Меню Рубрики

Зож и профилактика утомления конспект

Цели:

  • получение учащимися теоретических знаний о здоровом образе жизни и профилактике утомления;
  • формирование основ здорового образа жизни и выполнения элементарных правил здоровьесбережения, умения учиться, заботиться о своем здоровье.

(Участники передачи располагаются за круглым столом, а остальные ребята занимают места для зрителей).

Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы пригласили вас на необычный урок, который будет проходить в форме телевизионной передачи “Здоровый образ жизни”. Наша передача выходит в эфир впервые, и мы решили посвятить ее теме: “Здоровый образ жизни и профилактика утомления” .

Группа ребят, принимающая активное участие в подготовке этой передачи сегодня познакомят нас с составляющими здорового образа жизни и упражнениями, которые можно использовать с целью профилактики утомления.

Приветствуем всех, кто время нашел
И к нам на программу сегодня пришел!
Здоровье свое сбережем с малых лет,
Оно нас избавит от болей и бед!

Организм человека постоянно находится под влиянием внешней среды, которую можно представить в виде модели, состоящей из четырех взаимодействующих составляющих .

Внешняя среда может оказывать на человека не только полезные воздействия, но и вредные.

– Как вы считаете, какую пользу приносит человеку внешняя среда?

Зрители: Она необходима человеку для жизнедеятельности и развития. Мы получаем воду, тепло, воздух, пищу и так далее.

Учитель: А чем же тогда она может навредить человеку?

Зрители: Она содержит в себе очень большое количество раздражителей, которые отрицательно влияют на организм человека. К ним можно отнести: понижение или резкое повышение температуры, избыток солнечной радиации, конфликты и другие воздействия, в результате которых могут произойти нарушения в организме человека.

Учитель: Для того чтобы человек мог нормально жить в этих условиях, необходимо тренировать свой организм, чтобы он своевременно реагировал на различные воздействия внешней среды, которые позволят сохранить постоянство внутренней среды организма или адаптируют его к новым условиям существования.

– Ребята, а как вы можете объяснить понятие “адаптация”?

Зрители: Это приспособление к новым условиям жизни.

Адаптация – процесс приспособления строения и функций организма к условиям существования (слайд 3).

Учитель: При помощи адаптации человек может противостоять воздействию различного вида нагрузок, адаптироваться к ним, оказывая минимальное воздействие на организм и обеспечивая нормальную работу.

Сегодня мы выбрали тему нашей передачи не случайно. Труд школьника отличается многообразием и напряженностью. Он требует высокой работоспособности и иногда приводит к умственному утомлению.

В связи с активизацией учебного труда и возрастающих нагрузках в школе просто необходимо оздоровление условий и режима учебы, быта и отдыха школьников.

– Как же можно этого добиться?

(Увеличением двигательной активности, оздоровительных сил природы (закаливание организма), гигиенических факторов и других составляющих здорового образа жизни).

Учитель: Давайте остановимся более подробно на каждом из них, но прежде дадим определение понятию утомление?

Утомление – это функциональное состояние организма, вызванное умственной или физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление ощущения усталости (слайд 4)

Сегодня мы рассмотрим два основных вида утомления – умственное и физическое.

– Что происходит с организмом человека при физическом утомлении?

Зрители: (Физическое утомление может проявляться в изменении количества и качества выполняемой работы, уменьшении силы и выносливости человека, ухудшении координации движений и так далее.)

Зрители: (Снижение памяти, внимания и других психофизиологических функций.)

Учитель: Умственное утомление является наиболее вредным для организма человека, так как оно способно очень быстро переходить в стадию переутомления, которая имеет более длительный период восстановления и даже может привести к заболеваниям. Это происходит в результате того, что мозг человека способен длительное время работать с перегрузкой, не давая вовремя знать о своем утомлении, которое мы ощущаем лишь тогда, когда уже наступила фаза переутомления (слайд 5).

Среди мер профилактики утомления ведущее место принадлежит улучшению организации труда и отдыха, контролю за соответствием длительности и интенсивности нагрузки возможностям человека, мотивации к труду и физической подготовленности человека.

Давайте рассмотрим способы тренировки нашего организма, которые будут способствовать укреплению нашего здоровья.

(Слово предоставляется одному из участников передачи)

О значении двигательной активности для человека нам сообщит Катя.

Катя: Движение – основа жизни, естественная потребность человека. Оно формирует структуры и функции человеческого организма. Для осуществления движения в организме человека с первых дней его развития формируется опорно-двигательный аппарат, в состав которого входит костная и мышечная система. Полное развитие костно-мышечной системы человека заканчивается к 20–24 годам. Недостаток движения может привести к заболеванию, которое называется гиподинамия. Последствиями недостатка движения являются:

– ухудшение памяти и внимания;
– ухудшение кровообращения, дыхания и пищеварения;
– снижение силы сокращения мышц;
– снижение умственной и физической деятельности.

Учитель: Как вы считаете, как можно добиться увеличения двигательной активности школьников?

Зрители: (использование физических упражнений, динамических пауз на уроках, занятие различными видами спорта, подвижные игры на свежем воздухе, систематическая физическая тренировка, оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, прыжки через скакалку, и так далее).

Учитель: Сейчас Катя покажет нам комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения”.

Этот комплекс можно использовать для снятия умственного утомления и повышения умственной работоспособности.

  1. Стойка – ноги врозь пошире. Полуприседая на левой ноге, руки дугами вниз скрестно, затем в стороны – кверху, ногу выпрямить, голову слегка наклонить назад. Вернуться в и. п. Тоже в другую сторону. Повторить 4–6 раз.
  2. Руки поднять вверх и двумя руками отвести назад, согнуть перед грудью и сделать два рывка согнутыми руками назад. Повторить 4–6 раз. Затем руки опустить и потрясти кистями.
  3. Сидя, голову наклонить вправо, назад, прямо, влево, назад, прямо. Повторить 4–6 раз. Очень медленно.

Учитель: Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом – обязательное условие здорового образа жизни. Влияние физических упражнений на организм человека становится более эффективным, если правильно сочетается с закаливающими процедурами и массажем.

– Какие природные факторы наиболее часто используются для закаливания?

Зрители: Вода, воздух, солнце.

О влиянии некоторых природных факторов на организм человека расскажет Оля.

Оля: Одним из самых эффективных средств укрепления механизмов приспособления к холоду и жаре, повышения устойчивости организма к изменениям природных условий является закаливание.

Регулярное закаливание способствует повышению способностей к восприятию и запоминанию, укреплению силы воли, активной физиологической деятельности и здоровой жизни, замедлению процесса старения, продлению срока активной жизни на 20–25 %.

Солнечные ванны в летнее время лучше всего принимать до полудня. При приеме солнечной ванны время солнечного облучения при хорошей переносимости постепенно увеличивается на 5–10 минут.

Закаливание носоглотки необходимо проводить полосканием горла сначала прохладной, а затем холодной водой.

