главный принцип лечения — снижение нагрузок всех видов, приведших к состоянию. Как восстановиться от умственного переутомления?

  • Первая стадия. Полноценный отдых 1-2 недели, включающий пешие прогулки на свежем воздухе, правильное питание. Помогут расслабляющие ванны, сеансы ароматерапии (мята, розмарин). По прошествии этого срока можно понемногу добавлять интеллектуальные и физические нагрузки, исключая сверхнагрузки. Восстановление происходит за 2 недели.
  • Вторая стадия . Полный отказ от любой интеллектуальной деятельности: работ с документами, отчетами, проектами. Полезны расслабляющие аутотренинги, массаж, отдых в санатории. Восстановление происходит за 4 недели.
  • Третья стадия . Госпитализация в специализированное медицинское учреждение: профилакторий или профильный санаторий. Первые 2 недели – отдых и расслабление, последующие 2 недели – активный спорт. Интеллектуальные нагрузки можно вводить по прошествии 4 недель очень дозированно. Полное восстановление занимает 4 недели.

При развитии первых признаков умственного переутомления не надо ждать прогрессии. Возьмите небольшой отпуск на 2-5 дней, смените вид деятельности, займитесь активным отдыхом, аутотренингом. Подходят и другие способы расслабления: теплая ванна, йога, отдых на природе. Откажитесь от кофе, алкоголя, нормализуйте режим бодрствования и отдыха, полноценно питайтесь. Важно наладить половую жизнь.

Нельзя назначать себе лекарственное лечение: это может ухудшить состояние, т.к. при умственном переутомлении медикаментозная терапия не показана. Лекарственные средства назначаются в тяжелых случаях, при развитии выраженной депрессии, невроза.

Стрессы, эмоциональные перегрузки, негативные эмоции не проходят бесследно для организма и приводят к нервному переутомлению. Первые симптомы нервного переутомления:

  • не проходящая усталость;
  • бессонница ночью и сонливость днем;
  • пессимизм;
  • тревожность;
  • повышенная чувствительность к внешним раздражителям;
  • тахикардия, скачки артериального давления;
  • общие симптомы переутомления: повышение температуры, боли в ногах, руках, спине, дискомфорт в желудке и кишечнике;
  • обострение хронических болезней.

Человек становится нетерпеливым, раздражительным, тревожным, неуверенным в себе. Падает самооценка, возникают нарушения в сексуальной сфере, ухудшается память, настроение стабильно угнетенное.

В течении нервного переутомления выделяют три стадии:

  • гиперстеническая : суетливость, раздражительность, понимание, что проблема есть, но невозможность справиться с ней. Плохой контроль над эмоциями, провокация ссор и конфликтов. Головная, мышечная боль, бессонница, снижение трудоспособности;
  • раздражающей слабости : вспыльчивость, пессимистичность, тревожность. Боли в сердце, одышка, аллергические реакции;
  • гипостеническая : апатия, отсутствие интереса к жизни, подавленное настроение, безразличие.

Лечение аналогично умственному переутомлению. Важно исключить факторы, которые привели к состоянию.

Это опасное состояние приводит к проблемам со здоровьем. Переутомлению чаще всего предшествует резкое утомление. Причины:

  • груднички: нарушение режима дня, проблемы с грудным вскармливанием;
  • дошкольники: стрессовые ситуации, неблагополучное окружение в семье, чрезмерные попытки родителей всячески развивать детей, вырастить гениев;
  • младшие школьники: физические и умственные нагрузки, перегруженность уроками, короткий ночной сон;
  • старшие школьники: гормональная перестройка, высокая интеллектуальная нагрузка, конфликты со сверстниками.

Первые симптомы переутомления у детей не выражены, что усложняет диагностику. Следует обратить внимание на:

  • капризность/плаксивость без видимых причин;
  • беспокойный сон, вскрикивания во сне, беспорядочные взмахи ногами и руками;
  • нарушение концентрации внимания при занятиях, игре.

