Меню Рубрики

Влияние на устойчивость организма к утомлению

Занятия физической культурой как средство повышения устойчивости организма к влиянию окружающей среды

Двигательная активность – важнейший фактор укрепления здоровья и повышения работоспособности. Для поддержания здоровья необходим определенный уровень двигательной активности. В зависимости от условий жизни двигательная активность человека может различаться. Так затраты энергии при «сидячем» образе жизни составляют 5-10 % от затрат интенсивно тренирующегося спортсмена.

Анализ причин различных заболеваний среди лиц умственного труда показал, что они связаны с недостатком движения (гиподинамия – недостаток двигательной активности). Мышцы составляют 40 % массы тела человека, а резкое понижение работы этого аппарата не проходит бесследно для здоровья.

Наблюдения показывают, что у 70 годам мускулатура человека, ведущего малоподвижный образ жизни, может уменьшиться в объеме наполовину.

Отсутствие мышечной нагрузки приводит к быстрому износу организма. И в первую очередь, от этого страдают сердце и сосуды, увеличивается количество неврозов и психических заболеваний. При уменьшении двигательной активности ухудшается кровоснабжение сердечной мышцы, уменьшается потребление кислорода, сердце работает неэкономно. Наблюдается нарушение венозного кровообращения («затекание ног»). По мере старения организма при отсутствии активных движений последствия начинают сказываться и способствуют развитию хронических заболеваний.

При длительной гиподинамии начинается усиленный распад белков, атрофия мышц, увеличивается количество жировой ткани, кости становятся менее прочными, в суставах откладываются соли, возникает тугоподвижность, артриты.

Всякая умственная работа рано или поздно вызывает утомление – ослабевает работа нервных клеток коры головного мозга. Первым признаком наступающего утомления является снижение работоспособности, появления чувства усталости, вялость, апатия, сонливость, нежелание продолжать работу, притупление внимания. Если утомление нарастает, все труднее становится работать и все больше волевых усилий надо прикладывать для продолжения работы. Это вызывает раздражение, ослабление нервной системы. Нежелание считаться с требованием организма приводит к хроническому переутомлению, что подрывает здоровье, является источником болезней.

При наступлении утомления организм нуждается в перерывах для активного отдыха. Физиолог И.М. Сеченов доказал, что при утомлении можно восстановить работоспособность, сменив вид деятельности. Значит отдых – не всегда безделье. Активный отдых дает возможность переключения с одного вида деятельности на другой, что быстро снимает утомление (прогулки, физические упражнения).

При сидячей работе студентам во время отдыха особенно необходимы движения (прогулки), после занятий (1,5 – 2 часа посвятить физической культуре).

Сердечно-сосудистые заболевания вызывают наиболее высокую смертность. Причину ищут в самом пораженном органе – сосудах, сердце. Однако, одна из основных причин спрятана в тончайших механизмах работы мозга, в его молекулярных и химических реакциях, собирающих и откладывающих все то, что человек переживает на протяжении всей своей жизни. Особенно неизгладимый след оставляют расстройства, волнения, психологический стресс, умственное перенапряжение. Они приводят к функциональному нарушению психической деятельности – неврозу. Именно невроз – поставщик разнообразных заболеваний – гипертонии, экземы, атеросклероза и др. Таким образом, сначала возникает нервное заболевание и только потом отражается на работе сердца и сосудов.

Организм человека способен переносить значительные перегрузки. Ничто не вызывает невротическое состояние, если установлен определенный режим жизни, т.е. моменты наивысшего напряжения чередуются с моментами физического и психического расслабления, покоя.

При неврозе возбуждением охвачены все отделы головного мозга, нарушается регуляция деятельности всех систем нашего организма. Развиваются заболевания сердца, желудка, кишечника и т.д. Нежелательные последствия невроза можно ликвидировать. Для этого человеку необходима разрядка, он должен заставить себя переключиться. Эмоциональное возбуждение должно переключиться на движение (совершить прогулку, езда на велосипеде, пробежка, заняться физическим трудом). Таким образом, уменьшается влияние стресса на внутренние органы.

Занятия физической культурой и спортом повышают устойчивость организма человека к заболеваниям. Это вызвано увеличением выработки защитных тел. У человека, выполняющего умеренную физическую работу, количество лейкоцитов в крови обычно повышено, т.е. защитные силы приведены в боевую готовность. У человека, ведущего малоподвижный образ жизни, кроветворные органы вырабатывают всегда одно и тоже малое количество лейкоцитов и, в случае заболевания они медленно реагируют на инфекцию. В итоге инфекция не встречает должного отпора и болезнетворные микробы размножаются, вызывая тяжелые расстройства здоровья.

Физические упражнения повышают активность лейкоцитов, уничтожающих микробы. Физические нагрузки повышают стойкость организма при поражении раком и проникающей радиацией. При облучении у физкультурников картина крови ухудшалась меньше, чем у не тренированных. Профилактика заболеваний – закаливание.

Закаливание укрепляет, прежде всего, нервную систему. Закаленный человек мало подвергается влиянию неблагоприятных факторов внешней среды. Закаливание холодной водой приводит к усилению теплопродукции и повышению температуры кожи, утолщается ее роговой слой. Закаленный человек легко переносит холод и жару. Если же человек не привык к перепадам температуры, его нервная система не успевает регулировать выработку и расходования тепла, в результате наступает перегревание или охлаждение, вредно влияющие на здоровье.

Тренированный организм легче переносит условия гипоксии. Постоянная тренировка, связанная с задержкой дыхания, тренирует организм, повышает устойчивость к недостатку кислорода.

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 886 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

на тему: «Факторы работы вызывающие утомление»

направление 38.03.04. «Управление персоналом»

1. Сущность и виды утомления. 5

2. Факторы, непосредственно влияющие на утомляемость и их характеристика. 7

3. Меры по восстановлению и предупреждению утомления. 9

Еще в XIX веке известный публицист Д.И.Писарев писал: «Усилия благоразумного человека должны направляться не к тому, чтобы чинить и конопатить свой организм, как утлую и дырявую ладью, а к тому, чтобы устроить себе такой образ жизни, при котором организм как можно меньше приходил в расстроенное положение и, следовательно, как можно реже нуждался в починке».

Согласно этому высказыванию, рациональная организация жизнедеятельности есть система жизни данного конкретного человека, которая с учетом необходимых и возможных условий обеспечивает ему высокий уровень здоровья и благополучия в сферах социального, профессионального, семейного и культурного бытия.

Из этого высказывания очевидно, что правильная организация рабочего времени, с учетом факторов, влияющих на утомление, поможет не только повысить производительность труда, а так же избавить человека от переутомления и сохранить здоровье организма.

Умственная или мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным зарядом сказывается на умственной и физической работоспособности человека. Однако при увеличении, физической или умственной нагрузки, объема информации, а также интенсификации многих видов деятельности в организме развивается особое состояние, называемое утомлением.

Цель работы — ознакомиться с факторами, вызывающими утомление

Задачи работы — рассмотреть сущность утомления и переутомления, определить причины их возникновения, рассмотреть профилактический и восстанавливающий комплексы организма для их предупреждения.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что утомление и переутомление организма при чрезмерной или неправильно организованной трудовой деятельности все чаще приводит к негативным последствиям: снижается производительность труда работников, что влияет на деятельность предприятий, снижается мера вовлеченности работников в трудовой процесс, что так же влияет на скорость производимой продукции и на ее качество, а самое главное- ухудшает здоровье работников.