Закаливание укрепляет и активизирует защитные силы организма, стимулирует обмен веществ, деятельность сердца и кровеносных сосудов, положительно влияет на состояние нервной системы.

Важное значение для сохранения и повышения работоспособности отводится гигиеническим факторам, которые имеют большое значение для профилактики утомления.

– Что же подразумевается под понятием гигиенические факторы?

Участники программы: (учет биологических ритмов, соблюдение режима труда и отдыха, нормализация сна, отказ от вредных привычек, пребывание на свежем воздухе, достаточная двигательная активность, соблюдение всех норм и требований к режиму занятий, состоянию мест занятий и условиям восстановления: сбалансированное питание, витаминизация, сауна, массаж).

Маша: Я хочу прочитать стихотворение Р. Гамзатова. Бывает, что, мы обижаем друг друга, ссоримся, не пытаемся понять своего товарища. Это приводит нас к конфликтным ситуациям. Конфликты оказывают отрицательное влияние на наше здоровье, приводят к утомлению нервной системы и понижению работоспособности.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился,
Ты ему греха не поминай.
Люди мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.
Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его, вини дорогу,
Ты коня не торопись менять.
Я иных придерживался правил,
В слабости, усматривая зло.
Скольких в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.
И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощенные однажды
Или не простившие меня.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать покуда не спеши.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.

Участники программы: (Умение слушать и слышать своего товарища, уважительное отношение к собеседнику, умение предотвратить конфликт).

Сейчас участники программы познакомят нас с некоторыми упражнениями, которые можно использовать с целью профилактики утомления и при восстановлении работоспособности организма. Давайте будем выполнять эти упражнения вместе с ними.

1-й участник программы:

Нужно сделать короткий и глубокий вдох, затем медленный выдох, задержать на секунду дыхание, снова короткий вдох и т.д. Повторить несколько раз.

2-й участник программы

А я хочу научить ребят самомассажу пальцев. Наши пальцы связаны с мозгом и внутренними органами, поэтому массируя каждый пальчик старайтесь уделять внимание каждому суставчику, тщательно растирая. Известно, что массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного улучшает работу желудка, среднего – оказывает влияние на кишечник и позвоночник, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца. Тоже делайте дома со стопами. А теперь встряхните руки, словно вы встряхиваете с них капельки воды.

3-й участник программы

Посмотрите, ребята у нас на стене появился “солнечный лучик”. Давайте встанем свободно и последим глазами за тем, как он изящно перемещается по нашей комнате, но это необходимо делать, не поворачивая головы и туловища. (Запускает “солнечного зайчика с помощью зеркальца или фонарика, который двигается по стене сначала влево, затем вправо – 4 раза; вверх и вниз – 4 раза; чертит овал – 4 раза, затем восьмерку в горизонтальном положении так, как описано в методике В.Ф. Базарского).

4-й участник программы

После интенсивной работы полезно такое дыхательное упражнение: сделав глубокий вдох через нос, сразу же выдыхать воздух медленной ровной струей через рот, сложив губы трубочкой. Повторите несколько раз, пока не почувствуете прилив бодрости.

5-й участник программы

Этот психологический прием является одним из защитных реакций организма на негативные явления и способствует сохранению душевного комфорта и более быстрому примирению между участниками конфликта. Его можно использовать с целью снятия эмоционального напряжения.

Для этого мы рисуем любую фигуру, подразумевая в ее образе источник, приведший к состоянию дискомфорта, а затем зачерчиваем ее или рвем лист с ее изображением.

Учитель: Оценивание с помощью жетонов разного цвета, на которых написаны баллы.

На доске прикреплены конверты с фамилиями шестиклассников. Ребята дают оценку своей работе, выбирая жетон нужного цвета и опуская его в свой конверт.

– Наша передача подошла к концу! Спасибо всем!

источник

В понятие здоровье входит не только отсутствие болезней и каких-то повреждений, но и благополучие, которое связано с повседневной жизнедеятельностью человека и его личной безопасностью. В 5 классе вы также познакомились с некоторыми правилами здорового образа жизни, выполнение которых способствует укреплению и сохранению здоровья.

Каждый человек, чтобы сохранить своё здоровье, должен научиться ценить его и беречь. Для этого необходимо постоянно следовать правилам здорового образа жизни, приобретать и расширять свои индивидуальные возможности в сохранении и укреплении здоровья.

Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовывать свои возможности для сохранения здоровья и обеспечения благополучия.

Почему мы предлагаем считать здоровый образ жизни индивидуальной системой? Потому, что каждый человек индивидуален и неповторим. Таким его создала природа. Для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек должен стремиться создать свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечила бы ему достижение физического и духовного совершенства и благополучия.

В повседневной жизни ваш день насыщен различными видами деятельности: занятия в школе, приготовление домашних заданий, занятия физической культурой, выполнение поручений родителей и др. Все виды вашей деятельности чередуются с отдыхом (активным — прогулка на свежем воздухе, лыжная прогулка, спортивные игры — и пассивным — сон). При этом отдых должен быть полноценным и полностью восстанавливать ваши затраты на различные виды деятельности. Иначе у человека начинает развиваться утомление.

Утомление — это состояние временного снижения работоспособности человека. Оно развивается вследствие напряжённой или длительной умственной либо физической деятельности и сопровождается ощущением усталости.

Утомление проявляется в том, что человек медленнее и с ошибками выполняет свою работу, у него нарушается координация движений, ухудшается общее самочувствие. Может также возникнуть ощущение тяжести в голове и мышцах.

Таким образом, развитие утомления во многом связано с организацией режима работы и отдыха. Если отдых после утомительной работы недостаточен, если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление прогрессивно нарастает и может привести к переутомлению и заболеванию.

При проявлении признаков утомления не стоит стремиться завершить начатую работу во что бы то ни стало. Это приведёт к снижению качества выполняемой работы и может на длительное время вывести из рабочего состояния. Поэтому для профилактики переутомления необходимо владеть навыками самоконтроля.

Контроль за своим состоянием имеет немаловажное значение в индивидуальной системе здорового образа жизни, так как он приучает к активному наблюдению за своим состоянием, а следовательно, и к постоянной оценке своего здоровья.

Показатели самоконтроля условно делятся на субъективные, которые вы определяете по своим ощущениям, и объективные, т. е. не зависящие от ваших ощущений.

К субъективным показателям самоконтроля можно отнести самочувствие, работоспособность, сон и аппетит.

Самочувствие — это суммарный показатель, который складывается из ощущений (бодрости, вялости, усталости, болей и др.). Его можно определить как хорошее, удовлетворительное или плохое.

Работоспособность зависит от общего состояния организма, а также от настроения, степени восстановления от предыдущей работы и оценивается как высокая, средняя и низкая. Отсутствие желания взяться за работу может быть признаком переутомления.

