Меню Рубрики

Утомление в процессе работы является

Снижение эффективности профессиональной деятельности часто связывают с такими состояниями, возникающими в результате затраты энергии на ее выполнение, как утомление и усталость.

Состояние утомления является разновидностью обратимых функциональных нарушений, характеризующее нормальные физиологические процессы.

Утомление – это объективные, закономерные, типичные для большинства профессионалов процессы снижения возможностей организма работающего человека осуществлять трудовые функции по мере увеличения длительности работы.

Трудовое утомление – это комплекс соответствующих физиологических сдвигов в организме, вызванных процессом труда, понижающих работоспособность и создающих конфликт между внешними требованиями работы и снизившимися возможностями человека. Для преодоления этого конфликта организм мобилизует внутренние ресурсы, переходит на более высокий энергетический уровень функционирования.

Характеристика самой трудовой деятельности и ее условий, с точки зрения негативного влияния на работоспособность субъекта труда обозначается термином «утомительность».

Подверженность человека развитию явлений утомления, характеристика индивидуальных особенностей его работоспособности называется утомляемостью.

Субъективное переживание работником развития состояния утомления получило название усталость. Усталость – это нервно-психическая реакция, переживание утомления в зависимости от отношения к деятельности, которая выполняется.

Выделяют следующие концепции, отражающие различие взглядов на природу утомления :

1) теории, в которых подчеркивается роль местных периферических явлений, развивающихся при утомлении в наиболее нагруженных органах и системах субъекта труда;

2) утверждающие, что ведущее значение при утомлении имеют явления торможения в центральной нервной системе (И. М. Сеченов);

3) подчеркивающие значение адаптационно-трофических воздействий вегетативной нервной системы и гуморальных влияний – гормонов, биохимических составляющих тканей и жидкостей при утомлении (Л. А. Орбели, К.Х.Кекчеев и др.).

В психологии различают разные виды профессионального утомления, характеризующие его глубину и возможности преодоления:

1) В пределах физиологической нормы. Развивается постепенно, системы организма успевают перестраиваться, есть возможность для компенсации страдающих функций. Для полного восстановления работоспособности достаточно пассивного отдыха, сна.

2) Общее утомление. Снижается лабильность процессов центральной нервной системы, ухудшается самочувствие, снижается уровень активности, притупляется внимание, трудно поддерживать его концентрацию на объекте труда, ухудшается координация движений, увеличивается латентный период реакций, снижается чувствительность всех анализаторов, мышление становится стереотипным, ухудшаются мнемические процессы.

3) Специфическое утомление. Проявляется особыми симптомами и их сочетанием в разных видах труда в зависимости от специфики выполняемых задач и преобладающей в них нагрузки на разные психические процессы. Выделяют физическое утомление (уменьшается сила и выносливость мышц, снижается точность движений, ухудшается координация); умственное утомление (снижается внимание, память, замедляется мышление); эмоционально-мотивационное утомление (субъективные переживания усталости, мотивационная и эмоциональная неустойчивость).

4) Острое (обратимое) утомление развивается, если человек выполняет чрезмерно тяжелую, непосильную работу. При этом типичны быстро нарастающие функциональные нарушения в деятельности центральной нервной системы. Преодолевается отдыхом от деятельности (в процессе выполнения или после ее окончания)

5) Хроническое утомление развивается в случае накопления утомления. Это пока обратимое пограничное состояние, сопровождающееся раздражительностью, снижением интереса к работе, угнетенным настроением. Требует изменения режима деятельности (его облегчения для работника) и восстановительных мероприятий (благоприятные физические условия труда и отдыха, спокойная обстановка в коллективе, активный отдых на воздухе и т. п.). Человеку требуется длительный отдых для восстановления работоспособности (несколько недель, месяц).

6) Переутомление возникает, если за период отдыха работоспособность не восстанавливается, накапливается утомление, ухудшается психофизиологическое состояние. К. К. Платонов выделил четыре степени переутомления (начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое). Характерно возникновение неврозов и соматических нарушений психогенного характера. Могут возникать устойчивые изменения личности (конфликтность, раздражительность, нежелание общаться, повышенная эмоциональная лабильность и др.), которые на стадии выраженного переутомления могут перерастать в устойчивые черты (интравертированность, замкнутость, агрессивность, высокую личностную тревожность, депрессивность и др.). Профилактикой переутомления является режим чередования труда и отдыха, овладение приемами восстановления, снижающими усталость человека в труде.

1) Технико-экономические: снижение выработки, рост брака, нарушения техники безопасности, требований технологической дисциплины, потери рабочего времени др.

2) Физиологические: нарушения координации, скорости, точности и силы движений при выполнении производственных операций, ощущения физического дискомфорта (першение в горле, давление или резь в глазах, «тяжелая голова, ватные) руки и ноги, и др.), повышение чувствительности или реагирования на неблагоприятные условия окружающей среды (жарко, холодно, душно, шумно, пыльно, сильные производственные запахи и т. п.).

3) Психологические: чувство усталости, замедление психических процессов, снижение сенсорной чувствительности (плохо реагирует на зрительные, звуковые, температурные, обонятельные и другие сигналы), нарушение сознательного контроля за деятельностью (пропуск движений, операций и т. п.), ухудшение памяти и внимания, стереотипность реагирования, высокая отвлекаемость, общая заторможенность, трансформация мотивов деятельности (вначале сохраняется «деловая» мотивация, а потом преобладающими становятся мотивы упрощения и прекращения деятельности).

4) Медицинские: производственный травматизм, развитие профзаболеваний, функциональные расстройства организма и систем органов (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и др.).

Дата добавления: 2016-01-20 ; просмотров: 2941 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Объективные, закономерные, типичные для большинства npo- фессионалов процессы снижения возможностей организма рабо-тающего человека осуществлять трудовые функции по мере увеличения длительности работы принято обозначать термином «утомление». Характеристика самой трудовой деятельности и ее условий, с точки зрения негативного влияния на работоспособность субъекта труда обозначается термином «утомительность». Подверженность человека развитию явлений утомления, характеристика индивидуальных особенностей его работоспособности называется утомляемостью. Субъективное переживание работником развития состояния утомления получило название «усталость». На рис. 14 обозначены виды утомления.

Состояние утомления в труде является разновидностью обратимых функциональных нарушений, это состояние характеризует нормальные физиологические процессы. Без утомления нельзя добиться развития функциональных возможностей человека, без этого феномена не бывает тренировки.

Рис. 14. Виды профессионального утомления

Норма в проявлениях утомления выражается в достаточности периода пассивного отдыха, сна для полного восстановления работоспособности. Нормальное утомление развивается постепенно, системы организма успевают перестраиваться, есть возможность для компенсации страдающих функций. В том случае, если человек выполняет чрезмерно тяжелую, непосильную работу, развивается острое утомление, при этом типичны быстро нарастающие функциональные нарушения в деятельности центральной нервной системы.

В случае недостаточности отдыха утомление накапливается и переходит в хроническую форму, тогда человеку требуется дли-тельный отдых для восстановления работоспособности (несколько недель, месяц). Если такого длительного отдыха не обеспечивают и человек продолжает интенсивно работать, развивается переутомление, выраженные формы которого требуют не только отдыха, но и лечения. К. К. Платонов выделил четыре степени переутомления (табл. 25).

На поздних этапах выраженное утомление проявляется в общих симптомах, встречающихся в самых разных видах труда независимо от его функционального содержания. Феноменология общего утомления включает следующие признаки: снижается лабильность процессов центральной нервной системы (ЦНС), ухудшается самочувствие, снижается уровень активности, притупляется внимание, трудно поддерживать его концентрацию на объекте труда, ухудшается координация движений, увеличивается латентный период реакций, снижается чувствительность всех анализаторов, мышление становится стереотипным, ухудшаются мнеми-ческие процессы.

Начинающееся, раннее утомление проявляется особыми симптомами и их сочетанием в разных видах труда в зависимости от специфики выполняемых задач и преобладающей в них нагрузки на разные психические процессы; в этой связи выделяют утомление физическое, эмоциональное, утомление когнитивных функций. Так, у кузнеца, грузчика, слесаря-ремонтника велика физическая нагрузка, утомлению подвергаются в первую очередь системы психомоторики; у врача, лаборанта, патологоанатома, сборщицы микросхем или часовых механизмов максимально нагружена зрительная система, глазодвигательный аппарат, обеспечивающий установку глаз в зоне оптимального видения; у телеграфиста, звукооператора, телефонистки в первую очередь нагружены слуховой анализатор и оперативная память; труд учителя средней школы ежедневно требует напряженного функционирования голосового аппарата и эмоционально-волевой регуляции своего состояния.