Сущность и виды утомления

Утомление – это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в том, уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и перераспределения внимания, усвоения теоретического материала. Утомление связано с ощущением усталости, и в то же время оно служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения.

вызвано предшествующей работой;

носит временный (обратимый) характер.

Различают четыре основных вида утомления:

1) умственное (например, при игре в шахматы) умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления ;

2) сенсорное (например, у спортсменов-стрелков при напряженной функции анализаторов);

3) эмоциональное (эмоции – неразлучные спутники спортивной деятельности);

4) физическое (в результате напряженной мышечной деятельности). Проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений.

Различают так же следующие виды утомления:

острое (проявляются в короткий промежуток времени) и хроническое (носит длительный характер, вплоть до нескольких месяцев);

общее (характеризуется изменением функций организма в целом) и локальное (затрагивает какую-либо ограниченную группу мышц, орган, анализатор.)

Критерии оценки утомления:

субъективные (ощущение усталости, боли в мышцах и др.)

объективные (индивидуальная производительность труда, состояние мышечной системы и психических функций)

Различают две фазы утомления:

компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма. Сохраняется высокая работоспособность, поддерживаемая волевым усилием);

некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается).

Начальные фазы утомления оказывают благоприятное влияние на устойчивость организма, способствуют в дальнейшем ускорению овладевания навыком и его упрочнением. Выраженное утомление отрицательно влияет на организм,уменьшая производительность труда, а при нерациональном режиме труда и отдыха ведет к переутомлению.

Переутомление-это патологическое состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе.

2. Факторы, непосредственно влияющие на утомляемость и их характеристика

Основным фактором, вызывающим утомление, является физическая или умственная нагрузка во время работы. Зависимость между величиной нагрузки и степенью утомления почти всегда бывает линейной, то есть чем больше нагрузка, тем более выраженным и ранним является утомление.

Помимо основных факторов нагрузки, влияющих на развитие утомления сказывается еще и ряд ее особенностей, среди которых следует выделить: статический или динамический характер нагрузки, постоянный или периодический ее характер и интенсивность нагрузки.

Нагрузки могут быть статистические и динамические, а выполняемые упражнения различаются по мощности (интенсивности) и темпу. Существует оптимальная интенсивность деятельности, при которой утомление наступает позже; увеличение или уменьшение этой интенсивности ускоряет наступление утомления.

Быстро развивается утомление при монотонной, статической и сенсорно-обедненной деятельности (например при работе на конвейере, требующей ограниченного набора движений, снижается внимание, угасают мотивы к деятельности-иными словами возникает состояние утомления.)

При динамической работе наблюдается постоянное чередование сокращения и расслабления мышц, а следовательно, возбуждения и торможения нервных клеток, поэтому утомление возникает спустя некоторое время. Статистические усилия характеризуются быстро наступающим утомлением. В данном случае утомление обуславливается непрерывным и интенсивным потоком импульсов от мышц, находящихся в постоянном напряжении.

Наряду с основным фактором, ведущим к утомлению, существует ряд дополнительных или способствующих факторов. Эти факторы сами по себе не ведут к развитию утомления, однако, сочетаясь с действием основного, способствуют более раннему и выраженному наступлению утомления. К числу дополнительных факторов можно отнести:

факторы, связанные с нарушением режимов труда и отдыха;

факторы, обусловленные изменением привычных суточных биоритмов, и выключение сенсорных раздражений;

социальные факторы, мотивация, взаимоотношения в коллективе и др.

Процесс, являющийся обратным утомлению является работоспособность (максимум работы, которую в состоянии выполнить человек). Работоспособность зависит от физического или психического состояния, а так же внешних факторов. Работоспособность конкретного работника зависит от типа нервной деятельности. Так, люди с сильным типом нервной деятельности обладают высокой работоспособностью, и наоборот. К тому же, работоспособность определяется состоянием здоровья, полом и возрастом человека, а так же его тренированностью. Однако так же работоспособность зависит от эмоционального состояния работающего, ведь положительные эмоции, радость, бодрость ведут к повышению работоспособности, а отрицательные эмоции-наоборот, к её снижению.

Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или вредных условий труда, а именно:

микроклимат (особенно температура воздуха, его влажность и скорость движения, состав воздуха, наличие в нем химических примесей);

источник

Выполнение физических упражнений имеет 2 последствия для организма человека: 1) специфический эффект, т. е. адаптация к данным физическим нагрузкам, и 2) дополнительный, неспецифический эффект — повышение устойчивости к разнообразным неблагоприятным факторам внешней среды. Люди, систематически занимающиеся физическими упражнениями (не менее 6-8 часов в неделю), оказывается реже болеют, легче переносят инфекционные болезни. У них меньше частота и длительность простудных заболеваний, гораздо меньше сопутствующих осложнений. У спортсменов повышается устойчивость к перегреванию и переохлаждению, к действию проникающей радиации, однако снижается переносимость голодания и некоторых ядов (цианистый калий). Выяснилось, что чем выше аэробные возможности организма, тем ниже показатели смертности. При повышении индивидуальных величин относительного МПК в 2 раза у мужчин (от 21 до 42 мл • кг -1 • мин -1 ) смертность снижается примерно в 3 раза, а у женщин повышение МПК в 1,5раза (от 21 до 32мл • кг -1 • мин -1 ) снижает смертность в 2 раза. Исследования на животных также демонстрируют усиление неспецифической устойчивости при тренировке. В группах тренированных крыс (плавание, статическая нагрузка) по сравнению с контрольной группой нетренированных крыс повышалась устойчивость в 1,5 раза к действию гипоксии (по времени возникновения судорог на высоте 13 км), в 1,5 раза — к отравлению хлороформом (по проценту выживания), в 4 раза — к облучению (по 4-кратному увеличению смертельной дозы рентгеновских лучей), на 7% — к перегреванию (по длительности жизни при 70°С), на 1/3 — к охлаждению (до начала судорог в воде при 5°С).

Для получения наибольшего оздоровительного эффекта и максимального повышения работоспособности следует соблюдать оптимальные двигательные режимы, разработанные для лиц различного возраста.

Оптимальный объем физической нагрузки по количеству часов в неделю составляет для возраста 6-8 лет — 13-14, 9-12 лет — 12-13, 13-15 лет — 11-12, 16-20 лет — 8-9, 24-30-лет — 7-8, 30-60 лет — 5-6, пожилых лиц — 8-10 часов.

Читайте также:  Понятие утомления в учебнике

Определена минимальная интенсивность нагрузки, при которой происходит повышение функциональных возможностей организма. Ее рассчитывают, исходя из величины максимальной ЧСС, равной 220 уд • мин -1 минус возраст (количество лет). Оптимальная физическая нагрузка выполняется при ЧСС от 65% до 85% от максимальной ЧСС.

Следовательно, для молодого человека 20-ти лет оптимальной является нагрузка, выполняемая при ЧСС в диапазоне 130-170 уд • мин -1 (его максимальная ЧСС составляет 220 — 20 = 200 уд • мин -1 ), а для пожилого человека 60-ти лет оптимум нагрузки соответствует диапазону ЧСС от 104 до 136уд • мин -1 (его максимальная ЧСС составляет 220 — 60 = 160 уд • мин -1 ).

Отечественными и зарубежными учеными разработаны общие рекомендации по величине тренировочной нагрузки для развития и поддержания кардио-респираторных функций, состава тела, мышечной силы и выносливости у взрослых здоровых лиц.

• Частота тренировочных занятий — 3-5 дней в неделю.