Нормальный сон восстанавливает работоспособность, обеспечивает бодрость и хорошее настроение. Появление бессонницы или повышенной сонливости, неспокойного сна — признак переутомления.

Ухудшение аппетита или его отсутствие свидетельствует об утомлении либо болезненном состоянии.

К объективным показателям самоконтроля относятся частота сердечных сокращений и величина артериального давления. Это особенно важно для контроля физических нагрузок. Увеличение частоты сердечных сокращений в покое по сравнению с нормой свидетельствует об утомлении.

Систематическое наблюдение за своим состоянием, постоянный его анализ окажут неоценимую помощь при планировании нагрузок на день, неделю и месяц, позволят более рационально использовать время и реализовать свои возможности для решения поставленных задач.

Для профилактики переутомления необходимо научиться учитывать психологические аспекты своего состояния, т. е. любая нагрузка — умственная или физическая — должна быть реальной и соответствовать индивидуальным возможностям. Так, если сложность задания превышает ваши возможности, то вы почувствуете перенапряжение, а иногда и потрясение. Для профилактики такого состояния есть два пути: либо снизить требования к нагрузке до пределов имеющихся возможностей, либо попытаться увеличить свои возможности путём систематических тренировок. Это в первую очередь касается физических нагрузок при занятиях спортом.

Для того чтобы избежать переутомления, необходимо хорошо знать свои возможности (умственные и физические) и при планировании любой работы соблюдать некоторые правила. Первое правило: нагрузка всегда должна быть не больше ваших возможностей. И второе правило, наверное, более важное: необходимо постоянно повышать свои умственные и физические возможности, соблюдая принципы здорового образа жизни.

С учётом индивидуальных возможностей увеличивайте умственную (учебную) нагрузку и физическую. Вы растёте и развиваетесь, возрастает и ваша нагрузка: появляются новые предметы, растёт объём учебной информации. Особенно нагрузка возрастает в период итоговых контрольных работ. Для того чтобы не возникло перегрузки за счёт учебной работы, вы должны умело сочетать учебные занятия с занятиями физической культурой и спортом, научиться рационально использовать время, свободное от занятий, и выходные дни.

Активный отдых в природных условиях — лучшее средство от утомления, возникающего в период интенсивной учебной работы.

Проверьте себя

■ Почему здоровый образ жизни следует считать индивидуальной системой поведения каждого человека? Обоснуйте свой ответ.
■ К каким последствиям может привести неполноценный отдых после работы (выполнения домашнего задания)?
■ Какие признаки вашего состояния свидетельствуют о появлении у вас утомления?

После уроков

Определите, какие коррективы вы собираетесь внести в контроль за состоянием своего здоровья после прочтения данного параграфа.

Определите, какие виды нагрузок в течение дня и недели (занятия в школе, домашняя работа, активный отдых) и в каком сочетании оказывают на ваше самочувствие положительное влияние, а какие — отрицательное. О своих наблюдениях сделайте пометки в дневнике безопасности.

Постарайтесь внести изменения в свой режим для снижения влияния отрицательных факторов. Продолжайте эту работу для приобретения опыта в умении правильно планировать свой режим работы и отдыха.

источник

Цели: • получение учащимися теоретических знаний о здоровом образе жизни и профилактике утомления; • формирование основ здорового образа жизни и выполнения элементарных правил здоровьесбережения, умения учиться, заботиться о своем здоровье.

Тема » Здоровый образ жизни и профилактика переутомления».

(совместно с медперсоналом школы) для детей 8,9 классов.

· получение учащимися теоретических знаний о здоровом образе жизни и профилактике утомления;

· формирование основ здорового образа жизни и выполнения элементарных правил здоровьесбережения, умения учиться, заботиться о своем здоровье.

(Участники передачи располагаются за круглым столом, а остальные ребята занимают места для зрителей).

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы пригласили вас на необычный урок, который будет проходить в форме телевизионной передачи “Здоровый образ жизни”. Наша передача выходит в эфир впервые, и мы решили посвятить ее теме: “Здоровый образ жизни и профилактика утомления” слайд 1

Группа ребят, принимающая активное участие в подготовке этой передачи сегодня познакомят нас с составляющими здорового образа жизни и упражнениями, которые можно использовать с целью профилактики утомления.

Приветствуем всех, кто время нашел
И к нам на программу сегодня пришел!
Здоровье свое сбережем с малых лет,
Оно нас избавит от болей и бед!

Организм человека постоянно находится под влиянием внешней среды, которую можно представить в виде модели, состоящей из четырех взаимодействующих составляющих .

Внешняя среда может оказывать на человека не только полезные воздействия, но и вредные.

– Как вы считаете, какую пользу приносит человеку внешняя среда?

Зрители: Она необходима человеку для жизнедеятельности и развития. Мы получаем воду, тепло, воздух, пищу и так далее.

Медработник: А чем же тогда она может навредить человеку?

Зрители: Она содержит в себе очень большое количество раздражителей, которые отрицательно влияют на организм человека. К ним можно отнести: понижение или резкое повышение температуры, избыток солнечной радиации, конфликты и другие воздействия, в результате которых могут произойти нарушения в организме человека.

Медработник: Для того чтобы человек мог нормально жить в этих условиях, необходимо тренировать свой организм, чтобы он своевременно реагировал на различные воздействия внешней среды, которые позволят сохранить постоянство внутренней среды организма или адаптируют его к новым условиям существования.

– Ребята, а как вы можете объяснить понятие “адаптация”?

Зрители: Это приспособление к новым условиям жизни.

Адаптация – процесс приспособления строения и функций организма к условиям существования (слайд 3).

Учитель: При помощи адаптации человек может противостоять воздействию различного вида нагрузок, адаптироваться к ним, оказывая минимальное воздействие на организм и обеспечивая нормальную работу.

Сегодня мы выбрали тему нашей передачи не случайно. Труд школьника отличается многообразием и напряженностью. Он требует высокой работоспособности и иногда приводит к умственному утомлению.

В связи с активизацией учебного труда и возрастающих нагрузках в школе просто необходимо оздоровление условий и режима учебы, быта и отдыха школьников.

– Как же можно этого добиться?

(Увеличением двигательной активности, оздоровительных сил природы (закаливание организма), гигиенических факторов и других составляющих здорового образа жизни).

Медработник: Давайте остановимся более подробно на каждом из них, но прежде дадим определение понятию утомление?

Утомление – это функциональное состояние организма, вызванное умственной или физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление ощущения усталости (слайд 4)

Сегодня мы рассмотрим два основных вида утомления – умственное и физическое.

– Что происходит с организмом человека при физическом утомлении?

Зрители: (Физическое утомление может проявляться в изменении количества и качества выполняемой работы, уменьшении силы и выносливости человека, ухудшении координации движений и так далее.)

Воспитатель: А как можно охарактеризовать умственное утомление?

Зрители: (Снижение памяти, внимания и других психофизиологических функций.)