До сих пор не утихли споры о природе явлений утомления. Сосуществуют разные концепции, а именно: а) теории, в которых подчеркивается роль местных периферических явлений, развивающихся при утомлении в наиболее нагруженных органах и системах субъекта труда (примером могут служить идеи о роли молочной кислоты и других продуктов обмена в работающих мышцах); б) утверждается, что ведущее значение при утомлении имеют явления торможения в ЦНС (И. М. Сеченов); в) подчеркивается значение адаптационно-трофических воздействий вегетативной нервной системы и гуморальных влияний — гормонов, биохимических составляющих тканей и жидкостей при утомлении (Л. А. Ор-бели, К.Х.Кекчеев и др.).

Таблица 25. Схема степеней переутомления

Симптомы Степень переутомления
I — начинающееся II — легкое III — выраженное IV — тяжелое
Снижение дееспособности Мало Заметно Выражено Резко
Появление ранее отсутствовавшей усталости при нагрузке При усиленной нагрузке При обычной нагрузке При облегченной нагрузке Без всякой нагрузки
Компенсация волевым усилием снижения дееспособности Не требуется Полностью Не полностью Незначительная
Эмоциональные сдвиги Временами снижение интереса к работе Временами неустойчивость настроения Раздражительность Угнетение, резкая раздражительность
Расстройства сна Труднее засыпать или просыпаться Многим труднее засыпать или просыпаться Сонливость днем Бессонница
Снижение умственной работоспособности Нет Труднее сосредоточиться Временами забывчивость Заметное ослабление внимания и памяти
Психогигиенические мероприятия Упорядочение отдыха, физкультура, культурные развлечения Очередной отпуск и отдых Необходимо ускорение очередного отпуска и организованного отдыха Лечение

Подтверждением важной роли нервной системы (коры больших полушарий мозга, а также вегетативной нервной системы) в явлениях утомления могут служить эксперименты, проведенные в конце 30

х гг. Д.И.Шатенштейном (1939). В его опытах испытуемые вводились в состояние гипноза и им предлагались объективно легкая работа (перенос на небольшое расстояние пустой корзины) и объективно относительно тяжелая физическая работа (удерживание и перенос груза массой около 10 кг на небольшое расстояние). Испытуемым последовательно внушалось, что пустая корзина является очень тяжелой, а тяжелый груз — якобы легким. При выполнении задания производились измерения затрат энергии испытуемыми с помощью метода газообмена, фиксировались частота сердечных сокращений и частота дыхания, а также проводилось наблюдение за внешним видом испытуемых, их мимикой. В результате экспериментов было установлено, что физиологические реакции, сопровождающие выполнение заданий испытуемого, были адекватны внушенной задаче, а не задаче, реально выполняемой испытуемым. Организм человека подстраивался на выполнение работы в связи с командами из ЦНС, а не от органов периферии тела, выполняющих определенную мышечную работу. Оказалось, что «момент наступления утомления. не зависим не только от того, какое количество работы фактически выполнено испытуемым, но, как показал циклографический анализ, и от того, каково соотношение периодов фактической работы и периодов отдыха. При почти одинаковой продолжительности фазы фактической работы и в 5 раз меньшей продолжительности фазы отдыха в течение одного рабочего цикла общая продолжительность работы, связанная с моментом наступления утомления, может возрасти в 30—40 раз в соответствии с изменением деятельности и состояния ЦНС. При этом однажды наступившее утомление может быть снято воздействием на ЦНС и работоспособность не только полностью восстановлена, но и даже превышена по сравнению с максимальным уровнем ее в предшествующий утомлению период. В результате воздействия на ЦНС одновременно с изменением работоспособности может меняться и газообмен. Несомненно, что изменения работоспособности и газообмена могут протекать независимо друг от друга» (Шатенштейн Д. И., 1939, с. 158).

Ученый предложил рассматривать явления утомления в контексте понимания места и роли ЦНС в деятельности различных частей организма. Эта роль понималась им не только как общая координация. ЦНС, по его мнению, «меняет состояние органов и тканей, их функциональные свойства, их реактивность, установку на определенный уровень деятельности в соответствии с изменением своего состояния». Такое понимание близко физиологическому понятию лабильности Введенского —Ухтомского. Но

Шатенштейн не отождествлял явление утомления только с уменьшением лабильности нервных центров, для него базовым оказа- лось представление об установке органов и тканей на определен- ный уровень деятельности, меняющейся под воздействием гумо- ральных влияний, и о воздействии нервных импульсов со стороны не только ЦНС, но и вегетативной нервной системы.

А.Б.Леонова и В.И.Медведев (1981) предложили рассматривать работоспособность человека как субъекта труда на трех уровнях: морфофизиологическом, психологическом и поведенческом.»

На морфофизиологическом уровне субъекта труда учитывается его состояние здоровья, особенности обменных процессов, процессов активации в организме, нейродинамические свойства. В процессе работы организм человека может испытывать неблагоприятные воздействия со стороны факторов производственной среды, к которым относятся: температура, влажность и скорость движения воздуха (микроклимат); атмосферное давление; шум, вибрация, излучения — электромагнитное, инфракрасное и пр.; параметры освещения рабочего места; временной режим работы; контакт с ядами, пыль; контакт с микроорганизмами. Эти воздействия (если их интенсивность превышает допустимые величины) приводят к снижению работоспособности человека за счет адаптационных процессов, необходимых для поддержания относительного постоянства внутренней среды организма и функций жизнеобеспечения (процессов дыхания, обменных процессов и пр.).

При анализе работоспособности субъекта труда на психологическом уровне обсуждаются функциональное содержание трудовой нагрузки, требования профессии к функциональным системам, обеспечивающим операционально-техническое выполнение трудовых задач (временной режим труда и отдыха, рабочая поза, функциональные особенности трудовой нагрузки). При этом речь идет о профессионально наиболее нагруженных психических процессах (перцептивных, мнемических, логических, эмоциональных, коммуникативных, психомоторных), а также о трудовой мотивации, побуждающей работника к деятельности, к субъективной значимости труда и его компонентов.

Рассматривая работоспособность субъекта труда на поведенческом уровне, можно исследовать его опыт, навыки, стиль деятельности, приспособительные стратегии поведения, способствующие успешной профессиональной деятельности или приводящие к профессиональной дезадаптации. Могут изучаться типичные для большинства работников данной профессиональной сферы причины снижения работоспособности, а также индивидуальные варианты профессионального поведения. Выделение типичных факторов снижения работоспособности, понимание природы развития неблагоприятных функциональных состояний в конкретных

иидах труда составляют основу для выработки способов оптими-зации труда, повышения работоспособности, рационализации орудий труда, пространственной организации рабочих мест и других фгономических мероприятий.

В конкретных видах труда ведущими в динамике работоспособности могут оказаться разные факторы внешней среды или трудового процесса, а также их своеобразные сочетания. Поэтому в исследовании причин профессионального утомления и путей повышения работоспособности важное значение имеет психологический анализ профессиональной деятельности и условий ее осуществления.

источник

В ходе выполнения длительной и напряженной физической или умственной нагрузки, в том числе учебной деятельности, интенсификации многих видов деятельности, у человека наступает состояние утомления.

Утомление — это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности.

Утомление является нормальной реакцией организма на выполняемую работу. Объективно она характеризуется снижением возможности организма успешно продолжать данную работу.

Физическое утомление проявляется в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера.

При умственном утомлении замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоения теоретического материала.

Утомление сопровождает тягостное субъективное чувство – усталость, которая в то же время является естественным сигналом наступающего истощения каких-то ресурсов организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Утомление является еще и стимулятором, мобилизующим резервы организма и восстановительные процессы в его органах и системах.

Усталость нередко смешивают с утомлением, рассматривая усталость в качестве легкой степенью утомления.

Усталость – это субъективное психическое переживание, вызванное утомлением.

Степени усталости и утомления могут не совпадать при различном эмоциональном отношении к выполняемой деятельности. Усталость может быть более выраженной при неудовлетворенности работой, отсутствии понимании ее значения, при неудачах в ходе ее выполнения. В то же время успешное завершение даже нежелательной работы или какого-то этапа снижает чувство усталости. Степень усталости бывает ниже при положительном отношении к работе. Поэтому иногда чувство усталости может быть снято положительными эмоциями, усилением интереса к работе.

При появлении усталости даже при сохранении в значительной степени общей работоспособности и при возможности выполнения шаблонной умственно работы может утрачиваться возможность выполнения творческой работы. Усталый человек может выполнять шаблонную работу относительно долго, хотя для выполнения такой работы будут необходимы волевые усилия. Дальнейшее продолжение работы в таком состоянии приводит к появлению чувства неудовольствия, нередко носящего оттенок раздражения.