• Интенсивность работы — 65%-85% от максимальной ЧСС или 50-85% от МПК.

• Длительность занятий — 20-60 минут непрерывной аэробной работы в зависимости от интенсивности (допускается 2-3 пика нагрузки по 1-2 мин с ЧСС до 90-100% от максимальной ЧСС или от МПК).

• Вид упражнений — любые упражнения с использованием больших мышечных групп при ритмичной и аэробной работе — бег, бег трусцой, передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, плавание, гребля, танцы, игровая деятельность.

• Упражнения с сопротивлением умеренной интенсивности, эффективные для поддержания анаэробных возможностей, развития и поддержания обезжиренного веса и прочности костей — 8-10 упражнений на большие мышечные группы по меньшей мере 2 дня в неделю.

Рекомендуемый двигательный режим позволяет поддерживать оптимальный уровень физической работоспособности, состава тела и здоровья (англ. fitness — фитнесс), снижение ЧСС покоя, повышение аэробных и анаэробных возможностей организма, снижение утомляемости и ускорение процессов восстановления.

При суточных энерготратах не менее 1200 ккал возможно оптимальное снижение веса — не более 1кг в неделю.

Для определения оптимальной двигательной активности взрослого здорового человека можно использовать суточный показатель количества шагов: 10000 шагов в 1 день обеспечивают средний уровень энерготрат 2200-2400 ккал в сутки (1700 ккал — основной обмен и 500-700 ккал — на мышечную работу). Опыт изучения двигательной активности различных контингентов населения показывает, что в зрелом возрасте люди делают, в среднем, 10-15тыс. шагов в сутки, а в пожилом возрасте — 6-8тыс. шагов. Подвижность детей дошкольного и младшего школьного возраста очень высока. Число шагов, проходимых в 1 день дошкольниками в зимний период, составляет в возрасте 3-4 лет 11,2 (девочки) и 11,9 тыс. шагов (мальчики), в 5 лет, соответственно, 12 и 13,5 тыс. шагов, в 6-7-лет — 13,6 и 15,0 тыс. шагов, в 8 лет — 16,2 и 18,1 (до 22-24 тыс.шагов). Однако этот уровень подвижности не всегда реализуется. В детских садах и, особенно, в школах дети и подростки испытывают значительный дефицит двигательной активности, что приводит к росту заболеваний, ожирению, плоскостопию и другим отклонениям в состоянии здоровья.

Повышению функциональных возможностей организма, сохранению здоровья и развитию профессиональных психофизиологических особенностей, физических качеств и формированию двигательных навыков способствует профессионально-прикладная физическая подготовка. Средствами физического воспитания решаются задачи адаптации работающего населения к профессиональной деятельности, военному труду. Так, например, повышение вестибулярной устойчивости, достигаемое в плавании, акробатике, гимнастике, спортивных играх, имеет большое значение для летчиков, космонавтов; быстрота реакции, высокая надежность сенсорных систем, скорость переработки информации, развиваемые в ситуационных видах спорта, необходимы профессионалам-операторам, радиотелеграфистам, машинисткам; высокий уровень развития силы и выносливости требуется геологам.

1. Физиологические особенности адаптации к физическим нагрузкам. Срочная и долговременная адаптация к физическим нагрузкам
2. Функциональная система адаптации. Функциональные изменения в организме при физических нагрузках. Изменения функций различных органов и систем организма.
3. Функциональные сдвиги при нагрузках постоянной и переменной мощности
4. Психофизиологические механизмы проявления эмоций. Предстартовые состояния. Формы проявления и физиологические механизмы предстартовых состояний. Формы проявления и физиологические механизмы предстартовых состояний.
5. Разминка и врабатывание. Устойчивое состояние при циклических упражнениях. Виды устойчивого состояния. Физиологические особенности устойчивого состояния при циклических упражнениях.Особые состояния организма при ациклических, статических и упражнениях переменной мощности
6. Принципы и методы тестирования физической работоспособности
7. Резервы физической работоспособности. Физиологические основы утомления спортсменов. Определение и физиологические механизмы развития утомления
8. Определение и физиологические механизмы развития утомления
9. Предутомление, хроническое утомление и переутомление
10. Общая характеристика процессов восстановления
11. Физиологические механизмы восстановительных процессов. Физиологические закономерности восстановительных процессов
12. Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений. Различные критерии классификации упражнений. Современная классификация физических упражнений
13. Физиологическая характеристика спортивных поз и статических нагрузок. Физиологическая характеристика стандартных циклических и ациклических движений
14. Формы проявления, механизмы и резервы развития силы. Формы проявления мышечной силы
15. Физиологические механизмы развития силы. Функциональные резервы силы
16. Формы проявления, механизмы и резервы развития быстроты. Физиологические механизмы развития быстроты. Физиологические резервы развития быстроты. Формы проявления, механизмы и резервы развития выносливости
17. Физиологические механизмы развития выносливости.
18. Физиологические резервы выносливости. Понятие о ловкости и гибкости; механизмы и закономерности их развития. Понятие о ловкости, ее развитие. Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности. Физиологические основы процесса тренировки.
19. Физиологические основы состояния тренированности. Физиологическая характеристика перетренированности и перенапряжения. Перетренированность. Перенапряжение.
20. Функций организма в процессе тренировок. Изменение функциональных возможностей женского организма В процессе спортивной тренировки. Влияние больших нагрузок на организм спортсменок
21. Влияние биологического цикла на работоспособность женщин. Специфический биологический цикл. Изменение спортивной работоспособности в различные фазы биологического цикла. Индивидуализация тренировочного процесса с учетом фаз биологического цикла
22. Учет фаз биологического цикла при построении тренировочного процесса. Физиолого-генетические особенности спортивного отбора. Физиолого-генетический подход к вопросам спортивного отбора
23. Наследственные влияния на морфофункциональные особенности и физические качества человека. Наследуемость морфофункциональных особенностей. Наследуемость проявления физических качеств
24. Учет физиолого-генетических особенностей человека в спортивном отборе. Физиологические основы оздоровительной физической культуры. Роль физической культуры в условиях современной жизни. Влияние современных условий жизни на организм человека. Роль физической культуры в жизнедеятельности современного человека. Гипокинезия, гиподинамия и их влияние на организм человека
25. Понятия гипокинезия и гиподинамия. Влияние недостаточной двигательной активности на организм человека. Нервно-психическое напряжение, монотонность деятельности и их влияние на организм человека.
26. Основные формы оздоровительной физической культуры и их влияние на функциональное состояние организма. Основные формы оздоровительной физической культуры. Влияние оздоровительной физической культуры на функциональное состояние и неспецифическую устойчивость организма человека

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10099 — | 7755 — или читать все.

источник

Основным фактором, вызывающим утомление, является физи­ческая или умственная нагрузка, падающая на афферентные системы во время работы. Зависимость между величиной нагрузки и степе­нью утомления почти всегда бывает линейной, то есть чем больше нагрузка, тем более выраженным и ранним является утомление. По­мимо абсолютной величины нагрузки, на характере развития утом­ления сказывается еще и ряд ее особенностей, среди которых следует выделить: статический или динамический характер нагрузки, посто­янный или периодический ее характер и интенсивность нагрузки.

Наряду с основным фактором (рабочей нагрузкой), ведущим к утомлению, существует ряд дополнительных или способствующих факторов. Эти факторы сами по себе не ведут к развитию утомления, однако, сочетаясь с действием основного, способствуют более ранне­му и выраженному наступлениюутомления. К числу дополнитель­ных факторов можно отнести:

факторы внешней среды (температура, влажность, газовый со­став, барометрическое давление и др.);

факторы, связанные с нарушением режимов труда и отдыха;

факторы, обусловленные изменением привычных суточных биоритмов, и выключение сенсорных раздражений;

социальные факторы, мотивация, взаимоотношения в коман­де и др.