Воспитатель: Умственное утомление является наиболее вредным для организма человека, так как оно способно очень быстро переходить в стадию переутомления, которая имеет более длительный период восстановления и даже может привести к заболеваниям. Это происходит в результате того, что мозг человека способен длительное время работать с перегрузкой, не давая вовремя знать о своем утомлении, которое мы ощущаем лишь тогда, когда уже наступила фаза переутомления (слайд 5).

Среди мер профилактики утомления ведущее место принадлежит улучшению организации труда и отдыха, контролю за соответствием длительности и интенсивности нагрузки возможностям человека, мотивации к труду и физической подготовленности человека.

Давайте рассмотрим способы тренировки нашего организма, которые будут способствовать укреплению нашего здоровья.

(Слово предоставляется одному из участников передачи)

О значении двигательной активности для человека нам сообщит Катя.

Настя : Движение – основа жизни, естественная потребность человека. Оно формирует структуры и функции человеческого организма. Для осуществления движения в организме человека с первых дней его развития формируется опорно-двигательный аппарат, в состав которого входит костная и мышечная система. Полное развитие костно-мышечной системы человека заканчивается к 20–24 годам. Недостаток движения может привести к заболеванию, которое называется гиподинамия. Последствиями недостатка движения являются:

– ухудшение памяти и внимания;
– ухудшение кровообращения, дыхания и пищеварения;
– снижение силы сокращения мышц;
– снижение умственной и физической деятельности.

Медработник : Как вы считаете, как можно добиться увеличения двигательной активности школьников?

Зрители: (использование физических упражнений, динамических пауз на уроках, занятие различными видами спорта, подвижные игры на свежем воздухе, систематическая физическая тренировка, оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, прыжки через скакалку, и так далее).

Воспитатель: Сейчас Настя покажет нам комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения”.

Этот комплекс можно использовать для снятия умственного утомления и повышения умственной работоспособности.

1. Стойка – ноги врозь пошире. Полуприседая на левой ноге, руки дугами вниз скрестно, затем в стороны – кверху, ногу выпрямить, голову слегка наклонить назад. Вернуться в и. п. Тоже в другую сторону. Повторить 4–6 раз.

2. Руки поднять вверх и двумя руками отвести назад, согнуть перед грудью и сделать два рывка согнутыми руками назад. Повторить 4–6 раз. Затем руки опустить и потрясти кистями.

3. Сидя, голову наклонить вправо, назад, прямо, влево, назад, прямо. Повторить 4–6 раз. Очень медленно.

Учитель: Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом – обязательное условие здорового образа жизни. Влияние физических упражнений на организм человека становится более эффективным, если правильно сочетается с закаливающими процедурами и массажем.

– Какие природные факторы наиболее часто используются для закаливания?

Зрители: Вода, воздух, солнце.

О влиянии некоторых природных факторов на организм человека расскажет Оля.

Оля: Одним из самых эффективных средств укрепления механизмов приспособления к холоду и жаре, повышения устойчивости организма к изменениям природных условий является закаливание.

Регулярное закаливание способствует повышению способностей к восприятию и запоминанию, укреплению силы воли, активной физиологической деятельности и здоровой жизни, замедлению процесса старения, продлению срока активной жизни на 20–25 %.

Солнечные ванны в летнее время лучше всего принимать до полудня. При приеме солнечной ванны время солнечного облучения при хорошей переносимости постепенно увеличивается на 5–10 минут.

Закаливание носоглотки необходимо проводить полосканием горла сначала прохладной, а затем холодной водой.

Закаливание укрепляет и активизирует защитные силы организма, стимулирует обмен веществ, деятельность сердца и кровеносных сосудов, положительно влияет на состояние нервной системы.

Важное значение для сохранения и повышения работоспособности отводится гигиеническим факторам, которые имеют большое значение для профилактики утомления.

– Что же подразумевается под понятием гигиенические факторы?

Участники программы: (учет биологических ритмов, соблюдение режима труда и отдыха, нормализация сна, отказ от вредных привычек, пребывание на свежем воздухе, достаточная двигательная активность, соблюдение всех норм и требований к режиму занятий, состоянию мест занятий и условиям восстановления: сбалансированное питание, витаминизация, сауна, массаж).

Воспитатель: Слово предоставляется следующей участнице нашей программы – Маше.

Гуля : Я хочу прочитать стихотворение Р. Гамзатова. Бывает, что, мы обижаем друг друга, ссоримся, не пытаемся понять своего товарища. Это приводит нас к конфликтным ситуациям. Конфликты оказывают отрицательное влияние на наше здоровье, приводят к утомлению нервной системы и понижению работоспособности.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился,
Ты ему греха не поминай.
Люди мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.
Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его, вини дорогу,
Ты коня не торопись менять.
Я иных придерживался правил,
В слабости, усматривая зло.
Скольких в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.
И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощенные однажды
Или не простившие меня.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать покуда не спеши.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.

Воспитатель: Как вы считаете можно ли обойтись без конфликтов или хотя бы свести их к минимуму? Как вы можете объяснить понятие “ключ к общению”?

Участники программы: (Умение слушать и слышать своего товарища, уважительное отношение к собеседнику, умение предотвратить конфликт).

Сейчас участники программы познакомят нас с некоторыми упражнениями, которые можно использовать с целью профилактики утомления и при восстановлении работоспособности организма. Давайте будем выполнять эти упражнения вместе с ними.

Снятие нервно-психического напряжения.

Нужно сделать короткий и глубокий вдох, затем медленный выдох, задержать на секунду дыхание, снова короткий вдох и т.д. Повторить несколько раз.

А я хочу научить ребят самомассажу пальцев. Наши пальцы связаны с мозгом и внутренними органами, поэтому массируя каждый пальчик старайтесь уделять внимание каждому суставчику, тщательно растирая. Известно, что массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного улучшает работу желудка, среднего – оказывает влияние на кишечник и позвоночник, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца. Тоже делайте дома со стопами. А теперь встряхните руки, словно вы встряхиваете с них капельки воды.

Посмотрите, ребята у нас на стене появился “солнечный лучик”. Давайте встанем свободно и последим глазами за тем, как он изящно перемещается по нашей комнате, но это необходимо делать, не поворачивая головы и туловища. (Запускает “солнечного зайчика с помощью фонарика, который двигается по стене сначала влево, затем вправо – 4 раза; вверх и вниз – 4 раза; чертит овал – 4 раза, затем восьмерку в горизонтальном положении так, как описано в методике В.Ф. Базарского).

Дыхательное упражнение при сильной усталости.

После интенсивной работы полезно такое дыхательное упражнение: сделав глубокий вдох через нос, сразу же выдыхать воздух медленной ровной струей через рот, сложив губы трубочкой. Повторите несколько раз, пока не почувствуете прилив бодрости.

Этот психологический прием является одним из защитных реакций организма на негативные явления и способствует сохранению душевного комфорта и более быстрому примирению между участниками конфликта. Его можно использовать с целью снятия эмоционального напряжения.