Читайте также:  Утомление его виды и механизмы развития

Степень усталости студент может оценить в баллах:

Если через каждые два часа работы оценивать степень усталости в баллах, можно получить картину ее изменений, что может позволить более эффективно и рационально распределять учебную нагрузку и спланировать меры, направленных на компенсацию усталости.

Ошибочно мнение о том, что утомление – это всегда вред для организма. Утомление неизбежно. Опасно не утомление, а пренебрежение к своему организму – продолжение работы, несмотря на сильное переутомление. Главный вопрос состоит в том, чтобы заметить утомление. Через 1-1,5 часа степень утомления бывает такова, что целесообразно сделать перерыв. Но все же полезно знать некоторые признаки наступившего недопустимого переутомления:

 вы по несколько раз перечитываете одно и то же;

 глаза «читают», а мозг не реагирует на прочитанное;

 появляется болезненная реакция на звуки, которых Вы раньше не замечали;

 почерк стал более размашистым, не ровным, буквы «пляшут», трудно соблюдать угол их наклона и линию строки.

Все это означает, что настало время отдохнуть. Производительность труда в следующем цикле во многом зависит от того, насколько продуктивным был отдых. При утомлении нередко отмечаются ухудшение памяти – студент замечает, что у него быстро исчезает из памяти то, что незадолго до этого было выучено. Наступление утомления не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон умственной деятельности, что позволяет компенсировать обнаружившуюся недостаточность сменой деятельности. Например, заметив утомление в результате занятий вычислительными операциями, можно успешно переключиться на занятия, связанные с чтением. Но при состоянии выраженного общего утомления смена деятельности будет неэффективна, и для снятия утомления будут необходимы отдых и сон. Отдых – это не безделье, это – смена деятельности. Для работника умственного труда – это физическая нагрузка на свежем воздухе.

При небольшом перерыве следует:

 подойти к окну, выполнить дыхательную гимнастику;

 сделать упражнения для пальцев правой руки;

 сделать вращательные движения головой;

Ведущим фактором развития утомления является сама учебная деятельность. Однако развитие утомления, возникающего в процессе нее, может быть ускорено и отягчено дополнительными факторами. Такими факторами могут быть плохая организация труда и режима жизнедеятельности, наличие хронических заболеваний, неудовлетворительное физическое развитие, плохая тренированность, нерегулярное или недостаточное питание, дополнительные неблагоприятные гигиенические факторы (шум, некомфортная температура и др.).

Утомление наступает как при физической, так и при умственной деятельности. Оно может быть острым, то есть проявляться в течение короткого промежутка времени, и хроническим, носить длительный характер, до нескольких месяцев. Утомление может быть общим, то есть утомлением организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган или систему.

Неправильная организация умственного труда вызывает утомление, состояние эмоционального напряжения, приводит к астенизации, снижению потенциальных возможностей студента, к “чувству мозгового дефицита”, впервые отмеченному французским ученым Дежерином. У человека наблюдаются снижение критики и аморфное мышление, снижение и “провалы” памяти, быстро истощаемое активное внимание и низкая продуктивная деятельность, рассеянность, тяжесть и шум в голове, угнетенное состояние, ощущение профессиональной несостоятельности, сомнений, тревоги, неверия в свои силы, недовольства собой, досады и смущения, плохого настроения.

Различают две фазы утомления:

1) компенсированную, когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма;

2) некомпенсированную, когда резервные мощности организма исчерпаны, и работоспособность явно снижается.

Систематическое выполнение работы на фоне неполного восстановления, непродуманной организации труда, чрезмерного нервно-психического и физического перенапряжения могут вести к переутомлению, а в неблагоприятных ситуациях — к перенапряжению нервной системы, обострениям психосоматических заболеваний: сердечно-сосудистых заболеваниям, гипертонической и язвенным болезням, к снижению защитных свойств организма.

Предотвратить утомление при определенной нагрузке возможно, повысив уровень общей и специализированной тренированности организма до более высоких показателей. Профилактике и отдалению умственного утомления способствует мобилизация тех сторон психической активности и двигательной деятельности, декомпенсация которых проявляется утомлением. Наиболее простым путем к этому являются: активный отдых и переключение на другие виды деятельности.

Восстановление – процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном возвращении физиологических и биохимических функций к исходному состоянию. Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом.

Процессы расхода и восстановления функциональных, структурных и регуляторных резервов в организме происходят взаимосвязано, как в покое, в предрабочем состояния, во время работы, так и в покое в послерабочем периоде. Фактически этот процесс идет непрерывно. Во время работы процессы диссимиляции (распада) преобладают над ассимиляцией (синтезом) и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и чем меньше готовность организма к ее выполнению. В восстановительном периоде преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного уровня (сверхвосстановление, или суперкомпенсация). Это имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности. Следует иметь в виду, что синтез молекул РНК и белка происходит при выполнении работы не только в мышечных клетках, но и в нервных клетках, что процессы функционирования нервной системы тоже являются процессами, требующими не только энергетических затрат, но и материальных (по синтезу молекул РНК и белка).

Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после завершения выполнения легкой работы, после тяжелой она завершается через несколько часов. Поздняя фаза восстановления может длиться до нескольких суток.

Утомление сопровождается фазой понижения работоспособности, которая спустя какое-то время может смениться фазой повышенной работоспособности с последующим быстрым снижением и переходом в фазу переутомления. Длительность этих фаз зависит от выполняемой работы, а также от степени тренированности организма.

Разумное чередование нагрузки и отдыха позволяет сохранить и развить активность восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть дополнительное питания, массаж, применение биологически активные вещества (витамины, ноотропы).

Объективным критерием положительной динамики течения восстановительных процессов является готовность к повторной деятельности. Наиболее убедительным показателем полного восстановления работоспособности служит возможность выполнения повторной работы в максимальном объеме.

Замечено, что слишком длинные интервалы отдыха снижают эффективность тренировочного процесса.

источник

Работоспособность — это свойство человека на протяжении дли­тельного времени и с определенной эффективностью выполнять максимальное количество физической или умственной работы. На протяжении рабочей смены работоспособность меняется в широких пределах. Это связано с тем, что на нее влияют как внешние, по отношению к человеку факторы (характер труда, условия окружаю­щей среды, режимы труда и отдыха, рабочая поза, организация трудового процесса с точки зрения эргономики), так и внутренние (мотивация, степень совершенства трудовых навыков, функциональ­ные резервы человека).

В производственной обстановке работоспособность изменяется на протяжении рабочей смены и условно подразделяется на четыре фазы. Первая фаза — фаза врабатывания, во время ко­торой повышается активность ЦНС, возрастает уровень обменных процессов в организме работающего, усиливается деятельность сер­дечно-сосудистой и дыхательной систем. Продолжительность этой фазы зависит от вида деятельности. Она всегда короче при физи­ческом труде, чем при умственном. Причем, чем физически тяжелее работа, тем быстрее происходит врабатывание.

Вторая фаза — фаза относительно устойчивой работоспособности, характеризуется оптимальным, с точки зрения достижения полезного результата, уровнем функционирования обеспечивающих работу систем организма, максимальной эффективностью труда. Продолжительность периода устойчивой работоспособности зависит от физической тяжести и нервной напряженности труда (чем тяжелее работа, тем короче период устойчивой работоспособности), от психофизиологического со­стояния человека, от гигиенических условий труда.

Третья фаза — фаза снижения работоспособности, связанная с развитием утомления. Четвертая фаза — фаза вторичного повышения работоспособности в конце рабочего дня. В ее основе лежит условнорефлекторный механизм, связанный с предстоящим концом рабо­ты и последующим отдыхом. Аналогичным образом меняется про­фессиональная работоспособность человека и на протяжении рабо­чей недели.

Причиной снижения работоспособности на протяжении рабочего дня, недели или года является утомление. Во время работы утомление проявляется в уменьшении силы и выносливости мышц, ухудшении координации движений, в возрастании затрат энер­гии при выполнении одной и той же работы, в замедлении скорости переработки информации, ухудшении памяти, затруднении процессов сосредоточения и переключения внимания с одного вида деятельности на другой. Субъективно утомление проявляется в ощущении усталос­ти, вызывающего желание прекратить работу или снизить нагрузку.

Утомление — функциональное состояние человека, временно воз­никающее под влиянием продолжительной или интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности.

