Меню Рубрики

Временное снижение работоспособности принято называть утомление

8. Результатом физической подготовки является:

а) Физическое развитие человека;

б) Физическое совершенство;

в) Физическая подготовленность;

9. Физические качества – это:

а) Индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека;

б) Врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, проявляющаяся в целесообразной двигательной деятельности;

в) Комплекс способностей занимающихся физической культурой и спортом, выраженных в определенных результатах;

г) Двигательные умения и навыки, присущие человеку.

10. Возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени, называется:

б) Скоростными способностями;

в) Скоростью одиночного движения;

г) Скоростно-силовыми способностями.

Перечислите порядок чередования способов в комплексном плавании.

а) на спине, брасс, дельфин, вольный стиль;

б) брасс, на спине, дельфин, вольный стиль;

в) вольный стиль, на спине, брасс, дельфин;

г) дельфин, кроль на спине, брасс, вольный стиль.

12. Силовые упражнения рекомендуется сочетать с упражнениями на…

13. К основным физическим качествам относятся …

а) Рост, вес, объем бицепсов, становая сила

в) Сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость

г) Бег на 3 км, подтягивание, прыжок с места

14. Какое количество игроков в волейболе находится на площадке?

15. Физическое упражнение – это …

а) Один из методов физического воспитания;

б) Одно из вспомогательных средств физической культуры, направленное на решение конкретных задач;

в) Основное средство физического воспитания;

г) Методический прием обучения двигательным действиям.

16. Какова протяженность марафонской дистанции на Олимпийских играх?

в) 50 км 195 м;
г) 43 км 195 м.

17. Что необходимо сделать при отсутствии дыхания у пострадавшего?

18. Женские соревнования по легкой атлетике были включены в программу Олимпийских Игр в ….

19. Сколько видов проводится в женских дисциплинах по легкой атлетике на Олимпийских Играх?

20. К составным частям здоровья относится ?

в) Методы контроля за функциональным состоянием;

21. В какой игре от каждой команды на площадке одновременно присутствует пять игроков?

22. В каком году пляжный волейбол был включен в программу Олимпийских игр?

23. Первой спортсменкой преодолевшей высоту 5 метров в прыжках с шестом стала ……?

24. XXI — Зимние Олимпийские игры проходили в ……?

25. К аэробным упражнениям относятся ?

26. Субъективным ощущением утомления является усталость…………

27. Процесс изменения морфофункциональным средств в организме на протяжении жизни называетсяфизическое развитие

28. Связующее звено между организмом человека и внешней средой называется …питание…………… ….

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 202 | Нарушение авторских прав

источник

Утомление, усталость,— временное снижение работоспособности, наступающее в процессе работы. Утомление может развиваться при любом виде деятельности.

Принято различать утомление умственное и утомление физическое, хотя в современном труде границы между ними стираются, и механизмы обеих форм утомления имеют много общего.

Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности умственного труда, падением внимания, трудностью сосредоточения, замедленностью мышления. Вероятная физиологическая основа этого вида утомления заключается в нарушении нормального взаимодействия процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга.

Физическое утомление изучено более подробно, так как снижение мышечной работоспособности, являющееся показателем этой формы Утомление, может быть более точно измерено и экспериментально прослежено в опытах. Физическое утомление сказывается снижением мышечной силы, замедлением движений, уменьшением их размаха, падением интенсивности работы, нарушением точности, согласованности, ритмичности, координации. Если при наступлении утомления человек стремится поддерживать интенсивность работы на постоянном уровне, не допуская ее снижения, то понижение его работоспособности сказывается в том, что выполнение работы потребует большого усилия; затрата сил, необходимых для совершения этой работы, увеличивается. Количество энергии, расходуемой при этом на выполнение одной и той же работы, может возрастать; изменение дыхания, кровообращения и других физиологических функций может количественно и качественно отличаться от тех, которые сопровождают такую же работу, выполняемую в неутомленном состоянии. Однако рано или поздно интенсивность работы, все с большим трудом поддерживавшейся на постоянном уровне, неудержимо снижается.

Скорость наступления утомления (при прочих равных условиях) зависит от интенсивности работы; с увеличением интенсивности работы усталость наступает быстрее. Имеет значение вид работы.

Особенно быстро наступает познотоническое утомление при так называемой статической работе, характеризующейся непрерывностью напряжения мышц (например, неподвижная поза, удерживание на весу предмета).

Менее утомительны ритмические привычные движения. В сложных движениях, когда некоторые мышечные группы выполняют статическую работу, а другие — динамическую, скорость развития утомления обусловливается в первую очередь статическим компонентом работы. Движения, требующие напряженного внимания, меняющиеся по амплитуде, силе, направлению, более утомительны, чем автоматизированные, ритмические, имеющие постоянные характеристики.

Утомление может развиваться в отдельных органах и во всем организме. Изучение утомления отдельных выделенных из тела органов (например, нервно-мышечного препарата лягушки) показало, что при утомлении одновременно с уменьшением силы и высоты мышечных сокращений происходят глубокие физико-химические и биохимические изменения в мышечной ткани. В частности, было отмечено уменьшение запаса питательных веществ (углевода — гликогена), расходуемых для получения энергии мышечного сокращения, уменьшение кислорода, накопление в тканях продуктов распада веществ (углекислого газа и молочной кислоты).

На основании этих данных предлагались теории утомления. Но эти теории не применимы к цельному организму, деятельность которого регулируется центральной нервной системой. Нервные клетки отличаются высокой чувствительностью ко всем процессам, которые происходят в организме, и поэтому им, в особенности нервным клеткам коры больших полушарий головного мозга, принадлежит главная роль в развитии утомления организма. Вероятно, при этом в нервных клетках могут происходить процессы истощения и накопления продуктов распада, подобные найденным в мышечной ткани; однако вследствие особенностей функций нервных клеток указанные элементарные процессы при развитии утомления теряют первенствующее значение и на первый план выступают другие.

Изучение физиологических процессов у работающих, на производстве позволяет охарактеризовать физиологическую сущность производственного утомления. Снижение работоспособности перед обеденным перерывом и в конце рабочего дня, которое представляет внешнее выражение производственного утомления, как при физическом немеханизированном, так и при механизированном и умственном труде, объясняется изменением функционального состояния нервной системы. В процессе производственной работы происходит накопление (суммация) медленно затухающих следов нервного возбуждения, остающихся после выполнения каждого отдельного рабочего действия. В начале работы суммация следов возбуждения приводит к повышению возбудимости и убыстрению рабочих действий, а при продолжительной работе дальнейшая суммация вместо повышения возбудимости приводит к развитию в нервных клетках торможения, что является причиной уменьшения скорости, и нарушению точности рабочих действий.

Постепенный количественный переход от возбуждения к торможению в клетках и является первоначальным и определяющим в развитии сложной совокупности процессов, составляющих утомление организма.