Для этого мы рисуем любую фигуру, подразумевая в ее образе источник, приведший к состоянию дискомфорта, а затем зачерчиваем ее или рвем лист с ее изображением.

Релаксация тихая красивая музыка

Воспитатель: Закройте глаза, представьте, что вы в саду. Светит солнце, и вы чувствуете теплые лучики, которые ласкают ваше тело. Вокруг деревья, вы чувствуете их ароматный запах. Все вокруг спокойно и вы спокойны. Ваше дыхание медленное и спокойное. Вдох – выдох… Вдох – выдох…Вы входите в глубь сада, и перед вами стоит, раскинув ветви, яблонька с налитыми яблочками. Потрогайте их. У вас появляется желание насладиться их незабываемым вкусом. У вас поднимается настроение. Вы чувствуете себя самым счастливым человеком на свете.

Оценивание с помощью жетонов разного цвета, на которых написаны баллы.

На доске прикреплены конверты с фамилиями детей.Ребята дают оценку своей работе, выбирая жетон нужного цвета и опуская его в свой конверт.

– Наша передача подошла к концу! Спасибо всем!

В подготовке занятия были использованы материал с образовательных интернет-ресурсов.

В данном материале представлены материалы из моего опыта работы в направлении формирования ЗОЖ. Дети с ОВЗ являются так называемой «группой риска» в плане асоциального поведения. Проживая рядом с людь.

Президент нашего детского общественного объединения «Новый остров» Посохов Сергей занимает активную жизненную позицию и участвует в общественной работе, направленной на сохранение традиций села.

Профилактика вредных привычек и асоциального поведения среди учащихся — одна из важных проблем современного общества. Результаты многочисленных исследований показывают существо.

Доклад на тему: «Актуальные вопросы здорового образа жизни и профилактики наркозависимости у подростков».

Лекторий для детей 8,9 классов о утомлении и переутомлении ,о смене видов деятельности в течении дня.

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка — это самая главная задача для родителей и педагогов. Дошкольный возраст являетс.

ВведениеОжирение — это хроническое заболевание, проявляющееся избыточным развитием жировой ткани, которое при прогрессировании осложняется нарушением различных функций и систем организма.Пр.

источник

Здоровый образ жизни и профилактика утомления.

1. получение учащимися теоретических знаний о здоровом образе жизни и профилактике утомления;

2. формирование основ здорового образа жизни и выполнения элементарных правил здоровьесбережения, умения учиться, заботиться о своем здоровье.

3. воспитание ответственного отношения к своему здоровью.

Ход занятия

Дорогие ребята! Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Вот видите, от ваших улыбок уютнее и светлее стало в классе.

Мне очень хочется, чтобы после нашего занятия-путешествия у вас появилось новое отношение к самому себе, к своему здоровью. В жизни вас ждут опасности, которых нужно не бояться, а избегать или остерегаться.

Мы сегодня отправляемся с вами в удивительное путешествие на сказочный остров, остров Здорового образа жизни.

В путь- дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся!

Но дорога не проста из-за каждого куста

Может недруг появиться.

Вам придется с ним сразиться!

Но чтобы отправиться нам в эту прекрасную страну, давайте ответим на вопрос. Народная мудрость гласит: «Здоровье потеряешь – всё потеряешь». Согласны ли вы с этой мудростью.

— От кого зависит в первую очередь здоровье человека?

  • — это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно.

— Есть правила, которые помогают человеку, вырасти здоровым, крепким, жизнерадостным, готовым к труду, учёбе и вообще к жизни. Знаете ли вы их, назовите.

Ребята, а теперь посмотрите на мои правила, согласны ли вы с ними?

  • Много двигаться, делать утреннюю зарядку.
  • В школу и обратно идти пешком.
  • Выполнять физкультминутки на уроках.
  • Играть в подвижные игры на перемене и во дворе.
  • Выполнять домашние дела.
  • Активно участвовать в уроках труда и физкультуры.
  • Заниматься в спортивных секциях и кружках.
  • Участвовать в кроссах, соревнованиях, походах.

Необходимо постоянно заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни. А что же это такое?

ЗОЖ— образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

Что же включает в себя здоровый образ жизни?

  • Личная гигиена
  • Двигательная активность и профилактика утомления
  • Соблюдение режима труда и отдыха
  • Правильное питание
  • Закаливание
  • Отказ от вредных привычек
  • Профилактика стрессов

Первая наша остановка в городе Гигиены.

Девиз жителей этого города: «Чистота – залог здоровья».

Чтобы попасть в этот город, мы должны ответить на вопросы:

Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.

Почему необходимо мыть руки перед едой?

На грязных руках содержится большое количество микробов, которые, попадая с пищей в рот, могут вызвать заболевание.

Зачем надо коротко стричь ногти?

Под ногтями собираются грязь и микробы – возбудители заразных болезней.

Сколько раз в день необходимо умываться?

Умываться необходимо два раза в день – утром после сна и вечером перед сном.

Как часто нужно мыть все тело и голову?

Все тело и голову необходимо тщательно мыть мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю.

Как часто нужно мыть руки?

Руки нужно мыть несколько раз в день – перед едой, после посещения туалета, придя с улицы, после общения с животными, то есть после любого загрязнения.

Как часто нужно стричь ногти на руках и ногах?

Ногти на руках необходимо стричь один раз в неделю, на ногах – один раз в две недели.

Чистота – залог здоровья – это известно всем!

А сейчас давайте вспомним, кто же нам помогает быть чистыми?

Нужно, чтоб у каждого было.

Чем у хищных медведей. (Расчёска)

Следующая наша остановка в городе Правильного питания.

Девиз жителей этого города: «Будешь правильно питаться – со здоровьем будешь знаться!»

Как вы думаете, зачем человек употребляет пищевые продукты?

Отличается ли пища человека от пищи животного?

Всякая ли пища бывает полезна? Приведите примеры.

Сладкое очень плохо влияет на организм.

Чтоб не случиться нежданной беде,

Нужно питаться в назначенный час

В день понемногу, по несколько раз.

Этот закон соблюдайте всегда,

И станет полезною ваша еда!

Надо ещё про калории знать,

Чтобы за день их не перебрать!

В питании тоже важен режим.

Тогда от болезней мы убежим!

Плюшки, конфеты, печенье и торты –

В малых количествах детям нужны.

Здоровье одно, а второго-то нет!

Правила рационального питания:

  • Никогда не переедать.
  • Тщательно пережевывать пищу.
  • Не употреблять очень горячую пищу.
  • Не злоупотреблять сладостями.
  • Больше есть зелени, овощей, фруктов.
  • Ужинать за 2 часа до сна.

А город этот Физкультурный. Девиз жителей этого города: «Чтоб здоровым и сильным быть, надо всем со спортом дружить!» Ребята, какие виды спорта вы знаете? Жители этого города не только дружат с физкультурой, но еще и закаляются.