Локализация и механизмы утомления. Относи­тельно локализации утомления, то есть о тех конкретных морфоло­гических структурах и физиологических системах, в которых разви­вается утомление, и о механизмах проявления утомления пока нет единого мнения. В зависимости от локализации структур, изменения в которых приводят к уменьшению работоспособности, механизмы утомления делятся на центральные и периферические. В случае ве­дущего значения центральных механизмов в развитии утомления, снижение работоспособности (например, при работе максимальной мощности) происходит вследствие понижения уровня функциональ­ной активности нервных структур, управляющих деятельностью мышц и их вегетативным обеспечением.

При физической работе большой длительности утомление возни­кает из-за изменений в деятельности вегетативной нервной и эн­докринной систем. Следствием этих изменений являются снижение скорости доставки кислорода к работающим мышцам и ухудшение эффективности энергообмена.

Помимо изменений в центральной нервной системе, утомление может вызываться процессами, происходящими в исполнительном звене нервно-мышечного аппарата. В этом случае говорят о пери­ферических механизмах утомления, среди которых выделяют, во-первых, блокаду проведения нервных импульсов с аксона мотонейро­на на мембрану мышечного волокна вследствие уменьшения выброса ацетилхолина из концевых веточек двигательного аксона (пресинаптический блок), или снижения скорости его разрушения ацетилхолинэстеразой (постсинаптический блок).

Во-вторых, выделяют недостаточность кальциевых механизмов мышечных клеток, ухудшающую процессы электромеханического со­пряжения в развитии сократительного процесса. Снижение рН, уменьшение запасов креатинфосфата и гликогена, увеличение тем­пературы мышц увеличивают задержку выхода ионов кальция из цистерн саркоплазматического ретикулума, усиливая тем самым ско­рость развития утомления.

В-третьих, отмечают изменения в самих работающих мышцах, воз­никающие вследствие:

1) истощения энергетических ресурсов скелет­ных мышц. При мощной и непродолжительной работе (длительность от 10 с до 2-3 мин) развитию утомления способствует уменьшение запасов фосфагенов (АТФ и Крф). Во время упражнений, длящихся более 15 мин, одной из причин утомления является истощение внут­римышечных запасов гликогена;

2) накопления в мышцах продуктов метаболизма, в первую очередь, молочной кислоты. При выполнении работы субмаксимальной мощности, то есть при ее предельной дли­тельности от 20 с до 2-3 мин, в энергообеспечении активных мышц преобладает анаэробный гликолиз. При этом концентрация молочной кислоты в крови возрастает в 10-20 раз, а в мышцах даже в сотни раз. В результате значительного уменьшения рН происходит снижение скорости образования актин-миозиновых мостиков и, следовательно, ухудшение сократительной функции мышц. Кроме того, понижается активность ключевых ферментов гликолиза, а значит и скорость энер­гопродукции;

3) недостаточного кровоснабжения мышц и, соответ­ственно, увеличения доли продукции энергии за счет анаэробных процессов, уменьшения скорости вымывания из мышц молочной кис­лоты и других продуктов метаболизма, снижающих эффективность сократительных процессов мышечных клеток.

Восстановление физиологических функций после прекращения спортивных упражнений. После окончания физической работы де­ятельность физиологических систем, обеспечивающих возможность ее выполнения, постепенно уменьшается и достигает дорабочего уров­ня. Этот процесс называется восстановлением, на протяжении ко­торого количественные показатели работы систем кровообращения и дыхания возвращаются к исходным параметрам, удаляются продукты метаболизма, восполняются энергетические субстраты, пластические вещества (белки и др.), ферменты. В этот период происходят также процессы, обеспечивающие повышение работоспособности организ­ма, то есть имеет место явление суперкомпенсации.

Восстановление кислородного запаса организма, фосфагенов, уг­леводов отражается в повышенном, по сравнению с дорабочим уров­нем, потреблении кислорода — кислородном долге. Процесс отдачи кислородного долга состоит в избыточном расходовании кислорода сверх уровня покоя за время периода восстановления. Потребляемый дополнительно кислород обеспечивает организм энергией, необходи­мой для осуществления всех восстановительных процессов. Скорость потребления кислорода на протяжении первых 2-3 мин после ра­боты снижается очень быстро. Это — алактатный компонент кис­лородного долга, связанный с использованием кислорода на быстрое восстановление израсходованных при работе фосфагенов мышц, пониженного содержания кислорода в венозной крови, с насыще­нием кислородом миоглобина. Последующее, замедленное восста­новление скорости потребления кислорода организмом человека на протяжении 30-60 мин — медленный (лактатный) компонент кисло­родного долга связано, в основном, со сравнительно медленным устранением лактата из крови и межтканевой жидкости, накопив­шегося там во время тяжелой мышечной работы.

При динамической работе с интенсивностью, лежащей ниже пред­ела утомления, восстановление макроэргических фосфатов, испо­льзуемых при сокращении мышц, происходит на протяжении самой работы, во время расслабления мышц (микропауз). Если продолжи­тельность расслабления мышц соответствует времени, необходимому для синтеза АТФ и удаления из них продуктов метаболизма, то такая работа является малоутомительной. При динамической работе большой интенсивности возможность непрерывного восстановления АТФ в процессе самой работы отсутствует. Это объясняется тем, что длительность периодов расслабления мышцы меньше, чем вре­мя, необходимое для текущего восстановления ее энергетического потенциала. Восстановление запасов энергии и удаление молочной кислоты из мышц происходят неполностью.

Физиологические механизмы нервно-психического утомления точно не известны. Типичными симптомами такого утомления являются замедление передачи и осмысления информации, снижение эффек­тивности умственной деятельности в целом, ослабление сенсорных и сенсомоторных функций. Подобное утомление не только снижает работоспособность, но иногда приводит к снижению социальной активности человека, раздражительности, эмоциональной нестабиль­ности, беспричинной тревоге и даже депрессии.

Нервно-психическое утомление возникает в следующих ситуациях:

1) при длительной и напряженной умственной работе, требующей усиленной концентрации внимания, решения сложных производствен­ных задач в условиях дефицита времени;

2) при тяжелом физическом труде;

3) при однообразной монотонной работе;

4) при труде в условиях слабой освещенности, повышенной температуры, шума и вибрации;

5) при частых конфликтных ситуациях в коллективе, от­сутствии интереса к работе, несоответствии психофизиологических возможностей человека характеру его трудовой деятельности.

В отличие от мышечного утомления, утомление центрального происхождения (нервно-психическое) может быстро исчезать. Это происходит, например, в ситуациях, когда один вид деятельности сменяется другим; человек попадает в стрессовые ситуации, угрожа­ющие его жизни; если появляется новая информация, повышающая интерес к работе. Поскольку утомление в нервно-психической сфе­ре может проходить столь быстро, это свидетельствует о том, что его первопричиной не являются ни уменьшение энергетических суб­стратов в нервных структурах, ни накопление в них продуктов метаболизма, ни недостаточное кровоснабжение головного мозга.

Любой вид труда не будет приводить к развитию переутомления и перенапряжения и, напротив, окажет положительное влияние на работоспособность и здоровье человека, если придерживаться фи­зиологических принципов его рациональной организации.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы

источник

Объективные, закономерные, типичные для большинства про­фессионалов процессы снижения возможностей организма рабо­тающего человека осуществлять трудовые функции по мере уве­личения длительности работы принято обозначать термином «утом­ление». Характеристика самой трудовой деятельности и ее усло­вий, с точки зрения негативного влияния на работоспособность субъекта труда обозначается термином «утомительность». Подвер­женность человека развитию явлений утомления, характеристика индивидуальных особенностей его работоспособности называется утомляемостью. Субъективное переживание работником развития состояния утомления получило название «усталость».

· В пределах физиологической нормы;

Состояние утомления в труде является разновидностью обра­тимых функциональных нарушений, это состояние характеризует нормальные физиологические процессы. Без утомления нельзя добиться развития функциональных возможностей человека, без этого феномена не бывает тренировки.

Читайте также:  Особенности утомления в различных видах деятельности

Норма в проявлениях утомления выражается в достаточности периода пассивного отдыха, сна для полного восстановления ра­ботоспособности. Нормальное утомлениеразвивается постепенно, системы организма успевают перестраиваться, есть возможность для компенсации страдающих функций. В том случае, если чело­век выполняет чрезмерно тяжелую, непосильную работу, разви­вается острое утомление, при этом типичны быстро нарастающие функциональные нарушения в деятельности центральной нервной системы.

В случае недостаточности отдыха утомление накапливается и переходит в хроническую форму, тогда человеку требуется длительный отдых для восстановления работоспособности (несколь­ко недель, месяц). Если такого длительного отдыха не обеспечи­вают и человек продолжает интенсивно работать, развивается пе­реутомление, выраженные формы которого требуют не только отдыха, но и лечения. К. К. Платонов выделил четыре степени пе­реутомления.