Таким образом, прежде чем в нервных клетках произойдет истощение питательных веществ или засорение их продуктами распада, рабочая деятельность организма ослабляется и прекращается вследствие развития торможения. Поскольку торможение, возникающее при напряженной или продолжительной деятельности, предупреждает развитие более глубоких функциональных изменений в нервных и других клетках, этот вид торможения получил название охранительного.

Развитие охранительного торможения объясняет многие частные моменты в сложной картине утомления, в том числе нарушение нормального приспособления жизненных функций к данной деятельности, которое выражается в учащении дыхания, повышении частоты сердечных сокращений, в увеличении или, наоборот, уменьшении артериального кровяного давления, ослаблении рефлексов и так далее. Эти нарушения функций тесно связаны с распространением охранительного торможения по коре больших полушарий головного мозга и нарушением равновесия между процессами возбуждения и торможения. В результате процессы возбуждения, вместо того чтобы сосредоточиваться на небольшом числе работающих нервных центров, распространяются по всей нервной системе и вызывают лишние движения и лишние напряжения мышц, непосредственно не участвующих в выполнении рабочих действий.

Последовательное развитие и углубление утомления может привести к резким и долго не изглаживающимся изменениям физиология, процессов, если не принять мер к предупреждению таких результатов. Состояние организма, когда эти изменения настолько значительны, что не успевают исчезнуть в течение свободной от работы части суток и утром следующего дня после сна работа возобновляется при наличии признаков пониженной работоспособности, представляет хроническую форму утомления и называется переутомлением. Переутомление — патологическое состояние, которое можно устранить только продолжительным отдыхом и лечением.

Борьба с отрицательными последствиями утомления заключается в создании условий для сохранения высокого уровня работоспособности. Физиологи, пользуясь методами изучения высшей нервной деятельности, исследуют конкретные проявления утомления на производстве для обоснования мероприятий, способных предотвратить связанное с утомлением уменьшение работоспособности и падение производительности труда. Среди этих мероприятий большое значение имеют: механизация трудоемких работ, улучшение условий окружающей среды (вентиляция, освещение и прочее), внедрение физиологически обоснованных режимов труда и отдыха.

Для предупреждения усталости и длительного сохранения высокой работоспособности имеет большое значение эмоциональная сторона труда — интерес к работе, творческое отношение к ней. Положительные эмоции снижают утомляющее влияние работы.

Воспитание с детских лет трудолюбия, усидчивости, упорства в труде обеспечивает повышение работоспособности человека и его сопротивление действию утомления. Само выполнение утомительной работы может явиться одним из средств развития выносливости и неутомимости в труде.

Обнаружено, что при утомительной работе работоспособность нервных клеток после некоторого периода отдыха оказывается повышенной по сравнению с исходным уровнем.

Установлено также, что более быстрое развитие утомления при повышенной до известного предела деятельности является более сильным возбудителем процесса восстановления сил.

источник

Тест по физической культуре

1. Под физической культурой понимается:

А) часть культуры общества и человека;

Б) процесс развития физических способностей;

В) вид воспитания, направленный на обучение движениям и развитие физических качеств;

Г) развитие естественных сил природы и воспитание гигиенических качеств.

2. Результатом физической подготовки является:

Б) физическое совершенство;

В) физическая подготовленность;

Г) способность правильно выполнять двигательные действия.

3. Когда Россия впервые приняла участие в Олимпийских играх?

A) 1908 год в Лондоне;
Б) 1912 год в Стокгольме;

4. Бег с остановками и изменению направления по сигналу преимущественно способствует формированию:

5. Солнечные ванны лучше всего принимать:

Б) до 12 и после 16 часов дня;

B) в любое время дня при соблюдении необходимых мер предосторожности;

6. К циклическим видам спорта относятся.

Б) баскетбол, волейбол, футбол;

B) ходьба, бег, лыжные гонки, плавание;
Г) метание мяча, диска, молота.

7. Где и когда были проведены первые Олимпийские игры современности?

8. Главной причиной нарушения осанки является:

A)малоподвижный образ жизни;
Б) слабость мышц спины;

B) привычка носить сумку на одном плече;

Г) долгое пребывание в положении сидя за партой.

9. Назовите имя первого Российского олимпийского чемпиона:

А)Николай Панин-Коломенкин (фигурное катание);

В) Сергей Елисеев (тяжелая атлетика);

Г) Анатолий Решетников (легкая атлетика)

10. Документом, представляющим все аспекты организации соревнований, является:

Б) положение о соревнованиях;

11. Профилактика нарушений осанки осуществляется при:

Б) упражнениях «на гибкость»;

Г) упражнениях на «выносливость».

12. Какая организация занимается подготовкой и проведением Олимпийских игр?

13. В каком виде спорта завоевала золотую медаль дальневосточница Юлия Чепалова на ХVII Олимпийских играх?

14 Положение занимающегося, при котором согнутые в коленях ноги подтянуты руками к
груди и кисти захватывают колени, в гимнастике обозначается как

__________________________________________________________________

15Двигательные действия, которые направлены на решение задач физического воспитания,
сформированы и организованы по его закономерностям, называются

1-а, 2-в, 3-а, 4-в, 5-б, 14-группировка,15-физическое упражнение.

Тест по физической культуре

1.Что определяет техника безопасности?

А) навыки знаний физических упражнений без травм;

Б) комплекс мер направленных на обучение правилам поведения, правилам страховки и самостраховки, оказания доврачебной помощи;

В) правильное выполнение упражнений;

Г) организацию и проведение учебных и внеурочных занятий в соответствии с гигиеническими требованиями.

2. Выберите правильную последовательность действий по оказанию доврачебной помощи при обмороке:

А) положить пострадавшего в прохладное место, обмахивать полотенцем, дать обильное теплое питье;

Б) холодный компресс на голову, покой, ногам придают возвышенное положение;

В) теплый компресс на голову, расстегнуть стесняющую дыхание одежду неглубокий массаж области шеи, холодное питье;

Г) придать пострадавшему горизонтальное положение, обеспечить приток свежего воздуха, обтереть лицо холодной водой, дать понюхать нашатырь.

3.Какое определение не относится к основным свойствам мышц?

4. Смысл физической культуры как компонента культуры общества заключается в:

А) укрепление здоровья и воспитание физических качеств людей;

Б) обучением двигательным действиям и повышении работоспособности;

В) в совершенствовании природных, физических свойств людей;

Г) определенным образом организованная двигательная активность.

Читайте также:  Факторы влияющие на работоспособность утомление производительность труда

5. С помощью какого теста не определяется физическое качество выносливость?

В) лыжная гонка на 3 километров;

6. Какова протяженность марафонской дистанции на Олимпийских играх?