Говорил я им зимой: закалялись бы со мной!

Утром бег и душ бодрящий, как для взрослых, настоящий!

На ночь — окна открывать, свежим воздухом дышать,

Ноги мыть водой холодной, и тогда микроб голодный

Вас вовек не одолеет. Не послушались, болеют…

Поздно поняли мы, братцы, как полезно закаляться.

Станем душ мы принимать из водицы ледяной.

Крепким стать нельзя мгновенно! Закаляйтесь постепенно.

Мы с вами побывали уже 3 городах. Много мы всего узнали и утомились. Давайте мы с вами сделаем привал и разберём что же такое утомление?

Утомление – это функциональное состояние организма, вызванное умственной или физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление ощущения усталости.

Какое утомление бывает? Физическое и умственное.

Физическое утомление может проявляться в изменении количества и качества выполняемой работы, уменьшении силы и выносливости человека, ухудшении координации движений и так далее.

Умственное утомление: Снижение памяти, внимания и других психофизиологических функций.

Умственное утомление является наиболее вредным для организма человека, так как оно способно очень быстро переходить в стадию переутомления, которая имеет более длительный период восстановления и даже может привести к заболеваниям. Это происходит в результате того, что мозг человека способен длительное время работать с перегрузкой, не давая вовремя знать о своем утомлении, которое мы ощущаем лишь тогда, когда уже наступила фаза переутомления.

Среди мер профилактики утомления ведущее место принадлежит улучшению организации труда и отдыха, контролю за соответствием длительности и интенсивности нагрузки возможностям человека, мотивации к труду и физической подготовленности человека.

Давайте рассмотрим способы тренировки нашего организма, которые будут способствовать укреплению нашего здоровья.

Этот комплекс можно использовать для снятия умственного утомления и повышения умственной работоспособности.

1.Стойка – ноги врозь пошире. Полуприседая на левой ноге, руки дугами вниз скрестно, затем в стороны – кверху, ногу выпрямить, голову слегка наклонить назад. Вернуться в и. п. Тоже в другую сторону. Повторить 4–6 раз.

2.Руки поднять вверх и двумя руками отвести назад, согнуть перед грудью и сделать два рывка согнутыми руками назад. Повторить 4–6 раз. Затем руки опустить и потрясти кистями.

3. Сидя, голову наклонить вправо, назад, прямо, влево, назад, прямо. Повторить 4–6 раз. Очень медленно.

Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом – обязательное условие здорового образа жизни. Влияние физических упражнений на организм человека становится более эффективным, если правильно сочетается с закаливающими процедурами и массажем.

Мы продолжаем путь, и на пути нашем встает болот, болото вредных привычек. Вредные привычки пусть горят, как спички.

Какие вредные привычки здесь собрались? Почему их называют вредными?

Сейчас, ребята, мы посмотрим отрывок из мультфильма «Ну, погоди!»

Просмотр фрагмента мультфильма “Ну погоди”(5 серия, пролог)

— Почему Волк взял в рот несколько сигарет? (Чтобы напустить в будку как можно больше дыма).

— Что произошло с Волком, когда он начал курить сразу несколько сигарет? (Он покраснел, у него закружилась голова, он чуть не попал под машину, упал и сильно ударился).

— Почему с ним такое произошло? (ответы детей)

— На какие органы человека влияет курение?

— Чтобы вы могли сказать своему другу, чтобы он не курил?

— Чем можно заняться вместо курения?

— Чтобы Вы могли сказать, если вам предлагают закурить сигарету?

Ребята, нам необходимо побыстрее выйти из этого болота, мы должны отказаться от вредных привычек, и тогда они нам будут не страшны.

Наш путешествие подходит к концу, на нашем пути последний город. Город хорошего настроения. Жители города всегда улыбаются, у них прекрасное настроение, они не умеют грустить. Девизом служат слова: «Больше улыбайтесь, каждым днем вы наслаждайтесь!»

Наше путешествие подошло к концу, давайте вспомним, какой образ жизни нужно вести, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье.

— А еще, ребята, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье окружающих, нам всем необходима доброта.

— Давайте хором пожелаем друг другу: “ Будьте здоровы!”

Подведение итогов занятия.

Домашнее задание. Подобрать высказывания, пословицы, поговорки о здоровом образе жизни для классного уголка.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия на тему: «ЗОЖ и профилактика утомления» »

Классный руководитель Данилова Е.В.

Здоровый образ жизни и профилактика утомления.

1. получение учащимися теоретических знаний о здоровом образе жизни и профилактике утомления;

2. формирование основ здорового образа жизни и выполнения элементарных правил здоровьесбережения, умения учиться, заботиться о своем здоровье.

3. воспитание ответственного отношения к своему здоровью.

Дорогие ребята! Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Вот видите, от ваших улыбок уютнее и светлее стало в классе.

Мне очень хочется, чтобы после нашего занятия-путешествия у вас появилось новое отношение к самому себе, к своему здоровью. В жизни вас ждут опасности, которых нужно не бояться, а избегать или остерегаться.

Мы сегодня отправляемся с вами в удивительное путешествие на сказочный остров, остров Здорового образа жизни.

В путь- дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся!

Но дорога не проста из-за каждого куста

Вам придется с ним сразиться!

Но чтобы отправиться нам в эту прекрасную страну, давайте ответим на вопрос. Народная мудрость гласит: «Здоровье потеряешь – всё потеряешь». Согласны ли вы с этой мудростью.

— От кого зависит в первую очередь здоровье человека?

Здоровье — это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно.

— Есть правила, которые помогают человеку, вырасти здоровым, крепким, жизнерадостным, готовым к труду, учёбе и вообще к жизни. Знаете ли вы их, назовите.

Ребята, а теперь посмотрите на мои правила, согласны ли вы с ними?

Много двигаться, делать утреннюю зарядку.

В школу и обратно идти пешком.

Выполнять физкультминутки на уроках.

Играть в подвижные игры на перемене и во дворе.

Активно участвовать в уроках труда и физкультуры.

Заниматься в спортивных секциях и кружках.

Участвовать в кроссах, соревнованиях, походах.

Необходимо постоянно заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни. А что же это такое?

ЗОЖ— образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

Что же включает в себя здоровый образ жизни?

Двигательная активность и профилактика утомления

Соблюдение режима труда и отдыха

Отказ от вредных привычек

Первая наша остановка в городе Гигиены.

Девиз жителей этого города: «Чистота – залог здоровья».

Чтобы попасть в этот город, мы должны ответить на вопросы:

Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.

Почему необходимо мыть руки перед едой?

На грязных руках содержится большое количество микробов, которые, попадая с пищей в рот, могут вызвать заболевание.

Зачем надо коротко стричь ногти?

Под ногтями собираются грязь и микробы – возбудители заразных болезней.

Сколько раз в день необходимо умываться?

Умываться необходимо два раза в день – утром после сна и вечером перед сном.