Субъективные и объективные признаки утомления весьма много­образны, и их выраженность в значительной мере зависит от характера выполняемых упражнений и психофизиологических особенностей человека. К субъективным признакам утомления относится чув­ство усталости, общее или локальное. При этом появляются боли и чувство онемения в конечностях, пояснице, мышцах спины и шеи, желание прекратить работу или изменить ее ритм и др.

Еще более разнообразными являются объективные признаки. При любом виде утомления детальное обследование может обна­ружить изменения в характере функционирования любой систе­мы организма, начиная от двигательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы и кончая такими, казалось бы, не связанными с непосредственной работой системами, как пищева­рительная и выделительная. Такое многообразие изменений отра­жает закономерности функционирования организма как единого целого и характеризует непосредственные реакции обеспечения функциональной нагрузки, а также адаптационные и компенса­торные сдвиги.

При утомлении со стороны центральной нервной системы отмеча­ются нарушение межцентральных взаимосвязей в коре головного мозга, ослабление условно-рефлекторных реакций, неравномер­ность сухожильных рефлексов, а при переутомлении — развитие не-врозоподобных состояний.

Изменения сердечно-сосудистой системы характеризуются тахи­кардией, лабильностью артериального давления, неадекватными ре­акциями на дозированную физическую нагрузку, некоторыми элек­трокардиографическими сдвигами. Кроме того, снижается насыще­ние артериальной крови кислородом, учащается дыхание и ухудша­ется легочная вентиляция, которая при переутомлении может существенно уменьшаться.

В крови снижается количество эритроцитов и гемоглобина, отме­чается лейкоцитоз, несколько угнетается фагоцитарная активность лейкоцитов и уменьшается количество тромбоцитов. При переутом­лении иногда отмечают болезненность и увеличение печени, нару­шение белкового и углеводного обмена.

Однако все эти изменения не возникают одновременно и не раз­виваются в одном и том же направлении. Ихдинамика определяется рядом закономерностей, и лишь обнаружив эти закономерности, можно не только понять ход развития утомления, но и дать правильную оценку состоянию человека и активно противодействовать раз­вивающемуся утомлению.

Изменения возникают в первую очередь в тех органах и системах, которые непосредственно осуществляют выполнение спортивной де­ятельности. При физической работе — это мышечная система и дви­гательный анализатор. Одновременно изменения могут появляться в тех системах и органах, которые обеспечивают функционирование этих основных работающих систем — дыхательной, сердечно-сосу­дистой, крови и др. С другой стороны, может быть и такое положе­ние, когда уже имеет место снижение функций организма (основных и обеспечивающих систем), а спортивная работоспособность еще со­храняется на высоком уровне. Это зависит от морально-волевых ка­честв спортсмена, мотивации идр.

Изменения в некоторых системах, не связанных непосредственно с обеспечением выполнения специальных упражнений, при утомлении имеют принципиально иной генез и либо являются вторичными, име­ющими общий, неспецифический характер, либо имеют регуляторное или компенсаторное значение, то есть направлены на сбалансирова­ние функционального состояния организма. Из сказанного стано­вится очевидным, что ведущее значение в развитии явлений утомле­ния имеет центральная нервная система, обеспечивающая интегра­цию всех систем организма, регуляцию и приспособление этих сис­тем во время работы. Возникшие в процессе утомления изменения функционального состояния центральной нервной системы отража­ют, таким образом, двойственный процесс — изменения, связанные с перестройкой функционирования регулируемых систем, и сдвиги, возникающие в связи с процессом утомления в самих нервных структурах.

Утомление динамично по своей сущности и в своем развитии име­ет несколько последовательно возникающих признаков. Первым признаком возникновения утомления при физической работе явля­ется нарушение автоматичности рабочих движений. Второй при­знак, который наиболее четко может быть установлен — это нару­шение координации движений. Третий признак — значительное напряжение вегетативных функций при одновременном падении производительности работы, а затем и нарушение самого вегета­тивного компонента. При выраженных степенях утомления но­вые, мало усвоенные двигательные навыки могут угаснуть полно­стью. При этом очень часто растормаживаются старые, более прочные навыки, не соответствующие новой обстановке. В спортивной практике это может служить причиной возникнове­ния различных срывов, травм и т. д.

источник

После периода врабатывания в процессе длительной мышечной работы наблюдается состояние устойчивой работоспособности. В этом состоянии при мышечной работе отмечается усиление рефлекторных реакций, как отражение повышения возбудимости и возбужденности ЦНС, которое можно обозначить как состояние «рабочего» возбуждения в период мышечной деятельности (Ю.И.Данько, 1959).

Различают истинное и кажущееся, или ложное, устойчивое состояние. Истинное устойчивое состояние возникает при работе умеренной мощности, а кажущееся – при работе большой и субмаксимальной мощности, если она продолжается не менее 3 – 5 мин.

При работе максимальной и субмаксимальной мощностей, если она продолжается менее 3-х минут, устойчивое состояние в связи с кратковременностью и высокой интенсивностью работы не возникает.

Истинное устойчивое состояние характеризуется высокой согласованностью работы двигательного аппарата и вегетативных органов. При истинном устойчивом состоянии потребность организма в кислороде, которая необходима для работы, удовлетворяется в процессе самой работы. Иначе говоря, организм находится в устойчивом состоянии только тогда, когда скорость доставки кислорода к тканям соответствует их потребности. Поэтому внутренняя среда при работе остается неизменной, т.к. молочная кислота не накапливается ни в мышцах, ни в крови, что обеспечивает сохранение кислотно-щелочного равновесия. Следовательно, при истинном устойчивом состоянии в скелетных мышцах преобладают аэробные реакции, и энергетические ресурсы организма восстанавливаются в процессе самой работы.

При мышечной работе в устойчивом состоянии необходимое и своевременное снабжение организма кислородом может возрасти по сравнению с уровнем покоя в 15 – 20 раз, что возможно только при соответствующей функциональной перестройке кардиореспираторной системы. Это обеспечивается соответствующими изменениями легочной вентиляции, сердечного выброса, органного кровотока, массы циркулирующей крови и использованием резервов дыхательной функции (Ю.С.Ванюшин, 2001).

6. Типы автоматического регулирования функциональной системы.

Поведенческий акт начинается со стадии афферентного синтеза. Его содержание определяется влиянием факторов: мотивационного возбуждения, памяти, обстановочной и пусковой афферентации. Принятие решения, акцептор результатов действия, эфферентный синтез, формирование действие, оценка достигнутого результата.

Читайте также:  Какие симптомы при утомлении

Функциональная система первого типа— обеспечивающая постоянство параметров внутренней среды за счет системы саморегуляции, акты которой не выходят за пределы самого организма (автоматически компенсирует возникающие колебания кровяного давления, температуры тела и других параметров).

Функциональная система второго типа — функциональная система,

— использующая внешнее звено саморегуляции;

— обеспечивающая адаптивный эффект через связь с внешним миром за пределами организма и изменение поведения

Утомление, его значение в спорте. Центральные и локальные механизмы развития утомления при мышечной работе.

Любая физическая работа характеризуется в полнее нормальным и физиологически объяснимым свойством как утомления, которое субъективно ощущается в виде снижения работоспособности в снижении координации функций. И в появлении мысли о невозможности проявления дальнейшей работы.