Выделяют три стадии переутомления у детей (классификация по Косилову С.Л.):

Незначительное Выраженное Резкое
Интерес к материалу Живой интерес, дети задают вопросы Слабый. Дети не задают уточняющие вопросы Апатия, полное отсутствие интереса
Внимание Редко отвлекаются Рассеянное. Дети часто отвлекаются Слабое. Реакция на новый материал отсутствует
Поза Непостоянная. Характерны потягивание ног и выпрямление туловища Дети часто меняют позы, поворачивают голову в стороны, подпирают ее руками Дети постоянно хотят вытянуться, откинуться на спинку стула
Движения Точные Замедленные, неуверенные Суетливые, нарушена мелкая моторика, почерк

Кроме вышеперечисленного, характерны общие признаки усталости: бессонница, сонливость в дневное время, плохой аппетит, раздражительность, капризность, беспричинные страхи, слабость и головные боли. Дети теряют интерес к учебе, отстают. Часто присоединяются психоэмоциональные нарушениях: неприятная мимика, кривляние, передразнивание окружающих, агрессия. Очевидные симптомы переутомления у подростков: начинают огрызаться, грубить, игнорируют замечания, просьбы взрослых.

Если своевременно не начать корректировать это состояние, все может перейти в невроз, вегетососудистую дистонию, бессонницу. Нужен комплексный подход, лучше обратиться к педиатру и психологу, которые назначат сеансы аутотренингов, психотерапии, массажа, витаминные препараты. Параллельно следует:

  • скорректировать питание. Никакого фастфуда, питание полноценное и регулярное;
  • увеличить посильные физические нагрузки: спорт, плавание, лечебная физкультура;
  • чаще бывать на воздухе: активные прогулки по 1,5-2 часа в день.

Переутомление – не болезнь, но подход одинаков: его проще предупредить, чем потом корректировать. Придерживаясь простых рекомендаций, вы сможете оставаться активным в течение года, а для восстановления сил будет достаточно трудового отпуска.

  • Полноценно отдыхайте в выходные дни.
  • Не перегружайте мозг телевизором, тяжелой музыкой, чужими проблемами.
  • Меняйте деятельность: если основной труд физический, дома не пренебрегайте книгами, и наоборот.
  • Занимайтесь посильным спортом: пешие прогулки, пробежка, утренняя зарядка, бассейн, велосипед.
  • Посещайте расслабляющие процедуры: баню, сауну, бассейн, массаж.
  • Не принимайте алкоголь при первых признаках переутомления. Вместо расслабления вы собственноручно внесете в организм токсичные вещества и усугубите ситуацию.

Тщательно продумывайте отдых. Хочется успеть все и сразу. Но если выпадает 3-4 выходных, лучше выехать за город с семьей, отдохнуть на природе, нежели уезжать за границу за новыми впечатлениями.

Родители должны обеспечить:

  • поступление свежего воздуха в жилье: регулярное проветривание помещений;
  • ежедневные прогулки: вне зависимости от погоды, даже если на улице дождь, можно дышать свежим воздухом под навесом;
  • полноценное питание: побольше овощей, фруктов, зелени, натуральных мясных и молочных продуктов;
  • спокойное времяпровождение перед сном: чтение книги, складывание пазла, разукрашивание;
  • соблюдение режима дня: ночной сон у ребенка должен составлять не менее 9-10 часов.

Зная симптомы переутомления, современные подходы к лечению и профилактике, легко предупредить переход пограничного состояния в заболевание. Если не лечить, острое состояние перейдет в хроническое переутомление – нервное или физическое истощение, симптомы которого более серьезны. Возникают осложнения социального характера, проблемы со здоровьем, коммуникацией. Сильно страдает качество жизни, возможны длительные серьезные заболевания.

Относитесь к переутомлению серьезно – это не просто усталость, а затянувшееся патологическое состояние, которое может привести к болезни. Соблюдайте режим дня, чередуйте периоды активности и отдыха, избегайте переработок и перегрузок.

источник