На поздних этапах выраженное утомление проявляется в об­щих симптомах, встречающихся в самых разных видах труда неза­висимо от его функционального содержания. Феноменология об­щего утомления включает следующие признаки: снижается ла­бильность процессов центральной нервной системы (ЦНС), ухуд­шается самочувствие, снижается уровень активности, притупля­ется внимание, трудно поддерживать его концентрацию на объекте труда, ухудшается координация движений, увеличивается латен­тный период реакций, снижается чувствительность всех анализа­торов, мышление становится стереотипным, ухудшаются мнемические процессы.

Начинающееся, раннее утомление проявляется особыми симп­томами и их сочетанием в разных видах труда в зависимости от специфики выполняемых задач и преобладающей в них нагрузки на разные психические процессы; в этой связи выделяют утомле­ние физическое, эмоциональное, утомление когнитивных функ­ций. Так, у кузнеца, грузчика, слесаря-ремонтника велика физи­ческая нагрузка, утомлению подвергаются в первую очередь систе­мы психомоторики; у врача, лаборанта, патологоанатома, сбор­щицы микросхем или часовых механизмов максимально нагружена зрительная система, глазодвигательный аппарат, обеспечивающий установку глаз в зоне оптимального видения; у телеграфиста, зву­кооператора, телефонистки в первую очередь нагружены слуховой анализатор и оперативная память; труд учителя средней школы ежедневно требует напряженного функционирования голосового аппарата и эмоционально-волевой регуляции своего состояния.

До сих пор не утихли споры о природе явлений утомления. Сосуществуют разные концепции, а именно:

а) теории, в кото­рых подчеркивается роль местных периферических явлений, раз­вивающихся при утомлении в наиболее нагруженных органах и системах субъекта труда (примером могут служить идеи о роли молочной кислоты и других продуктов обмена в работающих мышцах);

б) утверждается, что ведущее значение при утомлении име­ют явления торможения в ЦНС (И. М. Сеченов);

в) подчеркивает­ся значение адаптационно-трофических воздействий вегетативной нервной системы и гуморальных влияний — гормонов, биохими­ческих составляющих тканей и жидкостей при утомлении (Л. А. Орбели, К.Х. Кекчеев и др.).

Подтверждением важной роли нервной системы (коры больших полушарий мозга, а также вегетативной нервной системы) в явлениях утомления могут служить эксперименты, проведенные в 30-х гг. Д. И. Шатенштейном (1939). В его опытах испытуемые вводились в состояние гипноза и им предлагались объективно легкая работа (перенос на небольшое расстояние пустой ур­ны) и объективно относительно тяжелая физическая работа — удерживание и перенос груза массой около 10 кг на небольшое расстояние). Испытуемым последовательно внушалось, что пустаякорзина является очень тяжелой, а тяжелый груз — якобылегким. При выполнении задания производились измерения затраченной энергии испытуемыми с помощью метода газообмена, фиксировались частота сердечных сокращений и частота дыхания, а также проводилось наблюдение за внешним видом испытуемых, мимикой. В результате экспериментов было установлено, что физиологические реакции, сопровождающие выполнение заданий, были адекватны внушенной задаче, а не задаче, реально выполняемой испытуемым. Организм человека подстраивался на выполнение работы в связи с командами из ЦНС, а не органов периферии тела, выполняющих определенную мышечную работу. Оказалось, что «момент наступления утомления не зависит не только от того, какое количество работы фактически выполнено испытуемым, но и от того, каково соотношение периодов фактической работы и периодов отдыха.

Ученый предложил рассматривать явления утомления в контексте понимания места и роли ЦНС в деятельности различных частей организма. Эта роль понималась ими не только как общая координация. ЦНС, по его мнению, «меняет состояние органов и тканей, их функциональные свойства, их реактивность, установкана определенный уровень деятельности в соответствии с изменением своего состояния». Такое понимание близко физиологическому понятию лабильности Введенского —Ухтомского. Но Шатенштейн не отождествлял явление утомления только с уменьшением лабильности нервных центров, для него базовым оказа­лось представление об установке органов и тканей на определен­ный уровень деятельности, меняющейся под воздействием гуморальных влияний, и о воздействии нервных импульсов со стороны не только ЦНС, но и вегетативной нервной системы.

А. Б.Леонова и В.И.Медведев (1981) предложили рассматри­вать работоспособность человека как субъекта труда на трех уровнях: морфофизиологическом, психологическом и поведенческом

На морфофизиологическом уровнесубъекта труда учитывается его состояние здоровья, особенности обменных процессов, процес­сов активации в организме, нейродинамические свойства. В про­цессе работы организм человека может испытывать неблагопри­ятные воздействия со стороны факторов производственной сре­ды, к которым относятся: температура, влажность и скорость дви­жения воздуха (микроклимат); атмосферное давление; шум, виб­рация, излучения — электромагнитное, инфракрасное и пр.; па­раметры освещения рабочего места; временной режим работы; контакт с ядами, пыль; контакт с микроорганизмами. Эти воз­действия (если их интенсивность превышает допустимые величи­ны) приводят к снижению работоспособности человека за счет адаптационных процессов, необходимых для поддержания отно­сительного постоянства внутренней среды организма и функции жизнеобеспечения (процессов дыхания, обменных процессов и пр.).

При анализе работоспособности субъекта труда на психологи­ческом уровнеобсуждаются функциональное содержание трудовой нагрузки, требования профессии к функциональным системам, обеспечивающим операционально-техническое выполнение тру­довых задач (временной режим труда и отдыха, рабочая поза, функциональные особенности трудовой нагрузки). При этом речь идет о профессионально наиболее нагруженных психических про­цессах (перцептивных, мнемических, логических, эмоциональ­ных, коммуникативных, психомоторных), а также о трудовой мотивации, побуждающей работника к деятельности, к субъек­тивной значимости труда и его компонентов.

Рассматривая работоспособность субъекта труда на поведенче­ском уровне, можно исследовать его опыт, навыки, стиль деятель­ности, приспособительные стратегии поведения, способствующие успешной профессиональной деятельности или приводящие к профессиональной дезадаптации. Могут изучаться типичные для большинства работников данной профессиональной сферы при­чины снижения работоспособности, а также индивидуальные ва­рианты профессионального поведения. Выделение типичных фак­торов снижения работоспособности, понимание природы разви­тия неблагоприятных функциональных состояний в конкретных видах труда составляют основу для выработки способов оптимизации труда, повышения работоспособности, рационализации орудий труда, пространственной организации рабочих мест и других эргономических мероприятий.

В конкретных видах труда ведущими в динамике работоспособ­ности могут оказаться разные факторы внешней среды или трудо­вого процесса, а также их своеобразные сочетания. Поэтому в ис­следовании причин профессионального утомления и путей повы­шения работоспособности важное значение имеет психологиче­ский анализ профессиональной деятельности и условий ее осу­ществления.

Состояние монотонии и психического пресыщения в труде

Монотонными принято называть однообразные по содержа­нию виды труда, которые могут порождать у субъекта деятельно­сти особое функциональное состояние монотонии. Данное состо­яние люди переживают как необходимость выполнения скучной, однообразной работы, не имеющей, с точки зрения работника, особого смысла (кроме заработка). Для этого состоянии характер­ны сонливость, безразличие или негативное отношение к работе, сниженное внимание, психогенная усталость, которая формиру­ется уже в начале рабочего дня. Выделяют сенсорную и моторную монотонии. Сенсорная монотониякак состояние субъекта труда возникает в условиях сенсорной депривации, однообразия, бед­ности впечатлений. Моторная монотониявстречается при выпол­нении работником повторяющихся трудовых действий и опера­ций.

Психологическая сущность монотонной работы и характерных для нее поведенческих феноменов была исследована в школе Курта Левина в экспериментах Анитры Карстен. Испытуемым предлагались задания типа заполнения листа бумаги штриховкой по образцу, громкое чтение стихов, размеще­ние наперстков в отверстия специального планшета и т.п. задания. В инструкции испытуемым рекомендовалось выполнять задание ДО тех пор, пока сохранится желание работать. Разрешалось пре­кратить работу в любой момент. Исследователь наблюдал за осо­бенностями динамики поведения, фиксировал высказывания ис­пытуемого, отмечал проявления его эмоционального отношения к заданию, к ситуации эксперимента, к экспериментатору.