Как часто нужно мыть все тело и голову?

Все тело и голову необходимо тщательно мыть мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю.

Как часто нужно мыть руки?

Руки нужно мыть несколько раз в день – перед едой, после посещения туалета, придя с улицы, после общения с животными, то есть после любого загрязнения.

Как часто нужно стричь ногти на руках и ногах?

Ногти на руках необходимо стричь один раз в неделю, на ногах – один раз в две недели.

Чистота – залог здоровья – это известно всем!

А сейчас давайте вспомним, кто же нам помогает быть чистыми?

Нужно, чтоб у каждого было.

Чем у хищных медведей. (Расчёска)

Следующая наша остановка в городе Правильного питания.

Девиз жителей этого города: «Будешь правильно питаться – со здоровьем будешь знаться!»

Как вы думаете, зачем человек употребляет пищевые продукты?

Отличается ли пища человека от пищи животного?

Всякая ли пища бывает полезна? Приведите примеры.

Сладкое очень плохо влияет на организм.

Чтоб не случиться нежданной беде,

Нужно питаться в назначенный час

В день понемногу, по несколько раз.

Этот закон соблюдайте всегда,

И станет полезною ваша еда!

Надо ещё про калории знать,

Чтобы за день их не перебрать!

В питании тоже важен режим.

Тогда от болезней мы убежим!

Плюшки, конфеты, печенье и торты –

В малых количествах детям нужны.

Здоровье одно, а второго-то нет!

Правила рационального питания:

Тщательно пережевывать пищу.

Не употреблять очень горячую пищу.

Не злоупотреблять сладостями.

Больше есть зелени, овощей, фруктов.

А город этот Физкультурный. Девиз жителей этого города: «Чтоб здоровым и сильным быть, надо всем со спортом дружить!» Ребята, какие виды спорта вы знаете? Жители этого города не только дружат с физкультурой, но еще и закаляются.

Говорил я им зимой: закалялись бы со мной!

Утром бег и душ бодрящий, как для взрослых, настоящий!

На ночь — окна открывать, свежим воздухом дышать,

Ноги мыть водой холодной, и тогда микроб голодный

Вас вовек не одолеет. Не послушались, болеют…

Поздно поняли мы, братцы, как полезно закаляться.

Станем душ мы принимать из водицы ледяной.

Крепким стать нельзя мгновенно! Закаляйтесь постепенно.

Мы с вами побывали уже 3 городах. Много мы всего узнали и утомились. Давайте мы с вами сделаем привал и разберём что же такое утомление?

Утомление – это функциональное состояние организма, вызванное умственной или физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление ощущения усталости.

Какое утомление бывает? Физическое и умственное.

Физическое утомление может проявляться в изменении количества и качества выполняемой работы, уменьшении силы и выносливости человека, ухудшении координации движений и так далее.

Умственное утомление: Снижение памяти, внимания и других психофизиологических функций.

Умственное утомление является наиболее вредным для организма человека, так как оно способно очень быстро переходить в стадию переутомления, которая имеет более длительный период восстановления и даже может привести к заболеваниям. Это происходит в результате того, что мозг человека способен длительное время работать с перегрузкой, не давая вовремя знать о своем утомлении, которое мы ощущаем лишь тогда, когда уже наступила фаза переутомления.

Среди мер профилактики утомления ведущее место принадлежит улучшению организации труда и отдыха, контролю за соответствием длительности и интенсивности нагрузки возможностям человека, мотивации к труду и физической подготовленности человека.

Давайте рассмотрим способы тренировки нашего организма, которые будут способствовать укреплению нашего здоровья.

Этот комплекс можно использовать для снятия умственного утомления и повышения умственной работоспособности.

1.Стойка – ноги врозь пошире. Полуприседая на левой ноге, руки дугами вниз скрестно, затем в стороны – кверху, ногу выпрямить, голову слегка наклонить назад. Вернуться в и. п. Тоже в другую сторону. Повторить 4–6 раз.

2.Руки поднять вверх и двумя руками отвести назад, согнуть перед грудью и сделать два рывка согнутыми руками назад. Повторить 4–6 раз. Затем руки опустить и потрясти кистями.

3. Сидя, голову наклонить вправо, назад, прямо, влево, назад, прямо. Повторить 4–6 раз. Очень медленно.

Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом – обязательное условие здорового образа жизни. Влияние физических упражнений на организм человека становится более эффективным, если правильно сочетается с закаливающими процедурами и массажем.

Мы продолжаем путь, и на пути нашем встает болот, болото вредных привычек. Вредные привычки пусть горят, как спички.

Какие вредные привычки здесь собрались? Почему их называют вредными?

Сейчас, ребята, мы посмотрим отрывок из мультфильма «Ну, погоди!»

Просмотр фрагмента мультфильма “Ну погоди”(5 серия, пролог)

— Почему Волк взял в рот несколько сигарет? (Чтобы напустить в будку как можно больше дыма).

— Что произошло с Волком, когда он начал курить сразу несколько сигарет? (Он покраснел, у него закружилась голова, он чуть не попал под машину, упал и сильно ударился).

— Почему с ним такое произошло? (ответы детей)

— На какие органы человека влияет курение?

— Чтобы вы могли сказать своему другу, чтобы он не курил?

— Чем можно заняться вместо курения?

— Чтобы Вы могли сказать, если вам предлагают закурить сигарету?

Ребята, нам необходимо побыстрее выйти из этого болота, мы должны отказаться от вредных привычек, и тогда они нам будут не страшны.

Наш путешествие подходит к концу, на нашем пути последний город. Город хорошего настроения. Жители города всегда улыбаются, у них прекрасное настроение, они не умеют грустить. Девизом служат слова: «Больше улыбайтесь, каждым днем вы наслаждайтесь!»

Наше путешествие подошло к концу, давайте вспомним, какой образ жизни нужно вести, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье.

— А еще, ребята, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье окружающих, нам всем необходима доброта.

— Давайте хором пожелаем друг другу: “ Будьте здоровы!”

Подведение итогов занятия.

Домашнее задание. Подобрать высказывания, пословицы, поговорки о здоровом образе жизни для классного уголка.

источник

Конспект урок по ОБЖ » Здоровый образ жизни и профилактика утомления»по фгос

Дата и место проведения: 29апреля 2019,

Раздел учебной программы: «Основы здорового образа жизни».

Тема:»Здоровый образ жизни и профилактика утомления»

Расширить понятия о здоровом образе жизни как индивидуальной системе поведения человека;

Вскрыть причины и возможные последствия появления утомления;

Разобрать общие рекомендации и практически отработать их для профилактики утомления.

Утомление, его причины и возможные последствия;

Мы с вами завершили полезный и интересный раздел Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи» и домашнее задание у нас было- подготовить 2-3 вопроса в тестовом режиме. кто выполнил домашнее задание?