A)42 км 195 м;
Б) 32 км 195 м;

B) 50 км 195 м;
Г) 45 км 195 м.

7. Укажите в каком городе будут проходить летние Олимпийские игры 2008 года?

A)Гренобль (Франция);
Б) Токио (Япония);

8. Укажите, какие упражнения характерны для заключительной части урока физической культуры?

1.Упражнения «на выносливость». A)1.5; Б) 3,5;
2.Дыхательные упражнения. B)2, 6;
3.Силовые упражнения. Г) 3,4.5.
4.Скоростные упражнения.
5.Упражнения «на гибкость».
6.Упражнения «на внимание».

9. Как дозируются упражнения на «гибкость», т.е., сколько движений следует делать в
одной серии? Упражнения на гибкость выполняются .

A) по 8-16 циклов движений в серии;

Б) пока не начнется увеличиваться амплитуда движений;

B) до появления болевых ощущений;

10. Кто выступил с предложением возродить Олимпийские игры?

11. Что такое адаптация?

А) процесс приспособления организма к меняющимся условиям внешней среды;

Б) чередование нагрузки и отдыха во время тренировочного процесса;

Г) система повышения эффективности функционирования системы соревнований и системы тренировки.

12. Каковы нормальные показатели пульса здорового взрослого нетренированного человека в покое?

Отвечая на вопросы 13-15, необходимо самостоятельно подобрать слово, которое, завершая утверждение образует истинное высказывание. Подобранное слово впишите в бланке заданий.

13Прыжок со снаряда в гимнастике обозначается как______________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

Временное снижение работоспособности принято называть

Дата добавления: 2016-09-03 ; просмотров: 2194 | Нарушение авторских прав

источник

Утом­ление−это функциональное состояние организма, вызван­ное умственной или физической работой, при котором могут на­блюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление ощущения усталости. В этом состоянии человек не способен поддерживать требуемый уровень интенсивности и (или) качества (техники выполнения) работы или вынужден отказаться от ее продолжения.

Согласно современному учению о физическом утомлении, оно связано с развитием функциональных изменений во многих органах и системах и с различным сочетанием их деятельности, при которых наблюдается ухудшение функций при выполнении физических упражнений. В зависимости от характера работы, ее напряженности и про­должительности ведущая роль в развитии утомления может принад­лежать разным функциональным системам.

Утомление играет особую роль, способствуя тренировке функций организма, их совершенствованию и развитию.

Основным фактором, вызывающимутомление, являетсяфизи­ческаяили умственная нагрузка. Зависимость между величиной нагрузки и степе­нью утомления почти всегда бывает линейной, то есть чем больше нагрузка, тем более выраженным и ранним является утомление. По­мимо абсолютной величины нагрузки на характере развития утом­ления сказывается еще и ряд ее особенностей,среди которых следует выделить: статический или динамический характер нагрузки, посто­янный или периодический ее характер и интенсивность нагрузки.

Наряду с основным фактором (рабочей нагрузкой), ведущим к утомлению, существует ряд дополнительных факторов.Эти факторы сами по себе не ведут к развитию утомления, однако, сочетаясь с действием основного, способствуют более ранне­му и выраженному наступлению утомления. К числу дополнитель­ных факторов можно отнести:

1)факторы внешней среды (температура, влажность, газовый со­став, барометрическое давление и др.);

2)факторы, связанные с нарушением режимов труда и отдыха;

3)факторы, обусловленные изменением привычных суточных биоритмов и выключение сенсорных раздражений;

4)социальные факторы, мотивация, взаимоотношения в коман­де и др.

К субъективным признакам утомления относится чувство усталости, общее или локальное. При этом появляются боли и чувство онемения в конечностях, пояснице, мышцах спины и шеи, тяжесть в голове, общая слабость, вялость, желание прекратить работу или изменить ее ритм и др. А.А. Ухтомский считал, что усталость является одновременно и «натуральным предупреждением утомления». Ощущая усталость, человек снижает темп работы или вовсе ее прекращает. Этим самым предотв­ращается «функциональное истощение» корковых клеток и обеспе­чивается возможность быстрого восстановления работоспособности человека.

Объективные признаки утомления можно обнаружить при обследовании, начиная с двигательной, сердечнососудистой и центральной нервной системы и заканчивая пищеварительной и выде­лительной. Многообразие изменений отражает закономерности функционирования организма как единого целого и характеризу­ет реакции обеспечения функциональной нагрузки, а так же адаптационные и компенсационные сдвиги.

Внешними проявлениямиутомленияявляются:нарушение координации движений, уменьшение объема выполняемой работы, отдышка, покраснение кожных покровов, чрезмерная потливость и т.д.

Утомление динамично по своей сущности и в своем развитии име­ет несколько последовательно возникающих признаков:

1) нарушение автоматичности движений;

2)нарушение коор­динации движений;

3)значительное напряжение веге­тативных функций при одновременном падении производительности работы,а затем и нарушение самого вегетативного компонента.

При выраженных степенях утомления новые, мало усвоенные двигатель­ные навыки, могут угаснуть полностью.

В развитии утомления можно выделить2 фазы:

1. Преодолеваемое (компенсированное) утомление− усилением воли работоспособность поддерживается на прежнем высоком уровне, что достигается за счет нарастающего возбуждения в ЦНС, особенно в КБПМ. Работа обеспечивается максимальным напряжением сердечной и дыхательной систем; затраты энергии резко возрастают; КПД организма снижается.

2. Не преодолеваемое (не компенсированное) утомление— работоспособность снижается при глубоком утомлении. Несмотря на все усилия, спортсмен прекращает работу. В ЦНС развивается охранительное торможение, угнетаются функции надпочечников, снижается активность дыхательных ферментов, происходит вторичное усиление процессов анаэробного гликолиза.

Биологическое значение утомления состоит в том, что оно являясь нормальной физиологической реакцией организма на работу, с одной стороны препятствует крайне­му истощению организма (переходу его в патологическое состояние) и способствует тренировке функций организма, их совершенствованию и развитию, а с другойстороны− ведетк снижению работос­пособности спортсменов, к не экономному расходу энергии и уменьшению функциональных резервов организма.Эта сторона утом­ления является невыгодной, нарушающей длительное выполнение спортивных нагрузок.

Рассмотрение основных причин утомления связно с двумя основными понятиями. Первое понятие – локализация утом­ления, т. е. выделение той ведущей системы (или систем), функциональные изменения в которой и определяют, наступление состоя­ния утомления. Второе понятие – механизмы утомления, т. е. те конкретные изменения в деятельности ведущих функциональных систем, которые обусловливают развитие утомления.

По локализации− утомление может развиться в:

1) регулирующих системах – центральная нервная система, вегетативная нервная система и гормонально-гуморальная система;

2) системах вегетативного обеспечения мышечной деятельности — системы дыхания, крови и кровообращения;

3) исполнительной системе—двигательный (перифери­ческий, нервно-мышечный) аппарат.