Биологическая роль утомления состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряженной мышечной работе. Физиологические сдвиги при резко выраженном утомлении носят черты стрессовой реакции. В развитии утомления различают скрытое утомление, т.е. преодолимое утомление. При котором сохраняется высокая работоспособность, поддерживаемая волевыми усилиями. В силу генерализации и двигательных и психических свойств НС экономичность двигательной деятельности падает и работа выполняется с большими энергозатратами. Такая форма утомления, при дальнейшем выполнении работы развивается явное некомпенсированное утомление, когда в НС развивается охранительное торможение, что приводит к отказу от работы. При некомпенсированном утомлении угнетаются функции надпочечников, снижается активность ферментов биологического окисления, усиливаются анаэробные механизмы энергообеспечения. Поэтому утомление, развивающееся в процессе физической работы, приводит к снижению эффективности работы и ухудшению спортивного результата.

теория истощения, которая основана на том, что всякая работа требует расход энергии, а следовательно и уменьшения запасов энергосубстратов. Естественно, что работа может осуществляться до тех пор, пока имеются запася Е. При том, когда они иссякнут, работа должна прекратиться. При снижении запасов гликогена в печени уровень работоспособности снижается, поскольку гликоген обеспечивает как полисахарид постоянство концентрации глюкозы в крови и мышцах.

Накоплением недоокисленных продуктов в частности Лактата, которой приводит к сдвигу рН, что изменяет скорость метаболизма, а следовательно процессы энерго образования. Утомление в целом организме наступает прежде всего в ЦНС и первую очередь клеток коры головного мозга. Утомление нервных клеток можно рассматривать как форму проявления торможения, когда снижается активность нервных клеток, но создается условие для отдыха и восстановления этих н.к., т.е. утомление провоцирует процессы реабилитации организма.

При мышечной работе деятельность желез внутренней секреции усиливается и в первую очередь мозговой слой надпочечников, который вырабатывает адреналин, который во время мышечной работы активизирует процессы образования Е, активизирует гликоген, участвует в перераспределении крови. Адреналин участвует в повышении возбудимости мышц и НЦ. При интенсивной мышечной деятельности особенно на фоне эмоционального возбуждения, концентрация гормонов настолько велика, что возможно временное истощение синтеза этих гормонов. Возникающая гормональная недостаточность нарушает процессы метаболизма в мышцах, а следовательно работоспособность мышц, подобная недостаточность может проявляться при спортивных напряжениях большой длительности. При кратковременных спортивных упражнениях, такое изменение концентрации гормонов вряд ли возможно. Аналогично действию адреналина функционирует СНС.

7. Разнообразие физических упражнений.

Физическое упражнение – это двигательная деятельность, с помощью которой решаются задачи физического воспитания.

Классификация по энергетическим критериям:

-Анаэробные алактатные (Фософогенная система –АТФ и КрФ)

-Анаэрбные лактатные (за счет гликолиза – распада углеводов с образованием молочной кислоты)

-Аэробные (окисление углеводов и жиров)

Позы (лежание, сидение (гребля), стояние (бокс), опора на руки (висы, стойки))

-Качественного значения (оценка в баллах)

-Количественного значения (метры, кг)

Циклические (максимальной, субмакс, Большой, умеренной)

Ациклические — собственно силовые (тяжелая атлетика), скоростно-силовые (прыжки, метания) и прицельные

Нестандартные движения: (спортивные игры, единоборства, кроссы)

Переменная мощность работы (от макс до умеренной или полной остановки), изменение структуры двигательных действий. Изменчивость ситуации

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 434 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Статьи Комментарии

«Искусство сохранения здоровья состоит в соблюдении соразмерности причин, влияющих на здоровье»
(Ибн Сина)

Опубликовано в журнале:
Consilium Medicum | Tom 14 | № 2 |

Н.В.Пизова
ГБОУ ВПО Ярославская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития РФ

Повышенная утомляемость, общая слабость, постоянная усталость и недомогание оказываются наиболее частыми жалобами, которые высказываются больными с различными заболеваниями. Встречаемость данных жалоб, по результатам различных исследований, варьирует от 10 до 20% в зависимости от методов оценки. Указанные симптомы являются общими для нозологических форм с различным патогенезом. Здоровые люди также могут жаловаться на повышенную утомляемость и продолжительную (хроническую) усталость. Однако их состояние обычно значительно улучшается после адекватного отдыха и несложных реабилитационных мероприятий.

Хроническая усталость — это состояние, при котором наблюдается потеря активности и невозможность продолжать какую-либо деятельность. Хроническая усталость ухудшает качество жизни людей, влияя как на физические, так и на интеллектуальные способности. Наиболее часто высказываются жалобы на нарушения сна, раздражительность, снижение памяти и концентрации внимания, трудности в освоении новой информации и др. Основными составляющими хронической усталости служат физиологическое и патологическое утомление.

Понятием «утомление» (психофизиологический аспект) обозначается процесс временного снижения функциональных возможностей организма (системы, органа) под влиянием интенсивной или длительной работы, проявляющийся ухудшением количественных и качественных показателей этой работы (снижением работоспособности), дискоординацией физиологических функций и обычно сопровождающийся ощущением усталости. Появление и развитие утомления зависит от состояния здоровья, возраста, типа высшей нервной деятельности, сформированности деятельности, мотиваций, установок, интересов человека, а динамика утомления — от характера деятельности. Выделяют острое и хроническое утомление. Так, утомление развивается достаточно быстро при чрезмерно интенсивной, непосильной работе, при монотонной, статической и сенсорнообедненной или сенсорнонасыщен-ной деятельности, в экстремальных условиях среды. При этом работа вызывает быстро нарастающие функциональные нарушения в деятельности центральной нервной системы (ЦНС). При хроническом утомлении происходит прогрессирующее накопление неблагоприятных функциональных сдвигов, сопровождающихся снижением работоспособности вследствие недостаточности периодов отдыха во время и после работы для полного восстановления, нормализации функций организма. Организм при хроническом утомлении становится более восприимчивым ко многим болезнетворным влияниям. Утомление играет важную роль для организма: во-первых, в своевременной сигнализации об изменениях в нервных центрах и защите их от истощения; во-вторых, развивающиеся физиологические и биохимические сдвиги не только ухудшают функциональное состояние работающего органа, но и стимулируют восстановительные процессы, обеспечивая эффект тренировки и последующее повышение работоспособности.

Физиологическое утомление

Физиологическое утомление проявляется субъективными ощущениями чувства слабости, вялости, пониженной работоспособностью и в зависимости от характера выполняемой работы подразделяется на физическое, умственное и сенсорное.

1. Физическое утомление развивается в двигательных центрах мозга, характеризуется снижением показателей физической работоспособности и изменениями функционального состояния преимущественно сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем.

2. Умственное утомление обусловлено нарушением подвижности нервных процессов, ослаблением активного внутреннего торможения в ассоциативных зонах коры больших полушарий, в лобных и височных отделах доминантного полушария, связанных с центрами речи и сопровождается снижением показателей умственной работоспособности, понижением эмоционального тонуса, внимания, интереса к работе, изменениями функционального состояния вегетативной нервной системы.

3. Сенсорное утомление (чаще всего — зрительное, реже — слуховое) проявляется снижением возбудимости в соответствующих корковых представительствах сенсорных систем и ухудшением сенсорных функций.

Патологическое утомление (астения)

Патологическая усталость или утомляемость — это астения (греческое asthenia — бессилие, слабость). Клиническое обособление астенического синдрома впервые произошло в рамках неврастении в конце XIX в. (G.Beard). В настоящее время под астеническим синдромом подразумевается психопатологическое состояние, проявляющееся повышенной утомляемостью, раздражительной слабостью, эмоциональными колебаниями, преимущественно в сторону понижения настроения, головными болями напряжения, нарушениями сна, разнообразными вегетативно-соматическими проявлениями. Различают органическую астению, которая развивается при соматической патологии. Наиболее частыми причинами ее служат инфекционные, эндокринные, неврологические, онкологические, гематологические заболевания, патология желудочно-кишечного тракта и др. Второй вариант — это функциональная астения, не связанная с какими-либо органическими соматическими заболеваниями. Предполагается, что функциональные астенические расстройства возникают при наличии других нарушений психической сферы, таких как депрессия, невротические расстройства, дистимии.

Выделяют два варианта астенических расстройств:
1. Гиперстеническая астения характеризуется сверхвозбудимостью сенсорного восприятия с повышенной восприимчивостью нейтральных в норме наружных раздражителей (непереносимостью звуков, света и т. д.), возбудимостью, завышенной раздражительностью, нарушениями сна и др.

2. Гипостеническая астения проявляется снижением порога возбудимости и восприимчивости к внешним стимулам с вялостью, повышенной слабостью, дневной сонливостью.

Синдром хронической усталости

При наличии у человека сохраняющихся более 6 мес чувства утомления, недостатка энергии (не связаны с повышенной физической нагрузкой) стоит заподозрить наличие синдрома хронической усталости (СХУ). Термин СХУ появился в 1984 г. в США, но сам феномен быстрой и длительной утомляемости, физической слабости, разбитости в качестве ведущего признака недомогания известен с начала века. Первым описанием синдрома была история английской девушки Флоренс Найтингел, которая участвовала в Крымской войне (1853-1856 гг.) с Россией, спасая жизни своих соотечественников. Не получив ни единой царапины, она вернулась домой как героиня-фронтовичка. И вот тут-то все и началось. Она ощущала себя усталой и разбитой, что даже не могла встать с постели. Сколько лет она так отдыхала, история умалчивает. Лентяйкой и симулянткой национальную героиню признавать было нельзя, и тогда впервые появился этот термин — СХУ.

С тех пор врачи и ученые всего мира работают над разгадкой этого феномена — еще одной болезни цивилизации, обычно поражающей людей активных и целеустремленных. По последним статистическим данным, СХУ преимущественно развивается у лиц 30-40 лет (чаще у женщин), достигших успехов в карьере («синдром менеджера»). Следует отличать СХУ от простой усталости, которая не является болезнью, а всего лишь естественная реакция организма на переутомление, сигнал о том, что ему остро необходим отдых. А вот СХУ — это беспричинная, сильно выраженная, изматывающая организм общая усталость, не проходящая после отдыха, мешающая человеку жить в привычном для него ритме. Характерны изменчивость настроения в течение дня под влиянием самых незначительных психогенных факторов и периодически возникающее состояние депрессии, при котором больные испытывают необходимость уединения, у них возникает чувство подавленности, а иногда и безысходности. Нарушается терморегуляция: у больных может продолжительное время быть повышенная или пониженная температура, что обусловлено нарушением некоторых функций лимбиче-ской системы мозга. Нередка резкая потеря веса (до 10-12 кг за 2 мес), тоже вызванная мозговыми нарушениями. Могут развиться светобоязнь, кишечные расстройства, аллергический насморк, фарингит, головные боли, головокружения, учащенное сердцебиение, сухость слизистых оболочек глаз и рта, болезненность лимфатических узлов, ломота в суставах. У женщин наблюдается усиление предменструального синдрома. Проявлений, как уже говорилось, огромное множество. Этот синдром ловко маскируется под другие болезни, поэтому распознать коварный недуг весьма непросто.

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа таких пациентов. На сегодняшний день в мире СХУ страдают около 17 млн человек. Так, в США насчитывается от 400 тыс. до 9 млн взрослых с данным заболеванием. СХУ в большинстве своем регистрируется в экологически неблагоприятных регионах, где высокий уровень загрязнения окружающей среды химически вредными веществами или повышен уровень радиации.

В настоящее время существуют несколько теорий его развития. Одна из теорий говорит о том, что СХУ вызывается недостаточностью иммунной системы или хронической вирусной инфекцией, причем, возможно, синдром вызывают несколько вирусов. Это связано с

тем, что большинство больных говорят, что они начали чувствовать усталость сразу же после того, как переболели инфекционным заболеванием, например гриппом. Они даже могут назвать точную дату начала заболевания. Другая теория связана с тем, что болезнь часто начинается в период, когда человек испытывает стресс, когда он оказывается в непривычной ситуации, требующей от него больших усилий, например во время развода, смены рода деятельности или после смерти члена семьи. Лабораторные анализы показывают отклонения от нормы при подсчете лейкоцитов, небольшие нарушения работы печени, повышенное количество антител против различных вирусов и тканей или небольшое увеличение или уменьшение общего количества антител в сравнении с обычным. В целом картина достаточно запутанная. Многие защитные факторы оказываются угнетенными, тогда как другие проявляют повышенную активность. Ведущие американские пси-хонейроиммунологи Д.Гольдштейн и Д.Соломон доказали, что у больных СХУ происходит расстройство регуляции ЦНС, главным образом ее височно-лимбиче-ской области. Лимбическая система или обонятельный мозг осуществляет связь ЦНС с вегетативной, управляющей деятельностью внутренних органов. От работы лимбической системы в большой степени зависят наша память, работоспособность, эмоции, чередование сна и бодрствования. То есть те самые функции, которые и расстраиваются у больных СХУ. Интересную гипотезу о природе этого заболевания выдвинули исследователи в Калифорнии, по мнению которых, болезнь вызывается токсином арабинолом. Его выделяют дрожжевые грибки рода Candida, обитающие в организме. Здоровому человеку токсин не вредит, но может стать опасным для тех, у кого ослаблен иммунитет. На сегодняшний считается, что причина СХУ — комплексная, включающая в себя сразу многие факторы.

В соответствии с выработанными критериями больными СХУ являются люди, страдающие изнуряющей утомляемостью (или быстро устающие) как минимум полгода, работоспособность которых снизилась по крайней мере вдвое. При этом должны быть исключены (с помощью врачей) любые психические заболевания, такие, как депрессия, которая имеет сходные симптомы, различные инфекционные заболевания, гормональные нарушения, например связанные с нарушением функции щитовидной железы, злоупотребление лекарствами, воздействие токсических веществ. Для постановки диагноза необходимо сочетание 2 основных и 8 из 11 малых симптомов постоянно или вновь и вновь повторяясь в течение 6 мес или дольше.

Основные симптомы:
1) внезапно возникает изнуряющая слабость;
2) усталость прогрессирует и не проходит после отдыха;
3) вдвое снизилась работоспособность за последние 6 мес;
4) нет других видимых причин или болезней, которые могут вызывать непреходящую усталость.

Читайте также:  От чего зависит скорость развития утомления при мышечной работе

Малые симптомы:
1) симптомы простуды или слабовыраженное лихорадочное состояние;
2) болезненность в горле;
3) припухшие или болезненные лимфатические узлы;
4) непонятная общая мышечная слабость;
5) болезненность в мышцах;
6) сильная усталость в течение 24 ч после выполнения физической работы;
7) головные боли, отличающиеся от тех, которые пациент испытывал раньше;
8) боли в суставах без их опухания или покраснения;
9) забывчивость, чрезмерная раздражительность, неспособность сконцентрировать внимание или депрессия;
10) расстройство сна;
11) быстрое появление симптомов в течение нескольких часов или дней.

Диагноз устанавливается на основании перечисленных признаков и обязательном исключении других причин данного состояния.

Возможности терапии

Для лечения утомления, хронической усталости, астении, к сожалению, вряд ли удастся подобрать один эффективный препарат. Основной принцип помощи пациентам заключается в комплексной симптоматической терапии. Ее обычно начинают с применения препаратов, способствующих улучшению общего состояния пациентов, нормализации сна, восстановлению умственной и физической активности. Медикаментозная терапия включает назначение определенных групп препаратов. Обычно назначают различные ноотропные, нейрометаболические, анксиолитиче-ские и другие средства. Таковой терапевтический подход связан с определенными особенностями. С одной стороны, эта терапия является доступной и безопасной с точки зрения побочных эффектов, с другой — ее клиническая эффективность по существу остается недоказанной ввиду отсутствия больших контролируемых плацебо-исследований, которые бы показали эффективность терапии данными препаратами астенических состояний. Потому эти классы препаратов во всех странах мира употребляются с различной интенсивностью. К примеру, ноотропы редко используются в США, в Западной Европе, наиболее широко — в Восточной Европе.

Ноотропы известны с 1972 г., когда появился первый представитель этого класса препаратов — ноотропил (пирацетам). С этого момента была открыта новая страница в терапии астенических расстройств. В настоящее время указанный класс препаратов включает в себя около 100 наименований и постоянно расширяется за счет открытия веществ с новыми механизмами действия. При этом практически все ноотропные препараты в силу их нейрометаболических и нейропротекторных свойств имеют прямые показания для использования в рамках терапии самых разных клинических вариантов астенических расстройств. Следует добавить, что применение ноотропов, в том числе и в режиме длительной терапии, не имеет каких-либо серьезных противопоказаний, и поэтому они в наибольшей степени укладываются в понятие «идеальные психотропные препараты» (А.В.Вальдман, Т.А.Воронина, 1989).

В целом спектр клинической активности ноотропов многообразен и представлен следующими основными эффектами:
1) собственно ноотропное действие, т.е. улучшение интеллектуальных способностей (влияние на нарушенные высшие корковые функции, уровень суждений);
2) мнемотропное действие (улучшение памяти, повышение успешности обучения);
3) повышение уровня бодрствования, ясности сознания (влияние на состояние угнетенного и помраченного сознания);
4) адаптогенное действие (повышение толерантности к различным экзогенным и психогенным неблагоприятным воздействиям, в том числе медикаментам, повышение общей устойчивости организма к действию экстремальных факторов);
5) антиастеническое действие (уменьшение явлений слабости, вялости, истощаемости, явлений психической и физической астении);
6) психостимулирующее действие (влияние на апатию, гиподинамию, гипобулию, аспонтанность, бедность побуждений, психическую инертность, двигательную и интеллектуальную заторможенность);
7) анксиолитическое (транквилизирующее) действие (уменьшение чувства тревоги, эмоциональной напряженности);
8) седативное действие, уменьшение раздражительности и эмоциональной возбудимости;
9) антидепрессивное действие;
10) вегетативное действие (влияние на головную боль, головокружение, церебрастенический синдром).

Таким образом, помимо органических заболеваний головного мозга эти препараты находят применение и при функциональных расстройствах, таких как вегетативная дистония, астенический синдром (снижение концентрации внимания, эмоциональная лабильность и другие проявления астенического синдрома различного генеза), цефалгия (мигрень, головная боль напряжения), СХУ, невротическое и неврозоподобное расстройство, астенодепрессивный и депрессивный синдром, а также для улучшения умственной работоспособности при интеллектуально-мнестических расстройствах (нарушение памяти, концентрации внимания, мышления). Одним из классов ноотропных препаратов являются препараты на основе аминофенилбу-тировой кислоты. В настоящее время к этой группе относятся такие средства, как Фенибут и Анвифен®.

Анвифен® — это ноотропный препарат, который облегчает GABA-опосредованную передачу нервных импульсов в ЦНС (прямое воздействие на GABA-ергиче-ские рецепторы). Транквилизирующее действие сочетается с активирующим эффектом. Также обладает ан-тиагрегантным, антиоксидантным и некоторым проти-восудорожным действием. Улучшает функциональное состояние мозга за счет нормализации его метаболизма и влияния на мозговой кровоток (увеличивает объемную и линейную скорость, уменьшает сопротивление сосудов, улучшает микроциркуляцию, оказывает антиагрегантное действие). Уменьшает вазовегетатив-ные симптомы (в т.ч. головную боль, ощущение тяжести в голове, нарушения сна, раздражительность, эмоциональную лабильность). При курсовом приеме повышает физическую и умственную работоспособность (внимание, память, скорость и точность сенсорно-моторных реакций).Уменьшает проявления астении (улучшает самочувствие, повышает интерес и инициативу/мотивация деятельности) без седации или возбуждения. Способствует снижению чувства тревоги, напряженности и беспокойства, нормализует сон. У людей пожилого возраста не вызывает угнетения ЦНС, мышечно-расслаб-ляющее последействие чаще всего отсутствует. Препарат выпускается в виде капсул (50 и 250 мг), что увеличивает его профиль безопасности, особенно в отношении желудочно-кишечного тракта. Кроме того, дозировка 50 мг является уникальной на рынке.

Список использованной литературы
1. Аведисова АС, Ахапкин РВ., Ахапкина В И, Вериго НИ. Анализ зарубежных исследований ноотропных препаратов (на примере пирацетама). Рос. психиатр. журн. 2001; 1:46-542. Аведисова АС. Антиастенические препараты как терапия первого выбора при астенических расстройствах. РМЖ. 2004; 12 (22*).
3. Бойко С.С., Вицкова ГЮ, Жердев ВП. Фармакокинетика ноотропных лекарственных средств. Экспериментальная и клиническая фармакология. 1997; 60 (6): 60-70.
4. Вальдман АВ., Воронина ТА. Фармакология ноотропов (экспериментальное и клиническое изучение). Тр. НИИ фармакологии АМН СССР. М, 1989.
5. Воронина Т.А., Середенин С.Б. Ноотропные препараты, достижения и новые проблемы. Экспериментальная и клиническая фармакология. 1998; 61 (4): 3-9.
6. Воронина ТА. Гипоксия и память Особенности эффектов и применения ноотропных препаратов. ВестникРоссийской АМН. 2000; 9: 27-34.
7. КиричекЛ.Т., Самардакова ГА. Клиническая фармакология и применение ноотропов и психостимуляторов. Харьк. мед. журн. 1996; 4:33-5.
8. Крапивин С.В. Нейрофизиологические механизмы действия ноотропных препаратов. Журн. неврол. и психиатр. им. С.СКорсакова. 1993;93 (4): 104-7.
9. Марута Н.А. Современные депрессивные расстройства (клинико-психопатологические особенности, диагностика, терапия). Укр. вгсник психоневрол. 2001; 4: 79-82.
10. Смулевич АБ, Дубницкая ЭБ. К проблеме эволюции астенических состояний. В кн.: Ипохондрия и сомато-формные расстройства. М., 1992; 100-11.
11. Aslangul E, LeJeunne С Diagnosing asthenia and chronic fatigue syndrome. Rev Prat 2005; 55 (9): 1029-33.
12. Cairns R, HotopfM. A systematic review describing the prognosis of chronic fatigue syndrome. OccupMed2005; 55:20-31.
13. Fain O. How to manage asthenia and fatigue? Rev Prat 2011; 61 (3): 423-6.
14. Fukuda K, Straus SE, Hickie I et al. The chronic fatigue syndrome: a comprehensive approach to its definition and study. International Chronic Fatigue Syndrome Study Group. Ann Intern Med 1994; 121 (12): 953-9.
15. Jason LA, RichmanJA, Rademaker AW et al. A community-based study of chronic fatigue syndrome. Arch Int Med 1999; 159: 2129-3716. Kreijkamp-Kaspers S, Brenu EW, Marshall S et al. Treating chronic fatigue syndrome — a study into the scientific evidence for pharmacological treatments. Aust Fam Physician 2011; 40 (11): 907-12.
17. Reeves WC, Wagner D, Nisenbaum R et al. Chronic fatigue syndrome — a clinically empirical approach to its definition and study. BMC Med 2005; 3:19.
18. Reyes M, Nisenbaum R, Hoaglin DC et al. Prevalence and incidence of chronic fatigue syndrome in Wichita, Kansas. Arch Int Med 2003; 163:1530-6.
19. Young P, Finn BC, Bruetman J et al. The chronic asthenia syndrome: a clinical approach. Medicina (B Aires) 2010; 70 (3): 284-92.