очень хорошо. поменяйтесь листочками и выполните задание. на выполнение этого задание дается 2 минуты. ( у кого нет я даю свой тест),

Кто выполнил задание поднимите руки.

Как вы можете оценить вопрос- он интересный, достаточно сложный или простой? по теме?

Оцените пожалуйста работу каждого. ЖЕТОН

Народная мудрость гласит: «Здоровье потеряешь – всё потеряешь». Согласны ли вы с этой мудростью.

— От кого зависит в первую очередь здоровье человека?

Сегодня мы будем работать в группе.

Давайте попробуем с вами определить название нового раздела, к изучению которого нам предстоит сегодня приступить (работают в команде по 2 человека) У вас на столе лежат конверт , в которых находятся пазлы. Если вы их правильно сложите, то получится название раздела. На это задание отводится 2 минуты.

Как вам было работать в команде, как считаете вы работали все одинаково, или кто-то был лучше , я прошу вас оценить работу каждого и поставить ЖЕТОН

Каждый раздел включает темы, название темы попробуем определить .

У вас на столах лежат задание. прочитайте его и выполните, у вас есть право выбора выполнить задание под № 1 или 2, одно вы уже выполняли . но оно не легче чем второе

в таблице зачеркнуть все клеточки где есть буква г

9 5 16 18 16 3 28 11 16 2 18 1 9 8 10 9 15 10 10 17 18 16 22 10 13 1 12 20 10 12 1

итак что у нас получилось?

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»

И ОПЯТЬ ОЦЕНИМ САМИ СЕБЯ ЖЕТОН

Ситуация с двумя ребятами, один из которых занимается спортом, гуляет на свежем воздухе, меняет виды деятельности, спит положенные 8 часов,

а другой после выполнения домашнего задания садится за компьютер, играет в различные игры, затем сидит на странице интернета в телефоне).

Вопрос: Какое состояние будет у первого ребенка и какое у второго? ( в числе названных слов будет УСТАЛОСТЬ или УТОМЛЕНИЕ)

Вопрос: Нужно ли бороться с таким состоянием и как ?

Теперь открываем учебники на стр. 152 , начинает читать ДАША, Илья Д. Соня. Илья Кириллов. ВЫ ДОЛЖНЫ НАПИСАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ В ТЕТРАДЬ

Здоровый образ жизни- это индивидуальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои возможности для сохранения здоровья и благополучия

Утомление – это состояние временного снижения работоспособности человека. функциональное состояние организма, вызванное умственной или физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление ощущения усталости)

Самочувствие- это суммарный показатель который складывается из ощущений (Бодрости, вялости, усталости, болей и др.)

(Активный отдых в природных условиях- лучшее средство от утомления, возникающее в период интенсивной учебной работы)

Движение- основа жизни, естественная потребность человека. Оно формирует структуры и функции человеческого организма. Для осуществления движения в организме человека с первых дней его развития формируется опорно-двигательный аппарат, в состав которого входит костная и мышечная система

так какую цель мы можем поставить сегодня.

Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, определение причин и возможных последствий утомления, научимся бороться с утомлением.

Что же включает в себя здоровый образ жизни? ВСПОМНИМ ЗНАНИЯ ПОЛУЧЕННЫЕ НАМИ В 5 КЛАССЕ

Двигательная активность и профилактика утомления

Соблюдение режима труда и отдыха

Отказ от вредных привычек

а сейчас вы познакомите нас с некоторыми упражнениями, которые можно использовать с целью профилактики утомления и при восстановлении работоспособности организма. Давайте будем выполнять эти упражнения вместе с ними.

Снятие нервно-психического напряжения.

Нужно сделать короткий и глубокий вдох, затем медленный выдох, задержать на секунду дыхание, снова короткий вдох и т.д. Повторить несколько раз.

А я хочу научить ребят самомассажу пальцев. Наши пальцы связаны с мозгом и внутренними органами, поэтому массируя каждый пальчик старайтесь уделять внимание каждому суставчику, тщательно растирая. Известно, что массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного улучшает работу желудка, среднего – оказывает влияние на кишечник и позвоночник, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца. Тоже делайте дома со стопами. А теперь встряхните руки, словно вы встряхиваете с них капельки воды.

Посмотрите, ребята у нас на стене появился “солнечный лучик”. Давайте встанем свободно и последим глазами за тем, как он изящно перемещается по нашей комнате, но это необходимо делать, не поворачивая головы и туловища. (Запускает “солнечного зайчика с помощью зеркальца или фонарика, который двигается по стене сначала влево, затем вправо – 4 раза; вверх и вниз – 4 раза; чертит овал – 4 раза, затем восьмерку в горизонтальном положении так, как описано в методике В.Ф. Базарского).

Соня Закройте глаза, представьте, что вы в саду. Светит солнце, и вы чувствуете теплые лучики, которые ласкают ваше тело. Вокруг деревья, вы чувствуете их ароматный запах. Все вокруг спокойно и вы спокойны. Ваше дыхание медленное и спокойное. Вдох – выдох… Вдох – выдох…Вы входите в глубь сада, и перед вами стоит, раскинув ветви, яблонька с налитыми яблочками. Потрогайте их. У вас появляется желание насладиться их незабываемым вкусом. У вас поднимается настроение. Вы чувствуете себя самым счастливым человеком на свете.

Хорошо. все молодцы. все вы конечно заметили при выполнении этих упражнений мыс вами немного размялись и продолжаем дальше.

Учитель: Как вы считаете можно ли обойтись без конфликтов или хотя бы свести их к минимуму? Как вы можете объяснить понятие “ключ к общению”? (Умение слушать и слышать своего товарища, уважительное отношение к собеседнику, умение предотвратить конфликт).

Давайте ещё раз вспомним составляющие ЗОЖ, причины и меры профилактики. ( соблюдать режим дня, чередовать работу и отдых, соблюдать правила ЗОЖ)

У вас на столах лежат карточки с определениями. внимательно прочитайте их на доске вы видите слова. прошу вас каждого подойти и присоеденить ваши определения к словам. , если все сложили правильно то у нас с вами получилась вот такая картинка

Прошу вас оценить вашу работу ЖЕТОН

Ребята сегодня мы повторили понятия здоровье и здоровый образ жизни, их составляющие и раскрыли причины утомления, а также изучили профилактику утомления. Наши цели достигнуты.

О чём новом вы узнали на уроке?

Мне бы хотелось , чтобы после нашего урока у Вас появилось новое отношение к самому себе и к своему здоровью.

— А еще, ребята, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье окружающих, нам всем необходима доброта.

— Давайте хором пожелаем друг другу: “ Будьте здоровы!”

Оцените пожалуйста свою работу. посчитайте количество жетонов и озвучьте мне.

Домашнее задание: Учебник параграф 7.1. Повторить упражнения для снижения утомления. Спланируйте свой режим труда и отдых.

Урок окончен! Спасибо всем!

источник

Читайте также:  Восстановление организма после утомления и повышения его работоспособности