1) При выполнении любого упражнения происходят функциональ­ные изменения в состоянии нервных центров коры и подкорковых структур, управляющих мышеч­ной деятельностью и регулирующих ее вегетативное обеспечение. Между ними нарушаются межцентральные взаимосвязи, что приводит к ослаблению условно-рефлекторных реакций, неравномерности сухожильных рефлексов, а при переутомлении− развитию неврозоподобных состояний.

Утомление может быть связано с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы и желез внутренней секреции (А. А. Ви­ру), что приводит к наруше­ниям в регуляции вегетативных функций, энергетического обеспе­чения мышечной деятельности и т. д.

2) Причиной развития утомления могут служить многие измене­ния в деятельности систем вегетативного обеспечения, а именно: в сердечнососудистой и дыхательной системах (тахикардия, лабильность артериального давления, неадекватные ре­акции на дозированную физическую нагрузку и др., снижение насыще­ния артериальной крови кислородом, учащение дыхание и ухудшение легочной вентиляции), в крови (снижается количество эритроцитов и гемоглобина, отме­чается лейкоцитоз, угнетается фагоцитарная активность лейкоцитов и уменьшается количество тромбоцитов). Т.о. главное следствие таких изменений – снижение кислородтранспортных возможностей организма работающего человека.

3) Утомление может быть связано с изменениями в самом испол­нительном аппарате– в работающих мышцах, а именно изменения, возникающие либо в самом сократительном аппарате мышечных волокон, либо в нервно-мышечных синапсах, либо в системе элект­ромеханической связи мышечных волокон. При любой из этих локализаций мышечное утомление проявляется в снижении сократи­тельной способности мышц.

Основными механизмами мышечного утомления являются:

а)истощение энергетических ресурсов;

б) засорение или отравление накапливающимися продуктами распада энергетических веществ;

в) удушение в результате недостаточного поступления кислорода к мышцам.

Роль этих механизмов в развитии утомления неодинакова при выполнении различных упражнений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Ключевое понятие прикладной психофизиологии работоспособность.Работоспособность является интегральным показателем функционального состояния организма, его изменений.

Работоспособность– это способность развивать максимум энергии и, экономно расходуя ее, достигать поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы.

Уровень работоспособностизависит от многих факторов:

физиологические(функциональная зрелость организма, функциональное состояние, состояние здоровья и т.п.);

психологические(самочувствие, эмоциональное состояние, мотивация и т.п.);

внешнесредовые(условия организации деятельности, время дня, года и т. п.).

Существуют общие закономерности динамики работоспособности, в которой выделяется несколько периодов: врабатывание,устойчивый период(период оптимальной работоспособности);предутомление(период компенсаторной перестройки) иутомление. Схематически динамику работоспособности можно представить так:

Кривая динамики работоспособности

Изменения умственной работоспособности отмечаются:

в течение рабочего дня. Могут повторяться дважды в день. На практике уровень работоспособности и фазы, ее выражающие, могут отличаться от данной схемы, что обуславливается особенностями труда. Возможны случаи возрастания работоспособности, иногда даже резкого, в конце рабочего дня («конечный порыв»).

в течение суток. Существует суточный физиологический ритм функций систем организма. Он определяет повышенную интенсивность деятельности органов и систем в дневное время и пониженную – в ночное время.

в течение недели. На понедельник приходится стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг – высокая работоспособность, а развивающееся утомление приходится на пятницу и субботу.

Временное снижение работоспособности связано с утомлением. Утомление усиливает психическую напряженность, является одним из самых распространенных факторов, оказывающих существенное влияние на эффективность и безопасность деятельности.

Утомление– это сложнейший физиологический процесс, начинающийся в высших отделах нервной системы и распространяющийся на другие системы организма. Ведущими причинами утомления являются нарушения в слаженности функционирования органов и систем.

Утомление обладает двойным биологическим действием:

С одной стороны, оно является защитной реакцией организма и охраняет его от чрезмерного напряжения.

С другой– стимулирует восстановительные процессы, раздвигает границы функциональных возможностей (фактически повышает адаптивный резерв).

Количественно оценить утомление позволяют показатели работоспособности, а качественная оценка степени утомления очень сложна.

Различают субъективные и объективные признаки утомления. Утомлению, как правило, предшествует чувство усталости. Усталость– сигнал, предупреждающий организм о дезорганизации в первичной деятельности мозга. К чувствам, связанным с усталостью можно отнести: чувство голода, жажда, боли и т.д.

Компоненты утомления(субъективные психические состояния):

чувство слабосилия(человек чувствует снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает; это снижение работоспособности выражается в переживании особого, тягостного напряжения и в неуверенности; человек чувствует, что не в силах должным образом продолжать работу).

расстройство внимания(внимание – одна из наиболее утомляемых психических функций; в случае утомления внимание легко отвлекается, становится вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым).

расстройство в сенсорной области (органы чувств)(таким расстройствам под влиянием утомления подвергаются рецепторы, которые принимали участие в работе – если человек долго читает без перерывов, то, по его словам, у него начинают «расплываться» в глазах строчки текста; продолжительная ручная работа может привести к ослаблению тактильной и кинестетической чувствительности).

нарушения в моторной сфере(замедление или беспорядочная торопливость движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координированности движений).

дефекты памяти и мышления(в состоянии сильного утомления работающий человек может забыть инструкцию и одновременно хорошо помнить все, что не имеет отношения к работе; мыслительные процессы особенно нарушаются при утомлении от умственной работы, но при физической работе человек нередко жалуется на понижение сообразительности и умственной ориентации).

ослабление воли(ослабляются решительность, выдержка и самоконтроль; отсутствует настойчивость).

сонливость(возникает сонливость как выражение охранительного торможения; потребность во сне при изнурительной деятельности такова, что человек засыпает часто в любом положении, например, сидя).

Изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или во время отдыха.

Переутомление– это крайняя степень утомления находящаяся уже на грани с патологией. Переутомление может быть результатом больших физических и умственных нагрузок; неправильного образа жизни, недостаточного сна; неправильного режима дня и т.д. К переутомлению приводят ошибки в методике подготовки, недостаточный отдых. В состоянии хронического переутомления организм становится более уязвимым, снижается его сопротивляемость к инфекционным заболеваниям.

активный отдых, в частности физические упражнения.

надлежащие санитарное состояние производственных помещений, микроклиматические условия, эстетическое оформление и др.

источник

Тесты по физической культуре.

1.Древнейшей формой организации физической культуры были:

В) соревнования на колесницах

2.Физическая культура рабовладельческого общества имела:

А) прикладную направленность

Б) военную и оздоровительную направленность

Читайте также:  Утомление внешние признаки утомления при умственном труде

В) образовательную направленность

Г) воспитательную направленность

3.Российский Олимпийский Комитет был создан в

4.Александр Попов – Чемпион Олимпийских игр в …

5.Какой из перечисленных видов не входит в программу современного пятиборья

6.Почему античные Олимпийские игры назывались праздниками мира?