В опы­тах исследовалась динамика процесса насыщения по отношению к квазипотребности, побуждавшей испытуемого выполнять задание. Как известно, К.Левин выделял биологически важные потребности личности и квазипотребности как потребности искусственные, порожденные социальной жизнью. Цель выполнения экспериментального задания была связана с реализацией на квазипотребности. Обнаружились типичные для большинства испытуемых особенности, сопровождавшие процесс насыщения и пе­реход его в пресыщение данным видом занятия. Занятие воспринималось как искусственная задача, не имевшая общественного значения и смысла. Смыслом его наделял испытуемый, и этот разный смысл задания сказывался на результатах ею действий. Большинство испытуемых варьировали способ выполнения за­дания, включали основное задание в качестве фона в процесс выполнения некоторой другой деятельности (при штриховке, на­пример, испытуемые напевали, насвистывали мелодии). В послед­нем случае тягостные переживания были менее острыми. Аффек­тивные негативные эмоции предшествовали окончанию работы. А. Карстен обнаружила, что мышечная усталость от процесса выполнения экспериментального задания не была главной при­чиной снижения продуктивности испытуемых, ошибок и вариа­ции их действий (по отношению к заданному образцу). Все дело было именно в снижении актуальной потребности выполнять эк­спериментальное задание, которое обозначалось как процесс «на­сыщения» (или психического пресыщения). Возможность продол­жения деятельности испытуемого обеспечивалась или его волевы­ми усилиями, иди переосмыслением задания, изменением струк­туры выполняемого действия.

В исследовании участвовали несколько безработных, которым платили за их труд. В отличие от основной группы испытуемых безработные выполняли экспериментальные задания без призна­ков насыщения и пресыщения квазипотребности.

Экспериментальное задание моделировало виды реальной про­изводственной работы, представлявшей собой выполнение повто­ряющихся однообразных, простых по исполнению операций, которые приводили к получению полуфабриката, часто неизвестного назначения. По причине непосредственного интереса к содержанию и результатам труда у работника (испытуемого) не могло быть. Такая работа воспринималась им как бесконечный, не продвигающийся к концу бессмысленный процесс, имеющий внешний опосредованный смысл — заработную плату. Таким образом, эксперимент моделировал психологическую природу развития отчуждения субъекта труда от выполняемой деятельности и продукта, позволял понять истоки негативных проявлений психического состояния монотонии.

В динамике продуктивности при таких видах труда может отсутствовать период высокой устойчивой продуктивности, часто обнаруживаются колебания продуктивности, отражающие всплески волевых усилий, необходимые работнику для «самоподстеги-рания». Состояние монотонии в труде отличается от состояния психического пресыщения. Хотя имеется и много общего, раз­личие заключается в том, что при монотонии исполнитель отда­ет себе отчет в том, что он занят трудом, что результат его дея­тельности нужен и оплачивается организатором компании, по­этому исполнитель заставляет себя продолжать работу (если он заинтересован в оплате). Состояние психического пресыщения развивается особенно остро в искусственных ситуациях, заведо­мо не связанных с настоящим трудом. При этом если выполне­ние задания не оплачивается, квазипотребность, питающая по­будительную мотивацию испытуемого, утрачивается особенно быстро и человек ищет и находит способ выйти из надоевшей экспериментальной ситуации. Таким образом, различие между психическим пресыщением в эксперименте и состоянием моно­тонии в труде состоит в понимании испытуемым контекста, в который включена деятельность, в статусе продукта выполняе­мой деятельности (искусственная, игровая цель или продукт тру­да, возможно, непонятный, но нужный для организации и оп­лачиваемый).

Адекватная объяснительная модель позволила психологам на­метить пути преодоления монотонности труда в промышленно­сти.

Монотонный труд может сопровождаться не только снижени­ем уровня активации, сонливостью, апатией. Встречаются виды труда, требующие выполнения однообразных действий в высоком темпе. Нагрузка на одни и те же группы мышц при этом может привести к профессиональным заболеваниям, при которых стра­дают нервно-мышечный аппарат, связки. Примером может быть «писчий спазм» — функциональное нарушение движений мелкой моторики рук у людей, которым приходится много писать в быс­тром темпе. Такие трудовые задачи можно рассматривать как тре­бующие не усложнения, а напротив, облегчения.

Профессиональный стресс

В современной психологии труда профессиональным называют состояние субъекта труда, характеризующееся мобилизацией его ресурсов для преодоления трудностей, проблей профессиональной деятельности. Стрессораминазывают факторы, провоцирующие стрессовые состояния. Автором первой теории стресса был, как известно, Ганс Сельс, в учении которого стресс рассматривался как неспецифическая реакция живого организма на неблагоприятное воздействие среды. Использование биологического понятия стресса в психологии привело к тому, что егопервоначальное значение осталось за термином «физиологический стресс». В настоящее время принято выделять также в области профессионального стресса и другие его разновидности: инфор­мационный, эмоциональный. Состояние стресса может улучшать показатели деятельности (если это состояние не вызывает перегрузок и выступает в качестве состояния оператив­ной мобилизации). Но если трудовая нагрузка чрезмерна для дан­ного работника, стресс превращается в дистресс, который при длительном воздействии приводит обычно к психосоматическим заболеваниям.

А. Б.Леонова выделяет три концептуальные ориентации в исследовании профессионального стресса: 1) экологический под­ход, 2) трансактный подход и 3) регуляторный подход.

В рамках экологического подхода, популярного в 60-е гг. XX в., или эпидемиологического подхода, стрессовые реакции живого организма рассматриваются как неспецифичес­кий ответ на воздействия среды в форме физиологических реак­ций и поведения живого существа, имеющие для него приспособительное значение. Применительно к человеку, профессионалу данный подход не утратил своего значения, ибо людям прихо­дится трудиться, приспосабливаясь к неблагоприятным факторам среды. Этот подход и категория физиологического стресса служат основой для работ в области эргономики, профессиональной ги­гиены, психофизиологии труда, инженерной психологии, ори­ентированных на оптимизацию, оздоровление функционирова­ния человека в производственной среде в эргатических системах.

Трансактнып подходв изучении профессионального стресса сложился в русле когнитивной пси­хологии в 70-е гг. XX в. Его отличительной чертой является представление о работающем человеке как субъекте деятельности и общения, личности, сознательно регулирующей свое поведение. Мобилизация ресурсов организма человека в форме нервно-психичсской напряженности понимается как результат его оценки профессиональной ситуации, осознания личностного смысла стрессовых ситуаций для субъекта деятельности. В русле этого подхода, опирающегося на исследования Р.Лазаруса и многих других психологов, факторами стресса стали не только физиче­ские параметры среды, но и организационные факторы труда, возможности профессионального продвижения, потенциальные мотивы труда, особенности производственных взаимодействий, конфликтные ситуации. В рамках данного подхода получили раз­витие исследования приспособительных стратегий поведения про­фессионалов (копинг-стратегий). Степень мобилизации нервно-психического напря­жения субъекта деятельности оказалась зависящей не от объек­тивной реальности трудовой ситуации, а от ее отражения в созна­нии работающей личности.

Регуляторный подходв исследовании профессионального стрес­са, представленный современными работами эргономистов, пси­хологов труда, рассматривает работающего человека как субъекта трудовой деятельности с точки зрения особенностей регуляции и саморегуляции выполняемых им эргатических функций и их ре­зультативности. Данный подход не является достижением послед­них лет, он реализует задачи, традиционно рассматривавшиеся в науках о работающем человеке в интересах обеспечения высокой продуктивности, качества труда, надежности эргатических сис­тем.

Стресс в русле данного подхода рассматривается не только как источник возможных негативных последствий для работника, его здоровья и результатов труда. Стресс оказывается и фактором развития и профессиональной самоактуализации личности. Под ру­ководством Л. Г.Дикой выполнено исследование стратегий пре­одоления стресса у здоровых людей и спинальных больных с по­следствиями травм и аварий. Было обнаружено, что ведущая роль в адаптации к стрессу как тяжелому периоду жизни человека при­надлежит ценностно-смысловой сфере личности, где сосредото­чено ядро переживаний, позволяющих выдержать тяжелое испы­тание за счет выработки новых жизненных смыслов.

Пути оптимизации состояний работоспособности субъекта труда

Рассмотрим некоторые способы оптимизации состояний рабо­тоспособности человека — субъекта труда.

Режимы труда и отдыха. Значимость проблемы установления длительности работы и отдыха, их чередования во времени была продемонстрирована в опытах Ф. У. Тейлора. Он эмпирически уста­новил, что при одинаковой степени субъективной усталости грузчик может увеличить объем выполненной работы с 12,5 до 48 тонн в день, если будет соблюдать рекомендованный менеджерами ре­жим работы. Чем больше была масса груза, тем больший процент времени в течение смены рабочий должен был отдыхать.