источник

Утомление – это состояние, которое возникает как следствие работы при недостаточности восстановительных процессов и проявляется в снижении работоспособности, нарушениях координации регуляторных механизмов и в ощущениях усталости.

Утомление является причиной снижения работоспособности и устойчивости организма и предысторией многих болезней. Утомление возникает как при локальной, так и при общей физической нагрузке. Оно связано с изменением функциональной активности нервных центров и их взаимосвязей, с нарушениями функций нервно-мышечного синапса (передачи нервных импульсов), а так же с истощением функциональных резервов в самой мышце. При общей физической нагрузке утомление связано в большей степени с тем, что дыхание и кровообращение не обеспечивают энергетический баланс работающих органов и тканей, поэтому нарастает недовосстановление их функций, снижаются энергетические и регуляторные резервы. Острое утомление возникает при работе значительной интенсивности, не соответствующей уровню непосредственной готовности организма к выполнению данной физической нагрузки.

Хроническое утомление является результатом коммуляции сдвигов в нервно-мышечной и вегетативных системах, возникающих при многократной утомительной работе. При умственной работе утоление имеет в своей основе изменение активности и взаимодействия процессов возбуждения и торможения в нервных центрах, а также нарушения динамики кровообращения и кислородного обмена в коре больших полушарий и в других отделах Ц.Н.С. Борьба с утомлением связана с оптимальной физической активностью, переключениями в работе, с активным отдыхом, использование средств питания и физиотерапии с установлением строгого гигиенического образа жизни.

Проблема физиологической адаптации (приспособления) захватывает широкий круг вопросов, имеющих большое значение для жизни человека. Человек будет здоровым, если научится управлять своим физиологическим статусом, обеспечивающим активную жизнь при колеблющихся условиях внешней и внутренней среды. Адаптация развивается и проявляется в комплексе, взаимосвязанных физиологических сдвигов, которыми организм отвечает на спектр высших воздействий. Структура физиологического приспособления носит динамический характер, она постоянно меняется, в нее входят различные органы и функциональные системы. Они либо активизируются, совершенствуясь, либо разлаживаются, что требует от организма мобилизации дополнительных компенсаторных усилий. Ряд исследований показывает значение для адаптации некоторых генетических характеристик организма человека. В физиологических исследованиях адаптации выделяют проблему суточной и сезонной динамики физиологических функций, которая меняется под воздействием природных факторов среды. Возникающие при этом физиологические изменения, как правило, накладываются на наследственно предопределенные элементы.

Природные космические ритмы на состояние человека влияют гораздо меньше, чем на животных (спячка, миграция). Однако и для человека приспособление к меняющимся биологическим ритмам имеет огромное значение. Существенное значение в этих процессах принадлежит двигательной функции человека. Двигательная функция развилась в конкретных условиях жизни на земле, что предопределило ее место в формировании и сохранении жизнедеятельности организма как целого. Огромное значение имеют условия труда и быта, т.е. весь комплекс социальных факторов.

Влияние сил гравитации, инерции, времени, и пространства на развитие двигательной функции человека отражается формированием особенностей в развитии функций различных групп мышц. Если одновременно зарегистрировать показатели силы, скорости, выносливости и других качеств у человека, то мы получим своеобразную карту, характеризующую состояние нервно-мышечного аппарата человека, названную топографией функции различных групп мышц. Двигательная функция обеспечивает сохранение и углубление связей организма с окружающей средой как за счет совершенствования механизмов, обеспечивающих управление сложными по координации движениями, так и в результате развития силы, быстроты, выносливости. Совершенствование двигательной сферы одновременно за счет рефлекторных и гуморальных механизмов оказывают влияние на активность и высокую устойчивость вегетативных реакций, в первую очередь механизмов, обеспечивающих сохранение постоянства внутренней среды. Повышение устойчивости внутренней среды тренированного организма сопровождается совершенствованием окислительных процессов. В этом случае расширяется возможность организма использовать кислород и улучшать процессы терморегуляции.

Эксперименты показали, что потребление О2 на килограмм веса в минуту у 6-ти летнего ребенка составляет 7,55 литра, у человека в 30 лет – 4,1 л., а в 90 лет – 0,1литра. В то же время теплоотдача с поверхности тела уменьшается с 90 калорий нм м 2 в час у детей, до 30 таких же единиц у 70-ти летних испытуемых. В результате температура тканей у пожилых лиц снижается в ряде случаев на 2-3 0 . Следовательно, компенсаторная мобилизация терморегуляционных механизмов с возрастом уменьшается и поэтому требует тренировки.

Физическая тренировка оказывает разностороннее влияние на психические функции, обеспечивая их активность и устойчивость. Основа устойчивости психики закладывается в детском возрасте. При этом значение двигательной функции для развития речи и мышления особенно ярко раскрывается на ранних этапах онтогенеза (индивидуального развития). Из медицинской практики известно, что дети, по тем или иным причинам обездвиженные с раннего возраста, отстают в своем умственном развитии от сверстников, в частности их словарный запас намного меньше.

Имеются многочисленные исследования по изучению у тренированных и у нетренированных лиц устойчивости внимания, памяти, способности к устному счету различной сложности, восприятию, некоторых сторон мышления.

Устойчивость изучаемых параметров оценивалась по уровню их сохранения под влиянием различного утомления, а также по способности сохранить работоспособность в ночное время. Было установлено, что устойчивость изучаемых параметров умственной деятельности находилась в прямой зависимости от уровня разносторонней физической подготовленности. При этом для сохранения высокого уровня психических функций, смелости, решительности преимущественное значение имели быстрота, сила, выносливость, ловкость. При систематических занятиях физическими упражнениями и спортом, особенно если занятия проводятся на открытом воздухе, в значительной степени ликвидируется умственное утомление или перенапряжение.

Активные движения стимулируют развитие вегетативной среды организма. Они снижают повышенное и, напротив, приводят к норме пониженное давление крови, нормализуют содержание холестерина в крови, оказывают положительное влияние на солевой обмен. Двигательная функция – основная функция человеческого организма. Тот, кто постоянно совершенствует ее, совершенствует свой организм.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

источник