А) игры отличались миролюбивым характером

Б) в период проведения игр прекращались войны

В) в Олимпийских играх принимали участие атлеты всего мира

Г) Олимпийские игры имели мировую известность

7.Какой вид программы представлял программу первых Олимпийских игр Древней Греции?

8.Как назывался вид спортивной программы Олимпийских игр древности, сочетавший борьбу с кулачным боем?

9.Какая организация руководит современным олимпийским движением?

А) Организация объединенных наций

Б) Международный совет физического воспитания и спорта

В) Международный олимпийский комитет

Г) Международная олимпийская академия

10.Кто был первым президентом Международного олимпийского комитета?

11.Кто стал первым олимпийским чемпионом из российских спортсменов?

12.За что движением «Фэйр Плэй» вручается почетный приз Пьра де Кубертена?

Б) за победы на трех Олимпиадах

В) за честную и справедливую борьбу

Г) за большой вклад в развитие Олимпийского движения

13. Кто является президентом Олимпийского комитета России в настоящее время?

14.На открытии Олимпийских игр парад олимпийских делегаций стран- участниц открывает (идет первой):

А) делегация страны – организатора

Б) делегация страны, чье название начинается на первые буквы алфавита страны- организатора

В) делегация страны – организатора предыдущей олимпиады

15.На открытии Олимпийских игр парад олимпийских делегаций стран – участниц завершает (идет последней):

А) делегация страны – организатора

Б) делегация страны, чье название начинается на первые буквы алфавита страны- организатора

в) делегация страны- организатора предыдущей Олимпиады

16.В каком году был образован Международный олимпийский комитет?

17.Термин «Олимпиада» означает:

А) четырехлетний период между Олимпийскими играми

Б) первый год четырехлетия, наступление которого празднуют Олимпийские игры

В) синоним Олимпийских игр

Г) соревнования, проводимые во время Олимпийских игр

18.В каком году Олимпийские игры состоялись в нашей стране?

А) планировались в 1944 году, но были отменены из-за 2 мировой войны

Г) пока еще не проводились

19.Какие дисциплины включал пентатлон – древнегреческое пятиборье?

1.кулачный бой 2.верховая езда 3.прыжки в длину 4.прыжки в высоту

5.метание диска 6.бег 7.стрельба из лука 8.борьба

9.плавание 10.метание копья

20.Пьер де Кубертен был удостоен золотой олимпийской медали на конкурсе искусств в …

А) в 1894 году за проект Олимпийской хартии

Б) в 1912 году за «Оду спорта»

В) в 1914 году за флаг, подаренный Кубертеном МОК

Г) в 1920 году за текст Олимпийской клятвы

21.Олимпийский символ представляет с собой пять переплетенных колец, расположенных слева направо в следующем порядке…

А) вверху — синее, черное, красное, внизу- желтое и зеленое

Б) вверху – зеленое, черное, красное, внизу – синее и желтое

В) вверху – красное, синее, черное, внизу – желтое и зеленое

Г) вверху – синее, черное, красное, внизу – зеленое и желтое

22.Олимпийские игры состоят из…

А) соревнований между странами

Б) соревнований по зимним или летним видам спорта

В) зимних и летних Игр Олимпиады

Г) открытия, соревнований, награждения участников и закрытия

23.Как назывались специальные помещения для подготовки атлетов к древнегреческим Играм Олимпиады?

24.Талисманом Олимпийских игр является:

А) изображение Олимпийского флага

Б) изображение пяти сплетенных колец

В) изображение животного, популярного в стране, проводящей Олимпиаду

Г) изображение памятника архитектуры, популярного в стране, проводящей Олимпиаду

25.Талисман, как бы приносящий счастье любому олимпийцу, любому болельщику, впервые появился на играх в …

26.Двигательное умение – это:

А) уровень владения знаниями о движениях

Б) уровень владения двигательным действием

В) уровень владения тактической подготовкой

Г) уровень владения системой движений

27.Реализация цели физического воспитания осуществляется через решение:

А) двигательных, гигиенических и просветительских задач

Б) закаливающих, психологических и философских задач

В) задач развития дыхательной и сердечно – сосудистой систем

Г) оздоровительных, образовательных и воспитательных задач

28.Временное снижение работоспособности принято называть:

29.Что является основными средствами физического воспитания?

30.Какие из перечисленных ниже физических упражнений относятся к циклическим?

31.Одним из основных физических качеств является:

32.Какое физическое качество развивается при длительном беге в медленном темпе?

33.Укажите вид спорта, который обеспечивает наибольший эффект в развитии гибкости:

34.Лучшие условия для развития ловкости создаются во время…

А) подвижных и спортивных игр

В) бега с максимальной скоростью

Г) занятий легкой атлетикой

35.Назовите основные физические качества.

А) координация, выносливость, гибкость, сила, быстрота

Б) ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость

В) общая выносливость, силовая выносливость, быстрота, сила, ловкость

Г) общая выносливость, силовая выносливость, гибкость, быстрота, ловкость

36.Основной и обязательной формой физического воспитания в школе является:

В) урок физической культуры

37.Что характеризуют тесты, проводимые на уроках физической культуры?

А) уровень физического развития

Б) уровень физической работоспособности

В) уровень физического воспитания

Г) уровень физической подготовленности

38.Что является основным законом Всемирного олимпийского движения?

39.Какие события повлияли на то, что Игры 6, 7 и 8 Олимпиад не состоялись?

А) несогласованность действий стран

Б) отказ от участия в Играх большинства стран

В) первая и вторая мировые войны

Г) отказ страны – организатора Игр от их проведения

40.Александр Карелин – Чемпион Олимпийских игр в…

41.Министром физической культуры, спорта и туризма Республики Марий ЭЛ является:

42.Председателем комитета по физической культуре и спорту администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» является:

43. Положение занимающегося на снаряде, при котором его плечи находятся ниже точек хвата, в гимнастике обозначается как:

44.Положение занимающегося, при котором согнутые в коленях ноги поднятые руками к груди

и кисти захватывают колени, в гимнастике обозначается как:

45.Прыжок со снаряда в гимнастике обозначается как…

46.Вращательное движение через голову с последовательным касанием опорной поверхности отдельными частями тела в гимнастике обозначается как…

47.Положение занимающихся на согнутых ногах в гимнастике обозначается как…

48.Что понимается под термином «Дистанция» в гимнастике?

А) расстояние между занимающимися « В глубину»

Б) расстояние между занимающимися «по фронту»

В) расстояние от впереди стоящего занимающегося до стоящего сзади строя

Г) расстояние от первой шеренги до последней

49.Какие из приведенных команд в гимнастике имеют только исполнительную часть?