Читайте также:  Способы временного преодоления утомления физиология

В настоящее время в физиологии и психофизиологии труда раз­работаны и эмпирически проверены режимы труда и отдыха для разных вариантов трудовой нагрузки. При 8-часовой рабочей сме­не рекомендуются часовой обеденный перерыв после четырех ча­сов работы и регламентированные паузы: для видов труда с не­большими физическими усилиями и умеренным нервным напря­жением — 5-минутные перерывы через каждые 2 часа работы; при монотонной работе в условиях вынужденного темпа и рабо­чей позы — рекомендуют 5-10 минутные перерывы через каждые 1,5 часа работы; при работе, связанной с большими физическими усилиями и нервным напряжением, — 5— 10-минутные паузы че­рез каждый час работы; при работе в неблагоприятных условиях с большим физическим и нервным напряжением рекомендуют 3 — 5-минутные паузы через каждые 30 минут работы при органи­зованном пассивном отдыхе в специальном помещении. Введение регламентированных пауз особенно важно, если люди работают в производственных помещениях и не могут произвольно останав­ливаться во время работы, так как участвуют в общем производ­ственном процессе (например, при работе на конвейере).

Активный отдых.Принцип активного отдыха вместо отдыха пассивного был сформулирован И. М. Сеченовым в его опытах на ручном эргографе. Это был прибор, позволявший записывать тра­екторию подъема груза и вычислять суммарную работу, проде­ланную во времени. Сеченов сам был испытуемым и установил, что если, доведя работу до изнеможения (когда приходилось пре­кращать подъем груза из-за нестерпимой мышечной боли в руке), пассивный отдых заменить активным — работой левой рукой, то процесс восстановления работоспособности правой руки ускоря­ется и увеличивается объем работы, выполненный этим органом за время эксперимента. Парадоксальный результат опыта он объяс­нил потоком афферентации от работающих мышц левой руки в ЦНС, который увеличивал энергетический ресурс ЦНС, ее функ­циональные возможности. Источником афферентных импульсов, по Сеченову, могли быть не только движения мышц, но и чув­ственные впечатления от музыки, зрительных ощущений, от вли­яния интереса испытуемого к выполняемой работе. Таким обра­зом, функциональное состояние ЦНС понималось как определяющее ее потенциал работоспособности человека, и активный отдых рекомендовался вместо пассивного. В последующих экспериментах — школе В.М.Бехтерева было установлено, что принцип активногоотдыха имеет ограничения. Так, метод чередования трудовых операций не является универсальным, может привести к ошибкам, снижению качества работы и увеличить утомление, а не ком­пенсировать его. Следует иметь в виду степень развития утомления при выполнении первого вида работы, учитывать уровень владе­ния навыками, требуемыми в чередуемых видах труда, склонность работника к выполнению этих видов занятий, соотношение на­груженных в работе психических и физических функций и дли­тельность процессов их восстановления после прекращения рабо­ты. Например, после выполнения работы, требующей физической выносливости, тяжелой мышечной работы, невозможно сразу обеспечить высокую точность мелкой моторики рук, осуществле­ние перцептивных действий при разглядывании мелких объектов, так как процесс восстановления сопряжен с повышенным тремором. Не будет эффекта активного отдыха и в том случае, если чередуемые трудовые действия связаны с нагрузкой на те же фун­кциональные системы (например, работа по восприятию тексто­вой информации на слух и затем выполнение вычислительных операций).

Температурные воздействия.В лаборатории К. X. Кекчеева (1947) было экспериментально установлено, что холод повышает умствен­ную и физическую работоспособность, а тепло вызывает расслаб­ление, успокоение и поэтому снижает работоспособность. Этот факт издавна был хорошо известен невропатологам и психиатрам. Кекчеев экспериментально установил еще в 1932 г., что погруже­ние рук в теплую воду ведет к понижению чувствительности па­лочкового аппарата глаза, а холод ее повышает. Основа этих фе­номенов — в адаптационно-трофической роли вегетативной не­рвной системы.

Фармакотерапия и воздействие на вкусовые рецепторы.Как из­вестно, существуют вещества, стимулирующие работоспособность и, напротив, приводящие к расслаблению, развитию тормозного состояния ЦНС. Широко используется кофеин в качестве стиму­лирующего средства. В 30-е гг. XX в. К.Х.Кекчеевым было выполне­но экспериментальное исследование роли проприоцепции в поддержании работоспособности в труде. Вкусовые ощущения (кис­ло-сладкая таблетка, которую следовало пососать) применялись в годы Великой Отечественной войны как средство для ускоре­ния темновой адаптации глаз военных летчиков, разведчиков, снайперов. Механизм действия — адаптаци­онно-трофические влияния вегетативной нервной системы и аф­ферентных импульсов от проприорецепторов на ЦНС и состояние зрительного анализатора.

Использование светоцветовых воздействий в промышленности.Эффект основан на психологических законах влияния цвета на психическое и функциональное состояние человека. Известно, что красный, оранжевый и желтый цвета возбуждают нервную систе­му человека, а голубой, синий, зеленый — успокаивают; фиоле­товый может оказывать и угнетающее воздействие. Известны опы­ты американских физиологов, в которых рабочим предлагалось переносить одинаковые ящики, окрашенные в разные цвета (бе­лый, желтый, коричневый и черный). Практически все рабочие оценивали коричневые и черные ящики как более тяжелые.

Общие закономерности влияния цвета на состояние рабочих и их работоспособность учитываются при окраске помещения, обо­рудования, при этом уделяется внимание характеру работы, температурным условиям, предпочтениям рабочих, обусловлен­ным их культурными традициями. Так, если рабочие выполняют монотонные работы, рекомендуют стимулирующие цвета (жел­тый, розовый, оранжевый, их сочетания). Если работа требует пер­цептивного контроля (зрительного, слухового), сопряжена с ум­ственным напряжением, рекомендуют спокойные тона. В произ­водственных помещениях, где имеются источники тепла, предла­гают использовать светлые зеленоватые и голубоватые тона; в хо­лодных помещениях, напротив, теплые цветовые оттенки. В кон­торских помещениях предлагается избегать использования темной мебели. Конечно, цветовые решения окраски стен, пола в произ­водственном помещении должны обеспечивать хорошее различе­ние объектов труда, восприятие сигналов, особенно сигналов бе­зопасности. Движущиеся и опасные части машин окрашивают желтой и оранжевой красками, часто с черными полосами (для лучшего их выделения из фона). Французский инженер Р. Дерибере рекомендует меньше использовать серые тона в производствен­ном интерьере, применять светлые оттенки, ибо на них лучше видны пыль и грязь, а это стимул для поддержания чистоты в помещениях. Универсальные правила использования цвета на про­изводстве должны обязательно применяться на основе предвари­тельного изучения конкретных видов производства, ибо цвет дол­жен использоваться функционально, а не в отрыве от реальном рабочей ситуации. Конструктивный опыт использования цвета в дизайне предметов потребления, производственных интерьеров, машин и оборудования накоплен и отечественными художника­ми-конструкторами, эргономистами, использовавшими световые решения как средство информации, как фактор психоло­гического комфорта рабочего в труде и как средство композиций (Насколько эффективно применение функциональной окраски на предприятиях? По данный А. А. Перроте, на одном из шотландских заводов по производств элементов для кислотных батарей в начале 60-х гг. XX в. после спе­циальной окраски производственных помещений и оборудования выработка работниц возросла за год на 18 %. На английской обув­ной фабрике «Райт Шоу К°» окраска стен и оборудования в свет­лые тона улучшила условия восприятия заготовок обуви, и в ре­зультате выработка выросла на 14 %.