1. «Равняйсь!» 2. «Реже!» 3. «Кругом!» 4. «Вольно!» 5. «Смирно!»

50.Умение учащихся строиться в различные виды строя, шеренгу, колонну, круг, а также перестраиваться в них, в гимнастике называется…

В) размыканиями и смыканиями

Г) построениями и перестроениями

51.Дугообразное, максимально прогнутое положение спиной к опорной плоскости с опорой руками и ногами, в гимнастике называется…

52.Кто из гимнасток является абсолютной рекордсменкой по количеству олимпийских медалей ( 18 медалей – из них 9 золотых)?

53.Волейбол как спортивная игра появился в конце 19 века в ….

54.В волейболе игрок, находящийся в 1-ой зоне, при «переходе» перемещается в зону…

55. Когда волейбол был признан олимпийским видом спорта?

56. Укажите полный состав волейбольной команды:

А) 6 человек, тренер, помощник тренера, массажист, врач

Б) 10 человек, тренер, помощник тренера, массажист, врач

В) 8 человек, тренер, помощник тренера, массажист, врач

Г) 12 человек, тренер, помощник тренера, массажист, врач

57. «ЛИБЕРО» в волейболе – это…

58. Как осуществляется переход игроков в волейболе из зоны в зону?

59. Можно ли менять расстановку игроков в волейболе?

Г) да, но только в начале каждой партии

60. Сколько разрешено замен в волейболе в каждой партии и в продолжение нескольких перерывов?

61. Ошибками в волейболе считаются…

Б) «четыре удара касания», удар при поддержке «двойное касание»

В) игрок один раз выпрыгивает на блоке и совершает два касания мяча

Г) мяч соприкоснулся с любой частью тела

62. Подача мяча в волейболе после свистка судьи выполняется в течении…

63. Высота волейбольной сетки для мужских команд:

64. Высота волейбольной сетки для женских команд:

65. Может ли игрок волейбольной команды играть без обуви?

В) только при высокой температуре воздуха

Б) только при высокой влажности воздуха

67. Укажите количество игроков волейбольной команды, находящихся одновременно на площадке .

68. Игра в баскетболе начинается….

А) со времени, указанного в расписании игр

Г) спорным броском в центральном круге.

69. Игра в баскетболе заканчивается…

А) когда звучит сигнал секундометриста, указывающий на истечение игрового времени

Б) уходом команд с площадки

В) в момент подписания протокола старшим судьей

Г) мяч вышел за пределы площадки

70. Мяч в баскетболе «входит» в игру, когда…

А) судья входит в круг, чтобы провести спорный бросок

Б) мячом владеет игрок, находящийся в месте вбрасывания, вне пределов площадки

В) мяча касается игрок на площадке после вбрасывания из-за пределов площадки

71. Мяч в баскетболе становится «живым», когда…

А) он достиг своей высшей точки при спорном броске, и отбивается первым игроком

Б) судья передает его в распоряжение игрока, выполняющего штрафной бросок

В) мяча касается игрок на площадке после вбрасывания из-за пределов площадки

Г) мячом владеет игрок, находящийся в месте вбрасывания вне пределов площадки

72. Мяч в баскетболе становится «мертвым», когда…

Б) звучит свисток судьи, когда мяч «живой» или «в игре»

В) мяч в распоряжении игрока, выполняющего штрафной бросок

Г) звучит сигнал «оператора 24 секунд», когда мяч «живой»

73. Кто из членов баскетбольной команды имеет право просить перерыв?

В) тренер или помощник тренера

74. Команде «А» в баскетболе предоставлен перерыв. Через 30 секунд команда «А» готова продолжить игру. Когда судьи должны продолжить игру?

А) через 1 минуту после выхода на площадку команды «Б»

Б) в любом случае через 15 секунд

В) в любом случае через 1 минуту

75. Укажите количество игроков баскетбольной команды, одновременно находящихся на площадке.

76. Что обозначает в баскетболе термин «пробежка»?

А) выполнение с мячом в руках более одного шага

Б) выполнение с мячом в руках двух шагов

В) выполнение с мячом в руках трех шагов

Г) выполнение с мячом в руках более двух шагов

77. Укажите количество игроков футбольной команды, одновременно находящихся на площадке?

источник

– временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем. Утомление имеет разнообразные проявления на поведенческом (снижение производительности труда, уменьшение скорости и точности работы), физиологическом (затруднение выработки условных связей, повышение инерционности в динамике нервных процессов), психологическом (снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально-мотивационной уровнях. Сопровождается формированием комплекса субъективных переживаний усталости. Специфика проявлений утомления зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления оптимального уровня работоспособности.

Утомление, совокупность изменений в физическом и психическом состоянии человека и животного, развивающихся в результате деятельности и ведущих к временному снижению её эффективности. Субъективное ощущение утомления называется усталостью.

Динамика работоспособности включает фазы: мобилизации, т.е. подготовки к деятельности, первичной реакции, отражающей процесс количественного уравновешивания, гиперкомпенсации, т.е. поиска оптимального решения, компенсации, когда работоспособность адекватна требованиям деятельности, субкомпенсации, декомпенсации и срыва, отражающих постепенное истощение резервов организма и снижение работоспособности. У. характерно для всех фаз, начиная с субкомпенсации, когда наступает значительное сокращение физиологических резервов и организм переходит на энергетически менее выгодные виды реакций, например поддержание минутного объёма кровотока за счёт увеличения частоты сокращений сердца вместо более выгодной реакции увеличения ударного объёма; осуществление двигательной реакции большим числом функциональных мышечных единиц при ослаблении силы сокращений отдельных мышечных волокон, т.е. нарушении чередования периодов работы и отдыха мышечных групп, участвующих в сокращении. У человека в начальных стадиях У. снижается эффективность деятельности, т.е. возрастает величина физиологических и психических затрат, необходимых для одного и того же трудового акта; затем падает и производительность труда. При утомлении прежде всего нарушаются устойчивость вегетативных функций, сила и скорость мышечного сокращения, ухудшаются регуляция функций, выработка и торможение условных рефлексов. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушаются ритмичность, точность и координация движений, для одной и той же деятельности требуются большие энергетические затраты. Повышаются пороги сенсорных (чувствительных) систем, в процессах принятия решения доминируют готовьте стереотипные формы, внимание ослаблено и с трудом переключается. Для утомления характерны увеличение числа ошибок и изменение их структуры: в начальных фазах доминируют количественные ошибки, в последующих – появляются качественные. Развитие картины утомления можно в целом охарактеризовать как нарушение адекватности ответа организма требованиям, предъявляемым характером деятельности. При этом нарушаются все 3 основных требования адекватности: оптимальность частных реакций, лежащих в основе деятельности, и их согласование друг с другом, качественное и количественное соответствие ответа организма требованиям задачи и минимизация расхода физиологических резервов. При выраженном утомлении наблюдается полное прекращение работы. Субъективные признаки утомление человека – неприятные ощущения в работающих мышцах и суставах, при статической позе – боль и чувство затекания в мышцах спины, живота и шеи, появление болей в области лба и затылка, особенно при сенсорном и умственном утомлении нарушение сосредоточенности, лёгкая отвлекаемость, вначале некоторое увеличение, а затем резкое ограничение контактов с окружающими, неосознанное стремление делать перерывы в работе более частыми и длительными. Утомление у животных и человека имеет ряд общих механизмов, связанных с биохимическими изменениями на клеточном уровне и нарушением условнорефлекторной деятельности. Однако как динамика, так и ряд структурных механизмов утомление, определяемые у человека регулирующей ролью мотивов деятельности, её целями и социальным характером, позволяют обнаружить в утомлении животных и человека и ряд принципиальных различий. В частности, у животных не наблюдается строгого развития фаз утомления, более характерно последовательное снижение количественных показателей, менее выражено изменение структуры деятельности, утомление практически не подавляется волевым усилием.

Читайте также:  Профилактика утомления классный час

На динамику утомления влияет характер деятельности, в первую очередь её интенсивность, экстенсивность и темп. Существует оптимальная интенсивность деятельности, при которой утомление наступает позже; увеличение или уменьшение этой интенсивности ускоряет наступление утомления. Быстро развивается утомление при монотонной, статической и сенсорно обеднённой деятельности. Так, при деятельности, в течение которой человек длительное время выполняет одну и ту же рабочую операцию, требующую ограниченного набора движений, например при узкоспециализированной работе на конвейере (монотонная деятельность), снижается внимание, угасают положительные мотивы деятельности и быстро развивается утомление. Особенно рано появляется утомление в тех случаях, когда работа выполняется при фиксированной напряжённой позе (статическая деятельность) или когда ограничен поток раздражителей, поступающих к человеку, например звуковых или световых сигналов, содержащих сведения об условиях деятельности. Из внешних факторов рабочей среды большое значение имеют микроклимат, особенно температура, влажность и скорость движения воздуха, состав воздуха и наличие в нём химических примесей, шум, вибрация, освещённость и т.п. Развитие утомления зависит от состояния здоровья и физической подготовки человека, которые не только обусловливают большие физиологические резервы, но и способствуют более быстрой и устойчивой мобилизации и формированию функциональных систем. Скорость возникновения и развития У. зависит и от ряда психологических характеристик личности – уровня тревожности, волевых качеств, в том числе настойчивости, и др. активационных параметров, т.е. таких функциональных свойств человека, которые обеспечивают степень реализации в конкретной деятельности его потенциальных возможностей. Например, внимание как активационный параметр обеспечивает большие возможности запоминания, а высокий уровень волевых качеств позволяет поддерживать необходимый уровень деятельности при выраженном чувстве усталости. Ведущая роль принадлежит высшим психическим характеристикам – идеалам и мировоззрению.

В зависимости от вида выполняемой работы выделяют умственное и физическое утомления, при котором учитывают отклонения энергетических показателей обмена, например изменение температуры тела, биоэлектрических потенциалов. В связи с тем что обнаружилась принципиальная общность физического и умственного утомления, приобретает большое распространение классификация, основанная на преимущественной локализации утомления в звеньях нервной системы, обеспечивающей деятельность человека. Так, различают сенсорное утомление и его разновидности (перцептивное и информационное) и эффекторное У. Кроме того, выделяют как обобщённую форму общее утомление. Однако та или иная классификация зависит от принятой физиологической теории утомление. Сенсорное утомление развивается в результате длительного или интенсивного воздействия раздражителя (например, сильный шум, свет), при котором первичные изменения возникают в сенсорных системах, начиная от рецептора и кончая корковым концом анализатора. Перцептивное утомление, локализованное преимущественно в корковом конце анализатора, связано с трудностью обнаружения сигнала (например, при больших помехах, при его малой интенсивности, трудности дифференцирования). Информационное утомление развивается вследствие недостаточности информации или при информационной перегрузке, когда наибольшая нагрузка падает на динамику межцентральных отношений, заключающуюся в замыкании временных связей между различными структурами в центральной нервной системе и оживлении ассоциативных связей, позволяющих правильно отразить в сознании объективную картину внешней среды. Эффекторное утомление возникает при локализации изменений преимущественно в отделах центральной нервной системы, формирующих двигательный акт. При изменениях, появляющихся вследствие интенсивных процессов репродуктивной деятельности, связанной лишь с обработкой получаемой информации по жёстким правилам (например, счёт, разнесение по рубрикам), а также продуктивной, включающей процессы преобразования информации и формирования суждения, понятия, умозаключения и т.п., и эвристической, т.е. творческой, осуществляемой по индивидуальным, неявным алгоритмам, формируется умственное утомление. В связи с тем, что при трудовой деятельности чаще сочетаются все перечисленные изменения, выделяют общее утомление, подчёркивая при этом наиболее выраженные нарушения в центральной нервной системе.

Из многочисленных теорий У. теории «отравления» немецкого учёного Э. Пфлюгера (1872), «истощения» М. Шиффа (1868, Швейцария), «обменная теория» английского исследователя А. Хилла (1929) и др. имеют только исторический интерес. Признаны две группы современных теорий, на основании которых первичными считаются изменения в нервных центрах. Согласно одной из них, основой утомления являются гипоксические, т.е. связанные с недостаточностью кислородного снабжения, нарушения в нервных структурах, регулирующих процессы гомеостаза, в особенности изменения в сфере медиаторного обмена и химических процессов возникновения и передачи возбуждений. Сторонники второй группы теорий отрицают единый механизм возникновения утомления. По их мнению, появление утомления может быть обусловлено рядом факторов или их комбинаций, начиная с недостаточности кровообращения при локальном мышечном утомлении и кончая изменением структуры гомеостатической регуляции со стороны высших отделов центральной нервной системы (охранительное торможение) при общем утомлении. Большую роль в разработке современных теорий утомления сыграли И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский, А.А. Ухтомский и Л.А. Орбели, последний рассматривал утомление как нарушение адаптационно-трофической регуляции со стороны вегетативной нервной системы. Проблему утомления изучали также сов. физиологи Г.В. Фольборт, С.А. Косилов и др. В современных исследованиях вскрыт ряд тонких механизмов утомления, связанных с нарушением обмена макроэргических соединений, снижением активности окислительных ферментов, изменением характера эндокринной регуляции со стороны гипоталамуса. Например, зарегистрировано снижение функции надпочечников, показано, что угнетается выработка адренокортикотропного гормона гипофизом, вначале повышается, а затем снижается активность инсулярного аппарата поджелудочной железы. Это ведёт к увеличению недоокисленных продуктов и гипергликемии. Как следствие этого возникают вторичные изменения афферентной импульсации, что ещё больше ухудшает состояние гомеостаза и ведёт к нарушению согласованности вегетативных и двигательных рабочих реакций.

источник

Работоспособность – термин для обозначения внутренних факторов, которые влияют на продуктивность труда. Работоспособность – это способность человека выполнять максимально возможное количество работы на протяжении определенного (заданного) времени и с определенной эффективностью.

Работоспособность, подобно работе, подразделяется на:
— умственную. Умственная работоспособность – это способность выполнять определенное количество работы, требующей значительной активации нервно-психической сферы
— физическую. Физическая работоспособность – это способность выполнять максимально возможное количество физической работы за счет активации функции опорно-двигательного аппарата. Естественно физическая работоспособность зависит и от состояния нервной системы, иннервирующей опорно-двигательный аппарат.

1) общая работоспособность – отражает способность человека выполнять любой вид деятельности. Это характеристика устойчивых качеств здоровья человека.
2) профессиональная – характеристика тех систем и функций человека, которые необходимы для выполнения проф задач. Человек потерял слух, но это не мешает ему в работе корректировщика текстов в типографии.
3) оптимальная — работоспособность при оптимальных условиях деятельности; работоспособность, обеспечивающая наивысшую эффективность деятельности.
4) экстремальная — характеристика максимально возможного объема работы, который способен выполнить человек в экстремальной ситуации при полной мобилизации сил.
5) пониженная.
6) потенциальная – или выносливость. Характеризует максимальную продолжительность непрерывной деятельности субъекта труда на требуемом уровне эффективности. Выносливость человека к определенной нагрузке. Или — характеристика максимально возможного объема работы, который способен выполнить человек.
7) актуальная – определяет уровень эффективности в данный промежуток времени. Понятие актуальной работоспособности соответствует понятию функциональное состояние. ФС – наличный уровень активности функциональных систем организма, характеризующегося степенью ее адекватности предстоящей деятельности человека.

На работоспособность негативно воздействуют:
— утомление,
— пересыщение,
— монотония.

Уровень работоспособности зависит от:

1) индивидуальных особенностей – психические особенности, состояние здоровья и др.
2) отношений в коллективе, наличия положительного отношения, поддержки со стороны сотрудников и начальства.
3) вида деятельности.
4) условий деятельности (оборудование рабочего места).
5) полноценности отдыха, режима питания и др.

Пути оптимизации работоспособности – через воздействие на факторы, от которых зависит уровень работоспособности.

Уровни работоспособности человека как субъекта труда:
— морфофизиологический,
— психологический и
— поведенческий.

1. На морфофизиологическом уровне субъекта труда учитывается его состояние здоровья, особенности обменных процессов, процессов активации в организме, нейродинамические свойства. В процессе работы организм человека может испытывать неблагоприятные воздействия со стороны факторов производственной среды. Эти воздействия (если их интенсивность превышает допустимые величины) приводят к снижению работоспособности человека за счет адаптационных процессов, необходимых для поддержания относительного постоянства внутренней среды организма и функций жизнеобеспечения (процессов дыхания, обменных процессов и пр.).

2. При анализе работоспособности субъекта труда на психологическом уровне обсуждаются функциональное содержание трудовой нагрузки, требования профессии к функциональным системам, обеспечивающим операционально-техническое выполнение трудовых задач (временной режим труда и отдыха, рабочая поза, функциональные особенности трудовой нагрузки). При этом речь идет о профессионально наиболее нагруженных психических процессах (перцептивных, мнемических, логических, эмоциональных, коммуникативных, психомоторных), а также о трудовой мотивации, побуждающей работника к деятельности, к субъективной значимости труда и его компонентов.

3. На поведенческом уровне, можно исследовать его опыт, навыки, стиль деятельности, приспособительные стратегии поведения, способствующие успешной профессиональной деятельности или приводящие к профессиональной дезадаптации. Могут изучаться типичные для большинства работников данной профессиональной сферы причины снижения работоспособности, а также индивидуальные варианты профессионального поведения.

ФС:
1) благоприятные, желательные (оптимальная работоспособность, вовлеченность, поток)
2) неблагоприятные (острое утомление, переутомление, монотония, сенсорная депривация, стресс, профессиональное выгорание).

Профессиональное утомление и переутомление

Утомление — процессы снижения возможностей организма работающего человека осуществлять трудовые функции по мере увеличения длительности работы.

Подверженность человека развитию явлений утомления, характеристика индивидуальных особенностей его работоспособности называется утомляемостью.

Виды профессионального утомления:

1) общее:
— снижается лабильность процессов центральной нервной системы (ЦНС),
— ухудшается самочувствие, снижается уровень активности, притупляется внимание, трудно поддерживать его концентрацию на объекте труда,
— ухудшается координация движений,
— увеличивается латентный период реакций,
— снижается чувствительность всех анализаторов,
— мышление становится стереотипным,
— ухудшаются мнеми-процессы.

2) специфическое — в зависимости от специфики выполняемых задач и преобладающей в них нагрузки на разные психические процессы; в этой связи выделяют утомление:
— физическое,
— эмоциональное,
— утомление когнитивных функций.

3) в пределах физиологической нормы. Норма в проявлениях утомления выражается в достаточности периода пассивного отдыха, сна для полного восстановления работоспособности. Нормальное утомление развивается постепенно, системы организма успевают перестраиваться, есть возможность для компенсации страдающих функций

4) острое — быстро нарастающие функциональные нарушения в деятельности центральной нервной системы.

5) переутомление — если такого длительного отдыха не обеспечивают и человек продолжает интенсивно работать, развивается переутомление, выраженные формы которого требуют не только отдыха, но и лечения.

6) хроническое — в случае недостаточности отдыха утомление накапливается и переходит в хроническую форму, тогда человеку требуется длительный отдых для восстановления работоспособности (несколько недель, месяц).

Состояние монотонии и психического пресыщения в труде.

Монотонными принято называть однообразные по содержанию виды труда. Для этого состояния характерны сонливость, безразличие или негативное отношение к работе, сниженное внимание, психогенная усталость, которая формируется уже в начале рабочего дня.

Сенсорная монотония — состояние субъекта труда возникает в условиях сенсорной депривации, однообразия, бедности впечатлений.

Моторная монотония — выполнении работником повторяющихся трудовых действий и операций.

Монотонный труд может сопровождаться не только снижением уровня активации, сонливостью, апатией. Встречаются виды труда, требующие выполнения однообразных действий в высоком темпе. Нагрузка на одни и те же группы мышц при этом может привести к профессиональным заболеваниям, при которых страдают нервно-мышечный аппарат, связки.

источник