функциональная музыка.Этот прием стал широко применять­ся на производстве в США, Канаде, странах Западной Европы в 50—60-х гг. XX в. Появились специалисты-консультанты в этой области. Эмпирически установлено, что музыка может воздейство­вать не только на эмоции работников, но и на состояние цент­ральной нервной системы, причем это воздействие может быть стимулирующим, мобилизующим или помогающим снять напря­жение, расслабиться и отдохнуть. В зависимости от особенностей трудовой деятельности в разные периоды рабочей смены исполь­зование музыки преследует особые цели: 1) в начале рабочего дня применяется «музыка вхождения в работу» — марши; такая музыка начинается за 10—15 минут до начала рабочей смены, а также через 5—10 минут после окончания работы; 2) для сниже­ния утомления за 1 час до конца первой и второй половины сме­ны — «стимулирующая работоспособность музыка», мелодичная, с четким ритмом; 3) «музыка во время обеденного перерыва» — легкая, песенная мелодия. По содержанию музыка должна нра­виться большинству работников, мелодии следует ежедневно об­новлять, так как стимулирующий эффект музыки снижается по мере привыкания. Консультанты по функциональной музыке фор­мируют блоки мелодий для разных периодов рабочей смены, ко­торые могут чередоваться несколько раз в месяц. Музыка рабочего периода не должна отвлекать от работы, поэтому она не должна слишком сильно захватывать эмоции слушателей: ее следует «слы­шать», но не «слушать». Слишком выраженный интерес к музыке может привести к падению продуктивности труда, к росту числа ошибок, к браку и травматизму. Музыка не должна вызывать раз­дражение у рабочих. Консультанты по функциональной музыке для производства проводят предварительное обследование типа производства, учитывают возраст, уровень образования, культур­ные запросы персонала. Они принимают во внимание уровень и Качественные особенности шума в производственных помещени­ях, а также степень загрузки сознательного контроля работников. Установлено, что для видов труда, требующих восприятия слухо­вой информации, использующих активное речевое общение и связанных с интенсивными умственными процессами, функцио­нальная музыка может быть вредной. Если в цехе уровень шума 80 — 90 децибелл или имеется интенсивный импульсный шум, музыка не применяется. Функциональная музыка подбирается по темпу и ритму: ритм музыки рабочих периодов должен по возможности приближаться к ритму трудовых движений. Во время работы используются инструментальные мелодии, песенные и хоровые произведения не рекомендуются, так как могут отвлекать людей От работы. Негативное влияние оказывают также мелодии слишком громкого звучания, способные привести к увеличению нервного напряжения и утомления. Если трудовые процессы достаточно разнообразны, музыка предлагается в форме коротких программ по 10—15 минут; если работа монотонная, длительность музыкаль­ных сеансов увеличивается до 30—45 минут. Установлено, что об­щая продолжительность музыки во время работы не должна пре­вышать 2 — 2,5 часов за смену, непрерывная музыка в течение всей рабочей смены оказывает несомненный вред работоспособности персонала, так как усиливает утомление.

Какова эффективность использования функциональной музы­ки? Исследования американских специалистов 50-х гг. XX в., ох­ватившие несколько предприятий в течение трех месяцев, проде­монстрировали, что функциональная музыка, организованная в соответствии с правилами ее грамотного использования, позво­ляет повысить продуктивность труда на 4—25 %, при этом сред­ний прирост выработки в дневные смены — 7 %, в ночные — 17%.

Методы нервно-мышечной релаксации, самогипноз и внушение.Данная группа методов используется для формирования состоя­ния повышенной работоспособности, а также для снятия стрес­совых реакций и содействия быстрому преодолению состояния утомления. Методы основаны на свойствах особого состояния нервно-мышечной релаксации. Научившись осознанно вводить себя, свои органы и части тела в это состояние, человек может обезбо­ливать отдельные части тела, управлять сном (засыпать по само­приказу), улучшать функции внимания, памяти. Применение дан­ных методов в работе со спортсменами высшей квалификаций демонстрируется Р. М. Загайновым.

Такого рода тренинговая работа может достичь высокой эффективности, если обучение будет построено на основе предварительного обследования клиентов и установления индивидуального типа психической саморегуляции. Л. Г. Дикая и В. И. Щедров установили четыре типа такого рода стилей: «гармо­ничный», «накопительный», «затратный» и «экономный» — на основе диагностики свойств энергетического, психодинамического и психологического уровней индивидуальной структуры саморегуляции. Теоретической основой их исследований послужили: концепция интегральной индивидуальности В.С.Мерлина, концепция индивидуального стиля деятельности Е. А. Климова, идеи Г.Айзенка о свойствах экстраверсии/интроверсии, нейротизма и М.Люшера об эрготропном или трофотропном типе реа­гирования личности, а также учение о психической вариабельно­сти О.Микшика. Л. Г.Дикая и В.И.Шедров смогли выделить эф­фективные типы саморегуляции, которыми чаще обладают эрготропные экстраверты и интроверты (гармоничный и накопитель­ный типы), и типы саморегуляции чаще низкоэффективные (зат­ратный и экономный). Представители гармоничного стиля саморе­гуляции обладают большим запасом энергии, хорошим здоровь­ем, быстро восстанавливают силы после утомления, стресса; это чаще экстраверты с чертами эрготропности (положительными, стеничными эмоциями).

Представители накопительного стиля саморегуляции (интровер­ты с чертами эрготропности) обладают большими энергетически­ми ресурсами, но относительно низкой активностью. Они склонны к сильным переживаниям и способны к отдельным действиям и поступкам, требующим сильных эмоций без ущерба для работоспо­собности. Представители затратного и экономного стиля саморегуля­ции (соответственно экстраверты и интроверты с чертами трофотропности) обладают низкими энергетическими ресурсами, плохо соотносят задачи и свои возможности. В стрессовых ситуациях у них быстро развиваются утомление, истощение, депрессия. Они отлича­ются тем, что чаще страдают хроническими заболеваниями, чаще не справляются со своим настроением, не владеют способами улучше­ния своего функционального состояния. Это люди с высоким уров­нем ситуативной и личностной тревожности, для них типичны в большей мере ошибки, снижение внимания в условиях монотонии. Именно такие люди нуждаются в помощи психологов. Индивидуа­лизированные обучающие программы по освоению эффективных стилей саморегуляции могут быть полезны оптантам, студентам вузов и колледжей, адаптантам, впервые входящим в самостоятельную профессиональную жизнь, интерналам, сталкивающимся с трудными, стрессовыми профессиональными ситуациями.

В последние годы в зарубежных работах по психологии труда, индустриальной и организационной психологии получили распространение формы консультативного и тренингового воздействия психологов на персонал производственных организации которые объединяются под названием «наставничество» или «коучинга. В этих программах задачи обучения навыкам саморегуляции, эффективным формам поведения в стрессовых условиях включены в обширные обучающие программы содействия личностному развитию клиентов, самопониманию, програм­мы управления собственной мотивацией, развития уверенности в себе, преодоления личностных и профессиональных кризисов содействия карьерному росту и пр. Консультанты-коучеры не зат­рагивают проблемы клинической психологии или вопросы, тре­бующие глубокого анализа личности клиента, типичные для не-медицинской психотерапии. Коучинг ориентирован на помощь в профессиональной, социальной и личностной адаптации клиен­тов в труде, в производственных организациях с учетом конкрет­ных особенностей профессии и типа организации, в которой ра­ботает клиент.

Методы оценки трудовой нагрузки и психодиагностики функциональных состояний

Для характеристики влияния на состояние работоспособности неблагоприятных факторов условий труда и трудовой нагрузки в Московском НИИ труда в 70-е гг. XX в. была разработана медико-физиологическая классификация работ по тяжести. На основе классификации создана методи­ка экспертной количественной оценки тяжести работ (под тя­жестью работы понимается интегральная оценка неблагоприят­ного влияния труда на функциональное состояние работника, а не только физическая нагрузка).

Можно выделить группу методов, специализированных на вы­явлении факторов стресса в труде. Это могут быть опросники, в которых выявляются типичные неблагоприятные стороны профес­сии, ведущие к развитию неблагоприятных функциональных со­стояний в труде. Примером могут служить «Опросник факторов про­фессионального стресса» Ч. Спилбергера (1994), в котором респон­денту (профессионалу) требуется оценить частоту встречаемости каждого пункта опросника и степень интенсивности действия каж­дого фактора; опросник под названием «Инструмент для анализа стресса на работе» Н. Земмера и др. (1998).

Для оценки функциональных состояний субъекта труда применяют диагностические методы разного вида:

а) поведенческие (хронометраж продуктивности работы, анализ брака в разные часы работы; тестовые задания, моделирующие работу психики в профессиональных задачах, например коректурная проба Бурдона);

б) психометрические (методы, ориентированные на оценку со­стояния психических функций, например, задания на проверку эффективности оперативной кратковременной памяти или проба измерения критической частоты слияния мельканий — КЧСМ);

в) физиологические (оценивающие состояние физиологических функций, например, замеры частоты сердечных сокращений, дыхания, артериального давления);

г) методы субъектной оценки и шкалирования ощущений уста­лости, самочувствия, настроения (методика «САН») или сбор количества симптомов утомления и измерение их интенсивности (Леонова А.Б., 1984).

Выбор диагностических методов определяется задачей иссле­дования функциональных состояний и должен основываться на предварительном психологическом анализе профессиональной деятельности субъекта труда. Психологическое изучение профес­сии необходимо для понимания причин профессионального утом­ления, факторов снижения работоспособности или стресса в кон­кретной ситуации, а также для выделения наиболее подвержен­ных утомлению или стрессу функциональных систем работающе­го человека.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник